Рассказ о сивке бурке 3 класс литературное чтение

Конспект открытого урока литературного чтения в 3 классе по теме: сивка бурка. русская народная сказка. учитель начальных классов: новосельцева

Конспект открытого урока

литературного чтения в 3 классе

                        по
теме: «Сивка – Бурка».

                         
Русская народная сказка.

      Учитель
начальных классов: Новосельцева Т.А.

                                               
26.09.2016г.

Тема: Русская народная
сказка «Сивка-Бурка». 

Цели: продолжить знакомство со сказкой,
способствовать формированию умения анализировать поступки героев, обогащать
словарный запас; вспомнить элементы сказки.

Оборудование:
презентация, иллюстрации к сказке, слова (особенности сказки), слова для
словарной работы, репродукции картин, книга, песня (М. Боярский «Сивка-Бурка»).

                                      
Ход урока

I. Орг. уч-ся.

Тише, тише,
ребятишки,    

 Сказки любят
тишину.    

 Не пропустят
шалунишек     

В ту волшебную
страну.    

 Чудеса не любят
шума.     

Тихо сядем на
пенёк.     

Сказка чтоб не
испугалась –      

Свои губки на замок.

2. Речевая
разминка

 — Хочу начать наш сегодняшний урок с
пословицы. (слайд 1)

 Кашу кушай, а
сказку слушай:

Умом разумом
смекай,  да на ус мотай.

-Прочитайте про
себя,  затем хором.

— Назовите знакомые
части речи, которые здесь встретились.

-Прочитайте пословицу
, выделяя голосом  только глаголы, т.е. произнося их силой, а остальные более
спокойно.

— А теперь прочитайте
, выделяя голосом только существительные.

— Как понимаете смысл
пословицы? (Сказки читать полезно. В них обязательно есть поучение. Мы можем
многое узнать, читая их).

II. Проверка
домашнего задания
. (слайд 2)

Тест по сказке »
Иван -царевич и Серый Волк»

3. Изучение нового
материала:

Сказка мудростью
богата. ( слайд 3)

Скажем сказке –
приходи.

Это присказка,
ребята.

Сказка будет впереди.

-Какой раздел
изучаем?

-С какими жанрами УНТ
знакомились?

 -С какими сказками
познакомились?

— Назовите виды
русских народных сказок. (Слова: волшебные, бытовые, о животных.)

-Назовите «Приметы»
сказки. (карточки со словами: зачин, сказочные герои, волшебство, 3 троекратный
повтор, концовка, счастливый конец, борьба добра и зла).

III. Работа над
сказкой.

-Сегодня мы
познакомимся с ещё одной русской народной  сказкой

»
Сивка-бурка». (4 слайд)

1.Первичное чтение  сказки.

-Понравилась вам
сказка?

-Какие чувства вы
испытали , слушая её.

Смысл каких слов был
неясен?

2. Первичная проверка
внимания и словарная работа. (слайд5)

— Ребята на стр.40,
перед названием этой сказки, есть слова. Прочитайте их хором. ( Как хорошо
уметь читать).

-Как вы думаете, что
хотели сказать нам авторы учебника этими словами.(нам хотели сказать, что
сказки читать полезно. В них обязательно есть какое -то поучение. Мы можем
многое узнать,  читая их.)

3. Работа  над первой
частью сказки. (слайды 7-14)

— Сейчас мы будем её
читать. а также поработаем над её содержанием, чтобы сказка была более понятна.

-Попробуйте
определить первую часть сказки.

1 часть (До слов
«Скоро после того разослал царь гонцов»).

— Прочитайте её.

-Поработаем над ней.

-Что мы узнаем из
зачина сказки? (было 3 сына, младший Иванушка — дурачок)

— Какая беда постигла
старика? (Он посеял пшеницу, а кто-то её стал мять да топтать) (сл./р
добрая пшеница).

— Что старик решил
предпринять, чтобы поймать вора?(Он велел своим сыновьям по очереди стеречь
пшеницу.)

— Эпизод из какой
сказки напоминает? («Ив-царевич и серый волк». Только вор был в саду, а не в
поле. Братья тоже стерегли сад).

Как каждый из братьев стерег? (Старший сын пошёл стеречь, да захотелось
ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра. А дома сказал, что всю
ночь не спал, а вора так и не увидел. Средний тоже всю ночь проспал. А вот
Иванушка всю ночь не спал, сидел на камне, вора дожидался.)

— Кто же оказался
вором?  Расскажите о нём. ( Вором оказался конь.)

— Опишите его. (Одна
шёрстинка серебряная, другая золотая, бежит земля дрожит, из ушей дым столбом
валит, из ноздрей пламя пышет.)     

 — Зачитайте, как
Иванушка поймал вора. ( Подкрался он к коню и разом накинул ему на шею
верёвку. Вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву.  Конь хотел его
сбросить, но Иванушка не отпустил.)

-Почему конь стал
служить ему?  (Он сам предложил это Ивану, чтобы он его отпустил.)

 -Зачитаем по ролям
зачитаем. Сл. работа – вещий каурка (вещий – предсказывает будущее, каурка –
масть лашади, светло-каштанового, рыжеватого цвета).

— Сразу ли Иванушка
отпустил коня? ( Нет. Он сначала спросил, как его потом найдёт.  И, только
узнав слова вызова, отпустил, взяв с него обещание пшеницы больше не есть и не
топтать.)

 — Какой вывод
сделаем из этого эпизода? (Не дурак Иван, все сделал правильно).

— Что же было дома,
когда он вернулся? ( Он рассказал правду, но братья не поверили, только
посмеялись).

— Перестал ли конь
вытаптывать пшеницу?( Да, он перестал топтать пшеницу. Ведь он дал слово.)

— Да , это очень
важно, когда кто-то даёт слово, его надо держать. С такими людьми надёжно, им
верят.

— Давайте прочитаем пословицы, объясним значение этих пословиц. (слайд
24)

             Будь своему слову хозяин.

             Не бросай слов на ветер.

             Не слово хозяин хозяину, а
хозяин         

             слову хозяин.

4. Подведение
итога урока
: (слайд 21)

     -С какой
сказкой  познакомились?

    -К какому  виду
относится?

    -Назовите героев
сказки «Сивка-бурка».

    — Как относитесь
к Иванушке?

    — А как автор
относится к нему?

    -Как автор
относится к братьям?

   — Почему именно Иванушке
досталась Елена  Прекрасная .

   -Какие
человеческие качества помогли обрести герою счастье?

   — Какой можем
сделать вывод к сказке?

5. Рефлексия  (слайд 25)

(Выбрать из двух
гномиков одного. Если урок вам понравился и было интересно, гномик с улыбкой;
было скучно, грустно, гномик , который грустит.)

6. Вывод: (слайд
23)

Пусть герои сказок
дарят нам тепло,
 Пусть добро навеки побеждает зло.

