Рассказ о штольце в романе обломов с цитатами

Инфоурок литература презентациипрезентация по литературе на тему образ главного героя в романе обломов 10 класс описание презентации по отдельным

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация по литературе на тему «Образ главного героя в романе «Обломов» (10 класс)

Образ главного героя в романе «Обломов».

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Образ главного героя в романе «Обломов».

    Описание слайда:

    Образ главного героя в романе «Обломов».

  • 2 слайд

    Писатели о романе«"Обломов" — капитальная вещь, какой равных давно не было. С

    Описание слайда:

    Писатели о романе
    «»Обломов» — капитальная вещь, какой равных давно не было. Скажите Гончарову, что я в восторге от «Обломова», перечитываю его еще раз. Но что при­ятнее ему будет — это то, что «Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременной в настоящей публике». (Л.Н. Толстой)
    «Пока останется хоть один русский, — до тех пор будут помнить «Обломова». (И.С. Тургенев)

  • 3 слайд

    Чем интересен Обломов-герой?Как же должна быть устроена жизнь, чтобы не погиб

    Описание слайда:

    Чем интересен Обломов-герой?
    Как же должна быть устроена жизнь, чтобы не погибал в ней человек, не прятался от нее, не съеживался от ее прикосновения.
    В чем залог полноценного, деятельного бытия?
    Или жизнь и угасание Обломова –
    это допустимый, возможный,
    законный ее вариант? 

  • 4 слайд

    Каков портрет Ильи Ильича Обломова?"...человек лет тридцати двух‑трех..." ".

    Описание слайда:

    Каков портрет Ильи Ильича Обломова?
    «…человек лет тридцати двух‑трех…»
    «…среднего роста, приятной наружности, с темно‑серыми глазами, »  «…тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины…«
    «…Обломов, дворянин родом…»  «Помилуй, а Обломовка? Триста душ!» «С трехсот душ полторы тысячи рублей!..» (слова Штольца)
    «…коллежский секретарь чином…»

  • 5 слайд

    В какой квартире проживает герой?

    Описание слайда:

    В какой квартире проживает герой?

  • 6 слайд

    В какой квартире проживает герой? "...В Гороховой улице, в одном из больших д

    Описание слайда:

    В какой квартире проживает герой?
    «…В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город…»  «…Ведь восемь лет жил на квартире…«
    «…Квартира, которую я занимаю во втором этаже дома…» «…У него было еще три комнаты, но он редко туда заглядывал […] В трех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены…»
    «…Квартира сухая, теплая; в доме смирно: обокрали всего один раз! Вон потолок, кажется, и непрочен: штукатурка совсем отстала, – а все не валится…»
    «…можно было бы подумать, что тут никто не живет, – так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия…«
    «…пыль везде – ну, мерзость!..»   «…Я иногда даже вижу клопа на стене!..»  «…У меня и блохи есть! – равнодушно отозвался Захар…» 
    «…как у нас, чтоб в шкапах лежала по годам куча старого изношенного платья или набрался целый угол корок хлеба за зиму…»

  • 7 слайд

    Комната"...он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, с

    Описание слайда:

    Комната
    «…он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной…«
    «…пыли то, грязи то, Боже мой! Вон, вон, погляди ка в углах то…»  «…вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью…»  «…А пыль по стенам, а паутина?.. – говорил Обломов, указывая на стены…» «…Волков, глядя, куда бы положить шляпу, и, видя везде пыль, не положил никуда…«
    «…Пасмурно оттого, что у вас окошки то с которых пор не мыты? Грязи то, грязи на них! Зги Божией не видно, да и одна штора почти совсем опущена…«
    «…Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною…»  «…только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет…»  

  • 8 слайд

    "...в Гороховой улице, в запыленной комнате, с опущенными шторами..." "...Там

    Описание слайда:

    «…в Гороховой улице, в запыленной комнате, с опущенными шторами…» «…Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей…» 
    «…Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало.  Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи…» 
    «…По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями, для записывания на них, по пыли, каких нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка…» 
    «…На этажерках, правда, лежали две три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха…«
    «…несколько дрянных картин, которые навязал ему какой-то покровитель бедных артистов; сам поправил штору, которая давно не поднималась…»
    «…Обломов […] перейдя на большое кресло, опустился в него…»  «…Захар взял со столика помаду, гребенку и щетки…»  «…ворчал он, обходя вокруг комнату и ощупывая каждый стул, хотя и так можно было видеть, что на стульях ничего не лежит…» 
    «…У Обломова в кабинете переломаны или перебиты почти все вещи, особенно мелкие, требующие осторожного обращения с ними, – и всё по милости Захара. Он свою способность брать в руки вещь прилагает ко всем вещам одинаково, не делая никакого различия в способе обращения с той или другой вещью…«
    «…два дивана, обитые шелковою материею…» (в комнате стояло два дивана) «…Он обыкновенно ложился тут же на диване на спину…»
    «…ехал посидеть на широком диване Обломова…»  У дивана сломана спинка, но никто не спешит ее чинить: «…не завалилось ли за диван? Вот спинка то у дивана до сих пор непочинена..» 

  • 9 слайд

    Проблемы, которые вывели героя из душевного равновесияПереездПисьмо управляющего

    Описание слайда:

    Проблемы, которые вывели героя из душевного равновесия
    Переезд
    Письмо управляющего

  • 10 слайд

    Гости Ильи Ильича Обломова Какую роль для понимания Обломова и окружающей ег

    Описание слайда:

    Гости Ильи Ильича Обломова

    Какую роль для понимания Обломова и окружающей его жизни играют его встречи и диалоги с посетителями-гостями?
    Чем Обломов выше своих гостей?
    А почему писатель иронизирует над ним в этих сценках?

  • 11 слайд

    Рассказ о штольце в романе обломов с цитатами

  • 12 слайд

    Жизнь Обломова в Петербурге."...Он испытал чувство мирной радости, что он с д

    Описание слайда:

    Жизнь Обломова в Петербурге.
    «…Он испытал чувство мирной радости, что он с девяти до трех, с восьми до девяти может пробыть у себя на диване, и гордился, что не надо идти с докладом, писать бумаг, что есть простор его чувствам, воображению…»
    «…У нас это называется тоже карьерой! А как мало тут человека то нужно: ума его, воли, чувства – зачем это? Роскошь! И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое… А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома – несчастный!..»

  • 13 слайд

    Образование Обломова. Его отношение к учёбе, науке. Отношение к имению, хозяй

    Описание слайда:

    Образование Обломова. Его отношение к учёбе, науке. Отношение к имению, хозяйственным вопросам.
    «Они мечтали и о шитом мундире для него, воображали его советником в палате, а мать даже и губернатором; но всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь подешевле, с разными хитростями, обойти тайком разбросанные по пути просвещения и честей камни и преграды, не трудясь перескакивать через них, то есть, например, учиться слегка, не до изнурения души и тела, не до утраты благословенной, в детстве приобретенной полноты, а так, чтоб только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства.» (часть 1 глава IX)

  • 14 слайд

    Образование Обломова. Его отношение к учёбе, науке. Отношение к имению, хозяй

    Описание слайда:

    Образование Обломова. Его отношение к учёбе, науке. Отношение к имению, хозяйственным вопросам.
    «Странно подействовало ученье на Илью Ильича: у него между наукой и жизнью лежала целая бездна, которой он не пытался перейти. Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе…» (часть 1 глава VI)
    «Он учился всем существующим и давно не существующим правам, прошел курс и практического судопроизводства, а когда, по случаю какой-то покражи в доме, понадобилось написать бумагу в полицию, он взял лист бумаги, перо, думал, думал, да и послал за писарем.  Счеты в деревне сводил староста. «Что ж тут было делать науке?» – рассуждал он в недоумении…» (часть 1 глава VI)
    «…Обломов не совсем свободно владеет французским языком…» (часть 2 глава VIII) «– Нет, по-английски. – А вы читаете по-английски? – С трудом, но читаю.» (Ольга и Обломов, часть 2 глава VIII)
    Образование не дало Илье Обломову ничего, кроме аттестата, как того и желали родители. В результате, от природы умный и способный мальчик не развился и ничего не сумел достичь в жизни.

