Рассказ о штольце в романе обломов кратко

В романе гончаров показывает, что для обретения полноты жизни необходима гармония нравственности и труда. неоднократно он высказывается о силе человека

В романе Гончаров показывает, что для обретения полноты жизни необходима гармония нравственности и труда. Неоднократно он высказывается о силе человека практичного и о добре человека чувственного. Эта мысль становится главной в «Обломове». На контрасте характеров главных героев писатель раскрывает ответ на вопрос о смысле жизни.

Гончаров рисует судьбы абсолютно разных людей. Однако ни одного из них не наделяет идеальными качествами. Он ратует за широту и единство внутреннего мира.

Влияние Обломовки

Жизнь в родной деревне, с её тишиной и праздностью, Илья Ильич принимает за эталон общественных отношений, потому всю жизнь мечтает туда вернуться. Её жители презирают труд и считают его унижающим достоинство занятием. Жизнь в понимании главного героя имеет две стороны. Первая представляет собой работу и скуку, что было в его понимании одним и тем же. Вторая — беззаботность и умиротворение.

В родном краю ему прививают чувство особой значимости и превосходства. Мальчик живёт в достатке, учёбу почитает за кару свыше и часто пропускает уроки.

Поиски и метания

Обломов — помещик, который получил в наследство 350 крестьян. Отучившись в престижном заведении, он занимает хороший пост и постоянно проживает в Петербурге.

По окончании учёбы Обломов останавливается в развитии: его не занимает политика, он далёк от науки и искусства. В молодости он многого хотел добиться: сыграть занять значимое место в обществе, построить семью. Но время проходило, а намерения оставались несбыточными.

Служба в департаменте ему представляется не похожей на ответственное занятие, а чем-то вроде непринуждённого дружеского общения. Он думает, что коллеги по работе беспрестанно думают о своём комфорте и создании удобств для ближнего. Его незрелые понятия оказываются ошибочными. Не сотворив ничего существенного, Илья Ильич покидает службу.

Иногда, продолжая лежать на постели, к нему приходит мысль рассказать о несовершенствах всего мира. Он меняет положение, с горящими очами приподнимается с кровати и воодушевлённо осматривает всё вокруг. Невольно хочется верить, что его искренние намерения через миг осуществятся и дадут блага обществу.

Бывает, он становится воином-победителем. Придумывает сражение, совершает подвиги. Иногда, воображая себя успешным философом или живописцем, представляет, как ему поклоняется народ, а он пожинает плоды заслуженного успеха. В реальности же он толком не мог управлять поместьем и не раз становился жертвой мошенников.

Постепенно у Ильи Ильича появляется неудовлетворённость жизнью. Он корит себя за безразличие к новому. Болезненно воспринимает то, что другие позволяют себе жить открыто и широко, а он никак не может найти свой путь. Он уверен, что чистое и светлое начало таится где-то глубоко внутри. Он ищет причины необъяснимого разочарования во внешнем мире, но не находит.

Тревожность и метания души сменяются привычной меланхолией. Возникшие чувства к Ольге никак не повлияли на его активность и не заставили его сделать правильный шаг. Когда нужно было принять решение, он отступил.

Илья Ильич не находит слов против укоров Штольца. Он искренне признаётся, что так и не смог понять своих целей. В начале произведения Обломов предстаёт апатичным и безразличным, в процессе развития сюжета автор всё сильнее раскрывает его положительные черты, чистую душу.

Несостоятельность героя заключается не только в общественной среде, на которую он не мог повлиять. Несчастье таится в «переизбытке сердца». Деликатность, уважительность, тонкая натура героя оголяют его внутреннюю суть и обезоруживают перед социумом.

Смысл жизни для Обломова заключён в мечтах, а не в их достижении.

Роль Штольца

Штольц показан как фигура неординарная. Он противостоит нерешительному Обломову. По отцу немец, а по матери русский, он сызмальства познаёт трудовую закалку. Практическое воспитание, полученное от отца, совместно с утончённо-возвышенным влиянием матери формирует настоящую личность.

В сравнении с расплывшимся Обломовым, Штольц выглядит подтянуто и стройно, он источает силу и новизну. Герой шагает по жизни уверенно и легко и не отличается расточительностью. За всякий промах несёт ответ сам и не ищет виновника на стороне.

Ему чуждо загадочное и потусторонне, он напрочь запрещает себе мечтать, усматривая в этом какое-то двуличие. Всё, что нельзя проанализировать, он подвергает сомнению. В его душе нет места недосказанности.

Качества, которые он ценит в других, — это стремление к достижению целей и упорство. По замыслу Гончарова, людям, подобных Штольцу, принадлежит будущее. Они практичны, трудолюбивы и деятельны. Вместе с тем автор показывает его внутреннее безразличие и чёрствость. Человек, заключённый в жёсткие эмоциональные рамки, не может воплощать идеальный образ.

Автор объективно оценивает каждого из персонажей, показывает их сильные и слабые стороны. Писатель приходит к выводу, что русская общественность ещё не нашла своего героя. Однозначно становится ясно, в каких людях не нуждается Россия. Но ещё не улавливается, каких жизненных позиций и рода деятельности человек ей нужен.

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация по литературе на тему «Образ главного героя в романе «Обломов» (10 класс)

Образ главного героя в романе «Обломов».

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Образ главного героя в романе «Обломов».

    Описание слайда:

    Образ главного героя в романе «Обломов».

