Арысь-поле
Архиерей
Архиерей отчитывает
Афонька! Где был-побывал?
Барин и мужик
Барин-кузнец
Батрак
Барин и плотник
Барин и собака
Барин — слуга
Барин и гусак
Барин и жена
Барин и староста
Бобовое зернышко
Братья-охотники
Баба-яга и Заморышек
Баба-яга
Баба-Яга и жихарь
Бабка и медведь
Бесстрашный
Балдак Борисьевич
Брысь, окаянная, брысь!
Балагурная сказка
Булат-молодец
Буря-богатырь Иван коровий сын
Белая уточка
Баба да два солдата
Безрукий и безногий богатыри
Береза и три сокола
Барские гуси
Большой дом из единого кирпичика
Бура-Яга и внучка
Беззаботный монастырь
Беззаботная жена
Байка про тетерева
Беспамятный зять
Буренушка
Ванюшка и царевна
В-чем-я?
Вдова и бес
Василиса Прекрасная
Василий Буславич
Волк и козлята
Волк и коза
Война грибов
Волшебное кольцо
Ведьма и Солнцева сестра
Верлиока
Волк, перепелка и дергун
Во лбу солнце,на затылке месяц,по бокам звёзды
Василий-царевич и Елена Прекрасная
В чужом дому хозяина слушай!
Василиса Поповна
Вещий сон
Волшебный конь
Волшебная дудочка
Волк-дурень
Вороватый мужик
Васька-Муська
Вещий дуб
Вещий мальчик
Волшебное зеркальце
Волшебная водица
Волшебные ягоды
Ворожея
Вор
Горшок
Горшеня
Горшечник
Головиха
Гуси-лебеди
Голь Воянский
Государь Сидор Карпович
Глупая барыня
Глупый волк
Глупый мужик
Глупый змей и умный солдат
Генеральская жена и купеческий сын
Глиняный парень
Гусли-самогуды
Дочь-семилетка
Дурак и береза
Девушка и медведь
Дочь и падчерица
Дока на доку
Добрый поп
Две доли
Две жены
Доброе слово
Диво дивное, чудо чудное
Дурак набитый
Девушка в колодце
Дорогая кожа
Две старухи и архиерей
Два Ивана — солдатских сына
Двое из сумы
Данило Бессчастный
Догада
Сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потом пришло время, когда сказки стали собирать и записывать. Некоторые сказочные истории дошли до нас без изменений — некоторые прошли литературную обработку, став, таким образом, понятнее и доступнее современному человеку. Порой, сказки видоизменялись и дополнялись расказчиками — ведь «возраст» многих сказок исчисляется тысячелетиями! Все русские народные сказки богаты всевозможными метафорами, имеют множество оттенков смысла. Часто, не понимая этих метафор, люди не вносили в повествование свои изменения, а пересказывали так, как услышали. Наверное, благодаря этому в сказках всё же сохранился тот уникальный смысл, что был заложен в них древними сказителями.
В поиске скрытого смысла детской сказки
Родители, которые читают сказки своим детям, обсуждают с ними прочитанное, часто сами сталкиваются с вопросами: «Правильно ли мы понимаем и истолковываем эти сказки? Может быть, в сказках есть какой-нибудь скрытый смысл, о значении которого мы и не догадываемся? Ведь современному ребенку мало просто прочитать сказку, поговорить о сюжете, дать характеристику героям, его надо научить обдумывать сказку, находить в ней скрытые смыслы и жизненные уроки. Помните? «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Для получения ответов любознательным родителям предстоит — ни много, ни мало — узнать историю происхождения русской сказки, понять её тайный смысл, и пристально рассмотреть другие важные сказочные проблемы.
Часто мы думаем, что каждая сказка существует в одном-единственном варианте, и толкование сказок тоже на блещет разнообразием. Но в старинных фольклорных сборниках можно найти очень древние варианты знакомых нам сказок, в которых, события разворачиваются несколько по-иному. Например, в сказке «Репка» сначала все вполне знакомо: «Посадил дед репку…». Дальше — тоже ничего нового: позвал дед бабку, бабка позвала внучку, а внучка Жучку… Совсем другим оказался конец сказки: «Позвала Жучка кошку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!». Вот тебе на! Хотя оба варианта сказки повествуют о труде, но «наш» вариант — это была история о взаимопомощи, а древний — о том, что всякое дел надо доводить до конца.
А сказка «Колобок«? Как мы толкуем сказку детям? Мы слышим, как хвастается своей ловкостью румяный колобок и… Ура! Смысл найден! Мы думаем, что единственное толкование сказки «Колобок» — осуждение легкомысленной неосторожности и хвастовства. И, конечно, это понимание правильно. Однако, зная язык символов, которым пользовались наши предки, можно понять, что в этой сказке содержится информация о… луне. Оказывается, в старинном варианте этой сказки каждый встреченный колобком зверь откусывал от колобка по кусочку. Так круглая «луна» становилась все меньше, превращаясь в месяц. Когда же дошла очередь до лисы, то от колобка-луны осталась одна горбушка. «Гам!» — и она исчезла…
А в сказке «Петушок — Золотой гребешок» говорится не только об излишней доверчивости петушка, но и зашифрована притча о том, как день приходит на смену ночи. Петушок в этой истории играет ещё одну роль — роль солнца. Образ лисы — это символическое обозначение ночи. Лиса-ночь выманивает петушка-солнце из домика (в древнерусском фольклоре есть множество закличек-обращений к солнцу), а потом хватает и несёт очень уж далеко: » за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря». А выручает петушка — кот. Кот в этой сказке означает утро.
Герои ещё одной любимой малышами русской сказки — «Заюшкина избушка», изначально были призваны рассказать детям о смене времен года. Коварная лиса — это зима, а добрый заюшка — лето. Когда лиса выманила заюшку из его жилища, то выручил его снова петушок — солнышко, хотя сначала зайчик обращается за помощью к другим животным, которые с лёгкостью могли бы победить лису.
Толкование русской сказки «Курочка Ряба» — дело не простое. Ведь раньше эта сказка была предназначена взрослым, но в Древней Руси даже дети понимали ее символический смысл. Золотое яйцо — это символ смерти, который получают старики. Рябая курочка в древней мифологии — посредник между миром живых и миром мёртвых. Поэтому и стараются дед с бабой разбить золотое яйцо, а простое яичко, обещанное старикам Рябой, — это символ новой жизни. Сказка была призвана подбодрять старых людей, не дать им сильно горевать из-за неизбежной старости, символизируя победу жизни над смертью.
А героиня многих волшебных сказок Баба Яга? Помните, какая она? Страшная. Живёт в тёмном лесу, летает в ступе, и всё время норовит кого-нибудь изжарить и съесть! Почему же тогда к Бабе-Яге часто приходят за советом то Иван-царевич, то Василиса Прекрасная? А потому, что существовал такой обычай — обращаться за любыми знаниями к предкам. А дальние предки, конечно, находятся в потустороннем мире, куда живым вход заказан. Но Баба-Яга служила посредником, проводником в потусторонний мир. Ведь сама она, видимо, давно умерла. Об этом говорит описание её внешности в сказках: косматые, распущенные волосы (косы в давние времена расплетали только умершим женщинам) и костяная нога (видно, что умерла она так давно, что даже истлела). И жилище её — избушка на курьих ножках — прообраз домиков, которые строили люди прошлого. Они верили, что после смерти человека, его душа ещё какое-то время живёт среди людей. Они делали для неё куклу, сажали её в деревянный домик, а домик ставили на пень от срубленного дерева (корни очень напоминают куриную лапу) — вот вам и избушка на курьих ножках! А откуда взялось это странное имя — «Баба-Яга«? «Баба» — это мать, главная женщина в древних культурах. «Яга» — огонь. Был глагол «ягать». » Ягать» — означало «кричать, вкладывая в этот крик все силы». Ягали охотники, роженицы. Выходит, что Баба-Яга была главная матерь, мудрая женщина, которая знала все. И не такая уж она была страшная, как кажется. Ведь нет ни одной сказки, где бы Баба-Яга жарила людей, она только хочет это сделать. Откуда взялось это в сказке? Оказывается, существовал такой обряд — припекание больного ребенка. Бабка-повитуха заговаривала хлебное тесто, заворачивала в него младенца, клала на лопату и засовывала в печь. Потом вынимала, разворачивала, а тесто отдавала собакам. Ребенок, от такого прогревания, часто выздоравливал. Так что, если толковать сказку с точки зрения истории культуры, то Баба-Яга вовсе не злодейка, а народный целитель.