7. Домашнее
задание: (слайд 26)

1. Выразительное
чтение всей сказки  без ошибок стр.40-50;

2. Разделить текст на
части

3. Нарисовать
иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

8. Выставление
оценок за урок.

Урок-продолжение(2
урок)

2 часть (До слов «На
другой день старшие братья снова в город поехали»). ( слад 15-16)

-Читали дома.

 -Прочитайте клич
царя.

-Зачем братья поехали
к царскому двору?

  -Почему не взяли с
собой Иванушку?

-Под каким предлогом
он ушел из дома? А каких грибов принес он домой? Специально он это сделал?
(Да. Чтобы и дальше его считали глупцом. Он сам посмеивался над братьями).

А как же он оказался
у царского дворца. Зачитайте.

. -Сколько не
допрыгнул?  

3 часть. (слайд
17-18)

Чтение учениками. (До
слов «На третий день братья снова собрались ехать».)

Вопросы:

 -О чем говорится в 3
части? (Как Иван ездил ко дворцу во 2 раз).

 -Зачитайте, как звал
Иванушка Сивку-бурку.

 -Как братья
рассказывают женам о том, что произошло во дворце. — С каким чувством они
рассказывают? (С восхищением).

-Сколько до
царевниного окна не достал?

-О чем спросил
Иванушка братьев?

4 часть (19-20)

(До конца) Чтение
учениками.

 Вопросы:

-О чем говорится в
этой части? (Иван достиг цели, доскочил до окна и снял перстень с пальца
Елены Прекрасной)
.

-Зачитайте, как на
третий день собирались братья в город ( по ролям: автор, Иван, братья).

 — Какой момент
изображен? Прочитайте, как Ивану удалось с пальца Елены Прекрасной заветный
перстень? 

-Какой клич кинул
царь?  

-Как Иван попал на
пир?

— Какой момент
изображен?

Зачитайте слова к
иллюстрации. («Вот, батюшка, мой жених нашелся!» (сл./р худая одежонка)

-Как Иванушка стал
молодец молодцом? .

— Прочитаем концовку.
Слайд 11.

 К Концовке сказки –
помещена Палехская миниатюра – вид народной миниатюрной живописи (по названию
поселка Палех).

IV. Репродукция
Виктора Васнецова. с.43. -Какой момент из сказки изображен?

V. Итог  (21-22)

-Почему именно
Иванушке досталась Елена Прекрасная.

Какие человеческие
качества помогли герою обрести счастье? СЛОВА (на экране): доброта,
жестокость, заносчивость, смелость, жадность, упорство, умение исполнить
порученное дело,
находчивость.

Прощаемся со сказкой
под песню М. Боярского  «Сивка-
Бурка»

.

Домашнее задание:

вопросы стр.50; т. с.
25

Выставление
оценок.

Проверяем себя!

1. Золотые яблоки 
росли в саду  царя …

  А. Афрона

  Б. Берендея

 В. Далмата

 Г. Кусмана

2. Жар —  птица 
принадлежит  царю  …

 А.
Афрону

 Б. Берендею

 В. Далмату

 Г. Кусману

3. Златогривый  конь 
принадлежит  царю  …

А. Афрону

 Б. Берендею

 В. Далмату

 Г.
Кусману

4. Елена  Прекрасная
– дочь  царя …

 А. Афрона

 Б. Берендея

 В. Далмата

 Г. Кусман

5.  Три сына было  
у  царя …

 А. Афрона

  
Б. Берендея

 В. Далмата

 Г. Кусмана

6. Подбери  синонимы 
к слову «похитник»

А.
похититель, вор

Б. злодей,  разбойник

В. враг,  недруг

Г. лентяй, ленивец

7. Расположи события
по  порядку

А. Старшие братья
караулят  сад

Б. Жар  —  птица 
перестала похищать  яблоки

В. Иван  — царевич
стережёт  сад

Г. Похищение 
золотых  яблок  из  сада  Берендея

                 
Г, А,  В,  Б

8.   К  чему
прикоснулся Иван  —  царевич в  конюшне царя Кусмана?

 А. золотая  клетка

Б.
уздечка

В. золотые   яблоки 

Г. живая вода

9.   Ворон принёс 
серому  волку …

А. перо Жар  —  птицы

Б.
живой и мёртвой воды

В. золотые   яблоки 

Г. уздечку

10.   На Елене 
Прекрасной  женился  …

А. Берендей

Б. Афрон

В. Серый  волк

Г.
Иван  —  царевич

Сюжет

У одного старика было сына: два умных, а третий, самый младший, был настоящим дураком. Однажды кто-то повадился топтать их пшеницу, и старик послал сыновей караулить поле по ночам, чтобы поймать негодника. Старший сын пришел, но не выдержал караула, и заснул. Когда пришла очередь среднего сына, тот поступил точно так же. Младший же сын, Иван-дурак, сел на камень и стал честно сторожить отцовское поле.

Неожиданно на поле появился красивый сильный конь, который принялся топтать пшеницу. Недолго думая, Иван накинул на него аркан, и поймал. Конь Сивка-Бурка принялся умолять Ивана отпустить его, обещая оказать ему большую услугу. Подумал Иван, и отпустил коня. С тех пор больше никто не топтал пшеницу на отцовском поле.

Тем временем царь бросил клич, что тот станет суженым молодой прекрасной царевны, кто сможет допрыгнуть до ее терема и сорвать с ее руки перстень. Старшие братья тут же отправились в город попытать счастья, а Ивана с собой не взяли. Но тот не расстроился – отправился он в лес, позвал Сивку-бурку. Тут же появился волшебный конь. Иван залез ему в одно ухо, из другого уха вылез, и стал пригожим молодцом. Отправился он в город, к царскому терему, но совсем немного конь не допрыгнул до прекрасной царевны.

Братья вернулись домой, и принялись рассказывать про удалого молодца, а Иван все лежал на печи да посмеивался. На второй день Иван опять позвал Сивку-Бурку, но и в этот раз не допрыгнул до царевны. И лишь на третий день ретивому коню удалось допрыгнуть – Иван поцеловал царевну и снял с ее руки перстень. Когда он вернулся домой, то обмотал руку тряпочкой, чтобы никто не заметил кольцо.

Спустя три дня царь устроил пир, на который поехали и старик с сыновьями. На пиру царевна всех угощала медом, чтобы отыскать своего суженого. Увидев обмотанную руку Ивана, она сняла тряпочку, и увидела свой перстень. Царевна признала в Иване того доброго молодца, которому удалось допрыгнуть до ее терема. Отмыли Ивана, приодели, и стал он настоящим красавцем. Тут и свадьбу сыграли.

Главные герои сказки и их характеристика

Пожалуй самым главным героем этой сказки является Иван. Обычный деревенский парень

, который любит валяться на печи и вести домашнее хозяйство.

Его считают дураком и неумехой, но он оказывается самым ответственным их всех.

Не меньшую роль здесь играет волшебный конь Сивка-Бурка

, который во мгновение ока может превратить своего хозяина в красавца будто с картинки.

