Рассказ о словаре омонимов

С этим файлом связано 1 файлов. среди них: активный или пасивный.pptx.показать все связанные файлыподборка по базе: экспертиза генеральных планов предприятий

linked С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: Активный или пасивный.pptx.
linkedПоказать все связанные файлы


Подборка по базе: ЭКСПЕРТИЗА ГЕНЕРАЛЬНЫХ ПЛАНОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО РЕМОНТУ ПОДВИЖНОГО , Лингвистические особенности обучения грамматике иностанного язык, Двухсторон договор на 2 языках 2019 посл.вариант.docx, Регулировочная характеристика по составу смеси.pdf, Правовые основы материальной составляющей трудовых отношений — к, «Теория Гэри Чепмена о пяти языках любви применительно к воспита, Базовый словарный запас.docx, ИСТОРИЯ ЯЗЫКА И ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦФИЛОЛОГИЮ (ЧАСТЬ 1_1).docx, Структура русского языка как науки.docx, Энергетическая безопасность как составная часть национальной без


Презентация на тему Словарный состав языка

Студентки Педагогического факультета 1-НО-21

Шайкуловой Регины

Ле́ксика

 (от др.-греч τὸ λεξικός — «относящийся к слову», от ἡ λέξις — «слово», «оборот речи») — совокупность слов того или иного языка, части языка и которые знает тот или иной человек или группа людей. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях. Это оборот речи.

1. Словарный состав языка.

1. Словарный состав языка.

2. Совокупность слов, связанных со сферой их использования. Лексика устной речи. Разговорно-бытовая лексика. Лексика книжно -письменной речи. Общественно-публицистическая лексика. Научная лексика. Производственно-техническая лексика. Официально-деловая лексика. Военная лексика. Общеупотребительная лексика. Диалектная лексика. Профессиональная лексика. Терминологическая лексика. Арготическая лексика (жаргонная лексика). Экзотическая лексика. Активная лексика. Пассивная лексика. Устаревшая лексика.

3. Совокупность слов, связанных с их происхождением. Исконно русская лексика. Восточнославянская лексика. Заимствованная лексика. Интернациональная лексика.

4. Один из стилистических пластов в словарном составе языка. Нейтральная лексика. Эмоциональная лексика. Экспрессивная лексика. Возвышенная лексика.

Поэтическая лексика. Просторечная лексика. Вульгарная лексика. Фамильярная лексика.

5. Совокупность слов, характерных для какого-либо литературного направления, словарный состав отдельного художественного произведения, словарь языка того или иного писателя. Романтическая лексика. Лексика “Евгения Онегина Лексика Тургенева.

Архаизмы — вышедшие из употребления слова.

Неологизмы — новые слова.

Историзмы — слова, которые обозначают предметы, которые сейчас не используют.

Омонимы — слова, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

Антонимы — противоположные по значению.

Синонимы — сходные по значению.

Однозначные слова — слова, имеющие одно значение.

Многозначные слова — слова, имеющие два и более значений.

Стили речи

Художественный Вымысел писателя, портрет, описание действующих лиц, диалог, монолог
Научный Нет вымысла
Официально-деловой Официальные бумаги
Разговорный Не соблюдаются литературные нормы
Публицистический Все статьи в газетах и журналах

Стили речи

Типы речи

Описание Повествование Рассуждение
Описание какого-либо предмета, явления и др. целостный рассказ (часто в художественном стиле речи) рассуждение о чем-либо

Типы речи

Лексикология (лексикология) -это раздел науки о языке, который изучает словарный состав язык.

Лексическое значение – это то ,что обозначает слово.

Слово, имеющее несколько лексических значений (два и более), называется м н о г о з н а ч н ы м.

Слово, имеющее одно лексическое значение, называется о д н о з н а ч н ы м.

Прямое и переносные значения слов

Слово, обозначая предметы, признаки, действия, количество, выступает в п р я м ом значение. В качестве наименования для другого предмета у слово образуется новое лексическое значение, которое называется п е р е н о с н ы м.

О м о н и м а м и называются слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

А н т о н и м ы-это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Общеупотребительные и не общеупотребительные слова

Слова, известные всему народу и употребляемые всеми, называются общеупотребительными. Слова, известные не всем говорящем на русском языку, называются не общеупотребителями. К нами относятся, например, диалектные и профессиональные слова.

Диалектные слова

Диалектные слова

Диалектные слова-это слова, употребляемые только той или иной местности.

Профессиональные слова

Профессиональные слова-это слова, употребляемые в речи людей, объединённых какой-либо профессией, специальностью.

Заимствованные слова

По происхождению в словарном составе русского языка имеются исконно русские слова(т.е. такие, которые возникли в русском языке) и заимствованные слова (т.е. такие, которые взяты из других языков)

Устаревшие слова

Слова, вышедшие из активного, повседневного употребления, называются устаревшими: конка, городовой, дворецкий и др.

Новое слова

Новое слова

Новые слова, возникающее в языке, называются неологизмами.

Фразеология

Фразеология-раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

Фразеологизмы

Фразеологизм-это устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий.

