Рассказ о слове 3 класс примеры яблоко проект по русскому языку

Рассказ пойдет об одной новой, общедоступной java/kotlin библиотеке, для работы с русским языком. она позволяет получить исходные формы морфологическую

Рассказ пойдет об одной новой, общедоступной Java/Kotlin библиотеке, для работы с русским языком. Она позволяет получить исходные формы + морфологическую информацию для большинства слов русского языка. Статья предназначена для тех, кто создает ботов, обрабатывает сообщения, занимается поиском и извлечением смысла текста. Для справки, ключевое отличие лемматизации от стеммизации (урезания до нормализованной формы) состоит в том, что лемма удовлетворяет правилам языка, например для слова «яблоками» леммой будет «яблоко», а не просто урезанный корень.

Лемма может быть и более сложной, например для слова люди, начальная форма – человек. В этой статье мы рассмотрим способ быстрого извлечения такой информации из морфологического словаря.

Источник данных

В первую очередь, стоит выразить благодарность проекту AOT (автоматическая обработка текста) за морфологические словари русского языка. Библиотека содержит их с обновлениями бинарного формата и API, упрощенным подключением в Gradle и Maven проекты без сторонних зависимостей и быстрым (!) поиском.

Преобразование данных

Так как оригинальные aot-словари в исходном текстовом виде достаточно неудобны для быстрого поиска, то они предварительно преобразуются в собственный бинарный формат (GitHub) при помощи компилятора написанного на Kotlin. Такое преобразование позволяет очень быстро загрузить словарь в память и осуществлять мгновенный поиск по нему. Конкретные бенчмарки загрузки словаря из бинарного формата будут отличаться для каждой машины, однако в среднем запуск при инициализации занимает около четырех секунд, после чего получение морфологии для любого слова работает также быстро как HashMap.

Подключение библиотеки

Библиотека совместима с Java 8+, а также протестирована со всеми версиями Kotlin 1.5.*. В этом примере используется система сборки Gradle, примеры для Maven и других систем сборки столь же тривиальны и их можно посмотреть здесь.

// в build.gradle.kts
repositories {
  // (1) Подключим репозиторий jitpack
  maven("https://jitpack.io")
}
dependencies {
  // (2) Добавим зависимость от библиотеки
  implementation("com.github.demidko:aot:2021.09.19")
}

Пример работы

Пример работы приводится для Java, однако библиотека также будет работать и с Kotlin:

import static java.lang.System.out;
import static com.github.demidko.aot.WordformMeaning.lookupForMeanings;

class Example {

  public static void main(String[] args) {
    var meanings = lookupForMeanings("люди");

    out.println(meanings.size());
    /* 1 */

    out.println(meanings.get(0).getMorphology());
    /* [С, мр, им, мн] */

    out.println(meanings.get(0).getLemma());
    /* человек */

    for (var t : meanings.get(0).getTransformations()) {
      out.println(t.toString() + " " + t.getMorphology());
      /*
       * человек [С, мр, им, ед]
       * человека [рд, С, мр, ед]
       * человеку [С, мр, ед, дт]
       * человека [С, мр, ед, вн]
       * человеком [тв, С, мр, ед]
       * человеке [С, мр, ед, пр]
       * люди [С, мр, им, мн]
       * людей [рд, С, мр, мн]
       * человек [рд, С, мр, мн]
       * людям [С, мр, мн, дт]
       * человекам [С, мр, мн, дт]
       * людей [С, мр, мн, вн]
       * людьми [тв, С, мр, мн]
       * человеками [тв, С, мр, мн]
       * людях [С, мр, мн, пр]
       * человеках [С, мр, мн, пр]
       */
    }
  }
}

Как видно, для каждого слова легко получить набор словоформ различных смыслов, после чего можно получать морфологическую информацию (род, падеж, склонение и т. п). Здесь может возникнуть вопрос, почему метод lookupForMeanings(«…») возвращает набор словоформ, а не одну? Это сделано по причине наличия в русском языке коллизий словоформ разных смыслов, например «замок» это одновременно производная леммы «замокнуть» (под дождем например) и устройство для запирания дверей и строение. Так как одно и тоже слово является производной разных лемм, библиотека вернет список подходящих различных словоформ с разными морфологическими характеристиками.

Как это вообще работает?

Библиотека загружает из бинарного словаря особую структуру, HashDictionary (низкоуровневое API), которая после загрузки состоит из:

_массив наборов морфологий_
морфология 1 # напр. [рд, С, мр, ед]
морфология 2 # напр. [С, мр, ед, дт]
...
морфология N # напр. [рд, С, мр, мн]

_массив всех строк_
строка 1 # напр. яблоками
строка 2 # напр. яблоко
...
строка N # напр. груша

_массив всех лемм с индексами преобразований в массиве строк и морфологий_
(индекс строки, индекс морфологии) (индекс строки, индекс морфологии)... (индекс строки, индекс морфологии) (индекс строки, индекс морфологии)
(индекс строки, индекс морфологии) (индекс строки, индекс морфологии)... (индекс строки, индекс морфологии) (индекс строки, индекс морфологии)
...
(индекс строки, индекс морфологии) (индекс строки, индекс морфологии)... (индекс строки, индекс морфологии) (индекс строки, индекс морфологии)

_словарь хешей (коллизии проверяются в рантайме, нет смысла отделяеть их во время компиляции, т. к. могут быть и внешние коллизии)_
хеш, индекс леммы, индекс леммы
хеш, индекс леммы, индекс леммы, индекс леммы
хеш, индекс леммы, индекс леммы, индекс леммы, индекс леммы
...
хеш, индекс леммы, индекс леммы, индекс леммы
(напр. хеш яблоки, индекс леммы яблоко)

После получения слова в методе lookupForMeanings(«…») нам остается только нормализовать слово в lower case, прогнать через словарь хешей, считать все преобразования, и избавиться от коллизий хеша (если они есть).

Исходный код

Отправить issue или поставить звездочку можно здесь.

Вопросы и предложения также можно задавать в комментариях к этой статье, постараюсь на все ответить.

2021/2022 учебный год

Положение Район Педагогический конкурс методических разработок видеоуроков по русскому языку и литературе «Превратим идеи в события» для учителей-предметников от 20.09.2021 г.

Положение Район Педагогический конкурс методических статей по русскому языку и литературе «Талант — это символ ответственности» для учителей-предметников от 11.10.2021 г.

Положение Район Педагогический конкурс видеоуроков по литературе «Унция активных дел» на 1 и 2 четверть для учителей-предметников от 15.11.2021 г.

Положение Район Педагогический конкурс ораторского мастерства по русскому языку и литературе «Чем сложнее действие, тем проще персонажи» для учителей-предметников от 16.12.2021 г.

Положение Район Педагогический конкурс видеоуроков по литературе «Унция активных дел» на 3 и 4 четверть для учителей-предметников от 26.01.2021 г.

Положение Район Русский язык Конкурс сочинений в формате ОГЭ/ЕГЭ «Культурологический образец» от 21.02.2021 г. для учителей-предметников и учащихся 9 и 11-ых классов

Положение Район Литература Конкурс сочинений «Культурологический образец» в формате ОГЭ/ЕГЭ  от 18.03.2021 г. для учителей-предметников и учащихся 9 и 11-ых классов

Положение Район Литература Конкурс ДКР «Путешествие в виртуальную страну» от 13.04.2021 г.  для учащихся 5-6-ых классов

Положение Район Педагогический конкурс методических видеоматериалов по русскому  языку «Пока язык храним и в Слове зреет свет…» в рамках Дня славянской письменности и культуры для учителей-предметников от 20.05.2021 г.

