18.11.21
Добрый день, ребята!
Тема: ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (1711-1765). Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.«Случились вместе два астронома в пиру…» – научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).
Ход урока
1. Прочитайте учебник с.54 -56 .
2. Просмотрите видеоурок . Запишите в тетрадь его основное содержание.
3. Заполните таблицу « Роды и жанры литературы»
Вы начинаете читать и обсуждать произведения русской и зарубежной литературы XVIII, XIX и XX веков. Очень важно запомнить, что все произведения художественной литературы делятся на три большие группы, или, иначе, роды, литературы: эпос, лирика, драма.
Если образовать от этих терминов определения, то получится, что мы знаем произведения эпические, лирические, драматические.
Эпические произведения повествуют о событиях, происходящих с героями произведения.
Лирические произведения передают чувства, мысли, переживания человека.
Драматические произведения изображают действия, в которых участвуют герои. Драматические произведения предназначены для постановки на сцене.
Каждый род литературы состоит из более мелких групп произведений, которые называются жанрами.
Многие жанры, входящие в каждую из этих групп (родов), вам уже давно известны, например: эпос включает в себя рассказы, повести, крупные прозаические произведения — романы; лирика — стихотворения; драма — пьесы, сценки.
В дальнейшем ваши знания о жанрах будут расширяться. Вы узнаете о романах-эпопеях и трагедиях, поэмах и одах…
4. РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ (письменно ответы в тетради)
1. О чём спорили знаменитые учёные Коперник и Птолемей? Как решил этот спор повар? Что хотел сказать своим произведением автор?
2. В чём проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру…»?
3. Что сообщили вам энциклопедические справки о Копернике и Птолемее?
5. На двойных листочках выполняем тестовую контрольную работу. Разделитесь на варианты так, как сидели за партами в классе.
На листочке запишем
Восемнадцатое ноября
Контрольная тестовая работа 1
1 вариант
Выполните тестовые задания. Выберите один ответ из предложенных вариантов. В ответе укажите только выбранную букву.
1. Как переводится слово «фольклор»?
А) индивидуальное поэтическое творчество
Б) народное знание, народная мудрость
В) авторское произведение
Г) старинное творчество
2. Кто является автором фольклорных произведений?
А) поэт
Б) летописец
В) писатель
Г) народ
3. Какой из перечисленных жанров не относится к малым жанрам фольклора?
А) поговорка
Б) закличка
В) загадка
Г) сказка
4. Что такое сказка?
А) занимательный рассказ о людях
Б) занимательный рассказ о приключениях
В) занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях
Г) легенда
5. На какие группы делятся сказки?
А) исторические, фантастические, бытовые
Б) волшебные, о животных, бытовые
В) о животных, волшебные, юмористические
Г) бытовые, о животных, романтические
6. Прочитайте фрагмент сказки.
«Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка…»
Укажите, какой «премудростью» народной сказки он является.
А) постоянный эпитет
Б) концовка
В) зачин
Г) присказка
7. Какой из указанных предметов не может быть в фольклорной сказке волшебным?
А) компьютер
Б) печка
В) яблоня
Г) метла
8. В каких сказках нет никаких чудес, а герои – реальные люди: муж, жена, солдат, барин и т.д.?
А) О животных
Б) Волшебных
В) Социально-бытовых
Г) Нет таких сказок
9. Как зовут самого распространённого героя русских сказок?
А) Алёшенька
Б) Никитушка
В) Иванушка
Г) Илья
10. К каким жанрам относят пословицы и поговорки?
А) Второстепенным
Б) Новым
В) Малым
Г) Большим
11. Из фольклора какого народа появилась сказка «Царевна-лягушка»?
А) Русского
Б) Английского
В) Итальянского
Г) Немецкого
12. Почему царевна-лягушка исчезла после пира?
А) Иван-царевич сжёг лягушачью кожу
Б) Злые жёны братьев сожгли лягушачью кожу
В) Её похитил Кощей Бессмертный
Г) Вернулась к себе домой
13. Что надел Иван-царевич, отправляясь на поиски своей жены?
А) сапоги-скороходы
Б) Лапти
В) Железные сапоги
Г) Волшебные сапоги
14. Кого первого на своём пути встретил Иван-царевич?
А) Бабу ягу
Б) Старика
В) Селезня
Г) Зайца
15. Кого пощадил Иван-царевич, оставшись голодным?
