Рассказ о реформах просвещенного абсолютизма в одной из стран история 8 класс кратко

К середине xviii в. государственный и правовой строй абсолютной монархии в ряде крупных и средних стран европы приобрел новые особые

К середине XVIII в. государственный и правовой строй абсолютной монархии в ряде крупных и средних стран Европы приобрел новые особые черты. Эти черты были взаимосвязаны с многочисленными и почти единовременными реформами административных учреждений, судебной системы и сословно-правовых институтов, которые были предприняты по инициативе государей или других видных политических деятелей. Реформы проводились под лозунгами новых политических идей и в духе новой правовой философии, переклившихся с идеями и философией Просвещения. Это явление идеологической модернизации и социально-правовых реформ, в результате которых сложился обновленный политический и правовой уклад монархии, получило наименование «просвещенного абсолютизма».

«Просвещенный абсолютизм» сложился в историческом итоге двух основных факторов. В социально-политическом отношении он был выражением новых требований дворянства и верхов торгово-промышленных сословий к государственной политике и формам власти; в особенности дворянство было недовольно военно-диктаторскими режимами, которые установились в абсолютных монархиях времени их формирования. В идейно-политическом отношении «просвещенный абсолютизм» был воплощением особой программы правовых преобразований, которая возникла под влиянием новых представлений о задачах государственной власти и целях государственной политики на фоне общего обновления мировоззрения в XVIII в.

Доктрина «законной монархии»

Основы новой теории «просвещенной», или «законной монархии» были заложены трудами немецкого философа и правоведа X. Вольфа (перв. пол. XVIII в.), главным образом его сочинением «Разумные мысли о всеобщей сущности достижения блаженства человеческого рода» (1725). Согласно новой теории, в корне которой лежали принципы школы «естественного права», законы общежития и государственной деятельности должны быть установлены разумом, очищенным от всяких суеверий. Применение этих законов способно обеспечить всеобщее благо людей. Чтобы такое благоденствие и счастье воцарились на земле, нужно соединение знания и власти: все логически непротиворечивое можно утвердить на земле, и это будет истинно справедливое общество. Такое соединение реализуемо, если философы будут царствовать или цари – философствовать. Первое – едва ли возможно. Второе – достижимо, если монархи будут проводить в жизнь идеи Просвещения путем законодательства и особой всеобъемлющей «науки Полиции» (или всеобщего управления). Знание естественных законов не может прийти из народа: он непросвещен, далек от высокой морали. Поэтому просвещенный государь может и должен принудительно воплощать абсолютную истину разума: и Евклид был деспотом в геометрии.

Огромное влияние на своего рода политическое воодушевление новой политики оказали литературные труды Ф. Вольтера. Вольтер в особенности считал привлекательным исторический образ деятельных монархов, которые своими делами и законами подталкивали свои народы к новому уровню просвещенности. Согласно общей политической концепции Вольтера, идеалы равенства и свободы лучше всего реализуются в республике. Однако «на земле очень мало республик. Люди редко достойны того, чтобы быть управляемы сами собой. Счастье сие принадлежит лишь малым народам, прячущимся на островах…» В силу истории крупные государства суть монархии. Однако монархии очень часто вырождались в тирании – одного или нескольких. Поэтому наилучшее государство есть то, «где повинуются только законам». («Единичный деспот имеет какие-то добрые стороны, сборище деспотов – никогда никаких».) Реформирование, законодательствование – главные дела монарха, думающего о своем общественном служении.

Еще одним видным теоретиком доктрины «просвещенного абсолютизма» стал прусский король Фридрих II, известный в свое время не только военными дарованиями, но и литературными трудами, личной дружбой с Вольтером. В политическом очерке «Опыт о формах правительства и об обязанностях суверенов» (1781) Фридрих выделил значение фундаментальных принципов для сохранения общества, которые выражены законами. «Суверен представляет государство, он и его народы образуют единое тело, кое не может быть счастливо иначе как по мере объединяющего их согласия. Государь есть для управляемого им общества то же, что голова для тела: он должен видеть, думать и действовать для всего сообщества».

Теория «просвещенного абсолютизма» при всей новизне противостояла доктрине «общественного государства», которая составляла основу политической идеологии подлинного Просвещения. Равенство граждан усматривалось только в том, что они имеют равные обязанности по отношению к государству и монарху и равные возможности пользоваться своими правами (о юридическом равенстве которых речи не шло). Для лучшего исполнения своих общественных обязанностей власть и государственная организация должны быть наилучшим способом организованы: всякому учреждению определено свое место, каждое должно действовать по законам, которые, в свою очередь, должны существовать на все случаи жизни. Только это может обеспечить подданным-гражданам предназначенную для них законами «меру вольности», которая заключается в том, чтобы свободно делать не воспрещаемое законами. Организация власти «просвещенного абсолютизма» должна быть всецело светской: поэтому церкви и духовенству отводилось в государстве подчиненное и несамостоятельное место, соответственно право и юстиция должны быть перестроены на современных, «просвещенных» началах.

Реформы в Пруссии

В силу разного рода причин «просвещенный абсолютизм» наиболее полное свое выражение получил в германских государствах – в Пруссии, Бадене, Баварии, Австрии. В Пруссии преобразования в направлении «просвещенного абсолютизма» приобрели двойное воплощение: и в гocyдapcтвeнныx реформах и в изменении политического режима правления. Последнее было для XVIII в. не менее значимым, чем конкретные правовые преобразования, однако этот режим был связан только с личностными качествами прусского короля Фридриха II.

В правление Фридриха II  завершилась централизация высшего управления. Сформировались полновесные ведомства высшей администрации, которые охватили новые сферы центрального государственного регулирования. Высшим административным органом номинально сохранялся Генерал-директорат (финансовых, военных и домениальных дел), учрежденный еще в 1722 г. В нем наряду с четырьмя территориальными департаментами (по историческим областям королевства) возникли несколько специализированных: торговли и ремесел (1740), военного управления (1746), акцизов и таможен (1766), горного дела и металлургии (1768), лесной (1771). Управление было полностью освобождено от остатков сословно-провинциального управления, с тем чтобы в нем единственным началом была централизованная законность. Было упорядочено верховное управление монарха. При короле сложился постоянный кабинет из нескольких секретарей (после 1763 г. – 6 секретарей), каждому из которых поручались дела собственного направления. Практика королевских кабинет-указов постепенно вводилась в правовые границы – с тем чтобы не нарушать обычной работы учреждений (если она не нарушала новых политических представлений о «справедливости» и «гражданской вольности»).

