Краткие выводы по изученной теме

!=S 1. «Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. В «Войне и мире» я любил мысль народную, вследствие войны 1812 года», — говорил Лев Толстой.

2. Главный герой романа — народ. В романе более ста массовых сцен, в нем действуют свыше двухсот поименно названных людей из народа. Важнейшие события романа оценива­ются Толстым с народной точки зрения. C большой симпатией относился Толстой к народу, который сыграл главную и решающую роль в войне против французских завоевателей. Пат­риотические чувства, охватившие русских, породили массовый героизм защитников Родины. Рассказывая о боях под Смоленском, Андрей Болконский справедливо заметил, что русские солдаты «в первый раз дрались там за Русскую землю», что в войсках был такой дух, какого никогда он (Болконский) не видел, что русские воины «два дня сряду отбивали французов и что этот успех удесятерил наши силы». Еще более полно «мысль народная» ощущается в тех главах романа, где изображаются герои, близкие к народу или стремящиеся понять его: Ту­шин и Тимохин, Наташа и княжна Марья, Пьер и князь Андрей — все те, кого можно на­звать «русскими душой».

3. Рассуждая об итогах и значении Бородинского сражения, Толстой говорит, что рус­ские одержали нравственную победу над войсками Наполеона. Народ достиг своей цели: родная земля была очищена от иноземных захватчиков.

4. В образе Кутузова Толстой воплощает свои представления о том, каким должен быть человек, поставленный Провидением во главе масс. Кутузов не стремится стать над народом, а ощущает себя участником народной жизни, он не руководит движением масс, а только стремится не мешать совершению подлинно исторического события, он постигает народную жизнь особым способом и только поэтому оказывается в состоянии выразить ее.

5. В Бородинском сражении Кутузов руководил духом армии: «Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борю­щихся со смертью, нельзя одному человеку и знал, что решают участь сражения не распо­ряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».

Единство Кутузова с народом объясняется тем «народным чувством, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его».

6. Толстой-философ отрицает активную роль полководца в том или ином сражении, но даже в словах Болконского: «Он ничего не придумает, ничего не предпримет… но он все вы­слушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит» — признание активной роли Кутузова. C одной стороны, у Толстого Кутузов не делал «никаких распоряжений», а с другой стороны — «соглашался или не со­глашался на то, что предлагали ему», «отдавал приказания», то есть все-таки руководил хо­дом сражения. В этом, по Толстому, и заключается подлинное величие личности.

7. Заложенная в названии романа «Война и мир» антитеза определяет группировку образов. Любимые герои (Болконские, Ростовы, Безухов, Кутузов) — это люди «мира», ненавидящие не только войну в ее прямом смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, ко­торые разъединяют людей. Их отношение к войне выражено словами Андрея Болконского перед Бородинским сражением: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни». В то же время война — «страшная необходимость», когда речь идет о защите Отечества. И не случайно любимые герои Толстого способны на искреннее и глубокое патриотическое чувство.

8. Герои Толстого по-разному понимают патриотизм. Кто-то произносит громкие слова, занимается шумной деятельностью или бесполезной суетой, кто-то испытывает простое и ес­тественное чувство «потребности жертвы и страдания при сознании общего несчастья». Пер­вые лишь мнят себя патриотами и громко кричат о любви к Отечеству, вторые — патриоты по сути — отдают жизнь во имя общей победы. В первом случае мы имеем дело с ложным патриотизмом, отталкивающим своей фальшью, эгоизмом и лицемерием. Так ведут себя светские вельможи на обеде в честь Багратиона; при чтении стихов о войне «все встали, чув­ствуя, что обед был важнее стихов». Лжепатриотическая атмосфера царит в салоне Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой и в других петербургских салонах. Лжепатриотизм про­являет и граф Растопчин, который расклеивает по Москве глупые «афишки», призывает жителей города не оставлять столицы, а затем, спасаясь от народного гнева, сознательно от­правляет на смерть безвинного сына купца Верещагина. Лжепатриотом представлен в рома­не Берг, который в минуту всеобщего смятения ищет случая поживиться и озабочен покуп­кой шифоньерочки и туалета «с аглицким секретом». Ему и в голову не приходит, что сейчас стыдно думать о шифоньерочках. Таков и Друбецкой, который, подобно другим штабным офицерам, думает о наградах и продвижении по службе, желает «устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии».

