Рассказ о рыцарском турнире 6 класс кратко

Содержимое публикацииход внеклассного мероприятия: - сегодня у нас рыцарский турнир и на него собрались самые знаменитые и благородные рыцари из

Содержимое публикации

Ход внеклассного мероприятия:

— Сегодня у нас «Рыцарский турнир» и на него собрались самые знаменитые и благородные рыцари из знатных семейств, все они хотят испробовать свои силы, показать свою ловкость, смекалку и свои знания. Путь к победе будет нелёгок, но мы надеемся, что из всех трудностей наши именитые гости выйдут с честью, сражаться они будут честно, будут снисходительны к своим противникам, добры и справедливы к своим друзьям! Так давайте пожелаем им доблестного сражения, успеха и побед!

— Дорогие друзья! Судить нашу игру любезно согласились милые, очаровательные и обаятельные дамы, которые организовали Совет прекрасных дам

— За каждый конкурс предусмотрено определенное количество баллов, набрать которые вы сможете лишь справившись с конкурсным заданием.

Жюри имеет право добавить или отнять баллыза волю к победе, за проявление рыцарских черт (самоотверженность, благородство, удаль, знание средневековой истории), за высокое искусство выражения чувств к даме сердца.


1-й ведущий.
Предоставим им слово для приветствия.

— (Я рыцарь…Мой девиз…На моем гербе изображен… Это означает, что…)

 —Рыцари в средние века перёд турнирами давали клятву. И мы не будем отступать от этой традиции. Рыцари, вы готовы?

Клянемся в рыцарском турнире победить,

Клянемся смелыми, отважными мы быть.

За щитами не скрываться,

Шпаги острой не бояться.

Верным своей даме быть,

Званье рыцаря добыть.

Клянемся рыцарями быть.

-А теперь разминка

Прошу рыцарей подготовиться к ответу на вопросы, которые я буду задавать.

С какого возраста начиналось обучение рыцаря? (с 7 лет)

В чем состояла задача рыцаря, участвовавшего в поединке? (выбить противника из седла)

Как называлась главная башня в замке феодала, которая являлась его жилищем ? (донжон).

Какому числу лиц рыцарь мог давать клятву верности? (рыцарь подчинялся только своему сеньору).

Какой предмет вручали рыцарю при его присяге и пожаловании ему земельных владений? (меч)

Кто такие герольды? (специальные глашатаи, занимались организацией турнира)

Назовите главное занятие рыцарей (война)

Что такое герб?(отличительный знак рода)

Что такое турнир? (военное состязание рыцарей в силе и ловкости)

Благородное оружие рыцаря (копье)

Конкурс-ловушка.

— Конкурс проводится без объявления. Перед мальчиками проходит девочка и как бы случайно роняет платок (примерно посередине между ними). Выигрывает тот, кто догадается поднять платок и вежливо вернуть девочке.

— Ну что же, это и был наш первый конкурс «Рыцарское поведение». Одним из качеств рыцаря является галантное отношение к даме. Победил в этом конкурсе рыцарь… и ему дается 1 балл.

— Сегодня мы говорим об эпохе рыцарства, эпохе, воспетой в рыцарских романах

Там, где руины между скал

Казались дикими камнями,

Бойниц раздвинулся оскал,

И плещет рыцарское знамя.

И вот на берегу речном

Не цепкий терн, не хмель косматый –

Опоры каменных хором,

Суровых башен строй зубчатый.

Так описал Вальтер Скотт замок Кэдьо.

Итак,замок, если верить словарям, – это укрепленное жилище феодала.

Посмотрим, сумеют наши рыцари захватить замок.Конкурсназывается « Штурм замка».

Задание: вы должны определить и написать на карточках части замка, обозначенные цифрами

3 конкурс « Рыцарский девиз»

-Мы все знаем, что каждый рыцарь имел герб и девиз. Да вот беда, на старинных гербах некоторые буквы стерлись. Тем не менее попробуйте прочитать девизы славных рыцарей средневековой эпохи.

1.«Б З СТРХ и ПРК» без страха и упрека

2.ЧСТЬ ПРВШ ВСГ» честь превыше всего

3.«ПБДТЬ или МРТЬ» победить или умереть

4 конкурс«Придворный этикет»

— Изучая придворный этикет, рыцарь постигалсемь добродетелей. Перечислите их.

верховая езда

фехтование

владение копьём

плавание

охота

игра в шахматы

пение и сложение стихов и в честь дамы сердца

5 конкурс. Каким должен быть рыцарь? 

—  В замках, при дворах сеньоров расцветала рыцарская культура. Рыцарь подчинялся определенным правилам поведения, так называемому «Кодексу рыцарской чести». Ваше задание: назвать важные качества рыцарей, не повторяя тех качеств, которые назвал ваш соперник.

1. Презирать расчётливость, проявлять щедрость – подарки, пиры, охота, дорогая одежда…

2. Верность  королю и сеньору – главная обязанность

3. Рыцарь должен искать подвиги.

4. Бороться  с врагами христианской веры.

5. Защищать честь дам, защищать слабых и обиженных (вдов, сирот)

6. Быть справедливыми и галантными.

6 конкурс « Рыцарское вооружение »

На предложенной картине вам необходимо подписать элементы рыцарского вооружения.

7 конкурс «Что обозначает крылатое выражение?»

«Бросить перчатку» (чтобы вызвать на поединок рыцарь бросал противнику перчатку.Тот, кто поднимал перчатку – принимал вызов воина)

«Копья ломать»( на турнирах рыцари сражались на копьях. Им надо было выбить друг друга из седла ударом в железные латы. Копья ломались.)

«Открытое забрало» (во время боя забрало было опущено.Перед знакомыми людьми его не опускали, значит, намерения были добрые.)

8 конкурс  «Стихи Прекрасной Даме»   

— Быть рыцарем – значит быть влюблённым. Таков закон, и обойти его рыцарь не мог, ведь даже победителя турнира называла дама.

Если рыцарь на турнире выбился из сил или был ранен, прекрасная дама могла приказать главному судье остановить поединок.

Прекрасной даме посвящали стихи, пели серенады.

Пришла пора проверить, умеют ли наши рыцари сочинять стихи.

Мы приготовили для них рифмы. Попробуйте придумать 4 стихотворные строки.

Мечтать — вздыхать,
Тоска — доска.
Душа — ни гроша,
Любить — не жить.

(Пока мальчики сочиняют, проводится конкурс для девочек)

— Прекрасные дамы также должны соответствовать идеалу любви и красоты. Все они должны быть хорошо образованны, ведь именно они управляли замком, когда доблестный рыцарь уходил на войну.

Давайте посмотрим, сумеете ли вы ответить нанесколько хитрых вопросов.

Как продолжить пословицу?

Исход боя решает не тот, кто сильнее, а тот кто (хитрее).

Где смелость, там и (победа).

Важна смелость, да нужна и (умелость).

Что означают слова “Рыцарь без страха и упрека”?

(Смелый и вежливый человек)

Два рыцаря столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто должен уступить дорогу старший, которому 23 года или младший, кому 22 года ?

(Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее)

Мальчики читают стихи

— Дорогие участники и зрители! Наш конкурс подошел к концу. Пока жюри подводит окончательные итоги, мне хочется сказать, что все участники состязаний с честью и достоинством выдержали предложенные им трудные испытания, убедив нас в том, что на нашей земле растут настоящие защитники, способные проявить мужской характер, смелость, упорство, мужество. А значит, мы можем с полным правом называть их рыцарями.

А теперь слово предоставляется жюри.

I место в рыцарском турнире завоевал рыцарь … и он получает звание Рыцарь Победы!  

Всем участникам также вручаются ордена, присуждающие звания. 

— рыцарь, не оставляющий следа (за победу в бою) 
— рыцарь «Верная рука» (за охоту)
— рыцарь щита и меча (за герб) 
— рыцарь золотого пера (за сочинение стихов) 
— рыцарь хороших манер (этикет) 
— рыцарь доброго сердца (за рыцарское поведение)

-Поздравляем! В честь победителя наши юные дамы приготовили танец , пожалуйста (танец девочек)

Класс: 6

Продолжительность занятия: 45 минут

Учебно-методическое обеспечение:

  • В.А. Ведюшкин. История Средних веков. 6 класс:
    учебник для общеобразовательных учреждений. М.:
    Просвещение, 2010 . – 287 с.
  • В.А. Ведюшкин. Е.А. Крючкова. История Средних
    веков. Рабочая тетрадь. 6 класс. М.: просвещение.
    2010.

Авторский медиапродукт: Microsoft PowerPoint,
Microsoft Word

Технологический сценарий урока.

