Рассказ о шуберте 6 класс

Франц шуберт прекрасная звезда в знаменитой плеяде, что породила плодородная на музыкальных гениев австрийская земля франц шуберт. вечно молодой

Франц Шуберт

Франц Шуберт

Прекрасная звезда в знаменитой плеяде, что породила плодородная на музыкальных гениев австрийская земля – Франц Шуберт. Вечно молодой романтик, много страдавший на своем недолгом жизненном пути, сумевший выразить все свои глубокие чувствования в музыке и научивший слушателей любить такую «не идеальную», «не образцовую» (классическую) музыку, полную душевных терзаний. Один из ярчайших основоположников музыкального романтизма.

Краткую биографию Франца Шуберта и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Шуберта

Биография Франца Шуберта – одна из самых непродолжительных в мировой музыкальной культуре. Прожив всего 31 год, он оставил после себя яркий след, подобный тому, что остается после кометы. Рожденный стать еще одним венским классиком, Шуберт, в силу перенесенных страданий и лишений, привнес в музыку глубокие личные переживания. Так зарождался романтизм. На смену строгим классическим правилам, признающим лишь образцовую сдержанность, симметрию и спокойные консонансы, пришли протестные, взрывные ритмы, выразительные, полные подлинных чувств мелодии, напряженные гармонии.

Франц Шуберт в юности

Он родился в 1797 году в бедной семье школьного учителя. Судьба его была заранее предопределена – продолжить отцовское ремесло, ни слава, ни успех здесь не предполагались. Однако в раннем возрасте у него проявились высокие способности к музыке. Получив первые музыкальные уроки в родном доме, обучение он продолжил в приходской школе, а затем в венском конвикте – закрытом интернате для певчих при церкви. Порядок в учебном заведении был схож с армейским – воспитанники должны были часами репетировать, а затем исполнять концерты. Позднее Франц с ужасом вспоминал проведенные там годы, он надолго разочаровался в церковных догмах, хотя и обращался к духовному жанру в своем творчестве (написал 6 месс). Знаменитая «Ave Maria», без которой не обходится ни одно рождество, и которую чаще всего связывают с прекрасным образом Девы Марии, на самом деле задумывалась Шубертом как романтическая баллада на стихи Вальтера Скотта (в переводе на немецкий).

Шуберт «Аве Мария»

Он был очень талантливым учеником, учителя от него отказывались со словами: «Его Бог научил, мне с ним делать нечего». Из биографии Шуберта мы узнаём, что его первые композиторские опыты начались в возрасте 13 лет, а с 15 с ним стал заниматься контрапунктом и композицией сам маэстро Антонио Сальери.

Из хора Придворной певческой капеллы («Hofsengecnabe») он был отчислен после того, как начал ломаться голосВ этот период уже пора было определяться с выбором профессии. Отец настаивал на поступлении в учительскую семинарию. Перспективы работы музыкантом были весьма смутны, а работая учителем можно было худо-бедно быть уверенным в завтрашнем дне. Франц уступил, выучился и даже успел поработать в школе 4 года.

Но вся деятельность и устройство жизни тогда не соответствовали душевным порывам молодого человека – все мысли его были только о музыке. Он сочинял в свободное время, много музицировал в узком кругу друзей. И однажды принял решение оставить постоянную работу и посвятить себя музыке. Это был серьезный шаг – отказаться до гарантированного, пусть и скромного, дохода и обречь себя на голод.

Рассказ о шуберте 6 класс

С этим же моментом совпала первая влюбленность. Чувство было ответным – юная Тереза Гроб явно ожидала предложения руки и сердца, но его так и не последовало. Доходов Франца не хватало на его собственное существование, не говоря уже о содержании семьи. Он так и остался одиноким, его музыкальная карьера так и не получила развития. В отличие от пианистов-виртуозов Листа и Шопена, Шуберт не обладал яркими исполнительскими навыками, и не мог себе снискать славу исполнителя. В должности капельмейстера в Лайбахе, на которую он рассчитывал, ему отказали, а иных сколько-нибудь серьезных предложений он так и не получил.

Издание сочинений ему самому практически не приносило денег. Издатели весьма неохотно брались печатать произведения малоизвестного композитора. Как сейчас сказали бы, он не был «раскручен» для широких масс. Иногда его приглашали выступать в небольшие салоны, члены которых чувствовали себя скорее богемой, чем по-настоящему интересовались его музыкой. Небольшой круг друзей Шуберта поддерживал молодого композитора финансово.

Шуберт Форель

Но по большому счету, именно на большую публику Шуберт практически никогда не выступал. Он никогда не слышал оваций после какого-либо удачного финала произведения, он не чувствовал, на какие его композиторские «приемы» чаще всего откликается аудитория. Не закреплял успех в последующих произведениях – ведь ему не нужно было думать о том, как снова собрать большой концертный зал, чтобы билеты купили, чтобы его самого запомнили и т.д.

По сути, вся его музыка – это бесконечный монолог с тончайшей рефлексией зрелого не по годам человека. Здесь нет диалога с публикой, попытки понравиться и произвести впечатление. Вся она очень камерная, даже интимная в каком-то смысле. И наполнена бесконечной искренностью чувств. Глубокие переживания своего земного одиночества, лишений, горечь поражений наполняли его мысли ежедневно. И, не находя иного выхода, выливались в творчестве.

После знакомства с оперным и камерным певцом Иоганном Микаэлем Фоглем дела пошли чуть лучше. Артист исполнял песни и баллады Шуберта в венских салонах, а сам Франц выступал аккомпаниатором. В исполнении Фогля песни и романсы Шуберта быстро завоевали популярность. В 1825 году они предприняли совместное путешествие-турне по верхней Австрии. В провинциальных городах их встречали охотно и с восторгом, но денег заработать снова не удалось. Как и прославиться.

Уже в начале 1820-х годов Франца стало тревожить здоровье. Достоверно известно, что болезнью он заразился после визита к женщине, и это добавило разочарования к этой стороне жизни. После незначительных улучшений болезнь прогрессировала, иммунитет слабел. Даже обычные простуды ему было тяжело переносить. А в 1828 году осенью он заболел брюшным тифом, от которого скончался 19 ноября 1828 года.

230

В отличие от Моцарта, Шуберта похоронили в отдельной могиле. Правда, заплатить за столь пышные похороны пришлось деньгами от продажи его рояля, купленного после единственного большого концерта. Признание к нему пришло посмертно, причем значительно позднее – через несколько десятков лет. Дело в том, что основная часть сочинений в нотном варианте хранилась у друзей, родственников, в каких-то шкафах за ненадобностью. Известный своей забывчивостью Шуберт никогда не вел каталога своих произведений (как Моцарт), не пытался их как-то систематизировать или хотя бы держать в одном месте.

