Рассказ о русской азбуке 5 класс

Кириллица в основе бе что такое азбука? что означает это слово? какова история возникновения этого слова? задайте этот простой вопрос

Кириллица в основе бе

Что такое азбука? Что означает это слово? Какова история возникновения этого
слова? Задайте этот простой вопрос любому, для кого русский язык является
родным или основным языком общения и т.п.. Однако, прежде, чем задавать эти
вопросы, попытайтесь ответить на них сами. Уверен, что даже если Вы интеллектуал
и захотите обстоятельно ответить на эти, кажущиеся на первый взгляд «школьные» простые
вопросы, Вам всё равно понадобится помощь различного рода словарей. Начнём
хотя бы с этимологического словаря русского языка для школьников, составленного
М.Э.Рут (ссылку на печатное издание см. в разделе «Библиография»).

Aзбука. Русская переделка греческого alfabetos, составленного из названий
двух первых букв греческого алфавита – альфа и бета – в славянском варианте
аз и буки. Принято считать, что названия славянским буквам придумал создатель
славянской азбуки Кирилл в IX веке. Ему хотелось, чтобы само название буквы
было не бессмысленным комплексом звуков, а обладало значением. Первую букву
он назвал азъ — по-древнеболгарски «я» (поэтому не верьте, что я – последняя
буква в алфавите!), вторую – просто «буква» (именно так выглядело это слово
в древности – боукы ), третью –вƀдƀ (от древнего славянского глагола вƀдƀти – «знать»).
Если перевести на современный русский язык название первых трёх букв этой
азбуки, получится «Я букву узнал» ( кстати, попробуйте всю русскую азбуку
прочесть как текст – вы увидите, как это интересно). Само слово азбука впервые
встречается в памятниках письменности XIII века.

Азбука разрабатывалась коллективом учёных-миссионеров под руководством братьев
Кирилла и Мефодия, когда принятие христианства славянскими народами потребовало
создания церковных текстов на их родном языке. Азбука быстро распространилась
в славянских странах, а в Х веке проникла из Болгарии на Русь.

Письменная фиксация русской редакции Кириллицы произошла в начале XIV века,
а в современном виде она известна с конца XVI века. Однако, судя по непревзойдённому
по красоте древнейшему памятнику старославянской письменности Киевской Руси
в русской редакции «Остромирово евангелие», написанному в 1056-57гг., полагают,
что русская версия Кириллицы существовала задолго до этого.

Рисунок на бересте мальчика Онфима

С появлением азбуки быстро возросла грамотность населения. Письма и документы
на бересте, найденные в Новгороде в 1951 году, свидетельствуют о том, что
умение читать и писать стало прерогативой не только привилегированного класса
и взрослого населения. На куске бересты ещё 750 лет тому назад семилетний
мальчик выписывал азбуку и процарапал рисунок. Около всадника, поражающего
копьём своего врага, он написал своё имя: «Онфим», прославив этим самым себя
навеки.

Как уже отмечалось, большинство букв в Кириллице имеет своё смысловое название
и числовое значение. Сравнительное изучение алфавитов, на которых библия впервые
увидела свет, указывает на связь и историческую преемственность такой системы
от иврита и греческого алфавитов. Причём иврит практически сохранил акрофонию
до сих пор. В греческом же алфавите она сохранилась лишь частично, да и то
в усечённом виде. Численные значения одинаковых и близкозвучащих букв трёх
алфавитов практически полностью совпадают, в то время как акрофонические смысловые
названия этих букв не только разные (что вполне естественно – ведь языки же
разные), но и образованы по разным принципам.

Русская редакция старославянской или церковнославянской азбуки гораздо сложнее
алфавитов иврита и греческого языка и представляет собой продукт глубокой
творческой переработки Кириллицы русскими авторами из числа монахов-переписчиков
Священных Писаний. В настоящее время алфавитная матрица русской редакции Кириллицы
рассматривается многими учёными как крниптограммографическая запись текста
какого-то сакрального смысла. Но об этом позднее.

К сожалению, приходится констатировать, что современные программы изучения
русского языка в школах не уделяют должного внимания интереснейшей истории
возникновения нашей азбуки, которая, хотя и возникла позднее чем, например,
у индоевропейских народов, родственным нам по происхождению, однако, благодаря
древнейшей основе русского языка и природного таланта его носителей, азбука
была не просто заимствована, а творчески переработана до такой степени, что
в настоящее время Кириллица стала предметом изумления и углублённого изучения
как своеобразного уникального артефакта мирового значения в вопросе истории
возникновения и развития письменности Homo sapiens. Поэтому культурный человек,
знающий историю возникновения и трансформации Кириллического алфавита, всегда
будет выгодно отличаться от человека, не знакомого с этой историей.

Состав и структура Кириллицы

Первоначальный состав старославянской кириллической азбуки нам не известен.
Дошедшая до нас «классическая» Кириллица состоит из 43 букв. Полагают, что
ы, оу и йотированные были добавлены в эту азбуку позднее.

Русская редакция старославянской азбуки Кириллицы приведена на стр.20.

звучанием и греческих букв, заимствованных из многих чисто церковных слов.
Кроме того, некоторые йотированные буквы, так называемые Юсы, со временем
утратили особенности своего произношения. Поэтому в первой основательной реформе
русской азбуки Петра I в 1708-1710 гг. в первую очередь были изъяты йотированные
гласные. В 1735 и 1758 гг. были изъяты буквы Кси (ξ) и Зело (Ѕ), введена новая
буква ε оборотное и буква Я, которая произносилась, как ранее изъятый Юс малый,
но писалась уже в другой, более простой графике обратной (или зеркальной)
латинской букве R. В 1783 году по инициативе Н. М. Карамзина Академией Российской
словесности была введена многострадальная буква Ё, которая потребовалась для
передачи звука О под ударением. После второй основательной реформы русской
азбуки в 1917-1918 гг., проведённой «по-революционному» сразу же после Октябрьского
переворота, были изъяты буквы І – И, ? – Ять, ν – Ижица и Φ – Фита, а Ъ – Ер
и Ь – Ерь окончательно потеряли свой голос и стали просто знаками, указывающими
на твёрдое и мягкое произношение согласных букв.

Первое, что обращает на себя внимание, это то, что названия букв этой азбуки
представляют практически все основные части речи: существительные (Добро,
Земля, Люди, Слово), местоимения (Аз, Он, Наш), глаголы разных форм (Веди,
Есть, Мыслете, Рцы, Ять), наречия (Зело, Твердо) и даже различного вида союзные
частицы. Однако, в силу временных грамматических трансформаций русского языка,
связанных прежде всего со способами словообразования, мы не можем в то же
время с уверенностью отнести то или иное название буквы к какой-то определённой
части речи. Например, название буквы Т можно трактовать , как наречие – Твёрдо – и
как прилагательное – Твёрдый , Покой – Покойный, Глаголь – Гласящий и т.д.
Но несмотря на это, даже беглый взгляд на Кириллицу наводит на мысль, как
уже отмечалось, что совокупность согласованных между собой слов-названий букв
этой старой азбуки содержит какую-то развёрнутую законченную мысль. Из многочисленных
вариантов расшифровки закодированного смысла рассмотрим самую претенциозную
версию, приведённую в книге А. Кеслера «Азбука и русско-европейский словарь»,
которая, по мнению её автора и иже с ним, является не чем иным, как посланием
Высшего Разума землянам???

