Рассказ о слове лук

Спор луки и сатина о правде по пьесе м. горького на днесочинение на тему спор луки и сатина о правде

Спор Луки и Сатина о правде (по пьесе М. Горького «На дне»)

Сочинение на тему «Спор Луки и Сатина о правде (по пьесе М. Горького «На дне»)» раскрывает особенности идейного содержания драматического произведения.

В пьесе «На дне» М. Горький выводит на сцену людей, которые оказались на дне жизни. Они сломлены, потеряли свое дело, веру в людей и в себя. Каждый из них своим путем приходит в ночлежку Костылевых. У каждого из них своя жизненная правда.

Основную идейную нагрузку несут образы Сатина и Луки. Они не спорят о правде напрямую. Каждый из них высказывает свою точку зрения. В этом заключается центральная идея пьесы: что человеку нужнее – бескомпромиссная правда или утешительная ложь.

Лука – странствующий философ преклонного возраста. Он – гость в ночлежке, чем сильно отличается от других действующих лиц. Мы ничего не знаем о его прошлом и настоящем, но он не лишен надежды на будущее. Его роль в драме очень велика, с его появлением люди начинают задумываться о своей жизни.

Для каждого жителя ночлежки Лука нашел утешительные слова. Умирающей Анне рассказал, что после смерти нет страданий. Актеру он поведал о лечебнице для алкоголиков. Насте сказал, что если она верит в любовь, то она есть. Когда он ушел, его многие обвиняли во лжи. Только Лука пытался подарить людям надежду на лучшее. Старик хотел, чтобы они поверили в себя и пошли по жизни дальше. Старик считал, что как бы низко не пал человек, он всегда может подняться. Его слова должны были стать опорой для людей, чтобы они могли легче принимать правду жизни. «Не всегда правдой душу вылечишь», – говорит Лука.

Позиция Луки состоит в сострадании к людям, к их несчастьям. Старик, действительно, любит и жалеет людей. Он считает, что люди живут для лучшего. Никто не живет для себя. Те, кто так думает, ошибаются. «Всяк человек своей цены стоит», – утверждает странник. Это значит, что нет на свете лишних людей. У каждого человека свое предназначение, которое он выполняет в течение жизни. Люди подобны винтикам в машине мироздания, каждый из которых важен и нужен для того, чтобы машина функционировала правильно. Удалив один из них, нарушишь ход жизни, все пойдет по ложному пути.

Особенное уважение старик испытывал к детям. В детстве предназначение человека неизвестно, поэтому у Луки к детям отношение особенное. Может быть, кто-то из них совершит важное открытие, кто-то станет великим ученым, писателем. В этом – правда Луки.

Сатин – мужчина лет сорока. Когда-то он был образованным человеком, служил на телеграфе. С тех времен у него осталась любовь к разным интересным, малоизвестным словам, смысл которых он давно забыл. Он с удовольствием произносит их. Может быть, это напоминает ему о лучших днях его жизни. После этого он сменил много мест работы, в итоге оказался в ночлежке.

Жизнь героя наполнена событиями: выпивает, играет в карты, дерется. Нельзя сказать, что такой образ жизни нравится Сатину, но к другому он не стремится. Когда-то он был веселым, занятным человеком, играл на сцене и смешил людей, что ему очень нравилось. В ночлежку он попал после того, как отсидел в тюрьме. Сатин сгоряча убил подлого человека, заступаясь за сестру. Находясь в заключении, он стал играть в карты.

Мировоззрение Сатина можно характеризовать как бунтарское. Он не намерен смиренно ждать милостей от жизни, протестует против несправедливости. Герой не смирился с жизнью в ночлежке, но она и не угнетает его, как Клеща, который не теряет надежды выбраться отсюда. Сатин – жулик, он живет за счет того, что обманывает других людей. В то же время он не строит воздушных замков и другим людям не обещает райских кущей. Он разоблачает ложь Луки, но не позволяет оскорблять его.