Большую часть рукописного нотного материала отыскали Джорд Гроув и Артур Салливан в 1867 году. В 19-м и 20-м веке музыку Шуберта исполняли значимые музыканты, а такие композиторы как Берлиоз, Брукнер, Дворжак, Бриттен, Штраус признавали абсолютное влияние Шуберта на свое творчество. Под руководством Брамса в 1897 году увидело свет первое научно выверенное издание всех сочинений Шуберта.

Интересные факты о Франце Шуберте

  • Доподлинно известно, что почти все существующие портреты композитора изрядно ему льстили. Так, например, он никогда не носил белых воротничков. А прямой, целеустремленный взгляд и вовсе не был для него характерен – даже близкие, обожающие его друзья, называли Шуберта Schwamal («schwam» – по немецки «губка»), имея в виду его мягкий характер.
  • Много сохранилось воспоминаний современников об уникальной рассеянности и забывчивости композитора. Клочки нотной бумаги с набросками сочинений можно было встретить где угодно. Рассказывают даже, что однажды он, увидев ноты какой-то пьесы, тут же сел и сыграл ее. «До чего же прелестная вещица! – воскликнул Франц, — чья же она?». Оказалось, что пьеса была написана им самим. А рукопись знаменитейшей Большой До-мажорной симфонии была случайно обнаружена через 10 лет после его смерти.
  • Шуберт написал около 600 вокальных произведений, две трети из которых – еще до наступления 19 лет, а в общей сложности численность его сочинений превышает 1000, точно установить это невозможно, так как часть из них так и остались незаконченными набросками, а часть, вероятно, утрачена навсегда.
  • Шуберт написал очень много оркестровых произведений, но ни одно из них он не слышал за всю свою жизнь в публичном исполнении. Некоторые исследователи иронично полагают, что, возможно, поэтому в них сразу угадывается, что автор – оркестровый альтист. Согласно биографии Шуберта, в придворной певческой капелле  композитор обучался не только пению, но и игре на альте, и эту же партию исполнял в ученическом оркестре. Именно она в его симфониях, мессах и других инструментальных сочинениях прописана наиболее ярко и выразительно, с большим количеством технически и ритмически сложных фигур.
  • Немногие знают, что большую часть жизни Шуберт не имел даже дома рояля! Он сочинял на гитаре! И в некоторых произведениях это тоже отчетливо слышится в аккомпанементе. Например, в той же «Аве Мария» или «Серенаде».

Рассказ о шуберте 6 класс

  • О его застенчивости ходили легенды. Он жил не просто в одно время с Бетховеном, которого боготворил, не просто в одном городе – они жили буквально на соседних улицах, но так никогда и не встретились! Два величайших столпа европейской музыкальной культуры, сведенные самой судьбой в одну географическую и историческую отметку, разминулись по иронии судьбы или из-за робости одного из них.
  • Впрочем, после смерти люди объединили память о них: Шуберта похоронили рядом с могилой Бетховена на Верингском кладбище, а позднее оба захоронения перенесли на Центральное Венское кладбище.

Подпись Шуберта

  • Но и здесь показалась коварная гримаса судьбы. В 1828 году, в годовщину смерти Бетховена Шуберт устроил вечер памяти великого композитора. То был единственный случай в его жизни, когда он вышел в огромный зал и исполнял свою музыку, посвященную кумиру, для слушателей. Впервые он услышал аплодисменты – публика ликовала, кричала «родился новый Бетховен!». Впервые он заработал очень много денег – их хватило на то, чтоб купить (первый в его жизни) рояль. Ему уже мерещился грядущий успех и слава, всенародная любовь… Но спустя всего несколько месяцев он заболел и умер… А рояль пришлось продать, чтобы обеспечить ему отдельную могилу.

Творчество Франца Шуберта

Творчество Шуберта

Биография Шуберта гласит, что для современников он так и остался в памяти автором песен и лирических фортепианных пьес. Даже ближайшее окружение не представляло масштаб его творческих работ. А в поиске жанров, художественных образов творчество Шуберта сопоставимо с наследием Моцарта. Он великолепно освоил вокальную музыку – написал 10 опер, 6 месс, несколько кантатно-ораториальных произведений, некоторые исследователи, в том числе, известный советский музыковед Борис Асафьев, считал, что вклад Шуберта в развитие песни столь же значителен, как вклад Бетховена – в развитие симфонии.

Сердцем его творчества многие исследователи считают вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» (1823), «Лебединая песнь» и «Зимний путь» (1827). Состоящие из разных песенных номеров, оба цикла объединены общим смысловым наполнением. Надежды и страдания одинокого человека, ставшие лирическим центром романсов, во многом автобиографичны. В особенности, песни из цикла «Зимний путь», написанного за год до смерти, когда Шуберт был уже тяжело болен, и ощущал свое земное существование сквозь призму холода и перенесенных невзгод. Образ шарманщика из заключительного номера «Шарманщик» аллегорически описывает монотонность и бесплодность усилий бродячего музыканта.

Шуберт «Лебединая песня»

В инструментальной музыке он также осветил все существующие в то время жанры – написал 9 симфоний, 16 фортепианных сонат, множество произведений для ансамблевого исполнения. Но в инструментальной музыке отчетливо слышна связь с песенным началом – большинство тем имеют ярко-выраженную мелодику, лирический характер. Лиричностью тем он схож с Моцартом. В разработке и развитии музыкального материала также преобладает мелодический акцент. Взяв у венских классиков лучшее в понимании музыкальной формы, Шуберт наполнил ее новым содержанием.

рукопись Шуберта

Если у Бетховена, жившего в одно с ним время, буквально на соседней улице, музыка имела героический, патетический склад, отражала социальные явления и настроения целого народа, то у Шуберта музыка – это личностное переживание разрыва между идеальным и реальным.

Его произведения почти не исполнялись, чаще всего он писал «в стол» — для себя и тех самых верных друзей, которые его окружали. Они собирались вечерами на так называемых «шубертиадах» и наслаждались музыкой и общением. Это ощутимо сказалось на всем творчестве Шуберта – он не знал своей публики, он не стремился понравиться некоему большинству, он не думал, чем поразить слушателей, пришедших на концерт.

Он писал для любящих и понимающих его внутренний мир друзей. Они с большим почтением и уважением относились к нему. И вся эта камерная душевная атмосфера свойственна его лиричным композициям. Тем удивительнее осознавать, что большая часть произведений писалась без надежды услышать их. Словно он был начисто лишен честолюбия и амбиций. Какая-то непостижимая сила заставляла его творить, не создавая положительного подкрепления, не предлагая взамен ничего, кроме дружеского участия близких.

Музыка Шуберта в кино

Сегодня существует огромное количество всевозможных обработок музыки Шуберта. Этим занимались как академические композиторы, так и современные музыканты, использующие электронные инструменты. Благодаря своей изысканной и вместе с тем простой мелодике, эта музыка быстро «ложится на слух» и запоминается. Большинству людей она знакома с детства, и вызывает «эффект узнавания», которым любят пользоваться рекламщики.

Ее можно услышать повсюду – на торжественных церемониях, филармонических концертах, на ученических зачетах, а также в «легких» жанрах – в кино и на телевидении в качестве фонового сопровождения.

