Рассказ о религии народов севера и сибири

Введение всего в двух словах родной край таится что-то непостижимо теплое, родное и замечательное. ханты-мансийский автономный округ- югра, город сургут

Введение

Всего в двух словах «родной край»
таится что-то непостижимо теплое, родное и замечательное. Ханты-Мансийский
автономный округ- Югра, город Сургут — это моя малая Родина, место, где я
родилась, выросла и начала познавать мир. И мне безумно интересно изучать его
историю.

Актуальностью
нашего проекта является тот факт, что мы мало знаем о нашем городе Сургуте и
округе. На уроке истории нами был проведен опрос среди одноклассников, из чего
мы узнали о малой осведомленности ребят о нашем крае, о коренных народах округа.
Мы продемонстрировали учащимся видеоролик об укладе жизни народов ханты и манси,
и многие мои одноклассники заинтересовались данной темой. Это доказывает, что подрастающему
поколению
интересно знать: кто были первыми жителями
этих мест, как они выглядели и как складывался их быт; н
о,
к сожалению, изучению нашего края уделяется очень мало времени в школьной
программе.

Низкий уровень знаний
подрастающего поколения об истории обских угров, об укладе их жизни стала проблемой
нашего исследования. Таким образом, исходя из актуальности и проблемы, у нас
возникла тема
«Быт народов ханты и
манси».

Объект  исследования
– северные народы ханты и манси.

Предмет — быт народов
ханты и манси.

Цель проекта: повышение уровня знаний подрастающего поколения об истории
обских угров, об укладе их жизни, через демонстрацию видеоролика
«Быт
народов ханты и манси» в школе силами авторов
проекта.

Гипотеза
нашего исследования заключается в том, что, если
изучать народы нашего округа через творческую деятельность, то можно достигнуть
больших результатов в изучении нашего края.

Проект направлен на решение следующих задач:

1.                      
Изучить литературу по истории
происхождения, жизненном укладе  народов ханты и манси.

2.                      
Провести исследование и изучить жизненный
уклад коренных народов Севера ханты и манси.

3.                      
Использовать полученные знания в
практической деятельности.

Методы исследования:


изучение специальной литературы и интернет источников:


поисковый метод;


социальный опрос;


изложение исследуемого материала в видеоролике.

Новизна
работы заключается в том, что мы впервые в рамках школьного исследования
создали видеоролик о жизненном укладе народов ханты и манси.

Основная часть

1.     История
народов ханты и манси

Ханты и манси — это
малочисленные коренные родственные народности Сибири, а именно
Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области. До 1917 года в официальных
документах хантов называли остяками, а манси – вогулами. 

Для обозначения хантов и
манси как единого целого, в научном сообществе утвердился еще один термин —
обские угры. Первая часть данного термина указывает на территорию расселения
этих народов, а вторая происходит от слова «Югра»,
«Югория». Так называлась в русских летописях XI — XV вв. территория
на Урале и в Западной Сибири, а также ее жители.

Первое письменное упоминание о народе
ханты и манси было записано в «Повести временных лет»,  в
XI
веке. В летопись включен рассказ Юряты Роговича Новгородца о сборе
новгородскими ратниками дани у племени югра, живущем за рекой Печорой в
«полунощных (северных) странах», говорившем на неизвестном языке. (1)

Известный историк и археолог Николай
Андреевич Макаров утверждает, что в середине
XIV
века территория расселения остяков и вогулов простиралась до реки Оби. (2)

Первыми поселениями хантов и манси
являлись Уральские горы, это подтверждают археологические находки. Уровень их развития
был достаточно низким: в быту были лишь орудия из дерева, коры, кости и камня.
Посуда была деревянной и керамической. Занимались в основном рыбалкой, охотой и
оленеводством, и только на юге региона, где климат был значительно мягче — скотоводством
и земледелием.

 В XVI веке,
земли Обь-Иртышья были присоединены к Московскому
государству, после чего наступила длительная эпоха освоения завоеванных
территорий русскими.

Сначала
русские возвели здесь несколько острогов, которые в дальнейшем трансформировались
в города: Сургут, Нарым, Березов, Томск и Тюмень. Хантыйские княжества были
преобразованы в волости. (5)

В
XVII веке сюда начали активно переселяться русские крестьяне, это привело к
тому что в
XVIII веке количество северных народов
значительно уступало переселенцам. Местного населения в начале
XVII века было около 7 800 чел, к концу XIX
столетия их численность составила 16 тыс. чел.
(3)

Отношения
с русскими колонистами у сибирских народов складывались непросто. После
присоединения земель к Московскому государству в скором времени встал вопрос об
обращении язычников в христианскую веру. Но местные племена избегали новой веры
до начала XX века, когда стали формально считаться православным населением
страны. Догмы новой религии очень тяжело проникали в общество язычников. И ещё
долгое время важную роль в жизни общества играли племенные шаманы. (4)

Большинство
хантов еще на рубеже конца XIX — начале XX века вели исключительно таежный
образ жизни. Традиционным родом занятия для племен хантов была охота и
рыболовство. Те из племен, что обитали в бассейне Оби, занимались
преимущественно рыболовством. Племена, проживавшие на севере и в верховьях
реки, охотились.

2.     Жизненный
уклад коренных народов Севера

2.1    Жилища

Хозяйственная деятельность
народов ханты и манси непосредственно влила на их жизненный уклад.
Большинство населения вело полуоседлый образ жизни, переезжая из
постоянных зимних поселений в сезонные, расположенные на промысловых угодьях. Таким
образом, одна семья могла иметь несколько домов.
У охотников – рыболовов бывает по четыре сезонных поселения и на
каждом свое особое жилье, а оленевод, куда не приедет, везде ставит только чум.
(3)

Постройки были дощатые,
берестяные, земляные; по сезонности- зимние, весенние, осенние, летние. Одни из
них были стационарными, то есть стояли на одном месте, а другие – переносными,
которые можно было легко ставить и разбирать.

Постоянные зимние селения
насчитывали от 5 до 25 домов, сезонные — не более 3—5. Дома располагались по
берегам рек на некотором расстоянии друг от друга. Селения имели свободную
планировку (Приложение 1). (3)

Для хантов характерно большое
разнообразие типов жилищ, традиционный же облик хантыйской усадьбы выглядел
следующим образом: жилой дом, один или несколько хозяйственных амбаров, навесы
для хранения имущества, глинобитная печь для выпечки хлеба под навесом,
открытый летний очаг для приготовления пищи, вешала для просушки сетей и
одежды, вяления и копчения рыбы, конуры для собак.

Традиционные зимние дома — каркасно-столбовые
землянки и полуземлянки с входом через крышу. Основой такого дома служил каркас
из наклонных столбов, вершины которых соединялись квадратной рамой. В этом случае
жилище имело форму усеченной пирамиды (Приложение 2). Существовал и другой
способ соединения: вершины врезались друг в друга, при этом жилище имело вид
пирамиды. На каркас
со всех сторон накладывали жерди, дерн, и все это засыпалось землей для теплоизоляции. Дверь делали
из досок, о
кошко
располагалось с противоположной от входа стороны под потол
ком, пол был земляной. Спали на
земляных нарах, огороженных досками и застеленных берестой, камышовыми
циновками или шкурами.
Отапливали
дом чувалом — глинобитным очагом,
занимающим
весь угол, но дающим свет и тепло (Приложение 3). (5)

Несмотря на
примитивное  строение каркасно-столбовые землянки имели некоторые преимущества
перед рубленной избой. Благодаря покатым стенкам, с которых не скатывается
снег, и относительно узкой крыше зимой всё строение превращается в сплошной
большой сугроб и становился абсолютно не продуваемым.