Сатин считает воров лучшими людьми на свете. Сам он так же не отягощен моральными нормами. Он играет в карты, ведет нечестную игру, за что нередко бывает бит. К деньгам относится равнодушно, не стремится к заработкам. Сатин ценит в человеке духовность, он считает, что «человек – выше сытости!».

Интересны мысли героя о труде, работе. Нужно трудиться не ради денег. Труд, по мнению Сатина, должен приносить удовольствие. Он согласен работать, но работа должна быть ему приятна.

Сатин один из тех героев, которого не утешал Лука. По мнению старика, Сатин легко переносит жизнь. Такие, как он, не нуждаются в утешении. Сатина часто называют антиподом Луки, но он не спорит со стариком. Наоборот, он оправдывает его за то, что Лука уважительно относился ко всем людям, утешал несчастных. Он лгал им, но делал это из жалости. Герой говорит, что никто, кроме него, не понял старика.

Сатин рассуждает о правде и лжи. Он утверждает, что ложь нужна богатым людям, чтобы управлять бедными, ставить их в зависимость. Бедным людям ложь ни к чему. «Правда – бог свободного человека!» – провозглашает он. Человек нуждается не в жалости, а в уважении. Люди должны сами решать, как им жить, у них должен быть выбор.

Я думаю, что каждый из героев по-своему прав: и Сатин, говорящий, что не нужно жалеть людей, и Лука, который лгал во спасение. Мнение героев сходится в том, что людей следует уважать, нужно верить в них, давать им шанс стать лучше.

К спору Луки и Сатина присоединяется еще один персонаж – Бубнов. Он отвергает спасительную ложь Луки, однозначно выступая за горькую правду. Герой не признает полутонов, для него существует только черное или белое. Он говорит, что не умеет врать, но сквозь эту честность сквозит равнодушие к людям. В силу этого герой не вызывает симпатий.

Особенность пьесы М. Горького, на мой взгляд, заключается еще и в том, что ни один персонаж в конце пьесы не приходит к счастливому итогу. Они становятся еще более несчастными. Клещ, похоронив жену, лишается надежды на лучшее. Наталья ушла от родственников, потеряла веру в людей, разочаровалась в любви. Убит Костылев, в тюрьме оказывается Васька Пепел. Идеология Луки терпит крах. С его уходом у обнадеженных им людей почва уходит из-под ног. Лучше всех сказал о нем Клещ: «Поманил их куда-то… А сам дорогу не сказал».

Ложь Луки произвела парадоксальный эффект. Она не принесла добра никому, кроме Сатина. Карточный шулер после общения со странником стал чище, честнее. Старик произвел на него действие, подобное тому, которое производит кислота на старую монету. В Сатине проявились лучшие черты его личности. В уста Сатина автор вкладывает слова, отражающие его мнение. Правда оказывается на его стороне.

Спор, начатый в пьесе Горького, остается неразрешенным. Я думаю, что и точка зрения Луки, и правда Сатина имеют право на существование. Кто-то сам твердо стоит на ногах и может справиться с любыми трудностями, кому-то нужна опора, чтобы не оказаться на дне. Каждый человек сам делает выбор.