Братья Ивана, ленивые и трусливые молодцы, мечтающие даром заполучить красавицу Царевну, которая оказывается хитрее всех остальных. Всемогущий царь, обожающий свою дочь.

И конечно же отец Ивана, мудрый старик, благодаря которому и произошла эта замечательная история.

На царском дворе

Народу собралось превеликое множество. Кто просто поглазеть, кто допрыгнуть на коне до двенадцатого венца, где на высоте у окошка сидит царевна. И начали все скакать, но еле-еле до середины допрыгивают. Трудное испытание дал царь молодцам. Тут Иван разогнал коня и с третьего раза пролетел мимо окошка, поцеловал царевну, а она ему печать на лоб приложила.


Смотреть галерею

И он моментально исчез, как и не бывало. Унес Ивана Сивка-бурка. Краткое содержание покажет, какую тайну будет скрывать наш главный герой. Печать во лбу сияет, ее надо тщательно до поры до времени скрыть. А с виду он снова привычный Ванюша, который только за печкой сидеть умеет. А ведь он не побоялся сходить на могилу к отцу, значит, где-то ждет его награда.

Призыв царя

Захотел царь выдать замуж дочь за удальца, который допрыгнет на коне до верхнего окошка терема, где будет сидеть царевна несравненной красоты, и поцелует девушку. За того он и дочь отдаст, и полцарства в приданое. Засобирались старшие братья, младшего взять не захотели. Уехали одни. А Иван взял узду, которую получил от отца, вышел в поле и вызвал, как учил батюшка, коня. Тут как тут Сивка-бурка. Краткое содержание являет читателю, как требует конь указаний, как нетерпеливо роет копытом землю, как моментально волшебно преображает Иванушку из крестьянского сына в писаного красавца. Конь бежит так, что земля начинает дрожать, хвостом и горы и долы заметает.

Главный герой

Практически во всех сказках Иван – третий сын, младший. Не случайно ему отведена роль главного героя. Ведь именно с младшими детьми родители доживали свой век. И вместе с наследством, которое делилось между всеми детьми поровну, младшим детям доставались и все тяготы по уходу за стариками. Как правило, старшие дети были опытнее, расторопнее, хитрее и младшего часто обманывали. В обоих вариантах рассматриваемой нами сказки, старшие братья не сдержали своего слова. В первом случае они переложили пугающее обязательство посетить могилу на младшего брата. Во втором — схитрили и обманули отца.

Поэтому во многих преданиях вмешательство магических сил помогает восстановить справедливость, чтобы каждый получил по совести, по заслугам. В сказке «Сивка-бурка» Иван единственный выполнил просьбу отца и был вознагражден за послушание и храбрость — ему достался чудесный конь. В кратком содержании «Сивки-бурки» для читательского дневника эти черты героя стоит указать в первую очередь. Потому как ему, честному и совестливому, благоволят три мира, составляющие одно мироздание, которое подчиняется общему закону – закону справедливости. Иван был сполна вознагражден. Ведь стать мужем царской дочери и получить полцарства в придачу — неплохая награда за труды и терпение.

Сказка в обработке М. А. Булатова

В другом варианте краткое содержание русской народной сказки «Сивка-бурка» начинается с того, что позвал отец трех сыновей и повелел им узнать, кто по ночам топчет их пшеничное поле. Два старших сына ходили на поле, да сон сморил их – не обнаружили вора. На третью ночь отправился младший сын. В полночь прискакал конь и стал есть пшеницу. Подкрался Иван да поймал его. Попросил конь отпустить его на раздолье, но в обмен на свободу пообещал являться по первому зову. Иван должен выйти в поле, свистнуть и крикнуть Сивку-бурку. И тотчас конь прибежит.

Не простой конь

Конь по славянским поверьям был связующим между миром живых и царством мертвых. Он и появляется необыкновенно. Земля при этом дрожит, все сверкает огнем, вокруг дым.


Смотреть галерею

И цвет коня необычный. Сивый – означает белый, бурка – темно-рыжий, каурка – каштановый. И еще он вещий, то есть умеет сам догадываться, что будет дальше.

Особенности произведения

Какова главная мысль сказки «Сивка-бурка»? Краткое содержание, изложенное выше и анализ, представленный здесь, помогут выяснить основную идею произведения. «Сивка-бурка» начинается не традиционным для сказки зачином: «Жил-был старик». Визуально ее можно поделить на три части. В первой состоится знакомство читателя с крестьянской семьей, здесь же видно отношение детей к просьбе отца. Также описана встреча Ивана с Сивкой-буркой. «Пришел в поле» Иван, «сидит не спит», терпеливо дожидается вора. Конь просит отпустить его, но не дурак был Иван, как считали его братья, усмотрел, что конь перед ним необычный – «шерстинка серебряная, шерстинка золотая», «из ушей дым валит», «из ноздрей пламя» — взял он с коня обещание пшеницу не топтать и «великую службу» сослужить. Отпустил его добрый Иван, ведь конь «обещал» «не ходить в пшеницу». В этой же части видим, что Иван был сильным и ловким – «носил-носил» его конь по полю, но «не мог сбросить».

Вторая часть сказки начинается с царского указа. Здесь Иван выражает свое желание: «Хочу посмотреть на дочь царя». Чудесный конь обещал исполнить желание Ивана – слово сдержал. В этой части Иван открывается еще с одной стороны – он терпеливо сносит насмешки братьев. Они его считают глупцом, а он идет к своей цели – не хвастает, настойчиво ездит в царский двор, скромничает – поцеловал царевну, а самого «и след простыл». Но царская дочь ищет своего жениха. Об этом рассказывает третья часть сказка, в которой все заканчивается свадьбой.

В основе произведения лежит волшебство – «в правое ухо» влез, троекратное повторение – «три брата», «три ночи», «три раза». Сказка написана выразительным красочным языком. Эмоциональную окраску тексту придают двойные слова — «носил-носил», «видимо-невидимо», «скакал-скакал»; устойчивые выражения – «ни в сказке сказать»; эпитеты – «молодецким посвистом», «добрый молодец». Заканчивается сказка традиционной для этого жанра концовкой – «и я там был, мед-пиво пил». Итак, добрый, смелый, терпеливый главный герой достигает поставленной цели и получает за свое терпение хорошее вознаграждение. Насмешники и лентяи-братья остались ни с чем. Вывод: произведение учит уважать родителей, не лгать и верить в добро. Такие люди многого добьются в жизни, им помогает само мироздание, а злые остаются никому ненужными и одинокими.

Чему учит русская народная сказка «Сивка-Бурка»

В данной сказке затрагивается сразу несколько важных тем:

  1. Первая тема — не стоит предавать глубокого смысла внешнему облику человека.

    Это четко показано в конце сказки, когда среди всех гостей Царевна подошла к самому чумазому простаку с повязанным лбом и признала в нем своего суженого.

  2. Вторая — надо ценить и уважать своих родителей.

