Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

Созданные учениками презентации можно использовать на уроках русского языка в 3 классе по теме рассказ о слове. разработки помогут учителю

Нажмите, чтобы узнать подробности

Созданные учениками презентации можно использовать на уроках русского языка в 3 классе по теме «Рассказ о слове».
Разработки помогут учителю формировать умения подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества информации главное и представлять свой проект.
 

Просмотр содержимого презентации

«Слово «Добро»»


Слово «Добро» Выполнил: ученик 3А класса Егор Зирне Учитель: Т.А. Гриц

Слово «Добро»

Выполнил: ученик 3А класса Егор Зирне

Учитель: Т.А. Гриц


ДОБРО Произносим Записываем д[a]бро ́ д о бро ́

ДОБРО

Произносим

Записываем

д[a]бро ́

д о бро ́


Лексическое значение

Лексическое значение

  • Добро – все хорошее, положительное, все что приносит счастье, пользу. Доброе дело, поступок.
  • Добро – имущество, вещи, богатство.


Однокоренные слова Доброта, добряк, доброжелатель, добродушный, добровольный .

Однокоренные слова

Доброта, добряк, доброжелатель, добродушный, добровольный .


Синонимы: помощь, щедрость, благо, услуга, имущество, богатство, капитал. Антонимы: добро - зло, добро – жестокость. Фразеологизмы: Доброе сердце (добрый, отзывчивый человек). «Добро пожаловать!» (приветствие, одобрение прихода гостей).

  • Синонимы: помощь, щедрость, благо, услуга, имущество, богатство, капитал.
  • Антонимы: добро — зло, добро – жестокость.
  • Фразеологизмы: Доброе сердце (добрый, отзывчивый человек). «Добро пожаловать!» (приветствие, одобрение прихода гостей).


Сочетаемость слова Делать добро, помнить добро, искреннее добро, добро пожаловать, добро побеждает.

Сочетаемость слова

Делать добро, помнить добро, искреннее добро, добро пожаловать, добро побеждает.


Пословицы

Пословицы

  • Сделаешь добро — добро найдешь.
  • Добро помни, а зло забывай!


Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

Просмотр содержимого презентации

«Слово КОШКА»


Слово КОШКА Выполнил: ученик 3А класса Лев Погорелов Учитель: Т.А. Гриц

Слово КОШКА

Выполнил: ученик 3А класса Лев Погорелов

Учитель: Т.А. Гриц


произносим КОШКА КОШКА записываем КОШКА

произносим

КОШКА

КОШКА

записываем

КОШКА


Лексическое значение слова:

Лексическое значение слова:

  •   Хищное млекопитающее сем. кошачьих.
  • Домашний вид такого животного, а также мех его.
  • Самка домашнего кота. 
  • Род железных шипов (или иных приспособлений), надеваемых на обувь для лазанья на столбы, по отвесным склонам.
  • Небольшой якорь (спец.).
  • В старину: ременная плеть с несколькими хвостами. 


Однокоренные слова

Однокоренные слова

  • Кошечка
  • Кошатник
  • Кошатница
  • Кошачий
  • Кошкин


Синонимы

Синонимы

  • царапка
  • мурка
  • каракал


Антонимы Антонимов к слову кошка нет

Антонимы

Антонимов к слову кошка нет


Фразеологизмы Кошки на сердце скребут (состояние беспокойства) Играть в кошки-мышки (соревноваться с заведомо неравным партнером) Живуч как кошка (выдержит любые испытания) Носится как кошка с котятами (заботится, опекает)

Фразеологизмы

  • Кошки на сердце скребут

(состояние беспокойства)

  • Играть в кошки-мышки

(соревноваться с заведомо неравным партнером)

  • Живуч как кошка

(выдержит любые испытания)

  • Носится как кошка с котятами

(заботится, опекает)


Сочетание слов

Сочетание слов

  • Дикая кошка
  • Лесная кошка
  • Степная кошка
  • Домашняя кошка
  • Живучая кошка
  • Драная кошка


Пословицы

Пословицы


Загадки Вся мохнатенькая, Сама усатенькая, Днем спит И сказки говорит, А ночью бродит, На охоту ходит. Глазищи, усищи, хвостище! А моется всех чище. Мордочка усатая, шубка полосатая, Часто умывается, но с водой не знается. Мохнатенькая, Усатенькая, По кладовкам рыщет, Сметанку ищет. Мягкие лапки, а в лапках — цап-царапки. Острые ушки, На лапках подушки, Усы как щетинка. Дугою спинка. Днем спит, на солнышке лежит. Ночью бродит, на охоту ходит.

Загадки

Вся мохнатенькая, Сама усатенькая, Днем спит И сказки говорит, А ночью бродит, На охоту ходит.

Глазищи, усищи, хвостище! А моется всех чище.

Мордочка усатая, шубка полосатая, Часто умывается, но с водой не знается.

Мохнатенькая, Усатенькая, По кладовкам рыщет, Сметанку ищет.

Мягкие лапки, а в лапках — цап-царапки.

Острые ушки, На лапках подушки, Усы как щетинка. Дугою спинка. Днем спит, на солнышке лежит. Ночью бродит, на охоту ходит.


Предложения Ах, как много на свете кошек, Нам с тобой их не счесть никогда. Сердцу снится душистый горошек, И звенит голубая звезда. Сергей Есенин

Предложения

  • Ах, как много на свете кошек, Нам с тобой их не счесть никогда. Сердцу снится душистый горошек, И звенит голубая звезда.

