Рассказ о русской истории со времен первых князей и до царствования ивана грозного

А. а. шишкин. царь иван. 2013. холст, масло. собрание автора иван iv грозный 15301584 правитель россии с 1533 по

Рассказ о русской истории со времен первых князей и до царствования ивана грозного

Рассказ о русской истории со времен первых князей и до царствования ивана грозного

А. А. Шишкин. «Царь Иван». 2013. Холст, масло. Собрание автора

Иван IV Грозный (1530—1584) — правитель России с 1533 по 1584 год, сын Василия III. Первый из российских самодержцев стал постоянно именоваться титулом «Царь всея Руси». Великий Князь Московский в 1533—1547 гг. (и далее формально до 1575), Царь всея Руси в 1547—1584 гг. В малолетство Ивана IV в 1533—1538 гг. правила его мать Елена Глинская, а в 1538—1545 гг. иные регенты (Седьмочисленная боярская комиссия — первая «семибоярщина», князь Василий и Иван Шуйские, князь Иван Фёдорович Бельский и другие). Самостоятельное правление Ивана Грозного делится на два очень разных периода.

Основные достижения и победы приходятся на первый период царствования Ивана IV: созыв первого Земского собора в 1549 г. (установление сословной демократии в России), основание постоянного стрелецкого войска и создание Судебника в 1550 г., покорение Казани (1552), Астрахани (1556) и всего Среднего и Нижнего Поволжья. В этот период молодой Царь правил в согласии с так называемой Избранной Радой — кругом советников, составленным из бояр, дьяков, представителей Церкви.

На второй период царствования Ивана IV приходятся военные поражения и политический террор. В 1560-е гг. разгорелся жестокий конфликт царя с его окружением, Избранная рада распалась, многие ее члены были репрессированы. Корни этого конфликта, по всей видимости, уходят в детство и юность Ивана IV, когда бояре неоднократно обижали будущего царя. В 1552 г., во время болезни Ивана IV, часть бояр отказалась присягнуть на верность его сыну. В 1560 г., умерла жена Ивана IV царица Анастасия — по мнению Царя, она была отравлена боярами.[1] К 1564 г. победы в Ливонской войне против коалиции североевропейских стран сменились поражениями. Тогда Иван IV затеял военно-административную реформу, известную как опричнина (1565—1572 гг.), в ходе которой из общей территории страны был выделен отдельный («опричный») царский домен (собственно, «опричнина»), и на его основе создано опричное войско, командиры которого назначались царём напрямую, без согласия бояр и следования местническим обычаям. Изъятие у знати земель в пользу опричнины вызвало сильное недовольство и противодействие. На этом фоне начались казни подозреваемых в заговорах против царя, действительных или мнимых. Опричники, по большей части, оказались неэффективны в военном отношении и запомнились преимущественно своим участием в расправах. Всего было казнено или убито в ходе расправ по меньшей мере 3000 человек (в конце жизни раскаявшийся Иван IV записал их в так называемые «Синодики опальных», разосланные для поминовения по монастырям, при этом в разы больше пострадало тех, кто не был записан).

На волне предыдущих успехов страна не рассчитала своих сил и оказалась втянутой в военные действия на два фронта. Юг и центр подверглись в 1567—1572 гг. мощным нашествиям со стороны крымских татар и турок, которые сожгли Москву в 1571 г., когда два войска — новое опричное и старое земское — не смогли наладить между собой взаимодействие. Независимость России висела тогда на волоске, и лишь с огромным напряжением сил её удалось спасти в битве при Молодях в 1572 г. Затяжная 25-летняя Ливонская война закончилась проигрышем в 1583 г., при этом северо-западные области страны были разорены и был потерян выход к Балтике. Результатом военных поражений стала экономическая поруха. Впрочем, и во вторую половину правления Ивана IV были значительные достижения — присоединение к России Башкортостана, колонизация Прикамья, начало покорения Сибири отрядами Ермака. В целом, внешняя политика на западе окончилась катастрофой, а на востоке — грандиозным успехом.

Итоги правления Ивана Грозного таковы: территория страны удвоилась, население увеличилось примерно в полтора раза. Вместе с тем, Иван IV оставил страну в состоянии военного поражения и разорения, а также не оставил вполне дееспособных наследников (два его оставшихся сына были слабы и больны, а семья двоюродного брата убита по царскому приказу), что стало одной из причин разрушительного Смутного времени, последовавшего через два десятилетия после смерти Грозного.

Таким образом, Иван IV Грозный относится к числу наиболее сложных и спорных фигур в истории России. Очень часто личность Ивана Грозного приукрашивают, забывая про ошибки и поражения, и часто «приучерняют», забывая про достижения и принимая на веру анекдотические рассказы из ангажированных источников. Сравнения показывают, что Иван Грозный не слишком выделялся жестокостью на фоне других правителей европейских стран XVI века, таких как Генрих VIII Английский, Карл IX Французский и многие другие «кровавые короли». В пользу Ивана IV говорит и то, что в конце жизни он в значительной мере покаялся в своих ошибках. Однако сам факт наличия множества управленческих и просто человеческих ошибок, катастрофических по последствиям, не позволяет считать Ивана Грозного примером для подражания, и отнюдь не в его пользу говорят сравнения со многими другими правителями России, в том числе Петром I и особенно Иваном III (дед Ивана IV, достижения которого часто по ошибке приписывают внуку).

Спорные моменты

Значительное число историков, публицистов, писателей и т. д. рассматривают Ивана Грозного в качестве патологического тирана, деспота, палача. Да, нелепо было бы оспаривать, что Иван IV имел очень непростой характер и был очень жёстким правителем во второй половине своего царствования. Тем не менее, ради понимания исторической истины, не следует преувеличивать масштабы имевших место жестокостей, и следует помнить, в каком историческом контексте всё это происходило и почему Иван IV так поступал.

Рассказ о русской истории со времен первых князей и до царствования ивана грозного

Рассказ о русской истории со времен первых князей и до царствования ивана грозного

К. В. Лебедев. Портрет Ивана Грозного.

Масштабы казней во времена опричнины

Согласно существующим документам, в правление Ивана Грозного было казнено порядка 5-10 тысяч человек. Многие перечислены в так называемых синодиках опальных — в конце жизни Грозный простил казнённых им бояр и дворян, разослав по монастырям синодики с именами для поминовения убиенных. Весьма характерен сам факт составления таких синодиков, показывающий явное покаяние царя. При этом царь, как человек верующий, был заинтересован в точности данных для поминовения. [1] [2] [3]

В синодике за период с 1564 по 1575 гг. (в более ранний и более поздний период царствования Ивана IV казней почти не было) всего указано около 3300 человек. Цифра в примерно 5000 получается при сложении жертв казней и названного в синодике числа жертв новгородского погрома — 1490 человек (в основном они не перечислены по именам). Если учесть мнение историков о том, что в синодиках перечислены не все казнённые или убитые в ходе опричнины, то можно увеличить общую цифру в 2-3 раза. Вряд ли она существенно превышает цифру в 10 000 человек. [4] [5] [6] [7] Тем более, что нет уверенности, что все включённые в синодик действительно были казнены.

Теперь сравним, сколько при этом людей отправили на тот свет западноевропейские современники Ивана Грозного: испанские короли Карл V и Филипп II, король Англии Генрих VIII и французский король Карл IX. Оказывается, они самым жестоким образом казнили сотни тысяч людей. Так, например, именно во время, синхронное правлению Ивана Грозного — с 1547 по 1584, в одних только Нидерландах, находившихся под властью Карла V и Филиппа II, число жертв доходило до 100 тысяч. Из них было сожжено живьём 28 540 человек. Французский король Карл IX 23 августа 1572 года принял активное и непосредственное участие в так называемой Варфоломеевской ночи, во время которой было зверски убито более 3 тысяч людей только за то, что они принадлежали к протестантству, а не к католицизму. Таким образом всего за одну ночь было уничтожено примерно столько же людей, сколько указано в синодике Ивана Грозного! Это событие имело продолжение, и в общем во Франции погибло тогда в течение двух недель около 30 тысяч протестантов, что уже явно превышает масштабы грозненских репрессий. Ну а в Англии Генриха VIII только за бродяжничество было повешено 72 тысячи бродяг и нищих. В Германии, при подавлении крестьянского восстания 1525 г., казнили более 100 тысяч человек. [8] [9] [10] Массовые репрессии в Европе середины XVI в. шли в Англии, Франции, Нидерландах, Швеции — ещё до начала Иваном IV массовых казней в 1568 г. В те годы активно развивались дипломатические отношения России с европейскими странами, и вполне возможно, что российские репрессии были начаты под влиянием европейской политической практики того времени. [11]

Поэтому весьма странно, поразительно и несправедливо, что и в русском, и в западном сознании Иван Грозный зачастую предстаёт как ни с кем не сравнимый кровавый тиран и палач. Масштабы казней при Иване Грозном явно уступают Европе того же времени, и, в отличие от европейских монархов, Иван IV хотя бы покаялся в конце жизни. И если в Европе казнили за бродяжничество и вели массовый террор по религиозным основаниям, то Иван IV действовал в основном по чисто политическим основаниям. Безусловно, многие (возможно, большинство), при Иване IV были казнены несправедливо и без настоящей вины, на что указывают многие историки. Тем не менее, определённые основания к подозрениям в заговорах у Ивана IV имелись — хотя бы на основе печального личного опыта и опыта его семьи — сам Иван пострадал от отравления, а его жена умерла от яда.

