Рассказ о садко истории его жизни и путешествий

Введение конспект урока будет удобен на уроке литературы для 7 класса в сентябре, здесь есть цель и задачи, все этапы

Введение

Конспект урока
будет удобен на уроке литературы для 7 класса в сентябре, здесь есть цель и
задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной
деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, вступительная подлинная
история трудового народа нельзя знать, беседа по вопросам,  изучение нового, предания,
физкультминутка, закрепление, беседа, работа со справочниками и текстом, итог
урока, домашнее  задание.

Конспект урока по литературе для 7 класса
на тему:
Былина «Садко»

Цель: продолжить знакомство с
былинами, их композицией, художественными особенностями; учить логически
мыслить, развивать воображение.

Задачи: 

Ход урока:

I.                 
Организационный
этап. Мотивация к учебной деятельности
.

Учитель: — 
Учебник на столе у вас?

А ручки и
тетрадки?

Тогда урок начнём
сейчас,

Раз всё у вас в
порядке.

Будьте
внимательны,

Послушны,
наблюдательны.

Чтобы литературные
тайны познавать,

Нужно всё серьёзно
изучать.

— отчёт 
дежурного;

— проверка 
готовности  класса  к  уроку:

Я  рада  новой 
встрече  с  вами,

Приятно  ваше 
общество, друзья!

Ответы  ваши  вы 
готовьте  сами,

Их  с  интересом 
буду  слушать  я.

Мы  сегодня 
снова  будем  читать,

Выводы  делать  и 
рассуждать.

А  чтобы  урок 
пошёл  каждому  впрок

Активно 
включайся  в  работу, дружок!

Вот книжки на
столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у
ребят

Урок очень важный

А почему он важный

Скажет каждый!

Добрый день, мои
друзья,

Встрече с вами
рада я.

Сели ровно, все
достали,

Вспоминаем все,
что знали,

Оставляем все
заботы

И включаемся в
работу.

II.              
Актуализация
знаний учащихся.

 Беседа по вопросам.

– Как описан богатырь-крестьянин в былине
о Вольге и Микуле? (Зачитывают описание героя от слов «Как óрет в поле
орáтай, посвистывает…» до «…А кафтанчик у него черна бархата».)

– Какими художественными средствами
создается представление о его могуществе и силе? (В былине
рассказывается, как легко, по-богатырски справляется Микула Селянинович с
тяжелой работой. В описании его одежды, снаряжения, даже его лошади
подчеркивается необычность, незаурядность героя. Главное художественное
средство – гипербола. В былине рассказывается, с какой легкостью богатырь
«коренья вывертывает и большие-то каменья в борозду валит». Богатырские сапоги
также описаны с помощью этого приема.)

– Сопоставьте героев былины Вольгу
Святославовича и Микулу Селяниновича. (Высказывания учащихся.)

Характеристика главных героев с
последующей рецензией учащихся.

– Вольга Святославович представлен
необыкновенным человеком, недаром он сравнивается с «солнцем красным», которое
«воссияй» на небе ясном. Вольга не только воин, предводитель храброй дружины,
но и человек, стремящийся к образованию, мудрости великой, о чем в былине
рассказано со сказочной метафоричностью.

Микула Селянинович тоже человек
неординарный. Его необычная сила показана в нескольких эпизодах: 3 дня пахаря
не может догнать Вольга с дружиною, весь княжеский отряд не может вытащить из
земли крестьянскую соху, а Микула вынимает ее одной рукой; не чужд крестьянин и
ратного дела: защищая свое достоинство перед «мужиками»-разбойниками, положил
он их до тысячи. Надо отметить, что самоуважение – одна из главных черт
крестьянина-богатыря, он на равных разговаривает с князем, даже дерзит ему в
споре о своей богатырской лошади и ее истинной цене. Однако Вольга не сердится
на своего нового товарища. Рассказчик подчеркивает равенство князя и
хлебопашца, а в некоторых случаях даже стремится показать превосходство Микулы,
который, подобно Антею, получает силу от матушки-земли.

