Рассказ о рыбке 1 класс окружающий мир

Умк: школа россии, а.а.плешаков окружающий мир 1 класс, ч.1, м.: просвещение, 2011г. тип урока: урок открытия нового знания. цель урока:

УМК: «Школа России», А.А.Плешаков
«Окружающий мир» 1 класс, ч.1, М.: «Просвещение»,
2011г.

Тип урока: урок открытия нового
знания.

Цель урока: формировать
представления о строении и отличительных
признаках рыб.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить с общими
    признаками и разнообразием рыб, учить приводить
    примеры речных и морских рыб.
  • Развивающие: развивать способность
    наблюдать, мыслить, делать выводы,
    способствовать формированию умения выделять
    главное из информации учителя, развитию
    познавательного интереса, умения работать в
    группах.
  • Воспитательные : способствовать
    формированию бережного отношения  к природе в
    повседневной жизни.

Планируемые результаты:

  • Предметные: научатся узнавать рыб на
    рисунке; приводить примеры речных и морских рыб;
    получат возможность научиться понимать учебную
    задачу урока и стремиться ее выполнять; работать
    в группе, используя представленную информацию
    для получения новых знаний; рассматривать
    иллюстрации в учебнике, презентации, извлекать
    из них нужную информацию; отвечать на вопросы и
    оценивать свои знания.
  • Личностные: формирование целостного,
    социально ориентированного взгляда на мир в его
    органичном единстве и разнообразии природы;
    формирование уважительного отношения к иному
    мнению; принятие и освоение социальной роли
    обучающегося, развитие мотивов учебной
    деятельности и личностного смысла учения.
  • Метапредметные: регулятивные – овладеть
    способностью принимать и сохранять цели и задачи
    учебной деятельности, искать средства её
    осуществления; познавательные – освоить способы
    решения проблем творческого и поискового
    характера; овладеть логическими действиями
    сравнения, анализа, классификации по признакам;
    коммуникативные – формировать готовность
    слушать собеседника и вести диалог, признавать
    возможность существования различных точек
    зрения и права каждого иметь свою, излагать своё
    мнение и аргументировать свою точку зрения и
    оценку событий.
  • Личностные: формирование целостного,
    социально ориентированного взгляда на мир,
    уважительного отношения к иному мнению; принятие
    и освоение социальной роли обучающегося,
    развитие мотивов учебной деятельности и
    личностного смысла учения.

Межпредметные связи: русский язык,
литературное чтение, изобразительное искусство.

Ресурсы:

  • Основные: учебник «Окружающий мир» 1
    класс,ч.1, А.А. Плешаков, рабочая тетрадь
    «Окружающий мир» 1 класс, ч.1, А.А. Плешаков,
    тетрадь «Окружающий мир. Тесты» А.А. Плешаков,
    карточки с заданием для групповой работы,
    карточки с пунктами плана урока.
  • Дополнительные: презентация к уроку,
    электронные
    физкультминутки(http://ppt4web.ru/detskie-prezentacii/fizkultminutka-usatyjj-njan-povtorjajj-za-nami.html;
    http://viki.rdf.ru/item/3430/), мультимедиа проектор, ноутбук,
    интерактивная доска.

Формы урока: фронтальная работа,
индивидуальная работа, групповая работа.

Технология: здоровьесберегающая, ИКТ,
системно-деятельностный подход.

ХОД УРОКА

I. Психологический настрой

Учитель в стихотворной форме настраивает
детей к предстоящему уроку.

Дети слушают учителя, выполняют действия
задаваемые стихотворением – настроем.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручки, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

Учитель беседует о правилах поведения на
уроке.

– Давайте вспомним правила поведения на уроке. (Называют
правила поведения на уроке.)

– Молодцы!
– А теперь давайте улыбнемся друг другу, думаю,
что сегодняшний урок принесёт нам радость
общения друг с другом. Желаю вам успехов!

II. Проверка домашнего задания

Учитель просит выполнить тестовую работу по
теме предыдущего урока.

