Рассказ о русских праздниках и традициях

Проект живое предание старины соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребнка, воспитывают гордость за

orig 5442f5eb3c10fe76f61d94031e2479f1

ПРОЕКТ «ЖИВОЕ ПРЕДАНИЕ СТАРИНЫ»

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам своё самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

 Чтобы дети хорошо знали и уважали своё прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа, был создан проект «Живое предание старины»

Актуальность данного проекта заключается в сохранении материальной культуры и традиций русского народа, обращена в прошлое, в древность, в традиции и обычаи.

Направление «Русская изба»

В целях реализации проекта был создан мини-музей «Русская изба», который играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Мини-музей знакомит воспитанников с историей русского быта, устройством деревенской избы.

Цель : Формировать представления о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве.

Задачи:

— Формировать представления об устройстве русской избы;

— Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

— Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.

— Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

-Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).

— Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

Проблема: В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Подготовительный этап:

— Подбор и изучение литературы по данной теме;

— Изготовление дидактических пособий;

Основной этап:

ООД: «Русская печь«

Беседы:

-о русской печи;

-о традициях русского чаепития;

-о деревянных ложках.

— Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов, рассматривание иллюстраций, фотографий.

— Заучивание пословиц, поговорок.

Дидактические, познавательные, пальчиковые игры:

— Д/И «Русская изба»

— Д/И «Подбери головной убор к сарафану»

— Д/И «Что — сейчас, а что — раньше»

— Д/И «Лоскутное одеяло»

Сюжетно – ролевая игра:

«В русской избе«

Лепка:

— «Посуда»

-Слушание песни «Русская изба» Е. Птичкина, М. Пляцковского в исполнении М. Пахоменко.

-Обыгрывание песни «Где был Иванушка?»

Взаимодействие с родителями:

— Экскурсия в районный музей

— Оформление мини-музея «Русская изба«

Заключительный этап:

— Открытое интегрированное занятие «Русская печь«

— Презентация результатов проектной деятельности

Ожидаемые результаты:

— дети получили обширные знания об истории крестьянского жилища — избы,

о ее устройстве;

— познакомились со старинными предметами домашнего обихода;

— обогатился словарный запас названиями предметов русского быта;

— воспитание духовно — нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.

Направление «Чем питались наши предки» 

«Прежде ели просто, да жили лет со сто!»

      В течение многих столетий пища наших предков почти не менялась.  Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Много в них целесообразного, исторически обусловленного, соответствующего национальным вкусам, образу жизни, климатическим условиям.

Актуальность  заключается в сохранении материальной культуры и традиций   питания  русского народа, обращена в прошлое, в древность, в традиции и обычаи, в старинные кушанья, которые не устарели и сегодня.                                                                                             

Цель:   Изучить  чем питались наши предки.

Задачи:

1. Изучить традиции и разнообразие русского национального стола.

2. Сравнить основные продукты питания прошлого и особенности современной пищи. 

3. Сделать вывод о полезности употребляемой пищи в разное историческое время.

Чтение  художественной литературы

«Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой)

К. Паустовский «Тёплый хлеб»

Н. Телешов «Крупеничка», «Уха»

П. Бажов «Серебряное копытце»

П. Ершов «Конёк – Горбунок»

«Умный работник», «Летучий корабль», «Семь Семионов –семь работников», «Каша из топора», «Два брата». «Сивка — бурка», «Пахарь»;

Познание

Культура поведения за столом.

Правила питания.

Из чего состоит наша пища? ИКТ «Витамины»

Д.и. «Полезное и вредное», «Вершки и корешки»

Н.п.и «Аскорбинка и её друзья», «Пирамида здоровья», «Валеология или здоровый малыш. Кожа. Питание. Сон»

Презентация рекламы полезного продукта.

 «Полезные и вредные продукты»

Художественно — эстетическая деятельность

ИЗО: «Мой обед»

          «Эти полезные фрукты»

АППЛИКАЦИЯ: «Коллаж из этикеток продуктов правильного и неправильного питания»

«Создание альбома «ВИТАМИНЫ».

«Чудо –дерево»(садовники здоровья)

ЛЕПКА: Лепка «моё любимое блюдо»

 Проведение праздника «Масленица»

Развивающая  среда

Музей «Русская изба»

Мини музей «Старой утвари и современной бытовой техники»

Экскурсии

кафе, русская изба, пищеблок детского сада, магазин

Работа с родителями

Изготовление и пошив костюмов

Оформление мини-музея

Сбор информации по теме

Создание русской избы

Участие в празднике «Масленица»

Участие в итоговом мероприятии «Каша-пища наша»

Создание тематических уголков

 Направление «Народные гулянья»

Большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой. «Народные гулянья», еще одно направление нашего проекта, которое помогло дошкольникам и педагогам узнать о традициях, обычаях и обрядах русского народа.

Цель: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками

Задачи :

  1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
  2. Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
  3. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки.
  4. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
  5. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
  6. Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.

Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии,  мотивирует на творчество. 

Ожидаемые результаты:

— устойчивый интерес к культуре русского народа;

— знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно –

прикладного искусства;

— создание календаря праздников, состоящего из детских работ.

Аннотация проекта

 Основная идея  – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, дошкольного детства.  В его основе лежит ознакомление детей  народным искусством (слушание народной музыки, сказок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, колыбельных песен).

Этапы реализации 

I. Организационно-подготовительный

— Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

— Определение цели и задач проекта;

— Подбор литературы, пособий, атрибутов;

II. Основной

— Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.

— Совместная деятельность

— Самостоятельная деятельность детей.

III. Заключительный

— Обобщение результатов работы;

— Анализ деятельности.

Основной принцип  – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.

План работы с детьми 

 ОСЕНЬ.

Сентябрь.

 Беседы об осенних праздниках, о народных приметах и обычаях, связанных с ними, разучивание песен, загадок, русских народных игр.        

Октябрь.        

«Посиделки на Покров» ‑

календарно-обрядовый праздник

Ноябрь.

Устное народное творчество – потешки, считалки, небылицы.

ЗИМА.

Декабрь.

 Беседа «Как Зима с Осенью борется».

Синичкин день. Разучивание песен про Зиму, загадок, зимних игр.

Январь.        

«Рождественские посиделки»

Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки. Знакомство детей с рождественскими песнями, колядками.

Февраль.

 «Прощай, Масленица» ‑ беседа о празднике Масленицы, о традициях, обрядах, обычаях. Разучивание закличек, прибауток, игр, песен. Организация и проведение праздника на свежем воздухе. Изготовление куклы – Масленица        .

Весна.

Март.

«Вербное воскресенье». Рассказ о праздновании вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка», «Заря-заряница»        

Апрель

Сказка «Пасхальный колобок». Разучивание пасхальных песен, раскрашивание пасхальных яиц, знакомство с обрядами, играми, поверьями        

Май.        

«Завивание берёзки».

Беседа о праздновании Троицы, об обрядах, традициях. Разучивание русских народных игр. хороводов

Направление «В мастерской у народных умельцев»

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать.

В нашем селе нет возможности увидеть непосредственный процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек, но надо подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приемы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Так родилось еще одно направление нашего проекта «В мастерской у народных умельцев»

Цель нашего проекта развитие у детей познавательного интереса к народному декоративно-прикладному творчеству.

Задачи:

1.Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов;

2.Познакомить детей с рописью и другими видами декоративно-прикладного творчества

3.Научить детей ориентироваться в различных видах росписи;

Участники проекта:  педагоги, дошкольники средних, старших и подготовительных групп, родители.

Продолжительность: долгосрочный (с сентября 2018г. по май  2019г.)

Перспективное планирование проекта

Месяц

Практический выход

Сентябрь

Беседа на тему: «Знакомство с русской матрёшкой»

Дидактическая игра «Собери матрёшку»

Художественное слово» Русская матрёшка», (рассматривание  иллюстраций).