В XIX веке
ханты начали стали строить в качестве зимних жилищ примитивные наземные
срубы, напоминавшие русскую избу (Приложение 4).
Вход делали с западной стороны, небольшое окошко — с восточной. Крыши чаще двускатные, покрытые жердями и утепленные
слоем дерна. В доме отсутствует потолок, имеется два окна и длинные деревянные
нары вдоль противоположной от входа стены (Приложение 5). Зимние избы тщательно
утепляются мхом, отапливаются
глиняной
печью, которую делали женщины, размеры ее зависят от величины семьи. После
того, как прогорят дрова, угли выгребают и ставят в печь формы с тестом. Чело
закрывают деревянным листом. (3)

Чум — традиционное коническое жилище
хантов-оленеводов
. Он сооружается из длинных жердей, крытых зимой оленьими шкурами, или берестой летом. В центре чума — место для очага или печи, по обе
стороны укладывается дощатый пол (Приложение 6,7). Вдоль стен от досок
устраивают спальные места из циновок, шкур оленя и одежды (Приложение 8).
Данное жилище широко использовался и в качестве сезонного на
месте промыслов.
Бересту изготавливали весной в
период активного соковыделения в березе. Снятую бересту тщательно вываривали в
рыбьей ухе (иногда просто в воде), после чего она становилась гибкой и
пластичной. Для сшивания кусков бересты использовали нитки из оленьих
сухожилий.
(4)

Кроме жилых построек были еще
и хозяйственные сооружения: для хранения продуктов и вещей, для приготовления
пищи, для животных.
Для проведения праздников, различных народных собраний манси
строили общественные здания, которые отличались от жилых лишь размерами.
Специальные постройки мань-кол (маленький дом) сооружались для беременных и
рожениц.

Сегодня большинство обских
угров ведут оседлый образ жизни и живут в селениях, которые были построены в
50-е годы прошлого столетия, но часть промыслового населения и оленеводов также 
продолжает жить в традиционных селениях как постоянного, так и сезонного типов.
(6)

2.2 Одежда

Одно из достоинств одежды северных народов — это практичность. Она
рассчитана не только на суровый климат высоких широт, но и на специфику труда и
быта.
В основном для ее изготовления
используются  местные материалы: шкуры оленей, диких зверей, собак, птиц
(лебедей, уток и др.). Занимаются данным ремеслом только женщины и преимущественно
летом. Новая одежда шьется раз в два-три года, обувь — гораздо чаще. (8)

Оленеводы в
качестве верхней мужской одежды используют глухую одежду с капюшоном, которая называется
маслица (Приложение 9).
Ее придумал северный народ ненцы, остальные же северные народы его
позаимствовали. Вообще это самая теплая одежда в мире – человек еще ничего
другого теплее и удобнее не придумал. Шьется она из шкуры оленя шерстью внутрь.
Капюшон, варежки – все пришивается. Одевается легко, снимается еще легче – при
помощи большого пальца поддевают за капюшон и через верх снимают. (3)

У остальных
подобная одежда употреблялась только как дорожная. Обычную верхнюю одежду
составляли распашные шубы из оленьего и заячьего меха, беличьих и лисьих лапок
(Приложение 10).

Распашную
одежду носили и женщины. 
Женская одежда – двойная меховая шуба сахи шьется из шкуры
оленя, утепляется пухом лебедя либо утки (Приложение 11).
Традиционная одеждой считается платье на кокетке, хлопчатобумажный
или суконный халат (Приложение 12).
С
наступлением половой зрелости девушка надевала особый пояс-повязку, который
носила до старости.

Летняя мужская одежда по
покрою не отличалась от зимней.
 В качестве летней одежды служат старые малицы или суконные гуси. Верхняя мужская одежда — гусь, глухого покроя, туникообразный из
сукна темных цветов или оленьих шкур с капюшоном, длиной до колен или выше.
Обычно его рукава выкраиваются из одного куска с передом и спинкой. (3)

В повседневный комплект одежды
входили также мужские и женские рубахи. Мужчины их подпоясывали с напуском, у
женщин рубахи напоминали туники (Приложение 13). Прежде их шили из крапивного
холста, с конца XIX века — из покупной ткани.

 Кисы – так называется мужская
и женская обувь. Шьется только из лапок (камусов) оленя. Единственное отличие –
это орнамент: у мужчины орнамент пришивается чуть ниже колена. А у женщины –
чуть выше подъема ноги (Приложение 14). Летняя обувь из ровдуги (кожи оленя).
Раньше ее окрашивали соком березы или отваром из коры лиственницы. Мужская и
женская обувь отличались по покрою и способу завязывания шнурков (Приложение 15).
(8)

Головным убором у мужчин и
женщин служила шапка-капор, но мужчины летом, а часто и зимой вообще не
покрывали голову. Летом для защиты от комара использовали шейный платок.
Женщины зимой и летом носили большие головные платки с широкой каймой и
бахромой. Платок складывался неровным треугольником по диагонали.
Им покрывали плечи и голову. В качестве украшения использовали
ложные косы, кольца, нагрудные бисерные украшения.

Мужская и женская одежда
украшалась. В меховой одежде сочетались белый и темный цвета, отделка цветным
сукном (Приложение 16). Суконная одежда разного цвета расшивалась бисером,
металлическими бляшками (Приложение 17). Широко использовалась вышивка
геометрическими узорами и аппликация (Приложение 18). Женщины носили украшения
из бисера, кольца и серьги. Была известна татуировка. В настоящее время
традиционная одежда в повседневном обиходе встречается редко. Исключение
составляет зимняя одежда оленеводов и охотников. В поселках круглый год носят
покупную одежду и обувь. (8)

Волос оленя в былые времена служил человеку средством гигиены: одевали прямо
на голое тело. Волос оленя очищал человеку поры, согревал человека. Поносив
такую одежду, ее выносили на мороз, вымораживали, и через некоторое время
одевали заново.

2.3 Пища

Оленеводство,
охота и рыбалка всегда были основой жизни северных народов нашего края. Нужно
отметить, что олень для них – это смысл жизни. Чем больше у тебя на пастбище
оленей, тем лучше будет жить твоя семья, потому что олень дает всё. Это и пища,
и жилище, и одежда, и круглогодичное средство передвижения, поэтому и т
радиционная пища манси — это мясо оленей (главным образом диких) и
рыба. Мясо животных варили, а почки, печень, костный мозг ели сырыми. Также в
пищу употреблялись и молодые оленьи рога. Лакомством считалось копченое сало
оленя. (9)

Осенью мясо оленей
заготавливали впрок, зимой ели замороженным.  Свежее мясо и кровь в основном
потребляли по праздникам.