А) Медведя, волка, зайца, щуку
Б) Медведя, селезня, зайца, щуку
В) Селезня, волка, щуку, лису
Г) Медведя, лису, селезня, щуку
2 вариант
Выполните тестовые задания. Выберите один ответ из предложенных вариантов. В ответе укажите только выбранную букву.
1. Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?
А) греческого
Б) латинского
В) английского
Г) русского
2. Какой из перечисленных жанров не относится к фольклору?
А) поэма
Б) загадка
В) поговорка
Г) пестушка
3. Укажите фольклорную сказку.
А) «Золушка»
Б) «Маугли»
В) «Журавль и цапля»
Г) «Сказка о рыбаке и рыбке»
4. Укажите признак, который не относится к волшебной фольклорной сказке.
А) волшебные предметы
Б) волшебные помощники
В) троекратный повтор
Г) наличие автора
5. Опираясь на знания содержания сказок «Царевна-лягушка» и «Иван –
крестьянский сын и чудо-юдо», найдите ошибочный вариант:
А) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у
него три сына. Младшего звали Иван-крестьянский сын.
Б) Уложила квакушка царевича спать, а сама сбросила с себя лягушачью
кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой.
В) Тут Иван-крестьянский сын выскочил из кузнецы, поднял змеиху да со
всего размаху ударил ее о сырую землю.
4) Его смерть – на конце иглы, та игла – в яйце, то яйцо – в утке, та утка –
в зайце, тот заяц – в кованом ларце, а тот ларец — на вершине старого дуба.
6. В чем приехала Царевна-лягушка на пир
А) в карете
Б) на машине
В) в коробчонке
Г) на лошади
7. Какой не может быть сказка?
А) волшебной
Б) поучительной
В) народной
Г) абсолютно правдивой
8. Что лежит в основе всех произведений устного народного творчества?
А) Мудрость народа
Б) Исторические факты
В) Чувство юмора
Г) Волшебство
9. Чем начинается сказка?
А) Вступлением
Б) Зачином
В) Завязкой
Г) Кульминацией
10. Какая главная особенность устного народного творчества?
А) Нереальность
Б) Коллективность
В) Исторические факты
Г) Большой объём произведений
11. Как называются песенки-приговорки для маленьких деток, которые используются при игре с пальчиками, ножками, ручками?
А) Потешки
Б) Пестрелки
В) Небылицы
Г) Прибаутки
12. Кто сопровождал чудо-юдо?
А) конь и пёс
Б) пёс и ворон
В) ворон и конь
Г) конь, пёс, ворон
13. Какой меч был у Ивана?
А) стальной
Б) булатный
В) меч-кладенец
Г) волшебный
14. Сколько кузнецов работало в кузнице?
А) 10
Б) 11
В) 12
Г) 14
15. Что бросили братья змеихе в пасть?
А) камни
Б) по пуду соли
В) яблоки
Г) по пуду сахара
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 | Картотека художественной литературы для подготовительной группы
|
Викторина по русской литературе «Знатоки Пушкина»
(для обучающихся 6 классов)
Цель:
1.Прививать стойкий интерес к изучению творчества А.С. Пушкина.
2.Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.
3.Воспитывать командный дух, чувство коллективизма учащихся во время соревнования.
Оформление: рисунки детей по сказкам Пушкина; иллюстрации художников к сказкам Пушкина; выставка книг (сказок) Пушкина.
1. Конкурс «Знатоки биографии А.С.Пушкина»
Давайте вместе с вами вспомним некоторые факты из его биографии:
1. В каком веке творил А. С. Пушкин? (19 )
2. Название романа А.С. Пушкина? (? (« Дубровский»)
3. В каком городе родился Пушкин? (в Москве)
4. Как звали супругу А.С. Пушкина? ( Наталья Николаевна Гончарова)
5. В какой школе учился А. С. Пушкин? (в Царскосельском лицее)
6. Были ли у Пушкина братья и сестры? (сестра Ольга и брат Лев)
7. К кому обращался Пушкин с такими словами: «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя» ?…(к няне Арине Родионовне Яковлевой)
8. Как звали французского посла, с которым состоялась дуэль А.С. Пушкина? ( Дантес )
9. Сколько детей было у А.С.Пушкина? (Четверо)
10. От чего умер Пушкин (погиб на дуэли)
2. Конкурс «Из какой сказки эти предметы?»
1.Невод. «Сказка о рыбаке и рыбки»
2.Бочка. «Сказка о царе Салтане.»
3.Орешки.«Сказка о царе Салтане.»
4.Зеркальце. «Сказка о мёртвой царевне.»