В качестве саундтрека к художественным и документальным фильмам и телесериалам:

235

  • «Моцарт в джунглях» (т/с 2014-2016);
  • «Секретный агент» (к/ф 2016);
  • «Иллюзия любви» (к/ф 2016);
  • «Хитмен» (к/ф 2016);
  • «Легенда» (к/ф 2015);
  • «Лунная афера» (к/ф 2015);
  • «Ганнибал» (к/ф 2014);
  • «Сверхъестественное» (т/с 2013);
  • «Паганини: Скрипач дьявола» (к/ф 2013);
  • «12 лет рабства» (к/ф 2013);
  • «Особое мнение» (т/с 2002); 
  • «Шерлок Холмс: Игра теней» (к/ф 2011);  «Форель»
  • «Доктор Хаус» (т/с 2011);
  • «Загадочная история Бенджамина Баттона» (к/ф 2009);
  • «Темный рыцарь» (к/ф 2008);
  • «Тайны Смолвилля» (т/с 2004);
  • «Человек-Паук» (к/ф 2004);
  • «Умница Уилл Хантинг» (к/ф 1997);
  • «Доктор Кто» (т/с 1981);
  • «Джейн Эйр» (к/ф 1934).

И бесчисленное множество других, привести все не представляется возможным. Также снимали биографические фильмы о жизни Шуберта. Наиболее известны к/ф «Шуберт. Песнь любви и отчаяния» (1958), телеспектакль 1968 года «Неоконченная симфония», «Шуберт» /Schubert. Das Dreimäderlhaus/ Биографический художественный фильм, 1958 год.

Музыка Шуберта понятна и близка абсолютному большинству людей, радости и скорби, выраженные в ней, составляют основу человеческой жизни. Даже спустя столетия после его жизни эта музыка актуальна как никогда и, вероятно, никогда не будет предана забвению.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Фильм о Франце Шуберте

  • Доклады
  • Люди
  • Шуберт

Франц Шуберт – непризнанный широкой публикой своего времени европейский композитор-романтик, живший в Австрии в первой половине. 19 века. Он родился в 1791 году в предместье Вены в семье школьного учителя, который, как известно, прекрасно играл на виолончели. В их доме часто музицировали. Франца с малых лет обучали игре на фортепиано и скрипке. Вместе с отцом и братьями Шуберт играл в квартете на домашних концертах.

Отец видел для сына только один вариант дальнейшего обучения, поэтому определил его в церковный конвикт. Там вполне успешно Франц осваивал музыкальные дисциплины, участвовал в концертах, а иногда выступал в роли дирижера. Со временем, учеба стала ему надоедать, музыкант все более погружался в собственное творчество. В 1813 Шуберт пишет первую симфонию ре-мажор. В нотной тетради он делает запись: «Окончание и конец» — это значило, что произведение закончено, как и его обучение в школе.

В кругу своих друзей композитор был горячо любим. Молодые люди часто собирались, читали современную литературу, слушали и исполняли музыку. Некоторые вечера посвящались исключительно Шуберту. Это было совсем иное времяпрепровождение, не свойственное светской молодежи, но наполненное прекрасной музыкой, поэзией, размышлениями о жизни. Чем больше Франц погружался в творчество, тем менее значимыми казались ему житейские трудности.

Разнообразие музыкальных форм и  жанров отличает Шуберта от других композиторов. Ему удавалось совмещать в творчестве песни и симфонии, фортепианные сонаты и оперы, мессы и вальсы. Жанр песни получил, благодаря ему, особую художественную огранку.

Последним в жизни композитора стал цикл произведений «Зимний путь». Их отличает неуемная тоска, страдание и безысходность. Именно так можно охарактеризовать  настроение Шуберта той поры. Дни становились все более безрадостными, он ослабевал здоровьем, страдал от вечной нужды. Друзья поддерживали его как могли. Публично при жизни композитора его произведения исполнялись крайне редко, большинство так и осталось в виде «неозвученных» рукописей.  Единственный раз в 1828 году при содействии товарищей, был организован концерт, на котором прозвучали исключительно его произведения. Это был огромный успех, казалось, что жизнь композитора может измениться к лучшему. Но судьба распорядилась иначе. В ноябре того же года Франц Шуберт заболел тифом скончался.

Сообщение 2

Франц Петер Шуберт появился на свет 31 января 1797 года, недалеко от Вены, в семье приходского учителя и поварихи. В семье было 14 детей, из которых выжили лишь 5. С раннего детства мальчик был окружен музыкой. Отец играл на виолончели и скрипке, а старший брат увлекался фортепиано.

В 6 лет Шуберта отдали в приходскую школу Лихтенталя, дабы он освоил орган. 5 лет спустя его приняли в столичную придворную капеллу, в качестве хориста. В 13-летнем возрасте он сочинил свое первое музыкальное произведение. Несколько лет спустя стал бесплатно заниматься с Антонио Сальери, у которого брал уроки контрапункта и композиции.

 В 1813 году из-за ломки голоса Шуберту пришлось покинуть хор. Тогда, следуя воле отца, он подался в учительскую семинарию. После окончания учебы преподавал азбуку в младших классах, а в свободное время сочинял музыку и штудировал труды Глюка, Моцарта и Бетховена. В 1814 году композитор сочинил свою первую оперу – «Увеселительный замок Сатаны».

Весной 1816 года Шуберт попробовал получить должность капельмейстера. Попытка эта не увенчалась успехом, но вскоре благодаря друзьям он завязал знакомство с Иоганном Фогалем – известным баритоном. Именно благодаря его исполнению песни Шуберта приобрели известность.

В 1817 композитор написал музыку к песне «Форель» и балладе «Лесной царь». В те годы к нему пришла популярность. Также материальную поддержку оказывали друзья.

Окрыленный успехом Шуберт бросил работу в школе, чем сильно разозлил отца, который перестал давать ему деньги. В июле 1818 года композитор перебрался в Желиз, где стал читать музыку дочерям графа Иоганна Эстерхази.

В 1823 году Шуберт стал почетным членом Линцского и Штирийского музыкальных объединений, создал очень удачный сборник песен «Прекрасная мельничиха». В 1827 году свет увидел еще один цикл – «Зимний путь».

В марте 1828 года Шуберт дал свой единый концерт, который принес ему огромный успех и маленькую оплату. Из биографии композитора можно узнать, что жил он крайне бедно, но все равно не хотел принимать денежную помощь от друзей. Бедность отравляла жизнь Шуберта еще и на личном плане. Его возлюбленная – Тереза Горб, предпочла более богатого мужчину.

Скончался Шуберт 19 ноября 1828 года от брюшного тифа. Следуя последнему желанию, композитор был похоронен рядом со своим кумиром – Людвигом ван Бетховеном.

Музыкальное наследие Шуберта составляет приблизительно 1000 произведений: 7 симфоний, 6 месс, 10 опер, более 600 песен, 21 соната и еще множество прекрасных произведений.