  • 15 слайд

    Кто такой Захар? Его характер, отношение к Обломову. Обязанности Захара."...к

    Описание слайда:

    Кто такой Захар? Его характер, отношение к Обломову. Обязанности Захара.
    «…крепостного моего человека, Захара Трофимова…» «…знаменитый камердинер его Захар Трофимыч…» (камердинер — слуга)
    «…барина, которого ты ребенком носил на руках, которому век служишь и который благодетельствует тебе…«
    «…Захару было за пятьдесят лет…» «…Пятьдесят пять лет ходил он на белом свете с уверенностью, что все, что он ни делает, иначе и лучше сделано быть не может…» (он в 55 лет женился на кухарке Анисье)
    «…В комнату вошел пожилой человек…» «…У меня руки чисты, – заметил Захар, показывая какие-то две подошвы вместо рук…» «…с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды…«
    «…те же огромные бакенбарды, небритая борода…» «…Он даже усмехнулся, так что бакенбарды поднялись в сторону…» «…Он опять усмехнулся, от чего бакенбарды и брови раздались в стороны…«
    «…в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами…» «…Серый сюртук и жилет нравились ему и потому, что в этой полуформенной одежде он видел слабое воспоминание ливреи, которую он носил некогда, провожая покойных господ в церковь или в гости […] Поэтому для Захара дорог был серый сюртук […] Вот отчего Захар так любил свой серый сюртук…»
    «…захрипел Захар, за неимением другого голоса, который, по словам его, он потерял на охоте с собаками…» «…Как только ноги-то таскают меня? – хриплым шепотом прибавил Захар…«
    «…Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать без помощи Захара…»

  • 16 слайд

    Домашнее заданиеИндивидуальные задания. Подготовьте анализ глав (+цитаты) для

    Описание слайда:

    Домашнее задание
    Индивидуальные задания. Подготовьте анализ глав (+цитаты) для выступления перед классом.
    Описание Обломовки. Семилетний Обломов в доме родителей. Распорядок дня, отношения близких, восприятие окружающего мира, занятия родителей. Начальное образование (9 глава первой части).
    Рассказ о Штольце (1-2 главы второй части).
    Взаимоотношения Обломова и Штольца. Обломов о светлом обществе, его мечты и идеал жизни, план молодости, самокритичность (3-4 главы второй части).
    Обломов и Ольга. Рассказ об Ольге Ильинской (5 глава).
    Развитие отношения Обломова и Ольги (6-12 главы).

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Сахаров В.И., Зинин С.А.

Тема:
Мудрец в халате

Похожие материалы

  • Викторина по басням И.А.Крылова

  • Конспект урока «Тема любви в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

  • Презентация по литературе » Итоговое сочинение»

  • Познавая смысл былого, познаём смысл настоящего и будущего.

  • Анализ произведения «Портрет» Н. Гоголя

  • «Береги честь смолоду» и стихотворение «19 октября»: сочинения по текстам А. Пушкина

  • Сочинение по рассказу В. Распутина: образ учителя

  • Путешествие Еруслана. Пример авторской сказки для 5 класса.

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446330 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»


Сон Обломова Анализ 9 главы романа И.А.Гончарова «Обломов»

Сон Обломова Анализ 9 главы романа И.А.Гончарова «Обломов»


Цель урока: 1) вспомнить функцию сна в художественном произведении; 2) познакомиться с композиционной особенностью использования «Сна Обломова»; 3) выявить положительные и отрицательные черты жизни обломовцев, которые повлияли на характер Ильи Ильича.

Цель урока:

1) вспомнить функцию сна в художественном произведении;

2) познакомиться с композиционной особенностью использования «Сна Обломова»;

3) выявить положительные и отрицательные черты жизни обломовцев, которые повлияли на характер Ильи Ильича.


Беседа по пройденному материалу: Какова роль визитеров в начале романа? Какую суть жизни воплощает каждый из этих героев? Отношение Обломова к образу жизни каждого из них: есть ли это цель, смысл жизни, по мысли Обломова? Согласны ли вы с Обломовым? Аргументируйте свое мнение.

Беседа по пройденному материалу:

Какова роль визитеров в начале романа?

Какую суть жизни воплощает каждый из этих героев?

Отношение Обломова к образу жизни каждого из них: есть ли это цель, смысл жизни, по мысли Обломова?

Согласны ли вы с Обломовым? Аргументируйте свое мнение.


 Вспомните содержание 5 главы романа: Кто такой Обломов? Какова его жизнь в Петербурге? Где учился, служил? Каково его отношение к начальнику? Увлекался светом? Почему оказался на диване? Почему он такой?

Вспомните содержание 5 главы романа:

Кто такой Обломов?

Какова его жизнь в Петербурге?

Где учился, служил?

Каково его отношение к начальнику?

Увлекался светом?

Почему оказался на диване?

Почему он такой?


` Для автора очень важна жизненная позиция главного героя романа «Обломов». В какой композиционной части романа наиболее полно показан процесс формирования героя?

`

Для автора очень важна жизненная позиция главного героя романа «Обломов».

В какой композиционной части романа наиболее полно показан процесс формирования героя?


В главе «Сон Обломова». Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовала тема сна?

В главе «Сон Обломова».

Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовала тема сна?


 А.С. Пушкин «Евгений Онегин» - сон Татьяны; А.С. Пушкин «Капитанская дочка» - сон Петруши Гринева; В.А. Жуковский баллада «Светлана» - сон Светланы. В чем, по-вашему, функция сна в произведениях?

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» — сон Татьяны;

А.С. Пушкин «Капитанская дочка» — сон Петруши Гринева;

В.А. Жуковский баллада «Светлана» — сон Светланы.

В чем, по-вашему, функция сна в произведениях?


Функция сна в произведениях: 1. Сон - как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа. 2. Сон - как идиллия, мечта. 3. Сон - как предвидение будущего. - Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?

Функция сна в произведениях:

1. Сон — как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа.

2. Сон — как идиллия, мечта.

3. Сон — как предвидение будущего.

Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?


Функция сна в романе «Обломов»: 1. Сон - выявление духовного состояния героя, при этом он приобретает особое символическое значение: сон - символ всей жизненной позиции героя, его духовного сна. 2. Сон - показывает мечту героя, но её парадоксальность в том, что она устремлена не в будущее, а в прошлое. Герой мечтает об Обломовке, в его сне создаётся её подчёркнуто идиллический образ.

Функция сна в романе «Обломов»:

1. Сон — выявление духовного состояния героя, при этом он приобретает особое символическое значение: сон — символ всей жизненной позиции героя, его духовного сна.

2. Сон — показывает мечту героя, но её парадоксальность в том, что она устремлена не в будущее, а в прошлое. Герой мечтает об Обломовке, в его сне создаётся её подчёркнуто идиллический образ.


Композиция сна Какова композиция этой главы? Из скольких частей состоит (условно)? Как вы это определили?

Композиция сна

Какова композиция этой главы?

Из скольких частей состоит (условно)?

Как вы это определили?


Композиция сна «Сон Обломова» состоит из 4-х частей: 1. «Благословенный уголок земли» (экспозиция). 2. Семилетний Обломов в родительском доме. Распорядок дня. Воспитание мальчика. Восприятие окружающего мира. 3. Чудесная страна. Сказки няни. 4. Обломову 13-14 лет. Образование Обломова. Взгляды обломовцев на жизнь. Как такое расположение частей главы романа помогает понять характер героя? (Сформулировать ответ письменно в тетради)

Композиция сна

«Сон Обломова» состоит из 4-х частей:

1. «Благословенный уголок земли» (экспозиция).

2. Семилетний Обломов в родительском доме. Распорядок дня. Воспитание мальчика. Восприятие окружающего мира.

3. Чудесная страна. Сказки няни.

4. Обломову 13-14 лет. Образование Обломова. Взгляды обломовцев на жизнь.

Как такое расположение частей главы романа помогает понять характер героя?

(Сформулировать ответ письменно в тетради)


 Анализ 1 части сна: «Благословенный уголок земли» (экспозиция) «Где мы? В какой благословенный край перенес нас сон Обломова? Что за чудесный край!» Вспомните описание утра; Каков полдень? Каков вечер? Как вы думаете, почему так подробны пейзажные зарисовки? С какой целью автор использует пейзаж?

Анализ 1 части сна: «Благословенный уголок земли» (экспозиция)

«Где мы? В какой благословенный край перенес нас сон Обломова? Что за чудесный край!»

Вспомните описание утра;

Каков полдень? Каков вечер?

Как вы думаете, почему так подробны пейзажные зарисовки?

С какой целью автор использует пейзаж?


Анализ 2 части сна: Семилетний Обломов в родительском доме. Распорядок дня. Воспитание мальчика. Восприятие окружающего мира.

Анализ 2 части сна:

Семилетний Обломов в родительском доме.

Распорядок дня.

Воспитание мальчика.

Восприятие окружающего мира.


Анализ 3 части сна: Чудесная страна. Сказки няни.

Анализ 3 части сна:

Чудесная страна.

Сказки няни.


Анализ 4 части сна: Обломову 13-14 лет. Образование Обломова. Взгляды обломовцев на жизнь.

Анализ 4 части сна:

Обломову 13-14 лет.

Образование Обломова.

Взгляды обломовцев на жизнь.