5.Петушок. «Золотой петушок»
6.Палка «Сказка о попе и работнике Балде.»
3. Конкурс . « Кто больше?»
— Сколько сказок написал А.С.Пушкин?
— Назовите сказки и другие произведения.( Выигрывает команда, которая назовет больше произведений)
«Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Руслан и Людмила»,
«Сказка о золотом петушке»,
«Сказка о мёртвой царевне о семи богатырях»,
«Сказка о царе Салтане…»,
«Сказка о попе и его работнике Балде» и др.
4. Конкурс «Узнай сказку по следующим словам»
1. Путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне».)
2. Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
3. Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание. («Cказка о попе и о работнике его Балде».)
4. Рать, воеводы, царь, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочет, петушок. («Сказка о золотом петушке».)
5. Конкурс «Любимый Дубровский» О ком А.С. Пушкин пишет:
-
« В домашнем быту он выказывал все пороки человека необразованного. Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он 2 раза в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе» (Кирила Петрович Троекуров)
-
«Он с расстроенным состоянием принуждён был выйти в отставку и поселиться в деревне» (отец Владимира Дубровского Андрей Гаврилович)
-
«Он воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию» (Владимир Дубровский)
-
«Человек прижался в угол; топор блестел у него в руках. Он сказал Владимиру: «Эк они храпят окаянные, всех бы разом, так и концы в воду» (Архип-кузнец)
-
«В это время больной сидел в спальной у окна. Он узнал Кирила Петровича, и ужасное смятение изобразилось на лице его: багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки» (Андрей Гаврилович Дубровский, отец Владимира)
-
«Огромная библиотека, составленная большей частью из сочинений французских писателей 18 века, была отдана ей в распоряжение» (Маша Троекурова)
-
«Ему было около 50 лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положили на нём свою неизгладимую печать» (князь Верейский)
«Кто кому?» Кто и кому из героев романа говорит?
1. «Псарня чудная, вряд ли людям вашим житьё такое ж, как вашим собакам» (Андрей Гаврилович Дубровский – Кирилу Петровичу Троекурову)
2. «Чему смеётесь, бесенята. Бога вы не боитесь, божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь. (Архип-кузнец – мальчишкам)
3.«Я не трону его, воля ваша для меня священна. Вам обязан он жизнию. Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше» (Владимир Дубровский — Маше Троекуровой)
4. «Я пришёл узнать, не надобно ли вам чего-нибудь. Папенька сердит и запретил всему дому вас слушаться, но велите мне сделать, что вам угодно, и я для вас всё сделаю»
(Саша Троекуров – Маше)
5. «Я согласилась, я дала клятву… Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты… Но теперь поздно».
(Маша – Владимиру Дубровскому)
6.«Вы разбогатели под моим началом, каждый из вас имеет паспорт, с которым можно провести остальную жизнь в честных трудах. Но вы, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло».
( Владимир Дубровский – разбойникам)
Конкурс «Знатоки романа» Вопросы на знание содержания романа:
1.Любимое занятие Андрея Дубровского? (охота)
2. Сколько гончих и борзых собак жило у Троекурова? (50)
3. С какого возраста Владимир Дубровский жил вдали от отца? (с 8 лет)
4. Как Троекуров наказал дочь, грозившую ему Дубровским?
(запер её)
5. Почему шайка разбойников не мстила Троекурову?
(Её главарь влюбился в дочь Троекурова)
6. В каком городе учился Владимир Дубровский?
(в Петербурге)
7. Кто раскрыл тайну Дефоржа-Дубровского Троекурову?(Спицын)
8. Назовите героя, который достал кольцо Маши из дупла дуба(Митя)
9. Назовите героя, который поджёг дом с находящимися в нём приказными, но полез в огонь спасать кошку (Архип-кузнец)
6. Конкурс для зрителей «Узнайте героев романа по описанию» ( Зрители отдают балл команде, за которую болеют )
1) «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке». (Андрей Гаврилович Дубровский)
2) Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста» (Владимир Дубровский)
3) «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем…» (Владимир Дубровский)
4) Этот герой «…выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». «Надменный… с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно»? (Троекуров)
5) Маленький человечек в кожаном картузе и фризовой шинели вышел из телеги. О каком герое идёт речь? (заседатель Шабашкин)
6) Кто в доме Троекурова между всеми отличался, танцевал более всех, все барышни выбирали его и находили, что с ним легко вальсировать. (Дефорж)
7) Фамилия Антона Пафнутьевича, который из-за страха перед Дубровским решил переночевать в комнате француза и был им же ограблен. (Спицын).
