Рассказ о русской национальной кухне

О.л.князевой, м.д. маханевойна 2020-2021 учебный год.воспитатель: сорокина н.в. тема неделисовместная деятельность воспитателя и детейвзаимодействие с родителямиигровая деятельностьсентябрьi.тема: что летом родиться-

О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой

на 2020-2021 учебный год.

Воспитатель: Сорокина Н.В.

№ Тема недели

Совместная деятельность  воспитателя и детей

Взаимодействие с родителями

Игровая деятельность

СЕНТЯБРЬ

I.Тема: «Что летом родиться- зимой пригодиться»

Беседа о лете. Повторение пословиц , поговорок и песен о лете.

Сбор урожая на огородах, ягод в лесу.

 Заготовка природного материала для поделок и семян для подкормки птиц зимой.

Наглядная информация «Русский фольклор осенью для развития детей 6-7 лет».

 Участие в выставке «Самая интересная поделка ».

Считалка:

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, полетели.

Сели пчелы на цветы.

Мы играем – водишь ты.

Подвижная игра

«Капуста»

 Развивать  двигательные способности, быстроту реакции, «Муха» 

Формировать умение метать в цель,

«Пахари и жнецы» 

Формировать умение строиться в две  шеренги против друг друга  и двигаться  навстречу.

II.Тема: « Хлеб — всему голова»

Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием.

III.Тема: « Восенушка-осень – сноп последний косим»

Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Закличка      « Восенушка-осень»

IV.Тема: «К худой голове своего ума не приставишь»

Беседа об уме и о глупости. Знакомство со сказкой «Про Филю». c. 233(1)

ОКТЯБРЬ

I.Тема: «Град на усть Оки»

 Рассказ об истории  родного края .

Места проживания наших предков, строительство жилища. Быт и основные занятия. с.104(1) , с.108(1)

Пополнение фотографиями альбома «Мой город»

Выставка рисунков и аппликаций  «Природа осенью»

Консультация «Приобретение детьми культурного богатства русского народа»

«Бабушкин сундук». Пополнение русской «избы» старинными вещами

Считалка

Шла кукушка мимо сети

А за нею малы дети.

Кукушата просят пить .

Выходи- тебе водить.

Хороводная игра

«У дядюшки Трифона» формировать  умения действовать по тексту игры, быстро выполнять определенные движения.

Подвижная игра с мячом

« Охотники и собаки»

закреплять умения ловить и бросать мяч, уходить от попадания.

II.Тема: «Октябрь – грязик  –ни колеса, ни полоза не любит»

 Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове.с 216(2)

III.Тема: «Злое истребление»

Рассказ о монголо-татарском нашествии и предании о граде Китеже. Знакомство со старинным оружием.

c.263(1)

IV.Тема: «Камень-град»

Продолжение темы приобщения детей к истории родного края с показом иллюстраций. Загадывание загадок  об избе и предметах быта. Развлечение «в гости к хозяюшки»

НОЯБРЬ

I.Тема: « Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

Экскурсия по историческим местам

(можно заменить презентацией)

Участие в празднике осени

 Участие в игре- викторине «Восенушка- осень»

«Большой урожай рябины – морозная зима» сбор ягод в бусы.

Считалочка

Косой , косой,

Не ходи босой.

А ходи обутый,

Лапочку закутай.

Если будешь ты обут,

Волки зайца не найдут,

Не найдет тебя медведь,

Выходи – тебе гореть.

Хороводная игра

« Золотые ворота»

 Развивать умение двигаться с разной скоростью, уменьшая и увеличивая темп движения; ориентироваться в пространстве; закреплять умение совместных действий; упражнять в ходьбе цепочкой.

Подвижные игры

«Совушка» 

Развитие у детей двигательной активности, внимательности, быстроты реакции, координации движений, умение соотносить движения с текстом,

«Кузнецы»

 Развитие  двигательной активности, и устной речи

II.Тема: « Где живет перо Жар-птицы?».

 Знакомство с хохломской росписью. Рисование декоративной посуды по мотивам хохломской росписи.с.163(1)

III.Тема: «Синичкин день»

Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьмнки.с.146(2)

IV.Тема: «Чудо -чудное, диво -дивное – Золотая Хохлома»

Рассказ о традициях хохломской росписи ( «кудрина», «травка» и т. п.) Рисование декоративной посуды по мотивам хохломской росписи.с.163(1)

ДЕКАБРЬ

I.Тема: «Зима — не лето,- в шубу одето»

Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение рус нар песенки «Как на тоненький ледок»

Участие в конкурсе детских поделок «Мастерская Деда Мороза».

Помощь в организации праздника Нового года.

Наглядная информация «Русский фольклор зимой»

.

Считалочка

На златом крыльце сидели

Царь , Царевич,

Король, Королевич,

Сапожник, портной

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей ,

Не задерживай добрых

и честных людей.

 Подвижные игры «Жмурки»

Развитие двигательных способностей с закрытыми глазами; формирование умений вести диалог.

« Бабка –Ежка»

«Баба Яга»

Выполнение правил игры, умение бегать не наталкиваясь друг на друга

II.Тема: «Светит, а не греет».

Беседа о разных источниках освещения.

III.Тема: «Пришел мороз- береги нос

»

Знакомство со сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» загадывание загадок о морозе. Повторение песенки «Как на тоненький ледок»с.253(1)

IV.Тема: «Снегурочка – внучка деда Мороза»

Знакомство со сказкой «Снегурочка».с.236(1)

Прослушивание фрагментов оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»(в грамзаписи).

Лепка фигур Деда Мороза и Снегурочки. Просмотр мультфильма по сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

                ЯНВАРЬ

I.Тема: «Пришла Коляда накануне Рождества»

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение песенок . «Пришла Коляда накануне Рождества». Развлечение с.151(1), с.115-122(2), 148(2)

Подготовка атрибутов к праздникам. .Участие в развлечении .

Участие в спортивном празднике

«Бабушкин сундук». Пополнение русской «избы» изделиями из кружев.

Подвижные  игры  

« Два Мороза»

 Развивать быстроту и ловкость, координацию, равновесие, память, умение ориентировать в пространстве. Воспитывать стремление к победе, честность, смелость, чувство товарищества.

 « В углы» 

Формирование умения двигаться с угла на угол.

«Льдинки, ветер и мороз»

Формирование умения быстро менять действия: становиться вкруг, образовывать пары и хлопать в ладоши, бегать в рассыпную.  

Хороводная игра «Кружева»

Дразнилки.

II.Зимний спортивный праздник.

Знакомство с народными играми и забавами.

III-IV.Тема: «Гжель прекрасная»

Знакомство с гжельским художественным промыслом. «Морозные узоры» . Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения.с.160(1), с.170(1)

ФЕВРАЛЬ

I.Тема: «Дело мастера боится»

Знакомство со сказкой « Семь Симионов». Дид.игра «Кому что для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве. с.238(1)

 «Удивительное рядом». Конкурс поделок  своими руками

Участие в подготовке праздника «Ух ты, Масленица!».  

Фотовыставка «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Подвижные игры

«Горелки»

« Взятие снежной крепости»

Развивать ловкость, увёртливость, умение действовать по сигналу ,приобщать детей к русской культуре.