Только для взрослых
Поиск различных толкований сказок — занятие очень интересное. Понимая скрытый символический смысл русских сказок, вам будет легче подбирать сказки для вашего ребёнка. Ведь каждая сказочная история должна соответствовать малышу по возрасту, интересам и эмоциональному состоянию. Однако не стоит все «секретные данные» о толковании сказок немедленно выкладывать перед маленьким несмышленышем. Подождите, когда малыш подрастёт, когда ему будет интересны и понятны все оттенки смысла. А пока пусть румяный Колобок катится по тропинке навстречу своей судьбе столько, сколько ему положено, пусть в темном лесу действуют-злодействуют Баба-Яга, Кощей Бессмертный и другая нечисть, пусть Красная шапочка выходит из живота волка невредимой. Оставьте маленькому слушателю и читателю сказки ее тайну. Пусть он как можно дольше верит в самое обыкновенное Чудо.
Каждому возрасту — своя сказка
Сказки очень важны для развития ребенка, с этим никто спорить не собирается. Но важно при этом подбирать сказки, подходящие по уровню развития ребенка. Ведь не будете же вы, скажем, читать трехлетнему малышу сказку Пушкина «О рыбаке и рыбке«? Дольше придется объяснять, кто такая столбовая дворянка и что такое невод, а уже к концу первой страницы ребенок потеряет к сказке весь интерес и весь ваш энтузиазм не поможет вернуть его. Не торопитесь! Отложите сказки Пушкина в сторону и возьмите в руки книжку, более подходящую трехлетке, а до Пушкина малыш дорастет попозже.
Итак, как же выбирать сказки, чтобы ребенку было интересно? Если малышу уже исполнился 1 год, но еще меньше 3 трех, то для него идеально подойдут вполне конкретные сказки про животных. Мама или папа могут в ходе чтения подражать голосам животных, жестикулировать, корчить рожицы: ребенку понравится. В этом возрасте дети уже начинают рассматривать иллюстрации, поэтому важно выбирать грамотно и красиво оформленные книги. Например, «на ура пойдут «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок»… А через какое-то время малыш будет уже вам рассказывать про «Ко-ко-ко, и гладить бабу с дедом на картинке.
Дети старшего дошкольного возраста (3-6 лет) уже все прекрасно понимают, но у них еще сохраняется конкретность мышления, поэтому стоит выбирать сказки с понятным и конкретным сюжетом. Главными героями по-прежнему еще остаются люди и животные. В этом возрасте ребенку подойдут многие русские народные сказки, сказки народов мира, а так же многие прекрасные авторские сказки, например, сказки Бажова, братьев Гримм, Андерсена и другие.
Выбор сказок для младших школьников еще более широк. В возрасте 7-11 лет дети начинают «примерять» сюжеты на себя, поэтому можно выбирать сказки о детях примерно того же возраста. Например, можно обратиться к сказкам Астрид Линдгрен, Джанни Родари, Александра Милна, к известному многотомнику Александра Волкова (про девочку Элли и Тотошку, помните?). Да и первые 2-3 книги Гарри Поттера — тоже отличные волшебные сказки для этого возраста. Самое время и к Пушкину вернуться.
Если вам кажется, что подросткам сказки уже не нужны, вы ошибаетесь. Просто в этом возрасте на смену сказке в общепринятом смысле приходят книги о приключениях и фантастика — взрослый вариант сказки. Кроме того, после 12 лет можно дочитывать книги про Гарри Поттера, читать про трех толстяков, про Гулливера (тоже ведь сказка!) и многое другое. Не забывайте про таких классиков детской (да и взрослой) литературы, как Жюль Верн, Льюис Кэрролл, Кир Булычев.
Читайте сказки вместе со своим ребенком: и когда он еще совсем маленький, и когда он уже вырос и умеет читать сам. Сказки нужны не только малышу, но и взрослым людям, ведь они дают ненадолго забыть о суете и шуме мегаполиса и поверить — в сказку.
Тема: «Загадочный мир русских народных сказок».
Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам.
Задачи:
- приобщать детей к народному творчеству;
- формировать у учащихся доброе взаимоотношение;
- способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей, формированию классного коллектива;
- развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся.
Оборудование:
- мультимедиа проектор;
- лукошко;
- телеграммы;
- «сказочные» предметы;
- кроссворд;
- элементы костюмов для инсценировки сказки.
Ход классного часа
I. Объявление темы классного часа
Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Светлана Георгиевна.
Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она, Сказка, будет гостеприимной хозяйкой нашего классного часа, тема которого «Загадочный мир русских народных сказок».
(Фрагмент презентации. Рисунок1)
II. Вступительное слово учителя
Ребята, а вы любите сказки? (Ответ детей)
И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.
Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.
Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.
А почему сказки называют народными? (Ответ детей)
Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир.
В сказках совершаются самые невероятные чудеса.
И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок. Как вы думаете, почему я пришла к вам в таком необычном наряде? (Ответ детей)
Я сегодня не просто Светлана Георгиевна, я – Сказочница. И я помогу вам, вспомнить ваши любимые сказки, встретиться с любимыми героями и даже стать героями одной из сказок. Я помогу вам в этом путешествии быть весёлыми, любознательными и остроумными.
Предлагаю вам отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать.
Дорожка нам предстоит дальняя, через лес дремучий. На пути нам встретятся препятствия, и мы должны их будем преодолеть.
Я знаю, что вы, ребята, очень дружные и смелые. Во время путешествия вы будете помогать и выручать друг друга. Верно, я говорю? (Ответ детей)
Прежде, чем оказаться нам в сказочном лесу, возьмёмся все за руки и закроем глазки. Как только вы услышите волшебные звуки, сразу открывайте глаза. Готовы? Все закрыли глазки? Тогда – в путь! В мир Чудес и Волшебства!
(Фрагмент презентации. Рисунок 2)
III. Путешествие по русским народным сказкам
(Звучит музыка)
Вот мы и в сказочном лесу. А вот и мышка-норушка! Она будет нашим проводником в путешествии.
Ребята, какой красивый домик у нас на пути! Кто нас встречает? (Лисичка-сестричка). Она приготовила нам первое испытание – игру «Из какой мы сказки?». Сейчас вы увидите на экране небольшие фрагменты из сказок, которые любят многие дети. Думаю, вы их тоже любите и без труда узнаете героев и определите, из какой они сказки.
Игра «Из какой мы сказки?»
(На экране фрагменты из сказок: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Маша и медведь», «Теремок», «По щучьему велению», «Петушок-золотой гребешок», «Гуси-лебеди»)
(Ответы детей)
Молодцы, ваши дружные ответы показали, что сказки вы любите и знаете.
Мы отправляемся дальше.
(Звучит музыка)
Что мы видим перед собой? (Избушку на курьих ножках.)
Кто встречает нас в этой избушке? (Баба Яга).
Баба-Яга приготовила нам задание: необходимо прочитать записку, которая находится рядом с избушкой.
Сказочная викторина
Текст записки.
Ребятки, если желаете отправиться дальше в путешествие, ответьте на вопросы моей сказочной викторины.
1. На чем передвигаются сказочные герои в русских народных сказках? (Гуси – лебеди, ступа, сапоги – скороходы, печка, ковер – самолет, серый волк и т.д.)
2. Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки? («Был там пир на весь мир, я на том пиру был, мед и пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»; «Стали они жить – поживать и добра наживать» или «Устроили они пир на весь мир»)
3. Кого в русских народных сказках называют кумушкой? (Лису)
4. В какой сказке герой не послушался своей сестры и превратился в животное? Какое? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», Иванушка превратился в козленка)
5. Какая сказочная героиня является владелицей первого летательного аппарата? (Баба Яга)
6. В какой русской народной сказке есть слова: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красавица?» («Морозко»)
Ой, какие вы молодцы! Баба Яга очень довольна вашими ответами, и мы отправляемся дальше.
(Звучит музыка)
Что мы видим? Стоит в лесу теремок, он не низок ни высок. Спросим: «Кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт?» Ой, да тут нас никто не встречает. А рядом с теремком стоит лукошко. Интересно, что в нём? Герои сказок оставили в лукошке телеграммы. Давайте прочитаем, кто оставил телеграммы.
(Дети зачитывают текст телеграммы, угадывают, кто её оставил)
Телеграмма
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Скоро буду у вас. (Колобок)
Телеграмма
Спасите, нас съел серый волк. (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)
Телеграмма
Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам. (Лиса из сказки «Заюшкина избушка»)
Молодцы, ребята! Всех узнали. А в лукошке ещё находятся сказочные предметы. По предметам угадайте, какие ещё герои побывали в теремке? И из какой они сказки?
Игра «Волшебное лукошко»
В лукошке: скалочка, золотое яйцо, большая деревянная ложка и 2 поменьше, перышко (Финиста), стрела.
(Дети выбирают сказочные предметы и объясняют, в какой сказке они встречаются и какие герои побывали в теремке.)
