Рассказ о северном ледовитом океане

21 мая 1937 года была создана первая дрейфующая научная станция северный полюс-1. в этот день на льдину возле полюса сел

21 мая 1937 года была создана первая дрейфующая научная станция «Северный полюс-1». В этот день на льдину возле полюса сел советский самолет, привезший людей и материалы для возведения построек, в которых четверо отважных полярников должны были прожить несколько сотен дней и исследовать тот район Северного Ледовитого океана, куда до них не ступала нога человека. Они были первыми, научные данные, добытые ими, были бесценны — ведь до них никто здесь не вел научных исследований.

Москвичи встречают участников экспедиции Северный полюс-1. Фото П. Трошкина

Москвичи встречают участников экспедиции Северный полюс-1. Фото П. Трошкина, ru.wikipedia.org

С чего началась эта экспедиция?

Первым идею создания дрейфующей научно-исследовательской станции в Северном Ледовитом океане предложил знаменитый полярник, Герой советского Союза, академик Отто Юльевич Шмидт 13 февраля 1936 года. В этот день на совещании в Кремле он предложил руководству СССР свой план изучения Арктики.

Итогом совещания стало правительственное постановление — в течение года подготовиться к отправке на лед в районе Северного Полюса группы зимовщиков, которая начнет исследования этой новой, совершенно неизученной территории.

Фото: ru.wikipedia.org

О. Ю. Шмидт — начальник Главсевморпути, 1936 г. Фото: ru.wikipedia.org

В 1936 году на острове Рудольфа, расположенном на архипелаге Земля Франца-Иосифа был подготовлен промежуточный аэродром, с которого исследователи планировали отправить самолет уже прямо на Северный Полюс. На временный полярный аэродром было доставлено продовольствие, горючее для самолетов, разборные помещения для лагеря зимовщиков. Специально для новой станции зимовщиков были созданы новые виды пищи — высокоэнергетичные, вкусные, очень компактные и легко хранящиеся, были созданы новые материалы — палатка экспедиции на четырех человек с четырьмя спальными местами весила всего 56 килограммов, при этом она сохраняла тепло во много раз лучше даже разборного деревянного домика. Палатка была брезентовой, но между слоями брезента находился гагачий пух, обеспечивавший стене отличное удержание тепла. Для полярников придумывалась новая морозоустойчивая одежда, оборудование для исследований. Даже новая радиостанция была создана — чтобы работала всю зимовку и обеспечивала бесперебойную связь с Большой Землей.

Льдина, на которой была создана дрейфующая станция, имела площадь 15 квадратных километров(3*5 километров), лед был толщиной в 3 метра. Некоторое время льдина двигалась в районе Полюса, но потом ее подхватило течение, о существовании которого ученые тогда еще не подозревали — и льдина со скоростью около 20 километров в сутки начала двигаться на юг. Станция проработала 274 дня, продрейфовав более 2500 километров от Северного полюса до Гренландского моря, 19 февраля ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман» взяли на борт полярных исследователей в 70 километрах от побережья Гренландии.

Зимовщиков было четверо:

  • Руководитель экспедиции Иван Дмитриевич Папанин
  • Метеоролог и геофизик Евгений Константинович Федоров
  • Гидробиолог и океанограф Петр Петрович Ширшов
  • Радист Эрнест Теодорович Кренкель

В составе экспедиции были двое ученых, уже известных своими исследованиями Арктики, известный полярный радист, участвовавший в экспедициях на пароходах «Сибиряков» и «Челюскин». И руководитель, он же комиссар экспедиции.

Специально для тех, кто читал про маузер Папанина. Поверьте, этот рассказ — просто анекдот. Все четыре участника экспедиции были или членами ВКП(б) или кандидатами в члены ВКП(б) (Кренкель был кандидатом аж с 1934 года) — потому россказни о том, как Кренкеля выгоняли с секретных партсобраний станции, после чего он по рации передавал на Большую Землю «сверхсекретные решения» тех партсобраний — не более, чем интеллектуальный стеб истинных демократов.

Фото: ru.wikipedia.org

Папанин, награждённый орденом Красного Знамени 1938 г. Фото: ru.wikipedia.org

Да, Иван Дмитриевич Папанин был комиссаром на Гражданской войне. Да, он не был ученым. Да, он был не слишком образован. Но он был очень опытным полярником, с 1932 по 1935 он год был начальником зимовок на полярных станциях, одна из которых размещалась на Земле Франца-Иосифа, а другая — на мысе Челюскин, поэтому опыт полярника, опыт руководства зимовкой у него был очень хороший. Так что тот факт, что он был не только начальником станции СП-1, но еще и поваром — говорит только о том, что он готов был браться за любую необходимую на станции работу.

И первый свой орден «Красного Знамени» он заработал еще в Гражданскую, когда это был единственный орден Советской России и награждали им только самых-самых храбрых и отчаянных героев.

