Рассказ о романсах глинки

Я узнал о том, что готовится цикл концертов, в программы которых включены все романсы глинки. об этом я сказал виктору,

Я узнал о том, что готовится цикл концертов, в программы которых включены
все романсы
Глинки. Об этом я сказал Виктору, недавно вернувшемуся в Москву, и мы
договорились, что он проследит за афишами.
Через несколько дней Виктор зашел к нам и еще с порога объявил:
— Оказывается, на эти концерты выпущен специальный абонемент. Ну и. я
вот. купил уже, — Виктор протянул мне серую книжечку с талонами. — У меня
как раз стипендия была в этот день.
— Отлично, Виктор.’ А теперь наметим несколько наших встреч с таким расчетом,
чтобы перед концертом знакомиться с теми романсами, которые там будут
исполняться.
Дата первого концерта была объявлена, и мы сразу же договорились о встрече.

В назначенное время я ждал Виктора. Но его почему-то не было. Я еще раз
просмотрел приготовленные ноты, книги с заложенными страницами, пошел
на кухню подогреть остывший чай, и в это время раздался звонок.
Это был Виктор.
— Итак, что же ты знаешь о Глинке? — спросил я своего молодого друга,
когда мы уселись возле рояля.
— О Глинке? Он написал две оперы: «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила».
— Ты эти оперы слышал?
— «Руслана и Людмилу» — в детстве, на утреннике, а «Ивана Сусанина» года
три назад.
— Интересно, что в этих операх произвело на тебя наибольшее впечатление?
— В «Руслане и Людмиле» очень запомнились всякие волшебные превращения,
полет Черномора, разговор Руслана с головой.
— А в «Сусанине»?
— Тот момент, когда Ваня прибегает к воротам монастыря. Помните? И еще.
гибель Сусанина. И заключительная сцена на площади.
— Очень хорошо! По твоим ответам я вижу, что ты был не просто зрителем,
а воспринимал музыку Глинки душой и отзывался на нее. Значит, более глубокое
знакомство с ней доставит тебе настоящую радость.
Но вернемся к началу нашего разговора. Я не случайно спросил о Глинке.
И до него композиторы обращались к вокальной лирике и положили, как ты
уже знаешь, начало развитию русского романса. Но с появлением Глинки началась
целая эпоха в истории русской музыки.
Расскажу тебе немного о нем самом.

Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской
губернии. Здесь прошло его детство. Здесь он впервые услышал народные
песни. Здесь познакомился он и с различными музыкальными пьесами в исполнении
оркестра, в котором играли крепостные крестьяне.
В своих «Записках» Глинка вспоминает, как подействовала на него, десятилетнего
мальчика, игра этого оркестра:
«.Музыка произвела на меня непостижимое, новое и восхитительное впечатление
— я оставался целый день потом в каком-то лихорадочном состоянии, был
погружен в неизъяснимое, томительно-сладкое состояние и на другой день
во время урока рисования был расс еян; в следующий урок рассеянность еще
увеличилась, и учитель, заметя, что я рисовал уж слишком небрежно, неоднократно
журил меня и, наконец, однако ж, догадавшись, в чем дело, сказал мне однажды,
что он замечает, что я все только и думаю о музыке. «Что ж делать? — отвечал
я. —Музыка — душа моя!»
И дальше Глинка признается:
«.Действительно, с той поры я страстно полюбил музыку. Оркестр был для
меня источником самых живых восторгов.»; «.Во время ужина обыкновенно
играли русские песни. — эти грустно-нежные, но вполне доступные для меня
звуки мне чрезвычайно нравились — и, может быть, эти песни, слышанные
мною в ребячестве, были первою причиною того, что впоследствии я стал
преимущественно разрабатывать народную русскую музыку».
Прошу, тебя, Виктор, запомнить эти слова композитора! Они многое объяснят,
когда мы будем знакомиться с его романсами. А теперь я задам тебе один
вопрос. Вот ты слушал оперы Глинки. А знаешь ли ты, когда они были написаны?
— Нет, не знаю. А разве это имеет какое-либо отношение к его романсам?
— Ну конечно! И самое непосредственное. Дело в том, что первая опера Глинки
«Иван Сусанин» появилась на сцене в 1836 году. А что же сочинял композитор
до этого? Оказывается, разную музыку: несколько увертюр, симфонии. Но,
впрочем, сам Глинка расценил их как неудачные юношеские опыты.
Но вот наступает 1825 год. В это время Глинка создает романс, который
он считает своим «первым удачным романсом». Это был романс «Не искушай
меня без нужды».
Таким образом, Виктор, прежде чем написать свою первую оперу, Глинка лет
десять совершенствовал свое мастерство, создавая все новые и новые романсы
и песни.
Все эти годы он много и напряженно трудился — и дома и во время заграничных
поездок, — глубоко изучая вокальное искусство. Результатом было то, что
сам Глинка прекрасна исполнял свои романсы.
Романсы и песни занимают большое место в его творчестве. Именно с Глинки
начинается эпоха расцвета русского классического романса, которую можно
сравнить с эпохой расцвета русской поэзии, связанной с именем Пушкина.
«Счастливый композитор! — сказал о Глинке академик Асафьев. — Если бы
он мог знать, что вот почти уже через сто лет после его смерти в сборнике
его романсов очень мало забытых или редко вспоминаемых произведений. При
этом речь идет не об узком круге ценителей или любителях художественно-изысканного,
вся родина Глинки, и не только русский народ, хранят в памяти его лирику!.
Мелодии Глинки вошли в народное сознание: они живут».
Виктор внимательно слушал меня.
— А теперь, — сказал я, дочитав слова Асафьева, — начнем знакомиться с
романсами Глинки, чтобы тебе легче было воспринимать их на концерте.

Расскажу прежде всего о романсах сентиментально-лирического жанра — ему
Глинка отдал немалую дань. Эта дань была естественной, потому что настроение,
которым проникнуты эти романсы, как нельзя более отвечало характеру Глинки
не только в раннем, но и в позднем периоде творчества. О своей чувствительности
он писал в «Записках»:
«.По вечерам и в сумерки любил я мечтать за фортепьяно. Сентиментальная
поэзия Жуковского мне чрезвычайно нравилась и трогала меня до слез (вообще
говоря, в молодости я был парень романтического устройства и любил поплакать
сладкими слезами умиления)».
С «романтическим устройством» великого русского композитора нам придется
в дальнейшем встретиться не раз. А сейчас хочу обратить твое внимание
на одно очень важное обстоятельство.
Дело в том, что -каждый композитор, сочиняя то или иное музыкальное произведение,
непременно дает в нотах указания, как его исполнять, уточняет различные
нюансы (оттенки). Эти нюансы характеризуют авторскую трактовку и, как
правило, обязательны для исполнителя.
Так вот, и в романсах Глинки мы находим (за очень редкими исключениями) авторские ремарки о тех или
иных оттенках и акцентах. Но что характерно для пометок такого рода именно
в романсах Глинки: чаще всего они требуют исполнения «с душой», «с большой
задушевностью», «с чувством», «с большим чувством», «страстно», «нежно»,
«ласково», «с большой нежностью».
Эти ремарки красноречиво говорят о том, какой трактовки хотел от исполнителя
своих романсов сам композитор. И тогда становится особенно понятной высказанная
им мысль: «Искусство — это чувство».
Работая над биографией Глинки, В. В. Стасов писал:
«Каждое его произведение из числа вокальных есть страница или строчка
из его жизни, частица его восторгов, радостей или печалей».
И поэтому теперь, открывая сборник романсов и песен Глинки, мы будем знать,
а главное — живо ощутим, что мы перелистываем не просто ноты, а страницы
жизни великого композитора.
Вот несколько романсов сентиментально-лирического плана.
Мелодия этих романсов отличается большой плавностью, напевностью, в ней
почти отсутствуют резкие контрасты. Ритмический рисунок их очень прост,
таков же и аккомпанемент.