План занятия:

Этапы урока Время реализации
Подготовительный этап  
2. Организационный момент 2 минуты
3. Представление судейской коллегии,
объяснение правил игры
2 минуты
4. Проведение I тура “представление” 5 минут
5. Проведение II тура “бои на ристалище” 10 минут
6. Проведение III тура “оружие
средневековья”
7 минут
7. Проведение IV тура “послание даме
сердца”
10 минут
8. Проведение V тура “кодекс рыцарской
чести”
7 минут
9.Подведение итогов состязания,
вручение грамот.
2 минуты

Цели урока: повторить и закрепить
ранее изученный материал по теме: Феодальное
общество Средневековья

Задачи урока:

  • Образовательные – познакомить учащихся с
    культурным наследием средневековой эпохи,
    показать значение этого наследства в
    современном мире.
  • Развивающие – развитие познавательных
    интересов, способности к самообучению, развитие
    творческих способностей при помощи театральной
    педагогики.
  • Воспитательные – воспитание
    информационной культуры, толерантного отношения
    к культуре другой эпохи.

Ожидаемые результаты:

  • развитие интереса к истории;
  • закрепление знаний по истории средневековья;

Оборудование: компьютер, проектор

Презентация

1. Схема взаимосвязи кадров презентации:

img1

2. Содержание кадров презентации:

  • № 1 – титульный лист
  • № 2 — сцена средневекового бала (музыкальный
    фрагмент для танца учащихся)
  • №3 – I тур, критерии оценки
  • № 4- II тур, 1 вопрос
  • №5 — ответ — вассал
  • № 6 – II тур, 2 вопрос
  • № 7 – ответ — барщина
  • № 8 – II тур, 3 вопрос
  • № 9 – ответ -донжон
  • № 10 – II тур, 4 вопрос
  • № 11 – ответ -община
  • № 12 – II тур, 5 вопрос
  • № 13 – ответ -мэр
  • № 14 – II тур, 6 вопрос
  • № 15 – цех
  • №16 – II тур, 7 вопрос
  • №17 – шедевр
  • № 18 – II тур, 8 вопрос
  • № 19 – ратуша
  • № 20 – III тур, регламент
  • №21 – 28 – оружие средневековья
  • № 29 – IV тур, послание даме сердца
  • № 30 – изображение трубадуров
  • № 31 – изображение жонглёров
  • № 32 – V тур, кодекс рыцарской чести
  • № 33 – подведение итогов
  • № 34 – использованные материалы

1. Подготовительный этап:

Пред проведением состязания класс делится на
группы. Каждая группа получает задания для
подготовки к уроку. Для 1 тура “приветствие”
необходимо придумать в импровизированной форме
представление команды, в котором обязательно
должны быть следующие составляющие:

  • Название команды
  • Девиз
  • Герб, составленный по геральдическим
    правилам, с объяснением значения его элементов
    (для выполнения задания используется рабочая
    тетрадь, задание №7 на странице 36)
  • Костюмы или детали костюмов, прически, другой
    реквизит эпохи средневековья.

Для 2 тура повторить материал учебника §§10-13.

Для 3 тура найти и изучить материал о рыцарском
вооружении.

Для 4 тура команда готовит сцену признания в
любви даме сердца (использование музыкального
сопровождения, инсценировок приветствуется).
Учащиеся получают сочинения средневековых
трубадуров и жонглеров. Приложение
№1.

Ход урока

2. Организационный момент.

3. Представление судейской коллегии,
объяснение правил игры.

Слайд 1. Уважаемые дамы и господа,  я рада
приветствовать вас на сегодняшнем турнире.
Сейчас на ристалище выйдут 4 команды, которые
будут сражаться за честь прекрасных дам.  Они
продемонстрирую сегодня знания и умения
необходимые настоящим рыцарям. В качестве судей
выступят учащиеся 11 класса, которые в конце урока
помогут мне вознаградить победителей.  

Рыцари совершали свои подвиги в честь своей
дамы сердца и начать наш рыцарский турнир я бы
хотела с выступления благородных дам 6 класса.
Своим танцем они вдохновят наших рыцарей на
славные подвиги. Приложение №2 –
судейский протокол.

Слайд 2. Музыка. Танец.

А сейчас начнем наше состязание.

4. Проведение I тура

Слайд 3. “Визитка”

Приветствие команд (готовится заранее) –
максимум 5 баллов.

Объявление результатов первого тура судьями

5. Проведение II тура

Слайды 4 — 19. “Бои на ристалище”

Пришла пора проверить скорость мысли наших
рыцарей. Сейчас я буду задавать  вопросы и та
команда, которая правильно ответит на вопрос,
сможет заработать для себя еще по одному
  баллу за каждый ответ. Участники команд имеют
право совещаться между собой в течении 10 секунд.
Вопросы задаются по очереди, и право ответа может
перейти к соперникам, если команда не знает
ответа.

Объявление результатов второго тура судьями

6. Проведение III тура

Слайд 20. “Оружие средневековья”

Теперь проверим насколько рыцари разбираются в
средневековом оружие. За правильный ответ
команда получает 1балл. Участники команд имеют
право совещаться между собой в течении 10 секунд.
Вопросы задаются по очереди, и право ответа может
перейти к соперникам, если команда не знает
ответа.

Слайды 21-29.

Объявление результатов третьего тура судьями

7. Проведение IV тура

Слайды 30 -32. “Послание даме сердца”

Считалось, что настоящий рыцарь должен быть
влюблен в прекрасную даму, прославлять ее своими
подвигами и добиваться ее любви. Участники
состязания подготовили стихи, посвященные
прекрасным дамам. Но это не современная проза, и
даже не проза ХIХ в., а настоящие сочинения
средневековых трубадуров (поэтов-певцов).
Странствуя из замка в замок, нередко в
сопровождении профессиональных музыкантов,
называвшихся жонглерами, трубадуры исполняли
свои песни под аккомпанемент различных
музыкальных инструментов. Среди трубадуров
встречались люди различных социальных слоёв.
Большей частью это были незнатные рыцари,
некоторые происходили из богатых семей, другие
были владетельными особами

Учащиеся представляют небольшие инсценировки.

Объявление результатов четвертого тура
судьями

8. Проведение V тура

Слайд 33. “Кодекс рыцарской чести”

Как вы знаете, рыцари в течении жизни
придерживались определенных правил. Эти правила
были записаны в рыцарском кодексе чести. Для того
чтобы узнать насколько наши рыцари осведомлены о
нем, выполните следующее задание.

Учащиеся составляют кодекс рыцарской чести в
течении 3-4 минут

Пока судьи обсуждают результаты состязания и
решают, кто станет победителем, мы с вами
посмотрим небольшой отрывок из мультфильма
“Шрек”. После просмотра ответьте на вопрос:
какие положения кодекса рыцарской чести нарушил
герой мультфильма?

9. Подведение итогов состязания, вручение
грамот.

Предоставляю слово судьям, которые объявят
результаты пятого тура, подведут итоги всего
соревнования и вручат грамоты.

Обсуждение проведения мероприятия с учащимися.

Использованные материалы.

  1. http://grigam.narod.ru/verseth/vers2/vers90.htm
  2. http://globalfolio.net/archive/viewtopic.php?t=595
  3. http://psi-journal.ru/2010/01/page/17/
  4.  http://afisha.westsib.ru/text/read/3680
  5. http://aerotour.tomsk.ru/?id=3
  6. http://geoid.ru/city/206369/facts/50/
  7. http://oxymoron.tomsk.ru/?page_id=1361
  8. http://dreamworlds.ru/intersnosti/2595-istorija-vozniknovenija-rycarstva.html
  9. http://www.radiuscity.ru/articles.aspx?id=2591

Ïðîèñõîæäåíèå è èñòîðèÿ ðàçâèòèÿ âîåííûõ ñîñòÿçàíèé ðûöàðåé. Èçó÷åíèå îáñòàíîâêè è ïðàâèë ïðîâåäåíèÿ òóðíèðîâ. Àíàëèç ñîðåâíîâàòåëüíîé è âîñïèòàòåëüíîé ôóíêöèé. Ïðåêðàùåíèå ðûöàðñêîé ýïîõè. Çíà÷åíèå äëÿ ñîõðàíåíèÿ òðàäèöèé è ðàçâèòèÿ ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà http://www.allbest.ru/

ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÎÅ ÁÞÄÆÅÒÍÎÅ ÎÁÐÀÇÎÂÀÒÅËÜÍÎÅ Ó×ÐÅÆÄÅÍÈÅ ÑÐÅÄÍÅÃÎ ÏÐÎÔÅÑÑÈÎÍÀËÜÍÎÃÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß

ÐÎÑÒÎÂÑÊÎÉ ÎÁËÀÑÒÈ

«ÄÎÍÑÊÎÉ ÏÅÄÀÃÎÃÈ×ÅÑÊÈÉ ÊÎËËÅÄÆ»

Ðåôåðàò

ïî ïðåäìåòó: «Èñòîðèÿ ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû»

Íà òåìó: «Ðûöàðñêèå òóðíèðû è èõ çíà÷åíèå, äëÿ ñîõðàíåíèÿ òðàäèöèé è ðàçâèòèÿ ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû è ñîðåâíîâàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè»

Âûïîëíèë ðàáîòó:

Ñòóäåíò: Õàìóêîâ Ã.Ç.