Разумеется, нельзя полностью оправдывать эти события — Иван IV не был ни образцом святости, ни образцом мудрости и сдержанности в правлении, каким был его дед Иван III, известный своей осторожностью. Но и не следует считать, что Россия эпохи Ивана IV была каким-то выдающимся заповедником жестокости по сравнению с другими странами — многое указывает, что всё было совершенно наоборот. В связи с этим весьма лицемерным является неточный английский перевод прозвища «Грозный» — «Terrible» (Ivan the Terrible), что значит «ужасный» в современном английском. На деле этот эпитет гораздо более подходит к английскому королю Генриху VIII, а имя «Иван Грозный» корректнее переводить как «Ivan the Awesome» или «Ivan the Awe-Inspiring». [12]

В качестве одного из долгосрочных последствий опричнины часто называют укрепление царской власти в России и то, что российское государство не превратилось в выборную монархию по образцу соседней Речи Посполитой, где формально короля выбирало всё дворянство, а на деле власть была в основном в руках крупнейших землевладельцев-магнатов. По сути именно за второй вариант выступал в своей известной переписке с Иваном IV бежавший в Литву князь Андрей Курбский, переметнувшийся к врагу во время Ливонской войны. Но, как стало ясно уже в XVII—XVIII веках, это был гибельный для польско-литовского государства путь развития, и едва ли он мог сработать лучше в случае России. Вместе с тем, надо признать, что борьба Ивана IV с русской аристократией отнюдь не смогла предотвратить Смутное время (а отчасти даже стала его причиной), и сильная и стабильная абсолютная монархия была установлена в России только во времена династии Романовых.

Опричный разгром Новгорода

Меня осуждают за границей, что я страшное злодеяние учинил в Новгороде… А велико ли было милосердие короля Людовика XI, обратившего в пепел и тление свои города Льеж и Аррас? Измену жестоко наказал он. И датский владыка Христиан многие тысячи людей извёл за измену. [13]

В 1563 г. новгородский помещик Пётр Иванович Волынский сообщил царю о заговоре против него князя Владимира Старицкого (кузена Ивана IV) и его матери, княгини Ефросинии. Суть была такой: подкупленный Старицким князем царский повар отравляет Ивана ядом, а сам Старицкий, возвращаясь в это время из похода, ведёт за собой значительные воинские силы. С их помощью он уничтожает опричные отряды, свергает царя и захватывает престол. В этом ему должны были помочь заговорщики в Москве, в том числе и из высших опричных кругов, боярская верхушка Новгорода и польский король. После победы участники заговора планировали поделить Россию следующим образом: князь Владимир получал трон, Польша — Псков и Новгород, а новгородская знать — вольности польских магнатов. Было установлено участие в заговоре близких к царю московских бояр и чиновников.

Рассказ о русской истории со времен первых князей и до царствования ивана грозного

Рассказ о русской истории со времен первых князей и до царствования ивана грозного

В. М. Васнецов. «Царь Иван Васильевич Грозный». 1897. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В конце сентября 1569 года царь вызвал к себе Владимира Старицкого, который умер на другой день после царского приёма. Заговор, таким образом, был обезглавлен, но ещё не уничтожен. Во главе заговора стал новгородский архиепископ Пимен. Иван двинулся к Новгороду. Наверное, никакое другое событие того времени не вызвало такого количества гневных выпадов против царя, как так называемый «новгородский погром». Известно, что 2 января 1570 года передовой отряд опричников выставил заставы вокруг Новгорода, а 6 или 8 января в город вошли царь и его личная охрана. Передовой отряд арестовал знатных граждан, чьи подписи стояли под договором с Сигизмундом, и некоторых монахов, виновных в пропаганде, которая служила идеологической подпиткой сепаратизма новгородской верхушки.

После прибытия государя состоялся суд. Некоторые историки, на основании изученных документов и личных записей царя, выводят цифру казнённых в 1500 с лишним человек. Примерно столько же, полторы тысячи имён (1490), насчитывает синодик — список, посланный Иваном для молитвенного поминовения в Кирилло-Белозерский монастырь. Критически относящийся к Ивану IV историк Роман Скрынников предполагает, что в Новгороде было убито примерно 3 тысячи человек, с учётом не указанных в синодике.

За распространение мифа о невероятных масштабах жестокости в Новгороде ответственны мемуаристы и некоторые другие источники тех времён: Джером Горсей сообщает о 700 тысячах убитых, Псковская летопись пишет о 60 тысячах, Новгородская — о 30 тысячах, Таубе и Крузе — о 15 тысячах убитых. Однако всё население Новгорода составляло 25-30 тысяч человек. Александр Гваньини, воевавший вместе с поляками против Грозного, пишет о 2770 убитых, [14] что скорее всего наиболее близко к истине, ведь Ивану Грозному не было никакой нужды вырезать целый город (чего и не произошло — как известно, жизнь в Новгороде продолжилась, город отнюдь не обезлюдел).

Во внимание также стоит принять и то, что в 1569—1571 гг. на Россию обрушилась чума. Особенно пострадали западные и северо-западные районы, в том числе и Новгород со Псковом. От заразы погибли около 300 тысяч жителей России, среди них были, по всей видимости, многие тысячи новгородцев. В самой Москве в 1569 г. умирало по 600 человек в день — столько же, сколько якобы ежедневно казнил в Новгороде Грозный. Жертвы чумы также легли в основу этого мифа.

Жёны Ивана Грозного

Историки и литераторы любят подчёркивать, что у Ивана Грозного было множество жён и что со многими из них он якобы поступил очень жестоко. История семейной жизни Ивана IV действительно была непростой, однако и число жён, и жестокость царя по отношению к ним преувеличены.

Мифом, по всей видимости, является утверждение о том, что у Ивана Грозного было 7, 8 или 9 жён — несколько супруг царя были просто выдуманы западными мемуаристами. Так, совершенно точно не соответствует истине запись Джерома Горсея, назвавшего в качестве царской жены «Наталью Булгакову, дочь князя Фёдора Булгакова, главного воеводы, человека, пользовавшегося большим доверием и опытного на войне… вскоре этот вельможа был обезглавлен, а дочь его через год пострижена в монахини». Такой женщины вообще в природе не существовало. «Жёны» Мария Долгорукая и Василиса Мелентьева упомянуты каждая лишь в одном сомнительном источнике, их захоронения неизвестны, по ним не делались поминальные вклады. Марию Долгорукую, по утверждению того же Горсея, якобы утопили в озере в Александровской слободе, куда якобы Иван Грозный велел сваливать трупы замученных жертв. Никаких достоверных подтверждений эти чёрные легенды не имеют.

Рассказ о русской истории со времен первых князей и до царствования ивана грозного

Рассказ о русской истории со времен первых князей и до царствования ивана грозного

А. А. Шишкин. «Царь Иван. Последний бой». 2013. Холст, масло. Собрание автора

По православному обычаю разрешается жениться не более трёх раз, однако законными с церковной точки зрения считаются первые четыре брака Ивана Грозного. Третья супруга царя, Марфа Собакина, тяжело заболела ещё будучи невестой и умерла через 2 недели после венчания, так и не став царской женой. Для установления этого факта была созвана особая комиссия, и на основании её выводов царь получил разрешение на четвёртый брак.

Со своей первой супругой, Анастасией Романовной Захарьиной-Юрьевой (из рода Романовых) Иван IV прожил 13 лет, это был счастливый брак со многими детьми, и это время было наиболее успешной частью правления Ивана IV. Однако в 1560 г. царица Анастасия умерла, по всей видимости, от отравления — при проведённом в 2000 г. анализе её останков были обнаружены в огромном количестве ядовитые вещества: ртуть, мышьяк и свинец. Пострадал от отравления, судя по всему, и сам Иван IV, в останках которого также была обнаружена повышенная концентрация ядовитых веществ. Их влияние на организм и смерть любимой жены повлияли на психику Царя весьма негативным образом — он сделался более жестоким и неуравновешенным. В своих письмах Грозный обвиняет боярское окружение в отравлении и своей первой жены Анастасии, и второй — Марии Темрюковны, с которой он прожил 8 лет. Произошедшая вскоре после свадьбы смерть третьей жены, Марфы Собакиной, стала очередным ударом для Ивана IV и усилила его подозрительность. Ещё ранее, после смерти Анастасии, Иван IV начал преследования и казни бояр и ближайших советников. Вероятно, многие из них пострадали невинно, но, предположительно, были и те в царском окружении, кто спровоцировал всю эту ситуацию.

