Рассказ о русских монастырях

Утром 13 декабря у входа в православную гимназию при введенском женском монастыре в серпухове 18-летний выпускник этой гимназии взорвал самодельную

Утром 13 декабря у входа в православную гимназию при Введенском женском монастыре в Серпухове 18-летний выпускник этой гимназии взорвал самодельную бомбу. В результате в больницы с различными травмами попали семь человек, нападавший – тоже. Его мотивы пока не ясны: у него были серьезные проблемы со здоровьем, одноклассники говорят, что в гимназии над ним издевались преподаватели.

Священник и писатель Андрей Кураев, лишенный сана в РПЦ, рассказал Настоящему Времени, что известно об этой школе и могла ли обстановка там повлиять на состояние ее выпускника.

— Мне кажется, что это едва ли не первый случай, когда стрельбу открывают в церковно-приходской школе. Вообще что вам об этой школе известно, о том монастыре, где все произошло?

— На самом деле, теракты в церковных учебных заведениях хорошо известны. Несколько ректоров католических семинарий было убито за последние годы. В свое время польский архиепископ был убит ректором одной польской православной семинарии. Было множество актов насилия студентов против администрации в ходе первой русской революции 1905 года. И в конце концов, из семинарии вышел всеми нам памятный товарищ Иосиф Сталин. Так что никаких гарантий того, что вдруг в церковных стенах не будет какого-то прессинга в отношении учащихся и ответных реакций, в том числе незаконных, таких гарантий история не дает.

Эта школа не приходская – это общеобразовательная школа, имеющая все лицензии, полного цикла образования с 1-го по 11-й класс. Учатся и мальчики, и девочки. Просто эта школа находится на территории женского монастыря, [Алексия] игуменья является единственным учредителем. Все педагоги – это светские люди. Может быть, монахини что-то преподают, какие-то специфические церковные предметы, но в списке преподавателей их не значится, на сайте гимназии этого нет. Это женщины, кроме одного преподавателя физики, мужчины. В общем, картинка обычная для обычной российской школы.

По уставу этой гимназии принимают они детей преимущественно из местного микрорайона. И только если есть лишние места, принимают других детей. При этом в класс принимается человек 15. Там сказано, что преимущество при поступлении отдается детям из воцерковленных семей.

А теперь переходим к самому интересному. Дело в том, что у этой гимназии есть обязательные правила гимназиста. И это очень детализированное расписание того, как должен одеваться, что кушать, как себя вести, как ходить, как сидеть учащийся этой школы.

Надо сказать, что дети находятся в этой школе с раннего утра и до позднего вечера, они должны приходить за 20 минут до начала утренней молитвы. Они все слушают утреннюю молитву, потом точно так же молитва в начале и в конце каждого урока. Обучение платное – все это на деньги родителей. Естественно, эта плата не признается монастырем. На сайте гимназии висит замечательная заготовка: «Укажите номер договора и сумму пожертвования». То есть это называется пожертвованием, а не платой за образовательные услуги.

А во время трапез – два или три раза их кормят за это время – детям читаются жития святых. Это верный способ испортить аппетит. И для этого это и задумывалось в монастырской практике. Это древняя традиция – в монастырях во время трапезы монахов читаются жития святых для того, чтобы мысли монахов были не о еде, не о том, что в тарелке, не о вкусовых ощущениях, а о чем-то духовном.

И я помню по своему опыту семинарии, с нами тоже так поступали. Бывали и замечательные конфликты, когда у тебя в тарелке лежит что-то более-менее вкусное, я голоден, хочу есть, а мне в это время читают рассказ о подвигах святого, который не ухаживал за своими ранами, боролся с плотью, и черви завелись в его гноящихся ранах и так далее. И вот под это дело надо вкушать. Или же это было описание какого-нибудь мученичества, как кого-нибудь разрубали на части, и ты в это время тоже должен кушать.

— По-вашему, подобные действия могли быть протестом против того, что вообще происходило в этой школе? Или я неправильно трактую ваши слова?

— В интернете еще вчера утром я нашел несколько отзывов учащихся этой гимназии, и они негативные. Последний из отзывов датировался 14 ноября этого года. Девочка писала об этой школе: «Добро пожаловать в ад». По сути, очевидно, что игуменья, носящая трансгендерное имя Алексия, решила создать такой монастырь для малолетних, где детям приписывается поститься и дома, и в школе. Если у тебя день рождения в школе и ты решил угостить друзей, но день рождения пришелся на постный день, ты обязан принести постную еду или перенести свой праздник на другой день. То есть попытка создать монастырскую колонию для малолетних.

Естественно, что у подростков это способно вызывать протест. При этом надо учесть, что подростки в традиционном православном обществе просто не существуют как класс, потому что в традиционном обществе принято выдавать растущий организм вступать в брачную жизнь при первых признаках способности к этому. Помните, в средневековых романах было выражение: «Распустился бутон ее девственности». Значит, тогда эту девочку быстро подкладывают под какого-то мужа, обычно не спрашивая ее согласия.

— Как так вышло, что во всей этой монастырской системе ребенок действительно, судя по тому, что заявляет Следственный комитет, имел дома оружие? Как это могли пропустить?

— А это не его оружие – это оружие отца. Это увлечение его отца. В его инстаграмчике масса фотографий, где именно его отец с пистолетиками и ружьями. Он человек рабочий, у него рабочие руки – электрик, автомеханик. Так что это его хобби. И на фотографиях он там на фоне портрета Сталина, например.

— Очевидно, этот молодой человек, протестуя, решил взять это оружие и пойти в школу.

— Форма его протеста, скорее, подсказана культурой отца, культурой его такого пролетарского сталинизма. А сам протест во многом порожден, конечно, и его возрастом, и той атмосферой, в которой он оказался в гимназии, возможно, без особого своего желания. Он переведен туда был уже в класс 10-й, он не с первого класса там воспитывался.

Текст: Евгений Деменок13.04.2021   4452

Имя художницы Сони Делоне в истории искусства связано прежде всего с Парижем, хотя родилась она в дореволюционной Одессе и несколько детских лет провела в Санкт-Петербурге. По ряду причин работ Делоне почти нет в российских и украинских художественных собраниях, а сама она практически неизвестна широкой публике (разве что можно вспомнить изданные в 2011 году письма филолога Александра Смирнова к художнице). Историку авангарда Евгению Деменоку посчастливилось получить часть архива Делоне, исследование которого должно закончиться публикацией первой монографии о художнице на русском языке. А до этого момента исследователь будет в серии публикаций делиться своими открытиями с читателями «Артгида».