Фразеология-раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

Фразеологизмы-это устойчивые сочетания слов .

Например, бить баклуши-бездельничать, за тридевять земель – далеко.

Рассмотрим подробнее

ОМОНИМЫ

Совпадающие слова, относящиеся к разным частям речи, все или почти все российские лингвисты безусловно относят к омонимам. Примером таких омонимов являются глагол «течь» (протекать) и существительное «течь» (протекание).

Классификация

Классификация

Омонимы полные (абсолютные) — омонимы, у которых совпадает вся система форм. Например, наряд (одежда) — наряд (распоряжение)горн (кузнечный) — горн (духовой инструмент).

Омонимы частичные — омонимы, у которых совпадают не все формы. Например, ласка (животное) и ласка (проявление нежности) расходятся в форме родительного падежа множественного числа (ласок — ласк). Омонимы грамматические, или омоформы — слова, совпадающие лишь в отдельных формах (той же части речи или разных частей речи). Например, числительное три и глагол тереть совпадают лишь в двух формах (к трём — мы трём, три яблока — три сильнее!), а в английском языке прилагательное left и глагол to leave совпадают лишь в одной форме.

Омонимы — слова, совпадающие одновременно по звучанию и по написанию, но различные по значению.

Омофоны (фонетические омонимы) — слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению.

Омографы (графические омонимы) — слова, совпадающие по написанию, но различные по звучанию и значению.

Омоформы (грамматические омонимы) — это разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах. Например, глаголы лететь и лечить совпадают в форме 1 лица единственного числа настоящего времени — лечу

Литература:

Литература:

  • Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка: Свыше 2000 словарных статей. — 3-е изд., стереотип.. — М.: Рус. яз., 1986. — 448 с.
  • Гребенева Ю. Н. Словарь омонимов, омоформ и омографов русского языка. — М.: Мир и Образование, 2015. — 654 с.
  • Советский энциклопедический словарь / главн. ред. А. М. Прохоров. — изд. 4-е. — М.: Советская энциклопедия, 1986. — 1600 с. — 2 500 000 экз.
  • Ссылки:

  • Омонимы — статья из Большой советской энциклопедии. 
  • Гребенева Ю. Н. Омонимы: особенности терминологии и трактовки Культура письменной речи
  • Жданова Л. А. Омонимия. Паронимия // Лексикология
  • Ручимская Е. М. О разной трактовке соотношения омонимов, омофонов, омографов

Спасибо за внимание!

Если вы ищете информацию о происхождении слова, лучше обратиться не к одному этимологическому словарю, а к нескольким. «Идеальных» словарей пока не существует. Даже в лучших из них встречаются ошибки, неточности или устаревшая информация.

Например, в «Этимологическом словаре русского языка» М. Фасмера в целом правильно описана этимология слова история. Но утверждается, что данное слово в русском языке появилось в эпоху Петра I. Авторы словарей, изданных позже, эту неточность исправили: существительное история было известно еще языку Древней Руси с XI–XII вв. Оно пришло из греческих текстов, которые переводили древнерусские книжники.

В современном русском литературном языке слово история может употребляться в следующих основных значениях:

  • ‘действительность в процессе развития’ (например: ход истории);
  • ‘последовательное развитие, изменение чего-либо’ (история Франции, история биосферы);
  • ‘прошлое, события прошлого’ (история и современность);
  • ‘наука, изучающая прошлое человеческого общества’;
  • ‘наука, изучающая развитие какой-либо области природы, культуры, знания’ (история философии, музыки, литературы);
  • ‘повествование, рассказ’ (увлекательная история);
  • ‘происшествие, событие, случай, преимущественно неприятный‘ (разговорное, например: вчера была забавная история; влипнуть в историю).

Истоки этого слова лежат в греческом языке. Греческое существительное ἱστορία (historia) означало ‘расспрашивание’, ‘исследование’, ‘наука’, ‘историческое повествование’. Оно было образовано от слова ἵστωρ (histor) ‘знающий, сведущий’.

Древнерусское историꙗ было прямым заимствованием из среднегреческого языка. В XI–XVII вв. оно обычно употреблялось в значениях ‘повествование о событиях прошлого’, ‘устный или письменный рассказ о чем-либо’.

В XVIII веке, в эпоху Петра I, произошло вторичное заимствование этого слова, но теперь уже из западноевропейских языков (куда оно попало из греческого через посредство латыни). Под влиянием немецкого Historie и польского historia новое заимствование стало произноситься как гистория, а иногда даже как гиштория. Оно принесло с собой расширенную семантику: не только ‘рассказ о чем-либо’ и ‘ход событий прошлого’, но и ‘наука о прошлом’, ‘наука о развитии какого-либо явления или области знаний’. Эти же значения в то время получил и более ранний вариант история, так что старая и новая формы стали полными синонимами.

На пример, уча Грамматике, может учитель с нею учить купно и Географию и Историю…

Петр I. Регламент или устав духовной коллегии, 1721.

Во оных городах будучи, я чрез полпята года не токмо указанные мне науки принял, но в физике, химии и натуральной гистории горных дел так произошел, что оным других учить и к тому принадлежащие полезные книги с новыми инвенциями писать могу…

М. В. Ломоносов. Прошение о принятии на службу в Академию Наук, 1742.