Консультация для родителей на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

Октябрь

Декоративное рисование. Тема: «Украшение фартука»

Беседа на тему: «История возникновения матрёшки»

Дидактическая игра «Наряди матрёшку»

 Художественное слово «Восемь кукол деревянных»

Консультация для родителей на тему: «Народное искусство и детское творчество»

Ноябрь

Рисование Тема: «Декоративное рисование. Роспись дымковская лошадка» (готовое изделие из глины)

Беседа на тему: «Основные цвета дымковской игрушки»

Дидактическая игра «Русская матрёшка»

Развлечение «В гости к краскам»

Художественное слово «Есть ещё для вас игрушка»

Декабрь

Знакомство с Филимоновской игрушкой

Рисование Тема: «Декоративное рисование петушок на подставке» (готовый макет для росписи из бумаги)

Беседа на тему: «Рассматривание украшения Филимоновской игрушки» (элементы росписи)

Дидактическая игра «От какой народной игрушки этот элемент росписи »

Художественное слово «Игрушки – свистульки»

Мастер класс с родителями: Роспись дымковской игрушки «Барышня с зонтиком»

Январь

Декоративное рисование. «Украшение макета птицы Филимоновской  росписью»

Беседа на тему: «Филимоновская игрушка»

Дидактическая игра «Собери из частей»

Консультация для родителей на тему: «Влияние народных промыслов «Дымковская, Филимоновская игрушка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»

Февраль

Декоративное рисование. Тема «Укрась свои игрушки»

 Беседа на тему: «Откуда родом Дымковская игрушка? Филимоновская игрушка»

Художественное слово «Весёлая белая глина», «Вот индюк нарядный»

Дидактическая игра «Составь узор»

Март

Лепка Тема: «Барашек» (филимоновская игрушка)

Беседа на тему: «Основные цвета дымковской игрушки, основные цвета филимоновской игрушки»

Дидактическая игра «Наряди барыню»

Консультация для родителей на тему: «Художественно-эстетическое воспитание ребёнка в семье».

Развлечение «Масленица»

Апрель

Знакомство с декоративной росписью « Городец»

Тема: «Элементы росписи доски» (макет из бумаги)

Беседа на тему: «Городецкая роспись по дереву»

Художественное слово «Весёлые яркие цветы»

Дидактическая игра «Узнай к какой росписи принадлежит этот элемент»

Май

Тема: «Роспись по дереву «Городец» (готовое изделие из дерева)

 Беседа на тему: «Какое настроение у филимоновской игрушки»

Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

Консультация для родителей на тему: «Декоративно- прикладное искусство — детям»

Ожидаемый результат:

 Дети имеют представление о некоторых особенностях декоративно-прикладного искусства — искусства создавать красивые вещи и украшать ими дом, одежду (у дымковских кукол);

Дети имеют первые представления о декоративно-оформительском искусстве — искусстве красивого оформления комнаты, группы, выставок, поздравительных открыток, атрибутов для игр.

 Дети имеют представление о том, что образы и узоры, их элементы взяты человеком из природы, окружающего мира; декоративные образы отличаются яркостью, нарядностью, узорчатостью, что создает радостное настроение, украшает быт;

Дети имеют представления о некоторых видах русского народного декоративно-прикладного искусства: матрёшка, дымковская игрушка.

Умеют создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров, узоры в стиле дымковской росписи;

Умеют выделять элементы дымковской росписи, видеть и называть цвета, используемые в росписи.

Продукт  деятельности:

• Мини-музеи в каждой группе  о народных промыслах, о декоративно – прикладном искусстве.

• Музыкальное  развлечение «Весёлая ярмарка».

• Выставка детского творчества

orig d4698186c05cf0b03b043080080a5b29orig 847549d9c160f61a0d0832c28378aa23orig 21049f039d4fbc5c06c9cb80befda467orig 759b5061abbfbd29534303a380c90ab8orig 109640f2c2a01466347908e7f5aa7c9borig dffb1736e0aa6ea5bc96ad44e0d1b66corig 90d6f13ac75f7220e08b7ded4c8bb6aaorig f404dc7f5741a00de75afbde2de208a1orig 13aa4231acecf5055aab32c18f8d6dd1orig 584db818669333c61cd07d026d38177aorig 76a0c17b236c1efff60644391ddd9ed4orig 8af929a78c20e4a7df9f064f1689f675orig 0f719ee3ad7542f28bfc5f4d6309baecorig 6358c59887410e34885461aceac2d8d8orig 7eda5ca9342bf1ef9dfa125461871871orig 4f8c018e5667a73e2a884dab980efe1dorig 473e572bcfb8e56d5a92afab7efe525aorig 482718290ca1afd74833df48ba220aaforig d8b4b086eef3fae1b75cbad6e9493ce3orig 8c94327356769d909de1d2205a0477d9orig 09fa7290b8ce7048863db412ded50632orig b63da86873b0a257e226034f40eba146orig ac8b7357266ec9ac31eb0156eb0afaeaorig 36d9bbad7e4fd6c8feb98cf77ea633a3orig 3ec93e51a843b4f65a5b977b828d0516orig 41e741df13df0102ba2a193df4bb5b94orig 5106f83439d2f0f9eae56d035956c618orig 65dfc426eecf50a083dbc4f88ae4efdeorig 1d9a58680ff59a08dd1a2e3c700156fforig 1bc4a1a20db2e8e9e25f890ccb3eece1orig bbb4ccb3354098eeb8ec9acc973ca2fdorig 70797e6eba53c9271ec35f785687f61dorig bd405dfcb36801815231f51cf16e14b5orig 9d42dbf1d21f37e09cc857a1d11d9a2borig 0deda07716988c5bdd8bab914d10bf79orig 2c845183b7d137402392923ad7634f0forig a556ed91958ce5a432e192984ff28732orig 435be0cf931a6da974504675634a78a6orig a7702995da22b83bbb214c59fee334bforig ee2c89daa37e1d26566e16d808663f5corig 0748762d80601c3092b78d38cf593db1orig 0d228e334ebfa9f3aeb0b56760a75161orig 2be97704696aa0002c0f9b6392609348orig 37e2b93e189d324b2bf1ecf9a1962d2borig d2285f546350b62b2a37e8a278247442orig 201eb0fc7497736f0a610184b3e2479dorig 47b902a62ed8c9aaf720830669a1e919orig ecdcc6a050a94942dc2545223c431afforig d384612936c7b621b442e382f263a004orig d703196d29c9d665a1f05f4b0d347575orig 711accd62b7d1366d8ec8833706a7262orig ae20711d3b4989864ec8938e710a6b87orig 5548b7524d9341f17a43c2cbdafef04forig f6262abed90a8d07a329afc90f0ec02forig cf855482e16b9f84c1f77607f26723d1orig 3366cb9fc0eb95a9d6c28ad70853d319orig ade414395c85d026a90801890a900ebdorig 1794af5a9df72cafb853fc723cb81655orig b2db7c5a57cab9b7cdc4b64bdf17a6cdorig 3c7002d4c419581ac64101f971134de4orig ce4cd54dc5d5da27f6d84bcad76aca67orig 39d1752b09974e76b4b167a2d788bf8borig 17404a2c12d64737aebacceb64af73e0orig 883670cbc0c766fe7569c5488c5662e1orig 276566d78f19f52096740a336f18dc85orig 1d4061b5b2e109e8e26c6ed104c9aecdorig 7dd4e1883f50a57dec71983051b096eaorig 39cf5305bed9e774a7a5b4c2b4a68268orig bee2b171359374695e30f66065f06909orig 04477fc2020a5e69121b2823b772f096orig 5a6c45adb219ec8bdc54874a7b08fd85orig 6785323e833057969956658c827afde3orig eb213262ac9e363f7e87334303d77d27orig 5cbd170fdbcf6a0dc8194b0b586cc8c8orig ad3f627136a74766635d4b9060afd087orig adcf3f5b7375e54aa013d227560f5a9forig fa5c890ce0e94b125d7616bffd7771fborig a49dcbec204ba7ce3376038c3e1c3dadorig 3059b09542c7d7e68aa6ac0e24d60006orig 12c0b6380aeb3bb979dedc745bcfc388orig 7cfe4183b2cf54e8830f6de7aa0d935dorig 331a3213a8c9f8870d272575043a928eorig a89e14ba8043685c50d0099d9fbc961aorig dde5022172e3d059bbea9dab4d91d937orig 0e26471642f7e126430457c23fc21b4forig e4840dd36fa112b6ab84f612c6c24ab1orig 4c6efd6c9a31995cd83e61262b4d2407orig db8955e746e33860ef1748de0b41b42borig 0d78e94ed160391309885d7abf613aa9orig be4e2b5718c44a38de24c6f20d13b80dorig 5e6c671e250f4bd5744c23ca766d3a4forig f48d9b6d33951d82d170bc43dbd034d6orig 76b9f641ab552b14700139f7e1a73b62orig 457d521b0a15b78a7ab7dd6efb90ed50orig 9777993489b4087e878228db291c0bd8orig c7f2f23163711547bc253114632605deorig 286f4b98e2c4086ca5db51cc2fc77a9forig a3da60d7d2bedc4273dda99fd0d3bed4orig 46c50889ab11f05134062833f016b142orig f3ea398804c48617f3e74a169519ae80orig 99d2b93c8a1e12870379b3a007e5202borig ec09c4800ff0af79d8a04b347a4da6adorig 2c12f90fec91374aa60852d410329e70orig 1886326ba5f37a2d6a9a744a66ff0054orig 353eb4d46d556260184b5356276a0010orig 44f828950aad57e3d1c7990f8238dfe3  

Автор: Собянина Яна Игоревна

Организация: МАДОУ «Детский сад №305»

Населенный пункт: г. Пермь

Автор: Шаркова Ольга Геннадьевна

Организация: МАДОУ «Детский сад №305»

Населенный пункт: г. Пермь

Тип: образовательный

Участники: дети, воспитатели, родители.

