Рассказ о рыцарском поступке

конспект урока истории в 6 классе автор: фомина оксана сергеевна должность: учитель истории и обществознания место работы: моу мантуровская

                                   Конспект
урока истории в 6 классе

             
Автор: Фомина Оксана Сергеевна

   
Должность: учитель истории и обществознания

     
Место работы:   МОУ «Мантуровская средняя общеобразовательная  школа»   Мантуровского
 района  Курской области.

         Тема
урока: «В рыцарском замке».

Цель урока:

 -создать условия для формирования образного представления
о замке феодала, снаряжении  рыцарей, их развлечениях;

 -познакомить с моральными ценностями, нормами и
установками феодалов;    —  развивать умения работать с текстами по алгоритму, находить
в тексте определения, высказывать  собственные суждения, что будет
способствовать воспитанию положительные личных   качеств, уважение к людям.

Задачи

Предметные:

 -описание условий существования,
основных занятий, образа жизни феодалов, памятников культуры, событий древней
истории;

—  формирование представлений учащихся об условиях жизни
феодалов, о снаряжениях рыцарей, их моральных нормах и установках, турнирах.

Метапредметные:

— способствовать продолжению формирование умений работать с

текстами по алгоритму, анализировать исторические источники,
 находить в тексте определения,

-высказывать собственные суждения.

 организовывать
учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,
работать индивидуально и в группе.

Личностные:

-уважительное отношение к прошлому, к
культурному и историческому наследию через понимание исторической
обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

— способствовать воспитанию культуры делового общения;

— формирование этических норм и ценностей через усвоение

понятий: «честь», «слава», «благородство».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технологии: информационно-коммуникативные технологии;

технологии развивающего обучения;

здоровьесберегающие  технологии; групповые технологии.

Формы работы:  индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы:
объяснительный, практический, частично-поисковый,

беседа, контроль.

Средства:
слова учителя, задание на соотнесение,  фронтальный

опрос, текст, иллюстрации, презентация, видеофрагмент,
музыкальное сопровождение.

Приемы:
выполнение задания учителя, опрос, описание

исторического факта, понятия.

Планируемые предметные

результаты:

— Овладение целостными представлениями о данном
историческом

периоде.

— Способность применять  приемы исторического анализа для
раскрытия сущности и значения  событий и явлений прошлого.

Личностные результаты:

— Ориентироваться в нравственном содержании и поступках
людей

на примере взаимоотношений разных слоев общества Средневековья.
     

Метапредметные результаты:

— Развитие умений работать с учебной и внешкольной

информацией (анализировать и обобщать факты).

— Развитие умения решать творческие задачи, представлять

результаты своей деятельности в различных формах;

— Развитие умения работать в коллективе.

Оборудование урока и ресурсное обеспечение:

— Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска,
раздаточный материал, магнитная доска, иллюстрации.

                                              
ХОД  УРОКА

I Организационный
этап 

Добрый день, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок.
Мы совершим с вами увлекательное путешествие на много лет назад, в
средневековую Европу, узнаем много нового и интересного. Надеюсь, что все будут
работать активно, творчески и узнают много нового и полезного.

II Актуализация
знаний

Мы с вами помним, что Средневековье в Европе было
неспокойным временем. Постоянными были войны, как между соседними государствами,
так и среди феодалов одной страны.

Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.
Для этого нам нужно разгадать кроссворд. Его ключевое слово станет для нас
подсказкой.

Кроссворд демонстрируется с помощью компьютера.

1.     Помещение в церковном учреждении, предназначенное для совместного
приёма пищи (Трапезная)

2.     Феодал средневековой Западной Европы, который получал земельные наделы
в собственность в обмен на военную службу (Вассал)

3.     Место постоянного жительства феодала (Замок)

4.     Земельный собственник в эпоху феодализма, владелец феода,
эксплуатирующий зависимых от него крестьян (Феодал)

5.     Глава монархического государства в странах Европы. Термин произошел от
имени Карла Великого (Король)

Какое слово у нас
получилось?  Правильно, ЗАМОК. А теперь обратите внимание на изображение справа
от  кроссворда. Как вы думаете, кто это? Действительно это рыцарь. Имея две
подсказки давайте, попробуем сформулировать тему нашего урока. Правильно. Тема
нашего урока «В рыцарском замке». Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее
число  и тему урока «В рыцарском замке».

Ребята, а что  бы
вы хотели узнать о рыцарском замке?

( как он устроен,
из чего строился, как он защищался от нападающих? Кто такие рыцари?).

Вот ответы на эти
вопросы мы и будем искать в ходе сегодняшнего урока.

III Изучение нового материала.

Демонстрация слайдов презентации.

1.Замок.

Для того чтобы защитить свою семью и имущество от набегов
врагов, средневековые феодалы должны были превратить свой дом в неприступную
крепость. По всей Европе начинается строительство замков. Первые из них
появились в IX–X веках.

(Слайд 2)

Первые замки строились из дерева. Но такие постройки
боялись огня.

Как вы думаете , из какого материала стали строить замки,
чтобы они стали прочнее и надежнее?

Действительно, замки стали возводить из камня и кирпича.
Такие замки были прочнее, а значит и безопаснее.

Для строительства замка выбирали место, которое будет
удобно защищать в случае нападения врагов:
на холме или высокой скале, на острове посреди реки или
озера

(Слайд 3)

Средневековый замок был весьма серьезным инженерным
сооружением и состоял из нескольких частей: донжон, внутренний двор, внешний
двор, крепостные стены, ворота, ров.

(Слайд 4)

Донжон
– это главная башня в феодальном замке. Давайте запишем это определение в
тетрадь.

(Слайд 5)

Именно здесь, в самой высокой и большой башне замка  феодал
укрывался во время осады, когда вся территория замка уже была захвачена врагом.