К этим романсам Глинки относится его юношеский, пожалуй, самый популярный
романс-элегия «Не искушай меня без нужды», написанный в 1825 году на слова
Баратынского.
Задушевная, искренняя мелодия этого романса идеально сливается с поэтическим
текстом. Уже в начале творческого пути Глинка проявил себя музыкантом
необычайно тонким и чутким к поэтическому тексту и настроению, которым
этот текст проникнут. Когда мы слушаем романс Глинки «Не искушай меня,
без нужды», мы и сейчас испытываем волненье. Юный Глинка так глубоко и
сильно прочувствовал стихи Баратынского, что элегия об утраченных надеждах
прозвучала в музыке желанием поверить еще раз и в любовь и в возможность,
ощутить радость жизни.
Но давай перенесемся с тобой, Виктор, на тринадцать лет вперед и посмотрим
еще один романс сентиментально-лирического жанра. Глинка написал его в
1833 году на стихи Пушкина — «Где наша роза?.».
Послушай, как плавно, изящно течет мелодия романса, придавая ему какую-то
удивительную, кристальную чистоту. И здесь Глинка сумел на редкость верно
почувствовать самую суть стихотворения. Пушкин говорит о бессмертии жизни
и красоты: на смену увядающей розе расцветает лилия, символизирующая неувядаемость
жизненной силы. В музыке романса это выражено непрерывностью, «текучестью»
мелодии. Плавность нарушается лишь в конце, на словах: «Увы! Жалею.»,
где многоточию соответствует в романсе небольшая пауза, такая естественная
после слов:
«Вздохнув, скажи.». Эта пауза еще больше подчеркивает непрерывность течения
мелодии. В этом месте меняется и характер аккомпанемента, до сих пор оттенявшего
мелодию, а теперь перешедшего в мерные аккорды.
Романс «Где наша роза?.» удивительно соответствует характеру и сути пушкинского
стихотворения и, бесспорно, принадлежит к числу маленьких шедевров Глинки.
Когда речь заходит о романсах Глинки, отнесенных к драматическому жанру,
то надо иметь в виду, что и в этих романсах драматические моменты нередко
сменяются лирическими.
Для романсов этого жанра характерна смена плавной мелодии драматически
напряженным речитативом. Ритмический рисунок, от начала до конца почти
ровный в лирическом романсе, становится тревожным, порывистым в романсах
драматического жанра.
И наконец, о нюансах. В романсах драматических они намного разнообразнее
и ярче. Да это и понятно — ведь драматическая основа требует гораздо большей
глубины и выразительности в передаче того или иного эмоционального состояния.
Кстати, Виктор, тебе, я думаю, небезынтересно будет узнать, что в лирическом
романсе «Где наша роза?.» Глинка не указал ни одного динамического оттенка.
Но вернемся к романсам драматического характера. Посмотрим характерный
в этом отношении, широко известный романс Глинки на слова Голицына «Разочарование».
Мелодия первой части отличается плавностью, свойственной сентиментально-лирическому
жанру. Но вот после слов: «Хоть жар в крови и не погас, но я не вправе
сомневаться.» — обрывается плавное развитие мелодии и ритма, наступает
драматический момент, вызванный вспышкой ревности и отчаянием: «.что клятва
на один лишь час, любовь — обманчивое чувство, невинность — тонкое искусство,
а счастье — тень.»
Здесь мелодия переходит в полуречитатив, все чаще появляются в нотах проставленные
Глинкой акценты, знаки усиления и ослабления звучания. Изменяется характер
аккомпанемента, напряженным становится ритм.
Повторяя слова, композитор разделяет их паузами: «А счастье, счастье.
а счастье. тень. тень». Все призвано усилить драматичность и страстность
звучания этой фразы.
Теперь тебе яснее, Виктор, какими приемами пользуется композитор, чтобы
добиться выразительности?
— Да, конечно! И все, что вы рассказали, для меня настоящее открытие.
Я как-то никогда не обращал внимания на такие вещи.
Вот,что еще. Я хочу, чтобы ты, когда будешь на концерте, внимательно прислушался
к романсу «Бедный певец» на стихи Жуковского. По жанру он близок к романсу
«Разочарование», о котором мы только что говорили. Мне очень интересно,
какое впечатление произведут на тебя романсы Глинки. Ты мне потом расскажешь.

— Я, право, даже не знаю, как у меня получится. Но попробую, конечно!
Это даже заманчиво.
— Ну вот и отлично. Так пойдем же дальше.

Как и всякий большой художник, Глинка стремился к жанровому разнообразию
в вокальной лирике. Эти поиски характерны и для раннего периода его творчества
(«Бедный певец» был написан в 1826 году, а «Разочарование» — в 1828) и
для более позднего.
Так, в 1848 году Глинка написал выдающееся лирико-драматическое произведение
«Песнь Маргариты» на тему трагедии Гёте «Фауст».
Начальная грустная, минорная мелодия песни — мягкая, ровная и плавная,
с таким же аккомпанементом: «Тяжка печаль, и грустен свет. Ни сна, ни
покоя мне, бедной, нет».
Глинка поясняет, что вся первая часть песни должна исполняться очень проникновенно
(«с большой душой»).
Дальше, следуя точно за текстом, композитор начинает вторую — драматическую
— часть песни в новой, мажорной тональности. Он делает указание исполнять
эту часть «соп passione» — «страстно». Изменяется и аккомпанемент, в котором
преобладают смещенные акценты (синкопы). Мелодическая линия драматизируется
напряженным ритмом с обилием пауз, которые придают музыке оттенок обреченности:
«За ним гляжу я. за ним хожу. Его ищу я. не нахожу.»
После слов о свиданье мелодия возвращается в первоначальную, минорную
тональностъ («Тяжка печаль, и грустен свет.»).
Заключительная часть песни полна безысходной тоски: «О нем. грущу. и плачу
я. Зачем не могу я за ним лететь. любить и млеть и в поцелуе. с ним умереть!.».
Волнующее, исполненное глубоких и искренних чувств произведение! И в наши
дни, когда эмоции принято выражать более сдержанно, оно по-прежнему захватывает
слушателя силой чувства и драматизмом,