7. Конкурс стихотворений «Начинай-продолжай»
1.Вечор,ты помнишь ,вьюга злилась…….
На мутном небе мгла носилась.
2. Мой первый друг,мой друг бесценный!………
И я судьбу благословил.
3. Под голубыми небесами,великолепными коврами………
Блестя на солнце, снег лежит.
4. Клюет , и бросает,и смотрит в окно……….
Как будто со мною задумал одно.
4. Буря мглою небо кроет,………
Вихри снежные крутя…..
5. Подруга дней моих суровых,……
Голубка дряхлая моя.
6. Мой грустный товарищ, махая крылом …….
Кровавую пищу клюет под окном.
7.Луна, как бледное пятно,………..
Сквозь тучи мрачные желтела
8.Там чудеса: там леший бродит,………
Русалка на ветвях сидит.
9. Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
10. “Ветер, ветер! Ты могуч,……………
Ты гоняешь стаи туч
8. Конкурс «Творческие задания»
-
Представьте, что вы работаете в полиции, и вы должны составить описание внешности Владимира Дубровского, по которому его будут разыскивать.
-
Загадайте команде противников с помощью жестов и мимики эпизод из романа «Дубровский». ( Дубровский подпалил имение в Кистеневке)
-
Нарисовать Троекурова.
-
Нарисовать А.С. Пушкина Владимира Дубровского.
9.Конкурс « Пантомима»
Показать с помощью жестов и мимики
Старик закидывает невод | Кот ходит по цепи | Царица обращается к зеркальцу |
Царевна засыпает от отравленного яблока | Старуха осталась у разбитого корыта | Няня А.С. Пушкина Арина Родионовна |
Царевич Елисей обращается к ветру | Русалка на ветвях | Дуэль Пушкина и Дантеса |
Дубровский убивает медведя | Дубровский дарит Маше кольцо | Дубровский старший в гневе на суде |
Семеро богатырей | Хрустальный гроб | Золотая рыбка |
А теперь подведем итоги викторины и назовем лучших знатоков А. С. Пушкина.
Подведение итогов викторины и награждение победителей.
2 класс «Сказка о рыбаке и рыбке». Какие ответы на вопросы по литературному чтению?
1 Рассмотри иллюстрации. Определи последовательность событий. Поставь нужные номера
2 Каких эпизодов не хватает? Запиши всё в нужном порядке
3 Придумай рассказ на тему «Остаться у разбитого корыта»
4 Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Сравни их со сказками А.С. Пушкина. Сделай самостоятельно вывод, используя опорные слова:
Добро побеждает зло, и я там был, мёд, пиво пил, так и повелось с тех пор, стали жить-поживать да добра наживать, честным пирком да за свадебку.
Ответы на вопросы рабочей тетради литературное чтение Бойкина, Виноградская 2 класс. А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» стр. 36 — 37
2
Corelpainter
Ответы (10):
Share
4
Отвечаем на вопросы к сказке Пушкина «Сказке о рыбаке и рыбке».
Правильно расставить картинки нужно так.
Первой картинкой должна следовать иллюстрация к сказке, когда старик закидывает невод в море.
Затем, старик общается с золотой рыбкой. Эта картинка под номером 2.
На третьей картинке изображена старуха царицей.
Четвертая картинка с бушующим морем. Старик забросил невод в последний раз в море. Взбунтовалось морская пучина.
Хронология в сказке такова:
Рассказ на тему «Остаться у разбитого корыта».
Жила-была девочка Оля. Была она очень требовательной и капризной, её всегда что-то не устраивало. Девочка была очень капризной. Мама старалась угодить девочке, постоянно исполняла её желания. Только Оле все было не по душе, она говорила, что теперь она этого уже не хочет, подавай ей что-то другое.
Устала мама плясать под Олину дудку и решила она, что теперь для того, чтобы Оля что-то получила, она должна это заслужить.
С тех пор мама Олю больше не баловала.
Сказки очень часто заканчиваются словами
Но, в сказке «Сказка о рыбаке и рыбке» таких слов нет, автор не применил их, так сказка поучительная.
Сказка не содержит таких слов, ведь конец у нее для старухи не счастливый. Концовка в этой сказке поучительная.
У Пушкина есть другие сказки, которые заканчиваются такими фразами.