Целевая группа: дети старшей группы

Масштаб: групповой

Сроки реализации: 1 месяц

Актуальность:

Духовно-нравственное воспитание это одно из важнейших направлений в системе педагогической работы. В дошкольном возрасте закладывается основа духовно-нравственных ценностей, что является важнейшим этапом в развитии ребенка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей, входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир.

Актуальность этой задачи отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Дети старшей группы еще только начали знакомство с культурой и обычаями русского народа, его бытом, традициями и обрядами. Через беседы, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций, создание мини – музея, мы хотим познакомить детей с культурой и бытом русского народа, дать наглядное представление о предметах быта. Сформировать интерес и детское мировоззрение о жизни их прабабушек и всего русского народа.

Цель: Знакомство с культурой и бытом русского народа.

Задачи:

  • Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа (предметы обихода, посуда, убранство русской избы).
  • Формировать представление о некоторых обычаях, обрядах, праздниках, традициях русских людей.
  • Прививать интерес к культуре, обычаям и традициям своего народа.
  • Расширять и активизировать словарь детей.
  • Прививать умения, отражать в ИЗО деятельности полученные знания.
  • Воспитывать у детей чувства уважение и гордости за свой народ.

Методы и приемы:

Беседы, просмотр презентаций, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы; заучивание стихов, пословиц и поговорок; изготовление макетов. Экскурсии, конкурс рисунков, создание мини-музея.

Стратегия и механизм реализации

(план мероприятий по реализации проекта)

1 этап – подготовительный

  • Подбор материала, иллюстраций.
  • Чтение художественной литературы.
  • Изготовление дидактических игр
  • Информирование родителей о создании проекта и их участие в нем.

2 этап – основной

1 неделя

Тема «Убранство русской избы»

Задачи

-Знакомство детей с предметами быта русского народа.

-Формировать интерес к жизни русского народа

НОД

Беседы на тему:

«Предметы быта», «Русская изба».

Ситуативная беседа на тему:

«Для чего нужны эти предметы»

Чтение произведений: А.М. Горький «Самовар»,

В. Панов «Заветный чугунок»

Рассматривание альбомов на тему:

«Посуда», «Убранство русской избы».

Слушание русской народной песни «Самовар»

Подвижные игры:

«Ручеек», «Горелки».

Дидактические игры:

«Сложи картинку», «Четвертый лишний»

Лото «Посуда»

Сюжетно-ролевая игра:

«В гостях у бабушки»

ИЗО: Рисование «Расписной самовар», лепка «Чугунок»

Конструирование на тему:

«Русская печь»

Игры путешествия: «Из прошлого в будущее»

Работа с родителями:

Консультация «Как знакомить детей с бытом русского народа».

Индивидуальные беседы о пополнении мини-музея предметами старины.

2 неделя

Тема: «Традиции и обычаи русского народа»

Задачи:

-Ознакомление детей с традициями русского народа

-Формировать интерес к культуре русского народа

— Развивать интерес к событиям прошлых лет

-Воспитывать чувства уважения и любовь к своему народу.

НОД

Беседы на тему:

«Что такое традиции и обычаи?», «Праздники на Руси»

Просмотр презентации:

«Традиции и обычаи русского народа»

Чтение произведений:

Ю.Горошникова «Сказки дедушки самовара»

Заучивание пословиц и поговорок о труде.

Пополнение книжного уголка:

энциклопедия «Обряды и быт русского народа».

Конструирование из конструктора ЛЕГО «Изба»

Дидактические игры: «Найди пару», «Составь картинку».

Подвижные игры: «Пустое место», «Третий лишний».

Сюжетно-ролевая игра: «Семья».

Слушание народных песен «Валенки», «Как на тоненький ледок».

Работа с родителями:

Консультация: «Знакомство детей с традициями русского народа»

Посещение Краеведческого музея с детьми.

3 неделя

Тема: «Народные игры и посиделки»

Задачи:

— Познакомить детей с народными играми, игрушками старины.

— Воспитывать уважение к традициям нашего народа.

НОД

Беседы на тему:

«Посиделки на Руси»

«Гостеприимство русского народа» (чаепития)

Рассматривание иллюстраций «Как проходили посиделки»

(вязание, вышивание, песни)

Составление рассказов по картине: «Крестьянская семья»

Рассматривание альбома:

«Посиделки», «Чаепитие»

Чтение русско-народных сказок по желанию детей .

Дидактические игры: «Мемори», «Народные промыслы»

Чтение русско-народной сказки «Рукодельница и ленивица»

Подвижные игры: «Пятнашки», «Жмурки с колокольчиком»

Слушание музыкального произведения П.И. Чайковского: «У камелька».

Конструирование из ткани: «Кукла оберег»

Вечер загадок: «Бабушкин чуланчик».

ИЗО: Рисование «К нам гости пришли»

Аппликация «Украсим фартук»

Работа с родителями:

Помощь родителей в сборе экспонатов для мини-музея .

Оформление выставки совместных работ: «Предметы русского быта»

4 неделя

Тема: «Праздники, игры и забавы»

Задачи:

-Формировать знания детей о культуре русского народа

-Познакомить с праздниками

-Воспитывать интерес к истории своего народа.

НОД

Беседы на тему:

«Народные игры », «Игрушки наших бабушек»

Просмотр презентации:

«Игры и забавы»

Дидактическая игра:

«Расскажи о традициях своей семьи»

Дидактическая игра: «Что сначала, а что потом»

Народные игры: «Карусели с лентами», «Колечко, колечко…»

Хороводная игра: «Во поле береза стояла»

Театрализованная постановка: «Заюшкина избушка».

Работа с родителями:

Создание мини-музея: «Русская изба в гости приглашает»

Памятка «Беседы с детьми о традициях в вашей семье»

3 этап – заключительный

  • Экскурсия по мини-музею «Русская изба в гости приглашает» —

встреча с бабушкой нашей воспитанницы, беседа о жизни русского народа (рассказ из личного опыта своей мамы и бабушки)

  • Совместное развлечение для детей и родителей «Наши посиделки»

Итоговое мероприятие:

Рассказ о русских праздниках и традициях

интеллектуальная игра «Кто хочет стать миллионером?»

— по теме духовно-нравственное воспитание.

Ожидаемый результат:

Сформированы знания детей о культуре и быте русского народа.

Повышение активности родителей воспитанников (посещение с детьми музеев, участие в совместных мероприятиях, создание мини-музея «Русская изба в гости приглашает»).

Возможные риски: Низкая активность родителей (нежелание включаться в проект).

Трансляция: публикация в СМИ.

Дальнейшее развитие:

Усовершенствовать проект, углубить содержание на возраст детей 6-7 лет .

Мини-музей «Русская изба в гости приглашает»

Рассказ о русских праздниках и традициях

Полный текст статьи см. приложение

Приложения:

  1. file0.docx.. 1,2 МБ

Опубликовано: 10.12.2021

10 марта 2021 года родители воспитанников группы «Бусинки» Отделения ранней помощи ГКУЗ Специализированный дом ребёнка собрались за круглым столом, чтобы в игровой форме обсудить вопросы патриотического воспитания дошкольников через приобщение к народным традициям.

Круглый стол «Значение народного творчества в патриотическом воспитании дошкольников»

«Трудно предвидеть, каков будет человек через 1000 лет,

но отнимите у современного человека этот медленно

и трудно нажитой скарб обрядов, обычаев, всяких условностей –

и он растеряется, утратит свое житейское уменье,

не будет знать, как обойтись с ближним,

и будет принужден все начинать сызнова».

Ключевский В.О.

Цель круглого стола — актуализировать знания родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей через приобщение к национальной культуре.

