Рассказ о романсе 6 класс

Инфоурок музыка презентациипрезентация по музыкальной литературе на тему романс в россии xix века 6 класс описание презентации по отдельным

Инфоурок

Музыка
ПрезентацииПрезентация по музыкальной литературе на тему «Романс в России XIX века» (6 класс)

Романсы. Творчество А.А. Алябьева, А.Е. Варламова, А.Л.Гурилёва.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Романсы. Творчество А.А. Алябьева, А.Е. Варламова, А.Л.Гурилёва.

    Описание слайда:

    Романсы.
    Творчество А.А. Алябьева, А.Е. Варламова, А.Л.Гурилёва.

  • 2 слайд

    Романс небольшое вокальное произведение для голоса с музыкальным сопровождени

    Описание слайда:

    Романс
    небольшое вокальное произведение для голоса с музыкальным сопровождением. Обычно в качестве такого сопровождения выступает лютня (раньше), гитара или фортепиано.

  • 3 слайд

    Характерные чертыРоманс - это песня о чувствах человека (прежде всего, о люб

    Описание слайда:

    Характерные черты
    Романс — это песня о чувствах человека (прежде всего, о любви);
    Нередко чувства, раскрывающиеся в романсе, передаются на фоне природы;
    Музыкальная форма романса (обычно) – одночастная или двухчастная;
    Мелодия тесно связана со стихом, отсутствует припев.

  • 4 слайд

    Происхождение романсаСлово «романс» пришло из Испании (15 век), где первонача

    Описание слайда:

    Происхождение романса
    Слово «романс» пришло из Испании (15 век), где первоначально обозначало стихотворение на испанском («романском») языке, рассчитанное на музыкальное исполнение с инструментальным сопровождением.
    Романсом называли народную песню лирического или героического содержания. Распространившись в других странах слово «романс» стало обозначать вокальный жанр (т.е. тип вокального произведения).

  • 5 слайд

    Романс в РоссииВ России романс получает распространение в 19 веке, становясь

    Описание слайда:

    Романс в России
    В России романс получает распространение в 19 веке, становясь одним из ведущих жанров.
    Русский романс развивался под влиянием русской поэзии. Стихотворения В.А.Жуковского, А.А.Дельвига, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и др. послужили основой для создания замечательных романсов.
    Многие русские композиторы, в частности М.И.Глинка, П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков, сочиняли романсы.
    Во второй половине 20 века романсы нередко исполняются вокалистами в сопровождении русского народного оркестра.

  • 6 слайд

    Основоположники русского романсаАлександр Александрович Алябьев (1787-1851) –

    Описание слайда:

    Основоположники русского романса
    Александр Александрович Алябьев (1787-1851) – русский композитор, пианист, дирижёр.
    Написал около 200 романсов, 6 опер, 20 музыкальных комедий, балет, музыку к спектаклям, симфонию, хоровые и камерные произведения, обработки народных песен.
    Многие произведения исполнялись при жизни композитора.
    Романс «Соловей» прославил композитора.

  • 7 слайд

    «Соловей» на стихи Антона Дельвига (1825)В исполнении Надежды Казанцевой

    Описание слайда:

    «Соловей» на стихи Антона Дельвига (1825)
    В исполнении Надежды Казанцевой

  • 8 слайд

    Основоположники русского романсаВарламов Александр Егорович (1801-1848) – рус

    Описание слайда:

    Основоположники русского романса
    Варламов Александр Егорович (1801-1848) – русский композитор, капельмейстер (руководитель хора), певец, музыкальный критик.
    Сочинил более 200 романсов и песен.
    Основные жанры – «русская песня» и лирический романс.
    Известные романсы: «Красный сарафан», «На заре ты ее не буди» (Аф. Фет, 1842), «Белеет парус одинокий» и т.д.

  • 9 слайд

    «Красный сарафан» на стихи Николая Цыганова(1832) В исполнении Елены Образц

    Описание слайда:

    «Красный сарафан»
    на стихи Николая Цыганова(1832)
    В исполнении Елены Образцовой

  • 10 слайд

    «На заре ты ее не буди» на стихи Афанасия Фета (1842)В исполнении Сергея Лем

    Описание слайда:

    «На заре ты ее не буди» на стихи Афанасия Фета (1842)
    В исполнении Сергея Лемешева

  • 11 слайд

    «Белеет парус одинокий» на стихи Михаила Лермонтова (1848)В исполнении Серг

    Описание слайда:

    «Белеет парус одинокий» на стихи Михаила Лермонтова (1848)
    В исполнении Сергея Лемешева

  • 12 слайд

    Основоположники русского романсаГурилёв Александр Львович (1803-1858) –русски

    Описание слайда:

    Основоположники русского романса
    Гурилёв Александр Львович (1803-1858) –русский композитор, пианист, скрипач, альтист.
    Автор 90 романсов и 47 обработок народных песен (1849 сборник «Избранные народные песни»)
    Основные жанры: «русская песня», элегические и лирические романсы

  • 13 слайд

    «Колокольчик» на стихи Ивана Макарова (1832)В исполнении Сергея Лемешева

    Описание слайда:

    «Колокольчик» на стихи Ивана Макарова (1832)
    В исполнении Сергея Лемешева

  • 14 слайд

    Угадайка по романсам (заполните таблицу)

    Описание слайда:

    Угадайка по романсам (заполните таблицу)

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Рассказ о романсе 6 класс

  • Сейчас обучается 973 человека из 79 регионов

Рассказ о романсе 6 класс

  • Курс добавлен 18.11.2021
  • Сейчас обучается 50 человек из 29 регионов

Рассказ о романсе 6 класс

  • Сейчас обучается 59 человек из 32 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Презентация по музыкальной литературе на тему «Л. Бетховен. Увертюра Эгмонт» (5 класс)

  • Консультация для родителей «Пойте на здоровье!»

  • Влияние музыки на человека проект

  • Презентация: «Использование цифровых образовательных ресурсов в изучении музыкальных дисциплин»

  • Урок музыки как урок развития креативности школьника

  • «Развитие креативности у детей младшего школьного возраста на уроках музыки»

  • «Системно — деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС».

  • «Современные образовательные технологии, применяемые на уроках музыки».

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446310 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности преподавателя детской хореографии»

  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в профессиональном образовании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Романс – это музыкальное произведение вокального характера, которое написано ссылаясь на стихотворную форму не очень большого содержания, в основном, его тематика – любовная. Это музыкальное поэтическое камерное творение создается для голоса и сопровождается инструментально.

Романс в истории

Данный термин впервые появился в Испании еще в средние века. Вначале «романс» называлась светская песня, но спустя некоторое время, распространился и на территориях других стран. В некоторых из них и по сегодняшний день песня и романс подразумеваются под одним определенным словом.

что такое романс

Романс происходит от песни, и возник в пятнадцатом веке, но полностью был сформирован в девятнадцатом. Особый его фурор произошел в конце восемнадцатого века в таких странах как Россия, Франция, Германия. Значительный след в развитии романса оставили творческие работы известных немецких поэтов – Гейне и Гете. Даже создавались школы романса, которые считались национальными.