Сергей Есенин


Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Просмотр содержимого презентации

«Слово СМЕХ»


Рассказ о слове смех Выполнил: ученик 3А класса Бабич Дмитрий Учитель: Т.А. Гриц г. Красноярск

Рассказ о слове смех

Выполнил: ученик 3А класса

Бабич Дмитрий

Учитель: Т.А. Гриц

г. Красноярск


С М , Э Х СМЕХ Смех

С М , Э Х

СМЕХ

Смех

  • записываем: СМЕХ
  • произносим: С М , Э Х


Лексическое значение слова:

Лексическое значение слова:

  • 1) Смех — короткие характерные голосовые звуки, выражающие веселье , радость , удовольствие
  • 2) Смех — нечто смешное, достойное насмешки
  • 3) Смех — невольное, гласное проявление в человеке чувства веселости, потехи, взрыв веселого расположения духа


Однокоренные слова: смешной смешить смешливый смешарики насмешка усмешка смехотерапия смехопанорама смехота пересмешник усмехнулся рассмешить смешинка СМЕХ

Однокоренные слова:

смешной

смешить

смешливый

смешарики

насмешка

усмешка

смехотерапия

смехопанорама

смехота

пересмешник

усмехнулся

рассмешить

смешинка

СМЕХ


Синонимы: хохот умора гогот хихиканье СМЕХ

Синонимы:

хохот

умора

гогот хихиканье

СМЕХ


Антонимы: слезы плач грусть тоска печаль уныние СМЕХ

Антонимы:

слезы

плач

грусть

тоска

печаль

уныние

СМЕХ


Фразеологизм:

Фразеологизм:


Сочетаемость слов: весёлый звонкий громкий заразительный внезапный дружный беззаботный глупый СМЕХ

Сочетаемость слов:

весёлый

звонкий

громкий

заразительный

внезапный

дружный

беззаботный

глупый

СМЕХ


Пословицы: Смех — не грех, коль приятен для всех. Смех— смехом, а дело — делом. Смехом сыт не будешь. Смех силе брат. И смех, и грех.

Пословицы:

Смех — не грех, коль приятен для всех.

Смех— смехом, а дело — делом.

Смехом сыт не будешь.

Смех силе брат.

И смех, и грех.


Загадки: 1) На волю рвётся, Свободно льётся, Преград не знает - Весёлый малый. 2) Что на всех языках звучит одинаково?

Загадки:

1) На волю рвётся, Свободно льётся, Преград не знает — Весёлый малый.

2) Что на всех языках звучит одинаково?


Предложения с этим словом: Мне в сугробе горе, А ребятам смех! (И. З. Суриков) Так они в драке и про хлеб-то забудут. Словом, смех, да и только! (Николай Носов)

Предложения с этим словом:

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!

(И. З. Суриков)

Так они в драке и про хлеб-то забудут. Словом, смех, да и только!

(Николай Носов)


Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

Просмотр содержимого презентации

«Слово СОЛНЦЕ»


Проект по русскому языку на тему: «Рассказ о слове» ученицы 3 «А» класса Чистовой Кристины

Проект по русскому языку на тему: «Рассказ о слове»

ученицы 3 «А» класса

Чистовой Кристины


Солнце

Солнце

  • Произносим сонцэ
  • Записываем солнце


Лексическое значение слова 1. Солнце – раскалённое тело шарообразной формы. 2. Солнце- звезда.

Лексическое значение слова

1. Солнце – раскалённое тело шарообразной формы.

2. Солнце- звезда.


Однокоренные слова

Однокоренные слова

  • Солнце — солнышко, солнечный, солнечно.


Синонимы Антонимы Фразеологизмы Синонимы: Солнышко, светило, свет, Антонимы: Солнце- мрак Солнце- тьма Фразеологизм: Место под солнцем.(Право на жизнь, на существование)

Синонимы Антонимы Фразеологизмы

Синонимы:

Солнышко, светило, свет,

Антонимы:

Солнце- мрак

Солнце- тьма

Фразеологизм:

Место под солнцем.(Право на жизнь, на существование)


СОЧЕТАЕМОСТЬ СЛОВА

СОЧЕТАЕМОСТЬ СЛОВА

  • Яркое, красное, жгучее, жаркое, жёлтое, раскалённое (солнце)


Пословица Загадка Пословица Худо лето, кода солнца нету. Загадка Без него плачемся, а как появится, от него прячемся.

Пословица Загадка

Пословица

Худо лето, кода солнца нету.

Загадка

Без него плачемся, а как появится,

от него прячемся.


Предложение с этим словом Солнышко красно, Гори- гори ясно! (Е. Благинина)

Предложение с этим словом

Солнышко красно,

Гори- гори ясно!

(Е. Благинина)


Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Просмотр содержимого презентации

«слово соловей»


Рассказ о слове «СОЛОВЕЙ» Подготовил Ромазанов Даниил, 3А класс Учитель: Т.А. Гриц

Рассказ о слове «СОЛОВЕЙ»

Подготовил Ромазанов Даниил, 3А класс

Учитель: Т.А. Гриц


Соловей произносим [салав'`эй'] записываем с о лов е й СОЛОВЕЙ

Соловей

  • произносим
  • [салав’`эй’]
  • записываем
  • с о лов е й

СОЛОВЕЙ


Лексическое значение слова

Лексическое значение слова

  • соловей  — род птиц из отряда воробьинообразных.


Однокоренные слова Соловушек, соловушка, соловейка, соловеюшка или соловейчик, соловчик, соловьишка

Однокоренные слова

Соловушек, соловушка, соловейка,

соловеюшка или соловейчик,

соловчик, соловьишка


Фразеологизм «Разливаться  соловьем ». Красноречиво рассказывать о чем-то малозначительном .

Фразеологизм

«Разливаться  соловьем ».

Красноречиво рассказывать

о чем-то малозначительном .


Сочетаемость слова

Сочетаемость слова

  • Голосистый, певучий, громкоголосый, соловей — разбойник.


Пословицы и загадки Синица в руках лучше  соловья в лесу. Слово  молвит -  соловей  поет. Ласточка весну начинает,  соловей  кончает. Кто в саду выводит трели На рожке и на свирели?: Знать опять среди ветвей Поселился...

Пословицы и загадки

Синица в руках лучше  соловья в лесу.

Слово  молвит —  соловей  поет.

Ласточка весну начинает,  соловей  кончает.

Кто в саду выводит трели На рожке и на свирели?: Знать опять среди ветвей Поселился…


Предложения с этим словом

Предложения с этим словом

  • «Целый вечер в саду рокотал соловей, И скамейка в далёкой аллее ждала, И томила весна… Но она не пришла, Не хотела, иль просто пугалась ветвей.»
  • Николай Гумилёв


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.08.59

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.09.12

 произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Раскалённое небесное тело шарообразной формы, вокруг которого вращается Земля, а также другие планеты.

2. Однокоренные слова: солнышко, солнечный.

Синонимы: светило.

Антонимы: —

Фразеологизм: Место под солнцем (право на существование)

4. Сочетаемость слова: яркое, красивое, жаркое, магматическое … (солнце).

5. Пословица. Месяц – серебро, а красное солнышко – золото.

6. Загадка. Доброе, хорошее, на людей глядит,

А людям на себя глядеть не велит.