…Виктор слушал меня, не прерывая. Но было уже поздно, и мы решили продолжить
разговор завтра, когда Виктор вернется из техникума.
На другой день я поймал себя на мысли о том, что, готовясь к беседе с
Виктором, я даже немного волнуюсь, словно лектор перед ответственной лекцией.
«А ведь, право, неплохое это ощущение— приподнятости и вдохновенности.
Так, вероятно, всегда бывает при соприкосновении с подлинным искусством».
Я собирался рассказать о прекраснейших образцах музыкальной классики.
Это невольно настраивало на торжественный лад.
Когда вечером Виктор, наконец, пришел и уселся возле рояля, я начал свой
рассказ так:
— Мы иногда встречаемся с произведениями искусства, которые оставляют
впечатление единственности, неповторимости. В них так совершенно воплощен

замысел художника, что возможность иного творческого решения исключается.
Известно немало примеров того, когда разные авторы по-своему (и каждый
из них — удачно) трактуют одну и ту же тему. Но бывает и так, что, увидев
созданное большим мастером произведение, понимаешь: это тот единственный
вариант, который предельно точно и выразительно передает замысел автора,
и никакого другого варианта быть уже не может, настолько совершенен этот.
Именно к таким произведениям относится прекраснейший романс Глинки на
стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Это непревзойденный образец
музыкальной лирики.
Начни декламировать пушкинские стихи, и я убежден: если ты слышал когда-нибудь
романс Глинки, ты непременно перейдешь от декламации к пению, станешь
напевать знакомую мелодию романса. И наоборот, когда услышишь ее, сразу
же вспомнишь стихи. Музыка Глинки так идеально выражает настроение и весь
поэтический строй пушкинских стихов, настолько естественно и гармонично
сливается с текстом, что мелодия и слова здесь — единое целое.
Об этом романсе Глинки нельзя говорить без волнения. И ты испытаешь в
концерте его очарование, ты убедишься: другой музыки на эти стихи просто
невозможно себе представить! И действительно, ее пет.
Мне хочется — еще до концерта — познакомить тебя с этим романсом. Попробуй-ка,
Виктор, прочитать стихотворение Пушкина!

Виктор продекламировал стихи гораздо лучше, чем я ожидал.
— Ну, а теперь еще раз прочитай две первые строки. Только эти — первые.
И послушай музыку.
Я проиграл короткое спокойное вступление.
— А дальше идет мелодия — мягкая, нежная, мажорная.
Проиграв ее, я остановился.
— Теперь, Виктор, послушай, как достигает Глинка впечатления мимолетности,
о которой говорится *в стихах. Ритм, до этого спокойный и ровный, мгновенно
меняется, становится прерывистым, неустойчивым. Эта прерывность длится
всего один такт, на словах «Как ми-мо-лё-от-ное виденье», и тут же исчезает,
мелодия — на словах «Как гений чистой красоты» — становится по-прежнему
плавной. Прочитай, пожалуйста, следующие строки!
Виктор продекламировал:
Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты.
— Здесь резко меняется тональность. Хотя она и остается бодрой, мажорной,
но интонация приобретает характер драматического речитатива, ремарки указывают
на решительное и громкое звучание этих строк. Резко изменился и аккомпанемент
— он стал тревожным и напряженным.
Но вот дальше идут строки: «И я забыл твой голос нежный, твои небесные
черты»,— и зазвучала нежнейшая мелодия, плавная, со спокойным ритмом.
Ремарка напоминает, что эти строки должны звучать очень тихо.
Следующую строфу прочитай, пожалуйста, замедленно!
Виктор читает:
В глуши, во мраке заточенья, Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
— Не правда ли, Виктор, слова в этой строфе словно бы требуют иной мелодии.
И она здесь звучит так, будто медленно поднимается в тяжелом ритме, создавая
ощущение безнадежности и одиночества.
Но вот настроение меняется: «Душе настало пробужденье.» В музыке появляется
знакомая уже мелодия, которую мы слышали в начале романса,— трепетная,
радостная:
И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Глинка повторяет последние две строки, замедляя к концу мелодию, словно
утверждая этот победный апофеоз. Заключительные аккорды звучат тепло и
нежно, вновь рождая у слушателя то ощущение прозрачности и чистоты, которое
возникает при чтении пушкинского стихотворения.
Я думаю, Виктор, ты и сам почувствуешь всю красоту и очарование этого
необыкновенного романса, когда услышишь его в концерте.
А теперь я покажу тебе вокальное произведение
Глинки совершенно иного жанра — это романс в форме баллады, «Ночной смотр»,
пользующийся большой популярностью и в наши дни.
«Ночной смотр» написан на текст австрийского поэта Цедлица в замечательном
переводе Жуковского — этот перевод высоко оценил Пушкин. Сюжет романса
фантастичен и мрачен: в полночь поднимается из могил мертвое войско, и
мертвый полководец принимает парад. Необычная, зловещая атмосфера происходящего
передана своеобразным и выразительным приемом звукописи — дробь барабана,
звуки трубы, все это на фоне подчеркнуто маршеобразного ритма.
Вокальная линия баллады, построенная в форме музыкального монолога, усиливает
впечатление, создаваемое текстом:
В двенадцать часов по ночам Из гроба встает полководец.
«Ночной смотр» Глинка написал очень быстро. Об этом мы читаем в его «Записках»:
«.Жуковский в конце зимы с 1836 па 1837 год дал мне однажды фантазию «Ночной
смотр», только что им написанную. К вечеру она уже была готова, и я пел
ее у себя в присутствии Жуковского и Пушкина».
Пожалуй, я ничего не добавлю к этим немногим словам. Ты услышишь «Ночной
смотр» в концерте и получишь представление об одном из своеобразнейших
вокальных произведений.
Л теперь — о романсах Глинки, написанных в форме застольной песни. Может
быть, Виктор, тебе приходилось слышать «Заздравный кубок» или «Мери».
Оба написаны на слова Пушкина, и музыка этих романсов словно гимн радости
жизни. Слушая, например, «Заздравный кубок», где каждой пушкинской строфе
Глинка придал мажорную тональность, невольно заражаешься ликующим весельем.
Очень интересен цикл романсов Глинки, окрашенных иноземным национальным
колоритом: «Я здесь, Инезилья», «Ночной зефир», «Венецианская ночь», «Желание»
(конечно, я называю не все). Эти романсы были написаны под влиянием поездок
в Испанию и Италию.
Но, несмотря на ярко выраженную национальную окрашенность музыки этих
романсов, несмотря на то, что вокальный стиль некоторых из них близок
к итальянскому, в них отчетливо ощущается самобытность музыкальной манеры,
присущей одному Глинке.
Совершенно особенно, по-своему тонко восприняв своеобразие итальянского
пейзажа* он создал изящную баркаролу «Венецианская ночь» (стихи Козлова).
Легкая, переливающаяся мелодия великолепно передает настроение южной ночи
с тихим плеском волн и ароматом цветущих деревьев:
Ночь весенняя дышала Светлой южною красой, Тихо Брента протекала, Серебримая
луной.