Рассказ о русских монастыряхСоня Делоне. Триптих. 1963. Холст, масло. Фрагмент. Тейт Модерн, Лондон. Источник: countrylife.co.uk

16 января 2020 года, не без труда найдя нужную платформу на переполненном парижском вокзале Монпарнас, я уселся у окна скоростного поезда, едущего на юг. Целью моего путешествия был маленький городок Дакс, неподалеку от которого живет Жан-Клод Маркаде, знаменитый исследователь русского и украинского авангарда. Мы познакомились с ним за год до этого. Узнав, что я много лет собираю материалы о Соне Делоне и разыскал в Одесском областном архиве книгу раввината с записью о ее рождении, поставив точку в долгой неразберихе с местом рождения (в одних источниках указывалась Одесса, в других — Градижск Полтавской губернии), он предложил передать мне документы из архива художницы, которые хранились у него уже много лет. Жан-Клод хорошо знал Соню и в последние десять лет ее жизни не раз бывал у нее в гостях в парижской квартире на rue de Saint-Simon, 16. После восьмидесяти она начала систематизировать свой архив, готовя основную его часть к передаче в Национальную библиотеку Франции, а позже и в Библиотеку Кандинского, находящуюся в парижском Государственном музее современного искусства в Центре Жоржа Помпиду. Часть же документов, связанных с ранними годами жизни — Одессой, Петербургом, Карлсруэ, — передала Маркаде.

Я немедленно согласился, не веря своему счастью и стараясь не выдать волнения. Спустя несколько недель ко мне в Прагу пришла из Франции первая посылка — объемная коробка, в которой была копия раннего дневника Сони, тогда еще именовавшей себя Софи Терк (хотя при рождении она была названа Сарой; Сара Штерн — ее официальное имя до второго брака с Робером Делоне). В коробке находились и письма к ней от живших в Одессе родителей, и совсем ранние рисунки, и массив бумаг, связанных с наследством, начиная с духовного завещания тети, и ее собственные письма, в том числе к мужу Роберу, написанные на собственноручно изготовленных фирменных бланках с золотым тиснением. Я с нетерпением ждал второй посылки Жан-Клода, но она… затерялась. Почти три месяца бурных разбирательств с французским почтовым ведомством привели наконец к долгожданному результату — посылка вернулась к отправителю. И, чтобы больше не рисковать, я тут же поехал к Жан-Клоду.

Я ехал к нему, не веря в реальность происходящего. Провел у него в гостях три чудесных дня. И вернулся домой с двумя под завязку набитыми чемоданами.

Главная ценность этого архива в том, что в сотнях писем, открыток, документов содержатся сведения о ранних годах жизни Сони Делоне, то есть именно о том периоде, который изучен и описан меньше всего. В своей автобиографии «Мы придем к солнцу» (Nous irons vers le soleil) художница уделила событиям, происходившим до момента ее первого приезда в Париж, всего семь страниц — а приехала она туда уже в двадцатилетнем возрасте. При этом автобиография грешит ошибками, начиная хотя бы с даты того самого приезда в Париж: на самом деле это произошло в 1906 году, а не в 1905, как вспоминала уже 93-летняя художница. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочесть ее не опубликованный пока дневник, хранящийся среди других документов в фондах Сони и Робера Делоне в уже упомянутой Национальной библиотеке Франции.

И так как сама художница была крайне сдержанна в описании раннего периода своей жизни, сдержанными были и ее многочисленные биографы. Собственно, именно Маркаде первым начал публиковать подтвержденные документально подробности о ее одесских родственниках и круге петербургских друзей[1]. Параллельно с этим мне удалось найти в книгах одесского раввината записи, связанные с ее семьей, с рождением двух братьев и смертью одного из них. И вот теперь, соединив эти находки с документами из архива самой художницы, можно восстановить множество деталей того, как прошли первые двадцать лет жизни Сары Штерн, ставшей позднее Софи Терк, а потом и Соней Делоне.

Рассказ о русских монастырях

Соня Делоне в созданной ею одежде. Мадрид, около 1918–1920. Источник: wikipedia.org

Имя Сони Делоне, уверенно входящей в десятку наиболее известных художниц всех времен и народов, до сих пор широко не известно ни в России, ни на Украине, хотя родилась она в Одессе, а выросла в Санкт-Петербурге. Ее работ практически нет ни в российских, ни в украинских музеях. Вместе с тем в Государственном музее современного искусства в Париже им с мужем выделен отдельный зал. Только за последние шесть лет масштабные выставки ее работ прошли в Музее современного искусства города Парижа (2014–2015), лондонской Tate Modern (2015), Центре современного искусства Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне (2016), музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде (2017), в 2018 году ее работы были представлены на выставке «Дада есть дада» в Музее картин в Умео (Швеция). И вообще, она — первая художница, удостоившаяся прижизненной выставки в Лувре. Также она офицер ордена Почетного легиона, кавалер ордена Искусств и литературы, икона дизайна — в первую очередь в мире моды: созданные ей пальто носили голливудские звезды (Глория Свенсон) и самые модные тусовщицы и аристократки (Нэнси Кунард). Ее идеи до сих пор вдохновляют великих кутюрье, а книги о ней выходят чуть ли не ежегодно. Соня являлась — вместе с мужем Робером — основоположницей симультанизма, стояла у истоков абстрактного искусства и много лет была активной его пропагандистской, участвуя в объединении «Абстракция-Творчество» (Abstraction-Creation) и салоне «Новые реальности» (Salon des Réalités Nouvelles). Она дружила и сотрудничала с Василием Кандинским, Гийомом Аполлинером, Блезом Сандраром, Тристаном Тцара, Филиппом Супо, Сергеем Дягилевым, Игорем Стравинским, Ильей Зданевичем, Владимиром Маяковским, Владимиром Барановым-Россине, Александрой Экстер, Константином Бранкузи, Гервартом Вальденом, Августом Макке, Хансом и Софи Арп, Альберто Маньелли, Амадео ди Соза-Кардозу, Эдуардо Виана и десятками других художников и поэтов, чьи имена давно вошли в историю. Произведения Сони Делоне запоминаются с первого взгляда и мгновенно узнаются. Интересный факт: именно ее работу Жорж Помпиду подарил Ричарду Никсону во время своего официального визита в США в 1970 году. Подаренная работа была написана за год до этого: 85-летняя художница продолжала активно работать.

Container imageContainer image

Тогда почему же ее имя до сих по не на слуху на ее родине?