Дидактическая игра «Молчанка»

 Умение изображать слово мимикой и действиями.

II.Тема: «Живет в народе песня».

Беседа о русской народной песне. Разучивание русской народной песни «Ой, вставала я ранешенько»  с. 180(1)

III.Тема: «На героя и слава бежит»

Рассказ о русских богатырях. Чтение былин и преданий. с 264(1)

IV.Тема: «Масленица Прасковейка , встречаем тебя хорошенько»

Беседа о Масленице, пение частушек с.155(1), с. 124(2)

МАРТ

I.Тема: «Сердце матери лучше солнца греет»

Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок.

Участие в организации международного женского дня

Испечь пряники, бублики.

 «За самоваром». Чаепитие по русским народным традициям.

Наглядная информация «Русский народный фольклор весной».

Подвижные игры

«Скакалка» 

Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в прыжках на двух ногах, умению играть в коллективе.

«Дедушка –рожок»

«Горячее место»

Развивать двигательную активность.

II.Тема: «Русская матрешка».

 Рассказ о матрешке, разучивание частушек, рисование. с.172(1)

III.Тема: «Поэзия народного костюма»

Рассказ о народном костюме, слушание грамзаписи песен «Валенки», «Красный сарафан» с.117-126(1)

IV.Тема: «Грач на горе -весна на дворе»

Беседа о русских традициях встречи весны. Пение закличек о весне. Заучивание с детьми пословиц, закличек о весне.  Приготовление булочек «жаворонок» с 134(1), с 278(1)

АПРЕЛЬ

I.Тема: «Шутки шутить- людей насмешить»

Беседа о народном юморе.(докучные сказки, скороговорки, дразнилки)с.285(1),242(1)

Самостоятельная посадка и выращивание семян цветов.

«Чудо – писанки».

Рисование на объёмной форме (скорлупе яиц)

Словесная   игра «Чепуха»

 Формировать умение выполнять правила игры,  задавать вопросы , предполагающие действия, развивать  эмоциональность, чувство юмора.

Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки»

Подвижная игра

«Заря-зарница» 

умение играть, соблюдая правила игры.

«Гуси-гуси» 

познакомить детей с народным фольклором,  развить у них двигательную активность, речь, быстроту реакции и ловкость.

II.Тема: «Красная горка»

Рассказ о Пасхе. с.148(1)

IV.Тема:                       « Путешествие на златогривой чудо- тройке»

Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). Рассказ о мастерах Палеха.с.176(1), с.166(1)

МАЙ

I.Тема: «Человек без Родины, что соловей без песни»

Заключительная беседа о прошлом родного края и героях – земляках. Просмотр презентации

Консультация «Особенности организации предметно – пространственной»

Прогулка в центральный парк города  

Прогулка в парк Победы.

Коллективное изготовление панно из лоскутков «Русская кухня

 Помощь в оформлении цветочных клумб.  

Подвижные игры

«Ворон»

Умение выполнять правила игры.

Хороводная игра

« Плетень»

« Дружба»

II.Тема: «Край родной на век любимый».

 Литературная викторина по русским народным сказкам.  

III.Тема: «Прощание с избой»

Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне, изготовление панно, чаепитие.

Ее куратор Ленар Ахметов уверен: на выставке сейчас представлены самые топовые имена, которые есть на сегодняшний день

Для многих из нас трасса М7 — это не только расстояния, но и личные истории: дорога — метафора жизни, от этого никуда не деться. Авторы выставки предлагают подумать о судьбе наций, связанных этой трассой. Нужна ли национальная культура в эпоху глобализма или новые кочевники Жака Аттали завтра откажутся от нее как от лишнего груза? О роли этнической идентичности в эпоху «цифры», культурном коде дороги между Европой и Сибирью и выборе, который делают за нас, — в интервью с куратором выставки.

Ленар Ахметов: «И если любая дорога в русской традиции — это прежде всего рассказ о человеке и его судьбе, то М7 — это еще и рассказ о судьбе о больших и малых наций, их культуре и уникальности, их поисках, взлетах и  поражениях»Ленар Ахметов: «И если любая дорога в русской традиции — это прежде всего рассказ о человеке и его судьбе, то М7 — это еще и рассказ о судьбе больших и малых наций, их культуре и уникальности, их поисках, взлетах и поражениях»

«М7 — метафора евразийства»

— Ленар, на этой неделе в «БИЗОNе» открылась необычная выставка современного искусства под кодовым названием «М7 и новые кочевники», удивляющая буйством красок, форм, материалов и громких имен. Кто, как не вы, ее куратор и мотор, могли бы ответить: какова все- таки ее концепция?

— Для меня и, думаю, не только для меня М7 — это не просто дорога, это целая цепочка символов и знаков. Из Набережных Челнов в Казань, из Европы в Сибирь, из детства во взрослую жизнь. За всем этим мощнейшая история — и личная, полная эмоций и событий, и — если взглянуть пошире — история национальная, евразийская, российская. Путь, обочина, переход, стоянка, «обгон запрещен»… Помимо прямого значения все дорожные образы — точный аналог образов философских и метафизических.

Не так давно трассу М7 называли дорогой смерти: так много было здесь аварий из-за узкого дорожного полотна в ямах и рытвинах. Это тоже невозможно забыть, это навсегда в нашей памяти. Высокие скорости, великие реки, пыльные города. Узкие ручейки примыкающих дорог, ведущих к соседним деревням. Мешки кукурузных палочек, клюква и белые грибы, ведрами продающиеся на обочинах.

М7, как известно, — это основная федеральная трасса, соединяющая европейскую часть России и Сибирь, ключевой маршрут, проложенный через три области, три республики и семь рек, среди которых Волга, Ока, Кама и Белая. Развитие путей сообщения в восточном направлении идет с XII века, и эта дорога имеет вполне конкретную протяженность не только в пространстве, но и во времени: от Узбек-хана, декабристов и других ссыльных до многоуровневых развязок и заправок с кафе и стиральными машинами.

Ленар Ахметов — художник.

Награжден дипломами и грамотами министерства культуры Республики Татарстан, министерства культуры Удмуртской Республики. Председатель правления союза художников в Набережных Челнах с 2021 года. Живет в Набережных Челнах.

И если любая дорога в русской традиции — это прежде всего рассказ о человеке и его судьбе, то М7 — это еще и рассказ о судьбе больших и малых наций, их культуре и уникальности, их поисках, взлетах и поражениях. М7 — метафора евразийства, упорно пытающегося сохранить культурный и духовный код территории в водопаде мирового глобализма.

m7

Поэтому в экспозиции нет пейзажей, летящих за автомобильным стеклом, нет запечатленных достопримечательностей и злобы дня. Художники исследуют культурные и исторические кейсы своих народов и их место в современном цивилизационном процессе. Обращаясь к национальным корням, мы пытаемся вспомнить ту методологию связи с природой и космосом, которой обладали наши предшественники, найти тот магический кристалл, что позволит сохранить духовные сокровища предков в жестком сугубо функциональном мире высоких скоростей и big data. И самое главное — увидеть будущее национальных культур в эпоху глобализации.

