Рассказ о себастьяне бахе

Иоганн себастьян бах иоганн себастьян бах немецкий композитор и музыкант эпохи барокко, собравший и совместивший в своем творчестве традиции

Иоганн Себастьян Бах

Иоганн Себастьян Бах

Иоганн Себастьян Бах – немецкий композитор и музыкант эпохи Барокко, собравший и совместивший в своем творчестве традиции и наиболее значимые достижения европейского музыкального искусства, а также обогативший все это виртуозным применением контрапункта и тонким чувством совершенной гармонии. Бах – это величайший классик, оставивший огромное наследие, которое стало золотым фондом мировой культуры. Это музыкант–универсал, в своем творчестве охвативший почти все известные жанры. Создавая бессмертные шедевры, он каждый такт своих композиций превращал в маленькие произведения, объединяя их затем в совершенные по форме бесценные творения исключительной красоты и выразительности, которые ярко отображали многообразный духовный мир человека.

Краткую биографию Иоганна Себастьяна Баха и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Баха

Иоганн Себастьян Бах родился в немецком городке Айзенах в пятом поколении семьи музыкантов 21 марта 1685 г. Необходимо отметить, что музыкальные династии были довольно распространены в то время в Германии, и талантливые родители стремились развить в детях соответствующие дарования. Отец мальчика – Иоганн Амброзиус – был органистом в церкви Айзенаха и придворным концертмейстером. Очевидно, что именно он давал первые уроки игры на скрипке и клавесине маленькому сыну.

место рождения Иоганна Себастьяна Баха

Из биографии Баха мы узнаём, что в 10 лет мальчик потерял родителей, но не остался без крова над головой, ведь он был восьмым и самым младшим в семье ребенком. О маленьком сироте позаботился уважаемый органист Ордруфа Иоганн Кристоф Бах, старший брат Иоганна Себастьяна. Среди прочих своих учеников Иоганн Кристоф обучал и брата играть на клавире, но рукописи современных композиторов строгий учитель надежно прятал под замок, дабы не испортить вкус юных исполнителей. Впрочем, замок не помешал маленькому Баху познакомиться с запретными произведениями.

Люнебург

В 15-летнем возрасте Бах поступил на обучение в престижную Люнебургскую школу церковных певчих, которая находилась при храме св. Михаила, и в то же время благодаря своему прекрасному голосу юный Бах смог немного подрабатывать в церковном хоре. Кроме этого в Люнебурге юноша познакомился Георгом Бёмом, известным органистом, общение с которым оказало влияние на раннее творчество композитора. А также неоднократно путешествовал в Гамбург, чтобы послушать игру крупнейшего представителя немецкой органной школы А.Рейнкена. К этому же периоду относятся первые произведения Баха для клавира и органа. После успешного окончания школы Иоганн Себастьян получает право поступления в университет, но из-за недостатка денежных средств у него не было возможности продолжать образование.

Веймар и Арнштадт

Иоганн Себастьян Бах в Веймаре

Свою трудовую деятельность Иоганн начал в Веймаре, где его приняли в придворную капеллу герцога Иоганна Эрнста Саксонского в должности скрипача. Однако, это продолжалось не долго, так как такая работа не удовлетворяла творческим порывам молодого музыканта. Бах в 1703 году, не задумываясь, соглашается на переезд в г. Арнштадт, где ему в храме св. Бонифация изначально была предложена должность смотрителя органа, а затем и пост органиста. Приличное жалование, работа всего три дня в неделю, хороший модернизированный инструмент, настроенный по новейшей системе, все это создавало условия для расширения творческих возможностей музыканта не только как исполнителя, но и композитора.

В этот период он создает большое количество органных произведений, а также каприччио, кантаты и сюиты. Здесь Иоганн становится настоящим экспертом органов и блестящим виртуозом, игра которого вызывала безудержный восторг у слушателей. Именно в Арнштадте раскрывается его дар импровизации, который очень не нравился церковному руководству.  Бах всегда стремился к совершенству и не упускал случая познакомиться с знаменитыми музыкантами, например с органистом Дитрихом Букстехуде, который служил в г. Любек. Получив четырехнедельный отпуск, Бах отправился послушать великого музыканта, игра которого настолько впечатлила Иоганна, что он, забыв про свои обязанности, задержался в Любеке на четыре месяца. По возвращении в Арндштадт возмущенное руководство устроило Баху унизительное разбирательство, после которого ему пришлось покинуть город и искать новое место работы.

Рассказ о себастьяне бахе 

Мюльхаузен

Следующим городом, на жизненном пути Баха был  Мюльхаузен. Здесь в 1706 году он выиграл конкурс на место органиста в храме св. Власия. Его приняли с хорошим жалованием, но и с определенным условием: музыкальное сопровождение хоралов должно быть строгим, без всякого рода «украшений».  Власти города в дальнейшем с уважением относились к новому органисту: они одобрили план по реконструкции церковного органа, а также выплатили хорошее вознаграждение за сочиненную Бахом праздничную кантату «Господь – мой царь», которая была посвящена церемонии вступления в должность нового консула.  Пребывание в Мюльхаузене в жизни Баха ознаменовалось счастливым событием: он женился на своей возлюбленной кузине Марии Барбаре, которая впоследствии подарила ему семерых детей.

Веймар

Иоганн Себастьян Бах биография

В 1708 году великолепную игру мюльхаузенского органиста услышал герцог Эрнст Саксен-Веймарский. Под впечатлением от услышанного, знатный вельможа сразу предложил Баху должности придворного музыканта и городского органиста с жалованием значительно превышающем прежнее.  У Иоганна Себастьяна начался Веймарский период, который характеризуется как один из самых плодотворных в творческой жизни композитора. В это время он создает большое количество композиций для клавира и органа, среди которых сборник хоральных прелюдий, «Пассакалья c-moll», знаменитая «Токката и фуга d-moll», «Фантазия и фуга C-dur» и много других величайших произведений. Следует также отметить, что к этому периоду относится и сочинение более двух десятков духовных кантат. Такая эффективность в композиторском творчестве Баха была связано с назначением его в 1714 году вице – капельмейстером, в обязанности которого входило регулярное ежемесячное обновление церковной музыки.