У этого есть ряд причин. Первая состоит в том, что после 1908 года Соня Делоне не бывала в России и не принимала участия в советских выставках (но выдержки из ее статьи «Влияние живописи на искусство одежды» опубликованы во втором номере советского журнала «Искусство одеваться» за 1928 год). Она не позиционировала себя как «русская» или «украинская» художница, более того, вообще была против любых «-измов» и ярлыков, презирала слово «феминизм» и считала себя в первую очередь художником, а уже потом женщиной. В ее работах нет русских или украинских мотивов. Хотя в своей автобиографии, вышедшей за год до ее смерти, в 1978 году, Соня пишет об Украине: «Я увлечена чистым цветом. Цвета моего детства, Украины. Воспоминания крестьянских свадеб моей страны, где красные и зеленые платья, украшенные многочисленными бантиками, летали в пляске»[2]. Вспоминала она и то, как «растут арбузы и дыни. Помидоры опоясывают красным хаты, и большие подсолнухи, желтые с черной сердцевиной, сверкают в легком, очень высоком голубом небе. Всё безмерно, бесконечно, но дружественное бесконечное полно веселости наподобие Гоголя, другого сына страны»[3].

Безусловно, у нее были тесные контакты с художниками и поэтами русской эмиграции. Уже в Париже она стала участником литературно-художественной группы «Через» (1923–1924), созданной с целью установления творческих контактов между эмигрантскими, советскими и французскими деятелями литературно-художественного авангарда (для «наведения мостов ЧЕРЕЗ границы»). 6 июля 1923 года на вечере, организованном совместными усилиями французских дадаистов и русских авангардистов для сбора денег нуждающимся русским художникам, была показана постановка пьесы Тристана Тцара «Воздушное сердце», костюмы для которой выполнила Соня Делоне. Они с Робером участвовали в оформлении благотворительных балов, устраиваемых Союзом русских художников во Франции. Их работы даже появились на легендарных выставках «Париж — Москва» и «Москва — Париж». В Центре Жоржа Помпиду в 1979-м были представлены созданные ею модели одежды, а в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1981-м — «Проза о Транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской» (1913), эскиз книжного переплета (1923), графическая работа «Женщина в интерьере» (1925). Но все это, конечно, нельзя было сравнить с триумфальным «возвращением» на родину Зинаиды Серебряковой или Марка Шагала.

Рассказ о русских монастырях

Соня Делоне в своей студии на улице Сен-Симон. Париж, 1955. Источник: hermitagefineart.com

У Сони Делоне не было сантиментов к советской власти, она не дарила свои работы советским музеям, в отличие от музеев французских, канадских, шведских. Европейского, а затем и мирового признания ей было вполне достаточно, чтобы не стремиться к признанию в России. Скорее всего, это объясняется тем, что она очень хорошо помнила о национализации доставшегося ей в наследство от дяди и тети дома в Басковом переулке, 12, в Санкт-Петербурге, который она пыталась вернуть до самого конца 1920-х годов. Да и первые шаги по реабилитации в СССР абстрактного искусства были сделаны уже после смерти Делоне (она умерла 5 декабря 1979 года).

В общем, причин и поводов достаточно. Тем важнее сегодня вернуть Соню Делоне в контекст российской и украинской культуры. Тем важнее сегодня узнать о том, какое влияние на становление художницы оказали годы, проведенные в Санкт-Петербурге, круг ее друзей и интересов. Большая удача, что благодаря сохраненным Жан-Клодом Маркаде документам подробности об этом периоде жизни художницы можно восстановить. По словам самого Маркаде: «Если она писала о влиянии своей родины — Украины, “страны Гоголя” — на восприятие цветового спектра, то умственная, мыслящая Россия глубоко внедрилась в ее сознание…»[4]

Рассказ о русских монастырях

Соня Делоне. Франция, 1957. Hulton Archive. Источник: gettyimages.com

Среди документов, помимо перечисленных выше, есть обширная переписка с тетей, Анной Сергеевной (Израилевной) Терк, с которой Соня советовалась буквально по всем вопросам — не только бытовым, но и творческим. Переписка с петербургскими друзьями, часть которой (письма Александра Смирнова) уже опубликована Маркаде[5]. Переписка с первым мужем, Вильгельмом Уде, датируемая 1907–1947 годами. Миниатюры близкого друга Сони, художника Константина Фридберга, позже работавшего в знаменитом «Гудке» вместе с Зощенко и Булгаковым, Ильфом и Петровым, Катаевым и Олешей. Большой пласт переписки с тетиным братом, жившим в Гейдельберге врачом Арнольдом Заком, и его детьми, которая длилась до начала 1940-х годов, причем на русском языке. Письма Сони к мужу Роберу (испанского периода). И многое другое.

Разбирать этот архив предстоит не один год, но начать следует, конечно, ab ovo, то есть с Одессы. Письма от родителей позволяют не только узнать множество деталей биографии Сони Делоне, но и увидеть ее с совершенно другой стороны. Особенно ярко проявляется это в письмах с трудом находившей средства к существованию и постоянно болевшей матери, для которой она была не богемной художницей, а единственной дочерью, благодаря удачному стечению обстоятельств попавшей в благоприятные условия и способной помочь оставшимся в СССР родным.

С одесского периода жизни Сони Делоне мы и начнем.

Продолжение следует.

Доброе утро!

Прокуратура Швейцарии обвинила бывших мировых футбольных начальников Зеппа Блаттера и Мишеля Платини в присвоении двух миллионов швейцарских франков; за это их даже могут посадить в тюрьму. Вне футбола тоже почти одна тюрьма:

  • В России вновь обновлен рекорд суточной смертности от COVID-19 – 1178 человек.
  • Журналисту Ивану Сафронову вменили новый эпизод «измены родине»: продажу политологу с немецким гражданством сведений о российских войсках в Сирии.
  • Из фейсбука пропал аккаунт основателя Gulagu.net Владимира Осечкина; Google заблокировал ютуб-канал Следственного комитета Беларуси.
  • Киев ввел новые санкции против российских компаний и физических лиц.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро вторника, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России упал до 39 008. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 8 миллионов 593 тысячи; официальное число жертв достигло к утру вторника 240 871 человека (+1178 за сутки) – это новый рекорд с начала пандемии. Поскольку данные оперативного штаба слабо соотносятся с реальностью, стоит почитать вдумчивый разбор российской коронавирусной статистики. И заодно – разбор наиболее популярных мифов о прививках от COVID-19.

В России действует режим «нерабочих дней». В Петербурге на это время запретили выступления уличных музыкантов; власти Псковской области объявили, что продлять «нерабочие дни» после 7 ноября не будут, однако сохранят режим QR-кодов для прохода в общественные места до конца новогодних праздников, то есть до середины января следующего года.