Сочинение на тему чья правда лучше луки или сатина

«На дне» — сложное, противоречивое произведение. И, как всякое подлинно великое творение, пьеса не терпит однолинейного, однозначного толкования. Горький дает в ней два совершенно различных подхода к человеческой жизни, не показывая явно своего личного отношения ни к одному из них. Главными героями этого произведения являются Лука и Сатин. Именно они выражают две правды, две точки зрения на человеческую судьбу. Насколько разнятся между собой эти две правды, настолько же разнятся образы их носителей. Лука — странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Он мягок и в речи, и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов. Единственные слова, исходящие из его уст, — слова утешения. А такие слова герой находит практически для каждого из обитателей ночлежки. Вору Ваське Пеплу Лука рассказывает о счастливой жизни, которую вольный человек может вести в Сибири. Хроническому пьянице Актеру — о чудесной клинике, в которой бесплатно лечат от алкоголизма. Для бедной, умирающей от чахотки Анны старик находит другие слова: «Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться — нечего!.. Смерть — она все успокаивает… Помрешь —отдохнешь…» Но эти утешения никому не помогли, так как герой не укреплял веры человека в свои силы, не готовил к жизненной борьбе. Например, Анна перед смертью, вопреки уверениям Луки о счастливой загробной жизни, мечтает хоть немножко пожить. Пеплу предстоит попасть на каторгу за убийство Костылева. Актер после ухода старика потерял найденную было веру и повесился. Слабость странника очевидна. Но нельзя забывать и о его положительной роли в пьесе. Это он, «старая дрожжа», как его назвал Сатин, «проквасил» жителей ночлежки, возбудил в них все хорошее, что дремало беспробудно, и прежде всего чувство человеческого достоинства. Но верит ли сам Лука собственным словам? Нет, не верит, и не верит в возможность решительного переустройства жизни, поскольку считает, что человек слаб изначально. Исходя из подобного мировоззрения, герой стремится не к изменению общественных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди. Его правда — утешительная ложь. Совсем другой человеческий тип, совсем другая жизненная позиция показана в образе босяка Сатина. Сатин — борец за истину. Он и в тюрьму попал только потому, что вступился за честь своей сестры. Человеческая несправедливость и годы страшной нужды не озлобили героя. И вспоминает он об этом легко, с любовью к девушке: «Славная, брат, была человечинка сестра у меня!» Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но не видит выхода — облегчения страданий — в простом утешении людей. И хотя нельзя сказать, что зтот герой выступает как сторонник более радикальных устремлений, именно в его уста писатель вкладывает монолог в защиту человека и человеческих прав: «Человек — свободен, он за все платит сам». Образ Сатина оставляет двойственное ощущение, ощущение контраста между высокими помыслами, благородными стремлениями и общим пассивным существованием персонажа. Сатин любит выпить, поиграть в карты. Он выше всех по уму и по силе характера, но все же чувствует себя уютно в костылевской ночлежке. Какова же его правда? Никакой позитивной программы у Сатина нет, но, в противовес позиции Луки, герой решительно и бесповоротно отрицает ложь, называя ее «религией рабов и хозяев». Таким образом, в драме сосуществуют две правды: правда Луки, с ее безличностиой добротой, христианским смирением, с ее «святой ложью», и правда Сатина, d чем-то жестокая, но гордая — правда отрицания лжи. И внутренний конфликт этих двух столь отличных друг от друга позиций разрешила история. История показала, что мир переделывается только сильными средствами и что слова утешения не помогут людям стать счастливее. Но, как мне кажется, это не означает, что путь Сатина лучший, просто таково устройство нашего безжалостного мира, где даже добро «должно быть с кулаками». Ночлежка для нищих – символ, образ последнего дна, на которое опустились люди, потерявшие смысл жизни, потерявшие надежду и веру в себя. Пьеса начинается с описания ужасной обстановки ночлежки. Все персонажи – «бывшие люди»: Барон – бывший аристократ, Актер- артист, Клещ – рабочий. Кто-то из них уже отчаялся: Актер, Анна, Пепел, Настя ищут выход в мечтах, и только Клещ действительно хочет вырваться отсюда. Крайнюю позицию занимает Сатин, презирающий труд и любые социальные условности. С появлением Луки с его философией любви и жалости к человеку однообразная жизнь ночлежки меняется. Первоначально Лука был задуман как отрицательный персонаж, в то время как Сатин — положительный. .