                                                                                       2020/2021 учебный год

Положение Район Педагогический конкурс методических видеоматериалов по русскому  языку «Пока язык храним и в Слове зреет свет…» в рамках Дня славянской письменности и культуры для учителей-предметников

Положение Район Педагогический конкурс видеоуроков по литературе «Унция активных дел» для учителей-предметников

Положение Район Литературный конкурс Короткий научно-фантастический рассказ «Знатоки полюсов Земли» к 200-летию Арктики и Антарктики 7-9-ые классы

 Положение Район ВКС 4-11-ые классы    

2019/2020 учебный год

Положение Район Конкурс творческих работ (эссе/сочинение) «Без мира нет войны?» 7-11-ые классы

Положение Район Конкурс творческих работ (эссе/сочинение) «Я — гражданин России!» 7-11-ые классы

Положение Район ВКС-2019 4-11-ые классы 

2018/2019 учебный год

Положение Район ВКС-2018 4-11-ые классы 

 2017/2018 учебный год 

Положение Район Русский язык Конкурс сочинений Культурологический образец
Положение Район Литература Конкурс сочинений Культурологический образец
Положение о конкурсе творческих работ (эссе) «Я — гражданин России!» 7-11-ые классы
Положение о районном педагогическом конкурсе инновационных моделей технологии чтения в школе «Эстетика словесного творчества»

Положение о районном  педагогическом конкурсе технологических карт «Способ графического проектирования урока»  

Положение о районном этапе олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» (отзыв/рецензия/эссе на литературное произведение малой прозаической формы) для учащихся 10-11-ых классов
Положение о районном Всероссийском конкурсе сочинений-проектов «Россия, устремлённая в будущее» для учащихся 9-11-ых классов

2016/2017 учебный год 

Положение о районном конкурсе публичных выступлений «В правде нет страха!» к 110-летию со дня рождения Д.С. Лихачёва и 100-летию Октябрьской революции для учителей-словесников и учащихся 10-ых классов
Положение о районном конкурсе технологических карт «Способ графического проектирования урока» для учителей русского языка и литературы
Положение
о  районном этапе региональной телевизионной гуманитарной олимпиады «Умники и умницы» в Санкт-Петербурге

Положение о региональном конкурсе педагогических универсалий — 2017
Положение о региональном конкурсе
«Диалог как духовная потребность человека. Эстетика словесного творчества» для методистов, учителей гуманитарного цикла, библиотекарей, психологов, социологов                                                
                                                
                                                                                                           
2015/2016 учебный год

Положение районного конкурса творческих работ «Я отдаю свой голос за…» для учащихся 5-11-ых классов и учителей-предметников 
Положение о районном этапе Всероссийского конкурса сочинений для учащихся 4-11-ых классов  


Положение о районном педагогическом дистанционном конкурсе эссе о кино «Волшебная сила искусства» для учителей русского языка и литературы в формате общественной экспертизы 
Положение о районном педагогическом конкурсе инновационных моделей технологии чтения в школе «Диалог как духовная потребность человека. Эстетика словесного творчества» для методистов и учителей русского языка и литературы в формате общественной экспертизы
 
Положение о виртуальном районном педагогическом конкурсе статей-проектов «Кризис чтения в детской и подростковой среде. Что делать?», или «Я предпочитаю…» для учителей русского языка и литературы в формате общественной экспертизы
 
 
Положение о виртуальном районном педагогическом конкурсе технологических карт «Способ графического проектирования урока» для учителей русского языка и литературы, слушателей краткосрочных курсов ГБУ ИМЦ «Основы содержания современного образования:ФГОС» в формате общественной экспертизы

                                                  
                                                                                                         2014/2015 учебный год
              
                       
Положение о районном конкурсе педагогических  универсалий «Мой проект», или «Такая уж профессия» для председателей МО учителей русского языка и литературы

Положение о районном конкурсе творческих работ «Отечества Отцы», или «Я отдаю свой голос за…» для учащихся 5-11-ых классов и учителей русского языка и литературы

Конспект урока по теме «Имя существительное как часть речи»

  1. Оргмомент.

  2. Послушайте стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова».

О какой части речи говорит поэт?

Сформулируйте тему нашего урока.

На какие вопросы нам нужно сегодня ответить, чтобы собрать сведения об имени существительном как части речи. (На доске появляется «навигационный маршрут» — краткая запись основных вопросов урока.)

  1. Беседа.

Какие слова в стихотворении А. Шибаева помогли вам догадаться. Что поэт ведет рассказ об имени существительном? (название дано зверю, предметам, вещам)

Выясним, что обозначают слова «предмет» и «вещь» (слушаем заранее подготовленные индивидуальные сообщения 2 учеников).

Можно ли использовать слово «вещь» в таких предложениях:

Мы говорим о таких вещах, как отношение к учебе, получение прочных знаний. Дисциплинированность, внимательность, трудолюбие- эти вещи помогут добиться желаемого в любом деле.

Как можно исправить эти предложения?

Почему во 2 предложении поставлены запятые? Тире?

Составьте и запишите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым поставлено тире, используя слово «вещь» или «вещи» на тему «Мой гардероб».

Подчеркните главные члены предложения. Укажите все имена существительные в нем.

На какие вопросы отвечает эта часть речи? Почему вопросов 2?

Итак, имя существительное может называть предмет, вещь, животное. Как вы думаете, могут ли быть и другие значения у этой части речи? Приведите свои примеры для подтверждения правильности высказанного предположения.

Проанализируйте примеры имен существительных, приведенные в упр. 465. Что обозначают имена существительные?

Закончите предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире и было понятно, что называют эти имена существительные:

Красота Сон

Мудрость Переход

Радость Подъезд

(Предупреждаем грамматическую ошибку: нельзя продолжение предложения начинать словами «Это когда», необходимо говорить: «Это что»).

От какой части речи образованы имена существительные в 1 столбике? Что они обозначают?

Приведите примеры таких имен существительных из упр. 470. (Если есть ученики, испытывающие затруднения при составлении предложений кс данными выше словами, то им можно предложить выполнять работу над этим упражнением сразу, например с 1 его строчкой).

От какой части речи образованы имена существительные во 2 столбике? Что они обозначают?

Приведите примеры подобных имен существительных из упр. 471. (1 строчку этого упражнения можно предложить ребятам. Которые испытывают затруднение в составлении собственных предложений).

Сделайте вывод, как отличить такие имена существительные от однокоренных прилагательных и глаголов.

Что нового о значении имен существительных мы узнали?

  1. Составление устных рассуждений.

Пользуясь записями в справочной тетради, расскажите о морфологических признаках имен существительных.

Составьте рассуждения о морфологической принадлежности выделенных курсивом слов 1 части упр. 469. (Например, ПОКОЙ – это слово отвечает на вопрос что? и называет состояние человека, оно мужского рода, 2 склонения, стоит в именительном падеже, является подлежащим в предложении. Значит, это имя существительное).

Какие имена существительные имеют значение «признака. Но как предмет» и «действия, но как предмет»?

  1. Закрепление изученного материала.

  1. Цифровой диктант

Выпишите цифры, указывающие имена существительные:

1 бесстрашный, 2 бесстрашие, 3 ненависть, 4 ненавидеть. 5 синь, 6 синий, 7 ходить, 8 ходьба, 9 пахота, 10 пахать, 11 нежность, 12 нежный.

(Проверяя правильность выполнения задания, комментируем ошибки, выписываем слова, в которых они были допущены.)

  1. Упр. на выбор: распределительный диктант (задание усложняем необходимостью самостоятельно определить, сколько и какие группы будут созданы) или составить и записать небольшой текст (5-6 предложений) на тему «Сегодня на уроке», в котором надо найти имена существительные и указать их грамматические признаки.

Примечание. Подборка слов для 1 варианта задания:

Счастье, книга, гроза, яблоко, бабочка, нож, ребенок, ласточка, лошадь, увеличение, дружба, тревожность, компьютер, тайфун, девушка, оттепель, подвиг, жара, платье, засуха, метель, перелет.

Эти слова могут быть напечатаны на карточках с пропущенными буквами, могут быть отмечены слова для разбора по составу и фонетического разбора.

Оценки на уроке поставлены тем ребятам, которые активно участвовали в устной беседе, их тетради проверит учитель, и желающим за работы по Рр.

  1. Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали на уроке?

Сформулируйте вывод, отвечая на вопрос «Как найти имена существительные среди слов других частей речи?»

  1. Домашнее задание.

П.87, выучить правило, упр. 472 (обязательно) письменно, 464 (желательно) устно.

Пояснения: при выполнении упр. 472 учитывайте чередование гласных и согласных звуков. Используйте нужные суффиксы для образования имен существительных.

Работая с упр. 464, составьте рассказ для одной из речевых ситуаций и укажите имена существительные в полученном тексте.

Урок русского языка

Культура русской речи

(11 класс)

Обоснование принципов и методов данного урока.

Данный урок в разделе «Культура речи» входит в тему «Общие сведения о языке» и связан с предыдущими уроками по данной теме. Опирается на конкретные теоретические знания и практические умения обучающихся передавать содержание научно-лингвистического текста, участвовать в беседе, высказывая собственную точку зрения, решать учебные задачи, владеть разными видами речевой деятельности.

При планировании урока были учтены особенности развития обучающихся, их умение обосновывать тему, осознавать цели, умение контролировать и оценивать свою деятельность, умение работать в парах и группах, индивидуальные особенности учеников.

Образовательные, воспитательные и развивающие задачи решались во взаимосвязи. Структура и тип урока рациональны для решения поставленных задач.

В урок включены задания, формирующие языковую компетенцию обучающихся. Это практическое владение русским языком, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм (орфоэпических, стилистических, грамматических, т. п.)