Томича, проникшего в ковидный госпиталь, чтобы ухаживать за бабушкой, а потом обратившегося в СК с жалобой на руководство госпиталя, «опросили» в Следственном комитете в Томске, вот разговор с ним.

Студентов медвузов в разных регионах России опять направляют на практику в помощь врачам. Врачи разных профилей и медсестры при этом массово увольняются: вот большой материал о причинах этих процессов.

Нерабочий туман

Москву во вторник накрыл густой туман, из-за чего прибывающие в российскую столицу самолеты массово перенаправлялись в Петербург, Ригу, Киев, Воронеж, Казань и Нижний Новгород (последний не справился с потоком самолетов).

Гражданская активность в таких условиях практически прекратилась, что не помешало полиции задержать двух пикетчиков за освобождение политзаключенных на Красной площади и составить административный протокол на члена оргкомитета «Русских маршей» (заявка на марш 4 ноября была подана в мэрию Москвы, но в его проведении начали отказывать еще в доковидные времени). Пока ничего не происходит, можно почитать разговор с журналистом Денисом Стяжкиным о том, как он бежал из России и перебрался в США из Мексики вместе с российскими Свидетелями Иеговы, тоже бегущими от преследований властей.

Под покровом тумана в Москве прошла встреча директора ЦРУ Уильяма Бернса с секретарем Совбеза России Николаем Патрушевым (обсуждались, видимо, кибератаки), а «Единая Россия» исключила из партии депутата Госдумы Евгения Марченко, проголосовавшего против проекта федерального бюджета.

«Лефортово» и другие места не столь отдаленные

  • Журналиста Ивана Сафронова на три дня поместили в карцер СИЗО «Лефортово» за то, что он с сокамерником попытался настроить телевизор, который перестал работать. Сафронов сидит уже почти полтора года. Следствие по его делу только что завершилось. В окончательном варианте обвинений возник новый эпизод: Сафронова обвиняют в том, что в декабре 2015 года он якобы продал за 248 долларов информацию о деятельности российской армии в Сирии политологу Демури Воронину, а тот, в свою очередь, переслал ее представителям Цюрихского университета Швейцарии и Федеральной разведслужбе Германии. Воронина, имеющего гражданство России и Германии, задержали и арестовали в феврале этого года. По сведениям адвоката Ивана Павлова, он дал нужные следствию показания.
  • Основатель компании Group-IB Илья Сачков, тоже сидящий в «Лефортове» по делу о госизмене, по-прежнему не получает письма, из-за чего остался без лекарств: адресованную матери телеграмму с просьбой принести лекарства не пропустили.
  • Верховный суд России отказался принять иск детей жертв сталинского террора к Госдуме о праве на жилье.
  • Суд в Казани назначил 6,5 лет колонии бывшему имаму и преподавателю исламского института по делу о финансировании экстремистской организации. Защита считает обвинения абсурдными. Под «экстремистской организацией» подразумевается турецкое религиозное сообщество «Нурджулар», распространяющее идеи теолога курдского происхождения Саида Нурси (в России оно запрещено с 2008 года).
  • Турецкая пресса, освещающая арест группы из четверых россиян, украинца и гражданина Узбекистана, пишет, что они получали инструкции по уничтожению чеченских оппозиционеров за рубежом от соратника Кадырова, депутата российской Госдумы Адама Делимханова.
  • Структура «Ростеха» займется цифровизацией российских тюрем за 22,5 млрд рублей.
  • Из фейсбука пропал аккаунт основателя правозащитной организации Gulagu.net Владимира Осечкина. С начала октября он рассказывает о пытках в российских тюрьмах на основании видеоархива, вынесенного из колонии бывшим заключенным Сергеем Савельевым.

В Беларуси

  • Google из-за введенных в США санкций заблокировал аккаунт и ютуб-канал Следственного комитета Беларуси.
  • Суд в Минске приговорил бывшего омоновца к трем годам «домашней химии» за участие в августовских протестах. Из ОМОНа он ушел еще после выборов 2010 года, в этом году уехал в Польшу, но осенью вернулся в Беларусь и был задержан.
  • Защитнице сына Виктора Бабарико Ирине Воронковой запретили работать адвокатом «вследствие недостаточной квалификации».
  • В Беларуси с начала недели объявлена общенациональная забастовка. По данным профсоюзных деятелей, находящихся за рубежом, на работу не вышел каждый десятый рабочий. Вот спор лидеров двух рабочих движений о том, как организовать эффективную забастовку в нынешних белорусских условиях.

В Украине

Глава Минобороны Украины Андрей Таран подал в отставку, сегодня Верховная Рада будет рассматривать перестановки в правительстве. Бывший глава «Правого сектора» Дмитрий Ярош заявил, что назначен советником главнокомандующего Вооруженных сил Украины, официального комментария пока нет. Все эти кадровые новости вряд ли связаны с сообщениями о том, что Россия вновь стягивает войска к украинской границе – тем более что военный эксперт Николай Белевков уверяет, что никакого особенного стягивания на самом деле не происходит, просто Россия постоянно наращивает численность постоянных подразделений, созданных близ границы после 2014 года. (Вот репортаж из города Валуйки Белгородской области, в котором была создана одна из таких военных частей.) Содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Алексей Мельник, напротив, склонен усматривать в происходящем подготовку какого-то очередного российского переговорного хода – «в стиле чикагской мафии».

Президент Украины Владимир Зеленский подписал четыре указа о введении нового пакета санкций против России. Они коснутся 140 человек и 49 компаний, в том числе причастных к проведению выборов в аннексированном Крыму.

Суд в Киеве изменил меру пресечения «куму Путина» Медведчуку по одному из уголовных дел (домашний арест заменен подпиской из-за истечения предельного шестимесячного срока пребывания под арестом), но поскольку Медведчук находится под домашним арестом по другому уголовному делу, то для него ничего не изменится.

