Рассказ о романтизме в литературе

Сентиментализм - это переходное от классицизма к романтизму литературное течение 2- й половины xviii начала xix века. является частью

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ — это переходное (от классицизма к романтизму) литературное течение 2- й половины XVIII — начала XIX века. Является частью общего процесса — «предромантизма», иногда эти понятия употребляются как синонимы.

Кратко о сентиментализме

Появляется «поэзия чувства», «чувствительная поэзия». Осваиваются жанры, в которых говорится о частной жизни, любви (сентиментальная повесть). Язык ближе к устному, ломка «штилей», отход от регламентации. Расцвет малых жанров — дружеское послание и др. Один из важнейших жанров лирики — элегия. Актуальна тема путешествий (это определяется самой историко-культурной ситуацией), появляется тема природы, активный диалог с ней человека. Акцент смешается с общества, государства на личность, частную жизнь. Это подготавливает в дальнейшем интерес к внутреннему миру человека в романтизме и, с другой стороны, развитие темы «маленького человека» в реализме.

Особенности сентиментализма:

1) акцент на внутреннем мире человека, его неисчерпаемой глубине, противоречивости чувств. Герой — человек чувствующий, чувствительный, причем — обычный, простой человек, часто ничем не примечательный, не оставивший следа в истории (не случайно именно в этот период зародилась т. н. ≪мещанская трагедия≫). Его чувства обыденные и повседневные, а не гиперболизированные страсти;

2) предпочтение событий частной, повседневной жизни событиям ≪большой истории≫; а также внутренней, а не внешней жизни. В произведениях сюжеты строятся на истории отдельного человека, семьи или рода, лишь косвенно связанной или вообще не связанной с историческими событиями; другая их сторона — история чувств;

3) система ценностей, в которой важнейшее место занимает ≪естественность≫, натуральность (природность), противопоставляемая искусственности цивилизованной жизни и условностям регламентированного поведения.

Стремление к естественности проявляется как в сюжетных, так и в композиционных формах.

  • Во-первых, это культ ≪естественного человека≫, непосредственно чувствующего, тесно связанного с природой (следовательно, — с сельской жизнью), чуждого цивилизации (т. е. городу) или, наоборот, испорченного ею. Произведение могло представлять собой рассказ о развращении человека в городской среде или под воздействием выходца из города

≪Развращенный крестьянин, или Опасности города≫ Н. Ретиф де Л а Бретонна, ≪Бедная Лиза≫ Н.М. Карамзина), либо о сохранении им собственной идентичности (≪Векфильдский священник≫ О. Голдсмита, ≪Памела≫ С. Ричардсона). Стремление оградить героев от влияния цивилизации приводило к выбору экзотического места — такого, где еще сохранилась естественная (а иногда и первобытная) жизнь (≪Дикарь≫ Л.С. Мерсье или ≪Поль и Вирджиния≫ Ж.А. Бернарден де Сен-Пьера) и времени действия — в легендарном, фольклорном или просто далеком прошлом (Дж. Макферсон, Р. Берне, готический роман). 

  • Во-вторых, это стремление изображать само создание произведения как естественный процесс (≪Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена≫ Л. Стерна). Отсюда постоянные отступления от фабульной линии, авторская рефлексия, произвольная структура произведения — нарушения хронологии и т. п. С. п., противопоставляя себя классицизму с его культом разума и жанровыми канонами, отвергает все готовое и авторитетное. Так, разрабатывается принцип сюжетной неопределенности (≪Остров Борнгольм≫ Н.М. Карамзина), значительную роль приобретает воображение повествователя и героя: тем самым стимулируется читательское ожидание дальнейшего хода событий, причем часто в нескольких противоречащих друг другу вариантах.

Сентиментализм отказывается и от реализации в произведении ≪готовой≫ и авторитетной идеи, что, однако, не препятствует нравоучительности и морализаторству: в мире царит некий незыблемый нравственный порядок, изначально заложенный природой, что проявляется в торжестве добра и наказании порока. Нравственность естественна, а человек по природе добр; поэтому ≪чувства добрые≫ всегда могут возобладать. При этом важно, что добродетель врожденное свойство человеческого сердца, т. е. поступать нравственно побуждает веление чувств, а не осознание долга. Из этого следуют идеализация мира природы и особенное внимание к ней. Сентиментализм уделяет большое внимание описаниям природы и параллелизму между её состояниями и внутренним миром человека.

Так, в романах А. Радклифф героиня обычно подъезжает к замку (где ее ждут страшные испытания на грани жизни и смерти) в сумерках (пограничное состояние дня/ночи), а если она грустна и боится — идет дождь либо надвигается гроза и т. п.

Для сентиментализма понятие ≪естественного≫ в значительной степени заключается в объединении внешнего мира природы с внутренним миром человеческой души, которые созвучны и сущностно сопричастны друг другу. Однако идеализируемая простая, естественная жизнь постоянно сталкивается с несовершенством мира, в котором присутствует зло, порок, преступления, смерть. Рефлексия повествователя над этим противоречием и внимание к его восприятию героями приводит к тому, что из всей гаммы человеческих переживаний затрагиваются в первую очередь окрашенные в минорные тона — печаль, грусть, разочарование, тоска, скорбь, меланхолия (особенно это проявилось в поэзии, где ведущим жанром стала элегия).

Значительна роль категории трогательного: стремление авторов заставить читателя сопереживать, сочувствовать героям, смеяться и плакать вместе с ними мотивирует появление как ≪слёзной комедии≫, так и юмористических отступлений у Л. Стерна.

В Европе — Жан Жак Руссо, Л. Стерн «Сентиментальное путешествие», Дж. Макферсон («Оссиан»), поэты Т. Грей, Т. Мур и другие
В России — Н.А. Карамзин «Бедная Лиза», В. А. Жуковский (элегии)

Ведущий жанр в сентиментализме — роман. Именно на эту эпоху приходится начало его доминирования и, соответственно, — деканонизации ≪высоких≫ жанров. Собственно, даже свое название сентиментализм получил после выхода в свет ≪Сентиментального путешествия по Франции и Италии≫ (1768) Л. Стерна.

Характерные особенности романов сентиментализма выделил еще Пушкин, обративший внимание (в ≪Графе Нулине≫ и ≪Евгении Онегине≫) на их эпистолярную форму, неторопливость рассказа, нравоучительность, идеализацию героя и т.п. Эти характеристики имеют в виду прежде всего популярные романы С. Ричардсона ≪Памела, или Вознагражденная добродетель≫ (1740), ≪Кларисса≫ (1747-1748) и ≪История сэра Чарльза Грандисона≫ (1753-1754). Их эпистолярная форма давала возможность изобразить непосредственное течение внутренней жизни человека, показать тайные чувства и мысли героев. Романы в письмах представляют собой также ≪Страдания юного Вертера≫ (1774) И.В. Гете и ≪Юлия, или Новая Элоиза≫ (1761).