    Иван — единственный, кто исполнил волю своего отца, следовательно, его братья не так уж и дорожили родителем.

Если вы еще не читали эту сказку, то стоит это сделать: она достойна прочтения в любом возрасте.

Работа Алексея Николаевича Толстого

Он поставил перед собой колоссальную задачу: пересказать русские сказки в основном для детей. Это было бы началом огромного труда. А.Н. Толстой очень ответственно подошел к работе. У него собиралось по несколько вариантов одной и той же сказки. Лучшую он брал за основу, из других добавлял детали. Так после переработки появился «Сивка-бурка». Сказка, воссозданная А. Н. Толстым, известна многим поколениям детишек.

Смотреть галерею

Но базовый вариант — это народное произведение, которое слушали веками и записали фольклористы. Большие энтузиасты работали в этой области и по крупицам собрали огромное количество материала. А для читателей нашего времени написал сказку «Сивка-бурка» автор по имени Алексей Николаевич Толстой. Все его произведения по художественному исполнению и проникновению в воссоздаваемую эпоху (например, «Петр Первый»), великолепны. В этом же ряду стоит «Сивка-бурка» (сказка для детей).

Что в имени твоем?

Слова «Сивка-бурка, вещая каурка», конечно же, помнит каждый. Но всем ли известно, что они означают? Со словом «вещая» все более-менее ясно – это способный предугадывать будущее, чудесный и обладающий тайными знаниями. Это сразу подтверждает сверхъестественное происхождение коня. Но отчего, как видно из краткого содержания «Сивки-бурки», указаны три окраса — сивый, бурый, каурый? Словно у главного героя был не один конь, а сразу три. «Сивка» — сивый, то есть седой, серый. «Бурка» — бурый конь, или серовато-коричневый. «Каурка» — каурый, или рыжеватый. Попробуем разобраться.

Три масти коня не случайны, ведь наши предки верили во взаимодействие и единство трех миров: небесного, материального и духовного. Каурая (красноватая) масть символизирует солнце, небесный, божественный мир. Бурый (коричневый) – это цвет земли, то есть земной мир. Сивый (седой, серебристый) окрас похож на лунный свет – это мир духов. Следовательно, такой окрас Сивки-бурки подразумевает, что этот конь представлял три мира, составляющих одно мироздание.

История об Иване и волшебном коне

Сказка об Иване и его чудесном коне известна не только в России, но и в Европе, Америке и даже в азиатском фольклоре. Это произведение – продукт народного творчества, многие века передаваемый из уст в уста. На бумаге сказка была впервые записана еще в XVIII веке. Благодаря собирателю народного фольклора А. Н. Афанасьеву «Сивка-бурка», опубликованная в одном из восьми сборников русских сказок писателя, вышедших с 1855 по 1863 годы, стала широко известна. Автор считал, что народные сказки важно не только выслушать и записать, но и «тщательно сличить» и «выбрать из множества вариантов» наиболее совершенные как «поэтическими образами», так и «чистотой нравственных мотивов».

Поэтому многие сказки, которые мы слышим с малых лет, дошли до нас в переработанном варианте. «Сивка-бурка» (краткое содержание произведения будет представлено ниже) также имеет несколько вариантов литературной обработки. Наиболее известны версии В. В. Латышева, М. А. Булатова, А. Н. Толстого. У последнего в архиве было 26 вариантов этого произведения. Как говорил писатель, основой послужило произведение из сборника Ончукова, также позаимствовал он кое-что у Зеленина и Афанасьева. Во всех версиях сказочной истории события приходят к общему знаменателю – вещая каурка помогает Ивану достичь цели. Чтобы не повторяться, основную часть сказки изложим отдельно. А сейчас рассмотрим два наиболее известных варианта развития событий.

Сюжет

У одного старика было сына: два умных, а третий, самый младший, был настоящим дураком. Однажды кто-то повадился топтать их пшеницу, и старик послал сыновей караулить поле по ночам, чтобы поймать негодника. Старший сын пришел, но не выдержал караула, и заснул. Когда пришла очередь среднего сына, тот поступил точно так же. Младший же сын, Иван-дурак, сел на камень и стал честно сторожить отцовское поле.

Неожиданно на поле появился красивый сильный конь, который принялся топтать пшеницу. Недолго думая, Иван накинул на него аркан, и поймал. Конь Сивка-Бурка принялся умолять Ивана отпустить его, обещая оказать ему большую услугу. Подумал Иван, и отпустил коня. С тех пор больше никто не топтал пшеницу на отцовском поле.

Тем временем царь бросил клич, что тот станет суженым молодой прекрасной царевны, кто сможет допрыгнуть до ее терема и сорвать с ее руки перстень. Старшие братья тут же отправились в город попытать счастья, а Ивана с собой не взяли. Но тот не расстроился – отправился он в лес, позвал Сивку-бурку. Тут же появился волшебный конь. Иван залез ему в одно ухо, из другого уха вылез, и стал пригожим молодцом. Отправился он в город, к царскому терему, но совсем немного конь не допрыгнул до прекрасной царевны.

Братья вернулись домой, и принялись рассказывать про удалого молодца, а Иван все лежал на печи да посмеивался. На второй день Иван опять позвал Сивку-Бурку, но и в этот раз не допрыгнул до царевны. И лишь на третий день ретивому коню удалось допрыгнуть – Иван поцеловал царевну и снял с ее руки перстень. Когда он вернулся домой, то обмотал руку тряпочкой, чтобы никто не заметил кольцо.

Спустя три дня царь устроил пир, на который поехали и старик с сыновьями. На пиру царевна всех угощала медом, чтобы отыскать своего суженого. Увидев обмотанную руку Ивана, она сняла тряпочку, и увидела свой перстень. Царевна признала в Иване того доброго молодца, которому удалось допрыгнуть до ее терема. Отмыли Ивана, приодели, и стал он настоящим красавцем. Тут и свадьбу сыграли.

Характеристика основных персонажей

Смысл истории заключается в том, что необходимо исполнять свои обещания. Главный герой смог выполнить данное отцу слово и долго сторожил пшеничное поле. Там он повстречал волшебного коня, благодаря которому сумел превратиться в доброго молодца и понравиться прекрасной царевне. Это произведение входит в список русских народных сказок для читательского дневника.

Главные герои:

  • Иван — умный и настойчивый парень, которого окружающие считали дураком;
  • старшие братья — ленивые и высокомерные;
  • отец — пожилой человек, обычный крестьянин;
  • царевна — мудрая и справедливая дочка царя;
  • Сивка-бурка — волшебный конь, который стал верным другом главного персонажа.

Если сделать анализ сказки «Сивка-бурка», то станет ясно, что она призывает читателя никогда не зазнаваться и быть честным с окружающими. Царевна не была капризной, и когда увидела грязного Ивана, то сразу узнала в нем своего будущего мужа.

Главная мысль произведения: чтобы стать успешным, нужно обдумывать собственные поступки и не лениться. А также из повествования можно сделать вывод, что с верными товарищами дела делаются намного легче, поэтому следует ценить дружбу.