  • 2 слайд

    Писатели о романе«"Обломов" — капитальная вещь, какой равных давно не было. С

    Описание слайда:

    Писатели о романе
    «»Обломов» — капитальная вещь, какой равных давно не было. Скажите Гончарову, что я в восторге от «Обломова», перечитываю его еще раз. Но что при­ятнее ему будет — это то, что «Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременной в настоящей публике». (Л.Н. Толстой)
    «Пока останется хоть один русский, — до тех пор будут помнить «Обломова». (И.С. Тургенев)

  • 3 слайд

    Чем интересен Обломов-герой?Как же должна быть устроена жизнь, чтобы не погиб

    Описание слайда:

    Чем интересен Обломов-герой?
    Как же должна быть устроена жизнь, чтобы не погибал в ней человек, не прятался от нее, не съеживался от ее прикосновения.
    В чем залог полноценного, деятельного бытия?
    Или жизнь и угасание Обломова –
    это допустимый, возможный,
    законный ее вариант? 

  • 4 слайд

    Каков портрет Ильи Ильича Обломова?"...человек лет тридцати двух‑трех..." ".

    Описание слайда:

    Каков портрет Ильи Ильича Обломова?
    «…человек лет тридцати двух‑трех…»
    «…среднего роста, приятной наружности, с темно‑серыми глазами, »  «…тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины…«
    «…Обломов, дворянин родом…»  «Помилуй, а Обломовка? Триста душ!» «С трехсот душ полторы тысячи рублей!..» (слова Штольца)
    «…коллежский секретарь чином…»

  • 5 слайд

    В какой квартире проживает герой?

    Описание слайда:

    В какой квартире проживает герой?

  • 6 слайд

    В какой квартире проживает герой? "...В Гороховой улице, в одном из больших д

    Описание слайда:

    В какой квартире проживает герой?
    «…В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город…»  «…Ведь восемь лет жил на квартире…«
    «…Квартира, которую я занимаю во втором этаже дома…» «…У него было еще три комнаты, но он редко туда заглядывал […] В трех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены…»
    «…Квартира сухая, теплая; в доме смирно: обокрали всего один раз! Вон потолок, кажется, и непрочен: штукатурка совсем отстала, – а все не валится…»
    «…можно было бы подумать, что тут никто не живет, – так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия…«
    «…пыль везде – ну, мерзость!..»   «…Я иногда даже вижу клопа на стене!..»  «…У меня и блохи есть! – равнодушно отозвался Захар…» 
    «…как у нас, чтоб в шкапах лежала по годам куча старого изношенного платья или набрался целый угол корок хлеба за зиму…»

  • 7 слайд

    Комната"...он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, с

    Описание слайда:

    Комната
    «…он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной…«
    «…пыли то, грязи то, Боже мой! Вон, вон, погляди ка в углах то…»  «…вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью…»  «…А пыль по стенам, а паутина?.. – говорил Обломов, указывая на стены…» «…Волков, глядя, куда бы положить шляпу, и, видя везде пыль, не положил никуда…«
    «…Пасмурно оттого, что у вас окошки то с которых пор не мыты? Грязи то, грязи на них! Зги Божией не видно, да и одна штора почти совсем опущена…«
    «…Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною…»  «…только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет…»  

  • 8 слайд

    "...в Гороховой улице, в запыленной комнате, с опущенными шторами..." "...Там

    Описание слайда:

    «…в Гороховой улице, в запыленной комнате, с опущенными шторами…» «…Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей…» 
    «…Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало.  Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи…» 
    «…По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями, для записывания на них, по пыли, каких нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка…» 
    «…На этажерках, правда, лежали две три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха…«
    «…несколько дрянных картин, которые навязал ему какой-то покровитель бедных артистов; сам поправил штору, которая давно не поднималась…»
    «…Обломов […] перейдя на большое кресло, опустился в него…»  «…Захар взял со столика помаду, гребенку и щетки…»  «…ворчал он, обходя вокруг комнату и ощупывая каждый стул, хотя и так можно было видеть, что на стульях ничего не лежит…» 
    «…У Обломова в кабинете переломаны или перебиты почти все вещи, особенно мелкие, требующие осторожного обращения с ними, – и всё по милости Захара. Он свою способность брать в руки вещь прилагает ко всем вещам одинаково, не делая никакого различия в способе обращения с той или другой вещью…«
    «…два дивана, обитые шелковою материею…» (в комнате стояло два дивана) «…Он обыкновенно ложился тут же на диване на спину…»
    «…ехал посидеть на широком диване Обломова…»  У дивана сломана спинка, но никто не спешит ее чинить: «…не завалилось ли за диван? Вот спинка то у дивана до сих пор непочинена..» 

  • 9 слайд

    Проблемы, которые вывели героя из душевного равновесияПереездПисьмо управляющего

    Описание слайда:

    Проблемы, которые вывели героя из душевного равновесия
    Переезд
    Письмо управляющего

  • 10 слайд

    Гости Ильи Ильича Обломова Какую роль для понимания Обломова и окружающей ег

    Описание слайда:

    Гости Ильи Ильича Обломова

    Какую роль для понимания Обломова и окружающей его жизни играют его встречи и диалоги с посетителями-гостями?
    Чем Обломов выше своих гостей?
    А почему писатель иронизирует над ним в этих сценках?

  • 11 слайд

    Рассказ о штольце в романе обломов кратко

  • 12 слайд

    Жизнь Обломова в Петербурге."...Он испытал чувство мирной радости, что он с д

    Описание слайда:

    Жизнь Обломова в Петербурге.
    «…Он испытал чувство мирной радости, что он с девяти до трех, с восьми до девяти может пробыть у себя на диване, и гордился, что не надо идти с докладом, писать бумаг, что есть простор его чувствам, воображению…»
    «…У нас это называется тоже карьерой! А как мало тут человека то нужно: ума его, воли, чувства – зачем это? Роскошь! И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое… А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома – несчастный!..»