7. Предложение. С неба льются горячие лучи солнца, и золотится спелая рожь.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.09.28

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Распространенная растительность зелённого цвета.

2. Однокоренные слова: травинка, травушка.

Синонимы: газон.

Антонимы: —

Фразеологизм: Хоть трава не расти. (безразличие)

4. Сочетаемость слова: весенняя, высокая, сочная, первая… (трава).

5. Пословица. Худую траву с поля вон.

6. Загадка. Весной появляется,

А зимой скрывается. Что это?

7. Предложение. Вышла на улицу и пробежалась по зелёной травке.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.09.43

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Товарищ, названный брат, побратим, но не родственник.

2. Однокоренные слова: дружить, дружба, друзья.

Синонимы: товарищ, приятель.

Антонимы: — враг, недруг.

Фразеологизм: Друг ситный.

4. Сочетаемость слова: лучший, верный, хороший… (друг).

5. Пословица. Без друга – на сердце вьюга.

6. Загадка. На контрольной даст списать,

С ним всегда легко болтать.

Если надо, даст совет,

Знает мой любой секрет.

Радость делит он со мной,

За меня всегда горой.

Коль беда случится вдруг,

Мне поможет верный… (друг)

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.09.55

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

1.Одно из трёх состояний воды.

2. Холодная, замёрзшая вода.

2. Однокоренные слова: ледяной, ледышка, гололёд.

Синонимы: —

Антонимы: —

Фразеологизм: Лёд тронулся. (дело сдвинулось с мёртвой точки)

4. Сочетаемость слова: крепкий, прозрачный, холодный… (лёд).

5. Пословица. Злоба, что лёд: до тепла живёт..

6. Загадка. Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.

7. Предложение. Над землёй мороз.

Что не тронь – всё лёд. (В. Цой).

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.10.06

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Сравнительно небольшое крестьянское поселение.

2. Однокоренные слова: деревушка, деревенский.

Синонимы: — село, хутор.

Антонимы: —

Фразеологизм: Потемкинская деревня  ( обман с явной целью приукрасить положение). 

4. Сочетаемость слова: родная, любимая… (деревня).

5. Пословица. Злоба, что лёд: до тепла живёт..

6. Загадка. Город царство,

А деревня рай.

7. Предложение. Туристы приехали посмотреть на дивную деревню.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.10.16

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

одно из четырёх времён года, между весной и осенью, характеризующееся наиболее высокой температурой окружающей среды..

2. Однокоренные слова: летний.

Синонимы: — сезон.

Антонимы: — зима.

Фразеологизм: Бабье лето  ( тёплые, солнечные дни в конце сентября). 

4. Сочетаемость слова: жаркое, весёлое, урожайное… (лето).

5. Пословица. Худо лето, когда солнца нету.

6. Загадка. Солнцем озеро согрето,

Всех зовёт купаться лето.

7. Предложение. Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.10.47

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

1.Домашнее животное семейства псовых.

2. О злом, грубом человеке.

2. Однокоренные слова: собачка, собачонка, собачий, собаковод.

Синонимы: пёс.

Антонимы: —

Фразеологизм: Собаку съесть (много повидать и испытать). Жить как кошка с собакой (в постоянной вражде).

4. Сочетаемость слова: служебная, дворовая, охотничья, сторожевая… (собака).

5. Пословица. Всякая собака на своём дворе хозяйка. Собака друг человека.

6. Загадка. Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди –

Лучше в дом не заходи.

7. Предложение. Собаку держать – это вовсе не шутка.

Построить собачью ей надобно будку.

Весь день мастерил и – Ура!

Готова собачке моей конура.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.10.58

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности.

2. Однокоренные слова: добрый, доброта, добряк.

Синонимы: человечный, душевный, благой.

Антонимы: — зло.

Фразеологизм: По доброте душевной; пользоваться добротой.

4. Сочетаемость слова: вечное, желанное… (добро).

5. Пословица. Учись доброму, так худое на ум не пройдёт.

6. Загадка. Его не видишь, но вид его приятен.

7. Предложение. Самое главное в человеке – это добро и честность.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.11.11

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Влага, прозрачная бесцветная жидкость, напиток..

2. Однокоренные слова: водица, водичка, водный.

Синонимы: — влага.

Антонимы: — сушу.

Фразеологизм: Быстрая вода (что-то быстро уходит)

4. Сочетаемость слова: сильная, быстрая… (вода).

5. Пословица. На текущую воду замок не повесишь..

6. Загадка. На дворе переполох:

С неба сыпется горох.

7. Предложение. И для людей, и для зверей

Нет ничего воды ценней.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.11.27

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Название различных пород жвачного парнокопытного животного с ветвистыми рогами.

2. Однокоренные слова: оленёнок, олений, оленьи, оленевод.

Синонимы: — лань, косуля, козуля.

Антонимы: —

Фразеологизм: Благородный как олень. (отличавшийся красотой и изяществом; высоконравственный, честный, мужественный)

4. Сочетаемость слова: благородный, северный, пятнистый, ездовой… (олень).

5. Пословица. От оленя останутся рога, от человека – имя.

6. Загадка. Словно царскую корону,

Носит он свои рога,

Ест лишайник, мох зелёный

Любит снежные луга.

7. Предложение. Моя душа – олень громадный – псов обезумевших

стрехнёт! (В. Набоков)

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.11.38

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Состояние атмосферы в данной области, характеризующееся горячим, нагретым солнечными лучами воздухом.

2. Однокоренные слова: жаркий.

Синонимы: — зной, пекло.

Антонимы: — холод, мороз

Фразеологизм: Ни жарко, ни холодно . (всё равно, безразлично)

4. Сочетаемость слова: первая, летняя, поздняя… (жара).

5. Пословица. Жара в шапку не нагребешь.

6. Загадка. С утра мы бегаем по полю.

Набегались, конечно вволю.

К тому же, наш футбольный мяч,

Вдруг стал, как Колобок, горяч.

Уже – двенадцать, в тень пора,

На солнце страшная … .

7. Предложение. Появилась жара. И рады мы.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.11.50

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями.

2. Однокоренные слова: берёзка, берёзонька, березняк, берёзовый.

Синонимы: —

Антонимы: —

Фразеологизм: Заблудиться в трёх берёзках . (не мог разобраться в чём-либо простом)

4. Сочетаемость слова: нарядная, белая, кудрявая… (берёза).

