Рассказ о рублеве 5 класс однкнр

В культуре любого народа есть идеалы, которые на протяжении многих веков являются образцами для творчества. одним из таких идеалов в

В культуре любого народа есть идеалы, которые на протяжении многих веков являются образцами для творчества. Одним из таких идеалов в русской культуре является творчество Андрея Рублёва. Его работы создавались во время великих перемен в жизни русского народа. В людях проснулось самосознание и понимание необходимости объединения ради достижения независимости. На этой волне пробуждается интерес к культуре Руси домонгольского периода и появляются великие живописные и литературные произведения.

Доклад №2

О жизни Андрея Рублёва, одного из известнейших представителей русской иконописной школы, известно не очень много. Родился он, предположительно, в 1360-1365 году, прожил около 65 лет. Имя Андрей ему дали при постриге в иночество в Троицкой лавре, сведений о настоящем имени нет.

В летописях имя Андрея Рублёва появляется в 1405-1408 годах. В них упоминается, что чернец Андрей Рублёв в эти годы, вместе с другими мастерами, расписывал иконами и фресками Благовещенский собор Московского Кремля, собор Успения во Владимире.

Здесь же говорится, что обучал его иконописи его товарищ Даниил Чёрный.

Вместе с ним и другими иконописцами Рублёв в 1425 — 1427 годах работает в Троицко-Сергиевом монастыре. Он расписывает стены храма Святой Троицы фресками и пишет иконы для иконостаса. В Житие преподобного Сергия Радонежского, упоминается имя Андрея Рублёва как прекрасного мастера, который превосходит всех. Там же отмечены его большие заслуги в оформлении Троицкого собора.

В 1428 году им был расписан Спасский собор Андроникова монастыря. Некоторые исследователи творчества Рублёва считают, что роспись этого собора была последней работ мастера. Предположительно через два года он умер. Датой смерти считается 29 января 1430 года.

Большая часть наследия великого мастера утрачена, но сохранившиеся до нашего времени работы во всей полноте раскрывают талант и индивидуальность мастера

В одном из залов Государственной Третьяковской галереи выставлена икона Андрея Рублёва икона «Троица». Она является поистине шедевром мировой и русской культуры. По ней можно достоверно судить о стиле живописи ее создателя. В эту работу мастер вложил глубокий философский смысл и тонкую поэзию.

Специалисты, изучающие творчество мастера, считают, что по ряду работ нет достоверных доказательств о том, что они созданы именно Андреем Рублёвым. Древнерусские иконописцы работали артелью, поэтому сложно выделить какого-то одного мастера. Принадлежность ряда работ кисти Андрея Рублёва до сих пор являются предметом споров учёных.

Имя Андрея Рублёва и его шедевры стали широко известны в стране только в 1918 году. В советское время в Андрониковом монастыре был открыт музей Андрея Рублёва. В 1988 году преподобный Андрей канонизирован Русской православной церковью.

5 класс

Техника рублевской иконописи


Андрей Рублев. Вознесение Христово (фрагмент). 1408. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Андрей Рублев. Страшный суд: Престол уготованный. Богоматерь, Иоанн Предтеча, Адам, Ева, ангелы, апостолы Петр и Павел (фрагмент). 1408. Успенский собор, Владимир


Андрей Рублев. Пророк Софония (фрагмент). 1408. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Ранние образцы рублевской иконописи соответствуют общим правилам, которых придерживались мастера того времени. На православных образах XIV–XV веков принято было изображать суровые и аскетичные лики с характерными византийскими чертами: большими глазами, высоким лбом, прямым носом и тонкими губами. Мастера использовали в основном сдержанные, темные цвета: темно-красный, коричневый, охристо-желтый.

Ранние работы Рублева иконописец и реставратор начала ХХ века Василий Гурьянов описывал так: «…лики написаны тонкослойно с соблюдением крайней последовательности в переходе от освещенных мест к неосвещенным, выглядят определенно зеленоватыми в тенях и моделированы коричневой («темной») охрой без отметок, т.е. без ударов на наиболее светлых местах для обозначения белою краскою бликов; в соответствии с ликами так же слабо моделированы и фигуры, а контур обозначен лишь тонкой описью».

В более поздних работах Андрей Рублев отошел от канонов иконописи. Он часто пользовался светлыми, легкими красками — золотисто-желтой, светло-голубой, розовой. Лики на его иконах приобрели славянские черты — мягкий округлый овал лица, светлые волосы и глаза, широкий лоб. Изменились и выражения лиц: рублевские ангелы и святые стали радостными, одухотворенными, на некоторых ликах появились чуть заметные улыбки. «Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию», — писал искусствовед Михаил Алпатов.

Иконописец часто пользовался приемом лессировки — поверх основного слоя краски наносил еще один, полупрозрачный, на котором выписывал тонкие детали. Такая техника позволяла создать плавные линии и сгладить переходы цвета.