Но автор, будучи писателем-реалистом, создал образ странника намного сложнее и богаче, чем предполагалось сначала. Существует мнение, что в образе Луки пародийно показан Л. Толстой с его философией непротивления. О самом Луке мы знаем очень немного: странник «лет шестидесяти». Он добр (во всяком случае, таким он предстает перед нами), он жалеет людей, пытается пробудить в них надежду, проповедует сострадание к человеку. Он считает, что полная правда для человека губительна, поэтому и рассказывает историю о бедняке, жившем одной надеждой — найти праведную землю — и не пережившим разочарования в своей мечте. И действительно, Актер кончает жизнь самоубийством, не вынеся «правды» Сатина. Недаром пьеса заканчивается словами Сатина: «Эх… испортил песню… дур-рак!» Лука утешает Анну, обещает ей загробную жизнь: «Отдохнешь там!..», -хотя сам не верит в Бога («Во что веришь, то и есть…» – уклончиво отвечает он Пеплу на этот вопрос); делает вид, что верит Насте: «Я -верю!.. Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она!» Старик дарит надежду Актеру: «Ты… лечись! От пьянства нынче лечат… Бесплатно…», указывает дорогу Пеплу: «…Уйди с ней отсюда…». И он по-своему прав. Действительно, зачем женщинам, с детства живущим в жестокой действительности и никогда не видевшим в жизни прекрасного, нужна жестокая правда – пусть они будут счастливы хотя бы в мечтах. Актер же и Пепел по-настоящему поверили Луке и решили вырваться из нищеты и грязи. И, как знать, возможно, это бы им удалось… Так, Актер говорит: «Я сегодня – работал… а водки не пил». Он наконец-то ощутил себя человеком, у него появился интерес к жизни, он даже стал вспоминать стихи. С появлением Луки возникает основной конфликт пьесы. Завязывается спор о человеке между двумя героями: Сатиным и Лукой. Странник оказывает огромное влияние на всех обитателей ночлежки, в том числе и на Сатина. Он «разбудил» шулера, пробудив в нем человека. Сатину Неприемлема позиция Луки, но тот, по крайней мере, заставляет его задуматься. Недаром Сатин запрещает всем плохо отзываться о старике: «Он- умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» Именно теперь Сатин произносит свой знаменитый монолог: «Я— понимаю старика… да! Он врал… но— это из жалости…Кто слаб душой…и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна… Ложь — религия рабов и хозяев». «Правда — бог свободного человека!» – таков девиз Сатина. Человек обязан знать, как низко он пал, чтобы начать новую жизнь, говорит шулер. Человек «выше всего», он ни в чем не нуждается: ни в любви, ни в жалости, ни в сострадании. Настоящий, свободный, сильный человек достоин правды. Безусловно, философия Сатина — это ранняя романтическая философия автора, согласно которой «человек выше жалости», «человек есть все» и «нет ничего, кроме человека». И с этим трудно поспорить, тем более что сюжет развивается в соответствии с позицией автора: Пепла арестовывают, исчезает Наташа, умирают Актер и Анна, и даже Клещ смиряется с нищетой и теряет последнюю надежду на новую жизнь, то есть Лука никому реально не улучшил жизнь. Утешение Луки действует недолго: правда вновь приводит человека к разочарованию, но хотя бы какое-то время он будет счастлив, и иногда это уже немаловажно. Таким образом, несмотря на определенную позицию автора, основной вопрос пьесы остается неразрешенным. Каждый заново решает его для себя. Мне кажется, что любому человеку нужна иногда поддержка и сочувствие, хотя жить одними иллюзиями тоже бессмысленно.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Ученье — свет, а неученье — тьма 5 класс
  • Гринев и Швабрин сравнительная характеристика сочинение 8 класс
    Главными героями произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка», являются двое совершенно противоположных по человеческим качествам офицера Гринёв и Швабрин.
  • Николай Иванович в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение
    Николай Иванович, сосед Маргариты с нижнего этажа, стал очередной невольной жертвой пребывания в Москве Воланда и его свиты.
  • Сочинение по картине Степанова Лоси 2 класс (описание)
    Исполнена картина в бело – серых тонах, поэтому она и кажется довольно холодной, но в этом и была задумка автора. Он хотел передать атмосферу зимних заморозков
  • Спор о человеке в пьесе На дне Горького сочинение
    Максим Горький, является автором знаменитого произведения, под названием На дне. Выпущен данный рассказ, был свыше 100 лет назад. с самого начала данное произведение является спорным

