Рассказ о семи повешенных характеристика муси

Краткие содержанияандрееврассказ о семи повешенныхпожилой министр сидит в раздумьях и растерянности в чужом доме. ему сообщили о времени, когда на
  • Краткие содержания
  • Андреев
  • Рассказ о семи повешенных

Пожилой министр сидит в раздумьях и растерянности в чужом доме. Ему сообщили о времени, когда на него будет совершенно покушение. Для безопасности пришлось выехать из своего дома с семьёй. Эта новость ошарашила мужчину.

Революционеров, готовящихся убить министра, поймали и отвели на допрос. Их всех ждала казнь через повешение. Теперь эти молодые мужчины сидели в точно таких же размышлениях, как и министр ранее. Всех их беспокоили мысли о неминуемой смерти.

Сергей Головин не боялся самой смерти, ему лишь было жаль прощаться с жизнью. Каширин же, наоборот, приходил в ужас от мысли о казни, но всеми силами старался не выдавать своих чувств. Вернер совсем иначе относился к вопросу смерти: он был уверен, что эта казнь – показатель того, что их боятся, а, значит, они уже победили. Тоненькая юная Муся была готова отказаться от своего тела, чтобы её душа могла взлететь к небесам. Таня, ставшая всем матерью, не думала о себе, а беспокоилась об остальных.

Вместе с этими 5 революционерами сидят еще двое: Янсон – рабочий, убивший своего хозяина и пытавшийся изнасиловать его жену, и Михаил Голубец, совершивший множество тёмных дел. Голубец был чуть ли не горд своими преступлениями и открыто называет себя разбойником. В отличие от него Янсон был шокирован и содеянным и надвигающейся казнью.

По мере того, как проходит время и близится час смерти, что-то меняется в душе каждого. Вернер отбросил всякое презрение к людям и понял, что этот мир великолепен. Только Голубец продолжает веселиться. Он испытал панику, лишь увидев, что всех ведут к виселице парами, а ему суждено встретить смерть в одиночестве. Татьяна уступила ему место в паре с Мусей, и мужчина под руку повёл девушку к смерти.

На восходе тела семерых сложили в ящик.

В произведении автор описывает эмоциональное и психологическое состояние героев, приговоренных к смерти. Каждый персонаж произведения переживает близость казни по-своему.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

История создания

История о семи повешенных была написана на основе реальных событий. Прототипами героев стали члены боевого отряда Всеволода Лебединцева. Группа планировала покушение на министра юстиции, но была предана провокатором Азефом. Всех участников представили к суду, после чего казнили в Лисьем носу 18 февраля 1908 года.

В основе рассказа Андреева лежит психологический конфликт между инстинктом жизни и смерти. Писатель использовал обобщенные образы для создания персонажей и прибавил к ним информацию о В. Лебединцеве. Дополнительно автор использовал рассказ присяжного поверенного — он был обнаружен в архивах в 2009 году.

Андреев завершил работу над текстом в рекордно короткие сроки и уже 5 апреля 1908 году читал произведение своим знакомым. Критики высоко оценили работу писателя. Произведение посвящено Льву Толстому.

В «Рассказе о семи повешенных» Л.Н. Андреев исследует психологическое состояние героев, приговоренных к казни. Каждый персонаж произведения переживает близость смерт­ного часа по-своему. Сперва Л.Н. Андреев рассказывает о му­ках тучного министра, спасающегося от покушения террори­стов, о котором ему доложили. Сначала, пока вокруг него бы­ли люди, он испытывает чувство приятной возбужденности. Оставшись в одиночестве, министр погружается в атмосферу животного страха.

Он вспоминает недавние случаи покуше­ний на высокопоставленных лиц и буквально отождествляет свое тело с теми клочками человеческого мяса, которые когда- то видел на местах преступлений.

Л.Н. Андреев не жалеет художественных деталей для изо­бражения натуралистических подробностей: «…От этих вос­поминаний собственное тучное больное тело, раскинувшееся на кровати, казалось уже чужим, уже испытывающим огнен­ную силу взрыва». Анализируя собственное психологическое состояние, министр понимает, что спокойно пил бы свой кофе. В произведении возникает мысль о том. что страшна не сама смерть, а ее знание, особенно если обозначен день и час твое­го конца. Министр понимает, что не будет ему покоя, пока он не переживет этот час, на который назначено предполагаемое покушение. Напряжение всего организма достигает такой си­лы, что он думает, что не выдержит аорта и что он физически может не справиться с нарастающим волнением.

Далее в рассказе Л.Н. Андреев исследует судьбу семерых за­ключенных, приговоренных к казни через повешение. Пятеро из них являются как раз теми самыми террористами, которых пой­мали при неудачном покушении. Писатель дает их развернутые портреты, в которых уже во время сцены суда видны признаки приближения к гибели: на лбу арестантов выступает пот, пальцы дрожат, возникает желание кричать, ломать пальцы.

Для заключенных особой пыткой также становится не столько сама казнь, в ходе которой они держатся мужественно и достойно, поддерживают друг друга, а длительное ожидание.

Л.Н. Андреев последовательно представляет читателю це­лую галерею образов террористов. Это Таня Ковапьчук, Муся, Вернер, Сергей Головин и Василий Каширин. Самым тяже­лым испытанием перед смертью для героев оказывается сви­дание с родителями. «Самая казнь во всей ее чудовищной не­обычности, в поражающем мозг безумии ее, представлялась воображению легче и казалась не такою страшною, как эти несколько минут, коротких и непонятных, стоящих как бы вне времени, как бы вне самой жизни», — так передает чувства Сергея Головина перед казнью Л.Н. Андреев. Возбужденное состояние героя перед свиданием писатель передает через жест: Сергей бешено шагает по камере, щиплет бородку, морщится. Однако родители стараются вести себя мужествен­но и поддержать Сергея. Отец находится в состоянии выму­ченной отчаянной твердости. Даже мать только поцеловала и молча села, не заплакала, а странно улыбалась. Лишь в конце свидания, когда родители ревностно целуют Сергея, в их гла­зах появляются слезы. Однако в последнюю минуту отец вновь поддерживает сына и благословляет его на смерть. В этой выразительной в художественном отношении сцене пи­сатель прославляет силу родительской любви, самого беско­рыстного и самоотверженного чувства на свете.

К Василию Каширину на свидание приходит только мать. Будто бы вскользь мы узнаем, что отец его — богатый торго­вец. Родители не понимают поступка сына и осуждают его. Од­нако мать все-таки пришла проститься. Во время свидания она словно не понимает сложившейся ситуации, спрашивает, поче­му сыну холодно, упрекает его в последние минуты свидания.

