Рассказ о русских подвигах о

Анна александрова 05.12.2021 современному массовому зрителю, а равно читателю имя валериана щеглова почти неизвестно. причина этого, возможно, кроется в его

Анна АЛЕКСАНДРОВА

05.12.2021

Штрихи к полузабытому портрету: график-самородок Валериан Щеглов

Современному массовому зрителю, а равно читателю имя Валериана Щеглова почти неизвестно. Причина этого, возможно, кроется в его красном прошлом: он воспевал революцию, выполнил множество работ, посвященных 1917 году и Гражданской войне. Подобное забвение представляется несправедливым. Ведь этот талантливый график создавал не только образцы агитпропа, но и прекрасные иллюстрации к книгам лучших советских поэтов и прозаиков.

Книги, в которых про него рассказывается, вышли из печати еще в советское время, поэтому информацию о художнике приходится собирать по крупицам. Известно, что он родился в Калуге, где отец Валериана заведовал городской типографией. Проявлявшего с ранних лет интерес к рисованию мальчика отдали в реальное училище, где его учителем стал Всеволод Левандовский, не только талантливый живописец, но и одаренный график. Тот обучался в Академии художеств у легендарного Павла Чистякова, воспитавшего целую плеяду таких мастеров, как Илья Репин, Василий Поленов, Михаил Врубель, Валентин Серов, Николай Рерих, Виктор Васнецов.

Под руководством Левандовского юный Щеглов оттачивал навыки рисунка и довольно скоро начал получать премии и наградные листы. Он мечтал пойти по стопам наставника — тоже поступить в Академию.

Однако революция и Гражданская война нарушили эти планы. Молодой художник начал работать в местной газете «Коммуна», рисовал карикатуры и плакаты. В 1920 году 19-летним вступил в ряды Красной Армии, где продолжил заниматься агитационным искусством (нарисовал плакаты «Бей Деникина!», «III Интернационал», «Все на разгром Врангеля!» и другие). По завершении кровавой междоусобицы вернулся к мысли об учебе, уехал в Ленинград, где в 1925-м поступил в рисовальную школу. В бывшей столице в то время царили особые нравы в искусстве: на коне были те, кого позже станут обвинять в газетах и на собраниях в формализме.

В 1926 году он вернулся в Калугу и возобновил сотрудничество с «Коммуной». Как отмечала искусствовед Элла Ганкина, «пребыванием в школе Общества поощрения художеств исчерпывается специальное художественное образование В.В. Щеглова». Многому он учился самостоятельно, что не помешало ему стать мастером своего дела.

В 1927-м перебрался в Москву, где начал сотрудничать с журналами «Всемирный следопыт», «Вокруг света», «Знание — сила», а также с издательством «Молодая гвардия». Нередко путешествовал, побывал в Крыму, Средней Азии, на Крайнем Севере, жил на Балтике. Сделанные в этих поездках наброски легли в основу самых разных работ. Несколько лет Щеглов трудился над иллюстрациями к пятитомному изданию «История Гражданской войны в СССР».

В одном из своих исследований Ганкина приводит его слова: «Я много работаю над темой Гражданской войны. Считаю, что те из художников, которым посчастливилось быть свидетелями зарождения Красной Армии, кто провел свои юношеские годы в ее рядах, должны упорно теперь работать над воссозданием ее героических образов. Они увлекают нас своей силой и оптимизмом. Неустанно тружусь над композицией и рисунком. Изучаю до мелочей одежду и вооружение Красной Армии периода Гражданской войны и интервенции; собираю материал об интервентах и тщательно подыскиваю типаж. Основным недостатком всех наших произведений я считаю отсутствие страсти в изображении Красной Армии. Отсутствие динамики, патетики. Искусственная «приподнятость» наряду с плохим знанием изображаемых событий приводят художника только к бесстрастным и фальшивым произведениям».

С 1933 года он сотрудничал с Государственным издательством детской литературы. Большим успехом в довоенный период пользовалась книга Ивана Папанина «На полюсе» (1939). За событиями, которые разворачивались вокруг дрейфующей станции, в то время следил весь мир, советские дети поголовно играли в «папанинцев», и рассказ о покорении Арктики пришелся как нельзя кстати. Тем более — в сопровождении чудесных цветных иллюстраций, изображавших суровые северные пейзажи и трудную жизнь среди льдин. Популярности этих рисунков не смогло помешать даже низкое качество типографской печати.

Среди авторов, чьи книги охотно оформлял этот на редкость востребованный график, был Сергей Михалков. Начало их творческой дружбе, по словам журналиста Виталия Амурского, положила книга «Товарищи» (1937), ставшая ярким публицистическим выступлением против фашизма в Испании. Через год Валериан Васильевич выполнил иллюстрации к михалковской «Границе», а в 1939-м вышло их совместное издание «Красная Армия». Щеглов, как отмечала Элла Ганкина, был художником героико-романтического плана, справедлива эта характеристика и в отношении книжных иллюстраций. К примеру, в «Красной Армии» пехотинцев, парашютистов, кавалеристов и других русских воинов он изобразил в этакой медально-чеканной манере, много общего в тех работах с его плакатами.