– На прошлом уроке мы искали ответ на вопрос
«Что такое хвоинки?». Давайте проверим ваши
знания, выполнив тестовую работу на стр.8.
(Выполняют тестовую работу.)

Учитель организует коллективную проверку по
эталону. Просит оценить свою работу. Ученики
осуществляют самопроверку, самооценку.

– Давайте проверим ваши работы. За каждый
правильный ответ поставите себе – «+», за
неправильный  –  «–». Оцените свои работы
(нарисуйте нужный смайлик).

(Приложение 1. Слайд
1)

III. Постановка цели и задачи урока

Учитель загадывает загадку о рыбах.

– К нам на урок пришла мудрая черепаха и
принесла с собой загадку (Слайд 2):

У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Под водой они живут,
Хоть не куры, а клюют.

Учитель просит выдвинуть предположение о
теме предстоящего урока. Учащиеся выдвигают
предположения по теме урока.

– О чём будем разговаривать на уроке? На какой
вопрос будем искать ответ? Попробуйте
сформулировать тему сегодняшнего урока.

(Слайд 3)

Учитель побуждает к учебной деятельности.
Задаёт вопросы с целью выявления имеющихся у
детей знаний о рыбах.

– Муравей Вопросик живет в лесу и не знает, кто
такие рыбы. Давайте поможем муравьишке узнать
кто такие рыбы. (Слайд 4)
– А вы можете ответить на этот вопрос? Всё ли вы
знаете о рыбах?

Учитель просит сформулировать цель и задачи
урока. С помощью учителя  учащиеся ставят цель
и формулируют задачи урока.

– Какую цель поставим перед собой?
– Давайте составим план урока (Приложение
2
)

1. Первый пункт совпадает с темой нашего урока. (Кто
такие рыбы?)

2. В природе много разновидностей рыб, их принято
делить на группы. Знаете ли вы на какие группы
делятся рыбы? (Разновидности рыб)
3. Давайте вспомним из каких частей состоит любое
растение?

– А из каких частей состоит рыба? Все ли части
можете назвать? (Строение рыб)

IV. Изучение нового материала

Учитель поясняет задание, отмечает степень
вовлеченности учащихся в работу, организует
беседу по уточнению и конкретизации первичных
знаний.

– Давайте вспомним, если нам что-то неизвестно,
либо мы в чем-то не уверены, откуда мы можем взять
нужную информацию?
– Давайте обратимся к учебнику – стр.35.
– Кто такие рыбы? (Водные животные)
– Чем покрыто тело рыб? (Чешуёй)
– Зачем она нужна? На что похожа? (Для защиты от
повреждений. На монетки)

– Попробуйте дать полный ответ на вопрос «Кто
такие рыбы?» (Слайд 5)

Учитель проводит беседу по вопросам:

– Мы узнали, что рыбы это водные животные. Где
они живут? (В воде)
– А в какой воде могут жить рыбы? (В реке, в море)
– Оказывается, все рыбы делятся на группы, в
зависимости от того, где они обитают – в море или
реке. I группа – рыбы, живущие в реке – речные.
– Догадайтесь, как называется вторая группа?
(Слайд 6)

Учитель демонстрирует презентацию,
комментирует слайды презентации. (Слайды 7-18)

Физкультминутка (Слайд 19, Приложение
5
)

Учитель формулирует задание, создает
эмоциональный настрой, осуществляет
индивидуальный контроль за выполнением задания;
организует коллективную проверку по эталону.

– Я буду читать загадки, вы должны их отгадать и
найти силуэты загаданных рыб в тетради (Приложение 3).
– Кружок рядом с силуэтом рыбы необходимо
раскрасить определенным цветом: зеленым – если
рыба речная, синим – морская. (Слайды 20-25)

Учитель поясняет задание, осуществляет
контроль.

Следующий вопрос по плану – строение
рыб.
Давайте вспомним, как нужно стараться
открывать новые знания?
– Вот и на этот вопрос вы попробуете найти ответ
сами, работая в группах.
– Напомните правила поведения в группе.

Задание: соедините стрелочками
названия частей рыбы с изображением. (Приложение
4
) (Слайд 26)

Учитель организует коллективную проверку по
эталону.

