Литературные произведения о родном крае для детей средней группы детского сада
К. Д. Ушинский «Наше отечество»
Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку наши отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов…
Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
В. Боков
* * *
Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама, как дивный сад!
Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!
Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для нас!
Е. Серова «Родные края»
Широкие,
привольные
Родимые края…
Берёзка белоствольная,
Любимица моя,
Стоит, как свечка белая,
Глядит она вокруг:
Ей рожь кивает спелая,
Ей кланяется луг.
Кругом так славно, солнечно,
Куда ни поглядишь,
Над озером тихонечко
Колышется камыш.
Плывут протокой узкою
Утята чередой…
Люби природу русскую,
Храни, читатель мой!
Н. Рубцов
* * *
…Привет, Россия, — родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам у жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле.
За все хоромы я не отдаю
Свой низкий дом с крапивой под оконцем…
Как миротворно в горницу мою
По вечерам закатывалось солнце!
Как весь простор, небесный и земной,
Дышал в оконце счастьем и покоем,
И достославной веял стариной,
И ликовал под ливнями и зноем!..
А. Прокофьев
* * *
На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом всё краше
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!
Вопросы
• Ты знаешь, как называется наша страна? Как по-другому можно её назвать? Что такое отечество? Почему нашу страну мы называем Родиной? Почему Россия для нас матушка? Какая страна для человека дороже всех на свете? Ответить на эти вопросы тебе поможет рассказ К.Д. Ушинского «Наше отечество».
• Послушай стихотворение В. Бокова «Цветёт над тихой речкой яблоня…». О чём это стихотворение? Почему наша Родина прекрасна? Что её украшает? С чем её сравнивает автор? Чем наша Родина богата? Как об этом говорит автор? Почему автор называет нашу страну счастливой? Какие люди живут на нашей земле?
• Тебе понравилось, как рассказывает о своей любви к Родине поэт Н. Рубцов в стихотворении «Привет, Россия, — родина моя!..»? Чем дороги автору родные места? Почему он не променяет свой низкий дом ни на какие роскошные хоромы? Как ты понимаешь слово «миротворно»? Что оно обозначает? Из каких двух частей оно состоит? Как можно сказать по-другому? (Умиротворённо, с миром, спокойно, величаво.) Тебе понятно слово «достославный»? Каким словом его можно заменить? (Достойный, славный, величественный.) Какое настроение вызывает у тебя это стихотворение?
Рекомендуем посмотреть:
Стихи о Родине для школьников 3-4 класса
Стихи о Родине для 3 класса
Стихи и рассказы о Родине для 2 класса
Конспект занятия «Наше Отечество». Подготовительная группа
День гражданина России для детей старшей группы. Сценарий
Тема средневековых приключений неожиданно стала актуальной в подростковой читательской среде. Может быть, это заслуга фэнтезийных сериалов вроде «Игры престолов», а может, причина ‒ в неистребимой юношеской тяге к романтике.
Не случайно целая просветительская серия издательства «Пешком в историю» началась с книг о Средних веках. Первая из них – детский роман классика голландской литературы Теа Бекман о пешем Крестовом походе в ХIII веке семитысячного «войска» подростков из Германии в Иерусалим.
Роман большой, больше четырехсот страниц, а поход был трудный долгий, полный опасностей, жертв и лишений. На одном любопытстве далеко не уедешь, хотя, безусловно, это первый мотив для прочтения, поскольку в основе книги – реальное историческое событие, которое, однако, не вошло в наши учебники.
Автор оригинально решает непростую задачу, переместив на машине времени современного 15-летнего тинейджера по имени Дольф в гущу событий, причем без обратного билета. Более того, сделав его главным героем.
А далее мы идем вместе с ним ‒ и нашим сохраняющимся современным мировосприятием ‒ в орде средневековых сверстников, и участвуем во всех их приключениях, которым нет конца: книга длинная, как и сам поход, а каждая глава – новое событие. Но у нас, как и у Дольфа, есть главное оружие – ум и знания современного подростка, свой «взгляд со стороны», который позволяет буквально глотать лавину информации о том времени, которую автор щедро перенес на страницы романа.
Я всегда любил игры от третьего лица, а не от первого: выживаемость выше, а это то, что вам точно должно пригодиться в Крестовом походе.
