Рассказ о символическом значении герба и флага россии

моу пузачинская средняя общеобразовательная школа рассказ-исследование овеянные славою флаг наш и герб руководитель клевцова е.м., учитель истории овеянные славою

           МОУ
«Пузачинская средняя общеобразовательная школа»

                                
Рассказ-исследование

                            «Овеянные
славою флаг наш и герб»

                             
                          Руководитель  Клевцова Е.М.,

                                                        учитель
истории

                  «Овеянные славою флаг наш и герб»

                        
           (рассказ – исследование)

                                      
План:

                       
1.Вступительное слово.

                       
2.»Орёл двоеглавый есть герб державный».

                       
3.Российский трёхцветный.

                       
4.Заключение.

                       
Вступительное слово:

Каждое современное
государство имеет символы своего суверенитета.

Имеет свои
государственные символы и Россия.

Нам, как юным
гражданам, очень важно знать историческую и современную символику своей страны.
Такое знакомство позволяет относиться к ним с уважением, чтить их как памятники
прошлого и достоянием современности.

Герб и флаг страны
имеют собственную историю, они прошли долгий путь своего развития и самые
добрые намерения двигали их создателями.

Свой рассказ –
исследование я построила на воображаемой ситуации, изучающей прошлое, где мой
«герой» встречается с участниками исторических событий, путешествует по эпохам,
собирает материал для научного доклада.

             «Орёл
двоеглавый есть герб державный»

Гербоведение
(геральдика) находится в арсенале историка.

Герб многое может
поведать, если заставить его «заговорить».

Гербы развивались в
тесной связи с другим символическим изображением—печатями. Основатель единого
Русского государства Иван 3 создаёт печать, эмблемы которой составили основу
государственного герба.

На лицевой стороне
–изображён Георгий Победоносец, на оборотной – двуглавый орёл с распростёртыми
опущенными вниз крыльями и коронами на головах.

Возникает множество
вопросов. Обратимся к известному историку Николаю Михайловичу Карамзину.

—- Николай
Михайлович! С какого времени Великий князь стал употреблять этот герб? И какое
значение это имело как для страны так и для него самого?

—— Я как раз
заканчиваю свою работу над «Историей государства Российского». В архиве
обнаружил самую раннюю грамоту, где есть печать и дата составления документа.
Великий князь начал употреблять сей герб с 1497 года! Иван 3 придавал большое
значение формированию своего образа. Он и объединитель и защитник чистоты веры,
борец с иноверцами и отступниками.

—-Спасибо! Но, а
как объяснить появление двуглавого орла?

—-Так он появился
после венчания князя на Софье Палеолог, племяннице последнего Византийского
императора. Русь стала преемницей восточного православия!

—Спасибо ещё раз за
ваши комментарии!

Н.М.Карамзин
настаивает на самой распространённой сейчас версии о заимствовании герба из
Византии.

Однако, если провести
небольшое исследование, можно найти много фактов утверждающих обратное.
Двуглавый орёл, как мифическое существо, встречался у народов Передней Азии в
качестве орнамента ещё до нашей эры. Подобное изображение широко стало известно
с 11 века. Но сама Византия гербов в то время не знала. И вот, последние
Палеологи, предвидя

конец своей империи,
чтобы продемонстрировать равенство с европейскими державами, стали использовать
этого орла в качестве гербового знака.

Тем более, что в
Европе он давно был символом власти.

Где же именно? У
императоров Священной Римской империи!

Государь Московский
установил дипломатические отношения с домом Габсбургов- первых по значению
монархов Европы.

По сути, двуглавый  орёл
использовался Иваном 3 Васильевичем для доказательства его права называться
кесарем (императором).

Святой Георгий
Победоносец, вероятно, был рассчитан на «внутреннее употребление».

Иван Грозный помещает
Георгия на грудь двуглавого орла.

В 17-веке, уже при
Романовых, добавляется третья корона, скипетр и держава

Царь Алексей
Михайлович (1645-1676 г.) был первым монархом который узаконил государственный
герб.

     Давайте заглянем
в избу Посольского приказа, где  проходят последние приготовления к выезду в
Курляндию и даётся наказ толмачу Василию Боушу:  «—-А, ежели кто в тех местах
вдруг начнёт расспрашивать о царских печатях, отвечай: Они знаменуют три великие-
Казанское, Астраханское, Сибирское- славные царства, которые покоряются нашего
государя державе»

Это был год – 1667.

Пётр 1 помещает
двуглавого орла в гербовой щит, а на крылья- территориальные эмблемы.