Четвертую и пятую своих жён — Анну Колтовскую и Анну Васильчикову — Иван IV после нескольких месяцев брака выслал в монастыри, где их насильно, судя по всему, постригли в монахини. На пятой жене Иван IV женился уже без церковного одобрения, этот и дальнейший его браки были незаконными, жены не именовались царицами и фактически были сожительницами. Последней такой женой Ивана IV была Мария Нагая, мать царевича Димитрия.[15]

Безусловно, история браков Ивана IV, кроме первого брака, едва ли может служить примером для подражания. Однако, по всей видимости, на такое поведение царя Ивана отчасти толкнули отравители в его окружении, которые могли быть ответственны за смерть от 1 до 3 его жён. Во всяком случае, так считал сам царь, и столь непростая судьба толкнула его на решения о дальнейших браках вопреки церковному обычаю.

Опять же, можно сравнить Ивана IV с королём Англии Генрихом VIII Тюдором, также женатым 6 раз. Если Иван IV просто отказался от двух жён и сделал их монахинями (причём впоследствии о них оказывалась определённая забота), то Генрих VIII публично казнил 2 из 6 своих жён и развёлся ещё с двумя. Иван IV до последнего старался следовать церковному обычаю, и даже когда уже явно нарушил его, то всё же старался сохранить отношения с Церковью, делал вклады в монастыри. А Генрих VIII начал Английскую реформацию, закрыл и ограбил английские монастыри, когда Папа Римский запретил ему разводиться с женой.

Мифы об Иване Грозном

Миф: Иван Грозный правил Россией дольше всех правителей

Согласно общепринятому мнению, формально Иван IV Грозный правил дольше всех стоявших во главе Российского государства — 50 лет и 105 дней. Однако он вступил на престол маленьким мальчиком, в возрасте всего 3 лет, а когда он вырос, его самостоятельное правление продолжалось примерно с 1545 по 1584 г. — то есть, 39 лет.

На деле же дольше всех русских правителей самостоятельно правил Иван III Великий, также при жизни называемый Грозным — его полностью самостоятельное правление длилось 43 года. Более того, если считать период его соправительства с потерявшим зрение отцом, Василием II Тёмным, то Иван III и вовсе правил не меньше 53 лет, то есть можно говорить, что даже в формальном отношении Иван III правил дольше Ивана IV.

Миф: Иван Грозный убил своего сына

0

УБИВАЛ ЛИ ГРОЗНЫЙ СЫНА? (разбор источников и доказательств)

Один из главных мифов об Иване Грозном, о котором наслышаны все от мала до велика, и при этом данный миф наиболее далёк от реальности. Подробности убийства Иваном Грозным своего сына растиражированы в тысячах экземпляров художниками и писателями. Его автором был высокопоставленный иезуит, папский посланник Антоний Поссевин. Ему принадлежит и авторство политической интриги, в результате которой католический Рим надеялся с помощью польско-литовско-шведской интервенции поставить Россию на колени и, воспользовавшись её тяжёлым положением, вынудить Ивана подчинить Русскую Православную Церковь папскому престолу. Однако царь схитрил и сумел использовать Поссевина при заключении мира с Польшей, избежав при этом уступок в религиозном споре с Римом. Провал католической авантюры сделал Поссевина личным врагом Ивана IV. Доверять же его свидетельству оснований немного — иезуит прибыл в Москву через несколько месяцев после смерти царевича Ивана Ивановича и не мог быть свидетелем данного события.

Традиционная версия мифа выглядит так: однажды царь зашёл в покои сына и увидел его беременную жену одетой не по уставу. Тогда было жарко и она вместо трёх рубах надела только одну. Царь стал бить невестку, а сын — её защищать. Иван Грозный нанёс сыну смертельный удар по голове. Однако в самой этой версии можно увидеть ряд несоответствий. «Свидетели» путаются. Одни говорят, что царевна была без пояска, другие — что из-за жары она надела лишь одно платье из полагающихся трёх. Но дело-то происходило в ноябре. Да и вообще, женщины в те времена имели полное право находиться у себя в покоях (на своей половине дома) только в одной сорочке, служившей домашним платьем. Семья царевича проживала в отдельном тереме, соединённом с другими частями дворца, но особой необходимости появляться в царских покоях в неодетом виде у царевны не было, да и тогда по царским палатам женщины не слишком свободно расхаживали. Кроме того, царевна Елена была беременна, поэтому едва ли ее оставили бы без присмотра.

Более того, в последние годы жизни у Ивана Грозного развились остеофиты, причём до такой степени, что он уже не мог ходить самостоятельно и его носили на носилках. Каждое движение причиняло ему ужасную боль. Так что он просто физически не мог ударить посохом своего сына.

Существуют также другие версии мифа: что Иван убил своего сына якобы в споре про Псков, а вовсе не при заступничестве его сына перед женой, что удар был совершён не посохом, а рукой, что действие проходило не в покоях сына, а в Александровской слободе и т.д.

На самом же деле царевич Иван умер от болезни, чему сохранились некоторые документальные подтверждения. Жак Маржерет писал: «Ходит слух, что старшего сына царь убил своей собственной рукой, что произошло иначе, так как, хотя он и ударил его концом жезла… и он был ранен ударом, но умер он не от этого, а некоторое время спустя, в путешествии на богомолье». Здесь можно видеть, как ложная версия, популярная среди иностранцев, переплетается с правдой о смерти царевича от болезни во время поездки на богомолье. К тому же, продолжительность болезни составляла 10 дней, с 9 по 19 ноября 1581 года.

В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля были вскрыты четыре гробницы, в том числе и царевича Ивана Ивановича. При исследовании останков было обнаружено, что в костях царевича Ивана Ивановича было обнаружено наличие ртути, намного превышающее допустимую норму. Таким образом можно предположить, что он был отравлен, как и его мать.

Миф: Иван Грозный увеличил территорию страны в 5, 10, 30 раз

В Сети широко распространены ошибочные утверждения — якобы при Иване IV территория России была увеличена во много раз (часто встречается цифра 30).

Разумеется, это не соответствует исторической действительности: ещё до Ивана IV Россия была крупнейшей страной в Европе и занимала весь северо-восток континента (после того, как при Иване III Великом — дедушке Ивана IV — к Москве была присоединена огромная Новгородская республика и другие северо-русские земли, что более чем удвоило территорию).

Также следует помнить, что при жизни Ивана IV Сибирь ещё не была окончательно присоединена, освоение сибирских земель лишь только начиналось, ограничивалось Западной Сибирью и шло с переменным успехом: Ермак погиб в сражении в 1585 г., после чего русские отряды были полностью вытеснены из Сибири. Впрочем, уже через несколько лет пришли регулярные русские войска и полностью завоевали Западную Сибирь — но произошло это уже при царе Фёдоре Иоанновиче и главе его правительства Борисе Годунове.

Тем не менее, территория страны при Иване Грозном была увеличена в 2 раза, и это является грандиозным достижением: присоединено Среднее и Нижнее Поволжье, Прикамье, Башкортостан, Средний и Южный Урал, земли Войска Донского и Ногайской Орды (части нынешних Ростовской и Волгоградской областей, Калмыкии, Ставропольского и Краснодарского края).

Рассказ о русской истории со времен первых князей и до царствования ивана грозного

Рассказ о русской истории со времен первых князей и до царствования ивана грозного

Храм Василия Блаженного, построенный Постником Яковлевым

Рассказ о русской истории со времен первых князей и до царствования ивана грозного

Рассказ о русской истории со времен первых князей и до царствования ивана грозного

Тайницкая башня Казанского кремля, построенная Постником Яковлевым

Миф: Иван Грозный ослепил строителей Храма Василия Блаженного Барму и Постника

Существует распространённая легенда о том, что по приказу Ивана Грозного зодчие собора Василия Блаженного, Барма и Постник, были ослеплены, чтобы они не смогли больше построить подобного храма.

Однако, во-первых, существует достаточно обоснованная версия, что собор строил лишь один архитектор — Постник Яковлев по прозвищу Барма, упоминаемый в части летописей как «сын Постникова, по реклу Барма». Во-вторых, известно, что ничего плохого с архитектором Постником в результате не случилось — уже после окончания строительства собора в Москве он упоминается в Казани, где под его руководством шло грандиозное строительство Казанского кремля. По некоторым сведениям, в обоих проектах ему помогал мастер Иван Ширяй.[16]

Также есть обоснованное предположение, что данный миф является перелицовкой известной легенды об ослеплении создателя пражских башенных часов, также, скорее всего, не являющейся правдивой.

Итоги правления

Крупные проекты эпохи Ивана IV

  • Крупные российские проекты (Регенты при Иване IV, 1533-1545)
  • Крупные российские проекты (Иван IV, 1545-1560)
  • Крупные российские проекты (Иван IV, 1560-1584)

Рассказ о русской истории со времен первых князей и до царствования ивана грозного

Рассказ о русской истории со времен первых князей и до царствования ивана грозного

Реконструкция внешнего облика Ивана IV по методу М. Герасимова на основе сохранившихся останков царя, 1964 г.