— А что это за будущее, на ваш взгляд? Вы прогнозируете расцвет национальных культур или их размытие и утрату в результате мировых интеграционных процессов, заданных извне тем и трендов?

— Прогнозы — это не моя специальность, но, безусловно, угрозу для национальных культур в мире глобализации невозможно не видеть. Вспомним хотя бы о том, что будущее, по прогнозу одного из идеологов «нового мирового порядка» Жака Аттали, принадлежит «новым кочевникам», для которых характерен полный разрыв с какой-либо территорией, нацией, семьей и культурой. Это грядущая мировая космополитичная элита, которая проводит жизнь в бесконечных путешествиях по всему миру, зарабатывая удаленной работой и нигде не задерживаясь подолгу. В этой новой социальной форме человек будет носить на себе и в себе все, что составит его социальное значение. «Магнитная карточка станет подлинным „протезом Я“ человека, открывающим ему доступ к универсальному рынку», где можно купить разного рода удовольствия точно так же, как искусственные органы и характеристики будущих детей.

Помимо новых кочевников в постмодернистском мире Аттали предвидит появление «бедных бродяг периферии», которые тщетно стремятся перейти от замедленного к ускоренному миру и ведут «жизнь живых мертвецов». Этот культурный каннибализм, по Аттали, в пределе создаст ситуацию, когда «сам человек превратится в кочевой предмет». «Со вставленными в него искусственными органами он станет и сам искусственным существом, которое можно будет купить или продать, как любой другой предмет или товар», — говорит Аттали.

Вдохновляет ли такой образ будущего? Наверное, на этот вопрос каждый должен ответить сам. Выставка «М7 и новые кочевники» — это коллективное размышление о взаимоотношениях разных наций и народов на перекрестке высокоскоростных магистралей и цивилизационных магнитных полей, о выборе своего пути в эпоху глобализма. 

«Выставка «М7 и новые кочевники» — это коллективное размышление о взаимоотношениях разных наций и народов на перекрестке высокоскоростных магистралей и цивилизационных магнитных полей»«Выставка «М7 и новые кочевники» — это коллективное размышление о взаимоотношениях разных наций и народов на перекрестке высокоскоростных магистралей и цивилизационных магнитных полей»

«У каждого из 23 участников выставки свой художественный мир и своя борьба»

— Расскажите, пожалуйста, об участниках выставки. Что объединяет этих художников?

— Участниками выставки «М7 и новые кочевники» стали художники из больших и малых населенных пунктов, находящихся на этой трассе: Казани, Набережных Челнов, Уфы, Чебоксар и так далее.

У каждого из авторов выставки свой непростой творческий и исследовательский путь. Спектр художественных поисков очень разнообразен: от неопримитивизма и переосмысления религиозных и фольклорных образов до модернистских и постмодернистских течений, от минимализма до цифровых произведений. Многие из участников выставлялись за рубежом: в США, Канаде, Франции, Японии. Расих Ахметвалиев, например, несколько лет работал в Париже, сотрудничая с крупными галереями.

Татавангард представлен на выставке авторами, входящими в известные художественные объединения «Чингисхан» (Уфа) и «Тамга» (Набережные Челны). А известный чувашский художник Праски Витти раскрывает космогонию народа через детали национального костюма, где красные серебряные детали не просто украшают, но и защищают от болезней и бед, ибо злые духи, по народному поверью, боятся красного цвета и звона серебра. В свою очередь, поколение художников, рожденных в городах, в эпоху пластика и «цифры», создает искусство, свободное от традиционных материалов, но живущее на фундаменте богатого этнического опыта, познающее свои корни через городские музеи и тематические блоги. Они работают в видео-арте, с перформансами, но сохраняют тот же вектор развития.

fnr08892

— Насколько похожи работы участников выставки?

— Абсолютно разные. У каждого из 23 участников выставки свой художественный мир и своя борьба. Среди представленных на выставке художников татарского авангарда много тех, кто уже стал классиком. Например, Хамза Шарипов, основатель и лидер группы «Тамга». У него на выставке представлены очень стилизованные работы. Он окончил текстильный факультет академии Штиглица, и у него работы из ткани, склеенной в особой технике интарсия. Если раньше это делали на бумаге, то он — по ткани с отсылкой к раскопкам Пазырыкских курганов.

Хотелось бы рассказать о каждом участнике выставки, но, к сожалению, информации будет, наверное, слишком много для неподготовленного читателя. Однако на сайте галереи уже можно прочитать о каждом из художников.

Они очень разные, глаз не замыливается. Например, видишь орнаментальные яркие композиции Ильдара Гильманова и сразу понимаешь, что они татарские. Работы пестрые, сразу создают атмосферу праздника. А когда я смотрю на работы Рината Харисова, вспоминаю свое детство, бабушку и деревню, которая сейчас умирает. И невольно уже возвращаешься к истокам, когда все было хорошо, все были живы. В принципе, у Мадияра Хазиева тоже прослеживается эта тема.

Или Айрат Терегулов. Он копает уже больше в доисламскую сторону. В его работах чувствуется что-то первобытное. Наверное, это объединяет вообще всех людей. Инстинкты сидят просто в каждом. Работы Василя Ханнанова воспринимаются как инсталляция, потому что он к холсту пришивает старые аутентичные полотенца, и они становятся частью современного искусства.

Хотел бы особо отметить Зиннура Минахметова. У него представлены в экспозиции четыре листа, сделанные масляной пастелью. Это большие композиции 1×1,2 метра. Такие поля, в которых находятся совершенно гармоничные сочетания цветов, очень современны. Мы видим и архаичность, и сегодняшний день. Он просто невероятно сильный художник, мирового уровня, наверное, один из самых востребованных сегодня. Я считаю, что нам очень повезло, что он согласился участвовать. Из-за пандемии сейчас он забаррикадировался, и нам, к счастью, удалось его вырвать из берлоги.

Когда я стал думать о том, кто должен стать участниками выставки, и обсуждать это с художниками, начался такой дикий ажиотаж! Все говорили: «Давай вот этого возьмем, вот того подключим». И, по сути, на выставке сейчас представлены самые топовые имена, которые есть на сегодняшний день. Невозможно было отказаться, не включать этих художников.  

В итоге выставка «М7 и новые кочевники» разрослась до 83 работ, и это мы еще треть не уместили. Причем это такие самые-самые художники, известные, реализовавшиеся. Но, что интересно, они в таком составе никогда не выставлялись ни на одной площадке. Даже «Тамга» и «Чингисхан» — это две разные группы, которые не смешиваются. А тут мы увидим их на одной площадке. И рядом — цифровое искусство, ведь современные проблемы требуют современных решений. Это мы увидим в работах Нелли Акчуриной и Айдара Закирова.

Раньше художники пытались сохранить свою этническую идентичность материальными способами, а сейчас, в цифровую эпоху, художники пытаются сохранить себя в цифровом формате. Мне кажется, искусство перформанса и видео-арта сегодня как никогда актуально, потому что всю информацию мы получаем через интернет. И, думаю, вопрос сохранения своей идентичности стоит именно так: если мы сохраним себя в цифровом формате, то сохраним и в физическом. Сегодня такая ситуация.