Произведения Л. Стерна заложили многие особенности поэтики сентиментализма, востребованные последователями.

Во-первых, жанровые: форма путевого дневника с акцентом не на событиях и авантюрах, а на восприятии субъекта, когда внешние впечатления служат лишь катализаторами внутренних переживаний (ср. ≪Письма русского путешественника≫ (1790) Н.М. Карамзина, объединившего в одном произведении две излюбленные сентименталистами формы — писем и путевого дневника, ≪Путешествие из Петербурга в Москву≫ (1790) А.Н.Радищева, ≪Путешествие немца по Англии≫ (1783) и ≪Путешествие немца по Италии≫ (1792-1793) К.Ф. Морица и др.).

Во-вторых, композиционные: обилие отступлений и рассуждений, когда ≪мнения≫ занимают гораздо более существенную часть произведения, чем ≪жизнь≫, и возникает иллюзия живого разговора с читателем.

В-третьих — сюжетные: заметные расхождения фабульного и сюжетного ряда.

Наконец, — соединение трогательного и комического, юмористического (ср. творчество Жан-Поля Рихтера, испытавшего сильное влияние Л. Стерна). Кроме дневника и писем, актуальной оказалась форма исповеди (≪Исповедь≫ (1766-1770) Ж.-Ж. Руссо, ≪Господин Никола, или Разоблаченное человеческое сердце≫ (1794— 1797) Н. Ретиф де Ла Бретонна), где субъективистская установка доводится до предела.

Еще одна существенная разновидность сентиментального романа — готическая: произведения К. Рив, А. Радклифф, С. Ли поместили героев сентиментальных романов в атмосферу ≪тайн и ужасов≫.

В России развилась преимущественно сентиментальная повесть — прежде всего, в творчестве Н.М. Карамзина (≪Бедная Лиза≫ (1792), ≪Наталья, боярская дочь≫ (1792), ≪Остров Борнгольм≫ (1793) и др.). 

В лирике основным жанром С. стала элегия. Её характерные мотивы появляются у Д. Томпсона и Э. Юнга (основатель ≪кладбищенской≫ темы), а затем — у Т. Грея (≪Сельское кладбище≫, переведенное В.А. Жуковским). Черты сентиментальной поэтики можно встретить также в лирике Ф.Г. Клопштока, Х.Ф. Геллерта, Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, И.И. Дмитриева и др.

Сентиментализм оказала влияние и на драму. Возник жанр, средний между комедией и трагедией (его теоретиками были Д. Дидро и Г.Э. Лессинг) — ≪слезная комедия≫ (comédie larmoyante) или мещанская трагедия (bürgerliche Trauerspiel) — в котором изображались истории из жизни третьего сословия. В качестве образцов драмы сентиментализма можно назвать ≪Лондонский купец, или история Джорджа Барнвелла≫ (1731) Д. Лило, ≪Игрок≫ Э. Мура (1753), ≪Побочный сын≫ (1757) и ≪Отец семейства≫ (1758) Д. Дидро, многочисленные пьесы Л.С. Мерсье, ≪Минна фон Барнгельм≫ (1767) и ≪Эмилия Галотти≫ (1772) Г.Э. Лессинга, ≪Разбойники≫ (1781) и ≪Коварство и Любовь ≫ (1784) Ф. Шиллера и др.

Развитие темы «естественного человека»: 

  • Пушкин. Южные поэмы (1820—1824); стихотворение «К морю». 
  • Лермонтов. Стихотворение «Дума», поэма «Мцыри», роман «Герой нашего времени». 
  • Тургенев. Повесть «Ася». 
  • Лев Толстой. Традиции руссоизма на протяжении всего творчества. 
  • Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско». 
  • Солженицын. Рассказ «Матренин двор». 
  • Астафьев. Повесть «Пастух и пастушка». 
  • Распутин. Повесть «Прощание с Матерой». 

Список литературы:

  1. Аверинцев С.С. и др. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994;
  2. Андреев Л.Г., Козлов Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. М., 1987;
  3. Аникст A.A. Творческий путь Гете. М., 1986;
  4. Атарова К.Н. Лор’енс Стерн и его ≪Сентиментальное путешествие≫. М., 1988;
  5. Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма // Бахтин М.М. ЭСТ. М., 1979;
  6. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. .ВЛЭ;
  7. Бройтман С.Н. Историческая поэтика. М., 2001;
  8. Верцман И. Руссо. М., 1970; Веселовский A.H B.A. Жуковский: Поэзия чувства и ≪сердечного воображения≫. М., 1999;
  9. Елистратова A.A. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966; История всемирной литературы: В 9 т. Т. 5. М., 1988;
  10. История западноевропейского театра. Т. 2. М., 1957;
  11. Неустроев В.П. Немецкая литература эпохи Просвещения. М., 1958;
  12. Соловьева H.A. У истоков английского романтизма. М., 1988;
  13. Тройская М.Л. Немецкий сентиментально-юмористический роман эпохи Просвещения. Л., 1965;
  14. Лион П. Э., Лохова Н. М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы. М., 2000.

РОМАНТИЗМ — это основное литературное направление (течение) середины XVIII — середины XIX в.

В XVIII в. романтическим именовалось всё фантастическое, необычное, странное, встречающееся лишь в книгах, а не в действительности. На рубеже XVIII – XIX вв. «романтизмом» начинает именоваться новое литературное направление. 

Коротко о романтизме.

Противопоставляет себя классицизму. Ориентация на изображение внутреннего мира человека, личности. Конфликт идеала и реальности, идеал ценностно выше реальности. Обращенность к миру запредельному, «иному», к духовным началам. Иррационализм, стихийность, свобода поэтического самовыражения. Новое представление о творчестве, идея «вдохновения» (чего не было в классицизме). Религиозно-мистический пафос, средневековые мотивы (Ф. Шиллер — «Рыцарь Тогенбург», переведен В. А. Жуковским). Интерес к «народной душе», к фольклору, к его жанрам, темам и языку. Расцвет лирики и лиро-эпических жанров (поэма, баллада). Ломка жанровых перегородок, отмена канона. Тексты «открытого» типа (жанр «отрывка», стихотворение без названия, без начала и конца). Единство автора и лирического героя, ощущение своей жизни как произведения искусства, «поэзия — это судьба» (этим подготовляется «жизнетворчество» и «теургия» в символизме).

Главные черты романтизма:

1. Романтизм опирается на философские теории «двоемирия», т.е. представление о том, что художественный мир состоит из существующей реальной действительности, которую они критикуют и от которой бегут в другой мир — подсознания, сновидений, в идеальный мир мечты, идеалов. 