Share
8
1 Определяем последовательность предложенных в задании иллюстраций:
Под номером один выбираем картинку, где рыбак поймал в сети рыбку. Под вторым номером выбираем картинку, где золотая рыбка и рыбак разговаривают. Третьему номеру соответствует картинка со старухой в царской одежде. Четвёртый номер ставим под картинкой со бушующим штормом на море.
Краткая запись с нумерацией картинок будет выглядеть так:
Ещё смотрите нумерацию непосредственно на картинках в кружочках где цифры написаны красным цветом.
2 Вспомним другие эпизоды сказки которые не показаны картинками и запишем эти эпизоды. Эпизоды из первого пунка выделены жирным шрифтом, чтобы не путать с новыми эпизодами:
3 Придумаем рассказ о разбитом корыте:
4 Сделаем сравнение по народным сказкам и сказкам Пушкина
Share
2
Ответим на вопросы по «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина в рабочей тетради.
Рассмотрим картинки. На первой мы видим бурное море, это эпизод, когда старик отправился к рыбке в последний раз. Рядом картинка на которой старик забрасывает невод — это первый эпизод сказки. В нижнем ряду мы видим старуху в образе царицы, здесь он будет обозначен номером 3. И последняя картинка — разговор старика с пойманной золотой рыбкой, номер 2.
Расставим номера эпизодов на картинках:
Не хватает следующих эпизодов: Старуха получает новое корыто. Старуха получает новую избу. Старуха становится столбовой дворянкой.
Придумаем рассказ на тему «Остаться у разбитого корыта»
Получил Вася пятерку в школе и попросил маму подарить ему телефон. Купила мама ему телефон. На следующий день получил Вася еще пятерку и попросил папу купить ему компьютер. купил папа ему компьютер. А Вася весь день проиграл в компьютер и не сделал уроки. А потому получил на следующий день четыре двойки. И отобрали у него мама с папой телефон и компьютер, пока он двойки не исправит.
Народные сказки обычно заканчиваются концовкой, особыми словами, которые подчеркивают благополучный финал сказки. Сказка Пушкина заканчивается несчастливым финалом, а потому обычные фразы вроде «Стали жить-поживать» здесь не годятся.
Share
2
- Смотря на картинки, вспоминаешь сказку.
Пришел старик к морю, запустил невод. Картинка под номером один.
Поймал рыбку, и заговорила рыбка человеческим голосом – 2.
Стала старуха царицею, это видим на третьей картинке.
Разгневалось море. Бушует и шумит. Четвертая картинка.
*
Какие картинки еще можно дополнить: у старухи старое корыто, затем новое. Вначале за спиной у старухи покосившаяся изба. Затем картинка с новой избой. Старуха в костюме столбовой дворянки.
*
Жила была девочка Соня.
Любила она играть на площадке. Но вот делиться с другими детьми игрушками не любила.
Вот пришла она однажды на площадку.
Начал играть с Катей, но игрушек ей своих не дала. Поругалась и пошла на качели кататься. А там маленькая Иринка качалась. Прогнала она Иринку. Та расплакалась и ушла домой.
Соне стало скучно и она пошла на горку покататься, но и там со всеми поругалась.
Договорились дети, и не стали с ней дружить и играть.
Вот и осталась она, как старуха у разбитого корыта.
*
Из опорных слов можно было бы использовать только слова:
так и повелось с тех пор, и продолжить: кто многого запросит тот ни с чем останется. Но это уже из другой сказки. У Пушкина так сказки не заканчивались.
Share
2
Ответим на вопрос 1:
Ответим на вопрос 2:
Нужно дополнить такие эпизоды: У старухи новое корыто. У старухи есть новая изба. Старуха превратилась в столбовую дворянку.
Ответим на вопрос 3:
История о том, как Петя остался у разбитого корыта.
Петя учился неважно, но был веселым и сообразительным мальчиком, только вот свою сообразительность он направлял не туда куда нужно.
Однажды его одноклассник Степан принес в школу красивую авторучку. Пете авторучка понравилась и он предложил поменяться на мячик. Ребята поменялись.
Потом Пете Миша предложил выменять ручку на фантик. Петя согласился, фантик был красивым. Петя уже придумал, как предложит этот фантик Маше и попросит взамен, чтобы она написала за него сочинение.
Пришел домой, довольный своим приобретением и положил фантик на стол. Пошел обедать, а в это время котенок прыгнул на стол и разорвал фантик в клочья.
Остался Петя у разбитого корыта, а сочинение пришлось писать самому.