  • 13 слайд

    Образование Обломова. Его отношение к учёбе, науке. Отношение к имению, хозяй

    Описание слайда:

    Образование Обломова. Его отношение к учёбе, науке. Отношение к имению, хозяйственным вопросам.
    «Они мечтали и о шитом мундире для него, воображали его советником в палате, а мать даже и губернатором; но всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь подешевле, с разными хитростями, обойти тайком разбросанные по пути просвещения и честей камни и преграды, не трудясь перескакивать через них, то есть, например, учиться слегка, не до изнурения души и тела, не до утраты благословенной, в детстве приобретенной полноты, а так, чтоб только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства.» (часть 1 глава IX)

  • 14 слайд

    Образование Обломова. Его отношение к учёбе, науке. Отношение к имению, хозяй

    Описание слайда:

    Образование Обломова. Его отношение к учёбе, науке. Отношение к имению, хозяйственным вопросам.
    «Странно подействовало ученье на Илью Ильича: у него между наукой и жизнью лежала целая бездна, которой он не пытался перейти. Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе…» (часть 1 глава VI)
    «Он учился всем существующим и давно не существующим правам, прошел курс и практического судопроизводства, а когда, по случаю какой-то покражи в доме, понадобилось написать бумагу в полицию, он взял лист бумаги, перо, думал, думал, да и послал за писарем.  Счеты в деревне сводил староста. «Что ж тут было делать науке?» – рассуждал он в недоумении…» (часть 1 глава VI)
    «…Обломов не совсем свободно владеет французским языком…» (часть 2 глава VIII) «– Нет, по-английски. – А вы читаете по-английски? – С трудом, но читаю.» (Ольга и Обломов, часть 2 глава VIII)
    Образование не дало Илье Обломову ничего, кроме аттестата, как того и желали родители. В результате, от природы умный и способный мальчик не развился и ничего не сумел достичь в жизни.

  • 15 слайд

    Кто такой Захар? Его характер, отношение к Обломову. Обязанности Захара."...к

    Описание слайда:

    Кто такой Захар? Его характер, отношение к Обломову. Обязанности Захара.
    «…крепостного моего человека, Захара Трофимова…» «…знаменитый камердинер его Захар Трофимыч…» (камердинер — слуга)
    «…барина, которого ты ребенком носил на руках, которому век служишь и который благодетельствует тебе…«
    «…Захару было за пятьдесят лет…» «…Пятьдесят пять лет ходил он на белом свете с уверенностью, что все, что он ни делает, иначе и лучше сделано быть не может…» (он в 55 лет женился на кухарке Анисье)
    «…В комнату вошел пожилой человек…» «…У меня руки чисты, – заметил Захар, показывая какие-то две подошвы вместо рук…» «…с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды…«
    «…те же огромные бакенбарды, небритая борода…» «…Он даже усмехнулся, так что бакенбарды поднялись в сторону…» «…Он опять усмехнулся, от чего бакенбарды и брови раздались в стороны…«
    «…в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами…» «…Серый сюртук и жилет нравились ему и потому, что в этой полуформенной одежде он видел слабое воспоминание ливреи, которую он носил некогда, провожая покойных господ в церковь или в гости […] Поэтому для Захара дорог был серый сюртук […] Вот отчего Захар так любил свой серый сюртук…»
    «…захрипел Захар, за неимением другого голоса, который, по словам его, он потерял на охоте с собаками…» «…Как только ноги-то таскают меня? – хриплым шепотом прибавил Захар…«
    «…Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать без помощи Захара…»

  • 16 слайд

    Домашнее заданиеИндивидуальные задания. Подготовьте анализ глав (+цитаты) для

    Описание слайда:

    Домашнее задание
    Индивидуальные задания. Подготовьте анализ глав (+цитаты) для выступления перед классом.
    Описание Обломовки. Семилетний Обломов в доме родителей. Распорядок дня, отношения близких, восприятие окружающего мира, занятия родителей. Начальное образование (9 глава первой части).
    Рассказ о Штольце (1-2 главы второй части).
    Взаимоотношения Обломова и Штольца. Обломов о светлом обществе, его мечты и идеал жизни, план молодости, самокритичность (3-4 главы второй части).
    Обломов и Ольга. Рассказ об Ольге Ильинской (5 глава).
    Развитие отношения Обломова и Ольги (6-12 главы).

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Сахаров В.И., Зинин С.А.

Тема:
Мудрец в халате

Похожие материалы

  • Викторина по басням И.А.Крылова

  • Конспект урока «Тема любви в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

  • Презентация по литературе » Итоговое сочинение»

  • Познавая смысл былого, познаём смысл настоящего и будущего.

  • Анализ произведения «Портрет» Н. Гоголя

  • «Береги честь смолоду» и стихотворение «19 октября»: сочинения по текстам А. Пушкина

  • Сочинение по рассказу В. Распутина: образ учителя

  • Путешествие Еруслана. Пример авторской сказки для 5 класса.

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446330 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Отражение русской действительности в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Правдивость, глубина, жизненность характеров и проблем, актуальность поставленных вопросов — характерные черты творчества Ивана Александровича Гончарова — особенно ярко раскрылись в романе «Обломов».

В центре внимания писателя всегда были судьбы его родины. Сам он так отзывался о своем творчестве: «То с грустью, то с радостью, смотря по обстоятельствам, наблюдаю благоприятный или неблагоприятный ход народной жизни». Исторической эпохой, взрастившей творчество этого писателя, были 40-60-е годы XIX века, время глубокого кризиса феодально-крепостнического строя, период ликвидации крепостного права и подъема демократического движения в России.