Сотрудничество с Михалковым было долгим и успешным. После войны художник проиллюстрировал книгу «Служу Советскому Союзу» (1948). В ней «рассказывается о семье Орловых — простой советской семье, все члены которой внесли вклад в дело освобождения Родины. В бою и в труде братья и сестры Орловы — первые по силе, мужеству и трудовой доблести. Семья Орловых, конечно, не реальная конкретная семья, это собирательный образ семьи, характерной для нашего времени. На обложке художник дает портрет братьев и сестер Орловых, идущих в День Победы по Красной площади. В тексте, в цветных акварелях дается краткий рассказ о боевых эпизодах, в которых участвовали герои, или об их трудовых подвигах» (Элла Ганкина).

Высочайшее мастерство он проявил не только в акварели, ему прекрасно удавались рисунки пером. (Эта техника недаром считается очень сложной, тут художник не имеет права на ошибку: одна неверная линия — и работа испорчена.) Из-под его пера выходили искусные, с тончайшей штриховкой вещи. Порой автор пытался приблизить такой рисунок к карандашному, чтобы передать всевозможные нюансы светотени. С годами его искусство становилось все более душевным, проникновенным, плакатное начало в нем постепенно уступало место индивидуальному, психологическому.

А плакату он сил отдал немало, особенно в годы Великой Отечественной. В первые дни войны пошел работать в «Комсомольскую правду». По словам Ганкиной, жил прямо в редакции, как, впрочем, и многие другие сотрудники, дневавшие и ночевавшие на работе. Напечатанные в «Комсомолке» рисунки использовались как фронтовыми газетами, так и изданиями в тылу. Виталий Амурский о том времени повествовал:

«Закрытые темными шторами окна. Светомаскировка. В редакции «Комсомольской правды» полным ходом идет подготовка очередного номера газеты. Немцы в нескольких десятках километров от Москвы. За столом, заваленном листами белой бумаги, красками, карандашами, перьями, — невысокий, чуть полноватый человек. Это Валериан Васильевич Щеглов. Несколько часов назад поступила информация о подвиге 28 гвардейцев-панфиловцев. Утром новость должна знать вся страна. Щеглов делает плакат-рисунок об этом событии. В этот раз художник не был на передовой и своими глазами не видел названной позднее легендарной обороны. Но опыт мастера-профессионала и те знания, которые дала ему личная солдатская судьба, помогают руке находить точные штрихи, за которыми возникает живая панорама боя, напряжение фигур. Солдатскую кашу Валериан Васильевич попробовал еще в Гражданскую войну. Жизнь армии была ему хорошо знакома… Кстати, тогда же началась и его творческая биография. Художник-любитель, он нарисовал интересный плакат… В Политуправлении Армии на эту работу обратили внимание… К 1941 году у художника была уже большая практика. Он стал профессионалом. И снова — дни и ночи плакаты».

Последний рисунок для «Комсомольской правды» он сделал уже в День Победы. По окончании войны Щеглов выполнил иллюстрации к «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. В тот раз поставил перед собой задачу: показать, как суровые испытания закалили воина, превратили его в Героя с большой буквы. На фронтисписе изображен веселый, удалой парень: «широкоскулое, улыбающееся лицо с живыми «цыганскими», по выражению Полевого, глазами… Весь облик Мересьева пронизан выражением бодрости, уверенности» (Элла Ганкина). Далее читатель как бы наблюдает эволюцию вернувшегося на фронт, несмотря на чудовищное увечье, персонажа: «Повествование достигает кульминационной точки в рисунке, изображающем Мересьева в самолете… во время воздушной атаки. Лицо летчика, его плотно сжатые губы, сдвинутые брови и устремленные вперед глаза выражают моральное торжество».

Творческое наследие Щеглова включает в себя также замечательные иллюстрации к роману Алексея Толстого «Хлеб» (пожалуй, лучшая его графика на тему Гражданской войны). Кроме того, он оформил фадеевский роман «Разгром». Иллюстрированием мэтр занимался до последних дней, а не стало его в 1984 году. Тонкие, искусные рисунки сохранили для нас дух ушедшей эпохи. Как писал Виталий Амурский, «просматривая работы Валериана Васильевича Щеглова, вы не найдете ни одной «веселой» или «забавной»… Но в каждой есть жизнь, дыхание своего времени».



Материал опубликован в ноябрьском номере журнала Никиты Михалкова «Свой».