– Подумайте, чем былина о Вольге и Микуле
отличается от известных вам былин? (Обычно в былинах рассказывается о
воинских подвигах русских богатырей или повествуется о каком-нибудь
необыкновенном событии в их жизни (например, о чудесном исцелении Ильи Муромца
и о том, как он стал богатырем). В былине о Вольге и Микуле не происходит
ничего особенного: Вольга Святославович, получив в наследство от своего дяди –
киевского князя – три городка, едет получить с них оброк, прихватив с собой
«дружину хоробрую». По дороге встречался ему пахарь (оратай) – Микула
Селянинович, поразивший князя своей необыкновенной силой. Вольга приглашает
Микулу «в товарищи», и они продолжают путь вместе.)

– Какова же главная мысль былины? (Видимо,
она в том, что богатырская мощь, красота, ум, доблесть присущи не какому-то
одному сословию. Простой земледелец по силе, могуществу превосходит князя. Эта
былина прославляет земледельческий труд как основу жизни.)

III.Изучение
нового материала.

Сообщение темы.

– К какому циклу относится былина
«Садко»? (Новгородская былина о путешествии в дальние страны. Тема
социальная, то есть касается жизни общества.)

Чтение былины учителем
и подготовленными учениками.

Учитель или подготовленные ученики читают
на фоне музыкальных фрагментов из оперы Н. Н. Римского-Корсакова «Садко».

Выполнение заданий по
тексту былины.

Задание 1.

– Расскажите о главном герое былины,
истории его жизни, путешествии и благополучном возвращении. (Жил в
«Нове-граде» богатый купец, который раньше не имел ничего, были у него только
гусли. На честный пир Садко купцы не звали раз, другой, третий. Скучно стало
ему, он и отправился на Ильмень-озеро. Садко заметил, что вода в озере
всколыхнулася, когда он играл первый день, второй. Гусляр пугался и уходил
прочь. На третий раз вода тоже «всколыбалася», и из нее появился морской царь.
За «утехи великие», за «игру нежную» решил водяной царь наградить его и
посоветовал Садко поспорить с купцами на лавки их товарные:

И спорь, что в Ильмень-озере

Есть рыба – золоты перья.

Как ударишь о велик заклад,

И поди свяжи шелковый невод.

И приезжай ловить в Ильмень-озеро:

Дам три рыбы – золоты перья.

Тогда ты, Садко, счастлив будешь!

Садко так и сделал: поспорил, поймал три
рыбы, получил «несчетну казну», скупив товары у трех купцов и торгуя ими.

Всех угощал он: и жителей новгородских, и
настоятелей новгородских (церковнослужителей).

Они-то и предложили Садко, закупив товары,
не торговать ими в Новгороде. Садко закупил товары, построил «тридцать
черленых» кораблей и…

поехал Садко по Волхову,

Со Волхова во Ладожско,

А со Ладожска во Неву-реку,

А со Невы-реки во сине море.

Как поехал он по синю морю,

Воротил он в Золоту Орду,

Продавал товары новогородские…

Когда путешественники возвращались домой,
то поднялся шторм.

Все поняли, что морской царь требует дань.
Он не принял бочку с серебром, требовал живой головы. Жребий пал на Садко. Он
взял с собой гусли. Оказавшись у морского царя, Садко выполнил просьбу царя:

Скажут, мастер играть в гусельки яровчаты;

Поиграй же мне в гусельки яровчаты.

Трое суток играл гусляр, а морской царь
плясал.

Во синем море вода всколыбалася,

Со желтым песком вода смутилася,

Стало разбивать много кораблей на синем
море,

Стало много гибнуть именьицев,

Стало много тонуть людей праведных.

Народ стал молиться Миколе Можайскому и
просить о помощи.

Неожиданно рядом с Садко очутился «старик
седатый» (седой), который просил Садко не играть и подсказал ему, что надо
сделать с гуслями, чтобы не играть на них. Он же и посоветовал, как надо
выбрать невесту, когда царь предложит жениться «на душечке на красной девушке».

Садко сделал все так, как советовал
старик, и очутился на берегу моря раньше своих дружинников.

А дружина поминает одного Садка:

– Остался Садко во синем море!

А Садко стоит на крутом кряжу,

Встречает свою дружинушку со Волхова.

Все рады встрече с Садко: и дружина
«хоробрая», и «тут его жена зрадовалася, брала Садка за белы руки, целовала во
уста сахарные».)

