Рассказ о семи повешенных главные герои

Автор на чтение 6 мин. просмотров 2 опубликовано 06.03.2021 страница 1 шрифт 1 2 61 перейти на страницу

На чтение 6 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Страница 1

Шрифт

  • 1
  • 2
  • 61
  • »

Перейти на страницу

Леонид Андреев

Рассказ о семи повешенных

[1 — Впервые – в «Литературно-художественном альманахе» издательства «Шиповник», кн. 5 (СПб.: 1908), с посвящением Л. Н. Толстому. В 1909 г. рассказ вошел в шестой том Собрания сочинений Л. Андреева, выпускавшегося издательством «Шиповник», и тогда же выпущен отдельным изданием И. П. Ладыжниковым в Берлине.]

– Постойте, – удивился министр, – откуда же они знают, что я поеду в час дня с докладом, когда я сам узнал об этом только третьего дня?

Начальник охраны неопределенно развел руками:

– Именно в час дня, ваше превосходительство.

Не то удивляясь, не то одобряя действия полиции, которая устроила все так хорошо, министр покачал головою и хмуро улыбнулся толстыми темными губами; и с тою же улыбкой, покорно, не желая и в дальнейшем мешать полиции, быстро собрался и уехал ночевать в чей-то чужой гостеприимный дворец. Также увезены были из опасного дома, около которого соберутся завтра бомбометатели, его жена и двое детей.

  • 1
  • 2
  • 61
  • »

leonid-andreev-rasskaz-o-semi-poveshennyh.jpg

  • Название:Рассказ о семи повешенных
  • Автор:Леонид Николаевич Андреев
  • Издательство:АСТ
  • Жанр:Русская классическая проза / на русском языке
  • Год:2002
  • Город:Москва
  • Язык:Русский
  • ISBN:5-8195-0832-7
  • Рейтинг книги:4 / 5
  • Ваша оценка:
  • Избранное:Добавить книгу в закладки

Рассказ о семи повешенных: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Рассказ о семи повешенных»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Уважаемые правообладатели! Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи. В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Авторы: Леонид АндреевЖанр: ПовестиФормат: epubМеждународный стандартный книжный номер: 978-5-4472-3613-7

Леонид Андреев в «Рассказе о семи повешенных» одним из первых в России описал психологию террористов. История о последних днях жизни семи преступников: убийц, воров, революционеров и заговорщиков, приговоренных к смертной казни, потрясла критиков. Мысленные монологи героев, которые поодиночке осмысливают приближение неминуемой смерти, были не только протестом Андреева против смертной казни, но и его протестом против любого насилия как такового.

Леонид Андреев написал эту повесть за три недели: 16 марта 1908 года был готов ее черновой вариант, а 5 апреля автор уже читал рассказ своим знакомым.

Леонид АндреевБаргамот и ГараськаРассказыЛеонид АндреевИуда ИскариотПовестиЛеонид АндреевКусакаРассказы

Тема

Аннотация: В прозе Леонида Андреева причудливо переплелись трепетная эмоциональность, дотошный интерес к повседневности русской жизни и подчас иррациональный страх перед кошмарами «железного века». Любовь и смерть, жестокосердие и духовная стойкость человека — вот главные темы его повестей и рассказов, ставших одним из высших достижений русской литературы начала XX столетия.

Леонид Андреев

Посвящается Л. И. Толстому

«1. В ЧАС ДНЯ, ВАШЕ ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО»

Так как министр был человек очень тучный, склонный к апоплексии, то со всякими предосторожностями, избегая вызвать опасного волнения, его предупредили, что на него готовится очень серьёзное покушение. Видя, что министр встретил известие спокойно и даже с улыбкой, сообщили и подробности: покушение должно состояться на следующий день, утром, когда он выедет с докладом; несколько человек террористов, уже выданных провокатором и теперь находящихся под неусыпным наблюдением сыщиков, должны с бомбами и револьверами собраться в час дня у подъезда и ждать его выхода. Здесь их и схватят.

— Постойте, — удивился министр, — откуда же они знают, что я поеду в час дня с докладом, когда я сам узнал об этом только третьего дня?

Начальник охраны неопределённо развёл руками:

— Именно в час дня, ваше превосходительство.

Не то удивляясь, не то одобряя действия полиции, которая устроила все так хорошо, министр покачал головою и хмуро улыбнулся толстыми тёмными губами; и с тою же улыбкой, покорно, не желая и в дальнейшем мешать полиции, быстро собрался и уехал ночевать в чей-то чужой гостеприимный дворец. Также увезены были из опасного дома, около которого соберутся завтра бомбометатели, его жена и двое детей.

Пока горели огни в чужом дворце и приветливые знакомые лица кланялись, улыбались и негодовали, сановник испытывал чувство приятной возбуждённости — как будто ему уже дали или сейчас дадут большую и неожиданную награду. Но люди разъехались, огни погасли, и сквозь зеркальные стекла на потолок и стены лёг кружевной и призрачный свет электрических фонарей; посторонний дому, с его картинами, статуями и тишиной, входившей с улицы, сам тихий и неопределённый, он будил тревожную мысль о тщете запоров, охраны и стен. И тогда ночью, в тишине и одиночестве чужой спальни, сановнику стало невыносимо страшно.

У него было что-то с почками, и при каждом сильном волнении наливались водою и опухали его лицо, ноги и руки, и от этого он становился как будто ещё крупнее, ещё толще и массивнее. И теперь, горою вздутого мяса возвышаясь над придавленными пружинами кровати, он с тоскою больного человека чувствовал своё опухшее, словно чужое лицо и неотвязно думал о той жестокой судьбе, какую готовили ему люди. Он вспомнил, один за другим, все недавние ужасные случаи, когда в людей его сановного и даже ещё более высокого положения бросали бомбы, и бомбы рвали на клочки тело, разбрызгивали мозг по грязным кирпичным стенам, вышибали зубы из гнёзд. И от этих Воспоминаний собственное тучное больное тело, раскинувшееся на кровати, казалось уже чужим, уже испытывающим огненную силу взрыва; и чудилось, будто руки в плече отделяются от туловища, зубы выпадают, мозг разделяется на частицы, ноги немеют и лежат покорно, пальцами вверх, как у покойника.

Следующая → Перейти к странице Автор книги Андреев Леонид Николаевич

Аннотация

Леонид Андреев

Рассказ о семи повешенных

Посвящается Л. И. Толстому

«1. В ЧАС ДНЯ, ВАШЕ ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО»

Так как министр был человек очень тучный, склонный к апоплексии, то со всякими предосторожностями, избегая вызвать опасного волнения, его предупредили, что на него готовится очень серьёзное покушение. Видя, что министр встретил известие спокойно и даже с улыбкой, сообщили и подробности: покушение должно состояться на следующий день, утром, когда он выедет с докладом; несколько человек террористов, уже выданных провокатором и теперь находящихся под неусыпным наблюдением сыщиков, должны с бомбами и револьверами собраться в час дня у подъезда и ждать его выхода. Здесь их и схватят.

— Постойте, — удивился министр, — откуда же они знают, что я поеду в час дня с докладом, когда я сам узнал об этом только третьего дня?

Начальник охраны неопределённо развёл руками:

— Именно в час дня, ваше превосходительство.