В социально-правовой сфере законодательство «просвещенного абсолютизма» стремилось упорядочить сословный строй, закрепив каждому сословию его собственные полезные для государства и общества занятия, а вместе с тем права и привилегии. За дворянством были сохранены привилегии на доступ к военной и гражданской государственной службе. Офицерами в армии могли быть только потомственные дворяне. За дворянством закреплялись исключительные вотчинные права, вместе с тем им запрещались занятия торговлей и финансовыми спекуляциями. Как на особое почетное сословие на дворян была возложена повышенная ответственность за разного рода «позорные» преступления и моральные правонарушения. Запрещалось продавать родовые имения в руки недворян. Для поощрения дворянских занятий аграрным производством были организованы специальные банки, а также провинциальные кредитные общества, где давались займы исключительно под залог поместий. За городским сословием было признано исключительное право торговли и промышленных предприятий. Для поддержания отечественной промышленности законодательно были установлены повышенные таможенные и торговые пошлины на импорт. В экономической политике в целом возросло значение протекционизма. В 1763 – 1765 гг. по личной инициативе короля были предприняты попытки видоизменить формы крепостной зависимости, однако реализовать удалось только частичные ограничения на размеры крестьянских повинностей в пользу землевладельцев. В 1777 г. были закреплены законодательно права владения и наследования земель для крестьян королевского домена.

Одними из самых показательных стали реформы в области юстиции. Указом 3 июня 1740 г. были отменены судебные пытки (кроме наиболее важных обвинений); в 1755 г. отмена распространилась на все без исключения процессуальные случаи. Начиная с 1747 г. правительство под руководством видного правоведа канцлера С. Кокцеи провело судебную реформу. Начальный этап реформы был направлен только на введение новых, более простых процессуальных порядков. Специальная комиссия в течение нескольких месяцев рассмотрела основную массу «залежалых» дел. Введены были новые требования к образованию судей. На место устаревшего законодательства был разработан новый судопроизводственный устав, получивший наименование «Codex Fridericianus» (1749). Отменялись привилегии некоторых исторических судебных органов, в том числе права, предоставленные имперскими законами, о безапелляционном рассмотрении дел. На втором этапе реформы судебная система была централизована: на место ранее существовавших разрозненных инстанций (каждая для своей провинции государства) были созданы суды среднего звена (трибунал в Кенигсберге, судебная палата в Берлине, судебные управления в других частях страны), а также единый Высший трибунал для всего королевства. Судам предписывалось решать дела, основываясь на единых требованиях закона и справедливости, невзирая на сословные привилегии. Общеевропейскую известность в этом отношении получило дело мельника Арнольда (1780), несправедливо осужденного по земельному спору со своим землевладельцем, в итоге решенное лично королем. Дело Арнольда стало поводом к широкомасштабной реформе права (см. § 66).

Реформы в духе «просвещенного абсолютизма» коснулись и других сторон социально-политической жизни и культуры. В 1763 г. было введено обязательное начальное образование для всего населения, причем школы следовало содержать не только за государственный счет, но и на средства местных землевладельцев. Король покровительствовал научным и высшим учебным заведениям. Была ограничена цензура печати. В 1781 г. провозглашена в королевстве свобода вероисповедания христиан разных направлений.

Реформы в Австрии

Более всеобъемлющий и последовательный характер приняли преобразования в духе «просвещенного абсолютизма» в Австрии. Преобразования были обязаны государственной деятельности императрицы Марии-Терезии (1740-1780) и ее сына Иосифа II (1780-1790).

Одним из мотивов государственного реформирования администрации в Австрии также стало усиление централизации. Такое стремление было связано с политической унификацией положения отдельных территорий и бывших королевств в составе австрийской монархии: Чехии, Венгрии, – а также с изживанием остатка сословных порядков. Во главе администрации стал Государственный совет (1760). В нем сосредоточилась правительственная деятельность и законоподготовительная работа. Централизовано было и управление финансами и вообще внутренними экономическими («камеральными») делами – созданием особого Директората (1749). Позднее Директорат подразделялся на три контрольно-специализированных финансовых ведомства с общим управлением. Унификация финансовой организации сопровождалась введением всеобщего для всех сословий подоходного налога.

Ликвидация сословного самоуправления и исторических сословных институтов управления на местах проходила параллельно с учреждением нового, единого для всего государства административного деления и создания чисто монархической местной администрации. Основные полномочия по управлению были переданы губернаторам (1763) и состоящим при них губернским присутствиям, чисто бюрократическим органам. Введено унифицированное разделение страны на провинции (губернии). Низовое управление вручалось окружным начальникам (1748), в компетенции которых были основные – налоговые и полицейские – вопросы.

Важное место заняли судебныепреобразования. Суды были отделены от органов управления. Начаты широкие работы по обновлению и кодификации права, которые завершились изданием целой серии сводов законов (см. § 66). В провинциях и округах была создана новая система сословных судов – в основном со строго посословной подсудностью: дворянство подлежало суду земских судов (в округах) и юстиц-сенатов (в провинциях), горожане – суду традиционных магистратов, крестьяне – преимущественно вотчинным и домениальным судам. Провинциальные инстанции были поставлены под контроль губернаторов. В качестве единого высшего судебного органа была учреждена Верховная судебная инстанция (в Вене), которая играла роль одновременно и апелляционного органа, и судебно-административного (своего рода министерства юстиции).

Судебные преобразования были тесно связаны с укреплением полицейской организации и в целом полицейского управления в стране. «Просвещенный абсолютизм» вообще возлагал на полицейскую администрацию особые задачи: не только по охране правопорядка, но и по созиданию нового, «просвещенного» жизненного уклада. Это приводило к возрастанию государственной регламентации во всех областях жизни под предлогом обеспечения «добрых нравов». Согласно государственному уставу в задачи полиции вошли «охранение общественного порядка, тишины и спокойствия, надзор за правильностью мер и весов, за торговлею на ярмарках, за чистотою на городских улицах, охрана от несчастных случаев и право издавать распоряжения при обстоятельствах повреждения в нравах».

В силу разных обстоятельств более последовательными, чем в Пруссии, стали австрийские реформы социально-правового строя. В течение 1756–1775 гг. было проведено несколько мероприятий, изменивших крепостнические отношения в деревне. Наследственные права крестьян на землю были законодательно обеспечены. Издана серия т.н. урбариев (законодательных предписаний) об определении точных размеров крестьянских повинностей в пользу как короны, так и помещиков. Барщина была ограничена 3 днями в неделю, рабочий день – 10 часами. Запрещен был самовольный захват помещиками крестьянских владений. Начиная с 1781 г., наконец, был полностью ликвидирован режим личной крепостной зависимости крестьян. В 1789 г. урегулировано взимание поземельного чинша, все повинности заменялись денежным сбором.