Духовное озарение, вдохновение, которые подвластны романтическому герою, есть не что иное, как проникновение в этот идеальный мир (например, в произведениях Гофмана «Золотой горшок», «Щелкунчик», Крошка Цахес по прозванию Циннобер»). Романтики противопоставили классицистическому «подражанию природе» творческую активность автора с его правом на преображение реального мира: писатель создаёт свой, особый мир, более прекрасный и истинный.

2. В центре изображения — человеческая личность, ее внутренний мир, ее отношение к окружающей действительности. 

3. Герой романтических произведений — исключительная, необыкновенная личность, наделенная или злыми чертами («печальный демон, дух изгнаний», Алеко из «Цыган»), или светлыми, добродетельными (черкешенка из «Кавказского пленника» А.С. Пушкина).

Исключительность героя определяет его одиночество. Он противопоставлен толпе, которая его не понимает и от которой он бежит. Отсюда «мотив странствий», путешествия героя, во время которых с ним случаются различные приключения. Странствует байроновский герой Чайльд Гарольд. Странствия Печорина – один из главных мотивов и композиционных принципов в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени».

4. Отрицание всех правил классицизма. 

5. Использование фантастики, символики, отсутствие бытовых и исторических мотивировок. 

6. Обращение к фольклору и к истории в поисках идеальной, героической личности. Почти все романтики были собирателями фольклора и создали жанр литературной сказки: братья Гримм, А.С. Пушкин, Ш.Перро.

7. Оригинальное, таинственное, возвышенное содержание невозможно изображать в серых тонах. Содержание требует соответствующей формы. Поэтому красочен, патетичен язык произведений, много в нем всего яркого – эпитеты, олицетворения, символы, гиперболы, риторические фигуры, пафосные монологи, музыкальность стиха, его особый прерывистый ритм, повторы, архаизмы. 

Основные темы:

  • Тема смерти и посмертной жизни, 
  • Тема сна, 
  • «Двоемирие», 
  • Связь земного и потустороннего, 
  • Христианский этический принцип.

  • лирическое стихотворение, 
  • поэма, 
  • трагедия, 
  • роман

Основные жанры в русской поэзии: 

  • элегия, 
  • послание, 
  • песня, 
  • баллада, 
  • поэма. 

В Европе — Гете, Гейне, Шиллер (Германия), Байрон (Англия).
В России — Жуковский, позднее — Ф. И. Тютчев

Элементы романтизма В.Г.Белинский находил в поэзии античных авторов, ибо считал романтизм духовным стремлением человека в те периоды, когда возникало неудовольствие действительностью.

«Сфера романтизма — вся внутренняя задушевная жизнь человека, та таинственная почва души и сердца, откуда подымаются все непреодоленные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазией».
В.Г. Белинский

Формирование романтической эстетики в конце ХVIII — начале ХIХ веков происходило в Германии, но во многом определилось позже событиями великой французской революции 1789-1794 гг. Поражение революции, которую ждали и надеялись, что она приведет мир к лучшему, вызвало разочарование, охватившее всю эпоху, всю Европу. Романтизм стал идеологическим выражением этого разочарования, крушения иллюзий.

Романтизм охватил не только все виды искусства, но и все области культуры, науки, особенно гуманитарные, философию, историю, религию, литературу.

Романтическая эстетика складывалась в Германии, Франции, России, в ней было немало различных течений, школ. Главное направление эстетики романтизма — критика классицизма, поэтому сентиментализм, который тоже выступал против классицизма, иногда называют предромантизмом. Особенно возмущали романтиков «три единства» и деление поэзии на «высокую» и «низкую», ибо они считали, что эта регламентация искусства мешает его свободному развитию.

Романтики тоже восхищались античностью, но ей не подражали, так как это нарушало принцип историзма, который ввели романтики. Романтики уделяли внимание устному народному творчеству и национальным особенностям истории и культуры, религии. Герой исторического романа обладает теми же чертами характера, что и романтический герой, а фольклор – один из принципов жанра исторического романа. Заслуга романтиков в том, что они ввели принцип историзма в литературу, хотя их историзм еще находился в начальной стадии.

В истории они искали и часто находили героические образы великих людей, противопоставляя это современности, в которой не находили ничего светлого. Это внимание к прошлому приводило к его идеализации и было своеобразным бегством от действительности. Размышления о прошлом выливались в мечты о том, как могло бы все быть прекрасным, если бы оно возродилось.

Мечтательность – основа романтизма. Идеализация природы, поиски идеальной личности, яркой и красивой, делали романтизм возвышенным, необычным, таинственным и этим привлекательным. Романтиков интересовал мир детства, приключения, суеверия, порожденные вниманием к таинственной, подсознательной жизни человека, борьба добра и зла, мрачных, злых сил против наивных и добрых людей. Подобные конфликты обуславливали создание сказок, фантастических повестей. Они создавали исторические, «готические» (страшные) романы, романы-воспитания, поэмы, баллады. Для их творчества характерна связь с музыкой, живописью, архитектурой.

Русский романтизм возник в начале ХIХ века под воздействием событий Отечественной войны 1812 года. Опираясь на русскую историю, русский фольклор, он отличался патриотическим пафосом. Русские романтики выступили против подражания античности.

  • Грибоедов. Романтические черты в характерах Софии и Чацкого; пародия на баллады Жуковского (сон Софии) в комедии «Горе от ума». 
  • Пушкин. Романтический период творчества (1813—1824); образ поэта-романтика Ленского и рассуждения о романтизме в романе в стихах «Евгений Онегин»; неоконченный роман «Дубровский». 
  • Лермонтов. Романтический период творчества (1828—1836); элементы романтизма в стихотворениях зрелого периода (1837—1841); романтические мотивы в поэмах «Песня про… купца Калашникова», «Мцыри», «Демон», в романе «Герой нашего времени»; образ поэта-романтика Ленского в стихотворении «Смерть Поэта». 
  • Тютчев, Фет, Блок. Черты романтизма в лирике. 
  • Горький. Романтическая составляющая раннего периода творчества (1892—1905): рассказ «Старуха Изергиль». 
  • Бунин. Черты романтизма в рассказах о любви: «Солнечный удар», «Темные аллеи», «Чистый понедельник». 

Понятия романтизм и романтика не тождественны, хотя у них общий корень. Романтика – это состояние души, особенность характера и пафоса. Романтиком — человеком, склонным к героическим поступкам, стремящемся к чему-то необычному, возвышенному, может быть герой любого произведения. Романтиком был Дон-Кихот у Сервантеса, Павел Корчагин у Н.Островского («Как закалялась сталь»), старик Сантьяго у Э.Хемингуэя («Старик и море») и др. 