9. Истинные патриоты в батарее Тушина сражаются без прикрытия. Тушин «не испы­тывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». Живое, кровное чувство Родины заставляет солдат с немыслимой стойкостью сопротивляться врагу. Купец Ферапонтов, отдающий на разграбле­ние свое имущество при оставлении Смоленска, тоже, безусловно, патриот. «Тащи все, ребя­та, не оставляй французам!» — кричит он русским солдатам. Истинными патриотами были и те, кто покинул Москву, не желая покориться Наполеону. Они были убеждены: «Под управ­лением французов нельзя было быть». Они «просто и истинно» делали «то великое дело, ко­торое спасло Россию».

10. Любимые герои Толстого проходят сложный путь духовного развития.

11. Отправной точкой сложных духовных и философских исканий Андрея Болкон­ского становятся его психологические противоречия с петербургским салонным общест­вом. Во время войны 1805 года (под влиянием капитана Тушина) меняются представле­ния князя Андрея о героизме. Вернувшись из плена, князь Андрей испытал чувство вины перед женой и ответственность за ее смерть. Князь Андрей твердо решил бросить военную службу, убедив себя в том, что к ней больше не имеет интереса. Возрождение интереса к жизни происходит после его поездки в Отрадное и встречи с Наташей Ростовой. Новый кумир, заменивший Наполеона, был Сперанский, «лицо таинственное и представлявшее­ся ему гениальным». Разочарование в Сперанском наступает после вечера, где князь Ан­дрей танцует с Наташей Ростовой. Новое чувство возникающей любви контрастно стано­вится к «административным» увлечениям Болконского. Общение с Наташей дало ему ощущение сопричастности к совершенно особенному миру, преисполненному каких-то неизвестных ему радостей. После измены Наташи для Андрея Болконского наступило третье, самое тяжелое разочарование в жизни. Единственным стимулом, живым интере­сом, им испытываемым, становится месть Курагину. Он вновь возвращается на военную службу, но уже без тщеславных мыслей. Смотря на упавшую рядом гранату и сознавая близость смерти, Болконский думает: «Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь…» Обостренное чувство любви к жизни открывает ему понимание той любви, «которую про­поведовал бог на земле»: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненави­дящим нас, которой учила кн. Марья».

12. Пройдя путь духовного развития, участвуя в войне 1812 года, Пьер Безухов пошел на духовный разрыв с аристократией. Толстой вплотную приблизил героя к тому историче­скому моменту, с которого началась революционная деятельность лучших дворян — декабристов. Поиски жизненной правды, которые ведет Пьер, неизбежно приводят его к на­роду и постижению народной мудрости. Он находит особый смысл во встрече с Платоном Каратаевым.

13. Основная отличительная черта образа Наташи Ростовой — ее эмоциональность и интуитивная чуткость; недаром она необыкновенно музыкальна, обладает редким по красоте голосом, отзывчива и непосредственна. В то же время в ее характере есть внутренняя сила и несгибаемый нравственный стержень. Наташа Ростова как бы бессознательно воплощает в себе то истинное понимание жизни, причастность к общенародному духовному началу, дос­тижение которого дается главным героям — Пьеру Безухову и Андрею Болконскому — только в результате сложнейших нравственных исканий. Она способна на самопожертвова­ние и самозабвение, высокие душевные порывы. В то же время Наташа может быть очень эгоистичной, что диктуется не разумом, а скорее инстинктивным стремлением к счастью и полноте жизни. В эпилоге Наташа Ростова представлена Толстым как жена и мать, целиком погруженная в свои семейные заботы и обязанности, разделяющая интересы Пьера и пони­мающая его.

14. Мысль о духовных основах семейственности как внешней формы единения между людьми занимает особое место в романе. Три семейства, три дома, три «породы» людей со­
ставляют основу «мысли семейной» романа: Ростовы, Болконские и Курагины. Особые сим­патии писателя вызывает патриархальная семья Ростовых, в поведении которой проявляют­ся высокое благородство чувств, доброта (даже редкая щедрость), естественность, близость к народу, нравственная чистота и цельность. Старый князь Болконский представляет цвет дворянства эпохи Екатерины II. Его характеризует истинный патриотизм, широта политиче­ского кругозора, понимание подлинных интересов России, неукротимая энергия. Андрей и Марья — передовые, образованные люди, ищущие новые пути в современной жизни. Семей­ство Курагиных несет одни беды и несчастья в мирные «гнезда» Ростовых и Болконских. Мир Курагиных — мир светской черни, извращенных взаимоотношений с окружающими и с близкими.

image067 1Выполняем задания для обобщения изученного

1. Завершите высказывание Л. Н. Толстого, заполнив пропуски.