Особое место в австрийских реформах заняли церковные преобразования. Это было связано с тем значением, которое играла в укладе монархии католическая церковь; ее роль и привилегии вызывали даже политические опасения. В 1746–1771 гг. рядом законов был установлен жесткий государственный контроль за церковной деятельностью, с тем чтобы ослабить влияние римской курии. Папские буллы (грамоты) могли быть впредь опубликованы только с разрешения императора, усилена власть местных епископов над духовенством. Была проведена секуляризация церковных имуществ (более 1/3 монастырей закрыты), усилено налогообложение сохранившейся церковной недвижимости. Ограничена церковная юрисдикция, которая сохранялась только в чисто канонических вопросах. В 1781-1782 гг. были изданы законы об уравнении в правах с католиками приверженцев других христианских исповеданий, а затем и сняты некоторые ограничения с иудеев. В империи была запрещена деятельность ордена иезуитов.

Страны Северной Европы

Под влиянием главным образом политики германских государей преобразования в духе «просвещенного абсолютизма» распространились и на соседние страны Северной Европы.

В Датско-Норвежском королевстве инициатором реформ стал приглашенный из Пруссии министр И. Струензе, занявший особое место при отошедшем от дел короле Кристиане VII (1770-1772). Преобразования в главном коснулись высшей администрации, социально-экономической политики и юстиции. Был распущен Королевский совет, централизованы специализированные ведомства, среди которых основное место заняли финансовые. Серией указов была видоизменена военно-приписная система крестьянского землепользования, тесно увязанная с общинным устройством. Большинство владельцев-крестьян переведены на положение арендаторов, введена наследственная аренда земли, в отдельных областях отменена барщина. Все это имело целью сформировать подлинно собственнические отношения в аграрном укладе. В промышленно-ремесленной сфере были ликвидированы монополии, сдерживавшие развитие конкуренции, Цеховые ограничения на ремесленную деятельность. Для поощрения усовершенствований в сельском аграрном производстве правительство организовало Сельскохозяйственное общество (1769).

В наибольшей степени стремления государственного либерализма коснулись правовой сферы. Были отменены сословные ограничения в бытовой жизни мещанства, а также чиновно-сословные – для дворян. Модернизация семейного права выразилась практически в ликвидации церковных влияний на эту сферу. Уничтожалась правовая дискриминация внебрачных детей, разрешалось крестить детей не в церкви, была отменена уголовная ответственность за внебрачные связи. В отношении всех сословий было запрещено применять пытки при следствии, а также телесные наказания. Отменялась цензура печати.

Администрация Струензе оказалась недолговечной. Из-за перемены в личных взаимоотношениях с королевской семьей министра казнили, после чего ряд законодательных мер был отменен. Однако позднее, в 1784 – 1800 гг., при новом правительстве курс «просвещенного абсолютизма» был продолжен. Постепенно была отменена полукрепостническая военно-приписная система организации армии и одновременно сельской общины, окончательно ограничена барщина (1799). Установлен либеральный таможенный тариф.

В Швеции стремления «просвещенного абсолютизма» характеризовали правление Густава III (1772 – 1792). Особое своеобразие реформам придал монархический государственный переворот, в ходе которого были ликвидированы институты сословного парламентаризма и восстановлено значение королевской власти (август 1772 г.). Новое конституционное устройство сохранило за сословно-представительными органами только совещательное значение в вопросах налогообложения. Были восстановлены сословные привилегии дворянства, в его пользу проведено общее межевание земель (1783), результатом чего явилось общее укрепление собственнических прав. Дворянам были вновь гарантированы привилегии на государственной и военной службе. Одновременно были сокращены собственнические права крестьян, урезаны привилегии городов. Наиболее радикальной была экономическая политика шведской монархии: разрешалась свободная торговля хлебом (1780), отменялись цеховые привилегии, проведена налоговая реорганизация. В сфере юстиции было модернизировано уголовное и процессуальное законодательство, запрещены следственные и судебные пытки, сокращено применение смертной казни, отменялась ответственность за такие преступления, как «колдовство», «чернокнижие», за разного рода суеверия. Подобно другим европейским странам, законодательно была признана свобода отправления культа для приверженцев неофициального (т. е. нелютеранского) вероучения.

Страны Южной Европы

Во взаимодействии с преобразованиями в Австрии реформы «просвещенного абсолютизма» прошли в итальянских государствах, находившихся под политическим патронатом Австрийской монархии.

В Ломбардии наиболее последовательно были проведены экономические и социально-правовые реформы. Отменялись сословные привилегии в налогообложении. Государство постепенно (1760-1786 гг.) выкупило у частных лиц разного рода торговые и таможенные привилегии, в итоге чего в стране установилось единое финансовое и экономическое пространство, подчиненное общим правилам. С 1776 г. была введена свободная торговля зерном, позднее – свободная купля-продажа недвижимости (хотя и с соблюдением сословных титулов владения для особого значения поместий). Церковь была поставлена в большую зависимость от государственной администрации. Управление княжеством претерпело централизацию, сформировались специализированные ведомства.

В Великом герцогстве Тоскана «просвещенный абсолютизм» сложился в правление сына Марии Австрийской Петра-Леопольда (1765–1790). Экономические преобразования здесь в особенности были подчинены принципам меркантилизма. Вводилась свободная торговля зерном (1767), а позднее – и всеми другими продуктами, упразднены были внутренние таможни (1783), сняты всякие ограничения с экспорта и импорта. Сначала во Флоренции, потом в других городах были упразднены цехи и частично восстановлено местное самоуправление (коммуны во главе с выборными гонфалоньерами) уже на общесословной основе. В социально-правовой сфере был разрешен выкуп крестьянских повинностей (с 1780 г.), установлены общесословные правила взимания налогов, введена свободная купля-продажа недвижимости. По инициативе Петра-Леопольда была предпринята даже разработка монархической конституции (1781), в которой уклад «просвещенного абсолютизма» получил бы законодательное оформление; конституция предполагала соучастие в государственных делах представительных собраний.

В государствах Пиренейского полуострова – Испании и Португалии – преобразования «просвещенного абсолютизма» были отмечены важными особенностями. В Испании «просвещенный абсолютизм» более всего был обязан деятельности высших правительственных чиновников – министров Аранды, Кампоманеса, Флоридабланки (1766–1791 гг.), – ив меньшей степени личному участию монархов. Это ослабляло перспективы преобразований. Внимание было нацелено на усиление политической роли монархии и на сокращение влияния католической церкви. Была запрещена деятельность ордена иезуитов, ограничена церковная юрисдикция, ликвидированы правовые основы вмешательства церкви в народное образование, культуру. Экономические преобразования также были подчинены идеям меркантилизма: свобода торговли, в том числе внешней, отмена сословных ограничений на занятия промышленностью, ремеслом (в том числе и для дворянства). Проведена была широкая аграрная реформа, в итоге которой крестьянству были переданы в аренду необрабатываемые коронные земли.

