Рассказ о семье мармеладовых в романе преступление и наказание кратко

Инфоурок литература презентациипрезентация маленькие люди в романе ф.м. достоевского преступление и наказание описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация «Маленькие люди» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

«Маленькие люди» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»1

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    «Маленькие люди» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»1

    Описание слайда:

    «Маленькие люди»
    в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
    1

  • 2 слайд

    МОЗГОВОЙ ШТУРМКакие события в жизни России и самого писателя повлияли на созд

    Описание слайда:

    МОЗГОВОЙ ШТУРМ
    Какие события в жизни России и самого писателя повлияли на создание романа?
    В чём заключается жанровое своеобразие романа?
    Каково значение цвета и чисел в романе?
    Почему в романе лишь одна глава посвящена преступлению, а остальные пять – наказанию?
    Для чего Достоевский использует подробное описание города Петербурга?
    2

  • 3 слайд

    Петербург Достоевскогоместо действия участник событий3Илья Глазунов «Ф. М. Д

    Описание слайда:

    Петербург Достоевского
    место
    действия

    участник событий
    3
    Илья Глазунов «Ф. М. Достоевский. Белая ночь»

  • 4 слайд

    Как вы объясните значение имён и фамилий героев романа?МОЗГОВОЙ ШТУРМИмя Отче

    Описание слайда:

    Как вы объясните значение имён и фамилий героев романа?
    МОЗГОВОЙ ШТУРМ
    Имя
    Отчество
    Фамилия

    Родион
    Романович
    Раскольников
    РАСКОЛ
    РОДИНЫ
    РОМАНОВЫХ
    4

  • 5 слайд

    Сенная площадь в середине XIX века5

    Описание слайда:

    Сенная площадь в середине XIX века

    5

  • 6 слайд

    Петербургские сцены6

    Описание слайда:

    Петербургские сцены
    6

  • 7 слайд

    Семья МармеладовыхПочему Мармеладов рассказывает свою историю жизни Раскольни

    Описание слайда:

    Семья Мармеладовых
    Почему Мармеладов рассказывает свою историю жизни Раскольникову?
    Расскажите о семье чиновника, подтвердите свой рассказ цитатами из текста романа.
    Почему дочь Мармеладовых вынуждена жить по жёлтому билету?
    7

  • 8 слайд

    На квартире Мармеладова: портреты жены и детей; описание комнаты; жильцы дома

    Описание слайда:

    На квартире Мармеладова: портреты жены и детей; описание комнаты; жильцы дома
    Опишите квартиру Мармеладовых глазами Раскольникова.
    С каким настроением покидает Раскольников квартиру Мармеладовых?
    Какие художественные приёмы использует писатель в этих эпизодах?
    8

  • 9 слайд

    Комната Мармеладовых: «проходной угол» «Лестница чем дальше, тем становилась

    Описание слайда:

    Комната Мармеладовых: «проходной угол»
    «Лестница чем дальше, тем становилась темнее. Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике. Выходило, что Мармеладов помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была проходная. Дверь в дальнейшие помещения или клетки… была приотворена. Там было шумно и крикливо».
    9

  • 10 слайд

    Семья МармеладовыхКак появляется в романе Катерина Ивановна? Что читатель узн

    Описание слайда:

    Семья Мармеладовых
    Как появляется в романе Катерина Ивановна? Что читатель узнаёт о её внешности и о прошлом?
    На краю пропасти дети Мармеладовых. Какой могла бы быть их судьба, если бы не помощь Свидригайлова?
    Что можно сказать о Соне, которая сама почти ребёнок, но жертвует собой, помогая детям?
    10

  • 11 слайд

    Семья МармеладовыхКакова дальнейшая судьба Мармеладова и Катерины Ивановны? К

    Описание слайда:

    Семья Мармеладовых
    Какова дальнейшая судьба Мармеладова и Катерины Ивановны?
    Какие уроки дают нам Мармеладов и его семья?

