ПРОЕКТ «ЖИВОЕ ПРЕДАНИЕ СТАРИНЫ»
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам своё самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Чтобы дети хорошо знали и уважали своё прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа, был создан проект «Живое предание старины»
Актуальность данного проекта заключается в сохранении материальной культуры и традиций русского народа, обращена в прошлое, в древность, в традиции и обычаи.
Направление «Русская изба»
В целях реализации проекта был создан мини-музей «Русская изба», который играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Мини-музей знакомит воспитанников с историей русского быта, устройством деревенской избы.
Цель : Формировать представления о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве.
Задачи:
— Формировать представления об устройстве русской избы;
— Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
— Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.
— Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
-Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).
— Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
Проблема: В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Подготовительный этап:
— Подбор и изучение литературы по данной теме;
— Изготовление дидактических пособий;
Основной этап:
ООД: «Русская печь«
Беседы:
-о русской печи;
-о традициях русского чаепития;
-о деревянных ложках.
— Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов, рассматривание иллюстраций, фотографий.
— Заучивание пословиц, поговорок.
Дидактические, познавательные, пальчиковые игры:
— Д/И «Русская изба»
— Д/И «Подбери головной убор к сарафану»
— Д/И «Что — сейчас, а что — раньше»
— Д/И «Лоскутное одеяло»
Сюжетно – ролевая игра:
«В русской избе«
Лепка:
— «Посуда»
-Слушание песни «Русская изба» Е. Птичкина, М. Пляцковского в исполнении М. Пахоменко.
-Обыгрывание песни «Где был Иванушка?»
Взаимодействие с родителями:
— Экскурсия в районный музей
— Оформление мини-музея «Русская изба«
Заключительный этап:
— Открытое интегрированное занятие «Русская печь«
— Презентация результатов проектной деятельности
Ожидаемые результаты:
— дети получили обширные знания об истории крестьянского жилища — избы,
о ее устройстве;
— познакомились со старинными предметами домашнего обихода;
— обогатился словарный запас названиями предметов русского быта;
— воспитание духовно — нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.
Направление «Чем питались наши предки»
«Прежде ели просто, да жили лет со сто!»
В течение многих столетий пища наших предков почти не менялась. Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Много в них целесообразного, исторически обусловленного, соответствующего национальным вкусам, образу жизни, климатическим условиям.
Актуальность заключается в сохранении материальной культуры и традиций питания русского народа, обращена в прошлое, в древность, в традиции и обычаи, в старинные кушанья, которые не устарели и сегодня.
Цель: Изучить чем питались наши предки.
Задачи:
1. Изучить традиции и разнообразие русского национального стола.
2. Сравнить основные продукты питания прошлого и особенности современной пищи.
3. Сделать вывод о полезности употребляемой пищи в разное историческое время.
Чтение художественной литературы | «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой) К. Паустовский «Тёплый хлеб» Н. Телешов «Крупеничка», «Уха» П. Бажов «Серебряное копытце» П. Ершов «Конёк – Горбунок» «Умный работник», «Летучий корабль», «Семь Семионов –семь работников», «Каша из топора», «Два брата». «Сивка — бурка», «Пахарь»; |
Познание | Культура поведения за столом. Правила питания. Из чего состоит наша пища? ИКТ «Витамины» Д.и. «Полезное и вредное», «Вершки и корешки» Н.п.и «Аскорбинка и её друзья», «Пирамида здоровья», «Валеология или здоровый малыш. Кожа. Питание. Сон» Презентация рекламы полезного продукта. «Полезные и вредные продукты» |
Художественно — эстетическая деятельность | ИЗО: «Мой обед» «Эти полезные фрукты» АППЛИКАЦИЯ: «Коллаж из этикеток продуктов правильного и неправильного питания» «Создание альбома «ВИТАМИНЫ». «Чудо –дерево»(садовники здоровья) ЛЕПКА: Лепка «моё любимое блюдо» Проведение праздника «Масленица» |
Развивающая среда | Музей «Русская изба» Мини музей «Старой утвари и современной бытовой техники» |
Экскурсии | кафе, русская изба, пищеблок детского сада, магазин |
Работа с родителями | Изготовление и пошив костюмов Оформление мини-музея Сбор информации по теме Создание русской избы Участие в празднике «Масленица» Участие в итоговом мероприятии «Каша-пища наша» Создание тематических уголков |
Направление «Народные гулянья»
Большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой. «Народные гулянья», еще одно направление нашего проекта, которое помогло дошкольникам и педагогам узнать о традициях, обычаях и обрядах русского народа.
Цель: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками
Задачи :
- Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
- Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
- Развивать эмоциональное восприятие народной музыки.
- Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
- Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
- Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.
Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, мотивирует на творчество.