Не то удивляясь, не то одобр…

Используемые источники:

  • https://books2you.ru/chitat-online/rasskaz-o-semi-poveshennyh-leonid-andreev/
  • https://libcat.ru/knigi/proza/russkaya-klassicheskaya-proza/23342-leonid-andreev-rasskaz-o-semi-poveshennyh.html
  • https://www.culture.ru/books/830/rasskaz-o-semi-poveshennykh
  • https://mir-knig.com/read_60527-1
  • https://readli.net/rasskaz-o-semi-poveshennyih/

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Жизнь и смерть в художественной концепции «Рассказа о семи повешенных» Л. Н. Андреева.
Вопрос жизни и смерти занимал очень многих русских писателей. Особенно ярко он выражен в произведениях Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого, позднее будет волновать Булгакова. У Достоевского мне запомнился рассказ князя Мышкина о состоянии человека перед казнью. (Толстой посвятил целый рассказ описанию жизни накануне смерти. Его герой смертельно больной человек и знает о грядущей кончине. )
Леонид Андреев, писатель более позднего времени, вдохновленный произведениями предшественников, создает свое, новое произведение «Рассказ о семи повешенных», где отражаются его собственные взгляды на жизнь и смерть, посвящает он его Л. Н. Толстому.
В «Рассказе о семи повешенных» Леонид Андреев раскрывает всех своих героев прежде всего с человеческой точки зрения в ситуации жизни и смерти. В первой главе описывается министр, на которого готовится покушение. Прежде всего перед нами больной человек, которого мы жалеем. Писатель очень подробно описывает его, чтобы читатель увидел в нем такого же человека, как и он сам. Мы узнаем, что у министра «было что-то с почками», и при каждом сильном волнении наливались водою и опухали его лицо, ноги и руки…. », что «с тоскою больного человека он чувствовал свое опухшее, словно чужое лицо и неотвязно думал о той жестокой судьбе, которую готовили ему люди», и нам уже искренне жаль его. Час дня, который так зловеще навис над министром, представляется и нам как нечто страшное, противоречащее законам природы. Несмотря на то что бедный этот человек убежден в том, что смерть предотвращена уже одним упоминанием точного часа, понимая, что в указанное время этого точно не произойдет, ведь никому не дано «знать дня и часа своей смерти», все же терзаться и мучиться он будет до тех пор, пока не пройдет этот роковой час дня.
Кто же те люди, которые, как позже скажет Булгаков, были готовы «перерезать волосок», который они не подвешивали, люди, которые по существу ради какой-то цели были готовы убить. Своим поступком они как бы отделили себя от остального мира и начали существовать вне закона. Им доведется пережить минуты, которые не должен переживать ни один человек. Своим бесчеловечием они сами подписали себе приговор.
Но и их, как ни странно, Андреев описывает опять же также с человеческой точки зрения. Во-первых, они интересны писателю как люди, которые решились вершить высший суд своими руками, а во-вторых, как люди, сами оказавшиеся на краю пропасти.
Но до того как рассмотреть эту ситуацию, мне бы хотелось обратиться к двум другим героям рассказа, оказавшимся в таком же положении.
Правда, одного из них героем никак нельзя назвать. Его даже трудно назвать человеком. Подобно животному, он живет по инстинкту, не задумываясь о чем бы то ни было. Преступление, за которое его приговорили к смертной казни, чудовищно. Но при описании убийства человека, попытки изнасилования женщины я, как ни странно, почувствовала лишь презрение и даже долю жалости к преступнику. Мне лично Янсон напомнил затравленного зверька. Своей постоянной фразой «меня не надо вешать» он действительно внушает жалость. Он не верит в то, что его могут казнить. Размеренность жизни в тюрьме он воспринимает как признак то ли помилования, то ли забвения. Он даже впервые смеется, правда, смех его опять же таки нечеловеческий. Поэтому естествен и ужас, с которым узнает он о казни. От всех чувств остается лишь страх. Правда, разнообразия чувств никогда и не было. Ему не знакомы страсть и раскаяние. Недаром в его описании подчеркивается постоянная сонность. Создается впечатление, что он даже и не отдал себе отчета в совершенном им преступлении: «О своем преступлении он давно забыл и только иногда жалел, что не удалось изнасиловать хозяйку. А скоро забыл и об этом».
Лишь страх и смятение остаются в его душе накануне казни. «Его слабая мысль не могла связать двух представлений, так чудовищно противоречащих одно другому: обычно светлого дня, запаха и вкуса капусты—и того, что через два дня он должен умереть. Он ни о чем не думал, он даже не считал часов, а просто стоял в немом ужасе перед этим противоречием, разорвавшим его мозг на две части». Несколько по-иному ведет себя другой заключенный, приговоренный к казни вместе с Янсоном. Мишка Цыганок считает себя лихим разбойником, напоминает ребенка, играющего в казаки-разбойники или войну. «Какой-то вечный неугомон сидел в нем и то скручивал его, как жгут, то разбрасывал его широким снопом извивающихся искр». Так, на суде Цыганок свистит по-разбойничьи, тем самым повергая всех в изумление, смешанное с ужасом. Его развитие, как мне кажется, остановилось на мальчишеском уровне. Убийства и ограбления он воспринимает как геройства, как некую интересную, захватывающую игру, не задумываясь, что геройства эти отнимают у кого-то средства существования, у кого-то жизнь. Натура его также раскрывается в реакции на предложение стать палачом. Опять же таки он не задумывается о существе этой профессии, он лишь представляет себя в красной рубахе, любуется собой, и в его мечтах даже «тот, кому он сейчас будет рубить голову, улыбается». Но чем ближе день казни, тем ближе подбирается к нему страх. Под конец он уже бормочет: «Голубчики, миленькие, пожалейте! » Но все же хоть и ноги немеют, он старается оставаться верным себе: просит на удавочку мыла не жалеть, а выйдя на двор, кричит: «Карету графа Бенгальского! »
Возвращаясь к террористам, хотелось бы отметить, что, в отличие от Янсона и Цыганка, это люди с убеждениями, с желанием изменить мир к лучшему, которое натолкнуло их на мысль об убийстве министра. Они наивно (а наивность, как мне кажется, зачастую переплетается с жестокостью) полагали, что убийство одного человека (правда, для них он был не человеком, а министром) сможет изменить положение. Итак, кто же эти люди и как ведут себя они накануне смерти?
Один из них — Сергей Головин. «Это был совсем еще молодой, белокурый, широкоплечий юноша, такой здоровый, что ни тюрьма, ни ожидание неминуемой смерти не могли стереть краски с его щек и выражение молодой, счастливой наивности с его глаз». Он в постоянной борьбе—борьбе со страхом: то начинает, то бросает занятия гимнастикой, то мучает себя вопросами, на которые никто никогда не ответит. Но все же этот человек преодолевает свой страх, возможно, ему помогает благословение отца, который хотел, чтобы его сын умер храбро, как офицер. Поэтому когда всех везли в последний путь, Сергей вначале был несколько бледен, но скоро оправился и стал такой, как всегда.
Мужественно встречают смерть и женщины, участвовавшие в заговоре. Муся была счастлива, потому что страдала за свои убеждения. Романтические ее представления о женственности помогают ей в этой тяжелой ситуации. Ей даже стыдно за то, что погибать она будет как люди, которым она поклонялась и сравнить себя с которыми просто не смела. Ее подруга Таня Ковальчук смерти тоже не боялась. «Смерть она представляла себе постольку, поскольку предстоит она, как нечто мучительное, для Сережи Головина, для Муси, для других, —ее же самой она как бы не касалась совсем». Вообще странно, как могла эта женщина принять участие в подобном заговоре. Очевидно, что она просто не отдавала себе отчет (как скорее всего и многие другие террористы) в том, что идет на убийство человека. Для Тани и всех остальных это был лишь министр — воплощение и источник всех зол. Одним из тех, о ком так заботилась Таня Кавальчук, был Василий Каширин. «В ужасе и тоске» оканчивал он свою жизнь. В нем наиболее ярко представилось такое естественное чувство для каждого человека, как боязнь смерти. Он наиболее явственно чувствует разницу между жизнью прежней и жизнью настоящей, последнюю правильнее было бы назвать преддверием смерти. «И вдруг сразу резкая, дикая, ошеломляющая перемена. Он уже не идет куда хочет, а его везут, —куда хотят…. Он уже не может выбрать свободно: жизнь или смерть, как все люди, и его непременно и неизбежно умертвят». Каширин не верит, что его мир настоящий реален, поэтому все вокруг и он сам представляется ему игрушечным. Лишь на суде он пришел в себя, но уже на свидании с матерью он опять потерял душевное равновесие.
Совсем другим был Вернер. Он, в отличие от всех остальных, шел на убийство не в первый раз. Этому человеку совсем не знакомо было чувство страха. Он, пожалуй, наиболее подходит под всеобщее представление о революционерах. Но и эту уже сложившуюся личность меняет ожидание смерти— меняет к лучшему. Только в последние свои дни он понимает, как дорого ему всё и все. Этот закрытый, неразговорчивый человек в последние дни становится заботливым, и сердце его наполняется любовью. В этом он походит на толстовского Ивана Ильича, который тоже умирает, исполненный любви. Осознание смерти переменило Вернера, он увидел «и жизнь и смерть и поразился великолепием невиданного зрелища. Словно шел по узкому, как лезвие ножа, высочайшему горному хребту, и на одну сторону видел жизнь, а на другую видел смерть, как два сверкающих, глубоких, прекрасных моря, сливающихся на горизонте в один безграничный широкий простор…. И новою предстала жизнь». Никогда бы прежний Вернер не понял страданий Васи Каширина, никогда бы не посочувствовал Янсону. Новый же Вернер заботится и искренне жалеет самого немощного и слабого, в последний путь он идет именно с Янсоном. Вернер радуется, что может доставить хоть минимум удовольствия своему спутнику, дав ему папиросу. Не только Вернер, но и «все с любовью смотрели, как пальцы Янсона брали папиросу, как горела спичка и изо рта Янсона вышел синий дымок».
Самое главное для Андреева — это то, что все эти люди умирают с любовью, наполнившей их сердца. Писатель открыто не призывает к избежанию насилия, как это делали многие другие. Но сам дух рассказа настраивает читателя на неприемлемость насилия. И тем значительней звучит последняя фраза произведения: «Так люди встречали восходящее солнце». В одной этой фразе заключено все противоречие жизни и смерти, вся несуразица, творимого людьми. Насилие нельзя оправдать ничем, оно противоречит жизни— законам природы.
. Жизнь и смерть в художественной концепции «Рассказа о семи повешенных» Л. Н. Андреева.