(Слайд 6)

Внутри башни один над другим были расположены залы.

В подвальном помещении делали колодец и хранили запасы
продуктов — это позволяло выдержать долгую осаду. Рядом в сыром и темном
подземелье томились узники.

На верхнем этаже находились покои владельца. Чтобы попасть
туда завоеватели  боролись за каждый этаж.

Этажом ниже располагались помещения для слуг – здесь они
спали, ели и работали во время осады.

В нижнем этаже находились кухня и трапезная, где во время
осады питались защитники замка.

На случай захвата башни в толще стены была сделана винтовая
лестница; по ней хозяин замка вместе с семьей и воинами мог спуститься в
подземный ход.

Донжон находился внутри крепостных стен в самом защищённом
месте. Он был крепостью внутри крепости.

(Слайд 7)

Крепостные стены обеспечивали замку безопасность и защиту от врагов. Они
были оборудованы местами для лучников и дозорными башнями. Стены средневекового
замка должны были иметь глубокий фундамент, для того, чтобы противникам было
трудно сделать под них подкоп.

Часто в замках имелись двойные стены: высокая внешняя стена
и более маленькая внутренняя. Между ними располагалось пустое пространство,
получившее немецкое название – «цвингер».  Запишите  это новое слово
в тетрадь.

(Слайд 8)

Этот  цвингер имел существенное значение для защитников
замка, дело в том, что если нападавшим удавалось преодолеть внешнюю стену, они
оказывались в этом самом тесном «цвингере», зажатыми между двух стен, где
становилось отличной мишенью для лучников.

Также практически все стены средневековых замков сверху
имеют зубцы, за которыми защитники могли прятаться, например, на время зарядки
своих арбалетов. Помимо зубцов на стенах имелись бойницы, через которые
лучники, арбалетчики, а в более поздние времена и мушкетеры могли вести огонь
по неприятелю.

Одной из самых главных частей замка были ворота.

(Слайд 9)

Они были главным входом в замок. Ворота обладали большим
количеством защитных механизмов: массивными дверями, решётками, башнями, чтобы
сделать нападение на них более сложным.

(Слайд 10)

Вокруг замков рылись рвы. Их заполняли водой, а на дне
часто ставили колья. Рвы затрудняли доступ к крепостным стенам, мешали
подкопам. Попасть в замок можно было по подъёмному мосту. На ночь
и при нападении врага его поднимали.

В ходе штурма замка врагам надо было преодолеть множество
препятствий: перебраться через ров, взобраться на холм и подойти к стенам, по
длинным лестницам взобраться на них или разбить тараном ворота. Завладеть
башнями, откуда уже можно было выйти во двор замка.  После этого предстояло ещё
взять донжон.

(Слайд 11)

На головы врагов защитники замка сбрасывали камни и бревна,
лили кипяток и горячую смолу, метали копья, осыпали нападавших стрелами.
Поэтому, для захвата замка часто применяли длительную осаду или старались
подкупить кого-нибудь из обитателей замка, чтобы тот открыл ворота изнутри.

2. Вооружение рыцаря

В большинстве стран Европы  военным  делом  занимались 
исключительно феодалы.  Они получили название рыцари.
Рыцарь в
переводе с немецкого языка  означаетвсадник или конный воин. Давайте
запишем это определение в тетрадь.

(Слайд 12)

Первоначально рыцарем мог стать любой человек, способный
купить себе доспехи и боевого коня (что по тем временам составляло стоимость 45
коров), но позднее это звание стало передаваться по наследству.

— Работа с учебником:

Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 96 и прочитайте п.2
«Снаряжение рыцаря».

-Работа в парах.

-У вас на столах есть карточки с таким же  названием «Снаряжение
рыцаря».

— Внимательно прочитайте задания и напишите ответ на
вопросы.

— Закончили? Молодцы! Теперь поменяйтесь карточкой с
соседом. Давайте проверим, как вы справились с вопросами.

— Я прошу выйти к доске двух самых смелых ребят для
выполнения особого задания.

-Индивидуальное  задание: на столе разложены рисунки рыцарского снаряжения и
их названия. Вам нужно найти соответствие между рисунком и его обозначением и
прикрепить на доску.

А вы ребята, внимательно смотрите и проверяйте свои
решения. Ну что же все молодцы. А вот так выглядел рыцарь в полном вооружении

(Слайд 13)

— Релаксация  (физкультминутка)

-Вес снаряжения рыцаря доходил до 50-60 килограмм. Поэтому
рыцарь должен был быть очень выносливым. В этом ему помогали ежедневные
физические тренировки. Давайте и мы с вами немного отдохнем и разомнемся

3. Воспитание рыцарей.

-Ребята, как вы думаете, легко ли жилось мальчикам в те
времена?

-Конечно, чтобы стать настоящим рыцарем, нужно было пройти
через многие испытания.

-С 7 лет сын рыцаря покидал отцовский
замок и служил пажом при дворе знатного феодала. Он упражнялся в фехтовании,
борьбе, верховой езде, метании копья, пении и танцах. Читать и писать его учили
не всегда. Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю
оруженосцем. В замке он ухаживал за лошадьми и собаками, встречал гостей и
прислуживал за столом, в походе вез доспехи рыцаря, а во время сражения
находился позади него, чтобы в любой момент подать запасное оружие. Только
после длительной службы отличившихся в боях посвящали в рыцари во время
большого праздника в присутствии многих феодалов.

(Слайд 14)

Церемония посвящения в рыцари состояла из
нескольких этапов:

 Прежде всего, ему надевали шпоры, и один
из старейших рыцарей перепоясывал его мечом – самым почетным оружием. Затем
посвящающий наносил юноше удар ладонью по затылку или по щеке – единственную в
жизни пощечину, которую рыцарь может получить не возвращая. Весь ритуал
завершался показом ловкости нового рыцаря: вскочив на коня, он должен был
пронзить копьем установленную мишень.