Роль сна в романе: Каждая часть – ряд ярких эпизодов из детства Обломова, совершенно разных по тематике, но связанных общей идеей, задачей писателя. Автор показывает читателям истоки характера героя: как природа, уклад жизни семьи, взгляды на жизнь и образование повлияли на формирование характера главного героя. Какими средствами создаётся идиллия жизни в Обломовке?

Роль сна в романе:

Каждая часть – ряд ярких эпизодов из детства Обломова, совершенно разных по тематике, но связанных общей идеей, задачей писателя.

Автор показывает читателям истоки характера героя:

как природа, уклад жизни семьи, взгляды на жизнь и образование повлияли на формирование характера главного героя.

Какими средствами создаётся идиллия жизни в Обломовке?


Использование средств устного народного творчества в создании образа Обломовки: а) особая пространственно-временная организация, характерная для русской волшебной сказки; отгороженность Обломовки от остального мира, восприятие остального пространства обломовцами как чужого и фантастического; б) наличие своей волшебной силы (сон) и своего закона в этом мире (безделие); в) любимые герои этого волшебного мира - Емеля, Илья Муромец.

Использование средств устного народного творчества в создании образа Обломовки:

а) особая пространственно-временная организация, характерная для русской волшебной сказки; отгороженность Обломовки от остального мира, восприятие остального пространства обломовцами как чужого и фантастического;

б) наличие своей волшебной силы (сон) и своего закона в этом мире (безделие);

в) любимые герои этого волшебного мира — Емеля, Илья Муромец.


Отражение древнего представления о

Отражение древнего представления о «золотом веке» в жизни обломовцев:

а) спокойствие, отсутствие дурных наклонностей у обломовцев;

б) духовная щедрость;

в) естественность;

г) изобилие;

д) молодость, красота, долгожительство; смерть в Обломовке воспринимается как естественный переход одной разновидности сна в другой — вечный сон.


Черты христианского образа рая в главе

Черты христианского образа рая в главе «Сон Обломова»:

Обломовка —

а) мир изобилия;

б) мир вечного тепла, солнца (зима, благодаря запасам, тёплой печке, воспринимается как продлённое лето);

в) мир, где всем ясно, что труд — Божье наказание за излишнюю любознательность.

Какой образ является в главе «Сон Обломова» центральным, объединяющим все его фрагменты?


Образ матери Образ матери (как матери-женщины и матери-природы) объединяет все элементы главы и создаёт образ родного пространства, где всё согрето материнской любовью, заботой, где всё живёт по законам следования традициям отцов (обращаем внимание на смысловую нагрузку имени героя: Илья Ильич - знак повторения отца, его жизни). Таким образом, Обломовка в сознании героя приобретает черты абсолютного идеала, Обломовка - мечта-утопия.

Образ матери

Образ матери (как матери-женщины и матери-природы) объединяет все элементы главы и создаёт образ родного пространства, где всё согрето материнской любовью, заботой, где всё живёт по законам следования традициям отцов (обращаем внимание на смысловую нагрузку имени героя: Илья Ильич — знак повторения отца, его жизни).

Таким образом, Обломовка в сознании героя приобретает черты абсолютного идеала, Обломовка — мечта-утопия.


Какое дополнительное (историческое) прочтение получает образ Обломовки в контексте той борьбы идей середины XIX века в России, о которой говорилось на уроках?

Какое дополнительное (историческое) прочтение получает образ Обломовки в контексте той борьбы идей середины XIX века в России, о которой говорилось на уроках?


Обломовка в этом контексте воспринимается в качестве идиллической модели патриархальной России. Итак, нравственный идеал Обломова – цельная гармоничная личность. Социальный идеал - патриархальная неменяющаяся Россия. Именно этим объясняется поэтизация патриархального уклада жизни, его эстетизация. Однако совпадает ли идеал героя с идеалом автора?

Обломовка в этом контексте воспринимается в качестве идиллической модели патриархальной России.

Итак, нравственный идеал Обломова – цельная гармоничная личность.

Социальный идеал — патриархальная неменяющаяся Россия.

Именно этим объясняется поэтизация патриархального уклада жизни, его эстетизация.

Однако совпадает ли идеал героя с идеалом автора?


Обломовка, модель патриархальной России, - идеал героя. Автор же, любуясь естественностью, добросердечностью патриархальных отношений, видит их ущербность. (Вспомним семантику фамилии героя: Обломов -

Обломовка, модель патриархальной России, — идеал героя.

Автор же, любуясь естественностью, добросердечностью патриархальных отношений, видит их ущербность.

(Вспомним семантику фамилии героя: Обломов — «обломок», часть целого. Не гармония, не целое, а часть целого, обломок гармонии).


Реализация домашнего задания: (работа в тетради) Запишите положительные и отрицательные стороны жизни обломовцев:

Реализация домашнего задания: (работа в тетради)

Запишите положительные и отрицательные стороны жизни обломовцев:


Положительные стороны жизни обломовцев: 1. Единение людей с природой, у человека нет страха перед ней. 2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше. 3. Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно. 4. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам». 5. Любовь матери. 6. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.

Положительные стороны жизни обломовцев:

1. Единение людей с природой, у человека нет страха перед ней.

2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.

3. Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно.

4. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам».

5. Любовь матери.

6. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.


Отрицательные стороны жизни обломовцев: 1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом). 2 Распорядок дня обломовца: из него видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров. 3. Детали, нарушающие размеренность жизни обломовцев (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея). Все это показывает неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось». 4. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности. 5. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя. 6.Воспитание Обломова «по-обломовски».

Отрицательные стороны жизни обломовцев:

1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).

2 Распорядок дня обломовца: из него видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров.

3. Детали, нарушающие размеренность жизни обломовцев (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея). Все это показывает неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось».

4. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.

5. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.

6.Воспитание Обломова «по-обломовски».


Итак, мы с вами отразили противоположные стороны жизни Обломовки. И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь. Вот два высказывания критиков, подумайте, какую сторону они приняли в Обломове?

Итак, мы с вами отразили противоположные стороны жизни Обломовки.

И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь.

Вот два высказывания критиков, подумайте, какую сторону они приняли в Обломове?


Н. Добролюбов : «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…» А. Дружинин : «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века». Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?

Н. Добролюбов : «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»

А. Дружинин : «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».

Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?


Домашнее задание: Приготовить рассказ о Штольце в романе: портретные особенности; семья; воспитание; образование; образ жизни; ценностные ориентиры. (ч.2, главы 1 – 4)

Домашнее задание:

Приготовить рассказ о Штольце в романе:

портретные особенности;

семья;

воспитание;

образование;

образ жизни;

ценностные ориентиры.

(ч.2, главы 1 – 4)

В романе Гончаров показывает, что для обретения полноты жизни необходима гармония нравственности и труда. Неоднократно он высказывается о силе человека практичного и о добре человека чувственного. Эта мысль становится главной в «Обломове». На контрасте характеров главных героев писатель раскрывает ответ на вопрос о смысле жизни.

Гончаров рисует судьбы абсолютно разных людей. Однако ни одного из них не наделяет идеальными качествами. Он ратует за широту и единство внутреннего мира.

Влияние Обломовки

Жизнь в родной деревне, с её тишиной и праздностью, Илья Ильич принимает за эталон общественных отношений, потому всю жизнь мечтает туда вернуться. Её жители презирают труд и считают его унижающим достоинство занятием. Жизнь в понимании главного героя имеет две стороны. Первая представляет собой работу и скуку, что было в его понимании одним и тем же. Вторая — беззаботность и умиротворение.

В родном краю ему прививают чувство особой значимости и превосходства. Мальчик живёт в достатке, учёбу почитает за кару свыше и часто пропускает уроки.

Поиски и метания

Обломов — помещик, который получил в наследство 350 крестьян. Отучившись в престижном заведении, он занимает хороший пост и постоянно проживает в Петербурге.

По окончании учёбы Обломов останавливается в развитии: его не занимает политика, он далёк от науки и искусства. В молодости он многого хотел добиться: сыграть занять значимое место в обществе, построить семью. Но время проходило, а намерения оставались несбыточными.

Служба в департаменте ему представляется не похожей на ответственное занятие, а чем-то вроде непринуждённого дружеского общения. Он думает, что коллеги по работе беспрестанно думают о своём комфорте и создании удобств для ближнего. Его незрелые понятия оказываются ошибочными. Не сотворив ничего существенного, Илья Ильич покидает службу.

Иногда, продолжая лежать на постели, к нему приходит мысль рассказать о несовершенствах всего мира. Он меняет положение, с горящими очами приподнимается с кровати и воодушевлённо осматривает всё вокруг. Невольно хочется верить, что его искренние намерения через миг осуществятся и дадут блага обществу.