Анализ и план пересказа

В сказке «Сивка-бурка» приводится описание Ивана, которого многие люди считают дураком. При помощи своего волшебного друга он превратился в удалого молодца, снял с руки прекрасной царевны кольцо и завоевал ее расположение.

Главной идеей этого народного творения является постоянная борьба добра со злом. Так как в произведении присутствуют персонажи, которые наделены магическими способностями, то его можно назвать волшебной сказкой.

Главный персонаж на самом деле очень умный. Он предстает перед читателями как смелый и сообразительный парень. Свое прозвище Иван получил за то, что часто лежал на печке. В народных сказках умственные способности часто путаются с обычной ленью. Может быть, у него просто не было важного стимула для занятия делами. Хозяйственные дела парень считал скучными, однако альтернативы им он не находил.

Если внимательно читать краткое содержание сказки «Сивка-бурка», то можно составить такой план пересказа сюжета для читательского дневника:

  1. Жизнь крестьянской семьи.
  2. Охрана поля и поимка вредителя.
  3. Царский указ и попытки Ивана.
  4. Кольцо царевны и роскошный пир.
  5. Поиски девушки и скорая свадьба.

Эта сказка учит читателя не судить людей по внешности, не спешить с выводами, ответственно подходить к выполнению работы и не отчаиваться в трудных жизненных ситуациях. Главный герой сумел добиться желаемого, что является признаком ума. Он не только подружился с волшебным конем, но и добился расположения красивой принцессы. После ознакомления с кратким содержанием «Сивки-бурки» стоит прочитать книгу полностью.

Отзывы читателей

Эту увлекательную и поучительную сказку я знаю с раннего детства. В ней рассказывается история о парне, которого многие считали дураком. Но благодаря своей находчивости и ловкости он смог добиться того, о чем окружающие не могли и мечтать. Мораль произведения заключается в том, что всегда необходимо стремиться к намеченной цели.

Елена, Москва

Мне очень понравился главный герой этой сказки, потому что он очень добрый. Если внимательно ее прочитать, то можно понять, что нужно быть терпеливым и не лениться. Лишь в этом случае можно добиться благодарности от судьбы. Всем советую ознакомиться с этим произведением.

Сергей, Воронеж

«Сивка-бурка» является одной из самых популярных русских народных сказок. В ней описаны увлекательные приключения Ивана и его волшебного коня, который постоянно помогал своему товарищу. Произведение учит читателя тому, что нужно быть трудолюбивым и скромным, тогда обязательно получится добиться желаемого.
Игорь, Санкт-Петербург

Сивка-Бурка, с. 13 — 14

Ответы к заданиям. Кутявина С.В. Тетрадь по литературному чтению. 3 класс. М.: ВАКО, 2017

Ответы к стр. 13 — 14

Читать сказку «Сивка-Бурка»

17. Раздели текст сказки на части. Озаглавь их.

1. Поимка вора. 2. Сивка-Бурка, вещий каурка. 3. Царская дочь Елена Прекрасная. 4. Три попытки. 5. Заветный перстень.

18. Отметь качества, которые помогли Иванушке обрести счастье.

зависть трусость V доброта жадность V упорство V находчивость V смелость V сообразительность жестокость V умение исполнить порученное дело заносчивость

19. Рассмотри в учебнике (с. 57) портреты художников В.М. Васнецова и В.Я. Билибина. Составь рассказ об одном из них, запиши план рассказа. В рассказе используй следующие слова: годы жизни; создал много произведений на тему; мне больше всего нравится; на ней изображено.

1. Годы жизни. Детство художника. 2. Вятский край. Годы учёбы. 3. Академия художеств. Петербург. 4. Тесное дружеское общение с художниками. 5. Былинно-сказочные сюжеты. Фольклорная тема. 6. «Богатыри». 7. Персональная выставка художника. 8. Васнецов — «первопроходец».

Виктор Михайлович Васнецов (годы жизни: 15 мая 1848 — 23 июля 1926) — один из самых знаменитых русских художников XIX века. Виктор Васнецов родился в Вятском крае 15 мая 1848 года в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Мать, Аполлинария Ивановна, родила шестерых сыновей, из которых Виктор был вторым. В доме Васнецовых соседствовали уклады деревенской и городской жизни. По материальным условиям жизнь многодетной семьи Васнецовых напоминала скорее быт крестьянина-середняка. Одновременно Михаил Васильевич, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Здесь получили первое признание рано проявившиеся художественные наклонности будущего живописца. Мотивами его первых натурных зарисовок стали деревенские пейзажи, сцены из деревенской жизни. Село Рябово, где жили Васнецовы стояло на живописной, окаймленной густыми хвойными лесами речке Рябовке, с холмистых берегов которой открывались тянущиеся на десятки верст до уральских гор горизонты. Вятский край с его суровой и живописной природой, своеобразным укладом, сохраняющим устои далекого прошлого, с древними народными поверьями, старинными песнями, сказками и былинами стал основой для формирования ранних жизненных впечатлений Васнецова. Впоследствии попытка Васнецова выразить национальные представления о добре и красоте будет основываться именно на детском восприятии крепких основ крестьянской жизни с их вековыми художественными традициями. В 1858 году он едет учиться в Вятку — вначале в духовном училище, затем в духовной семинарии: детей священников принимали туда бесплатно. Духовная семинария в Вятке была высокоразрядным учебным заведением. В семинарии Васнецов изучал летописные своды, хронографы, четьи минеи — жития святых, притчи и другие произведения. «Я всегда только Русью и жил», — вспоминал позднее художник. Виктор провел в Вятке девять лет. Он все больше времени отдает рисованию. Через несколько лет он настолько преуспел в рисунке и живописи, что был приглашен в качестве помощника для декорирования вятского кафедрального собора. Тогда же он выполнил семьдесят пять рисунков на темы русских народных пословиц и поговорок для «Собрания русских пословиц» этнографа Николая Трапицина. В августе 1867 года с благословения отца Виктор Васнецов оставил семинарию за полтора года до ее окончания и с вырученными от лотереи деньгами уехал в Петербург поступать в Академию художеств. Начав учебу в Академии, Васнецов познакомился с Репиным, сблизился с Архипом Куинджи, Василием Максимовым, Василием Поленовым, Василием Суриковым, Марком Антокольским, братьями Праховыми. Тесное дружеское общение с ними имело большое значение для развития молодого художника. Он участвует во Всемирных выставках, получает награды. Постепенно Васнецов охладевал к учению в академических стенах. Он в конце 1870-х годов переходит от бытового жанра к былинно-сказочным сюжетам. В то время Васнецов обретал творческие силы для работы с фольклорной тематикой. «Хотелось писать картины па темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались», — позднее объяснял он. В середине XIX века вышли капитальные сборники фольклора: «Пословицы русского народа» В.И. Даля (1861-1862), «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева (1855-1864). С середины 1860-х годов наука все активнее сосредотачивала усилия на изучении устного народного творчества. Весной 1876-го Васнецов уезжает на год в Париж, где уже работают И.Е. Репин и В.Д. Поленов. В свою очередь Васнецов, зайдя однажды в парижскую мастерскую Поленова, быстро написал знаменитый эскиз «Богатырей» (1876), выплеснув как вполне зрелое и сложившееся свою «грезу» об эпической русской истории. Васнецов подарил этот эскиз Поленову, но тот согласился принять дар только после того, как будет закончено большое полотно. Васнецов вернулся на родину зрелым живописцем. Его кругозор расширился, он обогатил свою технику, а главное, твёрдо осознал свой путь. Мне больше всего нравятся «Богатыри». В центре — Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нём чувствуется спокойная уверенная сила и умудрённость жизненным опытом. Сильный телом, в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье. Богатырь справа, самый младший, Алёша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьём, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь — Добрыня Никитич — в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают «вежество» Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта. С окончанием картины стала насущной мысль о персональной выставке художника. Такая выставка была организована в марте-апреле 1899 года в помещении петербургской Академии художеств. На ней было представлено тридцать восемь произведений живописи. Центром же стало самое «капитальное» произведение — «Богатыри». Можно сказать, что русская живопись двадцатого столетия вышла из «Богатырей» Васнецова. «Изумительный труженик», «большой умник и разумник», Васнецов, страстно искавший эстетический и нравственный идеал в национальном характере русского народа, в его духовных традициях, сумел пронести свой «символ веры» через всё творчество, настойчиво внедряя его в сознание современного общества, в окружающую жизнь. Он находил живой отклик у своих современников. Его называли «первопроходцем». Живописец преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших философских полотен. «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881—1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). Васнецова-архитектора с благодарностью вспоминают посетители Третьяковской галереи: по проекту художника был оформлен фасад этого изящного здания. Но глaвное, чем обогатил художник русское искусство, — это пpoизведeния, написанные на основе народного творчества.