У Марины Аромштам волшебные истории развиваются на широком временном и географическом ландшафте ‒ от Палестины времен Крестовых походов до Британии в годы правления королевы Виктории. Все новеллы объединяет одна весьма оригинальная тема – крысы и крысоловы, причем последние являются фактически сквозными персонажами ‒ представителями нескольких поколений столь необычной профессии, а их непременный атрибут – плащ ‒ дал название книге. Именно в таком формате и нужно, на мой взгляд, писать историко-познавательные произведения для юных читателей.
Книга небольшая по объему, ее можно читать порциями, каждую историю отдельно. Но я проглотил залпом. Интригующая тема, захватывающие приключения в каждой из новелл, таинственность ремесла крысоловов и самого крысиного племени, как символа рока в мрачном Средневековье… А еще ‒ черно белые «готические» иллюстрации, которые точно передают атмосферу книги.
Конечно, это не фэнтези, это лучше, потому что «Плащ крысолова» содержит много интересной и познавательной информации. Я, например, с удивлением узнал из этой повести о работорговле ирландцами как бизнесе в Британии того времени, крысиных травлях в качестве городских развлекательных шоу, королевской награде крысолову и о многих других исторических фактах и деталях, вплетенных в почти детективный сюжет.
Антон Емекеев
Теа Бекман
«Крестовый поход в джинсах»
Перевод с голландского Ирины Трофимовой
Издательство «Пешком в историю», 2015
Марина Аромштам
«Плащ крысолова»
Иллюстрации Анны Романовой
Издательство «КомпасГид», 2015
Учебник для 6 класса рассказывает о средневековой всеобщей истории. Средневековье охватывает хронологически период с середины 5 по начало 16 века. Единой точки зрения на на начало и окончание средневекового периода истории среди историков не существует. В разных частях света он охватывает различные века. Учебник поделен на 10 глав, в которые входят по несколько параграфов. Всего в учебнике 35 параграфов. Принцип деления на главы либо территориальный – так , рассматриваются отдельно Западная Европа, Восточная Европа, Азия, Америка и Африка, либо принцип тематический – рассматривают определенные явления, характерные для всего периода: феодальная система и взаимоотношения внутри нее, зарождение городов, роль церкви в обществе.
1 глава посвящена теме становления средневековой Европы, она включает в себя 5 параграфов. Начинают складываться централизованные государства, Европа переживает Великое переселение народов, которое привело к появлению в Европе новых народов. К концу периода из-за слабой королевской власти европейские государства вступают в период феодальной раздробленности.
2 глава рассказывает о Византийской империи и славянах в 6-11 веках, она включает в себя 3 параграфа. Восточная часть Римской империи достигла расцвета в 6 веке при императоре Юстиниане. Византия в отличие от Запада не сталкивалась с нашествием варваров.
3 глава повествует о арабской цивилизации в 6-11 веках, она включает в себя 2 параграфа. К 7 веку на этих территориях возникает новая религия – ислам. Арабы завоевывают земли коренного народа – бедуинов, и создают свое государство – халифат.
4 глава посвящена теме феодалов и крестьян, она включает в себя 5 параграфов. К середине 11 века в Европе формируется феодальный строй, для которого была характерна поземельная и личная зависимость крестьян от своего сеньора. Жизнь феодала проходила в замке, который был оборонительным сооружением. На службе феодала находились рыцари, которые со временем выработали свой кодекс чести и отличались образом жизни и культурой.
5 глава рассказывает о средневековом городе в Западной и Восточной Европе, она включает в себя 3 параграфа. Возникает множество городов, которые обладали самостоятельностью. Они вели активную торговлю и на смену натуральному хозяйству приходит товарно-денежное.
6 глава повествует о католической церкви в 6-11 веках и крестовых походах, она включает в себя 2 параграфа. Католическая церковь достигла своего могущества и смогла организовать крестовые походы в Святую землю.
7 глава посвящена теме формирования централизованных государств в Западной Европе в 11-15 веках, она включает в себя 6 параграфов. В то время как в Англии, Франции и Испании сформировались централизованные государства, где образовались сословные органы, которые противостояли своеволию королей, в Германии и Италии власть принадлежала князьям или крупным городам, поэтому они оставались раздробленными.
8 глава рассказывает о славянских государствах и Византии в 14-15 веках, она включает в себя 2 параграфа. Среди славянских государств в составе западной Римской империи самым сильным и богатым было Чешское. К концу периода из-за феодальной раздробленности балканские государства были покорены турками-османами.