3, 5 класс

Картинка к сообщению Шуберт

Шуберт

Популярные сегодня темы

  • Малина

    Малина-это многолетний полукустарник произрастающий во многих частях света. В России произрастает в европейской части, а также в гористых возвышенностях Башкирии, на Урале и западной Сибири

  • Прыжки в длину с места

    Прыжок в длину с места – это одна из дисциплин легкой атлетики, которая в начале 19 века входила в программу Олимпийских игр, а сейчас является упражнением при занятиях физкультурой и сдаче н

  • Гжель

    Гжель – это в первую очередь вид росписи. Но ещё это крупнейший центр производства керамических изделий. Ещё в 14 веке в посмертном завещании Ивана Калиты, упоминается это ремесло.

  • Монголия

    Монголия расположена в Центральной Азии. Граничит с Россией на севере, и с Китаем на юге. Государственное устройство – Монгольская народная республика, которую возглавляет президент.

  • Библия

    Слово Библия происходит от древнего термина библос, то есть книга. Поэтому, строго говоря, Библия переводится как книга. Тем не менее, для представителей христианства именно такая книга являе

  • Страны Африки

    Африка один из самых загадочных континентов мира. Их обычаи, традиции, язык, все это до сих пор не совсем понятно многим исследователям, посетившим эту часть земного шара. Перевод слова «Афри

Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт – виртуоз-музыкант и композитор немецкого происхождения. Он был идейным вдохновителем, на его работах вырос Людвиг ван Бетховен.

Его имя несет любовь к Богу и любим им же.

Музыка Моцарта – это превосходная классика 18 века. Его работы пропитаны жизнью, всеми состояниями души.

С самого детства Вольфганг питал любовь к музыке, что было крайне трудно оставить без внимания. Он был настолько одаренным ребенком, прирожденным музыкантом, что временами мог воспроизвести на музыкальном инструменте услышанную где-либо ранее композицию. И уже в возрасте пяти лет сочинял свои собственные пьесы. У юного музыканта и будущего композитора с мировой славой было гораздо больше времени для занятия музыкой, так как школу Вольфганг не посещал, ведь его отец дал ему отличное образование на дому.

В шесть лет Вольфганг Амадей Моцарт отправился в свое первое гастрольное путешествие, а сестра юного таланта обладала очаровательным вокалом, что отразилось как нельзя лучше на их выступлениях, а сопровождал маленьких звездочек отец. Семья Моцартов объездила Германию, посетила Бельгию, Англию, Францию, Нидерланды и Швейцарию. Они полностью погрузились в лучи ошеломительного успеха, музыка юного композитора пришлась по душе слушателям, которые выстраивались в огромную очередь, чтобы попасть на концерт. После этого путешествия интерес к юным особам музыкального мира лишь удвоился.

Где бы и в каком возрасте Вольфганг Амадей Моцарт не выступал, абсолютно все были заворожены и находились в полном восторге от его творчества.

Вольфганг считал наслаждением то, что все свои работы он слышал в своей голове полностью, а не отдельными кусочками, что значительно облегчало процесс работы над созданием новой композиции.

За его плечами огромное количество композиций, которые поглотили всех ценителей классики. Количество его работ перевалило за несколько сотен. Самые знаменитыми являются:

  • Реквием (Моцарт так и не успел закончить произведение, но несмотря на это, оно является одним из самых известных его работ).
  • Турецкий марш.
  • Маленькая вечерняя серенада.
  • Свадьба Фигаро.
  • Волшебная флейта.
  • Дон Жуан.

Помимо его таланта, в его музыке есть характерное звучание, слыша которое всегда можно почувствовать руку величайшего композитора.

Мой любимый композитор — Бах

Я люблю музыку многих композиторов: Вивальди, Скарлатти, Генделя, Моцарта, Гайдна, Бетховена, Шуберта, Шумана, Шопена, Сен-Санса, Чайковского, Рахманинова, Сибелиуса и многих других, не только классиков, но и современных. За каждым произведением у меня стоят определенные ассоциации и образы. Но есть один композитор, который для меня стоит над всеми ними — Иоганн Себастьян Бах.

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Кажется, впервые я услышала Баха на пластинке, в исполнении известного органиста Гарри Гродберга. Потом я услышала «живое» исполнение музыки Баха в церкви Нигулисте в Таллине (в то время ещё советском), где я буквально прорыдала весь концерт, ощутив странное чувство экзистенциального одиночества (хотя формально к этому не было никаких предпосылок).

В детстве, под руководством преподавателя и сама, я играла некоторые произведения Баха: пьесы из альбома Анны Магдалены Бах, несколько маленьких прелюдий и фуг, прелюдию до-мажор из «Хорошо темперированного клавира», две или три инвенции. Но в то время ни технически, ни морально, как понимаю с высоты прожитых лет, я еще не доросла до Баха.

В студенческие годы я собрала приличную коллекцию звукозаписей Баха. Во время почти месячной поездки в Прагу я буквально через день ходила на органные концерты, и если там был Бах, это было счастье. Ходила и на концерты в Москве, чаще — в зал Чайковского. В то же время у меня появился небольшой любительский синтезатор «Ямаха», и мне нравилось играть на нем в тембре орган, представляя себя играющей на огромном органе в костеле.

Сейчас я вновь подступилась к Баху. Именно его Адажио заставило меня окончательно осознать, что сама я это произведение не осилю, хватит вечно барахтаться в самостоятельном музицировании, мне нужен учитель, наставник.

По теме: Нужен ли взрослому пианисту-любителю преподаватель музыки? Мой опыт

И вот, мы начали разбирать вторую из «Шести маленьких прелюдий» Баха. И с первых же нот стало ясно: за кажущейся простотой скрывается глубина и сложность, недоступная взгляду самоучки. Моя мечта — когда-нибудь сыграть все «Шесть маленьких прелюдий» Баха.

Издание 1802 года «Шести маленьких прелюдий» Баха (Eda Kuhn Loeb Music Library / Bach, Johann Sebastian, 1685-1750. . Six preludes a l’usage des commencants pour le clavecin / composee par J.S. Bach. Leipsic : Ambroise Kuhnel : Bureaude musique, [ca. 1802]. Merritt Mus 627.1.412.3)
Формально, музыка Баха принадлежит барокко, но в ней есть что-то вневременное, то, что не принадлежит этому миру, то, что раскрывает самый смысл человеческого существования. Это очень точно прочувствовал Тарковский, когда в «Солярисе» пронзительно-печально звучит хоральная прелюдия фа-минор.
Для меня Бах чем-то сродни Канту в философии, иных параллелей я не нахожу (если вообще правомочны такие параллели). «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Бах — он об этом. О Боге.

Мой канал в Телеграме «Срединный Путь», посвященный философии, истории и культуре Китая

© Сайт «Дорогами Срединного пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:

  • Дешевые авиабилеты: Aviasales
  • Гостиницы и базы отдыха: Booking
  • Туристическая страховка: Cherehapa
  • Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Посмотреть все

Бетховен

Людвиг ван Бетховен – композитор и пианист немецкого происхождения. Его музыка – это бесспорно классика в мире творчества.