5. Пословица. Берёза не угроза: где стоит там и шумит.

6. Загадка. Разбежались по опушке В белых платьицах подружки.

7. Предложение. Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

(С.Есенин)

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.03

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

1.Человек, отличившийся своей храбростью, доблестью и совершающий подвиги.

2. Главное действующее лицо литературного произведения.

2. Однокоренные слова: героизм, героический, геройский.

Синонимы: — храбрец.

Антонимы: — трус.

Фразеологизм: Герой не моего романа. (о мужчине который не нравится)

4. Сочетаемость слова: сильный, мужественный, отважный… (герой).

5. Пословица. Кто за правду герой, тот истинный герой.

6. Загадка. В огне – не горит, в воде – не тонет.

Кто всегда придёт на помощь и спасёт от всех бед.

7. Предложение. Героев нужно знать в лицо.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.15

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

1.Время года, следующее за летом и предшествующее зиме.

2. Время заката, увядания. «Осень жизни, как и осень года. Надо благодарно принимать».

2. Однокоренные слова: осенний.

Синонимы: — храбрец.

Антонимы: — весна.

Фразеологизм: Осень на носу. (приближение холодов)

4. Сочетаемость слова: золотая, поздняя, дождливая… (осень).

5. Пословица. От осени к лету назад поворота нету.

6. Загадка. Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает?

7. Предложение. Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.25

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Большая радость.

2. Однокоренные слова: счастливый, счастливчик.

Синонимы: — радость, удача.

Антонимы: — несчастье, горе.

Фразеологизм: Ковать счастье. (Стремиться к построению благополучной жизни, решению каких-то проблем . )

4. Сочетаемость слова: семейное, женское, великое… (счастье).

5. Пословица. Семья – это важно, ответственно сложно, но счастье найти одному невозможно!

6. Загадка. Пусть на улице ненастье,

Побыть с родными – это … .

7. Предложение. Есть счастье у нас поверьте,

И всем дано его знать.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.39

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Поленья для топки.

2. Однокоренные слова: дровней, дровокол, дровосеки.

Синонимы: —

Антонимы: —

Фразеологизм: Кто в лес, кто по дрова. (нет согласия)

4. Сочетаемость слова: сухие, мокрые, колотые… (дрова).

5. Пословица. Бабушка на печь, а дед по дрова.

6. Загадка. Кривы, корявы, залегли, как павы.

А как стали горячи, облизали кирпичи.

7. Предложение. Для него люди – как дрова.

(Шумилов П.Р. «Слово о драконе»)

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.49

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

2. Однокоренные слова: друг, дружелюбный.

Синонимы: — приятельство.

Антонимы: — вражда.

Фразеологизм: Не в службу, а в дружбу. (от чистого сердца)

4. Сочетаемость слова: крепкая, мужская, женская, настоящая… (дружба).

5. Пословица. Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.

6. Загадка. Сам не подойдёшь, её не обретёшь.

7. Предложение. Мальчик с девочкой дружил,

Мальчик дружбой дорожил.

Доброго времени суток желает ШколаЛа всем своим читателям, а особенно тем, кого судьба в этом учебном году забросила в третий класс. Сегодняшняя статья актуальна именно для вас. Речь пойдет про проект Рассказ о слове.

Про тот самый, который задают по русскому языку.

Про тот самый, который только на первый взгляд кажется довольно простым.

Давайте сразу к делу! Чтобы узнать, что конкретно от нас требуется, заглянем в учебник.

Задание из учебника

Проекту в учебнике отведена целая страница.

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

На этой странице составители учебника рассказывают нам о слове «мороз».

Они подбирают к нему синонимы, антонимы, однокоренные слова. Раскрывают лексическое значение и указывают, как оно пишется и как слышится. А еще подбирают такие слова, с которыми «мороз» сочетается, ищут и находят его в пословице, загадке и фразеологизме. Ну и в конце концов подбирают красивое «классическое» предложение.

А что предлагают сделать ученикам? Все то же самое. Только про какое-нибудь другое слово. А еще предлагают работу проиллюстрировать, а потом устроить презентацию проекта в классе.

Вроде понятно всё. Давайте приступать. Начнем с плана.

План работы

Составляя план, мы ориентировались на пример проекта из учебника. Вот что у нас получилось.

  1. Выбрать слово
  2. Разобраться, как мы это слово пишем, а как произносим.
  3. Найти в словаре лексическое значение выбранного слова.
  4. Подобрать однокоренные слова.
  5. Подобрать синонимы.
  6. Подобрать антонимы.
  7. Найти фразеологизм, в котором присутствует исследуемое слово и понять, что этот фразеологизм означает.
  8. Подобрать слова, которые хорошо сочетаются с выбранным словом.
  9. Найти пословицу, в которой присутствует выбранное слово.
  10. Найти загадку, отгадкой к которой будет рассматриваемое слово.
  11. Найти в художественных произведениях красивое предложение, содержащее исследуемое слово.
  12. Оформить проект.
  13. Проиллюстрировать проект.

Вот как! Целых 13 пунктов.

Прежде чем приступать к приведению нашего плана в исполнение, давайте разберемся с некоторыми моментами, которые могут вызвать затруднение.

Что такое лексическое значение? Это как раз то, что означает слово. Лексическое значение ищите в толковых словарях, которых полно в интернете.

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

Что такое однокоренные слова. Это такие слова, которые имеют один и тот же корень.

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

Синонимы. Это слова одной части речи, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут заменить друг друга в предложении, не поменяв существенно его смысла.

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

Антонимы. Это тоже слова одной части речи, они звучат и пишутся по-разному и значения они имеют противоположные. Антонимы не могут заменить друг друга в предложении, вернее могут, только тогда предложение поменяет свой смысл.

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

Ну и еще предлагаем разобраться с тем, что такое фразеологизм.

Если попробовать объяснить просто, то это сочетание слов, которое часто употребляется в разговорной речи и имеет определенное значение, но только не то, которое вы слышите. Да уж, просто не получилось)

Попробуем на примере объяснить. Вот мы говорим: «Вася дал сдачи Егору». Если воспринимать буквально, то получается, что Егор что-то, видимо, у Васи купил, а Вася Егору что-то продал и потом отсчитал определенную сумму денег и отдал Егору сдачу.

Но! Словосочетание «дал сдачи» — это фразеологизм, поэтому буквально его мы не воспринимаем и понимаем, что, видимо, Егор дал Васе в лоб, а Вася за это дал Егору в ухо, то есть «дал сдачи». Уф… Кажется теперь понятнее получилось.

