Рассказ о русских народных песнях 4 класс

В конкурсной исследовательской работе народная песня полянская виктория и дагиянова аида рассказывают о фольклоре родного края. авторы записали народные свадебные

В конкурсной исследовательской работе «Народная песня» Полянская Виктория и Дагиянова Аида рассказывают о фольклоре родного края. Авторы записали народные свадебные песни у своих односельчан.

Во Всероссийском конкурсе литературных работ «Искусство слова» в номинации «Хранители памяти» исследовательская работа «Народная песня», созданная учениками МКОУ «Леженская основная общеобразовательная школа» Тимского района Курской области Полянской Викторией (12 лет) и Дагияновой Аидой (14 лет) стала победителем (руководитель Пожидаева Валентина Ивановна, учитель русского языка и литературы).

Народная песня

Как затянет, как зальётся

Песней русскою народ,

И откуда что берётся,

Прямо к сердцу так и льнёт.

«Что за песни»

Наша Россия-матушка поистине богата талантами. В её неисчерпаемой сокровищнице – устном народном поэтическом творчестве – пословицы и поговорки, загадки и скороговорки, былины и потешки, частушки и народные песни…

А Курская земля – та малая частичка России, её глубинка, где бережно хранится первозданная прелесть народного творчества. В её недрах, как лампадка перед иконой, теплится любимый жанр русского фольклора – народная песня.

Бесконечен и разнообразен мир народной песни, бытующей в нашем соловьином крае. Глубокие, даже глубинные корни имеет она. Появившись с незапамятных времен, песня не устаревают и в наши дни. Проникая в самые отдаленные уголки человеческой души, становится она нетленной вечной ценностью. Слушаешь хороводные и бытовые, обрядовые и плясовые народные песни и понимаешь, сколько в них светлого и сильного чувства, тепла и нежности, бережной ласки, преклонения – всего того, что так трудно, да и невозможно передать даже самыми лучшими словами.

Чистота и красота народной песни, глубоко самобытный тип одноголосого и многоголосого пения, отчетливость и строгость ритма, свободная и текучая бытовая речевая интонация, простота и ясность напева – все это делает народную песню задушевной,  близкой и понятной сердцу каждого русского  человека.  В нее вложен такой «жизненный» материал, что слышим мы или подсознательно улавливаем  то радостный возглас, то печальный вздох, то безграничную любовь, то невидимые слезы, искрометный юмор, крик боли, заразительный  смех, рыданье… Каждая песня дарит нам что-то сокровенное, непередаваемое никакими другими средствами. Именно в песне мы слышим интонации русского народа – это голос Родины, голос матери, голос нашего сердца,  нашей души.

Русская народная  песня шла с человеком сквозь годы, помогала справиться с трудностями и печалями. В лучшие минуты звучала в нем песня счастья, распахивая перед человеком  и свет ласкового солнышка, и ширь мая, и синь родного небосвода. В минуты печали  протяжные (тягальные) мелодии словно вытягивали из человека боль утраты или тоску о несбывшемся и делили ее на всех поющих, облегчая сердце, очищая душу. Песенные мелодии давали возможность ощутить красоту первозданной природы, чистоту  и теплоту взаимоотношений, поэтому песня – один из наиболее распространенных поэтических жанров русского фольклора, разнообразный по содержанию.

С разных сторон рисуют песни жизнь народа в прошлом. В них мы находим яркое отражение социальных противоречий крепостной деревни: описание тяжести царской солдатчины, рассказ о трудной доле русской женщины, о горе вдовы-солдатки или сироты. Они знакомят нас со взглядами и бытом старинной крестьянской семьи, с исключительно тяжелым трудом крестьян.

Несмотря на различие в содержании, народные песни тесно связаны друг с другом: в них отражена  та «подлинная история народа», которую, по словам Горького, «нельзя знать, не зная устного народного творчества». А песни наших далеких предков – это своеобразная летопись, хранимая народной памятью, живое свидетельство исторических событий разных эпох.

К сожалению, нам не удалось записать ни одной песни о седой древности, о великих победах наших пращуров, о величии и героизме народа. Видимо, безвозвратно ушли они.  Но и те произведения, которые нам удалось услышать из первых уст, помогают нам ощутить неразрывную связь прошлого с настоящим.