В совсем юном возрасте, в возрасте 10 лет, начались первые шаги маленького Людвига к мировой славе, и последующие 46 лет он творил музыкальные шедевры, которые впоследствии дарил миру. О том, что у юного композитора прирожденный талант стало понятно сразу же, как только он коснулся руками инструмента.

Любимым занятием Людвига, помимо мира музыки, было чтение. Его любимыми авторами были драматург с английскими корнями Ульям Шекспир, поэт Древней Греции – Гомер, Иоганн Вольфганг фон Гёте – писатель немецкого происхождения, Фридрих Шиллер – немецкий драматург, мыслитель и писатель. Людвиг ван Бетховен был истинным полиглотом – он в совершенстве владел латынью, французским и итальянским языками.

Его проблема в виде глухоты никоим образом не лишила его музыку чувственности, искренности и души. Музыка немецкого композитора-классика по сей день пленяет своей утонченной притягательностью, ранимостью и умиротворенностью. Его произведения проникают до самых глубин души и не покидают их, ноты способны будоражить до мурашек.

В копилке Людвига ван Бетховена свыше пяти сотен композиций различного рода, он писал, как сонаты, так и оперы, марши, каноны, арии, песни, вальсы, багатели, увертюры, симфонии, вариации, струнные и фортепьянные квинтеты, квартеты, трио, однако, пожалуй, самые знаменитые его работы это:

— Соната для фортепиано №14, ор. 27 №2 или же известная под названием «Лунная соната». Сложно встретить человека, который бы ни разу не слышал данное произведение, ведь таких людей не существует. Данную сонату можно слушать бесконечно, она не способна стать заурядной. — Симфония №5, ор. 67. Первые ноты создают атмосферу таинственности и интриги. Музыка отчетливая, со своим тактом. — Багатель No. 25 ля минор, WoO 59, известная всем под названием «К Элизе».

Трогательная история любви, но к кому именно, достоверно неизвестно, так как Людвиг ван Бетховен обладал неразборчивым почерком, поэтому есть несколько предположений: то ли багатель посвящена своей близкой подруге Элизабет, то ли своей наставнице Терезе.

Другие сочинения: ← Моя любимая песня↑ На свободную темуЗдоровье →

Другие значения этого слова:

  • «Крейцерова соната»
  • «крейцерова соната» как труд
  • «опс» и музыка готова
  • «труд» по-латыни
  • австрийская группа (муз.)
  • Австрийская поп-рок-группа
  • авторское творение
  • Авторское творение.
  • Всякая музыкальная пьеса
  • Заумное сочинение (шутл.)
  • Литературный труд
  • Любое литературное произведение или научный труд автора
  • Музакальное произведение под номером
  • Музык. или научный труд (общее)
  • Музык. произвед. в широком смысле
  • Музык. произведение (общее)
  • Музыкальная порядочность (композит.)
  • музыкальное произведение (общ.)
  • Музыкальное произведение в пронумерованном списке трудов композитора
  • Музыкальное произведение, обозначаемое порядковым номером в ряду других произведений данного композитора
  • Музыкальное сочинение
  • музыкальный или научный труд
  • Музыкальный или научный труд.
  • музыкальный труд
  • Музыкальный труд.
  • научный или литературный труд
  • научный труд (ирон.)
  • Научный труд (иронич.)
  • Научный труд (иронично)
  • Отдельное музыкальное произведение в ряду других сочинений того же композитора
  • отдельное музыкальное сочинение
  • Отдельное музыкальное сочинение в ряду других сочинений того же композитора
  • Отдельное сочинение
  • порядковая нумерация сочинений композитора
  • Произведение
  • Произведение писателя или музыканта
  • Пронумерованное сочинение
  • Пункт 21 по горизонтали, если это дело рук композитора
  • соната с номером
  • Сочинение
  • Сочинение в шутку
  • сочинение вообще
  • Сочинение вообще.
  • сочинение композитора
  • Сочинение под номером
  • Сочинение, произведение, труд (ирон.)
  • сочинение, произведение, труд (ироническое)
  • Сочинение; вид музык. произведения
  • Творение композитора.
  • термин, употребляемый для порядковой классификации сочинений композиторов
  • Труд композитора
  • Труд литератора (ирон.)
  • Труд сочинителя музыки
  • Чьё-нибудь произведение, научный или литературный труд

МОЙ ЛЮБИМЫЙ КОМПОЗИТОР

Один из самых любимых моих КОМПОЗИТОРОВ — Петр Ильич Чайковский.

Композитор родился 25 апреля 1840 года в небольшом уральском городе Воткинске, где его отец, горный инженер, был директором завода. Первые музыкальные впечатления Чайковского связаны с песнями, которые он слышал в детстве от матери, родственников, народных певцов. Как позже вспоминал композитор: «Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки». Впоследствии семья Чайковского переехала в Петербург, где мальчик стал учиться в Училище правоведения. Именно здесь он начинает серьезно заниматься музыкой, которая преподавалась для всех желающих. Ученики часто собирались в музыкальной комнате и там слушали Чайковского, который не только выразительно играл разные пьесы, но также импровизировал.

После окончания училища Чайковский получил чин титулярного советника в Министерстве юстиции. Однако служба чиновника его не привлекала. Двадцатилетний Чайковский с увлечением изучает теорию музыки и поступает в Петербургскую консерваторию, чтобы серьезно заняться композицией. В консерватории юноша упорно трудится, настойчиво овладевая композиторским мастерством. По настоянию преподавателей окончательно бросает службу и посвящает себя целиком музыке. Окончив консерваторию, принимается за педагогическую работу в Московской консерватории. Московская жизнь полностью захватывает: он знакомится с выдающимися русскими музыкантами, литераторами, артистами. Много и напряженно занимается сочинением музыки, а также выступает на страницах газет и журналов в качестве музыкального критика. Всю свою жизнь композитор настойчиво работал: «Я буквально не могу жить, не работая». Окончив одно произведение, он сейчас же принимался за другое: симфонии, оперы «Воевода», «Опричник», «Ундина», «Кузнец Вакула», «Евгений Онегин», «Мазепа», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта», балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» — вот далеко не исчерпывающий список созданных композитором произведений.

Чайковский совершает много поездок за границу, где его талант признан и почитаем. Симфонические концерты под его управлением проходят в Берлине, Женеве, Париже, Лондоне. В Англии ему присвоили степень доктора музыки Кембриджского университета.

Умея ценить время, Чайковский выработал высокую культуру и дисциплину труда. День композитора отличался строгим распорядком, от которого он никогда не отступал: «Вдохновение — гостья, которая не любит посещать ленивых, она является к тем, которые ее призывают».

