Рассказ о римском корсакове

Николай римский-корсаков прожил долгую жизнь, и, благодаря довольно рано завоеванной популярности, его творческая карьера прошла через множество этапов. начав как

Римский-Корсаков

Николай Римский-Корсаков прожил долгую жизнь, и, благодаря довольно рано завоеванной популярности, его творческая карьера прошла через множество этапов. Начав как демократически-настроенный композитор, занятый поиском национального стиля, как и все члены Балакиревского кружка (называемого также «Могучей кучкой»), Римский-Корсаков стремительно вознесся в ранг одного из ведущих и уважаемых русских композиторов. Однако к концу жизни, многие критики обвиняли его в узости мышления и консерватизме. В ранний советский период его музыкальное наследие, как и наследие его коллег из «Могучей кучки», подверглось критике за стилизацию русского фольклора, а «губительное влияние» экзотической музыки Римского-Корсакова на советских композиторов вообще осуждалось официально. Тем не менее на Западе слушатели всегда восхищались его удивительным умением воплощать восточные и сказочные картины в музыке, воспринимая их как явление характерное и исключительно русское. 

Сам композитор довольно самокритично относился к своим произведениям с восточной тематикой. Всего за несколько месяцев до своей смерти, в разговоре с учеником, армянским композитором Александром Спендиаровым, Римский-Корсаков заявил, что по сравнению с Востоком Спендиарова его собственный Восток «несколько головной, умозрительный». «Вы, — сказал Римский-Корсаков, — по самому рождению своему человек восточный, у вас Восток, что говорится, в крови и вы именно в силу этого можете в музыке в этой области дать нечто настоящее, действительно ценное. Это не то что я…».1 

Сегодняшняя публика, конечно, не согласилась бы с этим мнением. «Шехеразада» и «Испанское каприччио» стали его визитной карточкой на Западе, хотя Римский-Корсаков и не считал, что эти произведения, рисующие образы экзотических земель, являются определяющими в его творчестве. Некоторые современники композитора считали «Шехеразаду» «чересчур свободно сочиненным произведением, <…> недостаточно академически выдержанным»2. В это трудно поверить, но премьера «Шехеразады» была едва не сорвана: дирекция Императорского Русского музыкального общества опасалась, что сюита «может испортить вкус музыкальной молодежи». Только благодаря вмешательству Юлия Иогансена, директора Санкт-Петербургской консерватории, премьеру удалось спасти. Даже после того, как его симфоническая сюита была одобрена, Римскому-Корсакову заплатили всего пятьдесят рублей — половину гонорара, предусмотренного за исполнение симфонического произведения, поскольку «Шехеразада» оказалась «слишком легкой и игривой, чтобы платить за нее традиционные деньги»3. Композитор со всей серьезностью принял преподанный урок и до самой смерти писал почти исключительно оперы. Только в 1892 году, через четыре года после завершения «Шехеразады», этот шедевр мирового масштаба получил заслуженное признание, и Римский-Корсаков получил за него премию имени М. И. Глинки.

Программа

Идея написания оркестрового произведения, которое представляло бы собой «калейдоскоп сказочных образов и рисунков восточного характера», пришла в голову Римскому-Корсакову зимой 1887—1888 года, когда он заканчивал оперу своего безвременно скончавшегося друга Александра Бородина «Князь Игорь». Вдохновленный сказками «Тысячи и одной ночи», которые были известны русским читателям с XVIII века благодаря французским переводам Антуана Галлана, Римский-Корсаков создал симфоническое произведение из четырех частей с кратким изложением программы в предисловии к партитуре: «Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи так, что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказывала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ»4.

Римский-Корсаков писал в автобиографии, что программой, которой он «руководствовался при сочинении «Шехеразады», были отдельные, не связанные друг с другом эпизоды и картины из «Тысячи и одной ночи», разбросанные по всем четырем частям сюиты: (1) море и Синдбадов корабль, (2) фантастический рассказ Календера-царевича, (3) царевич и царевна, (4) багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником»5. Позже композитор отказался от всех заголовков, и в финальной версии, опубликованной Митрофаном Беляевым в 1889 году, отсутствовали даже общие названия частей (Prelude, Ballade, Nocturne, Finale, Postludium). Римский-Корсаков не хотел навязывать слушателю «слишком определенную программу» и просил своих друзей не ассоциировать отдельные мелодии или лейтмотивы с конкретными персонажами, замечая, что это «не что иное, как чисто музыкальный материал или данные мотивы для симфонической разработки»6. Тем не менее медленный пролог сюиты принято трактовать как часть, в которой две контрастные музыкальные темы знакомят слушателя с главными героями истории. Образ неумолимого султана Шахриара создает суровый музыкальный мотив, изложенный как унисон низких медных и деревянных духовых инструментов. Удивительно гибкий характер и кроткий нрав Шехеразады передает «прихотливая мелодия скрипки соло», сопровождаемая мягкими аккордами арфы. Эти две музыкальные темы как герои проходят через все части сюиты, создавая эффект диалога между двумя людьми, беседующими о заморских странах и чудных историях. Римский-Корсаков объединил все сказки Шехеразады, мастерски вплетая эти мотивы, как нити, в сложный музыкальный гобелен произведения.

Музыка

Считается, что, в отличие от его симфонической сюиты «Антар», в «Шехеразаде» Римский-Корсаков не использовал ни одной традиционной восточной мелодии. Весь мелодический материал является его собственным. Тем не менее в партитуре присутствует множество музыкальных ссылок на произведения с восточными сюжетами, написанные другими русскими композиторами, включая бывшего наставника Римского-Корсакова Милия Балакирева и мнимого противника «Могучей кучки» Антона Рубинштейна. Как известно, Балакирев, путешествовавший на Кавказ в начале 1860-х годов и записавший там более тридцати мелодий разных этнических групп, делился своими музыкальными впечатлениями с Римским-Корсаковым и другими членами «Могучей кучки». Кавказские мотивы и ритмы Балакирева, звучащие в его знаменитой симфонической поэме «Тамара», а также в его ранних романсах, отчетливо прорываются в разных эпизодах партитуры Римского-Корсакова: в вихревых триолях темы Шехеразады, оборачивающихся танцем в первой части, в ритмическом барабанном сопровождении побочной темы танцевального характера в третьей части и в безудержном, пульсирующем ритме лезгинки в Finale, который вызывает в памяти восточную фантазию Балакирева «Исламей». Кроме того, некоторые мелизмы и гармонические находки из цикла «Персидские песни» Рубинштейна, написанного за два десятилетия до «Шехеразады» и хорошо известного Римскому-Корсакову, прослеживаются в орнаментике соло кларнета во второй части и в общем восточном колорите корсаковской партитуры. Неудивительно, что именно этот цикл песен был одним из немногих произведений Рубинштейна, который члены «Могучей кучки» признавали «значимым» и «оригинальным». 

Римский-Корсаков определил жанр «Шехеразады» как «симфоническая сюита». В эпоху барокко этот тип инструментальной музыки представлял собой свободную последовательность нескольких частей танцевального характера, а в эпоху романтизма — последовательность пьес, объединенных единством замысла. Как будто чувствуя, что «Шехеразада» — произведение неординарное, объединившее в себе различные образы, связанные друг с другом восточным сюжетом и ритмической энергией, Римский-Корсаков помещает ее в рамки жанра, традиции которого связаны и с танцем, и одновременно с программной музыкой. 

Несмотря на то, что Римский-Корсаков не написал ни одного балета, невозможно отрицать, что музыка его необычайно дансантна. Продолжительные хореографические вставки в операх, такие как балетный эпизод в подводном царстве из «Садко» или сцена с царицей Клеопатрой из «Млады», ярко демонстрируют, что композитор не только любил, но и умел создавать танцевальную музыку. Возможно, это удавалось ему благодаря тому, что он верил в превосходство ритма в музыке. Так, во время одного из разговоров с Василием Ястребцевым маэстро категорично заявил: «Повторяю, главное в музыке не мелодия, и даже не гармония, а ритм и только ритм»7. Сергей Дягилев распознал балетный потенциал, заложенный в притягательной музыке Римского-Корсакова, и в 1910 году привез хореографическую версию «Шехеразады» в Париж. С тех пор магия музыки Римского-Корсакова с ее всепоглощающей стихией движения, порождаемой ритмом, пластичностью мелодий, широким спектром эмоций и переживаний, вызванных гармонией звуков, а также потрясающим богатством тембра и динамики не перестает вдохновлять балетмейстеров и постановщиков. Благодаря новым постановкам увлекательное путешествие в мир восхитительной фантазии и изумительной красоты восточной сказки, которую оживил композитор более ста лет назад, продолжается и по сей день.

Текст: Адалят Исиева, доктор искусствоведения, музыковед, преподаватель Карлтонского университета (Канада).


1. Ястребцев В. В. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Воспоминания: в 2 т. Т. 2 / ред. А. В. Оссовский. — Л.: Госмузиздат, 1960. С. 468.
2. Гнесин М. Мысли и воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове. — М.: Музгиз, 1956. С. 82.
3. Там же.
4. Русская симфоническая музыка: Т. 13. — М.: Музыка, 1991.
5. Римский-Корсаков Н. Летопись моей музыкальной жизни. — М.: Согласие, 2004. С. 312.
6. Там же.
7. Ястребцев В. В. Воспоминания: Т. 2. С. 183—184.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

%D1%80%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%202Самый народный из всех русских композиторов, создатель композиторской школы, востребованной и сегодня, профессор консерватории без консерваторского образования, патриот исконной культуры своей страны — Николай Андреевич Римский-Корсаков. В век технического прогресса и грандиозных государственных преобразований, на сломе эпох его вдохновение черпало свои силы не в индустриальной цивилизации или человеческих страстях, а в русской природе, напевах родной земли, простых, известных с детства сюжетах былин, легенд и сказок. Его творческое наследие воистину бесценно, так как и через сто лет оно продолжает восхищать слушателей не только в нашей стране, но и за её рубежами. 