Сказки: «Лисичка со скалочкой» – скалочка;
«Курочка Ряба» – золотое яйцо;
«Три медведя» – большая деревянная ложка и 2 поменьше;
«Финист-ясный сокол» – перышко;
«Царевна-лягушка» – стрела Ивана-царевича.
Молодцы! И снова мы продолжаем путешествие.
(Звучит музыка)
Посмотрите, перед нами изба. Кто живёт в ней? (Ответ детей)
А встречает нас Колобок, румяный бок. Из какой сказки этот герой? (Ответ детей)
Колобок предлагает вам стать героями его сказки.
(Инсценировка сказки «Колобок», фрагмент презентации. Рисунок 3)
Вам понравилась сказка в исполнении ребят? (Ответ детей)
Колобку тоже понравилась. Но он нас пока не отпускает. Колобок составил кроссворд и предлагает нам разгадать его.
Кроссворд по русским народным сказкам
Закончить предложения, записав пропущенные слова в пустые клетки кроссворда.
1. Гуси – … (лебеди)
2. Василиса – … (Прекрасная)
3. Коза – … (Дереза)
4. Кот, Петух и … (Лиса)
5. Сестрица Алёнушка и братец – … (Иванушка)
(Проверка кроссворда)
Молодцы, ребята. Теперь мы можем попрощаться и отправиться дальше.
(Музыка)
Мы вышли с вами на полянку. И мышка говорит, что наше путешествие подходит к концу. Попрощаемся с мышкой, снова возьмёмся за руки и на мгновение закроем глаза.
IV. Подведение итогов классного часа
Вот и закончилось наше путешествие в мире Чудес и Волшебства. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь. Но зато теперь вы сможете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник русских народных сказок, и в путь!
Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам? (Ответ детей)
А, что вам больше понравилось? (Ответ детей)
А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей)
Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.
Прощаясь с вами, хочу сказать, что вы замечательные и очень талантливые ребята. Я вас всех люблю. До свидания. И до новых встреч.
Обобщение по теме «Русские народные сказки»
2 класс по программе «Школа России»
Оборудование и материалы:
-
иллюстрации к сказкам: «Лиса и тетерев», «Терем – теремок», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван – царевич и серый волк», «Каша из топора»;
-
художественное оформление спектакля «Петрушка и немец» (программка, декорации);
-
выставка книг с русскими народными сказками;
-
кроссворд «Знаешь ли ты сказки?»
Задачи обучения:
-
обобщить полученные знания, применить их на практике;
-
формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;
-
учить детей овладевать навыками ораторского искусства.
Развивающие задачи:
-
учить детей получать удовольствие от процесса творчества;
-
развивать у детей желание больше узнавать по предмету.
Воспитательные задачи:
-
формировать у учащихся навыки коммуникативного характера.
Ход урока:
-
Беседа:
-
Любите ли вы сказки?
-
Сегодня мы с вами попробуем обобщить все, что вы знаете о сказках. Что мы называем сказкой? (Это устный рассказ о вымышленных событиях, выдумка о том, чего не бывает.)
-
Когда появились сказки? (Много веков назад, когда люди не умели читать и писать. Впервые сказки были записаны в XVI веке, а собирать и изучать начали их в XIX веке.)
-
Какова главная тема сказок? (Борьба добра со злом.)
-
А кто много веков назад сочинял сказки? (Простой народ.)
-
Какие виды сказок вы знаете? (Сказки о животных, бытовые, волшебные.)
-
О каких животных сочинял сказки русский народ? (О тех, которые жили рядом: о лисе, волке, медведе, коте, зайце.)
-
Как животные ведут себя в сказках? (Они разговаривают, как люди. Их повадки напоминают людские привычки, черты характера.)
-
Посмотрите на иллюстрации. Какие сказки о животных вы узнали? («Лиса и тетерев», «Терем — теремок».) Какие еще мы читали? («Лиса и журавль», «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики».)
-
Какие сказки можно назвать волшебными? (В которых есть чудеса (топор сам рубит лес, печка разговаривает…), волшебные предметы (скатерть – самобранка, ковер – самолет, сапоги – скороходы…). В волшебных сказках есть традиционный зачин: жили – были, в некотором царстве, в некотором государстве; концовка: жить – поживать да добра наживать, жили они долго и счастливо; троекратные повторы: три дочери, просил три раза напиться, три брата, богатырь три ночи бьется…).
-
Какие волшебные сказки вы узнали на иллюстрациях? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван – царевич и серый волк».)
-
Какие еще волшебные сказки мы читали? («Мальчик с пальчик», «Хаврошечка», «Пёрышко Финиста…», «Кощей Бессмертный», «Гуси – лебеди».)
-
Иллюстрация. Кто узнал эту сказку? («Каша из топора») Какая она? (бытовая).
-
Какие сказки мы называем бытовыми? (В них описывают жизнь простых людей: бедного мужика, ловкого солдата. В них нет чудес, все обыкновенно, все происходит в повседневной жизни. Зато в них есть противопоставление: слабого и сильного, бедного и богатого.)
II. Кукольный спектакль «Петрушка и немец» (бытовая сказка).
Словарь:
1) Залихватский – удалой, бесшабашный;
2) Буланый — светло-желтый.
III. Знакомство с докучными сказками.
(читают дети)
«Сказка про белого бычка»
Рассказывает ученик | Дети |
— А рассказать ли вам сказку про белого бычка? | — Расскажи. |
— Вы расскажете, я расскажу; да рассказать вам сказку про белого бычка? | — Да расскажи же. |
— Вы расскажете, я расскажу, да что у нас будет, да до каких пор это будет! Рассказать ли Вам сказку про белого бычка? | — Надоел уже со своей сказкой. — Да помолчи. — Иди садись на место. |
К какому виду мы отнесем эту сказку? Это докучная сказка.
Словарь:
Докучать – надоедать, наводить скуку (постоянными просьбами, замечаниями).
Слушатели докучали сказочнику, сказочник – слушателям.
IV. Чтение сказок.
Как называются сказки, которые начинаются такими словами:
-
Жили – были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. Старик поднял комочек и говорит. («Девочка Снегурочка»).
-
Гуляли по чистому полю, по густому лесу два Мороза, два родных брата. Говорит один Мороз другому:
— Братец Мороз – Синий нос, как бы нам позабавиться, людей поморозить?
Отвечает другой:
— Отчего не позабавиться? Давай-ка, братец Мороз – Красный нос, на проезжую дорогу побежим, авось и встретим кого. («Два Мороза»).
-
Жили – были петушок и курочка. Петушок все торопился, все торопился, а курочка знай приговаривала:
— Петя, не торопись! Петя, не торопись!
(«Петушок и бобовое зернышко»).
-
Жили – были бабушка – старушка, внучка – хохотушка, курочка – клохтушка и мышка – норушка. Каждый день они ходили за водой. У бабушки были большие ведра, у внучки – поменьше, у курочки – с огурчик, у мышки – с наперсток. («У страха глаза велики»).
-
Жили – были мужик да баба. У них была дочка да маленький сынок.
–Доченька, – говорила мать, – мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек. («Гуси – лебеди»).
-
Жили старик со старухою. Раз рубила старуха капусту и нечаянно отрубила себе палец. Завернула его в тряпицу и положила на лавку. Вдруг услышала кто – то на лавке плачет. («Мальчик с пальчик»).
V. Физминутка.
Дударь, дударь, дударище. Старый, старый, старичище. Его под колоду, Его под гнилую, Его под сырую. Дударь, дударь, что болит? | Дети ходят по кругу взявшись за руки. На вопрос отвечают: — Ухо! Все берутся за ухо соседа продолжают ходить по кругу, произнося вновь эти слова. (Повторяется со словами: нос, коленка, плечо). |
VI. Кроссворд «Знаешь ли ты сказки?»
(Работа в группах)
1. Курочка -…………
2. Баба — …………….
3. Жар — …………….
4. Иванушка — ………
5. Царевна — ……….
6. Гуси — ……………
7. Ковёр — ………….
8. Скатерть — ………
9. Сапоги — …………
10. Сивка — …………
1Р
2Я
4Д
8С
7С
9С
6Л
3П
5Л
10Б
А
Б
А
Г
А
Р
У
Ш
К
У
Р
А
К
О
Ч
А
К
Н
А
Р
Б
О
М
Р
К
Т
Ё
Л
О
М
О
Д
Х
О
Т
И
Ц
Ы
Е
Б
ЕЛ
И
Я
Г
VII. Итог.
-
Для чего нам нужны сказки? Чему они учат? (Сказки учат нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов, быть честными, смелыми, дружными.)
-
Какие спектакли по русским народным сказкам поставлены в наших театрах? (Спектакли: «Сказка за сказкой», «Маша и медведь»; спектакли в кукольном театре: «Колобок», «Курочка – ряба», «Репка».)