Ответ на вопрос 4: опорные слова не подходят к нашей сказке.
Share
2
Ответим на вопросы:
- Расставить картинки нужно в таком порядке. Сначала старик закинул невод. Далее вытянул золотую рыбку. Далее у на старуха царица. И последняя картинка — бушующее море.
- Не хватает таких эпизодов: старуха с новым корытом, у старухи новая изба, старуха столбовая дворянка.
- Придумаем такую историю: жила одна девочка. Ее родители часто баловали, покупали новые вещи, игрушки и сладости. Но она ни с кем не делилась, а наоборот хвасталась перед своими подружками своими обновками и сладостями. А когда дети просили, чтобы она их угостила, девочка отвечала так: «Пускай вам ваши родители купят». Вскоре с девочкой никто не захотел дружить, она переживала, но все равно ничем не делилась. А потом родители девочки потеряли работу, они стали хуже жить. Обновок больше не было и хвастаться не было чем. Так и осталась девочка у разбитого корыта: ни друзей, ни обновок.
- К этой сказке не подходят данные опорные слова, поскольку все заканчивается печально.
Share
1
Для начала определим последовательность картинок:
Эпизоды из сказки, которые не были включены: старуха с новым корытом, новая изба со светелкой, старуха, стоящая на крыльце роскошного терема. И самый последний, где старуха остается с разбитым корытом.
Все эпизоды можно записать в той последовательности, в которой развивались события в сказке.
- Старик закидывает невод в море.
- Старик ловит золотую рыбку.
- Старуха с новым отличным корытом.
- Изба перед стариком.
- Новый терем, на крыльце гордая старуха.
- Жадная старуха становится царицей.
- Буря бушует на море.
- Старуха остается только с разбитым корытом.
Можно придумать рассказ на тему «Остаться у разбитого корыта».
Жили брат и сестра. Девочку звали Маша, а мальчика Антон. Они любили гулять на улице с друзьями. Мама и папа часто баловали своих любимых детей и покупали им сладости. Антон всегда делился сладостями с ребятами во дворе, а Маша совсем не хотела делиться. Когда получала подарки от родителей, уходила в свою комнату и ела все в одиночку. Однажды ребята решили устроить праздник. Они пригласили Антона, когда он вышел на улицу и стал делиться с ними конфетами. А Маша в это время сидела дома, ее не пригласили. Антон пошел на праздник, там было много веселых игр и вкусных угощений. А Маша так и просидела весь день дома одна. Потом она поняла, что осталась у разбитого корыта без друзей и угощений. С тех пор она стала всегда делиться с другими.
Многие сказки заканчиваются такими словами:
Почему же эта сказка заканчивается иначе? Она очень поучительная и содержит важный урок. Но концовку сказки нельзя назвать счастливой и радостной. Старуха остается ни с чем из-за своей жадности. Она остается только с разбитым корытом. Из этого можно многому научиться. Во многих других сказках конец счастливый.
Share
1
На первый ответ последовательность картинок следующая:
2) Я бы включила следующие эпизоды:
- Старик закидывает невод.
- Старик поймал золотую рыбку — есть.
- Старик просит первое желание у золотой рыбки — есть
- Бабка с новым корытом.
- Бабка и рядом терем.
- Старуха стала столбовою дворянкой
- Старуха стала царицей — есть.
- Старик просит, чтобы старуха стала владычицой морской.
- Уплыла рыбка — есть
- Старуха и старое корыто.
3) Я придумала такой рассказ:
Была у Светы игрушка, которую ей подарили на день рождения. Очень берегла девочка свою игрушку, прятала ее от подруг, играла только дома. Света и не заметила, как перестала ходить с подругами гулять, все сидела и играла своей игрушкой.
А когда девочки приходили к ней в гости, Света придумывала разные истории, чтобы не пускать их к себе.
Однажды игрушка Светы сломалась. Она не стала так радовать девочку и та решила вернуться к подругам. Но когда Света нашла своих подруг, она увидела, что с ними уже играет Таня из соседнего подъезда. Так и осталась Света одна, без подруг и без игрушки.
4) В народных сказках присутствует концовка. В сказке Пушкина о рыбаке и рыбке эти сказки не подходят, так как сказка поучительная.