9 глава повествует о культуре Западной Европы, она включает в себя 5 параграфов. Взгляды европейцев становятся все более реалистичными, открываются первые европейские университеты. Зарождается новая культура- культура Возрождения.
10 глава посвящена Народам Азии, Америки и Африки, она включает в себя 2 параграфа. Народы этих континентов развивались очень неравномерно. Народы доколумбовой Америки создали свои уникальные цивилизации, Япония, благодаря островному положению развивалась очень обособленно. Китай сумел сохранить традиции древности, а Индия испытала нашествие мусульман. Африка представляла собой особый мир.
Книга «История России для детей и взрослых» Владимира Соловьева представляет собой уникальное издание, не имеющее аналогов на современном книжном рынке. В книге реализован совершенно новый методический подход к подаче материала: научно-популярное изложение исторических событий дополняется интересными рассказами из жизни исторических деятелей, описаниями народных обрядов и цитатами из литературных произведений, афоризмами и высказываниями классиков. Весь материал богато проиллюстрирован. В книге содержится около 500 рассказов и более 1500 иллюстраций. Уникальная подборка русской живописи делает «Историю России для детей и взрослых» незаменимой при изучении русской культуры. Кроме того, структура книги глубоко продумана дидактически: значки, «лента времени», карты, иллюстрированные словари, «летописи глав», предметный указатель, вопросы в конце каждой главы — все это позволит ребенку и родителям лучше ориентироваться в книге. «История России для детей и взрослых» — плод работы историков, педагогов, художников, дизайнеров и искусствоведов — обогатит культурную жизнь любой семьи и школы.
2-е издание, исправленное и дополненное.
[ad01]
В настоящее время перед педагогами дошкольных образовательных учреждений стоит одна из важных задач: донести до родителей и детей, что нравственное, эстетическое развитие ребенка, формирование его языковой культуры и речи не может состояться без приобщения к книге.
Существует разнообразие технологий и методов, которые могут помочь в развитии интереса к книге и культуре чтения у детей и их родителей.
Одной из них является уникальная технология «Storysack», разработанная английским доктором филологии, автором книг по обучению детей в дошкольном и школьном возрасте, Нейлом Гриффитсом в 1994 году.
«Storysack» в переводе с английского обозначает «Мешок историй».
Это своего рода комплект, сопутствующих, взаимосвязанных и взаимодополняющих материалов, направленных на развитие интереса к чтению, способствующих всестороннему развитию личности детей.
Внедрение данной технологии включает в себя несколько этапов.
1. Подготовительный этап.
1) Подбор произведения художественной литературы.
Критерии отбора:
— зарекомендованное произведение;
— качественные иллюстрации;
— подходит для чтения вслух;
— доступна и интересна возрасту детей;
— любимая книга детей или рекомендуемая родителями.
2) Подготовка мешка для комплекта материалов.
Возможно проведение мастер-классов для родителей по созданию мешка, его украшение в совместной деятельности с детьми (приклеивание бусин, элементов, роспись, пришивание пуговиц).
3) Подбор компонентов для комплекта.
— игрушки, куклы, бибабо, маски, перчатки, резиновые фигурки – все, что может послужить прообразами героев выбранного литературного произведения;
— научно-популярная книга по теме, близкой к произведению, например, по сказке В. Сутеева «Под грибом», подойдет энциклопедия о растительном и животном мире.
— аудиокнига, прочитанная известными актерами и записанная на носитель.
— флеш-накопитель с мультфильмом по произведению.
Также можно включить в комплект декорации для театрализации произведения, фоны и подкладки.
4) Разработка развивающих игр.
Данные игры должны помогать детям в осмыслении прочитанного, развитии лексикона, связной речи, подготовке к самостоятельному чтению, в развитии мыслительной деятельности, а также расширении кругозора.
Примеры игр:
«Режиссерская версия» — детям предлагается устно составить краткий сценарий фильма по книге, незначительно изменив ее содержание;
«Допиши рассказ» — необходимо сочинить продолжение к книге;
«Крокодил» — с помощью мимики и пантомимики изобразить героев произведения;
«Найди пословицу» — подбор пословиц, иллюстрирующих мораль произведения;
«История слов» — работа со словарями по объяснению новых слов.