В 19-веке были
разработаны: Большой герб, Средний герб, Малый герб.

Отречение от власти
Николая
II знаменовало конец в России царизма и символа
последнего—двуглавого орла. Но государство не может долго существовать без
своего отличительного знака.

Временное
правительство оставило орла без царских регалий.

Таким он оставался
недолго. Советская власть решительно отказалось от старой эмблемы.
Первоначальный проект герба выглядел красиво.

На красном фоне –щит,
обрамленный снопами пшеницы, посередине – серп,  молот и блестящий меч. Эта
эмблема 1918 года.

В 1925 году были ещё
одни уточнения, меч убрали.

Это был символ РСФСР/России/.

В связи с
образованием Советского Союза утвердили и герб СССР.

Земной шар в лучах
солнца, серп и молот, колосья, перевитые красной лентой с надписями союзных
республик.

Поменялась целая
эпоха и в 1991 году возникла идея вернуть России её прежнюю историческую
символику. Последовал Указ в 1993 году.

Но окончательный
закон был принят в декабре 2000 года.

Двуглавый орёл вновь
стал иметь знаки царской власти. Некоторые                      усматривают в
этом намёк на монархию.

Но  это уже другая
история.

                         Российский
трёхцветный

История отечественных
флагов уходит корнями в глубокую древность.

«Повесть временных
лет» говорит о «стягах». В письменных памятниках –«Слово о полку Игореве»,
«Задонщина» говорится о красных стягах и белых хоругвях.

Русские воинские
знамёна несли изображения святых.

Вот я оказался на
Куликовом поле и вижу как перед одним из таких знамён, начиная битву, упал на
колени князь Дмитрий Иванович, чтобы помолиться о победе над татарами.

Подобных знамён было
много. Но не  было такого, которое можно охарактеризовать как государственное.

В 60 –е годы 17
столетия был построен военный корабль «Орёл».

О том какие цвета
флага указал царь Алексей Михайлович говорят древние документы. Это были
материи Красно- бело- синие!

Пётр 1 уважал старые
традиции, но и часто менял стереотипы. Коснулись новшества и флага. В1694 году
прибыл в Архангельск построенный в Голландии военный корабль «Святое
пророчество».

На корабле был поднят
бело-сине –красный флаг. Правда, это дало повод считать его «вариацией флага
Голландии».

На самом же деле ,
Пётр обнаружил глубокую приверженность российской геральдической традиции.

Встаёт вопрос-какой
сокрытый смысл несёт в себе такое сочетание полос?

К чему оно восходит,
почему должно почитаться как национальное?

Всё сливается здесь
–и гербовый всадник-воин, и столичный герб, красное поле которого выражает
независимость.

    В 1918 году в
качестве символа Советской России принимался Красный флаг. Ныне он —Знамя
Победы нашего народа в борьбе с фашизмом.

Во время войны многие
воины совершили подвиги, не давая врагу захватить полковые знамёна. Когда в
феврале 1943 года наше село освобождали воины- 96- танковой бригады, был
неравный бой. Ст. л-нт Колчанов спрятал глубоко в снег знамя бригады. Оставшись
в живых он показал это место.

Честь бригады была
спасена!

Бело –сине  -красный
флаг с 1991 года вновь становится символом России.

Историческая
справедливость восторжествовала!

                               Послесловие

Укрепление
государственности современной России опирается на историческую традицию. Её
современные символы восходят к историческим корням, хранят память свершений
Российского государства.

                         
Использованная литература:

1.А.А. Преображенский
«История раскрывает тайны» М. 1991 г.

2.А.Я.Дегтярёв
«История Российского флага» М. 2000 г.

3.И.В. Можейко, Н.А.
Сивова «Государственная символика России» /наглядное пособие/ М. 2003 г.  

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России.

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые,  с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе наблюдается явный «дефицит нравственности» как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. Наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Решение проблемы воспитания в детях патриотизма требует новой идеологии образовательной и воспитательной деятельности. Существенные изменения происходят в последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной.

    ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

   Многие современные и вариативные программы воспитания, развития и обучения дошкольников содержат задачи ознакомления с государственными символами : флагом и гербом страны, мелодией гимна. Психологические особенности развития детей пятого года  жизни, их любознательность, интерес к познанию окружающего мира обуславливают возможность ознакомления с государственной символикой. Прежде чем начать знакомство детей с символикой , были выявлены имеющиеся у ребят представления о флаге и гербе нашей Родины. Затем, дети рассмотрели флаг и герб. В ходе беседы узнали , зачем нужны флаг и герб.