Символично, что они плачут в разных углах комнаты, да­же перед лицом смерти говоря о чем-то пустом и ненужном. Лишь после того, как мать выходит из здания тюрьмы, она от­четливо понимает, что сына завтра будут вешать. Л.Н. Андре­ев подчеркивает, что муки матери, быть может, во сто крат сильнее переживаний самого обреченного на казнь. Старуха падает, ползает по ледяному насту, и ей мерещится, что она пирует на свадьбе, а ей все льют и льют вино. В этой сцене, где горе граничит с безумным видением, передается вся сила отчаяния героини, которая так никогда и не побывает на свадьбе сына, не увидит его счастливым.

Таня Ковальчук переживает прежде всего за своих товари­щей. Муся счастлива умереть как героиня и мученица: «Нет ни сомнений, ни колебаний, она принята в лоно, она правомерно

2-10738 вступает в ряды тех светлых, что извека через костер, пытки и казни идут к высокому небу». Купаясь в своих романтических мечтах, она уже мысленно шагнула в бессмертие. Муся готова была на безумство ради торжества моральной победы, ради эй­фории от безумства своего «подвига». «Мне бы даже так хоте­лось: выйти одной перед целым полком солдат и начать стре­лять в них из браунинга. Пусть я одна, а их тысячи, и я никого не убью. Это-то и важно, что их тысячи. Когда тысячи убивают одного, то, значит, победил этот один», — рассуждает девушка.

Сергею Головину жалко своей молодой жизни. Особенно остро подступал к нему страх после физических упражнений. В то время как на воле он ощущал в эти минуты особый подъ­ем жизнерадостности. В последние часы герой чувствует, что его как будто оголили: «Смерти еще нет, но нет уже и жизни, а есть что-то новое, поразительно непонятное, и не то совсем лишенное смысла, не то имеющее смысл, но такой глубокий, таинственный и нечеловеческий, что открыть его невозмож­но». Всякая мысль и всякое движение перед лицом смерти ка­жется герою безумием. Время для него словно останавливает­ся, и в этот момент ему сразу становятся видны и жизнь, и смерть одновременно. Однако Сергей усилием воли все-таки заставляет себя сделать гимнастику.

Василий Каширин мечется по камере, страдая, как от зубной боли. Примечательно, что он лучше других держался, когда шла подготовка к террористическому акту, так как его вдохновляло чувство утверждения «своей дерзкой и бесстрашной воли».

В тюрьме же его подавляет собственное бессилие. Таким образом, Л.Н. Андреев показывает, как ситуация, с которой герой подходит к смерти, влияет на само восприятие челове­ком этого события. Наиболее интеллектуальный член террористической груп­пы — Вернер, знающий несколько языков, обладающий пре­красной памятью и твердой волей. Он решил отнестись к смерти философски, так как не знал, что такое страх. На суде Вернер думает не о смерти и даже не о жизни, а разыгрывает трудную шахматную партию. При этом его совершенно не ос­танавливает то, что партию он может и не закончить. Однако перед казнью он все-таки оплакивает своих товарищей.

Вместе с террористами к казни приговорили еще двух убийц: Ивана Янсона, работника, отправившего на тот свет сво­его хозяина, и разбойника Мишку Цыганка. Янсон перед смер­тью замыкается в себе и все время твердит одну и ту же фразу: «Меня не надо вешать». Цыганку предлагают самому стать па­лачом и этим купить себе жизнь, но он медлит. Детализировано изображает Л.Н. Андреев муки героя, который то представляет себя палачом, то ужасается этим мыслям: «…Становилось тем­но и душно, и куском нетающего льда делалось сердце, посы­лая мелкую сухую дрожь». Однажды в минуту крайней душев­ной слабости Цыганок воет дрожащим волчьим воем. И этот звериный вой поражает ужасом и скорбью, царящими в душе Цыганка. Если Янсон постоянно находится в одном и том же отрешенном состоянии, то Цыганка наоборот преследуют кон­трасты: он то умоляет о пощаде, то ругается, то бодрится, то им обуревает дикая лукавость. «Его человеческий мозг, поставлен­ный на чудовищно острую грань между жизнью и смертью, распадался на части, как комок сухой и выветрившейся глины», — пишет Л.Н. Андреев, подчеркнув тем самым мысль о том, что личность приговоренного к смерти человека начинает рас­падаться еще при жизни. Символична в рассказе повторяющая­ся деталь: «Янсон постоянно поправляет на шее грязно-красный шарф. Таня Ковальчук предлагает мерзнущему Василию Каши- рину повязать на шею теплый платок, а Мусе натирает шею шерстяной воротник».

Основная идея рассказа состоит в том, что каждый из нас должен задуматься перед лицом смерти о главном, о том, что даже последние минуты человеческого бытия имеют особый смысл, быть может, самый важный в жизни, раскрывающий суть нашей личности. «Рассказ о семи повешенных» написан в русле настроений эпохи начала XX века, когда тема судьбы, рока, противостояния жизни и смерти выходит на главное ме­сто в литературе. Рубежность, катастрофичность, утрата соци­альных опор — все эти особенности обусловили актуальность проблематики рассказа.

Похожие материалы:

  • А.В. Вампилов «Прошлым летом в Чулимске» — анализ произведения — .
  • А.В. Вампилов «Старший сын» — анализ произведения — .
  • А.В. Вампилов «Утиная охота» — анализ произведения — .
  • В.В. Маяковский «Баня» — анализ произведения — .
  • В.В. Маяковский «Клоп» — анализ произведения — .

Основные герои

В рассказе «О семи повешенных» Леонида Андреева, краткое содержание которого позволяет узнать все этапы работы, есть несколько действующих лиц. Многие из них имели реальные прототипы, но писатель значительно изменил их образы.

В реальности было семь революционеров, всего арестовали девятерых, но к казни приговорили только часть. В рассказе Андреева их пятеро. Еще два человека не имеют отношения к боевому отряду — это эстонец Янсон, который убил своего хозяина, и бандит Миша Цыганок, попавший за убийство и разбой. Список революционеров:

  1. Сергей Головин.
  2. Василий Каширин.
  3. Таня Ковальчук.
  4. Муся и Вернер — их настоящие имена неизвестны.

Каждый герой ведет себя особенным образом в одиночной камере. Так, Муся в рассказе «О семи повешенных» представлена как женщина, которая считает казнь подвигом и путем к бессмертию. Янсон и Каширин очень боятся смерти, а Ковальчук старается заботиться о товарищах.

Читать повесть «О семи повешенных» нужно для того, чтобы понять нравственные муки людей, которым осталось недолго жить. Конец произведения только подчеркивает контраст между жизнью и смертью.