«У меня вообще накопился колоссальный опыт в плане организаций выставок. Еще будучи студентом, знал многих выдающихся художников, изучал их»«У меня вообще накопился колоссальный опыт в плане организаций выставок. Еще будучи студентом, знал многих выдающихся художников, изучал их»

«Мне не хотелось делать смешанный винегрет, а, наоборот, хотелось цельности»

— Ленар, вы известный художник, но здесь выступаете как куратор. Почему решили сменить амплуа? И будут ли на выставке ваши работы?

 У меня вообще накопился колоссальный опыт в плане организаций выставок. Еще будучи студентом, знал многих выдающихся художников, изучал их. Я окончил художественно-графический факультет пединститута в Набережных Челнах. И у нас было много искусствоведческой работы. Потом я делал групповые выставки молодых художников, будучи студентом, и свои персональные. Мне было интересно собирать единомышленников среди молодых. У нас проводился проект «Арт-Эволюция» в нулевых годах. Собирали авангардные работы. Это было противостояние классическому искусству, которое нам преподавали в институте, в очень жесткой форме. Случались и конфликты с преподавателями, разборки на открытиях выставок с педагогами. Это была такая яркая страница юности.

В дальнейшем я понял, что мне очень нравится делать такие проекты. Для меня равно интересны разные художники из разных городов. Сейчас жизнь предоставила мне возможность сделать такой проект — и я рад, что смог собрать вместе яркие работы авторов из разных творческих объединений, разных городов и разных поколений.

— По поводу ваших работ: будут ли они на выставке?

— Да, будут. От проекта «Дежавю» одна работа, «Мать», посвященная тюркской легенде о происхождении тюркских народов, «Карга боткасы». Первые две работы сделаны в технике татарского шамаиля. Точнее, я отталкивался от этой техники, но использовал немного другие методы рисования. В данный момент я выставляю именно эти работы. Хотя думал о другом проекте, но там акрил на холсте, а подобной техники на выставке будет много. Потому я решил не добавлять свои работы, чтобы экспозиция стала более разнообразной.

«На выставке в «БИЗОNе» мы тоже обязательно сыграем вместе со зрителями!»«На выставке в «БИЗОNе» мы тоже обязательно сыграем вместе со зрителями!»

— По какому принципу вы отбирали свои работы и работы художников?

— Как я уже говорил, мы провели тщательный отбор. Я в основном брал работы проектные. Мне не хотелось делать смешанный винегрет, а, наоборот, хотелось цельности, чтобы художник выставлял какой-то определенный проект. Такой был главный критерий. Ну и, конечно, особое внимание уделялось медиумам: у нас есть работы в технике батик, акрил, холст и масло, шариковая ручка, пастель. Также представлены скульптуры Аделя Халиуллина, арт-объекты Ильдара Гильманова. Я тоже отправил две. Первая — деревянная скульптура «Степная Мадонна». Я ее делал в Удмуртии на симпозиуме. Там у меня сам собой образовался проект, где я делаю деревянные объекты из собранной в заброшенных домах утвари. Я нашел корыто, добавил другие предметы, переработал, что-то поменял и сделал совершенно новый объект. Он похож на балбалы, только не каменный, а деревянный. Такая отсылка к архаичным памятникам тюркской истории. Я смешал в ней финно-угорский и тюркский дух. Оставил текстуру древесины, где-то затонировал, сохранил все трещины, дефекты.

Второй объект — «Тангыра» — создан в 2018 году. Мы тогда должны были сделать финно-угорский проект, связанный с музыкальным инструментами. И опять из бытовых доступных объектов я решил сделать предмет, из которого можно было бы извлечь звук. Мы обнаружили старые ступы. Их было много, разных размеров и форм. Нашли жерди. Почистили, обработали, собрали. Получился такой ударный инструмент. Сыграли на нем вместе с музыкантами и местными бабушками. Теперь этот объект — достопримечательность села Булай Увинского района. На ней уже много народу поиграло за эти годы, прямо видно много-много маленьких вмятин от ударов. На выставке в «БИЗОNе» мы тоже обязательно сыграем вместе со зрителями!

Как давно появился видео-арт в Поволжье? Насколько этот жанр вообще заботит современных художников?

— Знаете, с видео-артом у нас вообще совершенно интересная ситуация. Во-первых, он у нас не шибко сильно развивался. Этот процесс наиболее развит у финно-угорских народов. У нас же даже споры были с художниками, моими друзьями. Я говорю: «Надо делать видео-арты». Они отвечают: «А зачем это надо? Это же кино». Потом я видел много вариаций, как пытаются сделать видео-арт, а он похож на рекламный ролик. Ну зачем тратить время, надо же монетизировать все, делать иррационально не стоит. В принципе, вот разница между тюрками и финно-уграми. В том, что мы рациональные, а финно-угры иррациональные. Они снимают ради того, чтобы снимать, и закладывают просто какие-то более тонкие аспекты видео, которые коммерчески никак не привлекательны. И несут совершенно другую нагрузку, больше культурной среды.

Глядя на удмуртов, наши художники стали перехватывать этот момент. Кстати, видео-арт Нелли Акчуриной был сделан в Удмуртии этим летом. Она нашла материал для него в старом доме, где раньше жили две бабушки. Они умерли, их дом закрыли. Но вещи бережно уложила и сохранила их соседка Таисия Леонидовна. Видео-арт основан на этих предметах, которые были там, в этом доме. Он очень трогательный, обращается к памяти этих двух бабушек, которых, наверное, все бы забыли, если бы Нелли просто не обратилась к ним с благодарностью за то, что они все сохранили.

«На этой выставке вы получите хороший солнечный заряд. Этого не было в концепции — это проявилось уже в процессе развески экспозиции»«На этой выставке вы получите хороший солнечный заряд. Этого не было в концепции — это проявилось уже в процессе развески экспозиции»

— Если бы вас попросили охарактеризовать новую выставку двумя словами, вы бы сказали

— Тепло и солнечно. Сейчас самое темное и холодное время года, когда все выглядит довольно депрессивно. А на этой выставке вы получите хороший солнечный заряд. Этого не было в концепции — это проявилось уже в процессе развески экспозиции. Наверное, это тот дар, который, несмотря ни на что, несет в себе искусство, связанное с культурным кодом нашей земли и нашей дороги.

— «Хороший солнечный заряд» — звучит удивительно позитивно на фоне ваших предыдущих пугающих размышлений вокруг идей Аттали, одного из современных конструкторов «нового дивного мира». Будем считать, что вопреки тревожным трендам современной цивилизации (которые мы особенно остро ощутили в эпоху ковида, «куаризации» и прочих новаций) именно современное искусство дает нам шанс и надежду.  

Доброе утро!

Жириновский сказал по телевизору, что России следовало бы начать бомбить Украину в новогоднюю ночь – часа в четыре утра, когда все уже напьются. В Минобороны России говорят то же самое, только наоборот:

  • Замминистра обороны России напомнил военным атташе иностранных государств, что НАТО готовится к масштабному вооруженному конфликту с Россией.
  • В Беларуси представили поправки к Конституции. Сегодня Путин может провести очередную встречу с Лукашенко в Петербурге.
  • Суд в Карелии увеличил срок бывшему главе карельского «Мемориала» Юрию Дмитриеву с 13 до 15 лет.
  • Флейтиста «Аквариума» Брайана Финнегана выдворили из России, продержав ночь в каталажке в аэропорту.