Проверяем выполненную вами работу. (Представитель
одной из групп отвечает возле доски)

Сверим ваш ответ с эталоном. (Слайд 27)
– С помощью плавников и хвоста рыба
передвигается в воде (спинной плавник – не дает
опрокинуться; грудной и брюшной – работают как
рули – с их помощью рыба поворачивает влево,
вправо, погружается, всплывает. Хвост – толкает
рыбу вперед).
– Рыбы тоже не могут жить без кислорода.
Большинство рыб получают его с помощью жабр.

Физкультминутка (Слайд 28, Приложение 6)

Учтель проводит беседу, задает вопросы по
теме урока.

– Ребята, мудрая черепаха подготовила для вас
еще 2 вопроса по данной теме:
– Значение рыб
– Охрана рыб
– Что вы можете рассказать о значении рыб? (Очищают
воду; являются пищей для людей, животных, птиц;
для красоты (аквариум).

– Подводный мир очень красив, он всегда манит к
себе людей – для этого они опускаются глубоко
под толщу воды. (Слайд 38)
– Как называют этих людей? (Водолазы)
– Но не все имеют возможность опуститься на дно
реки, моря. Поэтому в некоторых городах есть
специальные огромные аквариумы – океанариумы.
(Слайды 39-42)
– Там люди могут  познакомиться с обитателями
морей.
– В домашних условиях люди заводят рыбок в
меньших по размеру аквариумах. (Слайд 43)
– В природе рыбы сами о себе заботятся, добывают
пищу. За аквариумными рыбками необходимо
ухаживать.
– А как правильно? Откуда можно узнать? (Из
энциклопедии).

– Почему в природе необходимо охранять рыб? (Из-за
того, что многие водоёмы сильно загрязнены, рыбу
в больших объёмах вылавливают браконьеры.)

– Необходимо не только охранять рыбу, но и
заботиться о ней. Некоторые разновидности рыб
занесены в Красную книгу – это вымирающие виды.
(Слайд 44)
Запрещено хищническое истребление(уничтожение)
рыб с помощью сетей, взрывчатых, ядовитых вещей.
(Слайды 45-46)
Для того чтобы помочь возродиться вымирающим
видам рыб, в специальных рыбных хозяйствах
(заповедниках) разводят искусственно рыб. Также в
рыбных хозяйствах  рыбу искусственно разводят
для питания людей. (Слайд 47)

V. Итоги урока. Рефлексия

Учитель проводит беседу по вопросам.

– Кто такие рыбы? Назовите основной признак
рыб. Приведите примеры рыб.
– Давайте вернёмся к плану нашего урока и
ответим на все поставленные вопросы.
– Что нового узнали на уроке? Чего достигли?

Учитель организует самооценку учебной
деятельности.

– Оцените свою работу. Поднимите карточку с
изображением того смайлика, выражение лица
которого соответствует вашему состоянию.
– Спасибо за работу! 

(Слайд 48)

Технологическая карта урока (Приложение 7)

Мы подготовили несколько вариантов сообщений на тему аквариумных рыбок. Используйте материал статьи для написания своего доклада на урок окружающего мира и биологии (3-5 класс)

Вариант 1

Мы привыкли, что рыбы живут в реках, озерах, морях и океанах. Однако есть и такие, которые живут у нас дома – в аквариумах. Видов таких рыбок насчитывается очень много.

Аквариумные рыбки разнообразные по форме тела и его окраске. Есть те, которые с легкостью поместятся в чайной ложке, некоторые размером с детскую ладонь.  Природа одарила их разными цветами – красным, желтым, голубым, зеленым, синим, белым, черным, некоторое и вовсе разноцветные: полосатые, пятнистые, с неоновым цветом. То же самое касается и их формы тела. Одни рыбки как листочек плоские, другие с круглыми, толстыми бочками. У некоторых обитателей аквариума пышный, большой хвостовой плавник или же узкий и длинный.

Преимущественно распространенные аквариумные рыбки питаются пищей животного происхождения, хотя некоторые виды поедают растения и не могут без них нормально развиваться. Однако и они время от времени питаются животной пищей.