По прошествии девятнадцатого века и в начале двадцатого, одновременно с романсом классическим, начал развиваться – бытовой, который был сконцентрирован на певцов-любителей.

Для российского романса самым трудным временем был конец 1930 года, когда считался пережитком царизма и был подвержен гонениям. Исполнители замолкали, а те, кто не подчинился, были подвержены репрессиям. Возрождение произошло только в семидесятых годах.

Представление о романсе

Своей формой романс очень напоминает песню. Отличием считается то, что в данном произведении допускается отклонение в квадратуре и четкости тактов. Также можно встретить некоторые отступления, которые называют вставки или расширения. Вокал здесь ясный и рельефно очерчен мелодией. Певучесть тоже немного отличается от других музыкальных произведений.

В большинстве случаев припев, но в романсе это рефрен, отсутствует. Особое значение здесь имеет передача текстового настроения, нежели иллюстрация деталей. Акцент делается на мелодию, но не на аккомпанемент.

Романс относится к музыке камерной, и аккомпанируют его всего лишь одним музыкальным инструментом. Хотя иногда это делается и оркестровым сопровождением.

В данном виде произведений, как текст, так и музыка имеют равноправие. Если этого не придерживаться и отдавать предпочтение чему-то одному, то тогда романс теряет саму свою сущность.

представление о романсе

Романс разделили на несколько разновидностей жанра:

  • Элегию.
  • Балладу.
  • Баркаролу.
  • Романс с танцевальными ритмами.

Как распознать романс?

Данное произведение можно распознать по таким признакам:

  • Тексты для романса в большинстве случаев лирического характера, посвященные какому-то переживанию, в основном любовному.
  • У романса всегда настроение однотонное. Спектры эмоциональные очень разнообразны, что дают возможность для выбора каждому слушателю то, что ближе всего.
  • Мелодии романса от песенных отличаются тем, что отражают больше характер поэтичного текста. Выражает каждый образ ритмичностью и интонацией.
  • Учитывая то, что в большинстве случаев в романсе выражаются любовные переживания, то отдаленно напоминает диалог. В основе произведения присутствуют пара героев, а качественное творение выражает всю интимность и камерность.

как распознать романс

Рассматривая романс, как вокально-поэтический жанр, то можно заметить. Что в нем  прекрасно сочетают трехгранную структуру:

  • Музыку.
  • Речь.
  • Слово.

Иногда в опере тоже можно встретить романсы.

Разновидности российского романса

В России практически в одно время с классическим камерным романсом начал развиваться –  бытовой. Его поделили на три направления:

  • Романса жестокого.
  • Романса городского.
  • Романса цыганского.

Первый из них был зарожден в городе и пригороде, где жили в основном мещане. Они начали создание своей собственной субкультуры, которая вначале состояла из частушек, танцев, живописи на лубе, в том числе и романса. Так как в это время все подобные действия не приветствовались, то от этого и идет – «жестокий».

Жанр этого романса определить практически невозможно. Основными его чертами был ограниченный сюжет и всегда заканчивался он или бытовым убийством, или самоубийством, или смертью, связанную с каким-то горем, а если речь шла о любви, то только неразделенной.

разновидности романса

Но спустя некоторое время, когда все поутихло, он дал толчок на создание романса городского. В отличие от жестокого направления, с точки зрения литературы, он больше гармоничен, чем его предшественник.

Отталкиваясь от романса городского, началось развитие таких жанров:

  • Блатной песни.
  • Авторской песни.
  • Русского шансона.

Блатная песнь воспевает тяжесть быта и нравственность в уголовной среде. Сконцентрирован данный жанр на людей, находящихся в заключении или же очень близко к преступным деяниям. Сначала он нашел поклонников в Советском Союзе, но через некоторое время стал популярен и в странах СНГ.

Авторские песни появились немного позже. Их особенность в том, что конкретного автора нет, а если и есть, то «неизвестный». Здесь тоже в основе была жизнь осужденных, которые находились в лагерях, об непригодных условиях проживания в этих местах.

Спустя некоторое время, среди блатных песен начали появляться произведения, которые немного отходили от тематики криминала, хотя в них тоже присутствовали та же мелодия, жаргон, взгляд на  окружающий мир. Данный жанр получил название – русский шансон.

В наше время его можно услышать где угодно. Поклонники русского шансона, как и исполнители, не обязательно осужденные или те, кто уже отсидели свой срок.

Цыганский романс хотя и был создан на территории России, но в нем совмещали как российские тексты, так и цыганские.

Разновидности всемирного романса

Кроме вышесказанных, еще различают такие виды романса:

  • Дворянский.
  • Актерский.
  • Белогвардейский.
  • Иронический.
  • Романс-ответ и другие.

Но всегда неизменным и не теряющим своей популярности считается классический романс.

всемирный романс

Многие композиторы стараются придерживаться основ романса, как традиции, уже не одно десятилетие. При этом стараются придать ему что-то необычное и особенное. К примеру, уже в шестидесятых годах создавались данные произведения, которые были рассчитаны на больше, чем один голос, а это уже было ближе к вокально-симфоническому произведению.

Что такое романс, история романса

Романс

В музыкальном искусстве существует камерный жанр, который по праву можно считать уникальным — его имя «романс». Эта вокальная миниатюра с момента своего появления пользовалась большой популярностью и отражала все значимые процессы, происходящие в жизни общества. В нашей стране у романса весьма непростая судьба — его запрещали, однако он вновь триумфально возвращался на концертные сцены. В нынешнее время романс продолжает радовать слушателей своей мелодичностью, задушевностью и сердечностью.

Что такое романс, историю создания жанра и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Что такое романс?

Романс – это произведение, обычно лирического содержания, относится к камерно-вокальному жанру. Оно сочиняется для голоса и сопровождающего вокальную партию какого-либо аккомпанирующего инструмента.

190

Романс похож на песню, однако существуют некоторые отличия, которые делают его именно романсом.

  • Романс более певуч и его мелодическая линия очень выразительна.
  • В романсе значимым является всё. Содержание поэтического текста должно быть мелодичным, трогательным или иногда даже трагичным. Красивая и чувственная вокальная партия всегда тесно связана с текстом. Аккомпанемент романса является полноправным участником ансамбля.
  • Форма романса так же как и у песни — строфическая, то есть куплетная, тем не менее, здесь возможны различного рода расширения, а это говорит о том, что музыкальные периоды романса могут быть как с чётным, так и с нечётным количеством тактов.
  • В романсе обычно не бывает припева.

Популярные романсы

«Соловей» — музыка А. Алябьева, слова А. Дельвига. Романс, который относится к шедеврам камерно-вокального жанра, Александр Алябьев написал его, будучи в заточении по ложному обвинению в убийстве в 1825 году. Благодаря душевной и удивительно выразительной мелодии эта вокальная миниатюра завоевала необычайную популярность во всём мире. В музыкальном подлиннике романса нет виртуозных вокальных пассажей, они были впоследствии добавлены исполнителями.