-
Какие еще есть сказки кроме народных? (Литературные, авторские, т.е. сочиненные писателями.)
В конце урока раздаю детям яблоки и спрашиваю:
— В каких народных сказках вы встречали эти фрукты? («Иван-царевич и серый волк», «Крошечка Хаврошечка», «Гуси – лебеди».)
Награждение.
Блиц – турнир
-
Чем угощала лиса журавля?
-
Чем подавился петушок?
-
Что придумал тетерев, чтобы избавиться от хитрой лисы?
-
В каком порядке появлялись герои в сказке «Терем – теремок»? (муха, комар, мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк, медведь).
-
Кто ловит хвостом рыбу в проруби?
-
Что обещали купить родители дочке в сказке «Гуси – лебеди»?
-
Кто спас Снегурочку в сказке «Девочка – Снегурочка»?
-
Что удалось сварить солдату из топора?
Резерв
Из какой сказки эти предметы?
-
Игла («Кощей Бессмертный»);
-
Стрела («Царевна – лягушка»);
-
Пёрышко («Пёрышко Финиста – ясна сокола»);
-
Печка («По – щучьему велению»);
-
Кувшин с узким горлышком («Лиса и журавль»).
6
Краткое содержание книги
Читается за 35 минут, оригинал — 4 мин
Морозко
У мачехи живут родная дочка и падчерица. Старуха решает согнать падчерицу со двора и приказывает своему мужу везти девушку «во чисто поле на трескун-мороз». Тот повинуется.
В чистом поле Мороз Красный нос приветствует девушку. Она ласково отвечает. Морозу становится жалко падчерицу, и он не замораживает ее, а дарит платье, шубу, сундук приданого.
Мачеха уже справляет поминки по падчерице и велит старику съездить в поле, привезти тело девушки, чтобы похоронить. Старик возвращается и привозит свою дочь — живую, нарядную, с приданым! Мачеха приказывает, чтобы ее родную дочь отвезли на то же самое место. Мороз Красный нос приходит посмотреть на гостью. Не дождавшись от девушки «хороших речей», он убивает ее. Старуха ожидает возвращения дочери с богатством, но вместо этого старик привозит лишь холодное тело.
Гуси-лебеди
Родители уходят на работу, велев дочке не ходить со двора и беречь младшего братца. Но девочка сажает братца под окошком, а сама бежит на улицу. Гуси-лебеди тем временем уносят братца на крылышках. Сестра бежит догонять гусей-лебедей. По дороге она встречает печку, яблоню, молочную речку — кисельные берега. У них девочка спрашивает о братце, но печка просит ее отведать пирожка, яблоня — яблочка, речка — киселька с молоком. Привередливая девочка не соглашается. Она встречает ёжика, который указывает ей дорогу. Приходит к избушке на курьих ножках, заглядывает туда — а там Баба Яга и братец. Девочка уносит братца, а гуси-лебеди летят за нею в погоню.
Девочка просит речку спрятать ее и соглашается поесть киселька. Потом ее прячет яблонька, причём приходится девочке поесть лесного яблочка, затем она прячется в печке и ест ржаной пирожок. Гуси не видят ее и улетают ни с чем.
Девочка с братцем прибегают домой, а тут как раз отец с матерью приходят.
Иван Быкович
У царя и царицы нет детей. Им снится, что царица забеременеет, если съест златопёрого ерша. Ерша ловят, жарят, посуду за царицей подлизывает кухарка, помои выпивает корова. У царицы рождается Иван-царевич, у кухарки — Иван, кухаркин сын, а у коровы Иван Быкович. Все три молодца на одно лицо.
Иваны пробуют силу, кому из них быть большим братом. Иван Быкович оказывается сильнее всех… Молодцы находят в саду большой камень, под ним подвал, а там стоят три богатырских коня. Царь разрешает Иванам поехать в чужие земли.
Добрые молодцы приезжают к избушке Бабы Яги. Она говорит, что на реке Смородине, на Калиновом мосту, живут чуда-юда, которые все ближние царства разорили.
Молодцы приезжают к реке Смородине, останавливаются в пустой избушке и решают по очереди ходить на дозор. Иван-царевич на дозоре засыпает. Иван Быкович, не надеясь на него, приходит на Калиновый мост, сражается с шестиглавым чудом-юдом, убивает его и кладёт шесть голов на мост. Затем идёт на дозор Иван, кухаркин сын, тоже засыпает, а Иван Быкович побеждает девятиглавое чудо-юдо. Потом Иван Быкович ведёт братьев под мост, стыдит их и показывает им головы чудовищ. На следующую ночь Иван Быкович готовится к бою с двенадцатиголовым чудомюдом. Он просит братьев не спать и смотреть: с полотенца в миску будет течь кровь. Перельёт через край — нужно спешить на помощь.
Иван Быкович бьётся с чудом-юдом, братья засыпают. Тяжело приходится Ивану Быковичу. Бросает он в избушку свои рукавицы — пробивает крышу, выбивает стекла, а братья все спят. Наконец, он бросает шляпу, которая разрушает избушку. Братья просыпаются, а миска уже переполнена кровью. Они спускают с цепей богатырского коня, сами бегут помогать. Но пока они поспевают, Иван Быкович уже справляется с чудом-юдом.
После того чудо-юдовы жены и тёща замышляют отомстить Ивану Быковичу. Жены хотят обернуться смертоносными яблоней, колодцем, златой кроваткою и очутиться на пути у добрых молодцев. Но Иван Быкович узнает об их планах и рубит встреченные яблоню, колодец, кроватку. Тогда чудо-юдова тёща, старая ведьма, наряжается нищенкой и просит милостыню у молодцев. Иван Быкович собирается подать ей, а она берет богатыря за руку, и оба оказываются в подземелье у ее старого мужа.
Ведьминому мужу железными вилами поднимают ресницы. Старик приказывает Ивану Быковичу привезти царицу — золотые кудри. Ведьма с горя топится. Старик учит богатыря отворить волшебный дуб и вывести оттуда корабль. А Иван Быкович выводит из дуба множество кораблей и лодок. Несколько старичков просятся к Ивану Быковичу в попутчики. Один — Объедайло, другой — Опивайло, третий умеет в бане париться, четвёртый — звездочёт, пятый ершом плавает. Все вместе едут к царице — золотые кудри. Там, в ее небывалом царстве, старички помогают съесть и выпить все угощение, остудить раскалённую баню.
Царица уезжает с Иваном Быковичем, но по дороге превращается в звезду и улетает на небо. Звездочёт возвращает ее на место. Потом царица оборачивается щукою, но старичок, который умеет ершом плавать, колет ее под бока, и она возвращается на корабль. Старички прощаются с Иваном Быковичем, а он вместе с царицей едет к чудо-юдову отцу. Иван Быкович предлагает испытание: на царице женится тот, кто пройдёт по жёрдочке через яму глубокую. Иван Быкович проходит, а чудо-юдов отец летит в яму.
Иван Быкович возвращается домой, к братьям, женится на царице — золотые кудри и задаёт свадебный пир.
Семь Симеонов
У старичка рождаются в один день семь сыновей, их всех называют Симеонами. Когда Симеоны остаются сиротками, они выполняют всю работу в поле. Царь, проезжая мимо, видит работающих в поле малых детей, подзывает их к себе и расспрашивает. Один из них говорит, что хочет быть кузнецом и сковать огромный столб, другой — смотреть с этого столба, третий быть корабельным плотником, четвёртый — кормчим, пятый — прятать корабль на дно моря, шестой — доставать его оттуда, а седьмой — быть вором. Желание последнего царю не нравится. Симеонов отдают в науку. Через время царь решает посмотреть на их умения.
Кузнец сковал огромный столб, брат залез на него и увидел в дальней стране Елену Прекрасную. Другие братья продемонстрировали своё корабельное искусство. А седьмого — Симеона-вора — царь хочет повесить, но он берётся украсть для него Елену Прекрасную. Все семь братьев едут за царевной. Вор наряжается купцом, дарит царевне кошку, которых в той земле не водится, показывает ей дорогие ткани и уборы и обещает показать необыкновенный камень, если Елена придёт на корабль.
Только вступила Елена на корабль, как пятый брат спрятал корабль на дно моря… А шестой, когда опасность погони миновала, вывел его наружу и привёл к родимому берегу. Царь щедро наградил Симеонов, женился на Елене Прекрасной и задал пир.
Марья Моревна
У Ивана-царевича три сестры: Марья-царевна, Ольга-царевна и Анна-царевна. Когда родители у них умирают, брат выдаёт сестёр замуж: Марью за сокола, Ольгу за орла, а Анну за ворона.