Рыба во все времена —
излюбленный продукт обских угров. Его употребляли в любом виде: сырой,
мороженой, вареной, вяленой, копченой, сушеной. Из внутренностей изготавливают рыбий
жир, который в дальнейшем употребляют как в чистом виде, так и с толчеными
ягодами черемухи. (7)

Существенным дополнением к рыбным и мясным блюдам являются ягоды:
черника, клюква, брусника, черемуха и смородина. Грибы в прошлом не
употребляли, теперь и они употребляются в пищу. В пищу употреблялись яйца диких
птиц. Основной напиток — крепкий чай, его пьют по много раз в день. Из других
заимствованных продуктов широко используется мука. Из нее пекут хлеб, делают
соломат — густую мучную болтушку. (6)

Заключение:

Мы в своей работе постараюсь показать, как
важно интересоваться, изучать, знать историю коренных народов нашего округа — 
ханты и манси.

При создании проекта мы провели большое
теоретическое исследование, изучая историю округа, историю его народа,
особенности жизненного уклада и быта. Данное исследование помогло нам более
широко познакомиться с нашим округом, с ее жителями.

В результате проведенной
исследовательской работы мы изучили историю происхождения и быт обских угров,
изготовили видеоролик, который дальше планируем демонстрировать в нашей школе
на информационных табло; начали реализацию следующего этапа – запись звукового сопровождения видеоролика.
В
процессе работы нами реализованы все поставленные задачи, определены
перспективы развития проекта.

Список литературы

1.    
Полное собрание русских летописей (Далее-
ПСРЛ), т.1. Лаврентьевская летопись. 2-е изд. М., 2001.

2.    
Н. А. Макаров
Русский Север: таинственное средневековье. – М., — 1993г.

3.    
Тураев В.А., Суляндзига Р.В., Бочарников
В.Н., Суляндзига П.В. Энциклопедия коренных малочисленных народов Севера,
Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. – М., 2005 г.

4.    
Фе­до­ро­ва Е.Г. Ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фи­че­ские
очер­ки ма­те­ри­аль­ной культу­ры ман­си. — СПб, 1994 г.

5.    
Инфантьев П. П. Путешествие в страну вогулов. – СПб.,1910 г. 

6.    
Традиционные промыслы и ремесла коренных
малочисленных народов Севера. Ссылка: https://admhmao.ru/ob-okruge/obshchie-svedeniya/traditsionnye-promysly-i-remesla-korennykh-malochislennykh-narodov-severa/

7.    
Коренные малочисленные народы
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Ссылка: http://hmao.kaisa.ru/object/1810976294?lc=ru

8.    
Ханты национальный костюм рисунок.
Национальная одежда ханты и манси. Украшения из полосок-аппликаций . Ссылка: https://nevacrossfit.ru/kotly-i-bojjlery/hanty-nacionalnyi-kostyum-risunok-nacionalnaya-odezhda-hanty-i-mansi/

9.    
История Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры. История освоения нефтяных и газовых месторождений. Ссылка: http://hmao.kaisa.ru/object/1810974161?lc=ru

10.
Упоминание Югры нашли в древних летописях.
Ссылка: https://vestniksr.ru/news/13415-upominanie-yugry-nashli-v-drevnih-letopisjah.html

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

https://i1.wp.com/openarctic.info/images/yootheme/nations/mansy/mansy%20(57).jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

image002

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Maria. "Мансийский след". Часть первая

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Жилище ханты и манси. | Тимофей Молданов | Яндекс Дзен

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Экпозиция "Жилище народа ханты" - - www.Museum.ru - -

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Жилище эвенков. Дю - чум

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Депутат получил поддержку из соцсетей в деле защиты чум-работниц - ИА «Север-Пресс»

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

hello_html_m45c29f7c.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

image009

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Northern style: мир коренных народов Севера | Журнал Ярмарки Мастеров

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Манси

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

https://i1.wp.com/openarctic.info/images/yootheme/nations/mansy/mansy%20(42).jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 13

https://i2.wp.com/openarctic.info/images/yootheme/nations/mansy/mansy%20(34).jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 14

Этнокультурный центр | Чулки и обувь

ПРИЛОЖЕНИЕ 15

image015 

ПРИЛОЖЕНИЕ 16

http://img-fotki.yandex.ru/get/6604/37802196.72/0_9dadf_9318c305_XXL 

ПРИЛОЖЕНИЕ 17

http://img-fotki.yandex.ru/get/6505/37802196.73/0_9dae2_d48551b3_XXL

В Сибири и на Дальнем Востоке проживает немало древних малочисленных коренных народов, которые по-прежнему сохранили традиционный образ жизни и старые уклады. Добраться до них бывает непросто, а подружиться с местными и стать среди них своим — еще труднее. Однако российскому путешественнику и фотографу Александру Ведерникову это удалось. Корреспондент так часто путешествовал по Бурятии, что начал называть регион вторым домом: он не только изучил здешние традиции и обычаи, но также познакомился с местными народами. Его рассказ об особенностях жизни сойотов и хонгодоров — в репортаже «Ленты.ру».

Чудеса Окинского плато

На крайнем западе Бурятии в горах Восточного Саяна течет река Ока, но не та, что впадает в Волгу, а Саянская Ока, ее бурятское название «Аха». Согласно легенде, по тайге бродили когда-то брат и сестра. Когда брат утонул в озере, объятая огромной печалью сестра сидела на берегу, плакала и причитала: «Ахаа, ахаа…» — слезы ее переполняли водоем, и из озера появилась быстрая речка, которая побежала дальше до Ангары. Поэтому она и получила такое имя. А еще в переводе с бурятского Аха означает «брат».

От реки произошло и название Окинского района Бурятии, который на западе граничит с Тывой, на севере и востоке — с Иркутской областью, а на юго-западе — с Монголией.

Добраться сюда быстро не получится: сначала надо долететь до Иркутска или Улан-Удэ на самолете, а потом еще полдня ехать на маршрутке, причем асфальт закончится в Тункинском районе в Мондах, а оставшиеся примерно 200 километров придется ехать по грунтовке до районного центра Орлика. Я объездил практически всю Бурятию, включая Багдарин, Улюнхан, Таксимо и Кижингу, и, на мой взгляд, Окинский район — один из наиболее удаленных и труднодоступных во всем регионе.

Стела на въезде в районный центр Орлик

Фото: Александр Ведерников

К самым истокам

Первое, на что обращаешь внимание в Орлике: все местные между собой разговаривают только по-бурятски, даже в районной администрации. Это удивляет, поскольку в соседнем Тункинском районе в основном слышится русская речь. «Это чтобы родной язык сохранить. А то в телевизоре и интернете все по-русски говорят. В школе детей тоже на русском учат», — объясняют местные.

Население Окинского района в основном составляют сойоты и буряты-хонгодоры. Причем сойоты выделены в качестве самостоятельного этноса, и в 2002 году, начиная с Всероссийской переписи населения, они получили статус коренного малочисленного народа. Здесь, в улусах Сорок, Хурга, Боксон и в самом Орлике их проживает около 3,5 тысячи человек.

Они считают себя потомками древнейшего самодийского народа Восточных Саян, которые населяли горную Оку задолго до переселения туда бурят. В соответствии с этим предположением получается, что именно сойоты являются коренным населением Окинского плато. Ведь буряты-хонгодоры перекочевали в западную Бурятию и Иркутскую область из Монголии в период ойрат-халхасской войны только в XVII веке.

Лепка бууз в семье Санжи и Тамары Ангархаевых

Фото: Александр Ведерников

Смешение культур

Ученые-историки давно исследуют эту тему, из уст в уста пересказываются легенды, рассматриваются другие версии происхождения современных сойотов. Но сложность заключается в недостаточном количестве исторических данных и исследований о миграции древних народов в этом регионе, а также в ассимиляции сойотов с монгольскими и тюркскими народами и смешении культур.