Популярные темы сообщений

  • Томаса Мор
    Сэр Томас Мор, был лорд-канцлером Англии, юристом, философом. В историю же он вошёл как автор самой знаменитой утопии по государственному устройству. Сэр Томас родился в семье лондонского судьи, 7 февраля 1478 года,
  • Город Рязань
    Город Рязань это не просто старый, а можно сказать, один из самых древних городов России. Он расположился на правом берегу реки Оки и входит в ближайшее кольцо больших городов, расположенных не очень далеко от Москвы.
  • Юрий Гагарин
    Гагарин был первым из жителей СССР, который покорил космические просторы. Родился он 9 марта 1934 года. С самых юных лет увлекался полетами. Учиться ему довелось в Саратовском индустриальном техникуме. Далее стал ходить в клуб авиалюбителей.

Творчество Рублёва

Андрей Рублев воспринял традиции классицизма византийского искусства 14 века, которое он знал по работам греческих мастеров, находившихся в Москве, и особенно по созданиям Феофана Грека московского периода (Донская икона Богоматери, иконы Деисуса в Благовещенском соборе).

Другим важным истоком формирования искусства Андрея Рублева является живопись московской школы 14 века с ее проникновенной душевностью и особой мягкостью стиля, опирающаяся на традиции владимиро-суздальской живописи 12 — начала 13 веков.

Образы Андрея Рублева в целом адекватны образам византийского искусства около 1400 и первой трети 15 века, но отличаются от них большей просветленностью, кротостью и смирением; в них нет ничего от аристократического благородства и интеллектуального достоинства, воспеваемых византийским искусством, зато предпочтение отдается скромности и простоте.

Лица — русские, с некрупными чертами, без подчеркнутой красивости, но всегда светлые, благообразные.

Почти все персонажи погружены в состояние безмолвного созерцания, которое может быть названо «богомыслием» или «божественным умозрением»; какие-либо внутренние аффекты им не свойственны.


Ангел-символ евангелиста Матфея


Апостол Павел


Евангелист Матфей

Творчество Андрея Рублева определило в 15 в. расцвет национальной школы русской живописи, оригинальной по отношению к Византии. Оно оказало огромное влияние на все русское искусство московского круга вплоть до Дионисия.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Произведения Андрея Рублёва- иконы, росписи- являются величайшим культурным наследием России. Иконы бережно хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее в Москве, они и росписи охраняются государством.
  • Андрей Рублёв оказал огромное влияние на современников и потомков, изменив зрительный образ Царства Небесного.
  • Русская православная церковь канонизировала Андрея Рублёва в 1988г.

Данный материал можно использовать, готовясь по теме: ЕГЭ С6 (№40) исторический портрет.

Автор: Мельникова Вера Александровна

Интересные факты из жизни художника

В страшные времена войн и усобиц XIV–XV веков на Руси появился великий иконописец Андрей Рублёв.

Сохранилось представление о Рублёве, как о человеке доброго, смиренного нрава, «исполненного радости и светлости».

Ему была свойственна большая внутренняя сосредоточенность. Все созданное им – плод глубокого раздумья. Окружающих поражало, что Рублёв подолгу, пристально изучал творения своих предшественников, относясь к иконе как к произведению искусства.

Хотя имя Рублёва упоминалось в летописях в связи со строительством различных храмов, как художник он стал известен лишь в начале двадцатого столетия после реставрации в 1904 году «Троицы» – главнейшей святыни Троице-Сергиевой лавры, самого совершенного произведения древнерусской живописи. После расчистки этой иконы стало понятно, почему Стоглавый собор постановил писать этот образ только так, как его писал Рублёв. Только тогда начались поиски других произведений художника.

Во время Куликовской битвы в 1380 году Рублёв уже входил в княжескую артель мастеров, которая переходила из города в город и занималась строительством и украшением церквей. В то время на Руси возводилось много церквей, в каждой из которых должны были работать иконописцы.

Невозможно последовательно проследить творческий путь Рублёва, потому что древнерусские художники-иконописцы никогда не подписывали и не датировали свои работы.

, , ,

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Андрей Рублев: биография и творчество (кратко)

Прославление преподобного состоялось не так уж давно, в 1988 году, год празднования 1000-летия Крещения Руси. Биография и творчество Андрея Рублёва не просто привлекает внимание историков и верующих. Немногочисленные сведения его жития и авторские творения, пробуждают желание писать о преподобном, снимать фильмы о нём.

Иконописные произведения святого Андрея Рублёва вдохновляют новые поколения мастеров. Биография Андрея Рублёва кратко, но ярко оставила след в христианстве. Дата его рождения доподлинно неизвестна, имеющиеся сведения о нём, представляют собой лаконичные воспоминания в летописях и записи в «Сказаниях о святых иконописцах» начала 17 – го века.


Прославление преподобного состоялось не так уж давно
Но этой информации стало достаточно, чтобы понять, почувствовать значимость творчества преподобного. Андрей Рублёв написав икону «Христос Вседержитель» смог через краски изобразить Слово Божье. Икона «Архангел Михаил» Андрея Рублёва образец древнерусской иконографии и живописи.

Росписи собора Святой Троицы

Неразрывно связана биография Андрея Рублёва и картина — икона «Троица». В начале 15-го века его и Даниила Чёрного пригласили расписать Троицкий собор Троице – Сергиевой обители, основанной преподобным Сергием Радонежским. Кроме знаменитой иконы «Троица», фрески этой росписи, не сохранились до наших дней.


В начале 15-го века его и Даниила Чёрного пригласили расписать Троицкий собор

Икона Андрея Рублёва Богоматерь «Владимирская» признана примером для подражания. Влияние его стиля испытывает на себе каждый иконописец. Преподобный при жизни прославился своими творческими работами, а после кончины, имя его стало бессмертным.