Как неисчерпаемо разнообразие народной песни, так и неисчерпаемы пути ее познания. А изучаем мы народную песню на  краеведческом материале, собранном в течение 30 лет экспедиционным отрядом «Сказитель», работающим при МКОУ «Леженская основная школа», опираясь на исследования известных фольклористов, на высказывания наших песенниц, на слова знатоков и любителей творчества народа.

Песни, собранные нашим экспедиционным отрядом, разнообразны по своему содержанию. Одни пелись на работе,  другие на отдыхе, одни помогали справить свадебные обряды, другие проводить на войну. Это лирические и свадебные песни, семейно-бытовые и  хороводные  песни. Они рисуют жизнь с разных сторон, продолжая курскую фольклорную традицию.

А как же сложилась курская песенная традиция? Долго искали мы ответ на этот вопрос, пока не прочитали в книге «Культура Курского края» под общей редакцией Ю.В. Белянского статью «Современное бытование песенного фольклора в Курской области», где нашли ответ на возникший вопрос. Оказывается, складывалась наша песенная традиция на протяжении многих веков, благодаря мастерству и творческому вдохновению талантливейших песенников. К 17–началу 18 века её формирование в общих чертах, по утверждению Щурова В.М., заканчивается. Первыми её носителями были жители порубежных городов 17 столетия – выходцы из разных мест. В их среде сплавлялись песенные традиции различных областей России. Из богатейшего множества  музыкально-поэтических образов и настроений, выразительных средств и исполнительских приемов отбирались наиболее ценные и жизнеспособные, связанные, вероятно, с моделью музыкально-художественного стереотипа коллективного творчества.

Но основное влияние на формирование местного песенного стиля «оказали, по всей вероятности, потомки бывших древних славян, переместившихся в свое время под натиском татар в центр России». Вернувшись на свою родину, они составили большинство в среде местных колонистов, а их искусство легло в основу народной культуры современной Курской области.

Какие же народные песни бытуют в нашем крае? Какие музыкальные композиции дошли до нас?

Больше всего нам удалось собрать песен, относящихся к свадебному обряду. Видимо, они занимали значительное место в жизни молодых людей русской деревни. В каждой местности существовал свой набор свадебных ритуальных действий, причитаний, приговоров и песен.

Но при всем бесконечном разнообразии свадьбы игрались по одним и тем же законам. Сватовство, сговор, прощание невесты с родительским домом, свадьба в доме невесты, свадьба в доме жениха – вот те последовательные этапы, по которым развивалось свадебное действо.

Разные исполнители и исполнительницы рассказывали нам об отдельных эпизодах свадьбы и приводили примеры песен, которые их сопровождали. Многие песни, уцелевшие в их памяти,  звучали до венчания, хотя, по мнению фольклористов, исследующих курские обрядовые песни, в нашей местности сохранилось больше песен, сопровождавших второй раздел свадьбы (после венца).

Вот один из примеров песни, относящейся к первому (до венца) разделу свадебного обряда:

Свадебная песня

(Исполнялась при обряде благословения невесты родителями.)

Села кукушка, села рябая

В саду на калине.

Села свет-Ольгушка

У отца под святыми.

То не кукушка ветку шатая,

То родный батюшка

Дочь благословляя.

То родна матушка

Голову склоняет,

Чадушко родимое

К венцу провожает.

Песня записана от Соповой Ольги Дмитриевны, 1919 года рождения членами экспедиционного отряда «Сказитель»  в с. Леженьки Тимского района Курской области в 2000 году.

Песни «У утушки, у серенькой», «Из-под зорьки зари» записаны нами в селе Леженьки Тимского района от Шашковой Пелагеи Дмитриевны, 1926 года рождения, уроженки с. Становое. Исполнительница относила их к свадебным, вторую еще именовала «лелёшной».

У утушки  у серенькой…

У утушки да у серенькой

Да короткие ножки.

У Иванушки да у Сергеевича

Да любимые гости.

Ой, вы, гости, ой, вы, гости,

Да не пили, не ели,

Да ничего не видали.

Ой, вы, гости, ой, вы, гости,

Да ничего не видали,

Ни пряничков, ни орешиков,

Ни разных закусок.

На двор едут, на двор едут,

С песней состречают.

Ой, вы, гости, ой, вы, гости,

С хлебом состречают.