Популярные сегодня пересказы

  • Матерь человеческая — краткое содержание романа Закруткина
    Произведение повествует о событиях, происходивших в период Великой Отечественной войны на белорусской территории. Повествование в повести ведется от имени рассказчика, являющегося бывшим военным, который в прикарпатском городке
  • Облака — краткое содержание комедии Аристофана
    Произведение афинского философа по жанровой направленности является разоблачением софистики, которая представляет собой новую философскую теорию, появившуюся в период творения драматурга.
  • Скворцы — краткое содержание рассказа Белова
    В это утро мать вымыла полы, начистила песком медный самовар, а потом, поправив на Павлуне теплое одеяло, ушла в колхоз на работу. Начиналась весна, и мальчику очень хотелось посмотреть, как отражается солнце в начищенном самоваре
  • Краткое содержание повести Скотный двор Оруэлл по главам
    Жанровая направленность произведения позволяет отнести его к разряду антиутопической повести-притчи, основная тематика которой заключается в изображении возникновения революционных движений
  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ рассказа Рассказ о семи повешенных Андреева

Сюжетная линия произведения выстраивается вокруг повествования о последних днях жизни, приговоренных к смертной казни путем повешения семи преступниках, пятеро из которых являются заключенными по политическим статьям и терроризму, а два остальных – разбойником и вором.

Авторские размышления о вечном вопросе жизни и смерти становятся основной темой произведения, прослеживающего окончание жизненного пути разных по сути, характеру, образу жизни людей, стремясь достигнуть понимания их внутреннего состояния и отношения к происходящему. Писатель анализирует душевные переживания приговоренных людей, осознающих приближение скорой смерти, и пытается понять поведенческое настроение, а также мыслительную деятельность ожидающих конца жизни обреченных преступников.

Одним из заключенных, приговоренных к повешению за осуществление террористической деятельности, является молодой мужчина Сергей Головин, имеющий происхождение из интеллигентной семьи, главой которой представляется полковник в отставке. Сам Головин, в прошлом верно служивший царю-императору в офицерском звании, избирает целью своей жизни борьбу с правящим режимом.

Писатель представляет в образе Головина жизнелюбивого, сильного, ловкого человека, радующегося солнечным лучам, теплому дню, любым мгновениям своего существования, ощущению своего прекрасного и достойного будущего.

После объявления смертного приговора в душе Сергей начинают проявляться отрешенные, напряженные нотки неумолимого приближения нечто необратимого, поскольку мужчине не удается прогнать мысли об ужасающих реальных событиях. Головин пытается не думать о тягостном страхе смерти, заглушая его занятиями спортивными упражнениями, находясь в постоянном движении. Однако мысль о скорой кончине постепенно разрастается до невероятного масштаба, не желая мириться с гибелью молодого, здорового тела, но юноша до самых последних моментов своей жизни путем немыслимой силы воли представляется перед окружающими жизнерадостным, спокойным человеком, способным на поддержку и сочувствие ближайшим товарищам.

Сергей отправляется на казнь одним из первых, не сказав ни единого слова, взойдя на эшафот с чувством достоинства и гордости, ничем не выдав испепеляющего его страха.

Писатель заканчивает произведение описанием вывоза трупов повешенных с места казни на фоне восходящего утреннего солнца, символизирующего начало новой жизни.

Сочинение на тему Рассказ о семи повешенных

«Рассказ о семи повешенных» повесть, написанная писателем Леонидом Андреевым, является психологическим произведением. Рассказ о молодых людях которые приговорены (обречены) к смертной казни через повешение. Только пятеро из них революционеры-террористы, двое остальных просто преступники. Прототипами персонажей являлись вполне реальные личности, члены террористической организации «Летучего отряда Северной области». Его члены готовили террористические акты на министров. Они были выданы провокатором Е. Азефом который работал на охранное отделение и были повешены в 1908 году.

В начале XX века в России начинается революционный процесс, теперь формой протеста стала не просто демонстрация или стачка, а террористический акт. Убить министра или великого князя вполне приемлемо для революционеров. Л. Андреев идеологически вместе с Горьким помогает революционерам, даже укрывает их на своей квартире.

Не смотря на ни что, в своём произведении Андреев пытался быть объективным, проявляет сочувствие как к самим террористам (среди них есть и совсем молодые) так и к их жертва. В начале повести описывается бессонная ночь министра которому стало известно что он будет убит. Эти сведенья сообщил некто состоящий в боевой организации. Сановник мучается мыслями, гонит мысли о смерти, террористов собираются ловить прямо на месте. Он понимает, что может и не выжить, в результате он свыкается с мыслью о смерти.

«Рассказ о семи повешенных» это не просто история о людях, которых казнят. Это скрупулезный анализ их психики перед лицом неминуемой смерти. Каждый из них думает о неминуемом конце по-своему. У каждого своё виденье смерти.

Вернер и Муся стойко выдерживают эту моральную пытку, но слабые вынести её не могут и сходят с ума.

Министру, на которого готовился террористический акт, жив, ему более ничего не угрожает. Но, мысль о смерти не даёт покоя. Он делает вывод, что страшна не сама смерть, а знание точного часа, когда это произойдёт.

Революционеры Андреевым показаны как обречённые фанатики, но в которых «горит ярко жертвенный огонь».

Сама казнь описана как «обыденное», «был так же светло…был такой же день» и т. д.

Пролетарский писатель М. Горький сказал что повесть «отобразило эпоху».

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Рассказ о семи повешенных Андреева

Анализ рассказа Рассказ о семи повешенных Андреева

Популярные сегодня темы

  • Образ России в поэме Мертвые души Гоголя

    Н. В. Гоголь в своей поэме «Мертвые души» стремился показать все стороны жизни русского человека. Полностью задумку писатель так и не смог осуществить, так как до нас дошел только первый том, в котором изображенная

  • Сочинение по картине Левитана Золотая осень описание для 3, 4, 5, 8 класса

    Пейзаж Золотая осень написана русским художником Исааком Левитаном в 1895 году. Золотистая гамма цветов привлекает внимание зрителя. Выбранные тёплые оттенки подчёркивают приход золотой осени

  • Всегда ли мечта становится реальностью? Итоговое сочинение

    Для того чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно понять, что такое мечта, и, что такое реальность. Существуют ли границы между двумя этими понятиями, либо они неразрывно связаны друг с другом.