Икона Андрея Рублёва Богоматерь «Владимирская»

Из биографии.

  • Андрей Рублёв, иконописец. Был учеником Феофана Грека.
  • Рублёв – современник Сергия Радонежского и Дмитрия Донского.
  • Сведений о происхождении Рублёва практически нет. Да и имени его, данного при рождении, мы не знаем. Андрей — имя, данное ему при пострижении в монахи. Можно лишь догадываться, что он из семьи ремесленников, та как «рубель» — это нож для работы с кожей. Возможно, отсюда его прозвище- Рублёв.
  • Впервые в летописи Андрей Рублёв упоминался, когда речь шла о росписи Благовещенского собора в Москве в 1405 г. Феофаном Греком, старцем Прохором и Рублёвым.
  • Конец 14- начало 15 века в истории Руси характеризуется национальным подъёмом, вызванном победами Дмитрия Донского над Золотой Ордой. Эти идеи нашли отражение и в творчестве А.Рублёва. Его интересовали нравственные, духовные проблемы , и он отражал величие, силу и красоту человека в своих произведениях.

Особенности творчества Андрея Рублёва

  • Творчество А.Рублёва принадлежит к Московской школы иконописи. Для неё характерен синтез традиций Новгородской, Владимиро-Суздальской школы, а также византийского иконописания. Ему были чужды суровые лица святых, полные драматизма. Его образы более просветлённые. На полотнах много света, умиротворения.
  • Произведения отличает человечность, идея гармонии и согласия. Они несут миру чистоту, любовь, стремление к идеалу, счастью, несмотря на вражду, жестокость , тяготы и беды вокруг.
  • Совершенство формы произведений
  • Отражение в зримых образах небесной чистоты, благоговение перед Божественным. В его иконах много света, он словно исходит изнури, освещая всё пространство вокруг, наполняя душу радостью и счастьем. Лёгкость в пропорциях фигур — одна из особенностей его икон.

Загадка Рублёва

Андрей Рублёв — одна из самых загадочных личностей в отечественной истории. О нём сохранились лишь краткие записи в работах современников и более поздних источниках. Довольно трудно определить и точное количество его работ. Это связано с традицией не подписывать иконописные работы, так как они являлись олицетворением Господа и святых предстоятелей и писались по установленным канонам, а не по воле иконописца.


Преподобный Андрей Рублев

Андрей Рублев интересные факты

Статья Википедия по биографии и творчеству преподобного Андрея Рублёва, раскрывая факты жизни святого, не упоминает о самом важном проявлении, подтверждении святости великого иконописца. И о том, как были найдены, сохранившиеся шедевры.

100 лет назад, была организована комиссия по сохранению исторических памятников, что примечательно это время дореволюционное, богоборческое. Эта комиссия отправилась в Звенигород, где Андрей Рублёв для собора написал 9 икон деисусного чина, то есть для иконостаса. Из них было найдено только 3 списка, в сарае среди наколотых дров.


Святой Андрей Рублёв почил в 1428 году от мора чумы

Представляли они собой чёрные доски, но в том, что это были иконы, сомнений не было, потому что у них был отличительный признак, выступ-рамка, так называемый ковчег, символизирующий разделение земного и небесного. Расчистив фрагмент одной из икон, реставратор был ошеломлён. Это были иконы Андрея Рублёва: «Христос Вседержитель» и «Архангел Михаил».

О его мастерстве говорили так: иконы дымом написанные, ибо воздушность и цветовые переходы в иконе дышат. Третий список принадлежал авторству духовного собрата, сотрудника преподобного Андрея, иконописцу Даниилу Чёрному, неся вместе служение Богу, они расписали не один храм. Икона изображала апостола Павла.


О его мастерстве говорили так: иконы дымом написанные

Святой Андрей Рублёв почил в 1428 году от мора чумы. Даниил Чёрный преставился ко Господу чуть позже, но перед кончиной свидетельствовал братии, что к нему пришёл брат его Андрей, весь в свете нетварном, зовущим с собой. Об этом есть летописная монастырская запись, подтверждающая святость преподобного Андрея Рублёва.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

II. Повторение пройденного
материала Кроссворд “Путешественник
Афанасий Никитин”. <Приложение 1>

Задание.

По горизонтали:

1. Страна, в которую отправился А. Никитин. 2.
Диковинное животное, увиденное путешественником
впервые. 3. Правитель Индии. 4. Море, у берегов
которого разбился корабль путешественника. 5.
Сколько лет пробыл Никитин в Индии. 6. Сословие, к
которому принадлежал А.Никитин. 7. Закончи
выражение путешественника: “Прекрасна страна
Индия, но нет ничего дороже …”.

По вертикали:

1. Река, по которой начал своё путешествие А.
Никитин. 2. Какой океан переплыл Никитин во время
своего путешествия. 3. С какого слова начинается
название книги путешественника а. Никитина. 4. Из
какого города был родом А. Никитин.

Оценить подготовку домашнего задания.

  Решают кроссворд

III Актуализация знаний, объявление
новой темы. В 14-15 веках в России создались
все условия для подъема культуры:

— победа над
монголо-татарским игом;

— объединение земель вокруг Москвы.