    СОСТАВИМ КЛАСТЕР (СМ. следующий слайд)
    11

  • 12 слайд

    Мотивы тупика в романе «Преступление и наказание» на примере семьи Мармеладо

    Описание слайда:

    Мотивы тупика в романе
    «Преступление и наказание» на примере семьи Мармеладовых
    12

  • 13 слайд

    Семья РаскольниковыхПочему о Раскольниковых читатель узнаёт не сразу, а из пи

    Описание слайда:

    Семья Раскольниковых
    Почему о Раскольниковых читатель узнаёт не сразу, а из письма?
    Каковы отношения между членами семьи?
    Что мы узнаём о матери Раскольникова?
    Какова судьба Авдотьи Романовны, её испытания в доме Свидригайлова?
    Как характеризует Дунечку её согласие на брак с Лужиным?
    13

  • 14 слайд

    Система образов в романеПостройте схему образов в романе. Можно ли объяснить

    Описание слайда:

    Система образов в романе
    Постройте схему образов в романе.
    Можно ли объяснить позицию автора через систему образов?
    14

  • 15 слайд

    Система образов в романе15

    Описание слайда:

    Система образов в романе
    15

  • 16 слайд

    Система образов в романе16

    Описание слайда:

    Система образов в романе
    16

  • 17 слайд

    Или так?17

    Описание слайда:

    Или так?
    17

  • 18 слайд

    Займи позицию! Перечитываешь «Преступление и наказание» - и недоумев

    Описание слайда:

    Займи позицию!
    Перечитываешь «Преступление и наказание» — и недоумеваешь: как могли раньше, читая одно, понимать совсем другое, как могли видеть в романе истасканную «идею», что преступление будит в человеке совесть и в муках совести несет преступнику высшее наказание (В. Вересаев).
    Достоевский есть самый интимный, самый внутренний писатель, так что его читая — как будто не другого кого-то читаешь, а слушаешь свою же душу, только глубже, чем обычно, чем всегда (В. Розанов).
    Невозможно себе представить большего фантаста, чем Достоевский, и никто не умел так живо изобразить реальную ситуацию. (Д. Голсуорси).
       Я испытываю чувство некоторой неловкости, говоря о Достоевском. В своих лекциях я обычно смотрю на литературу под единственным интересным мне углом, то есть как на явление мирового искусства и проявление личного таланта. С этой точки зрения Достоевский писатель не великий, а довольно посредственный, со вспышками непревзойденного юмора, которые, увы, чередуются с длинными пустошами литературных банальностей (В. Набоков).
    18

  • 19 слайд

    Домашнее заданиеПодобрать цитатный материал для обсуждения темы «Социальный и

    Описание слайда:

    Домашнее задание
    Подобрать цитатный материал для обсуждения темы «Социальный и философские истоки бунта Раскольникова»
    Перечитать эпизоды романа, связанные с «двойниками» Раскольникова – Лужиным и Свидригайловым.
    19

  • 20 слайд

    Благодарю за работу на уроке!20

    Описание слайда:

    Благодарю за работу на уроке!
    20

  • 21 слайд

    Источники https://book24.ru/bookoteka/5847429/ https://www.liveinternet.ru/us

    Описание слайда:

    Источники
    https://book24.ru/bookoteka/5847429/
    https://www.liveinternet.ru/users/fray_tatiana/post195911639/
    http://yasnikova1958.blogspot.com/p/blog-page_7863.html
    https://nauka.club/literatura/marmeladovy.html
    http://www.line-for-line.ru/catalogue/?id=263
    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Vsemirnaya_Illyustratsia_01.jpg
    Фефилова Г.Е.. Литература. 10 класс. II полугодие: планы-конспекты уроков.

    21

  • 22 слайд

    Овсянникова Г.П., учитель русского языка и литературы

    Описание слайда:

    Овсянникова Г.П., учитель русского языка и литературы

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Лебедев Ю.В.

Тема:
Мир петербургских углов и его связь с теорией Раскольникова

Похожие материалы

  • Методическая разработка Конспект урока по литературе для 6 кл. Пословицы и поговорки

  • Литературная гостиная «Н.С. Гумилёв. Мужественный романтик» (К 135-летию со дня рождения Н.С. Гумилёва)

  • Презентация «Преступление и наказание»: история создания, жанр, особенности композиции

  • Урок «Блокадный Ленинград » (стихи)

  • Рабочая программа по литературе 8 класс надомное обучение 1 час в нед.