Начал Садко выгружать со червленых со
кораблей

Именьице – бессчетну золоту казну.

Как повыгрузил со черленыих кораблей,

Состроил церкву соборную Миколе
Можайскому.

Не стал больше ездить Садко на сине море,

Стал поживать Садко во Нове-граде.

Задание 2.

– Зачитайте зачин, назовите гиперболы, постоянные
эпитеты. («Хоробрую», белокаменны, «красной» девушке, «яровчатые»,
«сине» море.)
 Выделите повторяющиеся слова, выражения («Аи же братцы…»),
торжественные приемы повествования, троекратные повторения.

Физминутка

Потягушки

Мы на цыпочки
привстали,

Ручки кверху мы
подняли,

Мы вздохнули,
потянулись

И друг другу
улыбнулись.

Выдохнули, руки
вниз,

Повторим теперь на
«бис»!

— А теперь все
тихо встали,

Дружно руки вверх
подняли,

В стороны, вперёд,
назад,

Повернулись
вправо, влево

Тихо сели, вновь
за дело.

IV.
Закрепление

а) Реализация индивидуальных заданий (учащиеся самостоятельно находили
информацию для своего выступления, но давали на предварительную проверку).

1а) История былины «Садко» и сведения о ней.
2а) Сообщение об иллюстрациях к былине «Садко»
Васнецова.

3а) Иллюстрации Билибина (у ребёнка была
подготовлена презентация, сопровождавшаяся комментариями).

б) Рассказ о главном герое былины, истории его
жизни и путешествий с использованием цитатного материала текста.

в) Тест на знание содержания былины «Садко» (
рассчитан на слабых учащихся):

1) Назовите место действия былины:
а) Псков б) Новгород в) Смоленск г) Киев
2) Каким музыкальным инструментом владел главный
герой:

а) мандолиной б) гитарой в) гуслями г) цимбалами
3) Чем пообещал наградить Садко морской царь:
а) казной б) рыбой — золотые перья в) красным
товаром г) городами

4) Кто помог Садко обхитрить морского царя и
вернуться на землю:

а) старик б) дружина в) Чернавушка г) рыба –
золотые перья

5) Какому святому построил церковь главный герой:
а) Николаю Чудотворцу б) Сергию Радонежскому в)
Серафиму Саровскому г) Миколе Можайскому

— С таким жанром УНТ, как былина, мы встречаемся и ведём разговор не в
первый раз. Да, былина – это особенный жанр устного народного творчества. Это
русский героический эпос, который всегда вызывал большой читательский интерес,
но, к глубокому сожалению, создание этого жанра закончилось в 17 веке и в
настоящее время былины остались только в школьной программе по литературе, их
бытование постепенно угасает. Угасает неоправданно.

— До сегодняшнего урока мы встречались с
былинными героями, которые прославились своими ратными и трудовыми подвигами.
Именно величественные образы богатырей – защитников Родины поднимали дух
воинов, поддерживали веру в силу, мужество и стойкость русского народа, служили
достойным примером для подражания. На предыдущем уроке мы вспоминали этих
героев, поэтому повторяться сегодня нет необходимости. А продолжим-ка мы лучше
знакомство с былиной, которую вы читали к сегодняшнему уроку дома. Об истории
её создания, о главном герое и его жизни, путешествиях, даже о её
иллюстрировании разговор уже начат ребятами, выступившими перед Вами в начале
урока.

Беседа по вопросам:
— Напомните, к какому социальному сословию
принадлежит главный герой? Былина «Садко» не единственная, которая повествует о
купеческом сословии, просто Садко – самый известный герой, принадлежащий к
купечеству. Более того, существует несколько вариантов этой былины. По одной из
таких версий Александр Лукич Птушко снял одноимённый фильм, фрагмент (Садко на
торгах) которого предлагается Вашему вниманию.

— Таким ли Вы представляли главного героя, когда
читали былину? Чем для Вас лично былинный Садко отличается от того, которого Вы
увидели в этом фрагменте в исполнении Сергея Столярова? А что общего между
Садко Билибина и Садко из художественного текста?

— Чем Садко отличается от остальных героев
русских былин? Какими качествами он обладает? Подтвердите цитатами из текста.