Ведущие формы, методы и приёмы урока — вопросно-ответная форма, беседа, самостоятельная работа, индивидуальные и групповые формы работы, обратная связь, поисковый метод.

Диалогичность как приём активного обучения наиболее эффективен для проявления познавательной активности детей, создания психологической атмосферы общения. Предлагаемые вопросы и задания обеспечивают продуктивную работу обучающихся по теме, способствуют развитию правильной и красивой речи.

Включена работа по редактированию предложений с ошибками, т.к. это эффективный метод преодоления безграмотности, при этом у учащихся вырабатывается внимание к слову. Предлагаемая на уроке работа по формированию коммуникативной компетенции учащихся наиболее оптимальна в ходе подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

План-конспект урока.

1. Тема.

Культура русской речи

Эпиграф.

Умение правильно говорить –

ещё не заслуга, а неумение – уже позор,

потому что правильная речь

не столько достоинство хорошего оратора,

сколько свойство каждого гражданина.

(Цицерон).

2. Цели урока:

  • выработать у обучающихся навыки правильной, точной, выразительной речи; развивать языковой вкус и культуру речевого поведения;

  • расширить представления обучающихся о литературной норме; формировать умение наблюдать за речью окружающих и анализировать её с позиций языковой нормы;

  • развивать мыслительно-речевую деятельность, формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, логически верно излагать свои мысли;

  • совершенствовать навыки этичного межличностного общения;

  • развивать внимание, формировать умения замечать и исправлять недочёты в речи окружающих, развивать навыки уместного использования языковых средств;

  • воспитать умение вести деловое общение;

  • воспитать любовь к русскому языку, привить бережное и ответственное отношение к слову.

3. Задачи урока:

— создать естественные условия для проявления коммуникационных возможностей, для активизации мыслительной деятельности обучающихся;

  • обеспечить в ходе урока усвоение норм русского литературного языка; формировать умение говорить, соблюдая языковые нормы (акцентологические, нормы словоупотребления и словоизменения, т. п.)

  • содействовать формированию умений говорить и писать с учётом условий и задач общения, читать и слушать, понимая смысл, выраженный в словах и содержащийся в подтексте;

  • активизировать на уроке приёмы побуждения к языковой дискуссии, речи; способствовать расширению словарного запаса старшеклассников.

  • отрабатывать умения воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;

Цель культуры речи.

  •  Формирование образцовой языковой личности высокообразованного специалиста, речь которого соответствует принятым в образованной среде нормам, отличается выразительностью и красотой.

  • Умение четко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно,

  • Умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей,

Этапы урока.

Высказывания о культуре речи (оформление доски, презентация).

  • Некогда И.С. Тургенев говорил: « Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».

  • Процитируем М. Ломоносова: « Язык, которым Российская держава великой частью света повелевает, по его могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни одному европейскому языку не уступает».

  • «Язык мудрого в сердце, сердце глупца – на языке». (Соломон).

  • Высказывание известного лингвиста Л.В. Щербы: «Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе».

  • Талантливый педагог В.А. Сухомлинский писал: «Слово — тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи…»

1. Слово учителя.

Понятие культуры речи

  • Понятие культуры речи тесно связано с литературным языком. Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме.

  • Владение культурой речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов.

  • Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится об их здоровье, оказывает людям различные услуги.

2. Выступление подготовленных учеников.

СИЛА СЛОВА (притча).

1). Притча. «Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нём в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришёл просить у него прощения. Но тот ему сказал: «Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне». Последний все сделал, как ему было повелено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: «Теперь иди собери до единой пушинки». На это клеветник ответил: «Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной». И сказал ему бывший друг: «Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой».

(Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 162).

2). Стихотворение «Слово о словах». В.А.Солоухин.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай — не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

Оно одарит иль ограбит.

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

3. Информация к размышлению. (Доска, презентация).

  • — 17-томный «Словарь современного русского литературного языка» включает в себя 120 480 слов;

  • — в 4-томном «Словаре живого великорусского языка» В. И. Даля собрано около 200 000 слов;

  • — «Словарь языка А. С. Пушкина» включает 21290 разных слов с десятками тысяч неодинаковых их значений;

  • — словарный запас современного взрослого образованного человека, по данным ученых, составляет 10-12 тысяч слов;

— словарный запас героини романа И. Ильфа и Е. Петрова «людоедки Эллочки» составлял примерно 30 слов, которых ей вполне хватало

4. Три составляющих компонента (аспекта) культуры речи.

Слово учителя. (Презентация. Слайд. ).

  • Нормативный считается одним из важнейших, он предполагает знание литературных норм и умение их применять в речи.

  • Выбор необходимых для заданной цели языковых средств – основа коммуникативного аспекта. В соответствии с требованиями коммуникативного аспекта культуры речи носители языка должны владеть функциональными разновидностями языка.

  • Этический предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет.

5. Организация дискуссионного высказывания.

Как вы отнесётесь к мнению А.С.Пушкина? (мысли, ассоциации). (Слайд).

Как уст румяных без улыбки, Без грамматической ошибки Я русской речи не люблю.

В языке художественной литературы нарушения нормы вполне возможны. Лев Владимирович Щерба (1880-1944), русский языковед, утверждал: «…Авторов, вовсе не отступающих от нормы, конечно, не существует – они были бы невыносимо скучны. Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от неё у разных хороших писателей».

6. 1-й аспект культуры речи – нормативный.

Беседа. Упражнения.

Какие нормы отражают правила?

  • произношения, ударения, использования интонации;

  • употребления слов и устойчивых сочетаний в точном соответствии с их значением;

  • образования слов;

  • образования форм слов различных частей речи;

  • построения словосочетаний и предложений;

  • употребления языковых единиц, наиболее уместных в данной речевой ситуации;

  • написания слов и форм слов;

  • постановки знаков препинания?

Различают нормы:

  • лексические,

  • орфоэпические,

  • орфографические,

  • словообразовательные,

  • морфологические,

  • грамматические,

  • синтаксические,

  • интонационные,

  • пунктуационные.

Исправьте ошибки.

  • Не скажете, кого подобрали для заглавной роли при экранизации «Войны и мира»?

  • В конце вечера трибуну представили гостям.

  • Одень пальто, на улице холодно.

  • Верней клади ступень ноги.

  • Ларина сама била придворных, если они не могли ей угодить.

  • Пушкин был крепко связан узлами с декабристами.

  • В эти дни в гостинице Анны Павловны Шерер чувствовалось волнение.

  • Татьяна любила вставать с зарницей.

  • Горько страдает Тихон, ставший косным виновником в гибели Катерины.

  • День начинался ясный, чуть дребезжал рассвет.

Пунктуационные парадоксы.

  • Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.

  • В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.

  • Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.

  • Когда солнце село с блеяньем и рёвом, прошло стадо.

  • Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

Как бы вы поступили, если бы в магазине услышали фразу впередистоящего покупателя: (элементы дискуссии).

  • « Отвесьте, пожалуйста, свеклу грамм где-то на шестьсот?»

— Кто отреагировал бы иначе?

  • А если при выходе из автобуса у вас поинтересуются: «Вы щас вылазите?»

— Что вы ответите?

Расставьте ударения.

Добыча, иначе, зубчатый, жалюзи, завсегдатай, закупорит, иконопись, искра, исчерпать, камбала, каучук, красивейший, маркетинг, мастерски, мускулистый, премировать, парное (молоко), взвился, редки, некролог.

Проверка.

(ДобЫча (дОбыча — профессиональный термин), инАче, зУбчатый, жалюзИ, завсегдАтай, закУпорит, Иконопись, Искра, исчЕрпать, кАмбала, каучУк, красИвейший, мАркетинг, мастерскИ, мУскулистый, премировАть, парнОе (молоко), взвИлся, рЕдки, некролОг.)

Определите род, составьте словосочетания.

Парижск… ралли,

Цветущ… Баку,

Западн… авеню,

Забыт… хинди,

Знатн… идальго,

Решающ… пенальти,

Гостеприимн … Сочи,

Утренн… какао,

Российск … МИД,

Вкусн… салями,

Образуйте формы.

им.п. мн.ч. существительных: мичман, ордер, приговор, профессор, слесарь, снег, сорт, суп, токарь, том.

(Мичманы, ордеры, приговоры, профессора, слесари, снега, сорта, супы, токари, тома).

род.п. мн.ч. существительных: нервы, децибелы, гольфы, задворки, курды, осетины, погоны, помидоров.

(Нервов, децибелов, гольфов, задворок, курдов, осетин, погон, помидоров).

Напишите числительные прописью.