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 10»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО  КУРСА  ДЛЯ ШКОЛ  ПРИ ИУ

«Произведения “неволив русской и зарубежной литературе»

Рассказ о семи повешенных главные герои

Возраст учащихся: 18 лет и старше

Срок реализации: 1 год

Автор: к.ф.н., учитель

русского языка и литературы

Журбин Андрей Алексеевич

Рецензенты:

д.ф.н., проф., завкафедрой русской

литературы

Астраханского государственного ун-та

Исаев Геннадий Григорьевич

к.ф.н., доц. кафедры зарубежной

литературы

Астраханского государственного ун-та

Донскова Юлия Викторовна

Астрахань, 2009

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Настоящая программа авторского факультативного курса разработана с одной стороны, исходя из современных требований к уровню литературного образования, с другой – с учётом специфики школ при ИУ. Ориентирована программа на учащихся старших классов вечерних (сменных) общеобразовательных школ при исправительных учреждениях.

        Понятие «произведения “неволи”» в названии курса восходит к фольклорному жанру: песням неволи. Оно шире, нежели распространённое тематическое обозначение «лагерная» (например, проза). Здесь и далее под «произведениями “неволи”» следует понимать тексты, связанные с ограничением свободы архетипически: на уровне темы, мотива, условия, места создания, образа и пр.

Данный курс рассчитан на 36 часов (1 час в неделю); включает введение, 6 разделов («УНТ. От романтизма к реализму» – 3, «Реализм 2-й половины ХIХ века – начала ХХ века» – 4, «Довоенная литература ХХ века» – 5, «Литература ГУЛАГа» – 7, «Личность и государство в послевоенной литературе» – 9, «Из зарубежной литературы» – 6) – всего 34 часа и заключение. Такая временная нагрузка обусловлена факультативной направленностью.

        Актуальность – объясняется недостатком (точнее, почти полным отсутствием) в современной педагогике специальных методических разработок и исследований по преподаванию литературы в школах при ИУ. Состоит актуальность в ориентации на конкретный тип учащихся (осуждённых – как правило, с прерванным обучением, с низким уровнем знаний).

        Новизна состоит в принципе подбора художественных текстов для курса. Проанализировав данные школьной библиотеки по наиболее востребованным учащимися-осуждёнными книгам, были отмечены следующие (не противоречащие морали) особенности интересующей литературы: психологизм, остросюжетность, тематика, связанная с историей, боевыми действиями и неволей. Преимущественно в соответствии с ними отбирались классические произведения для изучения в рамках курса.

        Мы постарались максимально широко представить литературу (создать мини-модель, в первую очередь, отечественной литературы). Таким образом в курс вошли произведения различных литературных направлений (от романтизма до постмодернизма), эпох (от фольклорных песен до лирики ХХI века), родов и жанров, стран (отечественная и зарубежная, в том числе восточная), учтено литературное краеведение (астраханское), история перевода и пр.

        Отдельные тексты, указанные в программе, рассматриваются также на занятиях основного школьного курса. Такое дублирование связано либо с большим объёмом произведения (например, «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына), либо с чрезмерной популярностью автора (к примеру, С.А. Есенина) в среде учащихся-осуждённых. Напротив, ввиду ограниченного количества часов в программу не попали, безусловно, того заслуживающие очерки В.М. Дорошевича, лирика А.А. Барковой, «Одлян, или Воздух свободы» Л.А. Габышева, «Слепящая тьма» А. Кестлера» и др. Впрочем, список произведений, как и предложенную периодизацию, не следует считать каноническими. Они могут корректироваться в соответствии с предъявляемыми задачами аналогичных курсов.

        Цель  –  посредством специального подбора произведений для факультативного курса привести учащихся-осуждённых к более глубокому, целостному осмыслению основного курса литературы.