Рубежи веков часто отличаются кризисными ситуациями, так как происходит смена формации (общественно-экономических ступеней развития), старое еще не уходит, а новое зарождается и вызывает сомнения. Наиболее активное проявление романтизма, как разочарование в современных идеалах действительности, было не только на рубеже ХVIII — ХIХ вв., но и на рубеже ХIХ – ХХ вв. (неоромантизм). 

Неоромантизм возник в конце ХIХ века в Англии как протест против социальной жестокости капитализма. Писатели-романтики искали необычные ситуации, создавали, как и их предшественники в начале века, героические характеры. Но, критикуя власть золота, наживу, их герои отправлялись на поиски сокровищ («Остров сокровищ» Стивенсона). Особо следует отметить роман Э.-Л. Войнич (1864-1960) «Овод», в котором создан мужественный образ Артура-Овода, отдавшего жизнь за освобождение, свободу Италии. В американской литературе Д. Лондон (1876-1916) в своих «Северных рассказах» тоже создает сильные, мужественные характеры людей, не боящихся трудностей, умеющих дружить и любить. Неоромантизм тесно связан с романтизмом не столько темами и мотивами, сколько умонастроением, общими принципами поэтики, отрицанием всего обыденного, прозаического, склонностью к гротеску и фантазии и пр. 

Список литературы: 

  1. Бент М.И. Немецкая романтическая новелла. Иркутск, 1987;
  2. Берковский И.Я. Немецкий романтизм. Л., 1973;
  3. Веселовский A.N. Жуковский: Поэзия чувства и ≪сердечного воображения≫. Пг., 1918;
  4. Грешных В.И. Ранний немецкий романтизм: фрагментарный стиль мышления. Л., 1991;
  5. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965;
  6. Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Байрона. М., 1975;
  7. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Л., 1978;
  8. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб, 1996;
  9. Маймин Е.А. О русском романтизме. М., 1975;
  10. Манн Ю. Русская литература XIX в. Эпоха романтизма. М., 2007;
  11. Махов А.Е. Ранний романтизм в поисках музыки. М., 1993;
  12. Русакова М.В., Спектор А.Л. Теория литературы: учебное пособие
  13. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига, 1988;
  14. Лион П. Э., Лохова Н. М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы. М., 2000.
  15. Curran S. Poetic Form and British Romanticism. 1986;
  16. Kremer D. Romantik. Stuttgart; Weimar, 2001;
  17. Reid R. (Ed.) Problems of Russian Romanticism. Aldershot; Brookfield, 1986;
  18. Schanze H. (Hrsg.) Romantik-Handbuch. Stuttgart, 1994;
  19. Schmitz-Emans M. Einfuhrung in die Literatur der Romantik. Darmstadt, 2007;
  20. Schulz G. Romantik. Geschichte und Begriff. München. 2002. 

Романтизм в русской литературе и живописи

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Романтизм в русской литературе и живописи

    Описание слайда:

    Романтизм в русской литературе и живописи

  • 2 слайд

    Романтизм в русской литературеРомантизм - это направление в литературе и иску

    Описание слайда:

    Романтизм в русской литературе
    Романтизм — это направление в литературе и искусстве, которое в конце XVIII и начале XIX века пришло на смену классицизму. Представители романтизма стремились отразить в своем творчестве национальное и индивидуальное своеобразие, изобразить идеальных героев и свободные чувства.
    Главный признак романтизма: изображение исключительных героев в исключительных обстоятельствах. Романтизм использует яркие образы, чтобы с их помощью показать высокое назначение человека.

  • 3 слайд

    Зарождаться романтизм начал на Западе (во Франции, Англии, Германии) после Ве

    Описание слайда:

    Зарождаться романтизм начал на Западе (во Франции, Англии, Германии) после Великой французской революции 1789—1799 годов. Свобода, равенство и братство для многих стали не просто словами лозунга, а идеалами, к которым стремились.
    Затем быстро распространился по Западной Европе и постепенно дошел до России. В русской литературе романтизм появился в начале 19 века. Его предпосылками называют Отечественную войну 1812 года и выступление декабристов в 1825 году.

  • 4 слайд

    Основателем романтизма в русской литературе считается поэт Василий Андреевич

    Описание слайда:

    Основателем романтизма в русской литературе считается поэт Василий Андреевич Жуковский. Его баллады («Светлана», «Лесной царь») и элегии («Море», «Сельское кладбище») изучаются в школе.

  • 5 слайд

    Основные черты романтизма в литературеДвоемирие – это одна из главных особенн

    Описание слайда:

    Основные черты романтизма в литературе
    Двоемирие – это одна из главных особенностей романтического мировосприятия. Суть концепции в том, что существует два мира: реальный и идеальный. Писатели-романтики переносили действие в несуществующий (идеальный) мир. В нем не было четких граней, логических связей, он был волшебен, мистичен, фантастичен.

  • 6 слайд

    Рассказ о романтизме в литературе

  • 7 слайд

    Мистицизм Данная особенность связана с романтической концепцией двоемирия. Ми

    Описание слайда:

    Мистицизм
    Данная особенность связана с романтической концепцией двоемирия. Мир реальный и идеальный сосуществуют и взаимодействуют. В произведениях писателей-романтиков появляются колдуны и ведьмы, происходят мистические и сверхъестественные события.

  • 8 слайд

    ФатализмПисатели-романтики считали, что судьба человека предопределена. В их

    Описание слайда:

    Фатализм
    Писатели-романтики считали, что судьба человека предопределена. В их произведениях нередки гадания, предсказания. Герой может совершать странные поступки, как будто какая-то сила ведет его по определенному пути.

  • 9 слайд

    Экзотика Появление в произведениях писателей-романтиков экзотических стран, и

    Описание слайда:

    Экзотика
    Появление в произведениях писателей-романтиков экзотических стран, иногда несуществующих, тоже связано попыткой уйти от реальности, противопоставить ей другой мир.

  • 10 слайд

    Фольклор. ИсторизмВнимание к народному творчеству – еще одна черта романтизма

    Описание слайда:

    Фольклор. Историзм
    Внимание к народному творчеству – еще одна черта романтизма, в том числе и в русской литературе начала 19 века.
    Обращение к прошлому тоже характерно для многих романтических произведений русской и европейской литературы.

  • 11 слайд

    ПриродаВ романтических произведения уделяется много внимания пейзажным зарисо

    Описание слайда:

    Природа
    В романтических произведения уделяется много внимания пейзажным зарисовкам. Природа, по мнению писателей-романтиков, наделена душой, она может сопереживать людям. Нередко авторы-романтики наделяют природу мистическими особенностями.

  • 12 слайд

    Глубокий психологизм Личность в произведениях писателей-романтиков представле

    Описание слайда:

    Глубокий психологизм
    Личность в произведениях писателей-романтиков представлена противоречивой, эмоциональной. Ее буквально терзают, разрывают страсти.