В музыкальной школе я разучивала пьесы из цикла «Времена года». Каждая пьеса — особое настроение: зимняя грусть и звон бубенцов весело мчащейся по заснеженной дороге тройки; весеннее пробуждение природы, песня капели; летний зной, перешептывание налитых зерном колосков; осенний листопад и размышления о жизни. Запомнилась мне и опера «Евгений Онегин», которую я слушала в нашем театре. Еще задолго до решения написать эту оперу Чайковский горячо увлекся стихами Пушкина, одним из самых любимых мест стихотворного романа было письмо Татьяны к Онегину. В опере эта сцена является высочайшим достижением мирового оперного искусства. Характер героини здесь раскрывается в движении, неустанном развитии. Из наивной, мечтательной девочки Татьяна превращается в страстно любящую женщину, обретает душевную зрелость. Вся сцена представляет собой свободно построенный монолог. На фоне проникновенной лирической темы в исполнении гобоя Татьяна произносит простые слова:

Я к вам пишу, чего же боле Что я могу еще сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать

Опера «Евгений Онегин» — одно из высочайших достижений русского оперного искусства. Правдивые образы пушкинского романа помогли разрешить задачу создания «интимной, но сильной драмы», действующими лицами которой явились «настоящие люди». Естественно, что не все богатейшее содержание романа Пушкина нашло воплощение в опере Чайковского. Самое название «лирические сцены», данное автором опере, говорит о преимущественном интересе композитора к внутреннему миру своих героев. «Я не заблуждаюсь, — писал он, — я знаю, что сценических эффектов и движений будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменят с лихвой эти недостатки». В лучших постановках оперы на сцене принимали участие великие артисты оперного искусства: роль Татьяны исполняла Е. Д. Кругликова, роль Ленского — Л. В. Собинов.

От сердца к сердцу идет музыка Чайковского. Она всегда искренна, всегда правдива. В ней каждый человек может узнать себя, свои мысли, переживания к чувства. Она волнует, потрясает и возвышает душу. «Я желал бы всеми силами души, — писал Чайковский, — чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору». Мы, слушатели и ценители творчества П. И. Чайковского, можем уверенно подтвердить — желание композитора сбылось.

Франц Петер Шуберт (31 января 1797, Лихтенталь — 19 ноября 1828, Вена) — австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор более тысячи музыкальных произведений, среди которых более 600 песен, девять симфоний, большое количество произведений камерной и литургической музыки.

Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 года в г. Лихтентале близ Вены в многодетной семье школьного учителя. Мальчик очень рано проявил музыкальные способности. Его первыми наставниками в музыке были отец, старший брат и Михаэль Гольцер, регент приходской церкви.

В шесть лет Франц научился играть на скрипке и фортепиано, а в одиннадцать его приняли в авторитетную в Вене школу с пансионом — придворную капеллу Конвикта. Там преподавали такие европейские метры как Венцель Ружичка и Антонио Сальери.

В течение 1810 — 1813 гг. Шуберт написал оперу, симфонию, несколько фортепианных пьес и песен, а первые самостоятельные произведения — опера «Увеселительный замок сатаны» и «Месса № 1 Фа мажор» появились в 1814 г.

В 1813 г. Шуберт поступил в учительскую семинарию, а через год начал преподавать в школе. На досуге он написал свою первую мессу, а также положил на музыку Гете «Гретхен за прялкой» — это был первый шедевр композитора.

Знаковым в творческой жизни Франца Шуберта стало его знакомство с известным европейским баритоном Иоганном Кристофом Фогелем или Жан-Кристофом Фогелем. Благодаря вдохновенному исполнению певцом песен композитора, они завоевали необычайную популярность у публики.

В 1818 г. маэстро приглашают в летнюю резиденцию графа Эстрергази Желиз для исполнения обязанностей учителя музыки у двух дочерей аристократа. Здесь он закончил Шестую симфонию, создал вариации на французскую песню для двух фортепиано, посвященные Бетховену. Друзья композитора утверждали, что он был влюблен в свою ученицу, графиню Каролину Эстергази, и посвятил ей «Фантазию в фа минор» для двух фортепиано.

Осенью 1822 г. Шуберт начал работу над произведением, продемонстрировавшим его видение музыки — «Неоконченной симфонией» (симфония № 8(. В этом же году Шуберт встретился с Вебером и Бетховеном, однако эти знакомства не дали молодому композитору почти ничего. Бетховен неоднократно публично признавал талант юноши, но при жизни композитора вышло очень мало произведений.

1825 г. был счастливым для композитора: количество публикаций стремительно увеличивалось, нищета отступила. Лето Шуберт провел в Австрии, где его тепло приняли. В 1826 — 1828 гг. композитор постоянно жил в Вене, кроме короткого визита в Грац в 1827 г.

Музыкальная производительность композитора была огромной, с 1813 г. он писал непрерывно. Биографы Шуберта утверждают, что он никогда ничего не менял в своих произведениях, потому что не имел для этого свободного времени. Несмотря на подорванное здоровье, последний год жизни музыканта, был особенно плодотворным: именно тогда мир услышал Мессу Ми-бемоль мажор, Струнный квинтет до мажор, Симфонию до-мажор, три фортепианные сонаты и вокальный цикл, которые были посмертно изданы под названием «Лебединая песня». Издатели продолжали отказываться брать крупные произведения Шуберта, платили ничтожно мало.

В 1828 г. Шуберт почувствовал первые тревожные признаки болезни, поэтому стремительный темп его композиторской деятельности можно трактовать и как симптом недуга, и как причину скорой смерти.

Композитор не берег своего здоровья, и умер в 31-летнем возрасте 19 ноября 1828 г. от брюшного тифа в Вене. Согласно его последней воле, Шуберта похоронили на кладбище, рядом с обожаемым им Бетховеном. На памятнике по сей день есть красноречивая эпитафия: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды».

Творчество Франца Шуберта

При жизни творчество Франца Шуберта не пользовалось большим успехом. Композитор стал первым из представителей музыкального романтизма в эпоху жестокой меттерниховской реакции.

Искренность, задушевность музыки Шуберта, непосредственность и откровенность характеризовали и самого музыканта. Важнейшее место в творчестве композитора заняла песня для голоса и фортепиано. В этом жанре он стал преемником Бетховена. Именно Шуберт дал песне новую художественную форму, обогатив концертную вокальную музыку. Среди самых известных таких произведений — баллада «Лесной царь», «Странник», «Хвала слезам», «Зулейка» и др.; большие сборники песен на стихи Вильгельма Мюллера «Зимний путь» и «Прекрасная мельничиха».

Многие песни из сборника «Лебединая песня» обрели всемирную известность («Серенада»,»Приют»,»Рыбалка»,»У моря»). Во всех своих творениях Шуберт проявил себя как замечательный мелодист с большим разнообразием настроений. В общем, наследие композитора насчитывает почти 600 песен.

Удивительный музыкальный талант Шуберта обнаружился также в области фортепианной и симфонической музыки, композитор является автором 9 симфоний. Его экспромты, сонаты, и наконец, фантазии фа минор и до мажор, являются доказательством чрезвычайно богатого воображения и большой гармоничной эрудиции.