  • «Природа: храм или мастерская?» Материал к эссе

  • Презентация по пьесе Л.Улицкой «Русское варенье»

  • Презентация интеллектуальной игры «Где логика?»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5447943 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

Многомудрый Литрекон очень хочет показать Вам итоговое сочинение на тему: Виновато ли общество в преступлении личности? Аргументы, тезисы, заключение, вступление — все это представлено в двух примерах. Приятного просвещения!

Вариант 1

(426 слов) Когда кара настигает преступника, все рады осудить его. Однако в порыве безудержного морализаторства мы забываем о том, что «всякий пред всеми, за всех и за всё виноват», как говорил Ф.М. Достоевский. Общество всегда вносит свою лепту в злодеяния отдельного человека, ведь оно создает те условия, которые сделали этот поступок возможным. Чтобы убедиться в этом, вспомним литературные примеры.

Так, Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» наглядно показал, что общество порой вынуждает человека переступить закон. Люди, которые кичатся своей благовоспитанностью, безразлично проходят мимо чужих бед и оставляют людей с нуждой один на один, а потом удивляются, как это они решились нарушить общие правила? Может, из-за того, что им нечего есть? Именно это произошло в семье Мармеладовых: чтобы спасти детей, мачеху и отца от голодной смерти, Соня стала торговать своим телом. Она вошла в криминальную среду и стала ее частью не потому, что сама имела порочные наклонности и хотела легких денег. Ее главным и единственным мотивом стало спасение близких. А где было общество в тот момент, когда они умирали от голода? Почему никто не помог? И можно ли после этого сказать, что другие люди не виноваты в произошедшем? Ведь толпа безразлично взирала на горе семьи. Прохожие и соседи были равнодушны и смирялись с тем, что происходило у них на глазах, поэтому весь Петербург был полон преступников, на которых никто не обращал внимания, пока они сами не заявляли о себе.

Не менее убедительный пример мы встречаем на страницах романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Многие люди обвиняли Анну в том, что она совершила преступное деяние, когда покинула ребенка и мужа. С ней отказывались общаться даже те, кто раньше приглашал ее к себе. В людных местах она получала оскорбления и насмешки. Но автор не стал скрывать, что в поступке Анны большая доля ответственности лежит именно на аморальном и лицемерном обществе. Немало жен из самых высших сфер годами встречались с любовниками, но не уходили к ним открыто. И этого никто не замечал, порок не считался таковым, пока о нем шептались или молчали. Почти все мужчины изменяли женам, как это делал Стива Облонский, но этот факт тоже все обходили стороной. Наконец, все люди единодушно настаивали на разводе Анны и Алексея, не оставляя им шанса спасти брак. Не само ли дворянское общество разрушило их семью? Не оно ли узаконило адюльтер? К сожалению, именно оно создало все условия для многочисленных преступлений.

Таким образом, во всех злодеяниях можно смело винить все общество, потому что благодаря нему появляются обстоятельства, запускающие двигатель преступления — цепь причинно-следственных связей, ведущих к одному безрадостному итогу. Все люди создают порядок вещей, систему взаимоотношений, порождающую условия, необходимые для правонарушения.

Вариант 2

(435 слов) В попытке оправдать себя многие преступники говорят, что именно общество виновато в их нравственном падении. Якобы оно не оценило или не поддержало в нужный момент, а то и вовсе всеми силами потворствовало в плохом начинании. Однако если подробнее разобрать каждый пример, можно выяснить, что человек в большинстве случаев получил не больше и не меньше, чем все остальные, однако они ведут себя нормально, а он — нет. Значит, дело вовсе не в окружении или среде, а в самой личности, для которой все является поводом к правонарушению. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим подходящие по смыслу примеры.