В то же время современников Иоганна Себастьяна больше восхищало его исполнительское искусство, и он постоянно слышал реплики восхищения в адрес своей игры. Слава о Бахе, как виртуозном музыканте быстро распространялась не только по Веймару, но и за его пределами. Однажды дрезденский королевский капельмейстер пригласил его, померятся силами с французским прославленным музыкантом Л.Маршаном. Однако музыкального состязания не получилось, так как француз, услышав игру Баха на предварительном прослушивании, тайно, без предупреждения покинул Дрезден. В 1717 году веймарский период в жизни Баха подошёл к концу. Иоганн Себастьян мечтал получить место капельмейстера, но когда это место освободилось, герцог предложил его другому, совсем молодому и неопытному музыканту. Бах, посчитав это за оскорбление, попросил о немедленной своей отставке и за это на четыре недели попал под арест.

140

Кётен

Согласно биографии Баха в 1717 году он покидает Веймар, чтобы устроится в Кётене придворным капельмейстером у князя Леопольд Ангальта Кётенского. В Кётене Баху предстояло писать мирскую музыку, поскольку вследствие реформ в церкви исполняли только псалмы. Здесь Бах занял исключительное положение: как придворному дирижеру ему хорошо платили, князь обращался с ним как с другом, и композитор отплатил за это прекрасными сочинениями. В Кётене у музыканта было много учеников, и для их обучения он составил «Хорошо темперированный клавир». Это 48 прелюдий и фуг, которые прославили Баха как мастера клавирной музыки. Когда князь женился, молодая княжна выказала неприязнь и к Баху, и к его музыке. Иоганну Себастьяну пришлось искать другую работу.

Лейпциг

В Лейпциге, куда Бах переехал в 1723 г., он достиг вершины своей карьерной лестницы: его назначили кантором в церкви св. Фомы и музыкальным директором всех церквей города. Бах занимался обучением и подготовкой исполнителей церковных хоров, подбором музыки, организацией и проведением концертов в основных храмах города. Возглавляя с 1729 г. Музыкальную коллегию, Бах стал устраивать по 8 двухчасовых концертов светской музыки в месяц в кофейне некоего Циммермана, приспособленной под выступления оркестра. Получив назначение на должность придворного композитора, Бах передал руководство Музыкальной коллегией своему бывшему ученику Карлу Герлаху в 1737 г. В последние годы Бах часто переделывал свои ранние произведения. В 1749 г. он заканчивает Высокую мессу си-минор, некоторые части которой были написаны им 25 лет назад. Композитор умер в 1750 г., работая над «Искусством фуги».

Интересные факты о Бахе

  • Бах был признанным специалистом по органам. Его приглашали проверять и настраивать инструменты в различных храмах Веймара, где он прожил довольно долго. Каждый раз поражая клиентов удивительными импровизациями, которые он играл, чтобы услышать как звучит нуждающийся в его работе инструмент.
  • Иоганну было скучно во время службы исполнять однообразные хоралы, и он не сдерживая творческий порыв, экспромтом вставлял в установленную церковную музыку свои небольшие украшающие вариации, что вызывало большое недовольство начальства.
  • Более известный своими религиозными произведениями, Бах преуспел и в сочинении светской музыки, о чем свидетельствует его «Кофейная кантата». Бах представил это полное юмора произведение как небольшую комическую оперу. Изначально называясь «Schweigt stille, plaudert nicht» («Умолкни, прекрати болтать»), она описывает пристрастие лирического героя к кофе, и, не случайно, эта кантата была впервые исполнена в Лейпцигском кофейном домике.
  • В 18 лет Бах очень хотел получить место органиста в г. Любек, которое в то время принадлежало знаменитому Дитриху Букстехуде. Ещё одним претендентом на это место был Г. Гендель.  Главным условием для занятия этой должности была женитьба на одной из дочерей Букстехуде, но так жертвовать собой ни Бах, ни Гендель не решились.
  • Иоганну Себастьяну Баху очень нравилось переодеваться бедным учителем и в таком виде посещать маленькие церквушки, где он просил у местного органиста немного поиграть на органе. Некоторые прихожане, слыша необыкновенно прекрасное для них исполнение, испуганно уходили со службы, думая, что у них в храме в виде странного человека появился сам дьявол.

интересные факты о Иоганне Себастьяне Бахе

  • Российский посланник в Саксонии Герман фон Кейзерлинг попросил Баха написать произведение, под которое он смог бы быстро засыпать крепким сном. Так появились «Гольдберговские вариации», за которые композитор получил золотой кубик, наполненный сотней луидоров. Эти вариации и поныне являются одним из самых лучших «снотворных».
  • Иоганн Себастьян был известен современникам не только как выдающийся композитор и виртуозный исполнитель, а также человек с очень тяжелым характером, нетерпимый к ошибкам других. Известен случай, когда публично оскорбленный Бахом за несовершенное исполнение фаготист, набросился на Иоганна. Состоялась настоящая дуэль, так как оба были вооружены кинжалами.
  • Увлекающийся нумерологией Бах любил вплетать числа 14 и 41 в свои музыкальные произведения, потому что этим числам соответствовали первые буквы имени композитора. Кстати, свою фамилию Бах тоже любил обыгрывать в сочинениях: нотная расшифровка слова «Бах» образует рисунок креста. Именно этот символ является самым важным для Баха, считающего неслучайными подобные совпадения.

нотный символ Бах

  • Благодаря Иоганну Себастьяну Баху в церковных хорах сегодня поют не только мужчины. Первой женщиной, которая запела в храме, стала жена композитора Анна Магдалена, обладающая прекрасным голосом.
  • В середине 19 века немецкие музыковеды основали первое Баховское общество, основной задачей которого было издание произведений композитора. В начале двадцатого века общество самораспустилось и полностью собрание сочинений Баха опубликовали лишь во второй половине двадцатого века по инициативе Баховского института, созданного в 1950 году. В мире на сегодняшний день в общей сложности существует двести двадцать два Баховских общества, Баховских оркестра и Баховских хора.
  • Исследователи творчества Баха выдвигают предположение, что великий маэстро сочинил 11200 произведений, хотя наследие, известное потомкам, включает в себя только 1200 композиций.
  • На сегодняшний день существует более пятидесяти трех тысяч книг и различных публикаций о Бахе на разных языках, издано около семи тысяч полных биографий композитора.
  • В 1950 г. В. Шмидером был составлен нумерованный каталог работ Баха (BWV– Bach Werke Verzeichnis). Этот каталог несколько раз обновлялся по мере уточнения данных об авторстве тех или иных произведений и, в отличие от традиционных хронологических принципов классификации работ других известных композиторов, этот каталог построен по тематическому принципу. Произведения под близкими номерами принадлежат к одному жанру, а вовсе не написаны в одни годы.
  • Произведения Баха: «Бранденбурский концерт № 2», «Гавот в форме рондо» и «ХТК» были записаны на Золотую пластинку и в 1977 году запущены с Земли, прикрепленные к космическому аппарату «Вояджер».