4. Турниры

Статус не позволял рыцарю лично заниматься
хозяйственными делами. Для этого в своих землях он держал управляющих.
Благородными занятиями считались война, охота и турниры, а также сопутствующие
им упражнения и пиры.

Турниры – военные состязания рыцарей
средневековой Западной Европы в силе и ловкости.

Турниры обычно устраивались королями или
влиятельными феодалами. Поводом были значимые события: коронации, династические
браки, рождение наследников, заключение мира.

Турниры собирали рыцарей со всей Европы.
Они проходили публично. При большом скоплении феодалов и простолюдинов.

Арена состязаний ограждалась деревянной
оградой. С одной её стороны строились трибуны для знатных зрителей. Отдельно
строились ложи для наиболее знатных феодалов и организаторов турнира. По
окончании турнира назывались имена победителей, раздавались награды. Победитель
турнира имел право выбрать королеву турнира, также ему доставались трофеи:
доспехи и лошадь противника.

Давайте посмотрим видеосюжет о рыцарском
турнире (просмотр отрывка из кинофильма «О доблестном рыцаре Айвенго»).

5.  Рыцарский кодекс

Знатные рыцари считали себя людьми «благородными»,
гордились древностью своих родов и числом знаменитых предков. Каждый  рыцарь
имел свой герб — отличительный знак рода и девиз — краткое изречение, обычно
объяснявшее смысл герба. Распространение гербов связано с расцветом боевой
техники, прежде всего с появлением шлема с забралом, закрывающего лица воинов.
Герб изображался яркими цветами на щите. Взглянув на герб, без труда можно было
узнать человека, лицо которого было закрыто шлемом.

(Слайд 15)

— Сообщение обучающегося

Каждый рыцарь обязан был соблюдать «Кодекс чести». Что же
это такое? Об этом нам расскажет Ровенская Софья (сообщение)

Итак, ребята, какими качествами должен был обладать рыцарь?.
(отвечают). Давайте проверим, все ли вы назвали.

(Слайд 16)

— Работа с учебником

А как вы думаете, для женщин были предусмотрены правила поведения?
Да, вы правы. Откройте учебник на странице 99 и прочтите документ «Из сочинения
Робера де Блуа «Хороший тон для дам» (читают). Итак, как же надлежало себя
вести даме в обществе? (ответы).Заносим данные в таблицу.

К сожалению,  все правила рыцарской чести применялись
главным образом в отношениях между феодалами. Всех, кого считали
«неблагородными», рыцари презирали, вели себя с ними высокомерно и жестоко.

6.     Итоговый контроль и оценка  

-Итак, давайте с вами повторим:

— Что нового вы  узнали  на уроке ?

— Кто такой рыцарь? Какими качествами он обладал?

— Какое поведение в наше время считается рыцарским?

— Что сегодня мы подразумеваем под словами: честь, слава?

 Домашнее задание.

Мы с вами выяснили, что у каждого рыцаря были свой герб –
отличительный знак рода. И цвета и форма герба, и каждый завиток на гербе были
символичны и имели определенное значение.

Дома:

§12 читать, выписать и выучить новые слова.

—  найти в сети Интернет, материал о том, что обозначали
цвета и символы на гербах рыцарей.

На выбор:

— нарисовать герб своей семьи  или составить небольшой
рассказ о рыцарском турнире от лица участника или зрителя

Рефлексия.

Ребята, урок наш подошел к концу. Вспомните, какие новые знания
вы получили, все ли вам понятно, были ли какие-то затруднения?

А теперь оценим урок в целом:

-не понятно и не понравилось — молчим;

-были затруднения — улыбаемся;

-все понятно, урок понравился — аплодируем.

100 фактов, которые можно кратко рассказать о себеНевероятные факты

На свидании, собеседовании, вечеринке или просто знакомстве с новым человеком, рассказ о себе может стать прекрасным началом беседы.

Когда вы рассказываете что-то о себе, вы становитесь более приятным и располагающим к себе человеком. Это позволит другим лучше понять и запомнить вас, даже если люди видят вас впервые.

Но порой бывает сложно сходу вспомнить что-то интересное о своей персоне.

Мы сделали для вас подборку занимательных фактов о себе, которые вы можете использовать для разных целей:

  • профиля на сайте знакомств

  • игры в дружной компании друзей

  • создания непринужденной атмосферы среди коллег по работе

  • во время переписки с девушкой/парнем

  • для резюме с потенциальным работодателям

  • если вас просят рассказать о себе

Все, что вам нужно, это заполнить пропуски информацией о себе.

То, что вам нравится

что рассказать о себе

© Getty Images Pro

1. Мне нравится заниматься ___.

2. Моя любимая еда: ___

3. Мне нравится тусоваться ___

4. Я слежу за командой___ с ___ лет.

5. Я смотрел/а фильм ___ много раз (можно назвать число раз).

6. Мой любимый вкус мороженого ___.

7. Мой любимый напиток___.

8. Мое любимое блюдо___.

9. Моя любимая музыка___.

10. Мне нравится ___фильмы.

11.Больше всего в людях мне нравится___.

12. Мне нравится на ощупь___.

13. Чаще всего я слушаю___.

То, что вам не нравится

14. У меня аллергия на ___.

15. Мне не нравится запах___.

16. Моя вредная привычка___.

17. Люди, которые___ меня раздражают.

18. Я считаю (вид спорта) скучным.

19. У меня возникает стресс, когда ___.

20. Я больше всего боюсь___.

21. Не переношу звук___.

22. Меня раздражает слово___.

Таланты и способности

23. Я могу говорить на ___языках.

24. Я могу приготовить самый вкусный___.