Утром 13 декабря у входа в православную гимназию при Введенском женском монастыре в Серпухове 18-летний выпускник этой гимназии взорвал самодельную бомбу. В результате в больницы с различными травмами попали семь человек, нападавший – тоже. Его мотивы пока не ясны: у него были серьезные проблемы со здоровьем, одноклассники говорят, что в гимназии над ним издевались преподаватели.

Священник и писатель Андрей Кураев, лишенный сана в РПЦ, рассказал Настоящему Времени, что известно об этой школе и могла ли обстановка там повлиять на состояние ее выпускника.

— Мне кажется, что это едва ли не первый случай, когда стрельбу открывают в церковно-приходской школе. Вообще что вам об этой школе известно, о том монастыре, где все произошло?

— На самом деле, теракты в церковных учебных заведениях хорошо известны. Несколько ректоров католических семинарий было убито за последние годы. В свое время польский архиепископ был убит ректором одной польской православной семинарии. Было множество актов насилия студентов против администрации в ходе первой русской революции 1905 года. И в конце концов, из семинарии вышел всеми нам памятный товарищ Иосиф Сталин. Так что никаких гарантий того, что вдруг в церковных стенах не будет какого-то прессинга в отношении учащихся и ответных реакций, в том числе незаконных, таких гарантий история не дает.

Эта школа не приходская – это общеобразовательная школа, имеющая все лицензии, полного цикла образования с 1-го по 11-й класс. Учатся и мальчики, и девочки. Просто эта школа находится на территории женского монастыря, [Алексия] игуменья является единственным учредителем. Все педагоги – это светские люди. Может быть, монахини что-то преподают, какие-то специфические церковные предметы, но в списке преподавателей их не значится, на сайте гимназии этого нет. Это женщины, кроме одного преподавателя физики, мужчины. В общем, картинка обычная для обычной российской школы.

По уставу этой гимназии принимают они детей преимущественно из местного микрорайона. И только если есть лишние места, принимают других детей. При этом в класс принимается человек 15. Там сказано, что преимущество при поступлении отдается детям из воцерковленных семей.

А теперь переходим к самому интересному. Дело в том, что у этой гимназии есть обязательные правила гимназиста. И это очень детализированное расписание того, как должен одеваться, что кушать, как себя вести, как ходить, как сидеть учащийся этой школы.

Надо сказать, что дети находятся в этой школе с раннего утра и до позднего вечера, они должны приходить за 20 минут до начала утренней молитвы. Они все слушают утреннюю молитву, потом точно так же молитва в начале и в конце каждого урока. Обучение платное – все это на деньги родителей. Естественно, эта плата не признается монастырем. На сайте гимназии висит замечательная заготовка: «Укажите номер договора и сумму пожертвования». То есть это называется пожертвованием, а не платой за образовательные услуги.

А во время трапез – два или три раза их кормят за это время – детям читаются жития святых. Это верный способ испортить аппетит. И для этого это и задумывалось в монастырской практике. Это древняя традиция – в монастырях во время трапезы монахов читаются жития святых для того, чтобы мысли монахов были не о еде, не о том, что в тарелке, не о вкусовых ощущениях, а о чем-то духовном.

И я помню по своему опыту семинарии, с нами тоже так поступали. Бывали и замечательные конфликты, когда у тебя в тарелке лежит что-то более-менее вкусное, я голоден, хочу есть, а мне в это время читают рассказ о подвигах святого, который не ухаживал за своими ранами, боролся с плотью, и черви завелись в его гноящихся ранах и так далее. И вот под это дело надо вкушать. Или же это было описание какого-нибудь мученичества, как кого-нибудь разрубали на части, и ты в это время тоже должен кушать.

— По-вашему, подобные действия могли быть протестом против того, что вообще происходило в этой школе? Или я неправильно трактую ваши слова?

— В интернете еще вчера утром я нашел несколько отзывов учащихся этой гимназии, и они негативные. Последний из отзывов датировался 14 ноября этого года. Девочка писала об этой школе: «Добро пожаловать в ад». По сути, очевидно, что игуменья, носящая трансгендерное имя Алексия, решила создать такой монастырь для малолетних, где детям приписывается поститься и дома, и в школе. Если у тебя день рождения в школе и ты решил угостить друзей, но день рождения пришелся на постный день, ты обязан принести постную еду или перенести свой праздник на другой день. То есть попытка создать монастырскую колонию для малолетних.

Естественно, что у подростков это способно вызывать протест. При этом надо учесть, что подростки в традиционном православном обществе просто не существуют как класс, потому что в традиционном обществе принято выдавать растущий организм вступать в брачную жизнь при первых признаках способности к этому. Помните, в средневековых романах было выражение: «Распустился бутон ее девственности». Значит, тогда эту девочку быстро подкладывают под какого-то мужа, обычно не спрашивая ее согласия.

— Как так вышло, что во всей этой монастырской системе ребенок действительно, судя по тому, что заявляет Следственный комитет, имел дома оружие? Как это могли пропустить?