Краткая биография Римского-Корсакова

Город Тихвин известен за пределами Ленинградской области, пожалуй, двумя событиями: в 14 веке здесь явилась икона Тихвинской Божией Матери, а 18 марта 1844 года в семье 60-летнего отставного чиновника Андрея Петровича Римского-Корсакова и его 41-летней супруги Софьи Васильевны родился сын, которого назвали Николаем. Обучаться музыке мальчик начал с раннего детства, но мечтал не о ней, а о море: старший брат был офицером флота, и Нике, как звали его дома, хотелось походить на него. Поэтому в 12 лет он поступает в столичный Морской кадетский корпус. В Петербурге юноша знакомится с М.А. Балакиревым и становится членом его композиторского кружка «Могучая кучка», наравне с Ц.А. Кюи, А.П. Бородиным и М.П. Мусоргским. А ведь ему едва минуло 17!

В 1862 гардемарин Римский-Корсаков начинает служить во флоте. Обойдя на корабле за три года несколько континентов, он продолжает службу на берегу и параллельно занимается сочинением музыки – своим истинным призванием. Согласно биографии Римского-Корсакова в 1871 году композитора-самоучку приглашают преподавать в Санкт-Петербургскую консерваторию. Он соглашается, признавая, что, несмотря на достаточный практический опыт, не имеет должной теоретической подготовки. И садится за парту наравне со своими студентами изучать академические основы музыки. В 1872 году Николай Андреевич женится на пианистке Надежде Николаевне Пургольд. В браке родилось 7 детей.

Общественная деятельность композитора становится все более интенсивной: он руководит Бесплатной музыкальной школой, на одном из концертов которой встает за дирижерский пульт, в течение 12 лет трудится в Придворной певческой капелле, возглавляет кружок Беляева. События 1905 года нашли отклик и в консерваторских кругах: студенты требовали отставки руководства консерватории, ведущий преподавательский состав, включая Римского-Корсакова, покинул учебное заведение. Только к концу года, когда директором был назначен ученик композитора А.К. Глазунов, он вернулся в родные стены.

Уже на закате жизни Римский-Корсаков получил международное признание, выступив как композитор и дирижер на «Русских исторических концертах» в парижской Гранд-опера. Концерты организовал его ученик, С.П. Дягилев. Как профессор композиции он стал наставником многих вдающихся музыкантов, включая И.Ф. Стравинского и С.С. Прокофьева. Весной 1908 года у Николая Андреевича резко обострилось заболевание сердца. И все же он ни на день не оставлял работу. Последнее лето он встречал в собственной усадьбе на псковщине. 8 июня 1908 года композитора не стало.

Интересные факты о Николае Андреевиче Римском-Корсакове

%D1%80%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%201Во время обучения Николая в Морском кадетском корпусе директором учебного заведения назначили Воина Андреевича, его брата.
Римский-Корсаков мог писать музыку без инструмента. Так, большая часть оперы «Сервилия» была написана во время зарубежного путешествия композитора с супругой, когда рояль ему был недоступен.
«Могучая кучка» распалась к 1874 году. Более того, пути ее членов разошлись и творчески, и личностно: Римский-Корсаков перестал тесно общаться с Мусоргским, а с Кюи и Балакиревым отношения охладились вплоть до полной неприязни.
В 1898 году чета Римских-Корсаковых была приглашена в московскую квартиру Л.Н. Толстого. Между писателем и композитором возник ожесточенный спор об искусстве. Толстой доказывал, что вся музыка вредна и позорна, а Николай Андреевич не менее жестко ему оппонировал.
Римский-Корсаков – 26-й по частоте исполнения оперный композитор в мире. В прошлом сезоне постановки его опер были показаны более 650 раз. Самая исполняемое произведение – «Царская невеста», она входит в сотню самых популярных опер мира.
Санкт-Петербургская консерватория, в которой более 35 лет преподавал Н.А. Римский-Корсаков, сейчас носит его имя.
Постановка «Царской невесты» фактически спасла Московскую частную оперу от полного разорения и краха. С.И. Мамонтов на тот момент находился под арестом и был объявлен банкротом.
В 1910 году в рамках «Русских сезонов» Михаил Фокин поставил в парижской Гранд-Опера балет «Шехеразада» на музыку сюиты Римского-Корсакова. В 1993 году балет был возобновлен в России, с 1994 года – в репертуаре Мариинского театра.
С большой любовью и абсолютной удовлетворенностью композитор относился только к двум своим операм – «Снегурочке» и «Царской невесте».
Два самых вдающихся ученика Римского-Корсакова, Стравинский и Прокофьев, неоднозначно отзывались о его занятиях. Игорь Федорович по-человечески любил своего учителя, но не находил в его музыке глубины и не разделял его атеистических убеждений. Сергей Сергеевич считал занятия с мастером поверхностными, ему недоставало взаимного общения. Именно поэтому Прокофьев не называл себя учеником Римского-Корсакова. Вместе с тем музыка «Сказания…» и «Снегурочки» потрясли и творчески вдохновили молодого композитора.
Мариинский театр чтит исторические связи с произведениями Римского-Корсакова: в его текущем репертуаре 8 опер композитора и балет «Шехеразада».
Из 10 представителей шестого поколения потомков композитора только двое – Андрей Владимирович и Александр Владимирович носят его фамилию. Они – праправнуки Владимира Николаевича, его третьего сына. Среди праправнуков самого Н.А. Римского-Корсакова – Ольга Фаворская, певица и композитор.

Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова

%D1%80%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%203Одной из самых ярких особенностей Н.А. Римского-Корсакова была невероятная способность к восприятию опыта. Принято считать, что в основе его творчества – народная культура. Это так, но разве не слышны в его Первой симфонии идеи Балакирева, в раннем творчестве – влияние Листа и Шуберта? Разве не называют «Сказание о невидимом граде Китеже…» русским «Парсифалем»?

В современном представлении Римский-Корсаков – прежде всего автор многих популярных опер. Но с момента образования «Могучей кучки» и до конца 80-х годов 19 века современники видели в нем прежде всего симфониста. Это справедливо с той точки зрения, что после 80-х годов композитор полностью сосредоточился на оперном жанре. А до того – создал несколько крупных симфонических произведений. Первую симфонию (1862-1865) он написал раньше всех своих соратников-кучкистов. Она стала второй из написанных русскими композиторами симфоний. Но, по выражению Ц. Кюи, первой истинно русской. В ней прослеживается гармония национальной музыки, а одна из ее частей написана на тему народной песни. В следующих симфонических произведениях композитор продолжил разработку славянских мелодий.

В 1867 Римский-Корсаков впервые обратился к сюжету древнерусской былины «Садко» — была написана одноименная симфоническая картина. После чего началась работа над Второй симфонией. Сюжетом послужила сказка – еще один творческий символ композитора. Спустя годы он переименует свое детище в симфоническую сюиту «Антар». В начале 1870-х была написана Третья симфония, которая получилась не слишком удачной, а в середине 80-х была полностью переработана.

В 1873 состоялась премьера первой оперы композитора – «Псковитянка». Однако он остался не вполне доволен результатом своей работы и без малого еще 20 лет возвращался к ней, переписывая отдельные фрагменты. А в 1897 году создал «Боярыню Веру Шелога», пролог к «Псковитянке». Примечательно, что либретто этой и многих последующих опер композитор пишет самостоятельно. «Майская ночь», вышедшая в 1880, открывает новый виток в творчестве Римского-Корсакова. Его консерваторские занятия не прошли даром – он овладел контрапунктом, стал лучше понимать принципы оркестровки, расширил знания в области народных песен. Почти сразу за «Майской ночью» появляется «Снегурочка» — опера по одноименной сказке А.Н. Островского. Николай Андреевич лично договорился с драматургом об использовании его сюжета для либретто. Опера писалась летом в деревне Стелево. Композитора вдохновляли и природа, и простой быт, и окружение. Вероятно, именно поэтому «Снегурочка» была написана всего за 2,5 месяца. Уже 10 февраля 1881 года состоялась ее премьера в Мариинском театре, скорее неудачная, хотя и тепло принятая А.Н. Островским.

Последующие десятилетие прошло в работе над симфоническими произведениями, самыми известными из них стали «Испанское каприччио» и «Шехеразада», а также – над последними операми своих друзей: «Хованщиной» М.П. Мусоргского и «Князем Игорем» А.П. Бородина, которые остались незавершенными после их кончины. Мусоргскому и Бородину он посвящает написанную в 1888 году Воскресную увертюру для оркестра. Также композитор занимается переделкой своих ранних произведений. Только через 8 лет после «Снегурочки» на премьерных афишах вновь появляется его имя: выходит опера-балет «Млада».

На рубеже веков Римский-Корсаков создает большую часть своих опер. В 1895 году выходит «Ночь перед Рождеством». Гоголевский сюжет двумя десятилетиями ранее использовал П.И. Чайковский в опере «Кузнец Вакула» (после переработки — «Черевички»), тогда же им заинтересовался и Римский-Корсаков. Сочинение коллеги Николай Андреевич считал слабым, но при жизни Чайковского не решался браться за эту историю, дабы не провоцировать конфликтную ситуацию. После скоропостижной кончины Петра Ильича он немедленно принялся за работу. Современники сравнивали «Ночь перед Рождеством» с его предыдущими операми и, увы, не в пользу последней.