  • Более 4 432 экспонатов

  • (четырех тысяч четырехсот тридцати двух).

  • На высоте 11 493метров

  • (одиннадцати тысяч четырёхсот девяноста трех).

  • От 399 рублей

  • (трёхсот девяноста девяти).

  • Вместо 2 145 человек

  • (двух тысяч ста сорока пяти).

  • Рассчитывать на 2 284 слушателей

  • (две тысячи двести восемьдесят четырёх).

Исправьте ошибки.

  • С отсталой страны Россия превратилась в великую державу.

  • Российская молодёжь готовы лечь на амбразуру, чтобы не допустить этого.

  • Добро побеждает над злом – в этом убеждают даже сказки.

  • За подвиг учёного он был удостоен орденом.

  • Я искренне удивляюсь и восхищаюсь талантом писателя.

7. 2-й аспект речи – коммуникативный.

Беседа. Упражнения.

Коммуникативные качества речи.

  • точность,

  • понятность,

  • богатство и разнообразие речи,

  • чистота,

  • выразительность.

Речевая избыточность.

  • предчувствовать заранее, темный мрак, главная суть, повседневная обыденность, ценное сокровище;

  • долгий и продолжительный; смелый и мужественный; только лишь; однако тем не менее;

(ПЛЕОНАЗМ).

  • в августе месяце, схематический план, пять человек шахтеров, семь штук трансформаторов;

  • рассказывать рассказ, впервые дебютировал, памятный сувенир.

(ТАВТОЛОГИЯ).

« Можно или нет?»

  • Можно ли подарить памятный сувенир?

  • Можно ли на деловую встречу одеть смокинг?

  • Можно ли по приезде в город встретить друзей?

  • Можно ли за обедом ложить локти на стол?

  • А одержать поражение в споре можно?

  • Можно ли пойти в магазин с двумястами пятьюдесятью рублями?

  • Можно ли отправиться из Москвы в Украину?

  • А вернуться со школы и спросить, сколько время?

Какого типа о шибки – «Ф» или «Р» — отмечают поэты в стихах своих современников?

  • 1. «Как ландыш под серпом убийственным жнеца…»(К. Батюшков). Замечание А. С. Пушкина: «Не под серпом, а под косою: ландыш растёт в лугах и в рощах – не на пашнях засеянных».

  • 2. В. Маяковский – заметки на полях сборника «Пролетарские писатели»:

а) Пулемёт узоры вышил (Вроде тёти: сидит, узоры вышивает!) По-над самой головой…

б) Как задумчивые черти, (Где видел?)

Пушки выстроились в ряд…

Стилистические ошибки.

  • Когда-то Мармеладов имел работу, но потом его сократили.

  • Я маленько не согласна с точкой зрения автора.

  • Подобным жмотом показал Гоголь Плюшкина.

  • Нам необходимо набивать голову знаниями.

  • Екатерина II стремилась к тому, чтобы философы и писатели ославили её имя во всем мире.

  • Шариков, получив некоторую власть, стал беспредельщиком.

Стилистические ошибки.

Это анахронизмы, то есть ошибки вследствие смешения лексики разных исторических и социальных эпох. Собственно стилистическими являются и ошибки в результате смешения выражений разных стилей, немотивированное использование диалектных, просторечных выражений, что противоречит нормам литературного языка.

Грамматические ошибки.

  • Стесняемость, стыдьба, стыдство за бедный вид матери.

  • Взятничество – бич нашего времени.

  • Оплошки героев.

  • Основная проблема – робкость молодого преподавателя.

  • Бороться с нахальностью трудно.

  • Просторечивые слова.

  • С детства у неё были приклонности к музыке.

Словообразовательные ошибки.

Это результат словотворчества с нарушением норм: слова образуются по не существующим в литературном языке моделям или не учитывается, что совокупность реально существующих лексем не полностью совпадает с системой слов, которые могли быть в языке, но в речи они не употребляются

Недочёты при образовании форм тех или иных частей речи.

  • Петруша Гринев сначала тоже был недорослью.

  • Более худшего примера не привести.

  • Мы узнаем об ихних планах.

  • Ещё Гоголь писал о великости русского народа.

  • Юность – хорошая пора. Молодая, гулящая.

  • Меня захватили сердцетрепещущие мысли.

Задания по анализу лексических единиц с точки зрения уместности их употребления.

  • Прочитайте глаголы, которые могут характеризовать речь человека. В тексте какого стиля речи они могут быть употреблены?

Сказал, отчеканил, пробубнил, буркнул, промямлил, пробормотал.

Выразительные средства фразеологии.

попытать счастья

идти на попятную

плакаться в жилетку

вдоль и поперек

попасться под руку

слететь с языка

зуб на зуб не попадает

помутиться разумом

давать на чай

чайный цвет

Рискнуть

Отступать

жаловаться кому-либо

знать в совершенстве

оказаться рядом

сказать, не подумав

замерзнуть до дрожи

потерять над собой контроль

оставлять вознаграждение официанту

коричневый с оттеком желтого

1.Юля, 3 года.

Бабушка рассказывает сказку:

— Кот ушел на охоту, а Петушок остался дома, печь топить, избу мести…

— И пылесосить!

2. Женя, 4 года

Купили шапку из кролика:

— Летом она серая, а зимой станет белая?

3. Аля, 3,5 года:

— Мам, давай играть! Я — кошка, ты – мышка. Я буду кричать: «Мяу-мяу!»

— А мышке что кричать?

— Караул!

4. Она же раскрашивает яблоко. Мама спрашивает:

— Почему яблоко синее?

— А оно упало.

— Ну и что?!

— И синяк получился!

5. Настя, 5 лет:

— Мама, что такое сено?

— Сухая трава.

— Значит, когда коровы едят свежую траву, то дают свежее молоко, а когда сено – то сухое?

  Логичны ли рассуждения детей?

8. 3-й аспект речи — этический аспект.

Беседа. Упражнения.

Исправьте.

  • Этот текст меня бесит.

  • Судя по тому, что говорит автор, он маньяк.

  • Но нельзя быть слишком добрым, потому что сам останешься без штанов.

  • Малые народы дали нашей стране множество вещей, знаний, а мы, как последние свиньи, повернулись к ним спиной.

  • Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал.

Этические ошибки.

Это проявление речевой агрессии, недоброжелательности, высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности.

Наличие грубых жаргонизмов также рассматривается в качестве этической ошибки.

Отредактируйте.

Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки.

1. Впереди лидирует команда наших спортсменов. 2. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа. 3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать. 4. Провожая меня, лицо его выражало сожаление. 5. Родители хотели устроить праздник более пышнее.

Завяжите «узелок на память»:

Классический набор неуместных, неэтичных вопросов, которые предлагаются вместо ответов.

  • — Вы что – сами не видите (не слышите, не знаете…)?

  • — Вы что – с луны свалились (с самосвала упали, с дуба рухнули…)?

  • — Читать не умеете?!

  • — Вам сто (двести, триста…) раз повторять?

  • — Вы что – вообще?.. 

9. Рефлексия.

Ответы на любой из вопросов.

  • 1. Какая работа на уроке тебя увлекла?

  • 2. Что в работе было самым сложным и самым интересным?

  • 3. Что нового было для тебя в поставленной проблеме?

  • 4. Какую строчку, слово, мысль ты уносишь с урока?

  • 5. Над каким вопросом есть смысл подумать еще?

  • 6. Почему мы сегодня говорили о проблеме понимания слова?

Вывод.

  • Учитесь правильно говорить!

10. Задание – итог.

(На уроке или в качестве домашнего задания).

Написать короткий текст-отзыв, текст-рассуждение по теме урока:

Что важного ты открыл в содержании урока, в другом человеке, в понимании сущности человеческого слова, речи?

99771754 1

Разноуровневые задания для учащихся 8 класса

Тема урока: «Строение и грамматическое значение словосочетаний»

1уровень

Спиши словосочетания, установи грамматическое значение, задав вопрос от главного к зависимому слову:

Хорошая погода, вязать кружево, рубит топором, симпатичный человек, рассказать зрителям, вязать крючком, третье место, рассказать о любви, писать товарищу, говорить громко, зарасти кустарником, пилить дерево, маленький щенок, люстра из хрусталя, смотрит робко.

2 уровень

Прочитай, определи основную мысль текста и озаглавь его. К какому типу речи относится текст?

Выпиши из текста словосочетания, установи грамматическое значение.

Наступило лето. Это-великолепная пора. Небо синее-синее, на нём ярко блестит солнце. Плывут лёгкие облачка, бросающие тень на землю. Речка манит своей прохладой. Ты раздевайся и бросайся в волны, набегающие на золотой песок. А до чего чудесно плыть на яхте, бороздящей речные воды!

