Доктор Рик против Пришельцев
Рассказ
– Так, уже двенадцать, засиделись мы с тобой, Джек, – сказал Доктор Рик, обращаясь к собаке. Док встал из-за стола, закрыл книгу с надписью “Конструкции и проектирование ракетных двигателей” и, погасив настольную лампу, вышел в коридор.
Зайдя в спальню, не раздеваясь от сильной усталости, он сразу же плюхнулся на кровать. Мир снов уже забирал его, как вдруг снизу раздался лай. За ним, на лестнице последовало скрежетание и через мгновение в комнату влетела скулящая собака.
– Эээй, что такое? Что случилось, Джек? – сказал Док, протирая рукой глаза.
Всю комнату заполнял яркий свет, исходивший из улицы.
– Что? Неужели уже утро?
Подойдя к окну, в небе Доктор увидел треугольник размером с футбольное поле, повисший прямо над сараем, переделанным в лабораторию. Двери сарая были распахнуты, а изнутри шел свет.
Оставив собаку дома, Рик вышел на улицу. Взяв стоявшие на крыльце грабли, он начал медленно подходить к лаборатории. Подкравшись к окну, он осторожно заглянул внутрь.
– Ээх–Эх–О–О, – взвыл Рик и отпрыгнул от окна. Его лицо стало бледным, как у вампира, открыв рот и выпучив глаза, он стоял неподвижно, держась рукой за подбородок.
– Какого хрена? – сказал Док и снова заглянул в окно. Внутри все было почти как обычно: на тестовой площадке стоял испытываемый ракетный двигатель, на стеллаже лежал самодельный огнемет. Кроме трех высоких существ, внешне напоминавших монстров из фильма “Чужой”. Отличие было лишь в отсутствии острого хвоста. Существа ходили вокруг двигателя, трогая и осматривая его.
– Фейнманова голова! – сказал Доктор Рик. – Это точно не люди.
Мурашки снова пробежали по телу. Рик прижался к стене сарая и случайно ударил по ней граблями. Раздался громкий звук. На мгновение Рик замер. Всем сердцем он надеялся, что те, кто были внутри, ничего не слышали. Подождав пару секунд, он заглянул в окно. Мурашки снова пробежали по телу, все три существа смотрели прямо на него.
– А-А-А –Фейнманова голова! – Закричал Рик и бросился бежать к дому.
Влетев в дом, он споткнулся об Джека, стоявшего перед дверью.
– Джек! – сказал Рик, запирая дверь. – Нам нужно уходить!
На крыльце раздался звук чьих-то шагов.
– О нет, они уже здесь! Вперед, приятель! – крикнул Рик и побежал ко второй двери, ведущей на задний двор.
На улицу он вышел первый, прикрыл дверцу и огляделся. Неожиданно из-за угла дома вышел человек. Человек, выглядевший как Киану Ривз.
– Здравствуйте, Доктор Рик, не бойтесь, я не причиню вам вреда, – сказал Киану Ривз.
– Кто Я? – закричал оцепеневший Рик.
– Я – Киану Ривз. Док…
– Ага, а я Джон Константин, ублюдок! – сказав это, Док запрыгнул обратно в дом. Внутри раздался звук защелкнутого замка.
– Мы в ловушке, Джек, – сказал Рик и, взявшись руками за голову, сел на лестницу. “Значит эти существа могут принимать облик любого человека” – подумал Док. – “И как после этого не верить в то, что наш мир – это симуляция. ”
– Ладно, ну же, Рик, думай! – пробормотал Док беспокойно стуча ногой.
– Точно! – закричал Док вскочив на ноги.
– Нет, – сказал Док и опустился обратно на ступеньки.
– Хотя, это настолько глупо, что может и сработать! – сказал Док и побежал в спальню.
Открыв окно, он высунулся наружу и крикнул: “Эй вы, я не знаю кто вы, но я думаю, мы достаточно разумны, чтобы прекратить играть в догонялки и поговорить”.
Из-под навеса появилось два существа. Посмотрев в глаза одному пришельцу, Рик почувствовал острую боль в висках. Через мгновение в его голове раздался голос.