Когда слушаешь баркаролу Глинки, в воображении возникает картина, словно
написанная нежной пастелью,— так выразительна эта музыка.
.Мой рассказ о романсах Глинки был бы неполон, если бы мы не вспомнили
о его юношеских романсах, написанных в форме русской песни.
К ним можно отнести «Что, красотка молодая» — на слова Дельвига, «Ах ты,
ночь ли, ноченька», «Дедушка», песню на слова А. Римского-Корсака (близкого
друга Глинки) «Горько, горько мне, красной девице» и песню «Ах ты, душечка»,
текст которой, возможно, папист самим Глинкой. В ней использованы традиционные
речевые обороты, часто встречающиеся в русских народных песнях.
Они удивительны, эти песни молодого Глинки. Как проста и широка их мелодия!
Сколько в ней задушевности и теплоты! И как отвечает народному, характеру
этих песен скромный, сдержанный аккомпанемент. По меткому наблюдению академика
Асафьева, мелодия тут «словно «говорит», а стихи словно «поют».
Прислушайся к этим песням, Виктор! Уверен, что ты будешь покорен их проникновенной,
берущей за душу мелодией.
Еще мне хочется поговорить с тобой вот о чем. Когда знакомишься с романсами
Глинки, нетрудно заметить, что многие из них относятся к жанру любовной
лирики. И это не случайно. Глинка по характеру был необычайно впечатлителен,
эмоционален (помнишь, «парень романтического устройства»?). Он очень сильно
и глубоко отзывался на все, что так или иначе действовало на его впечатлительную
натуру,— встречи, увлечения, разочарования. И естественно, это находило
отражение в его творчестве. Приведу два примера.

В 1827 году в Петербурге Глинка написал романс на слова А. Римского-Корсака
«Я люблю, ты мне твердила». Вот что рассказывает по этому поводу композитор
в своих «Записках»:
«Однажды с приятельницей Корсака явилась молодая девушка Катенька, которая
произвела на меня глубокое впечатление. Я в первые свидания с ней считал
себя вполне счастливым, но вскоре оказалось противное. Ее сердце принадлежало
другому, и все старания и ухищрения возбудить в ней взаимность остались
тщетными. Грусть этого состояния высказана мною в сочиненной по сему случаю
музыке на слова Корсака».
В 1834 году Глинка переживал сильное увлечение Марией Петровной Ивановой
(она стала впоследствии его женой), и в это время появился романс «Только
узнал я тебя» на слова Дельвига. На нотах Глинка сделал надпись: «Для
Марии Петровны».
Чувства, которые так глубоко захватывали Глинку, претворялись в музыкальные
образы, полные очарованья и чистоты. Достаточно вспомнить его элегический,
словно нежная и грустная мольба о счастье, «Вальс-фантазию», посвященный
Екатерине Керн.
.В XIX веке в вокальном творчестве композиторов возникает новая тенденция-—создание
песенных циклов с объединяющей, темой.
В романсном наследий Глинки мы встречаемся с таким циклом — «Прощание
с Петербургом» на слова Нестора Кукольника.
В 1840 году Глинка остро переживает семейную драму. Причиной ее была неудачная
женитьба. Атмосфера сложилась тяжелая, это угнетало и тяготило композитора.
Он решил поехать за границу.
«Я хотел уехать из Петербурга,— рассказывал Глинка в «Записках».— Я был
не то чтобы болен, не то чтобы здоров: на сердце была тяжелая осадка от
огорчений, и мрачные неопределенные мысли невольно теснились в уме».
Нет сомненья в том, что цикл, в котором большинство песен посвящено теме
прощания с родиной, носит автобиографический характер.
В цикл «Прощание с Петербургом» входят разнообразные произведения: «Прощальная
песня» с ее трагическим пафосом, романтический «Рыцарский романс», «Жаворонок»,
отличающийся лирической кантиленой, и, наконец, одна из самых жизнерадостных
песен Глинки, «Попутная».
Накануне отъезда, встретившись с друзьями, Глинка спел для них свою «Прощальную
песню»:

.Есть неизменная семья, Мир лучших дум и ощущений, Кружок ваш, добрые
друзья, Покрытый небом вдохновений! И той семьи не разлюблю, На детский
сон не променяю! Ей песнь последнюю пою И струны лиры разрываю.

Но эта песня не была последней. Недаром мажорный, бодрый и звучный припев
хора звал к жизни:

Ура, ура, ты прав,
Но струн не рви, но струн не рви!
Жизнь наша дружбою согрета.
Ударь по струнам и греми:
«Многи лета, многи лета, многи лета!»

После 1840 года Глинка реже обращался к жанру романса. Но в 1847—1850
годах он создал несколько новых романсов.
Лебединой песней композитора можно считать его последний романс на слова
Н. Павлова «Не говори, что сердцу больно». В письме Н. Кукольнику Глинка
писал: «.Павлов на коленях вымолил у меня музыку на слова его сочинения,
в них обруган свет, значит и публика, что мне зело по нутру».
В этом романсе на редкость выразительны паузы:
Не говори, что сердцу больно. От ран. чужих, Что слезы катятся невольно.
Из глаз. твоих.

Академик Асафьев так передает свое
впечатление от этого романса, в котором выражен «давний в русской жизни
искусства» конфликт наивной, доверчивой души с «безбожным светом»: «От
волнения, от горьких обид, от душащих слез дыхания нет, и голос словно
не в состоянии доводить музыкальные фразы до их предела».
Здесь я хочу еще раз подчеркнуть, какое значение придает Глинка ремаркам
в нотах. В этом своем последнем романсе, указывая на характер исполнения,
он употребляет термин, который ты не встретишь больше ни у кого из композиторов.
На фразе «перетолкует все от скуки. безбожный свет» Глинка делает пометку,
как ее исполнять. Он пишет: «с презрением». Этим сказано все!
Так Глинка высказал свое отношение к петербургскому высшему свету. В апреле
1856 года (месяц спустя) он уехал в Германию, 15 февраля следующего года
он умер вдали от родины, в Берлине.
.Вот мы и закрыли последнюю страницу сборника романсов и песен Глинки.
Конечно, музыку не перескажешь словами — ее надо услышать, И если ты будешь
слушать внимательно, чутко, ты непременно будешь вознагражден, ощутив
ее поистине волшебную силу. Прекрасная музыка Глинки — это то, что вечно,
как поэзия Пушкина, как бессмертные полотна великих мастеров.
Я замолчал. Виктор задумчиво глядел на раскрытые ноты.

Прошла неделя. Мы уже уговорились о нашей новой встрече, и вдруг — совершенно
неожиданно — возникла необходимость моего отъезда. Нужно было заменить
внезапно заболевшего товарища, лектора-музыковеда, включенного в концертную
группу, направлявшуюся в длительную гастрольную поездку.
Я попросил сына пригласить Виктора и сказал ему о создавшейся ситуации.
— А как же будет с нашим лекторием? — спросил он с заметным огорчением.
— Выход уже найден,— ответил я.— У нас на очереди разговор о романсном
творчестве Даргомыжского. Я вспомнил, что во время организации народных
университетов культуры написал брошюру в помощь слушателям музыкальных
факультетов. По счастливой случайности работа моя посвящена Даргомыжскому.

Перед отъездом я отдам ее тебе. Ну, а потом снова пойдут письма, и наш
лекторий станет опять заочным.

Через несколько дней Виктор получил мою брошюру о романсах
Даргомыжского. А приехав в другой город, я начал посылать ему одно
за другим письма-беседы, продолжая разговор о романсном творчестве русских
композиторов — вплоть до наших современников.

Что такое романс? Его основные характеристики и составляющие, а также история происхождения и развития старинного жанра. Роль Михаила Глинки в развитии русского романса.