Некоторые версии прочтения азбучной матрицы Кириллицы.

Азбучный текст послания:
Азъ буки веде.
Глаголь добро есте.
Живете зело, земля,
И иже како люди,
Мыслите нашъ онъ покои.
Рцы слово твердо–
Укъ ф?реть херъ.
Цы, черве, шта, ъра юсь яти!

«Современный» перевод послания:
Я знаю буквы:
Письмо –достояние,
Трудитесь усердно, земляне,
И, как подобает разумным людям,
Постигайте мироздание!
Несите слово убеждённо:
Знание – дар Божий!
Дерзайте, вникайте, чтобы
Сущего свет постичь!

На основе анализа философского содержания азбучного Послания его же авторы
делают «сенсационный» вывод об относительном времени его создания: «…Послание
явно относится к дохристианской эпохе – иначе в нём присутствовало бы по крайней
мере слово «Христос» (было бы, например, – укъ фертъ Христосъ)».

Однако, при внимательном сравнении текста и самой азбуки выясняется, что «красивая,
сенсационная» версия расшифровки закодированного послания рассыпается в прах,
т.к. не учитывается роль «лишних тёмных» букв, добавленных в Кириллицу из
греческого алфавита и, самое главное, игнорируются числовые значения букв
по всей азбуке. Эти два обстоятельства, как будет показано далее, являются
тем объективным ключом, с помощью которого можно приблизиться к сакральной
тайне зашифрованного текста, заложенного авторами русской версии старославянской
азбуки Кириллицы. Отсутствие серьёзной научно обоснованной базы по интерпретации
смысловых названий букв и порядка их прочтения вызывает недоверие к явно славянофильскому «Посланию
Высшего Разума» даже у её сторонников. Так, например, в своей книге «Таинственная
сила слова. Формула любви» известный психолог и психотерапевт Валерий Синельников
отмечает, что после буквы Т – Оук Ферт Херъ Цы Червь, смысл вообще-то теряется,
т.к. утеряна древняя основа, а следовательно, и образы этих букв. От себя
добавлю: утеряна этими авторами.

Ведь надо же додуматься до такой трактовки: Ук фƀретъ херъ – знание оплодотворяет
Всевышний», что в «причёсанной» редакции «послания» переводится якобы как «Знание
есть дар Божий».

Что же касается имени основателя христианской религии и символов этой веры,
связанных с Христом, якобы отсутствующих в Кириллице, то, как будет показано
далее, – не увидеть этого и в старославянской азбуке, и в её русской редакции
может только…, а, впрочем, ты, уважаемый читатель, рассудишь сам.

Работая над символическими образами Владимира Высоцкого и поэта-мистика
серебряного века Андрея Белого с использованием Кириллицы, я тоже уловил удивительные,
неисчерпаемые свойства этой старославянской азбуки по символической смысловой
интерпретации не только слов, но даже и текстов.

Мне также показалось, что в её матрице по замыслу её создателей должен содержаться
какой-то глубинный сакральный подтекст, закодированный через названия и чередования
букв в этой азбуке. Ведь в отличие от рафинированного современного алфавита
русского языка Кириллица была изобретена специально для переложения Священного
Писания на язык славян, а первые переведённые азбучные молитвы начинались
словами, давшими название буквам Кириллицы. Образовав из последовательности
первых двадцати ключевых букв азбуки (не только прямых названий этих букв,
но и их переносных значений) предложение, получим расшифровку моей первой
версии кодированного смысла, заложенного изначально, уже в саму азбучную матрицу:

«Единый Бог, ведая глаголом добра, есть жизни радетель земной и, как люди
мыслите наши, Он покой сберегает словом твёрдым».

Подробный ход умозаключений по изложенной версии прочтения зашифрованного
текста в Кириллице изложен в моей книге «На рубеже чела веков», посвящённой
разгадке тайны псевдонима Бориса Бугаева «Андрей Белый». Однако, как будет
показано далее, без учёта смысловых и нумерологических особенностей целого
ряда букв Кириллицы эта версия, как и текст Послания, является лишь эклектической
подгонкой под желаемый ответ. Однако, всё по порядку.

В поисках истины

Таблица-глоссарий новой авторской версии трактования смысловых значений
«тёмных» букв Кириллицы по их названиям и числу.



ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СЛАВЯНСКОГО АЛФАВИТА

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Жучкова В.С. 1


1МАОУ Домодедовская СОШ №2

Филиппова  И.В. 1


1МАОУ Домодедовская СОШ №2


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Проблема: большинство учащихся не знают историю создания славянского алфавита.

Цель: повысить количество учащихся, которые знают о возникновении славянского алфавита.

Задачи:

собрать материал о происхождении славянского алфавита;

подготовить презентацию, о происхождении славянского алфавита;

ВВЕДЕНИЕ

Язык и письменность представляют самые важные факторы в образовании культуры любого народа. Когда люди начинают забывать об истоках своего родного языка, то это является самым тяжелым ударом по их родной культуре.

На протяжении практически всей своей жизни люди используют алфавит для чтения и создания различных текстовых документов. Если большая часть старшего населения еще сможет назвать создателей славянской азбуки, то младшее поколение (учащиеся), к сожалению, редко называют имена авторов. А рассказать о том, кто были эти люди, откуда и почему именно они стали создателями славянского алфавита, могут лишь немногие. Я уверена, что знать прошлое необходимо, потому что эти знания помогают осознать настоящее. Из глубины веков доносятся к нам послания. Крайне важно услышать голос предков, найти ответы на вечные вопросы, почувствовать себя частицей исторического потока. Все это определяет актуальность данного исследования, так как язык является показателем духовной культуры народа.

Гипотеза: большое количество учащихся не знают историю создания славянского алфавита.

Методы исследования: изучение литературы по теме, наблюдение, сравнение, обобщение.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется возможностью использования результатов исследования в процессе изучения русского языка на уроках, а также при проведении дальнейших исследований в данном направлении.

5. основная часть

5.1. Основоположники славянского алфавита: Кирилл и Мефодий.

Братья Константин (так звали святого Кирилла до принятия им монашества) и Мефодий родились в Македонской области Византии, а именно в главном городе области — Фессалоники. Отец будущих составителей славянской азбуки был из высшего слоя византийского народа.

Константин был самым младшим из семи братьев, а Мефодий был самым старшим братом. Год рождения каждого из братьев точно не известен. Предполагают, что год рождения Мефодия относится ко второму десятилетию IX века. Константин очень рано научился читать и удивлял всех своей способностью к изучению других языков. Он получил хорошее образование при дворе императора в Константинополе под руководством лучших византийских наставников, таких как будущий патриарх Константинополя Фотий и Лев Грамматик, знаток античной культуры, создатель уникального библиографического свода, математик, астроном и механик.

Античное наследие и всю современную светскую науку учителя Константина считали необходимым предварительным этапом к постижению высшей науки — Богословия. Это соответствовало и древнецерковной христианской научной традиции.

После прохождения всех наук в Магнаврской высшей школе Константинополя Константин занял кафедру философии, где прежде учился сам, исполняя также обязанности и библиотекаря патриарха.