На спусковом крючке войны

Российские официальные власти публично не комментируют призывы «присоединять» и «бомбить» Украину, прозвучавшие из уст главы Чечни и депутата Жириновского. Напротив, замминистра обороны России Александр Фомин объяснил на брифинге для военных атташе и сотрудников иностранных посольств, что это НАТО готовит полномасштабный военный конфликт с Россией.

Американская Washington Post пишет со ссылкой на данные американской разведки, что российское наступление на Украину начнется со стороны Азовского моря, и здесь руководитель мониторинговой группы Института черноморских стратегических исследований Андрей Клименко объясняет, почему это, скорее всего, правда.

Бывший заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Сергей Кривонос отмечает, что современные войны ведутся не массой на массу, а на уровне высокоточного оружия, радиоэлектронной разведки, авиации и мелких десантно-диверсионных групп – и руководство Украины, по его мнению, не обращает достаточного внимания на эти вещи.

В России своя борьба

  • Петрозаводский районный суд Карелии увеличил срок главе карельского «Мемориала» Юрию Дмитриеву – с 13 до 15 лет колонии строгого режима. Общественность восприняла это с ужасом; защита обжалует приговор и будет добиваться полного оправдания Дмитриева. Уголовное преследование историка сталинских репрессий продолжается уже пять лет, «Мемориал» считает Дмитриева политзаключенным.
  • Впрочем, у самого «Мемориала» дела идут не блестяще: сегодня Верховный суд России продолжит рассмотрение дела о его ликвидации. Накануне «Ветераны России», недавно успешно изгнавшие из России рэпера Моргенштерна, обратились в Генпрокуратуру с требованием привлечь к уголовной ответственности руководство и сотрудников «Мемориала» за «отрицание, умышленное замалчивание и фальсификацию фактов преступлений нацистских пособников путем увековечивания их памяти как жертв политических репрессий в СССР» (речь идет о том, что в списках репрессированных, которые составляет «Мемориал», обнаружились лица, сотрудничавшие с нацистами во время войны, – как будто это сотрудничество задним числом оправдывает вынесенные в отношении них неправосудные приговоры). На этом фоне Минобороны РФ отказалось убрать барельеф со Сталиным с Дома офицеров в центре Екатеринбурга.
  • Правозащитный проект «ОВД-Инфо», сайт которого заблокирован по решению Луховицкого райсуда Московской области за распространение «экстремистских материалов», опубликовал петицию, в которой призывает соцсети не блокировать аккаунты проекта по требованию Роскомнадзора. Здесь юрист «ОВД-Инфо» рассказывает, как ловко обошлась с ней Луховицкая прокуратура накануне судебного заседания о блокировке сайта, и объясняет, зачем это было сделано. Сам проект называет постановление суда «актом государственной цензуры». Вот краткий рассказ о десятилетней истории «ОВД-Инфо», помогавшего задержанным на мирных акциях.
  • Корреспондент Русской службы BBC Андрей Захаров, ранее включенный в список «физических лиц, выполняющих функции СМИ – иностранного агента», уехал из Москвы в Лондон, заметив за собой «беспрецедентную слежку». Он не понимает, связывать ли ее с «иноагентским» статусом или с расследованием о хакерах из Evil Corp, которое он готовил. Накануне Кадыров сказал на пресс-конференции, что журналистов, объявленных российскими властями «иностранными агентами», «нужно сажать пожизненно за предательство, за измену родине или выгонять туда, где они получают свои гонорары».
  • За какие грехи в Россию не впустили флейтиста «Аквариума» Брайана Финнегана, понять вообще невозможно. Борис Гребенщиков сказал на концерте в Москве, что Финнеган просидел «в кутузке» московского аэропорта всю ночь, после чего его отправили – за его же счет – обратно в Великобританию. Финнеган – гражданин Великобритании, он играет в «Аквариуме» уже 15 лет. БГ прокомментировал случившееся песней «Мое имя пыль».

«Изменники родины» и прочие навальнисты

  • Бывшему журналисту «Коммерсанта» Ивану Сафронову, обвиняемому в госизмене, продлили арест до 7 апреля. К тому моменту он проведет в «Лефортове» 1 год и 9 месяцев. Сестру и девушку Сафронова в зал суда не пустили. Вину он не признает.
  • Семья физика Виктора Кудрявцева, работавшего в одном из институтов «Роскосмоса» и обвиненного в госизмене якобы за передачу в Бельгию технологий российского гиперзвукового оружия, отказалась прекращать дело в связи с его смертью. Кудрявцев просидел в «Лефортове» год и два месяца, после чего его отпустили под подписку – лечить рак легких (вернее, умирать от него). Кудрявцев умер в апреле в возрасте 77 лет. Родственники хотят добиться полного его оправдания.
  • Суд в Уфе прекратил административное дело об «иностранных агентах» против бывшего координатора местного штаба Навального Лилии Чанышевой. Сейчас она находится в московском СИЗО по уголовному делу о «создании экстремистского сообщества» (то есть сети региональных штабов Навального), к ней не допустили уже четырех адвокатов. Наказание по этой статье – до 10 лет.
  • Прокурор запросил 8 лет колонии участнику московской январской акции в поддержку Навального за то, что он кинул куда-то файер (предположительно, в сотрудников правоохранительных органов).

Российские будни

  • В Кремле начали подготовку к президентским выборам 2024 года, то есть провели по этому вопросу семинар в Подмосковье. В качестве главной задачи на семинаре называлось «обеспечение легитимности» избрания Путина. Других вариантов нет.
  • По данным центра «Досье», Наталья Попова – ближайшая подруга дочери Путина Катерины Тихоновой – за несколько лет вошла в правление шести компаний с государственным участием, а в декабре ради нее даже учредили специальную госдолжность – бизнес-омбудсмена по защите прав высокотехнологичных компаний-лидеров.
  • По подсчетам «Важных историй», с 2017 года российские чиновники приватизировали более 100 элитных квартир, причем в нескольких случаях им передавали целые дома. По закону на жилье от государства могут рассчитывать только те, у кого его нет, но на деле для многих эти квартиры оказываются третьими или даже четвертыми. В то же время известны случаи, когда государство через суд выселяет неинтересных ему бывших госслужащих, хотя жить им действительно больше негде.
  • По данным источников «Коммерсанта», Кремль планирует активнее привлекать к госслужбе казаков: их будут ставить на охрану лесов вместо лесников, а уже в 2022 году появится первый казачий батальон Росгвардии.
  • Около 30 российских правозащитных организаций подписали обращение с критикой внесенного в Госдуму законопроекта об ужесточении наказаний за пытки: законопроект предусматривает простое увеличение максимального срока наказания на два года, тогда как правозащитники требуют выделить пытки в отдельную статью (сейчас это просто «превышение должностных полномочий»).
  • По данным «Левада-Центра», 86% россиян считают, что за полуобнаженные фотографии на фоне церквей следует наказывать – но мягко, штрафом.
  • В Москве в возрасте 35 лет умер основатель националистского сайта «Спутник и погром» Егор Просвирнин. Он выпал из окна квартиры на Тверском бульваре в голом виде. Его сайт был заблокирован в России в 2017 году.
  • Эпидемия коронавируса, по данным российского оперативного штаба, продолжает идти на спад: 23 210 новых случаев за сутки и 937 смертей. Что происходит на самом деле, узнаем, когда Росстат подведет итоги года.