романс это

Прекрасное лирическое исполнение в сопровождении живой музыки всегда затрагивало сердца слушателей и ценителей классики. Удивительно, как такое короткое музыкальное творение может затрагивать самые далекие струны нашей души. Романс — это удивительное сочетание поэзии и музыки, которое нашло множество почитателей. В мелодико-поэтическом жанре выделяют три разновидности: баркарола (ритмичная песня), элегия (песня-размышление), баллада (сюжетная песня).

Романс — это старинный жанр

История его уходит корнями в эпоху Средневековья. Сам термин “романс” зародился в средневековой Испании. В тот период истории появляется жанр светских песен, обычно это были стихи известных поэтов эпохи романтизма, положенные на музыку и передававшие глубокие переживания. К слову, на сегодняшний день слова “романс” и «песня» тождественны во многих языках.

Со временем этот музыкальный жанр приобрел такую популярность, что одиночные произведения стали объединять в целые вокальные циклы. Символично, что первый подобный цикл создал гений мировой музыки и отец классики — Бетховен. Его идею подхватили и продолжили не менее известные музыканты, такие как Брамс, Шуман и Шуберт.

Основные характеристики романса

Романс — это музыкальное стихотворение, схожее с песней. Но все-таки есть существенные различия в самом построении произведения. Например, в нем абсолютно отсутствует припев, или, как его еще называют, рефрен. Хотя практика показывает, что существуют исключения из правил. Интересно, что романс обычно исполняется соло, реже — дуэтом, и почти никогда — хором.

старинные романсы

Особым отличительным признаком этого жанра является его смысловая нагрузка. Его строки всегда несут в себе некую историю, которая близка как автору, так и его слушателям. Это может быть автобиографический рассказ о несчастной истории любви, или же размышления автора на ту или иную жизненную тему. Романс — это не исключительно меланхолический жанр. Существует множество примеров сатирических и веселых стихотворных повествований, положенных на музыку.

Немного о русском романсе

Спустя время, с появлением в домах состоятельных людей музыкальных инструментов, романс просочился и в русскую культуру. Возможно, это было навеяно духом романтизма, которым было пропитано все начало девятнадцатого столетия. Он пришелся весьма по вкусу требовательной публике, и его моментально подхватили такие композиторы, как Варламов («На заре ты ее не буди») , Гурилёв («Однозвучно звучит колокольчик»), Алябьев («Соловей»). Некоторые из них посчитали нужным внести в русский романс дух свободы и жизнерадостности и в то же время позволяли исполнителю продемонстрировать свои вокальные данные. Аккомпанемент здесь — всего лишь фон, но органично связанный со стихотворной основой.

романсы Глинки

Печально, но в советскую эпоху его культурное развитие приостановилось, так как суровая цензура считала, что идеология, пропагандируемая в романсах, пагубно влияет на рабочего советского человека. Старинные романсы не приветствовались, их тематику посчитали «упаднической». В тренде были патриотические, народные и юмористические песни с незатейливой мелодией.

Тем не менее, романсы в некоторых своих видах, например, «городской», продолжали существовать, передаваемые из уст в уста простыми людьми. Именно благодаря им со временем и произошло долгожданное возрождение этого жанра, которое пришлось приблизительно на семидесятые годы.

Русский композитор Михаил Иванович Глинка

Неоценимый вклад в историю русского романса, внес Михаил Иванович Глинка. Как известно, он написал более восьмидесяти произведений разного направления. Романсы Глинки — это уникальные шедевры, создание которых под силу только таким талантливым и одаренным личностям, как Михаил Иванович. Его любимые романсы были положены на стихотворения Александра Сергеевича Пушкина. Он всегда ценил хорошую поэзию и осознавал, что настоящий романс без нее не может существовать.

любимые романсы

Самое значимое произведение — опера «Руслан и Людмила» по мотивам одноименной поэмы Пушкина, которая не получила всеобщего признания, но раскрыла весь потенциал композитора. А известные романсы Глинки на стихи великого русского поэта — «Я помню чудное мгновенье», «Я здесь, Инезилья», «Заздравный кубок», «За здравие, Мери».

На сегодняшний день поклонников всемирно известного жанра насчитывается миллионы. Благодаря любви и поддержке публики он не стоит на месте, а с каждым днем развивается и двигается вперед. Безусловно, сколько бы времени ни прошло, романс останется одним из ведущих и важнейших направлений камерной музыки.

Все большее количество людей находят в нем, что-то близкое к себе, какую-то отдушину в своих переживаниях и проблемах. Утешительно знать, что романс не отошел со временем на задний план, он и дальше остается любимым жанром вокала.

Приближаются зимние выходные. «Вечерняя Москва» подготовила обзор событий, которые пройдут в столице 18 и 19 декабря и станут безусловным стимулом выйти из дома.

Открывает обзор фестиваль-конкурс детского и молодежного творчества «Новогодняя метелица», на который 18 декабря гостей зовет Музей Победы. Мероприятие посвящено началу зимы и предстоящим новогодним праздникам. Оно дает возможность талантливым детям показать свои достижения, а зрителям — почувствовать атмосферу наступающего Нового года.

Более 200 жителей Москвы и Подмосковья покажут свое мастерство в вокале, хореографии и владении музыкальными инструментами. Одна из номинаций фестиваля отражает его название — «Новогодняя метелица». На суд жюри можно представить номер любого жанра, отражающий новогоднюю тематику.

Зоологический музей МГУ имени Ломоносова 18 декабря зовет взрослых и детей на праздник «День рождения Хохи». Русская выхухоль является символом зоомузея.

Гости музея смогут нарисовать картину удивительного животного на мастер-классе по зоорисунку, который посвящен имениннику. Самые юные участники праздника смогут создать аппликацию с Хохой, а также погулять по экспозиции с игровым гидом. А на лекции «Знакомьтесь — русская выхухоль!» расскажут, где и как она живет.

В преддверии новогодних праздников в городе проходит несколько чудесных музыкальных фестивалей. Так, Кафедральный собор святых Петра и Павла 18 и 19 декабря приглашает горожан на Международный рождественский фестиваль духовной музыки «Адвент». В особое время перед Рождеством, время радостного ожидания чуда, слушателям представят два концерта. Первый — «Органные фрески: от Мессиана до наших дней» — состоится в субботу, а второй — «Рождественская музыка от Перотина до Мессиана» — в воскресенье.

День рождения Хохи и «Альтернатива»: пять причин выйти из дома в выходные

Фото: Пресс-служба фонда Бельканто

Российский национальный музей музыки в выходные дни зовет на фестиваль «Альтернатива». Форум посвящен творчеству молодых современных композиторов. В субботу их произведения исполнит оркестр баянов и аккордеонов Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки. А на следующий день в музее С. С. Прокофьева Московский ансамбль современной музыки сыграет мелодии Жоховского, Суворкиной, Полеухиной, Сапронова, Зузенкова, Булошникова и Бурцева.

Большой зал Московской консерватории 18 декабря порадует юных зрителей уникальным киноконцертом «Холодное сердце». Знаменитые хиты из мультипликационного фильма зрители услышат в исполнении Натальи Быстровой, Анны Бутурлиной, озвучивших Эльзу и Анну, и лауреата российской национальной театральной премии «Золотая маска» Дмитрия Ермака.

Зимний фестиваль «Путешествие в Рождество» 18 и 19 декабря вновь зовет гостей на праздничные площадки, которые разместились практически во всех районах столицы. Праздничная атрибутика, запах свежей выпечки и корицы, елей и медовых пряников, задорная музыка и многочисленные ярмарочные шале приближают наступление светлых дней. На площади Революции гостей ждет купеческая столица, Тверская площадь ослепляет огнями рождественского бала. Площадка в духе русских народных сказок расположилась на Святоозерской улице. А у ЦУМа, на Кузнецком мосту, можно увидеть дизайнерские елки.

В рамках «Путешествия в Рождество» работают 18 катков и площадка для керлинга.

День рождения Хохи и «Альтернатива»: пять причин выйти из дома в выходные

Фото: Пелагия Замятина / Вечерняя Москва

Активная подготовка к праздникам началась в московских музеях. Так, зимние мастерские открыл Музей декоративного искусства. В мастерской «Магия цианотипии» 18 декабря участники узнают об этом виде искусства, смогут сделать и забрать с собой неповторимый отпечаток. К новогодним праздникам будут печатать хвойные растения, а также стеклянные предметы и создадут открытку, которая станет украшением интерьера. На следующий день на праздничном марафоне по линогравюре создадут авторскую печатную форму и сделают с нее несколько оттисков.

А юные гости музея 18 и 19 декабря приглашаются на программу «Самый короткий день в году», посвященную традициям встречи Рождества и Нового года в России. Ребят ждет рассказ о праздниках, «колядование», мастер-класс и представление в вертепном театре.

Центр Гиляровского с 18 декабря зовет юных москвичей на «Потешную елку», которую организует фольклорно-кукольный театр «Душегреи». Гости центра познакомятся ближе с русской народной культурой, посмотрят музыкальную историю о том, как Дедушка Мороз помогает ленивой и злой Матрене превратиться в добрую и работящую девушку, поиграют в старинные игры, а в финале создадут куколки-скрутки — древний славянский оберег.

День рождения Хохи и «Альтернатива»: пять причин выйти из дома в выходные

Фото: Александр Кожохин / Вечерняя Москва

В Музее Москвы 18 и 19 декабря продолжит работу фестиваль новогодних программ «Елочный базар». Юные гости и их родители могут посетить четыре елки, шесть праздничных спектаклей и выставку «Рождество».

Самые юные посетители приглашаются на программу «Теплая елка». Их ждет сказка с оригинальным сюжетом, открывающая тайну появления на свет Деда Мороза. Участники праздничной программы «Чудная елка» устроят распаковку подарков, спрятанных в старинном сундуке. «Щелкунчик и Мышиный король» познакомят с писателем Эрнстом Гофманом и его сказкой. А «Рождественские истории о Москве и москвичах» расскажут участникам программы о столице времен Гиляровского.

В воскресенье, 19 декабря, проект «Импрессивная клоунада» представит спектакль «В лесу родилась елочка», а театр «Моника и дрозд» — постановку «Эмили Браун и ее кролик. Новогодняя версия».

Новогоднее настроение будет царить и на юбилейной выставке-ярмарке народных художественных промыслов России «Ладья. Зимняя сказка», которая 18 и 19 декабря проходит в «Экспоцентре». Свои изделия на выставке представят мастера и ремесленники из самых разных уголков России. Здесь можно приобрести самые лучшие новогодние подарки. Центральная экспозиция представит высокохудожественные изделия народных художественных промыслов, творчески развивающих многовековые традиции народного искусства. Гостям свое творчество покажут всемирно известные центры народного искусства.

А в «Городе мастеров» мастера продемонстрируют старинные техники изготовления изделий промыслов: гончарство, ковка, лепка игрушки, роспись по дереву, ткани, металлу, кружевоплетение, резьба по кости, камню и дереву.

День рождения Хохи и «Альтернатива»: пять причин выйти из дома в выходные

Фото: Вечерняя Москва

В выходные дни пройдет ряд интересных познавательных мероприятий. Так, в столице продолжается акция «Московская музейная неделя». В воскресенье, 19 декабря, свои двери для бесплатного посещения готовы открыть музей «Дом Гоголя», Дом-музей Марины Цветаевой, Московский литературный музей-центр К. Г. Паустовского, Государственный музей обороны Москвы, Музей Москвы и его филиалы, Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова и экспозиция «Музей Сословий России», Музей космонавтики и Дом-музей академика С. П. Королева. Во многих из них открыты новые выставки и подготовлены интересные программы.

Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени приглашает жителей и гостей столицы в лекторий. В рамках цикла авторских лекций Елены Архиповой, приуроченного к выставке «Мода на Nature. Пейзаж и натюрморт из собрания Музея Тропинина», в субботу, 18 декабря, слушателям расскажут о «Пейзаже и путешествиях за рамки картины».

День рождения Хохи и «Альтернатива»: пять причин выйти из дома в выходные

Фото: Музей Победы

Традиционно музеи и галереи города предлагают вниманию гостей несколько интересных выставок. Так, в Музее Победы открыта новая экспозиция «Битва за Москву. Первая Победа!», приуроченная к 80-й годовщине Московской битвы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Здесь с исторической достоверностью воссозданы декорации военных локаций и событий. Интерактивные музейные витрины продемонстрируют ранее не экспонировавшиеся предметы из фондов музея: военные карты, амуницию, вооружение и личные вещи советских солдат и ополченцев, выпуски информационных плакатов «Окна ТАСС» 1941–1942 годов, оригиналы работ, выполненных коллективом советских художников Кукрыниксы.

Мультимедийные проекции содержат воспоминания участников Московской битвы, статистические сведения о жизни города в первые месяцы войны, о советской военной стратегии, ходе боев, оборонительной и наступательной частях Московской битвы, фотографии и электронные образы документов.

Музей-заповедник «Коломенское» представляет выставку об истории зимних «Три века русской елки». Посетители увидят около 1000 экспонатов, рассказывающих о старинных традициях и обрядах, связанных с Новым годом и Рождеством с начала XVIII века до нашего времени. Корни новогодних традиций многообразны: христианские, античные, германские, скандинавские, славянские — все они связаны в новогодних торжествах на редкость тесно, в единый комплекс и создают цельный образ, в котором сразу узнается новогодняя елка, как бы она ни выглядела.

В экспозиции представлен уникальный документ — указ от 20 декабря 1699 года, написанный Петром I, о перенесении на 1 января празднования Нового года. Начиная с этого времени праздник стали отмечать гуляньями, иллюминацией, фейерверками и украшением елок.

День рождения Хохи и «Альтернатива»: пять причин выйти из дома в выходные

Фото: Анатолий Цымбалюк / Вечерняя Москва

Выставка «Эрте. Фантазия длиною в век», посвященная русскому дизайнеру, художнику, скульптору Роману Тыртову (Эрте), работает в Старом Английском дворе. Художник работал с Анной Павловой, Матой Хари, Сергеем Дягилевым и Полем Пуаре, оформлял в Голливуде костюмы для фильмов Фреда Нибло и Тода Браунинга, создавал обложки для Harper’s Bazaar и Vogue.

Центральный объект выставки — скульптура «Византия», рядом с которой показана оцифрованная версия одноименной картины с «живыми» элементами. В скульптуре и картине наиболее полно выражены все главные стороны творчества Эрте: любовь к древним цивилизациям, «Русским сезонам» и ар-деко.

А в галерее «На Каширке» посетители смогут ознакомиться с выставкой «Знаки на снегу». В проекте две художницы Юлия Картошкина и Алиса Маслова рассматривают образ зимы в системе праздничной культуры.

Посетители увидят произведения живописи, графики, керамики, наполненные световыми состояниями и энергией жизни. Это воспоминания о самых важных моментах жизни — о детских днях, снах, о счастливых событиях, о драгоценности повседневности.

И, конечно, москвичей и гостей столицы ждут в кинотеатрах. В четверг, 16 декабря, очередная порция фантастических, лирических, драматических и просто хороших фильмов и мультфильмов вновь порадовала большой экран. В афише фантастический боевик «Матрица: Воскрешение», чудесные семейные фильмы «Школа магических зверей» и «Хроники Деда Мороза. Тайна подарков», лента национального производства «Елки-8», драмы «Остров Бергмана» и «Ночь принадлежит нам», фильмы ужасов «Оленьи рога» и «Конец света».

День рождения Хохи и «Альтернатива»: пять причин выйти из дома в выходные

Фото: Матрица: Воскрешение, 2021 год

В сети кинотеатров «Москино» 19 декабря продолжаются Дни научного кино ФАНК. Зрители увидят документальные картины, где можно совершить путешествие в мир хлеба, проанализировать природу страха, поразмышлять о способности фиксировать реальность с помощью фотоаппаратов и помедитировать о месте человека во Вселенной.

В кинотеатре «Полет» в воскресенье покажут американскую картину «В поисках альтернативной планеты», которая расскажет историю огромной машины и группы женщин-ученых, новаторов, пытавшихся найти жизнь за пределами нашей солнечной системы. То, что начинается как научное приключение в реальном времени, превращается в глубокую медитацию о нашем месте во Вселенной.

Третьяковская галерея 18 декабря приглашает горожан на ретроспективу фильмов Сергея Дворцевого, охватывающую 25 лет его творчества. Кинорежиссер является лауреатом премии «Ника» и членом Американской киноакадемии. В воскресенье зрителям представят документальные работы «Трасса» и «В темноте», принесшие ему мировую известность.

Редакция «Вечерней Москвы» желает вам провести эти выходные интересно и с пользой.

Легендарный балет Чайковского «Лебединое озеро» закроет IX Фестиваль балета 29 сентября. Также в рамках Фестиваля театр «Кремлевский балет» покажет: спектакль о Добре и Зле «Спящая красавица» (28 сентября), спектакль об индийской красавице «Баядерка» (25 сентября), балет «Руслан и Людмила» по мотивам поэмы А. Пушкина и оперы М. И. Глинки (26 сентября). Спектакль «Жизель» о силе всепрощающей любви откроет Фестиваль 22 сентября.

Внимание! Мероприятие пройдет в формате COVID-FREE. Для посещения концерта, помимо билета, необходимо предъявить QR-код и паспорт! Подробнее с правилами посещения COVID-FREE-мероприятий Вы можете ознакомиться здесь.

П. И. Чайковский
«ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО»
Балет в двух действиях, четырех картинах.

Либретто В. Бегичева и В. Гельцера.
Хореограф — постановщик – народный артист Российской Федерации, лауреат премии Москвы Андрей Петров.

В спектакле использованы фрагменты хореографии Льва Иванова, Мариуса Петипа, Александра Горского.
Художник — сценограф – народный художник Российской Федерации, лауреат Государственной премии Российской Федерации Станислав Бенедиктов.
Художник по костюмам – Ольга Полянская.

Балет «Лебединое озеро» гениального Петра Ильича Чайковского — не только «самый классичный, и при этом самый загадочный отечественный балет». На сегодня это самый знаменитый балет в мире, истинный символ русского балета.

В основу сюжета положена старинная немецкая легенда о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя заклятьем злого колдуна Ротбарта.

«Лебединое озеро» в постановке театра «Кремлёвский балет» — это нестареющее лирическое очарование классического танца, одухотворенная пластика рисунка, волшебная гармония музыки и хореографии. Постановщик балета Андрей Петров сохранил классическую редакцию балета, созданную великими русскими хореографами Мариусом Петипа, Львом Ивановым, Александром Горским, дополнив и связав воедино некоторые разрозненные фрагменты во имя целостности спектакля, а также, заново поставив новую хореографию 4-й картины балета.

Образ спектакля раскрывают и выразительные декорации художника-сценографа Станислава Бенедиктова, и костюмы изысканной цветовой гаммы, созданные художницей Ольгой Полянской.

С 1997 года спектакль сохраняется в репертуаре «Кремлёвского балета» и неизменно имеет большой зрительский успех.

Спектакль идет в сопровождении Симфонического оркестра радио «Орфей». Художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный артист России Сергей КОНДРАШЕВ.

Продолжительность: до 2 часов 45 минут (с антрактом).

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Cад перед замком Владетельной принцессы. Веселится молодежь, забавные пляски Шута сменяются танцами девушек и их кавалеров. Владетельная принцесса сообщает своему сыну – Принцу Зигфриду, что завтра на балу ефму предстоит выбрать невесту среди девушек, приглашенных на праздник. Зигфрид остается равнодушен к ее словам.

С наступлением сумерек, оставшись один, Принц мечтает о той, кого мог бы полюбить. Друзья приглашают Зигфрида на ночную охоту. Стая лебедей привлекает внимание Принца. Он преследует прекрасных птиц в глухой лесной чаще.

На берегу темного озера у развалин мрачного замка властвует Злой Гений Ротбарт. Медленно плывут по озеру прекрасные девушки-лебеди, выйдя на берег, кружатся в плавном хороводе. Зигфрида привлекает одна из них – Одетта. Ее рассказ о колдовстве Ротбарта, превратившего девушек в лебедей, трогает сердце Принца. Злое заклятье может быть снято только беззаветной любовью. Принц влюблен и клянется Одетте в вечной любви. С рассветом девушки вновь превращаются в лебедей и уплывают.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Бал в замке Владетельной принцессы. Здесь Зигфрид должен выбрать невесту из числа приглашенных красавиц. Но Принц медлит явиться на бал. Гости смущены, и Шут начинает веселые пляски. Наконец появляется Зигфрид. Он помнит о своей клятве и холодно отворачивается от невест.

На балу появляется Злой Гений Ротбарт с дочерью Одиллией, поразительно похожей на Одетту. Принц принимает Одиллию за свою возлюбленную и объявляет ее невестой. Клятва нарушена. Торжествующий колдун, указывая на появившуюся вдали Одетту, исчезает вместе с дочерью.

Мрачной тревожной ночью потрясенная Одетта рассказывает подругам об измене Зигфрида – надежда девушек на освобождение утрачена. Вбегает Зигфрид. Он не нарушал клятвы – в Одиллии он видел свою Одетту.

Ротбарт в ярости взывает к силам природы. Начинается буря, сверкают молнии, громадные волны захлестывают влюбленных, скрывая их в пучине.

Но ничто не может сломить юную, чистую любовь и разъединить Одетту и Зигфрида. Злой Гений побежден. Его чары рушатся.

Рассказ о романсах глинки             Рассказ о романсах глинки

Владетельная принцесса     
лауреат Всероссийского конкурса  Ксения Хабинец

Одетта — Одиллия     
лауреат Всероссийских и Международных конкурсов Екатерина Первушина

Принц Зигфрид         
Даниил Росланов  

Злой Гений    
Михаил Евгенов

Шут   
лауреат Международных конкурсов Дмитрий Прусаков 

Наставник – Церемониймейстер    
Сергей Васюченко

3 лебедя:       
лауреат Всероссийского конкурса Алина Каичева
лауреат Международного конкурса Анастасия Тетерина
лауреат Всероссийского конкурса Ксения Хабинец

4 лебедя:       
Яна Буравчикова
лауреат Всероссийских и Международных конкурсов Александра Криса
Ирина Липатова        
Екатерина Чекрыжева    

Невесты:        
Зинаида Батурина
лауреат Международных конкурсов Дарья Бочкова 
лауреат Всероссийского конкурса Злата Дорофеева 
лауреат Международного конкурса Вероника Варновская
лауреат Всероссийского  конкурса Алина Каичева
Екатерина Чекрыжева 

Па — де — труа:           
Полина Дияншина
лауреат Всероссийского конкурса Алина Каичева 
Анатолий Соя

Солисты вальса:       
Полина Агеева
Анна Анимуцкая 
Евгения Телятникова
Екатерина Чекрыжева 
Пётр Горбунов
Эдгар Егиазарян (первое выступление)
Иван Захарченко
Максим Сабитов

ТАНЦЫ (3 — я картина):
Испанский:                                                          
лауреат Международного конкурса Алина Липчук                                
Анастасия Тетерина
Максим Сабитов                           
Пётр Горбунов   

Неаполитанский:      
лауреат Всероссийских и Международных конкурсов Александра Криса
лауреат Международных и Всероссийских конкурсов Егор Мотузов

Венгерский:   
Полина Дияншина
Амир Салимов

Мазурка:        
Татьяна Журавлёва
Яна Касьянова
Артём Гореликов
Николай Желтиков

Придворные, слуги, вальс, лебеди, гости на балу – артисты театра «Кремлевский балет»

Действительно, остаться равнодушным после просмотра такого фильма очень сложно, он трогает своей жестокой реальностью до глубины души, заставляя задуматься о всех аспектах человеческой жизни.

«Мне очень понравился фильм, потому что поднимает важную и тяжёлую тему для всех нас. Он оказался таким трогательным, что весь показ я сидела со слезами на глазах. Отдельно хочется отметить музыку, которая соответствовала общему настроению» — Диляра Хайруллина, студентка 2 курса журналистики, ГИТР.

«Каким бы страшным и ужасным не был сюжет фильма — он наполнен настоящей человечностью, заботой и добром. После просмотра нам удалось пообщаться со съемочной командой и узнать секреты работы в горячих точках, а именно на Донбассе. Там, где, к сожалению, людям просто необходима помощь не только психологическая, но и медикаментозная. Мне кажется, что съемочной команде  получилось донести ту самую глубокую мысль о том, что все мы люди и каждый из нас может оказаться в такой ситуации. С точки зрения операторской работы — не возникает абсолютно никаких вопросов, ведь картинка снята так красиво и качественно, что дополнительно создается эффект присутствия. Также конечно хочется отметить композиторскую работу — музыкальное сопровождение — это то, из-за чего во время просмотра пробегают тысячи мурашек. Ну и главная составляющая — это режиссёрская задумка, благодаря которой об этой теме хочется думать, говорить, а самое главное — она подвигает к действиям: ты хочешь, ты можешь и ты готов помогать людям, находящимся в такой сложной жизненной ситуации» — Максим Хандак, студент 2 курса журналистики, ГИТР.

Такие встречи помогают не только задуматься, но и получить опыт от профессионалов своего дела. Разобраться в тонкостях работы, узнать как справляться с эмоциями и как себя вести, оказавшись рядом с людьми в непростом положении.

«Встреча со съёмочной командой фильма «Жить! Войне и смерти вопреки» — уникальная возможность узнать все детали создания социального кино от профессионалов. Особенно хочется отметить важные советы Екатерины и Татьяны, как во время съёмок работать с детьми и взрослыми, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Не оставляет равнодушной авторская музыка документального фильма, особенно приятно, что композитор Григорий Аваков — выпускник нашего факультета звукорежиссуры» — Александра Рассадина, проректор, заведующая кафедрой телерадиожурналистики.

Инициатором съёмок этого милосердного фильма стала Международная общественная благотворительная организация «Справедливая помощь Доктора Лизы». Это именно та, организация, которую создала Елизавета Петровна Глинка. Сотни спасенных жизней, и благодарные родители, которые когда-то потеряли всякую надежду. Героизм и оперативность «Справедливой помощи», её сотрудников и волонтеров поражает своим милосердием. Этот фильм не про «обычное кино», а про маленьких детей, войну и совсем недетские проблемы, решить которые, способна только команда, последователи Доктора Лизы.

Режиссёр фильма Екатерина Рябинина поделилась своими мыслями и рассказала о поддержке, которую может оказать каждый неравнодушный человек:

— Для кого это кино? 

— Я понимаю, что фильм вызовет разные эмоции, каждый человек в нем увидит что-то свое и это прекрасно. Но то, что я знаю точно — никто после него не останется равнодушным. Зрители должны понимать, что это не развлекательное кино, им придется проделать над собой внутреннюю работу, а это достаточно сложно. Героям нашего фильма важна обратная связь. Важно понимание того, что их услышали и посочувствовали. В такой жизненной ситуации это просто необходимо.

— Как помочь?

— Можно начать как волонтер — собрать вещи, создать благотворительную акцию, при возможности, помочь со сбором денежных средств. Журналисты или просто пользователи социальных сетей могут рассказать об этих детях, о нашем проекте на своих страничках. Информационная поддержка очень важна в настоящее время и имеет большой значение.

— Планируете ли в будущем продолжать делать социальное кино? 

— Идеи для будущих проектов есть, но сложно совмещать все сразу, так как для реализации каждой нужны средства (например гранты), ресурсы для продвижения, команда.  Но мы над этим работаем, потому что  рассказ  о социальной проблеме языком документального кино — это, пожалуй, один из коротких путей донести до людей реальную проблему и получить отклик.

Вывод, который можно сделать после просмотра фильма «Жить! Войне и смерти вопреки» — это не оставаться равнодушными к таким ситуациям и всячески пытаться помочь. Даже простое текстовое сообщение со словами поддержки может повлиять на состояние человека, подарить веру что всё образуется. А еще — ценить жизнь, потому что она одна, прекрасна и неповторима.

Автор: Елизавета Капица, факультет журналистики Института кино и телевидения (ГИТР)

Фото:  студенты Института кино и телевидения (ГИТР)

  • Рассказ о романе обломов и эпохе в которую было создано произведение
  • Рассказ о родителях базарова с цитатами
  • Рассказ о рождении дочери на день рождения
  • Рассказ о родителях пушкина 5 класс
  • Рассказ о родном языке 4 класс литературное чтение проект