25. Я могу играть на (музыкальный инструмент).

26. Я однажды написала короткую историю о ___.

27. Я однажды играл/а ___ в школьном спектакле.

28. Однажды я ___(расскажите о каком-то поступке).

29. Я могу хорошо изображать ___.

Факты о семье

30. У меня есть сестра/брат___.

31. Я старший/средний/младший ребенок в семье.

32. Мой брат/сестра научила меня___.

33. У меня есть (питомец) и его зовут ___.

34. Мое любимое детское воспоминание ___.

35. Когда я был ребенком, я ___.

36. Я замужем/женат ___лет.

37. У нас ___детей. Их зовут___.

38. Наша фамилия означает___.

39. Когда я был ребенком, родители заставляли меня ___.

Факты о друзьях

рассказать о себе

© Natural Women Collection

40. Мне нравится мой лучший друг, потому что ___

41. В детстве у меня была кличка ___.

42. Мои друзья называют меня ___.

43. Я самый ___ в кругу моих друзей.

44. Мой лучший друг лучший, потому что___.

45. Я знаю своего друга с ___ лет.

46. Мой друг описал бы меня, как ___ .

47. Мы с друзьями чаще всего обсуждаем ___ .

48. Мои друзья однажды разыграли меня, когда ___ .

Факты о работе и учебе

49. До того, как я стал/а___, я работал___.

50. Вместо моей работы, я всегда мечтал о ___.

51. Моим любимым предметом в школе был___.

52. Моей первой работой была ___.

53. Больше всего в моей работе мне нравится___.

54. Я квалифицированный ___

55. Если бы я снова оказался в школе, я бы___.

О путешествиях

56. Я была в ___ странах.

57. Моя любимая страна в мире ___.

58. Мое следующее путешествие я планирую в___.

59. Самое далекое место, в котором я был/а ___.

60. Первый раз я сам поехал/а___.

61. Самое удивительное место, в котором я побывал/а, было___.

62. Я всегда беру с собой в путешествие___.

63. Самый страшный момент во время путешествий был, когда я ___.

64. Я так много путешествую, потому что___.

Разные факты о себе

факты о себе

© Pexels

65. Сейчас я читаю___.

66. Последний фильм, который я смотрел/а___

67. ___ — мой любимый супергерой.

68. Если бы у меня была суперсила, я бы___.

69. Тема, в которой я хорошо разбираюсь ___.

70. Я восхищаюсь___.

11. Мне нравится заниматься ___ в свободное время.

72. Я не могу жить без ___.

73. Вещь, которую я очень хотел/а___.

74. Я хочу, чтобы меня помнили за ___.

75. Если бы я смог разбогатеть, занимаясь ___, я бы это сделал.

76. Я бы хотел/а пригласить на кофе ___.

77. У меня дома есть автограф (имя знаменитости).

78. Я встретил ___ в юности (детстве).

80. Самый неловкий момент, который со мной случился ___.

81. Если бы я мог завести любого питомца, я бы завел___.

82. Если бы я выиграл лотерею, я бы в первую очередь ___.

83. Возможно, это покажется странным, но я люблю есть___.

84. Я был/а самым/ой___мальчиком/девочкой в школе.

85. Я (кошатник/собачник, жаворонок/сова).

86. Если бы я мог вернуться в прошлое, я бы ___.

87. Мой любимый вид искусства ___.

88. Если бы я мог что-то сделать для кого-то, я бы___.

89. Мой дом мечты был бы___.

90. Мой любимый вид спорта___.

91. Мой идеальный день начинался бы с ___ и заканчивался ___.

92.. Если бы я мог жить где-то, это было бы ___.

93. В моем списке желаний есть ___.

94. Иногда я горжусь тем, что ___.

95. Я практически зависим от  ___.

96. Мне пришлось справляться с ___, чтобы стать тем, кто я есть.

97. Вещь, без которой я наверное не смогу прожить — это___.

98. Если бы мне пришлось есть один продукт до конца моей жизни, это был бы___.

99. Если бы мне пришлось смотреть один фильм целый день, я бы смотрел ___.

100. В детстве я совершил одну глупость, и это было___.

101. Не терплю, когда ___.

102. Не все люди знают это, но когда я был младше, я___.

103. Я больше всего опасаюсь, что ___.

104. Когда я был/а подростком, я не говорил родителям, что я ___.

105. Если бы пришлось начать все сначала, я наверное не___.

106. Мое любимое время года___, потому что___.

В европейской цивилизации и культуре есть одна удивительная особенность – признание факта поражения как достойного результата состязания, на войне ли, в искусстве или спорте. Более того, мы можем увидеть среди европейских народов своеобразный культ поражения. Ведь проиграть с честью заведомо более сильному врагу совсем не оскорбительно. Можно даже сказать, что в поражении проявляется куда больше достоинств человека, нежели в победе.

Победа всегда одинакова. Слава достается победителям, которых превозносят. Но не только победитель вправе гордиться собой. Потерпевший поражение порой показывает гораздо большую силу духа, способность противостоять ударам судьбы и готовность, поднявшись после почти смертельного удара, вновь вступить в бой. Да и сама готовность принести жертвы, а, возможно, и погибнуть, при этом прекрасно понимая, что победы не добиться – это пример демонстрации доблестей, достойных героев античности. Поражение же каждый раз показывает своих героев с иной стороны, демонстрирует разные сильные стороны тех, кто проиграл, но сохранил твердость духа.

Пожалуй, впервые эта идея была отражена в рыцарской поэме IX века «Песнь о Роланде». Мы найдем немало примеров того, как средневековые менестрели воспевали победы героев, но в истории Роланда предметом восхищения стало самое тяжелое поражение, которое постигло армию императора Карла Великого, правителя франков, отправившегося воевать в Испанию. Когда войско после долгих походов и тяжелых боев возвращалось на родину, командовать арьергардом был назначен бретонский маркграф Роланд – пример рыцарства и чести для всей Франкской империи.