«Историк и художник, описывая историческую эпоху, имеют два совершенно различ­ных предмета.

(1) Для истории есть, для художника —

(2) Историк имеет дело до события, художник — до самого события».

(I) Герои, люди

(2) Результат, факт

2. Опираясь на текст романа, раскройте смысл высказывания Н. Г. Чернышевского: «Особен­ность графа Л. Н. Толстого состоит в том, что он не ограничивается изображением результа­тов психического процесса: его интересует самый процесс, и едва уловимые явления этой внутренней жизни, сменяющиеся одно другим с чрезвычайной быстротой и неистощимым разнообразием, мастерски изображаются Толстым».

3. Герои романа по-разному относятся к Наташе Ростовой. Соотнесите героев романа с приве­денными высказываниями.

После встречи с Наташей «в душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни…»

О Наташе: «и неприятный характер, и ума нет такого, и эдакое, знаете».

«Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она об­ворожительна. А отчего, я не знаю: вот все, что можно про нее сказать».

Пьер, князь Андрей, Берг

Заполните таблицу.

«Любимые» герои Толстого

« Нелюбимые » герои Толстого

Какие герои относятся к данной группе

Даны в динамике или в статике

Внешняя красота

Духовное богатство

Совершают ли ошибки в жизни

Как понимают службу

Как относятся к детям

Как относятся к природе

Как относятся к музыке

Живут ли в Петербурге

Имеют ли семью

Их судьба в финале романа

Выводы:_________________________________________________________________________________________

Главное идейное противостояние в романе — контраст истинного (естественного) и ложного (искусственного). Заполните таблицу примерами из текста романа. При желании дополните таблицу. Сделайте выводы.

Истинное (-ая, — ый)

Ложное (-ая, — ый)

Поведение

Общение

Красота

Любовь

Патриотизм

Героизм

Величие

Выводы:

6. Восстановите последовательность важнейших событий на пути искания смысла жизни главными героями романа.

Пьер:

Увлечение масонством

Участие в судьбе Наташи и встреча с кометой

Приезд на Бородинское поле и жизнь на батарее Раевского

Смерть отца, женитьба на Элен и дуэль с Долоховым

Пребывание в захваченной французами Москве, плен

Спор с князем Андреем на пароме в Богучарово

Знакомство с Платоном Каратаевым

Женитьба на Наташе

Сон о мире

Встреча с князем Андреем в ночь перед Бородинским сражением

Участие в деятельности тайных обществ

Князь Андрей:

Служба у Сперанского

Уход на войну, мечта о славе Наполеона

Семейная жизнь с Лизой

Рождение сына и смерть жены

Спор с Пьером на пароме в Богучарово

Уединенная жизнь в деревне

Любовь к Наташе и разочарование в ней

Ранение под Аустерлицем и встреча с Наполеоном

Ранение, встреча с Анатолем

Встреча с Пьером в ночь перед Бородинским сражением

Встреча с Наташей и княжной Марьей

Смерть

7≡ Почему Бородинское сражение изображается Толстым через восприятие этих событий Пьером?

8. Согласны ли вы с М. Е. Салтыковым-Щедриным, который утверждал, оценивая героев Тол­стого, что «Багратион и Кутузов — кукольные генералы»? Обоснуйте свою точку зрения.

Выполняем задания формата ЕГЭ

=0 Про батарею Тушина было забыто, и только в самом конце дела, продолжая слышать канонаду в центре, князь Багратион послал туда дежурного штаб-офицера и потом князя Андрея, чтобы велеть батарее отступать как можно скорее…

Из-за детской радости, возбужденной пожаром, и азарта удачной стрельбы по францу­зам, наши артиллеристы заметили эту батарею только тогда, когда два ядра и вслед за ними еще четыре ударили между орудиями и одно повалило двух лошадей, а другое оторвало ногу ящичному вожатому. Оживление, раз установившееся, однако, не ослабело, а только пере­менило настроение. Лошади были заменены другими из запасного лафета, раненые убраны, и четыре орудия повернуты против десятипушечной батареи. Офицер, товарищ Тушина, был убит в начале дела, и в продолжение часа из сорока человек прислуги выбыли семнадцать, но артиллеристы все так же были веселы и оживлены. Два раза они замечали, что внизу, близко от них, показывались французы, и тогда они били по них картечью.