музыка Баха запущена на Вояджере

  • Всем известно, что Бетховен страдал от потери слуха, но мало кто знает, что Бах на склоне лет ослеп. Собственно, неудачная операция на глазах, выполненная хирургом-шарлатаном Джоном Тейлором, и стала причиной смерти композитора в 1750 году.
  • Иоганн Себастьян Бах был похоронен неподалеку от храма Святого Фомы. Спустя некоторое время через территорию кладбища проложили дорогу и могила была утеряна. В конце 19-го века при проведении реконструкции церкви останки композитора нашли и перезахоронили. После Второй мировой войны в 1949 году мощи Баха были перенесены в здание церкви. Однако, из-за того, что могила несколько раз меняла место, скептики подвергают сомнениям, что в захоронении находится прах именно Иоганна Себастьяна.

Подпись Баха

  • На сегодняшний день во всем мире выпущено 150 почтовых марок, посвященных Иоганну Себастьяну Баха, 90 из них издано в Германии.
  • К Иоганну Себастьяну Баху — великому музыкальному гению, с большим почитанием относятся во всем мире, памятники ему установлены во многих странах, только в Германии насчитывается 12 монументов. Один из них находится в местечке Дорнхайм недалеко от Арнштадта и посвящен свадьбе Иоганна Себастьяна и Марии Барбары.

Семья Иоганна Себастьяна Баха

Иоганн Себастьян принадлежал к крупнейшей немецкой музыкальной династии, родословную которой принято отсчитывать от Фейта Баха, простого пекаря, но очень любящего музыку и прекрасно исполняющего народные мелодии на своем любимом инструменте – цитре. Это увлечение от основателя рода передалось его потомкам, многие из них стали профессиональными музыкантами: композиторами, канторами, капельмейстерами, а также самыми разными инструменталистами. Они расселились не только по Германии, кое-кто даже уехал за границу.  В течение двух сотен лет музыкантов Бахов стало так много, что их именем стали называть любого человека, чье занятие было связано с музыкой. Самыми известными предками Иоганна Себастьяна, произведения которых дошли до нас были: Иоганес, Генрих, Иоганн Кристоф, Иоганн Бернгард, Иоганн Михаэль и Иоганн Николаус. Отец Иоганна Себастьяна – Иоганн Амброзиус Бах тоже был музыкантом и служил органистом в Айзенахе, в городе, где родился Бах.

семья Баха

Сам Иоганн Себастьян был отцом большого семейства: от двух жен у него родилось двадцать детей. Первый раз он женился на своей возлюбленной кузине Марии Барбаре — дочери Иоганна Михаэла Баха в 1707 году. Мария родила Иоганну Себастьяну семерых детей, трое из них умерли в младенческом возрасте. Сама Мария тоже прожила не долгую жизнь, она скончалась в возрасте 36 лет, оставив Баху четверых малолетних детей. Бах очень тяжело переживал потерю жены, но через год опять влюбился в юную девушку Анну Магдалену Вилькен, с которой познакомился при дворе герцога Ангальт-Кетенского и сделал ей предложение. Несмотря на большую разницу в возрасте девушка согласилась и очевидно, что этот брак был очень удачным, так как Анна Магдалена подарила Баху тринадцать детей. Девушка отлично справлялась с хозяйством, заботливо относилась к детям, искренне радовалась успехам мужа и оказывала большую помощь в работе, переписывая его партитуры. Семья для Баха была большой отрадой, он много времени отдавал воспитанию детей, занимаясь с ними музыкой и сочиняя специальные упражнения.  По вечерам семейство очень часто устраивало импровизированные концерты, которые доставляли всем радость. Дети Баха от природы имели великолепные данные, но четверо из них обладали исключительной музыкальной одаренностью — это Иоганн Кристоф Фридрих, Карл Филипп Эмануэль, Вильгельм Фридеманн и Иоганн Кристиан. Они тоже стали композиторами и оставили свой след в истории музыки, но никто из них так и не смог превзойти отца ни в сочинительстве, ни в искусстве исполнения.

Творчество Иоганна Себастьяна Баха

творчество Баха

Иога́нн Себастья́н Бах был одним из самых плодовитых композиторов, его наследие в сокровищнице мировой музыкальной культуры насчитывает около 1200 бессмертных шедевров. В творчестве Баха был один единственный вдохновитель – это Создатель. Иоганн Себастьян посвящал ему почти все свои произведения и в конце партитур всегда подписывал буквы, которые являлись аббревиатурой слов: «Во имя Иисуса», «Иисус помоги», «Одному богу слава». Созидать для Бога — была основная цель в жизни композитора, и поэтому его музыкальные произведения вобрали всю мудрость «Святого писания». Бах был очень верен своему религиозному мировоззрению и никогда ему не изменял. По рассуждениям композитора, даже самая небольшая инструментальная пьеска должна указывать на мудрость Творца.

Иоганн Себастьян Бах писал свои произведения фактически во всех, кроме оперы, известных в то время музыкальных жанрах. В составленном каталоге его сочинений числятся: 247 произведений для органа, 526 вокальных произведения, 271 произведение для клавесина, 19 сольных произведений для различных инструментов, 31 концерт и сюита для оркестра, 24 дуэта для клавесина с каким-либо другим инструментом, 7 канонов и другие произведения.

Музыканты по всему миру исполняют музыку Баха и со многими его произведениями начинают еще знакомиться с самого детства. Например, каждый маленький пианист, обучающийся в музыкальной школе, обязательно имеет в своем репертуаре пьесы из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». Затем изучаются маленькие прелюдии и фуги, далее идут инвенции, а в конечном итоге «Хорошо темперированный клавир», но это уже высшая школа.

 К известным произведениям Иоганна Себастьяна также относятся «Страсти по Матфею», «Месса си — минор», «Рождественская оратория», «Страсти по Иоанну» и, несомненно, «Токката и фуга ре-минор». А кантата «Господь — мой Царь» и в нынешнее время звучит на праздничных службах в храмах в разных уголках мира.