  • Сочинение по картине Левитана Одуванчики 7 класс

    Настолько простая и милая картина! Она похожа даже просто на упражнение в художественной школе, но настолько симпатично всё. Плюс – очень натурально. Так и кажется, что эти одуванчики настоящие, а ещё кувшин…

  • Сочинение по картине Детская спортивная школа Сайкиной 7 класс

    А. Сайкина написала картину Детская спортивная школа в 1979 году. На картине изображён спортивный зал, в котором некоторые гимнастки занимаются с тренером, а другие отдыхают, ожидая следующую часть тренировки

Популярные сегодня пересказы

  • Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения — краткое содержание повести Приставкина
    В центре сюжета находятся воспитанник детского дома Сергей Кукушкин и его друзья. Свою настоящую фамилию и родителей Сергей узнает только после приезда в детдом женщины по имени Мария
  • Краткое содержание пьесы Провинциалка Тургенева
    В пьесе описывается событие одного дня. Действие происходит в небольшом городке. В доме 48-летнего Алексея Ивановича Ступендьева (уездного чиновника) и его молодой 28-летней жены Дарьи.
  • Булгаков
    Было время, когда дети хотели стать космонавтами и пожарными, а по телевизору показывали очередное научное открытие за русским авторством. И это не утопия, это определённая эпоха прошлого, которую нужно знать. Именно эту эпоху застиг знаменитый
  • Отрочество — краткое содержание повести Толстого
    Николенька Иртеньев и его семья переезжают в Москву. Предстоящие перемены наполняют душу мальчика восторгом. Во время четырехдневного путешествия Николенька с живейшим интересом разглядывает живописные места

История создания

История о семи повешенных была написана на основе реальных событий. Прототипами героев стали члены боевого отряда Всеволода Лебединцева. Группа планировала покушение на министра юстиции, но была предана провокатором Азефом. Всех участников представили к суду, после чего казнили в Лисьем носу 18 февраля 1908 года.

В основе рассказа Андреева лежит психологический конфликт между инстинктом жизни и смерти. Писатель использовал обобщенные образы для создания персонажей и прибавил к ним информацию о В. Лебединцеве. Дополнительно автор использовал рассказ присяжного поверенного — он был обнаружен в архивах в 2009 году.

Андреев завершил работу над текстом в рекордно короткие сроки и уже 5 апреля 1908 году читал произведение своим знакомым. Критики высоко оценили работу писателя. Произведение посвящено Льву Толстому.

Содержание повести

Министра сегодня должны были взорвать, но заговорщиков успели арестовать. Полиция смогла предотвратить нападение. Его самого срочно отвезли в чужую квартиру, сказав перед этим, что взрыв был назначен на час дня.

Министр уверен, что угроза покушения миновала. Но все равно не находит покоя, пока не пройдет этот ужасный, помеченный смертью, час дня. Угрюмый человек, который много пережил за длинную жизнь, думал о превратностях судьбы. Если бы он не знал о предстоящем покушении, в его душе не поселился бы страх. А ему сказали: «В час дня, ваше сиятельство!».

Но ведь никому не ведомо, когда человеку предначертана смерть. Такое знание было бы мучительным. Незнание, считает министр, намного лучше. Сегодня он избежал покушения, но никто же не знает, сколько времени у него осталось. Неожиданный приступ может в любое мгновение забрать его жизнь. Вот и смерть затаилась в углу чужой квартиры, как бы ожидая. Министр почувствовал, что ему трудно дышать…

Приговоренные к смерти

В этой главе описывается 5 заговорщиков, пытавшихся убить министра. Трех молодых людей и одну девушку схватили около дома. Другую женщину взяли на конспиративной квартире, хозяйкой которой она была. Все они были относительно юны:

  1. Сергей Головин являлся бывшим офицером и сыном полковника. Ожидание казни и внутреннее волнение почти не отражаются на его лице. Оно такое же одухотворенное и счастливое, как и всегда.
  2. Девушка Муся в «Рассказе о семи повешенных» была бледная и тихая. В ее внешнем виде все прелести юности борются с удивительной строгостью для этого возраста. Страх смерти сжал ее тело, заставляя сидеть неподвижно.
  3. Возле Муси находится юноша маленького роста, которого зовут Вернер, он, как утверждают судьи, главный заговорщик. В нем незримо можно почувствовать достоинство к себе и силу воли. Даже на суде с ним общаются почтительно. Лицо этого человека невозмутимо, на нем нет никаких выражений. Страшна ли ему казнь? Нельзя узнать по лицу Вернера.
  4. Василия Каширина, наоборот, полностью оковал ужас. Все силы он отдает на подавление страха. Он пытается его не показывать, но речь судей Василий слышит как будто издалека. Каширин отвечает на вопросы спокойно и уверенно, но сразу же забывает, какой задали вопрос, и как он на него ответил.
  5. Последняя заговорщица, Татьяна Ковальчук, переживает за всю команду. Она очень юна, детей у нее нет, однако Таня смотрит на всех с материнской лаской и заботой. За собственную жизнь она не переживает. Ей все равно, что с ней станется. Приговор уже оглашен.

Меня не надо вешать

А за некоторое время до ареста заговорщиков к повешению был приговорен еще один человек, крестьянин. Он являлся эстонцем, и его звали Иван Янсон. Работал он на протяжении нескольких лет батраком на русских помещиков. Мрачный и малоразговорчивый мужчина постоянно пил, после его окутывала ярость, и он избивал лошадь плеткой.

В один из дней его рассудок полностью затуманился. Он закрыл кухарку в комнате, а сам пошел в спальню хозяина и вонзил в него нож. Бросился к его жене, чтобы надругаться на ней. Но девушка была сильней, и сама чуть не убила его. Иван бежал. Его очень быстро арестовали. Он сидел около сарая в попытках поджечь его, чиркая промокшими спичками.

Через день хозяин скончался от потери крови. Ивана за его преступления приговорили к повешению. Судьи Ясону быстро оглашают приговор. Но он как будто не осознает, что случилось. У него прозрачный и сонный взгляд. Только при вынесении приговора он ожил. Шарф на шее начинает давить, Иван судорожно снимает его. «Меня не надо вешать» — сказал он.

Но судьи сажают Ясона за решетку. Он все время спрашивает у охранников, когда его казнят. Тюремщики удивлены — этот пустой и нелепый человечишка казался им таким счастливым, как будто не его приговорили к смерти. Ивану же повешение кажется чем-то отдаленным, ненастоящим, об этом не нужно переживать.

Каждый день он раздражает охранников этим вопросом. И вот ему дали ответ — на следующей неделе. Иван, который опять стал неторопливым и сонным, уже реально поверил в свою смерть. Он теперь только все время твердил: «Меня не надо вешать». Но через неделю его, как и других приговоренных, отправят на казнь.

Казнь разбойника

За свою короткую жизнь Михаил Голубец, прозвище которого Мишка Цыганок, совершил множество преступлений. Сейчас, когда он был приговорен к казни за убийство, Михаил сохраняет свойственные его характеру такие черты, как лукавство и грубость. 17 суток, которые он провел за решеткой перед повешением, проходят для него как одно мгновение. Он торопится жить, осознавая, что времени мало. Его телу необходимо движение, мозг начинает быстро работать.