В Ронсевальском ущелье небольшой отряд Роланда попал в засаду, устроенную маврами, басками и арагонцами. Роланд, получивший от своих воинов прозвище Неистовый, сражался как лев. Он сразил множество врагов и отказывался, несмотря на просьбы своего друга графа Оливье, протрубить в волшебный рог Олифант, который обладал способностью призвать в бой армию императора Карла. Ведь он не мог отвлечь уходящие войска франков и был обязан задержать врагов. Поэтому, когда подмога всё же пришла, на поле боя император нашел лишь мертвого Роланда, который с тех пор стал воплощением готовности рыцаря умереть за своего сеньора и свою честь.

«Песнь о Роланде» несла своим слушателям и читателям очень важную идею – бывают ситуации, когда поражение ценится ничуть не меньше, чем победа. Роланд ценой своей жизни и жизней своих воинов спас куда больше людей, которые могли попасть в засаду, устроенную в горах.

Фото: Битва при Фонтенуа, Пьер Ланфан

Зовет к себе Роланд Готье де л’Она:
«Возьмете вы французов десять сотен,
Займете все ущелья и высоты,
Чтоб император не понес урона».

Так оруженосцы и молодые рыцари, слушавшие «Песнь о Роланде» в сумрачных покоях фамильных замков, готовились к тому, чтобы в любой момент, если король прикажет, повторить подвиг маркграфа бретонского. И это не было пустыми словами. Французское рыцарство не раз демонстрировало готовность умереть, но не лишиться чести. В битве при Пуатье погибло почти всё французское рыцарство, включая высшую знать королевства. Об отношении людей Средневековья к смерти в бою много говорит поступок короля Богемии Иоанна Люксембургского в бою при Креси. Вот что рассказывает об этом хронист: «Когда Иоанн услышал команду к бою, он сказал: «Господа, вы теперь все мои друзья и братья по оружию, поэтому я прошу вас, потому что я слеп, взять меня с собою в бой». Рыцари согласились, и поскольку он не хотел затеряться в толчее, привязали его в седле боевого коня. Король поскакал в рядах французской конницы на англичан. Утром король был найден мертвым на земле».

Великий французский философ конца XVI века Мишель де Монтень писал в своей книге «Опыты» об уже куда более гуманных временах: «Посмотрите, как наша душа придает этой смешной забаве (игре или спортивным состязаниям – прим. авт.) значение и смысл, как напрягаются все наши нервы и как благодаря этому она дает возможность любому человеку познать себя самого и непосредственно судить о себе. Какие только страсти не возбуждаются при этой игре! Гнев, досада, ненависть, нетерпение и пламенное честолюбивое стремление к победе в состязании, в котором гораздо извинительнее было бы гордиться поражением». Вот пример того, как взгляды европейцев ничуть не переменились за прошедшие с момента создания «Песни о Роланде» шесть столетий.

Не стоит думать, что всё это было чуждо русским. Вспомним наш собственный эпос – былины. И увидим, что там герои-богатыри, подобно Роланду, порой терпят самые тяжелые поражения и гибнут от рук врагов. Михайло Поток был убит собственной женой, могущественной колдуньей, Дунай Иванович был побежден Добрыней и на долгие годы брошен им в киевскую темницу. Добрыня же не раз побеждал Алёшу Поповича и даже грозил убить его. Кстати, Алёша, согласно тексту одной из былин, погиб, убитый братьями Збродовичами. Сказители Древней Руси не видели ничего обидного для самых выдающихся витязей оказаться побежденными. На войне или в рыцарском поединке случается всякое, невозможно побеждать всех и всегда. До этого не дошел даже Илья Муромец, который не раз был схвачен врагами. Подобное отношение к поражению характерно для военной знати Европы, а русское боярство и княжеская дружина в этом отношении ничуть не отличались от франкских маркграфов, герцогов или епископов.

В Новое время ситуация ничуть не изменилась. Но теперь уже на битвы выходили не отдельные рыцари, а целые армии.

Конфликты XVIII века даже получили прозвище «войны в кружевах», потому что на сражения было принято украшаться так, будто идешь на бал или на прием к королю. Кружева, золотое шитье, роскошные плюмажи, блеск галунов и полированного серебра и золота сопровождали воинов этого времени, превращая кровопролитие в торжественный ритуал подтверждения делом своей верности присяге. Война приобрела настолько эстетские формы, что это нашло отражение на множестве батальных картин. Никогда еще ни раньше, ни после этой эпохи, смерть в бою не была настолько прекрасна.

В сражении при Фонтенуа между англичанами и французами в 1745 году в атаку пошли все резервы англичан – лучшие части их армии. Под развернутыми знаменами с музыкой маршировали три полка гвардии, за ними следовали армейские полки. Британцы медленно приближались к строю спокойно ожидающих их французов. Шеренги 1-го гвардейского пехотного полка подошли вплотную к линии французской гвардии. Ни один из противников не открывал огонь, не желая показать себя трусами, которые начали стрелять сразу, как увидели врага. По обычаю того времени, офицеры шли впереди строя, демонстрируя подчиненным, как надлежит умирать за своего короля.

Французы и англичане сняли шляпы и церемонно раскланялись, приветствуя друг друга, но приказа стрелять так и не прозвучало. Тогда капитан 1-го пехотного полка гвардии лорд Хей обратился к стоящему напротив него лейтенанту французской гвардии графу д’Отрошу: «Господа французские гвардейцы, стреляйте!». На это д’Отрош ответил еще большей любезностью, заявив: «Господа, мы никогда не стреляем первыми, стреляйте сами». Это соревнование в куртуазности бесконечно продолжаться не могло. Раздался приказ, англичане сделали залп. Граф д’Отрош упал на траву Фонтенуа, обливаясь кровью. Так честь офицеров и аристократов была в очередной раз поставлена выше, чем жизнь. Ведь возможность выжить – ничто в сравнении с тем, что ты обязан не опозорить поколения предков, которые создали твой род, сделали его знатным и могущественным.