«Соловей» — слушать

«Я помню чудное мгновенье» — музыка М. Глинки, слова А. Пушкина. Эту жемчужину, являющуюся классическим образцом русского романса, Михаил Иванович Глинка посвятил Екатерине Керн, к которой питал глубокие чувства. В свою очередь, на создание великолепной поэтической основы романса Александра Сергеевича Пушкина вдохновила мать Екатерины – Анна Керн. Мелодия романса изящна, проникновенна и певуча, она выразительно раскрывает романтические чувства лирического героя.

«Я помню чудное мгновенье» — слушать

Глинка романс «Я помню чудное мгновенье»

«Средь шумного бала» музыка П.И. Чайковского, слова А.К. Толстого. Написанная в жанре вальса, эта вокальная композиция гениального русского композитора сразу приобрела большую популярность. Романс, имеющий красивую мелодическую линию, очень выразителен и лиричен, но самое главное, он написан так удобно, что его легко можно исполнить в домашнем музицировании.

«Средь шумного бала» — слушать

«Гори, гори, моя звезда…» — музыка П. Булахова, слова В. Чуевского. Признанный во всём мире русский романс, который имеет большое количество аранжировок, как эстрадных, так и «академических». Несмотря на то, что композиция была сочинена в середине позапрошлого века, после революции она попала под запрет, так как пользовалась большой популярностью у белогвардейских офицеров.

«Гори, гори, моя звезда…» — слушать

«Очи чёрные» музыка Ф. Германа, слова Е. Гребёнки. Этот известный во всём мире романс переведён на многие языки. Популярность композиции связана с тем, что речь в ней идёт о страстной любви, сводящей с ума людей. Сопротивляться ей бесполезно, так как такая любовь необъяснима, и она сильнее смерти.

«Очи чёрные» — слушать

История романса

189

История романса берёт начало в далёком Средневековье. Приблизительно в XIII, а может быть и в XIV веке по дорогам солнечной Испании странствовали поэты, которые сочиняли и пели песни, существенно отличающиеся от общепринятых в то время церковных хоралов, исполняемых на латыни. Во-первых, свои тексты испанские трубадуры слагали на темы, наполненные любовно-лирическим содержанием, например, в них повествовалось о подвигах храбрых рыцарей во имя возвышенной любви к прекрасным дамам. Во-вторых, эти песни исполнялись на «romance», как тогда назывался испанский язык и, в-третьих, они отличались особой напевностью. Постепенно такие мелодичные стихи под музыку получили распространение в соседних с Испанией странах. Там трубадуры тоже сочиняли так называемые «светские» стихи — баллады, рассказывающие о важных исторических событиях, о подвигах народных героев, и, несомненно, среди их поэтических творений важное место занимала любовная лирика. Всё это менестрели на испанский лад стали украшать изящными мелодиями и пропевать под музыкальное сопровождение какого-либо инструмента, называя свои песни романсами. Прошло не одно столетие, и термин «романс» прочно укоренился в разных странах, обозначая как напевное стихотворение лирического характера, так и произведение, характеризующий жанр вокальной музыки.

Процветание романса пришлось на вторую половину XVIII века, когда творили такие великие поэты как И. Гёте, Г. Гейне, Ф. Шиллер. Их полные лиризма произведения, отражающие глубокие чувства и душевные порывы, многие композиторы охотно использовали в качестве литературной основы для своих камерно-вокальных композиций. Например, выдающийся австрийский композитор Франц Шуберт, заложивший основы музыкального романтизма, 60 своих вокальных произведений написал на слова Гёте и 40 на слова Шиллера. Шуберт передал эстафету другим композиторам XIX века и в Европе сформировались романсовые школы яркими представителями которых в Австрии и Германии являлись И. Брамс, Р. Шуман, и Х. Вольф, а во Франции — Г. Берлиоз, Ж. Бизе, Ш. Гуно и Ж. Массне. Композиторы-романтики в своём творчестве явно отдавали предпочтение жанру романса, так как именно в нём они могли обращаться к внутреннему миру человека, отображать его душевные переживания. Кроме того для расширения выразительных средств в описании сюжетной линии и поэтических образов авторы объединяли свои вокальные миниатюры в циклы, поскольку это позволяло давать более развёрнутую характеристику главным героям. Среди наиболее популярных объединённых вокальных композиций следует особо отметить такие циклы как «К далёкой возлюбленной» Л.В. Бетховена, «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» Ф. Шуберта, «Любовь поэта» и «Любовь и жизнь женщины» Р. Шумана.

Важно отметить, что в XIX веке жанр романса получил интенсивное развитие в России, а во второй половине столетия и в таких странах как Польша, Чехия, Норвегия и Финляндия. Он был ярко представлен в творчестве Б. Сметаны, А. Дворжака, К. Шимановского, Я. Сибелиуса, Э. Грига.

В XX веке в развитие жанра вокальной миниатюры внесли весомый вклад такие замечательные западноевропейские композиторы как К. Дебюсси, А. Шёнберг, М. Равель, М. де Фалья, Ф. Пуленк, Д. Мийо.

Романс в России

На вопрос, когда «романс» попал в Россию, сейчас никто ответить не может, но искусствоведы предполагают, что это случилось во второй половине XVIII века. Однако то, что он прибыл в нашу страну из Франции, это достоверно известно, так как изначально термином «романс» именовалось вокальное произведение лирического содержания, написанное на поэтический текст на французском языке. Необходимо отметить, что в тот период русские композиторы писали довольно много вокальных миниатюр именно на стихи французских авторов. Правда подобные произведения сочинялись и на русском языке, но назывались они «российской песней».

74

Прижившись на благодатной почве «романс» стал быстро срастаться с русской культурой, и вскоре этим словом стали уже называться лирические, чувственные, любовные песни, причём создаваемые не только композиторами, но и просто музыкантами-любителями. В те времена повсеместно отмечалось значительное проявление интереса к любительскому музицированию и песенному сочинительству. Представители дворянского сословия и люди разных чинов считали обязательным среди предметов домашнего обихода иметь какой-либо музыкальный инструмент: скрипку, гитару, арфу или фортепиано. Тогда же в европейском и, соответственно, в русском искусстве господствовали романтические настроения. В таких благоприятных условиях в первой половине XIX века формировался жанр русского романса, наиважнейшую роль в развитии которого играла изумительная русская поэзия, представленная творчеством таких блистательных поэтов как В. Жуковский, Е. Баратынский, А. Дельвиг, К. Батюшков, Н. Языков, А. Пушкин, а затем М. Лермонтов и Ф. Тютчев. Основоположниками русского романса по праву считают композиторов А. Алябьева, А. Варламова, А. Гурилёва и П. Булахова. Следом за ними выдвигаются талантливые мастера камерно-вокального жанра, которые своим творчеством подняли вокальную миниатюру до высоты истинно классического искусства, среди них М. Глинка, А. Бородин, А. Даргомыжский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, С. Танеев, С. Рахманинов. Далее традиции великих композиторов продолжили Р. Глиэр, Ю. Шапорин, H. Мясковский, а в советское время Д. Шостакович, С. Прокофьев, Г. Свиридов.