В XVIII веке обе формы сосуществовали в русском языке, но в XIX столетии более ранний вариант постепенно вытеснил слово гистория. В белорусском подобная форма уцелела: гiсторыя.

Если заглянуть глубже

Это более сложная информация, но она дает нам еще один пример глубинной родственной связи между индоевропейскими языками.

Греческое слово ἵστωρ ‘знающий, сведущий’ не начиналось с гласного звука, как русское история, а произносилось с h-образным придыханием в начале (отсюда начальное h в соответствующих словах латинского и многих других европейских языков). Это придыхание развилось на месте более раннего губного согласного, подобного современному английскому [w]. Такой звук древние греки обозначали буквой ϝ («дигамма» или «вау»). Во многих словах греческого языка он просто утратился и в другие звуки не переходил. Его существование было установлено по данным греческих диалектов прошлого и настоящего. В большинстве других индоевропейских языков этот губной согласный сохранился в виде [w] или звука наподобие русского [в]. Сказанное подтверждается регулярными звуковыми соответствиями греческих слов с родственными словами из других языков, например:

  • ἴς (his) ‘сила’ — латинское vis ‘сила’;
  • ἕσπερος (hesperos) ‘вечер’ — латинское vesper ‘вечер’;
  • εἶδος (eidos) ‘вид, образ’ — русское вид, латинское visum ‘вид, образ’ и др.

Праформу слова ἵστωρ лингвисты реконструировали в виде *ϝίδτωρ (widtor), где ϝίδ- является корнем, а -τωρ — суффиксом со значением деятеля. Такая реконструкция подтверждается данными греческих диалектов, где сохранился вариант с начальным ϝ [w].

Сочетание -δτ- (-dt-) на стыке корня и суффикса подверглось диссимиляции (расподоблению), и вместо двух взрывных звуков получилось соседство щелевого и взрывного: -στ- (-st-). Интересно, что такой же процесс изменения данного сочетания звуков прошел и в диалектах, легших в основу праславянского языка. Результаты мы можем слышать, например, в словах вести́ (из древнего *vedti, ср. веду) или весть ‘известие’ (из *veidtĭs, ср. родственное ведать).

Кстати, о глаголе ведать ‘знать’… Лингвисты считают, что слова ведать, видеть, вид родственны рассматриваемым греческим ἱστορία, ἵστωρ или *ϝίδτωρ (а также приведенному выше εἶδος (eidos) ‘вид, образ’). И те и другие происходят от праиндоевропейского корня *u̯id-/*u̯eid-/*u̯oid- ‘видеть’, ‘знать’. Значение ‘знать’ здесь, скорее всего, вторичное, оно развилось из ‘видеть’: «я знаю о чем-либо, потому что видел это своими глазами». Немало слов из этого же «семейства» есть и в других индоевропейских языках: древнеиндийское vḗdas- ‘знание, осмотрительность’ и vḗda- ‘теологическое знание’, ‘Веда’; латинское vidēre ‘видеть’; литовское véidas ‘лицо, облик’ и др.

Из Торы?

В последние годы в интернете и не только можно встретить идею о происхождении слова история из сочетания слов «из Торы я». Сторонники этой версии таким образом хотят сказать, что история разных стран (и России, конечно) сфальсифицирована в интересах «мирового еврейства». Доказательств в пользу такой этимологии никто не приводит. Видимо, полагают, что здесь все очевидно… Но очевидность бывает обманчивой, так что доказательства необходимы. Одного лишь созвучия, как уже неоднократно отмечалось, слишком мало: оно может быть результатом случайного совпадения. При этом версия с Торой игнорирует словообразовательные законы древнерусского языка. Для него было невозможным образование слова из предложения, это и в современном русском редчайшее (и искусственное) явление, вроде недавнего ихтамнет. Кроме того, греческое ἱστορία не может быть заимствованием русского «из Торы», поскольку является бесспорным образованием от ἵστωρ, прекрасно вписывающимся в законы греческого языка. Оно там исконное и к Торе отношения не имеет. Зато у него есть дальнее родство с русскими словами видеть, вид, ведать, и это подтверждается сопоставлениями слов разных языков и диалектов (см. выше). Родство доказывается строгими, устойчиво повторяющимися звуковыми, словообразовательными и семантическими соответствиями, а не случайными созвучиями. И тем, кто всерьез (а не ради шутки) занимается созданием и распространением необоснованных, псевдонаучных этимологий, хорошо бы спросить себя: «А не искажаю ли историю… я?»

.

Литература:

Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. — Т. 1. — М., 1999.

Этимологический словарь русского языка / Под ред. Н. М. Шанского. — Т. 2. — Вып. 7. — М, 1980.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — Т. 2. — М., 1986.

Словарь русского языка XI–XVII вв. — Вып. 6. — М., 1979.

Словарь русского языка XVIII в. — Вып. 9. — М., 1997.

Аникин А. Е. Русский этимологический словарь. — Вып. 6. — М., 2012.

Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. А. С. Кузнецов. — СПб., 2000.

.

На фото: кариатиды храма Эрехтейон на афинском Акрополе.

Омоформами являются слова, имеющие одинаковое написание, одинаковое произношение, разный смысл и являющиеся разными формами слова или частями речи. По сути, термин «омоформа» объединяет в себе грамматические и морфологические омонимы.

Омонимы и их употребление в русском языке: таблица, примеры

В значении овощ оно имеет одинаковое количество форм с единственным числом в значении оружие. На Земле обитает большое количество организмов, которые могут существовать в определенных условиях. Одни заселяют сушу, а другие приспособлены исключительно к водной среде. Ученые непрерывно бьются над загадкой, как именно появилась жизнь на планете, и пока не могут прийти к единому выводу.

Васильева Елена, консультант по вопросам скидок и акций

Мнение эксперта

Васильева Елена, консультант по вопросам скидок и акций

Омонимы — урок. Русский язык, 10 класс. Горные породы, образовавшиеся из слоев осадков, соединенных и спрессованных друг с другом. Интересный факт: человек способен дышать лишь в тропосфере. На расстоянии в 7 км ему уже требуется дополнительный источник кислорода, а на высоте в 15 км он в принципе не может вздохнуть из-за атмосферного давления. Если вы хотите что-то уточнить, то обращайтесь ко мне!

Словарь терминов на тему «Планета Земля»

Значение слова «земля» в 21 словаре
Неполные омонимы различаются при склонении, например лисички — грибы и лисички — животные различаются при склонении в творительном падеже:
грибы / животные
именительный: лисички / лисички;
родительный: лисичек / лисичек;
дательный: лисичкам/ лисичкам;
винительный (что/кого): лисички/лисичек;
творительный: лисичками / лисичками;
предложный: о лисичках / о лисичках. Ученый, изучающий звезды, планеты и другие небесные тела. За пределами экзосферы начинается космическое пространство, которое близко к вакууму.

Из-за этого радиус звезды увеличится, и его габариты станут больше орбиты Земли.

Словосочетания со словом «земля» — прилагательные, существительные, глаголы

Полные омонимы совпадают между собой во всех падежах и числительных.

ЕГЭ–2022, русский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина.

Движение волны в обратном направлении от берега, после того как она разобьется об него см.

Изучение и анализ особенностей языка обогащает собственную речь и развивает логическое мышление. Живая речь не стоит на месте, в устном и письменном использовании происходят креативные изменения. Работа филологов заключается в раскрытии новых литературных и разговорных приемов и оборотов русской лексики.

Омонимы и многозначные слова: различия, примеры

А любопытная однако ж, как я вижу, должна быть земля эта — Сицилия. Многозначные слова одинаковые по написанию и звучанию, имеют смысловое подобие, скрытое сходство значения, родственность или общность происхождения. Омонимы характеризуются идентичностью написания и произношения, но кардинально отличаются по смыслу.

Земля ? Строение планеты, описание, атмосфера, орбита, поверхность, фото и видео — «Как и Почему»

Территория, которую занимает суша планеты Земля, и ее величественное разообразие
Разница в одной букве во время произношения не ощущается. Подробнее про крупные материки, острова и омывающие их океаны.
В классической литературе встречается большое разнообразие метафор на основе многозначных слов и омонимов.
Валерий Брюсов мастерски использовал омонимы для создания абсолютной рифмы и экспрессии поэтических образов:
«Вдруг лебедей метнулась пара…
Не знаю, чья была вина…
Закат замлел за дымкой пара,
Алея, как поток вина…»

Почему Земля так называется

Энергия из постоянно возобновляемых источников, например, энергия ветра, воды или Солнца. «Небо как колокол, месяц — язык» (С. Есенин).
Н.В. Гоголь, характеризуя язык А.С. Пушкина, писал: «…обнаруживается бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт».

Фастфуд — вредная еда. Так ли это?

Да, соглашусьНормальная еда

Васильева Елена, консультант по вопросам скидок и акций

Мнение эксперта

Васильева Елена, консультант по вопросам скидок и акций

Этимологический Словарь Русского Языка По мере снижения температуры поверхность покрывалась твердой оболочкой. Мы составили 36 словосочетаний со словом «земля». При генерации словосочетаний подобрали слова разных частей речи и разные морфологические формы исходного слова. Всего получилось вариантов:
с прилагательными — 12,
с существительными — 12,
с глаголами — 12.
Примеры словосочетаний с точным вхождением слова выделены курсивом. Если вы хотите что-то уточнить, то обращайтесь ко мне!

Словарь Ожегова

Какие особенности рельефа имеет суша
За тридевять земель — очень далеко уехать, отправить кого-то, жить, находиться и т. Снова в моде подтяжки только раньше это были подтяжки для штанов, а сейчас для лица Анекдот.

А примерно через 10 млн лет в планету врезалось небесное тело, названное учеными Теей.

Словарь золотого промысла Российской Империи

Всего получилось вариантов с прилагательными 12, с существительными 12, с глаголами 12.

Разделение суши на материки

Животные организмы, экологически связанные друг с другом для выживания.