Первый роман Гончарова — «Обыкновенная история» (1847) — принес ему громкую известность и всеобщее признание.

С большой силой художественного обобщения Гончаров показал крушение старого, патриархального уклада жизни. «Обыкновенная история » — первая часть трилогии Гончарова, запечатлевшей жизнь русского общества на разных стадиях его развития. В 1859 году вышел роман «Обломов», справедливо считающийся вершиной творчества писателя, а еще через десять лет была напечатана третья часть трилогии — роман «Обрыв».

У главного героя «вершинного» романа — Обломова — ярко проявляются черты «естественного человека», удивительным образом сохранившиеся в середине XIX века. Придерживаясь идеологии природной жизни, герой существует согласно собственным принципам, собственному пониманию цельного и гармоничного человека: он решительно отвергает суету, тщеславие, карьеризм, погоню за выгодной женитьбой и богатством. «Нет, — восклицает он, — это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, какой указала природа целью человека». Но по своей наивности он не задумывается над тем, что все это возможно для него — барина, так как у него есть «Захар и еще триста Захаров», обеспечивающих ему такое беззаботное существование. Илья Ильич радуется своей неподвижности и независимости, не отдавая себе отчета в том, что сам является частью ненавистного ему мира. Лишь иногда прозрение озаряет его, и тогда он с гнетущим беспокойством начинает задумываться над своей жизнью и над причинами, которые погубили все то доброе, что было в нем заложено: «Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища. Какой-то тайный враг наложил на него тяжелую руку в начале пути и далеко отбросил от прямого человеческого назначения. » Ответ на мучивший героя вопрос приходит в «Сне Обломова», где Гончаров рисует картину патриархально-крепостнической утопии, главным содержанием которой являются «сон, вечная тишина, вялая жизнь и отсутствие движения». Таким образом, тем врагом, который погубил все 1 доброе в Илье Ильиче, явился сам способ его жизни, все то, что впоследствии приобрело определение — обломовщина.

В образе Обломова критик Н.А. Добролюбов увидел отражение русского национального характера, назвал его «коренным типом» русской жизни, а литературовед Д. Н. Овсянико-Куликовский характеризовал свойства Обломова как «черту национального психического склада». Исследователь А. Г. Цейтлин считал, что герой романа соединяет в себе черты национально-исторические, рожденные и обусловленные конкретной крепостнической эпохой русской жизни, и свойства общечеловеческие, по-своему проявляющиеся в соответствующих социально-исторических ситуациях различных стран. А сам автор подчеркивал, что его герой воплощает «элементарные свойства русского человека «. Таков, например, слуга Захар, которого отличают постоянное брюзжание и строптивость, упрямство, неповоротливость, косность и неряшливость, неопрятность и преклонение перед барством, но прежде всего — лень. Вот отчего он уподоблен своему барину. «Обломовская» жизнь Захара закончилась таким же драматическим финалом, как и судьба его барина: он стал нищим, подобно тому, как нищим духовно и нравственно стал под конец жизни и сам Обломов. Крепостнический уклад жизни сформировал их обоих, лишил уважения к труду, воспитал безделье и праздность. В одном из откликов на роман верно говорилось о том, что Захар и Обломов «выросли на одной и той же почве, пропитались одними и теми же соками».

Таким образом, в Обломове воплотились черты характера, порожденного русской патриархальной помещичьей жизнью. Этот образ — крупнейшее мировое обобщение, он является воплощением жизненного застоя, неподвижности, беспробудной человеческой лени.

Обломовское начало живет не только в Захаре, но и в гостях героя, и в быте вдовы Пшеницыной. Оно распространилось по деревням и селам крепостнической России, укоренилось в ее столице, оно проявляется не только в поведении бар, но и в косности чиновников, крепостных крестьян, людей интеллигентных профессий.

Типичность созданного образа подтверждается еще и тем, что у главного героя романа «Обломов» было несколько реальных прототипов. В своих воспоминаниях «На родине» Гончаров рассказывал о трех из них: Козыреве, не вылезавшем из халата, никуда не выезжавшем из имения и не желавшем знать о своих доходах; Гастурине, отличавшемся теми же свойствами; о Якубове, своем крестном, весь день лежавшем в постели, где его и заставали гости. Кроме того, в беседе с издателем М.О. Вольфом Гончаров и в себе признал черты своего героя. «Обломов — это я . я рисовал Обломова с себя», — говорил он. Но если вся страна будет состоять из одних «обломовых», чьи духовные порывы уничтожила лень, то впереди ее ждут разруха, пошлость и нищета. Такие перспективы, конечно, не могут радовать, и это заставляет автора искать «положительные начала русской жизни».

Друг главного героя, Андрей Штольц, олицетворяет еще одну сторону русской действительности. В его характере преобладают воспитанная с детства привычка к труду, самостоятельность, воля к достижению цели, бесстрашие перед трудностями. Он кипит жаждой знаний, жаждой деятельности, жаждой живого общения. В его характере удивительным образом переплелись унаследованные от отца-бюргера деловитость и аккуратность, унаследованные от матери высокая духовность и тонкая душевность. Идеалом для него является осмысленный труд, который он определяет как «образ, содержание, стихию и цель жизни». Хорошо усвоив уроки отца, быт обломовского дома и княжеского замка, Штольц научился удобно и практично устраиваться в жизни. Этот герой «нового века» по-своему симпатичен автору. Писатель дает ему «наполненную, волнующую жизнь, в которой цвела неувядаемая весна», дарит ему семейное счастье с Ольгой Ильинской. Штольц выходит победителем из всех жизненных ситуаций, обретает комфорт, изобилие, благоденствие среди картин и цветов в крымском доме, но почему-то Гончаров не показывает нам своего героя в «деле», не изображает его общественного служения. Сохраняя верность жизненной правде, Гончаров отмечает, что практичность, холодный расчет часто получают у него перевес над трепетностью чувства — ум Штольца преобладает над его сердцем.