Фильмы о Бахе 

Фильмы о Иоганне Себастьяне Бахе

Великий композитор, являясь крупнейшей фигурой в мировой музыкальной культуре, всегда привлекал к себе пристальное внимание, поэтому по биографии Баха и о его творчестве написано очень много книг, а также сняты художественные и документальные фильмы. Их достаточно большое количество, но наиболее значимыми из них считаются:

  • «Тщетное путешествие Иоганна Себастьяна Баха к славе» (1980, ГДР) — биографический фильм рассказывает о непростой судьбе композитора, который всю жизнь странствовал в поисках «своего» места под солнцем.
  • «Бах: Борьба за свободу» (1995, Чехия, Канада) — художественный фильм, повествующий об интригах во дворце старого герцога, завязавшихся вокруг соперничества Баха с лучшим органистом оркестра.
  • «Ужин в четыре руки» (1999, Россия) — художественная кинокартина, которая показывает так и не состоявшуюся в реальности, но столь желанную встречу двух композиторов – Генделя и Баха.
  • «Меня зовут Бах» (2003) – фильм переносит зрителей в 1747 г., в то время, когда Иоганн Себастьян Бах прибыл ко двору Прусского короля Фридриха ІІ.
  • «Хроника Анны Магдалены Бах» (1968) и «Иоганн Бах и Анна Магдалена» (2003) — в фильмах показаны отношения Баха с его второй женой, способной ученицей своего мужа.
  • «Антон Иванович сердится» — музыкальная комедия, в которой есть эпизод: Бах является главному герою в сновидении и рассказывает, что писать бесчисленные хоралы ему было ужасно скучно, и он всегда мечтал написать веселую оперетту.
  • «Молчание перед Бахом» (2007) – фильм — мюзикл, который помогает погрузиться в мир музыки Баха, перевернувшей существовавшее до него представление европейцев о гармонии.

Из документальных фильмов о знаменитом композиторе необходимо отметить такие киноленты как: «Иоганн Себастьян Бах: жизнь и творчество, в двух частях» (1985, СССР); «Иоганн Себастьян Бах» (серия «Немецкие композиторы» 2004, Германия); «Иоганн Себастьян Бах» (серия «Знаменитые композиторы» 2005, США); «Иоганн Себастьян Бах – композитор и богослов» (2016, Россия).

Музыка Баха в фильмах

Музыку Иоганна Себастьяна, наполненную философским содержанием, а также имеющую на человека большое эмоциональное воздействие, режиссеры очень часто использовали в саундтреках к своим фильма, например:

 Музыка Баха в фильмах

Отрывки из музыкальных произведений

Фильмы

Сюита № 3 для виолончели

«Расплата» (2016)

«Союзники» (2016)

Бранденбургский концерт № 3

«Сноуден» (2016)

«Разрушение» (2015)

«В центре внимания» (2015)

«Джобс: Империя соблазна» (2013)

Партита № 2  для скрипки соло

«Антропоид (2016)

«Флоренс Фостер Дженкинс» (2016)

Гольдберговские вариации

«Альтамира» (2016)

«Энни» (2014)

«Привет Картер» (2013)

«Пять танцев» (2013)

«Сквозь снег» (2013)

«Ганнибал: Восхождение» (2007)

«Крик совы» (2009)

«Бессонная ночь» (2011)

  «К чему-то прекрасному» (2010)

«Капитан Фантастик (2016)

«Страсти по Иоанну»

«Что-то наподобие ненависти» (2015)

«Эйхман» (2007)

«Космонавт» (2013)

Месса си-минор

«Я, Эрл и умирающая девушка» (2015)

«Елена» (2011)

Несмотря на перипетии, Иоганн Себастьян Бах написал огромное количество удивительных сочинений. Дело композитора продолжили его знаменитые сыновья, но никто из них так и не смог превзойти отца ни в сочинительстве, ни в исполнении музыки. Имя автора страстных и чистых, невероятно талантливых и незабываемых произведений стоит на вершине мира музыки, а его признание как великого композитора продолжается и по сей день.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Фильм об Иоганне Себастьяне Бахе

js bach

Есть композиторы-классики, чья музыка вызывала недоумение у современников, и, несмотря на прошедшие века, по сей день остается неразгаданной.