Несмотря на неудачу, композитор берет уже знакомый ему былинный сюжет – «Садко». Создание либретто в этот раз доверено В.И. Бельскому, с которым они работали над предыдущей оперой. Этот творческий дуэт продолжится и в дальнейшем. «Садко» писался вдохновенно, он был начат в Вечаше – усадьбе на псковщине, которую Римские-Корсаковы снимали на лето. Красота этих мест исключительно располагала к творчеству. Осенью 1896 года опера была закончена и издана. Но Мариинский театр ставить ее отказался – таково было решение самого императора Николая II. Однако композитор познакомился с крупным промышленником и меценатом С.И. Мамонтовым, имевшим собственную оперу в Москве. Мамонтов оказался поклонником его искусства и поставил «Садко» в начале 1898 года. Премьеру ждал большой успех. Художником спектакля выступил К.А. Коровин, а партию Варяжского гостя исполнил Ф.И. Шаляпин.

Найдя поддержку в лице Мамонтова, Римский-Корсаков создает одноактную оперу «Моцарт и Сальери» на пушкинский сюжет и приступает к воплощению своей давней задумки – «Царской невесте» по драме Л.А. Мея. Это одна из немногих его опер, основанных на реалистическом сюжете. Она была написана за 10 месяцев и менее чем через год, в конце 1899, поставлена Московской частной русской оперой в декорациях М.А. Врубеля. Новое произведение мастера настолько отличалось от остальных, что его обвинили в отходе от принципов «Могучей кучки» и возврату к традиционной оперной форме – с кантиленой и ариями. Однако Николай Андреевич именно такой и хотел видеть эту историю – с певучими монологами и законченными голосовыми ансамблями. Среди непримиримых критиков оперы оказалась даже его супруга. Тем не менее публика приняла «Царскую невесту» лучше, чем все предыдущие его работы. А красота лирических мелодий обеспечила их популярность и узнаваемость.

К столетию со дня рождения А.С. Пушкина композитор приурочил «Сказку о царе Салтане», написанную в соавторстве с Бельским и продолжающую ряд сказочных сюжетов, начатых «Снегурочкой». Опера получилась светлой и радостной, хорошо принималась публикой, была в числе любимых и у автора. Поставлена московской частной оперой в 1900 году. Последующие работы – «Сервилия» и «Пан Воевода» были, по выражению самого Римского-Корсакова, весьма средними. А судьба «Кащея Бессмертного» — поистине драматичной. Московская премьера оперы на столь нехарактерный для композитора сюжет, в котором зло побеждает добро, была тепло встречена публикой. Петербургская же постановка силами студентов консерватории состоялась 27 марта 1905 года и превратилась в политический манифест против действий властей 9 января. После этого большинство произведений композитора были запрещены к исполнению.

Несмотря на сочинение трех опер, период начала 1900-х годов ознаменовался главным событием – подготовкой к написанию «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Либретто было закончено к 1903 году. Еще чуть более года заняли написание музыки и оркестровка. 7 февраля 1907 состоялась премьера в Мариинском театре. Разные исторические источники дают противоположные мнения о реакции публики — от грандиозного приема до недоумения по поводу излишней серьезности и неспешных темпов развития сюжета. Единогласно отмечалось то, что либретто В.И. Бельского – уникальный для музыкального театра образец самостоятельного литературного произведения. Многие критики называют его лучшим в русской музыке. «Сказание…» по праву считается вершиной творчества композитора и одной из самых выдающихся опер 20 века.

Последнюю свою оперу, «Золотой петушок», Николай Андреевич так никогда и не увидел на сцене. Слишком острая политическая сатира в либретто не дала ей возможности преодолеть запрет цензуры. За два дня до смерти композитор получил официальное письмо дирекции императорских театров об отказе в постановке. Только в 1909 году эта редкая по красоте сатирическая опера была показана в Москве с купюрами, на которые Римский-Корсаков никогда бы не дал согласия. Творческое наследие великого композитора, помимо произведений больших форм, включает вокальные сочинения, сборники русских песен и книги.

Музыка Римского-Корсакова в кино

%D1%80%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%205Основные мелодии Н.А. Римского-Корсакова, востребованные кинематографом – «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» и «Ария индийского гостя» из «Садко». Музыка композитора звучит более чем в полутора сотнях фильмов, наиболее заметные из которых:

Да здравствует Цезарь! (2016)
1+1 (2011)
Горбатая гора (2005)
Блеск (1996)
Казино (1995)
Женщины на грани нервного срыва (1988)
Заводной апельсин (1971)

Сериалы

Теория большого взрыва (2007-н.в.)
Как я встретил вашу маму (2005-2014)
Мастер и Маргарита (2005)
Коломбо (1971-2003)
Маппет шоу (1976-1981)

Советский фильм 1953 года «Римский-Корсаков» — единственный байопик о жизни великого композитора. Он был снят на киностудии «Ленфильм» Геннадием Казанским и Григорием Рошалем по биографии Римского-Корсакого. Заглавную роль сыграл Григорий Белов, в остальных ролях снялись выдающиеся артисты своего времени – Н. Черкасов, А. Борисов, Л. Гриценко, Л. Сухаревская. Картина рассказывает о второй половине жизни композитора, много экранного времени в ней отведено музыке – показаны сцены из крупнейших опер. К сожалению, сценарий не избежал политической конъюнктуры – большое внимание уделено революционным настроениям и событиям 1905 года, а предприниматели Мамонтов и Дягилев изображены в негативном свете.

Экранизаций опер композитора также почти нет. В 1950-е были созданы анимационные фильмы «Ночь перед Рождеством» и «Снегурочка», а также художественный фильм А. Птушко «Садко», в которых звучала музыка одноименных опер. В 1960-е режиссер Владимир Гориккер выпустил два фильма-оперы: «Моцарт и Сальери» и «Царская невеста». Также существуют несколько DVD-версий театральных постановок: «Садко» Мариинского и Большого театров, «Царская невеста» Немецкой государственной оперы и других.

Н.А. Римский-Корсаков был не только самобытным творцом, но и мастером оркестровки, без которого мы не знали бы ни «Князя Игоря», ни части произведений Мусоргского и Даргомыжского. Он до конца дней оставался верен своему пониманию отечественной музыки и стал одним из последних представителей великой русской музыкальной культуры 19 века.

Учреждение: 

ГБОУ СОШ №525 имени дважды героя Советского Союза Г.М. Гречко г. Санкт-Петербурга

Ученическая исследовательская работа по музыке на тему «Сила императорская, мощь композиторская» представлена в виде игрового пособия для учащихся по музыке о великих русских композиторах эпохи Александра III.

Подробнее о работе:

Материалами к проекту по музыке «Сила императорская, мощь композиторская» стала информация из биографии известных композиторов, которые жили и творили в императорской России. В работе предложены справочные сведения о жизни и творчестве талантливых людей, оставивших заметный след в истории и развитии отечественной музыки.

В рамках самостоятельной работы ученица 9 класса собрала нужную информацию, которую использовала для создания брошюры с изложением материала о жизни и творчестве композиторов, творивших во времена правления Александра III. Рассказ, ставший основой проекта, должен побуждать учащихся к проявлению интереса к музыке, а вопросы и задания – к проявлению творческого потенциала при их выполнении.

Оглавление

Введение
1.  Сила императорская, мощь композиторская.
1.1 Истории о великих русских композиторах и об императоре Александре III.
Заключение
Литература

Введение

Данный проект по музыке на тему «Сила императорская, мощь композиторская» является творческой работой по созданию дидактического пособия для учащихся 9 класса, увлечённых изучением жизни и творчества П. И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина. Творчество композиторов рассматривается в единстве времени правления императора Александра III. Многие моменты их жизни и творчества, дружба, личностное отношение друг к другу, оценка творчества и деятельности повлияли на взаимоотношения императора и великих композиторов.

Форма творческой работы представлена в виде брошюры с изложением материала о жизни и творчестве композиторов, творивших во времена правления   императора.

В конце работы учащимся предлагается ответить на вопросы, предполагающие знания, связанные с творчеством великих русских композиторов.

Работа отвечает цели и задачам образования учащихся в рамках Федерального образовательного стандарта

Рассказ, ставший основой проекта, должен побуждать учащихся к проявлению интереса к музыке, а вопросы и задание – к проявлению творческого потенциала при их выполнении.

Оформление проекта соответствует правилам оформления брошюры, а также любой другой игры, предполагающей ряд вопросов и ответов.

При выполнении данной работы учтены все этапы проектной деятельности.

При выборе темы и содержания проекта ведущим ее элементом является актуальность.

При создании данной работы актуальность заключается в том, что изучение вопросов, связанных с изучением музыки, творчества П. И. Чайковского, носит социальный характер, так как отвечает многим положениям Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Государственная политика носит приоритетный характер в ряду гуманитарных наук, как наук о человеке, его духовной, нравственной, культурной, общественной деятельности.

Государственная культурная политика поддерживает инициативу граждан в работе по выявлению, изучению, сохранению культурного наследия. Поддерживает проекты в области искусств, гуманитарной науки, отдельных видов культурной деятельности. Музыка как вид искусства является частью жизни людей, отражающей их нравственные позиции, гражданскую позицию.

Является национальным достоянием. Изучение музыки как вида искусства начинается с изучения музыкальных произведений в рамках школьного предмета «Музыка». Постичь основы этого вида искусств задача любого ученика. Особое значение изучение предмета имеет для юных жителей города – петербуржцев, как жителей культурной столицы, где были написаны многие музыкальные произведения, где жили и творили великие русские композиторы и музыканты.