Бывает, он становится воином-победителем. Придумывает сражение, совершает подвиги. Иногда, воображая себя успешным философом или живописцем, представляет, как ему поклоняется народ, а он пожинает плоды заслуженного успеха. В реальности же он толком не мог управлять поместьем и не раз становился жертвой мошенников.

Постепенно у Ильи Ильича появляется неудовлетворённость жизнью. Он корит себя за безразличие к новому. Болезненно воспринимает то, что другие позволяют себе жить открыто и широко, а он никак не может найти свой путь. Он уверен, что чистое и светлое начало таится где-то глубоко внутри. Он ищет причины необъяснимого разочарования во внешнем мире, но не находит.

Тревожность и метания души сменяются привычной меланхолией. Возникшие чувства к Ольге никак не повлияли на его активность и не заставили его сделать правильный шаг. Когда нужно было принять решение, он отступил.

Илья Ильич не находит слов против укоров Штольца. Он искренне признаётся, что так и не смог понять своих целей. В начале произведения Обломов предстаёт апатичным и безразличным, в процессе развития сюжета автор всё сильнее раскрывает его положительные черты, чистую душу.

Несостоятельность героя заключается не только в общественной среде, на которую он не мог повлиять. Несчастье таится в «переизбытке сердца». Деликатность, уважительность, тонкая натура героя оголяют его внутреннюю суть и обезоруживают перед социумом.

Смысл жизни для Обломова заключён в мечтах, а не в их достижении.

Роль Штольца

Штольц показан как фигура неординарная. Он противостоит нерешительному Обломову. По отцу немец, а по матери русский, он сызмальства познаёт трудовую закалку. Практическое воспитание, полученное от отца, совместно с утончённо-возвышенным влиянием матери формирует настоящую личность.

В сравнении с расплывшимся Обломовым, Штольц выглядит подтянуто и стройно, он источает силу и новизну. Герой шагает по жизни уверенно и легко и не отличается расточительностью. За всякий промах несёт ответ сам и не ищет виновника на стороне.

Ему чуждо загадочное и потусторонне, он напрочь запрещает себе мечтать, усматривая в этом какое-то двуличие. Всё, что нельзя проанализировать, он подвергает сомнению. В его душе нет места недосказанности.

Качества, которые он ценит в других, — это стремление к достижению целей и упорство. По замыслу Гончарова, людям, подобных Штольцу, принадлежит будущее. Они практичны, трудолюбивы и деятельны. Вместе с тем автор показывает его внутреннее безразличие и чёрствость. Человек, заключённый в жёсткие эмоциональные рамки, не может воплощать идеальный образ.

Автор объективно оценивает каждого из персонажей, показывает их сильные и слабые стороны. Писатель приходит к выводу, что русская общественность ещё не нашла своего героя. Однозначно становится ясно, в каких людях не нуждается Россия. Но ещё не улавливается, каких жизненных позиций и рода деятельности человек ей нужен.

Урок 6. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына

Цель урока: раскрыть особенности характера как заглавного героя,
так и его возлюбленной, понимание любви писателем: осмыслить художественные
особенности, символику романа.

      Вступительное слово. Известно, что Гончаров большое значение
придавал чувству любви. Устами Штольца в романе «Обломов» он говорил о том, что
«любовь с силой архимедова рычага движет миром». Под влиянием любви
человек может внутренне преобразиться, обрести цель в жизни, в любви он черпает
энергию.

     Со 2 части повествование теряет
статичность. Появляется Ольга. Грядет любовная драма, в драматическом
действии
развёртывается подлинный характер главного героя.

     Предыстория романа завершилась появлением
героини – Ольги Ильинской. Спор, каков настоящий Обломов: «гоголевский
персонаж
» первой части или «лишний человек» второй – решился самим
развитием любовного сюжета. «Обломовы выдают всю прелесть, всю
слабость и весь грустный комизм своей натуры именно через любовь к женщине»

 «Объяснить» Обломова призвана Ольга. По
натуре деятельная, энергичная, Ольга – исключение в своей среде, личность
самобытная. Глубокая, принадлежит к тому же типу русских женщин, что и Татьяна
Ларина.    

Найдите общие черты Ольги и Татьяны. В первом
представлении Ольги читателю сразу улавливается  сходство её с пушкинской
Татьяной
. Как и Татьяна, Ольга не имеет успеха в свете, озадачивая и отпугивая
своей необычностью завсегдатаев балов.

В облике Ольги подчёркнут редкий артистизм
и печать мысли на лице. «Поэтическое одушевление»
«Обломову» придавал одухотворённый образ Ольги И., отразивший представления
писателя о высоком назначении женщины в деле нравственного и эстетического
совершенствования человека.

I. Почему Штольц пробудил интерес Ольги к
Обломову
?

      Штольц, уезжая, поручил Ольге Обломова и просил не
давать ему лежать целые дни напролёт. Наказ Штольца Ольга обещалась выполнить и
уже предвкушала свою победу над ленью Обломова. Она видела, как рядом с ней он переменился:
апатия, неподвижность сменились оживлением и активностью, он весел
и полон жизни.

     Но настоящий источник сближения заключён
в них самих: естественность, несветскость  и одиночество среди светских людей
было присуще обоим.

1.                
Что предшествовало
объяснению в любви Ольги и Ильи Ильича в романе?
(И Обломов, и Ольга, несомненно, любимые герои
Гончарова. Оба нарисованы автором с большой симпатией. Но если Обломов ленив, и
постоянно вызывает авторскую улыбку в отношении к нему, то Ольга – натура
активная, деятельная.)

2.                
Каким показывает Гончаров
Обломова в эпизодах с Ольгой?  Способным на  глубочайшие переживания
поэтических моментов бытия.

3.                
Почему постоянным
«аккомпанементом», пеньем Ольги, сопровождается роман Ольги и Обломова?
(И хотя пора юности давно позади, в душе
Обломов по-прежнему – юноша, «поэтом» называет его Штольц. Что
происходит с Обломовым во время пения Ольги? Но автор знает о том, что всё это
– лишь мгновенный порыв,найдите этому подтверждение.

Под влиянием музыки, пения в сердце Обломова пробуждается духовное,
глубокое чувство любви
. Герой любуется Ольгой, ищет в ней прекрасную душу.
Ответное чувство Ольги тоже духовно и поэтично: 179/3180

    II. Любовь героев выявляет истинное
родство их душ. Между ними происходит обмен тайными думами и чувствами.
Устанавливается понятное только им двоим душевное общение. Можно ли
сказать, что Обломов уступает Ольге в проявлении любви, что он пассивен?
Любовь
Ольги и Обломова
огонь, который горит в их душах, сближает их. Активная,
деятельная Ольга и лежебока Обломов не уступают друг другу в тонкости
душевной
организации.

Вместо «обытовления» человека, столь
характерного для 1 части  романа, совершается «одухотворение» быта; раньше
герой раскрывался описанием вещественных деталей – обстановка комнаты, халат.
Теперь автор стремится уловить переливы его чувств во всей их
напряжённости и изменчивости.

III. Неожиданно для героини и для самого себя после пения Ольги
Обломов признаётся в любви

IV. Меняется стиль романа. 1 часть – «вещный», теперь обретает словесную
«зыбкость», в которой запечатлеваются неожиданные, текучие нюансы чувства.
Гончаров – психолог тонко передаёт необычное, «взвинченное» состояние своих
героев.

VI.Обломоввесь чувство. В каждом шаге и
поступке он искренен. Во всём  светит его «нестыдливое сердце».

     Ольга же самолюбива, в ней
рядом с чувством живёт разум.     В начале романа эта разность только
способствует их сближению. Ольга посчитала уроком, назначенным свыше,- цель
возродить Обломова
. Самолюбие – двигатель поведения героини. Она
была удовлетворена тем, что. Даже в минуты увлечения она не забывает о своей
высокой миссии: найдите цитату, подтверждающую этот тезис.  
«ей
нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольёт над
стоячим озером и отразится в нём» (206).

     Гончаров – великий мастер – психолог
самое начало сцены объяснения героев в конце 6 главы строит так, чтобы
подчеркнуть постоянную параллель в их душевном состоянии и тем самым
доказать чуткому читателю равенство героев в любви, родство их душ.

Схожи ли Ольга с Обломовым в плане проявления
чувств? Оба ли они живут сердцем? В сцене объяснения автор наглядно
демонстрирует то, что Обломов живёт сердцем, в отличие от Ольги,
живущей разумом
.

Что используется автором При описании Ольги?
Гончаров использует в основном метод внешней характеристики, краткую
ремарку
, фиксирующую и характеризующую её жест, взгляд,
интонацию, речь
. Ольга – вся движение и действие. Те реплики,
которые она произносит «про себя», кратки, полны энергии, как и реплики,
обращённые к Обломову. Она либо спрашивает его о чём-то, либо побуждает
к действию. В речи  героини проявляется стремительность её натуры,
внутренний огонь пятнами горит на её щеках. Ольге приходится намеренно
сдерживать движения души.