В Португалии стремления «просвещенного абсолютизма» были связаны с деятельностью министра Помбаля (1756–1777) при короле Жозе I. Под его руководством было централизовано государственное управление, сокращено вмешательство церкви в государственную администрацию. Был запрещен орден иезуитов и даже конфискованы его владения (1759). Ликвидировано вмешательство церкви в дела образования и культуры. Однако в ряде аспектов политики и государственного строительства преобразования в Португалии сходствовали со стремлениями раннего абсолютизма, и политико-правовой уклад «законной монархии» здесь вполне не сформировался.

Преобразования и государственно-правовые формы «просвещенного абсолютизма» были характерны и для других стран Европы второй половины XVIII в. Отчетливый конституционный вид «просвещенный абсолютизм» приобрел в Польском королевстве в правление Станислава-Августа (1764–1795). Классическое выражение этот уклад получил в России в правление Екатерины II (1762–1796), где в особенности реформы показали сословно-дворянский смысл политики и политическую нацеленность на укрепление монархии. Сходство с явлениями «просвещенного абсолютизма» имели некоторые реформы и стремления в развитии государственности в Турция и в Японии второй половины XVIII в.

В результате преобразований «просвещенного абсолютизма» монархия XVIII в. во многих крупных и средних государствах приобрела новый политико-правовой вид – по-прежнему неограниченной монархии, но с либеральным режимом правления. Стремления к централизации и правовой унификации придали сословному обществу более современный, гражданский вид. Это создавало благоприятный фон для общей социально-политической модернизации, хотя сам уклад «просвещенного абсолютизма» был нацелен на консервацию прежнего правового и социального строя, в том числе путем усиленной государственной регламентации и полицейского регулирования.

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. 1999

Эпоха просвещённого абсолютизма – один из интереснейших и противоречивых периодов в истории развитии государств, что он собой представляет: политику, пытающуюся с помощью просветительских идей сохранить имеющиеся порядки, но при этом одновременно способствует развитию буржуазного общества, или это своеобразный этап эволюции абсолютизма.

Сущность, понятие и зарождение «просвещённого абсолютизма»

Сущность и понятие просвещённого абсолютизма

Во второй половине XVIII века в странах с абсолютистской формой правления повеяло переменами. Этот период в истории обозначили как эпоха просвещённого абсолютизма – новая политика абсолютизма, возникшая на переломе двух систем (феодальной и капиталистической), направленная на преобразование пережитков феодального общества.

Зарождение просвещённого абсолютизма

Идеи новой политики были заложены ещё знаменитыми общественными деятелями, философами эпохи Просвещения, однако истинным родоначальником считается король Пруссии Фридрих II. Хотя одновременно с Пруссией эти же процессы начались и в Австро-Венгерской империи, именной прусский монарх является первым, кто начал проводить в середине XVII века кардинальные на тот период реформы. Концом эпохи считает кровопролитная буржуазная революция во Франции 1789 года.

Признаки, цели и задачи новой политики

Признаки просвещённого абсолютизма

  1. Реформирование с заботой и пользой для государства и населения;
  2. Активная деятельность и участие в управлении государством монарха;
  3. Покровительство и развитие промышленности и торговли;
  4. Централизация власти, сохранение монархии;
  5. Ослабление влияния церкви;
  6. Ограничение деятельности цехов.

Цели и задачи

  1. Проведение рациональных прогрессивных преобразований, сохранив при этом основы абсолютизма;
  2. Устранение феодальных пережитков мирным путём;
  3. Ослабление влияние церкви;
  4. Поощрение и развитие торговли, образование.

Предпосылки эпохи просвещённого абсолютизма

Как и любое историческое явление этот период имеет свои истоки и предпосылки:

  1. В ряде европейских стран длительный период назревал кризис абсолютизма, причиной которого было стремительное развитие капитализма, а старые абсолютистские порядки это развитие сдерживало. Во Франции, например, противоречия достигли пика – и вылились в революцию;

  2. Эпоха Просвещения и её передовые идеи.

Влияние эпохи просвещения на формирование такого явления как «просвещённый абсолютизм»

Эпоха Просвещения и её видные деятели сформулировали в своих учениях основные принципы, на которых впоследствии и базировалась политика просвещённого абсолютизма: теория Монтескьё о разделение властей, теория общественного договора Гоббса, теория прав и свобод Локка. Многие из них

Эпоха просвещённого абсолютизма в разных странах

Государство

Правитель

Реформы

Пруссия

Фридрих II

  • Запрещён сгон крестьянского населения с их земельных наделов;
  • Ограничение монополии цехов;
  • Упразднение таможни;
  • Запрет на экспорт ряда сырья и импорт многих изделий и продуктов;
  • Создание и поддержка мануфактур;
  • Введение обязательного начального образования;
  • Разрешена свобода вероисповедания;
  • Судебная реформа: равность суда;
  • Финансовая реформа.

Австро-Венгрия

Мария Терезия и её сын Иосиф II

  • Введение всеобщего налога для всех сословий;
  • Уничтожение крепостничества;
  • Ограничение влияния католической церкви, конфискация части церковных земель;
  • Введение обязательного начального образования. Образование стало более светским;
  • Строительство школ, университетов, библиотеки;
  • Поощрение развитие торговли: мануфактурное производство, развитие внутреннего рынка;
  • Судебная реформа;
  • Аграрная реформа;
  • Упразднена цензура;
  • Военная реформа.

Российская империя

Екатерина II

  • Были отменены монополии, запрещён вывоз хлеба за границу, снизилась цена на соль, отменены внутренние таможенные сборы;
  • Закон против взяточничества;
  • Принцип бессословного образования, создание учреждений образований;
  • Начали издаваться общественно-политические журналы;
  • Запрет на продажу крестьян для промышленных предприятий.

Отличие европейского просвещённого абсолютизма от российского

  • Самым главным отличительным признаком политики просвещённого абсолютизма в Российской империи от аналогичной политики в ряде европейским стран является её социально-политический консервативный уклон: если в Европе стремились к уничтожению крепостничества, то в России оно только укреплялось;

  • Он сформировался не на основе столкновения двух систем феодальной и буржуазной.

Итоги политики просвещённого абсолютизма

В результате политики просвещённого абсолютизма изменились взгляды на мир, общество, государство: если раньше люди руководствовались церковными правилами, то сейчас большую роль стало играть государство в регулировании множества сторон жизни людей, особенно это касается образование. Кроме того, во многих странах было упразднено крепостничество, были сделаны первые предпосылки к гражданскому обществу, однако всё равно в первую очередь отстаивались интересы дворян.