Самый распространенный корм для аквариумных рыб – это сухой корм, который мы покупаем в обычном зоомагазине. Однако те, кто желает разнообразить питание обитателей аквариумов, стоит обратить внимание на маленьких ракообразных – дафний, циклопов. Их также можно наловить в прудах, либо же купить в специализированных магазинах. По возможности разнообразьте кормовую базу ваших домашних питомцев. Для мелких аквариумных рыб подойдут мотыль, энхитреи, коретры. Их можно без особого труда разводить дома. Все аквариумные рыбки имеют неплохо развитые органы чувств. Большая часть осязательных клеток расположились в верхнем слое туловища. В осетровых, карповых и сомовых рыбок они сконцентрированы  в дополнительных органах, например усиках.

Виды рыбок

• Астронотусы. Это достаточно крупные южно-американские рыбки, которые могут в аквариуме вырастать до 30 см. Питаются трубочниками, мальками рыб, растительными кормами, гранулами. Предпочтительно не содержать их с другими видами рыб. Любят рыть грунт на дне аквариума и выкапывать растения. Поэтому лучше всего оформить его корягами и камнями. Если не закрыть емкость, то рыбы могут выпрыгнуть.

• Хромис. Это довольно агрессивные аквариумные рыбы, которые вырастают до 13 см.

• Аулонокара. Очень требовательные к качеству воды. Легко уживаются с другими аквариумными рыбками. Вырастают до 10 см.

• Сомик. Вырастают до 27 см. Любят перерывать дно аквариума. Легко уживаются с другими аквариумными рыбками.

• Боции. Эти рыбки очень нежные, так как их тело лишено чешуи. Питаются трубочниками, мотылем и витаминами. Они пугливы, поэтому  им нужны укрытия и много крупнолистных растений. Любят жить стайками до 6-7 особей.

• Гурами. Это мирные и неприхотливые рыбки. Чувствительны к качеству воды. Питаются живым и сухим кормом, а также растительным кормом. Любят жить стайками по 5-7 особей.

• Дискусы. Вырастают до 15-20 см. Предпочитается аквариумы, засажены растениями, где много укрытий и проходов. Являются миролюбивыми рыбами. В еде могут быть разборчивыми, поэтому от не нравящегося корма могут легко отказаться.  Питаются живым кормом, растительной пищей, кусочками говяжьего сердца. С мелкими видами селить не рекомендуется.

• Золотая рыбка. Не вырастают больше 15 см. Любят аквариумы покрытые галькой или крупным гладким гравием. Питается живым кормом, сухими кормами, растительной пищей. Уживаются со всеми видами аквариумных рыбок. Им необходимо оставить место для плавания. По сравнению с другими своими соседями они очень медлительные.

Вариант 2

Среди домашних животных особое место занимают аквариумные рыбки. Родина большинства обитателей аквариумов — тёплые пресные водоёмы Китая, Таиланда, Индонезии, Южной Америки, Африки. Большинство рыбок могут жить только в аквариумах. Как правильно устроить аквариум, какие рыбки наиболее популярны, чем их кормить, рассмотрим в этой статье.

Аквариум

Современные аквариумы изготовлены из стекла или его заменителей и имеют прямоугольную, кубическую, шарообразную форму. Объём зависит от количества и видов рыбок. Специальное оборудование обеспечивает подсветку и подачу воздуха (8–12 час/сутки). Водопроводную воду для аквариума отстаивают 6–7 суток.
Нельзя использовать грунт и водные растения из природного водоёма, так как вместе с ними заносятся паразиты, болезнетворные бактерии, промышленные загрязнители.

Аквариумные рыбки

Рыбки для аквариумов имеют размер от 2–3 до 10–15 см, разнообразную окраску. Существуют породы с большими плавниками в виде вуалей (скалярия вуалевая), выпуклыми глазами (телескоп), выростами на голове, похожими на рожки (сомик анциструс), выпуклыми чешуйками, напоминающими перламутровые бусинки (жемчужинка или шиншурин).
В один аквариум не помещают хищных рыб (скалярия, рыба-клоун) и безобидных (барбус, гурами). Для хищных рыб производят особые сухие и замороженные корма, продают живых рачков, мотыль. Травоядным рыбкам подойдёт сухой корм, водные растения с мелкими листьями (ряска).