        Задачи  – мотивировать, заинтересовать, привлечь внимание учащихся-осуждённых к классической литературе;

                       сформировать у учащихся-осуждённых целостное представление о литературном процессе;

                 на материале «интересных» произведений рассмотреть проблемы истории и теории литературы;

                 закрепить полученные ранее на уроках навыки и умения анализа художественного текста;

                 воспитывать у учащихся-осуждённых моральные качества на примере авторов и персонажей литературных произведений.

        Методы и формы обучения. Настоящий факультативный курс разбит на разделы, охватывающие (за исключением «зарубежного») произведения по периодическому (временному) признаку. При выделении общих и частных особенностей разбираемых текстов востребованы индуктивный и дедуктивный методы.

        При ведении курса рекомендуется строить занятия из двух частей. Ввиду того, что на каждом занятии изучаются новые авторы и произведения, удобно первую часть организовывать в виде лекции, сообщения нового материала. Хорошо использовать аудиокниги, видеофильмы, мультимедийные ресурсы: сайты поэтов и писателей, электронные пособия, библиотеки. Таким образом, на данном этапе наиболее оптимальны словесные и наглядные методы, а также различные методы мотивации. Привлечение внимания к материалу – обязательное условие, без которого практически невозможен переход ко второй части урока. Также обязателен на занятиях пересказ содержания произведений учителем или учащимися (репродуктивный метод сообщения готовых знаний), в случаях, когда он сопровождается выводами, реализуется метод продуктивный.

        На втором этапе рекомендуется устраивать обсуждение пройденного материала. Проводить его можно в форме дискуссии. Помимо рассмотрения проблем и вопросов по текущей теме, на занятиях следует проводить повторение и закрепление ранее изученного литературоведческого аппарата (привлечение различных терминов и понятий при анализе произведений). Здесь будет востребован контроль хода и результатов отработки.

        Из других методов контроля (в виду ограниченного количества часов и специфики курса) применяется итоговый контроль. В качестве итога прохождения курса на последнем занятии планируется проведение недифференцированного зачёта в виде конференции, круглого стола или собеседования по вопросам.

        Оборудование: компьютер, DVD-проигрыватель, CD-проигрыватель, телевизор, мультимедиа-проектор, экран, принтер, мультимедийные диски, учебники, распечатки текстов, фотографии литераторов и иллюстрации к произведениям*.

___________

* В оформлении титульного листа программы использован рисунок Юло Соостера «Солнечный день в лагере».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

– основополагающие черты русской литературы;

– литературные направления XIX-XX века, их эстетические особенности;

– важнейшие биографические сведения об изученных авторах;

– характерные стилистические особенности творчества изученных авторов;

– факты взаимосвязи мировоззрения и творчества изученных авторов;

– сюжет рассмотренных художественных произведений;

– основные литературоведческие понятия (тема, идея, композиция, фольклор, литературное направление, течение, род литературы, жанр, мотив, система образов, традиция, стиль, изобразительные средства, поэтический размер и др.).

Учащиеся должны уметь:

– пересказывать содержание художественного произведения;

– выделять основные черты биографии литераторов;

– анализировать художественное произведение, используя элементарный литературоведческий аппарат;

– выделять тему, идею и композиционные особенности художественного произведения;

– определять родово-жанровую принадлежность художественного текста;

– выявлять авторскую позицию в прочитанном произведении;

– охарактеризовать систему образов и выразительные языковые средства;

– обосновывать свою оценку прочитанного произведения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

факультативного курса для школ при ИУ

«Произведения “неволи” в русской и зарубежной литературе»

(36 часов, 1 час в неделю)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее кол-во учебных

часов

Форма

контроля

В том числе*

теоретические часы

практические часы

ВВЕДЕНИЕ

1

1

1.

УНТ.  ОТ РОМАНТИЗМА К РЕАЛИЗМУ

3

1.1

УНТ. Удалые песни, песни неволи

1.2

Мотив «узничества» в русской поэзии ХIХ века. Стихотворения Ф.Н. Глинки, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета и др.

1.3

«Кавказский пленник» в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого и В.С. Маканина

2.

РЕАЛИЗМ 2-Й ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА –

НАЧАЛА ХХ ВЕКА

4

2.1

Поэмы «Дедушка», «Русские женщины» Н.А. Некрасова

2.2

«Записки из Мёртвого дома» Ф.М. Достоевского

2.3

«Пари» и «Остров Сахалин» А.П. Чехова

2.4

«Рассказ о семи повешенных» Л.Н. Андреева

3.

ДОВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

5

3.1

«Одесские рассказы» И.Э. Бабеля

3.2

С.А. Есенин. Цикл стихотворений «Москва кабацкая» и др.

3.3

Педагогическая повесть «Республика Шкид» Л. Пантелеева, Г.Г. Белых

3.4

Повесть «Щепка» В.Я. Зазубрина

3.5

«Мнимые величины» Н.В. Нарокова – послевоенный роман эмигранта о 37-м годе

4.

ЛИТЕРАТУРА ГУЛАГА

7

4.1

Стихотворения «неволи» О.Э. Мандельштама, Н.А. Клюева, П.Н. Васильева,

Н.А. Заболоцкого

4.2

«Колымская» проза В.Т. Шаламова

4.3

Из «Архипелага ГУЛАГа» А.И. Солженицына

4.4

Биография и лирика астраханца В.С. Филина

4.5

Поэзия «звезды ГУЛАГа» В.П. Соколова

4.6

Переводчики в ГУЛАГе. А.А. Штейнберг, А.С. Эфрон, М.П. Кудинов

4.7

«Нагрудный знак ”ОSТ“» В.Н. Сёмина – роман о немецком плене

5

ЛИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВО

В ПОСЛЕВОЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

9

5.1

Поэзия И.А. Бродского

5.2

«Зона. (Записки надзирателя)» С.Д. Довлатова

5.3

Песни В.С. Высоцкого

5.4

Поэзия Л.Г. Губанова

5.5

Повесть «Верный Руслан» Г.Н. Владимова

5.6

Роман «Ночевала тучка золотая» А.И. Приставкина

5.7

Трагедия «Вальпургиева ночь, или Шаги командора» Вен.В. Ерофеева

5.8

Рассказ «Онтология детства» В.О. Пелевина

5.9

Лирика Б.Б. Рыжего

6.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

6

6.1

Поэзия Ф. Вийона

6.2

Поэмы «Корсар» и «Шильонский узник» Дж.Г. Байрона

6.3

Детективы. Рассказы Э. По

6.4

Новелла «В исправительной колонии» Ф. Кафки

6.5

Роман «Полёт над гнездом кукушки» К. Кизи

6.6

Роман «Женщина в песках» К. Абэ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1

Недифференцированный зачёт в виде конференции, круглого стола или собеседования по вопросам

1

Итого часов:

36

___________

* Ввиду оговорённой выше организации занятий, а также уплотнённости программы теоретические и практические часы (за исключением урока-введения и заключения-зачёта) не обозначаются. На каждом занятии рассматривается новое литературное произведение, теория и практика при этом сочетаются. Их соотношение обычно зависит от жанра рассматриваемого текста.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Раздел I (3 часа)

УНТ. ОТ РОМАНТИЗМА К РЕАЛИЗМУ

Народные песни «Не шуми, мати зелёная дубровушка…», «Сирота ли, сирота ты, сиротинушка…», «Соловей мой смутный – да смутён, невесёл…», «Иркутские края ли да заборы…» и др.