Достижения и успехи

  • Венчался на царство (1547) и начал регулярно использовать титул царь.
  • Созыв первого Земского собора (1549), установление сословно-представительной монархии в России[2]; в правление Ивана IV проведено 10 соборов (1549, 1551, 1564 1565, 1566, 1575, 1577, 1579, два в 1580).
  • Учреждён Посольский приказ (до 1549), а также Стрелецкий (1555), Челобитный (до 1571), Пушкарский (до 1577), Бронный и Судный (до 1582).[3]
  • Создано стрелецкое войско (1550) — первая крупная русская регулярная армия.[4]
  • Принят Судебник Ивана IV (1550) — новый свод законов, усиливший центральную власть; был утверждён на Стоглавом соборе (1551), который также систематизировал церковное законодательство.[5]
  • Проведена земская реформа (1550—1556) — введено самоуправление на местном уровне, завершена губная реформа (создание местных органов для борьбы с «разбоями»).
  • Построены каменные стены Троице-Сергиевой лавры (1550) и ряда других важнейших монастырей.
  • Начат регулярный выкуп пленных за счёт особого налога (1551).
  • Отражены крымские набеги 1550-годов: отбито нападение на Тулу (1552, первый поход Девлета I Гирея на Россию), победа в Судбищенской битве (1555), успешная оборона Хортицы (1557), отбиты набеги на Тулу (1558) и Пронск (1559).
  • Взятие Казани (1552) по итогам трёх Казанских походов (1547—1548, 1549—1550, 1552), присоединено Казанское ханство, начало русской колонизации Среднего Поволжья; основана Макарьевская ярмарка.
  • Первые по летописи эффективные карантинные меры в России — недопущение эпидемий из Новгорода в Москву (1552, 1566).[17]
  • Составлен Большой Чертёж — первая достоверно известная общая карта страны (после 1552).
  • Началось русское книгопечатание (1553), напечатана первая точно датированная русская книга — Апостол (1564).
  • Установлены диплотношения и прямая торговля с Англией (1553); отбито нападение недовольных этим шведов (1554—1557).
  • Присоединено Астраханское ханство (1556)[6], включая всё Нижнее Поволжье, взят под контроль Волжский торговый путь, началась прямая торговля с Персией и Средней Азией.
  • Союз с адыгами и Кабардой (по итогам посольств 1552, 1555 и 1557 годов), временное вассальное подчинение Западного Кавказа (до 1570-х).[7]
  • Мирно присоединены Башкирия (включая Южный Урал) и Большая Ногайская Орда (1557) (земли по реке Урал).
  • Началась колонизация Среднего Прикамья и Среднего Урала купцами Строгановыми (с 1558).
  • При поддержке Ивана IV построена первая Запорожская сечь (1552—1557), первые русские походы на Очаков и Крым (1556, 1558), первая русская морская победа над турками (1559).
  • В начале Ливонской войны разгромлен и прекратил существование Ливонский орден (1561);[8] в результате взятия Нарвы (1558) многократно выросла русская торговля на Балтике.
  • Построены каменный Серпуховской кремль (1556), частично каменные Казанский (1562) и Вологодский (1571) кремли, деревянные крепости в Свияжске (1551), Чебоксарах (1555), Болхове (1556), Астрахани (1559), Коле (1582) и других городах.
  • Построен собор Василия Блаженного в Москве (1555—1561) — один из красивейших храмов в мире и главных символов России, высочайшее здание в стране до 1600 года (65 м).
  • Взятие Полоцка (1563) в результате крупнейшего русского военного похода XVI века; выиграна война с Литвой (1561—1570) — второй этап Ливонской войны.
  • Успешная оборона Рязани (1564) и Болхова (1565) от крымцев.
  • Завершено строительство Большой засечной черты (1566) — сплошной линии укреплений на границах со степью (около 1000 км); к югу от черты основаны города Михайлов (1551), Шацк (1553), Лихвин (1565), Чернь (до 1566) и Орёл (1566); впоследствии черта продлена до Волги (1578).
  • Основан первый на Кавказе русский Терский город (1567).
  • Основаны Донское (1570) и Терское (1577) казачьи войска.
  • Победа в первой русско-турецкой войне (1568—1570): отражена попытка Турции захватить Астрахань и Нижнее Поволжье.
  • Составлен первый дошедший до нас русский воинский устав (1571).
  • Отражён повторный поход крымского хана Девлета I Гирея на Москву, разгром крымско-турецкого войска в битве при Молодях (1572) — фактически, в момент глубокого кризиса из последних сил защищена независимость страны.
  • В Поволжье основаны города Уфа (1574, город с 1586), Лаишев (1557), Тетюши и Арзамас (до 1578),[9] впервые упомянут Алатырь (1552).[10]
  • Создана «Царь-книга» — Лицевой летописный свод (1568—1576).
  • Героическая оборона Пскова (1581—1582), оборона Орешка (1582) и битва под Лялицами (1582), позволившие завершить Ливонскую войну без чрезмерно тяжёлых территориальных потерь.
  • В результате похода Ермака (1581—1583) впервые присоединено Сибирское ханство, положено начало покорению Сибири.[11]
  • Долее всех формально правил среди правителей России — 50 лет.[12]
  • Территория страны увеличена вдвое (до 4-4,5 млн км²)[18][13].

Ошибки и неудачи

Рассказ о русской истории со времен первых князей и до царствования ивана грозного

Рассказ о русской истории со времен первых князей и до царствования ивана грозного

А. А. Шишкин. «Царь Иван Грозный». 2009. Холст, масло. Собрание автора

  • Катастрофические пожары в Москве (1547) — погибло 4000 человек и сгорела треть города; вызванное пожарами Московское восстание (1547), в ходе которого были убиты родственники царя бояре Глинские; учащение крупных московских пожаров (1559, 1560, 1564, 1565).
  • Продолжение крымских набегов на Россию: в том числе не были отражены набеги на Рязань (1547), Рязань и Мещёру (1550, второй набег за год), Тульщину (1559), Северщину и Тульщину (1560), Северщину (1561), Верхнюю Оку (1562), Рязань (1563, 1564 — частично отражён воеводой Басмановым), Верхнюю Оку (1565) и Рязань (1568, 1570 — частично отражён воеводой Хворостининым).
  • Дело Шлитте (1548): прекращение допуска иностранных специалистов в Россию через территории Германии, Ливонии, Польши, Швеции.
  • Черемисские войны (1552—1557, 1571—1574, 1581—1585) — восстания марийцев и других народов покорённого Казанского ханства.
  • Чума во Пскове и Новгороде (1552—1554), занесённая из Европы, 25 тысяч жертв только во Пскове (впервые, по летописям, целый город был закрыт на карантин).[19]
  • Возобновление похолодания в рамках Малого ледникового периода (1550-е): падение урожайности, голод сначала на Русском Севере (1549, 1552, 1557), затем голод во всей Руси (1557, 1563), практически каждый год в 1560-х был неурожайным и голодным; череда эпидемий сыпного тифа (1550, 1558, 1563 и 1568), в 1558 году тифом болел сам Иван IV, [20] в 1563 и 1566 эпидемии начались в Полоцке — последняя из них распространилась на Смоленск и Новгород (1566—1568).[21]
  • Потеря земель на севере Западной Сибири (1563): полунезависимые сибирские княжества — Обдорское, Казымское и другие — перешли на сторону сибирского хана Кучума (до похода Ермака).
  • Череда неудач в Ливонской войне, начиная с битвы при Чашниках (1564); Великое княжество Литовское объединилось с Польским королевством в Речь Посполитую (Люблинская уния, 1569), причём Польше от Литвы были переданы православные земли Малороссии, вступление Швеции в Ливонскую войну (1570).
  • Опричнина (1565—1572): неудачная попытка создать отдельный крупный царский удел и отдельное («опричное») войско: конфискация земель в опричнину сопровождалась насилием и убийствами, что вызвало широкое недовольство в среде знати и постоянное опасение заговоров со стороны Ивана IV; резкое повышение жестокости наказаний,[14]массовые репрессии и казни: только по Синодику опальных казнено около 4500 человек; в ходе расправ на местах погибло гораздо больше, особенно кровопролитным был Новгородский погром (1569—1570); страна, разделённая на Опричнину и Земщину, была ослаблена; опричное войско показало свою неэффективность (1571) и было расформировано (1572); опричный удел формально существовал до смерти Ивана IV.
  • Конфликт Ивана IV с Церковью, убийство митрополита Московского Филиппа II (1569), обличавшего злодейства опричнины.
  • Голод и эпидемия на Руси, включая Москву (1569—1572), по 10 тысяч человек умерло только в Новгороде и Великом Устюге.[22][23]
  • Разрушительный поход крымского хана Девлет-Гирея на Москву (1571): сожжена вся Москва за исключением Кремля (крупнейший пожар Москвы XVI века); погибло порядка 100 тысяч человек, до 60 тысяч уведены в плен в Москве и южных землях страны, сожжены 36 русских городов, в том числе Кашира.
  • Поруха — тяжёлый экономический кризис (конец 1560-х — начало 1580-х), вызванный многолетними неурожаями 1560-х, затяжной Ливонской войной, крымскими нашествиями и опричниной.
  • Возобновление крымско-ногайских набегов на Россию[15]: частично отражены набеги на Рязань (1573, 1574), на Новгород-Северский (1576), не были отбиты нападения на Алатырь и Мещеру (1577), под Венев на Тульщину (1578), на белёвские, алатырские и коломенские земли (1581) и на Новосиль (1582).
  • По неясным причинам, на год «посадил царём на Москве» касимовского хана Симеона Бекбулатовича (1575—1576), подставного правителя, именовавшегося «Великим князем всея Руси»; страна формально была разделена на удел Ивана IV и владения Симеона; затем сделал его Великим князем Тверским.
  • Первые шаги в сторону закрепощения крестьян, введение «заповедных лет» (1581), когда в некоторых районах страны запрещался переход крестьян от одного помещика к другому в осенний Юрьев день (предусмотренный Судебником 1497 года).
  • Поражение в Ливонской войне (1558—1583) на последнем её этапе (русско-польская война 1577—1582 годов), военное разорение северо-западных областей страны, потеря Полоцка (1579) и всех завоеваний в Ливонии; по Ям-Запольскому миру Речи Посполитой отдан Велиж (1582); поражение также в войне со Швецией (1570—1582), потеря Нарвы (1581), почти полная потеря выхода к Балтике: крепости Ивангород, Ям, Копорье, Корела отданы Швеции по Плюсскому перемирию (1583).
  • Отсутствие дееспособных наследников и угасание основной московской линии рода Рюриковичей, что стало одной из причин Смутного времени; не помогло даже то, что у Ивана IV было 6 жён (3 последних брака были незаконными с церковной точки зрения); часть возможных наследников (семья троюродного брата Владимира Cтарицкого и, возможно, сын Иван Иванович) погибли по вине Ивана IV[16] (сам царь, по одной из гипотез, мог умереть от отравления).