Вспомним рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». Ларра жил вдали от людей. Его отцом был гордый орел, выкравший земную женщину для продолжения рода. После его гибели Ларра присоединился к племени своей матери. И сразу же совершил преступление. Не успев получить никакого влияния от общества, герой убил девушку за отказ от сближения с ним. Ларру тут же задержали и связали. Старейшины пытались узнать, почему он так поступил? Они дали ему шанс оправдаться. Но Ларра так и не понял, что совершил нечто плохое. По его мнению, можно брать все, до чего рука дотянется, а платить совсем не обязательно, как и спрашивать согласия. Это убеждение было продиктовано его природным высокомерием, а не дурным воздействием социальной среды. Ларра изначально был безнравственным и эгоистичным человеком, который был равнодушен к судьбе людей. Племя никак не повлияло на него, а значит, оно не виновато в его преступлении. Кара за него легла на плечи одного Ларры.

Столь же неразумно винить общество в тех преступлениях, которые оно всячески отвергает и порицает, начиная с незапамятных времен. Вспомним рассказ И.А. Бунина «Легкое дыхание», где описывается ужасное убийство, совершенное казачьим офицером. Мужчина застрелил юную гимназистку за то, что она посмеялась над его чувствами и сказала, что не выйдет за него замуж. Этого смехотворного повода оказалось достаточно, по его мнению, хотя у каждого в жизни происходило нечто подобное. И все же далеко не все мстили ветреным красавицам за отказ, да еще и таким чудовищным способом. Его поступок, по всей видимости, продиктован психическим расстройством или другими проблемами такого рода, но общество в данном случае совершенно не имеет оснований винить себя в этом инциденте. Подобное поведение осуждается и не является нормой, а обстоятельства, побудившие офицера расправиться с Олей, относятся к обыденным и общеизвестным. Его реакция — следствие аномалии, на которую никто не в силах повлиять, кроме разве что психиатра.

Таким образом, преступники зачастую сами выбирают маргинальный путь, исходя из порочных наклонностей или психологических проблем. Общество не виновато в том, что некоторые его представители имеют дурную наследственность, плохой характер, врожденные пороки или душевные болезни. На таких людей невозможно повлиять, они упорствуют в своих заблуждениях и отклоняются от нормы поведения.

%D0%94%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%A0%D0%A0%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2200

Фото: Художник Д. А. Шмаринов. https://www.literaturus.ru/

Главный герой романа – Родион Раскольников, а точнее, его душа. Автор тщательнейшим образом исследует душу своего героя, высвечивает самые глубинные ее тайники. Он анализирует ее до совершения преступления, во время преступления и после преступления. Как только у Раскольникова возникает мысль о том, что можно убить старуху-процентщицу, как только он начал думать о том, как это лучше и удобнее сделать, с этого момента его душа попадает в лапы диавола, и тот начинает терзать ее всякого рода сомнениями; ну а уж когда Раскольников претворил свою идею в жизнь, то есть когда убил старуху («вошь», как он выразился), да в придачу убил ее родственницу Лизавету, то стал как помешанный – его одолевали мучительные мысли, душу терзал страх и отчаяние, он не понимал отчетливо, куда шел и что делал, вся его воля была направлена на то, как бы не проговориться, как бы своим поведением не показать, что именно он является убийцей; его не раз посещала мысль покончить жизнь самоубийством, — одним словом, он превратил свою жизнь в какой-то жуткий кошмар; не случайно его родные и друзья не узнавали его, не понимали, что с ним творится, боялись, как бы он не наложил на себя руку, следили за ним, хотели ему помочь, но не знали, как это сделать.

Родион Раскольников – безбожник. Вот главная причина его преступления. Он не раскаивается в своем поступке – ни до явки с повинной, ни после явки. Ничего не изменилось даже тогда, когда он прибыл в Сибирь, и его заключили в острог. А душа его страдает по-прежнему. «И хотя бы судьба послала ему раскаяние – жгучее раскаяние, разбивающее сердце, отгоняющее сон, такое раскаяние, от ужасных мук которого мерещится петля и омут! О, он бы обрадовался ему! Муки и слезы – ведь это тоже жизнь. Но он не раскаивался в своем преступлении».

Не раскаивался потому, что не знал Бога.