        Выразительные средства, традиционные образы народных песен. Жанровые особенности песен удалых, неволи. Использование названных произведений литераторами, стилизованные тексты.

        Стихотворения «Песнь узника» Ф.Н. Глинки, «Узник» А.С. Пушкина, «Узник» М.Ю.  Лермонтова,  «Узник» А.А.  Фета и др.

Мотив узничества, характерный для русского романтизма XIX века. Заключение и свобода – вариация двоемирия. «Сквозные» описания. Трансформация мотива в более поздних произведениях.

Одноимённые поэмы «Кавказский пленник» А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, рассказы Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», В.С. Маканина «Кавказский пленный»

Распространённая антитеза в мотиве «кавказского пленения»: край свободы и неволя. Образы главных героев, пейзажные зарисовки. Черты романтизма в поэмах и реализма – в рассказах. Трансформация классического мотива в рассказе Маканина.

Раздел II (4 часа)

РЕАЛИЗМ 2-Й ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА – НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Поэмы Н.А. Некрасова «Дедушка», «Русские женщины»

Декабристская тема в русской литературе. Элементы романтического стиля и черты реализма в поэмах Некрасова. Композиция. Гражданский пафос и историзм. Родственность персонажей-революционеров 1820-х и 1870-х гг. Женские образы.

Роман «Записки из Мёртвого дома» Ф.М. Достоевского

Достоевский – основоположник реалистичной лагерной прозы. История создания «Записок из Мёртвого дома». Тема преступления и наказания. Смысл названия, проблематика, стилистические и жанровые особенности. Галерея персонажей. Традиции, заложенные в повести.

Рассказ «Пари» и книга очерков «Остров Сахалин» А.П. Чехова

«Пари» и «Остров Сахалин» в творчестве Чехова. Замысловатость сюжета рассказа, перечень книг, сформировавших мировоззрение главного героя. Натуралистичность и публицистичность книги очерков.

«Рассказ о семи повешенных» Л.Н. Андреева

Экспрессионизм андреевского творчества. Тема и проблематика «Рассказа о семи повешенных». Мотивы ожидания смерти, надежды, безысходности и страха. Система образов.

Раздел III (5 часов)

ДОВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

Рассказы И.Э. Бабеля «Король», «Как это делалось в Одессе» и др.

Романтизация бандитов как неотъемлемой составляющей дореволюционной одесской жизни. Противопоставление преступной удали провинциальному мещанскому быту. Образы главных героев. Стилистика рассказов Бабеля.

Стихотворения С.А. Есенина «Да! Теперь решено. Без возврата…», «Снова пьют здесь, дерутся и плачут…», «Пой же, пой. На проклятой гитаре…», «Мне осталась одна забава…», «Письмо к матери», «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…» и др.

Есенин – «самый русский» поэт отечественной литературы. Образ хулигана – одна из есенинских ипостасей. Мотивы уходящей молодости, обманутых надежд, мучительного обрывания связей с прошлым. Значение табуированной лексики для лирики Есенина.

Повесть Л. Пантелеева, Г.Г. Белых «Республика Шкид»

Детская литература. Псевдоним и соавторство. Черты художественно-педагогических жанров в «Республике Шкид». Автобиографический материал и непрофессионализм как составляющие успеха юношеской повести.

Повесть В.Я. Зазубрина «Щепка»

Кровавая цена революции и обесценивание человеческой жизни в повести Зазубрина. Идея и проблематика «Щепки». Мотивы выбора, человеческого достоинства и встречи смерти. Образы расстрельщиков.

Роман Н.В. Нарокова «Мнимые величины»

Биография Нарокова, освещение запретной темы эмигрантом. Авантюрная линия, система образов «Мнимых величин». Смысл названия и эпиграфа. Мотивы «Преступления и наказания» в романе-бестселлере. Изображение «самопожирания» системы.

Раздел IV (7 часов)

ЛИТЕРАТУРА ГУЛАГА

Стихотворения «Когда б я уголь взял для высшей похвалы…» О.Э. Мандельштама, «Есть две страны; одна – Больница…» Н.А. Клюева, «Прощание с друзьями» П.Н. Васильева, «Где-то в поле, возле Магадана» Н.А. Заболоцкого

Трагические судьбы поэтов разных поколений в ХХ веке. Жизнь вразрез с законами самосохранения. Слияние личной беды с народной, предчувствие непоправимого в стихах. Стилистика, образность и ритмика текстов.

Рассказ В.Т. Шаламова «Последний бой майора Пугачёва» и др.

Картины иррационального мира Колымы в прозе Шаламова. Отрицание автором гуманистических основ русской литературной традиции. Проблема выбора в рассказе «Последний бой майора Пугачёва». Тема борьбы за свободу как высшую ценность существования.

«Сорок дней Кенгира» – глава из книги А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»

«Архипелаг ГУЛАГ» – «опыт художественного исследования». Художественно-документальный и научно-популярный жанр. Композиция книги. Стилистические особенности. Традиции Достоевского, Чехова, Толстого в творчестве Солженицына.

Стихотворения В.С. Филина «В Мичуринске», «Расстрел в Тайшете», «Растрёпанные годы отлетают, как листья…», «Жизнь  –  в толкотне и суете вокзалов…» и др.

Филин – герой документальной повести А.В. Жигулина «Чёрные камни». Основные мотивы лирики, их традиционность для лагерной поэзии. Астраханские мотивы и образы в стихотворениях.

Стихотворения В.П. Соколова «В эту ночь серебром размерцались снега…», «Вьюга балериной-баловницей…», «В каждом слове – собор…», «Золотая лампада луны…», «Я остров надежды в море уныния…» и др.

Соколов (Валентин ЗК) – лучший поэт, «звезда ГУЛАГа». Богатая образность, звуковой строй, причудливость графики стихотворений. Умение увидеть красоту вокруг себя. Характерная «неозлобленность», зоркое запечатление деталей, верность этическим принципам.

Переводы А.А. Штейнберга (из Ю. Тувима), А.С. Эфрон (из Ш. Бодлера), М.П. Кудинова (из Г. Аполлинера)

Работа переводчика как способ выживания «несоветских» литераторов в СССР. Судьбы переводчиков, попавших в лагеря. Зарубежные авторы, выбранные для переводов – их биографии, особенности творчества.

Роман В.Н. Сёмина «Нагрудный знак ”ОSТ“»

«Нагрудный знак ”ОSТ“» – роман, построенный на автобиографическом материале. Черты соцреализма. Образ рассказчика-подростка, его «взросление». Сопоставление картин немецкого плена и советских лагерей (на материале ранее пройденных произведений).

Раздел V (9 часов)

ЛИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВО В ПОСЛЕВОЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Стихотворения И.А. Бродского «Я входил вместо дикого зверя в клетку…», «Речь о пролитом молоке», «В деревне Бог живёт не по углам…», «Север крошит металл, но щадит стекло…» и др.

Многоликий Бродский – поэт «ленинградской школы», переводчик, эссеист. Осуждённый, эмигрант, преподаватель. Награждение Нобелевской премией. Космополитизм поэзии. Тема времени. Традиции Цветаевой, Ахматовой, Пастернака и др.