Задачи:

— Обогащение представлений о формах, методах и средствах работы дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию;

— Развитие творческой активности и инициативы родителей;

— Повышение интереса родителей к расширению своих знаний о русской народной культуре;

— В игровой форме проанализировать компетенции родителей в области русского устного и прикладного народного творчества, обычаев и традиций древних славян.

— Вызвать интерес родителей к данной теме.

Форма проведения: Посиделки за круглым столом.

Предварительная работа: Изучение методической литературы, анкетирование родителей, подготовка материалов и оборудование для проведения круглого стола.

Материалы и оборудование: Таблички с названием команд, фишки-эмблемы, бабушкин сундук с набором атрибутов, набор масок-шапочек для инсценирования сказки «Репка», набор шумовых инструментов, аудиосистема, диск с фонограммами, блины на разносе и другие угощения для проведения чаепития.

План проведения мероприятия:

1. Вступительное слово

2. Практическая часть

Задание 1: Скажи пословицу иначе

Задание 2: Народная игра

Задание 3: Бабушкин сундук

Задание 4: Расскажи сказку

Задание 5: Знатоки старины

Задание 6: Игра «Живой оркестр»

3. Подведение итогов работы круглого стола

Звучит народная музыка, родители заходят в зал, на плечах платки, и другие элементы народной культуры. Садятся по обе стороны стола. На столе самовар, бублики, чай.

Ведущая:  Здравствуйте гости дорогие! Очень рада Вас видеть. Оказывается, в разных странах по-разному здороваются. Хотите узнать как? Вот, например, в Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди (родители здороваются друг с другом). Во Франции обмениваются рукопожатиями и поцелуями в обе щеки. Жители Крайнего Севера трутся носами. Русские в качестве приветствия пожимают друг другу руки. Это называется рукопожатием. В прежние времена этот жест означал: в моей руке нет оружия, мои намерения чисты (родители здороваются друг с другом).

1. Вступительное слово

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь, это относится к нашему прошлому. Что заботило, радовало и тревожило людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали, пели, что передавали своим детям и внукам?

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: «Наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего». В. В. Путин в своей статье «Россия: национальный вопрос» отметил, что для России – с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В. П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина — он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда — никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине».

С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили наши предки? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы — значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.

Очень часто за событиями и за сутолокою дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

Стали более привычны нам полёты на Луну.

Вспомним старые обычаи!

Вспомним нашу старину!

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края? «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают работу в дошкольных учреждениях по патриотическому воспитанию. Дeтcкий caд – этo кyльтypнo-coциaльнaя плaцeнтa для кaждoгo дoшкoльникa, гдe фopмиpyeтcя и oтpaбaтывaeтcя eгo жизненный oпыт.

Предназначение дошкольного образования на современном этапе заключается не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков. Гармоничное развитие ребенка — основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитания. Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умения помогать им. Развитие волевых качеств, таких как умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране.

Педагоги и воспитатели Дома ребёнка в своей работе активно используют следующие методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством

  • Заучивание потешек, прибауток, закличек.
  • Использование пословиц, загадок, поговорок.
  • Чтение художественной литературы.
  • Использование русских народных песен и танцев.
  • Проведение русских народных игр.
  • Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
  • Применение игрушек и изделий народных промыслов.
  • Представление кукольного театра.
  • Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
  • Рассказ о народных обычаях и традициях.
  • Рассматривание иллюстраций и предметов русского быта.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал академик Д. С. Лихачев, «Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе языке, живописи. Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Нapoднaя кyльтypa – oднo из cpeдcтв нpaвcтвeннoгo, пoзнaвaтeльнoгo и эcтeтичecкoгo paзвития дeтeй. Задача не только педагогов, но и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

2. Практическая часть

Ведущая: Дорогие гости, а давайте поиграем! Родители разбиваются на две команды, садятся по обе стороны стола. Отгадав загадки, определяются название команд: «Матрешки» и «Дымковские игрушки».

Они приветствуют друг друга в фольклорной форме.

1. « Наши губки бантиком, да щечки будто яблоки,

С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.

Мы матрешки вятские всех на свете краше.

Расписные, яркие сарафаны наши » ( Матрёшки)

2. « Все мы барышни – красотки, подбоченившись, стоит;

Фартук, юбка и кокошник: всё сверкает и горит » ( Дымковские Барышни )

Задание 1: Скажи иначе пословицу

Команды по очереди выбирают карточку, зачитывают иностранную пословицу, находят ей аналог в русском фольклоре. По результатам игры, выдаются фишки в виде символов команды)

Ведущая: Дмитpий Ушинcкий cчитaл, чтo cиcтeмa вocпитaния пopoждaeтcя иcтopиeй нapoдa, eгo мaтepиaльнoй и дyхoвнoй кyльтypoй. Блaгoдaтный пeдaгoгичeckий мaтepиaл вeкaми нaкaпливaлcя в ycтнoм нapoднoм твopчecтвe, в фoльклopных пpoизвeдeниях, кoтopыe тaк близки и пoнятны дeтям дoшкoльнoгo вoзpacтa. В ycтнoм нapoднoм твopчecтвe кaк нигдe coхpaнилиcь ocoбeнныe чepты pyccкoгo хapaктepa, пpиcyщиe eмy нpaвcтвeнныe цeннocти, пpeдcтaвлeния o дoбpe, кpacoтe, пpaвдe, хpaбpocти, тpyдoлюбии, вepнocти.

Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:

1. «Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу – кобыле легче».

2.«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».

3.«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».

4. «Кто воду носит, тот и кувшин ломает» (турецкая) — «Не ошибается тот, кто ничего не делает».

5.«Если бы кошке крылья, воробьям бы не жить» (лезгинская). «Бодливой корове Бог рогов не дает».

6.«Как постелешь, так и поспишь» (гагаузская). «Как аукнется, так и откликнется»

7. «На море много черного, но не все это тюлени» (финская). « Не все то золото, что блестит».

8. «Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает» (ассирийская). «У семи нянек дитя без глазу»

9. «Во рту козла – трава сладкая» (персидская). «На вкус и цвет товарища нет»

10. «Жена и муж – словно палочки для еды: всегда парой» (вьетнамская). «Муж и жена – одна сатана».

Задание 2: Народная игра

Ведущая: Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Проводятся русские народные игры «Гуси-лебеди», «У медведя во бору»

Задание 3: Бабушкин сундук

Ведущая: Славяне издревле отличались почитанием старших. Взаимоотношения детей и родителей в крестьянской семье строились на любви и ласке (к этому стремились, это считалось правильным, необходимым). Важным элементом народной педагогики было воспитание у детей уважительного отношения к старшим, и прежде всего к своим родителям, что отразилось и в целом ряде пословиц: «Почитай старших — сам стар будешь», «Старых почитай, молодых поучай», «Посади деда на печь, тебя внуки посадят», «Нет дружка против родного батюшки, нет подружки против матушки».

Уважаемые гости, сейчас мы с Вами поиграем в игру «Бабушкин сундук». Для игры используется бутафорский сундук, в котором находятся несколько предметов, необходимых для успешного воспитания ребенка.

 Ведущая поочередно достает предметы и предлагает родителям догадаться о вариантах использования этих предметов в воспитании детей. Родители вместе решают, оставить этот предмет в сундуке как инструмент воспитания или удалить его из бабушкиного арсенала.

В сундуке находятся:

— большая красивая книга русских народных сказок;

— альбом и краски;

— букварь;

— банка варенья, шоколад, конфеты;

— котенок;

— старинные семейные фотографии;

— игрушки бабушек и дедушек;

— открытки памятников города Ульяновска;

— картинки с изображением орденов и медалей;

— кукла, одетая в военную форму;

— пилотка;

— пряники, ватрушки;

— кулинарная книга;

— спортивные атрибуты;

— перчаточные куклы для кукольного театра;

— рыбий жир.

Задание 4: Расскажи сказку

Ведущая: Нe мeнee paзнooбpaзeн и cкaзoчный фoнд. Здecь и cкaзки пpocтыe пo coдepжaнию и фopмe («Tepeмoк», «Peпкa»), и cкaзки c зaхвaтывaющиm cюжeтoм («Koт, пeтyх и лиca», «Гycи – лeбeди»). C yдивитeльным пeдaгoгичecким тaлaнтoм вeдeт нapoд peбeнкa oт игpoвых пoтeшeк к пoэтичeckим oбpaзaм cкaзoк, oт cтpoк зaбaвляющих, ycпoкaивaющих к cитyaциям, тpeбyющим oт мaлышeй нaпpяжeния вceх дyшeвных cил. Яpкиe oбpaзы дoбpa и злa в cкaзкaх, дocтyпны и пoнятны дeтям.