  • 13 слайд

    Герой-творецЭта особенность особенно сильно характерна западному романтизму,

    Описание слайда:

    Герой-творец
    Эта особенность особенно сильно характерна западному романтизму, но и в русском можно ее обнаружить. Нередко в центре внимания писателей-романтиков оказывались художники и музыканты. Предполагаясь, что творческие личности легче преодолевают границы между мирами (реальным и идеальным).

  • 14 слайд

    В русском романтизме невозможным оказывается прежний взгляд, по которому поэз

    Описание слайда:

    В русском романтизме невозможным оказывается прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой. В романтизме русской литературы авторы демонстрируют страдания и одиночество главного героя. Это направление традиционно ассоциируется с именами В.А.Жуковского (поэма «Светлана»), К.Н.Батюшкова («К Дашкову»), Е.А.Баратынского («Эда»), Н.М.Языкова («Мы любим шумные пиры…»).

  • 15 слайд

    К романтизму также относят раннюю поэзию А.С.Пушкина, например, «К морю» - в

    Описание слайда:

    К романтизму также относят раннюю поэзию А.С.Пушкина, например, «К морю» — в этом стихотворении он как раз переходит от романтизма к реализму.
    Прощай же, море! Не забуду
    Твоей торжественной красы
    И долго, долго слышать буду
    Твой гул в вечерние часы.
    В леса, в пустыни молчаливы
    Перенесу, тобою полн,
    Твои скалы, твои заливы,
    И блеск, и тень, и говор волн.

  • 16 слайд

    На пьедестал русского романтизма обычно ставят поэзию М.Ю.Лермонтова - «русск

    Описание слайда:

    На пьедестал русского романтизма обычно ставят поэзию М.Ю.Лермонтова — «русского Байрона». Сам поэт, впрочем, писал о себе:

    Нет, я не Байрон, я другой,
    Еще неведомый избранник,
    Как он, гонимый миром странник,
    Но только с русскою душой.
    Ярким примером романтического творчества Лермонтова является поэма «Мцыри».

  • 17 слайд

    Одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России считается фило

    Описание слайда:

    Одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России считается философская лирика Ф.И.Тютчева. В стихотворении Silentium он писал:

    Молчи, скрывайся и таи
    И чувства и мечты свои —
    Пускай в душевной глубине
    Встают и заходят оне
    Безмолвно, как звезды в ночи, —
    Любуйся ими — и молчи.

  • 18 слайд

    Раннее творчество A.M. Горького отмечено влиянием романтизма. Ранние его прои

    Описание слайда:

    Раннее творчество A.M. Горького отмечено влиянием романтизма. Ранние его произведения — романтические песни и легенды — оставляют впечатление соприкосновения с настоящим талантом. Красивы герои этих рассказов. И не только внешне — они отказываются от жалкой участи служения вещам и деньгам, их жизнь имеет высокий смысл.

  • 19 слайд

    Герои ранних произведений A.M. Горького мужественны и самоотверженны («Песня

    Описание слайда:

    Герои ранних произведений A.M. Горького мужественны и самоотверженны («Песня о Соколе», легенда о Данко), они прославляют активность, способность действовать (образы Сокола, Буревестника, Данко).

  • 20 слайд

    Одним из наиболее ярких ранних произведений A.M. Горького является рассказ «С

    Описание слайда:

    Одним из наиболее ярких ранних произведений A.M. Горького является рассказ «Старуха Изергиль» (1894). Написан рассказ с использованием излюбленной писателем формы обрамления: легенда о Ларре, рассказ о жизни Изергиль, легенда о Данко. Единым целым три части рассказа делает основная идея — стремление выявить истинную ценность человеческой личности.

  • 21 слайд

    Романтизм в живописиРазвитие романтизма в живописи протекало в острой полемик

    Описание слайда:

    Романтизм в живописи
    Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма. Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудительности» и отсутствии «движения жизни». В 20-30-х годах работы многих художников отличались патетикой, нервной возбуждённостью; в них наметилось тяготение к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от «тусклой повседневности». Борьба против застывших классицистских норм длилась долго, почти полстолетия.

  • 22 слайд

    Одним из ответвлений романтизма в живописи является стиль бидермейер. Русская

    Описание слайда:

    Одним из ответвлений романтизма в живописи является стиль бидермейер. Русская романтическая живопись отличалась от зарубежной. Это определялось и исторической обстановкой и культурной традицией. Особенности русской романтической живописи:
    Просветительская идеология ослабла, но не потерпела краха, как в Европе. Поэтому романтизм не был ярко выражен.
    Романтизм развивался параллельно с классицизмом, нередко переплетаясь с ним. Академическая живопись в России еще не исчерпала себя.
    Романтизм в России не был устойчивым явлением, романтиков тянуло к академизму. К середине 19 в. романтическая традиция почти угасла.

  • 23 слайд

    Рассказ о романтизме в литературе

  • 24 слайд

    Глубокие чувства, роковые страсти привлекают внимание художников. В сферу иск

    Описание слайда:

    Глубокие чувства, роковые страсти привлекают внимание художников. В сферу искусства проникает ощущение драматизма окружающей жизни, сочувствие передовым идеям эпохи, борьба за свободу личности и народа.
    Однако путь от классицизма к новому видению мира и художественному изображению его не был легким и быстрым. Классицистическая традиция сохранялась долгие годы даже в творчестве мастеров, тяготевших по своим взглядам и художественным исканиям к романтизму.

  • 25 слайд

    «Итальянский полдень»Уже в ранних картинах К. Л. Брюллова (1799- 1852) «Италь

    Описание слайда:

    «Итальянский полдень»
    Уже в ранних картинах К. Л. Брюллова (1799- 1852) «Итальянский полдень», «Вирсавия» проявились не только мастерство и блеск фантазии художника, но и романтичность мироощущения.

  • 26 слайд

    «Последний день Помпеи» Главная работа К. П. Брюллова «Последний день Помпеи»

    Описание слайда:

    «Последний день Помпеи»
    Главная работа К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» проникнута духом историзма, ее главным содержанием является не подвиг отдельного героя, а трагическая судьба массы людей. Эта картина косвенно отражала трагическую атмосферу деспотизма режима Николая I, она стала событием общественной жизни государства.

  • 27 слайд

    «Лунная ночь в Неаполе»Щедрин Сильвестр Феодосиевич – русский живописец XIX в

    Описание слайда:

    «Лунная ночь в Неаполе»
    Щедрин Сильвестр Феодосиевич – русский живописец XIX века, представитель династии художников, творчество которого тесно связано с Италией, признанной родиной европейского искусства.

  • 28 слайд

    Портрет А.С. ПушкинаРомантизм проявился в портретной живописи О. А. Кипренско

    Описание слайда:

    Портрет А.С. Пушкина
    Романтизм проявился в портретной живописи О. А. Кипренского (1782-1836). С 1812 г. художником были созданы графические портреты участников Отечественной войны, которые были его друзьями. Одним из лучших творений О. А. Кипренского считается портрет А. С. Пушкина, увидев который великий поэт написал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит».