Шесть ссылок

  • История Второй мировой. Рассказ о том, как НКВД готовило московское диверсионное подполье, которое в случае сдачи Москвы должно было взрывать нацистов и героически погибнуть. Или отрывок из книги Гектора Фелисиано «Исчезнувший музей. История хищения шедевров мирового искусства» (изд-во «Слово») – о судьбе коллекции Альфонсо Канна, успевшего бежать из Парижа до его оккупации немцами, но не сумевшего уберечь свое собрание.
  • Философское. Беседа с Полом Вудрафом, профессором Техасского университета в Остине, специалистом по античной философии и культуре. Или фрагмент из книги американского философствующего нейропсихолога Стивена Пинкера «Просвещение продолжается: В защиту разума, науки, гуманизма и прогресса» (изд-во «Альпина нон-фикшн») – о том, что прогресс неостановим, потому что люди стали жить дольше.
  • Медведи и пчелы. Беседа с ведущим российским специалистом по гималайским медведям Сергеем Колчиным о попытках спасти этот исчезающий на территории России вид. Или рассказ о синдроме разрушения пчелиных семей и кризисе опыления, который переживает сейчас весь мир.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

    В европейской цивилизации и культуре есть одна удивительная особенность – признание факта поражения как достойного результата состязания, на войне ли, в искусстве или спорте. Более того, мы можем увидеть среди европейских народов своеобразный культ поражения. Ведь проиграть с честью заведомо более сильному врагу совсем не оскорбительно. Можно даже сказать, что в поражении проявляется куда больше достоинств человека, нежели в победе.

    Победа всегда одинакова. Слава достается победителям, которых превозносят. Но не только победитель вправе гордиться собой. Потерпевший поражение порой показывает гораздо большую силу духа, способность противостоять ударам судьбы и готовность, поднявшись после почти смертельного удара, вновь вступить в бой. Да и сама готовность принести жертвы, а, возможно, и погибнуть, при этом прекрасно понимая, что победы не добиться – это пример демонстрации доблестей, достойных героев античности. Поражение же каждый раз показывает своих героев с иной стороны, демонстрирует разные сильные стороны тех, кто проиграл, но сохранил твердость духа.

    Пожалуй, впервые эта идея была отражена в рыцарской поэме IX века «Песнь о Роланде». Мы найдем немало примеров того, как средневековые менестрели воспевали победы героев, но в истории Роланда предметом восхищения стало самое тяжелое поражение, которое постигло армию императора Карла Великого, правителя франков, отправившегося воевать в Испанию. Когда войско после долгих походов и тяжелых боев возвращалось на родину, командовать арьергардом был назначен бретонский маркграф Роланд – пример рыцарства и чести для всей Франкской империи.

    В Ронсевальском ущелье небольшой отряд Роланда попал в засаду, устроенную маврами, басками и арагонцами. Роланд, получивший от своих воинов прозвище Неистовый, сражался как лев. Он сразил множество врагов и отказывался, несмотря на просьбы своего друга графа Оливье, протрубить в волшебный рог Олифант, который обладал способностью призвать в бой армию императора Карла. Ведь он не мог отвлечь уходящие войска франков и был обязан задержать врагов. Поэтому, когда подмога всё же пришла, на поле боя император нашел лишь мертвого Роланда, который с тех пор стал воплощением готовности рыцаря умереть за своего сеньора и свою честь.

    «Песнь о Роланде» несла своим слушателям и читателям очень важную идею – бывают ситуации, когда поражение ценится ничуть не меньше, чем победа. Роланд ценой своей жизни и жизней своих воинов спас куда больше людей, которые могли попасть в засаду, устроенную в горах.

    Фото: Битва при Фонтенуа, Пьер Ланфан

    Зовет к себе Роланд Готье де л’Она:
    «Возьмете вы французов десять сотен,
    Займете все ущелья и высоты,
    Чтоб император не понес урона».

    Так оруженосцы и молодые рыцари, слушавшие «Песнь о Роланде» в сумрачных покоях фамильных замков, готовились к тому, чтобы в любой момент, если король прикажет, повторить подвиг маркграфа бретонского. И это не было пустыми словами. Французское рыцарство не раз демонстрировало готовность умереть, но не лишиться чести. В битве при Пуатье погибло почти всё французское рыцарство, включая высшую знать королевства. Об отношении людей Средневековья к смерти в бою много говорит поступок короля Богемии Иоанна Люксембургского в бою при Креси. Вот что рассказывает об этом хронист: «Когда Иоанн услышал команду к бою, он сказал: «Господа, вы теперь все мои друзья и братья по оружию, поэтому я прошу вас, потому что я слеп, взять меня с собою в бой». Рыцари согласились, и поскольку он не хотел затеряться в толчее, привязали его в седле боевого коня. Король поскакал в рядах французской конницы на англичан. Утром король был найден мертвым на земле».

    Великий французский философ конца XVI века Мишель де Монтень писал в своей книге «Опыты» об уже куда более гуманных временах: «Посмотрите, как наша душа придает этой смешной забаве (игре или спортивным состязаниям – прим. авт.) значение и смысл, как напрягаются все наши нервы и как благодаря этому она дает возможность любому человеку познать себя самого и непосредственно судить о себе. Какие только страсти не возбуждаются при этой игре! Гнев, досада, ненависть, нетерпение и пламенное честолюбивое стремление к победе в состязании, в котором гораздо извинительнее было бы гордиться поражением». Вот пример того, как взгляды европейцев ничуть не переменились за прошедшие с момента создания «Песни о Роланде» шесть столетий.

    Не стоит думать, что всё это было чуждо русским. Вспомним наш собственный эпос – былины. И увидим, что там герои-богатыри, подобно Роланду, порой терпят самые тяжелые поражения и гибнут от рук врагов. Михайло Поток был убит собственной женой, могущественной колдуньей, Дунай Иванович был побежден Добрыней и на долгие годы брошен им в киевскую темницу. Добрыня же не раз побеждал Алёшу Поповича и даже грозил убить его. Кстати, Алёша, согласно тексту одной из былин, погиб, убитый братьями Збродовичами. Сказители Древней Руси не видели ничего обидного для самых выдающихся витязей оказаться побежденными. На войне или в рыцарском поединке случается всякое, невозможно побеждать всех и всегда. До этого не дошел даже Илья Муромец, который не раз был схвачен врагами. Подобное отношение к поражению характерно для военной знати Европы, а русское боярство и княжеская дружина в этом отношении ничуть не отличались от франкских маркграфов, герцогов или епископов.

    В Новое время ситуация ничуть не изменилась. Но теперь уже на битвы выходили не отдельные рыцари, а целые армии.

    Конфликты XVIII века даже получили прозвище «войны в кружевах», потому что на сражения было принято украшаться так, будто идешь на бал или на прием к королю. Кружева, золотое шитье, роскошные плюмажи, блеск галунов и полированного серебра и золота сопровождали воинов этого времени, превращая кровопролитие в торжественный ритуал подтверждения делом своей верности присяге. Война приобрела настолько эстетские формы, что это нашло отражение на множестве батальных картин. Никогда еще ни раньше, ни после этой эпохи, смерть в бою не была настолько прекрасна.