С двора едут, с двора едут,

С песней провожают.

Из-под зорьки зари

Из-под зорьки зари,

С подвечерней утрени,

Ой, лё, ой лё-лё,

С подвечерней утрени,

С подвечерней утрени

Шел Ванюша из гостей.

Ой, лё, ой лё-лё,

Шел Ванюша из гостей,

Шел Ванюша из гостей

От радостных радостей,

Ой, лё, ой лё-лё,

От радостных радостей,

От радостных радостей,

От милой дорогой,

Ой, лё, ой лё-лё,

От милой дорогой,

От милой дорогой,

Красной девки — души

Ой, лё, ой лё-лё,

Красной девки — души,

Красной девки — души.

Он идет не спешит

Ой, лё, ой лё-лё,

Он идет не спешит,

Он идет не спешит,

За ним Дунюшка бежит

Ой, лё, ой лё-лё,

За ним Дунюшка бежит,

За ним Дунюшка бежит,

Кричит «Ванюшка, постой!»

Ой, лё, ой лё-лё,

Кричит «Ванюшка, постой!»,

Кричит «Ванюшка, постой,

Неженатый, холостой»,

Ой, лё, ой лё-лё,

Неженатый, холостой!

В припеве этой песни много повторов, в том числе и «ой, ле, ой, лё-лё». Они помогают развиваться во времени звучащей ткани песни, образуя изменчивую и в то же время такую стройную музыкальную форму.

Многие свадебные ритуалы по ходу свадьбы «пересказывались», «комментировались», «опевались в песнях, причитаниях и приговорах». Так рождался фантастический сказочный мир. В этом волшебном мире невеста – всегда лебедь белая, княгиня первображная, жених – сокол ясный, князь молодой, свекровь – змея лютая, дом жениха – чужая сторона, «слезами политая».

Свадебная песня

Чтой-то за дивище:

У ворот разливище

Широко разливается,

Глубоко становится.

А как по том по разливищу

Плавал лебедь со лебедкою,

Плавал белый с молодою…

(не до конца)

К свадебному  обряду относим  мы и песни «Полно тебе, калинушка, при лужочку стояти» и «Бел заюшка», записанные в Горшеченском, а ныне  Мантуровском районе Курской области от замечательного исполнителя из села Репец, Горожанкина Василия Григорьевича, 1903 года рождения, без которого ни одна свадьба на деревне не проходила.

Свадебная песня «Полно тебе, калинушка…»

Полно тебе, калинушка,

У лужочку стояти,

Полно тебе, зеленая,

Во лугах, во болотах.

Ай, тебе калинушке,

Соловьи шикотали (щебетали),

А тебе зеленая,

Все дробные птахи

Да пели тебе, калинушка

Ах, пташки, кукушечки,

Да и (Тай) воробки, чечетки.

По морю да по синему

Плавала утенушка.

Как за нею селезенюшка

Уплынь уплывает

У утушки, у серенькой

Реченушки пытает:

-Ах, утушка, ах, серая,

А ужой моя будешь?

-Селезенюшка, ай, касатушка,

А еще не твоя я.

А еще, еще не твоя я,

А я синего моря,

Широкого раздолья.

Широкого раздолья,

Крутого бережочка.

А я крутого бережочка,

Желтого песочка.

А во городе Белгороде,

Молодой купец ходить.

А он ходить, гуляет,

Шелку закупает

Купил шелку, навил пленку,

Поймал перепелку.

А он думал: перепелочка,

А это ж Мариюшка.

— Ах, Васильюшка, да Григорьевич,

А еще не твоя я,

А я родного батюшки,

А я родного батюшки

Да и родимой матушки.

Песня «Бел заюшка» исполнялась после сговора, когда молодые катались по селу:

Бел заюшка

Ой, да бел заюшка, горностаюшка,

Ой, да куда бежишь, не оглянешься назад,

И не оглянешься, да не воротишься,

Али уж тебе где привадушка есть,

Тай привадушка, камыш-травушка,

Там зеленый луг полон девушек-подруг

Поют песенки во слух, чтоб услышал милый друг

Милый друг,Иванушка,

Разудалая головушка.

Свадебная песня

(поют на второй день после бракосочетания)

Ах, ель моя, ель

Ель зеленая

При пути,

При дорожньке

 Ель стояла

И много-много горя

Она повидала.