Важно упомянуть, что наряду с классическим романсом, являвшимся плодом творений профессиональных композиторов и подразделявшимся на различные жанровые варианты, среди которых элегии, баллады и баркаролы, в городах и пригородах России, где процветала своя субкультура, развивались и другие разновидности романса, такие как городской (бытовой), «жестокий» и цыганский. Они пользовались признанием и бытовали как фольклор, то есть их сочиняли авторы из народа. Наибольшую популярность такого рода композиции приобрели в первой четверти XX века. Именно в это время Борисом Фоминым, Яковым Фельдманом и Марией Пуаре были написаны такие шедевры, которыми впоследствии восхищался весь мир, среди них «Дорогой длинною», «Я ехала домой», «Ямщик не гони лошадей». После Октябрьской революции романсы в России, а затем и в СССР находились под запретом как чуждые пролетарской идеологии и пережиток прошлого. Известные исполнители подвергались гонениям и даже репрессиям. Постепенное возрождение романса началось в годы войны, но особый подъём жанра наблюдался в 70 – годы прошлого столетия.

Среди известных исполнителей русского романса необходимо особо отметить А. Вертинского, А. Вяльцеву, Н. Плевицкую, В. Панину, П. Лещенко, А. Баянову, И. Юрьеву, Т. Церетели, В. Козина, Н. Сличенко, В. Баглаенко, В. Пономарёву, Н. Брегвадзе, В. Агафонова, О. Погудина.

213

Интересные факты

  • Важно отметить, что в Германии название романс не прижилось, там подобные произведения назывались на немецкий манер – Lied. Во Франции изначально название «romance» употреблялся вместе с названием «chanson», а затем Г. Берлиоз жанр камерно-вокального произведения обозначил термином «melodie».
  • Словом «романс» композиторы называют не только вокальные произведения. Большое признание приобрели и инструментальные произведения с таким наименованием Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Хачатуряна. Это чувственные, наполненные большой искренностью и мелодически очень красивые музыкальные сочинения.
  • Одна из разновидностей русского романса – «городской», который также называют бытовым романсом, в России с момента своего появления пользовался большой популярностью. Считается, что именно «городской романс» лег в основу таких распространённых в нашей стране песенных жанров, как авторская песня, русский шансон и блатная песня.
  • Популярный русский романс «Дорогой длинною», музыку к которому написал Борис Фомин, иностранцы впервые услышали в исполнении знаменитого эстрадного артиста Александра Вертинского. Композиция так понравилась европейцам, что спустя некоторое время Юджин Раскин сочинил к ней слова на английском языке. Сингл записали и осенью 1968 года в Британии его признали хитом №1. В нынешнее время версии этого русского романса существуют почти на тридцати как европейских, так и азиатских языках.
  • Авторами знаменитого русского романса «Ямщик, не гони лошадей» были обрусевший немец Николай фон Риттер и еврейский музыкант Яков Фельдман. Написанная в 1915 году композиция впервые была исполнена популярной в то время певицей Агриппиной Гранской. Успех, а затем и растущая популярность романса были настолько ошеломляющими, что в следующем году на сюжет этого вокального произведения был снят немой фильм. Однако признание композиции было недолгим, свершилась революция и новыми властями романс был признан идеологически чуждым, а поэтому его запретили и изгнали со сцены.
  • Помимо популярных разновидностей русского романса, таких как классический, городской, жестокий и цыганский существовали ещё и другие подвиды этого жанра, например: казачий, белогвардейский, актёрский, салонный, дворянский, иронический и романс – ответ.
  • Эльдар Рязанов своей экранизации пьесы Александра Островского «Бесприданница» не случайно дал название «Жестокий романс» ведь излюбленными темами подобного вокального жанра был трагический исход. Разумеется, в музыкальном оформлении фильма очень много романсов, которые написал выдающийся композитор Андрей Петров. Среди вокальных композиций фильма особо следует отметить «А напоследок я скажу» на слова Б. Ахмадулиной, «Под лаской плюшевого пледа» на слова Марины Цветаевой, «Мохнатый шмель» — на слова Р. Киплинга, в переводе Т. Кружкова.

В настоящее время интерес к романсу не угасает. Мелодии, получившие признание в далекие времена и сейчас пользуются большой популярностью. Сегодня мы часто слушаем, наслаждаясь их очарованием и первозданной свежестью в концертных залах, телевизионных программах и радиопередачах. Романс не собирается отступать, он наоборот ненавязчиво увлекает всё больше людей разного возраста в свой прекрасный мир неподдельных чувств, мудрых мыслей и настоящих страстей.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Романсы

Отвечает Нина Шацкая, певица, заслуженная артистка России

Отвечает Нина Шацкая, певица, заслуженная артистка России

Многие из наиболее популярных в наше время романсов были написаны в начале XX века композиторами-любителями.

Считается, что изначально романс появился в Испании, в XV—XVI веках. Тогда испанцы называли романсом любое стихотворение, написанное на романском «нелатинском» языке. Стихотворение не обязательно было лирическим, оно могло рассказывать об исторических событиях и военных подвигах героев. В соседних с Испанией странах подобные стихи назывались балладами. Из них и родились музыкальные произведения под названием «романсы». Положенные на музыку, они превращались в небольшие песни — как правило, с четырехстрочной строфой без рефрена.

В XVIII веке романс добрался до Франции и Германии, а затем и до России. У нас под «романсом» подразумевали небольшое музыкальное сочинение, но уже исключительно лирического содержания, в исполнении голоса и аккомпанирующего инструмента. Наибольшее влияние на развитие романса в Европе оказало творчество поэтов Иоганна Вольфганга Гете и Генриха Гейне, композиторов Франца Шуберта, Роберта Шумана, Жюля Массне и Шарля Гуно.

Жанр же русского романса сложился в начале XIX века на волне захлестнувшего отечественный музыкальный мир романтизма. Наиболее известные романсы того периода принадлежали Александру Алябьеву, Александру Варламову. Затем романс занял законное место в творчестве самых известных русских композиторов — Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова.

Многие из наиболее популярных в наше время романсов были написаны в начале XX века. Их относят к разряду городского, цыганского, «жестокого романса». Тогда романсы писали композиторы-любители, такие как Борис Фомин, Борис Прозоровский, Мария Пуаре. И именно этот период можно назвать золотым веком русского романса: полные залы собирали выступления Надежды Плевицкой, Анастасии Вяльцевой, Веры Паниной.

В послереволюционные годы романс подвергся гонениям как буржуазный пережиток, разлагающий пролетариат и крестьянство. Но даже в этот сложный для романса период его с успехом продолжали исполнять Изабелла Юрьева, Александр Вертинский, Тамара Церетели. Многие из этих музыкантов эмигрировали в Европу, захватив с собой и русский романс, который смог покорить даже не понимающую русский язык публику. Например, «вывезенный» Александром Вертинским романс Бориса Фомина «Дорогой длинною» так полюбился европейцам, что на музыку Фомина возник новый, английский текст, и англичане по сей день уверены, что песня написана на берегах туманного Альбиона.