Иван-царевич едет навестить сестёр и встречает в поле огромную рать, кем-то разбитую. Один из оставшихся в живых объясняет: это войско разбито Марьей Моревной, прекрасной королевной. Иван-царевич едет дальше, встречает Марью Моревну, гостит у неё в шатрах. Затем женится на королевне, и они едут в ее государство.
Марья Моревна, отправляясь на войну, запрещает мужу заглядывать в один из чуланов. Но он, ослушавшись, смотрит — а там прикован Кощей Бессмертный. Иван-царевич даёт Кощею пить. Тот, набравшись сил, разбивает цепи, улетает и по дороге уносит Марью Моревну. Муж едет искать ее.
По дороге Иван-царевич встречает дворцы сокола, орла и ворона. Он гостит у зятьёв, оставляет им на память серебряную ложку, вилку, нож. Добравшись до Марьи Моревны, Иван-царевич два раза пытается увезти жену домой, но оба раза Кощей на быстром коне догоняет их и отбирает Марью Моревну. На третий раз он убивает Ивана-царевича и тело его разрубает на куски.
У зятьёв Ивана-царевича чернеет подаренное серебро. Сокол, орёл и ворон находят разрубленное тело, вспрыскивают его мёртвой и живой водой. Царевич оживает.
Кощей Бессмертный рассказывает Марье Моревне о том, что своего коня он взял у Бабы Яги, что за огненной рекой. Королевна крадёт у Кощея и передаёт мужу волшебный платок, с помощью которого можно переправиться через огненную реку.
Иван-царевич идёт к Бабе Яге. По дороге он, хоть и голоден, из жалости не ест птенчика, львёнка и даже пчелиного мёда, чтобы не обидеть пчёл. Царевич нанимается к Бабе Яге пасти ее кобылиц Уследить за ними невозможно, но птицы, львы и пчелы помогают царевичу.
Иван-царевич крадёт у Бабы Яги паршивого жеребёнка (на самом деле это богатырский конь). Баба Яга пускается в погоню, но тонет в огненной реке.
На своём богатырском коне Иван-царевич и увозит Марью Моревну. Кощей догоняет их. Царевич вступает с ним в бой и убивает его.
Иван-царевич с Марьей Моревной заезжают в гости к ворону, орлу и соколу, а потом отправляются в своё царство.
Емеля-дурак
Были у мужика три сына; два умных, а третий, Емеля, — дурак. Отец умирает, оставляя каждому по «сто рублев». Старшие братья едут торговать, оставив Емелю дома с невестками и пообещав купить ему красные сапоги, шубу и кафтан.
Зимою, в сильный мороз, невестки посылают Емелю за водой. Он с большой неохотою идёт к проруби, наполняет ведро… И ловит в проруби щуку. Щука обещает сделать так, что любое Емелино желание исполнится, если он отпустит ее. Она открывает парню волшебные слова: «По щучьему велению, по моему хотению». Емеля отпускает щуку. Его первое желание с помощью чудесных слов исполняется: ведра с водой идут домой сами.
Немного времени спустя невестки заставляют Емелю идти во двор, нарубить дров. Емеля приказывает топору рубить дрова, а дровам идти в избу и ложиться в печь. Невестки в изумлении.
Они посылают Емелю в лес за дровами. Лошадей он не запрягает, сани сами едут со двора Проезжая через город, Емеля давит множество народу. В лесу топор рубит дрова и дубинку для Емели.
На обратном пути в городе Емелю пытаются поймать и намять ему бока. А Емеля приказывает своей дубинке избить всех обидчиков и благополучно возвращается домой.
Король, услышав обо всем этом, посылает к Емеле своего офицера. Тот хочет везти дурака к королю. Емеля не согласен, и офицер даёт ему пощёчину. Тогда Емелина дубинка бьёт и офицера, и его солдат. Офицер докладывает обо всем этом королю. Король посылает к Емеле умного человека. Тот сперва говорит с его невестками и узнает, что дурак любит ласковое обращение. Суля Емеле лакомства и обновы, он уговаривает его явиться к королю. Тогда дурак велит своей печи самой ехать в город.
В королевском дворце Емеля видит принцессу и загадывает желание: пусть она в него влюбится.
Емеля уезжает от короля, а королевна просит отца, чтобы он выдал ее замуж за Емелю. Король приказывает офицеру доставить Емелю во дворец. Офицер поит Емелю допьяна, а потом связывает, кладёт в кибитку и везёт во дворец Король велит сделать большую бочку, посадить туда свою дочь и дурака, бочку засмолить и пустить в море.
В бочке дурак просыпается. Королевская дочь рассказывает ему о том, что произошло, и просит, чтобы он вызволил себя и ее из бочки. Дурак произносит волшебные слова, и море выкидывает бочку на берег. Она рассыпается.
Емеля и принцесса оказываются на прекрасном острове. По Емелиному хотению возникают огромный дворец и хрустальный мост до королевского дворца. Затем сам Емеля становится умным и красивым.
Емеля приглашает короля к себе в гости. Тот приезжает, пирует с Емелей, но не узнает его. Когда Емеля рассказывает ему все, что случилось, король радуется и соглашается выдать за него замуж принцессу.
Король возвращается домой, а Емеля с принцессой живут в своём дворце.
Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке
У царя Выслала Андроновича три сына: Дмитрий, Василий и Иван. Каждую ночь в царский сад прилетает жар-птица и клюёт золотые яблочки на любимой яблоне царя. Царь Выслав обещает наследником царства сделать того из сыновей, кто изловит жар-птицу. Сначала идёт в сад караулить ее Дмитрий-царевич, но засыпает на посту. То же случается и с Василием-царевичем. А Иван-царевич подстерегает жар-птицу, хватает, но она вырывается, оставив у него в руках одно только перо.
Царь приказывает своим детям найти и привезти ему жар-птицу. Старшие братья едут отдельно от младшего. Иван-царевич приезжает к столбу, на котором написано: тот, кто поедет прямо, будет голоден и холоден, направо — будет жив, но потеряет коня, налево — потеряет жизнь, а конь будет жив. Царевич едет направо. Он встречает серого волка, который убивает его коня, но соглашается послужить Ивану-царевичу и везёт его к царю Долмату, у которого в саду висит клетка с жар-птицей. Волк советует птицу взять, а клетку не трогать. Но царевич берет клетку, поднимается стук и гром, сторожа ловят его и ведут к царю. Царь Долмат согласен простить царевича и дать ему жар-птицу, если тот приведёт ему златогривого коня. Тогда волк везёт Ивана-царевича к царю Афрону — у него в конюшне стоит златогривый конь. Волк убеждает не трогать уздечки, но царевич не слушается его. Снова Иван-царевича ловят, и царь обещает ему отдать коня, если царевич привезёт взамен Елену Прекрасную. Тогда волк похищает Елену Прекрасную, мчит ее и Ивана-царевича к царю Афрону. Но царевичу жалко отдавать королевну Афрону. Волк принимает облик Елены, и царь Афрон с радостью отдаёт царевичу коня за мнимую королевну.
А волк убегает от царя Афрона и нагоняет Ивана-царевича.
После этого он принимает вид златогривого коня, и царевич отводит его к царю Долмату. Тот в свою очередь отдаёт жар-птицу царевичу. А волк вновь принимает свой облик и прибегает к Ивану-царевичу. Волк везёт Ивана-царевича до того места, где разорвал его коня, и прощается с ним. Царевич с королевной едут дальше. Они останавливаются на отдых и засыпают. Дмитрий-царевич и Василий-царевич застают их спящими, убивают своего брата, забирают коня и жар-птицу. Королевне под страхом смерти приказывают обо всем молчать и везут ее с собой. Дмитрий-царевич собирается на ней жениться.
А серый волк находит разрубленное тело Ивана-царевича. Он дожидается появления воронов и хватает воронёнка. Отец-ворон обещает принести мёртвой и живой воды, если волк не тронет его детища. Ворон выполняет своё обещание, волк спрыскивает тело мёртвою, а потом живою водою. Царевич оживает, и волк везёт его в царство царя Выслава. Иван-царевич является на свадьбу своего брата с Еленой Прекрасной. При виде его Елена Прекрасная решается рассказать всю правду. И тогда царь сажает старших сыновей в темницу, а Иван-царевич женится на Елене Прекрасной.
Сивка-бурка
Старик, умирая, просит трёх своих сыновей, чтобы они поочерёдно провели по одной ночи у него на могиле. Старший брат не хочет ночевать на могиле, а просит младшего, Ивана-дурака, чтобы он переночевал вместо него. Иван соглашается. В полночь из могилы выходит отец Он вызывает богатырского коня сивку-бурку и велит ему, чтобы он служил сыну. Средний брат поступает так же, как и старший. Опять на могиле ночует Иван, и в полночь происходит то же. На третью ночь, когда приходит очередь самого Ивана, все повторяется.