Ðàññìîòðèì âàðèàíò ðåøåíèÿ çàäàíèÿ èç ó÷åáíèêà Àðñåíòüåâ, Äàíèëîâ, Êóðóêèí 8 êëàññ, Ïðîñâåùåíèå:

Ïàðàãðàô 18. Âíóòðåííÿÿ ïîëèòèêà Åêàòåðèíû II.

×òî òàêîå «ïðîñâåù¸ííûé àáñîëþòèçì» è êàê îí ïðîÿâëÿëñÿ â ïîëèòèêå Åêàòåðèíû II?

«Ïðîñâåù¸ííûé àáñîëþòèçì» — ïîëèòèêà àáñîëþòèçìà â ðÿäå åâðîïåéñêèõ ñòðàí âòîðîé ïîëîâèíû XVIII â., êîòîðàÿ âûðàæàëàñü â ïðåîáðàçîâàíèè íàèáîëåå óñòàðåâøèõ ñòîðîí æèçíè îáùåñòâà ïî èíèöèàòèâå ìîíàðõà-ðåôîðìàòîðà. Öåëüþ ïîëèòèêè áûëî ñîçäàíèå öåíòðàëèçîâàííîé ìîíàðõèè ñ ýôôåêòèâíîé ñèñòåìîé óïðàâëåíèÿ è «íåïðåëîæíûìè» çàêîíàìè, îïðåäåëÿþùèìè ïðàâà ñîñëîâèé. Ðåôîðìû æå áûëè íàöåëåíû íà ïîäú¸ì ïðîìûøëåííîñòè è òîðãîâëè, ðàçâèòèå ãîðîäîâ è ïðîñâåùåíèÿ — íî ïðè ñîõðàíåíèè ïðåæíåãî îáùåñòâåííîãî óñòðîéñòâà è äâîðÿíñêèõ ïðèâèëåãèé.

Êàê áûëî óòâåðæäåíî Ñîáîðíîå óëîæåíèå 1649 ã.?

Ñîáîðíîå óëîæåíèå 1649 ãîäà áûëî óòâåðæäåíî íà Çåìñêîì ñîáîðå.

Ïåðå÷èñëèòå îñíîâíûå ýòàïû çàêðåïîùåíèÿ êðåñòüÿí â Ðîññèè.

1497 Ñóäåáíèê Èâàíà III îãðàíè÷åíèå ñðîêà ïåðåõîäà êðåñòüÿí, óñòàíîâëåíèå ðàçìåðà ïîæèëîãî

1550 Ñóäåáíèê Èâàíà IV óâåëè÷åíèå ðàçìåðà ïîæèëîãî

1607 óêàç Âàñèëèÿ Øóéñêîãî îá óâåëè÷åíèè “óðî÷íûõ ëåò” óâåëè÷åíèå ñðîêà ñûñêà êðåñòüÿí äî 15 ëåò

1649 Ñîáîðíîå óëîæåíèå óñòàíîâëåíèå áåññðî÷íîãî ñûñêà áåãëûõ

Êàêèì îáðàçîì öåðêîâü ñòàëà ñîáñòâåííèêîì çåìåëü è êðåïîñòíûõ êðåñòüÿí?

Öàðü äàðîâàë äóõîâåíñòâó çåìëè.

 ÷¸ì ñîñòîÿëè ôóíêöèè ýòèõ êîëëåãèé?

Øòàòå-êîëëåãèÿ: áþäæåòíûå ðàñõîäû, Ðåâèçèîí-êîëëåãèÿ: êîíòðîëü çà äåÿòåëüíîñòüþ øòàòñ è êàìåð-êîëëåãèé, Êàìåð-êîëëåãèÿ: çàâåäîâàíèå êàçåíûìè ñîáîðàìè è íåêîòîðûìè îòðàñëÿìè õîçÿéñòâà, Þñòèö-êîëëåãèÿ: çàêîíîäàòåëüñòâî è ñóäîïðîèçâîäñòâî, Êîëëåãèÿ ýêîíîìèè: óïðàâëåíèå çåìåëüíûìè âëàäåíèÿìè äóõîâíûõ ëèö, ñáîðà ñ íèõ äîõîäîâ.

1. Êàêèå ýêîíîìè÷åñêèå ïðîáëåìû âëèÿëè íà ôîðìèðîâàíèå âíóòðåííåé ïîëèòèêè Åêàòåðèíû II?

? àãðàðíûé õàðàêòåð ñòðàíû

? êðåïîñòíè÷åñòâî. Ãîñóäàðñòâåííûå êðåñòüÿíå æàëîâàëèñü íà ìàëîçåìåëüå, íà òÿæåñòü ïîäàòåé è ïîâèííîñòåé, ïðîèçâîë ñóäåé.

? íåäîñòàòîê ïðîìûøëåííîñòè

? íåäîñòàòîê òîðãîâëè

2.  êàêîé ñòðàíå æèëè ôèëîñîôû, ÷üè èäåè íàøëè îòðàæåíèå â ïîëèòèêå «ïðîñâåù¸ííîãî àáñîëþòèçìà»? Êàêèå âûâîäû ìîæíî ñäåëàòü èç ýòîãî ôàêòà?

Ôèëîñîôû, ÷üè èäåè íàøëè îòðàæåíèå â ïîëèòèêå «ïðîñâåù¸ííîãî àáñîëþòèçìà», æèëè âî Ôðàíöèè. Îòñþäà ìîæíî ñäåëàòü âûâîä, ÷òî ïðîñâåùåíèå áóäåò ÷åðòîé åâðîïåéñêîé êóëüòóðû (íåñêîëüêèõ ñòðàí).

3.  ÷¸ì çàêëþ÷àëàñü ãëàâíàÿ èäåÿ «ïðîñâåù¸ííîãî àáñîëþòèçìà»?

Ÿ öåëüþ áûëî ñîçäàíèå öåíòðàëèçîâàííîé ìîíàðõèè ñ ýôôåêòèâíîé ñèñòåìîé óïðàâëåíèÿ è «íåïðåëîæíûìè» çàêîíàìè, îïðåäåëÿþùèìè ïðàâà ñîñëîâèé. Ðåôîðìû æå áûëè íàöåëåíû íà ïîäú¸ì ïðîìûøëåííîñòè è òîðãîâëè, ðàçâèòèå ãîðîäîâ è ïðîñâåùåíèÿ — íî ïðè ñîõðàíåíèè ïðåæíåãî îáùåñòâåííîãî óñòðîéñòâà è äâîðÿíñêèõ ïðèâèëåãèé.

4. Êàêèå ôàêòû ìîãóò îõàðàêòåðèçîâàòü îòíîøåíèÿ Åêàòåðèíû II c Ðóññêîé ïðàâîñëàâíîé öåðêîâüþ?