У народа пробуждалось чувство независимости,
единства и любви к своей земле. Это отразилось и в
творчестве мастеров того времени.

Одним из таких великих мастеров был иконописец
Андрей Рублёв.

Сообщение темы и целей урока: “Великий
иконописец Андрей Рублев”

Сегодня на уроке вы познакомитесь с биографией
великого иконописца, его творчеством, а так же
узнаете технологию изготовления икон.

   

Записывают тему урока в тетрадь.

IV Изучение нового материала Вводное слово.

Русские мастера
создали в 14-15 вв. многие знаменитые памятники
архитектуры. Было построено много храмов,
которые украшались фресками, иконами. Образцом в
иконописи стали творения Андрея Рублева.

Андрей Рублев причислен к Лику Святых.

Биография.

О жизни гениального Рублева известно очень
мало. Предполагается, что он родился в Московском
княжестве в 1460(70) гг.

Происходил из семьи ремесленника (рубель –
инструмент для накатки кожи). Ещё мальчиком
прошел постриг, т.е. стал монахом, в
Троице-Сергиевым монастыре.

— Что вы помните об этом монастыре?

Современный вид Троице-Сергиевой Лавры.

Первое упоминание об Андрее Рублёве в летописи
относится к 1405году. Где говориться, что он
расписывал стены Благовещенского собора в
Московском Кремле вместе с Феофаном Греком.

К сожалению, тот собор, который расписывали они,
сгорел, но на его месте построили новый каменный
собор, где есть иконы Рублева и Феофана Грека.

Феофан Грек, византийский художник, руководил
иконописной мастерской в Москве. Однажды он
приметил работы Рублева и понял, каким талантом
обладает молодой иконописец и взял его к себе в
ученики.

Несколько лет они работали вместе, сначала
расписывали стены, а затем принялись за иконы. На
каждой иконе изображали какого-нибудь святого и
ставили иконы в ряд. Сначала 1 ряд, но места не
хватило, затем 2-ой и так до 5-ти рядов.
Образовалась целая стена, её называли
иконостасом.

Когда Рублев закончил работу в Благовещенском
соборе он вернулся к себе в монастырь, и в память
о монахе Сергее Радонежском начал расписывать
стены Троицкого собора. В это же время написал он
свою знаменитую икону “Троица”. Фрески
монастыря не сохранились, а икона дошла до наших
дней.

Посмотрите на икону, что изображено на ней?

О чем повествует эта икона, вы сейчас
прочитаете в учебнике? (С.64)

— О ком говориться в христианской легенде?

— Как помогли ангелы семье?

— Как можно определить, что на иконе ангелы?

— Какие цвета использует художник?

В своей работе Андрей Рублёв использовал
нежные, светлые и золотистые краски, поэтому его
иконы легко отличить от работ других мастеров.

Сравните иконы А.Рублёва и Ф.Грека. (Цвета, четы
лица)

Иконы Рублева служили образцом для всех
последующих поколений.

Самое интересное, что икона не всегда
оставалась такой как сейчас. Её несколько раз
подрисовывали, закрашивали другие художники. Так
как олифа, самый верхний слой, со временем
чернеет, срок её службы от 30 до 90 лет.

Посмотрите на икону, как она сильно изменилась.
Она не только была закрашена на несколько слоев,
но и прикрыта окладом. В 1904 году с нее постепенно
начали снимать слои нанесенных красок, и только
1919 году она стала выглядеть такой, как мы ее
видим.

Как писали иконы, вы прочитаете самостоятельно
и постарайтесь запомнить этапы изготовления
икон (с. 65-66)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

В прошлом году изучали биографию Сергия
Радонежского, основателя этого монастыря. Именно
Сергий Радонежский благословлял воинов на войну
с монголо-татарами.

Отвечают.

Один читает, все остальные следят.

Отвечают на вопросы.

Проводят сравнительный анализ.

Сравнивают.

Читают самостоятельно абзац.

Цель: определить основные источники духовно-нравственной культуры народов России.

Тип урока: открытие новых знаний.

помочь детям усвоить новые понятия многонациональная культура, духовно-нравственная культура;

познакомить с известными деятелями науки и культуры.

развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы;

развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;

формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Технологии обучения: технология деятельностного подхода, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

учебник Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс; презентация;

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. 

Организационный момент. Психологический настрой.

Здравствуйте, ребята! Я рада тому, что мы с вами снова отправляемся в дорогу за знаниями. Этот путь нелегкий, но очень увлекательный.

Настраиваются на урок.

2.

Актуализация опорных знаний.

В 4 классе мы с вами изучали предмет «Основы религий и светской этики». В этом году мы будем говорить о культуре и религии народов России». Давайте вспомним, что такое культура? Слайд 2

Давайте рассмотрим, какого человека мы можем назвать культурным? Назовите внешние признаки. Слайд 3,4

Какими чертами характера обладает культурный человек? Сверьте свои высказывания. Слайд 4

Какими знаниями должен обладать культурный человек? Слайд 5

Важно ли знать культурному человеку традиции своих предков и историю?

Культура – (от лат.) возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.

(Ответы учащихся)

Одет соответственно ситуации, у него грамотная речь, он хорошо знает правила этикета и поведения в обществе.