    Детали.

     Символическим лейтмотивом романа
становится цветущая ветка сирени. Ольга, ожидавшая признания Обломова и
раздражённая его нерешительностью, с досадой бросила ветку сирени на
землю. Брошенная ветка вдруг приоткрыла Обломову тайну влюблённой женской души.
Он поднимает сирень и бережно уносит домой, окрылённый счастливыми надеждами. Где
ещё мы можем наблюдать эту деталь?

      Ветка сирени, протянутая Ольгой Илье Ильичу, 
при новой встрече, заменяет слова признания.

      Ветка сирени возникает из-под
иглы Ольги на вышивке.

     Когда же Ольга получила от Обломова письмо,
в котором тот сомневался в глубине её чувства, в её сознании это ассоциируется
с отцветшей сиренью: «Сирени… отошли, пропали!» (230)

     В конце романа Штольц, ставший мужем
Ольги, жалея Обломова, приглашает его в гости, надеясь, что в нём ещё проснутся
душевные силы: «Вспомнишь парк, сирень и будешь пошевеливаться».

     На востоке, откуда, как мы
знаем, и происходит сирень, она служит эмблемой грустного расставания,
и потому влюблённый вручает её там обыкновенно своей  возлюбленной лишь тогда, когда
они расходятся или расстаются навсегда» (Золотницкий Н. Ф. Цветы в
легендах и преданиях. –М., 1995. С. 292 – 295.)

      Это восприятие сирени передалось и западноевропейской
культуре. В Англии, например, жениху,  с которым девушка по
какой-либо причине не могла связать свою судьбу, посылалась ветка сирени.

     В романе «Обломов» для Ольги Ильинской
сирень олицетворяла «цвет жизни», весну души, пробуждение первых любовных
чувств. Но, независимо от намерений самой девушки, ветка сирени,
протянутая Ольгой Обломову, в точности исполнила своё роковое предназначение.
Они были обречены на разлуку.

Герой хватается за любовь как за смысл
существования. Когда он услышал слова надежды, произнесённые Ольгой, в его
глазах сверкнули «желание и воля». Вся его жизнь сосредоточилась на
Ольге, он мысленно вёл с ней нескончаемый разговор и днём, и ночью, «беззаботность
отлетела от него с той минуты, как в первый раз она пела ему».

      На какой-то период её удалось «вдохнуть
душу» в Обломова: она увлекает его любящим взглядом, улыбкой, шёпотом, «говорила
и пела для него, чтобы он не сидел повеся нос, опустя веки, чтоб всё говорило и
пело беспрестанно в нём самом».

Любовь Обломова с самого начала несла в себе два противоречия, предопределившие
и её силу, и её ущербность.

1)               
Эта любовь
мечтателя-романтика, пушкинского Ленского; она возвышенна, восторженна,
идеальна
… Чуть книжная её природа не раз приоткрывается  в романе.
Например, когда герой делает предложение Ольге. Обломов мечтал о «стыдливом
согласии, о слезах»
и был разочарован спокойствием избранницы.

Ольга любима им как мечта. Романтической любви
противопоказано столкновение с бытом.  Ольга своей волей приобщает Обломова к
действию, создавая неестественную для неё среду. Поэтому их роман с самого
начала таит в себе элемент разрушения.

2)               
Другое противоречие
порождено тем, что подобная любовь «оккупировала» сердце не юного Ленского, а
30-летнего Обломова, «душой целомудренного юноши, а  в привычках старика» (Ин.
Анненский — 541). Обломова гнетёт опыт жизни, сознание собственного
ничтожества, он сомневается в своём праве любить, быстро устаёт
от любовных перипетий. Поэтому восторг легко сменяется у него разочарованием.
Ему необходимы постоянные «инъекции» уверенности в чувстве Ольги.

     С какой целью было
написано письмо Обломова? С
неосознанной целью «испытать любовь». Умная Ольга это поняла.

Опасности, таящиеся и в самом характере их чувства, и во
внешних обстоятельствах пока не напоминали о себе. 2 -я часть романа вселяла
надежду на счастье героев. Дочитав до конца эту часть «Обломова» и пережив её
последнюю сцену (Ольга целует героя – «252»), некоторые читатели
уверовали в счастливый исход.

     Обломову кажется, что жизнь полна: «Разве
любовь не служба?»  
Но автор даёт понять, что герой поднялся только до
«исходного положения», с которого может начаться настоящая жизнь.  Это опять
полусон.

     Обретение цели жизни оказалось иллюзией. Любовь не могла
составить подлинное содержание жизни умного и думающего мужчины: ему нужна была
иная сфера приложения сил – общественное поприще. Любовь принесла только
радость сопереживания другой судьбы.

1) Прощальный разговор Обломова и Ольги (11 гл.)

·                             
Можно ли сказать, что эта
сцена демонстрирует не только поражение героя, но и поражение героини?

·                             
Страдает ли Ольга?

·                             
Почему эта сцена
напоминает «диалог глухих»? Почему Ольга не отзывается на призыв Обломова: «Возьми
меня, как я есть, люби во мне, что есть хорошего».

·                             
Каким предстаёт Обломов
перед Ольгой?

·                             
С какой меркой она
подходит к Обломову в этой сцене?

·                             
Что ищет Ольга теперь в
Обломове?

·                             
Кто вызывает сочувствие в
этой сцене: Ольга или Илья?

2) Роль пейзажа в описании погасания любви Обломова и Ольги. Гл.
3, 4, 6 — часть 3.

3) Роль появления Тарантьева, с. 58. (гл.1, ч. 3)

1) Какова Функция 2-х браков: Штольца-Ольги,
Обломова-Пшеницыной.

3. 2 объяснения в любви Обломова.
(Часть 2, гл. 6 – часть 4 ,гл. 1):

-где происходят

— чувство Обломова

1.  Дать характеристику Пшенициной:

— построена на противопоставлении Ольге:

— Когда Ольга вошла в жизнь Обломова, быт отступил, а Пшеницына?

-Те же детали подчёркнуты в портрете Агафьи Матвеевны (гл. 5, ч. 2 — 
гл. 2, ч. 1), (ч. 2, гл.6 – начало главы)- чувство Обломова к хозяйке как
отрицание только что пережитого романа с Ольгой (ч. 4, гл.1)

2. Роман Ольги и Штольца.(гл. 4, ч. 4):

— как новая Ольга относится к себе, прежней

— Что они говорят, эти 2 человека, близкие Илье Ильичу, о нём?

3. Обломов на Выборгской стороне. (1, 5 гл., ч. 4)

— В каком состоянии находится Обломов

— 9 гл. Боится ли смерти?

— Почему выгнал Тарантьева?

4.  5 гл., ч.4: Любовь Агафьи Матвеевны Пшеницыной:

-заботы об Обломове, ограбленном Тарантьевым

-Отношение к ней Штольца

1.                
   Хотя герой перенёс горячку и выздоровел
последняя часть романа – об умирании,  смерти Обломова.
Отсчёт времени
ведётся с дней драматической любви. Любовный роман завершился – все
последующие комментарии к нему, прояснение сути драмы.
Именно такова
«служебная функция» двух супружеств: Обломов – Пшеницына, Штольц –
Ольга. Оба «романа» глубоко отличны от главного, подлинного, как и их участники
(Пшеницына, Штольц) от Ольги и Обломова.

2.                
Если характеристика
Штольца вся строилась на противопоставлении обломовской, то и Пшеницына –
прежде всего антипод Ольги: особое «человеческое лицо» Агафьи Матвеевны
обнаруживается лишь в самом конце романа.

3.                
Пшеницына впервые
предстала перед героем как «хозяйка». Быт отступил, когда Ольга вошла в жизнь
Ильи Ильича, — Пшеницына вся в быте, при вещах, при хозяйстве. (ч. 3,
гл. 2) В портрете Пшеницыной подчёркнуты те же детали, что и в облике Ольги, но
в них противоположное содержание. Пушистые, говорящие брови Ольги, над одной из
них складочка, где именно покоилась сама мысль, в её чертах
отражалась  богатая внутренняя жизнь, контрастен портрет Пшеницыной с её «полными,
округлыми локтями», «крепкой, как подушка дивана, никогда не  волнующейся
грудью»
и «простотой» душевных движений». Так же «просто», не подозревая о
высоком общественном назначении этого чувства и стоящих на его пути преградах,
полюбила Агафья Матвеевна Обломова.

4.                
Намеренно
противопоставлены 2 объяснения в любви Обломова. В романе с Ольгой оно
происходит в парке, сопровождается восхищением красотой любимой,
трепетом сердца, в котором надежда сменяется отчаянием. Второе объяснение – на
кухне
маленького домика Пшеницыной.