В области оперной музыки Шуберт не был таким одаренным, хотя написал около 20 опер. Среди них выделяются «Заговорщики, или Домашняя война» (1823 г.), «Порука» (1816 г.) «Сакунтала» (1820 г.).

Из многочисленных церковных произведений композитора (7 мес, большое количество оферторий, гимнов, магнификатов, кантат и др.) особым, величественным характером и музыкальной многогранностью отличается месса ми-бемоль мажор.

Франц Шуберт при жизни получил признание, в основном, как песенник; почти все его крупные инструментальные сочинения были впервые выполнено через несколько десятилетий после смерти маэстро. Настоящую оценку и массовое признание музыка композитора получила только в 20 веке.

Кроссворд на знание жизни и творчества Шуберта: Аудио — викторина — «Произведения Шуберта» Тест на знание биографии Шуберта ( 6 класс)

6 КЛАСС

III ЧЕТВЕРТЬ

Урок 1 (17). Мелодия — душа музыки

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— умение вести беседу о выразительных средствах в разных видах искусства на примере ведущей роли мелодии в музыке;

— умение объяснить слова А. Пушкина, посвящённые мелодии.

Личностные:

— понимание и оценка влияния мелодии как важнейшего средства выразительности и эстетического воздействия на человека;

— знакомство с жанром вокальной серенады как воплощением лирических чувств — любви, нежности, грусти.

Предметные:

— умение определить мелодию в произведении (на слух и по нотам) и описать её характер;

— умение определить главные отличительные черты выразительности мелодии от ритма.

Форма проведения занятия: Урок-беседа о роли мелодии в музыке, о силе её воздействия на человека, об эстетическом значении мелодического начала в музыкальных произведениях.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Литература: цитаты П. Чайковского, А. Пушкина о роли мелодии в искусстве.

Музыка: Ф. Шуберт, стихи Л. Рельштаба, перевод Н. Огарёва. «Серенада» (№ 18 аудиоприложения).

Песенный материал: Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Прекрасное Далёко».

Дополнительный материал: портрет композитора Ф. Шуберта (фото).

Виды деятельности учащихся: Смысловое прослушивание «Серенады» Ф. Шуберта, определение её выразительных средств и эмоционального воздействия на человека. Беседа о мелодии как одном из важнейших выразительных средств в музыке. Выразительное чтение и объяснение высказываний П. Чайковского и А. Пушкина о мелодии. Анализ нотного примера, выявление в нём типичных черт жанра серенады. Разучивание и пение песни (сольное исполнение куплета и хоровое исполнение припева). Ответы на вопросы в учебнике и в «Дневнике музыкальных размышлений».

Формы педагогического контроля: Контроль коммуникативных универсальных учебных действий:  умения анализировать, находить доказательства своей позиции, слушать и понимать позицию других участников беседы, синтезировать результаты беседы, делать выводы. Контроль правильного понимания цитат А.  Пушкина и П. Чайковского и выстраивания на их основе собственного мнения по поводу мелодии как выразительного средства музыки. Контроль личностных универсальных учебных действий: формирования личностного эмоционального отклика на произведения с ведущим мелодическим началом на примере жанра серенады. Проверка качества исполнения песни: контроль выразительности, интонационной чистоты, ритмической правильности.

ХОД УРОКА

  1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Разгадайте ребусы и назовите, о каких средствах музыкальной выразительности шёл разговор на уроках музыки во 2-й четверти:

1610886 11610886 2

  1. 2

1610886 3

3

— Совершенно верно, это – ритм, метр, темп – одни из важнейших выразительных средств музыки: в них проявляются особенные её черты, они образуют ту неповторимость «лика», которая всегда отличала великие произведения музыкального искусства.

И если ритм присутствует везде – и в природе, и в искусствах, то такое выразительное средство как мелодия всецело принадлежит только музыке. Именно с мелодии и начинается музыка как особое искусство.

  1. Сообщение темы урока. Целеполагание

Тема сегодняшнего урока посвящена изучению мелодии как важнейшего музыкально-выразительного средства. Вы обсудите эпиграф — фразу Ш. Гуно о мелодии, выскажете свои мнения по поводу слов этого французского композитора.

Мы постараемся также объяснить слова А. Пушкина, посвящённые мелодии; рассмотрим особенности мелодии на примере творчества композитора Ф. Шуберта, познакомимся с краткой биографией композитора, определим его творческий облик, обозначим любимые темы и образы. Вы познакомитесь и с жанром вокальной серенады, научитесь определять главные отличительные черты выразительности мелодии от ритма.

Итак, «Мелодия – душа музыки».

3. Работа по теме урока

1) Мелодия

Эпиграфом к теме нашего урока звучит высказывание французского композитора Шарля Гуно: «Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли».

► Как вы понимаете эти слова?

Ответы учащихся.

Да, конечно, мелодия — это своеобразная исповедь души человека, её самовыражение. Слушая музыку, зачастую понимаешь и переживаешь чувства автора. Ведь в каждом музыкальном произведении живёт душа — это и есть мелодия.

Мелодия – это одноголосно выраженная музыкальная мысль, основной элемент музыки.

Мелодия имеет основополагающее значение в создании музыкального образа и воздействии его на человека. Мелодия имеет особое значение в передаче лирических чувств, она играет лидирующую роль в вокальных жанрах — песне, романсе, хоровом произведении.

В «Музыкальном словаре Гроува» читаем: «Мелодия (от греч. — песнь, пение) — ритмически упорядоченная последовательность звуков, распознаваемая как целое. Мелодия — одно из древнейших и универсальных проявлений творческой деятельности человека. Корни мелодического мышления усматривались в разговорной речи, пении птиц, плаче и играх маленьких детей. Наряду с ритмом и гармонией мелодия считается одним из трёх основных элементов музыки. Эти элементы тесно взаимосвязаны» (с. 546).

Первая услышанная, первая пропетая мелодия становится и первой музыкой в жизни человека. В ней есть то, что позволяет нам провести границу между звучаниями природы и той музыкой, в которой выражена человеческая душа. Не случайно П. Чайковский, этот великий создатель мелодий, говорил: «Мелодия – душа музыки. Ибо где, как не в ней – то светлой и радостной, то тревожной и сумрачной, — слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья…»

Человек нередко сравнивал с мелодией то, что казалось ему наиболее прекрасным в окружающем мире: пение лесной птицы, журчание ручья, а порой и вообще далёкие от звучаний образы: плавно изогнутую линию реки или силуэт далёких гор.

У Пушкина в «Каменном госте» есть такое сравнение: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает; но и любовь мелодия». Великий поэт видит в мелодии вдохновляющую силу, ту силу, которая есть высший предел человеческих чувств.