Спустя годы Алла Баянова, Александр Вертинский, Изабелла Юрьева вернулись в Россию и с невероятным успехом продолжили карьеру уже в нашей стране. Романс же навсегда остался одним из самых любимых в России музыкальных жанров как у слушателей, так и у исполнителей.

Считается, что изначально романс появился в Испании, в XV—XVI веках. Тогда испанцы называли романсом любое стихотворение, написанное на романском «нелатинском» языке. Стихотворение не обязательно было лирическим, оно могло рассказывать об исторических событиях и военных подвигах героев. В соседних с Испанией странах подобные стихи назывались балладами. Из них и родились музыкальные произведения под названием «романсы». Положенные на музыку, они превращались в небольшие песни — как правило, с четырехстрочной строфой без рефрена.

В XVIII веке романс добрался до Франции и Германии, а затем и до России. У нас под «романсом» подразумевали небольшое музыкальное сочинение, но уже исключительно лирического содержания, в исполнении голоса и аккомпанирующего инструмента. Наибольшее влияние на развитие романса в Европе оказало творчество поэтов Иоганна Вольфганга Гете и Генриха Гейне, композиторов Франца Шуберта, Роберта Шумана, Жюля Массне и Шарля Гуно.

Жанр же русского романса сложился в начале XIX века на волне захлестнувшего отечественный музыкальный мир романтизма. Наиболее известные романсы того периода принадлежали Александру Алябьеву, Александру Варламову. Затем романс занял законное место в творчестве самых известных русских композиторов — Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова.

Многие из наиболее популярных в наше время романсов были написаны в начале XX века. Их относят к разряду городского, цыганского, «жестокого романса». Тогда романсы писали композиторы-любители, такие как Борис Фомин, Борис Прозоровский, Мария Пуаре. И именно этот период можно назвать золотым веком русского романса: полные залы собирали выступления Надежды Плевицкой, Анастасии Вяльцевой, Веры Паниной.

В послереволюционные годы романс подвергся гонениям как буржуазный пережиток, разлагающий пролетариат и крестьянство. Но даже в этот сложный для романса период его с успехом продолжали исполнять Изабелла Юрьева, Александр Вертинский, Тамара Церетели. Многие из этих музыкантов эмигрировали в Европу, захватив с собой и русский романс, который смог покорить даже не понимающую русский язык публику. Например, «вывезенный» Александром Вертинским романс Бориса Фомина «Дорогой длинною» так полюбился европейцам, что на музыку Фомина возник новый, английский текст, и англичане по сей день уверены, что песня написана на берегах туманного Альбиона.

Спустя годы Алла Баянова, Александр Вертинский, Изабелла Юрьева вернулись в Россию и с невероятным успехом продолжили карьеру уже в нашей стране. Романс же навсегда остался одним из самых любимых в России музыкальных жанров как у слушателей, так и у исполнителей.

Дмитрий Локтионов. Старинный романс. 2004

Частное собрание

Василий Перов. Гитарист-бобыль. 1865

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Василий Тропинин. Гитарист. 1823

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Владимир Боровиковский. Портрет А.Г. Гагариной и В.Г. Гагариной. 1795

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Владимир Маковский. Гитарист. 1879

Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Илларион Прянишников. Жестокие романсы. 1881

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Константин Коровин. Дама с гитарой. 1911

Костромской государственный объединенный художественный музей

Харитон Платонов. Цыганка с бубном. 1877

Национальная галерея искусств имени Бориса Возницкого, Львов, Украина

                 Происхождение романса и
его становление как жанра.

Слово романс пришло к нам
из Испании, где первоначально обозначало стихотворение на испанском
(«романском») языке, рассчитанное на музыкальное исполнение с
инструментальным сопровождением. Романсом называли народную песню лирического
или героического содержания. Распространившись в других странах, музыкальный
термин «романс» стал обозначать вокальный жанр. В некоторых странах
романс и песня обозначаются одним словом (нем. Lied, англ. Song). Слово
«романс» в изданиях энциклопедического типа объясняют как «камерное
музыкально-поэтическое  произведение для голоса с инструментальным сопровождением»[
1,
Кол. 694-697].
Налицо двойственная природа этого жанра, составляющими
компонентами которого являются музыкально-поэтическое и
вокально-инструментальное начала. В словаре В. Даля слово «романс» обозначает
песню, лирическое стихотворение для пения, с музыкой [2,
Кол.
1713
].

В России слово «романс»
появилось в 18 веке в качестве названия музыкального жанра, в основе которого
было стихотворение на французском языке. Как название стиха романс был впервые
употреблён в книгах Григория Хованского и Гаврила Державина. Но до того как
романс стал называться романсом в привычном для нас понимании, он прошёл
несколько этапов становления, вобрав в себя характернейшие черты нескольких
жанров, ставших его генетической основой.

История возникновения
жанра напрямую связана с развитием русской литературы, так как «фольклор и
литература в России всегда были потенциально близки друг другу, возникали и
развивались <…> на основе одной и той же национальной истории»[3,
C.3].

Наиболее ранней формой
народно-бытовой  лирики были канты, первые «угловатые»  предшественники  русского
 лирического романса[4]. В течение почти ста пятидесяти лет, начиная с
последней четверти 17 века, канты были своеобразным пластом поэтической
музыкальной культуры со своими характерными традициями. Их интонационные истоки
лежат в русской народной песне и церковной музыке. В то же время, по словам Т.
Ливановой, «в искусстве кантов появляются ростки нового: лирика кантов
подготавливает новую народную лирическую песню, характерную для 19 века»
[4,
С. 454].

Во второй половине 18 века
выделилась особая ветвь, охватывающая разнообразные виды вокальной лирики –
идиллически-пасторальную, любовно-элегическую, философскую, объединённые общим
названием «российская песня», что являлось, по сути, ранней формой бытового
романса, исполнявшегося с инструментальным сопровождением [3, С.3].»Одноголосность
российской песни — явление принципиальное. Российской песне предшествовал так
называемый кант — песнопение на три голоса с последующей заменой третьего
голоса аккомпанементом на флейте и скрипке, превращавшим его в дуэт: путь к
одноголосной песне-романсу, произведению, запечатлевающему личную судьбу в ее
общей событийности. Второй и третий голос ушли к слушателям, внимающим внутреннему
голосу лирического героя»[4]. От песни романс отличался и отличается
большей детализацией мелодии и её связью со словами, значительной выразительной
ролью инструментального сопровождения.

Наибольшее 
распространение в этот период получил сентиментальный романс, типичной формой
которого был бессюжетный лирический монолог. И здесь наряду с известными
поэтами, такими как Н. Карамзин, М. Херасков, Г. Хованский, И. Дмитриев,
авторами стихотворений песенного содержания становились поэты-любители как из
дворянского общества, так и из мещанства и купечества[5,С.9]. Сентиментальные
любовные стихи соединялись с образами, ритмами и мотивами, заимствованными из
народной музыки. Стало обычным указывать в песенниках, что романс был сочинён
«на голос» какой либо известной народной песни.