5.                
Халат, диван, локти —
эти детали нарочито укрупнены. Они становятся синонимами привязанностей
Обломова, каким он предстаёт в последней части романа.

6.                
 Как отличается стиль
«выборгских глав» от тех, где отписана любовь Ольги и Обломова? В «выборгских»
главах – детализированное описание неторопливой, неменяющейся жизни с её
неизменным антуражем – предметами быта. Герой испил свою чашу бурной жизни и
теперь «изменчивость» его состояния сопоставляется с почти неподвижными
явлениями

7.                
Если отношения
Обломова и Пшеницыной блестяще показаны, то роман Ольги и Штольца
в основном рассказан. Он оставляет впечатление бесплотности,
надуманности.

8.                
 Новая Ольга осуждает
прежнюю, ей становится стыдно своей первой «особенной» любви. Опыт этой любви
теперь представляется героине абсолютно несостоятельным. Теперь Ольге
кажутся наивными надежды «разбудить» Обломова – на помощь приходит философия
«здравого смысла»: «обстоятельства выше нас».

9.                
Естественно, что не
раз в объяснении Ольги и Штольца всплывает имя Обломова. И эти 2 человека,
самые близкие герою, предают его, убеждая друг друга в том, что Илья Ильич
не способен вызвать к себе подобное чувство
. Поверить в это – и для Ольги,
и для Штольца – означает с лёгким сердцем пойти навстречу своему счастью.

10.           
Коллизия: чувство разум – вообще одна из центральных в
творчестве Гончарова.

Обломов на Выборгской стороне.

1.                
Нравственное чувство
Ильи Ильича необычайно болезненно реагирует на оскорбление его близких. Одно из
немногих решительных действий излишне терпимого героя – изгнание Тарантьева. В
этой сцене Обломов предстаёт в необычном для него состоянии. В комнате раздалась
громкая оплеуха… Равнодушно перенося в течение многих лет хамство Тарантьева по
отношению к себе, Обломов не может простить ему оскорбления Ольги.

2.                
В доме на Выборгской
стороне Обломов как будто вернулся в то состояние, в котором застал его
читатель на Гороховой улице. Вся разница лишь в степени «обихоженности» Ильи
Ильича – теперь «он сияет, он блещет» под неусыпными заботами хозяйки.
Но читатель приобрёл опыт: за внешней неподвижностью героя наверняка по —
прежнему живёт глубокая «тоска сердца, бесконечно нежного, способного любить
и верить и разбитого противоречиями действительности
» (Ап. Григорьев). 
Очередной приезд Штольца, беседа друзей и… предположение оправдывается,
Обломова ещё сильнее, чем когда-либо, мучает стыд бесплодного существования –
смерть не пугает его.

1.                
Если отношения
Обломова к другу – укор Штольцу, то заботы об Обломове, ограбленном «братцем» и
Тарантьевым, добровольно взятые на себя Агафьей Матвеевной, — та «жертва
любви», на которую не решилась умная и гордая Ольга. (5 гл., 4 ч.)

2.                
«Человеческая
стоимость
», по Гончарову, определяется чистотой, преданностью, бескорыстием. 
И поэтому Гончаров спорит со Штольцем, для которого дом на Выборгской стороне
только «яма». Гончаров же
в доме Пшеницыной увидел и  другое – человеческую
душу,
тёплую, преданную, страдающую. Обломов одарён способностью видеть
в каждом прежде всего человека.
Когда Штольц назвал болваном приятеля –
старого экзекутора, — Обломов не сдержался и упрекнул его: «Как ты иногда
резко отзываешься о людях, Андрей, так бог тебя знает. А вед это хороший
человек, только что не в голландских рубашках ходит».

3.                                                           
Образ Ольги
Ильинской – открытие в русской литературе. Её духовная неудовлетворённость,
которую Гончаров тонко уловил, но запечатлел в самом общем виде, «концентрировалась»
в судьбах героинь Тургенева, Чернышевского. Это отмечал и Н.  Добролюбов
статье, посвящённой роману Тургенева «Накануне».

     Д. з. 1) Чтение эпилога.

Индивидуальные:

1. Эпилог.  Ольга в семейной жизни:  —
Что начинает её смущать?

– От чего её страхи?

– Как объясняет их?

– Что говорит Штольц о природе человеческой
тоски?

– Где Штольц проговаривается о том, что между
ним и Ольгой возникает нравственный барьер?

– Посчитал ли Штольц эту тоску серьёзным
недугом?

2. 9 главка 4 части.  Домик Пшеницыной,
её быт;

3. 11 гл., 4 ч. Судьба Захара после
смерти Обломова.

4. Эпилог. Обломов в судьбах любивших его
людей
(Штольц о нём, рассказ о вдовьем горе Пшеницыной) 8 гл., ч. 4; 

На чтение 16 мин. Просмотров 9 Опубликовано

illjustracija-V-V-Morozov-Oblomov.jpg

Андрей Штольц и Илья Обломов — два главных мужских образа в знаменитом романе Гончарова «Обломов». Штольц является антиподом, почти полной противоположностью своего друга Ильи Обломова. Однако различия не мешают героям дружить уже много лет. В этой статье представлены материалы на тему «Андрей Штольц как антипод Ильи Обломова», сравнение и противопоставление героев.Смотрите: — Сравнительная характеристика Обломова и Штольца— Все материалы по роману «Обломов»

Андрей Штольц как антипод Ильи Обломова

Илья Обломов и Андрей Штольц являются антиподами, почти полными противоположностями:

«…Обломову, в котором каждая черта, каждый шаг, все существование было вопиющим протестом против жизни Штольца?..»

Илья Обломов проще и добрее, чем Штольц:

«…Обломов был проще Штольца и добрее его…»

Обломов не приспособлен к трудностям в отличие от Штольца:

«…Вот, если б Обломова сын пропал […] так я бы поднял на ноги всю деревню и земскую полицию, а Андрей придет…»

Штольц не боится жизненных трудностей в отличие от Обломова: Штольц — трудолюбивый человек, а Обломов ленив:

«…Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей. Вон ты выгнал труд из жизни: на что она похожа?..»

Штольц — сильная личность, а Обломов — слабохарактерный человек:

«…роль сильного, которую Штольц занимал при Обломове и в физическом и в нравственном отношении…»

Штольц — живой, энергичный человек. За 10 минут Штольц успевает полностью одеться и приготовиться к выходу, а Обломов едва успевает надеть рубашку:

«…Минут через десять Штольц вышел одетый, обритый, причесанный, а Обломов меланхолически сидел на постели, медленно застегивая грудь рубашки и не попадая пуговкой в петлю…»

Голова Обломова представляет собой архив ненужных знаний, не применимых на практике. Андрей Штольц, напротив, умеет использовать свои знания на практике:

О Штольце: «…мысли, наблюдения, явления не складывались, молча и небрежно, в архив памяти, а придавали яркую краску каждому дню…» 

Об Обломове: «Голова его представляла сложный архив мертвых дел, лиц, эпох, цифр, религий, ничем не связанных политико‑экономических, математических или других истин, задач, положений и т. п…»

Общие черты у Обломова и Штольца

Штольц и Обломов дружат с детства:

«…их связывало детство и школа – две сильные пружины…»

Штольц и Обломов — ровесники:

Об Обломове: «…Это был человек лет тридцати двух‑трех…» 

О Штольце: «…Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет…»

И Штольц, и Обломов служили когда-то чиновниками:

Об Обломове: «…Обломов прослужил кое‑как года два…» 

О Штольце: «…Он служил, вышел в отставку…»

И Штольц, и Обломов оба избегают страстей в любви:

Об Обломове: «…все муки и пытки любви, от которых он так искусно берегся в встречах с женщинами…» 

О Штольце: «…он не хотел бы порывистой страсти, как не хотел ее и Обломов, только по другим причинам…»

И Штольц, и Обломов оба не хотят в любви быть рабами женщин:

Об Обломове: «…он никогда не отдавался в плен красавицам, никогда не был их рабом, даже очень прилежным поклонником…» 

О Штольце: «…Он не ослеплялся красотой и потому не забывал, не унижал достоинства мужчины, не был рабом, «не лежал у ног» красавиц, хотя не испытывал огненных радостей…»

И Штольц, и Обломов оба становятся заботливыми мужьями и отцами:

Об Обломове: «Машенька, смотри, Андрюша ушибется об стул! — заботливо предостерегал он, когда ребенок залезал под стулья.» 