А ехали молодцы,

Ель они спилили.

А меня молоду

Они загубили

Еще одна песня, записанная нами в Суджанском районе, относится как к свадебным, так и к сиротским.

Сиротская свадебная песня

Неширокий двор,

Невеликий сбор,

Да не вся родня

Да родинушка.

Нету да родимого,

Родимого батюшки.

Пошлю соловейку

 Во сыру земельку

По родима ботюшку.

А соловей летит,

 Да не долетает.

А родимый батюшка

Да про все знает.

_-Рад бы я, доченька,

 К вам прилететь

И на сиротскую свадьбу

Да поглядеть.

Тяжела земля

Дверь закрыла,

Гробова доска

Грудь сдавила.

(Не до конца.)

Песни записаны от Кузнецовой Марии Васильевны, 1928 года рождения, образование 7 классов в с. Пушкарное Суджанского района Курской области Пожидаевой В.И.

Очень обрадовала нас находка – лирическая песня «Ой, по морю, морю синему…». В ней поется о тяжелом, зависимом положении женщины в крепостной России, со взглядами и бытом в старинной крестьянской семье.

Лирическая песня

Ой, по морю, ой, по морю,

Ой, по морю, морю синему,

По синему, по синему,

Плывет лебедь, плывет лебедь,

Плывет лебедь-лебедушка белая,

Плывет она, плывет она,

Плывет она — не тряхнется,

Плывет она – не ворохнется.

А под ей вода, а под ей вода,

Под ею вода не колыхнется;

Где ни взялся, где ни взялся

Где-то взялся млад – ясен сокол,

Ушиб –убил, ушиб-убил,

Ушиб –  подбил лебедушку белую.

Расшиб перья, расшиб перья,

Расшиб перья по чисту полю.

Он пух пустил, он пух пустил,

Он весь пустил по поднебесью,

Он кровь пустил, ох, да пустил,

Он кровь пустил у сырую землю!

Брала перья, брала перья,

Брала перья те красна девушка,

Себе брала, себе брала,

Себе брала на подушку-то

Милу другу, милу другу

 Милу другу на перинушку-то.

Мимо ехал, мимо ехал,

Ехал мимо молодец удал.

— Бог на помощь,Бог на помощь

Бог на помощь, красна девица,

А она ему, а она ему,

А она ему и не клонится.

Осерчал молодец, осерчал молодец,

Рассерчал, пригрозил замуж взять.

Тут-то девка, тут-то девка,

Тут-то девка догадалася,

На коленочки становилася,

На коленочки становилася,

Становилася, извинялася

Запись произведена  учащимся 8 класса  от Пожидаевой Екатерины Стефановны, 1926 года рождения, образование 5 классов, уроженки и жительницы с. Леженьки.

От нее мы записали и сиротскую песню, в которой рассказывается о тяжелой доле сироты. Она похожа на причитание. Цель этой песни – нарисовать внутренний мир человека, вызвать сочувствие, жалость, заставить слушателя сопереживать.

Как в саду при долине…

Как в саду при долине

Громко пел соловей,

А я, мальчик на чужбине,

Позабыл всех друзей.

Позабыл, позабросил

С молодых юных лет.

Сам остался сиротою-

Счатья-доли мне нет.

И куда я ни поеду,

И куда я ни пойду,

Все родного уголочка

Я себе не найду.

А нашел уголочек

Да и этот не мой:

Здесь все люди чужие,

Да и я им не свой.

У кого есть родные,

Приласкают порой,

А меня все призирают,

И для всех я чужой.

Мне часто приходилось

Под крышей-небом спать,

И мне лишь приходилось

 Хлеб с водой едать.

Вот и холод, и голод

Он меня доконал.

А я вырос сиротою,

Жизнь хорошую не знал.

И умру я, умру,

Похоронят меня.

И никто не узнает,

Где могилка моя.

На могилку мою,

Жаль, никто не придет,

Только ранней весной

Соловей пропоет,

Пропоет и просвищет,

И опять улетит,

Моя бедная могилка

Одинокая стоит.

Со скорбью и печалью поет народ о тяжелой женской доле, о взаимоотношениях невестки и свекрови. Слушаешь такую песню-исповедь, и неизъяснимая, щемящая тоска охватывает душу, и в то же время, словно в противовес ему, появляется и крепнет в тебе удивительное чувство мира. Вот тогда-то и понимаешь, насколько велика таинственная сила и обаяние народного творчества.