«Два приятеля» — помогают в развитии словаря синонимов.
«Скажи наоборот» — расширение словаря антонимов.
Возможна организация сюжетно-ролевых игр по мотивам произведения, викторины, использование настольных игр по мотивам книги. В итоге в каждом мешке должно содержаться не менее 3 разнотипных литературных игр. Все игры необходимо соотнести с книгой.
5) «Шпаргалки для взрослых» (родителей, педагогов).
Это могут быть памятки, буклеты, варианты художественной книги различных изданий, примеры вопросов для беседы по произведению, биографические данные писателя.
6) В завершении подготовительного этапа оформляется опись готового «Мешка историй».
2. Этап продвижения
Подготавливаются анонсы мероприятий, мастер-классы, буклеты, раздаются рекламные листовки.
3. Основной этап
— Чтение художественного произведения.
— Рассматривание иллюстраций.
— Рассказывание книги.
— Обсуждение.
— Работа с реквизитами.
— Игры с элементами театрализации и обыгрывания сюжетов книги.
Во время знакомства детей с научно-популярной книгой, необходимо будет обратить внимание детей на содержание, алфавитный порядок, возможность легкого ориентирования в книге с помощью указателей. Попросить детей поделиться своими впечатлениями о книге, ее иллюстрациях. Возможно составление интересующих детей вопросов по теме. А интересные факты можно совместно красочно оформить и раздать детям
Прослушивание аудиокниги организовывается в комплексе с продуктивной деятельностью. Оно может быть в начале, одновременно с деятельностью или в завершении.
Продуктивная деятельность может включать в себя рисование иллюстраций, раскрашивание готовых распечаток, изготовление закладок для книги, оформление новой обложки или рекламы книги.
4. Завершающий этап
На завершающем этапе «Мешок» остается в группе или передается для реализации в другие группы ДОУ, возможна передача в библиотеки и школы, для продвижения и распространения технологии.
В дальнейшем собирается и обрабатывается информация для сбора последующих «Storysack», с учетом читательского интереса детей.
Использование данной технологии позволяет реализовывать принципы и задачи ФГОС дошкольного образования, так как в процессе работы у детей формируется позитивная социализация, посредством совместной деятельности, развивается кругозор, пополняется и расширяется словарный запас детей, повышается культура и нравственность, стимулируется интерес не только к чтению произведения, но и его осмыслению и обсуждению.
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник закрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения
на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться
о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
В. А. Сухомлинский.
Я как никогда соглашусь с высказыванием знаменитого педагога В.А.Сухомлинского. Дети наше все! Это наше будущее, наша опора в жизни и поддержка в старости. И от того как воспитаем, чему научим зависит наше будущее.
Наблюдая за воспитанниками в детском саду, могу отметить детей, которые растут в любви, спокойствии, и радуются своему детству. Но есть и такая категория детей, которые мало этого видят. Родителям таких детей приходится много работать, чтобы содержать семью. И соответственно внимания им уделяется недостаточно. И тем не менее, они растут более самостоятельными, уверенными, умеющими постоять за себя. Так зарождаются первые чувства патриотизма. Я как педагог, решила уделить внимание теме патриотического воспитания. Возникнет вопрос почему именно патриотическое воспитание? Да скорей всего потому, что хочу видеть своих воспитанников любящими свою Родину, уважающих семью и бережно хранящих традиции своего народа.
Мы знаем, что воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания. Она включает в себя воспитание любви к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Все это играет большую роль в становлении личности будущего патриота. Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая художественную литературу.
Подбирая художественные произведения для чтения детям, я ориентировалась прежде всего на возраст детей, доступность и простоту восприятия.
Художественная литература – это источник познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины. У детей развивается память, внимание, речь, учатся мыслить, рассуждать, делают выводы. Они должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого мы знакомим детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети знают тот район, в котором они живут, видят красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем мы подводим к пониманию того, что город — часть большой страны, а дети — жители России, ее граждане. Обязательно надо дать детям понятие, кто такой гражданин. Гражданин — житель страны, который признает ее законы (правила поведения, потому что он любит свою страну). В старшем дошкольном возрасте дети всё плотнее знакомятся с книгой как источником информации о мире. Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакома воспитанникам с самого раннего детства. Но именно в старшем дошкольном возрасте она становится неотъемлемой спутницей в воспитании у детей любви к своему отечеству. В нашей группе имеется «детская библиотечка», где подобрана художественная литература для детей. Библиотечка постоянно обновляется, и каждая новая книга приносит детям радость.