Ãðóïïà: Ô2À

Ïðåïîäàâàòåëü:

Ëåëüêèíà Ëþäìèëà Èâàíîâíà.

Ðîñòîâ-íà-Äîíó

2014

Ñîäåðæàíèå

Ââåäåíèå

1. Ïðîèñõîæäåíèå è èñòîðèÿ ðàçâèòèÿ

2. Îáñòàíîâêà òóðíèðîâ

3. Ïîåäèíêè

Çàêëþ÷åíèå

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû

Ââåäåíèå

Ðûìöàðñêèé òóðíèìð — âîåííîå ñîñòÿçàíèå ðûöàðåé â ñðåäíåâåêîâîé Çàïàäíîé Åâðîïå. Ïðåäïîëîæèòåëüíî, òóðíèðû ñòàëè ïðîâîäèòüñÿ ñî âòîðîé ïîëîâèíû XI âåêà. Ðîäèíà òóðíèðîâ — Ôðàíöèÿ.

«Îòöîì» òóðíèðà íàçûâàþò Æîôôðóà äå Ïðåéëè (óì. â 1066 ãîäó). Îí íàïèñàë ïðàâèëà äëÿ ïåðâûõ òóðíèðîâ. Èíòåðåñíî, ÷òî Æîôôðóà äå Ïðåéëè áûë óáèò íà òóðíèðå, äëÿ êîòîðîãî ñàì æå íàïèñàë ïðàâèëà. Íàçíà÷åíèå òóðíèðà — äåìîíñòðàöèÿ áîåâûõ êà÷åñòâ ðûöàðåé, ñîñòàâëÿâøèõ ãëàâíóþ âîåííóþ ñèëó Ñðåäíåâåêîâüÿ. Òóðíèðû îáû÷íî óñòðàèâàëèñü êîðîë¸ì ëèáî áàðîíàìè, êðóïíûìè ñåíüîðàìè ïî îñîáåííî òîðæåñòâåííûì ñëó÷àÿì: â ÷åñòü áðàêîâ êîðîëåé, ïðèíöåâ êðîâè, â ñâÿçè ñ ðîæäåíèåì íàñëåäíèêîâ, çàêëþ÷åíèåì ìèðà è ò. ä. Íà òóðíèðû ñîáèðàëèñü ðûöàðè ñî âñåõ êîíöîâ Åâðîïû. Îí ïðîèñõîäèë ïóáëè÷íî, ïðè øèðîêîì ñòå÷åíèè ôåîäàëüíîé çíàòè è ïðîñòîíàðîäüÿ.

Äëÿ òóðíèðà èçáèðàëîñü ïîäõîäÿùåå ìåñòî âáëèçè áîëüøîãî ãîðîäà, òàê íàçûâàåìîå «ðèñòàëèùå». Ðèñòàëèùå èìåëî ÷åòûð¸õóãîëüíóþ ôîðìó è áûëî îáíåñåíî äåðåâÿííûì áàðüåðîì. Ðÿäîì âîçäâèãàëè ñêàìåéêè, ëîæè, ïàëàòêè äëÿ çðèòåëåé. Õîä òóðíèðà ðåãëàìåíòèðîâàëñÿ îñîáûì êîäåêñîì, çà ñîáëþäåíèåì êîòîðîãî ñëåäèëè ãåðîëüäû, îíè íàçûâàëè èìåíà ó÷àñòíèêîâ è óñëîâèÿ òóðíèðà.

Óñëîâèÿ (ïðàâèëà) áûëè ðàçëè÷íûìè.  XIII âåêå ðûöàðü íå èìåë ïðàâà ó÷àñòâîâàòü â òóðíèðå, åñëè íå ìîã äîêàçàòü, ÷òî ÷åòûðå ïîêîëåíèÿ åãî ïðåäêîâ áûëè ñâîáîäíûìè ëþäüìè. Ñî âðåìåíåì íà òóðíèðå ñòàëè ïðîâåðÿòü ãåðáû, ââåëè ñïåöèàëüíûå òóðíèðíûå êíèãè è òóðíèðíûå ñïèñêè. Îáû÷íî òóðíèð íà÷èíàëñÿ ñ ïîåäèíêà ðûöàðåé, òîëüêî ÷òî ïîñâÿùåííûõ â ðûöàðñêîå çâàíèå, òàê íàçûâàåìîå «æþòå». Òàêîé ïîåäèíîê íàçûâàëñÿ æþñò (îò àíãë. «joust») — ïîåäèíîê íà êîïüÿõ (êîííî-êîïåéíàÿ ñøèáêà). Ðûöàðè ñòàðàëèñü âûáèòü ïðîòèâíèêà èç ñåäëà, íå óïàâøè ñàìîìó, ëèáî ïðåëîìèòü ñâîå êîïüå î ùèò ïðîòèâíèêà. Çàòåì óñòðàèâàëîñü ãëàâíîå ñîñòÿçàíèå — èìèòàöèÿ ñðàæåíèÿ äâóõ îòðÿäîâ, ôîðìèðîâàâøèõñÿ ïî «íàöèÿì» èëè îáëàñòÿì. Ïîáåäèòåëè áðàëè ïðîòèâíèêîâ â ïëåí, îòíèìàëè îðóæèå è êîíåé, çàñòàâëÿëè ïîáåæäåííûõ ïëàòèòü âûêóï.

1. Ïðîèñõîæäåíèå è èñòîðèÿ ðàçâèòèÿ

Ïðîèñõîæäåíèå òóðíèðîâ òåðÿåòñÿ â ãëóáèíå âåêîâ. Ñîãëàñíî îáùåïðèíÿòîé òî÷êå çðåíèÿ, îíè âîñõîäÿò ê äðåâíèì âîåííûì èãðàì íà ðîäîâûõ ñîáðàíèÿõ èëè îáðÿäàõ èíèöèàöèè ãåðìàíñêèõ ïëåìåí.  ðàçëè÷íûõ òàê íàçûâàåìûõ âàðâàðñêèõ îáùåñòâàõ (íå òîëüêî ãåðìàíñêèõ) îáðÿä èíèöèàöèè âêëþ÷àë âðó÷åíèå þíîøå îðóæèÿ. Ïîñëå ýòîãî ïðîèñõîäèëè ïåðâûå ïóáëè÷íûå ïîåäèíêè þíîøåé, òîëüêî ÷òî ñòàâøèõ ïîëíîïðàâíûìè ÷ëåíàìè ïëåìåíè (âçðîñëûìè âîèíàìè). Ïîåäèíêè, ÷àñòî ãðóïïîâûå, â êîòîðûõ ó÷àñòâîâàëè íå òîëüêî þíîøè, íî è çðåëûå âîèíû è äàæå ñòàðåéøèíû è æðåöû, ïðîâîäèëèñü íà ðàçëè÷íûõ öåðåìîíèÿõ, òàêèõ êàê âûáîð íîâîãî âîæäÿ, ïîãðåáåíèå âîæäÿ è ò. ï. Âìåñòå ñ òåì ñïîðòèâíûå ñîñòÿçàíèÿ (ãèïïèêà ãèìíàçèÿ), î÷åíü íàïîìèíàâøèå ñðåäíåâåêîâûå òóðíèðû, ïðîâîäèëèñü åùå âî âðåìåíà Ðèìñêîé èìïåðèè.  íèõ ó÷àñòâîâàëè âîîðóæåííûå çàòóïëåííûìè äðîòèêàìè âñàäíèêè, êîòîðûå ðàçäåëÿëèñü íà äâå êîìàíäû. Îäíà êîìàíäà ñëóæèëà ìèøåíüþ, à äðóãàÿ ìåòàëà äðîòèêè; î÷êè çàñ÷èòûâàëèñü ïî êîëè÷åñòâó ïîïàäàíèé. Âñå ó÷àñòíèêè ýòèõ èãð, à òàêæå èõ ëîøàäè íàðÿæàëèñü â ñïåöèàëüíûå ðîñêîøíûå ðåëüåôíûå äîñïåõè. Îñîáåííî ïðèìå÷àòåëüíû çàêðûòûå øëåìû (ñîâåðøåííî íå òèïè÷íûå äëÿ áîåâîãî ñíàðÿæåíèÿ) ñ èçîáðàæåíèåì ìóæñêèõ è æåíñêèõ ëèö. Âåðîÿòíî, îäíà êîìàíäà ïðåäñòàâëÿëà ãðåêîâ, à äðóãàÿ — àìàçîíîê. Èñòîðèêè ñ÷èòàþò, ÷òî òàêèå èãðû íå áûëè èñêîííî ðèìñêèìè, à ïðèøëè îò êåëüòîâ èëè ñ Âîñòîêà. Ïîýòîìó ñòîèò, íàâåðíîå, èñêàòü ïðîîáðàçû òóðíèðîâ âî âðåìåíà, ïðåäøåñòâîâàâøèå ïåðåñåëåíèþ äðåâíèõ ãåðìàíöåâ.