20. В книге сказку может украсить палех. Прочитай.

Палехская миниатюра — вид народной миниатюрной живописи; исполняется темперой на изделиях из папье-маше, покрытых чёрным лаком. Этот вид народного искусства появился в начале двадцатого века в посёлке Палех Ивановской области. Он возник на основе иконописного промысла, развивавшегося в этом месте несколько столетий. Темпера — 1. Краски, растёртые на эмульсии (натуральные эмульсии — цельное яйцо, желток, соки растений). 2. Картина, выполненная такими красками.

21. Вспомни и запиши признаки сказки.

1. Зачин. 2. Волшебные предметы. 3. Сказочные слова и выражения.. 4. Троекратный повтор. 5. Борьба добра и зла. 6. Добро побеждает зло. 7. Концовка.

22. Какие волшебные предметы ты знаешь? Напиши.

Ковёр-самолёт, скатерть-самобранка, волшебная палочка, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, свисток, гусли, рожок, яйцо, волшебные фрукты и плоды, летающая ступа, стрела, пёрышко, вёдра, печь, зеркало, золотое блюдечко и наливное яблочко, волшебная книга, клубок ниток, волшебная иголочка, кольцо, огниво, живая и мёртвая вода, молодильные яблочки, меч-саморуб.

23. Чему нас учат сказки? Приведи пример.

Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого, преодолевать трудности, учиться выходить из затруднительных ситуаций, быть добрым, приходить на помощь товарищу, быть терпеливым, быть настойчивым, уважать старших, не обижать младших, любить Родину. В сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, чаще всего это дружеский совет.

Ответы по литературному чтению. 3 класс. Тетрадь по литературному чтению. Кутявина С.В.

Литературное чтение. 3 класс. Ответы

Сивка-Бурка, с. 13 — 14

4.2 (84.19%) 191 vote[s]

volzsky-klass.ru

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Книга — источник знаний
    Книга — главный источником знаний, сокровищница мудрых идей и фонтан советов. В ней сосредоточены тайны тысячелетий. Благодаря словам, воспроизведённым на бумаге, мы прикасаемся к мыслям
  • Сочинение Анализ рассказа Хирургия Чехов
    Будучи сам сельским доктором Чехов отлично разбирался в различных особенностях этой профессии. Вероятно, он не раз видел таких фельдшеров как Курятин, который является одним из главных героев рассказа Хирургия.
  • Анализ произведения Записки из Мёртвого дома Достоевского
    Жанровая направленность произведения представляет собой повесть в двух частях, однако по авторскому замыслу, отраженному в названии, произведение относится к мемуарно-эпистолярному жанру в виде документального
  • Сочинение Парфен Рогожин в романе Идиот Достоевского характеристика и образ
    Роман Достоевского «Идиот» заставляет читателей задуматься о многих важных вещах, которые происходят в человеческой жизни. Интересными характерами и образами наполнен роман.
  • Сочинение Евгений Онегин мой любимый герой Пушкина
    Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт и писатель. За всю свою жизнь он написал множество великолепных произведений. Самое известное это «Евгений Онегин».

Призыв царя

Захотел царь выдать замуж дочь за удальца, который допрыгнет на коне до верхнего окошка терема, где будет сидеть царевна несравненной красоты, и поцелует девушку. За того он и дочь отдаст, и полцарства в приданое. Засобирались старшие братья, младшего взять не захотели. Уехали одни. А Иван взял узду, которую получил от отца, вышел в поле и вызвал, как учил батюшка, коня. Тут как тут Сивка-бурка. Краткое содержание являет читателю, как требует конь указаний, как нетерпеливо роет копытом землю, как моментально волшебно преображает Иванушку из крестьянского сына в писаного красавца. Конь бежит так, что земля начинает дрожать, хвостом и горы и долы заметает.

На чтение 6 мин. Опубликовано

В этой интересной народной сказке рассказывается о приключениях Ивана и его верного товарища — волшебного коня. Вместе они смогли доказать, что главный герой достоин стать супругом прекрасной царевны. Чтобы правильно оформить читательский дневник по «Сивке-бурке» для 3 класса, следует внимательно ознакомиться с кратким содержанием произведения. Повествование учит читателя тому, что для достижения желаемого необходимо много трудиться.

Характеристика основных персонажей

Смысл истории заключается в том, что необходимо исполнять свои обещания. Главный герой смог выполнить данное отцу слово и долго сторожил пшеничное поле. Там он повстречал волшебного коня, благодаря которому сумел превратиться в доброго молодца и понравиться прекрасной царевне. Это произведение входит в список русских народных сказок для читательского дневника.

Главные герои:

  • Иван — умный и настойчивый парень, которого окружающие считали дураком;
  • старшие братья — ленивые и высокомерные;
  • отец — пожилой человек, обычный крестьянин;
  • царевна — мудрая и справедливая дочка царя;
  • Сивка-бурка — волшебный конь, который стал верным другом главного персонажа.