***

Моя мать, ох, как зря,

Рано замуж отдала.

Отдала меня туда,

Где великая семья.

А великая семья

Вся вечеряет, сидит,

А меня молоду

Посылают по воду.

Я по водушку-то шла,

Как коровушка гула (плакала, голосила)

А я с водушкою шла

Зарыдалася,

Шитым белым рукавом

Утиралася.

Возле сеничных дверей

 Прислухалася.

Что ж великая семья?

Не ругалася?

А великая семья

Все молчит и молчит,

Только старая карга

Все ворчит да ворчит:

— Ой, сын, ты мой сын,

Ты детина моя,

Что водку не пьешь?

Чего женку не бьешь?

— А за что же ее бить?

Она все может робить:

Испечь, и сварить,

И со мной поговорить.

И брал я ее не в наймочки,

А брал я ее в хозяюшки.

Песня записана от Ткачевой Александры Федоровны, 84 года, образование 5 классов, в с. Банищи Льговского района Курской области.

Бесконечно богата и многогранна песенная культура нашей малой родины. Есть в ней место и для более поздних протяжных, очень длинных  песен с трагическим концом,  которые наши исполнительницы не случайно именуют жестокими романсами.

Жестокий романс про Зоичку

Ой, товарищи, не расходитеся,

Да я сейчас спою — вы удивитеся.

Ой, товарищи, да я сейчас спою,

Как одна Зоичка сгубила жизнь свою.

Жила Зоичка с отцом, с матерью,

Убирала стол белой скатертью.

В избе чисто она убиралася,

Но скоро Зоичка с мамой рассталася.

Похворала мать лишь неделечку

И оставила сироткой девочку.

Над гробом матери горько рыдала дочь,

А отец родной ей же хотел помочь.

Он уговаривал дочку родную:

— Я приведу тебе маму новую, благородную.

Ой, товарищи, да я хочу сказать,

Через неделечку привел другую мать.

Привел другую мать, благородную,

Обижать стала она дочь неродную.

Она над Зоичкой издевалася

И прогнать ее собиралася.

Но скоро Зоичка о том догадалася,

 Покинуть дом она решалася.

Не спалося ей в эту темную ночь,

Но отец родной не знал про родную дочь.

Подошла она к отцовской коичке –

Сердце замерло у бедной Зоички.

С сонным отцом своим поцеловалася,

И в этот трудный час с ним рассталася.

Соловей в саду пел канарейкою –

Пробиралась Зоя темной аллейкою.

Соловей в саду продолжал звучать,

Пробиралась Зоя, где зарыта мать.

Соловей в саду воздал молчание,

Тут раздались её рыдания.

Она просила мать, маму родную:

Ты прими меня, дочку родную.

Отцу в голову такая мысль вошла:

Он не знал, куда его дочь ушла.

Отцу страшное тут представилось

И на могилочку идти заставило.

Лежала Зоичка среди сырых могил,

А в груди у ней острый ножик был.

Лежала Зоичка, глаза закрытые,

А кругом трава кровью залитая.

Ой, товарищи, да я хочу сказать,

Что не нужна детям приводная мать.

Песня записана в селе Леженьки ученицей 8 класса Соповой Галиной от матери, Соповой Валентины Андреевны, 1932 года рождения.

Жестокий романс

Не вечер вечереет

Не вечер вечереет,

Колышется трава.

Не идет, не идет мой милый.

Пойду к нему сама.

Иду, а ветер веет,

Едва на свет гляжу,

А сердце во мне млеет,

Чем ближе подхожу.

Иду уж на крылечко,

И вот я  у двери.

Забилося сердечко

В закрытой во груди.

Все ставеньки прикрыты,

Одна лишь отперта.

Все комнаты закрыты,

Одна не заперта.

Зашла я в эту комнату

 И вижу пред собой:

Мой миленький дружочек

 Ласкается с другой.

И взор мой помутился,

Склонилась голова.

Взглянув в глаза сопернице,

Промолвила едва:

— Подружка, ты, подружка,

Соперница моя,

Зачем же ты отбила

Ты друга у меня?

Прощай теперь, дружочек,

Я больше не твоя.