Пpичeм cкaзки дeти нe пpocтo cлyшaют, oни caми вoвлeкaютcя в cкaзoчнyю игpy, oни – yчacтники и пocтaнoвщики cкaзoк, кyкoльных cпeктaклeй.

Родители при помощи масок – шапочек показываю сказку «Репка»

Задание 5: Знатоки старины

Ведущая: Народ проявлял свои творческие устремления и способности в труде и быту. В мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира — красоты, природы, людей. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.

Сейчас я буду задавать вопросы, а игроки обеих команд отвечать на них. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

1. Какая самая распространенная на Руси обувь (Лапти)

2.Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственного изготовления, которое невеста брала на посиделки. Что это? (Прялка)

3. Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб)

4. Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья)

5. На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки)

6. Назовите столицу былинной Руси (Стольный Киев-град)

7. Назовите современное значение старославянского слова Длань (Ладонь)

8. Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их (Чёрный, красный, золотой)

9. Как назывался распространённый на Руси тёплый напиток из трав с мёдом? (Сбитень)

10. Русский сосуд самобытной формы для питья, не встречавшийся ни в одной из других стран мира. (Ковш)

11. Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку? (Косоворотка)

12. Украшение и оберег от сглаза на одежде? (Вышивка)

13. Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой)

14. Какой языческий праздник связала народная молва с наступлением весны? (Масленица)

15. Старинный женский головной убор замужней женщины? (Кокошник)

16. Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство (Лучина)

Задание 6: Игра «Живой оркестр»

Ведущая: Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина: календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масленичные, купальские песни), полевые работы (покосные, жатвенные песни), рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни) и другие.

Педагог С. Миропольский говорил: «В нашей народной песне сказались глубокие художественные элементы богато одаренного поэтическим чутьем славянского племени. При этом народная наша песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться. Эта песня проста, но высокохудожественна. Текст народной песни так же нельзя заменить в начальном воспитании, как нельзя заменить ничем молока матери для младенца… Музыка и песня всегда отражала эмоции русской народной души.

 Родителям предлагается выйти в середину зала и с помощью русских народных инструментов подыграть под мелодию « Барыня », « Коробейники», «Калинка», «Светит месяц»

3. Подведение итогов работы круглого стола

Ведущая: Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. А ведь русский фольклор – песни, былины, сказки, православные праздники, проводимые с такой широтой, размахом, весельем, – это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.

Формирование самооценки своих поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и бережного отношения к ней, а так же воспитание уважительного отношения к культуре других народов — это критерии нравственного воспитания.

Звучит музыка « Ой блины мои блины». Выносятся блины на разносе.

Ведущая: Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины:

У них на Масленице жирной

Водились русские блины. ( А. С. Пушкин)

Русская кухня всегда отличалась большой самобытностью. Если говорить о мировой славе русских кулинаров, ни в коем случае нельзя забывать о таком традиционном блюде русской кухни, как блины. Это одно из древнейших блюд русской кухни, появившееся в языческие времена, т.е. еще до крещения Руси. Слово «блин» — искаженное от «млин» или «мелин» — изделие из намолотого, мучное блюдо.

В дни праздника опару на блины ставили потаенно, на дворе, при свете месяца. Считалось, что полночное светило помогает выпекать блины самые вкусные – рыхлые, белые блины.

«Блин»- кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красен и горяч, как горячее все прогревающее солнце;

«Блин»- полит растительным маслом это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам;

«Блин» — символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей.

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»

Здоровья, солнечного тепла, и достатка.

Угощайтесь гости дорогие!

Использованная литература:

1. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка – Пресс, 2003 г.

2.Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа О.Л. Князевой. – М.: Детство-Пресс, 2002 г.

3. Орлова А. Н. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. – В. Академия, 1995 г.

4. Романенко, О. Г. Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре / URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2562/

5. Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. – М.: Искусство, 2004 г. Научно методический журнал «Методист» №2, 2005 г.

6. Юдина Н.А. Энциклопедия русских обычаев. – М., 2004 г.

Анкета для родителей 

Уважаемые родители!

Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации познавательных проектов проводит анкетирование родителей по вопросам приобщения дошкольников к основам русской народной культуры

1.Считаете ли Вы эту тему интересной и актуальной?

_________________________________________________________________________

2.Какие виды народного искусства Вы знаете?

__________________________________________________________________________

3.Какие русские народные промыслы Вам знакомы?__________________________________________________________________

4.Как Вы думаете, какие виды декоративно – прикладного искусства ребёнку ближе всего?

__________________________________________________________________________

5. Есть ли в Вашей семье предметы народных промыслов (Хохлома, Городецкая роспись, Дымковские игрушки и другие)?

__________________________________________________________________________

6.Как часто Вы читаете ребёнку русские народные сказки, былины?__________________________________________________________________________

7.Употребляете ли Вы в общении с ребёнком русские народные пословицы и поговорки?

________________________________________________________________8.Поёте ли Вы ребёнку колыбельные песни?

__________________________________________________________________________

9. Ходите ли Вы с ребёнком в музей? ____________________________________________________________________

10. Какую информацию Вы хотели бы получить от дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к основам русской народной культуры? ________________________________________________________________ 

Благодарим Вас за участие!

Воронежские областные музеи представили программу новогодних
событий для детей и взрослых: театрализованные программы, тематические
экскурсии и выставки, зимние мастер-классы, лекции, пешеходные маршруты и
многое другое. Программа «Русская зима» стартует со среды, 22 декабря, и
продлится до субботы, 15 января.

По заверениям сотрудников музеев, даже самый требовательный
посетитель сможет найти занятие по душе. Корреспондент РИА «Воронеж» выбрал
самые интересные мероприятия.

Краеведческий музей

Рассказ о русских праздниках и традициях

Воронежский областной краеведческий музей пригласил на
выставку «Рождественская открытка» в основном здании музея, а также
тематические экскурсии «Кто как зимует» по выставке «Царство животных» с
рассказом о зимнем образе жизни, «Зимняя охота» по выставке «Охотничье и
гражданское оружие». Мастер-классы о видах зимнего рукоделия «Шуба без пуговиц что зима без снега: история застежек» и «Три девицы вечерком» пройдут в зале
этнографии в воскресенье, 9 января. Кроме того, во время новогодних праздников в музее
организуют лекции, кинопоказы, акции и конкурсы. За программой можно следить на сайте.

«Арсенал»

Рассказ о русских праздниках и традициях

Гостей ждет тематическая экскурсия «Не страшны винтовке
нашей ни морозы, ни метели» по оружию, представленному в экспозиции
«Воронежская область в годы Великой Отечественной войны», и два мастер-класса – «Фронтовой Новый год» по сборке новогоднего подарка в Красную Армию и «Письма
летели через метели, нежное слово несли…» с созданием письма-треугольника со
словами благодарности красноармейцам.

Музей имени Крамского

Рассказ о русских праздниках и традициях

Воронежский областной музей имени Ивана Крамского подготовил
новогодний проект «Вслед за Рождеством». Тематическую экскурсию посвятили
отражению чуда рождественской истории в европейском искусстве на примере
представленной в музее копии алтаря «Поклонение волхвов», выполненного
итальянским художником Джентиле да Фабриано в 1423 году. Участники экскурсии
услышат рассказ о дарах, принесенных волхвами, святом семействе и фамилии
Строцци – заказчике алтаря. Специально изготовленные к проекту праздничные
декорации, размещенные в интерьерах музея, будут сопровождать гостей все
рождественские дни. Посетители музея также смогут принять участие в
игре-бродилке, связанной с музейными экспонатами. Всех, кто правильно ответит
на вопросы, ждет приз. Участвовать в игре можно всей семьей или самостоятельно.

Рассказ о русских праздниках и традициях

Также воронежские мастера проведут серию творческих
мастер-классов.