— Как народ оценивает мастерство Садко? А вы?
Хотели бы вы познакомиться с этим героем, послушать его пение? (Фрагмент из
оперы Римского-Корсакова или из фильма). Какое настроение, какие чувства
вызывает у Вас эта музыка и такое исполнение партии главного героя Владимиром
Атлантовым? Подберите определения для такого исполнения? (Опера
Римского-Корсакова была и остаётся одной из самых любимых у зрителей и
слушателей!)

— Как оказался Садко на дне моря? Что увидел у
царя морского? Какие предметы, и с какой целью взял с собой Садко, отправляясь
на дно, к морскому царю? Найдите соответствующий фрагмент в былине и прочитайте
выразительно.

— Почему герою пришлось сломать свои «гусельки
яровчаты»? Кто ему это подсказал?

— Посмотрите ещё один фрагмент из фильма А. Л.
Птушко и ответьте на вопрос: какую роль играет в событиях былины морская
царевна, роль которой исполняет Ольга Викландт? Роль возлюбленной Садко,
Любавы, в фильме А. Л. Птушко сыграла 22летняя Алла Ларионова. Это была её
первая серьёзная роль в кинематографе. Посмотрите эпизод с её участием,
обратите внимание не только на красоту начинающей актрисы, но и на то, как
мимикой и жестами ей удалось передать томление, тревогу и тоску в ожидании
возвращения героя.

— А как вы представляли себе этих героинь? Какие
качества женского характера в них Вам симпатичны? А за что вы их могли бы
осудить?

— Помогли ли Вам просмотренные фрагменты
художественного фильма, иллюстрации, прослушивание арий из оперы лучше понять
сюжет и смысл былины «Садко»?

Работа со справочниками и текстом.
— Найти характерные черты жанра былины в тексте
«Садко».

— Есть ли в былине приметы других фольклорных
жанров? Если да, то назовите, приведите примеры.

V. Подведение
итогов урока.

— Какие
задачи ставили перед собой в начале урока?


Выполнили эти задачи?

-О ком мы сегодня
с вами говорили?

Продолжите фразу:

  • На
    уроке я узнал….
  • Осталось
    непонятным…
  • Было
    интересно….

Какие цели
мы поставили в начале урока?

Все ли их
выполнили? Что нам помогло в этом?

– В чем ценность былин?

– Какова роль былин в развитии литературы,
живописи, музыки?

Вывод. Былины имели и имеют документальную
ценность, рисуя достоверные черты древнего быта, рассказывая об устройстве
городов, об обычаях и укладе жизни людей; они сыграли огромную роль в развитии
литературы, живописи, музыки (опера «Садко» – Н. Н. Римский-Корсаков; картина
«Три богатыря» – В. Васнецов).

Домашнее задание: подготовиться
к внеклассному чтению – прочитать былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник»;
ответить на вопросы из учебника.

Индивидуальные задания:

1) составить диалог на тему «Какие иллюстраторы былин мне нравятся» (2
ученика подготовят диалог об оригинальных творениях В. Васнецова, И. Репина, И.
Билибина, продемонстрируют иллюстрации Н. Рериха, художников Палеха и др.)
;
организовать выставку (сделать стенд-раскладушку);

2) подготовить рассказ-сообщение с
прослушиванием фрагментов музыкальных произведений, написанных на былинные
сюжеты.

Доброе утро!

Сборная России по хоккею сыграла официальный матч в форме с надписью «СССР». Вне машины времени новости такие:

  • Дочь Навального получила за отца премию Сахарова.
  • Участников «земельных протестов» в Ингушетии приговорили к срокам от 7,5 до 9 лет.
  • Российский суд раскрыл информацию о поставках продовольствия российским военным на востоке Украины, разбирая дело о взятке.
  • Россиянин Вадим Красиков приговорен к пожизненному заключению за убийство Зелимхана Хангошвили в Берлине.