Неизменный интерес у дошкольников вызывают книги, содержащие пословицы, поговорки, сказки и т.д. Устное народное творчество -богатейший материал для патриотического воспитания. Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности.
Свою работу я начинала с чтения сказок, прибауток, потешек. Ведь именно с них начинается познание мира. Сказка учит нас понимать где добро, а где зло. И как не попасть в нелепые ситуации. Кто как не мама споет колыбельную, кто как не бабушка скажет шутку – прибаутку, дедушка расскажет сказку. Вот она неразрывная связь семьи и ребенка. Ребенок чувствует заботу, ласку, ему тепло и уютно под защитой семьи. Древним жанром устного народного творчества, с которым воспитанников знакомим в старшем дошкольном возрасте, являются былины. Содержание былин богато примерами для патриотического воспитания. Для детей было неожиданностью, что Илья Муромец до свершения подвигов лежал на печи. Мальчишки с большим удовольствием перевоплощаются в богатырей, сражаются с «врагами». Так зарождается любовь и уважение к семье и Родине.
Помимо народных героев, восхищение, удивление и уважение вызывают у воспитанников рассказы о различных профессиях, особенно тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни – полярниках, путешественниках, ученых, военных, пожарных, космонавтах. Знания о различных возможностях проявить свое мужество и героизм в повседневной жизни вдохновляют дошкольников, воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству.
Предлагая детям рассмотреть иллюстрации в книгах, я подталкиваю их тем самым к желанию послушать произведение. Читая вслух, соблюдая все интонации, краем глаза замечаю реакцию детей. Они переживают вместе с героями. После чтения обсуждаем, пересказываем некоторые моменты. И всегда я спрашиваю детей, что вам понравилось? Как бы вы поступили на месте героя? А что сделали вы, оказавшись в такой ситуации? Детям нравятся произведения таких авторов как Е.Пермяк, Н.Носов, Л.Кассиль, Г.Снегирев, А.Гайдар, К.И.Чуковский, С.Я.Маршак, С.В.Михалков и мы часто перечитываем их. И каждый раз дети выносят для себя что-то новое.
Стихи и рассказы о Великой Отечественной войне – одна из важнейших составляющих патриотического воспитания. Стихи о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воздействия на сознание ребёнка. Да, детям не понять что такое война? Они не видели и не слышали этого ужаса, но пусть знакомятся с подвигами тех, кто подарил нам мир через художественные произведения. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева, волнуются, впервые осознают жестокость войны.
Важно детей знакомить с произведениями о дружбе, о ровесниках, о жизни в детском саду и школе. О семье и родных людях. Очень интересны в этом плане на мой взгляд цикл произведений Л.Воронковой «Про Таню и Аленку». Пусть на таких жизненных примерах дети получают знания.
Мы живем в замечательном поселке Красные Баки, что в Нижегородской области. У нас живописные места. Протекает река Ветлуга. В поселке есть достопримечательности, с которыми мы знакомим детей. О нашем крае написаны стихи местными поэтами В.Гончаровой «Красные Баки», В.Корольковым «Красные Баки на речке Ветлуге».
Дети еще маленькие и много не осознают. Живут, радуются жизни, посещают детский сад, принимают заботу близких. А я верю, что постепенно они начнут понимать, что лучше родного края, Родины, семьи и окружающего ничего нет. Они вырастут патриотами своей страны, и будут трудиться на благо Родины. Моя задача как воспитателя, помочь им в этом.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Исторически сложилось так, что любовь к Родине во все времена в Российском государстве была чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач нравственного воспитания. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание отношения к Родине начинается с детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной страной, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной.
Дети — наше будущее. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно. Главное — зародить в детях это великое чувство — быть гражданином своей родины. С данной целью в нашей группе был реализован проект «Наша Родина-Россия»
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
В. Гудимов
Цель проекта: формирование у детей патриотических качеств к своему краю и стране.
Задачи проекта: Обучающие:
- дать сведения об истории страны, ее символике;
- познакомить с картой страны, показать расположение на глобусе;
- познакомить детей с различными традициями русского народа, его культурой;
- рассказать детям о людях, прославивших Родину, познакомить с историей праздника День народного единства.