В отличие от музыкального ритма, способного всё вокруг приводить в движение, мелодия воздействует совсем иначе. Она не требует никаких внешних физических проявлений – ни движений, ни постукиваний в такт. Её восприятие происходит как бы в скрытом плане. Иногда, слушая волнующую мелодию, хочется даже закрыть глаза – ведь переживание музыки относится к самым сокровенным человеческим чувствам.

Чем же объясняется воздействие мелодии?

Может быть, тем, что вначале, задолго до создания музыкальных инструментов, она принадлежала голосу – человеческому голосу, пением выражавшему то, что бессильны были выразить слова?

2) «Серенада» Ф. Шуберта

А) Определение серенады

Одним из жанров с ярко мелодическим началом является серенада.

Слово «серенада» происходит от sereno  —  «ясный», «безмятежный», sera  — «вечер».

В «Музыкальном словаре Гроува» одно из значений слова — «песня, исполняемая под окнами возлюбленной, часто в сопровождении мандолины или гитары. Образцы таких серенад встречаются в операх Моцарта, Россини, камерно-вокальном творчестве Шуберта, Брамса, Чайковского и др.» (с. 781).

Сегодня вы познакомитесь с этим жанром на примере творчества австрийского композитора Ф. Шуберта.

Б) Творческий облик Франца Шуберта

В 5 классе вы уже знакомились с его песней «В путь» из вокального цикла «Прекрасная мельничиха».

Песня — главный жанр в творчестве Шуберта. За свою трагически короткую жизнь (Шуберт прожил всего 31 год) композитор написал более 600 песен. Некоторые из них объединены в вокальные циклы — «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь».

«Серенада», которую вы услышите на данном занятии, входит в сборник «Лебединая песня». В нём собраны самые последние песни, которые композитор напи­сал в год смерти (1828 г.). Ноты этих произведений друзья Шуберта нашли на фортепиано, когда композитор умер, и издали их.

Сборник состоит из 14 песен. Несколько из них написаны на стихи Г. Гейне, несколько — на стихи Л. Рельштаба.

«1610886 4 Серенада» — четвёртая песня сборника, его лирический центр и кульминация. Это одна из самых проникновенных мелодий, созданных для голоса.

Надо сказать, что любовное стихотворение «Вечерняя серенада» поэта Рельштаба перешло к Шуберту по наследству от Бетховена: текст «Серенады» Рельштаб отправил Бетховену, но тот вскоре умер. Поскольку Шуберт в то время был уже широко известен в Вене своими песнями, секретарь Бетховена отдал это стихотворение ему. А Шуберт, как он это умел, из простого сделал совершенство.

Ф. Шуберт

В) Ф. Шуберт, стихи Л. Рельштаба, перевод Н. Огарёва. «Серенада» — слушание

Послушайте чудесную мелодию «Серенады» Ф. Шуберта – одну из самых проникновенных лирических мелодий, созданных для голоса. Как и любая другая серенада, она поётся ночью в честь возлюбленной.

В мелодии «Серенады» мы угадываем все чувства, которыми живёт сердце возлюбленного в этот ночной час: и нежную грусть, и томление, и надежду на скорую встречу. Наверное, «Серенада» Шуберта – о счастливой любви: наступит день, влюблённные встретятся. И всё же её мелодия нам открывает очень многое – то, чего нет в словах и о чём вообще рассказывать очень трудно.

Молодость, возлюбленная, ночная песня, летящая к ней, – вот содержание произведения, в котором перечислено всё, кроме самого главного. Главное же заключено в мелодии, рассказывающей нам о том, как много печали даже в самой счастливой любви, и как может быть печален человек даже в своей радости.

Г) Музыкальный анализ

Жанр — …

Мелодия -…

Ритм — …

Лад — …

Темп — …

Характер — …

— Как думаете, какие музыкальные инструменты могли бы исполнить мелодию в «Серенаде» Ф. Шуберта?

Д) Работа над нотным примером

В нотном примере 17 ученики находят и отмечают типичные черты жанра серенады  —  неторопливый темп, минорный лад, плавную певучую мелодию и аккомпанемент, подражающий игре на гитаре.

Звуки фортепианного сопровождения исполняются не певуче, а отдельно друг от друга, подобно перебиранию пальцами струн. В паузах между фразами голосу как бы вторит в более высоком регистре фортепиано, создавая впечатление лирического дуэта.

4. Вокально-хоровая работа. Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина «Прекрасное Далёко»

Ведущую роль мелодии как выразительного средства вы сможете определить и в песне российского композитора Евгения Крылатова «Прекрасное Далёко».

Прослушайте, определите строение песни.

  1. Слушание — https://youtu.be/9FU3C7vh1jI

 Строение — три куплета с припевами.

  1. Разучивание — https://youtu.be/aVSbNjXlC5c

При разучивании песни обратите внимание на отличие мелодии куплета от припева: в куплете мелодия более повествовательная, речевого склада, в припеве — более певучая, плавная мелодическая линия, подчёркнутая трёхголосным звучанием.

Текст песни:

  1. Слышу голос из Прекрасного Далёка –

Голос утренний в серебряной росе,

Слышу голос и манящая дорога

Кружит голову, как в детстве карусель.

Припев: Прекрасное Далёко,

Не будь ко мне жестоко.

Не будь ко мне жестоко,

Жестоко не будь!

От чистого истока

В Прекрасное Далёко,

В Прекрасное Далёко

Я начинаю путь.

  1. Слышу голос из Прекрасного Далёка, –

Он зовёт меня в чудесные края.

Слышу голос, — голос спрашивает строго –

А сегодня что для завтра сделал я?

Припев.

  1. Я клянусь, что стану чище и добрее

И в беде не брошу друга никогда!..

Слышу голос, — и спешу на зов скорее

По дороге, на которой нет следа.

Припев.

  1. Исполнение — https://youtu.be/pIweO_BDOsY

Куплет — это музыкальный рассказ, его лучше исполнять сольно; припев — поэтичный и выразительный портрет того самого «Прекрасного Далёка», он исполняется хором.

5. Итог урока

Высказывания великих людей:

«Вся прелесть музыки — в мелодии». Йозеф Гайдн, австрийский композитор

«Мелодия — это мысль, это движение, это душа музыкального произведения». Дмитрий Дмитриевич Шостакович, советский композитор

«Большие композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Мелодия — это музыка, главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни свое гармоническое оформление». Антон Павлович Чехов, русский писатель

«Мелодия — душа всего… Без мысли нет поэта, без мелодии — музыки». Владимир Васильевич Стасов, русский историк, музыкальный и художественный критик

6. Рефлексия. Вопросы и задания

  1. В чём заключаются главные отличия выразительности мелодии от выразительности ритма?

  2. Как ты понимаешь слова П. Чайковского «Мелодия – душа музыки»? Объясни на примере «Серенады» Ф. Шуберта.

  • Рассказ о юпитере 5 класс география
  • Рассказ о школьном словаре иностранных слов
  • Рассказ о эрмитаже детям
  • Рассказ о шекспире кратко
  • Рассказ о школе для портфолио