Цель проекта: создать игровое пособие для учащихся по музыке в виде брошюры и ряда вопросов.

Задачи:

  1. Создать концепцию брошюры (рассказ, иллюстрации)
  2. Подобрать ряд вопросов, адресованных игрокам
  3. Изучить литературные источники, ставшие основой брошюры.
  4. Подобрать иллюстративный ряд, соответствующий характеру и содержанию отобранных музыкальных примеров
  5. Оформить брошюру.
  6. Подготовить презентацию проекта.

Этапы работы:

Подготовительный

  • Сообщение куратору от цели, задумках, вариантах выполнения работы
  • Подготовка необходимых ресурсов для выполнения работы в виде брошюры

Основной

  • Разработка концепции брошюры
  • Создание ряда вопросов и ответов к ним
  • Подбор инвентаря для создания и оформления брошюры
  • Поиск иллюстраций для оформления брошюры
  • Подборка подобранного литературного материала совместно с куратором
  • Изготовление брошюры
  • Проверка подобранного материала совместно с куратором проекта

Практический

  • Пробные варианты брошюры
  • Корректировка, исправление текста, вопросов
  • Оценка читающих и отвечающих на вопросы

Заключительный

  • Художественное оформление игры.

Сила императорская, мощь композиторская

Наш рассказ состоит из историй о четверых представителях конца 19 века, живших в одной стране, любивших свою страну, выполнявших свой долг, несущих свою миссию через жизнь, полную событий, решений, сочинений.

композиторы при царе

Истории о великих русских композиторах и об императоре Александре III

Странного в этом нет ничего, потому что имена великих композиторов связаны с жизнью русского императора.  Постараемся доказать, что сила императорская и мощь композиторская есть гармония того, что называют связью душ, идей, мыслей, вдохновения.

Найдем то, что связывало этих людей, представителей разных сословий, разного образа жизни, взглядов, устремлений.

Эта связь проявилась, прежде всего, в их отношении к музыке.

В чем же связь музыкантов-композиторов и русского самодержца, императора?

Александр III – какой ОН?

Начнем разбираться — проведем небольшое расследование во времени и путях связи представителей одного поколения. Займемся для начала вопросом исторического характера: что отличало этого императора от других представителей династии Романовых.

Александр III вошел в историю как царь-миротворец, потому что был единственным монархом из династии Романовых, который не вел войн. Его имя связывают с небывалым экономическим развитием страны.

Однако редко вспоминают, что этому государю Россия во многом обязана расцветом своей музыкальной культуры.

Царь-гигант, играющий на огромной трубе (геликоне) в военном оркестре. Восторженно слушающий произведения Петра Ильича Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина. Действительно по-настоящему влюбленный и чувствующий

музыку. Правитель, который очень много сделал для развития национального музыкального искусства.

В отличие от своего отца, императора Александра II, предпочитающего итальянскую оперу, герой нашего первого рассказа был прекрасным знатоком и тонким ценителем именно русской музыки. Любил русскую оперу, любил все русское! Да и говорил он со своими подданными только на русском языке (в отличие от отца, говорившего по-французски). Он – меломан, благотворитель. Его увлечение музыкой подготовило тот расцвет русской культуры, который, начавшись еще при нем, продлится затем в течение всего царствования Николая II.

Александр III любил и церковную музыку. В годы его правления императорская певческая капелла расцвела и превратилась в один из крупнейших музыкальных центров Европы. Известно, что по просьбе императора, Петр Ильич Чайковский писал духовные музыкальные сочинения.

Любил Александр и народную песню. Ему очень нравилось использование в произведениях русских композиторов народной песни. Неслыханно, но именно император поддержал экспедицию Русского географического обществапо собиранию музыкальных мотивов русских песен. Была учреждена «Песенная комиссия».

При императоре Александре III был восстановлен величественный Тифлисский оперный театр. Да и сама театральная реформа дала толчок для развития и расцвета русской национальной оперы. По желанию императора казна не жалела средств на постановку новых русских опер. По всей стране открывались частные оперы.

Особое место в жизни императора занимал организованный им духовой оркестр.

По примеру «царского» оркестра стали возникать по всей стране оркестры (причем не только духовые) в военных корпусах, на фабриках, заводах, гимназиях, университетах.

К исполнительскому искусству появился интерес в самых разных сословиях россиян.

Под покровительством Александра появилась Бесплатная музыкальная школа. Здесь готовили не только музыкантов-профессионалов, но и   публику, для которой творило новое поколение русских композиторов.

В российских городах Киеве, Харькове, Казани, Омске, Одессе, Саратове, Риге появились бесплатные музыкальные школы.

Наш второй, третий и четвертый герои – это Александр Порфирьевич Бородин, Николай Андреевич Римский-Корсаков и Петр Ильич Чайковский. – великие имена великих русских композиторов.

Что между ними общего, что их связывало, отчего их связь была столь ощутима?  Почему эту связь мы назвали гармонией силы и мощи?

Продолжим наше расследование

Все четверо принадлежали к одному поколению. Отношение к занятиям музыкой было практически одинаковым. В начале жизненного пути не было и мысли превратить музыку в свою профессию.  Все четверо учились музыке у домашних учителей, а потом музицировали для собственного удовольствия. Сколько общего! А было ли то, что их отличало? Их происхождение. Император – наследник династии Романовых. Римский-Корсаков и Чайковский – дворянские дети и лишь Бородин – крепостной незаконнорожденный княжеский сын.

Вот и все факты расследования

Композитор и ученый входил в самостоятельную жизнь.   А дальше — каждый пришел в мир музыки, выбрав свой путь. У каждого своя судьба, служба, семья, мир, полный забот, начинаний, творчества.

Продолжим рассказ. Наш путь в дом грузинского поручика князя Луки Степановича Гедианова.

Именно в его доме родился Александр Порфирьевич Бородин, вольноотпущенный дворовый человек. Ни происхождение, ни среда, ни личности родителей –  ничто не предвещало славного музыкального будущего Саши Бородина. Его детство и отрочество были вполне благополучными. Освоив гимназическую программу, немецкий, французский, он серьезно занимался музыкой. Одаренность проявлялась во всем, но больше всего он увлекался химией.

Годы занятий, обучения. Защита диссертации – степень доктора медицины. Возвращение в Россию работа в Медико-хирургической академии. Активная научная деятельность не помешала страсти Бородина – сочинение музыки. Встреча с Милием Алексеевичем Балакиревым привела его в ряды членов «Могучей кучки».

Настоящая слава пришла к нему после смерти, с постановкой его главного произведения – оперы «Князь Игорь» Друзьяобратились к Александру III – ему был послан подарок – партитура, «Князя Игоря», а вместе с ней письмо, излагающее два вопроса. Первый – патриотический: опера создана на основе величайшего памятникадревнерусской литературы «Слово о полку Игореве», второй – международного престижа: фрагменты оперы уже исполнялись за границей и имели большой успех.

Александр III не просто дал разрешение на постановку оперы на сцене императорского театра, но и распорядился не жалеть денег на постановку «Князя Игоря». Постановка получилась грандиозной. На сцену выходило до двухсот артистов!Премьера в Мариинском театре стала громадным событием в культурной жизни российской столицы. Образцы оружия, украшений, костюмов были отправлены из Средней Азии и копировались петербургскими художниками. Декорации писались по мотивам среднеазиатских картин живописца Верещагина, которые высоко ценились императором.  

Обращаясь к петербуржцам, Александр писал:» Князь Игорь» принадлежит к числу тех созданий искусства, которые приносят великую честь нашему Отечеству».

Наша история подошла к описанию жизни и творчества музыканта, который не сразу осознал себя композитором.

«Сделаться музыкантом я никогда не мечтал, учился музыке не особенно прилежно, меня пленяла мысль быть моряком».  Дворяне Римские-Корсаковы из поколения в поколение служили во флоте, и Николай Андреевич не сразу решился прервать эту традицию и посвятить всю свою жизнь музыке. Род Корсаковых насчитывал 18 морских офицеров. Маленький Николай рос в родительском доме в провинциальном Тихвине. Образование, как и у всех дворянских детей – домашнее. Учили игре на Фортепиано, пению. Особенно нравились церковные песнопения в исполнении хора Тихвинского монастыря. А романсы и народные песни в исполнении матери приводили в восторг. Позже – Петербург. Морской-кадетский корпус.

Новая обстановка, учеба. Но все это мало интересовало будущего композитора. Музыкальная жизнь столицы открыла мир музыки. Опера – вот что покоряло молодого курсанта, вот чем он восторгался, бесконечно пересказывая сюжеты услышанных опер, вот о чем грезил. «Я страстно любил музыку и играл в нее». Но предстояло сделать выбор. Окончив учебу с отличием, молодой офицер зачислен в команду клипера «Алмаз».  Путь – к берегам Северной Америки. Три года странствий, три года сочинительства музыки. Возвращение в Петербург было связано с окончательным решением – дело его жизни — музыка.

Дальше – годы творчества, содружество друзей –композиторов «Могучая кучка». В царствование Александра III Римский-Корсаков считался главным петербургским композитором, хотя император относился к кучкистам прохладно. При этом Римский-Корсаков состоял на государственной службе. Композитор лично присутствовал на коронации императора в Москве. Царствование Александра III в жизни композитора связано с большими переменами в его профессиональной деятельности – директор петербургской консерватории, помощник управляющего Придворной певческой капеллы.