– Здравствуйте, доктор Рик. Мы не хотим причинить вам боль, – начал голос в голове.
Сообразив, что слова принадлежат гостям из космоса, Рик сказал
– Кто вы?
– Мы существа, которые создали твою вселенную.
– Ну ни хрена себе! Значит наш мир, все-таки, симуляция!
– Ваш мир – это…
– И зачем вы пришли ко мне? – перебил Рик
– Причина в двигателе, который ты изобретаешь.
– А причем здесь двигатель?
– Скоро ты закончишь его сборку, и когда начнешь тестировать, узнаешь, что он способен достигнуть скорости света. Узнав об этом ты…. Не буду рассказывать все, перейду сразу к финалу. В итоге человечество сможет перемещаться в космосе очень быстро и покинет Солнечную систему.
– И что в этом плохого?
– Вы люди – это наш эксперимент, проходящий в созданном мире. Если вы покинете этот мир, то многовековому эксперименту придет конец.
– И поэтому вы хотите забрать мой двигатель.
– Да, но не только его.
– А что еще?
– Тебя, Рик.
– Что?!
– У нас нет гарантий, что после того, как мы заберем этот двигатель, ты не построишь новый.
– И вы считаете, что я пойду с вами?
– Выборы просты. Либо ты идешь с нами по собственному желанию, либо мы заставим тебя пойти.
– У меня есть время выбрать? – помолчав немного, спросил Рик.
– Думаю да. Мы пока погрузим двигатель на корабль.
Док залез обратно в комнату и сел на диван, где сидел Джек.
– Сбежать мы не сможем, малыш, – сказал Рик, почесав пса за ухом.
Вдруг Рик замер, схватившись руками за волосы, он подскочил на ноги.
– Мы заставим их бежать!
Док вернулся к окну и крикнул:
– Я согласен пойти с вами, но при двух условиях.
Из-под навеса показалось существо.
– Чего ты хочешь?
– Во-первых, вы не тронете Джека и оставите его здесь.
– Хорошо, а что во-вторых?
– Я, все-таки, ученый! Поэтому мне нужно забрать с собой из ангара парочку инструментов.
– Думаю, это возможно.
– Хорошо, – сказал Рик. – Тогда я выхожу.
– Я скоро вернусь, – сказал Док Джеку, выходя из спальни.
На крыльце его встретило существо. «Внешне оно и правда напоминает монстра из фильма “Чужой”», – подумал Рик. Чтобы отвлечься от своего страха, Док сказал:
– А вы случайно не смотрели фильм “Чужой”?
– Нет, а что это?
– Да так, выдуманная фантастика.
– А что такое фантастика?
– Это фильм “Чужой”.
– Как все просто и одновременно сложно.
– Да, так и живем.
В ангаре их ждало еще три существа, занимавшихся погрузкой двигателя в парящий контейнер.
– Берите необходимые вам вещи и идемте, – сказало существо.
– Хорошо, да, уже, – пробормотал Рик, проходя мимо стеллажей. Взглядом он искал свой самодельный огнемет.
– Большой инструмент, – сказало существо, увидев возвращающегося Дока. – И для чего он нужен?
– Сейчас объясню, – ответил Рик.
Подойдя ближе, Док нажал на кнопку пуска. Струя пламени заполнила помещение. Послышался страшный рев. Все существа горели.
– Добро пожаловать на вечеринку, Пэл! – закричал Рик.
Когда топливо закончилось, Док увидел расплавленные тела пришельцев, лежащих на полу. Бросив огнемет в сторону, он вышел на улицу. Свет из корабля существ по-прежнему освещал всю землю, вокруг царила тишина. Док шел в дом, думая только об одном: «Сейчас я возьму Джека, и мы уедем отсюда».
Полная видео версия урока № 4 с ТВ Культура Youtube
Полиглот (обрезаное) — сокращённое видео урока № 4 Youtube
Помимо разбора структур для построения предложений, которые были рассмотрены в 3 уроке, мы научимся рассказывать о себе, поговорим о профессиях и узнаем правила употребления артиклей в английском языке.