— А это не его оружие – это оружие отца. Это увлечение его отца. В его инстаграмчике масса фотографий, где именно его отец с пистолетиками и ружьями. Он человек рабочий, у него рабочие руки – электрик, автомеханик. Так что это его хобби. И на фотографиях он там на фоне портрета Сталина, например.

— Очевидно, этот молодой человек, протестуя, решил взять это оружие и пойти в школу.

— Форма его протеста, скорее, подсказана культурой отца, культурой его такого пролетарского сталинизма. А сам протест во многом порожден, конечно, и его возрастом, и той атмосферой, в которой он оказался в гимназии, возможно, без особого своего желания. Он переведен туда был уже в класс 10-й, он не с первого класса там воспитывался.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 55. 

УКМ «Перспектива»

Маленькие и большие секреты страны Литературии

Раздел «Истоки литературного творчества»

1. Перечислите истоки литературного творчества. С какими видами народного творчества вы были знакомы раньше? С какими познакомились в этом году?

Истоками литературного творчества оказывалось творчество народное, произведения фольклора.

В прошлых классах мы уже познакомились с такими истоками, как считалки, пословицы и поговорки, песни, загадки, приметы, народные сказки.

В этом году мы познакомились с такими истоками, как притчи, былины и мифы.

2. Перечитайте притчу царя Соломона о ленивцах и вспомните басню Крылова «Стрекоза и муравей». Можем ли мы сказать, что притча явилась истоком басни? Как в этом произведении проявилось творчество баснописца?

Положительным героем притчи и басни оказывается Муравей. Он трудолюбивый и заботиться о завтрашнем дне. Соломон предупреждает ленивца, что если тот не начнёт работать, то к нему придут бедность и нужда. В басне Крылова Стрекоза ленилась и к ней пришли бедность и нужда.

Мы можем сказать, что притча явилась истоком басни. 

Но творчество баснописца Крылова превратило эту притчу в литературное произведение. В его басне Стрекоза и Муравей получили узнаваемые образы, характеры. Автор описал поведение героев, их поступки и сделал поучительный вывод для читателя.

3. Создайте свой текст о былинах и былинных героях. Начните так:

Рассказ о былинах и былинных героях для 4 класса

Былины славят русских богатырей, подчёркивая их удивительную силу, мужество, доброту, благородство. Былинные герои — воины, защитники Отечества, им присуще чувство долга.

До нас дошли множество былин, в которых говорится о различных подвигах богатырей во славу родной земли, родного народа. Богатыри служили князю, стерегли границы Родины на заставах, но при этом заботились о простом народе больше, чем о князе.

Князь в былинах зачастую комичен, он жаден и тщеславен, он обижает богатырей. Так, в одной из былин князь Владимир посадил Илью Муромца в подвал, где богатырь должен был погибнуть. Но в трудную для столицы минуту князь вспомнил о Муромце, выпустил его, а богатырь разгромил врагов.

В другой былине Илья Муромец находит огромное богатство. И он строит церкви и раздаёт деньги нищим. Он заботиться о народе. Он проявляет небывалое бескорыстие.

Богатыри в былинах разные. У каждого свой характер, свои достоинства и недостатки. Так, Алеша Попович был заносчив, а Садко — хвастлив. Но их объединяет одно — умение забыть о себе в трудную для страну минуту. И тогда богатыри бьются до конца, не щадя себя и своих врагов.

Я горжусь богатырями, этими былинными героями, которые верой и честью служили Отчизне в те далёкие времена.

4. В тематическом каталоге школьной библиотеки найдите книги о богатырях. Какие подвиги совершили Алёша Попович и Добрыня Никитич?

Алёша Попович победил Тугарина Змеевича, который захватил Киев и унижал князя и его жену.

Добрыня Никитич победил Змея, который похищал женщин.

Вместе они участвовали в битве с ратями царя Додона, где прославился Святогор.

5. Рассмотрите внимательно репродукцию картины «Богатыри» Васнецова». Кого из русских богатырей представил художник? Напишите текст «Былинные богатыри — защитники земли русской».

На этой картине художник изобразил Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича.

Текст «Былинные богатыри — защитники земли русской» для 4 класса

Во все времена у земли русской находились мужественные защитники, которые берегли её от врагов.

В очень отдалённое время такими защитниками были богатыри, о подвигах которых мы узнаём из былин. Богатыри всегда вставали на пути врагов, боролись с преступниками и обманщиками, защищали простой народ.

Одними из самых известных богатырей были Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Их образы легко представить, взглянув на картину Васнецова «Богатыри».

В центре изображён старый казак Илья Муромец, самый сильный, самый уважаемый в народе богатырь. Он совершил огромное количество подвигов и никогда не отступал перед врагом, даже многократно его превосходящим силами.