  • 29 слайд

    Традиции романтизма были развиты маринистом И.К.Айвазовским (1817-1900). Всео

    Описание слайда:

    Традиции романтизма были развиты маринистом И.К.Айвазовским (1817-1900).
    Всеобщую известность ему принесли произведения, воссоздающие величие и мощь морской стихии («Девятый вал», «Черное море»). Много картин он посвятил подвигам русских моряков («Чесменский бой», «Наваринский бой»).
    Во время Крымской войны 1853-1856 гг. в осажденном Севастополе он устроил выставку своих батальных полотен. Впоследствии на основе натурных зарисовок им была отображена в ряде картин и героическая оборона Севастополя.

  • 30 слайд

    «Девятый вал»

    Описание слайда:

    «Девятый вал»

  • 31 слайд

    В.А.Тропинин (1776-1857), воспитанный на сентименталистской традиции конца XV

    Описание слайда:

    В.А.Тропинин (1776-1857), воспитанный на сентименталистской традиции конца XVIII в., испытал огромное влияние новой романтической волны.
    Сам в прошлом крепостной, художник создал галерею образов мастеровых, слуг и крестьян, придав им черты душевного благородства («Кружевница», «Белошвейка»). Детали быта и трудовой деятельности сближают эти портреты с жанровой живописью.

  • 32 слайд

    «Кружевница»

    Описание слайда:

    «Кружевница»

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Збарский И.С. и др./ Под ред. Коровиной В.Я.

Тема:
Романтизм

Похожие материалы

  • Разноуровневая контрольная работа по роману «Евгений Онегин»

  • Презентация М.М.Сперанский-жизнь и творчество

  • Проект по литературе «Говорящие» фамилии в произведениях А. П. Чехова

  • «Прочитаем Булгакова вместе…». (формы работы по воспитанию читательского интереса к произведению).

  • Внеклассное мероприятие «Знатоки литературы»(6 класс)

  • Адаптированная рабочая программа «Чтение (развитие речи)» для тетей с умственной отсталостью 6 класс»

  • Открытый урок по литературе Анализ повести Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц» 8 класс

  • Материалы к уроку по рассказу Майка Гелприна «Свеча горела»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446310 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

Наименование разделов и темы урока

Кол-во  часов

Дата

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

1

Из древнерусской литературы (3ч)

Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы.

1

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.

1

Проблема авторства «Слова…». Подготовка к домашнему сочинению по «Слову….».

1

Из литературы XVIII века (10 ч)

Литература XVIII века (общий обзор). Классицизм в  русском и мировом искусстве

1

М.В. Ломоносов. Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы.

1

Ода как жанр лирической поэзии. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величия государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

1

Новая эра русской поэзии. Творчество Г.Р. Державина. Обличие несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям».

1

Тема поэта и поэзии. Творчество Г.Р. Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества.

1

Подвиг А.Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности.

1

Особенности повествования в «Путешествии….» Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

1

Понятие о сентиментализме. Н.М. Карамзин — писатель и историк. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека.

1

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. Стихотворение «Осень».

1

Развитие речи. Сочинение «Литература XVIII века в восприятии современного читателя»

1

Из русской литературы XIX века (54 ч.)

Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму.

1

Романтическая лирика начала века. «Литературный Колумб Руси». Очерк жизни и творчества В.А. Жуковского.

1

Художественный мир В.А. Жуковского. Элегии «Море» и «Невыразимое».

1

Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады В.А. Жуковского «Светлана». Язык баллады. Фольклорные мотивы.

1

«Человек необыкновенный» (А.С. Пушкин). Жизнь, судьба, творчество А.С. Грибоедова.

1

А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»: возникновение замысла, история создания, особенности композиции, жанровое своеобразие.

1

Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями. Чтение и анализ первого действия.

1

Второе действие комедии «Горе от ума». Обучение анализу монолога. Фамусовская Москва.

1

Третье действие комедии «Горе от ума». Анализ сцены бала. Чацкий в системе образов.

1

Четвёртое действие комедии «Горе от ума». Смысл названия комедии. Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.

1

Разговорная основа и афористичность стихотворной пьесы  А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1

Развитие речи. И.А. Гончаров «Мильон терзаний». Обучение конспектированию.

1

Развитие речи. Сочинению по комедии «Горе от ума»

1

А.С. Пушкин: жизнь и судьба. Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина.

1

Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина («К Чаадаеву», «К   морю», «Бесы», «Анчар», «Два чувства дивно близки нам…»

1

Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина(«Я вас любил; любовь еще, быть может,…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»

1

«Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречия  двух миров: цивилизованного и естественного.

1

«Евгений Онегин». История создания романа. Композиция. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов романа.

1

Трагические итоги жизненного пути. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

1

Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

1

Анализ двух писем. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.

1

Автор как идейно — композиционный и лирический центр романа.

1

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

1

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, А.А. Григорьев.

1

Развитие речи. Подготовка сочинению по роману А.С.Пушкина»Евгений Онегин»

1

Урок внеклассного чтения. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей.

1

Урок внеклассного чтения. Поэзия пушкинской эпохи. Творчество Батюшкова и Баратынского.

1

М.Ю. Лермонтов. Личность, судьба, эпоха. Мотивы вольности и одиночества в лирике ( «Парус»,»И скучно и грустно»)

1

Образ поэта — пророка. («Пророк»,»Поэт»,»Нет я не Байрон, я другой…», «Смерть поэта»)

1

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова («Нет, не тебя я пылко так люблю…», «Расстались мы , но твой портрет…», «Нищий»)

1

Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений  «Дума», «Родина», «Предсказание»

1

«Герой нашего времени». Композиция. Обзор содержания.

1

Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина.

1

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

1

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

1

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

1

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени»

1

Развитие речи. Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова

1

Урок внеклассного чтения. Дж.Г. Байрон: личность, судьба, творчество.

1

Н.В. Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя.

1

Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»: замысел, история создания, особенности жанра и композиции, смысл названия.

1

Н.В. Гоголь. «Мертвые души». Система образов поэмы: образы помещиков (Манилов, Коробочка)

1

Н.В. Гоголь. «Мертвые души».  Образы помещиков (Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин)

1

Н.В. Гоголь. «Мертвые души».  Образы  чиновников губернского города NN

1

Н.В. Гоголь. «Мертвые души».  Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой

1

Н.В. Гоголь. «Мертвые души» — поэма о величии России и народа. Пафос и роль лирических отступлений.

1

Развитие речи. Контрольное сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

1

«Человек есть тайна….» Ф.М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «Белые ночи».