Х Х Х

«Преступление и наказание» – детектив. Но детектив особенный. В «обычном» детективе главный герой, как правило, сыщик, который распутывает клубок преступления и находит того, кто ограбил банк или похитил шедевр из музея. Тут все держится на одном «пункте» – кто же преступник? Ведь кандидатур всегда несколько. Концовка в детективе всегда неожиданна: преступником оказывается тот, на кого меньше всего падало подозрение или, точнее, совсем не падало никакого подозрения.

Иное дело – роман Достоевского. Здесь преступник известен: автор описывает, и очень подробно, как он совершает убийство и как ему удалось ускользнуть незамеченным. Достоевский подробно описывает взаимоотношения Раскольникова со многими действующими лицами: его матерью и сестрой, его другом Разумихиным, с Петром Петровичем Лужиным, с отъявленным негодяем Свидригайловым, с семьей Мармеладовых, в том числе с Сонечкой, со следователем Порфирием Петровичем и другими лицами. Очень тугой узел создается – для этого Лужин, Свидригайлов, а также Пульхерия Александровна и Авдотья Романовна прибывают из провинции в Петербург. В центре этого узла – Родион Раскольников, его судьба и его страшные душевные страдания.

Роман читается с захватывающим интересом, невозможно оторваться от психологически насыщенного повествования. Каждая сцена, написанная с невероятным литературным мастерством, разрешается каким-то особенным образом. Роман держал меня в колоссальном напряжении до тех пор, пока я не перевернул последнюю страницу.

-Не роман, а романище! – воскликнул я.

Х Х Х

Почему Родион Раскольников совершил преступление? Ответ на этот вопрос дать не так-то просто, потому что сам преступник не дает однозначного объяснения.

Первая причина, которую назвал Раскольников в длинном разговоре с Соней Мармеладовой, весьма банальна. «…я решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета, — и сделать все это широко, радикально, так чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу стать…»

Излагает он и другую причину, более «весомую», взяв для примера Наполеона. Ему, Наполеону, надо начать карьеру, а почвы для этого нет – нет ни подвигов, ни авторитета, ни военных компаний. Есть только глупая старушонка, которую надо убить и завладеть ее деньгами. Решился ли бы он на это или нет? Решился бы и даже ни одной секунды не колебался! И Раскольников поступил так же, «по примеру авторитета».

Прошло несколько минут, и Раскольников с жаром проговорил: «Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного; а там стал ли бы я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне, в ту минуту, все равно должно было быть!.. И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Я это все теперь знаю… Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…»

Раскольников судорожно, в великом смятении ищет причину своего преступления и… не находит ее. «Разве я старушонку убил?» – восклицает он в отчаянии. – «Я себя убил, а не старушонку!»

Разговор этот был труден не только для Раскольникова, но и для его слушательницы. Соня сопереживала Родиону, мучилась вместе с ним, помогала ему разобраться в той сумятице, которая бурлила в его голове. А сумятица действительно была большая. «Я захотел осмелитья и убил…» — неожиданно высказал еще одно предположение Родион. – «Я только осмелиться захотел, Соня, вот вся причина!»

«О молчите, молчите! – вскрикнула Соня, всплеснув руками. – От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!..»

Соня Мармеладова назвала истинную причину падения Родиона Раскольникова, но он этого не понял, потому что не был готов.

В другой раз, когда Родион лежал на диване в своей комнате и был в лихорадочном состоянии, другая ужасная мысль пришла ему в голову: «Потому я окончательно вошь, — прибавил он, скрежеща зубами, — потому что сам-то я, может быть, еще сквернее и гаже, чем убитая вошь, и заранее предчувствовал, что скажу себе это уже после того, как убью!»

Ф. Достоевский мог бы ограничиться и одной из этих причин, но тогда роман был бы сильно обеднен.

Слово о Соне Мармеладовой

Образ Сони Мармеладовой – одно из лучших достижений Достоевского. Этот образ как восходящее солнце: чем выше поднимается солнце, тем ярче его лучи, тем сильнее оно греет; так и Соня Мармеладова – чем дальше развивается сюжет, чем ближе развязка романа, тем сильнее сияет этот образ, тем больше пленяет он читательское сердце.