Неприкосновенный

В Беларуси опубликовали проект изменений и дополнений в Конституцию. Документ дает Лукашенко право избираться еще на два срока, после чего ему гарантируется пожизненная неприкосновенность. Поправки также закрепляют статус Всебелорусского народного собрания (оно даже может сместить с должности президента, только процедура очень сложная). Заодно из Конституции исчезло положение о нейтральности и безъядерности Беларуси, но зато появились патриотизм, священная роль Великой Отечественной войны и брак как союз между мужчиной и женщиной. Сегодня Лукашенко, вероятно, проведет очередную встречу с Путиным в Петербурге, где и доложит ему об успехах.

Суд в Минске приговорил россиянина Егора Дудникова к 11 годам лишения свободы за «разжигание социальной вражды и розни, повлекших тяжкие последствия» и «призывы к действиям против нацбезопасности» (он озвучивал ролики для белорусской оппозиции). Вот интервью с его матерью.

В Пружанах милиция задержала активистку Елену Гнаук за «бчб-пикет возле своего дома». Пикетом силовики посчитали пост пенсионерки в инстаграме с фотографией тряпок белого и красного цвета. Гнаук уже и так отбывает три года «домашней химии» по «хороводному делу», отягченному «угрозами» старшему прокурору Брестской прокуратуры.

Вокруг света

  • В Афганистане талибы запретили водителям возить женщин без хиджабов. Поездки на расстояние более чем в 72 км могут совершаться только в сопровождении мужчин.
  • О новом премьере Болгарии Кириле Петкове – 41-летнем бизнесмене, неожиданно выигравшем парламентские выборы, – читайте здесь.
  • В Испании приостановлен процесс натурализации потомков сефардов, изгнанных из страны более 500 лет назад, – в связи с многочисленными коррупционными скандалами (паспорта то и дело получают люди, не имеющие к сефардам ни малейшего отношения). Недавно сефардский паспорт, – правда, португальский – получил Роман Абрамович; местная пресса сильно сомневается (и не без оснований) в его сефардских корнях.

Шесть ссылок

  • Ленинградские вещи. Рассказ о единственной известной записной книжке Константина Вагинова и детективная история расшифровки текста на ее последней странице. Или история приемника Telefunken, принадлежавшего Даниилу Хармсу.
  • Сибирские легенды. К годовщине восстания декабристов – рассказ о фольклоре, порожденном их присутствием в Сибири. К годовщине со дня смерти Мандельштама – перечень вымышленных и реальных отчетов о том, как он погиб, с нынешними фотографиями соответствующих мест.
  • Балет и танец. Рассказы бывших артистов балета о том, как они уходят на пенсию в России. Или разговор Павла Гершензона и Дмитрия Ренанского о танцевальном театре Пины Бауш, приуроченный к гастролям ее труппы в Петербурге.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

    Советская традиция накрывать обильный стол на Новый год с оливье, селедкой под шубой и икрой скоро сойдет на нет. Кухня упрощается. Но в России так и не создали национальный фастфуд. Об этом и многом другом в интервью «РГ» рассказал президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров.

    Как изменил предпочтения россиян в еде ковид — мы стали есть больше полезной пищи или больше «утешительной»? Многие говорят, что люди больше стараются питаться правильно.

    Игорь Бухаров: Готовы правильно питаться люди, у которых есть деньги, — тогда они начинают задумываться, как прожить эту жизнь здоровым. Но в ситуации, когда доходы населения падают десятый год подряд, определяющую роль при выборе еды играет все же цена. Этим в первую очередь объясняется такое бурное развитие фастфуда — это предложение на тот кошелек, который есть сейчас у потребителя.

    Тренд на здоровое питание был и будет вне зависимости от ковида. Но дело и в маркетинге. Неинтересно продвигать ресторан только потому, что там вкусно. А если говорить, что здесь подается здоровая еда, тогда другое дело — этим можно зацепить потребителей. Поэтому создается впечатление, что у нас сейчас особенно тренд на ЗОЖ.

    Как изменились пищевые предпочтения за последние 5-10 лет? Кроме суши, какую не нашу еду мы стали есть в небывалых объемах?

    Игорь Бухаров: Кухня подвержена моде. Одно время в моде были суши. Сейчас интересна, например, дешевая уличная еда — большие порции той же лапши, дающей быстрое насыщение.

    Мы давно перестали питаться по принципу «первое-второе-компот» — все идет в сторону упрощения. Например, французы в свое время сильно облегчили свою кухню — у них зачастую все меню умещается на двух страницах. У нас тоже есть рестораторы, которые работают над русской кухней, оставляя старые вкусы и изобретая новые формы подачи. Но это уже авторская история — она, наоборот, идет в сторону усложнения. А вот национального фастфуда мы не создали за исключением разве что блинов. Хотя и тут сложно утверждать, что это русский продукт.

    Доставка и тренд на еду навынос не погубят хорошую кухню? В этот кризис уцелеют хорошие рестораны, а посредственные погибнут? Или наоборот?

    Игорь Бухаров: С началом пандемии мы оказались взаперти — именно это заставило рестораны заняться доставкой. Хотя тренд такой сам по себе есть — если можно заказать на дом, зачем куда-то ехать в ресторан?

    Но кто выживет дальше — в большей степени будет зависеть от покупательной способности населения. Будут у людей деньги — будут выбираться поесть вне дома в хорошие заведения. Сейчас закрываются и приличные рестораны, которые работали по 25 лет. С начала пандемии потери на российском ресторанном рынке — около четверти.

    Кто-то из экспертов говорил, что с началом пандемии рестораны переедут из центра на окраины вслед за людьми, которые перешли на удаленку. Наблюдаете ли вы тенденцию на открытие заведений в спальных районах?

    Игорь Бухаров: Знаю, что некоторые рестораторы рассматривают варианты переезда в спальные районы. В центре аренда дорогая, а спрос невелик. Открывать в центре заведения смысла нет — это на Западе люди в кафе завтракают, обедают и ужинают, у нас нет такой гастрономической культуры питания вне дома. А с другой стороны, в спальных районах сейчас сформирована среда для полноценной жизни, чтобы можно было никуда не перемещаться.

    Есть ли место на нашем рынке каким-то местным традициям и блюдам?

    Игорь Бухаров: Основа любой национальной кухни — продукты, произведенные в этой местности в этих географически-климатических условиях. Плюс традиции. У нас страна большая, поэтому и блюд много. Даже рецепты суточных щей отличаются в зависимости от местности. Но никто этой кухней заниматься не хочет. У нас модно открывать хинкальные, рестораны японской кухни и прочее.

    Хотя я считаю, что открывать в Вологде итальянский ресторан смешно. Нет аутентичности вкуса — продукты наши, повара наши. Он не будет итальянским просто от того, что на стене нарисована гондола.