Возвратившись в Византию, Кирилл отправился искать покоя. В монастыре на побережье Мраморного моря горы Олимп после долгих лет разлуки братья встретились вновь, чтобы открыть новую страницу истории.

5.2. История возникновения славянского алфавита.

В 863 году в Константинополь прибыли послы из Моравии. Моравией называлось одно из западнославянских государств 9-10 веков, которое находилось на территории нынешней Чехии. Столицей Моравии был город Велеград, учёные до сих пор не установили его точное местоположение. Послы попросили прислать в свою страну проповедников, чтобы рассказать населению о христианстве. Император решил отправить в Моравию Кирилла и Мефодия. Кирилл, прежде чем отправиться в путь, спросил, имеют ли моравы азбуку для своего языка. Ответ на вопрос был отрицательным. Азбуки у моравов не оказалось. Тогда братья начали работу. В их распоряжении были не годы, а месяцы. В короткий срок была создана азбука для языка моравов. Она была названа в честь одного из её создателей «кириллицей».

О происхождении «кириллицы» существуют различные предположения. Некоторые учёные считают, в IX веке у славян появились практически одновременно две системы письма: одна получила название «Глаголица», а другая – «Кириллица». Какая из азбук была изобретена Константином? Может быть, первоучителями славян были созданы обе эти системы письма, но в дальнейшем наибольшее распространение получила «кириллица», которая стала основой современного русского алфавита. Эти системы записи существовали параллельно и при этом резко отличались по форме букв.

«Кириллица» была составлена по довольно простому принципу. Сначала в неё были включены все греческие буквы, которые у славян и греков обозначали одинаковые звуки, потом были добавлены новые знаки – для звуков, не имевших аналогов в греческом языке. Каждая буква имела своё название: «аз», «буки», «веди», «глаголь», «добро» и так далее. Кроме того, буквами можно было обозначать и числа: буква «аз» обозначала 1, «веди» -2, «глаголь» — 3. Всего в «кириллице» было 43 буквы.

При помощи славянской азбуки Кирилл и Мефодий очень быстро перевели основные богослужебные книги с греческого алфавита на славянский. Первыми словами, написанными при помощи славянской азбуки, были начальные строки из Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Успешная миссия Кирилла и Мефодия вызвала резкое недовольство византийского духовенства, которое пыталось опорочить славянских просветителей. Их даже обвинили в ереси. Чтобы защититься, братья поехали в Рим и добились успеха: им разрешили продолжить начатое дело.

Длительное и долгое путешествие в Рим, напряжённая борьба с врагами славянской письменности подорвали здоровье Кирилла. Он тяжело заболел. Умирая, он взял слово с Мефодия продолжать просвещение славян.

На Мефодия обрушились нескончаемые невзгоды, его преследовали, подвергали суду, сажали в тюрьму, но ни физические страдания, ни моральные унижения не сломили его воли, не изменили его цели – служение делу славянского просвещения. Вскоре после смерти Мефодия Папа Римский Стефан 5 запретил под страхом церковного отлучения славянское богослужение в Моравии. Ближайших соратников Кирилла и Мефодия арестовали и после истязаний изгнали. Трое из них – Климент, Наум и Ангеларий – нашли благосклонный приём в Болгарии. Здесь они по-прежнему переводили с греческого алфавита на славянский алфавит, составляли различные сборники, прививали населению грамотность.

Уничтожить дело православных просветителей Кирилла и Мефодия не удалось. Их азбука начала своё шествие по странам. Особенно важное значение имело введение славянского алфавита в богослужение, потому что в ту пору богослужебный язык был одновременно и языком литературы. С Крещением Руси книги на славянском языке стали очень быстро распространяться и в Киевской Руси.

5.3. Реформы славянского алфавита

Без изменения кириллица просуществовала в русском языке практически до Петра I, при котором были внесены изменения в начертание некоторых букв. Он убрал устаревшие буквы: «Ѫ, ѫ» (юс большой), «Ѧ ѧ» (юс малый), «Ωω» (омега) и «ук». Они существовали в алфавите только по традиции, но, как оказалось, без них прекрасно можно было обойтись. Пётр I вычеркнул их из гражданской азбуки – то есть из набора букв, предназначенного для светской печати. В 1918 году из русского алфавита «ушли» ещё несколько устаревших букв: «Ѣ, ѣ» (ять), «Ѳ, ѳ» (фита), «Ѵ, ѵ» (ижица), «Ъ, ъ» (ер) и «Ь, ь» (ерь).

За тысячу лет из нашего алфавита исчезло много букв, а появилось всего две: «й» и «ё». Их придумал в 18 веке русский писатель и историк Н.М.Карамзин.

Сравнительный анализ современного русского алфавита и кириллицы допетровской эпохи

Современный русский алфавит насчитывает 33 буквы. Мы сопоставили кириллицу с современным русским алфавитом и получили интересную картину. Для наглядности мы составили таблицу.

Таблица 1

Современный алфавит

Название буквы кириллицы

Комментарий

А

аз

сохранилась

Б

бу́ки

сохранилась

В

ве́ди

сохранилась

Г

глаго́ль

сохранилась

Д

добро́

сохранилась

Е

есть

сохранилась

Ё

добавлена

Ж

живе́те

сохранилась

зело́

утрачена

З

земля́

сохранилась

И

и́же (8-ричное)

сохранилась

Й

добавлена

и (10‑ричное)

утрачена

К

ка́ко

сохранилась

Л

лю́ди

сохранилась

М

мысле́те

сохранилась

Н

наш

сохранилась

О

он

сохранилась

П

поко́й

сохранилась

Р

рцы

сохранилась

С

сло́во

сохранилась

Т

тве́рдо

сохранилась

У

ук

сохранилась

Ф

ферт

сохранилась

Х

хер

сохранилась

оме́га

утрачена

Ц

цы

сохранилась

Ч

червь

сохранилась

Ш

ша

сохранилась

Щ

ща

сохранилась

Ъ

ер

сохранилась

Ы

еры́

сохранилась

Ь

ерь

сохранилась

ять

утрачена

Э

добавлена

Ю

ю

сохранилась

Я

добавлена

А йотированное

утрачена

Е йотированное

утрачена

юс малый

утрачена

юс большой

утрачена

юс малый йотированный

утрачена

юс большой йотированный

утрачена

кси

утрачена

пси

утрачена

фита́

утрачена

и́жица

утрачена

Выяснилось, что за время существования русского алфавита, основанного на кириллице, сохранилось 28 букв, добавлено 4 и утрачено 14 букв. Однако ученые-филологи могут признать мои выводы неточными, потому что добавленные буквы не изобретены вновь, а лишь заменяют звуки или сочетания звуков. Например, утраченная буква «E йотированное» может быть признана прототипом современной буквы «Э», а буква «малый юс» — прототипом буквы «Я». Но в любом случае, моё исследование заставит кого-то задуматься и посмотреть на привычные буквы алфавита с несколько иной стороны.  Я же, в свою очередь, уверена, что каждая из русских букв заслуживает отдельного исследования.

6. Заключение

Трудно даже представить себе, каким был бы народ, не имеющий азбуки. Неучи, невежды, да и просто – люди без памяти, без прошлого. Именно при помощи письменности можно передавать информацию, делиться опытом с потомками.