Ñåêóëÿðèçàöèÿ öåðêîâíûõ çåìåëü â 1764 ã. ñäåëàëà ãîñóäàðñòâåííûìè 910 òûñ. öåðêîâíûõ è ìîíàñòûðñêèõ äóø; ïðè ýòîì öåðêîâü ñîõðàíèëà ïðàâî âëàäåòü íåäâèæèìîñòüþ, íî ïîòåðÿëà çåìëè, îáðàáàòûâàâøèåñÿ ïîäíåâîëüíûì òðóäîì.

5.  ÷¸ì çàêëþ÷àëàñü öåëü ñîçäàíèÿ Óëîæåííîé êîìèññèè? Êàêèå ñëîè îáùåñòâà áûëè ïðåäñòàâëåíû â êîìèññèè?

Öåëüþ Óëîæåííîé êîìèññèè áûëî ñî÷èíåíèå íîâîãî ñâîäà çàêîíîâ âìåñòî óñòàðåâøåãî Ñîáîðíîãî óëîæåíèÿ 1649 ã.  ñòîëèöó ñúåõàëèñü 564 ïðåäñòàâèòåëÿ ðîññèéñêîãî îáùåñòâà — 223 äâîðÿíèíà, 192 âûáîðíûõ îò ãîðîäîâ, à òàêæå äåïóòàòû îò êàçàêîâ è íàðîäîâ Ïîâîëæüÿ, Ïðèóðàëüÿ è Ñèáèðè. Ïîìåùè÷üè êðåñòüÿíå íèêîãî íå âûáèðàëè — èõ èíòåðåñû «ïðåäñòàâëÿëè» ãîñïîäà, à ÷åðíîñîøíûì êðåñòüÿíàì äîñòàëîñü òîëüêî 20 ìåñò.

6. Êàêèå îðãàíû äâîðÿíñêîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ ïîÿâèëèñü ïðè Åêàòåðèíå II?

Ïî Æàëîâàííîé ãðàìîòå äâîðÿíñòâó 1785 ã. áûëî ñîçäàíî äâîðÿíñêîå ñàìîóïðàâëåíèå: â ãóáåðíèÿõ è óåçäàõ äâîðÿíñêèå ñîáðàíèÿ èçáèðàëè ãóáåðíñêèõ è óåçäíûõ ïðåäâîäèòåëåé äâîðÿíñòâà, îáñóæäàëè äâîðÿíñêèå «íóæäû è ïîëüçû», õîäàòàéñòâà è æàëîáû ãóáåðíàòîðó.

7. Êàêèå çàäà÷è ñòîÿëè ïåðåä öåíçóðîé âî âðåìåíà ïðàâëåíèÿ Åêàòåðèíû II?

Óêàç îò 16 ñåíòÿáðÿ 1796 ã. ãëàñèë: «Íèêàêèå êíèãè, ñî÷èíÿåìûå èëè ïåðåâîäèìûå â ãîñóäàðñòâå íàøåì, íå ìîãóò áûòü èçäàâàåìû â êàêîé áû òî íè áûëî òèïîãðàôèè áåç îñìîòðà îò îäíîé èç öåíçóð, ó÷ðåæäàåìûõ â ñòîëèöàõ íàøèõ, è îäîáðåíèÿ, ÷òî â òàêîâûõ ñî÷èíåíèÿõ èëè ïåðåâîäàõ íè÷åãî Çàêîíó Áîæèþ, ïðàâèëàì ãîñóäàðñòâåííûì è áëàãîíðàâèþ ïðîòèâíîãî íå íàõîäèòñÿ». Òàê áûëà îôèöèàëüíî ââåäåíà öåíçóðà.

1. Î êàêîì «ëîæíîì ðàçãëàøåíèè» èä¸ò ðå÷ü â äîêóìåíòå?

Ðå÷ü èäåò î ñëóõàõ îá îòìåíå êðåïîñòíîãî ïðàâà.

2. Ïî÷åìó äîêóìåíò äåëèò êðåïîñòíûõ íà «ëþäåé», «êðåñòüÿíå è «ïîìåùè÷üèõ ëþäåé»? Äåéñòâèòåëüíî ëè ñóùåñòâîâàëè ýòè òðè êàòåãîðèè êðåïîñòíûõ?

Äîêóìåíò äåëèò êðåïîñòíûõ êðåñòüÿí íà ðàçíûå êàòåãîðèè: ÷åðíîñîøíûå, ïîìåùè÷üè, äâîðöîâûå. Òàêèå êàòåãîðèè äåéñòâèòåëüíî ñóùåñòâîâàëè.

3. Îáúÿñíèòå, ïî÷åìó äàííûé óêàç ñâÿçûâàþò ñ àïîãååì êðåïîñòíîãî ïðàâà â Ðîññèè.

Äàííûé óêàç îêîí÷àòåëüíî îñòàâëÿë êðåñòüÿí áåñïðàâíûìè. Òåïåðü íåëüçÿ áûëî æàëîâàòüñÿ íà ïîìåùèêà, à òîò ìîã èñïîëüçîâàòü ëþáûå íàêàçàíèÿ â îòíîøåíèè êðåïîñòíûõ.

1. Ñîáåðèòå èíôîðìàöèþ î êðåñòüÿíñêèõ âîéíàõ â Åâðîïå, Àçèè è Ðîññèè. Íàéäèòå îáúåäèíÿþùèå èõ ïðèçíàêè. Îïèøèòå â òåòðàäè ðåçóëüòàòû âàøåãî èññëåäîâàíèÿ (íå áîëåå äâóõ ñòðàíèö).