3 уровень

Составь словосочетания по схемам:

Прил.+сущ. Нареч.+нареч.

Сущ.+сущ. Нареч+сущ.

Гл.+сущ. Нареч.+ прил.

Тема урока: «Связь слов в словосочетании»

1 уровень

Вставь пропущенные буквы. Укажи способ связи слов в следующих словосочетаниях.

Пр…интересный рассказ, пр…гласить на станцию, пр…зрительно посмотреть, очень хороший, слегка обгорелый, прит…жение земли, пр…остановить движение, смотрящий нежно, гостиница у вокзала, смотрел улыбаясь, пр…мчаться на автомобиле, слегка затупиться, первый урок, каждая встреча, устойчивый перед засухой.

2 уровень

Заменить словосочетания, построенные на основе согласования , синонимичными со связью управление:

Дедов любимец, тетрадный листок, звёздный океан, родительское собрание, асфальтовая дорожка, душевное состояние, по каменным лестницам, польский город, печным воздухом, яблочного пирога, мраморные колонны, бумажных голубей

3 уровень

Составь 15 словосочетаний с различными типами связи на тему «Осень в городе»

Тема урока: « Типы сказуемых»

1 уровень

Подчеркни сказуемые, укажи их тип, определи грамматические значения:

Датчанин Иоганн Даль преуспел в изучении языков. Вначале он начал изучать немецкий, французский, затем английский, русский и блестяще овладел ими. Всего он знал семь языков.

Слава о талантливом лингвисте до Санкт-Петербурга, и Екатерина Вторая решила пригласить его на должность библиотекаря. Молодой учёный прибыл в русскую столицу и решил остаться в России. Он готов был верно и преданно служить ей. Даль стремился всю жизнь заниматься не только интересным для него, но и полезным для общества делом. Эту черту впоследствии будет стараться унаследовать от отца и старший сын Владимир. В России не хватало врачей, и Иоганн решил посвятить себя медицине. Позднее он будет подписывать своё имя на русский лад: «Иван Матвеев сын Даль» (По М.Бессараб.)

2 уровень

Составьте предложения с данными словами и словосочетаниями. Подчеркните грамматическую основу. Какие из синонимических конструкций нейтральны, а какие стилистически окрашены? Какова эта окраска?

Помогать-оказывать помощь; влиять-оказывать влияние; наблюдать-производить наблюдения; вычислять-производить вычисления; благодарить-приносить благодарность, выносить благодарность; гулять –совершать прогулку; терпеть-проявлять терпение; молчать-хранить молчание.

3 уровень

Составьте предложения, используя глаголы как простые глагольные сказуемые и как часть составного именного сказуемого. Образец: В июне месяце я был на Кавказе.-Мать была встревожена долгим отсутствием дочери.

Быть, стать, казаться, назваться.

Тема урока «Тире между подлежащим и сказуемым»

1 уровень

Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, поставьте ,где необходимо тире , и обозначьте повышение и понижение голоса, а также длительную паузу между подлежащим и сказуемым.

1.Апрель месяц поразительных контрастов в жизни русской природы.2.Хороший вкус это прежде всего чу..ство меры (Пауст.). 3. Такие крыши, конечно, редкость на таежных заимках (П. Нил.). 4. Отдела..ые изморозью кочки как драгоце..ый мех, вроде горн..стая (В. Кож.). 5. Егоров не какая (то) особе..ая фигура (П. Нил.). 6. Дважды два четыре. 7 Робость моя явление соверше..о случайное (П. Нил.). 8. Дело художника рождать радость (Пауст.)..9. Вмеш..ват..ся в сугубо личные дела это значит (н..)уважать товарища (П. Нил.). 10. Просто­та есть необходимое условие пр..красного(Л. Т.). 11. Венька решит..льный и смелый, когда требуют обстоят..льства (П. Нил.). 12. Скромность одна из вел..чайших черт русского народа (Пауст.). 12. Врать это значит всегда чего(то) боят..ся.

2 уровень

Напишите предложения, раскрывающие значение данных ниже слов. В случае затруднения обращайтесь к толковому словарю. Образец: Космонавтика-наука о полётах в межпланетное пространство.

Экскаватор, эскалатор, ветеринар, ветеран, орден, ордер, штемпель, бетон, бидон, компания, кампания, квартал, окончание, недоумение, айсберг,жернов.

3 уровень

Составьте предложения, использовав данные слова в качестве главных членов. Запишите предложения и сделайте их синтаксический и пунктуационный разбор.

Заниматься спортом, укреплять; коллекционировать, занятие; долг, помогать; читать, полезно; заботиться, обязанность; спать, терять; путешествовать, интересно.

Тема урока: «Дополнение»

1уровень

 Подчеркните дополнения, укажите, чем они выражены. 

1. Все молчат, и только Володька что-то бормочет.
2. Варька лежит на печи и прислушивается к отцовскому «бу-бу- бу».
3. К двум прибавить десять.
4. Ему приказали вернуться.
5. Он выпил несколько чашек кофе.
6.Они нашли его больное место

2 уровень

 Сопоставьте предложения. Укажите, в роли каких членов предложения выступают выделенные слова?
1. Сказки Пушкина я люблю. — Сказки Пушкина любимы всеми.
2. Письмо мне вручил брат. — Письмо было вручено мне братом. 3. Лес окутал густой туман. — Густой туман окутал лес. 4. Доклад мы поручили Пете. — Петя должен был сделать доклад. 5. Дорожки усыпали листья. — Листья усыпали дорожки. 6. Деревья покрыл иней. — Иней покрыл деревья. 7. Баркас унес в море ураган. — Баркас был унесен в море ураганом. 8. Мне послышался шепот. — Я услышал шепот.

3 уровень

Составьте с данными словами и словосочетаниями предложения, в которых они выступают вначале как подлежащие, затем — как дополнения (формы слов можно менять).

Осень, двадцать, учиться, немало людей, филькина грамота

Тема урока «Дополнения прямые и косвенные»

1уровень

Подчеркните дополнения, укажите их вид (прямые или косвенные), вставьте пропущенные буквы

  1. Моя бабушка любит соб…_рать лекарстве.._ые р.._стения.

  2. Моя искре.._ость п.._разила Пугачева. 

  3. Дай мне, пожалу.._ста, молока. 

  4. Сказали, в течении.._ дня не будет воды.

  5. Я никому не позволю себя обман.._вать. 

  6. Из г.._зет и старых журналов я узнавал о жизни других народов.

  7. Без музыки и пес_н не проходит ни один праз.._ник. 

2 уровень

Найдите дополнения при переходных глаголах и определите их падеж. Выпишите словосочетания «перех. гл. с не + сущ. в Род.п.» и «перех. гл. + сущ. в Вин.п.». Сделайте вывод, какие дополнения вы выписали.
1) Под Новый год пахнет мандаринами и шоколадом.
2) Мы выйдем с тобой побродить на просторе.
3) Я не люблю иронии твоей.
4) В новогоднюю ночь все ждут волшебных мгновений.
5) О зимней сказке мечтают и взрослые, и дети.
6) К празднику мама сшила мне красивое платье.
7) Я хочу поговорить с тобой об этом.
8) Первый раз о парусах и колесах я услышал в этом кружке.
9) В своей оде Державин нарисовал условный портрет монарха.

3 уровень

Напишите мини- сочинение на тему «В школьной столовой», включив в предложения прямые дополнения.

Тема урока «Определение»

1уровень

Спишите предложения. Определяемые слова заключите в рамку, а определения подчеркните волнистой чертой. Стрелкой укажите связь определения и определяемого слова.

1.Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. 2.Выткался на озере алый свет зари. 3.Сядем в копны свеж…е под соседн…й стог. 4.Еду грязн…й дорогой с вокзала (в)далеке от родимых полян.5.Над резным окошком занавес багря(н,нн)ый.6.Кудрявый сумрак за горой рукою маш…т бел…снежн…й. 7.Укропом вялым пахн…т огород. 8.По двору метелица ковром шелковым стел…тся.9.Хлёсткий ветер в равни(н,нн)ую синь катит яблоки с тощих осин.10.За калиткою смолкшего сада прозв…нит и замрёт бубенец.11.Трепл…т ветер под косынкой рыжеволосую косу.12.Задр…мали звёзды золотые, задр…жало зеркало затона, брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона.

2 уровень

К выделенным словам подберите из скобок подходящее по смыслу определение. Предложения запишите. Над согласованными определениями надпишите с., над несогласованными –н.с.