Ответственность, доброта, вежливость, искренность, сила воли и умение владеть собой, уверенность в себе, чувство меры и такта, отсутствии хамства, уважение к другим, сочувствие и сострадание,

готовность

помочь.

Эрудированность и образованность, общие знания о мире, умение ценить прекрасное.

Умение стремиться к новым знаниям и умениям, готовность учиться и стремление к постоянному самосовершенствованию.

Важно знать про собственную страну, ее историю, народ, национальные традиции.

3.

Постановка целей урока.

Как называется страна в которой мы живём? –

Что означает слово Федерация?

Слайд 6

Посмотрите на политическую карту России.

Она похожа на большой разноцветный цветок с множеством лепестков разной формы и величины

-А по – настоящему эти лепестки называются краями, областями, округами, республиками.

-В России живут самые разные народы. Их больше 150. Как вы думаете, какой народ самый многочисленный?

За ними идут татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, мордва, белорусы.

У каждого народа свой язык и самобытная культура. Союз народов скрепляет и общая история, и культура. Ведь многие народы живут в России издавна, делят друг с другом горе и радости.

Как звучит тема нашего урока?

С чем же мы познакомимся на уроке?

Кто формирует культуру страны?

Сформулируйте, с кем мы познакомимся на уроке?

Имя нашей страны — Россия, Российская Федерация.

Слово «федерация» обозначает «объединение», «союз».

Главой государства является президент.

Самый многочисленный народ — русские.

Мы познакомимся с культурой разных народов.

Культуру страны формируют люди.

Мы познакомимся с людьми, которые оказали влияние на культуру России.

4.

Физкультминутка

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть спокойно мог.

Поднимают руки вверх и опускают через стороны.

Руки согнуты в локтях, ладони в стороны и подняты на уровне головы.

Повороты головы вправо и влево.

5.

Открытие новых знаний.

Работа по учебнику. Стр. 7

Беседа по иллюстративному материалу «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?».

Работа с учебником с.11

Культура России всегда находила признание, высокую оценку 
во всём мире.

Великая культура России – плод труда разных народов. Наравне с русскими в её создании участвовали татары и осетины, кабардинцы и мордва, якуты и чеченцы.
В каждом народе мы найдём имена тех, кто оставил свой след в культуре России.

Прочитайте статью на с. 7, рассмотрите иллюстрации, и попробуйте составить небольшие словесные портреты. Что вы знаете об этих людях?

Кто самый известный иконописец в России? Андрей Рублёв внёс в культуру родной

страны неоценимый вклад. Прочитайте текст про Андрея Рублева.

Назовите самую знаменитую икону А.Рублева.

Прочитайте текст и ответьте на вопрос: Какой библейский сюжет изобразил иконописец?

Читают статью, рассматривают иллюстрации.

Составляют словесные портреты. Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки.

Андрей Рублёв.

О жизни Андрея Рублёва известно немного. Он жил в XIV-XVвв., был монахом, изучал иконописное искусство в школе Феофана Грека. Искусствоведы отмечают, что цвета для своих работ Рублёв брал из окружающей природы, красоту которой он глубоко чувствовал.

В голубом цвете икон можно увидеть глубину неба Руси, белый цвет напоминает белоствольные берёзы, золотистая охра – осеннюю листву, а в тёмно-зелёном цвете угадываются сумерки хвойного леса…

Икона «Троица»

Читают текст, отвечают на вопрос.

6.

Первичное закрепление.

Беседа с опорой на текст учебника и собственный опыт.

Вы обдумайте рассказ,

Не заучивая фраз.

И задумайтесь о том:

Что рассказано? О чем?

Что зачем произошло?

И к чему все привело?

Подумай и дай ответ

Кем был Андрей Рублёв?

Откуда художник брал цвета для своих работ?

О чём рассказывает библейский сюжет?

Как передал художник сюжет библейского рассказа в иконе «Троица»?

Кого символизирует Ангел изображённый в центре?

В сюжете «Троицы» присутствует движение или действие?

Для чего предназначена икона?

Многонациональная культура укрепляла дружбу и добрососедство. Веками взаимопонимание и взаимопомощь людей разных национальных культур были основой исторического развития России.

Приведите примеры взаимопомощи между людьми, между народами.

Отвечают на вопросы

Работают в группах.

7.

Рефлексия.

Продолжите фразы:

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • урок дал мне для жизни…

  • мне захотелось…

Продолжают фразы.

8.

Домашнее задание

Запишите в дневник домашнее задание.

Подготовить словесный портрет выдающегося деятеля культуры России.

Записывают домашнее задание.

23.09.2020

Вагапова Регина Ильдаровна

Цель урока: познакомить учащихся с источниками, создающими нравственные установки, вкладом отдельных личностей в культуру, формировать у учащихся умение извлекать существенную информацию из источников, систематизировать её, обобщать, представлять в графическом виде; развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сопоставление, классификация), творческое воображение; воспитывать желание внести вклад в развитие культуры своей Родины.
Задачи урока: через работу с материалами учебника рассмотреть вопросы о жизни человека вне культуры, о процессе усваивания человеком культуры и внесением своего вклада в культуру; выявить, что законы нравственности – это часть культуры общества; уяснить источники формирования нравственных законов общества, пробуждать желание учащихся защищать природу, помочь осознать личную сопричастность в деле охраны природы.