Когда в те же времена полководцев награждали за проигранные сражения высокими орденами, это вовсе не означало поощрения неудачливых и некомпетентных. Это были награды за стойкость и храбрость, с которой вверенная генералу армия сражалась и с честью проиграла бой. Точно так же на Триумфальной арке, сооруженной в Париже в честь Наполеона I, значатся не только громкие победы при Аустерлице или Йене, но и поражения при Гейльсберге, Красном или Полоцке. Стоит отметить, что войнам того времени было совершенно не свойственно создание «образа врага». Противник представал в них не чудовищем, а воином, сражающимся, потому что ему так приказал суверен. Поэтому никто не сомневался в том, что враг тоже обладает честью. Плененного вражеского офицера могли просто отпустить на свободу под честное слово, что он больше не поднимет оружие (и обычно такие обещания соблюдались самым строжайшим образом), его не бросали в темницу, а принимали в своем имении, на обеде или балу.

Еще один выдающий пример поражения, как предмета для гордости, дала Крымская война. Тогда под Балаклавой британский барон Реглан приказал бригаде графа Кардигана атаковать русские позиции прямо по фронту. Что это было – ошибка или некомпетентность, историки спорят до сих пор. Но британские всадники выполнили приказ и поскакали прямо на пушки и плотный ружейный огонь русских. Из шестисот человек вернулась всего одна треть. Поэт Теннисон написал об этой атаке проникновенную поэму «Атака легкой бригады», мгновенно ставшей классикой английской литературы.

Долина в две мили  редут недалече…
Услышав: «По коням, вперед!»,
Долиною смерти, под шквалом картечи,
Отважные скачут шестьсот.

Рассказ о том, как офицеры и солдаты не могли ослушаться приказа и пошли на верную смерть, стал тем поражением, что вдохновлял англичан в тяжелейших сражениях Первой и Второй мировых войн. Эта история стала лучшим примером того, как, по словам В. Овчинникова (автора книги «Корни дуба», очень долго изучавшего английское общество), «…назначение джентльмена возглавить и повести за собой людей в час трудных испытаний». Эта готовность культивируется в британском обществе и поныне, придавая ему моральную силу. Крымская война стала для русских примером такого поражения, которым можно гордиться не меньше, чем победой. Российская империя в одиночку сражалась против Великобритании, Франции, Османской империи и, несмотря ни на что, выстояла, не сдалась, сумела довести дело до заключения мира, который всеми сторонами был признан, как почетный. А в 1812 году император Александр I демонстрировал готовность терпеть любые поражения, отступать хоть до Камчатки, но продолжать сражаться с Наполеоном I.

Столетием раньше долгая и тяжелая война за австрийское наследие 1740-1748 годов была выиграна Австрией не на полях сражений, а с помощью невообразимого упрямства и силы воли императрицы Марии-Терезии. В этой войне австрийцы продемонстрировали не столько способность побеждать, сколько готовность подниматься после самых тяжелых ударов и вновь идти в бой. Именно это умение не раз спасало Австрийскую империю от полной катастрофы. На протяжении XVII – XVIII – XIX веков не раз получалось так, что армия австрийского императора разбита, противники готовятся праздновать победу. И вдруг откуда ни возьмись появляются новые полки, которые упрямо идут в бой, защищая, казалось бы, безнадежное дело.

Увы, готовность принимать поражение, свойственная рыцарскому духу, совершенно исчезла в России при коммунистах. Основывая свою легитимность на выигранной ими Гражданской войне, большевики создали настоящий культ победы, в котором не было места сомнениям. Пропаганда объявляла проигранные сражения выигранными, потому что Красная армия под руководством коммунистов не может проиграть. В одной красноармейской песне звучали такие слова:

На Дону и в Замостье
Тлеют белые кости.
Над костями шумят ветерки.
Помнят псы-атаманы,
Помнят польские паны
Конармейские наши клинки.

Это был рассказ о сражении при Замостье, где Первая конная армия Будённого потерпела тяжелейшее поражение от польских войск. Но в стихах поражение объявили славной победой, о которой должны помнить «польские паны». Эта же уверенность в победе над любым врагом, внушаемая обществу в конце 1930-х годов, стала причиной того, насколько тяжело переживали граждане СССР поражения, не раз случавшиеся в ходе большого наступления немцев в 1941-1942 годах. А Таллинская эвакуация флота, которая стала поражением, намного превосходящим Цусиму, либо замалчивалась, либо героизировалась и легендировалась, как тяжело доставшийся успех.

Советская идеология не могла признать поражения. Ведь, во-первых, во главе страны и армии стоит партия, направляемая «единственно верным учением Ленина» – она не может проигрывать или ошибаться. А во-вторых, если коммунисты терпят поражения, то как отвечать на возникающий вопрос: зачем была устроена революция, красный террор и Гражданская война? Именно это сохранившееся преклонение перед победой и страх перед поражением во многом до сих пор служит причиной терзающего современное русское общество посттравматического расстройства, связанного с утратой былого «величия» при СССР. Ведь если мы не смогли спасти великое государство, то значит мы сами плохи, думает типичный носитель такого образа мыслей.

Так что нам еще только предстоит научиться гордиться своими поражениями. И видеть в них знамение будущих побед. Стимул собраться с силами и победить.