В воскресенье, 26 декабря, и четверг, 6 января, в 12:00
пройдут мастер-классы художницы Марины Демченко, посвященные созданию
эффектного и мистического пейзажа сада. Во вторник, 4 января, в 12:00 пройдет мастер-класс
художника, руководителя проекта «Архитектурные прогулки» Нелли Фроловой
«Скетчинг в музее». Ведущая познакомит участников с основами скетча и проведет
интерьерную прогулку по нескольким залам музея. Каждый унесет с собой не только
новые знания о стиле ампир, но и созданный своими руками скетч с музейным
убранством. В среду, 5 января, в 12:00 художник Виктория Афанасьева представит
мастер-класс «Зимняя сказка». Он будет посвящен созданию волшебного зимнего
пейзажа с помощью гуаши. В субботу, 8 января, в 12:00 стартует мастер-класс керамиста
Аркадия Чудакова «Рождественские ангелы». Участники создадут из глины
праздничных ангелов, придав своим творениям неповторимые черты. Все изделия
будут обожжены мастером в специальной печи, после чего участники смогут забрать
их домой.

Рассказ о русских праздниках и традициях

Дополнением к «Рождественскому» проекту станут квест и
экскурсия, связанные с музейным зданием – Воронежским дворцом. Игра-бродилка
«Тайны дворца» поможет лучше узнать историю музея и хранимых им
коллекций. А тематическая экскурсия с игровыми элементами «Мир из серебра»
(для посетителей с детьми старше семи лет) познакомит участников с картинами
русских художников из собрания музея, расскажет об основных темах авторов,
научит разбираться в цветовой палитре зимних пейзажей и даст возможность
поиграть.

Усадьба Веневитинова

Рассказ о русских праздниках и традициях

В декабре и январе гости могут посетить театрализованные представления и пройти квесты для детей и
взрослых.

Музейный квест «Ключи от ларца Мороза Ивановича» предназначен для
школьников и семейной аудитории. Ребят и их родителей ждут интересные конкурсы,
праздничные шарады, остроумные задания. Преодолев препятствия, посетители
найдут старинный ключ от новогоднего ларца, в котором сокрыта волшебная сила
зимы. Новогодняя театрализованная интерактивная программа «В гостях у Мороза
Ивановича» предполагает, что юные гости познакомятся с увлекательной историей
усадьбы, узнают о появлении литературной сказки. Посмотрев новогодний
мультфильм, ребята встретятся с традиционными для зимних праздников сказочными
героями: Морозом Ивановичем, Снегурочкой и Бабой-ягой. Под присмотром нянюшки
Степаниды юные гости усадьбы выполнят задания веселых и познавательных
конкурсов и игр.

Рассказ о русских праздниках и традициях

Во время театрализованной программы «Новый год в дворянской
усадьбе» гостей увлекут праздничные загадки, игры и конкурсы, в ходе которых
они узнают о самых интересных традициях празднования Нового года и Рождества в
дворянских семьях XIX века. А любимые сказочные персонажи закружат в веселом
хороводе.

Музейный праздник «Святки в усадьбе Веневитиновых» – театрализованная
святочная программа, которая познакомит гостей с образцами классической русской
литературы, обращенной к самым народным святочным обрядам и поверьям, к
музыкальным произведениям, иллюстрирующим эти дни. На музейном празднике
посетители услышат стихи, песни и примут участие в праздничных действах. Интерактивная
экскурсия «Зимние истории» – костюмированная экскурсия по усадьбе Веневитиновых,
посвященная истории зарождения в России обычаев зимних праздников. Гости узнают
о появлении в литературе любимых персонажей – Деда Мороза и Снегурочки, а также
секреты украшения новогодней ели и рождественского вертепа. Завершится мероприятие
конкурсом на создание лучшего праздничного украшения.

Музей Ивана Бунина

Рассказ о русских праздниках и традициях

В музее Ивана Бунина в среду и четверг, 22 и 23 декабря, а также в субботу и среду, 8 и 12 января, пройдет театрализованная
вечеринка с поэтами Серебряного века. Все участники вечеринки погружаются в
богемную атмосферу модных петербуржских салонов. Вместе с
гостями музея новогодние традиции начала XX века помогут представить
завсегдатаи литературных клубов «Бродячая собака», «Приют комедиантов»
Мережковский, Гиппиус, Брюсов, Ахматова, Бальмонт, Блок и другие. Гостем этой
компании станет Иван Бунин со своими колкими, саркастическими, порой
уничижительными высказываниями в адрес собратьев по перу. В праздничную
обстановку встречи включат музыкально-поэтические и видеофрагменты.

Рассказ о русских праздниках и традициях

Кроме того, гости музея смогут посетить программу
«Литературная зима в музее Бунина», театр теней «Окна в детство Ивана Бунина»,
музейную программу «Жуковский & Бунин: святочная история» и даже прийти на
спиритический сеанс «Мистические развлечения и поучения».

Дом-музей Ивана Никитина

Скриншот м/ф «Ночь перед Рождеством» (1951 г.)

Скриншот м/ф «Ночь перед Рождеством» (1951 г.)

В Доме-музее Ивана Никитина для посетителей
подготовили семейную программу «В ожидании чуда: день перед Рождеством» о
традициях встречи Нового года и Рождества Христова, художественное чтение
отрывков из повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством», просмотр фрагментов
одноименного мультипликационного фильма 1951 года и мастер-класс по
изготовлению рождественского сувенира. Также в музее можно будет посетить
литературные чтения «Здравствуй, гостья зима, просим милости к нам» и музейный
праздник «Русские святки». Расписание мероприятий – на сайте.

Музей-квартира Марии Мордасовой

Рассказ о русских праздниках и традициях

Музей-квартира Марии Мордасовой со среды по
воскресенье, с 5 по 9 января, приглашает на музейную программу «Рождество
по-мордасовски». В архивах народной артистки СССР Марии Мордасовой сохранились
новогодние открытки, которые она получала от своих поклонников из СССР и
зарубежных стран. В занимательной форме научный сотрудник музея расскажет о
традициях празднования Нового года и Рождества в России и других странах. Также
у гостей будет возможность поучаствовать в мастер-классе по скрапбукингу и
изготовить праздничную открытку или елочное украшение.

Здание Мещанской управы

Рассказ о русских праздниках и традициях

В здании Мещанской управы с четверга по
воскресенье, с 6 по 9 января, пройдут интеллектуальные игры – состязание
«Рождество в творчестве поэтов Серебряного века». А в воскресенье, 2 января, на
интерактивном занятии «Морозные картинки Мещанской управы» участникам предстоит
раскрасить морозные картинки, а затем потренироваться во внимательности и
смекалке, отыскивая их в экспозиции. Поиски будут сопровождаться увлекательным
рассказом научного сотрудника музея. Много нового о литературном Воронеже узнают
не только дети, но и их родители.

Дом Тюриных

Рассказ о русских праздниках и традициях

В Доме Тюриных во вторник, 4 января, можно
поучаствовать в новогодней игре «Братья-месяцы», созданной по мотивам сказки
Самуила Маршака «Двенадцать месяцев». Юные гости вспомнят ее сюжет, посмотрев мультфильм,
в игровой форме познакомятся с традициями празднования Нового года. А в
субботу, 8 января, можно будет отправиться на поиски пропавших героев пьесы
«Двенадцать месяцев». Для начала юным гостям предстоит узнать, когда была
написана волшебная сказка, а затем, следуя по следам «преступников», дети
помогут Даме отыскать пропавшую собачонку, посчитают гостей, пришедших к
тете-кошке. Выполняя задания, побывают и в сказочном мире переводного
творчества детского писателя. Проявив смекалку и находчивость, отыщут всех
братьев-месяцев и узнают, кто же замешан в их исчезновении.

Усадьба Веневитинова, музеи Бунина, Никитина, Мордасовой,
здание Мещанской управы и Дом Тюриных разместили подробные программы на сайте. Там же
можно найти расписание экскурсий по Воронежу.

Острогожский художественный музей Крамского

Рассказ о русских праздниках и традициях

Острогожский художественный музей имени Крамского в субботу,
8 января, приглашает на Рождественский бал-маскарад в провинциальном городке с
танцами, забавами и подарками. Гостям предложат экскурсию и рассказ, как
праздновали Рождество в Острогожске. Каждый участник своими руками вырежет
маску. Преподаватели и выпускники хореографического отделения Острогожской
детской школы искусств научат, как правильно танцевать менуэт.

Дворцовый комплекс Ольденбургских

Рассказ о русских праздниках и традициях

Дворцовый комплекс Ольденбургских приглашает на
новогоднюю программу на свежем воздухе «Тайна Дворца Ольденбургских» для детей
6−10 лет. Программа пройдет в субботу и воскресенье, 25 и 26 декабря, и с
воскресенья по четверг, со 2 по 6 января в 12:30 – 13:30. Гостей ждут
приключения в старинной усадьбе, с настоящими принцессой и привидением, которое
скучает даже в эти праздничные дни и не верит, что Новый год может быть веселым.