Сейчас, наверное, сложно найти чистого сойота, как и русского, например. Здесь вспоминается крылатая фраза: «Поскреби русского — найдешь татарина». Кстати, отличить сойота от бурята внешне — тоже задача не из простых.

Изначально сойоты говорили на вымершем сейчас сойотском языке, который относился к самодийской группе уральской языковой семьи. Впоследствии они были подвержены тюркизации и перешли на сойотско-цаатанский язык (близкий тувинскому). А позже и вовсе произошла полная ассимиляция с бурятами, и сойоты сроднились с бурятским языком.

Для возрождения сойотского языка в 2001 году впервые была разработана письменность на основе кириллицы, запущено издание букваря и учебных пособий. В 2003 году был даже выпущен «Сойотско-бурятско-русский словарь», а с 2005 года началось постепенное внедрение преподавания языка в начальных классах сойотских школ Окинского района Бурятии.

Не оленями едиными

Традиционными занятиями сойотов во все времена были охота и оленеводство. Однако в советский период оленеводство было ликвидировано как непродуктивная отрасль хозяйства. Тогда же и лучшие охотничьи угодья отошли к леспромхозу, и сойотам стало негде охотиться. В тот период исчезло традиционное хозяйство, а с ним и соответствующий ему образ жизни.

В настоящее время все же кочевое оленеводство и яководство восстановлено и является основным занятием сойотов. Если оленеводством в России занимаются повсеместно, то разведение яков в нашей стране — это большая редкость. Похвастаться этим могут республики Северного Кавказа, Тыва, Горный Алтай и Бурятия. В последней яками занимаются исключительно в Окинском районе и конкретно сойоты.

Для встречи с яками необходимо отправиться в местность Нюрган, что находится примерно между Орликом и Сороком. Пастбище расположено на возвышенности, и после дождей лесную дорогу обычно сильно размывает, так что даже не каждый внедорожник с ней справится.

Света Балданова из улуса Боксон помогает маме управляться с яками, хайнаками и коровами

Фото: Александр Ведерников

Яки относятся к роду настоящих быков, поэтому внешне они очень похожи на них, только сильно обросли шерстью. Но это не единственное отличие: оказывается, яки не мычат, а хрюкают, как кабаны, и делают это не очень-то интеллигентно.

Кроме того, эти животные дают мясо и шерсть, а также молоко. В отличие от диких сородичей, одомашненные яки вечером приходят в стойбище, где ячихи кормят телят. В хозяйствах их попутно доят вечером и утром, а из ячьего молока, которое, к слову, обладает очень высокой жирностью (11-12 процентов), потом делают масло и сыр. Масло яка больше похоже на деликатес, и оно, кстати, является обязательным компонентом для приготовления тибетского чая — в горной Оке его очень любят и называют «зутараан сай».

Животноводы Оки, конечно, занимаются не только яками, в хозяйствах прекрасно уживаются и лошади, и коровы, и овцы. Яки с большим удовольствием заводят романы с коровами, а быки — с ячихами, и в результате у них рождаются гибриды, которых называют «хайнаки». На вид это такая корова с конским хвостом и волосатым брюхом. Молоко у хайнаков также более жирное, чем у коров, и они считаются полноценными членами дружной окинской семьи домашних животных.

Добродушные соседи

Для возрождения сойотской культуры и сохранения народных художественных традиций в Орлике в 2018 году был создан центр сойотской культуры и народного творчества. Здесь занимаются национальными видами творчества, изготовлением сувениров, пошивом национальной одежды. Преподаватели обучают детей сойотским танцам и игре на традиционных народных инструментах.

Помимо сойотов в Окинском районе живут хонгодоры — большая этническая группа бурят монгольского этноса. Согласно легенде, именно из числа хонгодоров была набрана личная гвардия основателя и первого великого хана Монгольской империи Чингисхана.

Буряты-хонгодоры исповедуют шаманизм и буддизм, поэтому здесь расположены два действующих дацана: один в самом Орлике, другой — неподалеку от него, на берегу Оки. Дацан «Пунцогнамдоллинг» считается самым высокогорным из российских буддийских храмов. Его настоятель ширээтэ-лама Дондок Аюшеев — приятнейший и прогрессивный человек. Он рассказывает посетителям замечательную историю дацана, который изначально строили в горах Восточного Саяна для бурятского буддийского ламы и дипломата Агвана Доржиева.

Отара овец на фоне Восточных Саян

Фото: Александр Ведерников

У подножия горы Хан-уул, на берегу реки Сенца, в самой широкой части долины Оки находится тотем хонгодоров. По центру расположена деревянная стела, представляющая собой фигуру хонгодора, держащего над своей головой лебедя — тотем хонгодорских племен и проматерь хонгодоров.

Вокруг шесть сэргэ (ритуальные столбы для привязывания коней и исполнения обрядов — прим. «Ленты.ру»), символизирующих районы, заселенные хонгодорами, а также два белых камня на южной и восточной сторонах. Местные верят, чтобы в жизни случилось счастье, нужно подойти к белому валуну, издалека закрыв глаза, возложить на него руки и думать о хорошем.

Душа России

Жители Окинского района очень гостеприимны. В Бурятии, когда заходишь в дом, тебя усаживают за стол и сразу, без лишних вопросов, просят выпить с ними чай. Но это лишь в нашем понимании чаепитие — короткие посиделки с печеньем и конфетами. Здесь же такое приглашение означает, что надо съесть первое, второе, третье и лишь потом чай, если на него останутся силы. Диету местные особо не соблюдают и гостей тоже кормят от пуза.

Традиционные для бурят яства обязательно будут и на окинском столе. Это, конечно, буузы (национальное блюдо, похожее на манты или хинкали, — прим. «Ленты.ру»), ставшие уже визитной карточкой Бурятии, а также бухлер, домашняя лапша, баранина, саламат и многое другое.

Танцовщицы-сойоточки из ансамбля центра сойотской культуры Орлика на берегу Оки Саянской

Фото: Александр Ведерников

Бонусом для посетителей региона также может стать встреча с Бадмой Габановым — золотым голосом Бурятии, уникальным исполнителем народных песен. Бадма Сыренович — улигершин-сказитель, участник многих национальных фестивалей, неоднократный лауреат всероссийских и международных конкурсов народных песен, лауреат премии «Душа России». Бадма Сыренович живет в улусе Хара-Хужир на берегу Оки Саянской и ему недавно исполнилось 70 лет. Он воспитывает внуков и готовится к новым победам на ниве народного искусства.

Нетрудно догадаться, что в наши дни и хонгодоры, и сойоты ведут неспешный и спокойный образ жизни. Все они занимаются животноводством, охотой, рыбалкой, заготавливают лесные ягоды и лечебные травы: саган-дали, верблюжий хвост, иван-чай, чагу, золотой корень, шиповник, черемуху. Среди них всегда ощущаешь себя так, будто приехал домой или в гости к самым душевным родственникам. Так было 300 лет назад, так есть сейчас и так наверняка будет всегда.

На чтение 12 мин Опубликовано
Обновлено

Просветительская акция «Большой этнографический диктант» (БЭД) 2021 проводится ежегодно в период – с 3 по 7 ноября. Он проходит в онлайн-формате на официальном сайте miretno.ru.  Акция приурочена ко Дню народного единства.