Цель урока:

  • создать условия для формирования образного представления о замке феодала, снаряжении рыцаря, их развлечениях;
  • познакомить с моральными ценностями, нормами и установками феодалов, умения работать с текстами по алгоритму, составлять план, находить в тексте определения, высказывать собственные суждения, что будет способствовать воспитанию положительные личных качеств, уважение к людям.

Задачи:

  • Обучающие:
    • создать условия для формирования представлений учащихся об условиях жизни феодалов, о снаряжениях рыцаря, турнирах, моральных нормах и установках;
  • Развивающие:
    • способствовать продолжению формирование умений работать с текстами по алгоритму, анализировать исторические источники, составлять план, находить в тексте определения, высказывать собственные суждения.
  • Воспитательные:
    • способствовать воспитанию культуры делового общения;

    • формирование этических норм и ценностей через усвоение понятий: «честь», «слава», «благородство».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: Урок с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

Формы организации учебной деятельности: фронтальная.

Ход урока

Организационный момент (1 мин.)

Здравствуйте, уважаемые шестиклассники!

Посмотрите, всё ль в порядке:

Книжка, ручки и тетрадки.

Прозвенел сейчас звонок.

Начинается урок.

— Давайте пожелаем друг другу удачи! Хорошего вам настроения!

— Что нам нужно для успешной работы. Действительно для успешной работы нам нужно хорошее настроение.

На уроке работай старательно, и успех вас ждёт обязательно.

Актуализация знаний (3 мин.)

На парте у каждого из вас есть карточки, в которых есть вопросы.

На доске изображён кроссворд, отгадав который будет определено ключевое слово «рыцарь».

  1. Плата зависимых крестьян феодалу продуктами или деньгами.
  2. Части пахотной земли в поместье феодала, выделяемые крестьянам, за пользование которых они несли повинности.
  3. Крупный земельный собственник, следующий после короля в феодальной лестнице.
  4. Вид повинности, принудительная работа зависимых крестьян в хозяйстве феодала.
  5. Тип хозяйства, при котором продукты и вещи производятся не для продажи, а для собственного потребления.
  6. Хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

Постановка учебной задачи (2 мин)

Дети, какое новое понятие вы встретили в результате нашей работы.

С термином «Рыцарь» вы скорее всего уже встречались, как вы понимаете смысл данного слова?

Рыцарь — феодал на военной службе, тяжеловооруженный конный воин (запись в тетрадь)

(Слово «рыцарь» происходит от немецкого «риттер», что означает всадник.)

На экране появляется слайд № 1.

— Где из предложенных зданий мог бы жить рыцарь? Обоснуйте своё мнение. Здания под номерами. В течение 2 мин. ребята думают, а затем выбирают тот вариант, который, по их мнению, соответствует номеру жилища рыцаря на слайде.

— Почему вы выбрали именно эту картинку (замок находился на холме, на возвышенности, у него крепкие стены, башни)

— Давайте проверим ваши предположения. (На экране слайд № 2.3 изображение замка).

Ребята попробуйте предположить какую тему мы будем подробно будем изучать.

слайд 4 — Дети называют тему урока: «В рыцарском замке» или «Рыцарский замок», «Замок рыцаря» (учитель формулирует тему урока, т.к. смысл одинаков)

— Что бы вы хотели узнать на уроке? (таким образом, происходит целеполагание, учащиеся сами формулируют цели своей работы), (занятия рыцарей, условия жизни, их жилище и т.д.) (Слайд № 5)

Изучение нового

1. Замок рыцаря

(Слайд 6, 7) — Опишите дом рыцаря, изображенный на слайде (дети говорят, что дом рыцаря похож на крепость, построен из камня, имеет прочные стены, хорошо укреплен и т.д.) и ставит перед учащимися проблему:

Как вы думаете с чем было связано то, что у рыцаря был именно такой дом, а не другой? (для защиты от врагов, для хранения богатства, для приёма гостей, для ведения воины и т.д.) поиск решения (через выдвижение и проверку гипотез) Давайте спланируем нашу работу.

Сегодня на уроке мы получим представления о замке феодала и о снаряжении рыцаря.

Сначала замки строили из дерева, позднее из камня.

Замок возводили на холме или высокой скале, окружали широким рвом с водой. Через ров перебрасывали подъемный мост. Вход в замок был только один. За рвом возвышались мощные укрепления: крепостных стен могло быть несколько. В случае опасности мост поднимался и, словно дверь, закрывал вход.

Взять замок приступом было очень сложно — нужно было преодолеть ров, выбить ворота, или забраться на стену по штурмовой лестнице.

а) рассказ учителя об устройстве замка.

Замок был и домом, и крепостью феодала. Символом влиятельности своих хозяев.

Сначала замки строились из земли и дерева. Позднее их начали возводить из камня и кирпича. Такие постройки были прочнее и не боялись огня.

Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты: на возвышенностях, островах, в горах.

Со временем сложилась традиция постройки замков.

В основном замок состоял из следующих частей: донжон, внутренний двор, внешний двор, крепостные стены, ворота, ров.

Донжо̀н — главная башня в феодальном замке.

Донжон находился внутри крепостных стен в самом защищённом месте. Он был крепостью внутри крепости.

Донжон обычно был жилищем феодала. В нём располагались самые важные помещения замка: оружейные, главный колодец, хранилища ценностей и продовольствия. Часто в донжоне располагался крупный зал для приёмов.

Тут же располагалась тюрьма. Из подвала обычно рыли тайный подземный ход.

Часовня, жилища воинов, конюшни, кузница, кухня располагались во внутреннем дворе.

Во внешнем дворе находились хозяйственные постройки, жилища ремесленников, мельница и пекарня.

Крепостны̀е стены обеспечивали замку безопасность и защиту от врагов. Они были оборудованы местами для лучников и дозорными башнями.