Более 1000 лет назад славянские книжники братья Кирилл и Мефодий стали авторами славянского алфавита. В наше время одна десятая часть всех существующих языков (примерно около 70-ти языков) имеют письменность на основе кириллицы.

Каждой весной 24 мая по всей России отмечается День славянской письменности и культуры. Каждый человек, не имеющий желание потерять свою связь с прошлым и историей своего народа, должен знать и чтить историю возникновения славянского алфавита.

Библиографический список

Артемов В. В. Славянская энциклопедия / В. Артемов. — Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2011. — 304 с. : ил.

Верещагин Е. М. Кирилло-Мефодиевское книжное наследие: межъязыковые, межкультурные, межвременные и междисциплинарные разыскания: с двумя приложениями: [посвящается 1150-летию начала книжной деятельности Св. Кирилла и Мефодия] / Е. М. Верещагин ; Рос. акад. наук, Ин-т русского языка им.

Дни славянской письменности и культуры : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 23 мая 2008 г., Владимир / [редкол. : В. В. Гуляева (отв. ред.)]. — Владимир : ВлГУ, 2008. — 231 с.

Байбурова, Р. Как появилась письменность у древних славян / Р. Байбурова / Наука и жизнь. – 2002. — № 5. – С. 48-55.

http://blog-mashnin.ru/?p=102405

http://azbukivedi-storia.ru/board/zagadki_istorii/tajna_slavjanskoj_azbuki/3-1-0-180

http://kevudm.narod.ru/obrazovanie/OPK/Kirill_i_Mefodiy.html

Просмотров работы: 22277

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения:  урок-беседа.

Вид урока: иллюстративно-объяснительный.

Технология: на диалоговой основе с
элементами игры.

Цель урока: дать знания об
особенностях русского алфавита.

Задачи урока:

  • Обучающие:
    • обеспечить усвоение учащимися особенностей
      русского алфавита;
    • добиться усвоения знаний об истории
      письменности;
    • обобщить и систематизировать знания  по теме
      урока;
    • отработать навыки использования алфавита,
      функций мягкого знака;
    • устранить пробелы в знаниях по теме
      «Синтаксис», «Морфология», умение вести беседу.
  • Развивающие
    • развивать умение применять знания на практике;
    • формировать умения выделять главное;
    • развивать умения частично – поисковой
      познавательной деятельности;
    • развивать умения творчески подходить к решению
      заданий;
    • развивать умение работать в заданном темпе:
      писать, читать, пользоваться учебной и
      справочной литературой;
    • развивать инициативу, уверенность в своих
      силах.
  • Воспитательные
    • воспитывать добросовестное отношение к труду;
    • воспитывать дисциплинированность;
    • развивать чувство к прекрасному.

Оборудование:  

  • таблица «Алфавит»;
  • мультимедийные технологии;
  • учебник; словари;  история русской
    письменности;
  • «Кириллица»;
  • карточки с заданиями;
  • лингвистический тренажёр – круг.

ХОД  УРОКА

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Приветствие.
Создание эмоционального настроя.
Сообщение темы и цели урока.

(Приложение 1, слайды
1, 2).

II. Повторение ранее усвоенных знаний.
Комментированное письмо.

Задание 1. Запишите пословицы,
прокомментируйте орфограммы и пунктограммы,
которые встречаются в данных предложениях;
произведите синтаксический разбор первого
предложения.

(Приложение 1, слайды
3, 4).

Азбука – к мудрости ступенька.
Аз да буки избавляют от муки.
Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.

– Как вы понимаете данные пословицы?

Задание 2. Произведите
морфологический разбор имен существительных в 1
предложении с помощью лингвистического
тренажёра.

Технология: ученик рассказывает об
имени существительном на конкретном примере,
показывая на приборе наглядно.

Задание 3. Запишите транскрипцию слова
азбука.

Задание 4. Обратите внимание на
слово  (от) муки. Поставьте ударение на другой
слог. Как называются такие слова?

– Омофоны.

III. Объяснение нового материала

1. Сообщение учителя с элементами
эвристической беседы

– Как называются все буквы, собранные вместе?
– Правильно, алфавит.
– Как его ещё называют?
– Верно, азбука.
– Кто знает, как эти слова – алфавит и азбука,
получили своё название?
– Эти слова, ребята, образованы одинаково: из
названий двух первых букв, но слово алфавит
– из первых двух букв греческого языка (альфа и
вита), а азбука – из букв древнерусского
языка (аз и буки).

2. (Приложение 1,
слайд 5).

Словарная работа (азбука, алфавит).

3. Показать отрывок урока виртуальной школы
«Кирилла и Мефодия»

4. Продолжение беседы

– Ребята, как вы думаете, буквы раньше читались
и писались так же, как и сейчас?
– Конечно, нет, в их написании очень многое
изменилось. А раньше каждую букву учили по
названию.

(Приложение 1, слайд
6). Славянская Азбука.

– Русский алфавит произошёл от славянского,
созданного в 863г. двумя учёными монахами –
братьями Кириллом и Мефодием на основе
греческого. Оба они хорошо знали язык южных
славян и были посланы византийским императором в
Моравию – научить местных славян богослужению
на родном языке. Для перевода священных книг и
понадобился новый алфавит. Так родились первые
славянские азбуки – глаголица и кириллица.
Глаголица довольно быстро вышла из употребления.

– Вы видите, что запомнить такой алфавит было
очень сложно. Поэтому в начале XVIII века Петр I
провел реформу азбуки. Трудные для написания
буквы были заменены так называемым гражданским
шрифтом. Такого вида буквами с небольшими
изменениями пользуемся мы сейчас.
«При Петре Великом, – шутливо писал
М.В.Ломоносов,– не одни бояре и боярыни, но и
буквы сбросили с себя широкие шубы (славянский
шрифт) и нарядились в летние одежды (имеется в
виду гражданская азбука)».
В 1917 – 18 годах была проведена следующая реформа и
из азбуки исключены «i», «ять», «ижица», «фита»
и  «ер» в конце слова.
После исключения лишних букв кириллицы их должно
было остаться в русском алфавите 31. А оказалось 33.
Откуда же они взялись?
– Их придумали в 18-м веке для звуков, не
существовавших в старославянском: й – в 1735г., а ё
– в 1797г.  Букву ё впервые использовал писатель
Н.М.Карамзин, автор «Истории государства
Российского».
Этих 33 букв нам сейчас вполне хватает.
– Давайте приоткроем завесу истории и, послушав
отрывок из стихотворения Н.Кончаловской «Наша
древняя столица», узнаем, как учили грамоте на
Руси в старину.
(Эту часть урока можно оформить как 
«Историческая справка».)

5. Выразительное чтение
стихотворения
заранее подготовленным
учеником.

(Приложение 1, слайд
7).

«Наша древняя столица».
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк –
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – Аз да Буки,
В – как Веди, Г – глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!
Этот нож не без причины
Назывался «перочинным»;
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.

– Как и кто обучал грамоте детей в старину?
– Что это за перья из «гусиного крыла»?
– Почему нож называли «перочинным»?
– Кому не полагалось учиться в старину?

(Приложение 1, слайд
8).

Словарная работа (дьяк, перочинный).