Организаторами международного конкурса являются Федеральное агентство по делам национальностей и Министерство национальной политики Удмуртской Республики.

Как принять участие в Большом этнографическом диктанте?Большой этнографический диктант 2021 (БЭД) - правильные ответы

Участниками ежегодного диктанта могут стать все желающие и не только жители России, но и зарубежных стран. Для этого вам необходимо просто зайти на официальный сайт, нажать кнопку «Начать диктант», заполнить свои данные, ответить на 30 вопросов и скачать сертификат участника.

Задания будут опубликованы в 00:01 (по московскому времени) 3 ноября 2021 года. Задания диктанта оформлены в виде теста, содержат 30 вопросов, 10 из них региональные (они будут отличаться.

Максимальная оценка за выполнение всех заданий правильно – 100 баллов. Время на прохождения диктанта даётся – 45 минут.

После прохождения диктанта участник получает личный результат с анализом ответов. Сертификат участника с указанием набранных баллов формируется сразу после прохождения диктанта в электронном виде с возможностью рассылки его на электронную почту.

На нашем сайте мы публикуем задания и ответы к ним только для ознакомительного характера и для обсуждения. Если вы нашли ошибку или знаете ответ, пишите в комментариях

Ответы на Этнографический диктант 2021 (БЭД) (с 3 по 7 ноября) регион Москва

Вопрос №1

Для удмуртов некоторые рощи имеют особое значение: в них нельзя рубить деревья, ломать ветки, собирать грибы и ягоды. Даже ходить в них просто так не нужно. Почему?

Это музеи-заповедники народной архитектуры

Там находились столицы удмуртских княжеств

Их воспел один из основателей удмуртской литературы

Это места народных молений

Ответ: Это места народных молений

Вопрос №2

У восточных славян (белорусов, русских, украинцев) молодоженов на свадьбе встречают хлебом-солью, а что готовят для встречи невесты на традиционной башкирской свадьбе?

Мед и масло

Соль и сахар

Молоко и кашу

Блины и перемячи

Свекровь (мать жениха) угощает молодую невесту медом и маслом для счастливой жизни молодой семьи.

Ответ: Мёд и масло

Вопрос №3

На Русском Севере, на берегах Белого и Баренцева моря сложилась особая культура, связанная с мореходством. Ее частью был особый словарь названий ветров, погоды, сторон света. Был и особый этикет. При встрече кораблей на море здесь обязательно говорили: «Здравствуйте, на все четыре ветра». Как называют носителей подобной культуры?

Семейские

Липоване

Казаки

Поморы

Ответ: Поморы

Вопрос №4

«С пустыми руками в гости не ходят» — говорит русская пословица, «мусафирликке къол саллап бармайлар» — вторит ей крымскотатарская. Собираясь в гости, у крымских татар принято приносить с собой пачку кофе. А что обязательно должны сделать хозяева?

Сварить для гостя кофе

Убрать этот кофе подальше

Погадать на кофейных зёрнах

Угостить гостя чаем

Ответ: Сварить для гостя кофе

Вопрос №5

Согласно мифам народов Севера и Сибири, это животное – гигантское с большими рогами, живет под землей или под водой, а если выходит на поверхность, то тут же погибает. Одни называли его «земляной олень», другие – «водяной бык», а в русской традиции его называли Индрик-зверь. Реальный прототип этого зверя изображен на гербе города Среднеколымск в Якутии. Что это за животное?

Калуга

Мамонт

Белуга

Морж

Ответ: Мамонт

Вопрос №6

Жанр коротких историй о встрече с нечистой силой, колдунами, ведьмами, сверхъестественных событиях, которые рассказчик передает как свой реальный опыт или опыт других людей, в русской фольклористике называют:

Небылица

Небывальщина

Быличка

Видальщина

Ответ: Быличка

Вопрос №7

В традиционной культуре ни один предмет не существует просто так, сам по себе. Кроме практической функции он всегда значит что-то еще. Какой из перечисленных ниже предметов утвари был символом власти – хозяйки в русской крестьянской семье?

Хомут, в который запрягают лошадь

Серп, которым жнут зерновые в поле

Коромысло, на котором носят ведра с водой

Хлебная лопата, которой «сажают» в печь хлеб

Ответ: Хлебная лопата, которой «сажают» в печь хлеб

Вопрос №8

Согласно адыгским обычаям (у адыгейцев, кабардинцев и черкесов), если мужчина хотел танцевать с девушкой, то сперва должен был снять с себя этот предмет и танцевать без него:

Шашка

Черкеска

Папаха

Пояс

Ответ: Шашка

Вопрос №9

У многих народов России существовал обычай, по которому женщина должна была скрывать свои волосы от посторонних мужчин. И «опростоволоситься», то есть показаться на людях без головного убора, было страшным позором. Чаще всего женщины начинали закрывать волосы:

После получения паспорта

После развода

После рождения первого внука

После свадьбы

Ответ: После свадьбы

Вопрос №10

Писатель Владимир Санги, основатель нивхской литературы, автор учебников нивхского языка, родился на этом острове в 1935 году. В своих произведениях: «Легенды Ых-мифа», «Женитьба Кевонгов», «Человек Ых-мифа» — он описал легенды, мифы, обычаи своего народа и красоту родного острова, крупнейшего в России, который нивхи называют Ых-миф. А как этот остров называют на международных картах?

Сахалин

Медный

Шикотан

Земля Санникова

Ответ: Сахалин

Вопрос №11

Какой из народов, включенных в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, освоил самые северные территории России?

Нганасаны

Шапсуги

Абазины

Ижорцы

Нганасаны освоили самые северные территории России. Нганасаны кочевали до южных предгорий Бырранга, которые расположены севернее, чем полуостров Ямал (ненцы) или северные районы Якутии (якуты).

Ответ: Нганасаны

Вопрос №12

Это блюдо появилось в 20 веке на Сахалине как симбиоз местной корейской и русской кухни. Из корейской традиционной кулинарии взяты начинка из острой квашеной капусты с мясом и специями и способ приготовления на пару, а из русской – добавление дрожжей в рисовое тесто. Сегодня оно популярно в городах Дальнего Востока и Сибири, начали его готовить и в городах Европейской России. Как оно называется?

Пянсе

Юкола

Тала

Чак-чак

Ответ: Пянсе

Вопрос №13

В известной песне Владимира Высоцкого есть фраза: «Послушай, Зин, не трогай шурина!» Кого называют «шурином» в системе терминов родства и свойства?

Племянника по отцу

Брата мужа

Брата жены

Дядю по матери

Ответ: Брата жены

Вопрос №14

У народов Кавказа до сих пор существует традиция, которую описывает следующая пословица: «Когда приходишь к скотине, даже она встаёт». Что это за традиция?

Ходить в гости

Отгонять весной скот в горы

Избегать младших

Вставать при приветствии

Ответ: Вставать при приветствии

Вопрос №15

Греческое слово «этнос» — «народ» уже давно стал своеобразным определителем: «этно джаз», «этно рок», «этно стиль». И просто «этника» — чуть ли не всё, что связано с культурами и обычаями разных народов.

А что означает термин «этнофутуризм»?

Направление в современном искусстве

Религиозное течение

Экологическое движение

Государственная национальная политика

Этнофутуризм — одно из перспективных направлений в современном искусстве, сочетающее подлинное знание народов и современные технологии.