   Важным условием эффективности работы по ознакомлению дошкольников с символикой является просвещение родителей. Педагогам не удастся сформировать у ребенка положительного отношения к государственным символам, если в его семье, у его родителей не будет адекватного понимания происхождения, ценностного отношения к современному гербу и флагу. Материал по истории возникновения и развития отечественной государственной символики можно использовать для проведения консультаций для родителей, оформления брошюр, стендов, передвижек.

   В ходе бесед с детьми необходимо донести, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране , ее гражданам отличительными знаками.

  Формирование у детей представлений о назначении государственных символов тесно связано с такой важной задачей, как воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.

  Герб и флаг России самобытны и имеют глубокие исторические корни, их происхождение  тесно связано с русским народным искусством, с древними поэтическими представлениями о природе и мироздании.

Золотой двуглавый орел – это образ солнца и солнечной колесницы, который довольно часто встречается на русских вышивках, украшавших женские  головные уборы, полотенца. Помимо этого, изображение государственного герба является произведением художественно-прикладной графики. Необходимо подчеркнуть, что эстетическая сторона имеет огромное значение для ознакомления детей дошкольного возраста с государственными символами, поскольку представления о гербе и флаге России начинают формироваться преимущественно на эмоциональной основе. Ребята рассматривают изображения символики России в образовательной деятельности, в свободной деятельности как графическое произведение.

Принципиально важным является сочетание познавательной деятельности с игровой и продуктивной. Для ребенка в силу возрастных психологических особенностей необходимо полученные знания и представления обыграть, выразить в рисунке или какой –либо другой деятельности. Представления о символическом значении изображений на гербе, цветов герба и флага более эффективно  формируются у дошкольников в процессе практической, творческой деятельности.

Использование в своей работе метода проектов, в котором происходит непосредственная интеграция образовательных областей,  что повышает качество образовательного процесса, служит развитию креативного мышления,  позволяет ребятам экспериментировать, синтезировать полученные знания.

У герба и флага есть свои дни рождения.

12 июня мы отмечаем День России, или же День принятия Декларации о государственном суверенитете России – это один из «молодых» государственных праздников в стране.

22 августа Россия отмечает праздник День Государственного флага.

Для бесед предлагаю использовать следующие вопросы:

1.Что это? (Герб России, флаг России).

2.Назови цвета флага нашей страны. (Белый, синий, красный)

3.Что означают цвета Российского флага?  (Белый цвет – снег, облака; синий – небо, озера, реки и моря; красный – огонь).

4.Что изображено на гербе России? (Двуглавый орел, всадник, побеждающий змея).

5.Что означает изображение двуглавого орла? (Солнце)

6.Что означает изображение всадника? (победу добра над злом).

7.Где можно увидеть изображение герба России? (на монетах, документах).

8. Зачем нужно изображение герба на монетах, а изображение флага на автомобилях, самолетах? (Чтобы можно было отличить их от монет , автомобилей, самолетов других стран).

9.Зачем стране нужны герб и флаг? (Объединяет людей, живущих в нашей стране, быть отличительным знаком).

Загадки:

У него названий много:

Триколор, трехцветный стяг –

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный…(Флаг).

Есть главная песня у нашей страны.

Услышав ее , мы вставать все должны.

Единству народа поется в ней слава,

И восхваляется наша держава. (Гимн).

Он дополняет гимн и флаг,

Любой страны он главный знак.

У России он особый,

Ты назвать его попробуй. (Герб).

1

Программа мероприятий, посвящённых празднованию Дня Российского флага – 22 августа 2021 года в Библиотеках Юго-Запада Москвы.



    


17 августа


С 17 по 20 августа в 13:00 Библиотека № 194 подготовила тематическую викторину «Флаг – России честь и знак», приуроченную к этому празднику. Посетители библиотеки смогут проверить свои знания в области отечественной истории, а также узнать интересные факты об истории государственного флага России, его происхождении и символике. Адрес проведения: ул. Изюмская, д. 57, телефон для справок: +7 (495) 717-55-72, (6+)


с 17 по 21 августа с 11:00 до 19:00 Тематическая книжно-иллюстративная выставка с викториной «Трех цветов Российский флаг», посвященная истории становления символа российской государственности. Участники в эти дни смогут не только проверить свои знания, ответить на вопросы викторины, но и узнать новые интересные факты о празднике. Место проведения Библиотека № 192 по адресу: ул. Старобитцевская, д. 23, корп. 2, телефон для справок: +7 (495) 711-80-45, (12+)