Он управляет творческим сообществом музыкантов, организованным его учеником, меценатом Беляевым. Он дирижер «Русских симфонических концертов в зале Дворянского собрания в столице. Он участник знаменитых концертах во время Всемирной выставки в Париже.  Он – автор пятнадцати опер после обращения к императору, с его Высочайшего позволения, к постановке на императорской Мариинской сцене бала допущена опера «Ночь перед рождеством».  В наши дни Мариинский театр называют «Домом Римского-Корсакова».

Около полусотни опер было поставлено на его сцене. 

И наконец рассказ последний – о любимом композиторе императора. Имя его Петр Ильич Чайковский. Он пользовался особым расположением Александра III, и это самым благотворным образом отразилось на его творческой биографии. Чайковский не только был благодарен государю, но и высоко его ценил как правителя. Император с нетерпением каждый раз ждал новых произведений Чайковского. Именно он заказал ему коронационный марш. Увертюра «1812 год» была высоко оценена им. После ее исполнения государь назначил композитору пожизненную пенсию.

В восторге Чайковский написал:» Нельзя не быть бесконечно благодарным царю, который придает значение не только военной и чиновничьей деятельности, но и артистической». Вместе с императрицей, Марией Федоровной, Александр III посещал все оперы и балеты Чайковского. Для написания оперы «Евгений Онегин» император выделил материальную помощь. «Милый брат, опера и балет имели вчера огромный успех, особенно опера всем очень понравилась.

Накануне была репетиция с Государем. Он был в восхищении, призывал в ложу и наговорил массу сочувственных слов. Постановка того и другого великолепна. Глаза устают от роскоши». Где только не гастролировал композитор – Лейпциг, Гамбург, Берлин, Прага, Париж, Лондон, Нью-Йорк, Балтимор, Филадельфия. Он – член-корреспондент парижской Академии изящных искусств, почетный доктор музыки кембриджского университета.

На царствование Александра III пришел последний и весьма плодотворный этап творчества Чайковского – это и опера «Пиковая дама» и балеты «Спящая асавица» «Щелкунчик». В мемуарах графа Шереметева есть такая запись: «… В этот день оркестр играл особенно хорошо. Государь попросил исполнить что-нибудь из Чайковского. Он был очарован музыкой, даже попросил исполнить произведение еще раз.

Он слушал как-то особенно задумчиво и грустно, дивная гармония была ему доступна, и весь он был проникнут красотою этих звуков, весь отдался этому чувству». На следующий день стало известно, что в то время, когда в Гатчине император слушал музыку Чайковского, в Петербурге тот умирал. Позже император скажет: «Казалось. мы слушали его лебединую песню». Когда Чайковский лежал уже на смертном оре, Александр III посетил его. По приказу императора композитора отпевали в Казанском соборе в сопровождении хора певчих собора и хора Императорской русской оперы.

Вот собственно и все, что надо было сказать о связи великих российских музыкантах-композиторах и императоре Всероссийском. Эта связь, безусловно, подтверждает наше убеждение в том, что великая миссия служения его Величеству музыки была частью жизни российских композиторов и миропомазанника – императора Александра III. Гармония силы в лице государя и мощь композиторская возвысили значение Музыки 19 века, приведя ее на музыкальный Олимп века 21!

Литература

  1. Асафьев Б. В. «Гений музыки Петр Ильич Чайковский. Жизнь и творчество». Под редакцией А. Н. Римского-Корсакова.
  2. Боханов А.Н. Император Александр III. М., 1998.
  3. Гнесин М. Ф., Мысли и воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове. М., 1956. (Там же: Воспоминания о Петербургской консерватории в 1905 году Ю. Л. Вейсберг и А. Н. Дроздова.)
  4. Дианин. A. П.  А. П. Бородин. Биографический очерк и воспоминания. «Журнал Русского физико-химического общества», т. XX, выпуск. 4, 1888.
  5. Дианин С.А. “Бородин Жизнеописание, материалы и документы. «Государственное музыкальное издательство», 1960г.
  6. Орлова Е. М. Пётр Ильич Чайковский. — М., 1990.
  7. Рацкая Ц. С. Н. А. Римский-Корсаков. — 2-е изд., переработка — М.: Музыка, 1977. — 112 с. — 50 000 экз.
  8. Тальберг Н. Д. Александр III. Очерки истории Императорской России. М., 2000.
  9. Чайковского М. И. «Жизнь Петра Ильича Чайковского. Том 3»

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

одержимый из греции

Предлагаем посмотреть эти два видео, на которых устами бесноватого человека, одержимого еще с 12-летнего возраста, демон вещает о коронавирусе, прививках и масочном режиме. Он злорадствует от того, что все надели на лица — ад веселится от этого «карнавала»и «маскарада»!

Рассказано о папе Римском и масонах, которые служат Преисподней! «Нашими» называет демон… половину насельников Афона и Константинопольского «патриарха»-масона Варфоломея!

загруженное-5

В истине стоит афонский монастырь «Эсфигмен», на вратах которого красуется девиз «Православие или смерть» и осада которого греческой полицией состоялась в прошлом году!

Говорится и о войне Греции с Турцией; о России, которая вмешается в эту войну и «сотрет» последнюю…

Одна Россия сегодня, по утверждению инфернальной сущности, сидящей в этом греке, остается СИЛЬНА СВОЕЙ ВЕРОЮ!

+ + +

От Редакции: Читайте также наши материалы:

«ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ ИЗ ЭСФИГМЕНА — афонского монастыря, который накануне должны были штурмовать греческие полицейские!» — https://monomah.org/archives/24317.

«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ? Масочный режим – это сакральный ритуал некой инициации, обозначающей ПОДЧИНЕНИЕ? Если это так, то подчинение КОМУ или КАКИМ СИЛАМ?!» — https://monomah.org/archives/24469.

«Не делайте вакцинацию — ваше тело живым загноится! Пророческие слова, которые, по ПОВЕЛЕНИЮ БОЖИЮ, совсем недавно вещал демон из бесноватой женщины в Почаеве!» — https://monomah.org/archives/24716.

«Православие и ислам! Архимандрит Игнатий (Козакос): «Великое чудо Богородицы в Сирии — воскрешение мертвого мусульманина»! Божия Матерь СРАСТИЛА руки, ноги и даже голову невинно убиенного грабителями человека!» — https://monomah.org/archives/27383.

«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ: Неугомонный и «вездесущий» Билл Гейтс начал очередной одиозный проект по «спасению» Земли — теперь от глобального потепления! Но по спасению ли?» — https://monomah.org/archives/27323.

Исчезновение воды предрекали перед Концом Света многие святые и относительно недавно почившие духоносные старцы! Помимо этого, сама вода в разных частях света уже неоднократно становилась похожей… на кровь, о чем пророчествуется в самом Апокалипсисе: http://monomah.org/archives/5590. Насколько серьезно возросло сегодня в мiре количество и сила природных катаклизмов и аномалий, резкое увеличение которых перед Концом Света предречено в Священном Писании, — читайте об этом: http://monomah.org/archives/19257!

«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ: Храм в Зарайске — один из семи на территории России, который, согласно пророчеству св. блаженной Пелагеи Рязанской, НЕ БУДЕТ ПОДВЛАСТЕН АНТИХРИСТУ — вплоть до Второго пришествия Христа!» — https://monomah.org/archives/569.

«ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Храм иконы Казанской Божией Матери в Вологде уже… ПОЧТИ ВОССТАНОВЛЕН, и в нем НАЧАЛИСЬ службы! Что это значит — узнаете из пророчества старца Гурия (Чезлова), приведенного в данной публикации!» — https://monomah.org/archives/7923.

«Пророчества о ПОСЛЕДНЕЙ ЛИТУРГИИ В ХРАМЕ СВЯТОЙ СОФИИ: «Она будет продолжаться целые столетия, до самого того времени, в которое Христиане снова возьмут Константинополь. Тогда отворятся святые врата и выйдет священнодействовавший архипастырь и, приняв Святые Дары, помянет благочестивейшего Государя!» — http://monomah.org/archives/8152.

«Знамения Апокалипсиса! СБЫВАЮТСЯ ПРОРОЧЕСТВА СТАРЦА КАЛЛИСТРАТОСА об АФОНЕ И МИРЕ! Богородица наша, «Портаитисса» Иверская, почти ушла с Афона: «Ухожу, на берегу моря я уже…»!» — https://monomah.org/archives/27540.

«Православие и ислам! Архимандрит Игнатий (Козакос): «Великое чудо Богородицы в Сирии — воскрешение мертвого мусульманина»! Божия Матерь СРАСТИЛА руки, ноги и даже голову невинно убиенного грабителями человека!» — https://monomah.org/archives/27383.

Читайте наше предыдущую публикацию, связанную с этой темой: «ЭПИДЕМИЯ СКОРО ЗАКОНЧИТСЯ! Видение монахине Сайднайского монастыря! А также рассказ об удивительном чуде, случившимся с четвертованным арабским шейхом, которого… «сшила» и воскресила Сама Божия Матерь!» — https://monomah.org/archives/22765.

О том, как Богородица руками отвела направленную на этот монастырь ракету, вы узнаете из нашей другой публикации: http://monomah.org/archives/22783.

«Православие и ислам! НЕВЕРОЯТНОЕ ЧУДО: Девочек нашли живыми через 15 дней после их погребения! Удивительное свидетельство из Египта!» — https://monomah.org/archives/26847.

«Знамения Апокалипсиса! УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУДО: Богородица спасла сержанта греческих ВВС и предупредила о приближении последних времен!» — https://monomah.org/archives/27050.