Большинство рыбок мечут икру, из которой выходят личинки-мальки. Рыбка гуппи — живородящая, она рожает мальков, которых отсаживают в отдельный аквариум.

Золотая рыбка

Первые декоративные рыбки появились в Китае (VII–X века). Это были серебряные караси с золотистой, красной окраской. С того времени усилиями селекционеров выведены множество пород, отличающихся формой глаз, плавников и цветом — от белого, синего, красного до чёрного. Например, золотая рыбка бабочка имеет раздвоенный вуалевый хвост, похожий на крылья бабочки, и выпуклые глаза. В аквариум с золотыми рыбками не следует помещать гроты и камни с острыми краями, которые могут травмировать обитателей. Растения должны быть с плотными листьями, так как мягкие листья рыбки съедают полностью.

Бойцовая рыбка сиамский петушок

Эта агрессивная рыбка использовалась в Азии для турнирных боёв. В аквариуме самцы устраивают драки, что приводит к повреждению вуалевых плавников.
Перед нерестом самец строит гнездо, состоящее из пузырьков воздуха, склеенных слюной, плавающее на поверхности.

Туда рыбки помещают икру. У петушков имеется орган, который обеспечивает дополнительное поступление воздуха в условиях застойной воды. Он расположен в особой полости над жабрами. Петушкам необходим доступ к поверхности, чтобы периодически вдыхать воздух.

Вариант 3

Аквариумные рыбки – это такие рыбки, которые могут жить в аквариуме всю жизнь, при этом проходить все стадии развития и даже давать потомство. На протяжении долгого времени виды аквариумных рыбок были не слишком разнообразными. Как правило, это были некрупные рыбки, которые не предъявляли высоких требований к качеству воды.

В первую очередь аквариумными рыбками являются лабиринтовые рыбки, мелкие барбусы, определенные харациновые и декоративные щуки и сомики. Распространенными аквариумными рыбками являются черные барбусы и красные орнатусы.

Эти рыбки многочисленными стаями на протяжении многих лет жили в аквариумах, в которых не имелось аэрации, подогрева и специального освещения. Но научно-технический прогресс набрал обороты и аквариумистика превратилась в специализированную и высокотехнологичную область. Появились лампы для освещения, лампы для стерилизации, турбинные помпы для вспенивания воды, фильтры для очистки. Всё это позволяет добиться высокого качества аквариумной воды. Кроме того, благодаря скоростным самолетам появилась возможность быстро доставлять экзотические виды рыб из тропических стран. В результате всех этих изменений, круг аквариумных обитателей значительно расширился.

Полиптерусы и лепидосирены

Полиптерус – рыба африканского происхождения. На воле эти рыбы достигают до 40 сантиметров в длину, в условиях неволи они, конечно, не вырастают в таких гигантов.

Лепидосирен по внешнему виду и пластике напоминает мурену или змею. В природе лепидосирены могут достигать в длину полметра. Но в продажу они поступают небольшими 15-сантиметровыми подростками.

Полиптерусы и лепидосирены первое время живут очень дружно, вместе питаясь фаршем из говяжьего сердца.

Протоптерусы

Протоптерусы являются африканскими родственниками лепидосирен, но они имеют более скверный характер. На воле эти хищники могут достигать в длину 1 метр. При этом рыбины не терпят присутствия себе подобных и желают жить в аквариуме одни. По ночам они ловят мелких рыбок и поедают их. У протоптерусов имеются наружные жабры, но это не говорит о том, что эти рыбы, как личинки испанских тритонов, могут обитать в грязной воде с высокой окисляемостью и большим содержанием нитритов. Может в Африке для них и подходят такие условия, но только не в аквариуме. Здесь понадобится контролировать гидрохимические показатели.