    В сражении при Фонтенуа между англичанами и французами в 1745 году в атаку пошли все резервы англичан – лучшие части их армии. Под развернутыми знаменами с музыкой маршировали три полка гвардии, за ними следовали армейские полки. Британцы медленно приближались к строю спокойно ожидающих их французов. Шеренги 1-го гвардейского пехотного полка подошли вплотную к линии французской гвардии. Ни один из противников не открывал огонь, не желая показать себя трусами, которые начали стрелять сразу, как увидели врага. По обычаю того времени, офицеры шли впереди строя, демонстрируя подчиненным, как надлежит умирать за своего короля.

    Французы и англичане сняли шляпы и церемонно раскланялись, приветствуя друг друга, но приказа стрелять так и не прозвучало. Тогда капитан 1-го пехотного полка гвардии лорд Хей обратился к стоящему напротив него лейтенанту французской гвардии графу д’Отрошу: «Господа французские гвардейцы, стреляйте!». На это д’Отрош ответил еще большей любезностью, заявив: «Господа, мы никогда не стреляем первыми, стреляйте сами». Это соревнование в куртуазности бесконечно продолжаться не могло. Раздался приказ, англичане сделали залп. Граф д’Отрош упал на траву Фонтенуа, обливаясь кровью. Так честь офицеров и аристократов была в очередной раз поставлена выше, чем жизнь. Ведь возможность выжить – ничто в сравнении с тем, что ты обязан не опозорить поколения предков, которые создали твой род, сделали его знатным и могущественным.

    Когда в те же времена полководцев награждали за проигранные сражения высокими орденами, это вовсе не означало поощрения неудачливых и некомпетентных. Это были награды за стойкость и храбрость, с которой вверенная генералу армия сражалась и с честью проиграла бой. Точно так же на Триумфальной арке, сооруженной в Париже в честь Наполеона I, значатся не только громкие победы при Аустерлице или Йене, но и поражения при Гейльсберге, Красном или Полоцке. Стоит отметить, что войнам того времени было совершенно не свойственно создание «образа врага». Противник представал в них не чудовищем, а воином, сражающимся, потому что ему так приказал суверен. Поэтому никто не сомневался в том, что враг тоже обладает честью. Плененного вражеского офицера могли просто отпустить на свободу под честное слово, что он больше не поднимет оружие (и обычно такие обещания соблюдались самым строжайшим образом), его не бросали в темницу, а принимали в своем имении, на обеде или балу.

    Еще один выдающий пример поражения, как предмета для гордости, дала Крымская война. Тогда под Балаклавой британский барон Реглан приказал бригаде графа Кардигана атаковать русские позиции прямо по фронту. Что это было – ошибка или некомпетентность, историки спорят до сих пор. Но британские всадники выполнили приказ и поскакали прямо на пушки и плотный ружейный огонь русских. Из шестисот человек вернулась всего одна треть. Поэт Теннисон написал об этой атаке проникновенную поэму «Атака легкой бригады», мгновенно ставшей классикой английской литературы.

    Долина в две мили  редут недалече…
    Услышав: «По коням, вперед!»,
    Долиною смерти, под шквалом картечи,
    Отважные скачут шестьсот.

    Рассказ о том, как офицеры и солдаты не могли ослушаться приказа и пошли на верную смерть, стал тем поражением, что вдохновлял англичан в тяжелейших сражениях Первой и Второй мировых войн. Эта история стала лучшим примером того, как, по словам В. Овчинникова (автора книги «Корни дуба», очень долго изучавшего английское общество), «…назначение джентльмена возглавить и повести за собой людей в час трудных испытаний». Эта готовность культивируется в британском обществе и поныне, придавая ему моральную силу. Крымская война стала для русских примером такого поражения, которым можно гордиться не меньше, чем победой. Российская империя в одиночку сражалась против Великобритании, Франции, Османской империи и, несмотря ни на что, выстояла, не сдалась, сумела довести дело до заключения мира, который всеми сторонами был признан, как почетный. А в 1812 году император Александр I демонстрировал готовность терпеть любые поражения, отступать хоть до Камчатки, но продолжать сражаться с Наполеоном I.

    Столетием раньше долгая и тяжелая война за австрийское наследие 1740-1748 годов была выиграна Австрией не на полях сражений, а с помощью невообразимого упрямства и силы воли императрицы Марии-Терезии. В этой войне австрийцы продемонстрировали не столько способность побеждать, сколько готовность подниматься после самых тяжелых ударов и вновь идти в бой. Именно это умение не раз спасало Австрийскую империю от полной катастрофы. На протяжении XVII – XVIII – XIX веков не раз получалось так, что армия австрийского императора разбита, противники готовятся праздновать победу. И вдруг откуда ни возьмись появляются новые полки, которые упрямо идут в бой, защищая, казалось бы, безнадежное дело.

    Увы, готовность принимать поражение, свойственная рыцарскому духу, совершенно исчезла в России при коммунистах. Основывая свою легитимность на выигранной ими Гражданской войне, большевики создали настоящий культ победы, в котором не было места сомнениям. Пропаганда объявляла проигранные сражения выигранными, потому что Красная армия под руководством коммунистов не может проиграть. В одной красноармейской песне звучали такие слова:

    На Дону и в Замостье
    Тлеют белые кости.
    Над костями шумят ветерки.
    Помнят псы-атаманы,
    Помнят польские паны
    Конармейские наши клинки.

    Это был рассказ о сражении при Замостье, где Первая конная армия Будённого потерпела тяжелейшее поражение от польских войск. Но в стихах поражение объявили славной победой, о которой должны помнить «польские паны». Эта же уверенность в победе над любым врагом, внушаемая обществу в конце 1930-х годов, стала причиной того, насколько тяжело переживали граждане СССР поражения, не раз случавшиеся в ходе большого наступления немцев в 1941-1942 годах. А Таллинская эвакуация флота, которая стала поражением, намного превосходящим Цусиму, либо замалчивалась, либо героизировалась и легендировалась, как тяжело доставшийся успех.

    Советская идеология не могла признать поражения. Ведь, во-первых, во главе страны и армии стоит партия, направляемая «единственно верным учением Ленина» – она не может проигрывать или ошибаться. А во-вторых, если коммунисты терпят поражения, то как отвечать на возникающий вопрос: зачем была устроена революция, красный террор и Гражданская война? Именно это сохранившееся преклонение перед победой и страх перед поражением во многом до сих пор служит причиной терзающего современное русское общество посттравматического расстройства, связанного с утратой былого «величия» при СССР. Ведь если мы не смогли спасти великое государство, то значит мы сами плохи, думает типичный носитель такого образа мыслей.