6. Работа с учебником

– Ребята, вы знаете, что есть правила
произношения букв русского алфавита? Часть букв,
обозначающих согласные звуки, произносится со
звуком [а], часть со звуком [э] в начале, а часть со
звуком [э] в конце. Внимательно прочитайте
теоретический материал учебника.
– Сколько букв в русском алфавите?
– Сколько гласных букв?
– Сколько согласных букв?
– В чем особенность букв Ь и Ъ?
– Назовите буквы, в произношении которых мы
произносим звук [а].
– Назовите буквы, в произношении которых мы
произносим звук [э].

IV. Закрепление изученного материала

1. Выразительное чтение стихотворения
Б. Заходера с целью закрепления правильного
произношения букв (слайд 9 спроецирован на экране
и раздаётся на каждый стол).

Задание: определите, каких букв нет в
стихотворении, и вставьте их на место.

Тридцать три родных сестрицы,
Писаны красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся.

К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!

Пять сестрёнок опоздали –
Заигрались в прятки.
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ, –
Прикатили на еже.
Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О –
Дружно вылезли в окно.
Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха –
Оседлали петуха.
Цэ, Чэ, Ша, Ща, Э, Ю, Я, –
Все теперь мои друзья!

Познакомьтесь с ними, дети.
Вот они стоят рядком,
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.

2. Беседа:

 – Какое практическое значение имеет знание
алфавита?
– В каких сферах деятельности человеку
необходимо знание алфавита?
– Действительно, алфавит экономит время,
помогает систематизировать различный материал:
пользуясь алфавитом, можно легко и быстро найти в
любом словаре нужное слово, название учреждений
и фамилии жителей в телефонном справочнике,
фамилии авторов в библиотечной картотеке.
К сегодняшнему   уроку некоторые ребята
получили задание. Ребята, расскажите, что
   вы узнали?
– Как используют алфавит в библиотеке?
– Как помогает алфавит медицинским работникам?
– Помощник учителя.

3. Творческое списывание

Задание: запишите слова в алфавитном
порядке, уточните написание при
необходимости  по орфографическому словарю.

Кор(?)еспондент, д…журный, арх…тектура,
г…олог, ин…циатива, к…манда, г…нерал, 
сп…сибо, р…дакция, инст…тут, эксп…диция,
б…бл…отека, к…т…лог, б…ография, с…наторий,
а…томобиль, брош…ра.

(Автомобиль, архитектура, библиотека,
биография, брошюра, генерал, геолог, дежурный,
инициатива, институт, каталог, команда,
корреспондент, редакция, санаторий, спасибо,
экспедиция).

4. Игра «Кто быстрее?»

Задание: мысленно расположите слова
по алфавиту, определите их очередность и
соедините стрелочками с нужным номером. Каждый
ученик заполняет индивидуальную карточку,
которую он сдаёт после выполнения задания.
Победитель определяется по двум критериям:
правильность выполнения работы и скорость
заполнения карточки.

Знания                       

Хорошист                 
2

Чистота                  
3

Циркуль                    
4

Карандаш                 
5

Скорость      
          6

Школа                     
7

Наряд                      
8

Пенал                      
9

Жизнь                     
10

5. Работа над культурой речи

– Посмотрите, ребята, на современный алфавит.
– О букве говорят, что она обозначает звук.
Различайте звук и букву. Не произносите вместо
звука название буквы.

(Приложение 1, слайды
10, 11). «Помоги Незнайке».

– Ребята, помогите Незнайке. Посмотрите, как
выполнил он задание. Найдите ошибки, запишите
названия букв в исправленном виде.
– В слове лист 4 буквы: «ль», «и», «сэ», «тэ».
– В слове строчка 7 букв: «эс», «тэ», «рэ»,
«о», «че», «ка», «а».

Одна из загадок русского языка –
мягкий знак. Буква, которая не обозначает звука.
Как связан  Ь  с орфографией?
Мягкий знак – всегда орфограмма
(ошибкоопасное место).

(Приложение 1, слайды
14-17).

Задание: распределите слова в три
группы.

(Приложение 1, слайды
18, 19).

Мальчик, роскошь, тетрадь, рассказываешь,
вьётся, купаться, Софья, назначьте, возьми.

– Объясните свой выбор.

6. Комментированное письмо

– Какие буквы не обозначают звук? (ь, ъ)

Задание: определить род
существительных и объясните постановку  ь 
или его отсутствие на конце существительных с
помощью тренажёра-круга.
Технология: у доски работают три ученика,
остальные записывают в тетрадь. Один ученик
читает пример, второй на тренажёре-круге
определяет род, склонение существительного,
третий  с помощью тренажёра-круга объясняет
написание  Ь на конце существительных.

На море свирепствовал смерч; мальчику
подарили мяч и игрушечный меч; в трюме
была обнаружена течь; пробежала мышь;
вовремя подоспела помощь; озорной малыш;
печь обогревала все комнаты; сторож
караулил дом; рядом с домом был гараж; гуашь
и тушь нужна художникам; вокруг тишь да
гладь; лесная глушь; расцвёл ландыш; шумит
камыш; купи мне брошь; смелая молодёжь.

7. Распределительный диктант

(Приложение 1, слайды
20, 21).

Расположите названия разделов науки о языке в
алфавитном порядке:  фонетика, морфология,
графика, орфография, пунктуация, синтаксис,
лексика, грамматика.

Технология: слова проецируются на экране и
записаны на карточках, выходя к доске, ученик
должен прикреплять картонную карточку с
названием раздела науки о языке с помощью
магнита на доску в алфавитном порядке.

8. Игра «Шифровальщик».

(Приложение 1, слайды
22, 23).

Задание: прочитайте и запишите
зашифрованные слова.

 9, 1, 4, 1, 5, 12, 1.
1, 13, 22, 1, 3, 10, 20.
9, 3, 21, 12, 10.
22, 16, 15, 6, 20, 10, 12, 1.
19, 10, 15, 20, 1, 12, 19, 10, 19.
2, 21, 12, 3, 29

Ответы: загадка, алфавит, звуки,
фонетика, синтаксис, буквы.

Технология: у каждого ученика есть
карточка с алфавитом, над буквами расставлены
цифры. Ребята получают задание по рядам (по два
слова, если остаётся время на уроке, шифруют все
слова). Кто быстрее.

V. Подведение итога урока

– Что такое алфавит?
– Как образовалось это слово?
– Зачем нужно знать алфавит?
– Что вы узнали из истории азбуки?
– Сколько букв в русском алфавите?
– Какие буквы обозначают гласные звуки? Сколько
их?
– Какие буквы обозначают согласные звуки?
Сколько их?
– Какие буквы не обозначают звуков?
– Если первые буквы слов одинаковые, как
правильно расположить слова?

VI. Выставление оценок

VII. Информация о домашнем задании

– Выучить алфавит.
– Выполнить упражнение № 289.

Дополнительное задание по желанию. Карточку
ребята выбирают самостоятельно.

Индивидуальное задание по карточкам:

1. В данных словах вставьте пропущенные буквы,
расставьте ударение. Распределите слова по
следующим тематическим группам: «Школа»,
«Библиотека», «Театр» в алфавитном порядке.