Люби, моя подружка,

Люби его, как я.

Дружочек, ох, жестокий,

Схватился он за нож.

Марусенька упала,

Прошла по телу дрожь.

Свезли ее в больницу

И клали на кровать.

Все раны первезали,

Велели крепко спать.

— Спасайте, не спасайте,

Мне жизнь недорога:

Любила я мальчонку,

А вышло – подлеца.

А  через два часочка

Пришла родная мать.

Она в слезах, рыдая,

Упала на кровать:

— Маруся, ты Маруся,

Открой свои глаза.

А если не откроешь,

 Помру с тобою я.

Не плачь, не плачь, мамаша,

Меня ты не вернешь,

А если захвораешь,

Быстрей меня помрешь.

И вот уже Марусю

На кладбище несут,

А ее миленочка

На каторгу ведут.

На Маниной могилке

Мать плачет голоском.

— Ох, рано тебя, доченька,

Засыпало песком.

На этой на могилке

 Подружка зарыдала:

— Вставай, вставай, Маруся,

Гармошка заиграла.

Но тихо все, безмолвно,

Лишь веет ветерок.

Да падают листочки

На свежий бугорок.

Весною на могилке

Все розы расцвели,

А Леню-каторжанца

До гроба довели.

Запись произведена от Пожидаевой Екатерины Стефановны, 1926 года рождения, образование 5 классов,  учеником 9 класса  Пожидаевым Дмитрием.

Ванька-ключник

Во лесочке, под кусточком,

Сладка ягодка росла,

А княгиня молодая

С князем в терему жила.

Ванька-ключник, ох, разлучник,

Разлучил князя с княжной.

Князь дознался, догадался

И пытать Ванюшку стал:

«Ты скажи, скажи, Ванюшка,

Сколько ты с княжной поспал?»

«Про то знает лишь подушка

Да перинка пухова.

Еще знает темна ночка

 да княгиня молода.»

И повесил князь Ванюшку

У княгини под окном,

А княгиня во светлице

Заливается слезой.

Песня записана от дедушки Михаила из Щигровского района Курской  области Пожидаевой В.И.

Ни в одной из этих песен мы не услышали суеты и мелочности, агрессивности или алчности. Она несет людям не уныние и тьму, а душевную силу и возвышенное чувство, раскрывая перед нами лучшие грани русского национального характера. Даже в самой ладовой основе кроется  глубина, неколебимость, сдержанность. И как замечательно, что нам посчастливилось услышать истинное звучание народной песни.

Именно она, песня русская, была и остается  неисчерпаемым светозарным источником,  основой многих музыкальных жанров. Не случайно ее так ценили Римский-Корсаков и Шостакович, Глазунов и Свиридов. А композитор Ф.И. Глинка, основоположник русской музыкальной классики, с полной уверенностью сказал: «Музыку создает народ, а мы ее аранжируем».

И потому народную русскую песню можно  считать уникальным и нетленным памятником культуры, способным питать душу своего народа и всего человечества.

Музыкальной основой многих народных песен являются духовные песнопения, знаменитые древние распевы. Это еще раз подчеркивает, что в основании великой русской культуры  лежит христианство- православная вера наших предков. Эти распевы представляют собой одноголосное пение. Постепенно русская песня выработала на их основе глубоко самобытный тип многоголосья, подголосочной полифонии, где один голос подхватывается другим, другой третьим, и в своем развитии каждый проходит свой путь, как бы проживает мелодическую ткань, напоминающую великолепные русские кружевные узоры, таящие в себе «неизреченное чудо» музыкальной и душевной красоты.

С молитвенным песнопением нас познакомила столетняя бабушка, Золотухина Екатерина Ивановна. Именно из ее уст мы услышали «Отче наш…» и «Верую».

Наша Россия-матушка поистине богата талантами, мостовые можно мостить, но одна беда – их редко можно услышать, т.к. настоящее искусство, русская песня заменена зарубежной дешевой подделкой, лжекультурой. Но песню как русскую душу, нельзя уничтожить, теплится она неугасимой свечей в родных глубинках,   как лампадка перед иконой, охраняя от недобрых взглядов свою истинную веру, свою культуру.

Почему, когда мы слышим родную речь,  интонации русской песни, в нашей душе появляются щемящая и неизъяснимая грусть, и в то же время удивительное чувство мира в душе? В чем же таинственная сила, обаяние народной песни?