Через пару дней к Михаилу обращается смотритель тюрьмы и предлагает работу палача. Однако Голубец не спешит отвечать положительно, хоть картина, которая ему представилась, понравилась Мишке. Скоро находят другого палача. Шанс на спасение он упустил.

Михаила охватывает отчаяние. Он падает на колени, начинает выть как зверь, просит пощадить его. Охраннику возле его дверей стало дурно от этого ужаса. После Мишка вскакивает и грубо ругается. Но в день смерти он опять стал сам собой. С улыбкой, выходя на улицу, он прокричал: «Карету графа Бенгальского!».

Последнее свидание

Осужденным разрешили свидание с родственниками. У Вернера, Муси и Тани родных нет. А Василия и Сергея должны навестить родители.

Отец Сергея пытается уговорить свою жену быть сильной: «Поцелуй — и молчи!». Он осознает, какую боль причинит сыну встреча. Но на прощальном свидании сила воли пошатнулась. Отец и сын, обнимаясь, рыдают. Он горд Сергеем и благословляет его.

Свидание Василия с матерью прошло намного тяжелей. Отец, богатый купец, который всю жизнь с сыном ругался, не появился. Престарелая мать еле стоит на ногах. Она обвиняет сына в сговоре с преступниками, но при этом не хочет омрачать свидание укорами. Они, как и до этого, не нашли общий язык.

Василий почувствовал, что старая обида на родителей еще у него в душе, пусть это и мелочь на фоне будущей смерти.

Мать уходит, долго бродит по улицам. Печаль накатила на старушку. Едва осознав, что сына повесят, она решает вернуться, но упала. Сил встать уже нет.

Это совершенно не конец

Читая повесть о семи повешенных Л. Андреева, в последней части читатель ближе может познакомиться с одним из главных персонажей — Мусей. А другие осужденные ожидают смерти.

Татьяна, которая всю жизнь тревожилась о судьбе остальных, сейчас о себе не думает. Ковальчук переживает за Мусю, она, напоминающая юношу в тюремном халате, мучительно переживает, ожидая смерти.

Муся считает, что ей не позволили сделать жертвенный поступок, возможность погибнуть смертью великомученицы. Не дали ей вознестись к ликам святых. Но людей ценят не только за то, что они сделали, но и за то, что пытались делать. Она достойна почтения и жалости остальных людей, которые будут оплакивать ее смерть. С блаженной и счастливой улыбкой Муся уснула…

Краткое содержание: Рассказ о семи повешенных

Замученный недугами человек, грузный и старый находится на чужом кресле, в чужой спальне, в чужом доме и с непониманием разглядывает свое тело. Он пытается прислушаться к своим чувствам, пытается и никак не может уразуметь мысли в собственной голове. Он называет кого-то дураками, решившими, что если они сообщили тому о том, что на него готовится покушение, назвали время когда бомба должна будет разорвать его в клочья они помогли ему избавится от опасений за жизнь? Они, дураки, решили, что спасли его, тайно привезя его семью и его самого в этот незнакомый дом, где он находится в покое и безопасности, где он спасен! Но страшна не смерть, а знание о ней. Если бы человек мог знать дату и время своей смерти, то он не смог бы спокойно жить дальше с такой информацией. А они ему сказали, что с его превосходительством, то есть с ним, это произойдет в час пополудни.

Министр, покушение на которого приготовили заговорщики, раздумывает той ночью, которая вполне могла стать для него последней, о радости незнания о своей кончине, будто кто-то поведал ему, что он бессмертен. Революционеры, которых задержали в установленное согласно доносу время со взрывчаткой, адскими устройствами и револьверами у парадного министерского дома, проводят оставшиеся перед повешением ночи и дни с столь же тяжких размышлениях. Как такое возможно, чтобы их, молодых, сильных и здоровых убили? Да разве ж это смерть? Один из пятерых злоумышленников, Сергей Головин, размышляет о смерти, спрашивая себя боится ли он ее. И приходит к выводу, что ему просто жалко жизни, потому что это прекрасная жизнь, несмотря на уверения пессимистов. Ежели пессимиста повесить? И зачем у него борода выросла? Ведь не росла, не росла и тут выросла — к чему?

Кроме сына полковника в отставке, Сергея, которому отец при последней встрече пожелал идти на смерть, как офицеру на поле битвы, в тюремном каземате еще четверо. Купеческий сын Василий Каширин, все силы бросивший на то, чтобы не выказать парализующий его ужас перед смертью своим палачам. Неизвестный некто по прозвищу Вернер, которого считали главным зачинщиком, имеющего своё собственное суждение о смерти, которое в том состоит, что неважно убиваешь ты или нет, но если убивают тебя одного силами тысяч из страха перед твоими поступками, то это значит, что победа за тобой и смерть для тебя уже не существует. Неизвестная никому по прозвищу Муся, походившая на мальчишку-подростка, бледная и тонкая, готовая в смертный час присоединиться к сомну святых, светлых, лучших, которые не побоялись проити через пытки и казнь к светлому небу. Если бы после казни ей дали посмотреть на свой труп, она поглядела бы на него, сказав что это не она. И отпрянули бы палачи, философы и ученые со словами не прикасаться к данному месту, ибо оно свято. Последняя из проговоренных к висилице, Таня Ковальчук, казалась матерью своих сподвижников, настолько ее глаз, улыбка и страхи о них На весь суд и вынесенный приговор она не обратила внимания, забыла о себе полностью и думала лишь о других.

С этими пятью «политическими» ждут ту же самую виселицу эстонец Янсон, батрак еле говоривший на русском, которого приговорили за убийство владельца и попытку изнасилования хозяйки. Совершил он все это по глупости, узнав, что в соседнем хозяйстве как будто такое случилось. И Михаил Голубец, по прозвищу Цыганок, последнее злодеяние которого насчитывало три убийства и грабеж, а мрачное прошлое его уходило на неведомую глубину. Сам себя Мишка именовал вполне откровенно разбойником, бравируя тем, что сделал и что его теперь за это ждет. Янсон же наоборот парализован как совершенным, так и вынесенным приговором и повторяет одно и то же всем вокруг, вложив в эту фразу все, чего не смог выразить словами, говоря, что его не надо вешать. Текут дни и часы. До времени, когда их, собрав вместе, повезут за город, в весений лес на повешение, приговоренные в одиночестве осмысливают дикую, нелепую, невероятную мысль каждый по-своему. Вернер, механический человек, относящийся к жизни словно к сложной шахматной партии, сразу исцелился от презрения к окружающим, даже отвращения к их виду: он как бы на воспарил над землей на воздушном шаре и дивится, до чего же прекрасен мир. Муся грезит только о том, чтобы любящие ее люди не испытывали к ней жалости и не называли ее героиней. Она размышляет о своих соратниках, с которыми суждено ей встретить смерть, как о товарищах, в чей дом придёт с приветом на улыбающихся устах.