Да, начальник экспедиции не вел научных исследований — но он создавал ученым условия для ведения таких исследований. Дрейф длительностью в 274 дня в районе Арктики, который до того времени был абсолютно не исследован, дал мировой науке уникальную информацию — и о скорости и направлении дрейфа льдов в Северном Ледовитом океане. Производились метеорологические и гидрологические исследования — все данные, что передавались со станции, были бесценны и уникальны, ибо открывали ученым данные о совершенно ранее неизвестном регионе Земли.

К тому времени, когда ледокольные пароходы нашли льдину с полярниками, ее размер уменьшился до нескольких десятков метров и в глубине души они все были готовы к самому худшему — но помощь зимовщикам подошла вовремя.

После возвращения на Родину и доклада о зимовке все участники экспедиции были удостоены звания Героя Советского Союза и научной степени Доктор Географических Наук. Все четверо затем работали в Арктике, пока позволяло здоровье. Метеоролог Федоров стал руководителем Гидрометеослужбы СССР. Радист Кренкель руководил радиосвязью Севморпути. Иван Дмитриевич Папанин был руководителем Севморпути.

Начиная с 1950-х годов, в Северном Ледовитом океане постоянно работают дрейфующие станции «Северный Полюс», на которых зимуют десятки зимовщиков, оборудованы они по последнему слову техники, объем научных исследований, проводимых на них учеными-исследователями в десятки раз превосходит то, что за 274 дня смогли осуществить пионеры полярных исследований. Но те четверо отважных были первыми, потому их вклад в науку бесценен.


21 мая 1937 года начала свою работу научная станция «Северный полюс-1»

Для журнала Calend.ru – Игорь Вадимов

Конспект
окружающий мир 4 класс

АТЛАНТИЧЕСКИЙ,
СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ И ИНДИЙСКИЙ ОКЕАНЫ

Цель:
сформировать у учащихся представление об особенностях Атлантического, Северного
Ледовитого и Индийского океанов; продолжить учить читать карту и работать с
ней; учить составлять компьютерные презентации, рассказы о природе материков и
океанов, выступать перед классом с подготовленной информацией; воспитывать
наблюдательность, увлеченность неповторимостью и величием природы.

Ход
урока

I.
Организационный МОМЕНТ

II.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1.
Ответы на вопросы для повторения из рубрики «Проверь себя» (с. 51)

2.
Естественная разминка «верите Ли вы?»


Верите ли вы в то, что океаны-огромные участки воды, окружающие материки и
острова?


Верите ли вы в то, что вода в океане не соленая?


Верите ли вы в то, что на Земле существует четыре океана?


Верите ли вы в то, что Тихий океан-самый маленький?

III.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА


Сегодня на уроке вы узнаете об особенностях Атлантического, Северного
Ледовитого и Индийского океанов.

IV.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.
Рассказ учителя


Разнообразный живой мир морей и океанов. Ученые считают, что жизнь на нашей
планете возникла именно в Мировом океане.

В
настоящее время в морях и океанах обитают более 20 тысяч видов рыб и множество других
морских животных: из млекопитающих — киты и дельфины, а также маленькие рачки,
моллюски — от небольшой улитки до гигантских кальмаров и осьминогов. Известны
глубоководные кальмары, которые достигают со своими щупальцами 14 метров
длиной. Хищные рыбы — белые акулы, которые прозвали «морскими разбойниками»,
наводят ужас на всех водных обитателей.

В
глубинах морей темно и холодно. Там живут небольшие морские животные.
Глубоководные рыбы редко могут добыть себе пищу, которой очень мало на глубине.
Некоторые из них излучают сине-зеленый фосфоресцирующий свет для привлечения
маленьких рыбок в качестве добычи.


Припомните! Какой океан Земли является вторым по размерам?


Рассмотрите физическую карту полушарий. В каких полушариях расположен Атлантический
океан?


Найдите на карте моря Атлантического океана. Определите, к какому океану
относятся Черное и Азовское моря.


Как меняется температура океанической воды от экватора к полюсам?


Температура воды в разных частях Атлантического океана неодинакова. Самая
теплая-вблизи экватора. В теплой воде растет много водорослей. Среди них и
бурая саргассовая водоросль, образующая заросли на больших территориях. У
Северной Америки даже море назвали Саргассовым. Там обитают акулы, летучая
рыба, рыба тунец, морские черепахи. Из птиц-альбатросы и фрегаты. В северной и
южной частях океана живут киты, тюлени, морские котики.


Что вы знаете об Индийском океане?


Рассмотрите физическую карту полушарий. В каких полушариях расположен Индийский
океан?


Берега каких материков он омывает?


Назовите материки, омываемые водами Индийского океана.


Почему на севере Индийского океана всегда тепло, а на юге всегда холодно?