Все очень просто. Интонации русской песни – интонации русского народа – это голос Родины, голос матери, голос нашего сердца.

Народная мудрость гласит – «В русской песне живет душа русского народа». Русская песня – это уникальный самобытный памятник культуры. Основа народной песни – это, прежде всего ее высокая духовная направленность, которая вместила в себя природное богатство Русской земли, характерные черты, традиции русского быта, а главное, — правильное вероисповедание.

Русская песня является источником, носителем культуры, основой всех музыкальных жанров. Не случайно русский композитор, основоположник русской музыкальной классики Ф.И. Глинка подчеркнул, что «Музыку создает народ, а мы ее только аранжируем».

Некоторые русские песни дошли до нас из глубокой древности.  Проходя многовековой путь, песня зачастую теряла своего автора и обретала подлинно народные черты, становилась достоянием всей русской культуры.  Но к счастью, некоторые песни сохранили свое авторство до наших дней:  «Однозвучно гремит колокольчик» — И. Макаров,  «Варяг»— Я. Репинский,  «Вечерний звон» — И. Козлов,  «Лучинушка» — Н. Панов. Но, не смотря на это, все эти песни имеют одно общее определение, близкое и родное нашему сердцу – русская народная песня.

Бесконечно богата и многогранна песенная культура. Вспомним, как русская песня любовно поет о родной сторонушке, о темной ноченьке, о бесконечно близкой нам избитой дороге с заунывно одиноко звучащим колокольчиком и щемящей песней ямщика.

С какой скорбью, печалью народ поет о тяжелой женской доле, о доле вдовы – солдатки, о той доле, которая подстать нашей матушке России ( «Матушка», «Лучинка», «Ой, ты, вдовушка» и др.)

Ой, ты, доля горькая – лучинушка,

Плачет в поле девичья краса,

Словно долю женскую – судьбинушку

У России – матушки взяла.

И наоборот – заразительно веселые, остроумные, плясовые и шуточные песни – еще одна грань народного характера.

Вспомним, как русский человек в народных песнях прощается со всем миром перед смертью. Здесь престает перед ним картина высшей нравственности. В последние минуты жизни он не клянет судьбу, а спокойно предается воле божьей,  прося у всех прощения, отдавая поклон родителям, а жене – свою последнюю волю,  дабы она не печалилась и обвенчалась с другим,  отпуская ее с миром и любовью,  благословляя её на новую жизнь. Думы не о себе, а о близких людях, являются ярким примером высшей нравственной чистоты, неразрывности жизни русского человека с христианством, примером того, что русская песня – духовное отражение православия на Руси.

И самое главное – русская песня является живым свидетельством исторических событий разных эпох.

Идеалом русской песни всегда было стремление к святости. Россия – страна, где народ любовно называет свою родину святою – «Русь святая!»

Русь святую разоряют,                                        Ты бери коня,

Нет уж сил владеть собой:                                  Что не лучшего,

Бранный жар в крови пылает,                             Ты беги, беги, мать,

Сердце просится на бой!                                      Во святую Русь.

«Вспомним, братцы, Русь и славу»                     «Как за речкою, да за Дарьею»

Музыкальной основой русских народных песен являются духовные песнопения, знаменные древние распевы. Это еще раз подчеркивает, что в основании великой русской культуры лежит христианство – православная вера наших предков.

Духовные знаменные распевы представляют собой одноголосное пение. Постепенно русская песня выработала на их основе глубоко самобытный тип многоголосья, подголосочной полифонии, где один голос подхватывается другим, другой третьим, и в своем развитии каждый проходит свой путь, как бы проживает мелодическую ткань, напоминающую великолепные русские кружевные узоры.

В самобытном гармоническом звучании диатонического лада русской песни мы слышим черты русского характера. В народной песне нет суеты, мелочности. Там все основательно. В самой ладовой основе кроется архаичность, глубина, непоколебимость, сдержанность. Огромная могучая внутренняя духовная сила лежит в основе русской песни, которая, в то же время, отличается особой напевностью, мелодичностью. В удивительной мелодии раскрывается вся природная красота матушки России, ее раздолье, широта, чистота и искренность души русского человека.