«Для поднятия настроения! РАЙСКОЕ ВИДЕНИЕ МОНАХА: Тысяча лет на земле, как один день на небе!» — https://monomah.org/archives/27358.

Чудесное явление в Афонском монастыре Эсфигмен. Пчелы, строя соты, не покрывают ими лики Спасителя, Пресвятой Богородицы и святых!» — http://monomah.org/archives/7260.

«Всякое дыхание да хвалит Господа»! Явленное в природе чудо: МУРАВЬИ НЕСУТ ИКОНУ РАСПЯТОГО ХРИСТА!» — http://monomah.org/archives/25492.

«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ: ВСЯКОЕ ДЫХАНИЕ ДА ХВАЛИТ ГОСПОДА! В Сочи стая дельфинов примерно три года назад вытолкнула из моря… икону Богородицы!» — http://monomah.org/archives/24584.

«Чудо в Благовещенске: После короткого замыкания выгорела вся передняя часть автомобиля — огонь не тронул только… маленькую иконку святителя Николая Чудотворца!» — http://monomah.org/archives/22596.

«Чудо, произошедшее в румынском монастыре св. Мины при пожаре!» — http://monomah.org/archives/25869.

«ЧУДО В ГРУЗИИ: В МОНАСТЫРЕ САМТАВРО… ПРОЯВИЛСЯ ОБРАЗ ПРЕПОДОБНОГО ГАВРИИЛА (УРГЕБАДЗЕ)!» — http://monomah.org/archives/10612.

Чудесная находка в селе Эдемском! — https://monomah.org/archives/12035.

Рекомендуем также почитать материал: «Все будет не так, как мы предполагали! Чипизация и нанесение «метки Зверя», по всей видимости, будут осуществляться через… ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ВАКЦИНИРОВАНИЕ!» , — который можно прочитать здесь.

«Знамения Апокалипсиса: Явление св. преподобного Серафима Саровского, случившее несколько лет назад. Можно ли брать новые документы и пластиковые карточки? О душепагубности ИНН: почему все присвоенные нам номера надо срочно сдавать!» — https://monomah.org/archives/22738.

«Знамения Апокалипсиса! Явление пророка Илии в 1993 г.: Его предупреждение о том, что человечеству грозит гибельная для душ ЧИПИЗАЦИЯ!» — https://monomah.org/archives/26594.

+ + +

Читайте также другие наши материалы: «Русская Православная Церковь 23 декабря 2019 года отметила 265-летие со дня блаженной кончины великого русского святого — святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца! Инициатором канонизации этого святителя был св. Государь-Император Николай Александрович!» — https://monomah.org/archives/20716.

«Инициатором канонизации святителя Иоасафа был Император Николай II». Беседа с настоятелем Преображенского кафедрального собора Белгорода протоиереем Олегом Кобецом» — https://monomah.org/archives/6192.

«Аще праведна душа, то большей части сподоблена бывает, аще ли грешна, то будет причастница милости Божией»: Архиерей Митрофан всегда очень усердно молился об усопших, особенно о воинах, душу свою положивших за ближних своих и родное Отечество. 6 декабря (23 ноября по старому стилю) — память выдающегося святителя Митрофана, в схиме Макария, епископа Воронежского (1703)!» — https://monomah.org/archives/26253.

«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ: СВЯТЫЕ МОЩИ СВТ. СПИРИДОНА ТРИМИФУНТСКОГО, или Одно чудесное явление, очевидцем которого стал великий русский писатель Н.В. Гоголь. Житие и чудеса святого. Вселенское Православие неукоснительно и с любовью чтит память святителя, который был дружен со свт. Николаем-Чудотворцем!» — https://monomah.org/archives/26561.

«Святой отрок». Фильм и рассказ о святом праведном Артемии Веркольском — удивительном отроке, родившимся в Архангельской глубинке почти в те же годы, когда в Первопрестольной появился на свет св. Царь Иоанн Грозный, и недалеко от села Сура, где много позже родился св. праведный Иоанн Кронштадтский!» — https://monomah.org/archives/26536.

О чуде, связанном с Нектарием Эгинским, чудотворцем и епископом Пентаполиса, о котором упоминается в статье, читайте в материале: «УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУДО! Во время службы у мощей Св. Нектария Эгинского на его серебряной раке неожиданно… ОТКРЫЛИСЬ ГЛАЗА!» — http://monomah.org/archives/20511.

«Фильм о шести православных старцах «Соль Земли». Их жизнь и пророчества. Настоятельно рекомендуем посмотреть!!!» — https://monomah.org/archives/426. 

«Стояние Зои». Православное и вразумляющее чудо, случившееся в Самаре (тогда Куйбышеве) 60 лет назад, когда девушка-комсомолка решила потанцевать на вечеринке с… иконой свт. Николая-Угодника!» — http://monomah.org/archives/7194.

«Барнаульское чудо». Что произошло с Клавдией Устюжаниной в далеком 1964 году» — http://monomah.org/archives/7212.

«Чудо, ежегодно происходящее в Греции на Успение Пресвятой Богородицы. Нашествие змей-«паломников», которые не жалят людей, а также о необычном олене и цветение засохших лилий!» — http://monomah.org/archives/11996.

«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ! Чудесное явление, снятое на камеру на святой горе Афон! Кто это: один из семи знаменитых Невидимых Старцев, о которых знает каждый афонит?!» — http://monomah.org/archives/15727.

«Удивительный случай, произошедший во время войны 1812 года! Как и для чего древний русский святой, преподобный Савва Сторожевский явился пасынку Наполеона Бонапарта — военачальнику и принцу Эжену Богарне в дни захвата французами Москвы!» — http://monomah.org/archives/16281.

«О том, как 22 июня 1941 года были назначены взрыв московского храма Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках и передача властям ключей от Елоховского собора, и о том, почему после войны владыка Илия, митрополит гор Ливанских, стал… лауреатом Сталинской премии мира!» — http://monomah.org/archives/16614.

«ЗАГАДКА ТОМСКОГО СТАРЦА ФЕДОРА КУЗЬМИЧА! Как Российский император Александр I Благословенный стал обыкновенным странником и… местночтимым святым!» — http://monomah.org/archives/15615.

«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ: Еще раз о сумасшествии мiра и о сатанинской моде времен грядущего антихриста — такое вы еще наверняка не видели! И почему в России все больше увеличивается количество обуви с… КРЕСТАМИ НА ПОДОШВАХ!» — https://monomah.org/archives/6043.

Советуем также ознакомиться с материалом, в котором подробно рассказывается кто и зачем ввел омерзительную моду на татуировки и пирсинг (http://monomah.org/archives/17509)? 

Кроме того, мы рекомендуем почитать другую публикацию на нашем сайте, из которой вы узнаете о том, к каким метафизическим последствиям приводит ношение… РВАНОЙ ОДЕЖДЫ; почему ее было запрещено носить ветхозаветным иудеям еще в Торе и кто и зачем ввел эту отнюдь небезобидную моду — для современных «гоев» (http://monomah.org/archives/11492).

+ + +

Читайте также другие наши интересные материалы, связанные со Священным Писанием и Священным Преданием:

ЦЕНА НАШЕГО СПАСЕНИЯ! Что конкретно претерпел наш Господь-Спаситель, приняв искупительные муки за человечество, — таких фактов многие из вас еще просто не знали! — http://monomah.org/archives/13867.

«Особый напиток «поска»: Чем на самом деле стражники напоили распятого на Голгофе Христа с помощью иссопа (губки), поднесенного к Его устам на наконечнике копья!» — https://monomah.org/archives/27525.

«С Рождеством Христовым и началом Святых дней — Святок, которые продлятся вплоть до празднования Крещения Господня! А также: «Из боку чисту, сыну како есть родитися мощно, рцы Ми?» — великая тайна появления на свет Спасителя! Богомладенец, скорее всего, вышел из чрева Богородицы не обычным путем, а так же, как был и зачат — в виде БОЖЕСТВЕННОЙ ЭНЕРГИИ!!!» — https://monomah.org/archives/26914.

ЧТО ИМЕННО ПИСАЛ ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС ПЕРСТОМ НА ЗЕМЛЕ, когда, согласно известному Евангельскому событию, к Нему на суд привели блудницу? Интересный факт, донесенный до нас Священным преданием! — http://monomah.org/archives/14022.

Когда правильнее праздновать Пасхальное торжество — в Воскресный день или в… Страстную пятницу? Традиция св. Апостола Иоанна Богослова, установленная в Малой Азии, была БОЛЕЕ ТОЧНОЙ, чем та, что установил св. Апостол Павел в Великом Риме! С праздником Великой Пасхи! — http://monomah.org/archives/16464.

«ОЧЕНЬ ВАЖНО!!! Особые дни церковного календаря: Чистый четверг и Страстная пятница — в чем заключается их особый мистический смысл!» — https://monomah.org/archives/22693.

«Крещение или Богоявление Господне. История и становление святого праздника!» — https://monomah.org/archives/2323.

«Крещенская вода и… штрихкод на бутылке для нее! Насколько это совместимо?!» — https://monomah.org/archives/2455.

«Интересные факты и явления, связанные с праздником Крещения Господня!» — https://monomah.org/archives/2330.

«С праздниками Богоявления и Крещения Господа! О научном открытии, которое скрывают от людей! ЗАПАСАЙТЕ КРЕЩЕНСКУЮ ВОДУ!» — https://monomah.org/archives/21103.

В Вифлееме находится удивительная Молочная пещера, в которой, по преданию, скрывалось Святое Семейство во время Избиения младенцев и до самого бегства в Египет, спасаясь от воинов царя Ирода. В ней, кормя Младенца, Пресвятая Дева пролила… свое молоко! — http://monomah.org/archives/7453.