    Так что нам еще только предстоит научиться гордиться своими поражениями. И видеть в них знамение будущих побед. Стимул собраться с силами и победить.

    logohttps://www.znak.com/2021-11-03/pyat_luchshih_stendap_komikov_iz_ekaterinburga_o_kulture_otmeny_presledovaniyah_za_shutki_i_yumore_v

    2021.11.03

    В 2017 году молодые люди в Екатеринбурге объединились под названием Fresh Stand-Up и прошли короткий путь от выступлений в барах до собственного клуба — StandUp Spot, который открылся на пятом этаже в ТЦ «Успенский» в мае 2021 года. Сейчас в этом клубе шутят как местные, так и известные российские комики, приезжающие на гастроли. Звезде стендапа из Беларуси Славе Комиссаренко так понравилось здесь, что теперь он записывает в стендап-клубе свои выпуски концерта «Спасибо, у меня все» для своего YouTube-канала.

    Znak.com выбрал пять комиков движения Fresh Stand-Up, на чьи выступления стоит сходить. Мы поговорили с ними о том, чего они хотят достичь в юморе, об их отношении к культуре отмены и обиде на шутки, о юморе как форме психотерапии и о том, почему стендап — это искусство. 

    Саша Мокин: «Я вообще-то еще и на стройке работаю»

    «Мне 27 лет, и я работаю геодезистом в Новоуральске, мое хобби — стендап. Такое описание, наверное, хотели бы слышать мои родители, но не тут-то было, потому что теперь стендап тоже моя работа, — говорит комик Саша Мокин. — Занялся стендапом, потому что хотелось внимания, признания. Хотелось чем-то выделиться среди друзей. Да и просто я люблю юмор — 90% всего, что я смотрю, составляет юмор. Сначала я любил КВН, комедии, а когда начали переводить стендап, то его полюбил в разы больше и понял, что хотел бы связать с этим жизнь».

    Саша МокинСаша МокинАртем Билера

    Мечтой собственной карьеры Мокин назвал миллион подписчиков на YouTube-канале, ролики на котором собирали бы миллионы просмотров. У Саши Мокина вышло два концерта, для записи которых он выбрал нетипичные для этого места — не концертный зал, а гараж друга в Екатеринбурге и небольшой корабль в Нижнем Тагиле. Комик также ранее участвовал в работе YouTube-канала с названием FreakМашина. В выпусках этого канала, порой понятных только подготовленному зрителю, снимались и известные российские комики: Нурлан Сабуров, Руслан Белый, Александр Долгополов и другие.

    «У меня есть ежедневный подкаст, еженедельное шоу, ежегодный сольник (концерт). У меня сериал на стриминговом сервисе и у меня набирается полный зал людей в любом городе, которым интересно мое творчество, — хвастается комик. — Мой юмор особо не меняется, он просто трансформируется в зависимости от того, как я расту. Лет семь назад я шутил про внешность, теперь про ипотеку и секс. У меня в основном личные темы, хотелось бы что-то написать и о происходящем сейчас, но понимаю, что у меня пока не хватает опыта для этого».

    Мокин объясняет, что из-за отсутствия должной компетенции ему сложно объяснить происходящие в России негативные тенденции, но он пребывает «в шоке от того, что происходит вокруг».

    «Мне просто хочется, чтобы все жили счастливо и мирно, но почему-то так не получается. Когда я рос в любви, я и не думал, что в 27 лет у меня в стране будет такое будущее, думал, что самым сложным для меня будет найти хорошую работу, но оказалась, это только одна из задач», — добавил Мокин.

    Комик объяснил на примере из жизни, почему в России некоторые люди предвзято относятся к артистам юмористического жанра.

    «У меня недавно на работе директор ругался в течение 30 минут на тиктокеров, когда узнал по ТВ, сколько они зарабатывают. Он говорил, что пусть они платят огромные налоги, раз такие деньги зарабатывают: „Почему мы должны страдать, а они жить в шоколаде, просто снимая ролики?“ Думаю, что о стендапе люди также думают: осуждают просто за то, что это веселее, чем работа. Поэтому я и работаю параллельно на стройке. Если люди меня начнут осуждать, я скажу, что вообще-то еще и строитель», — шутит Мокин.

    Михаил Султанов: «Комедия может стать средством для снятия напряжения в обществе»

    Михаил Султанов выступает почти четыре года. Он начинал с сюрреалистичных шуток, а после перешел на юмор про свою жизнь.

    «Последнее время учусь рассказывать истории. Мне нравится длинное и смешное повествование, когда погружаешься в мир комика и буквально смотришь о нем фильм. Но сам я только делаю первые шаги в эту сторону», — говорит он.

    Михаил СултановМихаил СултановАртем Билера

    По мнению Михаила, стендап — это форма искусства. «Помню, кто-то говорил, что каждый комик — это как отдельный музыкальный инструмент. Мы как-то раз даже спорили с одним знакомым, который не считает комедию искусством. Его позицию тоже можно понять: вокруг много смешных людей, которые не занимаются стендапом. Они просто рассказывают что-то и на своей природной органике смешат друзей или коллег. Стендап для многих людей со стороны до сих пор иногда кажется чем-то легким и несерьезным: вышел на сцену, поделился мыслями, рассказал что-то из жизни. Весь большой крафт (работа над материалом) остается за рамками: написать шутки, проверить их много раз, работать над формулировками и раскрывать себя как личность», — объясняет комик.

    По его мнению, комедия сейчас быстро развивается и может стать средством для снятия накопившегося напряжения в социуме — это позволит стать обществу открытым и менее агрессивным. При этом комик заявил, что не всегда можно назвать стендап формой психотерапии.

    «Комедия дает нечто иное — ты можешь делиться даже странными вещами, если их получится сделать смешными, зритель примет тебя любым. Последние три месяца я обкатывал историю, как работал в кинотеатре и прогонял бомжей. Звучит как не самое приятное занятие, хотя в моменте это даже весело. Но когда люди смеются, ты сам миришься со своим прошлым», — говорит Султанов.

    Захар: «Свобода на Западе не взялась из ниоткуда»

    Захар (это творческий псевдоним) начал заниматься стендапом в апреле 2018 года, в те годы, когда выступать регулярно еще было сложно — Fresh Stand-Up только начинал свои еженедельные мероприятия.

    ЗахарЗахарАртем Билера

    Единственная для него причина стать известным — принести больше узнаваемости клубу StandUp Spot и местному движению. Это позволит комикам из Екатеринбурга проще шагать по «протоптанным дорогам».

    Захар считает, что на Урале проще шутить, учитывая культурные особенности: здесь национальный и религиозный состав достаточно однороден. В целом по России ситуация осложнилась, размышляет он.
     