Áîëüøèíñòâî èñòîðèêîâ ñõîäÿòñÿ âî ìíåíèè, ÷òî ïåðâûå íàñòîÿùèå ðûöàðñêèå òóðíèðû, ïîä÷èíåííûå îïðåäåëåííûì ïðàâèëàì, ñòàëè ïðîâîäèòüñÿ â IX â. Õðîíèñò Íèòãàðä òàê îïèñûâàåò ñîñòÿçàíèÿ îòðÿäîâ Ëþäîâèêà Íåìåöêîãî è åãî áðàòà Êàðëà Ëûñîãî, ïðîâîäèâøèåñÿ â ñåðåäèíå IX â.: «Äëÿ òåëåñíûõ óïðàæíåíèé îíè ÷àñòî óñòðàèâàëè âîèíñêèå èãðû. Òîãäà îíè ñõîäèëèñü íà îñîáî èçáðàííîì ñ ýòîé öåëüþ ìåñòå, è â ïðèñóòñòâèè òåñíèâøåãîñÿ ñî âñåõ ñòîðîí íàðîäà áîëüøèå îòðÿäû ñàêñîâ, ãàñêîíöåâ, àâñòðàçèåâ è áðåòîíöåâ áðîñàëèñü áûñòðî äðóã íà äðóãà ñ îáåèõ ñòîðîí; çàòåì îäíè èç íèõ ïîâîðà÷èâàëè ñâîèõ ëîøàäåé è, ïðèêðûâøèñü ùèòàìè, èñêàëè ñïàñåíèÿ â áåãñòâå îò íàïîðà âðàãà, êîòîðûé ïðåñëåäîâàë áåãóùèõ; íàêîíåö, îáà êîðîëÿ, îêðóæåííûå îòáîðíûì þíîøåñòâîì, êèäàëèñü äðóã íà äðóãà, óñòàâèâ êîïüÿ âïåðåä, è, ïîäðàæàÿ êîëåáàíèþ íàñòîÿùåé áèòâû, òî òà, òî äðóãàÿ ñòîðîíà îáðàùàëàñü â áåãñòâî. Çðåëèùå áûëî óäèâèòåëüíîå ïî ñâîåìó áëåñêó è ãîñïîäñòâóþùåìó ïîðÿäêó: òàê ÷òî ïðè âñåé ìíîãî÷èñëåííîñòè ó÷àñòâîâàâøèõ è ïðè ðàçíîîáðàçèè íàðîäíîñòåé íèêòî íå îñìåëèâàëñÿ íàíåñòè äðóãîìó ðàíó èëè îáèäåòü åãî áðàííûì ñëîâîì, ÷òî îáûêíîâåííî ñëó÷àåòñÿ äàæå ïðè ñàìîì ìàëî÷èñëåííîì ñáîðèùå è ïðèòîì ñîñòîÿùåì èç ëþäåé, çíàêîìûõ äðóã ñ äðóãîì».

Íåêîòîðûå èñòî÷íèêè óïîìèíàþò î ïðîâåäåíèè ïîäîáíûõ ñîñòÿçàíèé è â X â. Ïåðâîå óïîìèíàíèå î òóðíèðå XI â. îòíîñèòñÿ ê 1062 ã., êîãäà âî âðåìÿ îñàäû äâà ðûöàðÿ ñðàçèëèñü íà ãëàçàõ ó îáåèõ àðìèé, è îäèí èç íèõ áûë óáèò. Âåðîÿòíî, Ãîòôðåé äå Ïðåéè ïðèâíåñ â òóðíèðû êàêóþ-òî ñèñòåìó, ñòàðàÿñü ñäåëàòü èõ áîëåå ðåãëàìåíòèðîâàííûìè. Îäíàêî íà òóðíèðå 1066 ã., ïðîâåäåííîì ïî ðàçðàáîòàííûì èì ïðàâèëàì, ñàì Ãîòôðåé áûë óáèò. Î÷åâèäíî, ÷òî òóðíèðû â òî âðåìÿ åñëè ÷åì è îòëè÷àëèñü îò íàñòîÿùåãî ñðàæåíèÿ, òî òîëüêî öåëüþ — âçÿòü ñîïåðíèêà â ïëåí è ïîëó÷èòü çà íåãî âûêóï, à íå óáèâàòü. Ïðè ýòîì èñïîëüçîâàëîñü ëþáîå îðóæèå áëèæíåãî áîÿ, äàæå ëóêè è àðáàëåòû. Òóðíèðû åùå íå èìåëè ÷åòêîé îðãàíèçàöèè, áûëè ñïîíòàííûìè è íå ñòîëü òîðæåñòâåííûìè, êàê â áîëåå ïîçäíåå âðåìÿ. Âìåñòå ñ òåì îíè áûëè è áîëåå äåìîêðàòè÷íûìè, íå ÿâëÿÿñü åùå èñêëþ÷èòåëüíîé ïðèâèëåãèåé ôåîäàëüíîé àðèñòîêðàòèè. Èçâåñòíî, ÷òî â 1077 ã. íà îäíîì èç òàêèõ ñîñòÿçàíèé ïîãèá ìîëîäîé ÷åëîâåê, êîòîðûé áûë ñûíîì áàøìà÷íèêà.

Ïåðâîíà÷àëüíî òóðíèðû ïðîâîäèëèñü òîëüêî â Ãåðìàíèè è Ôðàíöèè. Ëèøü â ñåðåäèíå XII â. ïðàêòèêà òóðíèðîâ ïðîíèêëà â Àíãëèþ è Èòàëèþ, à íåñêîëüêî ïîçäíåå îõâàòèëà è âñå äðóãèå åâðîïåéñêèå ñòðàíû. Ìàòâåé Ïàðèæñêèé â ñâîåé èñòîðèè Àíãëèè (1194ã.) íàçûâàåò òóðíèðû ãàëëüñêèìè áîÿìè, èç ÷åãî ñëåäóåò, ÷òî â Àíãëèè ýòè èãðû ñ÷èòàëèñü ôðàíöóçñêèì èçîáðåòåíèåì. Îêîëî 1150 ã. â íåìåöêèõ õðîíèêàõ ïðè îïèñàíèè òóðíèðîâ âïåðâûå íà÷èíàåò ôèãóðèðîâàòü òåðìèí «áóãóðò», ïî ïîâîäó êîòîðîãî ó ñîâðåìåííûõ èñòîðèêîâ áîëüøå âîïðîñîâ, ÷åì îòâåòîâ. Íåêîòîðûå ïîëàãàþò, ÷òî ýòî áûë îáùèé òåðìèí äëÿ îáîçíà÷åíèÿ òóðíèðà, íà ñìåíó êîòîðîìó â êîíöå XII â. ïðèøëî ôðàíöóçñêîå ñëîâî «òóðíèð». Îäíàêî ñèíîíèìè÷íîå ôðàíöóçñêîå íàçâàíèå (behourd) èíîãäà âñòðå÷àåòñÿ åùå è â XIII â., à â Èòàëèè ñîðåâíîâàíèÿ, èçâåñòíûå êàê bagordo, ïîëüçîâàëèñü ïîïóëÿðíîñòüþ âïëîòü äî XVI-XVII ââ. Íàèáîëåå âåðîÿòíûì ïðåäñòàâëÿåòñÿ, ÷òî ïåðâîíà÷àëüíî ïîä ýòèì òåðìèíîì ïîíèìàëè òóðíèð âîîáùå, íî ïîçäíåå ñëîâîì «áóãóðò» ñòàëè íàçûâàòü ñîñòÿçàíèÿ, ïðîâîäèâøèåñÿ â ëåãêèõ äîñïåõàõ èëè âîîáùå áåç íèõ, â êîòîðûõ ìîãëè ïðèíèìàòü ó÷àñòèå íå òîëüêî çíàòü, íî è ãîðîæàíå, è òàêèå ñîñòÿçàíèÿ ÷àñòî ñîïðîâîæäàëè ôåñòèâàëè.