Это необычайно благородный богатырь, хозяин своего слова, честный и бескорыстный. Среди других богатырей слово Ильи Муромца было законом. Вот и на картине он стоит в центре, внимательно озирая из-под ладони границы родной земли.

По правую руку от Ильи, слева для зрителя, показан Добрыня. Это второй по силе богатырь. Он также прославился многими подвигами и заслужил уважение в народе. Он держит руку на мече, готовый выдернуть его и обрушить на опрометчивого врага.

По левую руку от Ильи расположился Алёша. Это тоже славный богатырь, не раз спасавший русскую землю. Но в отличии от старших товарищей, Алёша несдержан, тщеславен, может испугаться в сражении. Тем не менее, рядом с Ильёй и Добрыней, Алёша представляет собой такую же грозную силу.

Такие разные по характерам богатыри отлично сражались вместе ради общей цели. И это позволяло им хранить рубежи нашей родины в неприкосновенности.

6. Что такое миф? Каких мифологических героев вы знаете? Что о них можно рассказать?

Миф — это народное предание о богах и героях.

Я знаю многих героев древнегреческих мифов.

Это Геракл, очень сильный полубог, который совершил двенадцать подвигов.

Я знаю Ясона, который похитил в Колхиде золотое руно.

Я знаю Тесея, который победил Медузу Горгону и спас Андромеду.

Я знаю хитроумного Одиссея и многих других участников Троянской войны.

Всё это были сильные люди, которые сражались между собой и с чудовищами, и обыкновенно побеждали. В их подвигах героям помогали Боги.

7. Найдите в школьной или домашней библиотеке сборники сказок, загадок, пословиц и поговорок, былин. Сделайте выставку. Составьте аннотацию на один из сборников.

Аннотация на сборник «Русские пословицы и поговорки» для 4 класса.

Сборник «Русские пословицы и поговорки» был издан в серии «Классики и современники» издательством «Художественная литература» в 1988 году.

В его составлении принимали участие три автора, но сборник вышел под редакцией П. Аникина.

Начинается сборник предисловием, статьёй Аникина, в которой писатель рассказывает о том, что такое пословицы и поговорки.

В сборнике 332 страницы. Пословицы в нём расположены в алфавитном порядке.

В приложении к сборнику приведены некоторые статьи из книги В. Даля «Пословицы русского народа»: гадания, месяцеслов, приметы, присказки и прибаутки.

Это очень интересная и полезная книга, в которую я всем советую заглядывать как можно чаще.

1

Урок литературного чтения по УМК «Гармония

учебник О.В.Кубасовой «Любимые страницы»

учитель: Ильинова Юлия Николаевна

Тема: «О доблестях, о подвигах, о славе…» ( Былины)

 «Добрыня и змей»  (пересказ А. Нечаева)

Цель: дать понятие «былины», ознакомить учащихся с былинным сказом и правилами чтения былин.

Задачи:

ОБУЧАЮЩИЕ:

1)формировать полноценное восприятие  былинного текста, понимание специфики литературного жанра, совершенствовать навык чтения

2) формировать образ былинного богатыря        

РАЗВИВАЮЩИЕ:

3)        развивать связную речь, мышление, воображение

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

4)        воспитывать нравственные качества на примере былинного героя.

5)        воспитывать интерес к урокам литературного чтения, воспитывать чувства сострадания, сопереживания и милосердия.

Техническое обеспечение:  проектор, мультимедийная доска, технологическая карта урока

Ход урока:

I.        Организационный момент

— Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте поздороваемся.

II.        Проверка домашнего задания. Работа с выставкой книг, аннотации, собственные сказки.

III. Актуализация, включение в деятельность. Индукция.

Слово БОГАТЫРЬ.

— Какие ассоциации, образы возникли у вас? Запишите их в свои тетрадки-малышки. Обменяйтесь ими в парах… теперь поработайте в группах.

Лидеры зачитают, что у вас получилось.

IV.        Постановка учебной задачи.

— О чем пойдет речь на уроке?

— Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Прочитайте его название.

— Откройте оглавление и прочитайте названия произведений , которые включены в этот раздел (Добрыня и Змей, Болезнь и исцеление Ильи Муромца, Илья Муромец и Соловей-разбойник)

— О чем будут эти произведения? (о воинах, о подвигах которые они совершали)

— События , описанные в этих произведениях , будут относиться к нашему времени или к древним временам? (древним временам)

— Скажите, а как называется произведение русского фольклора  о подвигах русских богатырей, которые жили в далеком прошлом? (былины)

V.        Организация восприятия и осмысления новой информации. Деконструкция.

— А что означает слово БЫЛИНА?

1. Рассказ учителя.

— Наши предки — земледельцы, скотоводы, охотники вели жизнь полную опасностей и невзгод. Бывали наводнения, засухи, морозы. Но самым ужасным для них были  воинственные набеги  других народов. Враги разоряли селения, забирали в плен женщин и детей. Это вызывало у людей глубокие переживания и певцы из народа слагали героические песни о богатырях : могучих, бесстрашных защитниках русской земли.