Особая отличительная черта русских песен – отсутствие агрессивности. Русские люди, славяне, издревле занимались миролюбивыми занятиями – земледелием и скотоводством. Он не завоеватель, а защитник, так было во все времена:

«Вспомним братцы, Русь и славу,

И пойдем врагов разить.

Защитим свою державу,

Лучше смерть, чем в рабстве жить.»

(«Вспомним, братцы, Русь и славу»)

Русский народ гордится своими песнями и в своем народном творчестве воспевает их с большой любовью:

Как затянет, как зальется

Песней русскою народ,

И откуда что берется,

Прямо к сердцу так и льнет.»

(«Что за песни»)

Какая могучесть, исполинская силушка, и в то же время открытость. Это не хвастовство, а великая любовь к своей русской культуре. Не случайно Россия испытывает сейчас огромное противостояние. Антиправославные силы Запада и всего мира направлены на уничтожение русской культуры. Могущества России боятся, загадка русской души непонятна. Ведь за ней кроется глубина, сокровенное, что вынашивалось и защищалось веками нашими предками – это истинная православная вера. Фактически одна Россия-матушка осталась во всем мире хранительницей православного вероисповедания.

Россию нельзя взять в открытом бою, она сразу становится необоримым щитом. Сейчас все делается тихо, без драки и боя. Надев дружескую личину, через средства массовой информации, секты, чуждая идеология внедряется в Россию. Главная цель – уничтожение православия через русскую культуру. Через средства массовой информации, секты, чуждая идеология внедряется в Россию.  Насаждая свою лжекультуру,  т.е. стараясь подчинить русский народ,  Запад подменяет истинные понятия.

Поэтому-то настоящую народную русскую песню в ее истинном звучании сейчас редко услышишь. А то, что мы слышим – это несколько эстрадированный, веселящий, ни к чему не обязывающий  городской современный фольклор, где от русской песни присутствует очень мало. Если мы и слышим наши любимые песни, то в совершенно искалеченном виде, обработанные современными агрессивными ритмами, которые глубоко чужды распевности  русской мелодии. Это песни-калеки, где широкая протяжность русской песни должна подлаживаться под четкий ритм, так называемой «свободы».

Я уже не говорю о том, что русские песни пытаются смешать с негритянскими ритмами и напевами, что совершенно недопустимо, не говоря уже о чисто внешнем облике, о «русских», расписанных золотыми узорами, костюмах молодых исполнителей, которые едва прикрывают наготу.

Стыдно и больно слышать песню «Вечерний звон» — символ русской культуры в совершенно искаженном виде, в виде пляски-агонии. Обидно за наших эстрадных супер-звезд,  которые по своему неразумению, своими же руками разрушают русскую культуру.

Русская песня – это голос народа и его не так-то легко подчинить. И если идут такие откровенные нападки на песню, то это только подчеркивает высочайшую ее духовность.

Народная песня не только сохранилась, но и развивается. Глубокий поклон нашей  замечательной исполнительнице нар.арт. России Л.Зыкиной  и Л.Стрельченко и другим. Которые действительно берегут и хранят в своем сердце истинное звучание русской песни. Наша матушка Россия – это неиссякаемый источник народного творчества. Отрадно, что в наше время пишутся новые песни, в которых сохраняется все то, что Русь хранила веками. Это действительно чистые родники. Как хочется, чтобы они зажурчали веселым гамом и осветили Русскую землю своими  светлыми потоками. Смыли всю грязь, западную наносную культуру, которая коростой вцепилась в родную землю, в души русских людей.

Русская песня – это живое творчество русского народа и,  покуда она будет жить, будет жить и наша великая русская культура.

     А все, что происходит сейчас – вне истинной культуры – это сознательное действие опорочить великое настоящее искусство, которое дарит истинный свет души. Пытаясь заслонить солнце, они сами оказываются в тени. Это мышиная возня, слабая попытка укусить самого себя за хвост, так как русская песня, как и вера православная, поругаема не бывает!

 Ирина Скорик, г. Санкт-Петербург, 2001 год

  • Рассказ о россии на английском 15 предложений
  • Рассказ о романе дубровский слушать
  • Рассказ о ромашке 2 класс по окружающему миру кратко
  • Рассказ о розе 2 класс по окружающему миру кратко
  • Рассказ о рождестве христовом 5 класс