Сережа занимает своё тело упражнениями от Мюллера, немецкого доктора, одерживая победу над страхом острым ощущением жизни в гибком, молодом теле. Вася Каширин склонен к быстрому помешательству, люди представляются ему куклами. Янсон превратился в отупевшее и ослабшее животное. И лишь один Цыганок до своего последнего вздоха на пути к виселице все также зубоскалит и куражится. Он только тогда испытывает страх, когда видит, что остальных ведут на казнь парами, а он пойдет на смерть один. И тогда Ковальчук Таня уступила ему свое место подле Муси и Цыганок повел ее под руку, оберегая и находя дорогу, как долженствует мужчине перед женщиной. Взошло солнце. Мертвецов сложили в ящик. Спонтанная калоша, утерянная Сергеем, чернеет на фоне пахучего и мягкого мартовского снега.

Краткое содержание рассказа «Рассказ о семи повешенных» пересказала Осипова А.С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Рассказ о семи повешенных». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Основные герои

В рассказе «О семи повешенных» Леонида Андреева, краткое содержание которого позволяет узнать все этапы работы, есть несколько действующих лиц. Многие из них имели реальные прототипы, но писатель значительно изменил их образы.

В реальности было семь революционеров, всего арестовали девятерых, но к казни приговорили только часть. В рассказе Андреева их пятеро. Еще два человека не имеют отношения к боевому отряду — это эстонец Янсон, который убил своего хозяина, и бандит Миша Цыганок, попавший за убийство и разбой. Список революционеров:

  1. Сергей Головин.
  2. Василий Каширин.
  3. Таня Ковальчук.
  4. Муся и Вернер — их настоящие имена неизвестны.

Каждый герой ведет себя особенным образом в одиночной камере. Так, Муся в рассказе «О семи повешенных» представлена как женщина, которая считает казнь подвигом и путем к бессмертию. Янсон и Каширин очень боятся смерти, а Ковальчук старается заботиться о товарищах.

Читать повесть «О семи повешенных» нужно для того, чтобы понять нравственные муки людей, которым осталось недолго жить. Конец произведения только подчеркивает контраст между жизнью и смертью.

Старый, тучный, измученный болезнями человек сидит в чужом доме, в чужой спальне, в чужом кресле и с недоумением рассматривает свое тело, прислушивается к своим чувствам, силится и не может вполне осилить мыслей в своей голове: «Дураки! Они думают, что, сообщив мне о готовящемся на меня покушении, назвав мне час, когда меня должно было на куски разорвать бомбой, они избавили меня от страха смерти! Они, дураки, думают, будто спасли меня, тайком привезя меня и мою семью в этот чужой дом, где я спасен, где я в безопасности и покое! Не смерть страшна, а знание её. Если бы кто, наверное, знал день и час, когда должен умереть, он не смог бы с этим знанием жить. А они мне говорят: «В час дня, ваше превосходительство!..»

Министр, на которого революционеры готовили покушение, задумывается в ту ночь, которая могла стать его последней ночью, о блаженстве неведения конца, словно кто-то сказал ему, что он не умрет никогда.

Злоумышленники, задержанные в установленное по доносу время с бомбами, адскими машинами и револьверами у подъезда дома министра, проводят последние ночи и дни перед повешением, к которому их наскоро приговорят, в размышлениях столь же мучительных.

Как это может быть, что они, молодые, сильные, здоровые, — умрут? Да и смерть ли это? «Разве я её, дьявола, боюсь? — думает о смерти один из пятерых бомбометателей, Сергей Головин. — Это мне жизни жалко! Великолепная вещь, что бы ни говорили пессимисты. А что, если пессимиста повесить? И зачем у меня борода выросла? Не росла, не росла, а то вдруг выросла — зачем?..»

Кроме Сергея, сына отставного полковника (отец при последнем свидании пожелал ему встретить смерть, как офицер на поле брани), в тюремной камере еще четверо. Сын купца Вася Каширин, все силы отдающий тому, чтобы не показать сокрушающий его ужас смерти палачам. Неизвестный по кличке Вернер, которого считали зачинщиком, у которого свое умственное суждение о смерти: совсем неважно, убил ты или не убил, но, когда тебя убивают, убивают тысячи — тебя одного, убивают из страха, значит, ты победил, и смерти для тебя больше нет. Неизвестная по кличке Муся, похожая на мальчика-подростка, тоненькая и бледная, готовая в час казни вступить в ряды тех светлых, святых, лучших, что извека идут через пытки и казни к высокому небу. Если бы ей показали после смерти её тело, она посмотрела бы на него и сказала: «Это не я», и отступили бы палачи, ученые и философы с содроганием, говоря: «Не касайтесь этого места. Оно — свято!» Последняя среди приговоренных к повешению — Таня Ковальчук, казавшаяся матерью своим единомышленникам, так заботливы и любовны были её взгляд, улыбка, страхи за них. На суд и на приговор она не обратила никакого внимания, о себе совсем забыла и думала только о других.

С пятерыми «политическими» ждут повешения на одной перекладине эстонец Янсон, еле говорящий по-русски батрак, осужденный за убийство хозяина и покушение на изнасилование хозяйки (сделал он все это сдуру, услыхав, что похожее случилось на соседней ферме), и Михаил Голубец по кличке Цыганок, последним в ряду злодеяний которого было убийство и ограбление трех человек, а темное прошлое — уходило в загадочную глубину. Сам себя Миша с полной откровенностью именует разбойником, бравирует и тем, что совершил, и тем, что теперь его ожидает. Янсон, напротив, парализован и содеянным, и приговором суда и повторяет всем одно и то же, вкладывая в одну фразу все, чего не может выразить: «Меня не надо вешать».