Композиторы Ф.М.
Дубянский и Ю. Козловский определили музыкальный образ российской песни конца
XVIII века. К рубежу веков российская песня предстает в следующих
разновидностях: пасторальная идиллия, застольная песня, элегическая песня
(близкая к классическому романсу), назидательное песнопение, философская
миниатюра. Наблюдая за развитием вокальной лирики этого периода, можно
заметить, как постепенно всё более индивидуализируется её содержание. Мир
личных чувств человека получает в нём всё более яркое и правдивое выражение.
Известная условность  и жеманность, свойственные многим песням из сборника
Теплова и характерные для придворно-аристократического искусства, уступают
место задушевной  искренности. Всё явственнее проступают чисто русские черты
мелодики. Способность к нежным чувствам рассматривалась как самое ценное из
человеческих качеств. В своем стремлении к раскрытию «жизни сердца»
художники-сентименталисты любили придавать своим произведениям характер томной
грусти, меланхолии. Поэты Ю. Нелединский-Мелецкий, И. Дмитриев, Н. Карамзин
сочиняли стихи «на голос», на широко-известные музыкальные образцы.

При изучении текстов
российских песен конца XVIII века уже не заметна откровенная архаика,
несовременность стиха, русский литературный слог к этому времени приблизился к
живому языку, если и чувствуется некоторая высокопарность, то, в основном, в
интонации.

Таким языком уже можно
было выразить переживания живых, а не выдуманных людей. Вот почему песни эти
слушали все — и дворянская интеллигенция, и городское мещанство, и крестьяне.
Отсюда прослеживается проникновение бытового романса во все слои, чем объясняется
необычайная популярность жанра в конце XVIII-начале XIX веков.

В XIX веке с развитием в
русской литературе сентиментализма и особенно романтизма песенное творчество
русских поэтов становится весьма разнообразным и по содержанию, и по жанровым
признакам. На смену «российской песне» приходит жанр «русской
песни» — своеобразный вид песни-романса, ориентирующийся на фольклорную
традицию. Основателем этого направления был А. Мерзляков. Многие из его песен
навеяны народными песнями, а некоторые фольклоризовались. Фольклоризация авторских
произведений свидетельствует о том, что они выходят за рамки образованного
слоя, что люди разных социальных групп переживают в ней чужую судьбу как свою
собственную. Самая знаменитая песня Мерзлякова — «Среди долины
ровныя…»- вышла в народ, как и многие другие «русские песни».

Высшего расцвета жанр
«русской песни» достиг в творчестве двух поэтов: А. Кольцова
(«На заре туманной юности…», «Ах ты, степь моя…» и др.) и
Н. Цыганова («Не шей ты мне, матушка, красный сарафан…», » Что
это за сердце…»).

«Русская
песня»- своеобразный, но не единственный вид вокальной лирики  первой  половины
 XIX века. Уже в первые десятилетия появляются, а затем развиваются другие  ее
формы, в особенности в русле романтической поэзии — баллады В. Жуковского, М.
Лермонтова, А. Тимофеева, элегические романсы А. Пушкина, Е. Баратынского, Ф.
Тютчева, Н. Павлова, М. Яковлева, вольнолюбивые песни поэтов-декабристов (А.
Бестужева-Марлинского, К. Рылеева, Ф. Глинки, П. Катенина) и поэтов следующего
за ними поколения (А. Полежаева, Н. Огарева), гусарские песни Дениса Давыдова,
студенческие песни Н. Языкова…

Наряду с
камерно-вокальной классикой в 19 в. возникает и бытовой романс, стилистически
близкий песне, рассчитанный на певцов-любителей. Повсеместно распространено
домашнее музицирование. «В <…> условиях российской действительности,
в особенности провинциальной, музицирование было не столько салонным
времяпрепровождением, сколько искренним общением людей. Отсюда колоссальное
распространение домашнего сентиментально-элегического романса и эмоционально
возбуждающей песни <…>нужна была именно и только музыка непосредственного
искреннего чувства, которая давала бы возможность «отвести душу» и
сама была бы высказыванием» [6].В песне-романсе человек (автор и
исполнитель) мог иносказательно выразить свои чаяния. Мистические настроения
общества отражались в балладах Жуковского, мятежный дух — в вольнолюбивых
стихах декабристов и т. д.

Художественным эпицентром
русской музыкально-поэтической культуры становится романс-элегия. «Точность
психологического рисунка, реалистический жест лирического героя, содержательный
характер аккомпанемента, интенсивность словесного и музыкального выражения,
ритмическая и мелодическая размеренность — особенности этого вида романса[7]. Именно
эта форма и является романсом в его классической характерности. Особенно
глубокое воздействие на русскую музыку — как современную ему, так и последующих
периодов — оказал Пушкин. Его поэзия дала решающий толчок к развитию русской
романсовой лирики, она возвысила романс до уровня подлинно классического
искусства. Именно в пушкинскую эпоху выдвигается ряд талантливых
композиторов-романсистов: А. А. Алябьев («Соловей», «Ах!Когда б
я прежде знала…»), А. Н. Варламов («Что отуманилась, зоренька
ясная», «Ангел», «Белеет парус одинокий»), А. А.
Гурилев «Сарафанчик», «Поиграли бедной волею»,
«Однозвучно гремит колокольчик»), Верстовский, Яковлев, Геништа и
молодой Глинка, в творчестве которого поэзия Пушкина впервые получила
совершенное выражение. В эпоху Пушкина и декабристов романс становится
по-настоящему крупным художественным явлением. Углубляется и обогащается его
содержание. Ограниченность сентиментальных настроений уступает место правдивому
выражению глубоких и многогранных человеческих чувств. Позднее в вокальную лирику
проникает социально-обличительная тема; в отдельных произведениях появляются
образы «маленьких» людей (пример:»Нищая» Алябьева на стихи
Беранже в переводе Д. Ленского). Эта линия получила наиболее полное развитие в
творчестве Даргомыжского, а еще позже — Мусоргского.

Самое ценное в музыке
русского романса — его богатая и выразительная мелодия. Широкая распевность,
гибкость и пластичность мелодической линии унаследованы от народной песни.
«Русский классический романс вырос на почве народно-песенного искусства.
Важно отметить, что даже романсы, на первый взгляд, далеко отстоящие от
народно-песенных истоков, никогда не утрачивают связь с ними[8].Интерпретаторами,
как правило, были сами авторы романсов, чаще авторы музыки (Алябьев, Яковлев,
Виельгорский, Глинка). Часто русские романсы исполнялись хором цыган, усиление
мелодраматических моментов ломало естественный строй «русской песни»,
экзальтировало мелодический рисунок. И тогда русская песня-романс становилась
цыганской песней-романсом. Многие из них считаются теперь «старинными
цыганскими», т. е. забывается их русское происхождение (пример: «Очи
черные» Е. Гребенки, «О, говори хоть ты со мной, подруга
семиструнная!» А. Григорьева).