Развивающие:
- формировать умения детей в продуктивной и других видах деятельности;
- развивать познавательный интерес к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям.
Воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране;
- воспитывать любовь и уважение к русским национальным героям;
- вовлекать родителей в активное сотрудничество.
Вид проекта: информационно-творческий.
Продолжительность: с 9 по 15 ноября (краткосрочный).
Участники проекта: родители, воспитатели, дети старшей группы «Знайки».
Возраст детей: 5-7 лет.
Предполагаемый результат:
- формирование представлений о родной стране, желание быть патриотом своей Родины;
- повышение интереса дошкольников к своему городу, своей стране;
- приобретение детьми навыков социального общения с взрослыми и сверстниками;
- умение выражать собственное мнение, анализировать, реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;
- воспитание нравственных качеств личности: доброты, уважения к старшим, любви к Отчизне;
- знать историю своей страны, ее героев.
Этапы работы над проектом.
1 этап.
Проблема: Задача воспитания чувства патриотизма традиционно решалась в ДОУ, но результаты бесед, опроса, наблюдений, изучения продуктов деятельности детей показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями нашей страны. На мой взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Наша Родина — Россия». Я считаю, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
2 этап.
Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями: подбор материала и оборудования для образовательной деятельности, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми; подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта; оформление папок-передвижек по теме проекта, подборка информации, иллюстрации, литературы; беседы с родителями о необходимом участии их в проекте.
3 этап.
Мероприятия с детьми.
1. Познавательное развитие.
-Организационная образовательная деятельность: «Наша Родина-Россия», «День народного единства».
— Рассказ воспитателя: «Начало смутного времени», «Народное единство», «Памятник Минину и Пожарскому», «Россия – Родина моя».
— Рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций на тему.
— Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов: беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, фото.
— Дидактические игры: «Символика России», «Костюмы народов России».
-Просмотр мультфильма «Россия».
2. Речевое развитие.
-Организационная образовательная деятельность: «Дорогая моя столица!».
— Беседы об истории праздника Дня народного единства, «Кто такие Минин и Пожарский?», «Что означает – народное единство?».
— Чтение, обсуждение, заучивание стихов: С. Есенин: «Гой ты, Русь моя родная…» (отрывок), В Жуковский: «Родного неба милый свет», К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок), М. Исаковский: «Поезжай за моря, океаны…», З. Александрова: «Родина», А Прокофьев: «Родина».
— Приобщение к художественному слову: чтение И. Токмакова «Чудо Георгия о змее».
3. Социально-коммуникативное развитие.
— Ситуативные беседы: «С чего начинается Родина», «Символы государства».
-Сюжетно-ролевые игры: «Защитники», «Путешествие в Москву», «Московская семья».
-Презентации: «Наша Родина-Россия», «День народного единства», «Москва-столица России».
-Создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов: оформление уголка патриотического воспитания; аудиозапись с военным маршем, флаги, атрибутика военных разных времён (шлем, пилотка, бескозырка, фуражка, игрушечное оружие, бинокль, штурвал, фляжка, котелок и т. п.); фото и репродукции различных времён с изображением боёв, парада и т. п.
-Наблюдение: «Где мы видим флаг России».
-Коллекционирование магнитов с изображением городов России, рассматривание коллекции старинных монет.
-Посещение краеведческого музея.
4. Художественно-эстетическое развитие
-Рисование: «Белый, синий, красный», «Кремль».
-Лепка: «Царь-колокол, Царь-пушка».
-Оригами: «Матрешка и неваляшка».
-Аппликация: «День народного единства», «Русская березка».
-Конструирование: «Кремлевская стена», «Старинная крепость».
-Создание герба группы.
Музыкальная деятельность:
— Организационная образовательная деятельность: «День народного единства».
-Слушание Гимна России, слушание музыкальных произведений о Москве, слушание музыки: Кабалевский Д. «Походный марш», «Кавалерийская»; Струве Г. «Моя Россия», Тиличеева Е. «Марш», Прокофьев С. «Марш».
-Разучивание песни: «У моей России длинные косички».
5. Физическое развитие.
-Русские народные подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Горелки», «Салки», «Жмурки», «Золотые ворота», «Ай ду-ду-ду».
— Хороводная игра «Веночек», «Платочек».