Р…пертуар, в..стибюль, к…талог, илл…страция,
д..ректор, к..нцелярия, к..б..нет, р..п..тиция,
сп..ктакль, бр..ш..ра, аб..н..мент, б..ллетень,
п..р..одические издания, дек. .рация, д..бют,
б..летристика, л. .уреат, к. .ридор, экзаменатор,
атт..стат зрелости, л..бораторная работа,
аплодисменты, п…рсонаж, н..велла, м..нускрипт, энц.
.клопедия, г..рбарий, б..леты, ф..йе, лит..ратурный
г..рой, г..зеты, г..рдероб, б..нокль, п..ртер,
ф..стиваль, ст. лаж, консультация, экземпляр,
к..р..ндаш.

2.  В данных словах вставьте пропущенные
гласные и согласные буквы, расставьте ударение.
Выпишите слова по следующим тематическим
группам: «Физкультура и спорт», «Наука и техника»
в алфавитном порядке.

Арт..лерист, б..тальон, трен..ровка, с..м..фор,
тр..лейбус, к..мета, пл..нета, экск..ватор, диз..ль,
г..мнастика, д..визия, г..н..рал, к..р..бин, рот..принт,
эск..латор, ст..дион, б..ссейн, тр..мплин, р..кетчик,
к..нвейер, ш..нель, инт..ндант, к..н..нада, бл..када,
р..портаж, ф..нал, к..мпьютер, г..потенуза, к..ррозия,
м..лекула, ч..мпион, п..л..гон, к..зарма, п..л..тка,
к..мпания, п..тит, ман..кен, р..нтген, д..агноз,
п..циент, б..ктерия, бл..ндаж, б..с..ктриса, м..диана,
с..ликаты, б..скетбол, тр..ншея.

История
русского алфавита (русской Азбуки) 

от Кирилла и Мефодия до наших дней:

создание/развитие/реформы/современность

Около 863 года братья Константин (Кирилл) Философ и Мефодий
из Солуни (
Салоники) по приказу византийского
императора Михаила III упорядочили письменность для
славянского языка и использовали новую азбуку для
перевода на славянский язык греческих религиозных текстов. Долгое время
дискуссионным оставался вопрос, была ли это кириллица (и в таком случае
глаголицу считают тайнописью, появившейся после запрещения кириллицы) или
глаголица — азбуки, различающиеся почти
исключительно начертанием. В настоящее время в науке преобладает точка зрения,
согласно которой глаголица первична, а кириллица вторична (в кириллице
глаголические буквы заменены на известные греческие). Глаголица длительное время
в несколько изменённом виде употреблялась у
хорватов (до XVII в).

Появление кириллицы указывается в
житии св.
Климента Охридского прямо
пишется о создании им славянской письменности уже после Кирилла и Мефодия.
Благодаря предыдущей деятельности братьев азбука получила широкое
распространение в южнославянских землях, что привело в 885 году к запрещению её
использования в церковной службе
римским папой, боровшимся с результатами миссии
Константина-Кирилла и Мефодия.

Состав первоначальной кириллической
азбуки нам неизвестен; «классическая» старославянская кириллица из 43 букв, частью содержит более поздние
буквы (ы, оу, йотированные). Кириллица целиком включает греческий алфавит (24
буквы), но некоторые сугубо греческие буквы (кси, пси, фита, ижица) стоят не на
своём исходном месте, а вынесены в конец. К ним были добавлены 19 букв для
обозначения звуков, специфических для славянского языка и отсутствующих в
греческом. До реформы Петра I строчных букв в азбуке кириллицы не было, весь
текст писали заглавными.

Буквы кириллицы используются для записи чисел в точности по греческой системе. Вместо пары совсем архаических
знаков —
сампи и стигма,— которые даже в классический 24-буквенный
греческий алфавит не входят, приспособлены другие славянские буквы— Ц (900) и S
(6); впоследствии и третий такой знак,
коппа, первоначально использовавшийся в
кириллице для обозначения 90, был вытеснен буквой Ч. Некоторые буквы,
отсутствующие в греческом алфавите (например, Б, Ж), не имеют числового
значения.

Буквы кириллицы имеют
собственные названия, по различным нарицательным славянским именам, которые с
них начинаются, или прямо взятые из греческого (кси, пси). Так же назывались и
буквы глаголицы. Вот список основных знаков кириллицы:

 Буква Числовое

значение
Чтение  Название
А 1 [a] аз
Б   [б] буки
 В  2  [в] веди
 Г  3 [г] глаголь
 Д  4  [д] добро
 Ё,Э  5  [е] есть
 Ж    [ж] живете
 S  6  [дз] зело
 Z,З 7  [з] земля
 И 8  [и] иже (8-ричное)
 I  10  [и] и (10-ричное)
 К 20  [к] како
 Л  30  [л] люди
 М 40  [м] мыслете
 Н  50  [н] наш
 О 70  [0] он
 П 80  [п] покой
 Р  100  [р рцы
 С  200  [с] слово
 Т  300  [т] твердо
 OУ,   Y  400  [у]  ук
Ф  500  [ф]  ферт
 Х  600  [х]  хер
 Ѡ  800  [о]  омега
 Ц  900  [ц]  цы
 Ч  90  [ч]  червь
 Ш    [ш]  ша
 Щ    [шт] [шч]  ша
 Ъ    [ъ]  ер
Ы    [ы]  
 ь    [ь]  
 Ѣ    [æ] [ие][ять]  
 Ю    [йу]  ю
 IА    [iа]  А-йотированное
 Ѥ    [йэ]  Е-йотированное
 Ѧ  900  н]  Малый Юс
 Ѫ   н]  Большой Юс
 Ѩ   [йэн]  Юс Малый йотированный
 Ѭ    [йон]  Юс Большой йотированный
 60  [кс]  кси
 Ѱ  700  [пс]  пси
 Ѳ  9  [ф], [θ],  фита
 Ѵ  400  [и],[в]  ижица

*Названия букв, приведённые в
таблице, соответствуют принятым в России 

для современного церковнославянского языка.

Чтение букв могло
различаться в зависимости от диалекта. Буквы Ж, Ш, Ц обозначали в древности мягкие согласные (а не твёрдые, как
в современном русском); буквы Ѧ и Ѫ первоначально обозначали носовые
(назализованные) гласные.

Таким образом, прародительницей русского
алфавита является древнерусская кириллица, заимствованная у кириллицы
болгарской и распространившаяся после крещения Киевской Руси (988 г.).
Тогда в
алфавите имелось 43 буквы
.

Позднее были добавлены 4 новых
буквы, а в разное время за ненадобностью были исключены 14 старых, поскольку
пропали соответствующие звуки. Раньше всех исчезают йотированные юсы (Ѭ, Ѩ),
затем юс большой (Ѫ) (который в XV веке возвращался, но снова исчез в начале
XVII в.), и Е йотированное (Ѥ); прочие буквы, иногда чуть изменяя свою форму и
значение, остались до сегодняшнего времени в азбуке церковнославянского языка,
которую долго и ошибочно отождествляли с азбукой русской.