Повесть С.Д. Довлатова «Зона. (Записки надзирателя)»

Биография Довлатова. Стилистические особенности довлатовской прозы, её герои. Хемингуэевские мотивы. Незлобивость повествователя, юмор и абсурд «Зоны. Записок надзирателя». Зона как уменьшенная модель советского государства.

Песни В.С. Высоцкого «Банька по-белому», «Баллада о детстве», «Тот, который не стрелял», «Охота на волков», «Штрафные батальоны» и др.

Поэт-бард, актёр. Манера исполнения. Мужское начало лирики. Литературные перевоплощения Высоцкого. Героика песен. Военная тема, отображение послевоенной жизни в творчестве.

Поэма и стихотворения Л.Г. Губанова «Полина», «Палитра скорби», «Дуэль с родиной», «Благодарю», «М. Ю. Лермонтову» и др.

Гражданская и творческая деятельность объединения «СМОГ». Губанов – поэт «московской школы». Необходимость свободы творчества для существования поэта. Новаторство и интертекстуальность. Мотив трагической судьбы мастера. Образы Родины, поэтов-классиков.

Повесть Г.Н. Владимова «Верный Руслан»

История создания и публикации повести Владимова. Мир людей глазами собаки. Тема дрессировки, изменения сознания, природы. Утрата смысла существования. Двойственный образ пса Руслана: палач или жертва?

Роман А.И. Приставкина «Ночевала тучка золотая»

Биография Приставкина. «Ночевала тучка золотая» – роман-прозрение. Тема выселения чеченского народа. Мотивы сиротства, мечты, милосердия и мести. Противопоставление искреннего мира детей миру условностей взрослых.

Трагедия Вен.В. Ерофеева «Вальпургиева ночь, или Шаги командора»

Биография Вен.В. Ерофеева – писателя, филолога, эрудита. Элементы классического жанра в пьесе «Вальпургиева ночь, или Шаги командора». Сумасшедший дом – метафора советского государства. Смысл финала пьесы.

Рассказ В.О. Пелевина «Онтология детства»

Пелевин – писатель-постмодернист. Реальное и ирреальное отражение прошлого и современности в пелевинской прозе, черты массовой литературы. Мир глазами взрослеющего ребёнка в рассказе «Онтология детства».

Стихотворения Б.Б. Рыжего «Киндзмараули», «Что махновцы, вошли красиво…», «Кальян», «Я уеду в какой-нибудь северный город…», «В России расстаются навсегда…» и др.

Рыжий – поэт-современник. Литературная маска. Образ поэта-хулигана. Самодраматизация. Изображение России периода 1990-х в лирике Рыжего. Классические традиции в творчестве. Мотив раннего ухода.

Раздел VI (6 часов)

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Стихотворения Ф. Вийона «Разговор души и тела Вийона» (пер. Ю.А. Кожевникова), «Баллада повешенных» (пер. А.В. Парина), «Четверостишие, сложенное Вийоном, когда он был приговорён к смерти» (пер. И.Г. Эренбурга), «Баллада III» (пер. Е.Л. Кассировой)

Вийон – последний поэт Средневековья и первый поэт Возрождения. Гуманизм, идея милосердия в творчестве Вийона. Образ поэта-проходимца, жизнелюбие, искренность и самоирония. Стилистика и виртуозность «жёлтых» баллад.

Поэмы Дж. Г. Байрона «Корсар» (пер. Г.А. Шенгели) и «Шильонский узник» (пер. В.А. Жуковского)

Байрон – «властитель дум» XIX века. Черты романтизма в поэмах Байрона. Образы главных героев. Образы моря и тюрьмы. Смысл финалов поэм. Соотнесение биографии Жуковского и темы переведённой им поэмы.

Детективная новелла Э. По «Убийство на улице Морг» (пер. Р.М. Гальпериной)

Детектив как жанр. Элементы классического детектива: композиция, система образов, остросюжетность. По – загадка литературы, предтеча символизма, основоположник детектива. Образ Дюпена, сыщика-любителя.

Новелла Ф. Кафки «В исправительной колонии» (пер. С.К. Апта)

Предсказание Кафкой тоталитарного государства и бюрократизма, обличение их губительности для человека. Идея объективной справедливости. Преступление и наказание. Гротеск и абсурд в новелле. Образ преступника-сотрудника правопорядка.

Роман К. Кизи «Полёт над гнездом кукушки» (пер. В.П. Голышева)

«Полёт над гнездом кукушки» – антиутопия и протест «контркультуры» против ханжества «общества потребления». Образы главного героя и рассказчика. Психушка – аллегорический портрет Америки второй половины ХХ века. Смысл названия, эпиграфа и посвящения.

Роман К. Абэ «Женщина в песках» (пер. В.С. Гривнина)

Особенности японской литературы. Тема свободы и смирения. Главный герой – энтомолог и пленник. Двойственный образ женщины: преграда на пути к освобождению или спасение от одиночества. Экзистенциальный образ песка в романе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1 час)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-справочная литература

  1. Айхенвальд Ю. И. Силуэты русских писателей: В 2 т. Т. 1. / предисл. В. Крейда – М. : ТЕРРА – Книжный клуб; Республика, 1998. – 304 с.
  2. Айхенвальд Ю. И. Силуэты русских писателей: В 2 т. Т. 2. – М. : ТЕРРА – Книжный клуб; Республика, 1998. – 288 с.
  3. Ерёмин В. Н. Сто великих поэтов. – М. : Вече, 2007. – 480 с.
  4. Грудкина Т. В., Кубарева Н. П., Мещеряков В. П. и др. Сто великих мастеров прозы. – М. : Вече, 2007. – 480 с.
  5. Основные произведения иностранной художественной литературы. Азия. Африка: Лит.-библиогр. справочник / Всесоюз. гос. б-ка иностр. лит. – СПб. : Азбука; М. : ТЕРРА, 1997. – 608 с.
  6. Основные произведения иностранной художественной литературы. Европа. Америка. Австралия: Лит.-библиогр. справочник / Всесоюз. гос. б-ка иностр. лит. – СПб. : Азбука; М. : ТЕРРА, 1997. – 688 с.
  7. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. От былин и летописей до классики XIX века / гл. ред. М. Д. Аксенова. – М. : Аванта +, 2002. – 672 с.
  8. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 2. XX век / гл. ред. М. Д. Аксенова. – М. : Аванта +, 2002. – 688 с.
  9. Энциклопедия для детей. Т. 15. Всемирная литература. Ч. 1. От зарождения словесности до Гёте и Шиллера / гл. ред. М. Д. Аксенова. – М. : Аванта +, 2002. – 672 с.
  10. Энциклопедия для детей. Т. 15. Всемирная литература. Ч. 2. XIX и XX века / гл. ред. В. А. Володин. – М. : Аванта +, 2002. – 656 с.
  11. Энциклопедия мировой литературы / сост. и науч. ред. С. В. Стахорский. – СПб. : Невская книга, 2000. – 656 с.
  12. Хозиева С. И. Русские писатели и поэты. – М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2000. – 576 с.