Если течение в аквариуме будет недостаточным, то протоптерусы моментально отказываются от еды. При неблагоприятных условиях молодые особи быстро погибают. Может ли данный вид считаться аквариумными рыбками? Если обеспечить питомцам необходимые условия, то да, может.

Высокоплавничный акулий сом

Родиной высокоплавничного акульего сома является Юго-Восточная Азия. Что примечательно, это рыба не имеет к акулам никакого отношения, хотя сходство поразительное.

В природе акульи сомы достигают больших размеров, но аквариумные виды, как правило, не достигают в длину 50 сантиметров. Высокоплавничный акулий сом имеет довольно спокойный характер, но это лишь в том случае, пока рыба сыта. А в голодном состоянии они нападают на всё, что может поместиться в пасть. Те рыбы, которые не могут поместиться во рту, не вызывают у акульих сомов никаких эмоций. Они никогда не будут пытать оторвать от жертвы кусок, как это делают настоящие акулы.

Пятнистая панцирная щука

Это еще один хищник с эффектной внешностью из Северной Америки. Размеры взрослой особи в условиях дикой природы составляют 1,5 метра. На сегодняшний день пятнистых панцирных щук разводят в Малайзии и Китае. Этих диковинных рыб можно купить в крупных зоомагазинах.

Индийский глазчатый нож

Индийские глазчатые ножи тоже в условиях дикой природы достигают внушительных размеров – до 1,5 метра, в аквариумах они, конечно, гораздо мельче. На теле у них имеются хорошо заметные глазки, а у молодняка это всего лишь ряд пятен черного цвета. Количество глазков в рядах у разных особей различное.

Индийские глазчатые ножи являются хищными рыбами. По скорости и резвости они уступают акульим сомам. Иногда они неплохо уживаются с такими соседями, как крупные барбусы, дискусы и полиптерусы.

Паку

Совсем не обязательно экзотические аквариумные рыбки должны быть хищниками. Например, паку питается растительностью, хотя ее внешний вид напоминает пиранью. Паку как и пираньи обитают в реках Амазонки, но вот способ питания у них совершенно различный. Рацион питания паку состоит из бананов, огурцов, тыквы. В аквариуме эти рыбки моментально уничтожают любые растения.

Хотя паку могут весить 2-3 килограмма, они не нуждаются в аквариумах большого размера. Особи могут вполне комфортно себя чувствовать в аквариуме объемом 200-300 литров.

Биосфера пресных водоёмов представлена большим разнообразием живых организмов. Царство рыб, обитающих в реках, озёрах и стоячих прудах, включает в себя как вполне безобидные виды, так и хищников. Увлекательный рассказ про щуку для 1 класса из учебника по «Окружающему миру» дополняется интересными фактами о повадках и образе жизни этого существа.

Рассказ про щуку - описание для учеников 1 класса

Внешний вид

Описываемая представительница хищных рыб относится к семейству Щуковых, классу лучеперых и отряду Щукообразных рыб. По сравнению с другими обитателями рек щука имеет довольно крупные размеры. Длина взрослых особей может достигать 1,5 метра, а вес — около 30 кг. Отличительные особенности щуки заключаются в следующих характеристиках:

  • набор острых зубов, повёрнутых во внутреннюю часть ротовой полости;
  • пара грудных плавников располагается рядом с головой, брюшные — в средней части тела;
  • спинной плавник находится в районе хвоста, анальный — под ним;
  • удлинённая голова с выдающейся вперёд нижней челюстью;
  • мелкая чешуя с характерными пятнами.

Рассказ про щуку - описание для учеников 1 класса

Узкое, длинное туловище заканчивается относительно крупной головой и зубастой пастью. В зависимости от окружающей среды окрас рыбы варьируется от желтовато-серого до зеленовато-серого оттенка. На этом фоне присутствуют узоры в виде более тёмных полос и пятен различного размера. Боковые, хвостовые и спинные плавники окрашены в оранжевый цвет.

Отличительной особенностью щуки является её пасть с заметно выдающейся вперёд нижней челюстью. В полости рта располагаются различной величины зубы. С помощью мелких зубов, направленных в сторону глотки, хищница легко удерживает пойманную добычу. На протяжении жизни старые изношенные зубы заменяются новыми, называемыми заместительными.

