Рассказ о скалозубе горе от ума 2 действие

горе от ума тест. вариант 1. 1. а. с. грибоедов писал: в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего

 «Горе
от ума»

Тест.
Вариант 1.

1. А. С. Грибоедов
писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот
человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим». Кого имел в
виду писатель:

А) Скалозуба. Б) Молчалина. В)
Чацкого. Г) Софью.

2-9. Каждый образ
комедии отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных
типов своей эпохи. Соотнесите действующих лиц комедии и образцы речи:

2. «Подписано,
так с плеч долой»

А) Софья

Б) Чацкий

В) Молчалин

Г) Фамусов

Д) Горич

Е) Скалозуб

Ж) Репетилов

3. «…Чтобы чины
давать – есть многие каналы».

4. «А наши
старички? Не то, чтоб новизны вводили, — никогда, спаси нас Боже! Нет. А
придерутся к сему, тому, а чаще ни к чему, поспорят, пошумят, и… разойдутся».

5. «Он слова
умного не выговорил сроду».

6. «Велите ж мне
в огонь: пойду, как на обед»

7. «От скуки
будешь ты свистеть одно и то же»

8. «Да умный
человек не может быть не плутом»

9. «Что мне
молва?»

10. Афоризм – это:

А) Художественное обоснование
поступков героев.

Б) Краткое изречение, содержащее в
себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение.

В) Часть лексики, слова и обороты,
употребляющиеся в прошлом для обозначения каких-либо предметов, для создания
исторического колорита.

11-15. Анализируя
речевую характеристику героев комедии «Горе от ума», определите, какие «слова и
словечки» соответствуют персонажам А. С. Грибоедова:

11. Раболепство, предрассудки, к
свободной жизни, дым отечества.

А) Лиза

Б) Чацкий

В) Молчалин

Г) Хлестова

Д) Скалозуб

12. Треснулся, опрометью,
обморочить, дал маху,

фельдфебель, ушибена.

13. Два-с; по-прежнему-с;
простите, ради Бога; личико, ангельчик.

14. Минула, покудова, кличут,
започивала, доло-жусь, мне-с.

15. Тащиться, час битый, за уши
дирала, пора перебеситься.

Тест.
Вариант 2.

1. Кто сказал о
Грибоедове: «По духу времени и вкусу он ненавидел слово раб».

А) Сказал о себе сам Грибоедов; Б) Николай
Гнедич; В) А. С. Пушкин.

2. Кто сказал о
комедии «Горе от ума»: «Чацкий Грибоедова есть единственное истинно героическое
лицо нашей литературы»:

А) Виссарион Белинский;

Б) Иван Андреевич Крылов,

В) Апполон Григорьев.

3. Кто и о ком
говорит в комедии «Горе от ума»: «И золотой мешок, и метит в генералы»; «Он
слова умного не выговорил сроду»; «Созвездие маневров и мазурки»:

А) Лиза, Софья, Чацкий – о
Скалозубе;

Б) Чацкий, Лиза, Софья – о
Молчалине;

В) Софья, Лиза, Чацкий – о
Репетилове.

4. Кто и с кем в
разговоре говорит о себе?

Когда в делах, я
от веселий прячусь,

Когда дурачиться:
дурачусь;

А смешивать два
этих ремесла

Есть тьма
искусников, я не из их числа.

А) Чацкий в разговоре с Молчалиным;

Б) Репетилов в разговоре с Чацким;

В) Скалозуб в разговоре с
Фамусовым.

5 — 7. Кто в
комедии «Горе от ума» даёт такую характеристику Чацкому:

5. «Он малый с
головой; / И славно пишет, переводит»

А) Фамусов

Б) Софья

В) Лиза

6. «Он славно
пересмеять умеет всех»

7. «Кто так
чувствителен, и весел, и остёр, / как Александр Андреич Чацкий?»

8. В кого влюблена
Лиза?

А) в Молчалина; Б) в Фамусова; В) в
Чацкого; Г) в Петрушку.

9. Софья
рассказывает отцу сон, чтобы:

А) отвлечь внимание; Б) разжалобить
Фамусова; В) признаться в своих чувствах Молчалину.

10. Что заставило
Чацкого некогда уехать из Москвы, оставив влюблённую в него Софью?

А) скука; Б) ссылка;

В) несчастная, безответная любовь;
Г) болезнь.

11. Сколько
времени служит Молчалин у Фамусова?

А) год; Б) три года; В) пять лет;
Г) десять лет.

12. В каком году
комедия «Горе от ума» была напечатана?

А) 1824; Б) 1825; В) 1829; Г) 1833.

13. Композиция –
это:

А) Эпизод литературного
произведения.

Б) Организация отдельных элементов,
частей и образов худо-жественного произведения.

В) Основной вопрос, поставленный в
литературном произведении.

Г) Столкновение, противоборство
персонажей.

14. Жанровое
своеобразие произведения А. С. Грибоедова выражено в определении жанра:

А) комедия; Б) трагедия; В)
трагикомедия.

15. Критическую
статью «Мильон терзаний» написал:

А) Д. И. Писарев. Б) В. Г.
Белинский. В) И. А. Гончаров.

Тест.
Вариант 3.

1. Кто сказал о
комедии «Горе от ума»: «О стихах не говорю: половина должна войти в пословицу»:

А) В. Белинский;

Б) И. А. Крылов

В) А.С. Пушкин

2. Кого считает
хорошим женихом для Софьи Фамусов?

А) образованного человека,
который «славно пишет, переводит»;

Б) «…если наберется /Душ тысячи две
родовых…»;

В) человек, которого «способностями
Бог не наградил», но «Дал сердце доброе…»;

Г) молодой человек «враг исканий…».

3. Кому из героев
комедии принадлежат слова о Скалозубе: «И золотой мешок, и метит в генералы»?

А) Софье; Б) Фамусову; В) Лизе; Г)
Чацкому.

4. Сколько лет
Софье?