Каждое новое поколение тех, кто посвящен в тайны музыкального языка, пытается расшифровать символику, спрятанную за их звуковыми конструкциями. В зависимости от вкуса, моды, и социальной принадлежности музыканты и слушатели обнаруживают в них то, что наиболее близко духу данного времени. О выдающемся композиторе-мистике Иоганне Себастьяне Бахе – этот рассказ.
Принципиальное отличие искусства европейского Средневековья от искусства Нового времени – в их направленности. Если прежнее было адресовано Богу, то новое ориентировалось на человека. Главным критерием подлинности старого искусства было его соответствие традиции и канонам, в новом  мерилом ценности становится оригинальность и наличие собственного взгляда на мир.
И.С. Бах (1685-1750) творил во времена, когда европейская культура находилась в преддверии перемен – назревал перелом, сделавший героем искусства человека. Между тем, Бах был единственным, кому в полной мере удалось синтезировать в своих произведениях лучшие черты старого искусства. Однако, по иронии судьбы, его сыновья стали представителями новой школы, которая на полтора века похоронила величественное здание полифонии, поднятое И. Бахом на недосягаемую высоту.
Молодые Бахи стали теми композиторами, которые заложили первые камни в фундамент нового направления, получившего название «галантный стиль». Вполне понятно, что их новаторство служило поводом к разладу с отцом, которого за глаза они снисходительно называли «старым париком». Это усугублялось еще и тем, что в противовес им их великий родитель с годами все больше и больше погружался в мистику.
Как отмечают исследователи его творчества, «…в музыке позднего И. Баха больше от готики, чем от барокко: подобно старым готическим соборам Германии, она вся устремлена в небо, к Богу». Последние сочинения Баха – «Музыкальное приношение» и «Искусство фуги» – окончательно уводит нас от эпохи барокко обратно во времена Букстехуде (1637–1707) и Пахельбеля (1653–1706)».
В этом смысле показательны слова И. Баха, которые приводит в своей работе «Тайнопись И. Баха» известный музыкант и исследователь его творчества, выдающийся органист Александр Майкапар: «Генерал-бас (басовый голос многоголосного музыкального произведения – прим. ред.) – совершеннейшая основа музыки. Генерал-бас должен служить только славе Господней и воскрешению духа. Если это не принимается во внимание, то нет подлинной музыки, а есть лишь дьявольское треньканье и монотонный шум».
На протяжении всей своей жизни И. Бах верно служил лютеранству. Однако  крупнейший исследователь его творчества А. Швейцер (1875-1965) – теолог, философ, музыкант, врач, лауреат Нобелевской премии мира – справедливо отмечал: «Музыка Баха глубоко мистична, потому что основана на том опыте молитвы и служения Богу, который выходит за пределы конфессиональных границ и является достоянием всего человечества».
И. Бах был одним из самых ярких авторов, которым удалось в музыке отразить процесс идеологического мышления своей эпохи. В своем творчестве он размышляет о назначении человека, о его нравственном долге, о жизни и смерти.  При этом его центральной фигурой является Иисус Христос. «В этом образе композитор видел олицетворение лучших человеческих качеств: силы духа, верности избранному пути, чистоты помыслов. Самое сокровенное в истории Христа для Баха – это Голгофа и крест, жертвенный подвиг Иисуса ради спасения человечества. Эта тема получает у композитора этическое, нравственное истолкование».
Сложный мир произведений Баха раскрывается через музыкальную символику, сложившуюся в русле эстетики барокко. Многие ее элементы были настолько понятны современникам, что в разъяснениях не нуждались. И в первую очередь это касалось мистики чисел: так, к примеру, у большинства «шестерка» ассоциировалась с цитатой из Библии: «И сотворил Бог человека по образу Своему. И был вечер, и было утро: день шестый». Именно поэтому ни у кого не возникал вопрос, отчего И. Бах включал в свои циклы по 6 произведений – таковы его французские и английские сюиты, партиты.
Помимо этого, многие современники И.Баха воспринимали его музыку как понятную речь, ибо в ней царили популярные мелодические обороты, выражающие общеизвестные понятия и эмоции. И это не только музыкально-риторические фигуры. Сюда же относятся и мотивы, заимствованные автором из протестантских хоралов.
Во времена И. Баха хоралы были достоянием всей протестантской общины, они составляли значительную часть мироощущения ее прихожан. Хоральные мелодии и связанное с ними религиозное содержание было известно каждому, поэтому у людей баховского времени при первых же звуках хорала  возникали ассоциации не только связанные с его смыслом, но и с конкретным событием из Священного Писания.
В восприятии музыкальных сочинений И. Баха его современниками возникала неизбежная аналогия с произведениями барочной живописи. Практически все картины, связанные с этим направлением, переполнены сюжетами, взятыми из Старого и Нового Завета. Знание их было настолько естественно для всех верующих, что достаточно было намека на событие, отраженное на картине, как зритель тут же вспоминал всю историю данного персонажа. Именно это и делало полотна мастеров того времени понятными и общедоступными.  
То же относится и к цитированию хоральных мелодий, которое свойственно всему инструментальному творчеству И. Баха. Как ни странно, но этот же принцип распространяется и на два тома «Хорошо темперированного клавира» – сборников прелюдий и фуг, которые и по сей день изучаются во всех музыкальных заведениях мира (прелюдии и фуги входят в обязательную программу большинства престижных международных конкурсов пианистов). Между тем, немногие знают, что в «Хорошо темперированном клавире» (ХТК) достаточно ясно «выражены важнейшие нравственные идеалы баховской эпохи, воплощенные в образах евангельских легенд». Этой концепции придерживался и известный русский теоретик и педагог Б.Л. Яворский (1877–1942). По его мнению, ХТК является «музыкально-этическим толкованием сюжетики христианской мифологии». Именно Б. Яворскому принадлежит открытие цитирования хоральных мелодий в этих сочинениях. Благодаря его исследованиям становится ясно, что и там многие темы имеют ярко выраженное смысловое наполнение. И как результат – причисление  данных опусов к сфере «чистой» музыки приобретает спорный характер.
Тут хочется вспомнить слова А. Швейцера: «Чистая» музыка дает знаки образов, письмена, пользуясь которыми, конкретная фантазия рисует картины, наделенные определенным эмоциональным содержанием. Они требуют обратного перевода драмы чувств в конкретное действие, дабы слушатель снова прошел тот путь, по которому шла фантазия композитора».
Если вспомнить, что, ослепнув и, по словам А. Швейцера, предчувствуя приближение смерти, Бах продиктовал своему ученику и зятю И. Альтникколю последнюю хоральную фантазию, озаглавленную «Пред престолом Твоим я являюсь» («Vor deinen Thron tret ich hiermit»), становится очевидным ход мысли композитора. Стоит добавить, что там в качестве подписи присутствует монограмма Баха – Bach (эти буквы – латинское обозначение звуков: си бемоль, ля, до, си). С годами эта монограмма, растворенная во многих произведениях Мастера, приобрела значение музыкального символа, тем более что графика нотной записи фамилии b-a-c-h у многих ассоциируется с формой креста. Им за этим видится не только особая музыкальная, но и религиозная миссия всех Бахов.
Известный искусствовед
Я. Гиршман проанализировал многочисленные случаи внедрения этой монограммы в сочинения других композиторов. В своих работах он отмечает, что некоторые авторы делали монограмму И. Баха генеральным мотивом новых творений. К примеру, А. Шнитке в финале своей Третьей симфонии звуковую последовательность b-a-c-h «преображает в глубоко личную тему, которая приобретает значение символа Веры, Надежды, и Любви».
В любом случае многие великие европейские композиторы XVIII-XX веков – от Л. Бетховена и Ф. Шуберта до А. Шнитке и Р. Щедрина включали монограмму Баха в свои опусы, отдавая этим дань уважения величайшему «музыкальному гению всех времен и народов».
Эти размышления о загадках музыки И.С. Баха открывают цикл рассказов о композиторах-мистиках. Продолжение следует!

Материал подготовила Наталия Белага

«Киевская неделя критики» – международный фестиваль арт-кино, кураторами которого выступают украинские кинокритики. Фестиваль проходит с 2016 года. В этом году открытие состоится 21 октября.

Программу фестиваля составляют четыре блока: международная секция (мировые фестивальные хиты), ретроспектива культовой киноклассики «Ноль за поведение» программа «Фокус: Украина – Канада» (подборка новых украинских картин, отобранная кинокритиками обеих стран) и индустриальная секция «Первый взгляд», в которую войдут студенческие фильмы. В рамках «Недели» также проходят панельные дискуссии и круглые столы об актуальных проблемах киноиндустрии. Все показы пройдут в старейшем кинотеатре Киева «Жовтень».

Рассказываем о фильмах международной программы.

«Маленькая мама» (реж. Селин Сьямма)

Восьмилетняя Нелли только что потеряла любимую бабушку и помогает родителям наводить порядок в ее доме. Она исследует жилище и окружающие леса, где раньше играла ее мама Марион и где она построила домик на дереве, о котором Нелли так много слышала. Однажды ее мать внезапно уезжает. Вновь отправившись в лес, Нелли встречает в лесу девочку своего возраста, строящую дом на дереве. Ее зовут Марион, и это не просто совпадение.