1.Дорожки устилали осенние листья (золотые, из золота). 2. Тётя относилась к Наташе с любовью (материнской,матери).3.Мы ели свежий кисель (вишнёвый, из вишни) 4.Инструменты положили кипятить(хирурга, хирургические) 5.Одежда вся промокла. Одежда продаётся в универмаге (детская, ребёнка).

3 уровень

Составьте и запишите предложения , употребив данные ниже существительные и образованные от них прилагательные в качестве согласованных и несогласованных определений.

Цинк, река, ковёр, книга, пароход, стол, чай, масло.

Тема урока «Приложение»

1 уровень

Расставьте дефисы там, где это требуется. Приложения подчеркните волнистой чертой.

1. С крыльца школы с веселым смехом спускалась группа девочек(-) подростков. 2. Над этим проектом инженер(-)конструктор работал очень долго. 3. Озеро Байкал — одно из уникальных явлений природы. 4. По Москве(-)реке плыл пароход. 5. Иван(-)царевич сел на Серого Волка. 6. Царевич Иван наугад пустил стрелу. 7. Хищница лиса пробра­лась в курятник. 8. Совершенно случайно я нашел очень крупный гриб подосиновик. 9.Волшебница(-)зима разрисовала окна ледяным узором. 10. Обезьяна горилла влезла на высокую пальму. 11. Археологи раскопали древний город(-)крепость.

2 уровень

Спиши предложения, заменяя несогласованные определения несогласованными приложениями и расставляя знаки препинания. Образец. Мы живём в деревне имени Первого мая.- Мы живём в деревне «Первое мая»

1.Фильм о Чапаеве, созданный по роману Д.А. Фурманова, вошёл в советскую киноклассику.

2.Друзья-одноклассники обсуждали повесть о Дубровском до поздней ночи.3.Автомашина с гостями из города направлялась в аул имени десятилетия Конституции.4.Рассказ А.П.Чехова о собаке Каштанке глубоко трогает сердца маленьких читателей.5.В своём произведении о Буревестнике Горький выразил настроения передовых людей начала века.

3 уровень

Напишите мини- сочинение на тему «Город моего детства», включив в него приложения.

Тема урока «Обстоятельство»

1 уровень

Спиши предложения. Подчеркни основу предложения и обстоятельства. Напиши вопросы, на которые отвечают обстоятельства, обозначьте, какой частью речи они выражены.

В октябре за туманами где-то затерялось недавнее лето. 2.На другой день, в воскресенье, ко мне пришли ребята и позвали играть в бабки.3.Всамый разгар игры меня зачем-то позвали домой. 4.Скамейка почернела от времени в саду. 5.Едет парень верхом. 6.Промелькнул, гремя, Чонгарский мост. 7.Струя воды сияет на стекле, как след звезды.8.Катает ядра гром с небесной светлой кручи. 8.Подуло холодком от подступившей тучи.9.Замерли в шеренге, как солдаты,восемь кипарисов у дворца.10.(Не)быстро сбежав со ступенек, шла женщина мимо беседок. (С. Щипчёв)

2 уровень

Спишите предложения, вставляя вместо точек обстоятельства цели, выраженные неопределённой формой глагола. Обозначьте главные члены предложения и обстоятельства.

Рыбаки расположились на берегу реки …. рыбу. 2.Подруги прибежали вечером к Вале …. К выступлению на концерте.3.Я наклонился над цветком … его нежными очертаниями. 4.мы зашли к Феде … подробности предстоящего путешествия.5.Инженер срочно выехал в Минск … работу новой машины. 6. Друзья быстро побежали на речку … . 7.Я вышел из дому … булку хлеба в магазине. 8.Вася зашёл ко мне … билет на стадион. 9.Мы поехали за город … чистым воздухом. 10.Врач немедленно вылетел … пострадавшего.

3 уровень

Выпишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, предложения в таком порядке : 1) сравнительный союз присоединяет сказуемое или его часть; 2) он присоединяет сравнительный оборот.

1.Сразу же за воротами Колька словно бы очутился в подводном царстве.(Г. Берёзко.) 2.Капли как слёзы ст…кали по в…тровому стеклу.(С. Бабаевский) 3.Корка наста в мартовском лесу как стекло. (М. Пришвин.) 4.Юэефа моет окна макая тряпку в ведро с водой и промытые стёкла кажутся весёлыми как деревья после дождя. ( А.Бруштейн.) 5.Пеночки будто с..ребря(н,нн)ые маятники нежно позванивают: «пинь –тень-тинь». (Д.Зуев) 6.В лесу лежат богатства грудами! У корней тон..ньких осин трава св..ркает изумруд..ми и под..синовик как рубин.(В. Брюсов) 7.Здесь словно в сказке каждая тропа вас к р..днику выводит (не )преме(н,нн)о( А.Яшин)

Тема урока: « Типы односоставных предложений. Определённо- личные предложения.»

1 уровень

Спиши предложения, подчёркивая главный член и указывая часть речи, которой он выражен. Назовите вид предложения. Поставьте недостающие знаки препинания и дефисы.

1.Люблю дымок спалённой жнивы. 2.От марш..ровки меня избавь. 3.Молча сижу под окошком т..мницы. 4.Люблю тебя булатный мой кинжал товарищ светлый и холодный. 5. (Не)смейся над моей пророч..ской т..ской. 6.Гл..жу на будущность с б..язнью гл..жу на прошлое с тоской и, как пр..ступник перед казнью, ищу кругом души родной. 7.(Не)грусти дорогая соседка. 8.Возьму винтовку длинную. (М. Лермонтов.)

9.Брошу в море сети частые белый парус подыму. 10.Плывём пусты(н,нн)ой Ладогой под яркой аркой радугой. 11.О чудесном лесе буду песни складывать, расскажу про терем сказку правду мудрую. 12.Милый крот слепой рабочий! Выб..рай т..мнее ночи берегись св..рканий дня.

(В.Брюсов.)

2 уровень

Прочитайте предложения. Какие из них можно преобразовать в определённо- личные? Запишите предложения в преобразованном виде. Почему другие предложения не до пускают такого преобразования?

1.Мы любовались чудесной картиной природы.2.Мы идём по т..нистой лесной тропинк…3.Лодка чуть покачивалась у причала. 4.Ты (не)забудь положить в портфель завтрак.5.Ты выполнил работу отлично.6.Пианист исполняет этот этюд виртуозно. 7.Ты постарайся выполнить работу а(к,кк)уратно. 8.Я торопливо иду на пе(р,рр)он, радуясь близкой встрече с друзьями. Он учится в вечерней школе и работает на заводе токарем.10.Мы ощупь ю входим в ко(р,рр)идор, ст..раясь ничего не опрокинуть. 11Мы пришли домой поздним вечером. 12.Мы выполним задание с честью.13.Вы ра(с,сс)кажите о ваших впечатлениях от поездки.14.Ты пиш..шь (не)а(к,кк)уратно и делаешь много ошибок. 14.Ветер воет и свистит за окном.

3 уровень

Напиши мини-сочинение на тему «Как я готовлю себе завтрак», включив в него определённо-личные предложения.

Тема урока : «Неопределённо — личные предложения»

1 уровень

Прочитайте предложения и сначала выделите среди них двусоставные и односоставные, над односоставными укажите вид: определённо-личные, неопределённо- личные.

1.Поражаюсь листве. Как яростно ярко горит каждый листик берёз, осин, рябин! 2.Сижу за столом у открытого окна.3.Только что прошёл тропический короткий ливень с грозой.4.Прекрасно было узкое озеро, держащее в своих объятиях лес.5.В прохладе вечера разлился сухой ржаной аромат. 6.Сегодня с утра начали жать рожь.7.В лесу всю ночь напролёт свищут, щёлкают, звенят.8.Жаворонков здесь полон воздух.

2 уровень.

Переделайте двусоставные предложения в неопределённо-личные. Объясните различия в их строении и значении. Подчеркните сказуемые, укажите, какой формой глагола они выражены

1.Ученицу Иванову Ирину совет старшеклассников наградил Почётной грамотой.2.Журналисты пишут в газетах о встречах с зарубежными друзьями.3.Учитель нам сообщил о результатах контрольного диктанта.4.Товарищ задержал меня на полчаса. 5.Инструктор принял меня в секцию лёгкой атлетики.6.Учащиеся принесут Марии Петровне пригласительный билет на открытие школьного музея.

3 уровень

Продолжите предложения так, чтобы получились сложные предложения. Подчеркните главные члены предложения.

1.Нам сообщили, что … 2.Меня задержали после уроков, и … 3.У нас любят спорт, и … 4.Володе отказали в … 5.Сашу вызвали на уроке математике, и … 6. Заметно улучшаешь свои результаты в плавании… 7.Растёшь не по дням, а по часам, … 8.Лучшие русские песни поют на всех континентах…

Тема урока: «Безличные предложения»

1 уровень

Спиши безличные предложения, найди в них грамматическую основу и напиши , чем выражено сказуемое в этих предложениях.