В 4 уроке, выучим новые фразы и слова, относящиеся к профессиям и этикету. Рассказ о себе — одно из первых, чему начинают обучать на курсах английского языка, и эта тема очень важна при изучении любого языка.
Рассказ о себе на английском
Одна из первых задач, которую вы должны себе поставить при изучении языка, это умение рассказать о себе на английском. Именно из диалогов о себе и формируется несгораемый запас, который упоминался предыдущих уроках.
Знакомясь с кем-либо, вы начинаете общаться и вам просто необходимо уметь рассказать о себе. И базовых структур, освоенных ранее, будет вполне достаточно для разговора.
Начиная разговор, стоит помнить, что не нужно напрягаться. Лучше, максимально расслабившись, подумать, а что бы вы ответили по-русски? Бывает такое, что и на родном языке сказать о себе сложно.
Как правило, при знакомстве в разговоре используются следующие фразы:
What do you do? — Чем вы занимаетесь?
Where do you work? — Где вы работаете?
What is your profession? — Ваша профессия?
Название профессии в английском
Как правило, в английском языке названия профессии и специальностей образуются с помощью добавления суффиксов к существительным, глаголам или прилагательным, соответствующим сфере деятельности человека.
Наиболее употребительными суффиксами у профессий являются:
-er, -or, -ist и -ian
Хотя конечно бывают и исключения, например: nurse — медсестра или stewardess — стюардесса, а слово judge означает судья и судить одновременно.
Суффикс | Образование | Перевод |
—er | dance — dancer build — builder write — writer | танец — танцор строить — строитель писать — писатель |
—or | act — actor invent — inventor edit — editor | играть роль — актёр изобретать — изобретатель редактировать — редактор |
—ist | journal — journalist tattoo — tattooist physics — physicist | журнал — журналист татуировка — татуировщик физика — физик |
—ian | logistics — logistician music — musician electric — electrician | логистика — логист музыка — музыкант электрический — электрик |
По сути, мы узнали еще несколько сотен английских слов, по аналогии с темой из второго урока 50000 слов за минуту.
С профессиями разобрались и теперь мы можем продолжить разговор, назвав собеседнику свою специальность.
Предлоги в английском
IN
Говоря о месте своей работы, мы чаще всего должны употребить предлог in, в русском это может переводится как в.
- I work in Baker Street
Я работаю на Бэйкер Стрит
- She works in Moscow
Она работает в Москве
- He works in a big company
Он работает в большой компании
AS
А если нам необходимо сказать о профессии вообще, то мы используем конструкцию предлог as + название профессии, применяется когда кто то делает, что-то, в качестве кого-то.
- I work in a school as a teacher
Я работаю в школе учителем
- You are really good as a manager
Ты реально хороший менеджер
- He works as an engineer
Он работает инженером
AT
Говоря о месте нахождения с конкретной целью, мы ставим at, если перевести на русский язык, то это эквивалент предлога на или в, но здесь имеется виду не просто место. Например, говоря мы на работе, мы не просто в каком то помещении или месте работы, а мы занимаемся там какой то деятельностью.
- I am at the airport
Я в аэропорту
Я собираюсь улететь
- They are at school
Они в школе
Они там учатся
- He is at work
Он на работе
Он там работает
То есть, здесь at мы используем, тогда когда находимся где-то, с определенной целью, а не просто в здании.
Артикли в английском
В предыдущих фразах вы, наверняка, заметили артикли a, an и the стоящие перед существительными. Они очень важны для реального разговора. Давайте разберемся, для чего же они нужны.
Английские артикли у наших соотечественников вызывают затруднения. Происходит это потому, что в русском языке их просто нет, а у англоговорящих людей без использования артикля сложно понять смысл предложения. Там артикли обязательны для употребления в разговорной речи.
Но на самом деле их употребление не так уж и сложно для понимания, если знать, откуда они появились. Зная историю их возникновения, вы сразу разберетесь в этой теме и поймёте правила использования артиклей.