Ответ: Направление в современном искусстве

Вопрос №16

Согласно статье 26 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации определяют и указывают свою «национальность»:

По национальности отца

По национальности матери

По родному языку

По своему усмотрению

Ответ: По своему усмотрению

Вопрос №17

Этот год, 2021, в Республике Карелия объявлен Годом карельских рун. В этом году часто вспоминают всех тех мужчин и женщин, крестьян и ученых, которые сохраняли и передавали карельские руны следующим поколениям.

Что именно в Карелии называют рунами?

Вольную борьбу

Эпические песни

Народные танцы

Карельскую письменность

Ответ: Эпические песни

Вопрос №18

В составе России 85 субъектов: республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область. Сколько субъектов со статусом «край»?

22

3

9

4

В настоящее время в состав Российской Федерации входят 85 субъектов, в том числе: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия…

Ответ: 9

Вопрос №19

Сейчас проходит Всероссийская перепись населения, которая является основным источником формирования официальной статистической информации о численности и структуре населения, его распределении по территории Российской Федерации в сочетании с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем. Какой вопрос ОТСУТСТВУЕТ в переписном листе?

Ваша религиозная принадлежность

Ваше гражданство

Ваш родной язык

Ваша национальная принадлежность

Ответ: Ваша религиозная принадлежность

Вопрос №20

Ниже перечислены названия разных традиционных видов одежды и обуви народов Сибири и Кавказа. Какой из этих предметов изготавливают из войлока, а не из меха?

Гусь

Кухлянка

Кисы

Бурка

Бурка — род безрукавного плаща (плащ-накидка) белого, чёрного или бурого цвета, сделанный из войлока.

Ответ: Бурка

Вопрос №21

Эта московская улица находится в районе древнего московского урочища Болото. Ее название тюркского происхождения означает «грязь, болото, трясина, влажная земля, глина».

Выберите из списка название этой улицы:

Балчуг.

Теплый Стан.

Ордынка.

Маросейка.

Слово «балчуг» — тюркского происхождения: балчык — «грязь, болото, трясина, влажная земля, глина». Улица Балчуг в Москве находится в районе древнего московского урочища Болото. Эта часть поймы, низкого берега реки Москвы в старину представляла собой сырое, мокрое место — настоящее болото

Ответ: Балчуг

Вопрос №22

В 2006 г. в Москве открыли необычный памятник фольклорному персонажу, которого считают своим и на Кавказе, и на Востоке. Он лукав и мудр, справедлив и насмешлив. Скульптор изобразил героя вместе с его верным спутником – осликом. Как зовут героя?

Синдбад-Мореход.

Ходжа Насреддин.

Алладин.

Али-баба.

В 2006 году День смеха, который отмечается 1 апреля, был ознаменован торжественным открытием очередного необычного памятника — знаменитому философу и поэту Востока Ходже Насреддину.

Ответ: Ходжа Насреддин

Вопрос №23

Усадьба семьи Лазаревых, построенная в XVIII веке, стала не только центром московской армянской общины, но и впоследствии – лазаревской гимназией, институтом восточных языков, театральной студией под руководством Евгения Вахтангова, Институтом востоковедения Академии наук СССР, а ныне – посольством Армении в России. Где именно в Москве расположен переулок с этим уникальным зданием?

Якиманка.

Китай-город.

Замоскворечье.

Марьина Роща.

Ответ: Китай-город

Вопрос №24

«Ысыах» – главный национальный праздник этого народа, который его представители, проживающие в столице, ежегодно, в течение уже многих лет, отмечают в начале июня в музее-усадьбе «Коломенское». Праздник связан с поклонением солнечным божествам и плодородием. О каком народе идет речь?

Буряты.

Уйгуры.

Калмыки.

Якуты.

Якутский ысыах — самый главный праздник в Якутии. Слово ысыах дословно можно перевести как «изобилие», связан с культом солнечных божеств, с религиозным культом плодородия. Традиционно ысыах празднуется в день летнего солнцестояния — 21 июня.

Ответ: Якуты

Вопрос №25

Парфюмер, изобретатель, коллекционер и меценат Генрих (Анри) Брокар немало сделал для развития мыловаренного и парфюмерного дела в Москве. Он открыл новый способ изготовления концентрированных духов, а его духи «Любимый букет императрицы» до сих пор популярны под названием «Красная Москва». Фабрика «Брокар и Ко», ныне известная как «Новая Заря», находилась в Замоскворечье.

Откуда родом был Брокар?

Германия.

Франция.

Швейцария.

Царство Польское.

Генрих Брокар родился в 1837 году в Париже в семье парфюмера Атанаса Брокара. Однако конкуренция на ароматном рынке во Франции на тот момент была довольно высока.

Ответ: Франция

Вопрос №26

В Москву этот замечательный врач немецкого происхождения, известный как «святой доктор», переехал по приглашению князя Репнина-Волконского. Во время Отечественной войны 1812 года служил в качестве хирурга в русской армии. Боролся с эпидемиями типа, холеры, трахомы. Основал больницу неотложной помощи и изобрел метод анамнеза, который сейчас используется всеми врачами-клиницистами. Сделал очень многое для облегчения участи заключенных и ссыльных. Назовите его имя.

Фёдор Петрович Гааз.

Фёдор Андреевич Гильтебрандт.

Иоганн Герман Лесток.

Карл Федорович Фукс.

Московский врач немецкого происхождения, филантроп, известный как «святой доктор». В 1806 году переехал в Россию по приглашению князя Репнина-Волконского, имел обширную клиентуру известных людей, получил место терапевта сразу в трёх больницах

Ответ: Фёдор Петрович Гааз

Вопрос №27

Это русское лакомство, известное с XIV века, готовится из подсушенного фруктово-ягодного пюре и сахара. В подмосковной Коломне открыли целый музей, посвященный истории этого блюда. О чем идет речь?

Рахат-лукум.

Зефир.

Смоква.

Пастила.

Пастила – старинное русское лакомство, известное с XIV века, в прошлом очень дорогое и труднодоступное. Начиная с XIX века коломенскую и ржевскую пастилу экспортировали в европейские страны. Пастилу изготавливали из взбитого пюре яблок, кисловатых русских сортов

Ответ: Пастила

Вопрос №28

В центре исторической татарской слободы в Москве расположен дом, построенный в начале XX века по заказу татарского нефтепромышленника и мецената, который мечтал сделать его центром образования детей-мусульман. Сегодня этот дом – культурный центр московской татарской общины и носит имя своего создателя. Назовите его имя.

Габдулла Апанаев.

Шамси Асадуллаев.

Ахмад Хусаинов.

Асгат Галимзянов.

Здание построили в 1913–1914 годах в два этапа по проекту архитектора Владимира Краузе на средства нефтепромышленника и мецената Шамси Асадуллаева (он не был татарином) и пожертвования татарского народа. «Мусульманская община Москвы тогда на 99 процентов состояла из татар. В то время граждане больше делились не по этническому, а по религиозному принципу, поэтому Асадуллаев считал себя частью мусульманской уммы Москвы

Ответ: Шамси Асадуллаев

Вопрос №29

Этот идеолог революционной борьбы, памятник которому стоит у метро «Кропоткинская», увлекался этнологией, и из-под его пера вышло сразу несколько работ, посвященных происхождению семьи и частной собственности.

Анатолий Луначарский.

Петр Кропоткин.