Ожидаемые результаты:
— устойчивый интерес к культуре русского народа;
— знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно –
прикладного искусства;
— создание календаря праздников, состоящего из детских работ.
Аннотация проекта
Основная идея – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, дошкольного детства. В его основе лежит ознакомление детей народным искусством (слушание народной музыки, сказок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, колыбельных песен).
Этапы реализации
I. Организационно-подготовительный
— Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
— Определение цели и задач проекта;
— Подбор литературы, пособий, атрибутов;
II. Основной
— Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.
— Совместная деятельность
— Самостоятельная деятельность детей.
III. Заключительный
— Обобщение результатов работы;
— Анализ деятельности.
Основной принцип – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.
План работы с детьми
ОСЕНЬ.
Сентябрь.
Беседы об осенних праздниках, о народных приметах и обычаях, связанных с ними, разучивание песен, загадок, русских народных игр.
Октябрь.
«Посиделки на Покров» ‑
календарно-обрядовый праздник
Ноябрь.
Устное народное творчество – потешки, считалки, небылицы.
ЗИМА.
Декабрь.
Беседа «Как Зима с Осенью борется».
Синичкин день. Разучивание песен про Зиму, загадок, зимних игр.
Январь.
«Рождественские посиделки»
Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки. Знакомство детей с рождественскими песнями, колядками.
Февраль.
«Прощай, Масленица» ‑ беседа о празднике Масленицы, о традициях, обрядах, обычаях. Разучивание закличек, прибауток, игр, песен. Организация и проведение праздника на свежем воздухе. Изготовление куклы – Масленица .
Весна.
Март.
«Вербное воскресенье». Рассказ о праздновании вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка», «Заря-заряница»
Апрель
Сказка «Пасхальный колобок». Разучивание пасхальных песен, раскрашивание пасхальных яиц, знакомство с обрядами, играми, поверьями
Май.
«Завивание берёзки».
Беседа о праздновании Троицы, об обрядах, традициях. Разучивание русских народных игр. хороводов
Направление «В мастерской у народных умельцев»
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать.
В нашем селе нет возможности увидеть непосредственный процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек, но надо подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приемы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Так родилось еще одно направление нашего проекта «В мастерской у народных умельцев»
Цель нашего проекта развитие у детей познавательного интереса к народному декоративно-прикладному творчеству.
Задачи:
1.Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов;
2.Познакомить детей с рописью и другими видами декоративно-прикладного творчества
3.Научить детей ориентироваться в различных видах росписи;
Участники проекта: педагоги, дошкольники средних, старших и подготовительных групп, родители.
Продолжительность: долгосрочный (с сентября 2018г. по май 2019г.)
Перспективное планирование проекта
Месяц | Практический выход |
Сентябрь | Беседа на тему: «Знакомство с русской матрёшкой» Дидактическая игра «Собери матрёшку» Художественное слово» Русская матрёшка», (рассматривание иллюстраций). Консультация для родителей на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста». |
Октябрь | Декоративное рисование. Тема: «Украшение фартука» Беседа на тему: «История возникновения матрёшки» Дидактическая игра «Наряди матрёшку» Художественное слово «Восемь кукол деревянных» Консультация для родителей на тему: «Народное искусство и детское творчество» |
Ноябрь | Рисование Тема: «Декоративное рисование. Роспись дымковская лошадка» (готовое изделие из глины) Беседа на тему: «Основные цвета дымковской игрушки» Дидактическая игра «Русская матрёшка» Развлечение «В гости к краскам» Художественное слово «Есть ещё для вас игрушка» |
Декабрь | Знакомство с Филимоновской игрушкой Рисование Тема: «Декоративное рисование петушок на подставке» (готовый макет для росписи из бумаги) Беседа на тему: «Рассматривание украшения Филимоновской игрушки» (элементы росписи) Дидактическая игра «От какой народной игрушки этот элемент росписи » Художественное слово «Игрушки – свистульки» Мастер класс с родителями: Роспись дымковской игрушки «Барышня с зонтиком» |
Январь | Декоративное рисование. «Украшение макета птицы Филимоновской росписью» Беседа на тему: «Филимоновская игрушка» Дидактическая игра «Собери из частей» Консультация для родителей на тему: «Влияние народных промыслов «Дымковская, Филимоновская игрушка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» |
Февраль | Декоративное рисование. Тема «Укрась свои игрушки» Беседа на тему: «Откуда родом Дымковская игрушка? Филимоновская игрушка» Художественное слово «Весёлая белая глина», «Вот индюк нарядный» Дидактическая игра «Составь узор» |
Март | Лепка Тема: «Барашек» (филимоновская игрушка) Беседа на тему: «Основные цвета дымковской игрушки, основные цвета филимоновской игрушки» Дидактическая игра «Наряди барыню» Консультация для родителей на тему: «Художественно-эстетическое воспитание ребёнка в семье». Развлечение «Масленица» |
Апрель | Знакомство с декоративной росписью « Городец» Тема: «Элементы росписи доски» (макет из бумаги) Беседа на тему: «Городецкая роспись по дереву» Художественное слово «Весёлые яркие цветы» Дидактическая игра «Узнай к какой росписи принадлежит этот элемент» |
Май | Тема: «Роспись по дереву «Городец» (готовое изделие из дерева) Беседа на тему: «Какое настроение у филимоновской игрушки» Дидактическая игра «Угадай и расскажи» Консультация для родителей на тему: «Декоративно- прикладное искусство — детям» |
Ожидаемый результат:
Дети имеют представление о некоторых особенностях декоративно-прикладного искусства — искусства создавать красивые вещи и украшать ими дом, одежду (у дымковских кукол);
Дети имеют первые представления о декоративно-оформительском искусстве — искусстве красивого оформления комнаты, группы, выставок, поздравительных открыток, атрибутов для игр.