Оценить



3484

Содержимое разработки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МЕЛЕУЗОВСКИЙ РАЙОН

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №3

Разработка урока по ОДНКНР в 5 классе

Понятие культура. Виды культуры

Составила:
учитель высшей квалификационной категории

Вагапова Регина Ильдаровна

5 класс. Тема «Понятие о культуре. Материальная и духовная культура»

 Цель урока:__познакомить учащихся с источниками, создающими нравственные установки, вкладом отдельных личностей в культуру, формировать у учащихся умение извлекать существенную информацию из источников, систематизировать её, обобщать, представлять в графическом виде; развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сопоставление, классификация), творческое воображение; воспитывать желание внести вклад в развитие культуры своей Родины.

Задачи урока: через работу с материалами учебника рассмотреть вопросы о жизни человека вне культуры, о процессе усваивания человеком культуры и внесением своего вклада в культуру; выявить, что законы нравственности – это часть культуры общества;  уяснить источники формирования нравственных законов общества, пробуждать желание учащихся защищать природу, помочь осознать личную сопричастность в деле охраны природы.

1. Что значит «духовный мир»?

Предлагает прочитать поговорку: «Не хлебом единым жив человек»

Как вы понимаете эти слова?

– Слово «хлеб» здесь употребляется в переносном смысле, под ним

подразумевается материальные блага. Духовно богатый человек добр и

красив, знает и любит искусство, природу, культуру своего народа, уважает  язык и обычаи других народов.  

Задание на карточках в парах

Зелёным цветом обозначьте то, что вы считаете духовными ценностями, а красным — материальные.

— Все мы знаем, что означает материально богатый человек, а что означает – духовно богатый человек?

     Духовность человека в немалой степени зависит от его образованности, нравственных качеств. Она проявляется в высоких чувствах доброты, любви, веры, справедливости, в чувстве собственного достоинства и в уважении к достоинству других. Духовное богатство человека не даётся ему при рождении. Каждый из нас способен сам творить и создавать свой духовный мир.

2. Твоя образованность

Огромную роль в жизни человека и общества играет образование. Кроме передачи накопленного опыта, знаний, образование способствует развитию личности. С его помощью человек приобщается к культуре.

— Кого мы можем назвать образованным человеком?

На данном этапе жизни основное образование вы получаете в школе. Выберете школьные предметы (не менее 3-х), которые вам наиболее всего нравятся, и объясните, каким образом они обогащают ваш духовный мир?

3. Книга и чтение – важная часть культуры человека

Создание письменности значительно ускорило развитие человеческой культуры. Появление печатных книг, открытие библиотек способствовало тому, что число грамотных людей увеличивалось, а это, в свою очередь, определяло развитие науки, техники, искусства. Книга давала возможность использовать опыт прошлого, познавать законы природы и общества.

Предлагает ученикам проанализировать поговорки, которые лежат у них на парте 

Соедини две части и объясни смысл пословиц и поговорок.

Хлеб питает тело, а книга питает разум.

Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.

Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.

Предлагает подумать над проблемой:

В последнее время число читателей библиотек снизилось. Школьники больше увлекаются «сидением» в Интернете и компьютерными играми. Выскажи своё мнение: может ли Интернет заменить книги и чтение?

4. Твои интересы

Большую роль в получении знаний играет твой личный интерес. Без него процесс обучения становится принудительным трудом.

Интерес всегда пробуждает активность. Когда человеку интересно, учёба и работа становятся для него источником радости. Он творит, создаёт, узнаёт что-то новое.

Интересы человека могут быть очень разнообразны. Иногда они становятся «второй профессией» человека, в которой он достигает больших высот. У каждого из нас есть увлечения. Интересы и увлечения — это неотъемлемая часть нашего духовного мира.

— Представь, что у тебя есть два часа свободного времени. Как ты им распорядишься? Сколько времени потратишь:

На просмотр телевизора ________

Игру на компьютере________

Чтение книги_________

Разговор по телефону _________

Прогулку и игры с друзьями _________

Проанализируй полученный результат: сколько времени ты отдаешь чтению книг? Не тратишь ли его на пустое времяпрепровождение? Правильно ли организуешь свой досуг? Что нужно тебе изменить в организации своего свободного времени, чтобы стать более образованным человеком?

5. Твоя культура поведения

Культура поведения тесно связана с нравственностью, с общим развитием человека, его интересами, увлечениями, знаниями — со всем, что составляет внутренний мир человека. Многие правила поведения характеризуют отношение человека к другим людям и самому себе. Это правила учтивости, вежливости, внимательности, точности — то, что принято называть этикетом.

Современный этикет определяет поведение людей в быту, в общественных местах, на улице, в гостях и на различного рода важных мероприятиях (вечерах, приёмах).

Работа с наглядностью. Проанализируй иллюстрации на слайде и назови правила этикета, которые на них нарушают.

6. Дается понятие о культуре

-Культура – это все то, что создано человеком.

Далее учитель перечисляет слова, относящиеся или не относящиеся к понятию культура. А дети должны записать только те, которые относятся к культуре (Машины, дома, озеро, посуда, песни, небо, книги, игры, дерево, солнце) .