Растения теплого Индийского океана — это заросли бурых, зеленых и красных
водорослей. От обилия микроскопических зеленых водорослей вода «зацветает». В
теплых водах обитают крупные медузы, крабы, многие виды рыб, акулы, морские
черепахи и морские змеи. Водятся в океане скаты и осьминоги. У берегов
попадаются крокодилы.


Припомните! Что вы знаете о Северном Ледовитом океане?


Почему он имеет такое название?


Рассмотрите физическую карту полушарий. В каких полушариях расположен Северный
Ледовитый океан? Берега каких материков он омывает?


В толще воды Северного Ледовитого океана живут микроорганизмы. У берегов растут
водоросли: ламинария, фукус. Обитают раки, медузы, рыба: сельди, треска,
камбала, окунь Морской. На островах существуют колонии моржей и тюленей, птичьи
базары. Вблизи побережья на льду живут белые медведи, которые охраняются.
Редкими стали киты.


Поразмыслите! Чем Северный Ледовитый океан отличается от Атлантического?


Какую роль играет Северный Ледовитый океан в жизни человека?


Докажите, что обитатели Северного Ледовитого океана приспособились к суровым
природным условиям.

2.
Работа по учебнику (с. 51-54)

Упражнение»Микрофон»

Ученики
отвечают на вопросы на с. 51.


Чем Атлантический океан отличается от Тихого?


Почему климат Атлантического океана разнообразен?


Что вы узнали о животном мире Атлантического океана?


Какую роль играет Атлантический океан в жизни людей?


Что вы узнали о Северном Ледовитом океане?


Как называют все пространство океана вместе с морями?

Учитель
предлагает ученикам определить по карте полушарий, какие материки омывает
Северный Ледовитый океан.


Каков климат Северного Ледовитого океана?

Учитель
предлагает ученикам определить по карте полушарий в школьном атласе, какие
материки омывает Индийский океан.


Какие особенности имеет Индийский океан?


Чем Индийский океан отличается от Атлантического?


Какое значение имеет Индийский океан в жизни человека?


Расскажите, о чем вы прочитали в «Библиотечке естествоиспытателя».


Прочитайте и запомните выводы на с. 54.


Какими словами вы обогатили на уроке свой словарь?

3.
Физкультминутка

V.
обобщение и систематизация знаний

1.
Работа в группах

Работа
с картой мира


Отгадайте название океана по описанию, покажите на карте полушарий.

1-я
группа

Самый
большой океан на Земле. Расположен между материками Евразией, Австралией,
Северной и Южной Америкой, Антарктидой. Морские границы имеет с Северным
Ледовитым, Индийским, Атлантическим океанами. (Тихий океан)

2-я
группа

Второй
по размеру океан после Тихого океана. Площадь 91,6 млн км2. Имеет сильно
изрезанную береговую линию с выраженным членением на региональные акватории:
моря и заливы. Название получил от имени титана Атласа (Атланта) в греческой
мифологии или от легендарного острова Атлантида. (Атлантический океан)

3-я
группа

Третий
по размеру океан Земли, покрывающий около 20 % ее водной поверхности. На севере
ограничен Азией, на Западе — Аравийским полуостровом и Африкой, на востоке —
Индокитаем, Зондскими островами и Австралией, на юге — Южным океаном.
(Индийский океан)

4-я
группа

Самый
маленький по площади океан Земли, расположенный между Евразией и Северной
Америкой. (Северный Ледовитый океан)

Во
время работы заполняется таблица.

Название
океана наибольшая глубина (м) какие материки омывает растительный и животный
мир

Тихий
11 022 все, кроме Африки (5)

Атлантический
8 742 все, кроме Австралии (5)

Индийский
7 729 Африка, Евразия, Австралия, Антарктида (4)

Северный
Ледовитый 5 527 Евразия, Северная Америка (2)

2.
Блицвикторина


Самый большой океан. (Тихий)


Самый маленький океан. (Северный Ледовитый)


Океан, разделяющий Африку и Австралию. (Индийский)


Океан, названный в честь мифического героя. (Атлантический)


Самый холодный океан. (Северный Ледовитый)


Океан, опроверг свое название. (Тихий)


Самый глубокий океан. (Тихий)

3.
Игра»пять предложений»

Ученики
в пяти предложениях формулируют усвоенные на уроке знания.

VI.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ


Какие океаны составляют Мировой океан? Покажите их на глобусе и на карте.


Какой океан самый большой? Назовите и покажите его на карте.


Какой океан самый теплый? Почему? Покажите его на карте.


Назовите и покажите на карте океан, второй по размеру.


Как вы считаете, почему Северный Ледовитый океан получил такое название?


Какое хозяйственное значение имеет Мировой океан?


В каком океане самый богатый растительный и животный мир? Почему? Докажите свое
мнение.

VII.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник
(с. 51-54).

  • Рассказ о себе при устройстве на работу
  • Рассказ о себе пример для работы
  • Рассказ о себе пример для резюме пример
  • Рассказ о себе первоклассника образец
  • Рассказ о себе по немецкому языку 5 класс с переводом