В чем обаяние и красота этого образа? В его восхитительной жертвенности. Этот образ сошел со страниц Евангелия, его озаряет свет Евангельских истин.

Мог ли Раскольников остаться живым после своего страшного преступления? Вряд ли, ведь он несколько раз останавливался на мосту и смотрел на темную воду, которая так и притягивала его к себе. Он и сам не понимал, что с ним творится, не понимал, что враг терзает его душу, нагоняя тоску и отчаяние, и что до рокового шага не так уж и далеко. Встреча с Соней Мармеладовой в корне изменила ситуацию. Раскольников увидел в ней какую-то поразительную чистоту, которую не мог запятнать даже панельный грех. Он пришел к ней потому, что видел в ней единственного человека, которому можно открыть свою душу, найти в ней сочувствие и поддержку. Он поклонился ей, чем привел ее в большое смущение. «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился», — произнес он загадочные слова и еще больше смутил ее.

Именно Соня прочитала Раскольникову главу из Евангелия, в которой говорится о воскрешении четверодневного Лазаря. Причем попросил ее об этом сам Раскольников. Эта сцена – одна из самых важных в романе; в ней содержится ключ к пониманию главной идеи «Преступления и наказания».

Соня была, без сомнения, верующим человеком, она очень хорошо знала Евангелие; ясно, как дважды два, что она стала усердно молиться о Родионе Раскольникове.

Второй разговор Сони и Раскольникова был еще драматичнее: раздавленный своим преступлением, мятущийся, страдающий, почти дошедший до черты сумасшествия, Родин сознается своей собеседнице в убийстве старухи-процентщицы.

«-Ну, что теперь делать, говори! – спросил он, вдруг подняв голову и с безобразно искаженным от отчаяния лицом смотря на нее.

-Что делать! – воскликнула она, вдруг вскочив с места, и глаза ее, доселе полные слез, вдруг засверкали. – Встань! (Она схватила его за плечо; он приподнялся, смотря на нее почти в изумлении.) Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда Бог опять тебе жизни пошлет».

Прошло некоторое время, и Родион так и поступил. А потом отправился, преодолевая чудовищное внутреннее сопротивление, почти насилуя себя, «в контору», чтобы сознаться в своем преступлении. За ним шла, не попадаясь ему на глаза, Соня – она знала, что враг рода человеческого может увести Родиона в сторону, не дав ему сделать решительного шага. Оглянувшись на одной из улиц, он увидел ее. «Раскольников почувствовал и понял в эту минуту, раз навсегда, что Соня теперь с ним навеки и пойдет за ним хоть на край света, куда бы ему ни вышла судьба».

Он был прав – Соня уже давно решила про себя, что никогда не покинет его, что она пойдет с ним куда угодно, хоть на каторгу.

У Раскольникова не хватило духу с первого раза сознаться в своем смертном грехе, и он вернулся на улицу. Но тут снова увидел Соню. Он не мог идти дальше, со двора, и… поворотил назад. Ему было неимоверно трудно это сделать, почти невозможно. Но какая-то сила помогла ему все же преодолеть эти несколько десятков метров, и он вошел в «контору». Здесь он сознался в своем преступлении, и это было началом его воскресения.

Голос совести – а это голос Самого Господа – еще сохранился в заблудшей душе Раскольникова. Он был способен и на добрые дела. В университете он помогал одному бедному и чахоточному товарищу и почти содержал его в течение полугода. А когда тот умер, ходил за оставшимся в живых старым и расслабленным отцом умершего товарища, поместил его в больницу, а когда тот тоже умер, похоронил его.

Однажды во время пожара, который случился ночью, Родион вошел в загоревшуюся квартиру и спас двух маленьких детей, а сам обгорел.

Наконец он подал нищенке с малым ребенком пять копеек (это случилось, кстати, тогда, когда он шел в «контору»).

На весах у Господа драгоценно и крыло мухи, и уж, конечно, все эти добрые поступки оказались в небесной копилке во спасение души заблудшего человека.