Неполная омонимия встречается при изменении в единственном и множественном числе, например,
лук — растение и лук — приспособление для пускания стрел. Слово «лук», обозначающее растение не имеет множественной формы, а лук- оружие бывает во множественном числе.

Грамматические омонимы

4 Человек давно мечтал двигаться в воздухе без точки опоры. Тридцать процентов, которые занимает суша планеты, имеют свои особенности, согласно специфике места нахождения, а также связанные с движением тектонических плит. Горная местность, которая имеется на данном этапе существования планеты Земля, образовалась много сотен, тысяч и даже миллионов лет назад при столкновении тектонических плит, и сейчас занимает свыше трети суши.

Васильева Елена, консультант по вопросам скидок и акций

Мнение эксперта

Васильева Елена, консультант по вопросам скидок и акций

Энциклопедический словарь Почва, обрабатываемый, плодородный слой земной коры. Каламбуры — использование омонимов и многозначных слов с заведомой целью создать двузначный смысл изречению, один из вариантов значения с юмористическим акцентом.
Пример абсолютного каламбура с двумя абсолютными омонимами:
«Азам учили,
а замучили.
Пока лечили —
Покалечили» (С.Федин). Если вы хотите что-то уточнить, то обращайтесь ко мне!

Библейская энциклопедия арх. Никифора

Что ждет Землю в будущем?
Ведь первые существа появились именно в воде, после чего в процессе эволюции перебрались на сушу. По мере снижения температуры поверхность покрывалась твердой оболочкой.

Прочитайте предложения с омонимами и обозначьте правильное название омоформ для каждой пары.

Задание. Учимся отличать омонимы от других омо

Согласно ей, нынешние континенты были ранее одним целым.

Подробнее про крупные материки, острова и омывающие их океаны

На данной картинке изображено одно и то же слово кисть в различных значениях.

Тридцать процентов, которые занимает суша планеты, имеют свои особенности, согласно специфике места нахождения, а также связанные с движением тектонических плит. Горная местность, которая имеется на данном этапе существования планеты Земля, образовалась много сотен, тысяч и даже миллионов лет назад при столкновении тектонических плит, и сейчас занимает свыше трети суши.

Вступление

Рыхлое тёмно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. Мы составили 36 словосочетаний со словом «земля». При генерации словосочетаний подобрали слова разных частей речи и разные морфологические формы исходного слова. Всего получилось вариантов:
с прилагательными — 12,
с существительными — 12,
с глаголами — 12.
Примеры словосочетаний с точным вхождением слова выделены курсивом.

Геополитический глоссарий

Использование омонимов в речи (с примерами)
Из-за этого радиус звезды увеличится, и его габариты станут больше орбиты Земли. Изучение и анализ особенностей языка обогащает собственную речь и развивает логическое мышление.
Неполная омонимия встречается при изменении в единственном и множественном числе, например,
лук — растение и лук — приспособление для пускания стрел. Слово «лук», обозначающее растение не имеет множественной формы, а лук- оружие бывает во множественном числе.

Примеры омонимов

материк или берег материка в речи мореплавателей, жителей острова. На основе многозначных слов и омонимов строятся многочисленные фольклорные шутки, прибаутки, частушки.
«Девушка – это пуля со смещенным центром тяжести: попадает в глаз, проходит через сердце, бьет по карману и выходит боком.» (Студенческий фольклор)
«Испорченный кран считал себя первоклассным оратором: целыми днями лил воду.» (Ф.Кривин)

Васильева Елена, консультант по вопросам скидок и акций

Мнение эксперта

Васильева Елена, консультант по вопросам скидок и акций

История образования Земли Гидроэлектроэнер гия один из наиболее широко используемых видов возобновляемой энергии. Каламбуры — использование омонимов и многозначных слов с заведомой целью создать двузначный смысл изречению, один из вариантов значения с юмористическим акцентом.
Пример абсолютного каламбура с двумя абсолютными омонимами:
«Азам учили,
а замучили.
Пока лечили —
Покалечили» (С.Федин). Если вы хотите что-то уточнить, то обращайтесь ко мне!

Орбита и вращение

Библейский Словарь к русской канонической Библии
Огромные волны, вызванные мощными землетрясениями в океане. Считается, что Луна появилась в результате столкновения Земли с протопланетой Тейей.

Схема магнитного поля Земли и его взаимодействие с Солнцем.

Интересное видео о Земле

Общеславянская основа zem изначально имела значение низ.

Астрономический словарь

На большинстве языков название небесного тела имеет такое же значение, но произносится по-разному.

Мы составили 36 словосочетаний со словом «земля». При генерации словосочетаний подобрали слова разных частей речи и разные морфологические формы исходного слова. Всего получилось вариантов:
с прилагательными — 12,
с существительными — 12,
с глаголами — 12.
Примеры словосочетаний с точным вхождением слова выделены курсивом.

Словарь антонимов русского языка

Скандинавские народы поклонялись богине Ёрд, римляне почитали Теллус Терру , а греки Гею. Многозначные слова одинаковые по написанию и звучанию, имеют смысловое подобие, скрытое сходство значения, родственность или общность происхождения. Омонимы характеризуются идентичностью написания и произношения, но кардинально отличаются по смыслу.

Архитектурный словарь

Примеры слов омонимов в литературе
ускорение свободного падения над поверхностью равно 9,8 м с2;. Слово состояние здесь выступает полным омонимом, усиливая производимый эффект от шутки.
Мы составили 36 словосочетаний со словом «земля». При генерации словосочетаний подобрали слова разных частей речи и разные морфологические формы исходного слова. Всего получилось вариантов:
с прилагательными — 12,
с существительными — 12,
с глаголами — 12.
Примеры словосочетаний с точным вхождением слова выделены курсивом.

Словарь экономических терминов

Причиной для появления имени послужила римская богиня Теллус. Многозначные слова одинаковые по написанию и звучанию, имеют смысловое подобие, скрытое сходство значения, родственность или общность происхождения. Омонимы характеризуются идентичностью написания и произношения, но кардинально отличаются по смыслу.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Омоформы в примерах
На один градус планета поворачивается за 4 мин 15 с. Слово состояние здесь выступает полным омонимом, усиливая производимый эффект от шутки.
На основе многозначных слов и омонимов строятся многочисленные фольклорные шутки, прибаутки, частушки.
«Девушка – это пуля со смещенным центром тяжести: попадает в глаз, проходит через сердце, бьет по карману и выходит боком.» (Студенческий фольклор)
«Испорченный кран считал себя первоклассным оратором: целыми днями лил воду.» (Ф.Кривин)

Омонимы для детей в картинках

Водопроницаемая порода, впитывающая и пропускающая воду. Северная и Южная Америка — два континента, которые вместе составляют одну часть мира — Америку. Они целиком расположены в Западном полушарии и соединены Панамским перешейком. К Северной Америке относится крупнейший остров в мире — Гренландия, а также пятый по размеру — Баффинова Земля. Омывают ее три океана — Атлантический, Северный Ледовитый и Тихий. Южную Америку — Атлантический и Тихий океаны.

Васильева Елена, консультант по вопросам скидок и акций

Мнение эксперта

Васильева Елена, консультант по вопросам скидок и акций

Заключение Изучение и анализ особенностей языка обогащает собственную речь и развивает логическое мышление. Омонимы различаются по лексическому образованию: корневые и производные.
Корневые омонимы идентичны по склонению и спряжению, например: «брак» как некачественное изделие и «брак» в смысле социального состояния (счастливый). Если вы хотите что-то уточнить, то обращайтесь ко мне!

Функциональные омонимы

Омонимы: что это такое, виды, примеры
Например, придаточное определительное будет заменено причастным оборотом. Земной поклон 1 глубокий поклон до земли; 2 кому, глубокая благодарность.

б неполной, то есть будет передавать содержание верно, но лишь частично ;.

Лексические омонимы

Термины и определения по охране окружающей среды.

Библия: Тематический словарь

Крупный массив земной коры, большая часть которого выступает над уровнем Мирового океана.

ТОГАПОУ “ПРОМЫШЛЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ”

Реферат

На тему

“Виды лингвистических словарей”

Выполнил: студент группы 1ПК

Желтотрубов Р.С.

Содержание:

Введение_________________________________________________

Лингвистические словари. Определение словаря________________

Толковые словари______________________________________

Грамматические словари________________________________

Исторические словари__________________________________

Орфографические словари_______________________________

Заключение________________________________________________

Список литературы_________________________________________

Введение

Велика роль словарей в современном мире. Словарная форма подачи материала (удобная для оперативного получения необходимых сведений) становится все более и более популярной в наш динамический, информационно насыщенный век.

Выделяют два основных типа словарей по их содержанию: энциклопедические и лингвистические. Объект описания в энциклопедическом словаре и энциклопедии — различные предметы, явления и понятия; объект описания в лингвистическом словаре — единица языка, чаще всего слово. Цель описания в лингвистическом словаре — предоставить сведения не о самом обозначаемом предмете, а о лингвистической единице (о ее значении, сочетаемости и т. д.), характер же предоставляемой словарем информации различается в зависимости от вида лингвистического словаря.

Первичная функция словаря заключается в описании значений слов, причем словарные описания, или толкования, должны быть ясными и понятными, по возможности без использования в них таких слов, которые менее употребительны и менее понятны, чем само толкуемое слово. Обычно сначала толкуются более общеупотребительные значения, а за ними следуют более редкие. Поскольку конкретное значение слова часто зависит от контекста, в более подробных словарях приводятся примеры употребления слов в различных контекстах.

Лингвистические словари. Определение словаря.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ, или языковой словарь — словарь, разъясняющий значения и (или) употребление слов.

Лингвистический словарь — одно из тех редчайших и полезнейших изданий предлагающих системный подход к знаниям о языке человека, в общем, языках народа мира, языкознании в научном аспекте этого понятия.

Учитывая то, что сведения о сущности и глубинном устроении языка человека базируется на исследовании языков народов мира, значимость этого труда нельзя переоценить. Опыт многолетнего анализа более чем 5000 мировых языков позволил дать развернутые статьи об универсальных законах развития языка, его социальной роли, проблемы его философии, путей изучения и вариантов происхождения.

В лингвистическом словаре внимание также акцентируется на описании отдельных языков народов мира. В словаре можно найти информацию о письменности, об языковых семьях и группах. В предлагаемом труде освещается структура языкознания как академической науки.

Лингвистический словарь предназначается для всех без исключения филологов-языковедов, независимо от их специализации, ученых преподавателей и учащихся, а также профессионалов смежных научных областей. Существуют различные типы лингвистических словарей: толковые, словари иностранных слов, этимологические, орфографические, орфоэпические, фразеологические, словари синонимов, омонимов, антонимов, словари лингвистических терминов, синтаксические словари и др.

Цель описания в лингвистическом словаре — предоставить сведения не о самом обозначаемом предмете, а о лингвистической единице (о ее значении, сочетаемости и т. д.), характер же предоставляемой словарем информации различается в зависимости от вида лингвистического словаря.

Толковые словари

Основным видом лингвистического словаря является толковый словарь. Толковые словари служат для толкования значений слов, их роль для изучения лексической системы языка огромна. В толковом словаре можно получить информацию о лексическом значении слова, узнать, многозначно оно или нет, есть ли у него омонимы. В таком словаре также даются сведения об основных орфоэпических, морфологических, синтаксических, стилистических характеристиках слова, приводятся примеры словоупотребления.

Грамматические словари

Грамматические словари – это словари, которые содержат сведения о морфологических и синтаксических свойствах слова. Грамматические словари включают слова, расположенные в прямом или обратном алфавитном порядке. Принципы отбора и объем сведений о слове различны в зависимости от назначения и адресата каждого грамматического словаря.

Исторические словари

Исторические словари понимаются двояко, либо как словари, в которых дается история слов, либо как словари, в которых толкуются слова, употребляющиеся в древних памятниках письменности. В связи с этим существует два подхода к принципам составления исторических словарей, согласно которым в исторических словарях отражается либо только лексика древних письменных памятников, либо – она же, но с учетом ее происхождения и развития во времени. На практике эта проблема разрешается отдельным составлением этимологических и собственно исторических словарей.

Орфографические словари

Орфографические словари – словари, содержащие алфавитный перечень слов в их нормативном написании. Орфографические словари делятся на четыре типа в соответствии с их направленностью: общие, отраслевые (например, «Орфографический морской словарь» М., 1974), словари-справочники для работников печати, школьные.

Заключение

Конец 1990-х гг. и начало XXI века ознаменовались необычайным подъемом лексикографической деятельности и выпуском большого количества словарей. Это явилось следствием сильного изменения общественно-политической, экономической, культурной концепций жизни общества, расширения международных связей, внедрения компьютерных технологий, что привело к значительным изменениям в словарном составе русского языка, появлению массы неологизмов, изменению значений существующих слов. Языковые трансформации нужно было фиксировать в новых лингвистических словарях. Изменение экономического устройства страны, появление большого количества коммерческих издательств и потребность в лингвистических словарях в практической и образовательной областях привели к изданию множества «массовых», коммерчески выгодных и общедоступных словарей. Однако их подготовке не уделяется того внимания, которое возможно было при централизованном выпуске словарей, когда каждый словарный проект подвергался всестороннему научному анализу и становился событием в лингвистическим мире. То же можно сказать и о редакторской подготовке словарных изданий.

Список литературы

Гак В. Г. Словарь // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. — М.: Советская энциклопедия, 1990

Н. Еськова Что такое «обратный словарь»? // Наука и жизнь. — 1999. — № 12.

http://lingvisticheskiy-slovar.ru

http:// www.testing.pmi-pspu/?cat=138

http://www.examen.ru/add/School-Subjects/Languages/Russian/7348/7368

http://slovari.yandex.ru/

книги/Издательский%20словарь/Лингвистический%20словарь/

Урок – проект по русскому языку «Рассказ о слове»

3 класс

Наименование УМК: «Школа России»

Цель: открыть обучающимся слово, книги как предмет наблюдения, изучения и практического использования, расширять и обогащать активный словарный запас детей.

Задачи:

образовательные: учить подбирать текстовую информацию с использованием различных источников, отбирать её, использовать имеющиеся знания, расширять их;

развивающие: развивать умение анализировать, делать выводы, совершенствовать речевые умения с использованием научной терминологии; развивать творческие способности;

воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, культуру делового общения; уважительное отношение к мнению, отличному от своего.

Тип урока: обобщающий урок – проект.

Вид проекта: информационный; по профилю знаний — предметный; по форме проведения — групповой; по продолжительности – краткосрочный.

Педагогическая технология: технология сотрудничества.

Планируемые результаты:

предметные УУД: формирование умения характеризовать слово; распознавать омонимы, подбирать синонимы и антонимы, однокоренные слова;

личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, желания осваивать новые виды деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

метапредметные УУД: формирование умения находить и использовать необходимую информацию, использовать словари для решения практических задач, осознанно строить речевое высказывание; формирование умения работать по плану, контролировать процесс и его результаты, осознавать качество усвоения материала; формирование умения участвовать в диалоге, в коллективной беседе; взаимодействовать с партнёрами, находить общее решение.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная, работа в группах.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, словари, учебник — В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык 3 класс М., Просвещение 2014г.

I Оргмомент.

Наши уважаемые гости и вы, ребята, пришли сегодня на урок русского языка. Но обычного урока не будет. Мы сделаем шаг вперёд. Вы понимаете, о чём я говорю?

( Проект – шаг вперёд).

— Прочитайте высказывание на слайде. (Слайд 2)

— Как вы его понимаете?

II Мотивация.

Определить тему проекта поможет стихотворение А.Барто «Сильное кино».

— Почему девочка ничего не поняла?

— Что такое слово?

— С чем будем работать?

Тема проекта – рассказ о слове.

(Выставляется книжка с названием проекта)

III Предпроектная подготовка

Цель: … рассказ о слове. (Слайд 3)

Задачи:

вспомнить ….

найти …

работать …

— Определим слово с помощью рисунков: солнце, электрическая лампочка, фонарь. Что между ними общего? (Слайд 4)

— Речь пойдёт о слове свет.

IV Работа над проектом по плану. Создание продукта.

(Раскрыть книжку с подписанными карманами – это план работы.)

1. Фонетический состав слова.

2. Лексическое значение слова.

3. Часть речи.

4. Однокоренные слова.

5. Синонимы. Антонимы, Фразеологизмы.

6. Словосочетания. Предложения.

7. Пословицы. Загадки.

Работа в группах.

1. Запишите звуковой состав слова на карточке № 1.

Проверка. (Слайд 5)

— Ребята, не будет ли ошибки, если к иллюстрациям добавить ещё одну? (Фотография Земли, освещённой солнцем») (Слайд 6)

Гипотезы.

— Как можно точно узнать лексическое значение слова?

2. Работа с Толковым словарём.

свет

1. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым.

2. Источник освещения, освещённое место.

3. Восход солнца, рассвет.

4. Сияние, свет, внутренняя озарённость. (Переносное значение)

свет

1. Мир, вселенная; земной шар вместе со всем существующим на нём.

2. Общественная среда, общество.

— Что подсказывает словарь?

— Прочитайте их значения.

— Каким является первое слова свет?

— Какие это слова по отношению друг к другу?

— Стоит ли оставлять последний рисунок?

3. Часть речи.

— Какой частью речи является слово свет?

На карточке № 3 подчеркните нужное. Проверка. (Слайд 7)

4. Однокоренные слова.

— Посоветуйтесь и запишите как можно больше однокоренных слов на карточках.

Проверка. Дети из каждой группы читают по одному слову, откладывая карточки с повторяющимися словами. (Слайд 8)

Работа с текстом на слайде. Отрывок из сказки А.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (Слайд 9)

— Из какой сказки отрывок? Кто автор?

— Нет ли здесь нужных нам слов?

— Что такое светлица?

Светлица, светёлка – устаревшие слова, которые можно найти в Словаре устаревших слов. Устаревшей формой считается и ласковое обращение со словом свет. Вспомните, с какими словами обращается царица из другой сказки А. Пушкина к своему зеркальцу.

5. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы.

Карточка № 5.

Работа по группам с разными словарями: 1 группа – со словарём синонимов, 2 – со словарём антонимов, 3 – со словарём фразеологизмом. Проверка.

— Что значит ни свет, ни заря? От кого слышали такое выражение?

6. Словосочетания.

-Слово свет, как и любое другое имя существительное, дружит с именами прилагательными. Составьте словосочетания. Карточка № 6.

Самостоятельная работа. Проверка.

— Это было легко? Что надо сделать, чтобы было много словосочетаний и работалось легче?

Работа с предложениями.

Предлагаю воспользоваться предложениями из произведений мастеров слова – писателей. Прочитайте их и выпишите словосочетания. (Слайд 10)

Проверка. (Слайд 11)

— Прочитайте, что выписали.

— Где пригодится знание таких прилагательных?

7. Работа с пословицами.

— Такое замечательное слово не могло не попасть в пословицы. Соберите их.

Прочитайте. Объясните смысл пословиц. (Слайд 12)

Проверка. (Слайд 13)

V Защита проекта.

Чтение ученицей, которая работала индивидуально, информационной статьи.

— Справилась ученица со своей задачей?

— Достаточно ли полно изложен материал?

— Поможет это сообщение запомнить сведения о слове?

VI Рефлексия.

— Удалось узнать что-то новое?

— Что было сложнее всего? Сумели преодолеть трудности сами или товарищи помогли?

Как работали сегодня: спустя рукава или засучив рукава?

Д/з Подобрать несколько загадок с ответом свет или сочинить свою.

(Слайд 14)

Пословица говорит: Познание – сердца яркий свет. Пусть ваше сердце этим светом сияет всегда.

  • Рассказ о словах к трапезе
  • Рассказ о скульптуре родина мать зовет
  • Рассказ о скотинине из недоросль
  • Рассказ о скорости по физике 7 класс
  • Рассказ о сказуемом 5 класс