Царевна узнала Ивана

Если сделать анализ сказки «Сивка-бурка», то станет ясно, что она призывает читателя никогда не зазнаваться и быть честным с окружающими. Царевна не была капризной, и когда увидела грязного Ивана, то сразу узнала в нем своего будущего мужа.

Главная мысль произведения: чтобы стать успешным, нужно обдумывать собственные поступки и не лениться. А также из повествования можно сделать вывод, что с верными товарищами дела делаются намного легче, поэтому следует ценить дружбу.

Краткое содержание

У одного пожилого мужчины было несколько сыновей. Двое из них были умными, а младшего окружающие считали дурачком. Завязка истории заключается в том, что однажды кто-то начал топтать пшеницу, и крестьянин отправил своих отпрысков охранять поле, чтобы поймать злодея.

Старший сын пришел на поле, но долго не продержался и уснул. Когда настала очередь среднего, то произошло то же самое. Иван же присел на камень и ответственно охранял отцовские владения. Внезапно на поле возник красивый статный конь и начал топтать пшеницу.

Иван дурак и Сивка -бурка

Долго не раздумывая, главный герой набросил на него аркан и поймал его. Сивка-бурка стал просить парня отпустить его и обещал оказать ему за это любую услугу. Иван подумал и не стал удерживать коня. С этого момента больше никто уже не топтал урожай на отцовском поле.

Тем временем правитель издал указ, что мужем красивой царевны будет тот, кто сумеет допрыгнуть до ее окна и снимет кольцо с ее руки. Старшие братья сразу же отправились к царю, чтобы попытать счастья, но младшего с собой не захотели брать. Однако Иван не расстроился и пошел в лес, где позвал своего товарища.

Волшебный конь появился быстро. Главный герой залез ему в одно ухо, а затем вылез из другого, превратившись в красивого молодца, и пошел в город к царскому дворцу. Там он совсем немного не допрыгнул до заветного кольца.

Под вечер старшие братья вернулись домой и рассказали про смелого парня, а младший лежал на печке и посмеивался. На следующий день главный герой снова позвал коня, однако и в этот раз он не смог допрыгнуть до девушки. Только на третий день удалому молодцу удалось выполнить условие царя. Он поцеловал царевну и сразу снял с ее руки кольцо. Когда он пришел в отцовский дом, то обмотал палец тряпкой, чтобы никто не увидел перстня.

Иван поцеловал царевну и сразу снял с ее руки кольцо

Через несколько дней правитель устроил роскошный пир, на который пришел и крестьянин со своими сыновьями. Там девушка всех угощала медом, пытаясь найти своего избранника. Заметив обмотанную руку парня, она сняла тряпку и увидела свое кольцо. Она узнала в Ивана того удалого молодца, который смог допрыгнуть до ее окна. Младшего сына отмыли, хорошо одели, и он стал выглядеть, как настоящий красавец. Царь решил не тянуть время, и в этот же день сыграли свадьбу.

Анализ и план пересказа

В сказке «Сивка-бурка» приводится описание Ивана, которого многие люди считают дураком. При помощи своего волшебного друга он превратился в удалого молодца, снял с руки прекрасной царевны кольцо и завоевал ее расположение.

Главной идеей этого народного творения является постоянная борьба добра со злом. Так как в произведении присутствуют персонажи, которые наделены магическими способностями, то его можно назвать волшебной сказкой.

Иван дурак на Сивке-бурке

Главный персонаж на самом деле очень умный. Он предстает перед читателями как смелый и сообразительный парень. Свое прозвище Иван получил за то, что часто лежал на печке. В народных сказках умственные способности часто путаются с обычной ленью. Может быть, у него просто не было важного стимула для занятия делами. Хозяйственные дела парень считал скучными, однако альтернативы им он не находил.

Если внимательно читать краткое содержание сказки «Сивка-бурка», то можно составить такой план пересказа сюжета для читательского дневника:

  1. Жизнь крестьянской семьи.
  2. Охрана поля и поимка вредителя.
  3. Царский указ и попытки Ивана.
  4. Кольцо царевны и роскошный пир.
  5. Поиски девушки и скорая свадьба.

Эта сказка учит читателя не судить людей по внешности, не спешить с выводами, ответственно подходить к выполнению работы и не отчаиваться в трудных жизненных ситуациях. Главный герой сумел добиться желаемого, что является признаком ума. Он не только подружился с волшебным конем, но и добился расположения красивой принцессы. После ознакомления с кратким содержанием «Сивки-бурки» стоит прочитать книгу полностью.

Отзывы читателей

Эту увлекательную и поучительную сказку я знаю с раннего детства. В ней рассказывается история о парне, которого многие считали дураком. Но благодаря своей находчивости и ловкости он смог добиться того, о чем окружающие не могли и мечтать. Мораль произведения заключается в том, что всегда необходимо стремиться к намеченной цели.

Елена, Москва

Мне очень понравился главный герой этой сказки, потому что он очень добрый. Если внимательно ее прочитать, то можно понять, что нужно быть терпеливым и не лениться. Лишь в этом случае можно добиться благодарности от судьбы. Всем советую ознакомиться с этим произведением.

Сергей, Воронеж

«Сивка-бурка» является одной из самых популярных русских народных сказок. В ней описаны увлекательные приключения Ивана и его волшебного коня, который постоянно помогал своему товарищу. Произведение учит читателя тому, что нужно быть трудолюбивым и скромным, тогда обязательно получится добиться желаемого.

Игорь, Санкт-Петербург

Жил-был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тароваты и щеголеваты, а младший, Иван-дурак, был так себе — любил в лес ходить по грибы, а дома все больше на печи сидел.

Пришло время старику умирать, вот он и наказывает сыновьям:

— Когда помру, вы три ночи подряд ходите ко мне на могилу, приносите мне хлеба.

Сивка-бурка | Изображение - 1

Старика этого схоронили. Приходит ночь, надо большому брату идти на могилу, а ему не то лень, не то боится, — он и говорит младшему брату:

— Ваня, замени меня в эту ночь, сходи к отцу на могилу. Я тебе пряник куплю.

Иван согласился, взял хлеба, пошел к отцу на могилу. Сел, дожидается. В полночь земля расступилась, отец поднимается из могилы и говорит:

— Кто тут? Ты ли, мой больший сын? Скажи, что делается на Руси: собаки ли лают, волки ли воют, или чадо мое плачет?

Иван отвечает:

— Это я, твой сын. А на Руси все спокойно.

Отец наелся хлеба и лег в могилу. А Иван направился домой, дорогой набрал грибов. Приходит — старший сын его спрашивает:

— Видел отца?

— Видел.

— Ел он хлеб?

— Ел. Досыта наелся.

Настала вторая ночь. Надо идти среднему брату, а ему не то лень, не то боится — он и говорит:

— Ваня, сходи за меня к отцу. Я тебе лапти сплету.

— Ладно.