Цитаты Ивана Грозного

Рассказ о русской истории со времен первых князей и до царствования ивана грозного

Рассказ о русской истории со времен первых князей и до царствования ивана грозного

Царь Иоанн IV. Начало XVIII века. Собрание Государственного Исторического музея

— Как может цвести дерево, если у него высохли корни? Так и здесь: пока в царстве не будет должного порядка, откуда возьмётся военная храбрость? Если предводитель не укрепляет постоянно войско, то скорее он будет побеждённым, чем победителем. Ты же, всё это презрев, одну храбрость хвалишь; а на чем храбрость основывается — это для тебя не важно.

— Если вы злы, то почему умеете творить добро своим детям, а если вы считаетесь добрыми и сердечными, то почему же вы не творите так же добра нашим детям, как и своим?

— Войску нашему правитель Бог, а не человек: как Бог даст, так и будет.

— Разве подобает царю, если его бьют по щеке, подставлять другую? Как же царь сможет управлять царством, если допустит над собой бесчестье?

— Не подобает мужам благородным браниться, как простолюдинам.

— Если хочешь перелаиваться, так ты найди себе такого же холопа, какой ты сам холоп, да с ним и перелаивайся. Отныне, сколько ты не напишешь лая, мы тебе никакого ответа давать не будем.

— в письме шведскому королю Юхану III.

— Чтобы охотиться на зайцев, нужно множество псов, чтобы побеждать врагов — множество воинов. Кто же, имея разум, будет без причины казнить своих подданных?

Цитаты об Иване IV

Рассказ о русской истории со времен первых князей и до царствования ивана грозного

Рассказ о русской истории со времен первых князей и до царствования ивана грозного

Единственный достоверно прижизненный портрет Ивана IV, оттиснённый на переплёте первой русской печатной книги «Апостол» 1564 года. Позднее изображение разгладилось, но было открыто и восстановлено в 2017 году сотрудниками Института космических исследований. Имеется сходство с изображением Ивана IV на знаменитой «датской» парсуне.

Вопрос о государственном порядке превратился для него в вопрос о личной безопасности, и он, как не в меру испугавшийся человек, начал бить направо и налево, не разбирая друзей и врагов»; опричнина, с его точки зрения, подготовила «действительную крамолу» — Смутное время. В.О.Ключевский

Память

  • Во время Великой Отечественной войны на средства писателя А. Н. Толстого был построен тяжёлый танк КВ с личным именем «Иван Грозный».
  • Знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» начал сниматься во время Великой Отечественной войны, первая серия вышла на экраны в 1945 году, вторая — в 1958 году. Ивана Грозного в этой картине сыграл актёр Николай Черкасов, ранее исполнивший роль Александра Невского в не менее знаменитом фильме 1938 года.
  • В честь царя назван действующий вулкан Иван Грозный на острове Итуруп в южной части Большой Курильской гряды.
  • 14 октября 2016 года первый в России памятник царю Ивану IV Грозному был открыт в городе Орле. [24]
  • В 2017 году сотрудники Института космических исследований смогли восстановить единственный достоверно прижизненный портрет царя Ивана IV, который был вытиснен на переплете первой русской печатной книги «Апостол» 1564 года. Со временем тиснение разгладилось и изображение перестало быть видно, однако его заново открыли с помощью мультиспектральной съемки поверхности, применяемой в космических исследованиях. [25]

Видео про Ивана IV

Иван Грозный. Портрет без ретуши. Все серии

0

0

0

Русская версия. Иван Грозный

0

Иван Грозный. Царское дело

0

Володихин Д.М. Иван Грозный – плюсы, минусы и спорные итоги правления

См. также

  • Музыка и песни об Иване IV Грозном

Ссылки

Положительные публикации об Иване IV

  • Оклеветанный Царь Иван Грозный
  • Иван Грозный: мифы и правда

Критика

  • Палач всея Руси. Кровавые и бесчеловечные убийства, совершенные Иваном Грозным. Интервью с Владиславом Назаровым (историк, специалист по XVI веку), см. также уточнение по роли Ивана IV в основании Орла
  • Спокойной ночи, бердыши. Кто и зачем пытается реабилитировать «кровавого» царя Ивана Грозного. Анастасия Чеповская
  • О массовых репрессиях при Иване IV. Дмитрий Володихин (историк и писатель, специалист по Московской Руси)
  • По спорам вокруг памятника Грозному — краткие тезисные оценки

Интегральные оценки

  • Неизвестный Иван Грозный. Часть 1, Часть 2. Диакон Владимир Василик
  • Иван IV — статья в Циклопедии

Примечания

  1. В останках царицы Анастасии, как и в останках самого Ивана IV современными исследователями было найдено значительное количество мышьяка, что может свидетельствовать в пользу версии об отравлении царицы и попытке отравления самого Ивана IV кем-то из его окружения. Есть версия, что после неудавшегося отравления психика Ивана IV, и без того крайне импульсивного человека, была окончательно расшатана. Однако наличие мышьяка может объясняться и тем, что в XVI веке данное ядовитое вещество широко применялось в составе косметики и лекарств.
  2. В 1613 году именно Земский собор поможет окончательно закончить Смуту и выбрать нового Царя — Михаила Фёдоровича Романова.
  3. Также были созданы Сокольничий приказ (1550), Казанский приказ (1550-е-1560-е), Приказ книгопечатного дела (1553), Земский приказ (1564), Ловчий приказ (1569). Возможно, тогда же был создан Печатный приказ — глава Посольского приказа Иван Висковатый был в 1551 году назначен печатником, то есть хранителем государевой печати. В этот же период при Иване IV появляется устойчивый тип государственной печати, на которой впервые на груди орла начал изображаться всадник (1562).
  4. На стрельцов в мирное время также возложили функцию пожарной охраны.
  5. В 1547 и 1549 годах были также проведены Макарьевские соборы, на которых было канонизировано множество известных русских святых.
  6. Ранее, в 1552 году с помощью русских войск на два года удалось поставить на астраханский престол хана Дервиша-Али, который, однако, изменил Москве и стал ориентироваться на Крым.
  7. Второй женой Ивана IV в 1561 году стала Мария Темрюковна, дочь кабардинского князя Темрюка.
  8. Ливонский орден был разделён между Россией, Литвой, Швецией и Данией.
  9. Также по указу Ивана IV от 1583 года уже в правление его сына Фёдора I был основан Архангельск (1584).
  10. В этот же период впервые упомянуты будущие города Кимры (1546), Судогда (1552), Хвалынск (1556), Подольск (1559), Камызяк (1560), Богородск (1561), Невель (1562), Данков (1563), Кондопога (1563), Весьегонск (1564), Павлово (1566), Княгинино (1569), Краснослободск (1571), Ивантеевка (1576), Ясногорск (1578), Кудымкар (1579), Козьмодемьянск (1583).
  11. Уже после смерти Ивана IV (1584) Ермак погиб (1585) и русские на год ушли с юга Западной Сибири, затем её присоединение было возобновлено (1586). Окончательно Сибирское ханство ликвидировано в 1598 году.
  12. Фактически дольше всех самостоятельно правил (без регентов) Иван III — 43 года.
  13. Распространённая оценка об увеличении территории страны при Иване IV с 2,8 млн км² до 5,4 млн км², по-видимому, завышена из-за слишком большой оценки территории Югры, частично подконтрольной России ещё при Иване III, и слишком большой оценки территории юга Западной Сибири, который при Иване IV был присоединён лишь частично (и временно). В действительности, при Иване IV в состав страны входила почти вся нынешняя Европейская территория России (3,5 млн км²) с небольшими частями нынешних Украины и Казахстана, а также от четверти до трети территории Западной Сибири (0,6-0,8 из 2,45 млн км²).
  14. В частности, в этот период вновь начала применяться казнь через сожжение, в том числе в отношении подозреваемых в ереси и колдовстве
  15. Вражда с Большой Ногайской Ордой была вызвана тем, что в 1572 и 1580 годах неподконтрольные Москве казаки сожгли ногайскую столицу Сарайчик.
  16. Недееспособный младший брат Ивана IV, Юрий, умер в 1563 (ранее в 1560 умер его сын Василий); троюродный брат Ивана IV, Владимир Cтарицкий, был убит (или принял яд) по приказу Ивана IV вместе со своими сыновьями и дочерьми (1569, кроме Василия, умершего в 1573 году, и Марии, впоследствии ставшей супругой Магнуса, короля Ливонии, а после его смерти и её возвращения в Москву постриженную в монахини); Дмитрий, старший сын Ивана IV, а также четвёртый сын Василий умерли во младенчестве, как и все дочери Ивана IV; второй сын Иван умер при странных обстоятельствах в 1581 году (по слухам, которые невозможно подтвердить или опровергнуть, был нечаянно смертельно ранен Иваном IV ударом посоха в ходе ссоры); третий сын Фёдор наследовал престол, но как считается, был малодееспособен (его единственная дочь Феодосия умерла в младенчестве); последний пятый сын Ивана IV Дмитрий был болен эпилепсией и погиб во время игры в ножики в 1594 году.