«Маленькая мама» – пятый полный метр Селин Сьяммы, чей предыдущий фильм «Портрет девушки в огне» сделал ее иконой феминистской режиссуры. В новой картине, впрочем, преобладает иная интонация. Сьямма предложила новый взгляд на жанр романа воспитания. Камерная история взросления Нелли здесь пересекается с семейной драмой и элементами научной фантастики. Осенние пейзажи переданы во всей их красоте камерой Клэр Матон, работавшей также оператором и на «Портрете». В целом фильм получился необычно трогательным для кинематографа Сьяммы, обычно сухого, набирающего эмоции к финалу.

Мировая премьера «Маленькой мамы» состоялась в основном конкурсе Берлинале, а на фестивале в Сан-Себастьяне картина получила приз зрительских симпатий.

«Красная ракета» (реж. Шон Бэйкер)

Сюжет этой трагикомедии разворачивается вокруг потрепанного жизнью порноактера Мики Сайбера, которого играет звезда «Очень страшного кино» и действительно бывший актер фильмов для взрослых Саймон Рекс. Потерпев фиаско в Лос-Анджелесе, Мики возвращается в родную техасскую глушь, чтобы начать жизнь сначала. Понятно, что он слишком скандальный, слишком самовлюбленный, слишком энергичный для тихого городка. Поселившись у бывшей жены, готовой его и убить, и вновь полюбить, он развивает бурную деятельность: соблазняет старлетку по прозвищу Клубничка, начинает приторговывать травой для местной колоритной наркокоролевы и влипает в ряд других приключений.

Словосочетание «красная ракета» на сленге означает эрекцию у собаки; это в определенной степени характеризует то, что происходит с героем. Он одновременно и смешон, и несет угрозу (сам не подозревая о ней), он по-детски наивен, но своими нарциссизмом и любвеобильностью способен разрушить не одну жизнь.

Снял картину независимый режиссер Шон Бэйкер, чей последний фильм «Проект «Флорида», тоже о жизни секс-работников, отмечен номинациями на «Оскар» и «Золотой глобус». С помощью Саймона Рекса режиссеру удалось получить необходимое для такой истории сочетание комедийных и трагических интонаций. Как отметил Ричард Лоусон в Vanity Fair: «Выбор Бейкера близок к идеалу – и контекстуально, и кинематографически. Игра Рекса легкая и живая, контактная и таящая тьму. Он и Бейкер вместе создают стаккато».

Мировая премьера фильма состоялась в основном конкурсе Каннского фестиваля. На фестивале американского кино в Довиле картина была отмечена призами критиков и жюри.

«Сядь за руль моей машины» (реж. Рюсукэ Хамагути)

Основой для сценария своего нового фильма Рюсукэ Хамагути стал рассказ Харуки Мураками. Главный герой, театральный режиссер Юсуке (Хидетоси Нисидзима), переживает тяжелую утрату: его жена Ото умерла от инсульта. В почти 40-минутном прологе он также вспоминает и о ее неверности, которую, впрочем, смог простить. У него осталась запись голоса Ото, начитавшей незадолго до смерти текст драмы Чехова «Дядя Ваня». Через два года Юсуке наконец возвращается к полноценной работе – постановке именно этой пьесы. Процесс репетиций, а также отношения Юсуке с Мисаки – его персональным шофером, молчаливой, таинственной и высокопрофессиональной девушкой, в духе героинь Мураками, – являются основой истории.

Постановка Юсуке – радикальна в своем роде. Он просит актеров пользоваться только своим родным языком – и в итоге на сцене царит вавилонское смешение японского, китайского, тагальского и даже корейского жестового. Создавать драматическое действие актеры должны, полагаясь исключительно на интуицию. Такой подход дает результаты – актерская слаженность достигает новых высот, знаменитые чеховские паузы обретают особое напряжение, а Юсуке находит хоть какое-то подобие душевного покоя.

В Каннах фильм получил награду за лучший сценарий, призы от Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ) и экуменического жюри. Фильм также номинирован на «азиатский «Оскар» в категории «лучший полнометражный фильм».

«Уховертка» (реж. Люсиль Хадзихалилович)

В некой подернутой туманами антиутопической Европе середины прошлого века, в темном старом доме с ужасно скрипучими половицами живет десятилетняя девочка Мия со вставными ледяными зубами, сделанными из ее собственной слюны. Целыми днями она бродит по дому, таскает на веревочке непонятную конструкцию из папье-маше, дрессирует свой цирк насекомых или просто сидит, рассматривая картинку, на которой нарисован другой старый дом. Надзирает за девочкой некто Альберт – угрюмый, даже пугающий, – который получает команды по телефону от неведомого босса. Из дому он Мию не выпускает. Впрочем, реальность за порогом не менее тревожная.

Для автора фильма Люсиль Хадзихалилович кинематограф – в прямом смысле семейное дело: вместе со своим мужем, культовым режиссером Гаспаром Ноэ, она основала продюсерскую компанию Les Cinémas de la Zone, работала над сценариями нескольких его фильмов. Впрочем, в своей стилистике Хадзихалилович ни в коей мере не зависит от Ноэ. Ее фильмы – не о жестокости людской природы, а о странности бытия; ее образы изобилуют сюрреалистической символикой. Главный мотив «Уховертки» – несвобода. Чуть позднее Хадзихалилович вводит других персонажей, для каждого из которых находится своя, более безумная тюрьма.

Кафкианская атмосфера и изощренная авторская фантазия принесли «Уховертке» признание кинокритиков на фестивале в Торонто (программа «Платформа») и спецприз жюри в Сан-Себастьяне.

Рассказ о себастьяне бахе

Самый мощный в мире почтовый голубь уже доставил нашему автору сигнальный экземпляр книги Паскаля Мерижо «Жан Ренуар» в переводе Сергея Козина. В этом увесистом томе сотрудник социал-демократического еженедельника Le Nouvel Observateur и опытный биограф Мерижо без пиетета и снижений совершил попытку незаангажированного жизнеописания выдающегося – в мировом, а не лишь во французском масштабе – режиссёра. Алексей ТЮТЬКИН, благодарный возможности прочесть эту замечательную книгу, написал на неё рецензию, будучи ангажированным своей любовью к фильмам Жана Ренуара.