1

Ф.М. Достоевский. Повесть «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» в повести, черты его внутреннего мира

1

Ф.М. Достоевский. Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Развитие понятия о повести.

1

А.П. Чехов: судьба, личность, творчество. Рассказ «Смерть чиновника»: образ «маленького человека».

1

А.П. Чехов. Рассказ «Тоска»:  тема одиночества человека в мире. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа

1

Развитие речи.   Контрольное  сочинение — ответ на проблемный вопрос: «В чём особенности изображения внутреннего мира героя русской литературы XIX века?»

1

Урок внеклассного чтения.  Лирика Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии

1

Из русской литературы XX века (25 ч.)

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений (обзор). И.А. Бунин «Темные аллеи»: проблематика и образы.

1

Философия любви в новеллах И.А. Бунина. Мастерство И.А. Бунина в новелле «Лёгкое дыхание».

1

М.А. Булгаков: судьба, личность, творчество. История создания, композиция, судьба повести «Собачье сердце»

1

М.А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце» как социально — философская сатира на современное общество.

1

М.А. Шолохов: судьба, личность, творчество. Смысл названия рассказа «Судьба человека».

1

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Композиция, особенности авторского повествования. Образ главного героя.

1

А.И. Солженицын: судьба, личность, творчество. Рассказ «Матрёнин двор», его автобиографичность. История создания и публикации.

1

А.И. Солженицын. «Матрёнин двор» как рассказ — притча. Нравственная и социальная проблематика. Образ героини и её мира. Нравственный облик Матрёны — праведницы, её духовная стойкость.

1

Контрольный тест по изученным произведениям второй половины XIX, XX вв.

1

Избранные страницы творческого наследия поэтов «серебряного века» русской поэзии.

1

А.А. Блок: судьба, личность, творчество. Избранные страницы творческого наследия поэта («Ветер принёс издалёка…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…»)

1

С.А. Есенин: судьба, личность, творчество. Тема Родины в лирике поэта ( «Не жалею, не зову, не плачу…», «Край ты мой заброшенный…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Нивы сжаты, рощи голы…»)

1

С.А. Есенин.  «Всю душу выплесну в слова…». Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике поэта («Вот уже вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…»)

1

В.В. Маяковский: судьба, личность, творчество. Новаторство поэзии Маяковского.

1

В.В. Маяковский. Художественный мир, характер ранней лирики. Своеобразие стиха, ритма, интонации(«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок))

1

М.И. Цветаева: судьба, личность, творчество. Особенности поэтики Цветаевой(«Идёшь на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Откуда такая нежность?»)

1

М.И. Цветаева. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. «Стихи Блоку». Образ Родины  в лирическом цикле «Стихи о Москве»

1

Н.А. Заболоцкий: судьба, личность, творчество. Философский характер лирики поэта («Я не ищу гармонии в природе..», «Где — то в поле возле Магадана», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание»)

1

О.Э. Мандельштам: судьба, личность, творчество. Особенности поэтики.

1

Трагические интонации в любовной лирике А.А. Ахматовой («Сжала руки под тёмной вуалью…», «Песня последней встречи», «Столько просьб у любимой всегда»). Стихотворения о поэте и поэзии («Поэт», «Пушкин», «Муза»)

1

Б.Л. Пастернак: судьба, личность, творчество. Вечность и современность в стихах о природе и о любви («Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…»)

1

А.Т. Твардовский: судьба, личность, творчество. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта («Урожай», «Весенние строчки»)

1

А.Т. Твардовский. Осмысление темы войны. Проблемы и интонации стихотворений о войне («Я убит подо Ржевом»)

1

Урок внеклассного чтения. Романсы на стихотворения русских поэтов XIX — XX вв. Авторская песня. Песенное творчество Б.Ш. Окуджавы, В.С. Высоцкого

1

Зачётная работа по теме «Русская лирика XX века» (по изученным произведениям)

1

Из зарубежной литературы (9 ч.)

Квинт Гораций Флакк: слово о поэте. Мысль о поэтических заслугах в оде «К Мельпомене» («Я воздвиг памятник…»)

1

Культура эпохи античности и её роль в развитии мировой культуры. Античная лирика. Чувства и разум в любовной лирике Катулла («Нет, ни одна средь женщин…»)

1

Данте Алигъери: жизнь, творчество. «Божественная комедия»: множество смыслов поэмы и её универсально — философский характер.

1

Гуманизм эпохи Возрождения. У. Шекспир «Гамлет». Одиночество Гамлета и его конфликт с реальным миром «расшатавшегося века»

1

У. Шекспир «Гамлет». Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

1

Эпоха Просвещения. И.В. Гёте. «Фауст» как философская трагедия.

1

И.В. Гёте «Фауст». Идейный смысл трагедии. Фауст как вечный образ мировой литературы.

1

Урок внеклассного чтения. Золотая пора детства в произведении М. Парр «Вафельное сердце».

1

Выявление уровня литературного развития учащихся. Рекомендации для летнего чтения.

1

Конспект урока литературы в 10 классе

Тема: Общая характеристика русской и литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме.

Цель: дать общее представление о русской литературе 19 века, ее основных чертах.

Задачи:

Образовательные:

— изучить понятие «русская классическая литература»;

— выявить основные литературные направления 19 века;

— познакомить с романтизмом и реализмом как литературными направлениями.

Развивающие:

— развивать умение понимать взаимосвязь между историческими событиями и литературными произведениями;

— развивать умение сравнивать литературные направления;

— расширять кругозор учащихся (эпоха – литература –история);

Воспитательные:

— воспитывать понимание важности русской литературы в контексте мировой культуры; чувство гордости за родную страну, ее культуру.

Ход урока:

Эпиграф к уроку

«…Цель литературы — помогать человеку понимать самого себя,

поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине,

бороться с пошлостью в людях,

уметь найти хорошее в них,

возбуждать в их душах стыд,

гнев, мужество, делать все для того,

чтоб люди стали благородно сильными

и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты…

М. Горький

I. Организационный момент.

II.Постановка целей урока.

Ребята, сегодня мы с вами начинаем изучение литературы ХIХ столетия, который называли «золотым веком» русской литературы. Это век Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Достоевского и Толстого. Развивая лучшие традиции древнерусской литературы и литературы ХVIII в., русская литература в ХIХ столетии достигает необычайных высот. Она выходит за национальные рамки и заставляет говорить о себе всю Европу, весь мир. Русских поэтов и писателей не только знают и читают на Западе, но и учатся у них.

Что это было за время в истории нашей страны? Каков художественный мир литературы этого периода? На эти вопросы мы и постараемся ответить в ходе сегодняшнего урока.

III. Актуализация опорных знаний.

Русскую литературу XIX века часто называют классической. Что обозначают выражения классическая литература, классика, писатель-классик?