V Барсовские чтения состоялись в Санкт-Петербургской духовной академии

14 декабря 2021 г. 18:25

13 декабря 2021 года в Санкт-Петербургской духовной академии открылись V Барсовские чтения — научно-богословская конференция по церковному праву, организатором которой выступило Общество изучения церковного права им. Т.В. Барсова («Барсовское общество»).

Перед началом научного мероприятия к его участникам обратился ректор СПбДА епископ Петергофский Силуан, который отметил, что в этом году Барсовские чтения отмечают свой первый малый юбилей. Затем архипастырь вручил грамоты и медали ученым, которые стояли у основания Чтений. Медалью святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова III степени были награждены: 

  • проректор по научной работе Московской духовной академии протоиерей Александр Задорнов;
  • доктор исторических наук, профессор кафедры исторических наук и архивоведения Московского государственного лингвистического университета, старший научный сотрудник Института украинской археографии и источниковедения им. М.С. Грушевского Национальной академии наук Украины П.И. Гайденко;
  • доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права и международного права Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева Ю.В. Оспенников;
  • доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой общетеоретических правовых дисциплин Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия А.А. Дорская;
  • доктор исторических наук, научный сотрудник кафедры церковной истории СПбДА, сооснователь «Барсовского общества» А.Ю. Митрофанов.

Грамоты Санкт-Петербургской митрополии был удостоен кандидат богословия, кандидат исторических наук, проректор по научно-богословской работе СПбДА протоиерей Константин Костромин. Грамотой Санкт-Петербургской духовной академии награждены: 

  • доцент кафедры церковно-практических дисциплин СПбДА протоиерей Алексий Балакай;
  • кандидат юридических наук, доцент департамента теории права и межотраслевых юридических дисциплин, заместитель декана факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ю.В. Ерохина;
  • кандидат исторических наук, консультант кафедры церковной истории СПбДА А.В. Берёзкин;
  • кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков СПбДА С.Ю. Крицкая.

Ректор академии выразил надежду, что данный научный формат будет развиваться в дальнейшем и принесет достойные плоды: «Будем надеяться, что данные секции послужат реальными центрами объединения ученых и специалистов в разных областях научного знания для теоретического размышления над различными аспектами церковно-правовой науки. Будем надеяться, что четыре направления исследований, которые выкристаллизовались со временем внутри Барсовского общества, принесут свои плоды в виде тематических круглых столов и конференций, публикаций в наших академических журналах и издания научных монографий, а в перспективе и учебников. Позвольте пожелать всем участникам V Барсовских чтений — от маститых докторов наук до аспирантов и магистрантов, делающих первые шаги в науке — неиссякаемой творческой энергии и сил в развитии церковно-правовой науки и, конечно же, что особенно важно сегодня — крепкого здоровья. От лица Санкт-Петербургской духовной академии приглашаю всех вас к участию в дальнейших наших научных мероприятиях по церковному праву и публикациях в журналах».

Также гостей и участников конференции поприветствовал проректор академии по научно-богословской работе протоиерей Константин Костромин, который объявил регламент научного мероприятия и пожелал коллегам плодотворной работы.

Открылась конференция пленарным заседанием. Первым с докладом «Практика применения церковной епитимьи к мирянам в Русской Православной Церкви: современные попытки законодательного регулирования» выступил кандидат богословия, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин МДА протоиерей Александр Задорнов. Автор обратил внимание участников конференции на то, что в Православной Церкви давно отмечается расхождение между инструктивными указаниями по применению канонических норм о наложении прещений на кающихся и действительной практикой таких прещений. Также отец Александр рассказал о той работе, которая сейчас проводится в рамках деятельности синодальных комиссий по урегулированию данного вопроса.

Затем выступил доктор исторических наук, профессор кафедры исторических наук и архивоведения Московского государственного лингвистического университета П.И. Гайденко, который поделился своими научными наработками по теме «Апелляция в церковном суде: к проблеме каноничности и законности существующих норм». Павел Иванович обратил внимание исследователей на то, что даже при достаточной разработанности предусмотренных Положением о церковном суде от 2008 года процедур пересмотра и обжалования, данные правила вызывают ряд вопросов, к которым относятся невозможность оспаривать решения церковных судов в судах Российской Федерации и необходимость обращения на суд Вселенского Патриарха, как к высшей судебной инстанции. 

Далее доклад «Статус судебной экспертизы в современном церковном судопроизводстве Русской Православной Церкви» сделал кандидат исторических наук, доцент кафедры теологии Тверского государственного университета, эксперт «Центра судебных экспертиз» Б.И. Чибисов. Автор предложил обсудить проблемы, возникающие при назначении церковным судом экспертизы при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний. Ученый обратил внимание на наличие непроясненных вопросов в церковном судопроизводстве: отсутствие классификации экспертиз и их методик, совмещение статуса судьи и эксперта и различное понимание правовых категорий сегодня и во времена формирования церковного права.

Следующим выступил кандидат богословия, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Самарской духовной семинарии А.В. Ведяев, который прочитал доклад «Суд над архиереями в новейшей практике Русской Православной Церкви». В своем исследовании автор представил статистику прещений, наложенных на архиереев Русской Православной Церкви в ее новейшей истории (среди рассматриваемых — бывший митрополит Филарет (Денисенко), епископы Игнатий (Бузин) и Игнатий (Тарасов)). При этом докладчик отметил, что осуждение епископов в указанный период времени происходило на основании различных внутрицерковных документов. Также, по словам ученого, в указанный период времени наблюдается смещение обвинений из области церковных расколов в сферу личной нравственности. 

Завершил пленарное заседание доклад на тему «Стереотипизация Русской Православной Церкви в фейковых новостях в условиях пандемии COVID-19: вызовы и механизмы противодействия с помощью норм светского и церковного права», который представила кандидат юридических наук, заместитель декана факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ю.В. Ерохина. Юлия Владимировна рассмотрела один из аспектов взаимоотношений Русской Православной Церкви с Российской Федерацией, в частности, практику взаимодействия церковного и светского суда в деле противодействия фейковым новостям о церковных организациях, которые стали заполнять информационное пространство в период пандемии SARS-CoV-2. Автор проанализировала правовые предписания и механизмы борьбы с фейковыми новостями о Русской Православной Церкви, опираясь на примеры судебной практики.

Доклады сопровождались оживленными дискуссиями, во время которых участники конференции обсудили вопросы правомочности решений о лишении подсудимых монашеского сана, непреложности монашеских обетов и благодати («печати») священства.

Далее работу конференции продолжили четыре секции: «Преподавание церковного права», «Церковное право и Древняя Русь», «Церковное право и византинистика», «Церковное право и культура».

Модератором наиболее наполненной сообщениями секции «Преподавание церковного права» выступил доктор юридических наук Ю.В. Оспенников. Данное направление Барсовских чтений стало площадкой для обсуждения развития церковно-правовой науки в светских и духовных учебных заведениях в Российской империи и необходимости присутствия данных дисциплин в системе современного образования. Блок докладов исследователи посвятили церковно-практическим вопросам, среди которых рассмотрели правила богослужебного и литургического благочестия, возможности женщины вступать во второй брак при живом муже и наличии канцелярской тайны в деятельности современного церковного суда.