Былины раньше пелись. Сказители обычно владели старинным музыкальным инструментом – гуслями, в сопровождении которых они исполняли все известные им былины.

Слова «былина» раньше не было, а богатырские песни, рассказывающие  о «преданьях старины глубокой», назывались «старинами», «старичками». Позднее появилось слово «былина», что значило «быль», то есть правдивое повествование.

— Прочитайте , как называется первая былина, с которой мы сегодня познакомимся? (Добрыня и Змей)

– Былины о Добрыне имеют более раннее происхождение, чем

былины об Илье Муромце, но и те и другие связаны с периодом

борьбы нашего народа с татарским нашествием. Былины переносят

нас в совершенно необычный, особенный мир, но, несмотря на

значительную долю фантастики, в них отразились подлинные исторические события, которые приобрели сказочный характер только с течением времени. В былинах вполне достоверно изображена Русскаяземля. Обычно действие происходит возле Киева – историческогоцентра Руси, а герои былин своим происхождением связаны с исконно русскими городами: Добрыня – из Рязани, Илья – из Мурома,из села Карачарова, а Алёша – из Ростова. Богатыри в былинах – могучие воины, защитники родной земли, которые не позволяют врагузахватить её. В них воплотились лучшие качества русского народа

2.Работа с репродукцией .Реконструкция.

Далее рассматривается репродукция картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» (в конце учебника).

– Какие мысли и чувства вызывает у вас эта картина?

– Как выглядят богатыри?

– Подумайте, кто из богатырей старший на заставе? Как определили?

– Что можно сказать о каждом из богатырей по тому, как ониизображены художником?

(Справочный материал)

Многие картины Виктора Михайловича Васнецова основанына материалах народных сказок и былин.Прежде чем приступить к созданию своей знаменитой картины «Богатыри», художник тщательно изучал былины, долго собирал материал, позволяющий ему достоверно изобразить богатырей. Глядя на картину, мы ощущаем живую историю Древней Руси,

хотя написана картина в XIX веке. Около 20 лет трудился Васнецовнад созданием этого полотна и написал картину, которая вызывалаи продолжает вызывать у русского народа чувство гордости.На картине мы видим просторы Русской земли, взрастившейэтих богатырей. Пейзаж скромный, степной. Степь поросла травой,вдали видны холмы с перелесками. Над этой просторной и привольной степью нависли холодные, свинцовые тучи, словно многочисленные враги, совершавшие свои грабительские набеги на Русь. Пейзажпрост, он не отвлекает наше внимание и позволяет сосредоточиться

на главных героях – богатырях, которых объединяет одна цель –защитить свою землю от врагов.

Добрыня также служит земле Русской, он отважен и смел, силён и могуч, но более нетерпелив, не так спокоен и рассудителен,как Илья. Он уже сжимает рукоятку меча, готовясь в любую минутуринуться на врага. Добрыня отличается от других богатырей своейучёностью, он играет на гуслях, сочиняет песни.С одним из трёх богатырей, нарисованных на картине, и состоится знакомство на уроке.

3.Словарная работа.

Ребята в  тексте нам встретятся незнакомые слова и выражения, которые свидетельствуют о том, что былина была создана в давнее время, и чтобы понять былину, надо объяснить эти слова

Палица – старинное оружие, тяжелая дубинка с утолщенным концом

Паробок – парень, оруженосец.

Курева – «пыльная курева» — имеется ввиду облако пыли, похожее на облако дыма, возникшее от курения

Приумаялся – притомился, устал

Ощериться – оскалиться , угрожающе показать зубы

Порешить – кончить, убить

Дородный – рослый, крупный, полный

Величать по изотчине  — называть по отчеству, по отцу

Чара – то же, что чарка – небольшой сосуд для питья вина.

Шпенечки – небольшие шипы, стержни.

Стольный град- столица .

Учуять – почувствовать.

Полон – плен.

Колчан со стрелами – чехол со стрелами.

За полпоприща – за полпути

Подколенные – подчиненные, подначальные

Автор нашего учебника говорит, что нетнеобходимости растолковывать каждое слово, передающее своеобразный былинный колорит, но без знания которого всё же понятеносновной смысл произведения.

4. Знакомство с текстом.Социализация.

— Вот и представьте себе, ребята, седовласого старца, который сидит  в окружении внимательно слушающих его людей. Его  пальцы слегка  касаются струн  гуслей , лежащих на коленях. Льется неторопливая, спокойная, плавная мелодия. Певец – сказитель начинает свой рассказ  про древнюю  Русь, про старину стародавнюю

        Начало былины читает учитель.

         Затем читают дети, вслух по частям.