— Вспомните, ребята, каждый день мы с вами встречаемся с мусором. Где мы его можем увидеть? (у подъезда, в коридоре школы, вдоль дороги, в лесу, везде)

Поднимается проблема

— А мусорка, свалка отходов будут являться культурой? (да — нет)

Возникает спор, которым руководит учитель, он просит детей доказать свою точку зрения.

— Культура – это все то, что создано, сделано человеком. А кто как не человек сделал свалку или мусорку? Конечно человек, все люди. Поэтому свалка – это и есть культура.

Далее рассматривается материальная и духовная культура, где также включается свалка. Детям предстоит самостоятельно разделить то, что относится к материальной и духовной культуре.

Материальная Духовная

Хозяйственная утварь

Одежда

Пища

Жилище

Украшения

Орудия труда

Свалка, мусорка

Искусство

Обычаи

Верования

Театр Медицина Легенды

Религия

Учитель снова ставит проблему

— Скажите, а к какой культуре относится свалка? (материальная)

— Может быть это все-таки не культура? А это мы уточним прочитав пункт «Многозначность термина культура» в экране

Дети читают о культуре труда, о культуре поведения, о культурном человеке и приходят к выводу о том, что бескультурный человек, не обладающий культурой труда и культурой поведения, создает такую культуру как свалки, помойки и мусорки.

— Ребята, а культурный человек может создавать свалки? (нет)

Что это говорит о его культуре труда? Культуре поведения?

В заключении урока дается домашнее задание: необходимо написать в тетради то, что нужно делать, чтобы не создавались свалки, мусорки, помойки.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/420691-razrabotka-uroka-odnknr-v-5-klasse-na-temu-po

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Презентация по ОДНКНР Тема №1. Величие многонациональной российской культуры (учебник под ред. Н.Ф.Виноградовой)

Презентация по ОДНКНР Тема №1. Величие многонациональной российской культуры (учебник под ред. Н.Ф.Виноградовой)

Презентация по ОДНКНР Тема №1. Величие многонациональной российской культуры (учебник под ред. Н.Ф.Виноградовой)

Презентация по ОДНКНР Тема №1. Величие многонациональной российской культуры (учебник под ред. Н.Ф.Виноградовой)

Презентация по ОДНКНР Тема №1. Величие многонациональной российской культуры (учебник под ред. Н.Ф.Виноградовой)

Презентация по ОДНКНР Тема №1. Величие многонациональной российской культуры (учебник под ред. Н.Ф.Виноградовой)

Величие многонациональной российской культуры

Величие многонациональной российской культуры

Величие многонациональной российской культуры

Культура – все, что сделано руками человека

Культура – все, что сделано руками человека

Культура – все, что сделано руками человека.

Культура общества — это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных людьми на протяжении веков.
Культура человека — уровень развития индивидуальности человека (усвоения им социального опыта), отражающий своеобразие народа, социальной среды и проявляющийся в повседневной жизни через его сознание, деятельность, поведение, взаимодействие.

Великий и разнообразный мир российской культуры

Великий и разнообразный мир российской культуры

Великий и разнообразный мир российской культуры

Внутренний мир человека: нравственные ценности, идеалы, религиозные верования.

Многоликость российской культуры композиторы художники писатели ученые архитекторы артисты режиссёры постановщики татары калмыки русские буряты башкиры чуваши чеченцы украинцы евреи киргизы ингуши узбеки мордва армяне…

Многоликость российской культуры композиторы художники писатели ученые архитекторы артисты режиссёры постановщики татары калмыки русские буряты башкиры чуваши чеченцы украинцы евреи киргизы ингуши узбеки мордва армяне…

Многоликость
российской культуры

композиторы

художники

писатели

ученые

архитекторы

артисты

режиссёры

постановщики

татары

калмыки

русские

буряты

башкиры

чуваши

чеченцы

украинцы

евреи

киргизы

ингуши

узбеки

мордва

армяне

марийцы

якуты

ногайцы

осетины

казахи

белорусы

грузины

лезгины

азербайджанцы

Академик Д.С. Лихачёв: «…национальные идеалы русского народа полнее всего выражены в творениях двух его гениев –

Академик Д.С. Лихачёв: «…национальные идеалы русского народа полнее всего выражены в творениях двух его гениев –

Академик Д.С. Лихачёв:

«…национальные идеалы русского народа полнее всего выражены в творениях двух его гениев – Андрея Рублева и Александра Пушкина. Именно в их творчестве отчетливее всего сказались мечты русского народа о самом хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте…
Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов».

Андрей Рублёв – самый известный иконописец

Андрей Рублёв – самый известный иконописец

Андрей Рублёв – самый известный иконописец России.

О жизни Рублёва известно немного. Он жил в XIV – XV вв., был монахом, изучал иконописное искусство в школе Феофана Грека.
Андрей Рублёв внёс неоценимый вклад в культуру родной страны. Иконописное искусство этого мастера до сих пор вызывает восхищение.

Для своих работ Рублёв брал цвета из окружающей природы, красоту которой он глубоко чувствовал

Для своих работ Рублёв брал цвета из окружающей природы, красоту которой он глубоко чувствовал

Для своих работ Рублёв брал цвета из окружающей природы, красоту которой он глубоко чувствовал. В голубом цвете икон можно увидеть глубину неба Руси, белый цвет напоминает белоствольные берёзы, золотистая охра – осеннюю листву, а в тёмно-зелёном цвете угадываются сумерки хвойного леса.