    Первые российские рестораны получили звезды Мишлен. Согласны ли с их оценкой? Повысился ли ценник в этих ресторанах?

    Игорь Бухаров: Насколько я знаю, ценник остался прежним, но бронировать столик нужно сильно заранее. Можно было рекомендовать и побольше ресторанов. У нас есть достойные. Но для начала и это хорошо. Нужно еще понимать, что Мишлен — это чисто французский гид. И оценивают они рестораны соответственно — подачу и оформление блюд, отношение к продуктам, атмосферу, сочетания с вином. Вряд ли они смогут оценить, например, какой-нибудь узбекский ресторан.

    Когда дело дойдет до Санкт-Петербурга? Там больше может быть звезд Мишлен?

    Игорь Бухаров: В Петербурге работает много талантливых ребят. Но дойдет дело до него тогда, когда город сможет оплатить работу инспекторов, которые оценивают рестораны.

    С начала пандемии потери на российском ресторанном рынке — около четверти. Закрываются и приличные рестораны, которые работали по 25 лет

    Много ли в России выдающихся заведений и поваров?

    Игорь Бухаров: У нас ресторанов в три раза меньше, чем, например, в Мексике. Количество посадочных мест на тысячу населения меньше в два-три раза, чем в Аргентине, Бразилии или Индии. Поэтому выдающихся заведений меньше — пока их можно пересчитать по пальцам двух рук. Но они есть. При этом хорошие рестораны есть не только в двух столицах, но и, например, в Калининграде, Новосибирске, Владивостоке. Причем у нас рождаются свои талантливые повара. Мы не приглашаем больше иностранцев.

    По каким внешним признакам можно отличить плохой ресторан от хорошего?

    Игорь Бухаров: Самый верный признак — сарафанное радио. Посмотрите отзывы в интернете, поговорите с людьми. Даже в центре Ниццы можно испортить пасту.

    Есть ли у Вас какие-то фирменные/любимые рецепты традиционных новогодних блюд? Что вообще советуете на новогодний стол? Вы едите, например, оливье?

    Игорь Бухаров: Можно и оливье съесть, но это очень сложный в приготовлении и трудоемкий салат — не хочется заморачиваться. А лучше вообще не есть на Новый год или как минимум не злоупотреблять — не переедать, не есть много острого, соленого, жирного. Вся эта традиция — накрывать столы с оливье, селедкой под шубой, икрой — пошла с советских времен. Когда люди накапливали деньги, отстаивали очереди за продуктами и устраивали себе наконец праздник. Но сейчас все изменилось — продуктов в магазинах много, нет необходимости доедать поутру засохший сыр или заветрившийся салат «Мимоза». Через какое-то время эта традиция совсем сойдет на нет — наши дети есть это уже не будут.

    Алкоголь тоже не советуете употреблять на Новый год? Какой посоветуете к столу — иностранный или наш?

    Игорь Бухаров: Здесь то же самое — не стоит злоупотреблять. Могу сказать, что в России тоже появились хорошие вина. Хотя они еще дороги — мы еще в начале пути, у нас нет длинных денег, нет программы, которая реально дает возможность развиваться российскому виноделию. У нас 400 хозяйств, а в Италии — 40 тысяч. Но вопреки всему мы делаем интересные вина.

    Доброе утро!

    На верфи в Петербурге почти сгорел корвет «Проворный», строившийся для Минобороны с 2013 года; в процессе пострадали три человека. Пожары на петербургских верфях происходят регулярно – впечатляющий список смотрите в конце этого материала. В новостях тоже все регулярно:

    • Как обычно по пятницам, список «иностранных агентов» пополнился двумя НКО.
    • МИД России опубликовал проекты договоров о «гарантиях безопасности» с США и НАТО. Эксперты называют эти требования абсолютно неприемлемыми.
    • Роскомнадзор пригрозил блокировкой YouTube в России, если немецкоязычный канал RT не будет разблокирован.
    • Польский пограничник сбежал в Беларусь, где рассказал госканалу, как на его родине расстреливают волонтеров.

    Российская «политика»

    • Минюст внес в реестр «иностранных агентов» владивостокский центр помощи ЛГБТ и жертвам домашнего насилия «Маяк» и автономную некоммерческую организацию по реализации социально-правовых программ «Лилит». Обеими организациями руководит психолог Регина Дзугкоева. В отсутствие отечественного закона о домашнем насилии помощь его жертвам считается враждебной политической деятельностью (из интервью с Маргаритой Грачевой, которой муж из ревности отрубил кисти обеих рук, хорошо видно, к чему это приводит).
    • Роскомнадзор потребовал от Google разблокировать новый YouTube-канал российской государственной телекомпании RT на немецком языке, а в случае отказа пригрозил блокировкой видеосервиса в России. Но у RT в Германии и без YouTube проблем хватает: немецкий медиарегулятор начал расследование в связи с тем, что RT запустил программу на немецком языке без лицензии на вещание в ФРГ.
    • В Госдуму снова внесен законопроект, запрещающий иностранцам и не состоящим в браке парам пользоваться услугами суррогатных матерей. Впервые этот законопроект, тогда отклоненный на уровне комитета, возник в январе 2020 года на фоне уголовного дела против врачей, работавших с суррогатными матерями: во время пандемии родители-иностранцы лишились возможности забрать своих младенцев, но следствие считает, что дети были рождены от неизвестных родителей с целью продажи за границу. У одного прорвавшегося через ковидные кордоны отца ребенка просто отобрали.
    • В Челябинске со службы в полиции уволили участкового уполномоченного Яну Кириллову – лидера группы сотрудников МВД, протестовавших против выселения из служебного жилья. В неформальной беседе ей объяснили: это связано с тем, что она дала интервью «Дождю». По данным «Дождя», по всей России из полиции увольняют сотрудников, подписанных на какие-либо медиаресурсы Навального и его команды.

    Российское правоохранительное

    • Суд в Москве арестовал на 14 и 15 суток муниципального депутата Люсю Штейн и участницу Pussy Riot Марию Алехину по статье о пропаганде нацистской символики. Соответствующую символику правоохранителям удалось отыскать в постах 2018-го и 2015 годов. Отбывать наказание их увезли в ИВС в Сахарово. В августе Штейн и Алехину приговорили к году ограничения свободы по «санитарному делу»: им запрещено выходить из дома ночью, участвовать в массовых мероприятиях и выезжать из Москвы.
    • О том, как сажают за посты в соцсетях в Ростовской области, здесь рассказывает бывший координатор “ОВД-Инфо” в Ростове-на-Дону Ростислав Павлищев.
    • В Петербурге начался суд над бывшим депутатом городского парламента Максимом Резником – его обвиняют в покупке марихуаны без цели сбыта. Обнаружение травы произошло при крайне странных обстоятельствах. Сам Резник считает это дело способом не допустить его переизбрания в ЗакС, и в этом смысле оно уже увенчалось успехом, потому что ему не дали зарегистрироваться, когда он сидел под домашним арестом (уже после выборов суд признал незаконным недопуск к нему адвоката, с помощью которого можно было бы зарегистрироваться дистанционно).
    • К ректору «Шанинки» Сергею Зуеву не пускают в СИЗО врачей-специалистов. Здесь о критической ситуации с его здоровьем рассказывает адвокат (только видео).
    • В Ростове-на-Дону назначили служебную проверку в связи с публикацией приговора по делу о коррупции, в котором упоминается наличие российских военных на Донбассе. Здесь журналист “Новой газеты” Павел Каныгин рассказывает, как случаются подобные оговорки и утечки, а тут юристы объясняют, что с правовой точки зрения текст этого приговора не является подтверждением наличия российских войск на Донбассе.