Маленький человек, с слабыми, неловкими движениями, требовал себе беспрестанно у денщика еще трубочку за это, как он говорил, и, рассыпая из нее огонь, выбегал вперед и из-под маленькой ручки смотрел на французов.

— Круши, ребята! — приговаривал он и сам подхватывал орудия за колеса и вывинчи­вал винты.

В дыму, оглушаемый беспрерывными выстрелами, заставлявшими его каждый раз вздрагивать, Тушин, не выпуская своей носогрелки, бегал от одного орудия к другому, то прицеливаясь, то считая заряды, то распоряжаясь переменой и перепряжкой убитых и ране­ных лошадей, и покрикивал своим слабым тоненьким, нерешительным голоском. Лицо его все более и более оживлялось. Только когда убивали или ранили людей, он морщился и, от­ворачиваясь от убитого, сердито кричал на людей, как всегда, мешкавших поднять раненого или тело. Солдаты, большею частью красивые молодцы (как и всегда в батарейной роте, на две головы выше своего офицера и вдвое шире его), все, как дети в затруднительном поло­жении, смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизмен­но отражалось на их лицах.

Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось все веселее и веселее. Ему казалось, что уже очень давно, едва ли не вчера, была та минута, когда он увидел не­приятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом. Несмотря на то, что он все помнил, все соображал, всё де­лал, что мог делать самый лучший офицер в его положении, он находился в состоянии, по­хожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека.

Из-за оглушающих со всех сторон звуков своих орудий, из-за свиста и ударов снарядов неприятелей, из-за вида вспотевшей, раскрасневшейся, торопящейся около орудий прислу­ги, из-за вида крови людей и лошадей, из-за вида дымков неприятеля на той стороне (после которых всякий раз прилетало ядро и било в землю, в человека, в орудие или в лошадь), из — за вида этих предметов у него в голове установился свой фантастический мир, который со­ставлял его наслаждение в эту минуту. Неприятельские пушки в его воображении были не пушки, а трубки, из которых редкими клубами выпускал дым невидимый курильщик.

— Вишь, пыхнул опять, — проговорил Тушин шепотом про себя, в то время как с горы выскакивал клуб дыма и влево полосой относился ветром, — теперь мячик жди — отсылать назад…

«Ну-ка, наша Матвевна», — говорил он про себя. Матвевной представлялась в его вооб­ражении большая крайняя, старинного литья пушка. Муравьями представлялись ему фран­цузы около своих орудий. Красавец и пьяница первый номер второго орудия в его мире был дядя; Тушин чаще других смотрел на него и радовался на каждое его движение. Звук то за­миравшей, то опять усиливавшейся ружейной перестрелки под горою представлялся ему чьим-то дыханием. Он прислушивался к затиханью и разгоранью этих звуков.

— Ишь, задышала опять, задышала, — говорил он про себя.

Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими ру­ками швыряет французам ядра.

— Ну, Матвевна, матушка, не выдавай! — говорил он, отходя от орудия, как над его головой раздался чуждый, незнакомый голос:

— Капитан Тушин! Капитан!..

Тушин испуганно оглянулся…

Это был князь Андрей.

JLH. Толстой, «Война и мир»

1. Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

2. Образу какого героя, кумира князя Андрея, противопоставлен в этом эпизоде образ капита­на Тушина?

3. Какое сражение изображено в данном фрагменте?

4≡ Как в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогаю­щее автору описать героя («слабый», «тоненький», «нерешительный»)?

5. Выпишите слово, являющееся образом-сравнением, с помощью которого подчеркивается искренность и открытость солдат.

6. Как называется прием, основанный на противопоставлении, с помощью которого Толстой подчеркивает, что, несмотря на физическую слабость и внешнюю нелепость, Тушин силен духовно и велик нравственно.

7≡ Как называется средство художественной изобразительности, основанное на использовании ряда синонимов, в котором последующий усиливает значение предыдущих («Из-за оглу­шающих со всех сторон звуков своих орудий, из-за свиста и ударов снарядов неприятелей, из-за вида вспотевшей, раскрасневшейся, торопящейся около орудий прислуги, из-за вида крови людей и лошадей…»)?

8. Какова главная тема данного эпизода? Какова роль образа капитана Тушина в раскрытии данной темы?

9. Какие темы, значимые для всего романа, поднимает Толстой в данном фрагменте и в каких произведениях русской классики затрагиваются эти же вопросы?