С. 164 рассматриваем иллюстрацию

— Что здесь изображено? Где происходит действие?  (княжеские белокаменные палаты)

— Что здесь происходит? (идет пир, князь беседует с Добрыней)

— Как зовут князя? (князь Владимир)

— Где он нарисован? Покажите.

— Как вы догадались, что это и есть князь?

— С кем он разговаривает?

— Прочитайте разговор князя с Добрыней.

        Продолжение чтения былины.

        В конце стр. 165 задать уточняющий вопрос:

— Почему все молчат? (боятся)

VI.Первичное закрепление.Афиширование.

— Запишите образ  богатыря Добрыни в этой былине.

VII.Разрыв. Показ отрывка мультфильма.

— Запишите образ  богатыря Добрыни в этом мультфильме.

VIII. Рефлексия.Синквейн.

IX. Домашнее задание

  • С.159-160, ответить на вопросы письменно в тетради
  • С. 171-174 прочитать и ответить на вопросы

VII.        Итог урока.

Доброе утро!

Прокуратура Швейцарии обвинила бывших мировых футбольных начальников Зеппа Блаттера и Мишеля Платини в присвоении двух миллионов швейцарских франков; за это их даже могут посадить в тюрьму. Вне футбола тоже почти одна тюрьма:

  • В России вновь обновлен рекорд суточной смертности от COVID-19 – 1178 человек.
  • Журналисту Ивану Сафронову вменили новый эпизод «измены родине»: продажу политологу с немецким гражданством сведений о российских войсках в Сирии.
  • Из фейсбука пропал аккаунт основателя Gulagu.net Владимира Осечкина; Google заблокировал ютуб-канал Следственного комитета Беларуси.
  • Киев ввел новые санкции против российских компаний и физических лиц.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро вторника, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России упал до 39 008. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 8 миллионов 593 тысячи; официальное число жертв достигло к утру вторника 240 871 человека (+1178 за сутки) – это новый рекорд с начала пандемии. Поскольку данные оперативного штаба слабо соотносятся с реальностью, стоит почитать вдумчивый разбор российской коронавирусной статистики. И заодно – разбор наиболее популярных мифов о прививках от COVID-19.

В России действует режим «нерабочих дней». В Петербурге на это время запретили выступления уличных музыкантов; власти Псковской области объявили, что продлять «нерабочие дни» после 7 ноября не будут, однако сохранят режим QR-кодов для прохода в общественные места до конца новогодних праздников, то есть до середины января следующего года.

Томича, проникшего в ковидный госпиталь, чтобы ухаживать за бабушкой, а потом обратившегося в СК с жалобой на руководство госпиталя, «опросили» в Следственном комитете в Томске, вот разговор с ним.

Студентов медвузов в разных регионах России опять направляют на практику в помощь врачам. Врачи разных профилей и медсестры при этом массово увольняются: вот большой материал о причинах этих процессов.

Нерабочий туман

Москву во вторник накрыл густой туман, из-за чего прибывающие в российскую столицу самолеты массово перенаправлялись в Петербург, Ригу, Киев, Воронеж, Казань и Нижний Новгород (последний не справился с потоком самолетов).

Гражданская активность в таких условиях практически прекратилась, что не помешало полиции задержать двух пикетчиков за освобождение политзаключенных на Красной площади и составить административный протокол на члена оргкомитета «Русских маршей» (заявка на марш 4 ноября была подана в мэрию Москвы, но в его проведении начали отказывать еще в доковидные времени). Пока ничего не происходит, можно почитать разговор с журналистом Денисом Стяжкиным о том, как он бежал из России и перебрался в США из Мексики вместе с российскими Свидетелями Иеговы, тоже бегущими от преследований властей.

Под покровом тумана в Москве прошла встреча директора ЦРУ Уильяма Бернса с секретарем Совбеза России Николаем Патрушевым (обсуждались, видимо, кибератаки), а «Единая Россия» исключила из партии депутата Госдумы Евгения Марченко, проголосовавшего против проекта федерального бюджета.