Фридрих Энгельс.

Владимир Ленин.

Бронзовый Памятник Фридриху Энгельсу на Пречистенке (Москва) установили в 1976 году. Его соорудили неподалёку от Храма Христа Спасителя.

Ответ: Фридрих Энгельс.

Вопрос №30

В Москве есть место, где за 15 минут прогулки можно увидеть сразу три памятника музыкантам – представителям разных народов, внесших выдающийся вклад в советскую, российскую и мировую культуру. Выберите названия переулков, где расположены эти памятники:

Малый Гнездниковский и Леонтьевский переулки.

Брюсов и Елисеевский переулки.

Брюсов и Леонтьевский переулки.

Елисеевский и Газетный переулки.

Ответ: Брюсов и Елисеевский переулки

https://ria.ru/20211205/ukraina-1762258937.html

Украина объявила своими Сибирь, Дальний Восток и север Казахстана

На Украине заявили о правах на Сибирь, Дальний Восток и север Казахстана — РИА Новости, 05.12.2021

Украина объявила своими Сибирь, Дальний Восток и север Казахстана

Киевский писатель и философ Петр Кралюк в статье для газеты «День» объявил несколько российских регионов украинскими. РИА Новости, 05.12.2021

2021-12-05T15:42

2021-12-05T15:42

2021-12-05T16:25

в мире

украина

казахстан

приморский край

хабаровский край

алтайский край

новосибирская область

омская область

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/05/08/1731494659_511:623:2672:1839_1920x0_80_0_0_6e3f41b14a9b252dab45a5a503cf633e.jpg

МОСКВА, 5 дек — РИА Новости. Киевский писатель и философ Петр Кралюк в статье для газеты «День» объявил несколько российских регионов украинскими.По словам автора, украинцы попали в Сибирь еще в XVI веке, а более массово стали селиться там во времена Российской империи. Серым клином в историографии страны принято называть территории современных Новосибирской и Омской областей, Алтайского края и север Казахстана. На это указал и Кралюк.Он заявил, что представители украинской нации устроились на жительство в этой местности в конце XIX века, поскольку надеялись получить землю с похожими на родину природными условиями. При этом философ не стал упоминать, что к этому времени Сибирь уже более полутора веков находилась в составе России.»По переписи 1897 года, в этом регионе украинцев насчитывалось более 200 тысяч человек, что для малозаселенных сибирских земель было немало», — написал публицист.Затем были еще две волны переселения народа в регион — после революций 1905 и 1917 года.Кралюк также рассказал об украинских движениях в период Гражданской войны 1917-1922 годов, которые после установления советской власти свернулись. Он признал, что нация не составляла большинства в Сибири даже после нескольких волн миграции. Так, перепись 1926 года показала, что на Сером клине на нее пришлось около 40% населения. Еще одна волна была в 1930-40-х годах: в Сибирь эвакуировали жителей оккупированных нацистами западных регионов СССР.Другие «украинские» земли в материале автора — Зеленый клин, в который в Киеве включают Приморье, Хабаровский край и Амурскую область. Он отметил, что представители народа поселились в этой местности лишь в конце XIX века — спустя несколько десятилетий после того, как она стала российской территорией. «Специально из Одессы отправлялись пароходы, увозившие украинцев в те далекие края», — сообщил Кралюк.Писатель подчеркнул, что миграция особенно усилилась после постройки Транссибирской магистрали, соединившей всю Россию железной дорогой. По его словам, с конца XIX века и по 1916 год на Дальний Восток с Украины переехали 276 тысяч человек.»Основную массу переселенцев составляли крестьяне. Их гнало на Дальний Восток малоземелье. Они надеялись получить большие наделы и обзавестись хозяйством», — утверждает философ.По его мнению, только благодаря украинцам произошло освоение Дальневосточного региона. При этом он обвинил Россию в лишении своего народа условий для развития национальной культуры.Кроме того, писатель упомянул об Украинской Дальневосточной республике — автономии, созданной в период революции 1917 года, упрекнув большевиков в «погроме» национальных движений в регионе и дальнейшей русификации своих соплеменников.Ранее Кралюк публиковал статьи, в которых предъявлял России территориальные претензии на Брянскую, Курскую, Белгородскую, Воронежскую, Ростовскую, Волгоградскую и Саратовскую области, а также Краснодарский край, называя эти территории Стародубщиной, Восточной Слобожанщиной и Восточным Донбассом.Украинские политические деятели неоднократно выступали с воинственными заявлениями в адрес России. Так, бывший депутат Верховной рады Борислав Береза призвал дождаться серьезных политических катаклизмов в Москве, чтобы захватить Крым, а националист Дмитрий Ярош грозился занять Краснодарский край, Воронеж и часть Ростовской области.

https://ria.ru/20211202/nuland-1761835864.html

https://ria.ru/20211129/razval-1761289824.html

https://ria.ru/20211119/udar-1759729894.html

https://ria.ru/20211118/krym-1759563185.html

украина

казахстан

приморский край

хабаровский край

алтайский край

новосибирская область

омская область

амурская область

россия

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/05/08/1731494659_550:464:2662:2048_1920x0_80_0_0_61737799ac3cb8d76fe63c649a60d0c2.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

в мире, украина, казахстан, приморский край, хабаровский край, алтайский край, новосибирская область, омская область, амурская область, россия

15:42 05.12.2021 (обновлено: 16:25 05.12.2021)

На Украине заявили о правах на Сибирь, Дальний Восток и север Казахстана

МОСКВА, 5 дек — РИА Новости. Киевский писатель и философ Петр Кралюк в статье для газеты «День» объявил несколько российских регионов украинскими.

По словам автора, украинцы попали в Сибирь еще в XVI веке, а более массово стали селиться там во времена Российской империи. Серым клином в историографии страны принято называть территории современных Новосибирской и Омской областей, Алтайского края и север Казахстана. На это указал и Кралюк.

Он заявил, что представители украинской нации устроились на жительство в этой местности в конце XIX века, поскольку надеялись получить землю с похожими на родину природными условиями. При этом философ не стал упоминать, что к этому времени Сибирь уже более полутора веков находилась в составе России.

«По переписи 1897 года, в этом регионе украинцев насчитывалось более 200 тысяч человек, что для малозаселенных сибирских земель было немало», — написал публицист.

Затем были еще две волны переселения народа в регион — после революций 1905 и 1917 года.

Кралюк также рассказал об украинских движениях в период Гражданской войны 1917-1922 годов, которые после установления советской власти свернулись. Он признал, что нация не составляла большинства в Сибири даже после нескольких волн миграции. Так, перепись 1926 года показала, что на Сером клине на нее пришлось около 40% населения. Еще одна волна была в 1930-40-х годах: в Сибирь эвакуировали жителей оккупированных нацистами западных регионов СССР.

Другие «украинские» земли в материале автора — Зеленый клин, в который в Киеве включают Приморье, Хабаровский край и Амурскую область. Он отметил, что представители народа поселились в этой местности лишь в конце XIX века — спустя несколько десятилетий после того, как она стала российской территорией.

«Специально из Одессы отправлялись пароходы, увозившие украинцев в те далекие края», — сообщил Кралюк.

Писатель подчеркнул, что миграция особенно усилилась после постройки Транссибирской магистрали, соединившей всю Россию железной дорогой. По его словам, с конца XIX века и по 1916 год на Дальний Восток с Украины переехали 276 тысяч человек.