    «Обстоятельства теперь вынуждают комиков фильтровать свой материал. Мне это не нравится, но от этого никуда не денешься. Все комики в России выросли на западном стендапе, смотрели и переносили все принципы и контексты оттуда: свобода слова, резкость в суждениях и выражениях. Долгое время мы как комики жили в своем мирке, пока нас не замечала широкая аудитория. Потому наша иллюзия, что можно как на Западе, крепла, — объясняет екатеринбургский комик. — Сейчас происходит крушение этих иллюзий. Это грустно осознавать. Но нам придется понять, что вся свобода комиков на Западе не взялась из ниоткуда. Если изучить этот вопрос, то и там границы дозволенного расширялись весьма постепенно.  Рано или поздно нас должны были осечь, очертить моральные рамки. Только грустно осознавать, что происходит это так безгранично жестоко, и никакой помощи от правоохранительных органов ждать не приходится».

    Несмотря на возникшие сложности для стендапа, перспективных новичков, которые хотят найти себя в юморе, в Екатеринбурге стало больше, уверяет Захар.

    «Важнее то, что новичок в комедии Екатеринбурга больше не ставит себе первой же целью переезд в Москву. Из тех, кто пришел в тусовку, когда Fresh уже разогнался, в Москву не уехал никто. В других регионах же абсолютно нормальной историей считается, когда едва оперившийся комик с первыми 10 минутами материала сразу же старается переехать/попасть в московский проект», — добавляет Захар.

    Влад Геккель: «На юмор есть всего две адекватных реакции — смех или не смех»

    По словам Влада Геккеля, в стендап он пришел из-за любви к сцене. «В школе и в университете я на многих мероприятиях выступал, много вел, а когда я закончил получать образование, этого стало не хватать. И в 2016 году совпали несколько факторов: дерьмовые события в жизни, желание выступать и приятель, который стал устраивать стендап-мероприятия в Екатеринбурге», — утверждает комик.

    Влад ГеккельВлад ГеккельАртем Билера

    Геккель говорит, что среднестатистическому зрителю обычно нравятся шутки на близкие и понятные темы, но во «Фреше» есть постояльцы, которые воспринимают местных артистов по-особенному. «Постоянные наши зрители любят наблюдать за комиками, как за персонажами [из культуры], им интересно, какие события пережил конкретный комик и какую позицию он сформировал по этому поводу», — говорит артист.

    Анализируя новую реальность, Влад считает, что всегда нужно думать о том, что говорить со сцены.

    «Расстраивает, что люди не относятся к шуткам как к шуткам, а находят повод оскорбиться. Отсюда и эти идиотские гонения в последнее время. Реакция неадекватная. На юмор есть всего две адекватных реакции — смех или не смех. Все остальное уже внутренние проблемы людей, и лучше к психотерапевту сходить, — размышляет Геккель. — Не думаю, что стендап-движение уйдет в подполье. Если честно, об этом просто думать не хочется. И так с этой пандемией беспонтовой приходится крутиться. Но с другой стороны, что будет? Запретят смех? На самом деле среди комиков не очень многие имеют у себя в материале политические шутки, а те, кто имеет, говорят об этом чаще иносказательно. В моем идеальном мире комики могут свободно высказываться на любые темы в рамках своей комедии, а еще достаточно зарабатывать, даже вне медийного пространства».

    Степан Дорофеев: «Одна из задач комика — обратить уныние, боль и несправедливость мира во что-то смешное»

    «В юморе я с 17 лет — тогда я впервые выступил на открытом микрофоне. Три с половиной года активно занимаюсь стендапом, — говорит молодой комик Степан Дорофеев. — Есть мечты, которые не связаны со стендапом, но косвенно его касаются: снять фильм или сериал. Хочу записать свой концерт, как и любой комик. Стать лучшим в своем ремесле, чтобы жить за счет творчества и заниматься только им, чтобы была свобода, и доход зависел от творчества. Моя идеальная аудитория — платежеспособная, с большими деньгами. С отличным вкусом, очень умная, дружелюбная. Которая готова носить меня на руках. Вот чего я хочу добиться».

    Степан ДорофеевСтепан ДорофеевАртем Билера

    Он уверяет, что в Екатеринбурге — одно из лучших и перспективных стендап-движений. «Три года назад сложно было даже подумать, что такая движуха возникнет у нас. За это время мы ее так сильно развили и хотим еще сильнее продвинуться. Есть свой кайф в том, что, когда многие стремятся уехать в Москву и Санкт-Петербург, мы пытаемся добиться успеха здесь», — говорит Степан.

    К сожалению, сейчас, считает Дорофеев, популярность для комика — это больше мишень, чем защита.

    «К словам популярных комиков обращено большее внимание. Я чувствую, что, когда человек ноунейм, — например, такой как я, — он может говорить чуть больше, а власть или другие люди на меня не обратят внимание. „Отмена“ человека или заведение дел на комиков — оба исхода плохие. Неприятно выбирать меньшее из этих зол. Если шутка не нравится, просто не смейтесь. Кому-то может быть смешно или не смешно, но порицать общественно или сажать — неправильно. Это же всего лишь шутка», — говорит комик.

    По словам Степана, у него нет стоп-тем, на которые он бы не стал говорить, но есть темы, которые ему неинтересны или заезжены, например, писать шутки про различия между мужчинами и женщинами.

    В юморе, по мнению Дорофеева, есть место и грусти: «Одна из способностей комика — обратить уныние, боль и несправедливость мира во что-то смешное, как Иисус превратил воду в вино».

    Дорофеев утверждает, что сейчас нет обстоятельств, которые бы заставили его уйти из стендапа, так как это ремесло, приносящее удовольствие и деньги, редкое, и за него нужно держаться.

    «Странно будет уйти и спустить накопленный за три года опыт в унитаз. Я думаю, что буду заниматься стендапом еще очень долго. Возможно, что-то изменится, если мне вдруг по башке ударят и я немым стану, или болезнь случится. Но я выкручусь. Буду для немых выступать с сурдопереводчиком. Я держусь за стендап до последнего», — бодрится комик.

    С афишей и подробной информацией о мероприятиях стендап-клуба можно ознакомиться на сайте Fresh Stand-Up или в их группе в соцсети «ВКонтакте».

  • Рассказ о россии на английском 6 класс с переводом кратко
  • Рассказ о русских народных сказках 2 класс
  • Рассказ о россии по карте природных зон 4 класс сообщение
  • Рассказ о российском спортсмене на английском языке с переводом 6 класс
  • Рассказ о русских традициях на английском