Одной из самых главных частей замка были ворота. Они были главным входом в замок. Ворота обладали большим количеством защитных механизмов: массивными дверями, решётками, башнями, чтобы сделать нападение на них более сложным.

Вокруг замков рылись рвы. Их заполняли водой, а на дне часто ставили колья. Рвы затрудняли доступ к крепостным стенам, мешали подкопам.

Попасть в замок можно было по подъёмному мосту. На ночь и при нападении врага его поднимали.

В ходе штурма надо было преодолеть множество препятствий.

Воинам было надо перебраться через ров, взобраться на холм и подойти к стенам, по длинным лестницам взобраться на них или разбить тараном ворота. Завладеть башнями, откуда уже можно было выйти во двор замка.

Зачастую нападавшим приходилось штурмовать вторую, ещё более высокую стену. После этого предстояло ещё взять донжон.

На головы врагов защитники замка сбрасывали камни и бревна, лили кипяток и горячую смолу, метали копья, осыпали нападавших стрелами.

Поэтому штурм был отчаянным предприятием, гораздо более трудным и опасным для осаждавших, чем для осаждённых.

2. Снаряжение рыцаря

В Средние века люди сравнивали общество с живым организмом. Крестьян сравнивали с ногами, так как они работали на земле.

— А как вы думаете, с какой частью тела ассоциировались рыцари?

— Давайте рассмотрим снаряжение рыцаря. Откройте учебник на стр. 96 рисунок «Рыцарь 11-13 в»

Прочитайте пункт 2 Снаряжение рыцаря и выделите основные компоненты обмундирования рыцарей.

Рыцарь был вооружен большим мечом и длинным копьем; меч освящался священником у алтаря. Нередко он пользовался боевым топором и палицей — тяжелой дубиной с металлическим утолщенным концом.

Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног.

Тело рыцаря защищала кольчуга — рубаха, сплетенная из колец и доходившая до колен. Позднее кольчугу сменили латы — доспехи из стальных пластин: ожерелье, кираса, наручи, рукавицы, набедренники, наколенники, тапочки. .

На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опасности он опускал на лицо забрало — металлическую пластинку с прорезями для глаз.

Вес снаряжения доходил до 50-60 кг.

Рыцарь имел 2-3 коня: обычного и боевого, в доспехах.

Стоимость боевого коня и доспехов колебалась со временем от 4 до 20/30 быков.

— А теперь игра «Как одевались рыцари?»

Перед нами фигура человека. Его нужно одеть в снаряжение рыцаря. Трудность состоит в том, что вам даны снаряжения и одежда из разных эпох и разных стран.

Как же все это совместить. Давайте попробуем.

— Почему выбрали именно эти предметы?

— Молодцы! Вы справились с заданием, поэтому в свой дневник можете положить таблицу и рыцаря.

— Отправляемся дальше.

3. Воспитание рыцаря

а) Беседа с учащимися.

— Как вы думаете, легко ли было стать рыцарем?

— Нужно ли было для этого учиться и чему?

— Почему рыцарем мог быть только богатый человек?

б) Рассказ учителя о воспитании рыцарей.

Умение писать и читать было не главным. Но специальным умениям мальчиков обучали с детства.

Посвящение знаменовало длительный переход к зрелости и самостоятельности. Оно завершало семилетний курс, когда юноша в качестве пажа (слуги) и оруженосца проходил обучение у опытного рыцаря, прислуживая ему за столом, чистя его коня и разделяя с несвободными слугами все заботы о своем наставнике.

Церемония посвящения в рыцари состояла из нескольких этапов. Прежде всего, ему надевали шпоры, и один из старейших рыцарей препоясывал его мечом — самым почетным оружием. Затем посвящающий наносил юноше удар ладонью по затылку или по щеке — единственную в жизни пощечину, которую рыцарь может получить не возвращая. Весь ритуал завершался показом ловкости нового рыцаря: вскочив на коня, он должен был пронзить копьем установленную мишень.

  • Как воспитывали рыцаря?
  • Зачем феодалам было необходимо специальное воспитание?

Знатные рыцари считали себя людьми «благородными», гордились древностью своих родов и числом знаменитых предков.

Рыцарь имел свой герб — отличительный знак рода и свой девиз — краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба. Распространение гербов связано с расцветом боевой техники, прежде всего с появлением шлема, закрывающего лица воинов. Герб изображался яркими цветами на щите. Вместе с нашлемником выполнял важную задачу.

Распространение гербов связано с расцветом боевой техники, прежде всего с появлением шлема, закрывающего лица воинов. Герб изображался яркими цветами на щите. Вместе с нашлемником выполнял важную задачу.

в) Работа с новыми терминами. (герб, девиз)

Важным качеством рыцаря считалась верность королю и сеньору. Это была его главная обязанность. Измена налагала клеймо позора на весь род предателя.

В сказаниях о рыцарях воспевались смелость, удаль, презрение к смерти, благородство.

На доске качества человека, необходимо выделить основные качества, которые должны были быть присущи рыцарям.

Кодекс рыцарской чести:

  1. Рыцарь должен искать подвиги;
  2. Бороться с врагами христианской веры;
  3. Защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот;
  4. Быть справедливым и галантным.

Итоговый контроль и оценка

  • Что нового узнали?
  • Чему научились?
  • Какого человека мы сейчас называем благородным?
  • Какое поведение в наше время считается рыцарским?
  • Что сегодня мы подразумеваем под словами: честь, слава?

Задание на дом

§12 читать, творческое задание: оформить на листе кодекс рыцарской чести.

Рефлексия

Лестница успеха.

  • Рассказ о рыцаре и о замке
  • Рассказ о рылееве 8 класс кратко и понятно
  • Рассказ о рыцаре айвенго кратко
  • Рассказ о рыбке 1 класс окружающий мир
  • Рассказ о рыси для 4 класса окружающий мир