Гора, на которой произошло Преображение Господне: Фавор или… Ермон? Интересные выводы современных исследователей — http://monomah.org/archives/12329.

«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ! Ноев ковчег: Что скрывает знаменитая гора Арарат и почему турецкие власти не позволяют ее исследовать!» — https://monomah.org/archives/26336.

«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ! Почему жена Пилата Клавдия Прокула прославлена как мученицей сразу в трех Церквях — Греческой, Коптской и Эфиопской!» — https://monomah.org/archives/24938.

ОЧЕНЬ ВАЖНО!!! «СФРАГИС» И «ХАРАГМА»: различие библейских понятий «печать Бога» и «начертание антихриста»! — http://monomah.org/archives/8926.

В Священном Писании говорится о… нескольких разных Иродах: Кто они? Родоначальник этой династии, Ирод Великий, приказавший убить 14 тысяч Вифлеемских младенцев и творивший другие жестокости, умер мучительной смертью от ГАНГРЕНЫ ГЕНИТАЛИЙ, которые были… изъедены червями! А его сын, «весельчак» Ирод Антипа, приказавший обезглавить св. Иоанна Предтечу и вволю насмеявшийся над Иисусом Христом, когда Его прислал ему Пилат, безславно закончил жизнь вместе с Иродиадой в далекой и чуждой ему Галлии! — http://monomah.org/archives/18689.

«ЧУДО СЕМИ СВЯТЫХ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ: Почему удивительная старица последних времен, святая блаженная Пелагея Рязанская призывала перед Концом Света особенно усердно молиться именно этим святым? И почему их день в церковном году практически совмещен с празднованием подвига… СЕМИ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ МАККАВЕЕВ?» — https://monomah.org/archives/18597.

«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ! Мавзолей на Красной площади: магический зиккурат с терафимом и заложенной под ними сакральной жертвой?!» — https://monomah.org/archives/5545. Об удивительном святом, Священномученике Антипе, ученике самого св. апостола Иоанна Богослова, жившем как раз в Пергаме, читайте наш отдельный материал. А о другом его ученике, св. Прохоре, и о том, как последний особым образом связан со святым Архистратигом Михаилом читайте следующую нашу публикацию — https://monomah.org/archives/25970.

«Славный воин Христов — святой великомученик Георгий Победоносец! Будучи главой Инвикторов («непобедимых») и комитом римского императора, он, несмотря на страшные мучения, не отрекся от Христа! Интересные факты из его жития!» — https://monomah.org/archives/23215.

«Апостасийные времена и Знамение Апокалипсиса! ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ: Змееголовый конференц-зал Папы Римского, или Кому служит Ватикан?» — https://monomah.org/archives/27138.

«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ: ЗЛОВЕЩИЙ СИМВОЛ КОЛЕНА ДАНОВА — КАДУЦЕЙ! Именно из потомков Дана, согласно пророчествам Святых Отцов, воплотится антихрист!» — https://monomah.org/archives/2496.

ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ! САТАНИНСКАЯ СИМВОЛИКА И ЗНАЧЕНИЕ КАРТОЧНЫХ МАСТЕЙ! — http://monomah.org/archives/3856. 

Согласно житию, святой преподобный Антоний Великий, основатель пустынножительства, встречал в пустыне… живого КЕНТАВРА и САТИРА! — http://monomah.org/archives/14552.

Таинственный Святой, имевший голову… собаки! Святой мученик Христофор, память которого празднуется 9 мая, — это удивительное свидетельство Церкви, способное серьезно поменять наше представление о мiре, в котором живем! — http://monomah.org/archives/23245.

О том, что подобные гибридные существа (химеры) жили на планете в допотопный период подробно и очень доказательно рассказывается в фильме Галины Царевой «Заговор против Бога»: http://monomah.org/archives/3420. Рекомендуем всем посмотреть его!

+ + +

А также: 

«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ: Европейское обличие и корни… Чингисхана! Один из величайших завоевателей мiра был… РУССКИМ АРИЕМ по своему происхождению!» — https://monomah.org/archives/10935.

«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ: При вскрытии гробницы Гур-Эмир в Самарканде, в которой покоится Тамерлан, выяснилось, что великий завоеватель имел… СВЕТЛЫЕ ОТ ПРИРОДЫ волосы и был довольно высок ростом, а его внешние черты, как и у Чингисхана, больше соответствовали ИНДОЕВРОПЕЙЦАМ, нежели монголам! Оказывается, он носил длинные, «казачьи» усы, а не подстриженные над верхней губой, как это было принято правоверными последователями шариата!» — https://monomah.org/archives/20573.

«Знакомимся с Россией: «Принцесса Укока» — захоронение европейской женщины, сделанное на алтайском плато… 2,5 тысячи лет назад!» — https://monomah.org/archives/12726.

Главная » Античность » Последние римляне. Часть 2. Африканская интрига

Предыдущая часть

Продолжение цикла Последние римляне. Ссылка на предыдущую часть выложена выше.

Содержание:

Единодушие самых выдающихся римских военачальников своего времени, Аэция и Бонифация, могло бы поддержать разваливавшуюся империю, но их раздоры оказались непосредственной причиной утраты Африки. Такое мнение высказывает английский историк Эдуард Гиббон. Что же произошло?

Клевета

Аэций – фигура настолько яркая и выразительная, настолько благодарная в качестве персонажа художественного произведения, что обычно он выступает в качестве «положительного персонажа». Тем любопытнее бывает обнаружить совершенно иной взгляд на знаменитого полководца: у Прокопия Кесарийского Аэций представлен как хитрый и беспринципный интриган, который ни перед чем не останавливается, лишь бы раздавить своего соперника.

Он действительно был фигурой в своём роде характерной для той противоречивой эпохи. Аэций родился около 390 года н.э. на Нижнем Дунае, в городе Дуросторе (нынешняя Силистра). Его отец Гауденций в те времена стоял с войсками на Дунайской границе, на линии обороны Империи от варваров. Григорий Турский в «Истории франков» так рассказывает о родителях Аэция:

«Гауденций, первый человек в провинции Скифии, начав с чина доместика в армии, продвинулся до высокого звания магистра конницы. Мать по имени Итала, благородная и богатая женщина».

Русский историк Кулаковский почему-то пишет о матери Аэция, что та была «готская княжна»; в другом месте можно встретить сообщение о том, что она была родом из Италии (на это указывает её имя, возможно – прозвище). Но существенно не это, а то обстоятельство, что детские годы Аэций провёл в качестве заложника при варварских «дворах»: сначала у вестготов Алариха, а затем – у гуннов. Обмен детьми знатных людей был обычной практикой при заключении мирных договоров.

Возможно, детство Аэция из-за этого и не было счастливым, зато он получил возможность очень хорошо изучить нравы и обычаи варваров. Впоследствии Аэций великолепно умел с ними договариваться, отлично ими командовал и имел хорошие личные отношения со многими варварскими вождями, в том числе и гуннскими. На протяжении всей своей весьма бурной военной карьеры Аэций действовал преимущественно силами варваров против варваров. О старом добром чисто римском войске говорить в те времена уже почти не приходилось.

В 425–427 годах Аэций успешно сражался с вестготами и франками в Галлии: первым он не позволял расширить их владения, а франков вообще отбросил за Рейн. К 429 году, возвратившись в Равенну, к императорскому двору, Аэций считался уже самым известным из римских полководцев.

Галла Плацидия со своими детьми, Валентинианом и Гонорией (изображение на кресте)

Галла Плацидия со своими детьми, Валентинианом и Гонорией (изображение на кресте)

В Равенне правил юный Валентиниан III. Избалованный матерью, Галлой Плацидией, он вырос человеком с большими причудами, малообразованным и интересующимся неподобающими для императора вещами: астрологией, «наукой ядов», предметами роскоши и доступными женщинами.

При таком дворе пышным цветом цвели интриги, и Аэций тотчас погрузился в этот сложный и неприглядный мир. Ему не нравилось, что в плодородной богатой Африке почти неограниченной властью пользуется его соперник Бонифаций.

Историк Прокопий Кесарийский приписывает Аэцию довольно подлую интригу. Этим сведениям безоговорочно вторит Гиббон и не скупится на злые эпитеты в адрес Аэция, а заодно и указывает на женские слабости Плацидии. Той следовало бы твердо держать сторону Бонифация, памятуя о том, что он всегда поддерживал её в трудные минуты, но у Аэция имелось одно неоспоримое в глазах женщины преимущество: он находился рядом, в то время как Бонифаций находился далеко.

Аэций начал вливать в уши Плацидии яд. Уж не хочет ли Бонифаций отделить Африку от Империи, став там полновластным владыкой? Надо сказать, такое предположение имело под собой все основания: сепаратистские идеи возникали в «житнице Империи» с незавидной регулярностью. Аэций якобы присоветовал Плацидии вызвать Бонифация в Италию и задать ему в лицо некоторые вопросы касательно его намерений.

Одновременно с этим Аэций написал и Бонифацию, предупреждая о том, что Плацидия намерена вытребовать его в Италию для того, чтобы погубить. Бонифаций поверил письму Аэция и на приказ Плацидии явиться ответил категорическим отказом. Плацидия, в свою очередь, истолковала этот отказ как измену.