В секции «Церковное право и византинистика» доктор исторических наук, научный сотрудник кафедры церковной истории СПбДА А.Ю. Митрофанов рассказал о феномене военной узурпации власти в эпоху императора Диоклетиана, которая также была связана с сакрализацией им собственной узурпации. По словам автора, исследование данного явления позволяет лучше понять влияние политической идеологии Диоклетиана как на дальнейшее развитие позднеримской и византийской политической системы, так и на появление феномена «византийского самозванчества».

Также участники научного мероприятия в рамках деятельности секции «Церковное право и культура» познакомились с описанием права в «Венецианском купце» Шекспира, рассмотрев эволюцию образа Шейлока в идейных спорах XXI-XX веков и попытки интерпретации поведения Шейлока в аргументации идеи борьбы за право Рудольфа фон Йеринга.

14 декабря V Барсовские чтения продолжили свою работу. На секции «Церковное право и Древняя Русь», модератором которой выступил доктор исторических наук П.И. Гайденко, исследователи обсудили вопросы участия князей в практике апелляции в церковных судах домонгольской Руси, проблему церковной юрисдикции над русскими князьями в контексте отношений с Византией в XI — середине XV вв. и рассмотрели жалованные грамоты русских князей на предмет влияния на них ордынской юридической системы.

С подробным списком участников конференции и названиями докладов можно познакомиться в программе научного мероприятия.

Пресс-служба СПбДА/Патриархия.ru

О лекторе

Черникова Татьяна Васильевна — кандидат исторических наук, доцент Кафедры всемирной и отечественной истории Московского государственного института международных отношений (МГИМО (У) МИД России).

План лекции

1. Положение Северо-Восточной Руси к середине XV в. Иван III. 2. Развал Золотой Орды. Москва и Крым. Падение ордынской зависимости. 3. Завершение процесса объединения Северо-Восточных и Северо-Западных русских земель вокруг Москвы при Иване III и Василии III. 4. Начало борьбы с Великим княжеством Литовским за западнорусские и южнорусские земли. 5. Социальная система Единого Московского государства. 6. Система государственного управления при Иване III. Судебник 1497 г. 7. Софья Палеолог. Поиски новой государственной идеологии.

Аннотация

Лекция посвящена становлению Единого Московского государства во второй половине XV – начале XVI вв. Даны характеристики государей всея Руси Ивана III и его сына и преемника Василия III.

В лекции рассмотрено геополитическое положение Руси после развала Золотой Орды, отношения Московской Руси с татарскими ханствами, возникшими на месте Золотой Орды, союзничество Москвы и Крымского ханства при Иване III и превращение его во вражду при Василии III. Объясняются причины такой метаморфозы. Констатируется падение ордынской зависимости, помещен рассказ о событии (стоянии на Угре московских войск и войск хана Большой Орды Ахмата), дату которого — 1480 г. — принято считать за условную дату падения ордынского ига.

Разбирается роль Софьи Палеолог и ее окружения в поиске русской политической элитой новой государственной идеологии, зарождение концепции «Москва — Третий Рим», становления гербовой символики России. Затронуты вопросы начала использования Москвой западноевропейского опыта — военного, технического, культурного, в частности при создании Кремлевского дворцово-храмового ансамбля.

Показан процесс завершения объединения Северо-Восточных и Северо-Западных русских земель вокруг Москвы и начало борьбы с Литвой за Верховские княжества, Смоленщину, западнорусские и южнорусские земли.

Дается характеристика социального строя, государственной системы и институтов государственного управления Единым Московским государством при Иване III и Василии III.

Вопросы по теме лекции

1. Что было характерно для положение Северо-Восточной Руси к середине XV в. 2. Какие черты были присуще Ивану III как государственному деятелю? 3. Чем был вызван развал Золотой Орды? Какие ханства возникли на ее месте? Каковы были их отношения с Москвой? 4. На чем зиждился союз Ивана III и крымского хана Менгли-Гирея? 5. Почему позже он был нарушен и отношения России и Крымского ханства стали стабильно враждебные? 6. Как было завершено присоединение Северо-Восточных русских земель к Москве? 7. Какие сложности и почему возникли в этом вопросе на Русском Северо-Западе? 8. Каковы были отношения Единого Московского государства и Великого княжества Литовского? 9. Как выглядела социально-политическая система Единого Московского государства? Чем она отличалась от западноевропейских аналогов? 10. Какова была система государственного центрального и местного управления при Иване III. 11. В чем состояло значение принятия Судебник 1497 г.? 12. Какую роль сыграл в истории России брак Ивана III с Софьей Палеолог? 13. Как возникали и в чем выражались поиски новой государственной идеологии Московской Руси конца XV– начала XVI вв.?

Литература

Источники

1. Полные тексты отечественных источников по истории Руси XI-XVII вв. Электронные издания ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом) «Библиотека литературы Древней Руси».

Хрестоматии

1. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие / Составители: Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г и др. М.: Проспект, 2012. 2. Хрестоматия по истории России. В 4-х т. Т.1: С древнейших времён до XVII века / сост. И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. — М.: МИРОС — Международные отношения, 1994. 3. Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. Т.I-V. М., 2009.

Учебные пособия

1. История России. Учебное пособие в 3-х т. М.: МГИМО, 2012: Черникова Т.В. Ч.1: История России с древнейших времен — до эпохи Екатерины II. 2. Кириллов В.В. История России. М.: Юрайт, 2014. 3. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Фёдоров В.А. История России с древнейших времен до 1861 года. Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2014.

Литература

1. Борисов Н.С. Иван III Великий. М., 2007. 2. Возгрин В.Е. Исторические судьбы крымских татар. М., 1992. 3. Думин С.В. Другая Русь // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России Х – начало ХХ в. М., 1991. С.76-126. 4. Горский А.А. Русь: От славянского расселения до Московского царства. М., 2004. 5. Горский А.А. От земель к великим княжениям: «примыслы» русских князей второй половины XIII–XV вв. М., 2010. 6. Горский А.А. Москва и Орда. М., 2005. 7. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и её падение. М.: Богородский печатник, 1998. 8. Гумилев Л.Н. От Руси до России. М., 1995. 9. Каргалов В.В. Конец ордынского ига / Отв. ред. д-р ист. наук В.И. Буганов. М., 1980. 10. Образы власти на Западе, в Византии и на Руси: Средние века. Новое время / Под ред. М.А. Бойцова и О.Г. Эксле. М., 2008. 11. Синицына К.Р. История Татарстана и Татарского народа. Казань, 1995. 12. Скрынников Р.Г. Иван III. М., 2006. 13. Скрынников Р.Г. Третий Рим. СПб., 1994. 14. Торопцев А.П. Рюриковичи: От Ивана Калиты до Ивана Грозного. М., 2006 15. Фаизов С.Ф. Поминки-«тыш» в контексте взаимоотношений Руси-России с Золотой Ордой и Крымским юртом. М., 1992. 16. Федосеев Ю.Г. Русь и Золотая Орда. М., 2006. 17. Худяков М. Очерки по истории Казанского ханства. М., 1991. 18. Чернышов А. Очерки по истории Тверского княжества. XIII-XV вв. Тверь, 1996. 19. Шабульдо Ф.М. Земли Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского. 20. Шваб М.М. Русско-крымские отношения середины XVI – первых лет XVII веков в отечественной историографии 1940-х – 2000-х гг. Сургут, 2011.

Девяносто лет назад СССР осуществил величайший акт уничтожения русского исторического наследия. В центре Москвы был взорван храм Христа Спасителя, созданный в честь победы в войне 1812 года. Вместо него советская власть хотела возвести другое грандиозное сооружение. Почему этого так и не произошло? И какие еще величайшие архитектурные памятники были уничтожены коммунистами?

5 декабря 1931 года в Москве на Волхонке раздался мощный взрыв. Когда опустилось облако пыли, толпа зевак с удивлением обнаружила, что несмотря на заложенные в основание здания заряды, храм Христа Спасителя стоит, обрушились лишь купола. Второй взрыв, гораздо более мощный, добил храм, который рухнул, будто демонстрируя, что воля советского руководства сокрушает даже самый твердый камень.

В 1931 году как раз состоялся конкурс на разработку проекта Дворца Советов. Это было сооружение, имевшее для коммунистического правительства первостепенное значение. В нем должны были происходить заседания органов государственной власти. Сам дворец должен был символизировать мощь Советского государства, торжество идей коммунизма. Если Москва считалась центром нового пролетарского мира, то центром Москвы должен был стать Дворец Советов. А поскольку в то время еще не умерли идеи всемирной революции, то предполагалось, что рано или поздно дворец должен был стать помпезной декорацией для проведения церемоний принятия в состав СССР новых республик.

На фоне столь великих задач считаться с историческим прошлым не собирались. Дворец должен был быть размещен в самом центре Москвы. Место легко нашлось – как раз там, где в 1837–1860 годах был построен храм-памятник Отечественной войне 1812 года. Естественно для большевиков Отечественная война не имела ровно никакого значения, особенно в сравнении с мировой революцией, так что решение было принято очень скоро. В июне 1931 года вопрос еще только рассматривался на Политбюро ЦК ВКП(б), а уже в июле заседание ЦИК СССР постановило, что храм Христа Спасителя должен быть разрушен как можно скорее.