Российское околополитическое

  • Даша Навальная получила за отца премию Европарламента имени Сахарова. Вот полный текст ее выступления, в котором она жестко критикует Европу за «прагматичное отношение к России» и многолетнюю политику умиротворения Путина. Директор Сахаровского центра в Москве Сергей Лукашевский называет вручение сахаровской премии Навальному знаком того, что у России есть потенциал сопротивления, а значит – и надежда на будущее.
  • Глава Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин в интервью «Аргументам и фактам» снова обвинил Запад в отравлении Навального: «Операция с блогером в роли «сакральной жертвы» не удалась. Сегодня в разведсообществе США и стран ЕС вынуждены признавать, что интерес населения к «берлинскому пациенту» неуклонно снижается. Скажу больше – ему уже ищут замену в качестве эмблемы российского протеста». Жаль, не назвал кандидатов.
  • Госдума одобрила в первом чтении законопроект, позволяющий вводить персональные санкции против всех иностранцев за «нарушение прав россиян». Это частичное расширение «закона Димы Яковлева». Санкции предусматривают запрет на въезд в Россию, арест активов и запрет на любые сделки с собственностью и инвестициями.
  • В Екатеринбурге запущена петиция с требованием убрать барельеф Сталина с Дома офицеров в центре города. Барельеф восстановили в ходе реставрации (правда, полностью восстановить скульптурную группу, на которой был этот барельеф, реставраторы поленились – ограничились одним Сталиным).
  • В Москве решено установить памятник главе МЧС Евгению Зиничеву, загадочно погибшему недалеко от Норильска в сентябре этого года.
  • Издание «Протокол» рассказывает, как министр промышленности и торговли Денис Мантуров скупает с помощью своей 86-летней матери отели и другое имущество в Геленджике. В Москве у семьи Мантурова тоже есть отель.

Российская уголовщина

  • Кисловодский горсуд на выездном заседании в Ессентуках приговорил к срокам от 7,5 лет до 9 лет колонии общего режима обвиняемых по делу о протестах в Ингушетии против изменения административной границы с Чечней. Большинство приговоренных провели в СИЗО больше двух с половиной лет. Всех их признали виновными в организации насилия в отношении силовиков, двоих объявили создателями «экстремистской организации», а остальных – ее участниками. Здесь ход следствия и приговоры комментирует адвокат.
  • Прокурор требует три года колонии для отца бывшего главы ФБК Ивана Жданова. О ходе процесса в Нарьян-Маре здесь рассказывает адвокат Владимир Воронин.
  • По делу о гибели 51 человека при аварии на шахте «Листвяжная» арестован ее владелец миллионер Михаил Федяев.
  • По делу об убийстве двух человек заочно арестован участник дела «Сети» Алексей Полтавец, ранее рассказавший «Медузе» об этих убийствах.
  • Российские власти Крыма возбудили уголовное дело о применении насилия в отношении представителя власти против узбекского беженца Наби Рахимова, убитого сотрудниками ФСБ в мае этого года. Тело родным до сих пор не отдали.
  • В Омске в отношении двух 19-летних мужчин возбуждено уголовное дело об экстремистском сообществе «Норд». Опубликовано видео с их признаниями в том, что они «разделяют идеи радикального национализма».
  • «Мемориал» оштрафован на 500 тысяч рублей за то, что на странице «ОВД-Инфо» со сбором средств не было отмечено, что общество объявлено «иностранным агентом». То, что «ОВД-Инфо» и «Мемориал» – разные организации, суд во внимание не принял.
  • Омбудсмен Татьяна Москалькова снова обратилась к следствию и прокуратуре с просьбой смягчить меру пресечения ректору «Шанинки» Сергею Зуеву.
  • Медиахолдинг RT подал в суд на основателя магазина Feelosophy Store Георгия Сарибекяна, выпустившего футболку с надписью «иностранный агент» в поддержку «Медузы». RT зарегистрировал торговую марку «иностранный агент», а сейчас регистрирует «иноагента».
  • Семья калининградца Ивана Вшивкова, погибшего в отделении полиции, добилась компенсации в два миллиона рублей. Вшивков обварился кипятком из радиатора, к которому его, предположительно, приковали наручниками.
  • Почти 400 мигрантам из разных стран запретили въезд в Россию на 40 лет за драки и другие совершенные в Москве правонарушения.