Главное качество Штольца — непримиримое отношение к обломовщине в любых ее проявлениях. Он же нашел и само это слово «обломовщина». Но, к сожалению, иногда в нем самом проглядывает то, что можно было бы назвать «отсветом обломовщины». Кипучая деятельность Штольца направлена на узкопрактические цели, лишена интереса к реальности, в нем нет тяги к деятельности на благо общества, к искусству. «Мы не Титаны с тобой, — говорит он Ольге, — мы не пойдем, с Манфредами и Фаустами, на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту. » Успокоение для себя он находит в тихой и комфортной семейной жизни. И потому вовсе не он положительный герой романа.

Многие критики усматривали в этом образе типическое, находили его «живым человеком», но большинство из них соглашались с Н.А. Добролюбовым, считавшим, что «Штольц не дорос еще до идеала общественного русского деятеля».

По-настоящему положительным героем, а точнее, героиней, является Ольга Ильинская. Это живое лицо, также непосредственно взятое писателем из жизни. Воспоминания современников Гончарова и исследование О.М. Чеменной называют в качестве прототипа Ольги Екатерину Майкову, которой был увлечен писатель и которая была самым близким ему человеком в 50-е годы. Образ Ольги Ильинской — образ красивой, молодой и энергичной женщины, обладающей необыкновенной простотой и естественностью, женщины, которую влечет к значительным делам и борьбе, имеющим общечеловеческий смысл, — воплотил лучшие свойства передовой русской женщины 50-х годов. Это образ тонко чувствующего, духовно одаренного человека, обладающего гармонией ума, воли и сердца. Именно такие как Ольга способны выступить на «трудный и тернистый, исполненный лишений и невзгод» путь и в любом забытом уголке сохранить заветы своей молодости.

Продолжатель реалистических традиций Пушкина и Гоголя, Гончаров прежде всего ценил в литературе объективность и глубину изображения жизни. Он исходил из убеждения, что «действительность, какая бы она ни была, нуждается в эпически спокойном изображении». Именно поэтому он выбрал для своего творчества жанр романа, как жанр, наиболее полно отвечающий этим требованиям. Все картины и образы, созданные писателем в романе «Обломов», — удивительно яркие, полные, содержащие в себе характерные черты общества и людей его времени. Этому роману, а также его героям, суждено не просто оставаться понятными и современными для читателей всех поколений и времен. Они прочно вошли в саму нашу жизнь, их имена стали нарицательными, а слово «обломовщина» даже вошло в «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля.

Гончаров И.А. «Обломов». Сравнительная характеристика Обломова и Штольца (Сравнительный анализ)

Согласно расхожей фразе, основанной на одном из многочисленных законов физики, противоположности притягиваются. Именно это взаимодействие положило начало дружбе Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца. По большому счёту, другом главного героя мог бы стать любой человек, хоть чем-то отличающийся от него самого, благо таких персонажей в романе достаточно. Штольц же является полным антиподом Обломова. Это добавляет некую иронию в произведение Гончарова.

Действительно, Илья и Андрей похожи только по возрасту и полу, в остальном… Обломов – дворянин, помещик, домосед, любит поспать и поесть, безвольный, добрый, ленивый и мягкий человек.

Штольц – надворный советник, много путешествует, упорный, трудолюбивый, энергичный, «составлен из костей, мускулов и нервов». То есть, Обломов и Штольц — абсолютно разные люди.

Несмотря на то, что роман называется «Обломов», в нём два главных героя: Илья Ильич и Штольц. Второй введён автором специально, чтобы усилить впечатление читателя от Ильи Ильича, для контраста. Автор, понимая, что Обломов сам по себе, за счёт своей лености и безвольности, не может создать сюжет произведения, добавляет в свой роман человека, который привнёс деятельность, жизнь в бессмысленное существование Ильи Ильича. И благодаря появлению которого начинает происходить череда событий, собственно и составляющих сюжет.

Каждый из этих двух героев пытается изменить другого. Попытки Штольца растормошить Обломова привели к некоему результату, но ненадолго. Как только Штольца не стало рядом, Обломов снова погрузился в вязкую трясину «обломовщины», куда в своё время, пытаясь остудить пыл друга, пытался затянуть и Штольца.

В принципе сравнение Штольца и Обломова можно уместить в одно слово – противоположности или антиподы. Взаимодействие двух крайностей всегда ведёт либо к разрушению, либо, наоборот — к созиданию. В конце романа мы видим, и то, и другое. Благополучие Штольца – брак по любви, сложившаяся семья и карьера. Чем не созидание? Что касается Обломова, то нельзя сказать, что его жизнь была разрушена. Он прожил её достаточно комфортно в своём понимании, но по общим меркам, жизнь его прошла бездарно.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца

Роман «Обломов» является одним из знаковых произведений 19 века, охватывающим многие социальные и философские темы. Важную роль при раскрытии идейного смысла произведения играет анализ соотношения в книге двух главных мужских персонажей. В романе «Обломов» характеристика Обломова и Штольца отражает их абсолютно разную, противопоставляемую автором природу.
По сюжету произведения герои являются лучшими друзьями еще с малых лет, по возможности помогая друг другу даже в зрелом возрасте: Штольц Обломову – решением многих его насущных проблем, а Илья Ильич Андрею Ивановичу – приятными беседами, позволяющими вернуть Штольцу душевное равновесие.