Так было уничтожено великое творение архитектора Константина Тона, шедевр русско-византийского стиля – одного из первых национальных архитектурных стилей, появившихся в России. Большевики почему-то питали особенную ненависть к русским национальным стилям. Из всех памятников архитектуры прошлого с особенным старанием уничтожались построенные в русско-византийском и неорусском стиле, которые были особенно популярны в период с 1830-х годов до 1917 года.

Дело дошло до того, что абсолютно все, сооруженные в Санкт-Петербурге здания работы Тона, любимого архитектора императора Николая I, были взорваны в годы советской власти. Это варварство сопровождалось стандартным ярлыком: «не имеют художественной и исторической ценности». А неорусскому стилю даже придумали обидную кличку псевдорусский, стремясь унизить его даже в термине. Хотя, разумеется, никаким «псевдо», он не был, оставаясь типичным представителем европейских национальных архитектурных школ периода романтизма и модерна.

Куски мрамора и гранита от разрушенного храма были использованы в отделке здания Совета труда и обороны (ныне Государственная дума), а также на станциях «Кропоткинская» и «имени Кагановича» строившейся тогда первой – Сокольнической линии метрополитена. Чудом сохранившиеся мраморные скамьи стали частью интерьера станции «Новокузнецкая». С каким-то особым цинизмом мраморные плиты, на которых были выбиты имена погибших во время войны 1812 года, были разбиты на мраморную крошку, которую использовали для посыпания дорожек в московских парках. Судя по всему, советские власти сочли, что когда «победивший пролетариат», прогуливаясь по паркам, попирает превращенные в труху забытые имена дворян – это выглядит очень символично.

Впрочем, разрушение храма-памятника не пошло впрок Дворцу Советов, и его судьба оказалась печальна. Споры о проекте здания продолжались до 1933 года – высшее руководство СССР никак не могло выбрать устраивающий всех проект. Наконец, как говорят при личном участии Сталина, был выбран победитель – Борис Иофан, автор знаменитого «Дома на набережной», один из «придворных» архитекторов той эпохи.

Дворец должен был стать величайшим строительным сооружением на Земле.

Его высота планировалась в 415 метров, а внутренний объем в 8 млн кубометров. Венчать здание должна была колоссальная статуя Ленина весом шесть тысяч тонн, один лишь указательный палец которой (им Ленин должен был указывать путь в «светлое будущее») достигал в длину четырех метров! В Большом зале 21 тыс. человек должны были внимать голосу советских вождей. Дворец предполагалось богато украсить барельефами, мозаикой и витражами. Фактически это должен был быть псевдохрам новой коммунистической псевдорелигии.

Но несмотря на то, что подготовка к строительству началась сразу после взрыва храма, немедленно обнаружились очень большие проблемы. Выяснилось, что СССР просто не располагает строительными технологиями, позволяющими возвести здание такого масштаба. А стоимость Дворца Советов оказалась столь велика, что строительство растянулось на годы и было тихо свернуто уже во время войны. Возведенные металлические конструкции разобрали и использовали для строительства железнодорожных мостов.

Когда в конце 1940-х годов попытались вернуться к строительству, пришлось разработать новый проект. Но даже уменьшенный в два раза дворец оказался не по силам советской экономике. Так что в итоге в 1958–1960 годах в фундаменте первого Дворца Советов был построен самый большой в мире открытый зимний плавательный бассейн «Москва». Вместо циклопического идеологического сооружения появилась простая большая яма, заполненная водой.

Но одним разрушенным храмом Христа Спасителя большевики не ограничились. За советский период истории в России были уничтожены тысячи памятников архитектуры.

Обычно их уничтожение пытались оправдать необходимостью развития городской среды, но всем было понятно – власть борется с символами прошлого, уничтожает историческую память русского народа. Попробуем вспомнить лишь самые значительные из утраченных памятников.

В 1911 году на собранные по всей России средства началось строительство величественного Александро-Невского собора на Миусской площади в Москве. Это был второй по размеру храм в древней столице. Он возводился как памятник в честь освобождения крестьян в 1861 году. Архитекторами были два виднейших мастера В. Васнецов и А. Померанцев, выбравшие для храма неорусский стиль – самый популярный в то время в России. К 1917 году строительство было закончено, но тут грянула революция.

Для большевиков память об императоре-освободителе Александре II была неприемлема. Уничтожались все памятники в его честь. Сначала советские власти просто запретили вести в соборе богослужения. Храм стоял пустой и разрушался. Были планы превращения здания в крематорий, но затем его стали использовать как склад. В 1931 году его тоже попытались взорвать, но столкнулись с тем, что храм был построен настолько крепко, что сильный взрыв мог скорее разрушить соседние здания, чем сам Александро-Невский собор. Так заброшенный храм простоял до 1950-х годов, когда его тихо разобрали на мусор. Это было следствием качества царского цементного раствора – он так крепко скреплял кирпичи, что получить достаточное число строительных материалов просто не вышло.

С 1699 года на Покровке стояла удивительной красоты церковь Успения Пресвятой Богородицы. Это был памятник позднего московского барокко, в котором традиции старой русской школы причудливо переплелись с новейшими идеями, привезенными царем Петром I из-за границы. Этот храм был любимой церковью Федора Достоевского, который, оказавшись в Москве, всегда ехал на Покровку помолиться в Успенской церкви и полюбоваться на нее. Он заранее останавливал извозчика и шел к ней пешком, чтобы по пути рассмотреть храм во всей красе. Академик Дмитрий Лихачёв вспоминал, что церковь произвела на него такое потрясающее впечатление, что именно после этого он решил заниматься исследованием древнерусской культуры. В Москве ходила легенда, что в 1812 году Наполеон был так восхищен церковью Успения Пресвятой Богородицы, что приказал разобрать ее и перевезти в Париж. Но из-за быстрого отступления французы не успели реализовать этот план. Храм снесли в 1936 году под предлогом расширения проезда по улице Покровке.

В Кремле в советские годы были уничтожены два монастыря, мешавших своим соседством новой атеистической власти. Первый из них – Чудов монастырь, основанный московским митрополитом Алексием, сыгравшим важнейшую роль в объединении русских княжеств. За свое значение для православной церкви он получил звание Великой лавры. Традиционно именно там крестили детей великих князей Московских и затем царей всея Руси. Монастырский собор был построен итальянскими мастерами при Иване III.

После революции монахов изгнали, а в помещениях разместили военную школу. Несмотря на то, что советская власть официально объявила здания монастыря памятником архитектуры, в 1929 году начался снос монастырских сооружений, продолжавшийся до 1932 года. Затем на этом месте построили 14-й корпус Кремля, снесенный уже в наши дни по причине полного отсутствия архитектурной и исторической ценности. Второй разрушенный монастырь – Воскресенский, он был основан в конце XIV века. Монастырский собор строил выдающийся архитектор Алевиз Фрязин. В 1917 году монастырь был закрыт, а в 1929-м – взорван.

В 1934 году была уничтожена Сухарева башня – один из немногочисленных московских каменных памятников XVII века. Она была построена по приказу Петра I, там находилась обсерватория знаменитого ученого Якова Брюса, там же размещалась знаменитая «школа математических и навигацких наук».

В 1927 году была снесена триумфальная арка «Красные ворота», построенная в честь победы русской армии под Полтавой. Это великолепное барочное сооружение было объявлено «мешающим проезду транспорта» и взорвано. В 1934 году снесли Китайгородскую стену и башни – выдающийся памятник русской средневековой крепостной архитектуры.

Но советская власть враждовала не только со зданиями. Сносились и памятники, особенно если они вызывали ненужную ассоциацию со славными моментами истории Российской империи. В Москве был уничтожен памятник императору Александру III, авторства знаменитого Опекушина перед храмом Христа Спасителя, памятник Александру II в Кремле, памятник генералу Скобелеву на Тверской площади.

В Ленинграде убрали замечательный по художественной силе памятник Александру III работы Трубецкого, памятник благотворителю принцу Ольденбургскому, памятник русским воинам – победителям в войне с Турцией 1877-1878 годов, памятник Александру II, несколько памятников русским военным частям, отличившимся в войнах прошлого. В Киеве был показательно уничтожен памятник Столыпину, которого большевики считали своим личным врагом. Фигуру главы русского правительства демонстративно повесили.

Так советская власть расправлялась с прошлым, уничтожая историческую память русского народа. Наша история, наша память о прошлом были буквально взорваны. Их хотели уничтожить, чтобы заменить на коммунистическую идеологию, которая должна была стать основой для создания нового «советского народа».

  • Рассказ о русской свадьбе
  • Рассказ о русских праздниках и традициях
  • Рассказ о русских обычаях традициях обрядах
  • Рассказ о русских монастырях
  • Рассказ о россии на английском 6 класс с переводом кратко