«Основную массу переселенцев составляли крестьяне. Их гнало на Дальний Восток малоземелье. Они надеялись получить большие наделы и обзавестись хозяйством», — утверждает философ.

По его мнению, только благодаря украинцам произошло освоение Дальневосточного региона. При этом он обвинил Россию в лишении своего народа условий для развития национальной культуры.

Кроме того, писатель упомянул об Украинской Дальневосточной республике — автономии, созданной в период революции 1917 года, упрекнув большевиков в «погроме» национальных движений в регионе и дальнейшей русификации своих соплеменников.

Ранее Кралюк публиковал статьи, в которых предъявлял России территориальные претензии на Брянскую, Курскую, Белгородскую, Воронежскую, Ростовскую, Волгоградскую и Саратовскую области, а также Краснодарский край, называя эти территории Стародубщиной, Восточной Слобожанщиной и Восточным Донбассом.

Украинские политические деятели неоднократно выступали с воинственными заявлениями в адрес России. Так, бывший депутат Верховной рады Борислав Береза призвал дождаться серьезных политических катаклизмов в Москве, чтобы захватить Крым, а националист Дмитрий Ярош грозился занять Краснодарский край, Воронеж и часть Ростовской области.

15:08 14 сентября 2021

12 сентября в музейно-просветительском центре Сокольники завершила свою работу 16 традиционная международная выставка-ярмарка «Сокровища Севера. Мастера и художники России 2021». По её итогам отмечен возросший интерес к экспозиции Сахалинской области — всё больше жителей России интересуются островным регионом в качестве нового туристического направления внутри страны. 13 сентября члены островной делегации прилетели домой и прямо в аэропорту областного центра рассказали об итогах мероприятия и поделились радостью от завоеванных наград.

f35ee89f4fe6230f3a22e8d50c2960c25ddeb83d7

f23d3d98eac659240f8ae5146e77c1b81ec4a5ceb

f1f1f4d9b7ebf710af43bd2f74dbf37e19d8ef78c

Культура коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области как магнит притягивает внимание столичной аудитории. Будь то искусные изделия наших мастеров декоративно-прикладного творчества, аутентичная кухня, первый в мире графический роман с главным героем-нивхом, рассказ о редчайшей породе сахалинский хаски или литературные переложения преданий и сказаний живущих в регионе нивхов, уйльта, эвенков и нанайцев. Помимо повышенного внимания со стороны многочисленных гостей выставки, островная делегация удостоилась высоких оценок профессионального и порою чрезмерно строгого жюри — домой наши участники вернулись с богатым урожаем наград, среди которых дипломы за I, II и III места и специальные призы.

ffcabae8ff8eb6df3f275cf8d0f9896ce18f87df4

fd1b17303aef46cd776013c6b955c4007ffed9e5c

f9cbd658984e2adcde19e51d215564aa14732d089

Этнокультурный центр «Люди Ых миф» («Люди Сахалина») блестяще выступил на сцене в Сокольниках в рамках XVI всероссийского фестиваля национальных культур «Кочевье Севера» и занял I место в музыкально-песенном и танцевальном конкурсе в номинации «Театральное представление». По словам руководителя коллектива Елены Ниткук, всегда есть надежда на победу и стремление сделать всё для того, чтобы занять призовое место.

— В конкурсах принимают участие разные коллективы, есть те, где работают профессиональные хореографы, режиссёры, задействованы талантливые артисты. Мы верили в себя, перед конкурсом расширили свою программу «Пока мужчины на охоте», включив в неё сценки с детьми. Как они готовились, старательно учили слова, разыгрывали сценки! После вручения награды самый младший участник Серёжа сказал мне, что Сахалин всегда должен побеждать. Это наша большая и общая победа и мы очень рады, что жюри высоко оценило работу коллектива, — поделилась радостью Елена Ниткук.

Удивительным примером взаимного проникновения разных культур стала коллекция одежды, подготовленная региональной общественной организацией «Квилт-студия «Лоскутный остров» из Южно-Сахалинска. Участники коллектива, не являясь представителями коренных этносов, прониклись красотой национальных орнаментов и создали потрясающие своим изяществом вещи, заслуженно занявшие I место в номинации «Лучший современный костюм с этническими элементами (летняя коллекция)» на фестивале «Полярный стиль», являющемся частью насыщенной культурной программы международной выставки-ярмарки.

Изделия, созданные молодым мастером Михаилом Куровым из Южно-Сахалинска, заняли II место в номинации «Резьба и роспись по дереву» конкурса «Лучшее произведение национального народного искусства». В этом же конкурсе неповторимый национальный костюм из рыбьей кожи Елены Садиновой из Ноглик принёс его автору заслуженное II место. Фестиваль «Кочевье Севера» стал площадкой для кулинарных состязаний участников из всех регионов России, где проживают представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В конкурентной борьбе блюда от хозяйки рода Аркворгун Натальи Супрун из Ноглик заняли II место в конкурсе «Национальная кухня». Победу сахалинской делегации принесли як туш (мясо нерпы), турш паньх (бульон из оленины) и ма (юкола), приготовленные Натальей из свежайших продуктов, самолётом доставленных с родного острова в Москву.

Стенд сахалинской делегации (один из самых больших и просторных на выставке, площадью свыше 24 квадратных метра) стал не только местом для демонстрации многочисленных изделий островных мастеров, но и площадкой для проведения мастер-классов и обучающих, а также познавательных занятий. Художественным решением экспозиции стало использование очаровательных иллюстраций Татьяны Бариновой на сюжеты сказочных историй из фольклора нивхов, уйльта, эвенков и нанайцев. Рисунки автора не только вошли в книгу «Сказки Сахалина», изданную компанией «Сахалин Энерджи», но и украсили стенд Сахалинской области, позволив ему занять II место в состязании на «Лучшую региональную экспозицию».

В конкурсе на «Лучшее произведение национального народного искусства» в номинации «Текстиль, войлок, вышивка» дипломы за III место получили работы Альбины Мыгун и Александры Воксиной из села Некрасовка Охинского района. В этом же конкурсе Галина Кухтина из Охи заняла III место в номинации «Изделия сувенирного промысла». Специальными призами «За сохранение национальных традиций» отмечены Людмила Паскит из Ноглик и Анна Ли из областного центра в номинации «Изделия сувенирного промысла». Также специальным призом удостоена Наталья Кельман из села Некрасовка Охинского района за национальный костюм из текстиля.

fd8425b7bbf91d5eae0d4734d75a18aaf3f233932

Организатор выставки-ярмарки «Сокровища Севера» — Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации — направил благодарственные письма за большой вклад в дело сохранения и развития этнокультурного наследия в адрес губернатора Сахалинской области и главного исполнительного директора компании «Сахалин Энерджи». Крупнейшая и самая престижная международная выставка-ярмарка коренных народов мира прошла при поддержке Комитета по делам национальностей Госдумы, Федерального агентства по делам национальностей и Государственного Российского дома народного творчества им. В.Д. Поленова, сообщает ИА Сах.ком со ссылкой на областной центр народного творчества.

  • Рассказ о репетилове из горе от ума
  • Рассказ о репейнике 2 класс окружающий мир зеленые страницы
  • Рассказ о ресторане на английском языке с переводом
  • Рассказ о реформах петра первого
  • Рассказ о репейнике для 2 класса из книги зеленые страницы