Классический —

1. античный и тем самым образцовый;

2. связанный с изучением античных языков и литературы;

3. относящийся к классицизму;

4. созданный классиком, совершенный, признанный, образцовый.

Классик —

1. специалист по классической филологии;

2. великий деятель науки, искусства, литературы, чьи творения сохраняют значение общепризнанного образца.

Классическая литература — канонизированная литература; образцовая, наиболее значительная.

Обращаем внимание на многозначность слов, возможность двоякого и более уместного употребления слова классический, на сопряжение значений слов классицизм и классика.

IV. Восприятие, осмысление и усвоение нового материала

  1. Общая характеристика русской литературы ХIХ века.

Всю русскую литературу 19 века можно разделить на 2 периода: литература первой половиныXIXвека и второй половины XIX века.

Сегодня нас интересует не только литература этого периода, но и основные исторические события, которые происходили в это время, так как без исторической основы невозможно понять причины и мотивы появления тех или иных произведений русской классики.

Основные положения сегодняшней лекции мы будем записывать в виде обобщающей таблицы, которая будет состоять из 3 колонок. В нее будут входить название периода литературы XIXвека, важнейшие исторические события в Европе и России этого периода, общая характеристика развития русской литературы по каждому периоду.

Мы уже назвали основные периоды литературыXIXвека и можем приступить к заполнению 2 колонки таблицы.

  1. Лекция учителя, заполнение 3 колонки таблицы.

Период

Важнейшие

исторические события

в Европе и России

Общая характеристика

развития русской

литературы ХIХ века

I половина ХIХ века (1795 — первая половина 1850-х годов)

Открытие Царскосельского лицея (1811). Отечественная война 1812 года. Революционные и национально-освободительные движения в Европе.

Возникновение тайных декабристских организаций в России (1821—1822). Восстание декабристов (1825) и его поражение.

Реакционная политика Николая I. Гонения на свободомыслие в России. Кризис крепостничества, общественная реакция. Усиление демократических тенденций. Революции в Европе (1848—1849), их подавление

Освоение европейского культурного наследия. Внимание к русскому фольклору. Закат классицизма и сентиментализма. Зарождение и расцвет романтизма.

Литературные общества и кружки, издание журналов и альманахов. Принцип историзма, выдвинутый Карамзиным. Романтические устремления и верность идеям декабристов в творчестве Пушкина и Лермонтова. Зарождение реализма и его сосуществование рядом с романтизмом. Вытеснение поэзии прозой. Переход к реализму и социальной сатире. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литературы «гоголевской школы» и поэтов-лириков романтического плана

II половина ХIХ века (1852—1895 годы)

Поражение России в Крымской войне. Смерть Николая I (1855).

Подъем демократического движения и крестьянских волнений. Кризис самодержавия.

Отмена крепостного права. Начало буржуазных преобразований.

Демократические идеи народничества. Активизация тайных террористических организаций

Убийство Александра II. Усиление реакционной политики царизма. Теория «малых дел». Рост пролетариата.

Пропаганда идей марксизма.

Усиление цензуры и репрессии прогрессивных писателей (Тургенева, Салтыкова-Щедрина). Ослабление цензурного гнета после смерти Николая I. Развитие драматургии и реалистического романа. Новые темы, проблемы и герои. Ведущая роль журналов «Современник» и «Отечественные записки». Появление плеяды поэтов-народников. Открытие памятника Пушкину в Москве. Запрет на передовые журналы и возрастание роли развлекательной журналистики. Поэзия «чистого искусства». Обличение общественных порядков и социального неравенства. Рост сказочно-легендарных и фантастических сюжетов

  1. Понятие о романтизме и реализме.

Мы уже выяснили, что основными направлениями в русской литературе XIX века были романтизм и реализм. Что это за литературные течения? В чем их суть? Чем они отличаются друг от друга? Заполнение таблицы:

Романтизм и реализм в русской литературе ХIХ века

Основания для сопоставления

Романтизм

Реализм

Возникновение и развитие

Возник под влиянием немецкой и английской литературы в творчестве Жуковского, Батюшкова. Получил развитие после войны 1812 года в творчестве поэтов-декабристов, раннем творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя

Возник в 1820—1830-е годы в творчестве Пушкина, развивался Лермонтовым и Гоголем. Вершиной русского реализма второй половины ХIХ века считаются романы Тургенева, Достоевского, Л. Толстого

Художественный мир, проблематика и пафос

Изображение внутреннего мира человека, жизни его сердца. Напряженность чувств, разлад человека с действительностью.

Идеи свободы, интерес к истории и сильным личностям. Романтическое двоемирие

Изображение жизни в жизнеподобных образах, стремление к глубинному познанию «обыкновенной» жизни, широкому охвату действительности в ее причинно-следственных связях. Социально-критический пафос в изображении действительности

События и герои

Изображение исключительных, необыкновенных событий и героев.Отсутствие внимания к прошлому героев, статичность образов. Возвышение и идеализация героя, отчужденного от действительности

Изображение движения человеческой жизни, развития личности под влиянием общественной среды, динамичность образов. Действительность требует от героя причастности к ней.

Язык

Субъективность и эмоциональность авторского языка и стиля, эмоционально окрашенные лексика и синтаксис

Лаконичность стиля в реалистической прозе начала века и сложность языковых конструкций в прозе второй половины века, обусловленная изучением причинно-следственных связей в общественной жизни

Судьба направления

Кризис романтизма начинается в 1840-е годы. Постепенно он уступает место реализму и сложно взаимодействует с ним

Во второй половине века усиливается критика общественной жизни, ширится освоение связей человека с его близким окружением, «микросредой», усиливается критический пафос изображения действительности

V.Подведение итогов урока.

Беседа по вопросам:

  1. Почему 19 век литературы называют «Золотым»?

  2. Какие поэты и писатели относятся к «золотому веку»?

  3. В чем особенность романтизма и реализма? В чем их основное отличие?

Слово учителя: Русская литература ХIХ века вобрала в себя богатейший духовный опыт человечества. Она ставила и пыталась решать важнейшие социально-нравственные вопросы, провозглашала любовь к миру и человеку и ненависть ко всем проявлениям угнетения, восхищалась мужеством и силой человеческой души. Русская литература творчески использовала опыт европейских литератур, но не подражала им, а создавала оригинальные произведения, основой для которых стала русская жизнь и ее проблемы.

VI. Домашнее задание

Выучить таблицы в тетради. Подготовить материалы критические «Славянофильство» и «Западничество».

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/471010-konspekt-uroka-literatury-v-10-klasse-tema-ob

  • Рассказ о розовом зайце
  • Рассказ о роланде по плану 6 класс
  • Рассказ о романсе 6 класс
  • Рассказ о рождении геракла
  • Рассказ о родственнике который воевал в великой отечественной войне