 ïåðèîä ñ 1100 ïî 1400 ã. â àíãëèéñêèõ è ôðàíöóçñêèõ õðîíèêàõ ôèãóðèðóåò è äðóãîé òåðìèí — «õåéñòèëúþä». Äîñëîâíî îí ïåðåâîäèòñÿ êàê «èãðà ñ êîïüåì» è èñïîëüçîâàëè ýòîò òåðìèí êàê ñèíîíèì ñëîâà «òóðíèð» ïî îòíîøåíèþ êî âñåì êîïåéíûì ñõâàòêàì, ãðóïïîâûì è îäèíî÷íûì.

 XII è XIII ââ. òóðíèðû áûëè ÷ðåçâû÷àéíî îïàñíû äëÿ ó÷àñòíèêîâ, òàê êàê ïðîâîäèëèñü òîëüêî íà áîåâîì îðóæèè è â îáû÷íûõ, íå óñèëåííûõ äîñïåõàõ (îñíîâíûì âèäîì äîñïåõà â òî âðåìÿ áûëà êîëü÷óãà, êîòîðàÿ ïëîõî äåðæàëà êîëþùèé óäàð, îñîáåííî êîïåéíûé). Î òîì, ãäå, êîãäà, ïî êàêîìó ïîâîäó áóäåò ïðîâîäèòüñÿ òóðíèð, îáû÷íî çàðàíåå îïîâåùàëè ãîíöû — çà äâå-òðè íåäåëè (â îñîáî òîðæåñòâåííûõ ñëó÷àÿõ — çà íåñêîëüêî ìåñÿöåâ). Ó÷àñòíèêè òóðíèðà ðàçäåëÿëèñü íà äâå êîìàíäû, êàê ïðàâèëî, ïî òåððèòîðèàëüíîìó èëè íàöèîíàëüíîìó ïðèçíàêó. ×àñòî íîðìàííû è àíãëè÷àíå îáúåäèíÿëèñü ïðîòèâ ôðàíöóçîâ. Ïðî÷èå îäèíî÷êè, ïðèáûâøèå íà òóðíèð, ëèáî ïðèñîåäèíÿëèñü ê óæå ñëîæèâøèìñÿ ãðóïïàì, ëèáî îáðàçîâûâàëè ñâîþ ñîáñòâåííóþ. ðûöàðü òóðíèð òðàäèöèÿ êóëüòóðà

2. Îáñòàíîâêà òóðíèðîâ

 ñëó÷àå, êîãäà òóðíèð ïðîâîäèëñÿ âî âðåìÿ êàêîãî-òî öåðêîâíîãî ïðàçäíèêà, òî îáû÷íî åãî ñòàðàëèñü ïðîâîäèòü íåäàëåêî îò ìåñòíûõ òîðãîâûõ öåíòðîâ (ìåñò ïðîâåäåíèÿ ÿðìàðîê), äàáû óñèëèòü íàïëûâ çðèòåëåé íà íåãî. Äà è ñàìî îêðóæåíèå òóðíèðà ïðåäñòàâëÿëî èç ñåáÿ âåñüìà æèâîïèñíîå çðåëèùå. Òàê êàê ìåñòà â ãîðîäå, âîçëå êîòîðîãî ïðîâîäèòñÿ òóðíèð, îáû÷íî íå õâàòàëî, òî åãî ó÷àñòíèêè çàðàíåå áðàëè ñ ñîáîé ïîõîäíûå øàòðû, ïðåäïî÷èòàÿ èõ ïðîñòîð òåñíîòå êîìíàò ãîðîäñêèõ ïîñòîÿëûõ äâîðîâ. À òàê êàê êàæäûé ôåîäàë ñòðåìèëñÿ âçÿòü ñ ñîáîé ñêîëü âîçìîæíî áîëåå ñâèòû, äàáû ðîñêîøüþ ñâîåãî âûåçäà çàòìèòü âñåõ âîêðóã, òî ê ìåñòó ïðîâåäåíèÿ òóðíèðà ñòåêàëèñü ðåêè èç ëþäåé è ïîâîçîê èçî âñåõ ñîñåäíèõ ñ¸ë, ãîðîäîâ è çàìêîâ. Âîêðóã òóðíèðíîãî ïîëÿ óñòðàèâàëèñü öåëûå ïîñåëåíèÿ èç øàòðîâ, êîòîðûå êàæäûé ó÷àñòíèê èëè çðèòåëü áëàãîðîäíîãî ñîñëîâèÿ áðàë ñ ñîáîé â äîñòàòî÷íîì êîëè÷åñòâå, äàáû ðàçìåñòèòüñÿ ñàìîìó, ðàçìåñòèòü ñâèòó, ñëóã è ïðî÷åå íåîáõîäèìîå. Åñòåñòâåííî, âñÿ ýòà òîëïà òðåáîâàëà ñîîòâåòñòâóþùåãî îáñëóæèâàíèÿ — è ê ìåñòó ïðîâåäåíèÿ òóðíèðà ñòåêàëèñü òîðãîâöû ñî âñåõ ñòîðîí, óñòðàèâàÿ ñâîåîáðàçíóþ ÿðìàðêó ñâîèõ òîâàðîâ, ñðåäè êîèõ áûëè ñúåñòíûå ïðèïàñû, îäåæäà, îðóæèå è äîñïåõè, ëîøàäè è òàê äàëåå. Âñþäó — ôëàãè, ðàñêðàøåííûå ùèòû è ãåðáû.

Àðåíà, ãäå ïðåäñòîèò òóðíèð, îãðàæäàëàñü äåðåâÿííîé ïðî÷íîé îãðàäîé, è ñ îäíîé å¸ ñòîðîíû ñòðîèëèñü èç äåðåâà òðèáóíû äëÿ çíàòíûõ çðèòåëåé. Îòäåëüíî ñòðîèëèñü ëîæè äëÿ íàèáîëåå çíàòíûõ ôåîäàëîâ, îðãàíèçàòîðîâ òóðíèðà è òåõ ïðåêðàñíûõ äàì. êîòîðûì âûïàëà ÷åñòü ïðåïîäíåñòè ïîáåäèòåëþ òóðíèðà íàãðàäó.  Ìàíåññêîì êîäåêñå ýòè ëîæè ïðîðèñîâàíû íàèáîëåå äåòàëüíî, òàêæå èõ èçîáðàæåíèÿ åñòü ó Æàíà Ôðóàññàðà.

Ó÷àñòíèêè òóðíèðà — ðûöàðè è îðóæåíîñöû — ñòàðàëèñü îäåòüñÿ äëÿ òóðíèðà êàê ìîæíî ÿð÷å è êðàñèâåå. Òàê æå òî÷íî — â íàèìîäíåéøóþ îäåæäó — îäåâàëèñü è çðèòåëè. Òàêèì îáðàçîì, òóðíèð áûë íå òîëüêî äåìîíñòðàöèåé ðûöàðñêîé äîáëåñòè, íî è ñâîåîáðàçíûì ïîêàçîì ïîñëåäíåé ìîäû â îäåæäå, äîñïåõàõ è îðóæèè.