Царь бросает клич: кто сорвёт портрет царевны, на ширинке (то есть на полотенце) нарисованный, с высокого дому, за того царевна замуж пойдёт. Старший и средний братья едут смотреть, как будут портрет срывать. Дурак просится с ними, братья дают ему трёхногую кобылёнку, а сами уезжают. Иван же зовёт сивку-бурку, в одно ухо коня залезает, в другое вылезает и становится молодцом. Он едет за портретом.
Конь скачет высоко, но не достаёт портрета всего на три бревна. Братья видят это. Вернувшись домой, они рассказывают жёнам об удалом молодце, но не знают, что это их брат. На другой день происходит то же — Иван опять чуть-чуть не достаёт. В третий раз он срывает портрет.
Царь созывает на пир людей всех сословий. Иван-дурак тоже приходит и садится за печкой. Царевна потчует гостей и смотрит: кто утрётся ширинкой с портретом? Но она не видит Ивана Пир идёт и на другой день, но царевна опять не находит суженого. На третий раз она обнаруживает за печкой Ивана-дурака с портретом и с радостью ведёт к своему отцу. Братья Ивана изумлены.
Играют свадьбу. Иван, приодевшись да почистившись, становится молодцом: «не Иван-дурак, а Иван — царский зять».
Волшебное кольцо
Живёт старик охотник со своей старухой и сыном Мартынкой. Умирая, оставляет он жене и сыну двести рублей. Мартын берет сто рублей и едет в город закупить хлеба. Но вместо этого выкупает у мясников собаку Журку, которую они хотят убить. На это уходит вся сотня. Старуха ругается, но — делать нечего — даёт сыну ещё сто рублей. Теперь Мартынка выкупает у злого мальчишки кота Ваську за ту же цену.
Мать выгоняет Мартына из дому, и он нанимается в батраки к попу. Через три года поп предлагает ему на выбор мешок с серебром и мешок с песком. Мартынка выбирает песок, берет его и идёт искать другое место. Он приходит на лесную поляну, на которой горит огонь, а в огне — девица. Мартын засыпает огонь песком. Девица оборачивается змеёй и ведёт Мартына в подземельное царство к своему отцу, чтобы отблагодарить. Царь подзе-мельной стороны даёт Мартынке волшебное кольцо.
Взяв кольцо и немного денег, Мартынка возвращается к матери. Он уговаривает мать, чтобы она посватала за него прекрасную королевну. Мать так и делает, но король в ответ на это сватовство даёт Мартынке задачу: пусть он построит дворец, хрустальный мост и пятиглавый собор за одни сутки. Сделает это — пусть женится на королевне, не сделает — будет казнён.
Мартынка перебрасывает кольцо с руки на руку, являются двенадцать молодцев и выполняют королевский приказ. Приходится королю выдать дочь за Мартына. Но королевна не любит своего мужа. Она похищает у него волшебное кольцо и с его помощью уносится за тридевять земель, в мышье государство. Мартынку она оставляет в бедности, в прежней избушке. Узнав об исчезновении дочери, король приказывает заточить Мартынку в каменный столб и морит его голодом.
Кот Васька и собака Журка прибегают к столбу, заглядывают в окошко. Они обещают помочь хозяину. Кот и собака бросаются под ноги уличным торговцам, а потом приносят Мартынке калачи, булки да бутылки кислых щей.
Васька и Журка идут в мышье государство — добывать волшебное кольцо. Они переплывают море — кот на спине у собаки. В мышьем царстве начинает Васька душить мышей, пока мышиный царь не просит пощады. Васька и Журка требуют волшебное кольцо. Один мышонок вызывается добыть его. Он пробирается в спальню к королевне, а она, даже когда спит, держит кольцо во рту. Мышонок щекочет ей хвостиком в носу, она чихает и теряет кольцо. И тогда мышонок приносит кольцо Журке и Ваське.
Идут собака и кот обратно. Васька держит кольцо в зубах. Когда они переправляются через море, Ваську в голову долбит ворон, и кот роняет кольцо в воду. Добравшись до берега, Васька и Журка начинают ловить раков. Царь-рак просит пощады, раки выталкивают на берег рыбу-белужину, проглотившую кольцо.
Васька первым хватает кольцо и убегает от Журки, чтобы всю заслугу присвоить себе. Собака догоняет его, но кот залезает на дерево. Журка караулит Ваську три дня, но потом они мирятся.
Кот и собака прибегают к каменному столбу и отдают кольцо хозяину. Мартынка возвращает себе дворец, хрустальный мост и собор. Возвращает и неверную жену. Король приказывает ее казнить. «А Мартынка и теперь живёт, хлеб жуёт».
Рога
Старик отдаёт своего сына, которого зовут Мартышка, в солдаты. Ученье Мартышке не даётся, и его дерут розгами. И вот Мартышке снится, что если он сбежит в иное королевство, то найдёт там однозолотные карты, которыми всякого обыграешь, и кошелёк, из которого деньги не убывают, хоть гору золота высыпь.
Сон сбывается. С картами и кошельком в кармане Мартышка приходит в трактир и затевает драку с маркитантом. Прибегают генералы — они возмущены поведением Мартышки. Правда, увидев его богатство, генералы меняют своё мнение. Они играют с Мартышкой в карты, он обыгрывает их, но весь свой выигрыш отдаёт им обратно. Генералы рассказывают своему королю о Мартышке. Король приезжает к Мартышке и тоже играет с ним в карты. Мартышка, выиграв, и королю отдаёт свой выигрыш обратно.
Король делает Мартышку главным министром и строит для него трёхэтажный дом. Мартышка в отсутствие короля три года правит королевством и делает много добра для простых солдат и нищей братии.
Дочь короля Настасья зовёт Мартышку в гости. Они играют в карты, а потом за трапезой Настасья-королевна подносит ему рюмку «усыпающего зелья». Затем отбирает у спящего Мартышки карты и кошелёк и велит бросить его в навозную яму. Проснувшись, Мартышка выбирается из ямы, надевает своё старое солдатское платье и уходит из королевства. По дороге он встречает яблоню, ест яблоко, и у него вырастают рога. Берет яблоко с другого дерева, и рога отпадают. Тогда Мартышка набирает яблок обоих сортов и возвращается в королевство.
Мартышка даёт доброе яблочко старушке лавочнице, и она становится молодая и толстая. В благодарность лавочница даёт Мартышке платье маркитанта. Он идёт продавать яблоки, даёт яблочко Настасьиной служанке, и она тоже становится красивой, толстой. Увидев это, королевна тоже хочет яблочек. Но ей они не идут на пользу: у Настасьи-королевны вырастают рога. А Мартышка, нарядившись доктором, идёт лечить королевну. Он ведёт ее в баню, стегает медным прутом и заставляет признаться, какой грех совершила. Королевна винится, что обманула министра, отдаёт карты и кошелёк. Тогда Мартышка угощает ее хорошими яблочками: рога у Настасьи отпадают, и она становится красавицей. Король опять делает Мартышку главным министром и отдаёт за него Настасью-королевну.
Безногий и безрукий богатыри
Задумывает царевич жениться, да только знает, что царевна, к которой он сватается, уже многих женихов погубила. Бедный мужик Иван Голый приходит к царевичу и обещает дело устроить.
Царевич с Иваном Голым едут к царевне. Она предлагает жениху испытания: стрелять из богатырского ружья, лука, ездить на богатырском коне. Все это выполняет вместо царевича слуга. Когда Иван Голый пустил стрелу, она попадала в богатыря Марка Бегуна и отбивала ему обе руки.
Царевна соглашается венчаться. После свадьбы она ночью кладёт на мужа руку, и тот начинает задыхаться. Тогда царевна догадывается, что ее обманули, а муж — никакой не богатырь. Она замышляет месть. Царевич с женой едет домой. Когда Иван Голый засыпает, царевна отсекает ему ноги, оставляет Ивана в чистом поле, приказывает царевичу стать на запятки и поворачивает карету назад, в своё царство. Вернувшись, она заставляет мужа пасти свиней.
Ивана Голого находит Марко Бегун. Безногий и безрукий богатыри вместе живут в лесу. Они крадут одну поповну, и она помогает им по хозяйству. К поповне прилетает змей, оттого она чахнет и худеет. Богатыри ловят змея и заставляют его показать озеро, где живая вода. От купания в этой воде у богатырей отрастают руки и ноги. Марко Бегун возвращает поповну отцу и сам остаётся жить у этого священника
Иван Голый отправляется искать царевича и находит его пасущим свиней. Царевич меняется с Иваном одеждой. Он едет на коне, а Иван гонит свиней. Царевна видит из окна, что скот гонят не вовремя, и приказывает выдрать пастуха. Но Иван Голый таскает ее за косы до тех пор, пока она не раскаивается. С этих пор она начинает слушаться мужа. А Иван Голый служит при них.