О Штольце: «Самое живое опасение и вечную заботу рождали болезни детей…»

Таким образом Штольц как антипод Обломова воплощает в себе образ деятельного, трудолюбивого и целеустремленного делового человека. Обломов, напротив — это ленивый, апатичный, скучающий барин. Это были материалы на тему «Андрей Штольц как антипод Ильи Обломова»: сравнение и противопоставление героев.Смотрите: Все материалы по роману «Обломов»

illjustracija-Ju-S-Gershkovich-Oblomov-i-Zahar.jpg

Старый крепостной крестьянин Захар является слугой ленивого барина Ильи Обломова в романе «Обломов» И. А. Гончарова. В этой статье представлено описание отношений Обломова и Захара в романе «Обломов»: взаимоотноения героев, роль Захара в жизни хозяина, Захар как двойник Обломова и т.д.Смотрите: — Краткое содержание романа— Все материалы по роману «Обломов»

Отношения Обломова и Захара в романе «Обломов» Гончарова: взаимоотноения героев

Захар является слугой Обломова уже много лет:

«…Давно знали они друг друга и давно жили вдвоем…» 

«…Захар нянчил маленького Обломова на руках, а Обломов помнит его молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем. Старинная связь была неистребима между ними…»

Захар был назначен слугой Обломова, когда тот был еще ребенком:

«…Он только что проснется у себя дома, как у постели его уже стоит Захарка […] Захар, как, бывало, нянька, натягивает ему чулки, надевает башмаки, а Илюша, уже четырнадцатилетний мальчик, только и знает, что подставляет ему лежа то ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, то он поддаст Захарке ногой в нос…»

За много лет слуга Захар и барин Обломов устали от жизни вдвоем и надоели друг другу:

«…Но наружные сношения Обломова с Захаром были всегда как-то враждебны. Они, живучи вдвоем, надоели друг другу…»

Обломов терпеть не может недостатки Захара:

«…не мог, и при своем равнодушии к всему, сносить терпеливо бесчисленных мелких недостатков Захара…»

Обломов жалуется своему другу Штольцу на то, что он измучился с ленивым и грубым Захаром:

«…Этот Захар в наказанье мне послан! Ты не поверишь, как я измучился с ним! Спорит, грубиянит, а дела не спрашивай!..» (Обломов жалуется Штольцу)

Иногда Обломов и Захар сильно ругаются:

«…Илья Ильич, с своей стороны, ценя внутренне преданность его, не имел уже к нему того дружеского, почти родственного расположения […] Он позволял себе иногда крупно браниться с Захаром…» 

«…Вот вы этак все на меня!.. – Ну, ну, поди, поди! – в одно и то же время закричали друг на друга Обломов и Захар…»

Захар устает от капризов Обломова:

«…Захару он тоже надоедал собой. Захар, отслужив в молодости лакейскую службу в барском доме, был произведен в дядьки к Илье Ильичу…»

По словам Захара, барин Обломов мешает ему жить, потому что все время «дергает» его и капризничает:

«…И так Обломов мешал Захару жить тем, что требовал поминутно его услуг и присутствия около себя…»

На самом деле в душе Захар благоговеет и восхищается Обломовым, но не показывает этого:

«…Наружно он не выказывал не только подобострастия к барину…» 

«…в то же время внутренне благоговеть перед ним…» 

«…Илья Ильич выше всех помещиков…» (для Захара) 

«…Малейшего повода довольно было, чтоб […] заставить его смотреть с благоговением на барина, иногда даже удариться, от умиления, в слезы…»

Захар не представляет своей жизни без своего барина Обломова:

«…Захар не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования…»

После смерти Обломова Захар становится бродягой и пьяницей.

Захар как двойник Обломова

Слуга Захар является по сути двойником своего барина Ильи Обломова. У этих персонажей есть много общих черт характера. Главное качество, которое делает Захара двойником Обломова — это лень. Оба героя ужасно ленивы, они оба любят поесть, поспать и ничего не делать. Разница лишь в том, что Обломов спит на своем широком диване, а Захар — на скромной лежанке. Обломов и Захар не любят что-то менять в жизни. Так, Обломов годами носит свой старый халат, а Захар — свой дырявый серый сюртук.Кроме того, и Обломов, и Захар оба любят свою родную деревню Обломовку. Для обоих героев тихая и сонная Обломовка — это идеальное место для жизни. Это было описание отношений Обломова и Захара в романе «Обломов» Гончарова: взаимоотноения, роль Захара в жизни главного героя, Захар как двойник Обломова и т.д..Смотрите: Все материалы по роману «Обломов»

Введение

Роман Гончарова «Обломов» был написан еще в 19 веке, однако остается интересным и для современных читателей. Причины актуальности произведения лежат в широком спектре поднимаемых автором вопросов и «вечных» тем, которые волновали людей на протяжении практически всей человеческой цивилизации: темы любви, дружбы, смысла и цели жизни. Особенно ярко проблематика произведения раскрывается через противопоставление в книге Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца, как персонажей, отражающих разные взгляды на мир и ведущих различный образ жизни. По сюжету романа Обломов – антипод Штольца, у них разная внешность, разные стремления и разная судьба, но есть то, что связывает героев на протяжении многих лет – крепкая взаимная дружба, в которой нуждаются оба персонажа.

Различия личностей Обломова и Штольца

В романе Гончарова Обломов предстает как человек мечтательный, добрый, мягкий и нерешительный. Он привлекает своим спокойным, располагающим характером, но и отталкивает постоянной ленью, нежеланием стремиться вперед и постепенной деградацией. Он старается как можно меньше двигаться, все дни проводит на диване, строя всевозможные планы и переживая выдуманные ситуации более полно и эмоционально, чем реальные события своей жизни. Причины такого отношения Ильи Ильича к миру лежат в его «тепличном» воспитании и умиротворяющей атмосфере Обломовки – родном поместье героя, далеком уголке России. В деревне жили не по реальному календарю, а от обряда к обряду, здесь отрицались все новые ценности и лелеяли устаревшие, частично архаичные нормы. Обломов рос как «тепличное растение», которое оберегали от всего нового и с детства, прививая ему отвращение к труду и активности.

Как уже говорилось выше, у Обломова в романе есть антипод – это Андрей Иванович Штольц. В отличие от Ильи Ильича, Штольц ведет активную общественную жизнь, считает труд и активность основными действующими силами в мире. Андрей Иванович всегда находится в центре внимания, его знают во многих светских кругах, он ценный работник, стремительно поднимающийся по карьерной лестнице, с ним многие хотят дружить. Однако, как и Обломов, Штольц – личность не идеальная. Если у Ильи Ильича «слабым» местом являются активность и трудолюбие, стремление к всестороннему развитию, то для Андрея Ивановича «камнем преткновения» стала сфера чувств, не поддающихся рациональному, разумному пояснению. Причины непонимания героем сути любви также лежат в его детстве – воспитывая в сыне трудолюбие и умение в любой ситуации уверенно двигаться вперед, рациональный отец-немец не заботился о чувственной стороне его личности. Со смертью матери, ставшей для персонажа большим горем, Андрей Иванович еще сильнее отгородился от сферы чувств (в том числе мечтаний и иллюзий), руководствуясь в дальнейшем исключительно велениями разума, но продолжая искать в других то чувственное начало, которого был лишен сам.

Штольц и Обломов: антиподы или двойники?

Большинство исследователей склоняются к мысли, что герои являются, несомненно, антиподами, отражающими разные взгляды на мир. Это подтверждается и текстом романа. Однако при подробном анализе становится понятно, что они являются также зеркальными двойниками, и общего в образах персонажей не меньше, чем непохожего. Штольц как антипод Обломова в романе «Обломов» пытается через общение с другом восстановить душевую гармонию, которую теряет в ежедневной суете. Илья Ильич также находит в друге то, чего ему не хватает в себе – активности и решительности. Именно Штольц занимается решением всех вопросов, связанных с Обломовкой и материальным обеспечением друга.

Герои не только взаимодополняют друг друга, но и видят в друг друге свое искаженное отражение. Так, Штольц – это воплощение активности, рационализма, экстравертности, труда и стремления в будущее, а Обломов – пассивности, иррационализма, мечтательности, интровертности и направленности в прошлое. Оба персонажа являются «лишними» героями романа, не вписывающимися в свою эпоху и неспособными найти истинное счастье, именно поэтому Обломов впадает в иллюзии, а Штольц не находит гармонии в отношениях с женой, для которой ему всегда нужно быть лучшим, соответствовать ее чрезмерно высоким запросам.

Сближает героев и любовь к Ильинской, которая привлекала их своей открытостью, интеллектом и целеустремленностью. Однако по причине того, что девушка являлась человеком «своей эпохи», оба героя не нашли радом с ней своего истинного счастья (тогда как, например, Обломов обретает покой именно в браке с Агафьей, живущей в близком ему мире прошлого и разделяющей домостроевский уклад жизни).