Братские народы

В Брюсселе завершился саммит «Восточное партнерство» с участием лидеров всех стран ЕС и пяти стран – участниц «Партнерства» – Азербайджана, Армении, Грузии, Молдовы и Украины. Беларусь была символически представлена пустым креслом и флагом. Президент Украины призвал ЕС ввести в отношении России превентивные санкции, не дожидаясь, пока она нападет на Украину. Декларация саммита призывает Россию к деэскалации и напоминает о неминуемых санкциях в случае агрессии.

Суд в Ростове-на-Дону раскрыл информацию о поставках продовольствия для российских военных, размещенных на позициях сепаратистов на Донбассе, рассматривая дело о взятке. В материалах дела говорится, что российским военным раз в две недели отправляли 1300 тонн продовольствия из Ростовской области. Москва их присутствие на Донбассе всегда отрицала.

В Украине широко обсуждается публикация немецкой газеты Bild о том, что Берлин в ноябре наложил вето на закупку Украиной оружия через агентство НАТО. Министр обороны Украины уже обвинил Германию в блокировке, но политолог Андреас Умланд говорит, что без пояснений официальных лиц пока невозможно разобраться, что произошло.

Президент США Джо Байден анонсировал новый «продолжительный разговор» с Путиным – предположительно, он состоится до конца года. Предметом, вероятно, снова станет Украина.

Вокруг света

  • В Минтрансе Беларуси обвинили пилота рейса Ryanair, принудительно посаженного в Минске, в «нарушении инструкций»: ему, мол, сказали садиться в ближайшем аэропорту, а он зачем-то вернулся в Минск.
  • Житель белорусского города Дзержинска получил три года колонии за то, что принес к дому милиционера ритуальный венок.
  • Высший суд Берлина приговорил к пожизненному сроку без права досрочного освобождения россиянина Вадима Красикова, признанного виновным в убийстве бывшего чеченского полевого командира Зелимхана Хангошвили. Хангошвили был убит в Берлине 23 августа 2019 года. Нападавшего сразу же задержали. У него оказался фальшивый паспорт на имя Вадима Соколова, а настоящую свою фамилию он называть отказался. Ее выяснили расследователи из Bellingcat, а затем подтвердили следователи. После оглашения приговора Германия объявила о высылке еще двух российских дипломатов (двух уже выслали вскоре после убийства).
  • Путин провел видеопереговоры с председателем КНР Си Цзиньпином и пообещал ему приехать на церемонию открытия Олимпиады в Пекине.
  • Запущенный NASA космический зонд Parker впервые в истории пролетел через солнечную корону и провел замеры магнитных полей и образцов частиц. Зонд стартовал с Земли в августе 2018 года. На сегодняшний день это самый быстрый из созданных людьми артефактов (до 587 тысяч км/ч).

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро среды, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России составил 28 343. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 10 миллионов 103 тысячи; официальное число жертв достигло к утру среды 292 891 человека (+1142 за сутки). Эти данные не отражают реального положения дел, но более надежные цифры Росстата публикуются с большой задержкой.

В России начали преследовать участников акций против введения QR-кодов: в Череповце задержана женщина, которую обвиняют в распылении дихлофоса в лицо нацгвардейцу, пытавшемуся задержать ее на акции, в Архангельске участник такой акции арестован на 17 суток.

По прогнозам главы Еврокомиссии, штамм омикрон станет доминирующим в Европе уже в январе. Италия, не дожидаясь этого, ужесточила правила въезда для европейцев: привитым теперь надо предъявлять отрицательный тест, а непривитым – еще и сидеть в карантине.

Шесть ссылок

  • История. Рассказ о роли угля в двух промышленных революциях – не случившейся в Китае в IX веке и случившейся в Англии в XVII веке. Или история путешествий – от древних времен до гранд-туров.
  • Писательские биографии. Главы из книги Глеба Морева «Осип Мандельштам: Фрагменты литературной биографии (1920–1930-е годы)». Или рассказ о жизни Льюиса Кэрролла, написанный на основе истории его банковского счета.
  • О птичках. Зачем воронам уметь считать и как они это делают. Или рассказ о том, как выглядел и летал кетцалькоатль.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

  • Рассказ о салавате юлаеве кратко
  • Рассказ о рыцарском поступке
  • Рассказ о рыцаре и о замке
  • Рассказ о рылееве 8 класс кратко и понятно
  • Рассказ о рыцаре айвенго кратко