Методическая литература

  1. Браже Т. Г. Вопросы преподавания литературы в V-VIII вечерней (сменной) школы. – М. : Просвещение. – 1965. – 200 с.
  2. Вечерняя школа. Методическое руководство для работников вечерней (сменной) школы / под ред. А. В. Даргинского. – М. : Просвещение. – 1978. – 232 с.
  3. Дифференциация и индивидуализация обучения в вечерней школе. Из опыта работы вечерней (сменной) школы № 195 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга / под ред. Л. Л. Горбуновой. – СПб. : МФИН, 2005. – 167 с.
  4. Кириллова Г. Д. Организация учебной деятельности учащихся вечерней школы на уроке. – М. : АПН РСФСР, 1963. – 35 с.
  5. Межпредметные связи истории с литературой и способы развития мыслительных умений учащихся. Методические рекомендации для учителей и студентов. – Самара. – 1992. – 16 с.
  6. Мягченков С. В. Воспитательная работа в вечерней школе. Пособие для работников вечерней (сменной) школы. – М. : Просвещение. – 1979. – 192 с.
  7. Свечникова И. Н. Развитие читательского самосознания старшеклассников на уроках по изучению русской классики. – Астрахань. – 2005. – 28 с.

Художественная литература

  1. Абе К. Женщина в песках. – М. : Рипол Классик, 2004. – 288 с.
  2. Андреев Л. Н. Проза. – М. : АСТ, 2007. – 240 с.
  3. Бабель И. Э. Избранное. – М. : Олимп, ООО «Издательство АСТ», 2001. – 592 с. – («Школа классики» – ученику и учителю).
  4. Байрон Дж. Г. Избранное. – М. : Рипол Классик, 1998. – 832 с.
  5. Белых Г. Г., Пантелеев Л. Республика Шкид. – М. : Детская литература, 2005. – 222 с.
  6. Губанов Л. Г. «Я сослан к Музе на галеры…» / сост. И. С. Губанова. – М. : Время, 2003. – 736 с.
  7. Довлатов С. Д. Зона. (Записки надзирателя). – М. : Азбука-классика, 2007. – 224 с.
  8. ЕСТЬ ВСЮДУ СВЕТ… Человек в тоталитарном обществе: Хрестоматия для старшеклассников / сост. С.С. Виленский. – М. : Возвращение, 2000. – 480 с.
  9. Кафка Ф. Процесс. Замок. Превращение. В исправительной колонии. – М. : АСТ, 2006. – 640 с.
  10. Кизи К. Пролетая над гнездом кукушки. – М. : Азбука-классика, 2002. – 384 с.
  11. Нароков Н. В. Мнимые величины. – М. : Гудьял-Пресс, 2000. – 366 с.
  12. Пелевин В. О. Все рассказы. – М. : Эксмо, 2008. – 512 с.
  13. По Э. Рассказы. – М. : Художественная литература, 1980. – 352 с.
  14. Повести временных лет: 1917 – 1940. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 896 с.
  15. Поэзия узников ГУЛАГа: Антология / сост. С.С. Виленский. – М. : МФД; Материк, 2005. – 992 с.
  16. Русская народная поэзия. Лирическая поэзия: Сборник / сост., подгот. текста, предисл. к разделам, коммент. Ал. Горелова. – Л. : Худож. лит., 1984. – 584 с.
  17. Русская поэзия XIX века: В 2 т. Т. 1. / сост. Е. Винокуров, В. Коровин. – М. : Художественная литература, 1974. – 703 с.
  18. Русская поэзия XIX века: В 2 т. Т. 2. / сост. Е. Винокуров, В. Коровин. – М. : Художественная литература, 1974. – 735 с.
  19. Рыжий Б. Б. Оправдание жизни. – Екатеринбург: У-Фактория, – 2004. – 832 с.
  20. Сёмин В. Н. Семьсот шестьдесят третий. – М. : Молодая гвардия, – 1976. – 528 с.
  21. Современная русская литература – Хрестоматия для средней и высшей школы / сост. В. Н. Гвоздей, М. Ю. Звягина, Г. Г. Исаев и др. : вступ. ст. Г. Г. Исаева, Астрахань: изд-во Астраханского пед. ин-та, 1995. – 647 с.
  22. Соколов В. П. Тени на закате: Стихотворения и поэмы, 1945 – 1982 – М. : Лира, 1999. – 400 с.
  23. Строфы века. Антология русской поэзии / сост. Е. А. Евтушенко. – М. : Полифакт. Итоги века, 1999. – 1104 с.
  24. Строфы века – 2. Антология мировой поэзии в русских переводах ХХ века / сост. Е. В. Витковский. – М. : Полифакт. Итоги века, 1998. – 1192 с.
  25. Филин В. С. Лихолетье: Стихи; [вступ. ст. А. В. Жигулина]. – М. : Современник, 1990. – 126 с.

Электронные ресурсы

  1. Высоцкий: время, наследие, судьба – http://otblesk.com/vysotsky
  2. Губанов Леонид Георгиевич – http://gubanov.yarus.aspu
  3. Достоевский Федор Михайлович – http://www.dostoevskiy.net.ru/
  4. Иосиф Бродский – http://www.bz.spb.su/brodsky
  5. Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО – http://ruslit.ioso.ru/
  6. Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала – http://litera.edu.ru/
  7. Лермонтов Михаил Юрьевич – http://www.lermontow.org.ru/
  8. Некрасов Николай Алексеевич – http://www.nekrasow.org.ru/
  9. Пушкин Александр Сергеевич – http://www.aleksandrpushkin.net.ru/
  10. Репетитор по литературе Кирилла и Мефодия [Мультимедийный диск]. – М. – 2007.
  11. Русская поэзия XIX и XX веков – http://www.fplib.ru/
  12. Слова: поэзия Серебряного века – http://slova.org.ru/
  13. Стихия: классическая русская / советская поэзия – http://litera.ru/stixiya/
  14. Толстой Лев Николаевич – http://www.levtolstoy.org.ru/
  15. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 10 класс [Мультимедийный диск]. – М. – 2005.
  16. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 11 класс [Мультимедийный диск]. – М. – 2005.
  17. Чехов Антон Павлович – http://www.antonchehov.org.ru/

Фильмография

  1. Баллада о семи повешенных. – Реж. : М. Голлы, Чехословакия/ Словакия – 1968.
  2. В исправительной колонии (La Colonia Penal). – Реж. : Р. Руис, Франция – 1971.
  3. Женщина в песках (Woman In The Dunes). – Реж. : Х. Тэсигахара, Япония – 1964.
  4. Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад. – Реж. : В. Мотыль, СССР – 1984.
  5. Ночевала тучка золотая. – Реж. : С. Мамилов, СССР – 1989.
  6. Одесские рассказы Исаака Бабеля. – Реж. : Н. Тягунов, СССР – 1984.
  7.  Полёт над гнездом кукушки (One Flew Over the Cuckoo’s Nest). – Реж. : М. Форман, США – 1975.
  8. Республика ШКИД. – Реж. : Г. Полока, СССР – 1966.
  9. Чекист. – Реж. : А. Рогожкин, Россия, Франция – 1991.