Икона «Троица» — одна из самых известных его работ

Икона «Троица» - одна из самых известных его работ

Икона «Троица» — одна из самых известных его работ. В основе иконы – сюжет библейского рассказа.
На иконе представлены ангелы – воплощение Троицы единосущной и нераздельной – Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. В центре иконы – стол с жертвенной чашей. Ангел, расположенный в центре, — образ сына Божиего Иисуса Христа. Его рука простирается над чашей в знак того, что он принес себя в жертву ради человечества. Слева – Бог Отец, справа – Бог Святой Дух.

Задание: используя справочную литературу, составьте небольшой словесный портрет

Задание: используя справочную литературу, составьте небольшой словесный портрет

Задание: используя справочную литературу, составьте небольшой словесный портрет А.С. Пушкина, раскройте его вклад в культуру России.

Шаблон выполнения:
Имя и фамилия деятеля культуры, род деятельности (писатель, музыкант и т.п.);
Краткая характеристика личности: годы жизни, место рождения (проживания), образование, профессиональная деятельность;
Описание вклада данной личности в культуру России.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв – российский ученый-литературовед и общественный деятель, академик

Дмитрий Сергеевич Лихачёв – российский ученый-литературовед и общественный деятель, академик

1) Дмитрий Сергеевич Лихачёв – российский ученый-литературовед и общественный деятель, академик Российской Академии наук.

2) Д.С. Лихачёв родился 28 ноября 1906 года в Санкт-Петербурге в семье инженера-электрика Сергея Михайловича Лихачёва.
В 1914–1917 годах Дмитрий Лихачёв учился сначала в Гимназии императорского человеколюбивого общества, затем в гимназии и реальном училище Карла Мая. В 1917 году Лихачев продолжил образование в Советской трудовой школе имени Л.Д. Лентовской.
В 1923 году Дмитрий Лихачев учился в Ленинградском университете на факультете общественных наук на отделение языкознания и литературы.

Лихачёв работал литературным редактором и корректором в различных издательствах, а с 1946 года он работал в

Лихачёв работал литературным редактором и корректором в различных издательствах, а с 1946 года он работал в

Лихачёв работал литературным редактором и корректором в различных издательствах, а с 1946 года он работал в Ленинградском государственном университете (ЛГУ): читал спецкурсы на историческом факультете «История русского летописания», «Палеография», «История культуры Древней Руси» и другие.
3) Лихачёв перевел на современный русский язык памятники литературы Древней Руси — «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве«. За свою научную и общественную деятельность Дмитрий Лихачёв был удостоен многих правительственных наград. Ему дважды была присуждена Государственная премия СССР – за научные труды «История культуры Древней Руси» (1952) и «Поэтика древнерусской литературы»(1969), и Государственная премия Российской Федерации за серию «Памятники литературы Древней Руси» (1993). В 2000 году Дмитрию Лихачёву посмертно была присуждена Государственная премия России за развитие художественного направления отечественного телевидения и создание общероссийского государственного телеканала «Культура».

Александр Сергеевич Пушкин Работа в группах

Александр Сергеевич Пушкин Работа в группах

Александр Сергеевич Пушкин

Работа в группах

Словесный портрет

Оценочный лист «Работа в группах»

Оценочный лист «Работа в группах»

Оценочный лист «Работа в группах»

Критерий

Показатели

Баллы

Слаженность работы в группе

Чётко спланирована работа группы
Работа группы частично спланирована
Работа в группе не спланирована

3
2
1

Равномерность распределения работы в группе

Вся деятельность распределена равномерно
Работа распределена между большинством участников группы
За работу всей группы отвечает один человек

3

2

1

Самостоятельность группы

Полная самостоятельность в выполнении работы
Частичная самостоятельность группы
При выполнении работы группе постоянно требовалась помощь

3

2
1

Повторим! Можно ли говорить о том, что уровень развития индивидуальности человека, отражающий своеобразие народа, является его культурой?

Повторим! Можно ли говорить о том, что уровень развития индивидуальности человека, отражающий своеобразие народа, является его культурой?

Повторим!

Можно ли говорить о том, что уровень развития индивидуальности человека, отражающий своеобразие народа, является его культурой?

Можно ли утверждать, что великую российскую культуру создавали русские люди?

Презентация по ОДНКНР Тема №1. Величие многонациональной российской культуры (учебник под ред. Н.Ф.Виноградовой)

Презентация по ОДНКНР Тема №1. Величие многонациональной российской культуры (учебник под ред. Н.Ф.Виноградовой)

Домашнее задание Стр.8-10 учебника, составить словесный портрет известного деятеля культуры и раскрыть его вклад в культуру

Домашнее задание Стр.8-10 учебника, составить словесный портрет известного деятеля культуры и раскрыть его вклад в культуру

Домашнее задание

Стр.8-10 учебника, составить словесный портрет известного деятеля культуры и раскрыть его вклад в культуру России.

  • Рассказ о россии для иностранцев
  • Рассказ о романе дубровского слушать
  • Рассказ о рок опере
  • Рассказ о романтизме в литературе
  • Рассказ о розовом зайце