Портретные характеристики героев

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца в романе Гончарова «Обломов» дается самим автором и наиболее примечательна при сопоставлении их портретных характеристик, а также характеров. Илья Ильич – мягкий, тихий, добрый, мечтательный, рефлексирующий увалень, который любое свое решение принимает по велению сердца, даже если разум приводит героя к обратным выводам. Внешность интровертного Обломова полностью соответствует его характеру – его движения мягкие, ленивые, округлые, а образу присуща чрезмерная изнеженность, не характерная для мужчины.

Штольц же, как внутренне, так и внешне, совершенно не похож на Обломова. Главным в жизни Андрея Ивановича является рациональное зерно, во всех делах он полагается только на разум, тогда как веления сердца, интуиция и сфера чувств для героя не только представляют собой нечто второстепенное, но и недоступны, непонятны его рациональным размышлениям. В отличие от «обрюзгшего не по годам» Обломова, Штольц словно состоит из «костей, мускулов и нервов».

Различия в воспитании героев

При сравнении Ильи Обломова и Андрея Штольца, а также для лучшего понимания образов героев, важно кратко описать атмосферу, в которой рос каждый из персонажей. Несмотря на «затягивающую», словно укрывающую пеленой полудремы и лени, среду Обломовки маленький Илья был жизнерадостным, активным и любопытным ребенком, чем вначале очень похож на Штольца. Ему хотелось как можно больше узнать об окружающем мире, но чрезмерная забота родителей, «тепличное» воспитание, прививание устаревших, отживающих себя и направленных на идеалы прошлого ценностей, сделали из ребенка достойного продолжателя традиций «обломовщины», носителя «обломовского» мировоззрения – ленивого, интровертного, живущего в собственном иллюзорном мире.

Однако Штольц также не вырос таким, каким бы мог вырасти. На первый взгляд, соединение в его воспитании строгого подхода отца-немца и нежности матери-дворянки русского происхождения позволили бы стать Андрею гармоничной, всесторонне развитой личностью. Тем не менее, как указывает автор, Штольц рос «кактусом, привыкшим к засухе».

Образование и карьера героев

Противоречивость характеров Штольца и Обломова проявляется уже в юношеские годы, когда Андрей Иванович, стараясь узнавать как можно больше об окружающем мире, пытался привить Илье Ильичу любовь к книгам, зажечь в нем пламя, которое заставило бы его стремиться вперед. И Штольцу это удавалось, но совсем на небольшое время – как только Обломов оставался сам, книга для него становилась менее важной, чем, например, сон. Кое-как, скорее, для родителей, Илья Ильич оканчивает школу, а затем и университет, где ему было абсолютно не интересно, так как герой не понимал, чем ему может в жизни пригодиться математика и другие науки. Даже единственная неудача на службе стала для него концом его карьеры – слишком тяжело было чувствительному, мягкому Обломову перестраиваться под жесткие правила столичного мира, далекие от норм жизни в Обломовке.

Штольцу же, с его рациональным, активным взглядом на мир намного легче продвигаться по карьерной лестнице, ведь любая неудача была для него скорее очередным стимулом, чем поражением. Непрерывная деятельность Андрея Ивановича, высокая работоспособность, умение нравиться другим делали его полезным человеком на любом рабочем месте и приятным гостем в любом обществе, а все благодаря заложенной отцом целеустремленности и непрерывной жажде к знаниям, которую в Штольце его родители развили еще в детстве.

Характеристика Обломова и Штольца как носителей двух противоположных начал

В критической литературе при сопоставлении Обломова и Штольца распространено мнение, что персонажи представляют собой две противоположности, два типа «лишних» героев, которые в «чистом» виде не могут встречаться в реальной жизни, даже несмотря на то, что «Обломов» – реалистичный роман, а, следовательно, и описываемые образы должны быть образами типичными. Однако при анализе воспитания и становления каждого из персонажей становятся понятны причины апатичности, лености и мечтательности Обломова, как и чрезмерная сухость, рациональность, даже схожесть с неким механизмом Штольца.

Сравнение Штольца и Обломова позволяет понять, что оба героя – личности не только типичные для своего времени, но и являются образами, тенденциозными для любых времен. Обломов – типичный сын богатых родителей, воспитанный в атмосфере любви и усиленной заботы, ограждаемый семьей от необходимости работать, что-то решать и активно действовать, ведь всегда будет «Захар», который все сделает за него. Штольц же – человек, которого с малых лет приучают к необходимости работать и трудиться, при этом обделяют любовью и заботой, что приводит к некой внутренней черствости такой личности, к непониманию природы чувств и эмоциональной обделенности.

Роман Ивана Александровича Гончарова был воспринят призывом к противостоянию застоявшийся жизни. Составленное по произведению «Обломов» краткое содержание рассказывает читателю историю избалованного родителями ленивого дворянина.

Краткое содержание романа «Обломов» по главам

На первых страницах происходит знакомство читателя с главным героем романа — Ильей Ильичом Обломовым:

  • дворянин 33 лет;
  • кажется старше своих лет из-за малой подвижности и постоянного домоседства;
  • не терпит сравнения с «другими, которые могут»;
  • «лежанье Ильи Ильича было нормальным состоянием».

Часть первая

Дворянин живет в квартире, за городом у него есть имение. Из письма Илья Ильич узнал об ухудшении дел.

Интересно! В образе Обломова присутствуют черты самого автора. Он отмечает свою любовь к безмятежности, порождающей творческий настрой.