Преступления всегда носили разнообразный характер тяжести их совершения, например, иногда люди совершают правонарушения, которые можно оправдать, простить или же совсем не придать этому значения, как, например, мелкая кража или использование нецензурной брани в общественном месте. Но есть и такие случаи преступлений, которые не должны никаким образом быть оправданными и забытыми, для меня — это такие преступления, как умышленное убийство или причинение тяжкого вреда здоровью другого человека.
Одним из произведений, где совершаются тяжкие преступления в виде убийства является роман Леонида Андреева «Рассказ о семи повешенных». Янсон – спокойный и молчаливый молодой человек, еле говорящий по-русски и работающий на ферме, однажды, нанеся три удара ножом, убивает своего хозяина, а затем пытается произвести попытку изнасилования над хозяйкой. Всё это он сделал без определенной на то причины, когда услышал, что подобное происходило на соседней ферме. После вынесенного ему приговора в суде, в ходе которого Янсон приговорён к смертной казни через повешение, он часто повторяет фразу «Не надо меня вешать», ведёт себя слегка безумно и не верит в наказание, которое ему придётся пережить. Несмотря на напуганное поведение, герой не вызывает сочувствия и никаким образом нельзя простить тяжесть совершенного им преступления.
Другим примером особо тяжкого преступления является поступок Катерины из повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». У героини было огромное желание получить наследство после смерти своего мужа, именно эта причина и подтолкнула её на совершение беззаконного, отвратительного и не поддающегося никаким извинениям поступка. Имея жажду завладеть наследством, она избавилась от наследника, а точнее, от маленького племянника своего супруга — Феди. Вместе со своим любовником Катерина задушила мальчика подушкой, после чего, хотела оправдать его смерть оспой – болезнью, которой болел мальчик. Это деяние так же несет очень жестокий характер и такое преступление нельзя простить.
Эти два примера показывают, насколько жестоки могут быть преступления и их последствия, именно поэтому убийство – это то злодеяние, которое нельзя простить.

Здравствуйте, Арина!

Вам удалось в своем сочинении выстроить рассуждение по заявленной теме, сформулировать тезис, доказать его аргументами  из литературных произведений.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом:

К1 (соответствие теме) + 1 балл.Тезис четко  сформулирован во вступлении,

Но есть и такие случаи преступлений, которые не должны никаким образом быть оправданными и забытыми, для меня — это такие преступления, как умышленное убийство или причинение тяжкого вреда здоровью другого человека.

соответствует теме,  прослеживается конкретная цель высказывания.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл. Оба  литературных аргумента зачтены.  Вы выбрали интересные произведения, которые редко используются для доказательства, но анализ  привлеченных для аргументации эпизодов из произведений нельзя назвать глубоким.

    В первом аргументе  у Вас получился  пересказ истории преступления одного из героев повести (не романа, у вас ошибка в определении жанра) Л.Андреева. Проблематика этого произведения не сводится к указанию причины совершенного преступления или осознанию вины человеком, совершившим убийство, и принятию им факта наказания. Почему Вы ставите вопрос: можно или нельзя простить преступление Янсона?  Ответ же очевиден, и автора интересует  не эта плоскость преступления. Л.Андреева исследует  психологическое состояние человека, приговоренного к казни.

     Во втором аргументе есть фактическая ошибка:мотивом для преступлений, совершенных  Катериной  Измайловой, не является желание получить наследство мужа.» Какое преступление нельзя простить?»- убийство ребенка. Вот эту мысль нужно было высказать на примере очерка «Леди Макбет Мценского уезда».  Вы же пересказываете преступление Катерины Измайловой.                                                                                     Арина, рекомендую подбирать аргументы, раскрывающие тезис с разных сторон. Вы же, по сути, однотипно доказываете  выдвинутый Вами тезис ( описание совершенных убийств).

К3 (логика и композиция) + 1 балл . В выводе есть нарушение логики.

Эти два примера показывают, насколько жестоки могут быть преступления и их последствия, именно поэтому убийство – это то злодеяние, которое нельзя простить.

Из Вашего рассуждения следует, что только жестокие преступления(убийства) нельзя простить. А если нет жестокости, значит, можно простить убийство?

 В Вашем сочинении есть грубые ошибки. Обратите на них внимание, они существенно «портят» сочинение.

К 4 (речь)+ 1 балл

Преступления всегда носили разнообразный характер тяжести их совершения

Лексическая несочетаемость слов (есть словосочетание степень тяжести преступления).

а затем пытается произвести попытку изнасилования над хозяйкой.

Лексическая несочетаемость слов.

После вынесенного ему приговора в суде, в ходе которого Янсон приговорён к смертной казни через повешение,

Предложение-канцеляризм, характерно для официально-делового стиля.

Другим примером особо тяжкого преступления
является поступок Катерины из повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

«особо тяжкое преступление» —  канцеляризм из  официально — делового стиля.

и не верит в наказание, которое ему придётся пережить

пережить наказание- лексическая несочетаемость слов и абсурдное звучание,  алогизм ( пережить свою смерть — это как?).

лексическая несочетаемость слов.

простить тяжесть совершенного им преступления

простить тяжесть — лексическая несочетаемость слов.

Имея жажду завладеть наследством, она избавилась от наследника, а точнее, от маленького племянника своего супруга — Феди.

имея жажду-несочетаемость слов, «точнее»- лишнее слово.

хотела оправдать его смерть оспой – болезнью, которой болел мальчик.

повтор слов.

К5 (грамотность) + 1 балл.

Орфография

Это деяние так же несет очень жестокий характер и такое преступление нельзя простить.

также — слитно, это союз.

Пунктуация

для меня — (не нужно тире) это такие преступления, как умышленное убийство или причинение тяжкого вреда здоровью другого человека.

Одним из произведений, где совершаются тяжкие преступления в виде убийства (нужна запятая, конец придаточного предложения) является роман Леонида Андреева «Рассказ о семи повешенных».

Янсон – спокойный и молчаливый молодой человек, еле говорящий по-русски и работающий на ферме, однажды, нанеся три удара ножом, убивает своего хозяина, а затем пытается произвести попытку изнасилования над хозяйкой

Нужно разбить это предложение на два:  Янсон – спокойный и молчаливый молодой человек, еле говорящий по-русски и работающий на ферме.  Однажды, нанеся три удара ножом, он убивает своего хозяина, а затем пытается произвести попытку изнасилования над хозяйкой.

Вместе со своим любовником Катерина задушила мальчика подушкой, после чего, (запятая не нужна) хотела оправдать его смерть оспой – болезнью, которой болел мальчик.

Это деяние так же несет очень жестокий характер (запятая, сложносочиненное предложение) и такое преступление нельзя простить.

Грамматика

После вынесенного ему приговора в суде, в ходе которого Янсон приговорён к смертной казни через повешение,

Ошибка в построении СПП:  в придаточном определительном используется словосочетание  «в ходе которого», не сочетающего со словом «суд» ( не употребляется «в  ходе суда», ведь служебное слово «которого» заменяет слово «суда» ).

затем пытается произвести попытку изнасилования над хозяйкой.

ошибка в употреблении существительного с предлогом: изнасилование (кого?) хозяйки.
         

Итак, Арина, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над речью.    В таких случаях сочинение надо переписать  с учетом указанных ошибок. Возьмите другую тему, напишите сочинение и отправьте на проверку.

Удачи!

  • Рассказ о семи повешенных леонид андреев книга
  • Рассказ о семи повешенных тест
  • Рассказ о семи повешенных отзывы
  • Рассказ о семи повешенных описание героев
  • Рассказ о семи повешенных жанр