1.Больше всего мне (не) хотелось сейчас расспросов.(Г.Бакланов.) 2.Двенадцать лет назад нам так нравилось здесь.(Г.Бакланов.) 3.Нам непросто смотреть друг другу в глаза.(Г.Бакланов.) 4.Нет дороги ни вперёд и ни назад. (А. Твардовский.) 5.Вальдшнепа н..где не видно.(Г.Скребицкий) 6.Сердца жаркого не залить вином, думу чёрную (не)запотчевать.(М.Лермонтов.) 6.Сердца жаркого (не)залить вином, думу ч..рную (не)запотчевать.(М.Лермонтов.) 7.Мне было весело вдохнуть в мою измуче(н,нн)ую грудь ночную свежесть тех лесов. (М.Лермонтов). 8.Савельича со мною (не)было.(А.Пушкин)

2 уровень

Распредели безличные предложения по их значениям: 1.душевное состояние человека, его настроение; 2.физическое состояние человека; 3.состояние природы и окружающей человека среды; 4.отрицание чего-либо; 5.возможность(необходимость)или невозможность чего-либо.

1.(Не)смотря на поздний час, в комнате было соверше(н,нн)о светло.2.Мне всегда жутко в холодном и сыром осеннем лесу. 3.После затянувш..йся лыжной прогулки при сильном ветре мне немного (не)здоровилось.4.В воздухе запахло свежей зеленью и прохладой.5.Пассажиру надо было сделать пересадку на узловой станции.6.Нет конца уходящим за горизонт сосновым лесам.7.Хорошо в жаркий летний день растянуться на зелёной травке у ручья.8.Наде было стыдно перед подругами за своё опоздание. 9.Нам надо было пересечь парк и выйти на центральную улицу.

3 уровень

Почитайте предложения, найдите и объясните ошибки. Предложения запишите в исправленном виде.

1.Мама понятия не имела о нашей проделке.2.Грызуны не имеют клыков.3.Лида не имеет денег на покупку коньков.4.Учитель не имел возможности выслушать всех спорщиков. 5.Я не имела сил продолжать лыжную гонку. 5.Часовой не имеет права покидать свой пост. 7.Я не имею слов для выражения своей благодарности.

Тема урока: « Назывные предложения»

Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Назывные предложения подчеркните.

1 уровень

1.Вот серый старый дом. Теперь он пуст и глух. (Н.Некрасов). 2.Родные русские картины! Заснул и видел я во сне знакомый дом леса долины.(Н.Некрасов.) 3.Мох да вереск даграниты…Чуть шумит сосновый бор.(В. Брюсов). 4.Скорый поезд. Он гремит лесами стелет дым на жёлтое жнивьё.(С.Щипачёв.) 5.Сядем там на кочке…Зной и тишина…В голубом веночке высь отражена.(В.Брюсов).6.Звучный мерный звук копыт. Кони бьют о камень плит.(В. Брюсов.) 7.Безлюдье степь. Кругом всё бело и небеса над головой. (Н.Некрасов.) 8. Половина одиннадцатого. Я не сплю я притворяюсь что сплю.(В.Каверин.)

2 уровень

Вставьте вместо точек назывные предложения, которые являются частью сложных предложений. Запишите текст.

1…но я не могу уснуть. 2…слышен только стук падающих на подоко(н,нн)ик капель. 3.Давно уже улетели птицы… 4…темноту прорезают молнии. 5…солнце палит невыносимо. 6…первые лучи солнца освещают верхушки деревьев старого парка. 7…на песке лежит лодка без вёсел.

3 уровень

Составьте небольшой текст (5-6 предложений), используя в нём назывные предложения для того , чтобы кратко обрисовать время и место действия или назвать предмет мысли.

Тема урока «Однородные члены предложения, соединённые союзами»»

1 уровень

Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные знаки препинания.

1.Ему (не)ведомы были (н..)лень (н..)усталость.2.Его (н..)радовали (н..)нарядная зелень приморского городка (н..) синий простор моря (н..) ласковое южное солнце.(С.Бабаевский.) 4.Ему (н..) о чём (не) хотелось (н..) говорить (н..)думать. 5. (Н..)когда берёза (н..)тороп..т(?)ся распускат(?)ся. (Н..) верит она (н..) кукушкам (н..) соловьям (н..) ласточкам (н..) вальдшнепам.(Д.Зуев.) 6.По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвёл алым и влажным огнём. (К.Паустовский.) 7. Лена смотрела в окно на только что освободившуюся ото льдахолодную гладь залива на рыбачьи артели с сетями на гальке на весенние караваны гусей и уток.(А.Фадеев.) 8.Море лов..т стрелы молний и в своей пучине гас..т.(М.Горький.)

2 уровень

Устраните ошибки в употреблении однородных членов предложения.

1.Старший брат был высокий и красив. 2.На о(к,кк)упирова(н,нн)ой немцами те(р,рр)итории молодёжь взялась за создание партизанских отрядов, вести работу в тылу врага.3.Категорически запрещается прот..рать дв..гатель бензином и подача бензина самотёком. 4.Требуется соср..доточить все усилия на достижени.. цели и хорошая организация дела. 5.Образ Андрея Соколова зовёт нас к подвигу, храбро защищать свою Родину.6.Молодёжь Казахстана призывает народ на борьбу за новую жизнь, отстаивать идеалы молодой Республики.7.У Талгата Мусабаева характер твёрд и очень сильный. 8.Роман учит молодёжь любить родину, мужеству и силе воли.9.Он ненавидит и борется с лицемерами.10.Партия «Нур Отан» возглавила и руководила субботником.11.Сима встретила и сказала о репетиции.

3 уровень

Составь небольшой связанный текст на одну из тем «В выходной день», «Зима в городе», «Скоро весна», включив в него предложения с однородными членами.

Тема урока «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них».

1 уровень

Спишите, расставляя знаки препинания и пропущенные буквы. Подчеркните однородные члены и обобщающие слова в соответствии с тем , какими членами предложения они являются.

1.Девушка разложила цветы на столе, нач..ла медленно переб..рать их и называть имена медуница кипрей ромашка генциана плакун трава. (К.Паустовский.) 2. Обосновавшись в гнезде скв..рец начинает т..скать туда всякий строительный вздор мох.вату перья пух тряпочки солому сухие травинки. (А.Куприн.) 3.Всё в такую минуту казалось красивым (не)весомым удивительно пр..ятным и густые тени деревьев и лунные блики ра(с,сс)ыпанные по земле и тихий нежный ш..пот леса. 4.Мы сТурченко (ни)когда (не)скучали оставаясь вместе. Нас тесно связывали три вещи лес охота и любовь к литературе.(А.Куприн.) 5.Яркое солнце величальные песни птиц тихая арфа капели левитановские синие тени саврасовский нежно(?)голубой воздух всё это первые радости ясных улыбок марта. (Д.Зуев.) 6.Сквозь молочно(?)голубую дымку мутно голубело всё вокруг лес скалы острова. (В.Шишков.) 7.Ладьи ферзи слоны вдлуг все сразу подск..чили на доске и посыпались под стол. 8.Всюду на столе на тумбочке на ковре покрывавшем пол разложены были книги.

2 уровень

Вставьте вместо точек обобщающие слова. Там, где надо, измените окончания и место обобщающего слова в предложении. Запишите, расставляя знаки препинания.

1.Честный труд нужен … и на земле и в небе и в космосе. 2.Победу в Великой Отечественной войне готовили …не только мужчины но и женщины. 3.Не хотели оставаться в стороне… ни взрослые ни дети.4.Не могли сломить упорного сопротивления врагу … ни боль ни смерть ни голод. 5.И вой урагана и рёв моторов и грохот … сливалось в сплошной гул.6.Озёра и реки деревья и травы звери и птицы … просят твоей помощи человек разумный.7.Ни знатный род ни красота ни сила ни богатство … беды не может миновать. (А.С.Пушкин.) 8…. в клубе на улицах на скамейках у ворот в домах происходили шумные разговоры.(В.Гаршин.)

3 уровень

Запишите предложения, ставя имена существительные в скобках в том же падеже, что и обобщающие слова.