Неисправимый либракубикуларист, который встречает рассвет с книгой в руках, иногда подвержен риску, словно бы чтение – самое спокойное и умиротворяющее занятие в мире! – сродни изматывающей охоте на марлина или работе униформиста, держащего в руках верёвочную страховку воздушного акробата. Тишина, предутренняя темь, «Музыка в Небесном Граде. Портрет Иоганна Себастьяна Баха» в руках и чуть погодя – бурсит плечевого сустава. Причина проста: книга Гардинера, выпущенная в свет издательством Rosebud, – 944 страницы с вклейками – массой под три килограмма, а увлечённость чтения не считается с напряжённостью мышц.

«Жан Ренуар» Паскаля Мерижо ничуть не легче, пусть и короче на сто с лишком страниц. Разомните резиновый эспандер тысячу раз – и принимайтесь за чтение. То, что книга о Ренуаре такая увесистая – правильное, конгениальное решение: большому человеку – большая книга. Об Иоганне Себастьяне Бахе, Алексее Юрьевиче Германе, Жане Ренуаре нужны именно такие книги, которые всем своим видом готовят читателя к долгой дистанции, огромной жизни, истории удивительных побед и оглушительных поражений.

Уже на пятнадцатой странице Паскаль Мерижо вручает читателю ключ от своего огромного труда: «Нет и никогда не было святого Ренуара». Вероятно, не всем, кто нарисовал себе образ добродушного Здоровяка и не готов от него отрекаться, понравится его стирать – медленно, но без колебаний. Из книги агиографии не вышло: Ренуар, который прожил долгую жизнь, предстаёт перед читателем разным. Не святым, но и не бесом, а человеком, которому нужны были деньги, и режиссёром, который придумывал новые слова в языке кинематографа, обаятельным обманщиком и принципиальным творцом, коммунистом и католиком – и даже французом и американцем.

Возможно, книга расскажет читающему её больше о нём самом, чем о Жане Ренуаре: если «зацепляться» за нечто одно, можно упустить целостную картину, жизнь in progress. Следует вспомнить слова назидания Огюста Ренуара сыну: такой читатель перестанет быть «поплавком, подхваченным течением», а станет свинцовым грузилом, утонувшим из-за массы своих предубеждений. Книга Мерижо – прекрасное отрезвляющее средство для тех, кто хочет перестать опьяняться образом св. Ренуария.

Рассказ о себастьяне бахе

Огюст Ренуар, идеи которого его сын Жан приводит в написанной о своём отце книге, утверждал, что если найден «мотив», то картина уже готова. «Мотив» – это купа деревьев, черноглазая девушка, синяя тень; Жан Ренуар проявляется как искатель «мотивов» во всех своих фильмах – они, собственно говоря, такие живые потому, что сами оформляют своё содержание, словно вырастая из него. Мерижо довольно много места уделяет развенчанию «метода Ренуара», то есть режиссёра, который отпускает вожжи предкамерной реальности и даёт актёрам впадать в грех отсебятины, именуя её «тотальной импровизацией». Впрочем, для любого, кто видел хотя бы первую сцену «Великой иллюзии» или пару сцен из «Правил игры», такое развенчание кажется излишним. Но энергия заблуждения – весьма полезная вещь: воспользовавшись придуманным ренуаровским методом, некоторые режиссёры (например, Годар, Риветт и Трюффо) создали образцы удивительного нового кино.

Мерижо, создавая образ своего Ренуара, никогда не играет на понижение: и «Великая иллюзия», и «Человек-зверь», и «Тони», и «Правила игры», и «Золотая карета» навсегда останутся вершинами кинематографа, центр которого занимал человек, а не затянутый в латексную плёнку супергерой. Читая и перечитывая истории создания фильмов Ренуара, а также понимая, сколько замыслов не было воплощено, видишь исподволь вырастающий образ, почти трагический – образ гениального художника, который выбрал кинематограф своим холстом. Трагедия Жана Ренуара, та печаль, которая сочится со страниц книги Мерижо, заключается в том, что он, своим трудом создающий кинематограф, по самому большому счёту не был им принят и понят. Ренуар всегда, с каждым своим фильмом, был не соположен кинематографу: он был или больше, или меньше его, а часто и вовсе настолько огромен, что и сегодня его границы не видны.

Ренуар был прекрасный рассказчик, балагур-соблазнитель, лукавый лицедей, уверенный постановщик, автор фильмов, режиссёр своей жизни. Если этого мало – он был ещё и частью истории кинематографа. Не руиной или обломком, а именно частью, что означает следующее: по его, пользуясь термином Джонатана Розенбаума, биофильмографии можно изучать историю кинематографа, понимая насколько Клио – жестокая, не слышащая молитв и увещеваний муза.

Рассказ о себастьяне бахе

В старину монахи, а после светские чтецы, имеющие пристрастие к толстенным фолиантам, обзаводились пюпитрами для тяжёлых книг – тяжёлых в буквальном смысле слова. Прекрасная, щадящая здоровье практика. А для либрокубикулариста, который готовится к чтению прекрасной книги о Жане Ренуаре – единственно верная.

Мерижо П. Жан Ренуар. – М: «Роузбад Интерэктив», 2021. – 816 с.

Алексей Тютькин


— Бездарный старик! Неталантливый сумасшедший! Еще один великий слепой выискался — Паниковский! Гомер, Мильтон и Паниковский! Тёплая компания!

Илья Ильф и Евгений Петров «Золотой телёнок»

Биографы давно стали шиндлерами нашего времени. Написанная или любым другим способом запечатлённая биография становится не только посмертным памятником, но и оправданием самого существования в настоящем. Поэтому я так заинтересовался одним феноменом. Среди многочисленных каналов моего телевизора есть биографический. И, натурально, там двадцать четыре часа в сутки в ротации показывают истории чужих жизней. Среди биографий уже умерших учёных и изобретателей, художников и кровожадных тиранов, канал рассказывает о жизни вполне живых наших современников.

Чаще всего это актёры и певцы. От этих фильмов у меня очень странное впечатление — они сделаны точно так же, как фильмы о почивших знаменитостях, и даже закадровый голос там неотличим. То есть в нём те же интонации, что у человека, говорящего о, к примеру, Иоганне Себастьяне Бахе.