Share
1
1.) Сначала давайте расставим правильно картинки, вернее, напишем цифры на них, означающие последовательность событий. Сначала старик закидывает, как мы помним, невод (рисунок с цифрой 1), затем разговаривает с Золотой рыбкой (рисунок с цифрой 2). После этого старуха начинает требовать все больших почестей и благ, и договаривается до того, чтобы стать царицей (рисунок с цифрой 3). А уже потом море становится бурным (на море черная буря), и туда уплывает разгневанная Золотая Рыбка (рисунок, на котором мы ставим цифру 4).
2.) Пропущено немало эпизодов, сначала старуха просит попросить у рыбки корыто новое, потом новую избу, а потом хочет, чтобы рыбка сделала ее столбовой дворянкой. После того, как рыбка сделала старуху Царицей, старухе даже этого мало, и она хочет стать Владычицей Морскою.
3.) Рассказ на тему разбитого корыта я написала в ответе на другой вопрос нашего сайта, вот здесь, но и в этом ответе я тоже приведу его в форме цитаты:
4.) Опорные слова, приведенные в вопросе нам не подходят, потому что данная сказка заканчивается не как обычно заканчиваются сказки, она заканчивается невесело, старуха остается ни с чем, у разбитого корыта.
Share
1
Первой картинкой будет, как старик закинул невод. Второй — поймал старик золотую рыбку.
Третьей — старуха стала царицей. Четвертый — бурное море, когда старик последний раз пришел.
Не хватает следующих эпизодов:
Старик отпускает рыбку. Старуха просит новое корыто. Старик идет к морю и просит корыто для старухи. У старухи новая изба. Старуха — вольная царица. Старуха требует сделать себя владычицей морскою.
Рассказ на тему «остаться у разбитого корыта» можно прочитать тут
Ни одно из опорных слов не подходит к нашей «Сказке о рыбаке и рыбке».
Конспект урока по литературному чтению
2 класс
Тема: А.С.
Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Цели:
продолжить работу над сказкой А.С. Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке»;
работать на формированием навыков осознанного,
выразительного чтения.
— повторить
виды сказок и их характерные черты;
— объяснять
значение незнакомых слов;
—
учить восстанавливать события сказки;
—
учить характеризовать героев;
—
учить составлять вопросы по содержанию прочитанного;
—
учить читать по ролям
—
учить выделять главную мысль произведения
Ожидаемый
результат:
·
называет характерные черты сказок
·
восстанавливает события сказки
·
даёт характеристику героям
·
составляет вопросы по содержанию
прочитанного
·
читает по ролям
·
выделяет главную мысль произведения
Сообщение темы и цели урока.
– Посмотрите на доске буквы. Интересно, какое слово рассыпалось? (ксазак)
– Сказка.
– Правильно. Это слово сказка. А какую сказку мы с вами
изучаем?
– «Сказка о рыбаке и рыбке».
– А кто автор этой сказки? Александр Сергеевич Пушкин.
1.
Прием «Мозговой штурм»
Сказки бывают
разных видов. (НА СЛАЙДЕ ТАБЛ. БЫТОВЫЕ, ВОЛШЕБНЫЕ, О ЖИВОТНЫХ)
Задание:
Ваша задача в паре обсудить и назвать характерные
черты каждого вида сказок.
Выслушиваются
ответы (спрашиваю пары). ПРОВЕРКА: слайд 2
— А наша сказка, к
какому виду относится? Почему? Докажите. Волшебная, т.к. есть волшеб.помощник
– рыбка, рыбка золотая, умеет говорить
человечьим голосом, исполняет желания).
Ксюша,
Соня – Максим, Кирилл – Стёпа.
2.
Прием «Словесные ассоциации»+ парная
работа
В
сказке Пушкина много слов, которые устарели и вышли из употребления, не
соответствуют сегодняшнему времени. Работа по словарям
Задание
(работаем в парах): В тексте сказки встречаются
такие слова как «ветхая землянка», «невод», «тина»,
«корыто». Найдите в толковых словарях и объясните
значения слов, которые у вас напечатаны на листочке. А вы выберите к слову его
значение по карточке.
ПРОВЕРКА: слайд 3
3. Прием
«Общая дискуссия» СЛАЙД 4
Задание:
1. Посмотрите
на слайд и перечислите желания старухи, которые не упоминались в сказке?
2.
Установите очередность желаний старухи.
4. Прием
«Воспроизведение информации» СЛАЙД 5
Задание:
Работаем в паре
1. Поставьте
картинки в логическом порядке.
2. Озаглавьте
предложенные вам иллюстрации.
3. Придумайте
по 2 вопроса к иллюстрациям. ВЫСТУПЛЕНИЕ
пар
Назовите
героев сказки.
5.