1. Общение с окружающим миром (природа, иску..тво, живые люди) обогащает и обл..гораживает человека. Общение необходимо всем (и молодые , и пожилые, и дети). Без контактов без встреч и впечатлений невозможно не только ощущать радость но и существовать вообще.(С.Бардин.) 2.Я люблю разные виды иску..тва (музыка театр живопись). 3.Мой брат играет на многих музыкальных инструментах (скрипка баян гитара). 4. Я восхищаюсь классическими танцами (вальс, танго, фокстрот) и пытаюсь разучить их. 5.О многих редких металлах (цирконий литий цезий) узнают дети на уроках физики.6.В Красной книге Казахстана рассказывается о рыбах (лосось нельма белорыбица) находящихся под угрозой исчезновения. 7.Редкие животные (косуля лось куница) находятся под защитой государства.

Тема урока «Обособленные определения»

1 уровень

Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Определяемое слово заключите в рамку, а распространённое определение подчеркните волнистой чертой. Стрелкой укажите связь определяемого слова с определением. Поставьте вопрос.

1.Он всё ещё стоял на месте а она уже уходила в заросш..й густой зел..нью переулок. (С.Голубов.) 2. Обвит..е виноградником место было похоже на крыт..ю уютн..ю беседку тёмную и прохладную. (Л.Толстой.) 3.Поросшие лесом берега томили своим однообразием. (В.Шишков.) 4.Ранний солнечный свет падавший на листву рядом с цветами шиповника казался холодным и бледным.(К.Паустовский.) 5.Море успокоившееся за ночь после мёртвой зыби ещё кипело мелкой частой рябью.(А.Куприн.) 6. Сбитые с боевого настроения люди и лошади с трудом выбирались из снежного месива.( И.Друце.) 7.Молчаливый он (не)запрещал мне говорить обо всём. (М.Горький.) 8.Обдуваемые позёмкой мы лежали на огневой позиции подмяв под голову тощие вещмешки.(Ю.Бондарев.)

2 уровень

Вставьте после выделенных слов причастные обороты и запишите полученные предложения. Образец. Володя выбрался на палубу.-Володя, уставший от духоты и качки, выбрался на палубу.

1.Теплоход отчалил и пошёл вверх по тёмной реке.2.Лодка застыла на тихой воде.3.Дежурная разговаривала по телефону.4.Асфальтовое шоссе проходило (не)подалёку от дома.5.Мешок путник положил около костра.6.В ручье виднелись пёстрые камешки. 7.Мальчик взял палку и стал помешивать дрова в костре. 8.Слышен шум воды.9. Картины были выполнены талантливым художником.

3 уровень

На тему «Гроза в лесу» составьте отдельные предложения на все правила обособления определений.

Тема урока «Обособленные приложения»

Спишите предложения, расставьте знаки препинания, найдите обособленные приложения и подчеркните их.

1.Отец капитан первого ранга и старший брат мичман погибли в русско-японской войне.(А.Фадеев.) 2.Горный козёл горал легко ступая прыткими стройными ногами вышел из-за кустов.(А.фадеев.) 3. «Вставай Жулька»,- приказал я. И она подошла ко мне моя любимая собака белый сеттер в частых чёрных пятнышках. (М.Пришвин.) 4.Смиренная Прасковья Ильинична моя тётушка разливала чай. (Ф.Достоевский.) 5.Мой помощник молодой чахоточный человек ездил лечиться в город. (А.Чехов.) 6. За ними обоими кряхтя ковыляет по ступенькам старич..к военный доктор Иван Константинович Рогов.(А. Бруштейн.) 8.Товарищ его лейтенант покатывался со смеху.

2 уровень

Распространите одиночные приложения и запишите полученные предложения. Образец.1.Мальчик –ученик не спеша возвращается из школы.- Мальчик ,ученик третьего класса, не спеша возвращается из школы.

1.Завод-заказчик требует (не)медленной отгрузки деталей. 2. Лётчик-испытатель пор..жал всех своим (не)превзойдённым искусством.3.Полярники-зимовщики ещё не скоро вернут(?)ся на родную землю. 4.Юноша-лыжник шёл по ещё (не)укатанной лыжне.5.Незнакомец пр..близился к дедушке-сторожу.6.(Не)понятую мной теорему мне объяснил товарищ-отличник.7.Девушка-почтальон (не)принесла нам сегодня газету «Звезда Прииртышья»в обычное время.8. Продавец-консультант помог выбрать подходящий ноутбук.

3 уровень

Представьте, что вы поступаете в колледж и вам нужно написать автобиографию. Пользуясь в качестве образца данным началом, напишите кратко автобиографию. Укажите приложения.

Я, Иванов Сергей Николаевич, родился в 1997 году в городе Кокшетау. Моя мать, Иванова Лидия Михайловна, работает врачом в поликлинике. Отец, Иванов Николай Петрович, сварщик. Моя сестра, Иванова Татьяна, учится в школе №26.

Тема урока «Обособленные обстоятельства»

1 уровень

Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу и члены предложения, выраженные деепричастными оборотами.

1.Столбовая дорога прямая на Москву по равнине бежит. В заповедных цветах утопая Бородинское поле лежит.(С.Васильев.) 2.Лена испуга(н,нн)о жалась к Серёже с любопытством маленького зверька оглядываясь (во)круг.(А.Фадеев.) 3.Солдаты шли чуть покачиваясь из стороны в сторону.(Ю.Яковлев.) 4.(Не)снимая сапог я перешёл речку и сел на камень.(А.Первенцев.) 5.Двое детей взявшись за руки всё ещё бежали по дороге к переезду.(А.Платонов.) 6.Несмотря на старание моряков казаться весёлыми и вести оживлённые разговоры чувствовалось грустное настроение.(К.Станюкович.) 7.Впереди ещё много работы, придётся трудиться засучив рукава.8.Вопреки предсказаниям бюро прогнозов погода стояла великолепная.

2 уровень

В данные предложения вставьте деепричастия или деепричастные обороты перед союзом и или после него. Предложения запишите.

1.Рыжий пёс подош..л к Петру Сергеевичу и лизнул ему руку. 2.Алексей открыл чемодан и стал укладыват(?)ся. 3.Через час я уже был дома и обн..мал родителей. 4.Мы вск..пали грядки и пос..дили перед школой много пр..красных цветов. 5.Мать строго поглядела на сына и вышла из комнаты.6.Река бурлила и неслась куда –то. 7.Я оставил вещи на лавочке у родительского дома дома и направился к озеру. 8. Я несмело вошёл в комнату и посмотрел на девушку.

3 уровень

Придумайте и запишите предложения с данными ниже сочетаниями слов, используя их как обстоятельства; слова в скобках поставьте в нужном падеже .Обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами, выделите запятыми.

Согласно (указание главного инженера); в случае (возможная неисправность),ввиду(сильный шторм); вследствие (полученная накануне травма); несмотря на (непредвиденные задержки в пути); при наличии(свободные места); благодаря (поддержка товарищей); вопреки (советы брата); в силу (сложившиеся накануне обстоятельства), в случае (неисправленность двигателя); ввиду (сложившиеся обстоятельства);вследствие (выпавшие осадки);вследствие (сильные дожди).

Тема урока «Уточняющие обособленные члены предложения»

1 уровень

Спиши, расставляя знаки препинания. Уточняющие второстепенные члены предложения подчеркните.

1.Первая линия метро или метрополитена была открыта в Москве в 1935 году. 2.Многие мальчики нашей школы например Теплов Ахметов и Каримов увлекаются шахматами. 3.Мы изучаем синтаксис то есть науку словосочетании и предложении. 4.Письмо доставит мой брат или его товарищ. 5. Все ребята особенно любители лыжного спорта радовались наступлению зимы. 6.Самые ранние цветы даже подснежники ещё не распустились.7.Собака по кличке Тарзан насторожила уши. 8. Там наверху жил маленький мальчик сын токаря из депо.(А.Платонов.) 9.Издали с востока шёл скорый поезд.

2 уровень

Составьте предложения с данными словами. Падеж можно изменять. Запишите предложения, ставя знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложений.

1.Студенты или школьники. Студенты или учащиеся высших учебных заведений. 2.Тенор или высокий мужской голос. Тенор или баритон. 3.Пинг-понг или настольный теннис. Пинг-понг или волейбол. 4.Бегемот или гиппопотам. Бегемот или слон.5.Бронза или золото. Бронза или сплав меди и олова.6.Поверхность корта или футбольное поле. Поверхность корта или площадка для игры в теннис.

3 уровень

Составьте небольшое описание (5-7 предложений) на одну из тем: «Вид из окна», «Моя комната», «Любимый уголок природы». Используйте в нём по своему усмотрению уточняющие обстоятельства места и времени.

  • Рассказ о словаре иностранных слов 6 класс
  • Рассказ о слове 3 класс примеры слов собака
  • Рассказ о словаре омонимов
  • Рассказ о слове 3 класс проект по русскому языку примеры кошка
  • Рассказ о словах к трапезе