Задания
на лето по русскому языку.

1.      Раздели слова на
слоги. Напиши количество слогов, букв и звуков в этих словах.

Образец:

Классный
– [класный`]8 б., 7 зв.,  2 гл., 5 согл., 2
слога,    клас-сный

индюк

                                

альбатрос

акация
—                                 
      

пальма
—                                  

месяц

ёлка
—                                              
      

шоссе
—                                    
         

июль

2.                
Запиши
слова в алфавитном порядке и расставь ударение.

Свёкла,
дыня, арбуз, морковь, картофель, лук, редька, брюква, петрушка, щавель, редис,
баклажан, тыква, помидор.

3.                
Запиши
слова в два столбика. В первый – с разделительным ь, во второй с ь –
показателем мягкости. Разделяй их для переноса.

Окуньки,
осенью, платье, пальто, семья, вьюга, учительница, льёт, крыльцо, счастье,
сильный, пальцы, седьмой, ульи.

4.                
Расположи
предложения так, чтобы получился рассказ. Озаглавь его. Спиши вставляя
пропущенные буквы. В 1,2,3 предложениях= подчеркни грамматическую основу.

1.
Пели чиж… .  2. Мы х…дили гулят… (в) рощ… .  3. Наш пёс Рыж…к любил
пугат… птиц.  4. Там было х…р…шо. 5. Мал…чики и дев…ч…ки играли (в) пря…ки.
6. Цв…ли ландыш… .

5.  Определи границы предложений. Спиши текст,
вставляя пропущенные буквы.

З…мля (по)крылась снегом (в) п…лях и л…сах
бродит з…ма (с) горки  вет…р (с)дул белый наря… з…мы (по)к…залась мёрзлая
бурая з…мля вот и солны…ко тихий звон к…пели будит лес (под)снегом журчит
светлый ручей песня птиц (раз)н…слась (по) глухим тропам.

6.  Напиши по 4 слова на каждое правило:

ЖИ

____________                           
ШИ — ____________

ЧА
-_____________                           
ЩА -_____________

ЧУ

____________                            
ЩУ -_____________

ЧК
— ____________                            
ЧН -______________

7.  Вставь пропущенную букву. Напиши проверочное
слово.

Образец:   М..ря —  море,
     

Б..льной, кр..ты, захв..тил, з..ма,
б..льшой, сл..ны, г..лодать, цв..ток, с..ва, пч..ловод, ш..ловливый, охр..нял,
посм..трел, укр..пить, зап..лнять, пом..рился, л..нивый, в..ренье, св..зать,
зв..рёк, ч..совщик.

8.  Вставь пропущенную букву.  Напиши
проверочное слово. Образец: сапо.. – сапоги,

Хле.., голу..ь, ни..кий, кана..ка, гри..,
морко..ь, гара.., оши..ка, сколь..кий, зале..ть, эта.., арбу.., гор.., гла..,
рука.., була..ка, кру..ка, обу..ь, ска..ка, зу..ки, коро..ка, пля..ка, гвоз..ь.

9.  Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.

1)    З..ма. Дует ре..кий
ветер. (На) дв..ре б..льшой мя..кий сугро..  .  Л..тят лё..кие
сн..ж..нки.  Доро..ки покрыты пуш..стым сне..ком. Дети надели шу..ки и
ша..ки и б..гут (на) горку.

2)    (В)роще р..сли рядом
м..л..денькая р..бина, пож..лая б..рё..ка и старый ду..  .  (На)б..жал
в..терок. Д..ревья заш..лестели лист..ями. Так они разг..варивают между
собой.  Старый ду.. умел ещё (на) разные лады скр..петь ств..лом.