Повторю еще раз: Соня сыграла решающую роль в судьбе Раскольникова. Она пошла за ним на каторгу, чтобы и там помогать и утешать его. Она полюбила его, и он тоже полюбил ее. Детектив, таким образом, неожиданно перерос в роман о любви.

Вторая половина повествования проходит под знаком Сони Мармеладовой. Она выходит на первый план, хотя и не так часто появляется на страницах романа. Автор, а вместе с ним и Раскольников, развязывают многочисленные узлы: Раскольников и Петр Петрович Лужин, Раскольников и Свидригайлов, Раскольников и его мать и сестра, Раскольников и семья Мармеладовых, Раскольников и Порфирий Петрович, — но всюду, на втором плане, Соня Мармеладова, ее влияние на исход всей этой печальной и загадочной истории. Ее образ освещает весь роман благородным светом, наполняет его Евангельским звучанием. На мой взгляд, главным героем романа является не Родион Раскольников, а Соня Мармеладова.

На чем делает основной акцент Достоевский – на преступлении или на наказании? Ни на том, ни на другом. Воскрешение души падшего человека – вот что главное для писателя. А без Сони Мармеладовой это невозможно. Этот персонаж, таким образом, выходит на авансцену повествования, «несет» главную идейную нагрузку. Она, Соня, – центр, средоточие великого замысла Достоевского.

Х Х Х

Все или почти все фамилии в «Преступлении и наказании» говорящие.

Раскольников – расколотый разум, расколотая душа, расколотая жизнь.

Лужин – сел в лужу со своими греховными планами завладеть сокровищем – Авдотьей Романовной.

Соня Мармеладова – несущая сладость, утешение.

Разумихин – человек с ясным сильным умом. Он умеет правильно оценить ситуацию и дать верный совет.

Лебезятников – тот, кто лебезит перед другими, заискивает перед ними, человек, который слепо верит в ложные глупые идеи.

Свидригайлов – скользкая неприятная фамилия законченного подлеца.

Х Х Х

Нервный, эклектичный, «неправильный» стиль Достоевского, на который очень скоро перестаешь обращать внимание, захваченный динамикой повествования, его внутренней «взрывчатой» силой, неожиданными сюжетными ходами, правдивыми, реалистичными сценами, написанными с потрясающим мастерством, острыми, психологически оправданными коллизиями.

Х Х Х

Наказание для Раскольникова началось не на каторге и даже не в Петербурге, когда он «угрохал» старуху – наказание для него началось с той минуты, когда он решился на преступление. И продолжалось не только до того дня, когда он сознался в убийстве, но и в Сибири, в мрачном остроге, и будет продолжаться до конца его земной жизни.

Х Х Х

С дьяволом шутки плохи. Он чуть-чуть не погубил Раскольникова, до ада оставался один шаг, даже не шаг, а один сантиметр. Родион спасся как бы из пламени.

Х Х Х

Соня Мармеладова совершила два духовных подвига. Первый – когда она вышла на панель, чтобы спасти семью, погибающую от голода, и второй – когда она последовала в Сибирь следом за Раскольниковым. Второй подвиг неизмеримо выше.

Х Х Х

Соня могла бы спасти Родиона и иным способом: посоветовать ему исповедать свой грех в церкви перед священником. Но Родион еще не созрел для этого.

Х Х Х

Родиону Раскольникову приходит на помощь ни дворянин, ни офицер, ни священник, ни преподаватель университета – ему на помощь приходит блудница. Великому грешнику приходит на помощь великая грешница. Такое могло быть только у Достоевского.

Х Х Х

«Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов». Соня Мармеладова исполнила закон Христов. Значит, она истинная христианка.

Х Х Х

«Преступление и наказание» – глубоко христианский роман; он – о милосердии Божием.

Николай Кокухин, член Союза писателей России, член Союза журналистов России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите «Ctrl+Enter».

Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,

войдите или
зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

  • Рассказ о семье на английском 3 класс пример с переводом
  • Рассказ о семи чудесах света
  • Рассказ о семейном отдыхе
  • Рассказ о семье 1 класс примеры окружающий мир
  • Рассказ о семейных традициях 4 класс родной язык