Участников ждут снежные игры и забавы с персонажами, поиски ответов на самые
сложные загадки дворца, встреча с местным призраком и, конечно, веселый финал.
В конце праздника каждый ребенок сможет сфотографироваться с дедом Морозом и
Снегурочкой, получит новогодний подарок. Стоимость билета с подарком – 900 рублей
(50 рублей для сопровождающих взрослых).

Кроме того, в дворцовом комплексе
Ольденбургских можно будет посетить тематические экскурсии-чаепития «Чайные традиции»
и мастерскую «Открытое письмо». Во вторник, 4 января, в 16:00 посетителей
в Доме с ризалитами ждет концерт «Воронежских солистов».

Костенки

Рассказ о русских праздниках и традициях

Музей-заповедник «Костенки» анонсировал новую программу
«Путешествие в ледниковый период», которая пройдет в субботу, 15 января, в спортивно-развлекательном
комплексе «Эволюция Костенки». Посетителей ждет костюмированное представление
«Тропою древнего человека» на открытом воздухе, музейные мастер-классы:
«Живопись каменного века» и «Древние пейзажи Костенок», обед в стиле каменного
века, встреча с жителями из племени Бурого медведя и зимние игры.

Дивногорье

Рассказ о русских праздниках и традициях

Музей-заповедник «Дивногорье» во вторник и среду, 4 и 5 января, приглашает на тематическую экскурсию «Рождественские истории». Основу
мероприятия составит экскурсия по пещерному комплексу в Больших Дивах при
свечах с использованием мультимедийного проектора. Фоном для проекций станут
сами меловые стены пещерного комплекса. Участников сопроводят рождественские
песнопения.

Выставки

Областной художественный музей

С 30 декабря по 4 января — выходные дни. 5 января музей работает с 11 до 19 часов, 6 января — с 11 до 18 часов.

5 января начнут работу выставки:

«Анатолий Шаковец. Офорты. Из собрания музея. Памяти художника» (до 23 января). Художник был представителем строго реалистического, академического стиля, работал в техниках печатной и станковой графики, акварели и живописи.

«Ночь перед Рождеством» (до 16 января). Экспозиция познакомит с красочными открытками разных годов и уникальными изделиями декоративно-прикладного искусства: невесомыми и снежными кружевами, матрешками со сказочной росписью и традиционными поморскими игрушками, кропотливо выполненными руками мастеров. С помощью QR-кодов у посетителей будет возможность узнать, как создать рождественское чудо своими руками, отгадать загадки и услышать знакомые мелодии, олицетворяющие дух праздника.

«Открытки по искусству» из цикла выставок «Старые открытки» (до 6 февраля). Гости музея увидят репродукционные художественные открытки советского периода 1950-1960 годов, воспроизводящие картины известных зарубежных, русских и советских художников из Государственной Третьяковской галереи, художественных музеев.

Продолжают работу выставки:

«Заполярье-2021» (до 23 января);

«Открытое хранение живописи и декоративно-прикладного искусства России» (до 31 декабря 2022 года).

Культурно-выставочный центр Русского музея

5 января откроются выставки:

«Художественные промыслы России. Часть 2» (до 25 декабря 2022 года). Будут представлены произведения художественных промыслов России из собрания музея: гжель, кружевоплетение и искусство резьбы по кости.

«Блюдечко с голубой каемкой» (до 27 февраля). Посетители увидят фарфор и фаянс, созданный Конаковским фаянсовым заводом из частной коллекции иерея Андрея.

«Уроки живописи» (до 30 января) — работы выпускников отделения «Живопись» Мурманского колледжа искусств.

Продолжают работу выставки:

«Мурманск» (до 9 января);

«Простая вещь. Веер» (до 9 января);

«Скульптура XX — XXI вв.» (до 31 декабря 2022 года).

Отдел народного искусства и ремесел

Продолжает работу выставка:

«Как рубашка в поле выросла» (до 26 декабря 2022 года).

Областной краеведческий музей

30 декабря — 1 января, а также 6 января — выходной день. 2 — 5 января — с 11 до 18 часов.

Продолжают работу выставки:

«Птицы. Технология совершенства» (до 31 января);

«Андрей Дмитриевич Сахаров — человек эпохи» (до 31 января);

«На страже закона в Заполярье», посвященная 300-летию прокуратуры России (до 31 января).

Городской выставочный зал

Продолжает работу выставка, посвященная 55-летию детской художественной школы города Мурманска (ул. Октябрьская, д. 22 и ГДЦ «Арктика», до 10 января).

На сайте можно познакомиться с онлайн-выставкой «В объективе — Мурманск! Это все она!».

Областная научная библиотека

Продолжают работу выставки:

«Книги для новогоднего вдохновения» (до 31 января);

«Свидание вслепую» (до 31 января);

«Встречайте новинки!» (до 31 января);

«Новогодний серпантин» (до 31 января);

«Новые книги — новые встречи» (до 31 января).

Увлечения

Областной художественный музей

6 января в 15.00 — мероприятие «Всем ART!» (6+). Гостей ждет путешествие по музею: посещение выставки «Заполярье-2021» и интерактивной площадки «Умная гостиная», фотосессия «Живописный образ».

Областной краеведческий музей

1 января стартует проект «Север сказочный» (6+). Он направлен на популяризацию поморской культуры среди школьников Мурманской области, знакомство юного поколения с поморским фольклором, музейными коллекциями. В рамках проекта будет проведен одноименный конкурс. Юным участникам предлагают проявить творческие способности и создать иллюстрации к одной из поморских сказок: «Бабка и белый медведь» (6+), «Беседа семужки с другими рыбами» (6+), «Про Царь-жернов» (6+), «Царь морских просторов» (6+). Предусмотрены номинации: «Сказочный герой», «Север сказочный», «Лучшая обложка». Работы принимаются до 5 февраля.

2 — 5 января — программа «Новогодний кавардак» (6+). 2 января в 13.00, 15.00 — обзорная экскурсия по музею (16+), 3 января в 14.00 — мастер-класс «Новогоднее настроение» (6+), в 15.00 — мастер-класс «В ожидании праздника» (0+), 4 января с 11.00 до 12.00 — аквагрим (0+), в 15.00 — мастер-класс по рисованию «Милые зверята» (12+), 5 января в 14.00 — мастер-класс «Новогодний сувенир» (6+), в 16.00 — мастер-класс «Новогодний сувенир» (12+).

В сообществе «ВКонтакте» начался «Оливье-марафон» (6+). Для участия необходимо выложить рецепт и фото салата. 8 января будет опубликована подборка самых вкусных салатов. Там же вы найдете рецепты «Оливье» из старинных поваренных книг.

Областная научная библиотека

4 и 5 января новогодняя программа (6+). В зале электронных ресурсов посетителей ждут интеллектуальные игры: «Приключения в стране Букландии» (6+) — виртуальное путешествие с вопросами на литературную тематику, «Колдовство в библиотеке» (12+) — свои двери откроет волшебная библиотека для юных фей и чародеек, попасть туда смогут только храбрецы, которые не испугаются колдовских испытаний, «Пиратский квиз» (12+) — виртуальный бой для отважных корсаров, любителей морских странствий и ярких впечатлений, а также «Новогодняя викторина» (16+) — игра о новогодних обычаях и традициях.

Культурно-выставочный центр Русского музея

5 января в 13.00 — мастер-класс «Легкое дуновение веера!» (6+), в 16.00 — мастер-класс «На бал к императрице!» (12+).

6 января в 13.00 — мастер-класс «Открытка на Рождество» (6+), в 16.00 — мероприятие «Чайные традиции в культуре русского народа» (6+), на котором состоится беседа о картинах русских художников, рассказ о чайных традициях в культуре русского народа, а также мастер-класс по созданию ароматной чайной смеси.

Сотрудники музея приглашают северян принять участие в творческом конкурсе «Петр Великий. К 350-летию первого российского императора» (6+). Темы работ: «Образ Петра Первого в коллекции Русского музея и музеях, на базе которых открыты представительства Государственного Русского музея», «Петр Великий и Санкт-Петербург», «Петр Первый в отечественной и мировой истории». Предусмотрены номинации: «Рисунок», «Плакат», «Стихотворение», «Мультфильм» (анимация, видеоролик). Работы принимаются до 1 марта 2022 года.