Все остальное в задании вроде как понятно.

Давайте приступать. Проект мы будем выполнять вместе с Сашей Романцовым. Саша – третьеклашка. Начнем с выбора слова, которое будем исследовать.

Выбор слова

Нужно сказать, что трудности начались уже на первом этапе. Оказывается, не так уж просто выбрать слово, к которому потом будет просто подобрать синонимы и антонимы. Вначале мы решили взять «календарь». Знаете вы синоним к этому слову? А антоним?

Оставили мы с Сашей в покое «календарь» и взялись за «телефон» и опять тупик. Где синонимы? А антонимы где?

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

Нужно сказать, что слов мы перебрали немало, прежде чем поняли, что в данной работе не стоит привязываться к существительным, обозначающим предметы. Проще взять существительное абстрактное, его еще называют отвлеченное. То есть существительное, которым можно описать какое-либо понятие, состояние, действие, качество.

Лучше взять такое слово, которое означает то, что нельзя потрогать руками или сбросить с горы вниз. Как, например, можно потрогать руками «красоту» или «осень»? Вот такие слова лучше и выбирать.

В результате мы выбрали слово «ветер», будем рассказывать про него.

Рассказ о слове «ветер»

Как пишем и как произносим?

«Ветер» относится к словарным словам. Проблему представляет вторая гласная «е». Её совсем не слышно при произношении.

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

Когда указываем, как мы слово произносим, вместо буквы «е» после буквы «т» в квадратных скобках пишем букву, которая слышится, то есть «и».

Да, и еще указываем, где ударение стоит.

Лексическое значение

Разные словари дают разные определения «ветра».

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

Мы выбрали самое простое.

Однокоренные слова

Здесь ничего сложного не было.

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

Подобрали пять однокоренных слов к герою нашего проекта.

Синонимы

В качестве синонимов брали такие слова, которые тоже означают то, что дует, задувает, а порой и сдувает.

У нас получилось пять синонимов.

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

Заодно, пользуясь случаем, мы с Сашей расширили кругозор, выяснили, что есть такое «бриз», и что такое «муссон».

Антонимы

Антонимов нашлось меньше, чем синонимов. Всего два.

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

Но и их для проекта будет достаточно.

Фразеологизм

Выбрали такой – «Ветер в голове».

Так говорят о пустом, крайне легкомысленном человеке.

Сочетаемость слова

Самый простой пункт плана, справились с ним на раз два.

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

Пословица

А вот и наша «ветреная пословица»

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

Загадка

И «ветреная» загадка тоже имеется, даже в стихах.

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

Предложение

Осталось только предложение подобрать. Выбрали одно из произведения «Макар Чудра» Максима Горького.

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

Вся информация собрана. Время оформлять наш проект.

Пример оформления проекта

Можно воспользоваться советом составителей учебника, взять обыкновенный лист бумаги и красиво на нем написать всё про исследуемое слово. Но мы были бы не мы, если бы не придумали что-нибудь поинтереснее.

Мы сделали слегка интерактивный планшет.

Вот так он выглядит с одной стороны.

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

А вот так с другой.

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

Давайте рассмотрим его подробнее.

В верхнем левом углу написали название проекта, имя автора и класс.

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

В верхнем правом углу разместили слово, о котором идет речь в работе, так как оно пишется.

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

Этот элемент интерактивный, если приподнять листочек с «ветром» вверх, то мы увидим еще и как это словечко произносится.

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

В нижнем левом углу передней стороны нашего планшета мы «построили» домик. На дверцах написано «синонимы» и «антонимы».

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

Дверцы открываются и слева можно прочитать список наших синонимов, а справа – антонимов.

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

В домике, видимо, топится печка. Из трубы идет дымок. А на дымке написано лексическое значение.

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

Перемещаемся по планшету вправо-вниз и видим дерево. Это блок с однокоренными словами.

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

Также добавили декоративных элементов для красоты: птичек, бабочек, собаку.

Переворачиваем планшет.

Вверху сияет солнце, на нем написано «ветер». Вокруг солнышка плавают облачка и на каждом словечко, с которым «ветер» отлично сочетается.

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

Не забываем, что проект должен быть с картинкой. Сразу под солнышком имеется место для иллюстрации. Здесь Саша нарисовал речку, маки и ветер. Это картина к использованной в проекте загадке.

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

Слева от картинки блок с пословицей.

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

Но не только с пословицей. Если перевернуть блок вверх, то мы увидим…

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

Загадку.

Таким же образом устроен блок, который находится справа от иллюстрации.

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

На нем у нас фразеологизм.

А если перевернуть, то и расшифровка фразеологизма.

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

Предложение разместили внизу и просто написали его шариковой ручкой, выделив фломастером только «ветер».

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

Вот такой веселенький проект «Рассказ о слове» получился у нас с Сашей.

Как всегда, готовы поделиться с вами шаблонами для изготовления такого же чуда по русскому языку. Если интересно, пройдите, пожалуйста, в наш магазинчик, там все подробно написано.

Хорошая новость! В период с 30 декабря 2021 года по 9 января 2022 года в нашем магазине действуют Новогодние скидки! Не пропустите!

А мы пока поделимся с вами подборками информации про еще шесть разных слов, которые нам удалось собрать.

Информация про другие слова

Утро

Пишем — «утро».

А произносим — «утр[а]».

Лексическое значение: часть суток следующая за ночью и предшествующая дню.

Синонимами к «утру» могут быть: «зорька», «рассвет», «рань».

Антонимами – «вечер» или «ночь».

В качестве фразеологизма можно взять: «Утро вечера мудренее». Он означает, что делать дела или принимать какие-то важные решения лучше с утра, а не вечером.

Каким может быть утро? Завтрашним, ранним, холодным, воскресным, солнечным.

А вот пословица с загадкой.

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

Предложение можно взять из творчества И.С. Тургенева.

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

Обед

Пишем — «обед».

Произносим — [а]бе[т].

Обед – основной прием пищи, обычно приуроченный к середине дня, между завтраком и ужином.

«Обед» – «обедня», «обеденный», «пообедать», «послеобеденный», «пообедавший».

Синонимы к «обеду»: «пир», «трапеза», «ланч», «кушанье».

Антонимы – «завтрак», «ужин».