Наташа с утра этого дня не имела ни минуты свободы, и ни разу не успела подумать о том, что предстоит ей.

В сыром, холодном воздухе, в тесноте и неполной темноте колыхающейся кареты, она в первый раз живо представила себе то, что ожидает ее там, на бале, в освещенных залах — музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга. То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было несообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты. Она поняла все то, что ее ожидает, только тогда, когда, пройдя по красному сукну подъезда, она вошла в сени, сняла шубу и пошла рядом с Соней впереди матери между цветами по освещенной лестнице. Только тогда она вспомнила, как ей надо было себя держать на бале и постаралась принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале. Но к счастью ее она почув­ствовала, что глаза ее разбегались: она ничего не видела ясно, пульс ее забил сто раз в ми­нуту, и кровь стала стучать у ее сердца. Она не могла принять той манеры, которая бы сде­лала ее смешною, и шла, замирая от волнения и стараясь всеми силами только скрыть его. И эта-то была та самая манера, которая более всего шла к ней. Впереди и сзади их, так же тихо переговариваясь и так же в бальных платьях, входили гости. Зеркала по лестнице от­ражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях…

В зале стояли гости, теснясь у входной двери, ожидая государя. Графиня поместилась в первых рядах этой толпы. Наташа слышала и чувствовала, что несколько голосов спросили про нее и смотрели на нее. Она поняла, что она понравилась тем, которые обратили на нее внимание, и это наблюдение несколько успокоило ее. «Есть такие же, как и мы, есть и хуже нас», — подумала она…

Пьер шел, переваливаясь своим толстым телом, раздвигая толпу, кивая направо и на­лево так же небрежно и добродушно, как бы он шел по толпе базара. Он продвигался через толпу, очевидно отыскивая кого-то.

Наташа с радостью смотрела на знакомое лицо Пьера, этого шута горохового, как на­зывала его Перонская, и знала, что Пьер их, и в особенности ее, отыскивал в толпе. Пьер обещал ей быть на бале и представить ей кавалеров.

JLH. Толстой, «Война и мир»

10. К какому роду литературы принадлежит произведение, из которого взят фрагмент?

11. Из какого тома взята приведенная сцена?

12. К какому литературному направлению второй половины XIX века принадлежит творчество Толстого?

13. Во втором абзаце изображены «сырой, холодный воздух» и «теснота… кареты» и «освещен­ные залы» предстоящего бала. Как называется художественный прием, основанный на про­тивопоставлении образов и явлений?

14. В третьем абзаце Толстой использует своеобразный монолог героини для передачи ее пере­живаний. Как в литературоведении называется такой монолог?

15. Какое средство художественной изобразительности использует Толстой в четвертом абзаце для описания поведения Пьера на балу: «Пьер шел… кивая направо и налево так же не­брежно и добродушно, как бы он шел по толпе базара»?

16. Из последнего абзаца выпишите слово, с помощью которого автор открыто передает состоя­ние Наташи.

17. Какие средства психологизма использует Толстой для выражения состояния героев в при­веденной сцене?

18. Почему Толстой уделяет такое большое внимание изображению вполне заурядного события — светского бала — ив каких еще произведениях русской литературы встречается тема или образ бала?

19. Почему рассказ о войне 1812 года Толстой начинает с войны 1805 года?

20. Является ли Платон Каратаев обобщенным образом русского народа, русского национально­го характера? Обоснуйте свою точку зрения.

21. Почему милая, добрая, жертвенная Соня не является идеалом Толстого?

image068 0Обдумываем результаты, учитываем рекомендации

Если в конце пособия есть ответ на вопрос, сверьте с ним свой результат. Если вы

Ошиблись, подумайте, чем была вызвана ошибка, сформулируйте свои выводы.

Остановимся на самом сложном

=JI В развернутом ответе ограниченного объема, требующем выхода в литературный кон­текст, вы должны показать знание всего спектра произведений, вынесенных для про­верки на экзамене, а также умение находить основание для сравнения произведений (схо­жесть тем, основных мотивов, проблематики, образов героев, стиля произведений). Основа­ние для сравнения, как правило, подсказано в вопросе (внимательно прочитайте его). Поста­райтесь рассмотреть знакомые вам произведения с разных сторон. Тогда, возможно, вы увидите в них не только те аспекты, которые рассматривались на уроке, но и то, что позво­лит провести интересное сравнение.