Орган зрения у рыбы расположен в верхней части головы, что позволяет ей наблюдать за происходящим, не разворачиваясь по сторонам. Осязательную функцию выполняет боковая линия, которая очень чувствительна даже к незначительным вибрациям.

Места обитания

Хищницу можно встретить в различных водоёмах Североамериканского континента и Евразии. В озёрах и прудах щука предпочитает мелководье, заросшее различной водной флорой. В реках и водохранилищах часто уходит от прибрежных зон, особенно это свойственно более крупным особям.

Большое количество хищниц встречается в речных устьях с большими разливами и богатой водной растительностью. В благоприятных условиях с достаточным содержанием кислорода в воде продолжительность жизни представительницы этого семейства может достигать 20−25 лет.

Повадки и питание

Представительница отряда Щукообразных является хищником, поэтому не может питаться растительной пищей. В её рацион входит разнообразная живность, обитающая в водоёмах или поблизости от них. В число жертв щуки входят:

  • мелкая рыба;
  • крупные насекомые и их личинки;
  • лягушки и головастики;
  • пиявки и черви.

Рассказ про щуку - описание для учеников 1 класса

В периоды, когда хищница испытывает недостаток пищи, она может охотиться даже на водоплавающих пернатых, а также более мелких представительниц своего вида. Способность к проглатыванию и перевариванию более крупной добычи осуществляется благодаря эластичности стенок желудка. Щука может поедать грызунов и ящериц, случайно попавших в водоём. Разлагающиеся остатки обитателей водоёма она игнорирует и может ими питаться только в случае полного отсутствия привычной добычи.

Для охоты рыба выбирает укромные места среди водорослей или коряг и может часами выжидать жертву. Ловля добычи происходит во время резкого броска, длина которого может превышать размеры её тела в несколько раз. Длительное преследование уплывающей пищи щуке не свойственно.

Особенно интенсивно рыба охотится весной перед нерестом и глубокой осенью. В зимнюю спячку хищница не впадает.

Особенности размножения

Период нереста у этой разновидности пресноводных обитателей наступает ранней весной, сразу после таяния льда на поверхности водоёма. Во время размножения щуки собираются в небольшие стаи и резвятся на мелководье. В зависимости от вида и среды обитания этот процесс занимает от трёх дней до двух-трёх недель.

Половая зрелость у самок наступает в возрасте четырёх лет, на год раньше, чем у самцов. Молодые особи мечут икру раньше более крупных сородичей. Икринки откладываются на подводные растения, камни, коряги в неглубоких заводях, закраинах и ручьях. Количество икринок зависит от габаритов и возраста щуки и может достигать более 200 тысяч.

Рассказ про щуку - описание для учеников 1 класса

Спаривание и икрометание происходит с раннего утра и длится до вечера. Изначально поверхность икринок покрыта клейким веществом, с помощью которого они прикрепляются к травинкам и камням. Через несколько суток оно растворяется, а икра опускается на дно. Через одну-две недели появляются личинки. Первые несколько дней они питаются специальными веществами, которые содержатся в желточном мешке.

В этот период мальки усиленно растут и, достигнув размера полутора сантиметров, начинают активную охоту на мелкую речную живность: ракообразных, дафний, циклопов. Молодь, подросшая до 5 см, переходит на более крупную добычу — мелкую рыбу.

Разнообразие видов

Пресноводная хищница распространена в умеренной климатической зоне Северного полушария. В зависимости от места обитания делится на несколько разновидностей, в которых присутствуют как различия, так и сходные черты. В числе известных видов:

  • Обыкновенная;
  • Амурская;
  • Чёрная;
  • Маскинонг;
  • Американская;
  • Аквитанская;
  • Южная.

Обыкновенный вид является наиболее распространённым и встречается в различных водоёмах, включая опреснённые морские заливы. По особенностям мест обитания бывает двух подвидов: глубинной и травянистой. Достигая зрелого возраста, может вырастать в длину более одного метра при весе 8−10 килограмм.