-Спортивная игра «Крепость и защита».
— Пальчиковая гимнастика «Наш дом», Вот верхом сидят, смотри, русские богатыри».
Мероприятия с родителями:
-Выставка творческих работ детей.
— Оформление папок – передвижек для родителей на тему: «Воспитываем патриота».
— Викторина «Что? Где? Когда?».
— Рекомендации о том, какую литературу можно прочесть детям по этой теме.
-Участие в создании коллекций, предоставление коллекции старинных монет.
-Беседы с родителями об организации экскурсии в краеведческий музей.
Заключительный этап:
— итоговое интегрированное занятие «День народного единства».
— выставка детского творчества: «Наша Родина-Россия».
-презентация проекта.
Ожидаемый результат: Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории края, страны, символике, достопримечательностях; будут знать имена тех, кто прославил свою Родину; начнут проявлять интерес к событиям жизни страны, и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Библиографическое описание:
Бутырина, Н. А. Методы и приемы развития у дошкольников первичных представлений о малой родине / Н. А. Бутырина, О. А. Лукьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31 (373). — С. 141-142. — URL: https://moluch.ru/archive/373/83416/ (дата обращения: 10.01.2022).
Важнейшими задачами современного дошкольного образования, отраженными в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», являются задачи, связанные с созданием условий для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых.
Значимым аспектом социализации подрастающего поколения является формирование общегражданской культуры, что закладывает базис для достижения целевых ориентиров не только на этапе дошкольного детства, но и на этапе школьного обучения.
В современных нормативных документах можно проследить преемственность задач, связанных с формированием общегражданской культуры. А. Я. Ветохина подчеркивает, что в дошкольном возрасте, в силу особенностей развития детей, их мировосприятия, сформированной у них картины мира, формирование основ гражданской идентичности осуществляется на основе формирования первичных представлений о малой Родине [2, с. 7]. Данное направление работы приобретает особую актуальность, но в практике дошкольного образования оно является недостаточно разработанным. Наибольший интерес представляют конкретные методы и приемы работы.
В работах И. Э. Куликовской, М. В. Марковой подчеркивается, что накопление детьми представлений о своем родном городе, селе, усвоение норм поведения выступает в качестве основополагающего этапа формирования любви к Родине. Большинство авторов, занимающихся проблемой формирования первичных представлений о малой Родине отмечают значимость ранней организации работы по данному направлению, поскольку, чем младше ребенок, тем более он восприимчив, открыт новому, инициативен, умеет искренне сопереживать и сочувствовать. Кроме того, в дошкольном возрасте ребенок активно осваивает разные виды деятельности, что значительно расширяет возможности для формирования первичных представлений о малой родине на основе интеграции разных видов деятельности [5, с. 46].
Для того, чтобы раскрыть возможности разных методов и приемов в формировании первичных представлений о малой Родине необходимо обозначить сущностные характеристики представлений. В работе Т. В. Ермаковой представления характеризуются с точки зрения ряда показателей. Таковыми показателями, которые выступают основой для анализа сформированности первичных представлений у детей о малой Родине в дошкольном возрасте, выступают: полнота, обобщенность, доказательность. Не все из перечисленных показателей применимы к младшему дошкольному возрасту, но по мере формирования представлений, их расширения, углубления появляется возможность более подробного их анализа [3, с. 67].
Полнота представлений отражает объем знаний детей о малой Родине. Обобщенность представлений характеризует сформированность у детей понятий, касающихся малой Родины и способности к выполнению таких умственных действий как анализ, синтез, абстрагирование, классификация, сравнение. Доказательность как показатель сформированности представлений отражает степень осмысленности и понимания дошкольниками усвоенного знания, умения последовательно и обоснованно аргументировать решение учебной задачи.
На протяжении дошкольного возраста у детей в разных видах деятельности, в ходе организуемой работы формируются представления о малой Родине. Состав этих представлений, как считает Е. Ю. Александрова, включает в себя следующие группы представлений: представление о природе родного края, представление о животном мире родного края, представление об истории родного города, села, края, представление о достопримечательностях и исторических местах родного города, представление о символах города [1, с. 14].