Морской царь и Василиса Премудрая
Царь путешествует по чужим землям, а тем временем дома у него рождается сын Иван-царевич. Когда царь пьёт воду из озера, морской царь хватает его за бороду и требует отдать то, чего тот «дома не знает». Царь соглашается. Лишь по приезде домой он понимает свою оплошность.
Когда Иван-царевич становится взрослым, царь отводит его к озеру и велит искать будто бы потерянный им перстень. Царевичу встречается старушка, которая объясняет ему, что он отдан морскому царю. Старушка советует Ивану-царевичу дождаться на берегу появления тринадцати голубиц — прекрасных девиц и у последней, тринадцатой, похитить сорочку. Царевич слушается совета. Прилетают голубицы, оборачиваются девицами и купаются. Потом они улетают, остаётся лишь младшая, у которой царевич и крадёт сорочку. Это Василиса Премудрая. Она даёт царевичу колечко и указывает дорогу в морское царство, а сама улетает.
Царевич приходит в морское царство. Царь морской повелевает ему засеять огромную пустошь и вырастить там рожь, а если царевич не сделает этого, то будет казнён.
Иван-царевич рассказывает о своей беде Василисе. Она велит ему ложиться спать, а своим верным слугам приказывает все сделать. Наутро рожь уже высока. Царь даёт Ивану-царевичу новое задание: обмолотить за ночь триста скирдов пшеницы. Ночью Василиса Премудрая приказывает муравьям выбрать зерно из скирдов. Затем царь приказывает царевичу возвести за ночь церковь из чистого воску. Василиса повелевает пчёлам выполнить и это. Тогда царь позволяет Ивану-царевичу жениться на любой из своих дочерей.
Иван-царевич женится на Василисе Премудрой. Через какое-то время он признается жене, что ему хочется на святую Русь. Василиса плюёт в три угла, запирает свой терем и убегает с мужем на Русь. Посланцы от морского царя приходят звать молодых во дворец. Слюнки из трёх углов отвечают им, что ещё рано. В конце концов посланники ломают дверь, а в тереме пусто.
Морской царь снаряжает погоню. Василиса, заслышав погоню, превращается в овечку, а мужа превращает в пастуха Посланники не узнают их и возвращаются обратно. Морской царь посылает новую погоню. Теперь Василиса превращается в церковь, а царевича превращает в попа. Погоня возвращается обратно. Морской царь сам пускается вдогонку. Василиса превращает лошадей в озеро, мужа — в селезня, а сама оборачивается уточкой. Морской царь узнает их, становится орлом, но не может убить селезня и уточку, потому что они ныряют.
Приезжают молодые в царство Ивана-царевича. Царевич хочет доложиться отцу-матери и просит Василису подождать его в лесочке. Василиса предупреждает, что царевич забудет ее. Так оно и происходит.
Василиса нанимается в работницы к просвирне. Она лепит из теста двух голубков, которые летят во дворец к царевичу и бьются в окна. Царевич, увидев их, вспоминает о Василисе, находит ее, приводит к отцу-матери, и все живут вместе.
Пёрышко Финиста — ясна сокола
У старика — три дочери. Собирается отец в город, старшая и средняя дочь просят купить им ткани на платье, а меньшая — пёрышко Финиста — ясна сокола. Возвратившись, отец дарит старшим дочерям обновы, но пёрышка ему найти не удалось. В следующий раз старшие сестры получают по платку, а обещанного младшей пёрышка опять нету. В третий раз старик наконец покупает пёрышко за тысячу рублей.
В комнате у меньшой дочки пёрышко превращается в царевича Финиста Царевич с девицей ведут разговор. Сестры слышат голоса. Потом царевич оборачивается соколом, и девушка выпускает его полетать. Старшие сестры втыкают в раму окна ножи и иглы. Возвратившись, Финист ранит о ножи крылья и улетает, велев девице искать его в тридевятом царстве. Она слышит это сквозь сон.
Девушка запасается тремя парами железных башмаков, тремя чугунными посохами, тремя каменными просвирами и идёт искать Финиста. По дороге она ночует у трёх старушек. Одна дарит ей золотое веретёнце, другая — серебряное блюдо с золотым яичком, третья — золотое пялечко с иголочкой.
Просвиры уже изглоданы, посохи изломаны, башмаки истоптаны. Девица узнает, что Финист в таком-то городе женился на просвирниной дочери, и нанимается к просвирне в работницы. Подарки старушек отдаёт просвирниной дочери в обмен на право пробыть с Финистом три ночи.
Жена подмешивает Финисгу сонного зелья. Он спит и не видит красной девицы, не слышит ее слов. На третью ночь горячая слеза девицы будит Финиста. Царевич и девица убегают от просвирни.
Финист вновь обращается в пёрышко, и девица приходит с ним домой. Она говорит, что была на богомолье. Отец и старшие дочери уезжают к заутрене. Меньшая остаётся дома и, повременив немного, едет в церковь с царевичем Финистом, в золотой карете и драгоценных уборах. В церкви родные не узнают девицы, а она не открывается им. На другой день происходит то же самое. На третий день отец догадывается обо всем, заставляет дочь сознаться, и красная девица выходит замуж за царевича Финиста.
Хитрая наука
У деда и бабы растёт сын. Хочется старику отдать парня в науку, а денег нету. Водит старик сына по городам, да никто без денег учить его не хочет. Однажды встречается им человек, который согласен три года учить парня хитрой науке. Но ставит условие: если старик через три года не узнает своего сына, тот навсегда останется у учителя.
За день до назначенного срока прилетает сын к отцу малой птичкой и рассказывает, что у учителя есть ещё одиннадцать учеников, которых не узнали родители, и они остались у хозяина навсегда.
Сын учит отца, как его можно будет узнать.
Хозяин (а он оказался колдуном) оборачивает своих учеников голубями, жеребцами, добрыми молодцами, но во всех обликах отец узнает сына. Отец и сын уходят домой.
По дороге они встречают барина Сын превращается в собачку и велит отцу продать его барину, но без ошейника. Старик продаёт с ошейником. Сыну все же удаётся убежать от барина и вернуться домой.
Через некоторое время сын превращается в птичку, велит отцу продать его на базаре, но без клетки. Отец так и делает. Учитель-колдун покупает птичку, а она улетает.
Потом сын обращается в жеребца и просит отца продать его без уздечки. Отец снова продаёт колдуну коня, но приходится отдать и уздечку. Колдун приводит коня домой и привязывает. Дочь колдуна из жалости хочет удлинить повод, и конь убегает. Колдун гонится за ним серым волком. Молодец оборачивается ершом, колдун — щукою… Тогда ёрш оборачивается золотым кольцом, его берет купеческая дочь, но колдун требует, чтобы она отдала кольцо. Девушка бросает кольцо, оно рассыпается зёрнами, и колдун в облике петуха клюёт зерно. Одно зёрнышко оборачивается ястребом, который задирает петуха.
Сестрица Аленушка, братец Иванушка
Умирают царь с царицей; их дети Аленушка и Иванушка отправляются странствовать.
Дети видят возле пруда стадо коров. Сестра уговаривает брата не пить из этого пруда, чтобы не стать телёночком. Видят они у воды и табун лошадей, и стадо свиней, и стадо коз. Аленушка всюду предостерегает братца. Но тот в конце концов, ослушавшись сестру, пьёт и становится козлёночком.
Аленушка привязывает его за поясок и ведёт с собою. Они заходят в царский сад. Царь расспрашивает Аленушку, кто она такая. Вскоре он женится на ней.
На Аленушку, ставшую царицей, напускает порчу злая колдунья. Она же сама берётся лечить царицу: велит идти к морю и пить там воду. У моря колдунья топит Аленушку. Козлёночек, видя это, плачет. А колдунья принимает облик царицы Аленушки.
Мнимая царица обижает Иванушку. Она упрашивает царя, чтобы тот приказал зарезать козлёночка. Царь, хотя и с неохотой, соглашается. Козлёночек просит позволения сходить к морю. Там он просит сестру выплыть, но она отвечает из-под воды, что не может. Козлёночек возвращается, но потом просится на море ещё и ещё. Царь, удивясь, тайком идёт за ним. Там он слышит разговор Аленушки и Иванушки. Аленушка пытается выплыть, и царь вытаскивает ее на берег. Козлёночек рассказывает о происшедшем, и царь приказывает казнить колдунью.
Царевна-лягушка
У царя — три сына. Младшего зовут Иван-царевич. Царь велит им пустить стрелы в разные стороны. Каждый из них должен посвататься к той девушке, на чей двор упадёт его стрела. Стрела старшего сына падает на боярский двор, среднего — на купеческий, а стрела Ивана-царевича — в болото, и подхватывает ее лягушка.