Рассказ про щуку - описание для учеников 1 класса

Амурская разновидность обитает в одноимённой реке на Дальнем Востоке, в некоторых водоёмах острова Сахалин. Отличается серебристым или золотистым окрасом, пятна располагаются вверху туловища. Длина тела превышает один метр, вес отдельных экземпляров достигает 20 килограммов.

Чёрную щуку иногда называют полосатой, её ареал — реки и озёра на востоке Североамериканского континента. Этот вид имеет относительно небольшие размеры (60 см), вес около 4 килограммов. Вокруг глаз расположены полосы тёмного оттенка, а чешуя украшена мозаичным узором.

Маскинонг является редким видом, место обитания ограничивается несколькими областями Североамериканского материка. Название имеет индейское происхождение и переводится как «уродливая рыба». Это крупный вид рыбы, вырастающий в длину до двух метров. В зависимости от окраса делится на несколько подвидов: пятнистый, полосатый и чистый.

Американская или краснопёрая разновидность отличается небольшими размерами и весом, делится на два подвида — травяная южная и краснопёрая северная рыба. Максимальная длина — 45 см, вес — от одного до полутора килограммов. Место обитания — стоячие водоёмы восточных штатов Северной Америки.

Аквитанский вид был зарегистрирован совсем недавно, встречается такая щука только на территории Франции. Отдельным видом является и южная щука. Она также является редкой разновидностью, а место её обитания — Италия.

Естественные враги

Рассказ про щуку - описание для учеников 1 класса

Несмотря на кровожадность и прожорливость описываемой хищницы, она иногда становится добычей для животных, обитающих рядом с водоёмами. Наиболее часто на щуку охотятся такие млекопитающие, как ондатра и выдра, а среди пернатых — белый орлан. В естественной среде обитания зубастой рыбой питаются таймень и сом, превышающий её в размерах.

Молодые особи нередко поедаются своими взрослыми сородичами. Для любителей рыбной ловли щука является желанным трофеем, поэтому к её врагам можно отнести и человека. Природные факторы также оказывают влияние на численность популяции. Щука не приспособлена к выживанию в промерзающих до дна мелких озёрах и в случае суровых морозов погибает.

Интересные сведения

Зубастая хищница известна людям с давних пор. Она стала героиней одной из русских сказок, где представлена как волшебная рыба, наделённая мудростью. Согласно наблюдениям за её поведением в естественных условиях, существует несколько интересных фактов об этой пресноводной рыбе.

В большинстве случаев щука поджидает свою жертву, прячась среди камней и растительности. Однако иногда она загоняет добычу на мелководье, где легко её ловит. Такое явление можно наблюдать в ранние часы у самого берега.

Рассказ про щуку - описание для учеников 1 класса

При изменении условий окружающей среды и степени освещённости водоёма щука постепенно меняет окраску. Этой способностью щука напоминает хамелеона, однако процесс занимает у неё больше времени.

До и после нереста рыба усиленно питается. В этот период она способна нападать на животных и птиц, часто превышающих её размеры в несколько раз.

Описываемый вид царства пресноводных рыб обитает только на двух континентах — Северной Америке и Евразии. Щуки могут жить исключительно в пресной воде, насыщенной кислородом и не слишком тёплой.

Обитательница пресных водоёмов имеет промысловое значение, её мясо считается диетическим и применяется для приготовления вкусных блюд. Щуку часто разводят для уменьшения популяции некоторых видов рыбы. В естественной среде она очищает водоёмы от чрезмерного засорения мелкой органикой, выполняя важную роль в экосистеме.

Предыдущая

Окружающий мирСиний кит — описание и характеристика млекопитающего для детей

Следующая

Окружающий мирСообщение о Царь-колоколе — история появления, описание и факты

  • Рассказ о рыси для 4 класса окружающий мир
  • Рассказ о рыбке клоуне
  • Рассказ о рыбах для 2 класса окружающий мир
  • Рассказ о русском национальном костюме мужчин
  • Рассказ о русском языке 4 класс литературное чтение кратко