Îñîáåííîñòüþ òóðíèðíûõ îäåÿíèé ó÷àñòíèêîâ áûëî òî, ÷òî äëÿ äîñòèæåíèÿ ìàêñèìàëüíîãî ýôôåêòà âñå äåòàëè òóðíèðíîãî äîñïåõà ïîêðûâàëèñü òêàíåâûìè íàêèäêàìè — íà äîñïåõ íàäåâàëàñü êðàñî÷íàÿ ãåðáîâàÿ íàêèäêà, íà áîåâîãî êîíÿ — ïîïîíà ñ èçîáðàæåíèÿìè ãåðáà õîçÿèíà, íà øëåì — íàøëåìíîå óêðàøåíèå (crest), êîòîðîå áûëî ÷èñòî äåêîðàòèâíîé äåòàëüþ, è ïîòîìó äåëàëîñü âåñüìà ïðè÷óäëèâûì. Íàøëåìíûå óêðàøåíèÿ, ñîãëàñíî òîìó æå Ìàíåññêîìó êîäåêñó, ñòàëè ÷àñòüþ ãåðáà ðûöàðåé â êîíöå XIII — íà÷àëå XIV âåêà, è âïîñëåäñòâèè óæå ÿâëÿëèñü îáÿçàòåëüíîé ÷àñòüþ ãåðáà. Óêðàøåíèÿ ýòè èçãîòàâëèâàëèñü îáû÷íî èç êîæè è ïàïüå-ìàøå, ðàñïèñûâàëèñü ÿðêèìè êðàñêàìè è ïðèøíóðîâûâàëèñü ê øëåìó. Åù¸ îäíîé îáÿçàòåëüíîé äåòàëüþ, óêðàøàþùåé øëåì, áûëè áóðëåò è íàì¸ò — òêàíåâûé âàëèê, îáû÷íî 2-öâåòíûé, ñ ïðèøèòûì ê íåìó ïîêðûâàëîì, çàêðûâàþùèì çàäíþþ ÷àñòü øëåìà. Òàêèå âàëèêè ñòàëè ïîïóëÿðíû âî âðåìÿ êðåñòîâûõ ïîõîäîâ, ãäå îíè ïðåäîõðàíÿëè øëåì êàâàëåðèñòà îò ïåðåãðåâà, à åãî ñàìîãî îò òåïëîâîãî óäàðà. Âïîñëåäñòâèè, ñ ðàñïðîñòðàíåíèåì øëåìà òèïà òîïôõåëüì, îíè ñòàëè âåñüìà ïîïóëÿðíûì óêðàøåíèåì åãî. Çóá÷àòàÿ êàéìà íàì¸òà — íàì¸ê íà èçðóáëåííûå ñàðàöèíñêèìè ñàáëÿìè íàì¸òû êðåñòîíîñöåâ, ÷òî îçíà÷àåò äîáëåñòü è áîåâîé îïûò åãî îáëàäàòåëÿ.

Ïîìèìî ôåîäàëà — ó÷àñòíèêà òóðíèðà — â ãåðáîâûå íàêèäêè (òàáàðäû) îäåâàëàñü åãî ïðèñëóãà íà ðèñòàëèùå — ïàæè è îðóæåíîñöû, èíîãäà åãî äàìà ìîãëà íàäåòü ïëàòüå ñ ãåðáîì — àïïëèêàöèåé.

Îäåæäà äàì, íàäåâàåìàÿ äëÿ òóðíèðîâ, îòëè÷àëàñü íåêîòîðûìè ýëåìåíòàìè îò îáû÷íîé ïàðàäíîé îäåæäû. Éîçåô Õåéçèíãà ãîâîðèò ñëåäóþùåå:

 íîøåíèè ïëàòêà èëè ïðåäìåòà îäåæäû âîçëþáëåííîé äàìû, åùå ñîõðàíÿâøèõ àðîìàò åå âîëîñ èëè òåëà, ýðîòè÷åñêèé ýëåìåíò ðûöàðñêîãî òóðíèðà âûÿâëÿåòñÿ ñòîëü íåïîñðåäñòâåííî, êàê òîëüêî âîçìîæíî. Âîçáóæäåííûå ïîåäèíêîì, äàìû äàðÿò ðûöàðÿì îäíó âåùü çà äðóãîé: ïî îêîí÷àíèè òóðíèðà îíè áåç ðóêàâîâ è áîñû

Îáû÷íî äàìà äàðèëà ðûöàðþ, ê êîòîðîìó îíà ïðîÿâëÿëà ñâîþ áëàãîñêëîííîñòü, êàêîé-òî ýëåìåíò ñâîåé îäåæäû — ïåð÷àòêó, ïëàòîê, èíîãäà îòðûâàëà ðóêàâ ïëàòüÿ (âåðíåå íå ðóêàâ, à ëåíòó — tippet — êîòîðîé óêðàøàëèñü ðóêàâà âåðõíèõ ïëàòüåâ XIII-XIV ñòîëåòèé. Äëÿ òàêîé öåëè ëåíòà íå ïðèøèâàëàñü íàìåðòâî, à ëèøü ïðèõâàòûâàëàñü íèòêàìè, ÷òîáû å¸ ìîæíî áûëî ëåãêî îòîðâàòü). Äåòàëü îäåæäû ðûöàðü ïðèêðåïëÿë ê ñâîåìó øëåìó èëè äîñïåõó êàê çíàê áëàãîñêëîííîñòè èçáðàííîé èì äàìû ñåðäöà.

3. Ïîåäèíêè

Ðûöàðñêèå ïîåäèíêè íåðåäêî çàêàí÷èâàëèñü ðàíåíèÿìè è äàæå ãèáåëüþ ó÷àñòíèêîâ. Êàòîëè÷åñêàÿ öåðêîâü çàïðåùàëà òóðíèðû è ïîãðåáåíèå ïîãèáøèõ, íî ýòî ïðàâèëî óïðàçäíÿëîñü, åñëè ðûöàðü ïåðåä ñìåðòüþ óñïåâàë ïðèíÿòü ìîíàøåñòâî.

Ïåðåä îñíîâíûì äí¸ì ñîñòÿçàíèé îáû÷íî ïðîâîäèëèñü ñîñòÿçàíèÿ þíûõ îðóæåíîñöåâ (òàê íàç. eprouves, vepres du tournoi) — íà òîì æå, çàðàíåå ïðèãîòîâëåííîì òóðíèðíîì ïîëå, êîòîðîå íàçûâàëîñü ðèñòàëèùåì, íî ñ åù¸ áîëåå áåçîïàñíûì îðóæèåì, ÷åì ðûöàðñêèå òóðíèðíûå êîïüÿ è ìå÷è. Ñëó÷àëîñü ÷òî îòëè÷èâøèõñÿ îðóæåíîñöåâ óäîñòàèâàëèñü îñîáîé ÷åñòè — èõ ïðÿìî íà ðèñòàëèùå ïîñâÿùàëè â ðûöàðè, è îíè ïîëó÷àëè ïîçâîëåíèå ïðèíÿòü ó÷àñòèå â ñàìîì òóðíèðå.

Ïî îêîí÷àíèè òóðíèðà íàçûâàëèñü èìåíà ïîáåäèòåëåé, ðàçäàâàëèñü íàãðàäû. Ïîáåäèòåëü òóðíèðà èìåë ïðàâî âûáðàòü öàðèöó òóðíèðà (êîðîëåâó ëþáâè è êðàñîòû). Òóðíèðû ïðåêðàòèëèñü â XVI âåêå, êîãäà ðûöàðñêàÿ êîííèöà óòðàòèëà ñâî¸ çíà÷åíèå è áûëà âûòåñíåíà ïåõîòîé ñòðåëêîâ, âåðáîâàâøèõñÿ èç ãîðîæàí è êðåñòüÿí. Ôîðìàëüíûì ïîâîäîì äëÿ çàïðåòà òóðíèðîâ ñòàë íåñ÷àñòíûé ñëó÷àé, ïðîèçîøåäøèé â 1559 ãîä íà òóðíèðå â ÷åñòü ìèðíûõ äîãîâîðîâ Ôðàíöèè ñ Èñïàíèåé è Ñàâîéåé, êîãäà ãðàô Ìîíòãîìåðè ñìåðòåëüíî ðàíèë êîðîëÿ Ãåíðèõà II îáëîìêîì êîïüÿ, êîòîðûé ïîïàë â ãëàç.

Çàêëþ÷åíèå

Ñî âðåìåíåì, à èìåííî ñ XV âåêà, â Åâðîïå ðûöàðñòâî òåðÿåò çíà÷åíèå îñíîâíîé âîåííîé ñèëû ôåîäàëüíûõ ãîñóäàðñòâ. Ïðåäâåñòíèöåé çàêàòà ñëàâû ðûöàðñòâà ñòàëà òàê íàçûâàåìàÿ «áèòâà øïîð», ïðîèçîøåäøàÿ âî Ôðàíöèè (11 èþëÿ 1302 ãîäà), êîãäà ïåøåå îïîë÷åíèå ôëàíäðñêèõ ãîðîæàí ðàçãðîìèëî ôðàíöóçñêóþ ðûöàðñêóþ êîííèöó.

Ïîçæå íåýôôåêòèâíîñòü äåéñòâèé ðûöàðñêîãî âîéñêà (â äàííîì ñëó÷àå — ôðàíöóçñêîãî) ñ î÷åâèäíîñòüþ ïðîÿâèëàñü íà ïåðâîì ýòàïå Ñòîëåòíåé âîéíû, êîãäà îíî ïîòåðïåëî ðÿä òÿæåëåéøèõ ïîðàæåíèé îò àíãëèéñêîé àðìèè. Âûäåðæàòü êîíêóðåíöèþ íàåìíûõ àðìèé, èñïîëüçîâàâøèõ îãíåñòðåëüíîå îðóæèå (îíî ïîÿâèëîñü â XV âåêå), ðûöàðñòâî îêàçàëîñü íå ñïîñîáíûì.