Прием «Ролевая игра»
1.
У вас 2 минуты на подготовку. Прочитаем
по ролям фрагмент сказки.
6.
Прием «Поиск соответствий»
Слайд 6 (Каждая пара получает своего героя)
1.
Выберите имена прилагательные
характеризующие черты характера главных героев.
2.
Опишите героя, используя эти
имена прилагательные.
— Кто из героев вам больше нравится? Почему?
— Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?
Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке.
Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до
сих пор употребляется в речи. Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять
всё, что имел).
— Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким,
податливым, добрым характером? (старик не является положительным
героем. Он, конечно, простоват и добр, но имеет нетвердый характер. Он
выполняет все приказы старухи, и она требует для себя все больше и больше).
—
Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность?
Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) — отрицательная
черта.
— Смиренность, безответность, податливость — положительные черты только в том
случае, если они оправданы.
Но
в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять старухе, возразить
ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «не смел ей перечить»,
слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.
— Случается ли такое в жизни?
— В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер,
настойчивость, твёрдо сказать — нет. Например, если окружающие или знакомые
просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.
7. Прием
«Ключевой момент». Слайд 7
Сказка учит добру, быть благодарными,
знать во всём для себя меру в жизни,
не быть завистливыми и жадными,
не потакать злу, знать своё место в жизни.
СООТНЕСИТЕ основную мысль сказки с
пословицами.
Задание: Из списка выберите пословицу,
которая подходит к нашей сказке и объясните почему.
(Ответ: Много желать—добра не видать»
означает, что если многого хотеть,
то ничего хорошего из этого не выйдет.
Как вы понимаете
смысл этой пословицы?
Рефлексия.
Над какими
умениями работали на уроке? Чему учились?
Выберите из
предложенных умений.
— повторяли виды сказок и их характерные черты;
— находить и объяснять значение незнакомых слов;
— учились восстанавливать события сказки;
— учились характеризовать героев;
— учились составлять вопросы по содержанию прочитанного;
— читали по ролям
— выделяли главную мысль произведения
Соедините
линией
1. 2. 3.ветхая 4. 5. 6. | 1) 2) 3) 4) 5) скопление водорослей 6) |
кроткий сварливый добрый мягкий злобный властный смиренный жадный | СТАРИК | податливый грубый неуживчивый безропотный бескорыстный справедливый благородный покорный |
кроткий сварливый добрый мягкий злобный властный смиренный жадный | СТАРУХА
| податливый грубый неуживчивый безропотный бескорыстный справедливый благородный покорный |
кроткий сварливый добрый мягкий злобный властный смиренный жадный | РЫБКА | податливый грубый неуживчивый безропотный бескорыстный справедливый благородный покорный |
Кроткий
— добрый, послушный человек, который с готовностью делает то, о чём его просят
другие люди.
Сварливый — ворчливый, склонный к ссорам.
Смиренный — очень смирный, лишённый гордости, высокомерия.
Податливый
— уступчивый, сговорчивый,
легко подчиняющийся чужому влиянию.
Безропотный
— ни на что не жалующийся.
Бескорыстный
— не требующий платы, вознаграждения за помощь.
Благородный
— честный и открытый.
Покорный
— послушен другому человеку, во всём подчиняется ему.
Кроткий — добрый, послушный человек, который с готовностью делает то, о чём его просят
другие люди.
Сварливый — ворчливый, склонный к ссорам.
Смиренный — очень смирный, лишённый гордости, высокомерия.
Податливый
— уступчивый, сговорчивый,
легко подчиняющийся чужому влиянию.
Безропотный
— ни на что не жалующийся.
Бескорыстный
— не требующий платы, вознаграждения за помощь.
Благородный
— честный и открытый.
Покорный
— послушен другому человеку, во всём подчиняется ему.
Кроткий — добрый, послушный человек, который с готовностью делает то, о чём его просят
другие люди.
Сварливый — ворчливый, склонный к ссорам.
Смиренный — очень смирный, лишённый гордости, высокомерия.
Податливый
— уступчивый, сговорчивый,
легко подчиняющийся чужому влиянию.
Безропотный
— ни на что не жалующийся.
Бескорыстный
— не требующий платы, вознаграждения за помощь.
Благородный
— честный и открытый.
Покорный
— послушен другому человеку, во всём подчиняется ему.
СООТНЕСИ основную мысль сказки с пословицами.
•
Много желать – добра не видать.
•
Добрый пример лучше ста слов.
•
Жадность всякому горю начало.