Развитие бытовой
романсовой лирики сыграло важную роль в формировании русского национального
музыкального стиля. Интонации бытового романса широко проникали и в оперу и в
инструментальную музыку первой половины XIX века.

С середины века в
романсовом творчестве происходит заметная эволюция: резко разделяются области
«профессионального» романса и романса бытового. Первый, создаваемый
преимущественно профессиональными композиторами, исполнялся мастерами
вокального искусства; второй, как правило, возникал в сотрудничестве
малоизвестных поэтов и музыкантов-любителей и становился достоянием массового
музицирования. Большая часть романсов, дошедших до наших дней, представляют
собой результат слияния двух этих направлений, смешанного происхождения.

На смену «русской
песне» приходит песенное творчество поэтов, отказавшихся от внешней, формальной
подражательности фольклору и создававших произведения, национальная
самобытность и связь с народной поэзией которых приобрела более сложный,
реалистический характер (Некрасов, Суриков, Никитин). Развивается особенный вид
жанра — городской романс. Это культура малообразованной части городского
населения, отдалившаяся от деревенской народной лирики и имеющая источником
городской фольклор, преимущественно мелодраматические истории (пример:»Как
на кладбище Митрофаньевском…»). Городской и городской жестокий романс
становятся наиболее популярными видами вокального творчества в конце XIX века.

Примечательным видом
вокальной лирики этой эпохи стала революционная песня, создаваемая поэтами и
композиторами нескольких поколений — демократов, народников, социал-демократии.
Как правило, эти песни писали поэты, совмещавшие литературную деятельность с
участием в освободительной борьбе: А. Плещеев («Вперед! Без страха и
сомненья…»), П. Лавров («Отречемся от старого мира…») [9].

В конце XIX века
классический романс претерпевает существенные изменения: усложняются средства
выражения, музыкально-поэтическая связь. Вершиной романсного творчества
являются произведения П. И. Чайковского, («День ли царит», «Я
тебе ничего не скажу»), в них общая выразительность музыки отвечает
настроению текста, они изящны. Немного позднее композиторы выбирают серьезные
литературные произведения, не только поэтические, но и прозаические, романс
принимает форму мелодекламации («Как хороши, как свежи были розы» в
исполнении В. Ф. Комиссаржевской), укрупняется значение музыкального
сопровождения. Романс выходит за рамки камерного жанра, приближается к
вокально-симфоническому произведению, изредка романс представлен только
музыкальной пьесой («Вокализ» Рахманинова). Но эта форма сложнее как
для исполнения, так и для восприятия, романсы эти находят отклик у элиты, а не
массовой публики. Так, постепенно классический романс становится
интеллектуальным, элитным, теряя при этом свою легкость и простодушие.

Необходимо также отметить
то, что романс выходит за пределы концертных залов и салонов и вступает на
сцену театра. (В.Ф. Комиссаржевская в роли Ларисы в спектакле
«Бесприданница» исполняет романс «Нет, не любил он»).

Начало XX века отмечено
ростом технических достижений, популяризации романса способствуют граммофоны и
пластинки. Романс становится больше исполнительским, чем композиторским и
поэтическим искусством и занимает место поп-культуры тех лет. Мы можем судить о
различных исполнительских манерах того времени благодаря сохранившимся записям.
В основном это записи «звезд» городского романса — А. Вяльцевой, В.
Паниной, Н. Плевицкой, А. Давыдова. В лучших своих образцах песни русских
поэтов, распетые в присущей цыганскому исполнительству манере, представляли
большую художественную ценность и восторженно воспринимались не только
завсегдатаями ресторанов, где выступали эти «звезды», и рядовыми
посетителями концертных залов, но и выдающимися деятелями искусства. Правда, у
многих эти исполнители ассоциируются именно с кабацкой культурой, ориентированной
на весьма невзыскательный вкус. Для современного слуха манера исполнителей
начала века кажется очень специфичной отчасти из-за недостатков грамзаписи,
отчасти из-за своей принадлежности другой эпохе, другой культуре, другому типу
восприятия. Но подлинные шедевры со временем не стареют. Не стоит также
забывать о символистских и других направлениях, влияние которых сказалось и на
музыкальных жанрах. Романсы писались на стихи В. Брюсова, А. Блока и других
поэтов серебряного века.

В 10-е и 20-е годы XX
века многие популярные исполнители эмигрировали, но и за пределами России
продолжали свою концертную деятельность. И, как это часто бывает, русская
исполнительская манера того времени сохранилась неизменной до наших дней именно
благодаря эмигрантам, (Петр Лещенко, Алла Баянова). За рубежом русский романс
почти не развивался, вместо этого в нем как бы сконцентрировались все
особенности исполнения начала века: ухарство, жеманность, чувственность,
страстность и удивительное простодушие. «Многие бытовые романсы и песни той
поры как бы разделяется на два эмоциональных потока: с одной стороны
безудержное веселье, ухарство, беспечность, своеобразное
«трын-трава». С другой — разочарование, надлом, душевные страдания,
любовная тоска, ревность, ревность, безысходность». И все это в избытке, с
преувеличением; поэтому и сложилось у многих неприятие «цыганщины»
[10].

В те же годы появляется и
своеобразная творческая манера А. Вертинского, выходящая за рамки романса, но и
романс интерпретирующая иначе, совершенно неожиданным образом. Романс в его
исполнении — целый спектакль. В основном, Вертинский исполнял песни и романсы
собственного сочинения в неповторимой авторской манере, но и некоторые любимые
публикой романсы других авторов наделял своим отношением, особым грустным
лирическим смыслом (маска Пьеро). («Только раз бывает в жизни
встреча»). Для слушателей той поры интерпретация романса Вертинским была
откровением: через показную ироничность и экзальтированность исполнения
передавалась острая тоска по искреннему человеческому общению, бескорыстным
отношениям и глубоким чувствам.

В 30-е годы романс
вступает в ритм танго, что провоцирует еще большую его популярность. С помощью
радио и патефона романс-танго входит в каждый дом. Многие из этих романсов сами
по себе произведениями искусства не являлись, но их внутреннее пространство как
бы вобрало огромную энергию и мастерство исполнителей (Изабеллы Юрьевой, Вадима
Козина), а также дух времени, и таким образом эти романсы приобрели
художественную ценность. («Наш уголок нам никогда не тесен», «У
меня есть сердце», «Вдыхая розы аромат»).

Начиная с 30-х годов
«романсные традиции с песенным языком наших дней» проникают и в
кинематограф, (пример:»Как много девушек хороших» и «Я вся горю,
не пойму, отчего» в к/ф «Веселые ребята»)[10]. Последующие годы
свидетельствуют о прочном укоренении романса в киномузыке. Он используется и
как стилизация под какую-либо эпоху, (иногда с иронической окраской — романс
Змеюкиной в к/ф «Свадьба»), и как выражение искренних чувств героя
(«Что так сердце растревожено», к/ф «Верные друзья»).