вернуться к меню ↑

Контроль над Африкой

На самом деле ситуация, скорее всего, складывалась менее увлекательно и, во всяком случае, не так сильно напоминала приключенческий роман Александра Дюма. Когда Плацидия решила, что Африка слишком уж самостоятельна и что пора бы вернуть её под контроль центральной власти – а произошло это в 427 году, – Аэций ещё находился в Галлии. Таким образом, мысль о том, чтобы пресечь сепаратистские настроения «римских африканцев», появилась у правительницы из Равенны задолго до наговора на Бонифация, если таковой вообще имел место.

В Северную Африку Плацидия направила имперскую армию под командованием Маворция, Галлиона и Сенеки (Санека). Проспер Аквитанский так излагает эти события в своей хронике:

«Бонифаций, чья сила и слава возросли в Африке, отказался прибыть в Италию, и потому против него началась… война под руководством Маворция, Галлиона и Санека. Они, осаждая Бонифация, погибли из-за предательства Санека, однако вскоре был убит и сам предатель».

Иначе говоря, есть все основания считать, что неповиновение Бонифация центральной власти датируется не 429 годом, вследствие «коварства» Аэция, якобы пославшего роковое письмо, а двумя годами ранее.

В начале 428 года, после гибели трёх полководцев, направленных против Бонифация, Равенна назначила комитом Африки Сегисвульта. Здесь стоит уточнить, что именно подразумевается под «комитом» («комесом»). Это должность высокого чиновника, направленного императором для выполнения конкретной специфической задачи. В особо важных случаях в провинции направлялся комит, который сосредоточивал в своих руках как военное, так и гражданское управление. В V веке н.э. это становится практически правилом: возникает проблема – назначается комит.

Знатный вандал, мозаика конца V века

Знатный вандал, мозаика конца V века

Сегисвульт, отнюдь не римлянин, судя по имени, возобновил войну против Бонифация и действовал не без успеха: он овладел ключевыми городами в регионе – Гиппоном и Карфагеном. Поскольку римляне в Африке были заняты междоусобицей, тотчас активизировались внешние враги – берберы. Ситуация становилась всё более и более сложной, и в 428 году Блаженный Августин написал Бонифацию очередное письмо, упрекая того за войну с империей.

вернуться к меню ↑

Призвание вандалов

И вот тут наступил очередной весьма щекотливый момент: в Африке появились вандалы. Каким образом это произошло? Существует несколько версий, и все они по-своему убедительны.

Кассиодор, например, считает, что появление вандалов в Африке связано с тем, что из Испании, где те обитали раньше, их вытеснили вестготы. Это в любом случае верно, поскольку вестготы действительно расселились там, где прежде обитали вандалы. Согласно самой распространённой версии, вандалов в Африку призвал всё тот же Бонифаций – чтобы они помогли ему разделаться с врагами. Происходило это, как утверждает Прокопий, следующим образом. Бонифаций понимал, что сопротивляться римскому императору он до бесконечности не сможет – рано или поздно придётся ехать в Италию, предстать там пред светлые очи Валентиниана III и его матери и держать ответ за свои деяния.

Выход оставался один: заключить союз с вандалами. Это племя Бонифаций как будто бы выбрал потому, что вандалы находились совсем недалеко от Африки – для вторжения им требовалось только перебраться через Гибралтар.

В то время над вандалами властвовали два брата: Гонтарис (Гундерих), законный сын покойного короля Годигискла, и Гейзерих (Гизерик, Гинзерих), его побочный сын, возможно, от рабыни, хромоногий (вследствие падения с коня) и необычайно умный: «он прекрасно знал военное дело и был необыкновенным человеком».

Золотой солид Галлы Плацидии

Золотой солид Галлы Плацидии

Вот к этому Гейзериху Бонифаций и отправил своих самых доверенных людей. Договор его с вандалами заключался в следующем: они захватывают Африку и делят её на три части – одну Гонтарису, другую Гейзериху, третью – Бонифацию. Вандалам идея понравилась. Они снялись с места, освободив территорию для захвата её вестготами. Иначе говоря, пути назад им уже не было, только вперёд – в Африку.

Рассказ о «призвании вандалов» до сих пор вызывает серьёзную полемику. Некоторые историки считают его чистым вымыслом, который возник при византийском дворе, где потребовалось найти хоть какое-то разумное объяснение потере этой важной провинции. Другие же принимают повествование Прокопия за чистую монету от начала и до конца, ведь Бонифаций действительно стремился обрести независимость от императорского двора.

Косвенным подтверждением того, что Бонифаций пытался «породниться» с вандалами, является сообщение о женитьбе его на женщине по имени Пелагия. Некоторые авторы считают, что Пелагия происходила из вандалов, другие указывают лишь на то, что она была арианкой (а это, в свою очередь, могло говорить о её варварском происхождении, поскольку арианство воспринималось как «готская» или «вандальская» вера, в противопоставление католической).

Так или иначе, в 429 году вандалы и аланы во главе с Гейзерихом переправились в Африку.

вернуться к меню ↑

Слишком много вандалов

«Море стало доступно племенам, прежде незнакомым с мореплаванием, поскольку они призывались на помощь сражающимися сторонами», – сообщает Проспер Аквитанский. Вообще-то у Проспера не сказано прямо, что речь идёт конкретно о вандалах, он лишь говорит о племенах, которые не умели пользоваться кораблями (Бонифаций, возможно, посадил их на суда, чтобы перевезти через Гибралтар). Высказывалось предположение, что речь вообще идёт вовсе не о вандалах, а о готах-федератах. Противоречивые и неясные данные источников не позволяют создать полную картину событий, связанных с вторжением вандалов в Африку. Несомненно одно: борьба Бонифация с Империей создала для вандалов благоприятную ситуацию.

Не исключено и то, что Бонифаций в самом деле собирался нанять какие-то вандальские отряды и договаривался об этом с Гейзерихом. Однако вторжение всей массы вандальского племени в Африку стало для него полной неожиданностью и заставило пересмотреть свою позицию. Впрочем, было уже поздно.

Вождём вандалов и какой-то части аланов стал Гейзерих. Гонтарис приблизительно в это время «пошёл путём всякой плоти», как писали в те годы христианские авторы – то есть, скончался. Есть предположение, что он был убит своим сводным братом. Как бы то ни было, в Африку вандалы вошли под предводительством Гейзериха, и именно он спустя несколько лет добился того, к чему безуспешно стремились разного рода сепаратисты: отделил Африку от Рима и сделал её самостоятельной.

Согласно Прокопию, друзья Бонифация в Риме были «крайне удивлены», узнав о том, что он призвал вандалов в Африку. Состоялось его решительное объяснение с Галлой Плацидией; тут-то якобы и вскрылась вся интрига Аэция, который пытался поссорить «королеву-мать» и её верного полководца.

Другая версия заключается в том, что Бонифаций ужаснулся, увидев, что натворил: орды варваров заполонили римскую провинцию Африку. Напрасно Бонифаций упрашивал вандалов покинуть эту страну: мол, он передумал, помирился с Римом, надо договориться… Гейзериха как раз всё в сложившейся ситуации устраивало, и договариваться он не собирался: он хотел Африку, и он её получил.

Современный вид на руины Гиппона Регия

Современный вид на руины Гиппона Регия

Известно также, что в том же 429 году императорское правительство почувствовало себя не в силах подавить сепаратистское движение в Африке и решилось на компромисс с Бонифацием. В Африку был направлен императорский уполномоченный Дарий, который и сумел уговорить Бонифация помириться с Равенной и воссоединить Африканскую провинцию с центральным правительством. Но оказалось, что это не так-то просто сделать: у вандальского короля имелись совершенно иные планы, и он не собирался идти ни на какие компромиссы.

вернуться к меню ↑

Осада Гиппона

Тогда в 430 году Бонифаций выступил против Гейзериха с армией и был разбит, после чего укрылся в городе Гиппоне. Этот город, находившийся в двухстах милях к западу от Карфагена, считался настоящим оплотом Африки. Его называли «Гиппон Регий» – Гиппон Царский, поскольку некогда здесь размещалась резиденция царей Нумидии. Этот многолюдный порт славился своей торговлей, а земли вокруг него отличалась плодородием.

Августин Блаженный, средневековая миниатюра

Августин Блаженный, средневековая миниатюра

Епископом Гиппона был в те времена знаменитый богослов, Блаженный Августин. Осада города вандалами окончательно подорвала хрупкое здоровье пожилого епископа. «За пять дней до сентябрьских календ (25 августа) умер выдающийся во всех отношениях епископ Аврелий Августин… посреди атак осаждавших город вандалов…», – писал Проспер Аквитанский.

Другой автор, Марцеллин Комит, утверждает, что «Блаженный Августин из Гиппонской церкви, самый лучший священник Христа и выдающийся учитель, тихо почил в мире». Насколько «в мире» почил епископ города, находившегося в осаде, – большой вопрос.

Осада Гиппона длилась 14 месяцев. Город стойко выдерживал бедствие, но в июле 431 года Бонифаций сдал Гиппон, эвакуировав оттуда всех жителей. Пишут, что при эвакуации они занимали на кораблях места, освободившиеся вследствие гибели солдат…

В конце 431 года из Рима прибыло подкрепление – войско под началом Аспара. Но через год в сражении снова победили вандалы. Гейзерих не торопился. Он действовал последовательно и основательно: вандалы пришли в Африку «всерьёз и надолго». Впрочем, Рим об этом ещё не догадывался.

Источник — https://warspot.ru/4648-poslednie-rimlyane-afrikanskaya-intriga

  • Рассказ о родине 2 класс окружающий мир небольшой рассказ
  • Рассказ о религии народов севера и сибири
  • Рассказ о репетилове из горе от ума
  • Рассказ о репейнике 2 класс окружающий мир зеленые страницы
  • Рассказ о ресторане на английском языке с переводом