В качестве фразеологизма подойдет фраза «Сто лет в обед». Так говорят о чем-то древнем, давным-давно случившемся или о человеке очень преклонного возраста.

Каким может быть обед? Праздничным, званным, вкусным, сытным, горячим.

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

С предложением помог справиться А.П. Чехов.

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

Вопрос

Пишется — «вопрос».

Произносится — «в[а]прос».

Вопрос – обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа; нечто неясное, до конца неизвестное.

«Вопрос» – «вопросник», «вопросик», «вопрошающий», «вопросительный», «вопрошать».

Синонимы к «вопросу»: «задача», «проблема», «загадка», «задание».

Антонимы – «ответ», «решение», «отгадка».

Фразеологизм – «Вопрос жизни и смерти». Так говорят о каком-то очень важном деле.

С какими словами сочетается «вопрос»? Трудный, риторический, больной, важный, большой.

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

В качестве предложения можно использовать известнейшую строчку из «Гамлета» Шекспира.

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

Красота

Пишем — «красота».

Говорим — «крас[а]та».

Красота – все красивое, прекрасное, то, что доставляет эстетическое, нравственное, художественное наслаждение.

«Красота» – «краса», «красавица», «красотка», «украшение», «красиво».

Синонимы к «красоте»: «прелесть», «неотразимость», «загляденье», «великолепие», «чудо».

Антонимы – «уродство», «уродливость», «безобразие».

Фразеологизм можно использовать такой – «Красота неземная». Так говорят об очень красивом, ярком человеке.

Какая бывает красота? Абсолютная, ангельская, редкая, мужская, женская.

Загадку про слово «красота» нашли всего одну. Она довольно замороченная, так что, если будете использовать её в своей работе, обсудите её с ребенком, чтобы он понимал, что к чему.

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

Предложение. Опять у Максима Горького позаимствовали.

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

Свет

Пишем — «свет».

Произносим — «свет».

Свет – тот или иной источник освещения; Земля, Мир, вселенная, а также люди населяющие Землю.

«Свет» – «светлица», «светлячок», «светофор», «светило», «светлый».

Синонимы к «свету» — «блеск», «сияние», «мир», «яркость», «блеск».

Антонимы – «тьма», «мгла», «темнота».

Можно взять фразеологизм «На край света». Очень далеко, куда угодно, в любое самое далекое место.

Какие слова сочетаются со словом «свет»? Белый, солнечный, включить, увидеть, яркий.

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

Предложение из произведения всё того же Максима Горького.

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

Чистота

Пишем — «чистота».

Говорим — «чист[а]та».

Чистота – чистое состояние, чистый вид чего-нибудь; всё, что считается незапятнанным, не входящим в состав какой-либо смеси.

«Чистота» – «чистый», «чисто», «чистюля», «начисто», «нечистоты».

«Чистые» синонимы: «аккуратность», «опрятность», «марафет», «прибранность».

«Чистые» антонимы: «грязь», «беспорядок», «сор», «загрязненность».

Фразеологизм «Чистота — залог здоровья» говорит нам о том, что чтобы быть здоровым, нужно содержать в чистоте своё тело, дом, планету.

Какие слова хорошо сочетаются со словом «чистота»? Стерильная, кристальная, абсолютная, образцовая, экологическая.

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

Предложение из произведения Н.В. Гоголя.

Рассказ о слове человек 3 класс проект по русскому языку

Ну вот еще с одним проектом для третьего класса разобрались. Надеемся, информация была для вас полезна.

Приобрести шаблоны для того, чтобы сделать такой же красивый проект-планшет «Рассказ о слове» как у нас, можно здесь.

Обратите внимание на блоге «ШколаЛа» есть и другие статьи, которые могут быть полезны для подготовки школьных «лингвистических» проектов:

  • Почему октябрь назвали октябрем?
  • Моя любимая буква «А»
  • Моя любимая буква «Б»
  • Проект «Живая азбука»
  • Почему сентябрь назвали сентябрем?

Также ШколаЛа может предложить вам отличные, проверенные временем и школой шаблоны портфолио для мальчиков и для девочек.

На сегодня все!

До новых встреч!

Тест по теме «Типы сказуемых» 8 класс

№ 1.Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

а) Множество звуков вливается в ночной птичий хор. б) Я уже начинал беспокоиться. в) Я готов был согласиться. г) Он рад был бы уйти.

№ 2.Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:

а) Он встал и сразу же сел. б) И стали три пальмы на Бога роптать. в) Вскоре пошел сильнейший дождь. г) Лиза решилась на это.

№ 3.Укажите предложение с составным именным сказуемым:

а) Слово – серебро, молчание – золото. б) Петр решил помочь брату. в) Андрей готов был распоряжаться даже Киевом. г) Он остановился и немного задумался.

№ 4.Укажите пример с ошибкой в определении типа сказуемого:

а) Лицо у него было кислое (составное именное). б) Молчание – золото (составное именное). в) Мы хотели бы участвовать в соревнованиях (составное глагольное). г) Он сел и записал рассказ старушки (составное глагольное).

№ 5. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

а) Подходы к заграждениям и окопам заминированы. б) Крутиков разгоряченно принялся объяснять происшедшее. в) Предположения Ливеровского оказались правильными. г) В воздухе густо пахло смолой.

№ 6. Укажите предложение с составным именным сказуемым:

а) Перед снегопадом дерево начинало ронять листья. б) Много забот будет летом у белок. в) Машина должна была пройти на полметра позади Сережи. г) С пригорка была видна вся деревня.

№ 7. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

а) Город вытянут длинной полосой вдоль железной дороги по одну её сторону. б) После вчерашнего небольшого шторма вода сегодня была особенно мутной. в) Замолчав, Пинчук решил заштопать дырку в гимнастерке. г) Приземление на той площадке грозило опасностью изуродоваться.

№ 8. Укажите предложение с составным именным сказуемым:

а) Пусть противник как можно позже обнаружит место переправы! б) Отсюда была хорошо видна лодочная станция. в) После ужина Анфиса молча принялась убирать со стола. г) На краю мохового болота я приказал всем остановиться.

№ 9. Укажите предложения с простым глагольным сказуемым:

а) Всякий талант неизъясним. б) С тех пор перестал я вмешиваться в его хозяйственные распоряжения. в) Померкни, солнце Аустерлица! Пылай, великая Москва! г) Чувство выздоровления – одно из самых сладостных.