В творчестве советских
композиторов-профессионалов песня-романс появляется примерно с середины 20-х
годов. Классическая камерно-вокальная форма получает развитие в музыке
Мясковского, Прокофьева, Шостаковича. Пишутся романсы на стихи А. С. Пушкина,
А. А. Блока, М. И. Цветаевой, Микеланджело Буонарроти, а также романсы в форме
музыкальной пьесы. («Романс» Шостаковича в к/ф «Овод»).

В 40-е и 50-е годы романс
постепенно уходит с большой сцены, его место занимают массовые песни, военные
песни, правда, некоторые из них опираются на романсные традиции. Но в концертах
оперных исполнителей (И. Козловского, С. Лемешева, Г. Отса) он продолжает
звучать, но только в классической его форме.

На протяжении всей второй
половины XX века композиторы обращаются к романсовым традициям и интонациям в
разных музыкальных направлениях, как то: музыка кино, музыка театра, лирическая
эстрадная музыка, авторская песня, рок-музыки. В кинематографе романс служит не
только элементом стилизации под какую-либо эпоху («испанские» романсы
Г. Гладкова «Собака на сене» и др., ), обозначением определенного
культурного слоя и общественных настроений («Белой акации гроздья
душистые» В. Баснера, к/ф «Дни Турбиных»), но и выражает
лирическое состояние современных героев («Романс Рощина» Н.
Богословского в к/ф «Разные судьбы», романсы М. Таривердиева в к/ф
«Ирония судьбы» и др.).  Музыка к театральным постановкам пишется с
теми же целями. Наиболее запомнившиеся публике театральные романсы — «Ты
меня на рассвете разбудишь» и «Белый шиповник» А. Рыбникова /
спектакль «Юнона и Авось».

В эстрадной лирической
музыке, несмотря на то, что романс перестал быть  популярным развлекательным
жанром, романсовые интонации и формы продолжают использоваться и по сей день.
Начиная с 60-70х годов, времени  расцвета романса в творчестве советских
композиторов (И. Шварц «Дорожная» на стихи Б. Окуджавы, А. Петров и
его прочно укоренившиеся на эстраде киноромансы из к/ф «Жестокий
романс», В. Гаврилин «Я очи знал» на стихи Ф. И. Тютчева,
вокальные циклы на стихи А. Шульгиной, Г. Свиридов вокальные циклы на стихи С.
Есенина, А. Блока), и заканчивая последним десятилетием XX века (К. Меладзе
«Актриса», «Нет, не пурпурный рубин»), произведения этого
жанра, выполненные с различной долей вкуса и мастерства, пользуются неизменным
успехом у слушателей.

Авторская песня. Из песен
Б. Ш. Окуджавы романсами являются немногие, но романсовой интонацией отличается
почти все его творчество. («К чему нам быть на ты»).

Романс можно встретить и
в рок-музыке невзирая на противоречие жанров друг другу (пример: «Для вас
любовь была, увы, забавным словом» С. Чигракова, «Романс № 4» Д.
Арбениной). Обращаясь к романсу, рок-музыканты даже отказываются от своей
агрессии, возводимой в их творчестве в культ.

«XX век справедливо
называют веком великого синтеза. Его искусство отмечено ростом синтетических
художественных форм, усилением тенденции к взаимопроникновению различных
художественных видов»[11].Так и не сбросив романс «с корабля
современности» художественная культура России XX века сумела взять от него
самую суть и обогатить романсовой интонацией множество музыкальных
произведений.

В XXI веке романс не утратил своей популярности. По
сей день создаются произведения, продолжающие лучшие традиции классических
образцов жанра. Пишутся также и цыганские, «жестокие», городские и современные
лирические романсы. Многие сегодняшние исполнители, чье увлечение вокальным
искусством началось с цыганских и «жестоких» романсов, постепенно приближаются
к лучшим образцам этого наиболее доступного и демократичного жанра русской
вокальной музыки.

Итак,
слово романс — испанского происхождения. Первоначально оно обозначало светскую
песню на романском, т.е. на испанском, языке.

Романс — вокальное
произведение для одного голоса с сопровождением. Зарождение русского романса
началось во второй половине
XVIII
века. Своим происхождением романс обязан русской песне и вначале мало чем от
нее отличался.

Рассмотрев всю историю
становления жанра мы пришли к выводу что,  до того как романс стал называться
романсом в привычном для нас понимании, он прошёл несколько этапов становления,
вобрав в себя характернейшие черты нескольких жанров, ставших его генетической
основой.

Мягкая лирика романса волнует душу слушателей,
заставляет переживать. Отсюда любовь народа к романсам, которая сохраняется и в
наши дни.

         Так как романс
стал неотъемлемой частью русской культуры с которым связаны имена великих
русских композиторов и писателей, это жанр изучают не только в музыкальных
вузах и консерваториях ,но и в детских музыкальных школах. На уроках
музыкальной литературы дети знакомятся с жанром романс, слушают и анализируют,
разбирают его драматургию, запоминают в чём его отличие от других песенных
жанров. Через романс дети открывают для себя новых поэтов и исполнителей.

                                               
Литература:

1.    
Музыкальная
энциклопедия. Т. 4. – М., 1978.

2.    
Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. [Текст]
/ В. И. Даль — Т. 3. —  Санкт-Петербург – Москва, 1907. Кол. 1713.

3.    
Новикова, А. М. Фольклор и литература (проблемы их исторических
взаимоотношений в русской фольклористике) [Текст] / А. М. Новикова. – Москва,
1983.

4.     Ливанова, Т. Н. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с 

литературой, театром и бытом [Текст]: Исследования и
материалы / Т. Н. Ливанова. – Москва : МузГИЗ,
Т. Т. 1, 2. – М., 1952, 1953.

5.    
Новикова, А. М. Русская  поэзия XVIII  первой
половины XIX
 века и народная песня [Текст]: учеб. пособие для пед.
ин-тов по спец. 2101 «Рус. яз. и лит.» / А. М. Новикова. –Москва: Просвещение, 1982.
— 192 с., ил. 21 см.

6.    
Асафьев, Б. В. Русский романс XIX века [Текст] / Б. В. Асафьев. Русская музыка. — Ленинград: Музыка, 1968.

7.    
Русский романс [Текст] / предисл. И.С. Козловский; сост., вступ. ст., коммент. В. Рабинович. – Москва : Правда, 1987.

8.    
Васина-Гроссман,  В. А.  Русский классический романс XIX века
[Текст] / В. А. Васина – Гроссман. – Москва —Ленинград, 1956.

9.    
www.litrus.net/book/read/72386?p=3 –[Книги — Антология — Русские
песни и романсы — Страница 3]

10.
Соболева, Г. Г. Русский советский романс [Текст] / Г. Г. Соболева.
— Москва : Знание, 1980

11.
Курышева, Т. А. «Театральность и музыка». [Текст] / Т.
А. Курышева, — Москва: Советский композитор, 1984.

  • Рассказ о рождении геракла
  • Рассказ о родственнике который воевал в великой отечественной войне
  • Рассказ о родственнике по английскому
  • Рассказ о родословной на английском
  • Рассказ о рождестве 5 класс литература