Ñòîëåòíÿÿ âîéíà ïðèíåñëà áåäñòâèÿ íàðîäàì Ôðàíöèè è Àíãëèè. Ôðàíöóçñêèì êðåñòüÿíàì ïðèõîäèëîñü äåñÿòêè ëåò æèòü íà çåìëÿõ, ãäå ïðîõîäèëè âîåííûå äåéñòâèÿ.  Àíãëèè, ãäå ýòè äåéñòâèÿ íå âåëèñü, ïðàâèòåëüñòâî ââîäèëî íîâûå íàëîãè íà ñîäåðæàíèå àðìèè. Ê òîìó æå òûñÿ÷è êðåñòüÿí, ñîñòàâëÿâøèõ ÿäðî Àðìèè, âûíóæäåíû áûëè îñòàâëÿòü ñâîè õîçÿéñòâà, îòïðàâëÿÿñü ïîõîäîì çà ìîðå. Ñëåäñòâèå — ìàññîâûå íàðîäíûå âîçìóùåíèÿ. Àíãëèÿ: 1381 — Þãî-âîñòî÷íàÿ Àíãëèÿ, âñïûõíóëî âîññòàíèå êðåñòüÿí. Ïîâñòàíöû ïåðåáèëè ñáîðùèêîâ íàëîãîâ, êîòîðûå ïðè âûêîëà÷èâàíèè äåíåã íå çàáûâàëè î ñîáñòâåííûõ èíòåðåñàõ. Êîðîëü Ðè÷àðä II âûíóæäåí áûë âñòðåòèòüñÿ ñ âîññòàâøèìè. Ëèøèâøèñü ïðåäâîäèòåëÿ, êðåñòüÿíå ðàñòåðÿëèñü. Ôðàíöèÿ: Âîæä¸ì âîññòàâøèõ áûë èçáðàí êðåñòüÿíèí Ãèëüîì Êàëü, çíàêîìûé ñ âîåííûì äåëîì. Âîññòàíèå ïîëó÷èëî íàçâàíèå — Æàêåðèÿ. Ïîñëå ïîðàæåíèÿ âîññòàâøèõ äâîðÿíå ïåðåáèëè äåñÿòêè òûñÿ÷ êðåñòüÿí. Ðîññèÿ: Êðåñòüÿíñêàÿ âîéíà ïîä ïðåäâîäèòåëüñòâîì Å.È. Ïóãà÷¸âà (1773-1775). Èòîã: âîññòàíèå ïîäàâëåíî. Óêàç î ïåðåèìåíîâàíèè ìåñò, ñâÿçàííûõ ñ ýòèìè ñîáûòèÿìè; 1775 – ãóáåðíñêàÿ ðåôîðìà; ýêîíîìè÷åñêèå ïîñëàáëåíèÿ ê Óðàëüñêîìó âîéñêó; ïåðåäàåòñÿ äâîðÿíñòâî êàçà÷üè îôèöåðàì; 1784 – îäâîðÿíèâàíèå ìåñòíîé çíàòè;  ïîëîæåíèè êðåñòüÿíñòâà êàêèõ-ëèáî çíà÷èìûõ èçìåíåíèé íå ïîñëåäîâàëî. Êðåñòüÿíñêàÿ âîéíà ïîä ïðåäâîäèòåëüñòâîì Ñ. Ðàçèíà ìåæäó êðåñòüÿíàìè è êàçàêàìè (1670-1671) Öåëü: óíè÷òîæåíèå äâîðÿí è êðåïîñòíîãî ïðàâà. Èòîã: â íåêîòîðûõ ãîðîäàõ áûëî êàçíåíî áîëåå 10 òûñÿ÷ ÷åëîâåê. Âñåãî áûëî óíè÷òîæåíî áîëåå 100 òûñÿ÷ ïîâñòàíöåâ. Îäíàêî ðàçíîãëàñèÿ ìåæäó Ãàî Èíñÿíîì è äðóãèì êðåñòüÿíñêèì ëèäåðîì ×æàí Ñÿíü÷æóíîì ïðèâåëè ê ðàñêîëó ïîâñòàí÷åñêèõ ñèë. Ýòî ïîçâîëèëî ïðàâèòåëüñòâåííûì âîéñêàì íàíåñòè àðìèè Ãàî Èíñÿíà ðÿä ñåðü¸çíûõ ïîðàæåíèé.  1636 ãîäó Ãàî Èíñÿí áûë ñõâà÷åí è êàçí¸í.

2. Îïèðàÿñü íà äîïîëíèòåëüíûå èñòî÷íèêè, ñîñòàâüòå êðàòêèé ðàññêàç î ðîññèéñêîé äåðåâíå XVIII â.

Ïîìåùèêè ïðîäàâàëè âîçäåëàííûé êðåñòüÿíàìè õëåá, ë¸í, ïåíüêó. Ìíîãèå äâîðÿíå æèëè ðîñêîøíî.  èõ äîìàõ äåñÿòêè êîìíàò áûëè óáðàíû äîðîãîé ìåáåëüþ, êàðòèíàìè, ñòàòóÿìè. Âå÷åðàìè çäåñü øëè áàëû, ãðåìåëà ìóçûêà, â çîëî÷¸íûõ êàðåòàõ ñúåçæàëèñü ãîñòè. Íèêîãäà ðàíüøå ïîìåùèêè íå çàñòàâëÿëè êðåïîñòíûõ êðåñòüÿí ðàáîòàòü òàê ìíîãî. Åù¸ òåìíî íà äâîðå, à êðåñòüÿíñêàÿ ñåìüÿ óæå íà íîãàõ.  ãîðÿ÷åå âðåìÿ íå òîëüêî ìóæ÷èí è æåíùèí, íî äàæå äåòåé è ïîäðîñòêîâ âûãîíÿëè íà áàðùèíó. Êðåïîñòíîé êðåñòüÿíèí è âñÿ åãî ñåìüÿ ïðèíàäëåæàëè ïîìåùèêó. Ïîìåùèêè òîðãîâàëè êðåñòüÿíàìè, ïðîèãðûâàëè êðåñòüÿí â êàðòû, ÷àñòî ïðè ýòîì ðàçëó÷àëè ìóæà è æåíó, äåòåé è ðîäèòåëåé.

3. Ïðîàíàëèçèðóéòå ñòàòüè Ñîáîðíîãî óëîæåíèÿ 1649 ã. ïîñâÿùåííûå êðåñòüÿíàì. Íàïèøèòå ñâîå çàêëþ÷åíèå î òîì, êàêèå èç ýòèõ ñòàòåé âû ñ÷èòàåòå àðõàè÷íûìè äëÿ êîíöà XVIII â. Àðãóìåíòèðóéòå ñâîþ îöåíêó.

Ê XVIII óñòàðåëà ñòàòüÿ î äåëåíèè êðåïîñòíûõ íà áîáûëåé è êðåñòüÿí. ïîÿâèëîñü ìíîãî êðåïîñòíûõ, ïîïàâøèõ â çàâèñèìîñòü ïîñëå ñîñòàâëåíèÿ ïèñöîâûõ êíèã.

4. Íàéäèòå â êíèãå À. Í. Ðàäèùåâà «Ïóòåøåñòâèå èç Ïåòåðáóðãà â Ìîñêâó» îòðûâêè, êîòîðûå, ïî âàøåé îöåíêå, ñòàëè ïðè÷èíîé ñóðîâîãî ïðèãîâîðà àâòîðó. Îáúÿñíèòå ïðè÷èíó ñâîåãî âûáîðà.

? “Ñåêðåòàðü, ïèøè ïðåäñòàâëåíèå. Çà ìíîãî÷èñëåííûå åãî â ïîñûëêàõ òðóäû è çà òî÷íåéøåå îíûõ èñïðàâëåíèå óäîñòàèâàþ åãî ê ïîâûøåíèþ ÷èíîì».