    «Гарантии безопасности»

    МИД России опубликовал проекты договоров о «гарантиях безопасности» с США и НАТО. Требований там много, одно из них – исключить вступление Украины в НАТО, отказаться от ведения любой военной деятельности на территории Украины, стран Восточной Европы, Закавказья и Центральной Азии. Эксперты называют эти требования абсолютно неприемлемыми, но теряются в догадках относительно того, зачем российский МИД эти бумаги опубликовал (это противоречит нормальной дипломатической практике и может свидетельствовать о том, что требования уже были отвергнуты “западными партнерами”). Что Россия собирается делать с этим дальше, никто пока не понимает. Пресс-секретарь Белого дома не комментировала требования по сути, но сказала, что обсуждать их с Россией без участия европейских стран никто не будет.

    Чтобы лучше понять баланс военных сил между Россией и НАТО, стоит прочитать подробные разъяснения Павла Подвига – старшего научного сотрудника Института ООН по исследованию проблем разоружения в Женеве.

    Заявление генсека НАТО Йенса Столтенберга о том, что вхождение Украины в НАТО будет решаться самим НАТО и Украиной, но уж никак не Россией, по мнению украинского политолога Николай Капитоненко, следует воспринимать как чисто риторическое: Украина не станет членом НАТО не только в ближайшем будущем, но и в среднесрочной перспективе, потому что никто из членов военного союза не захочет обременять себя обязанностью включаться в конфликт с Россией, в котором Украина фактически находится.

    Вот лишь один эпизод этого конфликта: учительница из Киева поехала в Горловку навестить свою престарелую мать, но была задержана как «украинская шпионка» и находится в заключении в так называемой ДНР почти полтора года.

    Вокруг света

    • Польская армия сообщила о пропавшем пограничнике. Довольно быстро он объявился в Беларуси, где стал рассказывать государственному телевидению о том, что польские пограничники убивают волонтеров, стремящихся помочь застрявшим на нейтральной территории мигрантам (слушая это, мы, вероятно, должны предположить, что у «убитых» волонтеров никогда не бывает друзей и родственников, которые могли бы заявить об их исчезновении в польскую полицию и рассказать об этом польской прессе).
    • Минский городской суд приговорил блогера Эдуарда Пальчиса к 13 годам колонии усиленного режима (четыре обвинения, в том числе «угроза национальной безопасности»). Это уже второй срок Пальчиса: его стали активно преследовать еще в 2015 году.
    • Российский МИД ввел санкции в отношении семи граждан Великобритании в ответ на объявленные ранее Лондоном санкции против отравителей Навального. Фамилии подпавших под санкции не называются.
    • В США по обвинению в шпионаже в пользу России арестован инженер, выполнявший в том числе и заказы Пентагона.
    • КНДР отмечает 10-летие смерти Ким Чен Ира: жителям запретили смеяться на улицах, праздновать дни рождения и пить алкоголь.

    Хроники пандемии

    По данным оперативного штаба на утро пятницы, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России упал до 27 743. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 10 миллионов 159 тысяч; официальное число жертв достигло к утру четверга 295 104 человек (+1080 за сутки). Глава Минздрава России Михаил Мурашко назвал фейком подсчеты «Холода» и «Медиазоны», согласно которым на самом деле избыточная смертность за весь период эпидемии превысила миллион человек. Здесь объясняется, как эти подсчеты делались.

    Суд в Иркутской области оштрафовал на 10 тысяч рублей жительницу Братска Юлию Бубнову за запись обращения к Путину с просьбой смягчить антиковидные ограничения (статья «Организация массового пребывания граждан в общественном месте», хотя обращение Бубнова записывала вдвоем с подругой).

    Международная группа авторов опубликовала первое исследование о том, насколько успешно борются со штаммом «омикрон» антитела людей, привитых пятью самыми распространенными в мире вакцинами. По их данным, российский «Спутник V», возможно, вообще не способен бороться с «омикроном» (но, может быть, это ошибка).

    Минздрав ЮАР, где появился «омикрон», сообщил, что распространение этого штамма не приводит к резкому росту госпитализаций: в больницу попадает лишь один из 60 заболевших.

    Ссылки для чтения

    • Литература. Текст доклада издателя и исследователя современной русской поэзии Владимира Орлова (он умер 6 декабря) о взаимоотношениях Бродского и Сергея Чудакова, с подробным комментарием стихотворения «На смерть друга» (Имяреку, тебе, – потому что не станет за труд…). Или двухчастное интервью с поэтом Мариной Кудимовой о позднесоветском литпроцессе и Переделкине: часть первая, часть вторая.
    • Источниковедение. Рассказ о жизни Юрия Абызова (1921–2006) – рижского библиографа, описавшего всю печатную продукцию, выпущенную на русском языке в Латвии между двумя мировыми войнами. Или интервью с Дарьей Московской, создателем цифрового архива литорганизаций 1920–1930-х годов: заседания, протоколы, стенограммы.
    • Кривая наука. Филолог Светлана Гурьянова рассказывает, как распознать лингвофрика по десяти признакам лженаучных теорий о языке. Или отрывок из книги Натальи Конрадовой «Археология русского интернета. Телепатия, телемосты и другие техноутопии холодной войны» (изд-во Corpus) – о том, как в СССР почти изобрели интернет, но только почти.
    • Кино. Беседа Николая Хомерики с Александром Сокуровым (не о Путине, о кино). Или отрывок из книги Паскаля Мерижо «Жан Ренуар» (изд-во «Роузбад») о том, как Луи-Фердинанд Селин громил фильмы Жана Ренуара, называя их «продуктом еврейской пропаганды».
    • Художественные тряпочки. Интервью с петербургской художницей Глюклей Першиной-Якиманской, которая долго работала с одеждой, а теперь пишет акварели, в которых пытается ухватить зазор и несовпадение между телом и одеждой. Или беседа с Эдит Паулс-Вигнере – латвийской художницей по текстилю (и сестрой Раймонда Паулса): с 1960-х годов она делает гобелены.
    • Архитектура. Рассказ о бурном, но коротком романе Ле Корбюзье с СССР и единственном проекте, который ему удалось там реализовать. Или беседа с Ильей Осколковым-Ценципером, компания которого запустила странный проект: уже полгода люди разных специальностей изучают во всех деталях обычную московскую многоэтажку.

    Искренне Ваши,
    Семь Сорок

    • Рассказ о русских богатырях 5 класс однкнр
    • Рассказ о рукодельнице села
    • Рассказ о русских традициях для детей
    • Рассказ о россии по карте природных зон для 4 класса кратко
    • Рассказ о российском флаге на английском языке