Уровень сформированности первичных представлений о малой Родине тесным образом взаимосвязан с методами и приемами развития первичных представлений. Наиболее часто в практике дошкольного образования встречаются такие распространенные методы и приемы, как: беседы, работа с художественными произведениями соответствующей тематики, рассматривание иллюстраций, составления рассказов, творческие работы, связанные с выполнением тематических рисунков, аппликаций и так далее. Но, как нам кажется, наибольший интерес представляют такие методы и приемы работы, которые реализуются в рамках современных форм работы.
Н. Н. Красновой, С. В. Савиновой формирование первичных представлений о малой Родине рассматривается в старшем дошкольном возрасте на основе процесса создания сборника видеороликов [4]. Ознакомившись с данным опытом, мы частично применили его в своей практике, организовав проект «Видеоролик о родном городе». Работу по созданию данного видеоролика мы осуществляли поэтапно. Вначале был реализован мотивационно-целевой этап, на котором мы предлагали детям познакомиться с готовыми видеороликами, презентациями, посвященными родному городу, селу для того, чтобы повысить интерес у детей к данной деятельности. На следующем − содержательно-деятельностном этапе мы организовали обсуждение работы, планирование работы совместно с детьми, распределив между детьми конкретные задачи. На оценочно-рефлексивном этапе мы представляли с детьми совместно созданный продукт для детей других групп. В создании видеоролика использовались приемы работы в микрогруппах, приемы мозгового штурма, прием «копилка идей» и так далее. Необычность данной формы вызвала у детей устойчивый интерес и оказалась более результативной, чем хорошо знакомые детям формы работы.
Наибольшей ценностью, как мы полагаем, обладают также приемы работы, которые могут быть реализованы в рамках направления музейной педагогики. Так, в частности, мы использовали организованную совместно с детьми и родителями выставку фотографии «Родной город сегодня и в прошлом». Такая выставка содержала в себе целый ряд фотографии хорошо знакомых детям мест родного города, которые были представлены как в прошлом, так и в настоящем. Выставка демонстрировалась детям других групп детского сада, дошкольники могли попробовать себя в роли гида, между детьми были распределены объекты выставки, о которых они рассказывали приглашенным детям.
Кроме этого, в работе мы использовали технологию макетирования и создавали с детьми макет района, в котором расположен детский сад. При создании макета также принимали участие родители, они оказывали большую помощь в создании отдельных элементов макета совместно с детьми, затем представлялся общий продукт.
Анализируя эффективность разных методов и приемов работы по формированию первичных представлений о малой родине, мы отметили, что наиболее эффективны приемы, которые нацелены на создание какого-либо продукта. Совместное творчество, результатом которого является создание некоего продукта, который имеет практическую ценность и на основе которого может развиваться дальнейшая совместная деятельность детей, в большей степени стимулирует интерес детей, активизирует познавательную поисковую активность, способствует формированию более полных и прочных представлений о малой Родине.
Выбор методов и приемов является не единственным ключевым условием, определяющим формирование первичных представлений о малой Родине. Основу для применения разных методов и приемов должен составлять план образовательной деятельности с детьми, который будет отражать формируемую у детей совокупность первичных представлений о родном крае, его природе, жизни людей.
Литература:
- Александрова, Е. Ю. Знакомим дошкольников с родным городом / Е. Ю. Александрова. — Москва: ТЦ «Сфера», 2014. — 112 с. — Текст: непосредственный.
- Ветохина, А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий / А. Я. Ветохина, З. С. Дмитриенко. — Текст: непосредственный // Методическое пособие для педагогов. − СПб: «ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. − 92 с.
- Ермакова, Т. В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников / Т. В. Ермакова. — Текст: непосредственный // Методист. — 2014. − № 3. — С. 66−68.
- Краснова, Н. Н. Развитие представлений старших дошкольников о малой родине в процессе создания сборника видеороликов / Н. Н. Краснова, С. В. Савинова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. № 2 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-predstavleniy-starshih-doshkolnikov-o-maloy-rodine-v-protsesse-sozdaniya-sbornika-videorolikov (дата обращения: 26.07.2021). — Текст: электронный.
- Куликовская, И. Э. Проектирование технологии формирования представлений о родном городе у старших дошкольников / И. Э. Куликовская, М. В. Маркова. — Текст: непосредственный // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. — 2017. — № 4. — С. 43−50.
Основные термины (генерируются автоматически): малая Родина, представление, ребенок, родной город, прием работы, дошкольный возраст, вид деятельности, родной край, формирование, детский сад.