Íîâûå óñëîâèÿ ýïîõè ðàçëîæåíèÿ ôåîäàëèçìà è çàðîæäåíèÿ êàïèòàëèñòè÷åñêèõ îòíîøåíèé ïðèâåëè ê èñ÷åçíîâåíèþ åãî ñ èñòîðè÷åñêîé àðåíû.  XVI-XVII ââ. ðûöàðñòâî îêîí÷àòåëüíî óòðà÷èâàåò ñïåöèôèêó îñîáîãî ñîñëîâèÿ è âõîäèò â ñîñòàâ äâîðÿíñòâà. Âîñïèòàííûå íà âîåííûõ òðàäèöèÿõ ïðåäêîâ ïðåäñòàâèòåëè ñòàðûõ ðûöàðñêèõ ðîäîâ ñîñòàâëÿëè îôèöåðñêèé êîðïóñ àðìèé àáñîëþòèñòñêîãî âðåìåíè, îòïðàâëÿëèñü â ðèñêîâàííûå ìîðñêèå ýêñïåäèöèè, îñóùåñòâëÿëè êîëîíèàëüíûå çàõâàòû. Äâîðÿíñêàÿ ýòèêà ïîñëåäóþùèõ âåêîâ, âêëþ÷àÿ áëàãîðîäíûå ïðèíöèïû âåðíîñòè äîëãó è äîñòîéíîãî ñëóæåíèÿ îòå÷åñòâó, íåñîìíåííî, íåñåò â ñåáå âëèÿíèå ðûöàðñêîé ýïîõè.

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû

1. Ðóà Æ.Æ. Èñòîðèÿ ðûöàðñòâà.

2. Èâàíîâ Ê.À. Ìíîãîëèêîå ñðåäíåâåêîâüå.

3. Îññîâñêàÿ Ì. Ðûöàðü è áóðæóà.

4. Èâàíîâ Â.Ã. Èñòîðèÿ ýòèêè ñðåäíèõ âåêîâ.

5. Êàðäèíè Ô. Èñòîêè ñðåäíåâåêîâîãî ðûöàðñòâà.

6. Ñîêîëîâ Î.Â. Ðûöàðñòâî êàê ýëèòà ñðåäíåâåêîâîãî îáùåñòâà.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Рассказ о рыцарском турнире 6 класс кратко

Средневековый турнир рыцарей был местом сбора самых искусных бойцов своего времени , где они могли практиковать и показать свои военные навыки, в таких мероприятиях, как выездка или фехтование, устроить настоящее шоу, проявить свои рыцарские качества, и главное — выиграть богатство и заслужить славу.

С 10 по 16 век н.э. турниры были основным выражением аристократических идеалов, таких как рыцарство и благородная родословная, в которой ставились под вопрос фамильное оружие и честь, рыцарь в случае успеха мог рассчитывать на карьеру, деньги, благосклонность дам, при поражении мог потерять все…

Рассказ о рыцарском турнире 6 класс кратко

Происхождение рыцарских турниров

Воины устраивали тренировочные бои с древнейших времен, но средневековый турнир, вероятно, развивался из кавалерийских маневров у франков в 9-м веке нашей эры, которые, как известно, практиковали тренировку друг друга и выполнение маневров командного боя вместе с джигитовкой.

Для телесных упражнений они часто устраивали воинские игры следующим образом. Для этого они сходились там, где за этим было удобно наблюдать, и, в присутствии теснившегося со всех сторон народа, большие отряды саксов, гасконцев, австразийцев и бретонцев быстро бросались друг на друга с обеих сторон; при этом одни из них отступали и, прикрывшись щитами, спасались бегством от нападавших, но потом, в свою очередь, преследовали тех, от кого бежали. Наконец, оба короля, окруженные лучшими юношами, набрасывались друг на друга с громкими криками, выставив вперед копья и, как в настоящей битве, то одна, то другая сторона отступала. Зрелище было удивительное по своему блеску и господствующей при этом дисциплине.


Организованные встречи рыцарей с целью отработки конкретных военных навыков и участия в кавалерийских битвах принимали две основные формы:

  • Турнир — это битва между двумя группами конных рыцарей. Часто называют они могут бить на конях, затем пешими, применяя все виды оружия, которым владеют.
  • Поединок — бой один на один между конными рыцарями с использованием деревянных копий. Цель — сбить соперника с коня, при одновременном падении бой продолжался в рукопашную.

Некоторые рыцари устраивали настоящие курьезы:
С 10 июля по 9 августа 1434 года леонский рыцарь Суеро де Киньонес и десять его компаньонов расположились лагерем на поле рядом с мостом и бросили вызов каждому рыцарю, желавшему пройти через мост. Мужчины сражались более месяца, и после 166 сражений Суэро и его люди были настолько изранены, что не смогли продолжить и объявили миссию завершенной. Правда никто не знает, что они вообще хотели этим сказать…

Когда именно начались турниры, неизвестно, но их первое упоминание в исторических записях появляется в летописи аббатства Сен-Мартен в Туре, Франция. Под записью за 1066 год н.э. есть ссылка на смерть некоего Годфри де Преуйи, убитого в турнире, для которого он, по иронии судьбы, сам же и установил правила.

Первые турниры были очень жестоки: бились настоящим оружием, бой не затихал даже после падения кого-то на землю или когда оружие ломалось. Бойцов подстегивали правила, по которому у проигравшего рыцаря можно было забрать коня, имущество или даже его самого в плен за выкуп!

Рассказ о рыцарском турнире 6 класс кратко

Как проходили турниры

Две группы рыцарей, численностью до 200 на каждой стороне, носили полную броню, копья, мечи и щиты и были организованы на основе географического происхождения. Это и были «команды рыцарей».
Зрители также любили на поединки «сборных стран», болея за своих, как сейчас во время спортивных соревнований.

Например, чаще всего в турнировах участвовали команды рыцарей из Нормандии, Франции, Англии, Фландрии и германских городов. Реже встречались участники из Испании, Италии, Венгрии, Польши и Скандинавии.

На турнире всегда были судьи-маршалы, чтобы не допустить нечестной битвы, но, кровожадность боя не была в их зоне ответственности, потому редкий турнир проходил без увечий кого-либо.

Рассказ о рыцарском турнире 6 класс кратко


На самом деле правил было не так много: нельзя убивать поверженного или делать это специально, нельзя нападать на оставшегося одного, нельзя нападать на рыцаря, чья лошадь пала.

Хотя честь и слава были сильными мотиваторами, была и перспектива финансовой выгоды. Рыцари стремились объявить оружие, доспехи и что-либо еще ценное, что нес их противник, своим и требовать выкуп, а то и взять с собой лошадь или самого проигравшего, пока его семья не заплатит.
В конце дня турнира,местный правитель выделял денежный приз для команды-победителя.

Со временем турниры стали более изощренными и более сложными с использованием, например, штурмовых крепостей для инсценировок осады. Пехотинцы использовались для повышения шансов на победу стороны рыцаря, а прибегать стали даже к таким видам оружия, как арбалет. Бывало, что проигравшие рыцари объединялись и устраивали полный погром в городе проведения!

Со временем, рыцарей стали разделять барьером, давать возможность трижды сменить оружие, а копья и щиты делали ломкими, чтобы понять кто ударил первый и соответственно стал победителем.

Рассказ о рыцарском турнире 6 класс кратко

Кто мог принять участие в турнире?

Изначально, на рыцарский турнир могли приехать все рыцари и считающие себя таковыми. Но когда успехи выдающихся рыцарей-победителей, таких как Уильям Маршалл, позволили многим стать настоящими богачами, желающих стало так много, что пришлось ограничивать.

  • В Англии рыцари платили взнос и получали лицензии
  • Во Германии участвовать могли лишь лица королевских кровей
  • В Италии папы еще в 12 веке запретили турниры, считая, что там проявляются как раз все 7 смертных грехов. Однако рыцари игнорировали запрет, а одна из команд сшила себе наряды в виде этим самых грехов и сражалась в них.

В 13 веке множество смертей на турнирах привели к запрету на боевое оружие. Копья и мечи стали затупливать, а броню напротив увеличивать.
Затем запретили и метать копья во врага во время сшибки.