18 августа


15:00 «Над нами рдеет флаг России». Центральная библиотека № 190 подготовила мастер-класс, посвящённый этому празднику. Совместно с библиотекарем ребята создадут праздничную открытку, а также узнают почему в качестве триколора выбраны синий, белый и красный цвета. Адрес проведения: ул. Профсоюзная, д. 115, корп. 1, телефон для справок: +7 (495) 420-05-00, (6+)

19 августа


13:00 «Российский флаг — державы слава». Российский триколор имеет более чем 300-летнюю историю. Белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий – цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество. Библиотека 172 приглашает на презентацию книжно — иллюстративной выставки, посвященной этому дню. Адрес проведения: ул. Новаторов, д. 14, корп. 2, телефон для справок: +7 (499) 431-17-10, (6+)


16:00 «День государственного флага России». Интерактивная игровая программа для детей. Приглашает Библиотека № 181 по адресу: ул. Болотниковская, д. 44, корп. 1, телефон для справок: +7 (499) 121-30-92, (6+)


С 19 по 28 августа с 12:00 до 17:00 Выставка, посвященная Дню государственного флага Российской Федерации «Три цвета русской славы». На выставке в библиотеке 179, будут представлены книги о символике и геральдике, рассказывающие историю появления российского триколора и традиции празднования дня одного из главных символов России. Адрес проведения: ул. Марии Ульяновой, д. 3, корп. 3, телефон для справок: +7 (499) 138-36-19, (0+)

20 августа


11:00 «Белый, синий, красный». Библиотека № 171 приглашает на мастер-класс по изготовлению флага из бумаги. Адрес проведения: ул. Вильнюсская, д. 17, телефон для справок: +7 (499) 724-43-87, (6+)


12:00 «Какого цвета Родина?». В библиотеке № 185 состоится интерактивная программа для детей, посвященная празднованию Дня Государственного флага РФ. В ходе мероприятия читатели узнают интересные факты из истории появления российского триколора, вспомнят, что символизируют его цвета. Заключительной частью мероприятия станет мастер-класс, где все желающие смогут своими руками смастерить российский флаг. Также гостей ждут викторины, игры и конкурсы. Адрес проведения: Нагорный бульвар, д. 3, телефон для справок: +7 (499) 127-57-07, (6+)


13:00 Библиотечный познавательный видео урок «Флаг державы – символ славы». Библиотека № 171, ссылка:
https://vk.com/biblioteka171


13:00 «Белый, синий, красный». В Библиотеке № 169 «Проспект» состоится интерактивное мероприятие, на котором участники узнают о символизме трёх цветов флага России, какие ещё страны используют эти же цвета в геральдике. А еще состоится мастер-класс, где смастерим поделку в тематической палитре. Адрес проведения: Ленинский проспект, д. 127, телефон для справок: +7 (495) 438-95-10, (6+)


14:00 «Гордо реет триколор…». Библиотека № 173 подготовит интересный рассказ о том, зачем странам нужны флаги, как государственный символ, что определяет внешний вид и цвет того или иного флага, как это отражает историю страну. Адрес проведения: ул. Тёплый Стан, д. 4, телефон для справок: +7 (495) 339-60-11, (6+)


14:00 «Три символа на фоне истории». Библиотека №175 приглашает на мастер-класс по изготовлению государственного символа России, приуроченный ко дню государственного флага. Занятие развивает мелкую моторику и позволит нашим гостям развить свой кругозор в вопросе Отечественной истории. Адрес проведения: ул. Ремизова, д. 10, телефон для справок: +7 (499) 127-11-90, (6+)


14:00 «Виват, Триколор!». Интерактивная программа для детей в Библиотеке № 180 имени Н.Ф. Фёдорова. Адрес проведения: ул. Профсоюзная, д. 92, телефон для справок: +7 (495) 335-57-22, (6+)


15:00 в библиотеке № 168 состоится показ видеоролика «Гордо реет флаг державный» ко Дню государственного флага Российской Федерации. Мероприятие проводится с целью популяризации патриотического воспитания. Видеоролик расскажет о смысле и назначении государственной символики, о древнерусских стягах и знамёнах, о современном российском триколоре и об истории праздника. Адрес проведения: ул. Херсонская, д. 1, телефон для справок: +7 (499) 122-10-88, (6+)


15:00 «Три цвета России». В преддверии праздника Дня Государственного флага Российской Федерации, состоится комплексное мероприятие.