«Лефортово» и другие места не столь отдаленные

  • Журналиста Ивана Сафронова на три дня поместили в карцер СИЗО «Лефортово» за то, что он с сокамерником попытался настроить телевизор, который перестал работать. Сафронов сидит уже почти полтора года. Следствие по его делу только что завершилось. В окончательном варианте обвинений возник новый эпизод: Сафронова обвиняют в том, что в декабре 2015 года он якобы продал за 248 долларов информацию о деятельности российской армии в Сирии политологу Демури Воронину, а тот, в свою очередь, переслал ее представителям Цюрихского университета Швейцарии и Федеральной разведслужбе Германии. Воронина, имеющего гражданство России и Германии, задержали и арестовали в феврале этого года. По сведениям адвоката Ивана Павлова, он дал нужные следствию показания.
  • Основатель компании Group-IB Илья Сачков, тоже сидящий в «Лефортове» по делу о госизмене, по-прежнему не получает письма, из-за чего остался без лекарств: адресованную матери телеграмму с просьбой принести лекарства не пропустили.
  • Верховный суд России отказался принять иск детей жертв сталинского террора к Госдуме о праве на жилье.
  • Суд в Казани назначил 6,5 лет колонии бывшему имаму и преподавателю исламского института по делу о финансировании экстремистской организации. Защита считает обвинения абсурдными. Под «экстремистской организацией» подразумевается турецкое религиозное сообщество «Нурджулар», распространяющее идеи теолога курдского происхождения Саида Нурси (в России оно запрещено с 2008 года).
  • Турецкая пресса, освещающая арест группы из четверых россиян, украинца и гражданина Узбекистана, пишет, что они получали инструкции по уничтожению чеченских оппозиционеров за рубежом от соратника Кадырова, депутата российской Госдумы Адама Делимханова.
  • Структура «Ростеха» займется цифровизацией российских тюрем за 22,5 млрд рублей.
  • Из фейсбука пропал аккаунт основателя правозащитной организации Gulagu.net Владимира Осечкина. С начала октября он рассказывает о пытках в российских тюрьмах на основании видеоархива, вынесенного из колонии бывшим заключенным Сергеем Савельевым.

В Беларуси

  • Google из-за введенных в США санкций заблокировал аккаунт и ютуб-канал Следственного комитета Беларуси.
  • Суд в Минске приговорил бывшего омоновца к трем годам «домашней химии» за участие в августовских протестах. Из ОМОНа он ушел еще после выборов 2010 года, в этом году уехал в Польшу, но осенью вернулся в Беларусь и был задержан.
  • Защитнице сына Виктора Бабарико Ирине Воронковой запретили работать адвокатом «вследствие недостаточной квалификации».
  • В Беларуси с начала недели объявлена общенациональная забастовка. По данным профсоюзных деятелей, находящихся за рубежом, на работу не вышел каждый десятый рабочий. Вот спор лидеров двух рабочих движений о том, как организовать эффективную забастовку в нынешних белорусских условиях.

В Украине

Глава Минобороны Украины Андрей Таран подал в отставку, сегодня Верховная Рада будет рассматривать перестановки в правительстве. Бывший глава «Правого сектора» Дмитрий Ярош заявил, что назначен советником главнокомандующего Вооруженных сил Украины, официального комментария пока нет. Все эти кадровые новости вряд ли связаны с сообщениями о том, что Россия вновь стягивает войска к украинской границе – тем более что военный эксперт Николай Белевков уверяет, что никакого особенного стягивания на самом деле не происходит, просто Россия постоянно наращивает численность постоянных подразделений, созданных близ границы после 2014 года. (Вот репортаж из города Валуйки Белгородской области, в котором была создана одна из таких военных частей.) Содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Алексей Мельник, напротив, склонен усматривать в происходящем подготовку какого-то очередного российского переговорного хода – «в стиле чикагской мафии».

Президент Украины Владимир Зеленский подписал четыре указа о введении нового пакета санкций против России. Они коснутся 140 человек и 49 компаний, в том числе причастных к проведению выборов в аннексированном Крыму.

Суд в Киеве изменил меру пресечения «куму Путина» Медведчуку по одному из уголовных дел (домашний арест заменен подпиской из-за истечения предельного шестимесячного срока пребывания под арестом), но поскольку Медведчук находится под домашним арестом по другому уголовному делу, то для него ничего не изменится.

Шесть ссылок

  • История Второй мировой. Рассказ о том, как НКВД готовило московское диверсионное подполье, которое в случае сдачи Москвы должно было взрывать нацистов и героически погибнуть. Или отрывок из книги Гектора Фелисиано «Исчезнувший музей. История хищения шедевров мирового искусства» (изд-во «Слово») – о судьбе коллекции Альфонсо Канна, успевшего бежать из Парижа до его оккупации немцами, но не сумевшего уберечь свое собрание.
  • Философское. Беседа с Полом Вудрафом, профессором Техасского университета в Остине, специалистом по античной философии и культуре. Или фрагмент из книги американского философствующего нейропсихолога Стивена Пинкера «Просвещение продолжается: В защиту разума, науки, гуманизма и прогресса» (изд-во «Альпина нон-фикшн») – о том, что прогресс неостановим, потому что люди стали жить дольше.
  • Медведи и пчелы. Беседа с ведущим российским специалистом по гималайским медведям Сергеем Колчиным о попытках спасти этот исчезающий на территории России вид. Или рассказ о синдроме разрушения пчелиных семей и кризисе опыления, который переживает сейчас весь мир.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

  • Рассказ о руслане из поэмы руслан и людмила
  • Рассказ о русских народных песнях 4 класс
  • Рассказ о россии на английском 15 предложений
  • Рассказ о романе дубровский слушать
  • Рассказ о ромашке 2 класс по окружающему миру кратко