Женится старший сын на боярышне, средний — на купеческой дочке, а Ивану-царевичу приходится жениться на лягушке.
Приказывает царь своим невесткам испечь по белому хлебу. Иван-царевич огорчается, но лягушка его утешает. Ночью она превращается в Василису Премудрую и приказывает своим мамкам-нянькам испечь хлеб. Наутро готов славный хлеб. А царь велит невесткам соткать за одну ночь по ковру. Иван-царевич печалится. Но лягушка ночью вновь оборачивается Василисой Премудрой и даёт приказ мамкам-нянькам. Наутро готов чудный ковёр.
Царь приказывает сыновьям явиться к нему на смотр вместе с жёнами. Жена Ивана-царевича является в облике Василисы Премудрой. Она пляшет, и от взмахов ее рук появляется озеро, по воде плывут лебеди. Жены других царевичей пытаются ей подражать, но безуспешно. А тем временем Иван-царевич находит лягушачью кожу, сброшенную женой, и сжигает ее. Узнав об этом, Василиса горюет, оборачивается белой лебедью и улетает в окно, велев царевичу искать ее за тридевять земель у Кощея Бессмертного. Иван-царевич отправляется искать жену и встречает старичка, который объясняет, что Василиса должна была жить три года лягушкой — такое ей было наказание от отца. Старичок даёт царевичу клубочек, который будет вести его за собой.
По дороге Иван-царевич хочет убить медведя, селезня, зайца, но щадит их. Увидев на песке щуку, он бросает ее в море.
Царевич заходит в избушку на курьих ножках к Бабе Яге. Она говорит, что с Кощеем сладить трудно: его смерть в игле, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, а сундук на дубе. Яга указывает место, где находится дуб. Звери, которых Иван-царевич пощадил, помогают ему добыть иглу, и приходится Кощею умереть. А царевич увозит Василису домой.
Несмеяна-царевна
Живёт Несмеяна-царевна в царских палатах и никогда не улыбается, не смеётся. Царь обещает выдать Несмеяну замуж за того, кто сумеет ее развеселить. Все пытаются это сделать, да никому не удаётся.
А на другом конце царства живёт работник. Хозяин его — человек добрый. В конце года ставит он перед работником мешок денег: «Бери сколько хочешь!» А тот берет только одну денежку, да и ту роняет в колодец. Он работает на хозяина ещё год. В конце года происходит то же самое, и опять бедный работник свою денежку в воду роняет. А на третий год берет он монетку, подходит к колодцу и видит: две прежние денежки всплыли. Достаёт он их и решает белый свет поглядеть. Мышка, жучок и сом с большим усом выпрашивают у него по денежке. Остаётся работник опять ни с чем. Приходит он в город, видит в окошке Несмеяну-царевну и у неё на глазах падает в грязь. Сразу являются мышка, жучок и сом: помогают, платье снимают, сапожки чистят. Царевна, глядя на их услуги, смеётся. Царь спрашивает, кто причина смеха. Царевна указывает на работника. И тогда царь выдаёт Несмеяну за работника замуж.
Предыдущая
Следующая
Сказки для 2 класса — список произведений, которые адресованы детям 7-8 лет. Они знакомят ребят с героями народных и авторских сказок. Все они попадают в интересные ситуации. Это требует от них выбора того, как правильно поступить. Изучите эти произведения вместе с детьми, когда они отправятся на летние каникулы после первого класса или в процессе второго года обучения в школе. Эти сказки открывают юным читателям красоту родного слова, продолжают их знакомство с нравственными поступками и показывают, насколько плохо быть злым, ленивым и несправедливым.
-
Каша из топора
«Каша из топора» — народная сказка, которую хоть раз слышал каждый. В ней рассказывается о необычном рецепте блюда и смекалке русского человека. Солдат идёт домой на побывку, остановился на ночь у скупой старушки, которая…
-
Царевна-лягушка
«Царевна-лягушка» — сказка, любимая многими поколениями детей. В ней повествуется о необычном виде сватовства царских сыновей: они выпускают из лука по стреле, чтобы узнать, где им искать себе жену. Одному из них, Ивану…
-
Цветик-семицветик
Цветик-семицветик — сказка, которую Валентин Катаев написал в 1940 году, и она уже многие десятилетия волнует сердца читателей. В ней причудливым образом сплелись реальность и волшебство. Девочка Женя получает от старушки…
-
Сивка-Бурка
«Сивка-Бурка» — сказка, на которой выросло немало детей. В ней рассказывается о необычном происшествии среди обычных дней: кто-то ворует пшеницу на полях. Сторожить поле на ночь уходят по очереди три сына крестьянина. Младшего…
-
Принцесса на горошине
«Принцесса на горошине» — сказка Г. Х. Андерсена, знакомая почти каждой девочке на планете. В сказке говорится о том, как принцесса во время ненастья оказалась в пути, и ей пришлось просить ночлега у королевской семьи. Благородное…
-
Кот в сапогах
Кот в сапогах — произведение Шарля Перро, которое знакомо почти каждому на планете. В сказке идет речь о незавидном наследстве, которое получил один из сыновей мельника. После смерти отец оставил ему кота и немного монет…
-
Сказка о рыбаке и рыбке
«Сказка о рыбаке и рыбке» — произведение в стихах А.С. Пушкина, любимая детьми вот уже в течение двух веков. В ней повествуется о необычайной удаче простого рыбака, которой воспользовалась его жена. Рыбак более 30 лет удит…
-
Бременские музыканты
Бременские музыканты — сказка, записанная братьями Гримм, которой восхищен не один ребенок уже много лет. В ней рассказывается об удивительном путешествии зверей-изгнанников и о том, как они находят себе дом. Состарившийся…
-
Гадкий утёнок
Гадкий утенок — сказка Г. Х. Андерсена, на которой выросло множество детей по всему свету. История повествует о грустном детстве птенца, отвергнутого всем птичьим двором. Приёмыш утки долго терпит нападки, после чего бежит…
-
Серебряное копытце
Серебряное копытце — сказка Павла Бажова, любимая во многих семьях. В ней рассказывается о простой жизни старого охотника, его воспитанницы Даренки и кошки. Вечером старик рассказывал девочке сказки. В один из вечеров он…
-
Крошечка –Хаврошечка
Крошечка-Хаврошечка — русская народная сказка, на которой выросло не одно поколение детей. В ней рассказывается история о сироте Хаврошечке. Её заставляют работать, обижают в доме, где приютили. В её жизни есть одна отрада:…
-
У страха глаза велики
У страха глаза велики — русская народная сказка, любимая многими детьми. В ней повествуется о незатейливых занятиях бабушки и ее подопечных. Втроем им ежедневно приходится идти за водой. В один из таких дней шествие водоносов…
-
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» — русская народная сказка, на которой воспитано не одно поколение детей. В ней рассказывается о рано осиротевших детях. Старшей сестре Алёнушке приходится брать братца на работу в поле…
-
Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо
«Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» — произведение русского фольклора, которое очаровывает детей уже не одну сотню лет. В сказке показан подвиг простого крестьянина Ивана. Он отправился со старшими братьями на битву со…
-
Лягушка-путешественница
«Лягушка-путешественница» — произведение В. Гаршина, которым зачитывается не одно поколение детей. В нём повествуется о необычайном полёте лягушки. Квакушка сама придумала новейший метод странствия «на диких утках»: пара…
-
Лиса и журавль
«Лиса и журавль» — русская народная сказка о животных, любимая многими детьми. В ней повествуется, как подружились лисица и журавль, стали навещать и угощать друг друга. Первым в гости пришёл журавль к лисе, но недаром её…
-
Маленькие человечки
Маленькие человечки — одна из сказок братьев Гримм, которую любят не одно поколение детей. В ней рассказано о честном, но бедном сапожнике. Он настолько обнищал, что мог позволить себе шить на продажу только одну пару сапог…
-
Лиса и тетерев
Лиса и тетерев — сказка русского народа, любимая не одним поколением детей. В ней говорится про то, как лиса пытается обманом выманить тетерева с древесных ветвей, на которых он сидит, на землю. Лисица рассказывает тетереву…
-
Петушок и бобовое зернышко
Петушок и бобовое зернышко — русская народная сказка, знакомая каждому поколению семьи. В ней рассказывается, как поживают петушок с курочкой. Однажды поперхнулся за едой петух, метнулась курица к хозяюшке за выручкой, а…
-
Никита Кожемяка
Никита Кожемяка — русская народная сказка, на примере которой воспитан не один мальчишка. В ней показана жизнь киевлян в древние времена, когда их стал притеснять и похищать змей. Всех унесенных в логово людей гад съедал…