№ 10. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:

а) Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза. б) Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые, белые. в) Я боюсь, что слишком поздно стало сниться счастье мне. г) Я не буду больше молодым.

№11Выберите правильный ответ.
Вечером с высоких берёз Тетерева начали нырять в снег.
1) Простое глагольное сказуемое
2) Составное глагольное сказуемое
3) Составное именное сказуемое

№12.Какое из данных предложений содержит составное именное сказуемое:
1) Слово – серебро, молчание – золото. 
2) Петр решил помочь брату.
3) Андрей готов был распоряжаться даже Киевом.
4) Он остановился и немного задумался.

№13. Отметьте вид сказуемого в предложении:
Перед балконом была большая утоптанная площадка.
1) Простое глагольное сказуемое
2) Составное глагольное сказуемое
3) Составное именное сказуемое

№14.Какое предложение содержит простое глагольное сказуемое?
1) Я сильно беспокоился за друзей.
2) Дни становились все длиннее и длиннее.
3) Вскоре я бросил писать стихи.
4) Садовник был человек суетливый и разговорчивый.

№15Какой вид у сказуемого в предложении:
Без вьючных животных мы не могли тронуться в путь.
1) Простое глагольное сказуемое
2) Составное глагольное сказуемое
3) Составное именное сказуемое

№16.Найдите пример с ошибкой в определении типа сказуемого:
1) Лицо у него было кислое (составное именное).
2) Молчание – золото (составное именное).
3) Мы хотели бы участвовать в соревнованиях (составное глагольное).
4) Он сел и записал рассказ старушки (составное глагольное).

№17. Выберите правильный ответ.
Тропа здесь проложена по увалам с правой стороны долины.
1) Простое глагольное сказуемое
2) Составное глагольное сказуемое
3) Составное именное сказуемое

№18. Найдите предложение с простым глагольным сказуемым:
1) Множество звуков вливается в ночной птичий хор. 
2) Я уже начинал беспокоиться.
3) Я готов был согласиться.
4) Он рад был бы уйти.

№19. Найдите правильный вариант ответа:
Сюда приезжали директора предприятий договориться о подключении нового цеха, нового дома.
1) Простое глагольное сказуемое
2) Составное глагольное сказуемое
3) Составное именное сказуемое

№20. Укажите вид сказуемого в предложении:
Я люблю над покосной стоянкою слушать вечером гуд комаров.
1) Простое глагольное сказуемое
2) Составное глагольное сказуемое
3) Составное именное сказуемое

№21. В каком предложении сказуемое выделено неправильно?

1) Пусть сильнее грянет буря!

2) Он дал обещание брату.

3) Отчего вы перестали говорить со мной серьезно?

4) Осень в этом году пришла холодная, ветреная.

№22. В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?

1) Я сильно беспокоился за друзей.

2) Дни становились все длиннее и длиннее.

3) Вскоре я бросил писать стихи.

4) Садовник был человек суетливый и разговорчивый.

№23. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

1) Сама судьба велит тебе спасать меня.

3) Изменники точно в воду канули.

2) Осенью я начал серьезно заниматься плаванием.

4) Она будет всю жизнь благоговеть перед ним.

№24. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

1) Первыми подходят к воде овцы.

2) Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихонько медведя толкнула ногой.

3) Он уже целый город воздвигнуть готов.

4) У каждого будет немало заветных дорог.

№25. В каком предложении есть составное именное сказуемое?

1) Один и тот же сон мне повторяться стал.

2) Все ему прощалось.

3) А все же давайте разберемся сперва.

4) Теперь рассеяны сомненья.

№26. В каком предложении есть составное именное сказуемое?

1) Эта грусть была смутная, как сон.

2) Я часто не в силах был скрывать свое отношение к вам.

3) Как будто перестало биться сердце.

4) О, я как брат обняться с бурей был бы рад!

№27. В каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения?

Ты должен быть нашим первым драматургом.

1) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное

2) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное

3) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — составное именное

4) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное

№28. В каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения?

После чаю мы с братом предложили гостям пройтись по саду.

1) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное

2) подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, сказуемое — простое глагольное

3) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное

4) подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, сказуемое — составное глагольное

№29. В каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения?

Ты должен быть нашим первым драматургом.

1) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное

2) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное

3) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — составное именное

4) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное

№30. В каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения?

После окончания института Федор должен был вернуться в родной город.

1) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное

2) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное

3) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — составное именное

4) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное

Ключ к тесту:

 1 — а

 2 — б

 3 — а

 4 — г

 5 — г

 6 — г

 7 — г

 8 — б

 9 — в

10 — А

11 — 2

12 — 1

13 — 1

14 — 1

15 — 2

16 — 4

17 — 3

18 — 1

19 — 1

20 — 2

21 – 4

22 – 1

23 – 2

24 – 3

25 – 5

26 – 1

27 – 3

28 – 2

29 – 3

30 – 4

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 51-53

Читаем древнерусскую летопись

1. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин и в чём заключалась хитрость воеводы Претича?

Отрок сумел переплыть Днепр и рассказал воеводе Претичу о тяжелом положении осаждённых.

Воевода сказал печенежскому князю, что за ним идут во множестве силы Святослава. Тот испугался и снял осаду.

2. Обратите внимание на повторяющиеся союзы «И», «А». Какую роль они играют в тексте?

Эти союзы придают тексту напевность, музыкальность.

3. Чем заканчивается это повествование и что хотел сказать им автор? Как относится он к героям?

Повествование заканчивается призывом к Святославу позаботиться о родной земле. Автор хотел подчеркнуть необходимость беречь родную землю, а не думать о землях чужих.

Автор любит родной народ и не хочет, чтобы ему было плохо. Он видит в князе единственного заступника, опору. Он восхищается смелостью отрока и хитростью воеводы.

Размышляем о героях литературы древней Руси

1. Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа?

Отрок был обычным воином, дружинником. Он не занимал высокого положения, но был храбрецом, «иерархом духа».

Претич был военачальником — воеводой. Князь Святослав был правителем Киева. Они занимали высокое положение.

2. Как вы понимаете слова Лихачёва «Мы должны быть благодарны сыновьям нашей великой матери — Древней Руси»? За что мы должны быть благодарны и как это может проявиться?

Мы должны быть благодарны им за то, что они сумели сберечь нашу Родину, отстояли её от врагов. А благодарность наша должна выражаться, прежде всего, в памяти об их подвигах. А также в том, чтобы продолжать их дело, беречь Родину от врагов так же, как это делали они.