Отдел народного искусства и ремесел

5 января в 14.00 — мероприятие «Батюшка Январь — зимы государь» (6+). Почему месяц январь в народном календаре называют зимы государь? Что такое колядки и зимние святки? Какие игры были у наших прабабушек и прадедушек в январские праздники? Об этом узнают маленькие посетители и их родители, а еще отгадают загадки и сделают текстильного ангела — оберег семьи.

6 января в 14.00 — мероприятие «Волшебство Нового года» (12+). В программе — беседа о зимних праздниках и традициях, истории новогодних атрибутов. Маленькие посетители поучаствуют в кукольном представлении (6+), рассказывающем об истории Рождества, а также распишут елку в технике точечной росписи.

ДК и НТ им. С. М. Кирова

По 31 декабря на сцене заполярной «Кировки» состоится новогодняя сказка «Настоящая история Зимнего царства» (0+). Гости окунутся в мир, полный волшебства и настоящих зимних чудес, познакомятся с жителями загадочного Зимнего царства, побывают на конференции Зимы, спасут Снегурочку и встретят праздник в ледяном дворце Деда Мороза.

2 и 3 января в 19.00 — концерты ансамбля песни и пляски Краснознаменного Северного флота (6+). Артисты представят насыщенную программу, состоящую из любимых всеми песен и танцевальных номеров. Первая часть будет посвящена Победе в Великой Отечественной войне, вторая расскажет о судьбе маленького мальчишки, который стал моряком.

Сюжет рубрики «ВКонтакте» «Переходим на личности» (6+) знакомит с хормейстером заслуженного коллектива народного творчества ансамбля песни и танца «Россия» им. В. М. Колбасы — Андреем Серовым.

Областная детско-юношеская библиотека

4 января в 13.00 — встреча из цикла чтений шведских сказок Юи и Томаса Висландер (6+).

5 января в 13.00 — «елочный» мастер-класс (6+).

6 января в 13.00 и 14.00 — игровая программа «Сочельник в библиотеке» (6+). Гостей ждут веселые розыгрыши, конкурсы, зажигательные «тигриные» танцы и шуточные предсказания, а также мастер-класс по росписи рождественского пряника.

Онлайн. 30 декабря в 12.00 — онлайн-чтение «Приключение Снежинки» (6+), 1 января в 12.00 — интерактивная история «1 января — день былинного богатыря Ильи Муромца» (12+).

Планетарий «Просто космос»

Обращаем внимание, что показы пройдут при 50-процентном наполнении зала.

30 декабря в 15.30 — «Новый год по-марсиански» (6+). 4 января в 12.30 — «Космический Новый год» (0+), в 14.00 — «Космонавтика для детей» (6+), в 17.00 — «Энергия Вселенной» (12+), в 18.00 — «Далекие миры. Другая жизнь» (12+), в 19.15 — «Солнце — звезда нашей жизни» (12+). 5 и 6 января 12.30 — «Космический Новый год» (0+), в 14.00 — «Космонавтика для детей» (6+), в 15.00 — «Как Месяц к Солнцу в гости ходил» (6+), в 16.00 — «В глубины Вселенной» (12+), в 17.00 — «Энергия Вселенной» (12+), в 18.00 — «Далекие миры. Другая жизнь» (12+), в 19.15 — «Солнце — звезда нашей жизни» (12+).

По городам и весям

Апатиты

30 декабря в 12.00 — конкурс-выставка на лучшую фигуру снеговика «Парад снеговиков» (городской парк «Огни города», 0+), в 15.00 — настоящее путешествие в сказочную зимнюю страну Снеголандию, где живут самые веселые и задорные Снеговики (0+).

1 января начнет работу традиционная выставка «От Рождества до Рождества» (ГДК, до 31 января). Свое творчество представят члены любительского объединения профессиональных и самодеятельных художников «Галерея М», а также художники студий «MART», «Акварель», «Этюд» и рисовальных классов Александра Терещука.

2 — 5 января в 12.00 — сказка-путешествие «Дед Мороз спешит на Север» (ГДК, 0+).

2 января в 15.00 — большой праздник «Новогодний карнавал» (ГДК, 0+).

5 января в 18.00 — юмористический концерт «Унесенные с мехом» (ГДК, 12+). На сцене выступят участники популярных юмористических телепередач Наталья Коростелева и Юрий Хвостов.

В сообществе ГДК «ВКонтакте» продолжают работу рубрики: «Сказка идет к вам в гости» (0+), «Мультвикторина» (6+), «Ищу свой дом» (0+) и «Читаем сказки дома» (0+).

Онлайн. 2 января в 11.00 — «Знаменательная дата. Художник» (6+), 3 января в 12.00 — проект «Сказка идет к вам в гости» (0+), 4 января в 14.00 — «Мультпарад» (0+), 5 января в 11.00 — «События. Народный календарь» (6+), 6 января в 11.00 — «Знаменательная дата. Художник» (6+), в 15.00 — мастер-класс Надежды Коровашковой «Символ года» (0+).

Кировск

1 января в 2.00 — массовое народное гуляние (театральный дворик ДК, 18+). В программе: интерактивная программа, зажигательный флешмоб, хоровод и многое другое.

2 — 5 января в 12.00 и 15.00 — новогодняя сказка «Волшебное время» (ГДК, 0+).

В ГДК продолжает работу ретро-выставка «Советский Новый год» (до 31 января).

Полярные Зори

30 декабря и 5 января в 11.00 — представление «Удивительное путешествие Тигрули» (выставочный зал, 0+), в 17.00 — мастер-класс «Домик из дерева» (ГДК, 6+).

30 декабря в 18.00 и 4 января в 12.00 — праздничное представление «Чудесный праздник Новый год, или Как Дед Мороз спасал бычка Федю» (ГДК, 0+).

1 января в 1.30 — народное гулянье с фейерверком и праздничной дискотекой (центральная площадь, 0+).

Ковдор

1 января в 2.00 — праздничное гулянье (Уютная площадь, 0+), в 12.00 — старт онлайн-конкурса поделок «Рождественское настроение» (сообщество ГДК «ВКонтакте», 0+).

В ГДК работают выставки: «От пера до пишущей машинки» и «Ковдорский район: история и современность».

В сообществе «ВКонтакте» размещены мастер-классы: «Поморские козули» (6+) и по созданию елочной игрушки (6+).

Мончегорск

30 декабря с 15.00 до 19.00 — фестиваль народных промыслов и ремесел «Ярмарка новогодних чудес» (ГЦК, 0+).

6 января в 15.00 — мюзикл «Снежная королева» (ГЦК, 6+).

Североморск

В музейно-выставочном комплексе работают экспозиции: «На страже правопорядка» (до 9 января) и «Елочный беспредел» (до 12 января).

В сообществе комплекса размещены виртуальные выставки: новогодних открыток советского периода из фондового собрания и декоративно-прикладного и изобразительного искусства «Мороз и солнце; день чудесный!».

Кандалакша

30 декабря в группе ДК «Металлург» будет размещено видео музыкальной программы «Примите наши поздравления» — «Голубой огонек по-кандалакшски» (0+).

1 января в 0.30 — «Новогодняя ночь-2022» (центральная площадь и микрорайон Нива-3, 6+). В программе: радиоконцерт, поздравления Деда Мороза и руководства Кандалакшского района, салют.

3 января в 18.00 — концерт участников популярных юмористических телепередач — Натальи Коростелевой и Юрия Хвостова (ДК «Металлург», 12+).

4 января в 17.00, 5 и 6 января в 15.00 и 17.00 — спектакль «Просто новогоднее чудо» (ДК «Металлург», 0+).

Программа мастер-классов в ДК: 5 января в 12.00 — «Поморские козули» (0+), в 16.00 — «Роспись кофейных позитивчиков» (0+).

Оленегорск

1 января в 1.30 — театрализованное представление «Новогодний заМороз» (центральная площадь, 0+). Гостей ждет новогодняя атмосфера и масса интересных конкурсов.

Африканда

30 декабря в 16.00 — служба Деда Мороза «В каждый дом приходит сказка» (ДК, 0+).

1 января в 1.00 — театрализованное представление «С Новым годом!» (центральная площадь, 16+).

В сообществе ДК «Вконтакте» продолжается конкурс «Новогоднее караоке» (0+). Необходимо сделать запись исполнения любой песни новогодней тематики. Заявки принимаются до 10 января.

  • Рассказ о русских обычаях традициях обрядах
  • Рассказ о русских монастырях
  • Рассказ о россии на английском 6 класс с переводом кратко
  • Рассказ о русских народных сказках 2 класс
  • Рассказ о россии по карте природных зон 4 класс сообщение