Взял Иван хлеба, пошел к отцу на могилу, сел, дожидается. В полночь земля расступилась, отец поднимается и спрашивает:

— Кто тут? Ты ли, мой средний сын? Скажи, что делается на Руси: собаки ли лают, волки ли воют, или мое чадо плачет?

Иван отвечает:

— Это я, твой сын. А на Руси все спокойно.

Отец наелся хлеба и лег в могилу. А Иван пошел домой, дорогой опять набрал грибов. Средний брат его спрашивает:

— Отец ел хлеб?

— Ел. Досыта наелся.

На третью ночь настала очередь идти Ивану, Он говорит братьям:

— Я две ночи ходил. Ступайте теперь вы к отцу на могилу, а я отдохну.

Братья ему отвечают:

— Что ты, Ваня, тебе стало там знакомо, иди лучше ты.

— Ну ладно.

Иван взял хлеба, пошел. В полночь земля расступается, отец поднялся из могилы:

— Кто тут? Ты ли, мой младший сын Ваня? Скажи, что делается на Руси: собаки ли лают, волки ли воют, или чадо мое плачет?

Иван отвечает:

— Здесь твой сын Ваня. А на Руси все спокойно.

Отец наелся хлеба и говорит ему:

— Один ты исполнил мой наказ, не побоялся три ночи ходить ко мне на могилу. Выдь в чистое поле и крикни: «Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» Конь к тебе прибежит, ты залезь ему в правое ухо, а вылезь в левое. Станешь куда какой молодец. Садись на коня и поезжай.

Иван взял узду, поблагодарил отца и пошел домой, дорогой опять набрал грибов. Дома братья его спрашивают:

— Видел отца?

— Видел.

— Ел он хлеб?

— Отец наелся досыта и больше не велел приходить.

В это время царь кликнул клич: всем добрым молодцам, холостым, неженатым, съезжаться на царский двор. Дочь его, Несравненная Красота, велела построить себе терем о двенадцати столбах, о двенадцати венцах. В этом тереме она сядет на самый верх и будет ждать, кто бы с одного лошадиного скока доскочил до нее и поцеловал в губы. За такого наездника, какого бы роду он ни был, царь отдаст в жены свою дочь, Несравненную Красоту, и полцарства в придачу.

Услышали об этом Ивановы братья и говорят между собой:

— Давай попытаем счастья.

Вот они добрых коней овсом накормили, выводили, сами оделись чисто, кудри расчесали. А Иван сидит на печи за трубой и говорит им:

— Братья, возьмите меня с собой счастья попытать!

— Дурак, запечина! Ступай лучше в лес за грибами, нечего людей смешить.

Братья сели на добрых коней, шапки заломили, свистнули, гикнули — только пыль столбом. А Иван взял узду и пошел в чистое поле. Вышел в чистое поле и крикнул, как отец его учил:

— Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!

Сивка-бурка | Изображение - 2

Откуда ни возьмись конь бежит, земля дрожит, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым столбом валит. Стал как вкопанный и спрашивает:

— Чего велишь?

Иван коня погладил, взнуздал, влез ему в правое ухо, а в левое вылез и сделался таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать. Сел на коня и поехал на царский двор. Сивка-бурка бежит, земля дрожит, горы-долы хвостом застилает, пни-колоды промеж ног пускает.

Приезжает Иван на царский двор, а там народу видимо-невидимо. В высоком тереме о двенадцати столбах, о двенадцати венцах на самом верху в окошке сидит царевна Несравненная Красота.

Сивка-бурка | Изображение - 3

Царь вышел на крыльцо и говорит:

— Кто из вас, молодцы, с разлету на коне доскочит до окошка да поцелует мою дочь в губы, за того отдам ее замуж и полцарства в придачу.

Тогда добрые молодцы начали скакать. Куда там — высоко, не достать! Попытались Ивановы братья, до середины не доскочили. Дошла очередь до Ивана.

Он разогнал Сивку-бурку, гикнул, ахнул, скакнул — двух венцов только не достал. Взвился опять, разлетелся в другой раз — одного венца не достал. Еще завертелся, закружился, разгорячил коня и дал рыскача — как огонь, пролетел мимо окошка, поцеловал царевну Несравненную Красоту в сахарные уста, а царевна ударила его кольцом в лоб, приложила печать.

Сивка-бурка | Изображение - 4

Тут весь народ закричал:

— Держи, держи его!

А его и след простыл. Прискакал Иван в чистое поле, влез Сивке-бурке в левое ухо, а из правого вылез и сделался опять Иваном-дураком. Коня пустил, а сам пошел домой, по дороге набрал грибов. Обвязал лоб тряпицей, залез на печь и полеживает.

Приезжают его братья, рассказывают, где были и что видели.

— Были хороши молодцы, а один лучше всех — с разлету на коне царевну в уста поцеловал. Видели, откуда приехал, а не видели, куда уехал.

Иван сидит за трубой и говорит:

— Да не я ли это был?

Братья на него рассердились:

— Дурак — дурацкое и орет! Сиди на печи да ешь свои грибы.

Иван потихоньку развязал тряпицу на лбу, где его царевна кольцом ударила, — избу огнем осветило. Братья испугались, закричали:

— Что ты, дурак, делаешь? Избу сожжешь!

На другой день царь зовет к себе на пир всех бояр и князей, и простых людей, и богатых и нищих, и старых и малых.

Ивановы братья стали собираться к царю на пир. Иван им говорит:

— Возьмите меня с собой!

— Куда тебе, дураку, людей смешить! Сиди на печи да ешь свои грибы.

Братья сели на добрых коней и поехали, а Иван пошел пешком. Приходит к царю на пир и сел в дальний угол. Царевна Несравненная Красота начала гостей обходить. Подносит чашу с медом и смотрит, у кого на лбу печать.

Обошла она всех гостей, подходит к Ивану, и у самой сердце так и защемило. Взглянула на него — он весь в саже, волосы дыбом.

Сивка-бурка | Изображение - 5

Царевна Несравненная Красота стала его спрашивать:

— Чей ты? Откуда? Для чего лоб завязал?

— Ушибся.

Царевна ему лоб развязала — вдруг свет по всему дворцу. Она и вскрикнула:

— Это моя печать! Вот где мой суженый!

Царь подходит и говорит:

— Какой это суженый! Он дурной, весь в саже.

Иван говорит царю:

— Дозволь мне умыться.

Царь дозволил. Иван вышел на двор и крикнул, как его отец учил:

— Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!

Откуда ни возьмись конь бежит, земля дрожит, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым столбом валит. Иван ему в правое ухо влез, из левого вылез и сделался опять таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать. Весь народ так и ахнул.

Разговоры тут были коротки: веселым пирком да за свадебку.

Сивка-бурка | Изображение - 6

Иллюстрации Игоря Егунова.

  • Рассказ о семье с фото в детский сад
  • Рассказ о семье на французском 5 класс
  • Рассказ о семье петра гринева
  • Рассказ о серафиме саровском для 4 класса
  • Рассказ о сергее прокофьеве