В 14 веке, перед турниром рыцарь оглашал свою родословную и только очень знатный род позволял стать участником. Кроме того резко выросли вступительные взносы, делая праздник уделом богачей.

Рассказ о рыцарском турнире 6 класс кратко

Пышные герольды, гербы и знамена стали атрибутом любого турнира, рыцарь шел на бой, как модель на подиум и турнир стал прообразом футбола — игры миллионеров. Небогатым оставалось одно — наскрести денег на взнос, выступать анонимно, не снимая шлема, но в случае победы, приз могли и не дать, сочтя это за нарушение правил…

Не допускались до турнира опальные против короля или церкви, преступники, худородные, оскорбившие честь дамы или девицы, дворянин зарабатывающий на торговле, как простолюдин.

Вместе с турниром шли ярмарки, собирались торговцы и бродячие артисты, купцы привозили товар и все проходило в атмосфере карнавала или ярмарки!
Простолюдины надевали лучшие одежды, рыцари покрывали дорогой тканью доспехи, попоны, делали украшения на шлемы, которые имитировали боевой опыт: сарацинские башни, орлы или рога для крестоносцев в Балтии и т.п.

Рассказ о рыцарском турнире 6 класс кратко

Какими были призы и конкурсы?

  • Победителю могли вручить золотое украшение, чаще всего корону.
  • Крупный драгоценный камень, боевого коня, сокола, дать новый более высокий титул.
  • Женщины могли одарить поцелуем или подвязкой, что означало романтические отношения между ними.
  • Но главное, для чего приходили туда, это получение выкупа с побежденных.

Проигравший не мог покинуть поле, пока не выплатит выкуп или не даст слово, когда, кто и где это сделает за него. Нарушители слова встречались, но это означало крах репутации всего рода — таким не рисковали.

Мечи использовали в редких случая, обычно копье и щит составляли большую часть поединков, но часто применялась и булава. Особенно в «поединках чести», где таким образом шли судебные споры, в начале турниров и нередко между простолюдинами.

Рассказ о рыцарском турнире 6 класс кратко

Честь прекрасных дам, как повод турнира, появился поздно, уже на излете явления. И скорее в форме «докажи своей даме сердца, что ты мужчина и воин!», нежели чем какая-то дама требовала защиты своей чести.
Тем ни менее, эротический контекст у турниров был всегда, особенно когда после битвы шел пир, а за ним «разврат ради распутных женщин», как писала об это церковь.

Как и любая человеческая деятельность, на турнирах хватало обмана и подтасовок: проигравший рыцарь мог сбежать, чтобы не платить выкуп и это не считалось преступлением (так у Маршалла сбежало несколько человек, за что над ним долго смеялись), вместо рыцаря нередко шел в бой дюжий оруженосец, особенно в массовых бугуртах, а под маской «неизвестного рыцаря» из далекой страны, мог быть кто угодно — поди проверь настоящий ли у него герб, если турнир в Лондоне, а рыцарь из Литвы!

Турниры пропали, когда конницу вытеснила пехота на поле боя, усилиями испанских терций, швейцарских пехотинцев, а затем и огнестрельного оружия.
Тем ни менее, турниры еще проводились в отдаленных уголках Европы даже в 18 веке!

Рыцарство и рыцарская культура, расцвет кото­рых приходится на XII—XIII вв., были яркой стра­ницей в истории Средневековья.

Рыцарь на войне

Сеньоров и вассалов объеди­няло то, что все они были или хотели стать рыцарями. Слово « рыцарь» в русском языке происходит от немецкого «риттер» — всад­ник. Рыцарем обычно мог стать только чело­век знатный, и притом достаточно богатый, чтобы иметь боевого коня и вооружение.

Рыцарь был прекрасно подготовлен к вой­не. Сначала его защищали кольчуга, щит и шлем, а в XIV в. появился сплошной доспех весом до 30 кг. Наступательным оружием были меч и длинное копьё. Несколько веков рыцари господствовали на полях сражений.

В бою стремились взять в плен как можно больше рыцарей, чтобы получить за них выкупы. Поэтому в сражениях рыцари поги­бали редко, зато многие из них попадали в плен.

Жизнь требовала от рыцаря храбрости, физической силы и достоянной тренировки.

С семи лет мальчики из знатных семей служили пажами при дво­ре знатного феодала. Их учили ездить верхом, владеть оружием, охотиться, петь, танцевать; они усваивали изысканные придворные манеры, однако читать их учили не всегда. Затем юноша на несколько лет становился оруженосцем рыцаря: прислужи­вал, помогал в сражении. Лишь после этого можно было стать рыцарем.

Рассказ о рыцарском турнире 6 класс кратко
Замок Эльц в Германии и рыцарский турнир. Миниатюра XIV в.
Рассказ о рыцарском турнире 6 класс кратко
Выезд рыцарей на турнир. Миниатюра XV в.

Мир турниров и гербов

В мирное время рыца­ри заполняли досуг занятиями, похожими на войну: охотились на кабанов или оленей, участвовали в турнирах — состязаниях в умении владеть оружием. Сражаясь затуп­ленным оружием и в доспехах, рыцари на турнире погибали редко.

Организацией турниров занимались ге­рольды. Едва взглянув на рыцаря, они могли определить, кто он такой: ведь на его щите они сразу видели знак его рода — герб.

Искусство составлять и описывать гербы называется геральдикой; им занимались герольды. В гераль­дике использовалось пять цветов (голубой, зелёный, чёрный, алый, пурпурный), а также золото и серебро. Цвет и расположенные на щите фигуры часто имели символи­ческое значение. В состав герба входил и девиз — краткое изрече­ние, выражавшее самое важное в характере обладателя герба и его предков.

Гербы возникли именно в Средние века — как личные, а затем и родовые знаки знат­ных людей. Позже гербы появились у горо­дов и духовных лиц, а из гербов правителей появились гербы государств.

Рассказ о рыцарском турнире 6 класс кратко
Рыцарь предлагает даме своё сердце. Ковёр. Фрагмент. Около 1400 г.

Рыцарская культура

Воплощением духа Сред­невековья с его постоянными войнами стал неприступный каменный замок — жилище рыцаря и его крепость. Замок был хорошо укреплён, мог выдержать и штурм, и долгую осаду. Захватить его, как правило, удавалось лишь хитростью или изменой. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Замок был центром жизни всей округи. Здесь жил сеньор с семьёй, подолгу гостили вассалы и воспитывались их дети. При дво­рах сеньоров расцвела рыцарская культура. Она складывалась из мно­гих компонентов. Это замки и гербы, турниры и пиры, танцы и поэти­ческие состязания. Рыцарь подчинял­ся определённым правилам поведения (кодекс рыцарской чести), отличав­шим его от всех остальных. Ему сле­довало быть храбрым в бою и верным сеньору, отстаивать христианскую веру, защищать слабых. Худшим пороком рыцаря считалась трусость, а честь ценилась выше жизни.

На войне рыцари часто грабили мирных жителей, но не для того, чтобы разбогатеть, а для того, чтобы щедрыми подарками привлечь к, себе новых вассалов.

Рыцарская культура требовала умения вести себя при дворе, особенно в общении с дамами. Это умение называют куртуазностью (от французского слова «кур» — двор). Считалось, что рыцарь должен быть влюблён в прекрасную даму и прославлять её своими подвигами. Эта придворная игра воспитывала рыцарей, смягчая грубость их нравов.

Многие рыцари сочиняли стихи, как, на­пример, трубадуры — странствующие рыцари-поэты Южной Франции. При дворах звучали эпические поэмы о героях былых дней, такие, как «Песнь о Роланде». Очень популярны были рыцарские романы о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.


0x20 magnifierНа этой странице материал по темам:

  • Реферат на тему рыцарская культура в средневековой европе кратко

  • Презентация на тему рыцарство и его культура

  • Каковы были преимущества рыцарского войска перед пешим ополчением

  • Рыцарская культура средневековья кратко доклад

  • Рыцарская культура средневековья презентация

0x20 q markВопросы по этому материалу:

  • Кто такие рыцари и как они сра­жались?

  • Как возникли гербы?

  • Каковы отличительные черты рыцарской культуры?

  • Каковы были преимущества рыцарского войска перед пешим ополчением?

  • О чём может рассказать рыцар­ский герб?

  • Кого называют рыцарем в наши дни?

  • В чём смысл этого слова в современном понимании и совпадает ли он со средневековым?

  • Рассказ о самом дорогом человеке
  • Рассказ о рыбаке и рыбке о чем
  • Рассказ о русском ученом
  • Рассказ о рыси из красной книги
  • Рассказ о рыбаке и золотой рыбке