Дети имеют представление о том, что образы и узоры, их элементы взяты человеком из природы, окружающего мира; декоративные образы отличаются яркостью, нарядностью, узорчатостью, что создает радостное настроение, украшает быт;
Дети имеют представления о некоторых видах русского народного декоративно-прикладного искусства: матрёшка, дымковская игрушка.
Умеют создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров, узоры в стиле дымковской росписи;
Умеют выделять элементы дымковской росписи, видеть и называть цвета, используемые в росписи.
Продукт деятельности:
• Мини-музеи в каждой группе о народных промыслах, о декоративно – прикладном искусстве.
• Музыкальное развлечение «Весёлая ярмарка».
• Выставка детского творчества
На большинство событий потребуется предварительно зарегистрироваться и приобрести билет.
На новогодние праздники музеи, галереи и культурные центры подготовили для детей и взрослых множество увлекательных мероприятий. Гостей ждут спектакли, выставки, творческие занятия для всей семьи, экскурсии и рождественский квест.
Большинство мероприятий можно посетить с 2 по 9 января, несколько тематических выставок будут открыты до конца месяца. На большую часть событий потребуется предварительно зарегистрироваться и приобрести билет. Сделать это можно на официальных сайтах учреждений, а также на mos.ru в разделе «Афиша».
Дети до 14 лет могут посещать мероприятия только в сопровождении взрослых, у которых есть QR-код вакцинированного или переболевшего COVID-19 либо отрицательный ПЦР-тест. Его вместе с документом, удостоверяющим личность, потребуется предъявить при входе в помещения. Подростки от 14 до 18 лет проходят без QR-кода и без сопровождения взрослого. О том, где получить QR-код, можно прочитать по ссылке.
Окунуться в атмосферу советского детства и узнать о театральных экспериментах Екатерины II
Галерея «Парк» (улица Немчинова, дом 12) приглашает всех желающих на выставку, посвященную советским игрушкам. Посетители увидят кукол-неваляшек, плюшевых медведей, наборы деревянных пирамидок, кукол-пупсов с закрывающимися глазами, настольный баскетбол и другие любимые игрушки советских детей. Многие экспонаты можно потрогать и рассмотреть поближе, а при большом желании даже поиграть с ними. Выставка открыта до 8 января, приобрести билет можно на сайте.
Любителям сценического искусства будет любопытно заглянуть на выставку «Театрократия. Екатерина II и опера» в музее-заповеднике «Царицыно» (Дольская улица, дом 1). Экспозиция рассказывает о придворном театре времен Екатерины II, его значении и влиянии на разные области жизни тогдашней знати. В выставочных залах главного царицынского дворца можно увидеть экспонаты из 27 российских музеев. Среди них ― работы придворных театральных декораторов Екатерины II, ее автографы либретто опер, бутафория, осветительные приборы и предметы театральных интерьеров, оригинальные и восстановленные театральные машины, старинные музыкальные инструменты. Посетить выставку можно до 9 января, приобрести билеты — по ссылке.
До 16 января в музее-панораме «Бородинская битва» (Кутузовский проспект, дом 38, строение 1) проходит выставка «Мир хочет знать, кто мы такие», приуроченная к 80-летию битвы под Москвой. Посетители увидят работы фронтовых художников Николая Жукова, Дмитрия Тархова, Петра Кривоногова, Леонида Голованова, а также послевоенные картины живописцев — участников Великой Отечественной войны Петра Корецкого, Виктора Макеева, Лии Хинштейн. На выставке представлены графические портреты защитников Москвы, зарисовки боевых действий в полосе Калининского и Западного фронтов, жанровые военные сцены. Вход на выставку по билету в музей, оформить его онлайн можно по ссылке.