Текут часы и дни. До момента, когда их соберут вместе и затем вместе повезут за город, в мартовский лес — вешать, осужденные поодиночке осиливают мысль, кажущуюся дикой, нелепой, невероятной каждому по-своему. Механический человек Вернер, относившийся к жизни как к сложной шахматной задачке, мигом исцелится от презрения к людям, отвращения даже к их облику: он как бы на воздушном шаре поднимется над миром — и умилится, до чего же этот мир прекрасен. Муся мечтает об одном: чтобы люди, в чью доброту она верит, не жалели её и не объявляли героиней. Она думает о товарищах своих, с которыми суждено умереть, как о друзьях, в чей дом войдет с приветом на смеющихся устах. Сережа изнуряет свое тело гимнастикой немецкого доктора Мюллера, побеждая страх острым чувством жизни в молодом гибком теле. Вася Каширин близок к помешательству, все люди кажутся ему куклами, и, как утопающий за соломинку, хватается он за всплывшие в памяти откуда-то из раннего детства слова: «Всех скорбящих радость», выговаривает их умильно… но умиление разом испаряется, едва он вспоминает свечи, попа в рясе, иконы и ненавистного отца, бьющего в церкви поклоны. И ему становится еще страшнее. Янсон превращается в слабое и тупое животное. И только Цыганок до самого последнего шага к виселице куражится и зубоскалит. Он испытал ужас, только когда увидел, что всех на смерть ведут парами, а его повесят одного. И тогда Танечка Ковальчук уступает ему место в паре с Мусей, и Цыганок ведет её под руку, остерегая и нащупывая дорогу к смерти, как должен вести мужчина женщину.

Восходит солнце. Складывают в ящик трупы. Так же мягок и пахуч весенний снег, в котором чернеет потерянная Сергеем стоптанная калоша.

      «Рассказ о семи повешенных» Л. Андреева – произведение глубокое, психологически тонкое, самобытное. Это повествование о семи людях, ждущих повешения и в итоге казненных. Пятеро из них – политические преступники, террористы. Один – вор и неудавшийся насильник, а седьмой – просто разбойник.
      Писатель прослеживает «путь» этих, таких разных, преступников от суда до казни. Андреева интересует не столько их внешняя жизнь, сколько внутренняя: осознание этими людьми того, что они скоро умрут, что их ожидает смерть, их поведение, их мысли. Все это перерастает в философское размышление автора о смерти вообще, ее сущности, проявлениях, о ее глубокой связи с жизнью.
     Один из повешенных, Сергей Головин, принадлежал к пятерке террористов. Это был еще совсем молодой человек. Его основное качество, которое подчеркивает автор, была молодость, молодость и здоровье. Этот юноша любил жизнь во всех ее проявлениях: он радовался солнцу, свету, вкусной еде, своему сильному и ловкому телу, ощущению, что впереди у него целая жизнь, которую можно посвятить чему-то высокому и прекрасному.
     Головин был сыном отставного полковника, сам в прошлом офицер. И он, дававший присягу на верность государю, теперь избрал для себя другое поприще – бороться с царским режимом. Но мне кажется, что его привела к этому не убежденность в правильности идей терроризма, а просто желание чего-то романтического, возвышенного, достойного. И теперь Головин расплачивается за свои поступки – его приговорили к повешению.
      На суде этот герой вел себя спокойно и даже как-то отрешенно. Он смотрел на по-весеннему синее небо, на солнце, пробивающееся в окно суда, и думал о чем-то. Головин думал сосредоточенно и напряженно, как будто не желая слышать того, что происходит в суде, отгораживаясь от этого. И только мгновениями он терял контроль и возвращался к реальным событиям. Тогда «проступила землистая, мертвенная синева; и пушистый волос, с болью выдираясь из гнезда, сжался, как в тисках, в побелевших на кончике пальцах». Но любовь к жизни и радость молодости тут же побеждала. И вновь взгляд Головина становился радостным.
      Интересно, что даже судьи чувствовали чистоту и прекрасную жизнерадостность этого героя. Автор пишет, что они «жалели» Головина. На приговор Сергей отреагировал спокойно, но с какой-то наивной досадой, как будто не ожидал его: «Чтобы черт их побрал, ведь повесили-таки».
      Головину предстояло пережить множество тяжелых испытаний в ожидании смерти. Едва ли не самым сложным было для него пережить свидание с родными. Сергей очень любил своих родителей, уважал и жалел. Он не мог себе представить, как он в последний раз увидит отца и мать, как они переживут эту боль. У Головина просто разрывалось сердце. На свидании отец Сергея крепился, старался облегчить страдания сына, поддержать его. Поэтому он останавливал мать героя, когда та не выдерживала и начинала срываться на слезы или причитания. Но и сам Николай Сергеевич не смог до конца вынести эту пытку: он разрыдался на плече у сына, прощаясь с ним и благословляя на смерть.
      Головин тоже держался и крепился из всех сил. И только когда родители ушли, он лег на кровать и долго плакал, пока не уснул.
     Далее автор описывает момент ожидания героем смерти в камере, моменты ожидания и размышления. Головин никогда не задумывался о смерти, он весь был погружен в жизнь. Его любили товарищи за его чистоту, наивность, романтичность, силу. Да и сам он строил большие планы. И вдруг – смертный приговор, неумолимо приближающаяся смерть. Сначала героя спасала мысль о том, что наступил другой этап его жизни, цель которого — «хорошо умереть». На какое-то время это отвлекло Сергея от тягостных мыслей. Он занимался тем, что тренировался, двигался, то есть заглушал страх смерти жизнью. Но постепенно этого становилось недостаточно.
      Страх смерти начал преследовать героя. Сначала это были короткие моменты, «постепенно и как-то толчками». Затем страх начал разрастаться до огромных масштабов. Тело, молодое здоровое тело героя не хотело умирать. И тогда Сергей решил ослаблять его, чтобы оно не подавало таких сильных сигналов о своем желании жить. Но и это помогло лишь на время. Головина стали посещать такие мысли, о которых он даже не задумывался раньше. Юноша начал думать о ценности жизни, о ее невыносимой прекрасности.
        Когда до казни оставалось лишь несколько часов, Сергей впал в странное состояние – это еще не была смерть, но уже и не жизнь. Состояние пустоты и отстраненности от мысли, что сейчас он, Сергей Головин, есть, а через некоторое время его не будет. И от этого начиналось ощущение, что сходишь с ума, что твое тело – это не твое тело и так далее. Андреев пишет, что Головин достиг состояния какого-то прозрения – он прикоснулся в своем страхе к чему-то непостижимому, к самому Богу. И после этого у героя наступило какое-то успокоение, он вновь стал жизнерадостен, вернулся к упражнениям, как будто открыл для себя какую-то тайну.
      До самого конца, до самой смерти Головин оставался верен себе: спокоен, по-детски наивен, чист душой и жизнерадостен. Он радовался хорошей погоде, весеннему дню, единению, пусть и последнему, со своими товарищами.
      Герой уходит на смерть первым, молча, с достоинством, поддерживая своего товарища Василия Каширина.
      Финал рассказа страшен и лиричен одновременно. Жизнь продолжалась – над морем вставало солнце, а в это время вывозили трупы повешенных героев. Обезображенные тела этих людей увозили по той же дороге, по которой их привезли живыми. И ничего не изменилось в природе. Только жизнь уже течет без этих людей, и им никогда не насладиться больше ее прелестью.
      Пронзительно печальной становится такая деталь, как потерянная калоша Сергея Головина. Лишь она печально провожала страшную процессию в последний путь.
      Мне думается, в этом рассказе Андреев выступает как гуманист и философ. Он показывает, что смерть – самое страшное и непонятное, что может быть в человеческой жизни, самое трудное для человеческого сознания. Зачем и почему люди стремятся к ней, и так неминуемо приближающуюся?
      Писатель ставит своих героев в критическую ситуацию и наблюдает, как они ведут себя в ней. Не все достойно встречают свою смерть. Я думаю, что Сергей Головин именно в числе «достойных». Пережив кризис, он что-то для себя решил, что-то понял и принял смерть достойно.
      Любопытно, что казнимых именно семеро. Это число несет большую смысловую нагрузку в православии, например. Это мистическое число, и именно его Андреев выбирает для своего наблюдения над людьми, человеческой природой. Мне кажется, сам писатель делает такой вывод: испытание смертью выдерживают далеко не все. Его проходят лишь те, у кого есть какая-то опора, идея, ради которой он готов умереть. И эта идея – жизнь и смерть ради люди, блага человечества.