Смотря друг на друга, герои видят, какими могли быть, если бы их воспитание было бы несколько другим. Например, если бы Обломов выразил протест против уклада Обломовки и пошел наперекор родителям, из него мог бы получиться прототип Штольца. То есть, как бы это ни было парадоксально, Ильи Ильич и Андрей Иванович, при разном ракурсе рассмотрения, являются и двойниками и антиподами в романе «Обломов». Помимо того, учитывая историю создания произведения и прототипы героев, существует версия, что оба героя – отражения разны сторон личности Гончарова. В письмах к друзьям автор указывал, что описал в гениальном романе самого себя: Обломова – как олицетворение его мечтательности и эскапизма и Штольца – как рациональной, деятельной и карьерной жилки.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

    К какому литературному направлению относится роман Гончарова «Обломов»?</h3>

    • <label>Романтизм;</label>
    • <label>Реализм;</label>
    • <label>Классицизм;</label>
    • <label>Сентиментализм.</label>

(новая вкладка) Опубликовано 18.03.2012 — 17:11 — Тесты по литературе

Скачать:

Вложение Размер
testy_po_tvorchestvu_goncharova.doc 51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тесты по творчеству Гончарова. «Обломов» (10 класс)

1 ВАРИАНТ

1) Гончарова звали

а) Иван Алексеевич

б) Алексей Иванович

в) Александр Иванович

г) Иван Александрович

2) Гончаров

а) совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»

б) участвовал в обороне Севастополя

в) совершил путешествие на остров Сахалин

г) был сослан на Кавказ в действующую армию

3) Гончарова учился

а) в Царскосельском Лицее

б) в Нежинской гимназии

в) в Московском университете

г) в Симбирском университете

4) Произведение «Обломов»

а) роман

б) рассказ

в) поэма

г) повесть

5) Какое произведение не принадлежит Гончарову:

а) «Обыкновенная история»

б) «Невский проспект»

в) «Обломов»

г) «Обрыв»

6) Роман «Обломов» был впервые напечатан в

а) 1852

б) 1858

в) 1860

г) 1861

7) Глава «Сон Обломова» впервые была напечатана

а) в журнале «Современник»

б) в «Отечественных записках»

в) в журнале «Вестник Европы»

г) в «Литературном сборнике с иллюстрациями»

8) Определите экспозицию романа «Обломов»

а) первые шесть глав

б) первые три главы

в) первые две главы

г) вся первая часть

9) К какому литературному направлению следует отнести роман «Обломов»

а) классицизм

б) сентиментализм

в) реализм

г) романтизм

10) Действие романа «Обломов» происходит

а) в Москве

б) в Тульской Губернии

в) в Орловской губернии

г) в Петербурге

11) Как звали лучшего друга Ильи Ильича Обломова

а) Андрей Штольц

б) Владимир Ленский

в) Пьер Безухов

г) Акакий Башмачкин

12) Определите сюжетную основу романа «Обломов»

а) история любви Обломова и Агафьи Пшеницыной

б) история взаимоотношений помещика Обломова с крепостными

в) история любви Ильи Обломова и Ольги Ильинской

г) описание дружеских отношений Обломова и Штольца

13) Как звали сына Ильи Ильича Обломова

а) Андрей

б) Иван

в) Илья

г) Павел

14) Кто из героев романа наиболее приближен к авторскому идеалу

а) Ольга Ильинская

б) Обломов

в) Штольц

г) Агафья Пшеницына

15) Укажите возраст Обломова в начале романа

а) 25-26

б)32-33

в) 36-37

г) 40-45

16) Образы Обломова и Штольца вводятся в роман по принципу

а) взаимного исключения

б) сравнения

в) дополнения

г) антитезы

17) К какому типу литературных героев можно отнести И. Обломова

а) «лишний человек»

б) «маленький человек»

в) герой-любовник

г) герой-резонер

18) О каком персонаже идет речь?

«… не старался  изменить  не только данного  ему  богом образа, но и

своего костюма, в котором ходил в деревне. Платье ему шилось по  вывезенному им из деревни образцу. Серый  сюртук  и жилет нравились ему и потому,  что в этой полуформенной одежде он  видел  слабое воспоминание ливреи, которую  он носил некогда, провожая покойных господ в  церковь или  в гости;  а ливрея в воспоминаниях  его  была  единственною  представительницею достоинства…»

а) Алексеев

б) Тарантьев

в) Захар

г) Волков

19) Кто сказал:

—  А был не  глупее других, душа чиста и ясна, как  стекло; благороден,

нежен, и — пропал! Причина… какая причина! Обломовщина!

а) Штольц

б) Ольга Ильинская

в) Алексеев

г) Захар

20) Эта женщина

«была в зените своей жизни; она жила и чувствовала,что жила полно, как  прежде никогда не  жила, но только  высказать этого, как и прежде, никогда не могла,  или, лучше, ей  в голову об этом не приходило.Она только молила бога, чтоб он  продлил веку Илье Ильичу и чтоб избавил его от всякой «скорби, гнева и нужды»

а) Ольга Ильинская

б) Агафья Пшеницына

в) тетка Ольги

г) мать Ильи Обломова

Тесты по творчеству Гончарова «Обломов» (10 класс)

2 ВАРИАНТ

1) Годы жизни И. Гончарова:

а) 1814 — 1841

б) 1809 — 1852

в) 1812 — 1891

г) 1799 — 1837

2) В жизни Гончарова

а) была ссылка на Кавказ в действующую армию

б) был суд с И.С. Тургеневым

в) было стихотворение, написанное за сутки до смерти А.С. Пушкина

г) было произведение, сожженное из-за жестокой критики

3) У Гончарова

а) мать умерла, когда И. Гончарову было три года

б) была бабушка, Елизавета Арсеньевна

в) матерью была пленная турчанка

г) умер отец, когда И. Гончарову было семь лет

4) «Обломов» был впервые напечатан в

а) 1852

б) 1858

в) 1860

г) 1861

5) Какое произведение не принадлежит Гончарову:

а) «Мертвые души»

б) «Обрыв»

в) «Обломов»

г) «Обыкновенная история»

6) Произведение «Обломов»

а) рассказ

б) поэма

в) роман

г) повесть

7) Глава «Сон Обломова» впервые была напечатана в

а) 1847

б) 1852

в) 1856

г) 1857

8) Сколько времени длятся события, описанные в первой части романа «Обломов»

а) 1 месяц

б) 1 день

в) 2 дня

г) 5 дней

9) К какому литературному направлению следует отнести роман «Обломов»

а) реализм

б) сентиментализм

в) классицизм

г) романтизм

10) Как звали возлюбленную Ильи Ильича Обломова

а) Татьяна Ларина

б) Екатерина Сушкова

в) Наташа Ростова

г) Ольга Ильинская

11) На какой улице жил Илья Ильич Обломов в начале романа

а) на Садовой

б) на Гороховой

в) на Выборгской стороне

г) на Лени Голикова

12) Что мешает Илье Ильичу Обломову быть деятельным человеком

а) отсутствие цели в жизни

б) воспитание и закономерности современной ему жизни

в) бедность

г) болезненное состояние

13) Захар женится на

а) Марье

б) Ольге

в) Агафье

г) Анисье

14) Глава «Сон Обломова» включена в роман для того, чтобы

а) выразить представление автора об идеальных отношениях в семье

б) объяснить происхождение героя

в) объяснить причины апатии и бездеятельности героя

г) расширить представление о барской жизни

15) Гончаров использует предметно-бытовую деталь как важное средство характеристики персонажа. В романе «Обломов» такой деталью является

а) трость

б) халат

в) рояль

г) книга

16) К какому сословию принадлежал Штольц

а) разночинцы

б) дворяне

в) купцы

г) мещане

17) Назовите своеобразного двойника Ильи Обломова в романе

а) Штольц

б) Захар

в) Тарантьев

г) Волков

18) О каком персонаже идет речь?

а) Тарантьев

б) Алексеев

в) Волков

г) Захар

19) Кто сказал:

— Снег, снег, снег! — твердил  он  бессмысленно, глядя на  снег, густым

слоем покрывший забор, плетень и гряды  на огороде.  — Все засыпал! — шепнул

потом отчаянно, лег в постель и заснул свинцовым, безотрадным сном.

а) Обломов

б) Штольц

в) Алексеев

г) Борон

20) Эта женщина

а) Агафья Пшеницына

б) тетка Ольги

в) Ольга Ильинская

г) мать Обломова

  • Мне нравится

    Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2015/07/shtolc-oblomov-antipody-sravnenie.html
  • https://www.literaturus.ru/2015/07/oblomov-i-zahar-roman-oblomov.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/oblomov/andrey-shtolc-antipod-oblomova.html
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/03/18/iagoncharov-oblomov

  • Рассказ о штольце в романе обломов кратко
  • Рассказ о эратосфене 5 класс география
  • Рассказ о штольце читать
  • Рассказ о школьных принадлежностях на английском языке
  • Рассказ о штольце в романе обломов 1 2 главы