Побывать в Царском Селе и рассмотреть старинные украшения для елки
Галерея Александра Шилова подготовила виртуальную выставку детского рисунка «Стучится в окна Рождество». В экспозиции собраны лучшие работы учащихся московских художественных школ. В своих рисунках ребята отразили красоту зимней природы и новогодних елей, украшенных гирляндами и игрушками. Выставка доступна на официальном сайте галереи Александра Шилова до 20 января.
Узнать об истории возникновения Царскосельского лицея и судьбе его выдающихся воспитанников все желающие смогут на выставке «Вы помните: когда возник лицей…» в Государственном музее А.С. Пушкина (Старая Басманная улица, дом 36). Гости увидят портреты лицеистов первого выпуска, а также живописные и графические работы современных художников, которые черпают вдохновение в пейзажах Царского Села. Посмотреть экспозицию можно до 30 января. Вход на выставку по билету в музей, оформить его онлайн можно по ссылке.
А музей-заповедник «Коломенское» (проспект Андропова, дом 39, строение 69) приглашает посетить до 31 января выставку «Три века русской елки». Экспозиция во дворце царя Алексея Михайловича объединила около 1000 экспонатов, рассказывающих о новогодних и рождественских традициях и обычаях с начала XVIII до первой четверти XXI века. Посетители увидят старинные елочные украшения, поздравительные открытки императорской семьи, приглашения и меню на обеды в честь рождественских и новогодних торжеств разных лет и многое другое. Билеты на выставку можно приобрести по ссылке.
Поучаствовать в рождественском квесте и найти заветное желание
Увидеть красочное представление с песнями и танцами можно в Музее обороны Москвы (Мичуринский проспект, Олимпийская Деревня, дом 3). 4 и 5 января в 11:00 здесь покажут спектакль под названием «Первая новогодняя сказка». Его подготовили юные артисты из детской театрально-музыкальной студии национального искусства «Карнавальная мозаика». Гостей ждет рассказ о том, как прошло первое празднование Нового года в России. Повествование будет вестись от лица отставного солдата армии Петра I. Чтобы посетить спектакль, необходимо предварительно зарегистрироваться по телефону: +7 499 233-42-06, а также приобрести билет в музей. Сделать это можно на официальном сайте учреждения.
Музей Зеленограда (улица Гоголя, дом 11в) приглашает на занятие «Подарок для елочки». Ребят познакомят с историей елочной игрушки и помогут создать оригинальное новогоднее украшение из цветной бумаги. Урок пройдет 5 января в 11:00. Для участия необходимо предварительно зарегистрироваться.
В галерее «Загорье» (Лебедянская улица, дом 24, корпус 2) покажут новогодний спектакль «Гном Гномыч и Изюмка». Мудрый Гном Гномыч и непоседливый поросенок Изюмка расскажут юным зрителям о правильных поступках и ценности дружбы. Они узнают, как вести себя на прогулке, в гостях, за столом и во время игры. В представлении задействуют простой театр теней и покажут, как сделать такой же дома вместе с родителями. Посмотреть спектакль можно будет 5 января в 17:00. Для посещения необходимо приобрести билет по ссылке.
Новогодние серии популярных детских мультсериалов представят 6 января в 13:00 в галерее «Ходынка» (улица Ирины Левченко, дом 2). Для малышей и их родителей подготовили специальную подборку анимационных фильмов киностудии «Союзмультфильм». В программе мультфильмы «Умка на елке», «Оранжевая корова. С Новым годом, Дед Мороз!», «Новое Простоквашино. Как бы не было зимы», новогодняя серия «Ну, погоди!» и другие. Зарегистрироваться на мультпоказ можно по ссылке.
А Галерея Ильи Глазунова (улица Волхонка, дом 13, строение 2) организует детский квест «В поисках Рождества». Участникам предстоит совершить путешествие по Музею сословий России и выяснить, как праздновали Рождество до революции. Они узнают, как наряжали елку, что символизировали елочные украшения и чем угощали гостей. Квест пройдет 6 и 7 января в 13:00 (для детей семи — девяти лет) и в 16:00 (для ребят 10‒12 лет). Приобрести билеты можно по ссылке.
Исследовать Московскую усадьбу Деда Мороза и найти заветное желание можно на интерактивной экскурсии, которую проведет в дни праздничных каникул музей-заповедник «Кузьминки-Люблино» (Волгоградский проспект, дом 168). Юных участников ждет большое новогоднее приключение, во время которого они посетят сортировочный центр, почту Деда Мороза, кладовую волшебных предметов, светелку Снегурочки, кабинет зимнего волшебника, а также секретные уголки усадьбы. Участников программы ждет множество сюрпризов, интересных заданий и, конечно же, встреча со Снегурочкой и Дедом Морозом. Посмотреть расписание сеансов и приобрести билеты можно по ссылке.