Артикли в английском языке это всего лишь урезанные слова This и One. Ленивые англичане сократили их, чтобы не произносить полностью. То есть артикль The это сокращение слов This/That – это/этот, а артикль A или An сокращенно One – один.
A, AN — неопределёный артикль
Формы артиклей an и a употребляются только с существительными в единственном числе, если это множественное число, то никакой артикль ставить не нужно.
Стоит запомнить, что артикль An употребляется только перед словами, начинающимися с гласных букв английского алфавита, а артикль A ставится во всех других случаях, то есть перед словами, начинающимися с согласных.
- I work in a factory
Я работаю на заводе
Речь идет о каком то заводе
- You need a doctor
Тебе нужен доктор
Нужен какой-то, некий доктор
- He is an actor
Он актер
Он некий актер и actor начинается с гласной
THE — определёный артикль
The — определенный артикль и употребляется он, когда речь идёт каком-то конкретном предмете или лице.
- I work in the factory
Я работаю на этом заводе
Речь идет о каком то конкретном заводе
- You need the doctor
Тебе нужен доктор
Нужен какой-то, определённый доктор
- Where is the writer?
Где этот писатель?
То есть определенный, тот самый писатель
Употребление артиклей | |
A,An | речь о чём то не определённом только в единственном числе |
The | речь о чём то конкретном или если это, что то уникальное |
ВАЖНО! В отличие от артиклей A и AN, которые обозначают ОДИН и употребляются с существительными в ЕДИНСТВЕННОМ числе, артикль THE может употребляться со словами во множественном числе, если речь идет о конкретных предметах!
- I want apples
Я хочу яблоки
Не важно какие, просто хочу съесть яблоки
- I want the apples
Я хочу эти яблоки
Я вижу вазу с яблоками и имею в виду эти яблоки
Есть еще некоторые правила для артиклей, но, чтобы не забивать голову, мы не будем упоминать о них в этом уроке.
Слова для запоминания из урока
Novel — роман
Cinema — кино
Order — заказ, порядок
Jewel — драгоценный камень
Fiction — художественная литература
Character — действующее лицо
Film director — кинорежиссёр
Public Relations (PR) — общественные связи
To play a role — играть роль
You know what I mean — ты знаешь, что я имею ввиду
Упражнения к уроку 4
Ты реально хороший менеджер
You are really good as a manager
good
as
manager
a manager
as a manager
a manager
as an manager
an manager
Он на работе
He is at work
at work
the work
in work
to work
Я в аэропорту
I am at the airport
the airport
airport
to airport
in airport
Он актер
He is an actor
actor
a actor
an actor
as actor
Я работаю на заводе
I work in a factory
factory
a factory
an factory
as factory
Я работаю в школе учителем
I work in a school as a teacher
a school
as an
as school
to school
a teacher
an teacher
as a teacher
teacher
Он работает инженером
He works as an engineer
a engineer
an engineer
engineer
to engineer
Они в школе
They are at school
a school
school
at school
to school
Она работает в Москве
She works in Moscow
Moscow
the Moscow
to Moscow
a Moscow
Тебе нужен доктор
You need a doctor
as doctor
the doctor
a doctor
an doctor
••••••••••
Навигация по урокам:
Нашли ошибку?
Расскажите нам о ней в нашей группе в контакте
Комментарии к уроку
Тема: Александр Иванович Куприн
«Чудесный доктор»
Цель урока:
познакомить учащихся с личностью писателя, донести до сведения
детей основные моменты из биографии известного хирурга Пирогова, воспитывать в детских душах любовь и сострадание к людям, учить умению делать добро.
Оборудование:
портрет А.И. Куприна, портрет Н.И. Пирогова иллюстрации
к рассказу «Чудесный доктор», мультимедийный проектор, компьютер.
А ты?
Скажи:
Какой ты след оставишь?
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
О. Высоцкая
^ Ход урока.
1. Приветствие:«Здравствуйте!»-
Скажем мы друг другу просто,
Улыбнемся и начнем.