Гончаров описывает гостей Обломова, краткое содержание их визитов сводится к разговорам о самих себе. Илья Ильич мечтает о приезде Штольца.

Все упрекают Обломова в бездействии. Спустя 12 лет жизни в Петербурге мужчина не смог реализовать задуманные в юношестве планы. Он бросил службу, а общественная жизнь его тяготит. Целыми днями Обломов лежит на диване, мечтая о лучшей жизни.

Краткое содержание сна Обломова

Илья Ильич видит сладкий сон. Он снова семилетний мальчик, счастливо живущий в любимом поместье Обломовке. Здесь нет места суете, все сыты и счастливы.

Маленький Илюша видит маму, слушает сказки нянечки. Все домочадцы обожают и хвалят любознательного ребенка.

В пересказе романа «Обломов» краткое содержание сладкого сна о детстве Ильи сменяется событиями в подростковом возрасте. Обломов дружит со Штольцем.

В Обломовке не происходит изменений. Все дети сыты и защищены от тягот. Илье тяжело учиться у Штольца. Парня до сих пор балуют родные. Он растет, теряя мотивацию и силу воли.

Часть вторая

Мама Андрея Штольца была русской, немецкие корни достались от отца. Его с детства учили двум языкам. В 8 лет мальчик уже вовсю читал басни Крылова и немецкие книги.

Штольца в своем романе «Обломов» Иван Гончаров описал подробно, краткое содержание сводится к тому, что мальчика учили самостоятельности с раннего детства.

При этом родители строго контролировали выполнение своих заданий. Андрея никогда не ругали за знакомство с миром. Он пропадал на улице вместе с деревенскими ребятами. Несмотря на все проделки, мама была очень ласковой с мальчиком. Отец же учил работе и ответственности.

Мужчины — абсолютные противоположности, что не мешает им дружить уже много лет.

Автор отмечает причины дружбы Штольца с Обломовым:

  • детство и школа (поместья их семей располагались по-соседству);
  • хорошее отношение семьи Обломовых к Штольцу;
  • физическое и умственное превосходство Штольца;
  • светлое и доброе начало натуры Обломова.

Приехав к Илье, Штольц сразу же решил вывести его из сонного состояния. Неделю он возит Обломова на приемы.

В беседе о смысле жизни Илья признается, что мечтает жить в Обломовке, не напрягаясь трудом и проблемами. Штольца не привлекает такая перспектива, он называет картину мира друга не жизнью, а «обломовщиной».

На заметку! Данное слово из романа Гончарова стало нарицательным. Кроме лени оно означает неторопливость, созерцание и мягкодушность.

В доме Ильинских живет красивая девушка Ольга. С ней знакомится Обломов, кратчайшее содержание их встречи описывает возникшую взаимную симпатию. Девушка назначает Илье свидание, на котором признается ему в чувствах.

Мысли о переменах пугают мужчину, и он решает отказаться от любимой. Однако, видя ее слезы, просит прощения. Влюбленные размышляют о помолвке.

Часть третья

Краткое содержание третьей части романа «Обломов» начинается с первого недопонимания влюбленных. Ольга не разделяет воодушевления Обломова. Она любит мужчину, но подходит к свадьбе практично. Поэтому с мечтами Ильи произошел облом, в кратком содержании представлено подробное описание поведения главного героя.

Ольга говорит Илье, чтобы тот уладил вопросы с Обломовкой и нашел жилье для них в Петербурге. Девушка не раскроет своих намерений перед теткой, пока не будет уверена в своем будущем.

Обломову не удается решить вопрос с жильем, а дела в поместье идут только хуже. Мужчина, не решаясь рассказать об этом Ольге, сообщает ей о своем недомогании.

Сам же он неделю был дома. Ольга наведывается к Обломову и упрекает в обмане. Девушка уговаривает возлюбленного посетить вместе с ней и тетей оперу.

Обломов думает, что спустя год в поместье улучшатся дела. Мужчина радуется, что в Обломовку отправится вместо него другой человек. Ольге он говорит о том, что расставаться им не придется, но со свадьбой нужно повременить. Ильинская заявляет о расставании, отчего наутро у мужчины случается горячка.

Часть четвертая

Подробное краткое содержание четвертой части «Обломова» переносит читателя на год вперед после расставания Ольги и Ильи Ильича. Мужчина живет все в той же квартире Агафьи Матвеевны.

Обломов получил деньги из поместья, расплатился с долгами. Постепенно между Агафьей Матвеевной и Ильей Ильичом зародилось чувство влюбленности.

Приехавший Штольц рассказал о том, что Ольга уехала за границу. На самом деле, встретив девушку в Париже, Андрей влюбился в нее. Чувства Ольги были взаимными, влюбленные помолвлены.

Спустя полтора года Штольц снова приезжает к другу. Он рассказывает о женитьбе на Ольге. В ответ на жалобы Обломова Штольц помогает финансово и решает хозяйские вопросы. Андрей устроил все в Обломовке.

На заметку! Гончаров писал роман на протяжении 12 лет. Описываемые события длятся около 10 лет.

Несколько лет Штольц не приезжал в Петербург. В поместье Илья Ильич еще больше обленился. Однажды у него случился удар. Врач сказал, что нужно вести активный образ жизни и соблюдать диету. Мужчина нарушает медицинские указания.

После очередного приступа Обломов тихо умирает. Сына, которого Илья Ильич назвал в честь друга Андреем, Штольц забрал себе на воспитание.

Краткое содержание романа «Обломов» по частям описывает жизнь человека, который боится любых изменений. В противоположность Обломову представлен вечно движущийся и социальный Штольц. На их примере Гончарову удалось сопоставить застоявшиеся и деградирующие устои развивающемуся и новому началу.