Старый, тучный, измученный болезнями человек сидит в чужом доме, в чужой спальне, в чужом кресле и с недоумением рассматривает своё тело, прислушивается к своим чувствам, силится и не может вполне осилить мыслей в своей голове: «Дураки! Они думают, что, сообщив мне о готовящемся на меня покушении, назвав мне час, когда меня должно было на куски разорвать бомбой, они избавили меня от страха смерти! Они, дураки, думают, будто спасли меня, тайком привезя меня и мою семью в этот чужой дом, где я спасён, где я в безопасности и покое! Не смерть страшна, а знание её. Если бы кто, наверное, знал день и час, когда должен умереть, он не смог бы с этим знанием жить. А они мне говорят: «В час дня, ваше превосходительство!..»

Министр, на которого революционеры готовили покушение, задумывается в ту ночь, которая могла стать его последней ночью, о блаженстве неведения конца, словно кто-то сказал ему, что он не умрёт никогда.

Злоумышленники, задержанные в установленное по доносу время с бомбами, адскими машинами и револьверами у подъезда дома министра, проводят последние ночи и дни перед повешением, к которому их наскоро приговорят, в размышлениях столь же мучительных.

Как это может быть, что они, молодые, сильные, здоровые, — умрут? Да и смерть ли это? «Разве я её, дьявола, боюсь? — думает о смерти один из пятерых бомбометателей, Сергей Головин. — Это мне жизни жалко! Великолепная вещь, что бы ни говорили пессимисты. А что, если пессимиста повесить? И зачем у меня борода выросла? Не росла, не росла, а то вдруг выросла — зачем?..»

Кроме Сергея, сына отставного полковника (отец при последнем свидании пожелал ему встретить смерть, как офицер на поле брани), в тюремной камере ещё четверо. Сын купца Вася Каширин, все силы отдающий тому, чтобы не показать сокрушающий его ужас смерти палачам. Неизвестный по кличке Вернер, которого считали зачинщиком, у которого своё умственное суждение о смерти: совсем неважно, убил ты или не убил, но, когда тебя убивают, убивают тысячи — тебя одного, убивают из страха, значит, ты победил, и смерти для тебя больше нет. Неизвестная по кличке Муся, похожая на мальчика-подростка, тоненькая и бледная, готовая в час казни вступить в ряды тех светлых, святых, лучших, что извека идут через пытки и казни к высокому небу. Если бы ей показали после смерти её тело, она посмотрела бы на него и сказала: «Это не я», и отступили бы палачи, учёные и философы с содроганием, говоря: «Не касайтесь этого места. Оно — свято!» Последняя среди приговорённых к повешению — Таня Ковальчук, казавшаяся матерью своим единомышленникам, так заботливы и любовны были её взгляд, улыбка, страхи за них. На суд и на приговор она не обратила никакого внимания, о себе совсем забыла и думала только о других.

С пятерыми «политическими» ждут повешения на одной перекладине эстонец Янсон, еле говорящий по-русски батрак, осуждённый за убийство хозяина и покушение на изнасилование хозяйки (сделал он все это сдуру, услыхав, что похожее случилось на соседней ферме), и Михаил Голубец по кличке Цыганок, последним в ряду злодеяний которого было убийство и ограбление трёх человек, а тёмное прошлое — уходило в загадочную глубину. Сам себя Миша с полной откровенностью именует разбойником, бравирует и тем, что совершил, и тем, что теперь его ожидает. Янсон, напротив, парализован и содеянным, и приговором суда и повторяет всем одно и то же, вкладывая в одну фразу все, чего не может выразить: «Меня не надо вешать».

Текут часы и дни. До момента, когда их соберут вместе и затем вместе повезут за город, в мартовский лес — вешать, осуждённые поодиночке осиливают мысль, кажущуюся дикой, нелепой, невероятной каждому по-своему. Механический человек Вернер, относившийся к жизни как к сложной шахматной задачке, мигом исцелится от презрения к людям, отвращения даже к их облику: он как бы на воздушном шаре поднимется над миром — и умилится, до чего же этот мир прекрасен. Муся мечтает об одном: чтобы люди, в чью доброту она верит, не жалели её и не объявляли героиней. Она думает о товарищах своих, с которыми суждено умереть, как о друзьях, в чей дом войдёт с приветом на смеющихся устах. Сережа изнуряет своё тело гимнастикой немецкого доктора Мюллера, побеждая страх острым чувством жизни в молодом гибком теле. Вася Каширин близок к помешательству, все люди кажутся ему куклами, и, как утопающий за соломинку, хватается он за всплывшие в памяти откуда-то из раннего детства слова: «Всех скорбящих радость», выговаривает их умильно… но умиление разом испаряется, едва он вспоминает свечи, попа в рясе, иконы и ненавистного отца, бьющего в церкви поклоны. И ему становится ещё страшнее. Янсон превращается в слабое и тупое животное. И только Цыганок до самого последнего шага к виселице куражится и зубоскалит. Он испытал ужас, только когда увидел, что всех на смерть ведут парами, а его повесят одного. И тогда Танечка Ковальчук уступает ему место в паре с Мусей, и Цыганок ведёт её под руку, остерегая и нащупывая дорогу к смерти, как должен вести мужчина женщину.

Восходит солнце. Складывают в ящик трупы. Так же мягок и пахуч весенний снег, в котором чернеет потерянная Сергеем стоптанная калоша.

Пересказал М. К. Поздняев. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.

  • Рассказ о семье дубровского
  • Рассказ о семье для дошкольников
  • Рассказ о семи повешенных проблематика
  • Рассказ о священной книге библии
  • Рассказ о своем районе на английском языке 6 класс с переводом