Для детей и их родителей будут подготовлены викторины, загадки, кроссворды, а также буккроссинг. Место проведения: Черноморский бульвар (рядом с Библиотекой № 196), телефон для справок: +7 (495) 318-23-85, (6+)


16:00 «России славный триколор». Познавательная онлайн-программа об истории Российского флага — от древнерусского стяга до современного триколора, о его символическом смысле и предназначении. Библиотека № 193, ссылка:
https://www.youtube.com/channel/UCZE-ZeC2qWJfXXPdccdkgUg


16:00 «День флага». Тематическая программа. Посетители мероприятия услышат рассказ об истории флага, о том, когда он появился, для чего нужен и как менялся его внешний вид. В завершение мероприятия свои знания можно будет проверить во время викторины «Символы России». Приглашает Библиотека № 189 «Патриот» по адресу: ул. Брусилова, д. 27, телефон для справок: +7 (499) 234-32-63, (12+)


18:00 «Благородство.Честность.Смелость». Зрителям будет предложена онлайн-презентация с рассказом о том, как родился Российский Государственный флаг, кто первый поднял Российский флаг, и как он изменялся с течением времени. Библиотека № 188, ссылка:
https://vk.com/biblioteka188, http://instagram.com/biblio188


18:00 «Флаги мира». Видеообзор по книге ко Дню государственного флага Российской Федерации. Библиотека № 195, ссылка:
https://www.youtube.com/channel/UC3EXyrm7NoVkViQXeJHzxKw/videos?view_as=subscriber


18:00 Онлайн-квиз «День государственного флага». Библиотека № 195, ссылка:
https://www.youtube.com/channel/UCCrKXcABKay7zotnHlAg9Fg/videos?view_as=subscriber

21 августа


14:00 «Главный символ России». В библиотеке № 182 по ул. Дмитрия Ульянова, д. 43, корп. 1 состоится мастер-класс по созданию комнатных украшений, посвященный дню государственного флага. Совместно с сотрудником библиотеки участники создадут гирлянду, идеально подходящего для создания праздничного вида в любом помещении, а также узнают много нового об истории современного российского флага, герба, его предшественников, а также познакомятся с его с его символическими значениями. Телефон для справок: +7 (499) 129-56-11, (12+)


14:00 «Под флагом России». Тематическая программа на воздухе будет включать в себя: благотворительную акцию – «Книга в дар» и творческий мастер-класс по созданию флага России «Развивайся триколор». Так же сотрудники библиотеки расскажут о значении цветов нашего флага и проведут информационный обзор новых книг о государственной символике нашего государства. Мероприятие будет проводиться на площадке около библиотеки. Библиотека № 184 по адресу: ул. Академика Варги, д. 38, телефон для справок: +7 (495) 337-05-22, (6+)


15:00 «Клуб «Любимое кино». Показ документального фильма «История российского флага»». Библиотека № 182 по адресу: ул. Новочеремушкинская, д. 4, корп. 2, телефон для справок: +7 (499) 129-56-11, (16+)

22 августа


13:00 «Гордо реет флаг российский…». Видеопрезентация. Библиотека № 187, ссылка:
https://www.facebook.com/Biblioteka187Iic


16:00 Тематический книжный обзор «Флаг моего государства» в формате видеопрезентации, в ходе которой будут представлены книги, рассказывающие об одном из главный государственных символов не только российского государства, но и других государств. Библиотека № 195, ссылка:
https://www.instagram.com/library_195


16:00 «Белый, синий, красный цвет – символ славы и побед». На онлайн-площадке библиотеки №170 пройдёт викторина, посвящённая Дню российского флага. В викторине будут предложены вопросы об истории возникновения флагов, о их символах и людях, чьи флаги были первыми. Ссылка:
https://ru-ru.facebook.com/biblioteka170/

23 августа


12:00 Библиотека №172 приглашает детей на праздничную программу «Российский триколор», посвященную Дню государственного флага Российской Федерации. Ребята узнают об истории праздника. Впервые, считают ученые, флаг появился на первом российском фрегате «Орел» в XVII веке. Ребята услышат стихи о Родине, о флаге. Ссылка:
https://www.facebook.com/biblioteka172/

  • Рассказ о словах которые начинают устаревать
  • Рассказ о сергее рахманинове
  • Рассказ о семье простаковых из рассказа недоросль
  • Рассказ о семье маши мироновой
  • Рассказ о семейном дереве на английском языке для 3 класса