3)    Растёт (в) с..ду
яблоня. Ш..роко раскинула она св..и ветви. З..лёные лист..я отл..вают серебром.
В..сной яблоня цв..тёт нежными душ..стыми цв..тами. Летом г..рдится ч..дными
пл..дами.

10.  Спиши текст, исправляя ошибки.над словами
надпищи известные тебе части речи: сущ., гл.,прил., мест., пред..

1)    Через речьку надругой
берек был перекинут уский мостик.  На правом бирегу рос ниский и реткий
кустарник. Реский ветир пригибал его кземле. Гипкие ветви похадили на изящные
руки танцоров. Их лёгкие движения вверх-внис напоминали прышки.

2)    Ниские тучьки нависли
надлесом. Подул реский ветер. Закапал реткий дошть. потом он усилился. Глаткая
поверхность пруда стала рибой. Лотка покачивалас на валнах. Плакучие ивы
наклоняли кней сваи хрупкие веточьки. Ропкие рыпки спряталис от даждя на дно
пруда.

3)    Начяло жаркого 
южного лета. Цветёт душыстая жымолость и алычя. у витой чюгунной решётки зазелинел
шыповник. Щубечют всоду птицы. Кричат, хлапочют у моря шумные чяйки.

11. Запиши слова  в три столбика: имена
существительные, имена прилагательные, глаголы
.

Тёплые,
рисует, воет, домики, новая, воин, серое, ребёнок, лечит, минута, бегает,
деревья, корзина, крупная,  уютные, лисица, решает, упрямый, золотая,
человек, учит, светит, семья, капризный, тусклое, плывёт, загорает, 
письмо, лягушка, важное. 

12. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. В
каждом подчеркни грамматическую основу.

(К)…кну (под)л…тела с…нич…ка. (С)гороч…ки
спускался с…лдат. Изящ…ная шкатулка ст…яла (на)полоч…ке. (В)углу валялась
верёвоч…ная лес…ница. Мы г…стили летом (у) бабу…ки.  М…двеж…и сл…ды (у)х…дили
(в) глу… леса. Гро…дь р…бины горела, как к…стёр. Ж…раф п…тается лист…ями д…рев…ев.
(На) г…родской площ…ди находится т…л…граф. Б…л…ному (по)ставили согр…вающий к…мпресс.

13.   
Выпиши только те слова, которые можно перенести. Раздели их чёрточкой для
переноса.

Зайчишка, олень, оленёнок, ёжик, ёжики,
тигр, тигрёнок, леопард, медведь, барсук, змея, лиса, лисичка, кабан, рысь,
белка.

14. Определи часть речи и сделай морфологический
разбор слов.

Образец:

Тёплому – им. прил., какому?

Н.ф. – тёплый, ед.ч., м.р.

Помни во мн.ч. род не определяется

Платка – им. сущ., чего?

Н.ф.- платок, нариц, неодуш., ед.ч., м.р..

Бегают – гл., что делают?

Н.ф. – бегать, мн.ч.

  
Белочку, смотрю, маленькую, играла, тарелкам,  небеса, красивое, кроватью,
читаешь.

15.
Составь
предложения. Спиши. Выдели орфограммы.

1)               
 отличный,
день, июльский.

2)               
 и,
над, кружат, пёстренькие, беленькие, бабочки, мотыльки, цветочками.

3)               
 на,
есть, пыльца, цветочках.

4)               
 бабочка,
веточки, села, кончик, пёстренькая, на.

5)               
 и,
среди, мелькают, жучки, паучки, стебельков.

6)               
 здесь,
сколько, их.

16. Вспомни словарные слова . запиши слова, вставляя
буквы.    
               

http://data26.i.gallery.ru/albums/gallery/191718-36cf8-91459360-m750x740-u78032.jpg

  • Рассказ о слове летчик
  • Рассказ о слове космос 3 класс проект по русскому языку
  • Рассказ о слове красота 3 класс проект по русскому языку
  • Рассказ о слове капуста 3 класс
  • Рассказ о слове кот 3 класс проект по русскому языку