(760 слов) Одним из главных произведений Ивана Гончарова является роман «Обломов». Оно остаётся актуальными и в наши дни, ведь имеет ярко выраженную социально-психологическую направленность. Затрагивая вечные вопросы, писатель не даёт на них однозначного ответа. Автор даёт возможность читателю самому определить пути решения проблем. Одной из наиболее важных проблем является мысль семейная. Именно родители сформировали мировоззрение и определили судьбы Ильи Обломова и Андрея Штольца. Естественно, персонажи имеют как сходства в отношении к семье, так и существенные отличия. Рассмотрим поподробнее, как Андрей Штольц и Илья Обломов относились к своим семьям? 

Как уже было сказано, воспитание Андрея Штольца отличается от воспитания Ильи Обломова. Именно воспитание значительно повлияло на формирование характеров героев и на их дальнейшую судьбу. Автор описывает семью Ильи Обломова в финальной главе первой части романа — «Сне Обломова». Илья видит родную обстановку тихой Обломовки. Герой вспоминается свое беззаботное детство, родителей и слуг. Можно заметить, что у семьи Обломова существовали свои жизненные принципы и правила. Главными ценностями в данной семье был отдых и вкусная еда. Каждый день семья была озабочена тем, какие блюда необходимо приготовить. После обеда Обломовка пребывала в ленивом и сонном безделье. В Обломовке никто не обсуждал важных и серьёзных вопросов, проблемы не решались, а просто игнорировались. Родители окружили Обломова чрезмерной опекой в детстве, поэтому он вырос таким бездеятельным человеком. Но эта безграничная любовь, доходящая до удушья, привязала Илью к матери и отцу, ведь жизнь в родной деревне стала для него эталоном. Герой мечтал, что ему удастся построить свое семейное счастье в таком же виде. Свои будущие отношения с супругой персонаж представлял такими, какими он были между его матерью и отцом. Можно сказать, что Ольга и Илья были обречены на расставание. Ведь героиня лишь на первый взгляд казалась идеалом Обломова. Она была не готова провести всю свою жизнь лишь в бытовых радостях. Именно из них, по мнению Обломова, и складывалось семейное счастье. 

Обломов познакомился со Штольцем ещё в школьные годы. Тогда Андрей стал его лучшим другом. На становление характера Штольца повлиял тот факт, что герой родился в семье немца и русской дворянки. Он вырос целеустремлённым и активным человеком, потому что отец не баловал его, а приучал к труду. Вся жизнь семьи строилась по строгому распорядку, была наполнена деятельностью. Благодаря матери Андрей Штольц учился искусству, музыке, живописи. Женщина представляла, каким уважаемым человеком в светском обществе будет её сын. Штольц вырос таким же деловым и практичным, каким был его отец. Безусловно, он являлся главным авторитетом для Андрея. Это особенно заметно, когда молодой человек на несколько дней уходил из дому, однако не забывал выполнять все задания отца. 

Андрей Штольц рано остался без матери. Несмотря на то, что главный герой обладал волевым характером, смерть матери представляла для Андрея большую трагедию. Ведь герой сильно любил ее. Кроме того, на настроение главного персонажа повлияло и то, что когда Андрей уезжал в Петербург, отец даже не сказал слов ободрения своему сыну. Вероятнее всего, по этим причинам отношение героев к своей семье отличалось. Можно заметить, что Штольц нечасто думал о своих родителях. Для персонажа идеал семейной жизни заключался во взаимоотношениях, царящих в семье Обломова. Поэтому в браке Андрей стал более похож на своего друга. Он хотел тишины, уюта и радостей совместного быта.

Несмотря на то, что главные герои получили разное воспитание, Обломов и Штольц с одинаковым уважением относятся к родителям. Персонажи желают быть похожими на своих родителей. Именно благодаря воспитанию Андрей Штольц стал практичным и целеустремлённым человеком. Оно помогло герою набраться невероятной силы воли и достичь определённых высот в карьере. А вот чрезмерная опека со стороны родителей сделала из Обломова апатичного и бездеятельного человека, но эти свойства герой не считал плохими. Илья Ильич разочаровывается в карьере при первой же неудаче на службе. Вместо того, чтобы работать он постоянно лежит на диване и мечтает о родной обстановке Обломовки.  

Читатель замечает, что у Обломова и Штольца сходятся представления о будущей жене. Она должна быть похожей, по их мнению, на мать. Обломов обретает прекрасную, тихую и хозяйственную супругу в лице Агафьи. А вот у Штольца произошла совсем другая ситуация. В характере Ольги Андрей Штольц заметил черты своей матери. Однако спустя определённое время герой понимает, что Ольга не такая, как его мать. Ей мало семейной жизни для самовыражения, она скучает в типично женской роли 19 века. Андрей должен все время совершенствоваться, чтобы быть авторитетом для требовательной супруги, и их союз не был тихой и уютной гаванью, о которой мечтал Андрей.

Таким образом, тема семьи занимает центральное место в романе Гончарова «Обломов». Ведь именно воспитание во многом определяет жизненные ориентиры и идеалы персонажей. Очень вероятно, что если бы Обломов не был окружён чрезмерной заботой, а Штольц рано не остался бы без матери, их судьбы сложились иначе. Изображая два абсолютно разных типа личности, писатель мастерски раскрыл тему воспитания. 

Автор: Виктория Комарова

  • Рассказ о эратосфене 5 класс география
  • Рассказ о штольце читать
  • Рассказ о школьных принадлежностях на английском языке
  • Рассказ о штольце в романе обломов 1 2 главы
  • Рассказ о шотландии на английском языке с переводом