Вот Имярек (молодой эстрадный певец) родился в маленьком посёлке близ автомобильного завода, (Описывается красота тамошних мест, будто пейзажи какого-нибудь немецкого Айзенаха. Кстати, на родине Баха сейчас собирают автомобили «Опель»). А вот мальчик ходит в музыкальную школу. Потом происходит героический акт (дикторский голос наполняется пафосом): молодой человек решает бросить родные места и перебраться в Москву. (Это как Веймар и Кётен, а затем Лейпциг в биографии немецкого композитора). Вот первый продюсер, вот новая Капелла, то есть эстрадный ансамбль Святого Фомы, вот тяжёлый и трудный чёс по городам и весям, вот столкновение с косными чиновниками, точь-в-точь как в Арнштадте в 1706-м, вот первый брак, а вот второй.

Инопланетян мог бы решить, что это равно великие люди: насупленный немец в парике и тридцатилетний уроженец российской глубинки.

Всё это приводит меня в некоторое удивление. С одной стороны, всякий человек заслуживает биографии, с другой — так рассказанный путь жизни певца или певицы, кажется мне каким-то важным знаком. Понятно, что простая эмоциональная позиция: тут высокое, а эти — земляные черви (на которой находится большинство людей и даже я) — очень уязвима. Я знаю все контраргументы: и степень прижизненной известности Баха, и относительность искусства, и многое другое.

Но это отправная точка для рассуждения о том, чем для наблюдателя интересны чужие биографии. В случае воинов и политиков видны события, принятие решения, поражение или победа на фоне истории. Говоря об учёных, можно популяризовать открытие, — это, правда, редко бывает, чаще всего биографы спекулируют на смешных случаях из жизни людей науки.

У любых биографий есть особое свойство придавать значимость незначимой жизни, нет, не таблоидное (это было бы слишком просто), а именно производство самого интереса.

В этой связи вспоминают роман Джона Уильямса «Стоунер», где описана жизнь заурядного преподавателя литературы в Америке. Карьера его не случилась, ничего в жизни не произошло, жена и дочь его не понимают, ничего больше не произойдёт. Но тут есть экзистенциальный опыт — чтобы было понятно, представьте себе роман о нашем шестидесятнике и его размышлениях о жизни. Между прочим, представить себе это легко, я прочитал несколько десятков таких романов. Размышления в них были одинаковы, и судьбы были одинаковы, и даже обои на стенах одинаковые. При некотором таланте размышления человека средних лет можно описать довольно точно, но очень сложно сделать так, чтобы типовые чувства стали интересными. Один роман о типическом может иметь успех, но два одинаковых романа о типическом читательское сознание уже не вмещает.

Но я хочу увести разговор от выдуманных персонажей, потому что они и придуманы только для того, чтобы передать нам некий экзистенциальный опыт вкупе с бытовыми и историческими обстоятельствами или без оных. С реальными людьми сложнее: непонятно, какой их опыт подлежит передаче, а какой — нет. К примеру, про всякого сантехника есть возможность создать художественное произведение, а вот документальное — не про всякого. При этом, конечно, каждый человек — звезда, в каждом убит Моцарт (моцарты редко выживают) и тому подобная пена гуманизма. И всё же: один байопик про конкретного почтальона может возникнуть, но три уже рынок не стерпит.

Чаще всего фильм о глубинном герое построен вокруг краткосрочного события из его жизни. Человек полжизни поддерживал заброшенный аэродром, и наконец, туда приземлился терпящий бедствие лайнер. Немолодой человек завёл интервентов в болото, да и сгинул вместе с ними. Сантехник может спасти ребёнка, упавшего в реку, или даже двух. Но всё равно, история будет рассказана не про сантехника, а про человека, что спас детей, и, да, кстати, он был сантехником.

Документальный фильм может показать историю человека, что любит своё дело, слышит голоса труб, пакля в его руках наматывается сама, вот он высовывает своё чумазое лицо из-за двери и сообщает напарнику, что без образования тот будет вечно ему ключи подавать. Можно оживить это историей успеха человека, что научился разводить жильцов на деньги не хуже напёрсточника, но это уже опять не история про сантехника, а история про разводку.

Умом мы понимаем, что, согласно Общественному договору, всякие профессии важны, но не все интересны другим. Сердце наше не лежит к рутине: она хороша в познавательном смысле, да и только. Поэтому так интересны истории людей сделавших какой-то выбор. Оказывается, что рассказ о выборе возможен, а рассказ о честном скучном труде — нет. В том числе о честном труде в шоу-бизнесе (наверное, он возможен, не знаю).

Кстати, история советских актрис будто написана и снята по одним лекалам — слава в юности, какие-то невнятные мужья, перестала сниматься, появлялась в Доме Кино с опрокинутым лицом, нашли в захламлённой квартире через неделю после смерти. Но это уже как раз ожидаемый канон.

В другой раз мне показали американский фильм об актёре N. Это был бодрый, хорошо смонтированный, с несколькими говорящими головами, фильм. Вот наш герой в колледже, вот бросает учёбу, вот его заметили, вот он приехал в Голливуд, вот снялся в нашумевшем фильме. Вот женился, а вот женился во второй раз. Вот появился продюсер и сказал, что сначала не верил, что N. хорошо сыграет космического таракана, а потом как-то сразу поверил. Вот у актёра началась депрессия, вот он из неё вышел и снялся в «Космическом таракане — 2». Непонятно, не умер ли уже этот неизвестный мне актёр, но для этого нужно открыть Википедию. В случае с эстрадным певцом выстроить творческий путь сложно. Например, до 1989 года не брал верхние ноты, а вдруг, в феврале 1989-го, начал.

За невозможностью придать важность творческому пути (а то и просто за отсутствием самого пути), нам рассказывают о браках, разводах, алкогольной зависимости и прочей частной жизни. И ты вдруг понимаешь, что эти люди совершенно неотличимы друг от друга. Только шлягер времён твоей юности разнообразит рассказ.

Впрочем, о внутренней, непонятной нам работе, есть знаменитое (и мной чрезвычайно любимое) воспоминание математика Меньшова: «В 1915 году мы занимались функциональными рядами, а в 1916 году — ортогональными рядами. А потом наступил тысяча девятьсот семнадцатый год. Это был очень памятный год в нашей жизни, в тот год произошло важнейшее событие, повлиявшее на всю нашу дальнейшую жизнь: мы стали заниматься тригонометрическими рядами…»

По сути, это не отличается ничем от верхних и нижних нот, но разница между московскими математиками и эстрадными певцами всё же есть. Пусть каждый сам решает, кто ему милее.

  • Рассказ о себе в смешной форме
  • Рассказ о святом человеке 4 класс по музыке
  • Рассказ о святом земли русской коротко
  • Рассказ о святом николае чудотворце
  • Рассказ о своем характере на английском языке