Приоткроем с вами двери
В мир искусства и добра,
Чтобы в светлое поверить,
Чтобы многое понять.
И шагать мы будем вместе,
И нельзя свернуть с пути,
Дружно будем мы трудиться,
Чтобы истину найти.
2. Вступительное слово учителя.
Понять красоту человеческой души, научиться понимать друг друга, вовремя прийти на помощь человеку, подарить радость и самому ощутить людское участи, — что может быть важнее всего на свете? Не это ли делает человека счастливым?
Жизнь людей на Земле – и взрослых, и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой, безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали и подстерегают буквально каждого не только во время войны, но и в мирные, казалось бы, спокойные дни.
Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким дорогим людям… Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что иногда у сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние. И поэтому помощь, которая приходит в критический момент, воспринимается как чудо. А название этому чуду – добро и милосердие людей. «Все отчаянней сердце стучит, Не погибни во мне, доброта».
Бесценное это человеческое качество – доброта, милосердие, без них невозможна сама жизнь. Но и этому надо учиться – делать людям добро. А учат нас этому книги. Вот и сегодня мы будем говорить о такой, которая преподаст нам урок доброты, милосердия. Это рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор».
-А как вы понимаете слова: доброта, милосердие? (ответы ребят)
А вот как дает толкование этих слов словарь Ожегова. (На экране запись)
-Рассказ называется «Чудесный доктор». Объясните значение слова «чудесный» (запись на экране)
-Работать сегодня будем по группам. Состав групп тот же, консультанты те же.
Представлю их.
-Вы получили индивидуальные задания.
-И одно из них было: подготовить рассказ о писателе, его творческой судьбе.
Но прежде, чем мы послушаем рассказ, посмотрите на этот портрет. Перед вами портрет А.И. Куприна. Всмотритесь в это удивительное доброе, простое, уставшее лицо. Сдержанность, молчаливость и даже некоторая суровость видится во взгляде, но вместе с тем нескрываемая доброта.
3. Ученица делает сообщение о писателе Куприне.
4. Беседа на восприятие: (каждая группа задает свой вопрос)
-Кто из вас прочитал рассказ Куприна? Сколько рассказчиков в этом произведение? (Два: тот с кем произошла эта история, и тот, кто рассказываете нам).
Такая форма построения текста называется «рассказ в рассказе».
2 группа (проверка домашнего задания «Внимательно читаю текст»)
-Найдите фактические ошибки в тексте.
3 группа (Найти и записать пословицы и поговорки о доброте и милосердии)
4 группа(Подготовить вопросы для интервью с присутствующими)
5. Художественный анализ текста.
-С чего начинается этот рассказ? (Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла).
Обратите внимание на значение слова «вымысел».
-Как вы понимаете смысл сказанного?
Учитель читает начало рассказа. «Гриш, а Гриш!»
-Как вы думаете, чем их привлекла витрина магазина?
-Что возбуждало в одинаковой степени их умы и желудки?
(Изобилие разных продуктов, и к тому же оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей).
-В какое время происходят действия в рассказе? (Подтвердите словами из текста)
-Любите ли вы это время?
-Какие чувства испытываете вы при приближении этих праздников? (ожидание подарка, чуда, сюрприза)
1 группа. Сочельник (рассказ о празднике)
-Могут ли мальчики Гриша и Володя надеяться на сюрприз, подарки в эти праздничные дни?
-Что вы узнали о них и их поручении?
-Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых?
-Почему швейцар не передал письмо хозяину?
(Очевидно, что он жестокий и злобный человек, не любит тех, кто беден)
-Где жили мальчики? (текст)
2 группа. Описание жилища (Пересказ близко к тексту)
3 группа. Диалог с матерью.
-Почему сложилась такая трагическая обстановка в семье Мерцаловых?
-Как ведет себя отец? Какое у него настроение?
-И в таком настроении он забрел в сад, который был расположен в центре города?
-О чем он думает среди глубокой тишины и великого спокойствия?
(Вот лечь бы и заснуть)
-Кто помешал исполнить ему это страшное намерение?
6. Физическая пауза.