Свое название старославянская Азбука получила от сочетания
двух букв «аз» и «буки», которые обозначили первые буквы алфавита А и Б.
Интереснейшим фактом является то, что древнеславянская азбука представляла
собой граффити, т.е. надписи, нацарапанные на стенах. Первые старославянские буквы
появились на стенах церквей в Переславле приблизительно в 9-ом веке. А уже к
11-ому веку древние граффити появились в Софийском соборе в Киеве. Именно на
этих стенах указывались буквы азбуки в нескольких начертаниях, а ниже
приводилось толкование буквы-слова.

Реформы русского
алфавита

Реформами орфографии 2-ой
половины XVII в. (связанными с «исправлением книг» во времена патриарха Никона)
зафиксирован такой буквенный набор: А, Б, В, Г, Д, Е (с отличным орфографически
вариантом Є, который порой считали отдельной буквой и ставили в азбуке после Ѣ,
т. е. в позицию сегодняшнего Э), Ж, Ѕ, З, И (для звука [j] имелся отличающийся
в орфографии вариант Й, который не считали отдельной буквой), І, К, Л, М, Н, О
(в 2-х формах, отличавшихся орфографически: «широком» и «узком»), П, Р, С, Т, У
(в 2-х формах, отличавшихся орфографически: Ѹ и
http://www.textologia.ru/img/smbl01.png),
Ф, Х, Ѡ (в 2-х формах, отличавшихся орфографически: «широком» и «узком», а ещё
в составе лигатуры, которую обычно считали отдельной буквой — «от» (Ѿ)), Ц, Ч,
Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Ѣ, Ю, Я (в 2-х формах: Ѧ и IA, которые порой считали разными
буквами, а порой — нет), Ѯ, Ѱ, Ѳ, ѳ. В состав азбуки иногда также вводили
большой юс (Ѫ) и букву, называемую «ик» (по форме аналогичную нынешней букве
«у»), хотя никакого звукового значения они не имели и не употреблялись ни в
каких словах.

В подобном виде
русская азбука существовала до 1708—1711гг., т.е., до реформ царя Петра I
(церковнославянская остается такой и сейчас). Тогда были упразднены надстрочные
знаки (это «упразднило» букву Й) и убраны множество дублетных букв,
применявшихся для записи разных чисел (с введением арабских цифр это стало
неактуальным). Затем ряд упразднённых букв возвращали и вновь отменяли.

К 1917 г. в алфавите
официально было 35 букв (фактически — 37): А, Б, В, Г, Д, Е, (Ё не считалась
отдельной буквой), Ж, З, И, (Й не считалась отдельной буквой), І, К, Л, М, Н, О,
П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Ѣ, Э, Ю, Я, Ѳ, ѳ. (Формально
последняя буква в русском алфавите числилась, но фактически почти не
применялась, встречаясь лишь в нескольких словах).

Результатом последней крупной
реформы письменности 1917—1918 гг., стало появление нынешнего русского алфавита
из 33 букв. Он стал также письменным базисом для большинства языков народов
СССР, у которых до ХХ в. письменности не было или её в годы советской власти
заменили на кириллицу.

За три века русский алфавит претерпел ряд реформ.
Количество букв в основном уменьшалось, исключение составляют буквы «
э» и «й» (употреблявшиеся и ранее, но узаконенные в XVIII веке) и единственная «авторская»
буква — «
ё», предложенная княгиней Екатериной Романовной Дашковой.

Последняя крупная реформа русской письменности была
проведена в 1917—1918 г. (см. Реформа русской орфографии 1918 года), в
результате чего появился современный русский алфавит, состоящий из 33 букв.
Этот алфавит также стал основой многих неславянских языков бывшего СССР и
Монголии (письменность для которых ранее XX века отсутствовала или была
основана на других видах письменности.

Алфавит
современного русского языка

Русский алфавит относится к
кириллическим алфавитам и на сегодняшний день включает 33 буквы. 21 буква
служит для обозначения согласных
звуков: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Гласные
звуки обозначают следующие 10 букв: а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е. 2 буквы
русского алфавита не обозначают звуков: ъ, ь.

Такой
вид русский алфавит принял в 1918 году после реформы письменности. Но в то
время он включал 31 букву, так как Ё и Й считались вариантами Е и И. Только в
1942 году русский алфавит стал официально состоять из 33 букв.

Буква

Имя

Произношение (Транскрипция)

Гласная, Согласная, Беззвучная

1

А а

а

[а]

Гласная

2

Б б

бэ

[бэ]

Согласная

3

В в

вэ

[вэ]

Согласная

4

Г г

гэ

[гэ]

Согласная

5

Д д

дэ

[дэ]

Согласная

6

Е е

е

[jэ]

Гласная

7

Ё ё

ё

[jo]

Гласная

8

Ж ж

жэ

[жэ]

Согласная

9

З з

зэ

[зэ]

Согласная

10

И и

и

[и]

Гласная

11

Й й

и краткое

[и краткое]
[j]

Согласная

12

К к

к

[ка]

Согласная

13

Л л

эль (эл)

[эл`] [эл]

Согласная

14

М м

эм

[эм]

Согласная

15

Н н

эн

[эн]

Согласная

16

О о

о

[о]

Гласная

17

П п

пэ

[пэ]

Согласная

18

Р р

эр

[эр]

Согласная

19

С с

эс

[эс]

Согласная

20

Т т

тэ

[тэ]

Согласная

21

У у

у

[у]

Гласная

22

Ф ф

эф

[эф]

Согласная

23

Х х

ха

[ха]

Согласная

24

Ц ц

цэ

[цэ]

Согласная

25

Ч ч

че

[ч`э]

Согласная

26

Ш ш

ша

[ша]

Согласная

27

Щ щ

ща

[щ`а]

Согласная

28

Ъ ъ

твёрдый
знак

Беззвучная

29

Ы ы

ы

[ы]

Гласная

30

Ь ь

мягкий знак

Беззвучная

31

Э э

э (э
оборотное)

[э]

Гласная

32

Ю ю

ю

[jу]

Гласная

33

Я я

я

[jа]

Гласная

Здравствуйте, дорогие ребята! Приветствую вас, уважаемые взрослые! Вы читаете эти строки, а это значит, кто-то когда-то позаботился о том, чтобы мы с вами могли обмениваться информацией при помощи письменности.

Рисуя наскальные изображения, пытаясь что-то рассказать, наши предки много веков назад и подумать не могли, что совсем скоро 33 буковки русского алфавита будут складываться в слова, излагать наши мысли на бумаге, помогут читать написанные русским языком книги и позволят оставить свой след в истории народной культуры.

А откуда они к нам пришли все от А до Я, кто придумал русский алфавит, и как возникло письмо? Информация из этой статьи может пригодится для исследовательской работы во 2 или 3 классе, поэтому добро пожаловать, изучайте подробно!

Что есть алфавит и с чего всё началось?

Знакомое нам с детства слово пришло из Греции, и сложено оно из двух греческих буковок – альфа и бета.

греческие-буквы-альфа-и-бета

Вообще древние греки оставили огромный след в истории, не обошлось без них и здесь. Они приложили много усилий, чтобы распространить письменность по всей Европе.

Однако, многие учёные до сих пор спорят, кто бы первым, и в каком году это было. Считается, что первыми применять согласные буквы стали финикийцы ещё во 2 тысячелетии до нашей эры, и только потом греки позаимствовали у них алфавит и добавили туда гласных. Это было уже в 8 веке до нашей эры.