А) 16; Б) 18; В) 20; Г) 17; Д) 23.

5. Чей это
портрет?

Курчавая! Горбом лопатки!

Сердитая! Все
кошачьи ухватки!

Да как черна! Да
как страшна!…

А) Хлестовой; Б) княжны Марьи
Алексеевны;

В) Хрюминой; Г) арапки.

6. В комедии 2
героя-резонера: 1-й – Чацкий, 2-й — ?

А) Фамусов; Б) Молчалин; В) Софья;
Г) Лиза.

7. Какую
разновидность жанра комедии представляет собой «Горе от ума»?

А) философскую; Б) социальную; В)
семейно-бытовую; Г) политическую; Е) сатирическую; Д) совокупность
разновидностей

8. Молчалина
звали:

А) Павел Афанасьевич; Б) Александр
Андреевич; В) Кузьма Петрович; Г) Платон Михайлович; Д) Алексей Степанович.

9. Кому в комедии
«спится» от русских книг?

А) Хлёстовой; Б) Скалозубу; В)
Фамусову; Г) Молчалину; Д) Хрюминой.

10-15. Соотнесите
имя героя и роль, которую он играет в комедии.

10. Хрюмины, Тугоуховские,
Хлестова

А) главные герои

Б) второстепенные

В) эпизодические

Г) образ-пародия

Д) внесценические персонажи

Е) герои, необходимые для связи
сценического действия

11. князь Федор,
Кузьма Петрович, Максим Петрович

12. Чацкий,
Софья, Молчалин, Фамусов

13. Г.D. – Г.N.

14. Скалозуб,
Лиза, Загорецкий, Горич

15. Репетилов

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

В1

В

Г

Д

Г

А

Б

Д

Ж

А

Б

Б

Д

В

А

Г

В2

А

В

А

А

А

Б

В

Г

А

А

Б

Г

Б

А

В

В3

В

Б

В

Г

Г

Г

Д

Д

В

В

Д

А

Е

Б

Г

Выполнила: учитель русского языка и литературы Грубая Юлия Андреевна.Викторин...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Выполнила: учитель русского языка и литературы Грубая Юлия Андреевна.Викторин

    Описание слайда:

    Выполнила: учитель русского языка и литературы Грубая Юлия Андреевна.
    Викторина по произведению «Горе от ума»

  • 2 слайд

    1 вопрос К какому жанру относится произведение «Горе от ума»?

    Описание слайда:

    1 вопрос
    К какому жанру относится произведение
    «Горе от ума»?

  • 3 слайд

    1 вопроскомедия

    Описание слайда:

    1 вопрос
    комедия

  • 4 слайд

    2 вопрос В каком городе происходит действие комедии Горе от ума

    Описание слайда:

    2 вопрос

    В каком городе происходит действие комедии Горе от ума

  • 5 слайд

    2 вопрос Москва

  • 6 слайд

    3 вопрос «Служить бы рад, прислуживаться тошно»? Чьи слова?

    Описание слайда:

    3 вопрос

    «Служить бы рад, прислуживаться тошно»?

    Чьи слова?

  • 7 слайд

    3 вопросЧацкого

  • 8 слайд

    4 вопросСколько лет Софье?

    Описание слайда:

    4 вопрос
    Сколько лет Софье?

  • 9 слайд

    4 вопрос17 лет

    Описание слайда:

    4 вопрос
    17 лет

  • 10 слайд

    5 вопрос  В кого на самом деле влюблен Молчалин?

    Описание слайда:

    5 вопрос
     
    В кого на самом деле влюблен Молчалин?

  • 11 слайд

    5 вопрос  В Лизу

  • 12 слайд

    6 вопросКем являлся Молчалин Фамусову?

    Описание слайда:

    6 вопрос
    Кем являлся Молчалин Фамусову?

  • 13 слайд

    6 вопросСекретарем

    Описание слайда:

    6 вопрос
    Секретарем

  • 14 слайд

    7 вопрос Как Молчалин ушиб руку?

    Описание слайда:

    7 вопрос
    Как Молчалин ушиб руку?

  • 15 слайд

    7 вопрос упал с лошади

    Описание слайда:

    7 вопрос
    упал с лошади

  • 16 слайд

    8 вопросКак зовут слугу Фамусова, который ходит с разодранным локтем?

    Описание слайда:

    8 вопрос
    Как зовут слугу Фамусова, который ходит с разодранным локтем?

  • 17 слайд

    8 вопросПетрушка

    Описание слайда:

    8 вопрос
    Петрушка

  • 18 слайд

    9 вопросКто из героев носит звание полковника?

    Описание слайда:

    9 вопрос
    Кто из героев носит звание полковника?

  • 19 слайд

    9 вопрос Молчалин

  • 20 слайд

    10 вопросЗа кого Фамусов хочет выдать свою дочь Софью?

    Описание слайда:

    10 вопрос
    За кого Фамусов хочет выдать свою дочь Софью?

  • 21 слайд

    10 вопросЗа Скалозуба

    Описание слайда:

    10 вопрос
    За Скалозуба

  • 22 слайд

    11 вопрос«Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь» чьи слова?

    Описание слайда:

    11 вопрос
    «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь»

    чьи слова?

  • 23 слайд

    11 вопросФамусова

    Описание слайда:

    11 вопрос
    Фамусова

  • 24 слайд

    12 вопросО ком из героев комедии так говорят: «И золотой мешок, и метит в ген

    Описание слайда:

    12 вопрос
    О ком из героев комедии так говорят:
    «И золотой мешок, и метит в генералы»

  • 25 слайд

    12 вопросО Скалозубе

    Описание слайда:

    12 вопрос
    О Скалозубе

  • 26 слайд

    13 вопросЧто так сильно задело Софью во время их первой встречи с Чацким?  

    Описание слайда:

    13 вопрос
    Что так сильно задело Софью во время их первой встречи с Чацким?
     

  • 27 слайд

    13 вопросОн нелестно отозвался о ее новом возлюбленном

    Описание слайда:

    13 вопрос
    Он нелестно отозвался о ее новом возлюбленном

  • 28 слайд

    14 вопросКто пустил сплетни о сумасшествии Чацкого?

    Описание слайда:

    14 вопрос
    Кто пустил сплетни о сумасшествии Чацкого?

  • 29 слайд

    14 вопросСофья

    Описание слайда:

    14 вопрос
    Софья

  • 30 слайд

    15 вопросСколько лет не было Чацкого?

    Описание слайда:

    15 вопрос
    Сколько лет не было Чацкого?

  • 31 слайд

    15 вопрос3 года

    Описание слайда:

    15 вопрос
    3 года

  • 32 слайд

     Спасибо за участие в викторине

    Описание слайда:

    Спасибо за участие в викторине

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Збарский И.С. и др./ Под ред. Коровиной В.Я.

Тема:
О комедии «Горе от ума» (1824)

Похожие материалы

  • Конспект урока литературы Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»

  • Технологическая карта УРОКА литературы. 8 класс. К.Ф. Рылеев. Краткие сведения о поэте. «Иван Сусанин». Основные темы, мотивы

  • А.С. Пушкин. Лицейские годы.

  • Технологическая карта УРОКА литературы. 7 класс. Образы комедии «Недоросль»

  • Технологическая карта УРОКА литературы. 5 класс. М. Ломоносов. Краткие сведения о писателе и поэте.

  • А.С. Пушкин. Лицейские годы.

  • ПЛАН-конспект УРОКА. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина («Памятник», «Пророк». 9 класс

  • Технологическая карта УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. А.С.Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. 6 класс

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446310 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Класс 9 Тема: Чацкий в системе образов комедии «Горе от ума».

Методическая цель: продолжить с учащимися работу по раскрытию идейно-худо-

жественного содержания комедии; раскрыть образ Чацкого в системе образов комедии; осознать основной смысл комедии; учить строить ответ на вопрос о художественном про-

изведении с опорой на теоретико-литературные знания; развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; формировать активную жизненную позицию.

Оборудование: текст комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», раздаточный

и иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: комбинированный.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание комедии; характеризуют образ

Чацкого в системе образов комедии; осознают основной смысл комедии; выразительно читают и анализируют сцены; дают собственную оценку героям; делают выводы об идейно-

художественном содержании пьесы.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Заслушивание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Аналитическая беседа «Вспоминая прочитанное…» (бал в доме

Фамусова, его сюжетно-композиционная роль в комедии)

• Чем отличаются сцены описания бала от предыдущих сцен?

• Почему так одинок Чацкий на балу?

• Почему его конфликт с отдельными лицами перерастает в конфликт с обществом?

• За что московское барство ненавидит Чацкого?

• Почему разговор о нём переходит в рассуждения о просвещении?

• Наталья Дмитриевна говорит о своём муже: «Мой муж — прелестный

муж…». Почти эта же фраза повторена Молчалиным: «Ваш шпиц — прелестный шпиц…». Случайно ли это совпадение?

• Какие черты типичны для гостей Фамусова? Почему вымысел о сумасшествии Чацкого получил среди этих людей всеобщую поддержку?

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. __Первая четверть XIX в. Победоносно закончена война 1812 г.Но русский народ — победитель Наполеона и освободитель Европы — по-прежнему скован цепями крепостничества, позорным рабством, тормозившим развитие России. Это положение народа не оставляет равнодушными многих прогрессивно настроенных людей — атмосфера российского общества проникнута настроениями ожидания, перемен, реформ, которые никак не может осуществить нерешительное правительство Александра I. Новые настроения и идеи вылились в создание тайных революционных обществ. Наступила эпоха декабризма, так трагически завершившаяся 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. Главный герой комедии «Горе от ума» Александр Андреевич Чацкий —

представитель этой эпохи, впитавший в себя её идеи и настроения.

В «Горе от ума» столкновение героев происходит на идейной почве. Даже ставший традиционным конфликт двух соперников, которые стараются добиться взаимности от героини, здесь подчинён борьбе персонажей за своё понимание смысла жизни. Молчалин тоже высказывает своё мнение о правилах поведения, чинопочитания как об общепринятых моральных нормах. Чацкий же долго и упорно не хочет признавать его своим соперником, отказываясь верить в то, что Софья способна полюбить такого человека, так как они слишком разные по интеллектуальному и нравственному развитию. Автор полностью разделяет позицию Чацкого, заканчивая пьесу его моральной победой над противниками.

Чацкий — это характер сложный, отчасти противоречивый и — бесконечно привлекательный! Давайте же убедимся в этом!

IV. Работа над темой урока

1. Вводно-ориентировочная беседа: погружение в тему урока

• Что узнал, понял и в чём разобрался Чацкий за день, проведённый в Москве?

• Какого человека, по вашему мнению, называют передовым, прогрессивным?

• Можно ли, по вашему мнению, согласиться с общепринятым мнением, что

Чацкий — передовой человек своего времени?

2. «Практикум начинающего литературоведа» (работа в мини-группах):

выразительное чтение, аналитическая работа

а) Чтение финального отрывка из комедии «Горе от ума», в котором

Чацкий, узнав о двойной измене Софьи (о её тайном романе с Молчалиным и о распущенных ею слухах о безумии Чацкого) произносит заключительный монолог (действие четвёртое, явление 14)

Задания для анализа

• Прочитайте выразительно монолог Чацкого. Какими эмоциями окрашен этот монолог? Кого герой в нём обличает?

• Укажите художественные средства, используемые автором комедии для передачи чувств героя.

• Сравните заключительную часть монолога Чацкого с монологами, которые он произносит в течение беседы с Фамусовым. Что у них общего? Чем отличаются друг от друга?

Презентация результатов работы

б) «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса

• Как, по вашему мнению, можно истолковать финал пьесы — как поражение главного героя в борьбе с «фамусовским обществом» или как его победу? Аргументируйте свою точку зрения. При подготовке ответа обратите внимание на последние реплики Чацкого и Фамусова.

в) Практическая работа с литературно-критическим материалом

(раздаточный материал)

• Вы уже много знаете о главном герое комедии «Горе от ума»: о его происхождении, воспитании, взаимоотношениях с другими действующими лицами. Чтобы сделать окончательные выводы, ответить на вопрос, кто же он, проделайте самостоятельную работу. Прочтите внимательно отзывы Пушкина и Гончарова о Чацком и ответьте на поставленные вопросы.

А. С. Пушкин о Чацком

Всё, что говорил он, очень умно.

Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека —с первого взгляда узнать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому подобным.

(Из письма А. А. Бестужеву, январь 1825 г.)

И. А. Гончаров о Чацком

Он чувствовал свою силу и говорил уверенно. Но борьба его истомила Он и наносит удар всем,— но не хватило у него мощи против соединённого врага

Пушкин, отказывая Чацкому в уме, вероятно, всего более имел в виду последнюю сцену 4-го акта, в сенях, при разъезде. Конечно, ни Онегин, ни Печорин, эти франты, не сделали бы того, что проделал в сенях Чацкий. Те были слишком дрессированы «в науке страсти нежной», а Чацкий отличается и, между прочим, искренностью и простотой, и не умеет и не хочет рисоваться. Он не франт, не лев. Здесь изменяет ему не только ум, но и здравый смысл, даже простое приличие. Таких пустяков наделал он!

Если б у него явилась одна здоровая минута, если б не жёг его «мильон терзаний», он бы, конечно, сам сделал себе вопрос: «Зачем и за что наделал я всю эту кутерьму?» И, конечно, не нашёл бы ответа Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, «жизнь свободную» Он очень положителен в своих требованиях и заявляет их в готовой программе, выработанной не им, а уже начатым веком Он требует места и свободы

своему веку: просит дела, но не хочет прислуживаться, и клеймит позором низкопоклонство и шутовство. Он требует «службы делу, а не лицам», не смешивает «веселья или дурачества с делом», как Молчалин,— он тяготится среди пустой праздной толпы «мучителей, предателей, зловещих старух, вздорных стариков», отказываясь преклоняться перед их авторитетом дряхлости, чинолюбия и прочего. Его возмущают безобразные проявления крепостного права, безумная роскошь и отвратительные нравы «разливания в пирах и мотовстве» — явления умственной и нравственной слепоты и растления.(Из статьи «Мильон терзаний»)

• В чём упрекает Чацкого А. С. Пушкин?

• Что отвечает на этот упрёк А. И. Гончаров? С чьим мнением вы согласны?

И как вы сами думаете?

• Прав ли Гончаров, утверждая, что «борьба истомила Чацкого»?

• Против чего выступает Чацкий, а главное — что утверждает он?

г) Обобщение учителя

— Итак, только Александр Андреевич Чацкий — единственный в комедии представитель новой жизни, её главный герой, её движущая сила. Принадлежа к высшему свету, имея великолепное образование, богатство, влиятельных покровителей, Александр Чацкий мог бы сделать блестящую карьеру, выгодно жениться. Но молодой человек не хотел учиться жить, «на старших глядя»,

и открыто это высказывал. Удел, который уготовил герою А. С. Грибоедов, есть вечная борьба за новую свободную жизнь со всеми её идеалами. Чацкий любил Россию, хотел ей послужить, ненавидел «пустое, рабское, слепое подражанье» его современников всему иностранному. Он выступал против крепостного строя, хотел учиться наукам или «искусствам творческим, высоким и прекрасным». Он и других призывал к такой жизни без лицемерия и угодничества, без стремления

к безмятежно-праздному существованию, без безумной роскоши и варварских обычаев. «Служить бы рад, прислуживаться тошно»,— говорит Чацкий Фамусову. Острый ум Чацкого сразу раскусил Молчалина, открыл глаза Софье. Чацкий обличал всю московскую жизнь, его остроты постепенно превратились в едкий сарказм, который нелегко было слушать. Поражённый стрелой Амура, он не видел того, с кем говорил. Чацкий не мог понять, что говорить с современниками он будет с таким же успехом, как с глухими. Он является первым, кто открыто объявил московским дворянам наболевшие вопросы того времени. Конфуций сказал: «Лучше зажечь одну свечу, чем вечно клясть темноту». Чацкий является тем человеком, который зажёг первую свечу, чтобы осветить хотя бы маленький кусочек окружающей темноты. Но Чацкий не одинок, таких людей, как Чацкий, много в то время, и все они старались внести свет в окружающую их темноту, освободить крестьян и принести истинную пользу своей Родине. В «Горе от ума» упоминается несколько таких людей: князь Фёдор, племянник княгини, и брат Скалозуба. Мне кажется, что в будущем Чацкий мог пойти одним из двух путей. Первый путь — выйти в декабре 1825 г. на Сенатскую площадь вместе с декабристами. Второй путь —пойти на государственную службу, верой и правдой послужить отечеству, как и автор бессмертной комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов. Автор же оставил героя на историческом перепутье, «на очередной смене эпох и поколений»…

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Викторина «Характеристика персонажей»(обобщающий смысл образов комедии)

• Кто и о ком говорит в комедии?

1) «Брюзглив, неугомонен, скор…» 2) «И золотой мешок, и метит в генералы».

3) «…Чувствителен, и весел, и остёр…» 4) «Известный человек, солидный,

И знаков тьму отличья нахватал;

Не по летам и чин завидный,

Не нынче завтра генерал».

5) «…Был военный;

И утверждают все, кто только

прежде знал,

Что с храбростью его, с талантом,

Когда бы службу продолжал,

Конечно, был бы он московским

комендантом».

6) «Сам бредил целый век обедом или балом!

Об детях забывал! обманывал жену!

Играл! проигрывал!..

…Всё отвергал: законы! совесть! веру!»

7) «При батюшке три года служит,

Тот часто без толку сердит,

А он безмолвием его обезоружит,

От доброты души простит».

8) «…Уступчив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства,

И на душе проступков никаких,

Чужих и вкривь и вкось не рубит…»

9) «Скромна, а ничего кроме

Проказ и ветру на уме».

10) «…Этот человек всегда

Причиной мне ужасного расстройства!

Унизить рад, кольнуть; завистлив,

горд и зол!»

Ответы: 1) Софья об отце. 2) Лиза о Скалозубе. 3) Лиза о Чацком. 4) Фамусов о Скалозубе. 5) Наталья Дмитриевна о муже Платоне Михайловиче. 6) Репетилов о себе. 7) Софья о Молчалине. 8) Софья о Молчалине. 9) Фамусов о Лизе.

10) Софья о Чацком.

VI. Домашнее задание

1. Перечитать комедию А. С. Грибоедова. Подготовить ответ на вопрос: «Когда

комедия произвела на вас более сильное впечатление — при первом чтении

или при повторном?».

2. Индивидуальные опережающие задания. Подготовить сообщения на темы:

«Язык Чацкого», «Язык Фамусова» (2 учащихся)__

6

ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬНЫЙ СРЕЗ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Вариант 1

Задание 1

Какое стихотворение А. С. Пушкина заканчивается словами

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!?

А) «Арион»

Б) «Во глубине сибирских руд»

В )«К Чаадаеву»

Г) «Дар напрасный, дар случайный»

Задание 2

О каком герое комедии А. Грибоедова сказано: «И золотой мешок, и метит в генералы»?

А) О Гориче

Б) О Репетилове

В) О Скалозубе

Г) О Загорецком

Задание 3

Какое природное явление, описанное в «Слове о полку Игореве», произошло во время похода князя Игоря?

А) Лунное затмение

Б) Солнечное затмение

В) Наводнение

Г) Засуха.

Задание 4

К какой теме относятся следующие стихотворения А. Пушкина: «К Чаадаеву», «Вольность», «Деревня»?

А) К теме поэта и поэзии

Б) К теме свободы

В) К теме дружбы

Г) К теме природы

Задание 5 Когда А. Пушкин находился в южной ссылке?

А) 1820-1824гг.

Б) 1821-1824гг.

В) 1825-1827гг.

Г) 1830-1837гг.

Задание 6 Кто из русских писателей подсказал Н. В. Гоголю сюжет поэмы «Мертвые души»?

А) М. Ю.Лермонтов

Б) А.С.Пушкин

В) Н.А.Некрасов

Г) А.Н.Островский

Задание 7. Кто был по профессии «человек в футляре» из одноименного рассказа А. П. Чехова?

___________________________________________________

Задание 8. Что лежит в основе стихотворения Пушкина «Пророк»?

_____________________________________________________

Задание 9 Дайте развернутый ответ на вопрос.

Достойна ли Софья любви Чацкого? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Вариант 2

Задание 1 Из какого стихотворения А. С. Пушкина следующие слова?

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

А) «К Чаадаеву»

Б) «Вольность»

В) «Деревня»

Г) Дар напрасный, дар случайный…»

Задание 2 Кто из героев комедии А. Грибоедова говорит:

«Подписано, так с плеч долой»

А) Чацкий

Б) Скалозуб

В) Фамусов

Г) Молчалин

Задание 3 В какой части «Слова о полку Игореве» выразилась основная идея произведения?

А) Плач Ярославны

Б) «Золотое слово» Святослава

В) Речь Всеволода

Г) Речь Игоря

Задание 4 К какой теме относятся стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Эхо», «Поэту»?

А) К теме поэта и поэзии

Б) Вольнолюбивая лирика

В) Любовная лирика

Г) Тема одиночества

Задание 5 Когда А. С. Пушкин находился в ссылке в Михайловском?

А) 1824-1826 гг.

Б) 1822-1828 гг.

В) 1825-1830 гг.

Г) 1831-1837 гг.

Задание 6 Какое из перечисленных произведений не принадлежит перу Н. В. Гоголя?

А) «Шинель»

Б) «Нос»

В) «Мертвые души»

Г) «Хамелеон»

Задание 7 Назовите жанр произведений: «Недоросль», «Ревизор», «Горе от ума».

______________________________________________________________

Задание 8 В каком произведении действуют следующие герои: Стародум, Правдин, Милон, Софья?

_________________________________________________

Задание 9 Дайте развернутый ответ на вопрос.

Почему не оправдались надежды Чацкого на взаимность Софьи? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Вариант 3.

1.Стихотворение А.С. Пушкина  «К***» («Я помню чудное мгновенье…») посвящено:

А) М.Н.Раевской

Б) Е.Н. Карамзиной

В) А.П. Керн

Г) Е.П. Бакулиной

2.Фразу «злые языки страшнее пистолета» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» произносит:

А) Фамусов

Б) Лиза

В) Чацкий

Г) Молчалин

3.Назовите роман И.А. Гончарова, в котором слуга «хрипел за неимением другого голоса, который,  по словам его, он потерял на охотне с собаками, когда ездил со старым барином и когда ему дунуло будто сильным ветром в горло».

А) «Обломов»

Б) «Обрыв»

В) «Фрегат  «Паллада»

Г) «Обыкновенная история»

4. Эзопов язык – это:

А) художественное преувеличение

Б) художественное иносказание

В) художественное сравнение

Г) язык древних греков

5. Кто из героев пьесы «Гроза» А.Н. Островского поет песню о том, как «жена мужу взмолилась, чтобы не губил он её до вечера, а дал уснуть малым детушкам»?

А) Борис

Б) Кудряш

В) один из гуляющих

Г) Катерина

6.Что из перечисленного не относится к понятию «художественный троп»?

А) метафора

Б) литота

В) фабула

Г) эпитет

7. Дайте определение классицизма

________________________________________________________________________________________________8.Как звали  главного героя повести Н.В. Гоголя «Шинель»?

___________________________________________________________________________

9. Какие произведения вошли в цикл «Петербургские повести» Н.В. Гоголя?_________________________________________________________________________________________

Вариант 4.

1.Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта» — отклик на гибель:

А) декабристов

Б) Николая 1

В) А.С. Пушкина

Г) К.Ф. Рылеева

2. Чем заканчивается поэма А.С. Пушкина «Медный всадник»?

А) смертью Евгения

Б) свадьбой Параши и Евгения

В) Гибелью Параши

Г) отъездом Евгения

3.Кого из героев пьесы А.Н. Островского имел в виду Н.А.Добролюбов, говоря о  «темном царстве»?

А) Кабаниху

Б) Дикого

В) Катерину

Г) Бориса

4. Кому из героев романа И.А. Гончарова  «Обломов» принадлежат эти слова: «Вся жизнь есть мысль и труд, труд хоть безвестный, но непрерывный»?

А) Обломову

Б) Штольцу

В) Ильинской

Г) Захару

5.Басня – это:

А) лирическое стихотворение шутливого или любовного характера, содержанием которого является преувеличенно лестная характеристика лица, к которому  обращается поэт;

Б) небольшое произведение повествовательного  рода в стихах или прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием;

В) Один из видов  сатирической поэзии, небольшое стихотворение, зло  высмеивающее какое-либо лицо.

Г) анекдот, забавный рассказ

6.В каком провинциальном городе происходит действие пьесы А.Н. Островского «Гроза»?

А) Калинов

Б)Бряхимов

В) Глупов

Г) Глумов

7. Дайте определение романтизма

8.Назовите имя главного героя «Медного всадника»

________________________________________

9. Какие произведения вошли в цикл «Петербургские повести» Н.В. Гоголя?_________________________________________________________________________________________

Ключи

Вариант 1.

1-В

2-В

3-Б

4-Б        

5-А

6-Б

7- Учитель греческого языка

8- В основу стихотворения А. С. Пушкина «Пророк» положен стих из Библии, где ветхозаветному пророку Исайе в видении открывается Cам Господь и стоящие вокруг Него серафимы, у которых было «по шести крыл».

Вариант 2.

1-А

2- В

3-Б

4-А

5-А

6-Г

7-Пьеса, комедия

8 – «Недоросль»

Вариант 3

1-В

2 – Г

3 – А

4 – Б

5 – Б
6 – В

7 Классицизм — художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII—XIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма, нашедшие яркое выражение в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки.

8 – Акакий Акакиевич Башмачкин

9 — Невский проспект, Нос, Портрет, Шинель, Записки сумасшедшего, Коляска, Рим

10 – Н.А.Добролюбов

11 – а-жанр, б-фабула, в-сюжет, г – роман-эпопея

12 – а-Лермонтов, б-Пушкин, в-Гоголь, г-Гоголь, д-Тургенев

Вариант 4

1 – В

2- А

3 – А

4 – А

5 – Б

6 –А

7 Романтизм — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению. Зародился в Германии.

8 – Евгений

9 — Невский проспект, Нос, Портрет, Шинель, Записки сумасшедшего, Коляска, Рим

10 — Б

11 – В

12 – А-Лесков, Б-Некрасов, В – Горький, Г-Гоголь, Д – Тургенев, Е — Пушкин

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 5 класс

1. Античная мифология в «Хрониках Нарнии» («Лев, колдунья и волшебный шкаф»).
2. Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник» в современном кинематографе
(мультипликационные фильмы 1978 г. и 2007 гг.).
3. Миф об Орфее в произведениях живописи
4. Образ Геракла в произведениях живописи
5. Образ дракона в детской литературе
6. Подвиги Геракла на античных вазах
7. Красна речь пословицей
8. Литературная сказка – прямая наследница сказки народной
9. Мы в зеркале пословиц
10. Малые жанры фольклора
11. Русская народная тематика в курсе математики 5 класса
12. Фольклор моей семьи
13. Фольклорная шкатулка
14. Мифопоэтическая основа рассказа В.П. Астафьева «Ночь темная-темная».
15. Мифопоэтическая основа книги В.П. Астафьева «Последний поклон» (на примере рассказов «Ночь темная-темная» и «Пир после Войны».
16. Образы животных в рассказах В.П. Астафьева «Гуси в полынье» и «Белогрудка»
17. Образ музыки в рассказе В.П. Астафьева «Далекая-близкая сказка».
18. Гоголь Н.В. — словесный кулинар.
19. Предметный мир в повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики»
20. Символика цвета в повести Гоголя «Тарас Бульба»
21. Басни Крылова и сказки Салтыкова-Щедрина.
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра).
22. Образ волка (лисы) в народных сказках и в баснях Крылова
23. Повесть Н.С. Лескова «Левша» и ее кинематографическая интерпретация.
24. Словотворчество и народная этимология в произведениях Н.С. Лескова
25. Античные образы в поэзии А.С Пушкина.
26. Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе
27. Античные имена в ранних рассказах А.П. Чехова
28. Имена героев греческой мифологии в ранних рассказах А.П. Чехова
29. «Чины и звания» героев в ранних рассказах А.П. Чехова
30. Средства выражения комического в сказке Л. Филатова «Про Федота-стрельца».
31. Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку земли нужно?».
32. Языковая игра в произведении Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес».
33. Герои английских лимериков
34. Литературные портреты героев в «Приключениях Гекльберри Финна» и иллюстрации к книге.
35. «Приключения Гекльберри Финна»: карта путешествий.
36. Литература и мой край
37. Мои ровесники в литературных произведениях
38. Какие загадки знают современные школьники?
39. Писатели, поэты рядом
40. Произведения в интерпретации иллюстраторов

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 6 класс

1. Самоотверженность , любовь и страдание в сказке Андерсена «Русалочка»
2. Мифоэпическая основа рассказа Астафьева «Деревья растут для всех»
3. Мифоэпическая основа книги Астафьева «Последний поклон»
4. Мистика и реальность в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»
5. Роль мистики в творчестве Гоголя
6. «Цветные» прилагательные в произведении Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»
7. Роль пейзажа в художественном мире феерии Грина «Алые паруса»
8. Цветовые образы в феерии Грина «Алые паруса»
9. Образ морской волны в поэзии лермонтова
10. Тема дуэли в лирике Лермонтова
11. Быт и нравы русского дворянства(на примере романа Пушкина «Дубровский» и сборника «Повести белкина»)
12. Образ няни в жизни и творчестве Пушкина
13. Завтрашний день книги
14. Ильф и Петров: ирония и сатира в рассказе «Любители футбола»
15. Литературные места нашего города
16. Литературные места нашей области
17. Особенности организации художественного пространства в романах-путешествиях
18. Образ учителя в произведениях писателей 20в
19. По следам литературных героев
20. Пословицы и поговорки в речи современных школьников и их аналоги в современном языке.
21. Прозвища моих одноклассников и их значения.
22. Тексты современных песен: поэзия или антипоэзия.
23. Что читают мои сверстники?
24. Что читают в моем классе?
25. Тема любви в произведениях Драгунского, Нагибина, Фраермана.
26. Роль эпитетов и метафор в повести И.Христолюбовой « Топало и чертенок Тришка»
27. Ричард Львиное Сердце в повести А.Линдгрен и исторической легенде.
28. Зачем нужны псевдонимы?
29. Семантика образа камня в художественном мире сборника О.Мандельштама «Камень»
30. Словообразовательные инновации в речи подростков

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 7 класс

1. Географические знания в романе А. Беляева «Остров погибших кораблей».
2. Кинематографические приемы в романе А. Беляева «Остров погибших кораблей».
3. Поэтизация бытовой жизни в творчестве Б. Окуджавы.
4. Быт запорожских казаков в изображении Гоголя (на материале повести «Тарас Бульба»).
5. Образ Петербурга в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя.
6. Слуги и господа (по произведениям А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя).
7. Биологические знания героев романа Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан» и современная наука.
8. Латинские «крылатые выражения» в романе Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан».
9. Терминологическая лексика в романе Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан».
10. Античные образы в поэзии А.С. Пушкина.
11. Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
12. Мотив игры в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» и в одноименной экранизации А. Сахарова.
13. Семейная тема в произведениях А.С. Пушкина на примере романа «Дубровский» и повести «Барышня-Крестьянка».
14. От комических поэм А.С. Пушкина («Граф Нулин», «Домик в Коломне») к комическим поэмам М.Ю. Лермонтова («Сашка», Казначейша», «Сказка для детей»).
15. Библейские цитаты в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина (любое произведение).
16. Комическое и его формы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
17. Лаконизм прозы: функции глагольной лексики в художественном тексте (на примере рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»).
18. Говорящие фамилии в произведениях писателей.
19. Имена античных героев в бытовой жизни современного школьника.
20 Какие существуют литературные премии сегодня
21. Литературные сообщества в Интернете.
22. Образ дождя в творчестве современных поэтов
23 Античные образы в поэзии Ф.М. Тютчева.
24. Древнерусская «Повесть о Петре и Февронии» и ее кинематографические интерпретации
25. Образы растений и цветов в литературе
26. Памятники литературным героям
27. Письма героев и их роль в сюжетах пушкинских произведений
28. Символика яблока в русской литературе как прекрасное прошлое родной страны
29. Слова-символы в японской поэзии
30. Языковые средства создания юмора в произведениях

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 8 класс

1. Символика жёлтого цвета в произведениях Ф.М. Достоевского и А.А. Ахматовой
2. «Собачье сердце» М. Булгакова и В. Бортко
3. Художественная природа и функция гротеска в «Петербургских повестях» Гоголя.
4. Образ морской волны в поэзии М.Ю. Лермонтова
5. Использование старославянизмов в лирических произведениях А.С. Пушкина
6. Традиции жанра «готической новеллы» в повести Пушкина «Пиковая дама».
7. Казачество в поэтическом и историческом сознании А.С. Пушкина
8. Фольклорные традиции русской народной сказки в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
9. Пейзажи Тургенева и их место в структуре художественного повествования
10. Своеобразие «народных портретов» в «Записках охотника» И.С. Тургенева.
11. Анализ тематической группы пословиц и поговорок, включающих в свою структуру личные имена
12. Древнерусская и западноевропейская версии сходного сюжета (сопоставление «Повести о Петре и Февронии Муромских» и романа «Тристан и Изольда»).
13. Игра морфемами и морфологическими признаками в современной отечественной литературе
14. Использование антонимов для создания контраста, антитезы, оксюморонов
15. Образ Богородицы в русской иконописи и русской литературе
16. Образ предмета-символа в русской и зарубежной литературе
17. Обряд инициации в поэме Гомера «Одиссея» и в русских волшебных сказках.
18. Одиссея и русские народные сказки
19. Роль газетного заголовка в эффективности печатных СМИ
20. Символика поэмы «Медный всадник».
21. Собираем «зеркала»! («Снежная королева», «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях», «Светлана», «Алиса в Зазеркалье», «Ночи перед Рождеством
22. Стилистические функции синонимов в произведениях художественной литературы.
23. Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы
24. Штампы и стереотипы в современной публичной речи.
25. Пейзаж в поздних рассказах Л.Н.Толстого.

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 9 класс

1. Особенности поэтического языка «Горе от ума».
2. Интерпретация образа Чацкого, главного героя комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в постановках русских театров.
3. Герои века в романах М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и А. Мюссе «Исповедь сына века».
4. Зилов и Печорин по пьесе А. Вампилова «Утиная охота» и роману М.Ю. Лермонтова
5. Тема пророка в лирике М.Ю. Лермонтова
6. Актуальность фантастических образов Н.В. Гоголя для современной России
7. Призраки и фантомные образы в произведениях Н.В. Гоголя.
8. Интертекстуальность романа И.С. Тургенева «Отцы и дети
9. Мир дворянской усадьбы и мир города в романах «Гордость и предубеждение» Джейн Остин и «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
10. Арина Родионовна Яковлева в жизни и творчестве А.С. Пушкина
11. Бал как элемент дворянского быта на страницах романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
12. Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
13. Дуэль в жизни и творчестве А.С. Пушкина
14. Книжные полки Онегина
15. Поэтизмы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
16. Приметы времени и быта в романе в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
17. Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова: «Маленькая трилогия».
18. Э. Дикинсон и М. Цветаева: схожие мотивы лирики.
19. Женские судьбы в стихах в лирике Цветаевой и Ахматовой.
20. Влияние творчества Дж. Байрона на русскую классическую литературу
21. Испытание героев дуэлью (по произведениям русской литературы
22. Коммуникативная функция подростковой анкеты
23. Концепция любви в произведениях А.И. Куприна
24. Образ города в творчестве С. Довлатова
25. Образ моря в русской классической литературе
26. Образ собаки в литературе XX века
27. Птичьи фамилии в литературе
28. Цветовая палитра в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи».
29. Языковая палитра в «Слове о полку Игореве…».
30. Экологический контекст романа Германа Мелвилла «Моби Дик

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 10 класс

1. Зооморфная символика романа И.А. Гончарова «Обрыв».
2. Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание
3. Реформы Александра II и их отражение в романе «Преступление и наказание»
4. Риторические приемы в диалогах героев Ф.М. Достоевского (на материале нескольких эпизодов романа «Преступление и наказание»).
5. «Шекспировское» в русской прозе второй половины XIX века (на материале одного из произведений Ф.М. Достоевского).
6. Что читают герои романа Достоевского «Преступление и наказание»
7. Пословица в творчестве А.Н. Островского (любое произведение)
8.Значение стихотворения Пушкина «Рыцарь бедный» в структуре романа Достоевского « Идиот»
9. Образ Петербурга в произведениях А.С. Пушкина
10. Пушкинский интертекст романа Гончарова « Обыкновенная история»
11.Вооружение русской и французской армий в романе Толстого «Война и мир»
12. Изображение военных действий в произведениях Толстого
13. Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку на земле нужно?»
14. Роль сравнений в романе Толстого « Война и мир»
15. Традиции русского и немецкого романтизма в очерке Тургенева «Призраки»
16. Античные образы в поэзии А.А.Фета
17. Тютчевские размышления о космосе и хаосе
18. Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе
19. Кольцевая композиция в стихотворениях А.А.Фета
20. А.Меньшиков в истории и в литературе ( по роману Толстого А. «Петр 1»)
21. Герой современной русской и французской литературы
22.Герой-правдоискатель в литературе конца 20-начала 21 в
23. Карты и карточная игра в литературе 19 в
24. Женские судьбы в стихах наших современниц
25.Образ еды в произведениях русских писателей
26. Образы деревьев в русской поэзии 19в
27. Язык и юмор в произведении Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»
28. Учитель…Какой он на страницах отечественной литературы?
29. Флора и фауна в поэзии Серебряного века
30.Шолоховская география: от истоков до Нобелевского триумфа.

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 11 класс

1.А.Пушкин в лирике А.Ахматовой
2.Цветовая символика образа розы в поэзии Ахматовой
3. Цветы в поэзии Ахматовой
4. Эпиграф как средство формирования диалогической модальности художественного текста в произведениях Ахматовой
5. Игра как прием постмодернизма в творчестве Акунина
6. Художественные приемы и особенности романов Акунина
7. Библейские мотивы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
8. Вечные темы в романе Булгакова « Мастер и Маргарита»
9. «Мастер и Маргарита» Булгакова и «Фауст» Гете
10. Роман Булгакова в оценке священнослужителей
11. Твой выбор:жизнь или…(проблема наркомании в произведениях Булгакова « Морфий» и Айтматова «Плаха»)
12 Концепция мира и человека в творчестве Бунина и Хемингуэя
13. Кавабато и Бунин: диалог с красотой, любовью и смертью.
14. Трансформация идеи вечной женственности в В.Соловьева в образе Прекрасной Дамы в творчестве Блока
15. Телевидение и литература: что окажется сильнее?
16. Своеобразие стиля сатирических рассказов М.Жванецкого
17. Роль снов в литературных произведениях.
18. Средства речевой выразительности в различных типах политического текста( на материале предвыборных публикаций)
19. Развитие жанра антиутопии в литературе 20в
20. Приемы речевого воздействия в газетных публикациях.
21. Памятники литературным героям в России.
22. Мир фэнтези в современной литературе
23. Концепт «грусть» и «тоска» в русском фольклоре и поэзии Кольцова
24. Использование устаревших слов в повседневной жизни.
25. Влияние драгоценных камней на судьбы литературных героев.
26.Концепты «истина» и «правда» в русском языке и произведениях Платонова.
27. Концепт «пустыня» в русской поэзии 19-20 вв
28. Интерпретация образов славянской мифологии в романе М.Вишневецкой «Кощей и Яга или небесные яблоки»
29. «Их взоры прикованы к небу» (мотив звезды в русской поэзии 19-20 в)
30. Никнейм как раз

    новидность современных антропонимов

Summary

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе

Article Name

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе

Description

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе с 5-11 класс.

Author

Татьяна

Publisher Name

Studyfive.ru

Publisher Logo

Studyfive.ru

  • Рассказ о символе россии памятник дерево сооружение цвет элемент одежды сувенир
  • Рассказ о сияжаре 5 класс однкнр
  • Рассказ о синице 2 класс окружающий мир кратко
  • Рассказ о сказочном герое 3 класс литературное чтение
  • Рассказ о симметрии 2 класс