Стали стройными березки,
И дубочки подтянулись,
Распрямили свои листья,
Солнце нежно улыбнулись.
Поклонились земле низко
За тепло, за день, за ласку
Дружно все «Спасибо» скажем,
Что мы есть и что мы рядом
7. Разговор со стариком (чтение диалога в лицах)
-Как же повел себя после разговора с Мерцаловым незнакомый старик? Что он предложил Мерцалову?
-Какую картину увидел доктор, когда вошли в подвал, где жил Мерцалов?
-Кем оказался незнакомый старик?
-Кто из вас слышал о докторе Пирогове?
8. Сообщение о Пирогове.
Николай Иванович Пирогов, профессор медицины родился 13 ноября 1810 года в Москве. Примечателен тот факт, как Пирогов стал доктором. Пирогова-ребенка поразил профессор Мухин – светило медицины, которого пригласили к больному брату Николаю. Он приезжал каждый вечер, торжественно вступал в дом, скидывал на руки няньке тяжелую шубу, важно шествовал к больному. Николай запомнил массивный, сильно выступавший подбородок. И голос. Убедительный. Не поверить такому нельзя.
Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Словно чародей посетил. И Николай Пирогов стал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году, он стал студентом Московского университета. Нелегким был его путь в медицине. Он многое сделал и хотел сделать для русской науки, но не всегда его понимали и принимали. А он был гордым и честным человеком, который создал для будущего новую науку.
«Люблю Россию, люблю честь Родины, а не чины», — писал он. Он лечил всех: и императора Александра, когда во время прогулки по летнему саду в него выстрелил террорист. Но более всего в его приемной ждали бесчисленные пациенты, в основном, бедные люди. Они шли к нему толпами. Он помогал им как мог. Выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на рецепт было нелепо. И он попросту раздавал деньги беднякам. За годы своей жизни Пирогов сделал сотни прекрасных операций, съездил на две войны, где оказывал помощь раненым, изложил на полутора тысячах печатных страниц теорию военной хирургии.
Умер Н.И. Пирогов 23 ноября 1881 в своей усадьбе в селе Вишня.
Благотворительная деятельность Пирогова – врача оставила след в художественной литературе. Куприн в рассказе «Чудесный доктор» поведал, как Пирогов спас семью бедного чиновника от болезней и голода, помог ей «выбиться». Мы как-то не очень доверяем концам, где как в сказке появляется великий человек, который все устраивает, потому что все может. Но рассказ достоверен — это дань гуманности, доброте и благородству Пирогова.
Учитель. Если кого-то заинтересует история жизни этого человека, вы можете прочесть о нем в этой книге.
Возвращаемся к рассказу Куприна.
-Как описывает автор действия врача Пирогова?
-Как отреагировали Мерцаловы на действия доктора?
-Как же узнал Мерцалов фамилию своего благодетеля?
-Чем еще помог Пирогов семье Мерцаловых? Когда это произошло? (В сочельник). Это было похоже на чудо.
-Почему Григорий называет его святым человеком? Название этому чуду — человеческая доброта.
Умение помочь другому человеку, который нуждается в этой помощи. Каждый из нас должен быть готов к этому и помнить о том:
^ Какой след
Незримый прочный след. В чужой душе оставим мы
На много лет?
Такой след, который оставил в жизни других людей профессор Пирогов. И главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и при первой же возможности протянуть руку тому, кто нуждается в помощи.
-Можно ли согласиться со словами Г.Мерцалова, что-то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе, угасло невозвратимо?
9. Итог урока
10. Заключение
Не жалейте сердца.
Не таите доброты и нежности своей,
Не своих прозрений и открытий
Не таите в жизни от людей.
Жизнь – она всегда сплошные муки.
По земле, идя одной тропой,
Щедрый на любовь живет богато,
До могилы бедствует скупой.
Торопитесь все отдать при жизни,
И на помощь вовремя прийти,
Делом добрым, словом добрым,
И самим добро, встречая на пути.
11. Домашнее задание: Написать отзыв о рассказе (план дан заранее).
С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол