Рассказ о родном языке 4 класс литературное чтение небольшой рассказ

У каждого человека, у каждого народа есть свой родной язык. язык, который он должен знать, язык, на котором говорят его

У каждого человека, у каждого народа есть свой родной язык. Язык, который он должен знать, язык, на котором говорят его предки, язык, на котором будут говорить его потомки. Каждый человек должен хранить и уважать его. Даже при переезде в другую страну нужно не забывать откуда ты родом и на каком языке говоришь, ведь это – твоё наследие.

Мой родной язык – русский. Этот великий язык имеет огромную историю и могущество, он разнообразен и интересен. Чего стоит разнообразие слов, правил, таких как орфография, орфоэпия, пунктуация, приставки, предлоги, причастные и деепричастные обороты, абзацы и многое-многое другое! Интерес к великому русскому слову мне прививали с детства.  Вполне возможно именно поэтому он мой любимый предмет в школе.

Мне очень интересно изучать новые правила,  это так  занимательно! Я должен знать свой родной язык, я его носитель, а он мой «второй отец». Моя учительница Валентина Евгеньевна – прекрасный знаток великого русского слова. Она помогает мне в его изучении на высшем уровне, она передает прелесть каждого слога, каждой буквы.

Великий русский язык хранит множество подвигов совершенных героями прошлого, настоящего и будет хранить в будущем. Такие люди как Петр I, Иван Грозный, Иосиф Виссарионович Сталин, Владимир Ильич Ульянов (Ленин), люди изменившие ход истории, воистину Люди с большой буквы!

По моему мнению русская литература – самое лучшая. Никакой язык не способен передать дух, настрой, величественность народа кроме как русский. Сколько великих поэтов сочинивших множество стихов, написавших множество поэм, чего стоит великое произведение Николая Васильевича Гоголя — «Мертвые Души».

Каждый народ, его судьба прямо связана с его языком. По-настоящему хранить и ценить родной язык могут только его носители, ведь они понимают, что их язык – лучший. У каждого народа это свой язык. Каждый народ должен его любить и уважать, это его прямая обязанность. Самый главный и важный дар которым наделен человек – его родной язык..

В последнее время очень многие стали забывать, что значит «родной язык». Люди стали слушать «чужую» музыку, делать свой выбор в пользу зарубежного. Я считаю это неправильным, люди должны гордиться своим языком, а не «отказываться» от него. Этими действиями народ проявляют максимально возможное неуважение к самому ценном у – родному языку.

Я горжусь тем, что я – носитель моего родного, могучего Русского языка.

Вариант 2

Язык — это то средство общения, с помощью которого мы можем показывать свою речь, доносить свою мысль, и у всех народов он разный. Где-то говорят на индийском, а где-то — на русском. И как раз таки русский язык — мой родной язык.

Русский язык мне очень нравится. Он не такой сложный, как например, английский, ведь его легче понять. Он очень богат и красив, в нём есть тысячи прекрасных слов, которые можно выразить в любой момент. Благодаря русскому языку созданы тысячи книг, сняты сотни фильмов, которые смотрят по всему миру. Русский язык — универсален. Он используется не только в России и ближних странах, а и в других частях света. Нередко увидеть в Америке человека, разговаривающего на русском, поэтому русский очень распространённый язык.

Если затрагивать начало русского языка, то никто точно не знает, когда он появился, но уже на протяжении 2000 лет он постоянно пополняется и обновляется людьми, называемыми лингвистами. Огромный вклад в русский язык вложили такие известные лингвисты и не только, как: В. И. Даль, М. В. Ломоносов, С. И. Ожегов и другие. Месяцами они работали над тем, как сделать русский язык лучше, удобнее, и, сюда по всему, у них это получилось. Возможно, без них не было бы такого русского языка, который мы видим сейчас, всех тех прелестей, которых у нас не было ещё 100 лет назад.

Русский язык не мог не затронуть и политическое дело. Каждый день тысячи людей, чьей профессией является переводчик, трудятся изо дня в день чтобы перевести русскую речь на другой язык, или наоборот. Несмотря на популярность других языков в странах, власти страны пытаются вытеснять другие языки, оставляя только свой родной язык. Сейчас такого нет, но когда-то данные действия происходили. Хорошо, когда в твоём городе все разговаривают на одном языке, ты всех понимаешь, но, когда в городе появляется иностранец — это ещё интереснее, не так ли?

Русский язык — это очень надёжный язык. Его даже можно назвать одним из лучших языков мира. Если подумать, то невозможно представить любое государство без ихних традиций, их традиционных блюд, их родного языка, и Россия здесь — не исключение. Без родного языка не было бы самого народа. Родной язык является важнейшим средством общения в стране. Он, являясь доступным, может постоянно усовершенствоваться, выходя на новый уровень. От таких усовершенствований далеко не ушёл и русский язык. Я смело могу заявить, что я горжусь моим родным языком — русским языком!

Сочинение на тему Русский язык — мой родной язык

Свой родной язык мы слышим с момента своего рождения, с первых дней жизни и до самой смерти. На нём разговаривают наши родители, бабушки и деды, на нём же будут общаться наши дети, внуки и правнуки. Именно поэтому очень важно сберечь его в достойном виде, ведь Родной язык, это наследство, которое хранится и передаётся из поколения в поколения, он собирает в себя всю историю народа, впитывает его настроение, мысли и события.

Мой родной язык – русский, многообразный, красивый и, как всем известно, самый сложный из языков всего мира. Страшно представить, как его осваивают представители других народов, ведь в нём так много различных слов, выражений, фразеологизмов и правил. И даже не каждый русский человек может похвастаться тем, что знает свой родной язык «на отлично». Русская лексика невероятно богата. А многозначие некоторых слов просто приводит в восторг, ну где же еще вы можете такое встретить? На русском языке можно выразить любую свою мысль в самых ярких красках и с фантастической точностью, можно описать всё максимально подробно и безошибочно.

Русский язык очень древний, он передавался через века, от человека к человеку, а первыми рукописями, которые сохранились до наших дней, являются летописи неизвестных авторов, талантливых людей, имена которых до сих пор стремятся узнать ученые-лингвисты. Самая древняя такая книга носит название «Повесть временных лет», она описывает историю Древней Руси в 14-16 веках и она же является важным памятником историографии. Позже были также обнаружены другие рукописи, такие как «Лаврентьевская летопись» и «Ипатьевская летопись», авторы которых были уже известны.

Над русским языком трудилось множество образованных людей, которые постоянно изучали его, общались с людьми с разных уголков русской земли, собирали частички языка, как по крупицам и записывали в огромные книги – словари. Самый большой вклад в это дело вложил Владимир Иванович Даль, этнограф и лексикограф, собиратель фольклора. Книга, которую он создал, называется «Толковый словарь живого великорусского языка», на её написание ушло целых 53 года!

Я считаю, что каждый уважающий себя и свою Родину гражданин должен ценить и оберегать свой родной язык, который сопровождает его с самых первых дней ,на котором человек разговаривает со своими родителями и друзьями, на котором он учился читать свои первые строчки в книгах.

`

Мой родной язык (русский)

Популярные сочинения

  • Сочинение Что такое талант

    Как часто вы задумывались над тем, что такое талант? Я считаю, что талант – это невероятные

  • Сочинение Как я провел зимние каникулы (2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 класс)

    В конце декабря у всех школьников наступают долгожданные зимние каникулы. Они хороши тем, что в период с 30 декабря и по 8 января, мы отмечаем новогодние праздники. Эту четверть я закончил хорошо

  • Описание внешности человека — сочинение

    Мама – это женщина, которая является одним из самых важных и любимых людей в жизни каждого человека. Будь то мальчик, девочка, мужчина или женщина, они всегда будут любить свою мать, которая их родила и воспитала.

Тема: «Высказывания о книгах известных людей прошлого и современности» -Ребята, наш урок чтения мне бы хотелось начать стихотворением «Большая книжка». Прочитайте его.
Взяли мы две книжки –
Папа взял и я.
(Папина – большая,Тонкая – моя.) Думал я, всё думал
И решил сказать:
─ Я хочу большую Книжку почитать.
Папа улыбнулся,
Возражать не стал.
Взял мою он книжку,
Мне свою отдал.
Долго я старался,
Но прочесть не мог.
─ Что это за буквы?
─ Формулы, сынок!
Очень интересно,
Только не понять,
Попросил я снова
Книжку поменять.
И сказал мне папа:
─ Потерпи, сынок,
Я когда-то тоже
Их понять не мог.
К. Ибряев

О чём вы думали, когда читали стихотворение? Что хотел сказать автор? (Книг на свете много, но выбирать их нужно соответственно своему возрасту.)
Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.
Прочитайте с интонацией удивления (ещё: с интонацией раздражения, с интонацией восхищения, утвердительно, весело, выразительно).

БИБЛИОТЕКА – собрание книг, произведений печати, а также помещение, где они хранятся.
КАТАЛОГ – составленный в определённом порядке перечень книг.
АННОТАЦИЯ – краткое изложение содержания книги, статьи и т. п.
Книги – самое замечательное изобретение человека, ведь без них было бы невозможно учиться, чтобы создавать что-то новое.

— А сейчас послушайте высказывания великих людей о книгах и чтении;

hello_html_19b54e94.jpg

hello_html_c3010fc.jpg

hello_html_3bddb767.jpg

Д/з Найти высказывания о книгах известных людей прошлого и современности.

Тема: «Из повести временных лет. О книгах» Репродукция картины В. Васнецова «Святой Нестор летописец».

На доске:

 В Древней Руси, как и во многих других странах, после появления и распространения письменности при княжеских дворах и больших книжных библиотеках начинают вести записи о происходивших событиях. Для удобства читающего все эти записи распределялись по годам. Так появлялись на свет первые исторические книги — летописи.hello_html_m29e93a44.png

Доверить составление летописи можно быль отнюдь не каждому. Здесь не годился простой переписчик, который владел грамотой. Для написания летописного свода отбирали самых опытных, самых талантливых книжников своего времени. До нас дошло имя, и нам известны труды одного из самых первых русских летописцев — Нестора. — А  знаете  ли  вы,  что  древнейшая  из  дошедших  до  нас  летописей была написана в 1377 году на пергаменте, называется она Лаврентьевской, по имени монаха-переписчика Лаврентия. В эту летопись входит крупнейший памятник летописания «Повесть временных лет», то есть «Повесть о былых годах», которая была составлена в начале XII века монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. «Повесть временных лет» – это целое литературное произведение об истории Древней Руси.

Нестор, монах Киево-Печерского монастыря (годы жизни около 1056—1114), летописец, историк, мыслитель, автор «Повести временных лет».

О его жизни известно очень мало. Существует версия, что Нестор — это митрополит Илларион, автор «Слова о Законе и Благодати», ушедший в конце жизни для трудов летописания в монастырь. — Нестор Летописец был родом из Киева. Точной дате рождения, о подробностях его детства и юношества нам ничего не известно. Есть основания полагать, что Нестор появился на свет в 50-х годах XI столетия . В семнадцатилетнем возрасте Нестор, желая связать свою жизнь с монашеским деланием, явился к двум блаженным отцам: преподобному Антонию (основателю русского иночества) и преподобному Феодосию. Разумея в подвижниках святых Божьих праведников, он смиренно просил их не изгонять его прочь, а дозволить ему пребывать при них в послушании. – «Повесть  временных лет» Нестор создал, опираясь на рассказы древних  старцев,  документы  княжеского  архива,  иноземные  хроники и народные сказания. Сам Нестор был очевидцем многих описанных им событий. В своём труде летописец рассказывает о княжеских походах и свадьбах, победах и поражениях; о волхвах и скоморохах. Он обращается к легендам,  к  народной  памяти,  спорит  с  неверными,  по  его  мнению, преданиями. «Повесть временных лет» — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Охваченный период истории начинается с библейских времён во вводной части и заканчивается 1117 годом. Основная ее задача — раскрытие христианских ценностей, приобщение русского народа к религиозной мудрости. Основной идеей «Повести…» является осуждение автором распрей между князьями, призыв к объединению. В самом заголовке своего введения в летопись Нестор поставил три исторических вопроса и сжато ответил на них: 1. Отъкуду есть пошла Русськая земля? 2. Кто в Киеве нача первее княжити? 3. Отъкуду Русськая земля стала есть (утвердилась)?

Составляя «Повесть временных лет», летописец ставил своей целью не просто рассказать о прошлом Руси, но и показать место восточных славян среди европейских и азиатских народов. «Повесть временных лет» по праву можно считать ценным историческим источником, а ее создателя, монаха Нестора – отцом русской истории.

hello_html_7291f2ad.png

IV. Итог урока.– Что интересного, необычного узнали на уроке?

О чём вам хотелось бы ещё узнать?

  hello_html_649eefc8.png

Памятник Нестору в Киеве.

Д/З Родная литература .Прочитать. Древнерусская литература Долгие годы, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, звучали в народе сказки и былины, пословицы и поговорки, песни и потешки, загадки и частушки, утешая, веселя. Но вот в тихих кельях1 монастырей начинают переписывать летописи, поучения. В X веке появляется древнерусская литература. «В ней сформировалось то удивительное чувство общественной ответственности писателя, которое стало характерной чертой русской литературы нового времени, — утверждает исследователь древнерусской литературы Д. С. Лихачев. — Именно в древней русской литературе создался тот широкий и глубокий взгляд на весь „обитаемый мир», который стал характерен для нее в XIX веке».

hello_html_m5b105f68.jpg

В древнерусской литературе сохранилось много похвал книгам. Ценились они высоко. Летописец, желая похвалить Ярослава Мудрого, отмечал, что он прилежно читал днем и ночью. Книжные центры умножались на Русской земле, и свои летописания вместе с Киевом и Великим Новгородом завели Чернигов, Галич, Ростов, Владимир-Залесский. По свидетельствам литературоведов2, над рукописной книгой трудились многие. Доброписец чернописный воспроизводил основной текст, статейный писец — вязь3 киноварью, заставочный писец — заставки и буквицы, живописец иконный — миниатюры; златописец покрывал золотом заставки и отдельные части миниатюр. Златокузнец, среброкузнец и сканный4 оформляли оклад5. О «Повестях временных лет» «Повесть временных лет» появилась в период, когда в России пробудился особый интерес народа к своей истории. Она передала будущим поколениям легенды о том, как Олег, поставив корабли на колеса, подвел их с попутным ветром к Царьграду, как прибил щит над вратами Царьграда, как принял смерть от своего коня и т. д. Значение «Повести временных лет» было велико, она сообщала о многих исторических событиях. Среди жанров «Повести…» — сказания, предания, хождения, поучения, притчи и т. д. «Се повьсти времяньных лет, откуда есть пошла русская земля. Кто въ Киевь нача первье княжити, и откуда русская земля стала есть» — так торжественно начинается древний летописный свод. Исследователь древнерусской литературы Н. И. Прокофьев пишет: «„Повесть временных лет» дошла до нас в нескольких сборниках. Самый ранний из них — „Лаврентьевская летопись». По своему составу летописный свод включает, кроме погодных записей, различные жанры литературы той эпохи (повести, поучения, послания, притчи, жития, предания, былинно-сказочные и легендарно-библейские сказания и др.)» записи устных рассказов, договоры…» «Язык „Повести временных лет» — древнерусский, доступный жителям всех областей и княжеств Руси той эпохи, хотя нередко в текстах русская речь смешивалась с церковно-славянскими элементами…» — пишет Н. Прокофьев. Из похвалы князю Ярославу и книгам(Отрывок из «Повести временных лет») Велика бо бываеть полза отъ ученья книжного; книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обрЬтаемъ и въздержанье от словесъ книжныхъ. Се бо суть рЬкы, напояющи вселеную, се суть исходящи мудрости; книгамъ бо есть неищетная глубина; сими бо в печали утЬшаеми есмы; си суть узда въздержанью. Мудрость бо велика есть… Аще бо поищеши въ книгахъ мудрости прилЬжно, то обрящеши велику ползу души своей… [Велика ведь бывает польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье. Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержанья. Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей…] Вопросы и задания 1.Расскажите кратко о том, как в древности трудились над рукописной книгой, какие жанры литературы включены в «Повесть временных лет». Используйте для своего ответа высказывания исследователей древнерусской литературы. 2.Почему в отрывке о пользе учения книжного говорится, что «книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья»? 3.Какова основная мысль прочитанного текста и сумели ли вы понять его на древнерусском языке? Прочитайте выразительно текст на древнерусском языке и тот же текст в пересказе. 1 Кёлья — комната монаха в монастыре.
2 Литературовед — специалист, изучающий науку о художественной литературе.
3 Вязь — соединение, сплетение смежных букв в один сложный знак (например, в заглавиях старинных рукописей).
4 Скань — металлические покрытия на иконе, книге.
5 Оклад — металлические покрытия на иконе, книге.

 Домашнее задание: оформить на альбомном листе небольшой фрагмент текста летописи, используя заставки и миниатюры.

Тема: Ценность книги, нравственный смысл стихотворения о книгах

Проблемная ситуация

Послушайте внимательно.

«Мы славим ту, которая рассказывает обо всём на свете, ту, без которой духовная жизнь человека становится беднее, ту, что, словно увеличительное стекло, собирает и усиливает человеческие мысли, помогает мыслям стать словами и передаваться от одного человека другому, от поколения поколению.»

 — Вы можете сказать, кто она – та, которую мы славим?

— Слушаем дальше.

«У человечества есть чудесное творение, но мы редко задумываемся над его ценностью. А оно всегда лежит под рукой, особенно у нас с вами, и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить чему-то, дать добрый совет» 

— Так о чём я говорю?

Тогда отгадайте загадки:

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита, 
Не человек, а рассказывает.
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Терпеливым языком. (Книга)

 — Ребята, о каком чуде идет речь?

— Правильно! Это книга.

Сообщение темы урока. Так какая тема урока?

Новый материал( Можно посмотреть видео  для детей «Рождение книги»)

Сегодня, когда вы берёте в руки книгу, прекрасно оформленную, не забывайте, сколько людей над ней работало: это писатели, художники, издатели, редакторы, печатники. Вспомните, какой непростой путь длинною в пять тысяч лет прошла книга, чтобы стать такой, какой вы её сейчас видите.

— Ребята, цените труд людей, которые создают для вас такое сокровище.

( Беседа после просмотренного видео. Сейчас книги печатаются очень быстро. Каждую секунду у нас появляется 45 книг, из них 7 – 8 книг для детей.

Чтобы ты, дружок, получил книгу, над ней поработало много людей. Книга прошла нелёгкий и длинный путь, прежде чем попасть к вам.

— Можно ли обращаться с ней небрежно?

— Как надо обращаться с книгой?

Бережное отношение к книге

Книги — как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. А заболев, нуждаются в лечении. И все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить, и советуют беречь здоровье. И мы с вами должны книги и учебники беречь!

Я — книга.

Я — товарищ твой!

Будь, школьник, бережным со мной.

Мой чистый вид всегда опрятен,

Оберегай меня от пятен.

Привычку скверную оставь:

Листая, пальцы не слюнявь.

Ой, уронил меня ты на пол.

Ай, супом ты меня заляпал.

Что здесь за звери?

Что за птицы?

Страницы пачкать не годится.

Опять загнул мои листы?

Опять со мной небрежен ты.

Мой переплет не выгибай,

Мой корешок не поломай!

Не забывай меня в саду,

Вдруг дождик грянет на беду.

Запомни: я твой лучший друг.

Но только не для грязных рук!

«Книжкин дом».

— А где же можно увидеть много книг, где они живут?

— Правильно, в библиотеке.

Библиотека – это не просто книжкин дом. Это книжкино царство.

С незапамятных времён появились библиотеки – кладовые мудрости. Самой крупной и знаменитой библиотекой папирусных свитков была Александрийская в Египте. Она просуществовала шесть столетий и имела 700 тысяч свитков с записями лучших произведений мудрецов, поэтов, драматургов. Во главе библиотеки во все времена стояли крупные учёные. Библиотеку называли одним из семи чудес света.

Чтение стихотворений о книге . КНИГА Я открываю книгу – какой счастливый миг! Как много интересного узнаю из книг: Ответы на вопросы «как, что и почему», Если на уроке я что-то не пойму; О том, как жили люди и как живут сейчас, О чем мечтают дети в республике у нас. И авторов любимых стоит на полке ряд. Я часто открываю Марка Твена том. А там живет проказник – веселый мальчик Том. Вот это был парнишка! Пускай не «золотой», Но верный и отважный. А выдумщик какой! Гайдар, Дюма, Катаев, Беляев и Жюль Верн Дают уроки жизни и доблести пример.

*** В родной школе нашей Книгу любят и хранят. Пусть же крепнет с каждым годом Дружба книги и ребят.

***

Любимые книжки Ищите на сайте! В метро, в электричке, В автомобиле, В гостях или дома, На даче, на вилле – Читайте, девчонки! Читайте, мальчишки! Плохому не учат Любимые книжки! Не все в этом мире Легко нам дается, И все же упорный И мудрый добьется Того, к чему доброе Сердце стремится: Он клетку откроет, Где птица томится! И каждый из нас Облегченно вздохнет, Поверив, что мудрое Время придет! И мудрое ,новое Время ПРИДЕТ!

***

Книжек в мире много разных, Интересных и смешных, Приглашают вас, ребята, Прочитать побольше их!

*** Книга – учитель, Книга — наставница, Книга – близкий товарищ и друг. Ум, как ручей, высыхает и старится, Если ты выпустишь книгу из рук.

*** Книга – советчик, Книга – разведчик, Книга – активный борец и боец. Книга – нетленная память и вечность, Спутник планеты Земля, наконец!

Д/з выучить стихотворение о книге

Тема:Монологическое высказывание «Моё отношение к книгам»

Беседа. Вопросы для беседы : — Для чего предназначена книга?

Ответ: Книга предназначена для того, чтобы передавать знания, накопленный опыт, ценную информацию, образное представление о мире.

-Чем является книга для человека?

Ответ: Книга является важнейшим средством образования и воспитания. Благодаря книге мы можем переноситься в разные времена и эпохи, во все концы земного шара, чтобы наблюдать, изучать, понимать себе подобных, всё живое и неживое, постигать истину, овладевать знаниями.

— Чтение — что это такое?

Ответ: Это не только расшифровка письменного текста и осмысление написанного, но и форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов. Информация, заключённая в книге, воспринимается читателем в процессе чтения.

— Для чего пишет писатель?

Ответ: Создавая своё произведение, автор самовыражается: он хочет рассказать другим о том, что у него накопилось в процессе жизненного опыта, поделиться своими мироощущениями, чувствами и эмоциями.

— Каково же назначение чтения?

Ответ: Мы читаем для эстетического наслаждения и для постижения человеческого опыта.

— Стоит ли тратить своё свободное время на чтение книги?

Ответ: Безусловно. Часы, проведённые над книгой, — лучшие часы. Они возвышают человека, обогащают его сердце и разум, насыщают нравственной силой. Поэтому постоянное общение с книгой и умение читать книгу дают человеку возможность глубже познать мир, увереннее действовать в нём, принимать правильные решения.

Из истории создания книги

Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о замечательном сокровище и, бывает, что не всегда ценим и бережём ее. Но вдумайтесь, ведь книга – это надежное средство передачи знаний от поколения к поколению. Книги не только знакомят нас с прошлым, но и позволяют разобраться в настоящем и, словно крылья, уносят нас в будущее. Это единственная «машина времени», с помощью которой можно совершать увлекательные путешествия. Книга позволяет побывать в любых частях земного шара, познакомиться с жизнью замечательных людей. Книга – источник знаний, бодрости духа. Сейчас я кратко расскажу историю рождения книг, ведь они живут уже несколько тысяч лет. Но не всегда книги были такими, какими мы видим их сегодня.

(Просмотр презентации «История создания книги»)

 Дискуссия «Печатная или электронная книга?».

В начале прошлого века стали появляться новые источники информации — кино, радио, телевидение. И люди стали меньше читать. Тут и появились пророчества о том, что книга становится пережитком прошлого и вот-вот умрет. С появлением Интернета и электронных книг любителей печатных книжек стало меньше, кажется, еще чуть-чуть — и книгу окончательно похоронят.

Кто считает, что электронная книга лучше? Кто думает, что лучше печатные? (Голосование).

Примерные ответы детей:

  • Кино, радио телевидение могут дать быструю, понятную информацию. Но научные знания все равно будут распространяться только через книги.

  • Книги будут жить вечно. Над книжкой можно подумать, читать не спеша.

  • Книжки — это информация, которую ты сам выбираешь — хочешь — читаешь, хочешь — нет, а телевизор навязывает информацию.

  • Компьютер тоже не заменит книгу. Книгу можно читать и при свечах, а для компьютера нужно электричество, монитор, клавиатура, мышка.

  • Если ученый напечатает свой труд в книге, ее прочитают и через 1000 лет, ас компьютера информация постоянно теряется портится из-за вирусов и “глюков”.

  • Книжку можно просто положить в карман и читать где придется.

  • Современный КПК тоже можно положить в карман и читать где хочешь.

  • А вдруг у него закончится питание? А книгам питания не требуется.

  • Все равно компьютер заменит книгу — придумают новые диски, научатся сохранять информацию, уменьшат размеры и найдут новые источники питания. Правда, это будет нескоро.

  • Сейчас очень модно слушать аудиокниги. Едешь в машине и слушаешь — и не надо ни листать, ни глаза портить. Скоро все книги будут такими электронными, на лазерных дисках.

  • Когда все научатся обращаться с компьютерами, тогда, может быть, и перестанут читать книги.

Учитель подводит итог: –Мы живем в век знаний. Можно сказать, что нас окружает океан информации. Политика, наука, финансы, бизнес, техника, строительство, сельское хозяйство — ни одна отрасль жизни не может существовать без информации. Информацию ищут, находят, хранят, защищают, передают, копируют, уничтожают. Знаменитый американский писатель-фантаст Айзек Азимов заявил, что нашел самую лучшую систему информации. Вот как он описал ее свойства:

  • первое: доступность — пользоваться ею может каждый, даже неподготовленный человек;

  • второе: портативность — для ее использования не нужны никакие дополнительные устройства;

  • третье: надежность — информация хранится в ней постоянно и не исчезает из-за всяческих поломок.

Слушатели терялись в догадках: что бы это могло быть? И тут писатель, выдержав эффектную паузу, произнес: «Надеюсь, вы понимаете, что речь идет о…». Как выдумаете, что имел в виду Айзек Азимов? (Дети высказывают предположения: компьютер, телевизор, радио и т.п.)

Да, речь шла о самой простой книге. На сегодняшний момент это самый доступный, простой и надежный источник информации.Что бы там ни говорили, но книга жила, живет и еще будет жить очень долго.

Правила обращения с книгой. Сколько хороших слов можно сказать о книге! А всегда ли мы благодарны книге, относимся ли мы к ней так как она того заслуживает? Давайте вместе проговорим правила обращения с книгой. 

Правила обращения с книгой.

1. Бери книгу только чистыми руками. 2. Оберни книгу, вложи в нее закладку. 3. Переворачивай страницы книги за правый верхний угол. 4. Не перегибай книгу при чтении. 5. Не делай в книге нестираемых пометок, не загибай страницы. 6. Если книга порвалась – подклей ее. 7. Не читай книгу во время еды.

Народная мудрость. А сейчас посмотрим, как вы знаете пословицы и поговорки о книге. Я буду начинать, а вы заканчивайте.

Пословицы и поговорки о книге.

Люби книгу – она источник….(знаний.)

Кто много читает – тот много….(знает.)

Человек без книги, что птица без….(крыльев.)

Хорошая книга – лучший….(друг.)

С книжкой знаться – ума….(набираться.)

Книга поможет в труде, выручит….(в беде.)

Книга в счастье украшает, а в несчастье….(утешает.)

Учитель: Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Д/з. Составить правила обращения с книгой.

Тема: Информация о возникновении книг в научно-энциклопедических словарях в специальных справочниках Отправляемся в путешествие по книжным полкам. Книгой книг называют словари. Все явления, все предметы, которые нас окружают, имеют свои названия. И всё это огромное море слов собрано в словарях. Поэтому именно с них мы и начнем наше путешествие. Толковые, в которых дается толкование того или иного слова, описывается его значение. «Толковый словарь живого великорусского языка»в 4 частях. Создал русский учёный Владимир Иванович Даль. Он был опубликован ещё при жизни самого составителя в 1863 – 1866 гг. И с тех пор неоднократно издавался. Чуткий знаток русского народного слова, этнограф, медик и писатель, 53 года собирал, составлял и совершенствовал он свой словарь. Словарь содержит 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц и поговорок, загадок и присказок. В своём словаре Даль сумел раскрыть неисчерпаемые богатства родного русского языка. 

«Словарь русского языка» С. И. Ожегова, в котором около 57 тысяч слов. «Словарь неологизмов» – содержит перечень не так давно вошедших в обиход слов и их толкование. «Иностранных слов» – фиксирует не только значение слова, но и отмечает, из какого языка оно к нам пришло. «Синонимов» – помогает подобрать синонимы. В нем указывается перечень схожих по значению слов к основному, наиболее используемому в данном синонимическом ряде. «Антонимов» — содержит антонимические пары слов. «Омонимов» – описывает основные омонимические пары, при этом указывает на значение того или иного слова, особенности его употребления в речи. Фразеологический словарь – содержит список всех известных фразеологизмов и дает им толкование. Грамматические словари – указывают на грамматические значение того или иного слова – к какой части речи оно относится, каковы его основные признаки. Орфографический словарь — помогает избежать наиболее частых ошибок при написании того или иного слова. Орфоэпические – фиксируют правильное ударение в словах. Словообразовательные – показывают, какая основа использовалась при образовании слова, из каких частей оно состоит (префиксы, суффиксы, корни). Словарь эпитетов – помогает подобрать наиболее удачные эпитеты к тому или иному существительному. Этимологический словарь – расскажет историю возникновения слова. —  Самые первые словари назывались азбуковниками нонимные рукописные сборники) уже большего объёма. А вот первый печатный словарь в России был издан в Вильно в 1596 году. Назывался он «Лексис, сиречь речения вкратце собранны и из словенского языка на просты русский диалект истолкованы». Автором его был учёный — филолог Лаврентий Зизаний. В разное время на Руси выходили в свет печатные словари. Они назывались лексиконами. Самый последний из них – словарь Петра Алексеевича Алексеева, выдержал 4 издания и содержал 20 000 слов. В 1783 году была создана Российская Академия наук, одной из главных задач которой было составление грамматик и словарей русского языка. Так появились «Словарь Академии Российской»(у истоков которого стояли М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский и их последователи, содержал 43 257 слов), четырехтомный «Словарь церковно-славянского и русского языка» (114 тысяч слов). Словари многочисленны и разнообразны. Это и двуязычные словари, которые помогают нам изучать иностранные языки. — Мы с вами знаем, ребята, что кроме толковых словарей, есть еще и другие. — Какие же? Вы можете их назвать? Молодцы! — У вас на партах лежат обычные орфографические словарики. Для чего они нужны? (Ответы детей: чтобы правильно написать нужное слово и верно поставить ударение). А как расположены слова в этих словариках? Правильно, по алфавиту. А давайте найдем какое-нибудь слово в этих словариках! Кто быстрее?! (Ищем слова каникулы, библиотека, учитель, школа). Составление словарей – долгий и кропотливый труд. В наше время над их созданием трудятся целые институты. Человек, знающий много слов, лучше владеет языком. Чем богаче словарный запас человека, тем лучше он понимает тексты и речь других людей. Однажды известный французский литератор Теофиль Готье спросил молодого поэта Шарля Бодлера: «Читаете ли вы словари?», чем очень его удивил. Разве можно читать словари? Ведь это не детектив, не сказка. Но именно читая словари, можно расширить свой словарный запас. Поэтому почаще заглядывайте в словарь и не стесняйтесь спрашивать значения непонятных вам слов. Ну что же, со словарями мы с вами познакомились. Но прежде, чем перейти к знакомству с энциклопедиями, я предлагаю вам немного отдохнуть. В середине XX века много изданий выдержала замечательная книга Владимира Ивановича Даля «Старик – годовик». В 2003 году эту книгу вновь напечатало издательство «Дрофа». Она составлена из сказок, загадок, пословиц и игр, собранных и записанных Далем.

А вот и я.

И без меня никак нельзя:

Во мне:

Пять тысяч где,

Семь тысяч как.

Сто тысяч почему

А как зовусь я?

( Энциклопедия)

Кто-то удачно сказал, что в мире много знаний, но все они, к сожалению, в разных головах. Первые попытки собрать их если не в одну голову, то, по крайней мере, в одну книгу – справочное бюро, были сделаны ещё в древнем Египте.

Именно о них египтяне говорили: «Эти книги сделают умными и обучат невежду, помогая ему узнать всё».

С тех пор прошло более 4 тысяч лет. За это время человечество создало большое число энциклопедий, а в русском языке даже появилось выражение «ходячая энциклопедия». Как вы думаете, кого так называют?

Конечно же, так говорят о человеке, много знающем. В переводе с греческого слово «энциклопедия» означает «круг знаний». Это самая главная справочная книга.

Первоначально словом энциклопедия в русском языке называли только французскую «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств или ремесел». В 1862 году в России появилась «Техническая энциклопедия», а вслед за ней стали появляться разные другие энциклопедии, и это слово стало нарицательным.

Энциклопедии бывают разные. 1.Энциклопедии по структуре делятся на:

— алфавитные

— систематические

2. По объему информации на:

— большие

— малые

— краткие

— энциклопедические словари ( одно и трехтомные)

3. По специфике отбора материала энциклопедии делят на несколько

видов:

— универсальные

— отраслевые

— педагогическая

— национальные

— региональные

— проблемные

— биографические

— энциклопедические словари

Те из них, что могут ответить на любой вопрос, называются универсальными. Они бывают и для взрослых, и для детей. Например, это многотомная энциклопедия «Я познаю мир», «Всё обо всем», книги серии «Моя первая энциклопедия». В школьной библиотеке есть «Большая детская энциклопедия», которая содержит более 5000 удивительных событий, фактов и явлений. Или, например, есть «Большая энциклопедия школьника». Здесь на каждом развороте – новая тема. Более 1000 рисунков, фотографий, карт и диаграмм содержит эта книга.

— А вы знаете как пользоваться энциклопедией?

Правила пользования энциклопедиями

1. Статьи в энциклопедиях расположены в алфавитном порядке.

2. Алфавитное расположение подтверждается ключевыми словами на корешке каждого тома. Это еще больше сокращает время поиска.

3.На каждой странице энциклопедии ключевое слово. Оно тоже экономит время поиска.

4. В биографических статьях после фамилии и имени даются даты рождения и смерти.

5. В конце каждого тома есть справочный аппарат.

Блиц – опрос:

1. Что такое азбуковники? (первые словари)

2. Какой словарь создал М.В.Ломоносов?( «Словарь Академии Российской»)

3. Кто такой В.И.Даль? (толковый словарь)

4. Какой словарь создал С. И.Ожегов? («Словарь русского языка»)

5. Что такое энциклопедия в переводе с греческого?( «круг знаний»)

6. Какие энциклопедии вы знаете?

7. На какие виды делятся энциклопедии?( универсальные, отраслевые, педагогическая, национальные, региональные, проблемные, биографические

энциклопедические словари)

8. Как назывались печатные словари на Руси?( лексиконами)

Д/з принести энциклопедию и рассказать удивительное событие, факт или явление…

Тема: Поиск ответов на вопросы с опорой на текст

Вопросы

1. Какой был на речке мостик?

2. Почему Таня чуть не упала?

3. Что она подумала о мостике?

4. Почему рассердились мальчики?

5. О чем рассказали дети в поселке?

6. Как должны были поступить ребята?

7. А как бы вы поступили на их месте?

8. Что значит «вброд перейти»? (Брод — мелкое место реки илы озеро, удобное для перехода.)

9. Закончите последнее предложение рассказа.

Страшный мостик.

Бежала через лесную дорожку речка. А через речку перекинут мостик. Хороший мостик, с перилами. Только прошла по нему девочка Таня и чуть не упала. У мостика доска оторвалась. Если на один конец этой доски наступить, другой приподнимется и ударит по коленке.

«Ишь, какая плохая доска!» — подумала Таня и, когда обратно по мостику шла, другой стороны держалась.

Прошли по мостику и два дружка — Николка с Петей. Тоже чуть не упали.

Вот противный мостик, — рассердились мальчики.— Придется теперь речку вброд переходить.

Пришли Таня, Николка и Петя к себе в поселок и всех своих друзей, знакомых предупредили:

Не ходите по мостику, что в лесу через речку перекинут, ушибиться можно. Там одна доска оторвалась.

Хорошо сделали, что предупредили. Только нам кажется…

  (По Ю. Ермолаеву.)

Д/з составить свои вопросы к тексту.

Вопросы:

1. О каких корабликах рассказал автор?

2. Почему кораблики прилетели по воздуху?

3. Как вы понимаете выражение «целая флотилия»? (Флотилия — отряд кораблей.)

4. Почему сказано, что кленовые кораблики раньше других пускаются в свое первое и последнее путешествие?

5. Почему это путешествие названо первым и последним?

6. Объясните, почему кленовые кораблики названы самыми парусистыми. От какого слова образовано «парусистыми»?

7. Что обозначает слово «пунцовые»? (пунцовый — ярко-красный, багровый.)

Разноцветные кораблики.

Сколько разноцветных корабликов на нашем пруду сегодня:

желтые, красные, оранжевые — целая флотилия! Все они прилетели сюда по воздуху. Красиво покачиваясь, они опустились на воду тихо и плавно, И все еще продолжают прилетать новые. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывет с поднятыми парусами. Много еще прилетит их сегодня, завтра, послезавтра… Большой еще запас таких корабликов на деревьях, окружающих наш красивый пруд. Пока летят все больше кленовые. Они раньше других пускаются в путь. Это самые парусистые кораблики. Остроконечные их лопасти загнуты кверху. Ветерок на них напирает, как на паруса. А какие между ними есть нарядные, просто прелесть! Вот плывет целый отряд совсем пунцовых. Так и горят на солнце! Это все с того пышного клена который красуется на берегу.

(По Д. Кайгородову)

Вопросы:

1. Почему Сергейке было весело?

2. О чем грустил Миколка?

3. Какой был день?

4. Почему Сергейке показалось, что облачко похоже на розу?

5. Почему Миколка увидел не розу, а злого волка с раскрытой пастью?

6. Что обозначает слово «загляделся»?

Цветок ила волчья пасть?

Шли из школы домой два мальчика — Сергейка и Миколка.

Сергейке было весело. Сегодня его три раза спрашивала учительница. Он получил пятерку.

А Миколка был грустный. Два раза вызывали его к доске. Миколка отвечал плохо, учительница поставила ему в дневник двойку и обещала рассказать маме о его плохой учебе.

Был теплый весенний день. Сияло солнце. В небесной голубизне плыло белое облачко. Сергейка загляделся на облачко и сказал:

Смотри, Микола, какое красивое облако. Оно похоже на белую розу. Смотри, раскрылись лепестки — нежные, тоненькие. Так и трепещут на ветру.

Микола посмотрел на облако и не увидел ни лепестков, ни цветка. Облако показалось ему похожим на волка. Зверь раскрыл пасть — злой, готовый на кого-то броситься.

Мальчики долго смотрели на облако и каждый видел свое.

(По В. Сухомлинскому.)

Вопросы:

1. Как называется большая семья пчёл?

2. Из каких пчёл состоит рой?

3. Кто такая матка?

4. Чем заняты в улье пчёлы-работницы?

5. Чем заняты в улье трутни?

6. Сколько раз в год вылетает из улья матка? Почему?

Пчёлы.

Пчёлы живут в улье большой семьёй — роем. Каждый рой пчёл состоит из матки, рабочих пчел и трутней. Матка — самая большая из пчёл. Она мёду не делает, а только несёт яйца, из которых выходят червячки, превращающиеся потом в пчёл. Пчёлы-работницы и трутни нести яиц не могут и потому очень берегут свою матку. Работы пчёлам- работницам много. Одни целый день летают с цветка на цветок, собирают сладкий сок. Из сока этого внутри пчёл делается воск и потом выступает как пот у них на брюшке. Другие пчёлы подбирают этот воск и строят из него соты. Третьи приносят мёд и наполняют им соты. Некоторые из пчёл ухаживают за личинками или очищают улей, или сторожат вход в него. Каждая пчела занята своим делом. Трутни ничего не делают в улье. В конце лета рабочие пчёлы выгоняют их из улья. Матка вылетает из улья только раз в год. Когда в улье выведется молодая матка, тогда старая матка вместе со старыми пчёлами, а иногда — молодая с молодыми, вылетает искать себе другого жилья. Этот рой собирают и сажают в пустой улей.

Вопросы:

1.Почему крачку называют морской ласточкой?

2. Что произошло с ласточкой, когда её подстрелили?

3. Что случилось, когда человек хотел достать её из моря?

4. Куда отнесли крачки раненую птицу?

5. Что произошло, когда человек стал подходить к камню?

6. Почему человек перестал преследовать крачку?

Крачки.

Крачка — птица водная и называется ласточкою только потому, что так же хорошо летает, как ласточка. Морскою она названа потому, что водится по берегу моря. Один человек подстрелил морскую ласточку, перебил ей крыло, и она упала в море. Человек хотел её достать. В это время налетели другие крачки, окружили раненую птицу. Две из них схватились клювами за её крылья, подняли из воды и полетели. За ними полетели ещё две другие крачки. Когда первые крачки устали, то опустили раненую на воду. Тогда её подхватили две другие крачки, также подняли из воды и полетели дальше. Так две пары морских ласточек менялись до тех пор, пока не принесли раненую на большой камень, который торчал из воды и стоял довольно далеко от человека. Человек пошёл к этому камню, чтобы взять подстреленную птицу. Тут опять налетела целая стая морских ласточек, и две из них снова подхватили раненую и понесли её дальше. Тогда человеку стало стыдно, и он не стал больше гнаться за раненой морской ласточкой.

  • Рассказ о роли церковнославянского языка в развитии русского языка
  • Рассказ о реформах просвещенного абсолютизма в испании
  • Рассказ о реформах просвещенного абсолютизма во франции
  • Рассказ о реке десне
  • Рассказ о реке обь для 2 класса окружающий мир