3. Как вы думаете, может ли повествование о подвиге отрока служить современности?

Это повествование может служить примером для современных молодых людей. В нём показывается, как надо действовать в минуту грозной опасности для Родины: забывать о себе и действовать решительно и смело.

Обогащаем свою речь

1. Вспомните, какими словами начинается повествование о подвиге отрока-киевлянина.

В лето 6476 (968) пришли впервые печенеги…

2. О чём говорят первые слова этого повествования?

Эти слова говорят, что в то время использовалось летоисчисление от Сотворения мира параллельно с летоисчислением от Рождества Христова.

Также в первых словах говорится о вторжении печенегов и осаде Киева.

3. Прочитайте диалоги с отроком? Что для них более характерно (краткость, напевность и т.д.)? Какие ещё особенности повествования вы заметили?

Для этих диалогов характерна краткость:

— Я пройду.

— Иди.

Повествование очень конкретное, в нём нет описательного элемента, почти отсутствуют прилагательные.

4. Как вы понимаете слово отрок? Составьте предложение с этим словом.

Отрок — это младший дружинник. Сейчас так называют юношей.

Примеры предложений:

Князь подозвал отрока и передал ему колчан со стрелами.

Отрок не выучил урока и получил двойку.

5. Подерите синонимы к словам отрок, осада, дружина.

Отрок: дружинник, юноша, молодой человек, новичок.

Осада: окружение, блокада.

Дружина: рать, войско, полк.

Литература и изобразительное искусство

1. Рассмотрите репродукцию картины Иванова «Подвиг молодого киевлянина». Подумайте, таким ли вы представляли этого героя?

Я представляла героя более одетым. Это молодой человек, с длинными чёрными волосами, подвязанными в пучок. Он невысок, но крепок. В руках у него была уздечка.

Он должен был немного походить на печенегов, раз те принимали его за своего.

2. Какие краски использовал художник? Какие особенности ситуации и характера героя ими передаются?

Художник использовал мрачные тёмные, почти чёрные краски. Они передавали напряжение ситуации, угрозу.

Чёрной вражеской силе противопоставлен светящийся отрок, он словно луч света, который прорезает мрак. И красная полоска ткани символизирует надежду, это как флаг, с которым идут в бой.

Пример сочинения по картине Иванова «Подвиг молодого киевлянина» для 5 класса

На полотне Александра Иванова изображён драматический момент истории, нам знакомый по летописи «Подвиг отрока-киевлянина».

Печенеги осадили Киев и защитникам грозила смерть. Но юный отрок вызвался обмануть печенегов и добраться до другого берега Днепра, где располагались отряды воеводы Претича.

Юноша побежал через лагерь печенегов, а достигнув берега, скинул одежду и бросился в воду.

Именно этот момент выбрал для своей картины художник. На первом плане мы видим отрока, который уже пробежал весь лагерь и даже сразил нескольких врагов, лежащих у его ног. Сейчас он бросится в воду. Полоска алой ткани развивается перед ним, как флаг.

Отрок кажется символом свободы, символом борьбы и мужества. Он решительно пренебрегает опасностью, ведь речь идёт не о его жизни, а о жизни всех киевлян.

Вокруг отрока простирается мрак, из которого художник выхватывает отдельные фигуры печенегов. Мрак не в силах остановить бег отрока, а вдали у горизонта солнечные лучи уже окрашивают небо.

Это символ возрождённой надежды. Отрок справился с трудным заданием и для киевлян появилась надежда. Она придёт с другого берега, с востока, где стоят рати воеводы Претича.

Это удивительно динамичная картина, полная символов и знаков. Она производит очень сильное впечатление и вызывает подъем патриотизма.

Фонохрестоматия

1. Вы прослушали рассказ о тревожных событиях, угрожавших Киеву разорением. Но тон повествования спокойный, бесстрастный. Ни автор летописи, ни актёр, не дают воли чувствам. Как вы думаете почему?

В этом отличительная особенность летописи, как жанра литературы. Она бесстрастно излагает факты и этим напоминает научно-позновательный текст из энциклопедии.

2. В одном месте спокойное повествование прерывается взволнованным обращением к Святославу. Как вы думаете, почему именно эти строки актёр читает с эмоциональным накалом?

Эти строки выражают личную позицию автора летописи. Они передают его чувства. А потому и отличаются совершенно другим тоном, эмоциональным. 

Актёр подчеркивает боль автора и его переживания о судьбе Родины.

3. Как вы считаете, какова основная мысль, главная идея этого произведения?

Главная мысль этого произведения в том, что нужно защищать Родину, а не думать о чужих землях.

Эту мысль автор сам выражает в своём эмоциональном призыве к Святославу.

4. Подготовьте текст диалога читателей, размышляющих о подвиге отрока-киевлянина.

Диалог читателей о подвиге отрока-киевлянина для 5 класса

— Кто такой отрок из этой летописи?

— Я думаю, что это младший дружинник, который остался в Киеве охранять княжну.

— Почему он вызвался идти, хотя знал, как это опасно?

— Отрок понимал, что если не передать весть Претичу, то все в Киеве погибнут. Он хотел спасти людей.

— И он совершил подвиг. А ты заметил, какие качества при этом продемонстрировал отрок?

— Да. Он показал безумную храбрость и решительность. Он проявил находчивость и целеустремлённость. И он трезво оценивал свои силы. Он знал, что способен переплыть Днепр.

— А если бы отрок погиб?

— Я думаю, обязательно нашёлся бы кто-то ещё, кто довёл бы его дело до конца. Тем более, что пример отрока воодушевил бы людей.

— Я тоже в этом уверен.

AVvXsEju4bJk y7ScTU8bvYhFwQSnxAXq tjbkOYHX2gak0nT0eQPkL70nTnBgsleLvIJ73o ix4IWGlOsFrx6Lzu9tT26KT2s gRXdGgd5Q5gjyqWUFy7AFBqYme8duhm5LyfUWmvA86VYs dG3W2SOthySohZ dc9hJRAqva6XcbaplRNWK qPOdyJWj6riA=w374 h400

  • Рассказ о слово о законе и благодати
  • Рассказ о слове стекло
  • Рассказ о слове соль
  • Рассказ о слове солнышко
  • Рассказ о слове проект по русскому языку 3 класс глаз