Такая греческая письменность и стала основой алфавита у многих народов, в том числе и у нас, славян. А ещё в числе самых древних стоят китайский и египетский алфавиты, которые появились от превращения наскальных рисунков в иероглифы и графические символы.

китайский-алфавит

А как же наша, славянская азбука? Ведь мы не пишем сегодня на греческом! Всё дело в том, что Древняя Русь стремилась укреплять экономические и культурные связи с другими странами, а для этого нужно было письмо. Да ещё и в русское государство стали привозить первые церковные книги, так как из Европы пришло христианство.

Нужно было найти способ донести до всех русских славян, что такое православие, создать свою азбуку, перевести церковные труды на читаемый язык. Такой азбукой стала кириллица, а создана она была братьями, в народе именуемыми «солунскими».

Кто такие солунские братья и чем они знамениты?

Названы так эти люди отнюдь не по тому, что у них фамилия или имя такое.

святые-кирилл-и-мефодий

Два брата Кирилл и Мефодий жили в семье военного в большой византийской провинции со столицей в городе Солуни, от этого-то названия их маленькой родины и пошло прозвище.

Население в городе было смешанное – половина греков и половина славян. Да и родители у братьев были разные по национальности: мать – гречанка, а отец – родом из Болгарии. Поэтому и Кирилл, и Мефодий с детства знали два языка – славянский и греческий.

Это интересно! На самом деле имена у братьев о рождения были другие – Константин и Михаил, а церковными Кириллом и Мефодием они были наречены позже.

Оба брата преуспевали в учёбе. Мефодий овладел воинскими приёмами и очень любил читать. Ну а Кирилл знал аж 22 языка, получил образование при императорском дворе и за свою мудрость был прозван философом.

Поэтому совсем неудивительно, что выбор пал именно на этих двух братьев, когда к византийскому правителю в 863 году обратился за помощью моравский князь с просьбой прислать мудрецов, которые могли бы донести до славянского народа истину христианской веры и научить писать.

кирилл-и-мефодий-в-пути

И отправились Кирилл и Мефодий в далёкий путь, переходя целых 40 месяцев с одного места на другое, объясняя на хорошо знакомом им с детства славянском языке, кто такой Христос и в чём его сила. А для этого нужно было перевести все церковные книги с греческого на славянский, потому-то братья принялись разрабатывать новую азбуку.

Конечно, уже в те времена славяне в своей жизни использовали многие греческие буквы в счёте и письме. Но имеющиеся у них знания нужно было упорядочить, привести к одной системе, чтобы всем было просто и понятно. И уже 24 мая 863 года в болгарской столице Плиске Кирилл и Мефодий объявили о создании славянского алфавита под названием кириллица, которая и стала прародителем нашей современной русской азбуки.

Это интересно! Историки обнаружили тот факт, что еще до моравийского поручения, будучи в Византии, братья Кирилл и Мефодий изобрели алфавит для славян на основе греческой письменности, и назывался он глаголицей. Может быть, именно потому так быстро и просто появилась кириллица, раз были уже рабочие намётки?

Превращения русского алфавита

Созданная Кириллом и Мефодием славянская азбука состояла из 43 букв.

буквы-кириллицы

Они появились путем прибавления к греческой азбуке (а в ней было 24 буквы) заново придуманных 19 знаков. После появления кириллицы в Болгарии – центре славянской письменности – появляется первая книжная школа, начинают активно переводить богослужебные книги.

В любой старинной книжице

Ты можешь прочитать:

«Жила на свете Ижица,

А с нею буква Ять»

Постепенно старославянский алфавит приходит в Сербию, а в Древней Руси он появляется в конце X века, когда русский народ принимает христианство. Вот тогда-то и начинается весь долгий процесс создания и усовершенствования русского алфавита, которым мы пользуемся сегодня. Вот что интересного было.

  • Русская азбука претерпела несколько реформ. Самыми первыми и весомыми из них стали изменения Петра I. портрет-петра-первогоВ 1708—1710 годах были убраны дублирующие буквы, передающие болгарские звуки, а также те, у которых были надстрочные знаки, означающие, что их нужно произносить с придыханием. Это было лишним для русского говора. Также до Петра I в алфавите были ещё и буквы, обозначающие цифры. Итого, в первую реформу убрали 7 лишних букв и добавили «Я» и «У».
  • Ни для кого не секрет, что в русской азбуке 33 буквы. А ведь были времена, когда их было 32. Всему тому причина – буковка «Ё». буква-ёКоторую то употребляли как отдельную, то нет. Да и сегодня её то печатают, то заменяют в текстах на «е». Причём, как грамотные ученики, вы знаете, что это не является ошибкой.

Это интересно! Крёстной мамой буковки «Ё» стала княгиня Екатерина Дашкова, которая предложила ввести её в алфавит в 1783 году. Идею княгини поддержал писатель Кармазин, и вот с их лёгкой руки буковка появилась в алфавите, заняв почётное седьмое место.

Судьба у «Ё» непростая:

  • в 1904 её употребление было желательным, но совсем необязательным;
  • в 1942  приказом органа просвещения она была признана обязательной для школы;
  • в 1956 ей были посвящены целые параграфы правил русской орфографии.

Сегодня употребление «Ё» важно, когда можно перепутать значение написанных слов, например вот здесь: совершенный и совершённый, слёз и слез, нёбо и небо.

памятник-букве-ё

Это интересно! В 2001 году в Ульяновском сквере имени Карамзина был открыт единственный во всём мире памятник буковке «Ё» в виде невысокой стелы.

  • К очередной реформе в 1917 году алфавит пришёл с 37 буквами, после чего исчезли ещё 4, а «Ъ» и «Ь» стали обозначать лишь твердость и мягкость у согласных.
  • Так же в декабре 1917 года поменялись и буквенные имена. Ведь сначала названия букв представляли целое слово, в которое вкладывали смысл. Может, слышали такое: «начать с азов», то есть с первого шага, сначала, ведь буква под названием «АЗ» — первая в алфавите. Были в алфавите и такие названия букв, как «добро», «буки», «глаголь», «веди». государственный-деятель-луначарскийВ итоге Государственным деятелем Луначарским был издан приказ, который приписывал всем использовать новый русский алфавит из 33 букв с сокращенными названиями.

В результате у нас сегодня 33 красавицы, которые учат нас читать и писать, открывают нам новый мир, помогают быть образованными, чтобы изучать родной язык и уважать свою историю.

Уверена, что все эти 33 буквы вы уже давно знаете и никогда не путаете их местами в алфавите. А не хотите ли попытаться выучить и старославянскую азбуку? Вот она, ниже на видео)

Ну вот, в вашей копилке проектов на одну интересную тему стало больше. Делитесь самым интересным с одноклассниками, пусть они тоже знают, откуда пришёл к нам русский алфавит. А я с вами прощаюсь, до новых встреч!

Успехов в учебе!

Евгения Климкович.

Рассказ о русской азбуке 5 класс

  • Рассказ о руслане из поэмы руслан и людмила
  • Рассказ о русских народных песнях 4 класс
  • Рассказ о россии на английском 15 предложений
  • Рассказ о романе дубровский слушать
  • Рассказ о ромашке 2 класс по окружающему миру кратко