—  ðàñõîäíîé êíèãå ó êàçíà÷åÿ çàïèñàíî: ïî ïðåäëîæåíèþ åãî âûñîêîïðåâîñõîäèòåëüñòâà äàíî êóðüåðó Í. Í., îòïðàâëåííîìó â Ñ.-Ï. ñ íàèíóæíåéøèìè äîíåñåíèÿìè, ïðîãîííûõ äåíåã â îáà ïóòè íà òðè ëîøàäè èç ýêñòðàîðäèíàðíîé ñóììû… Êíèãà êàçíà÷åéñêàÿ ïîøëà íà ðåâèçèþ, íî óñòåðñàìè íå ïàõíåò.”

? “îáìàíùèêîì, õàíæîþ, ïàãóáíûì êîìåäèàíòîì”

*Öèòèðèðîâàíèå çàäàíèÿ ñî ññûëêîé íà ó÷åáíèê ïðîèçâîäèòñÿ èñêëþ÷èòåëüíî â ó÷åáíûõ öåëÿõ äëÿ ëó÷øåãî ïîíèìàíèÿ ðàçáîðà ðåøåíèÿ çàäàíèÿ.

Содержание:

  1. Просвещенный абсолютизм
  2. Исторический фон абсолютизма
  3. Вывод:
Предмет: История
Тип работы: Доклад
Язык: Русский
Дата добавления: 19.03.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

«Просвещенный абсолютизм» в Западной Европе в XVIII в.

Если вы хотите научиться сами писать доклады по любым предметам, то на странице «что такое доклад и как его написать» я подробно рассказала.

«Просвещенный абсолютизм» в Западной Европе в XVIII в.Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Просвещенный абсолютизм — политика абсолютизма в ряде европейских стран во 2-й половине 18-го века выражалась в разрушении сверху и в трансформации самых устаревших феодальных институтов (отмена определенных классовых привилегий, подчинение церковь государству, реформы — крестьянское, судебное, школьное образование, смягчение цензуры и т. д.). Представители просвещенного абсолютизма в Западной Европе: Мария Тереза ​​(1740-1780) и Иосиф II в Австрии (1780-1790), Фридрих II в Пруссии (1740-1786), Густав III в Швеции (1771-1792) и Екатерина II в России (1762-1796). Что их объединяло?

Во-первых, понимание того, что общество нуждается в определенных изменениях для поддержания базовых основ «старого порядка». Все вышеперечисленные монархи можно назвать консервативными реформаторами. Набор преобразований, проведенных в этот период, был примерно одинаковым во всех странах: содействие торговле, развитие образования, ограничение сферы деятельности торговых структур, попытка оптимизировать финансы и государственное управление, и, наконец, очень осторожные шаги, направленные на модернизация аграрных отношений.

Во-вторых, изменение взглядов элиты на мир, само общество и государство. Была преобразована вся иерархия ценностей, которыми руководствовались просвещенные монархи и их окружение. Ранее церковные принципы лежали в основе мировоззрения и высших и низших слоев общества. Основываясь на них, они определили нормы повседневной жизни, отношения между различными социальными группами, обосновали принципы государственного устройства и вывели задачи государства на международной арене. Теперь они стремились найти рациональное объяснение и обоснование всех сторон общества. Меценатство науки и искусства стало признаком хорошего вкуса.

Наконец, отход от богословских императивов заложил основу для постепенного перехода к гражданскому обществу. Конечно, никто не планировал его создавать. Но объективно все вышеперечисленные реформы, все изменения в менталитете элиты и мощный взрыв гуманитарных знаний предопределили углубление кризиса старого общества. В результате внешне пышное расцветание абсолютизма лишь маскировало его многочисленные внутренние недостатки.

В-третьих, изменение взглядов на сущность государства, его характер привело к ускорению процесса формирования концепции государственных интересов ведущих стран Европы, который начался еще в середине 17 века. Это позволило укрепить системные принципы в международных отношениях, сплотить отдельные европейские страны в единый комплекс, жить по собственным общим стандартам, укрепить правовые принципы. Другими словами, просвещенный абсолютизм дал толчок формированию такого феномена, как европейская цивилизация.

Просвещенный абсолютизм

Просвещенный абсолютизм, некоторые авторы понимают политику, которая, используя социальную демагогию и лозунги просвещения, преследовала цель сохранения старого порядка. Другие историки пытались показать, как просвещенный абсолютизм в интересах дворянства одновременно способствовал буржуазному развитию. Третьи подходят к вопросу просвещенного абсолютизма с академической точки зрения и видят в нем один из этапов эволюции абсолютной монархии.

Философские предпосылки абсолютизма. XVIII век — господство образовательной идеологии. Французский Вольтер, S. Montesquieu, D. Didro, J. ..- J. Руссо и английские просветители Дж. Локк и Т. Гоббс сформулировали основные положения образовательной концепции общественного развития:

  1. Т. Гоббс создал теорию общественного договора, которая состояла в гипотезе появления государства как исполнителя общественного договора, призванного защищать людей в процессе агрессивной конкуренции. Ж.-Ж. Руссо утверждал, что в ответ на принятие государством обязательств по защите прав граждан последние обязаны продвигать общее благо, подчиняя свои интересы общим законам. Он обосновал превосходство республиканского государственного устройства над монархическим как обеспечение демократического механизма управления государством.
  2. С. Монтескье сформулировал принцип разделения властей и сформулировал постулат о том, что целью любой формы государства является сохранение свободы на основе закона. Теория разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, их независимости друг от друга может, по мнению просветителей, обеспечить идеальную социальную структуру.
  3. Дидро боролся против всемогущества церкви, учитывая требования, предъявляемые к ней человеком, не основанные на аргументах разума и, следовательно, несправедливые.
  4. Дж. Локк впервые выделил три основных права человека: право на жизнь, право на свободу, право на собственность (не владение, а результат труда).

Краеугольным камнем всех просветительских теорий была вера во всемогущество разума. Просветители выступали за равенство всех перед законом, право каждого апеллировать к высшим властям, лишать церковь светской власти, неприкосновенность собственности, гуманизацию уголовного права, поддержку науки и техники, свободу прессы, аграрную реформу и справедливое налогообложение.

«Просвещенный абсолютизм» в Западной Европе в XVIII в.

Один из способов достижения свободы, равенства и братства был замечен философами в деятельности просвещенных монархов — мудрецов на престоле, которые, используя свою власть, помогут воспитать общество и установить справедливость. Идея государства как основного инструмента достижения общественного блага преобладала в умах людей того времени. Но понимание монархами равенства и свободы не выходило за рамки обеспечения прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.

Исторический фон абсолютизма

Во второй половине 18-го века абсолютизм, установившийся в Европе и предоставляющий монархам неограниченную власть, уже уменьшался. В Англии революция нанесла смертельный удар по абсолютизму (1640-1660). Там царь был уже не «благодатью Божией», а милостью парламента. Во Франции, где буржуазия, которая стала сильнее и обладала развитым самосознанием, не хотела довольствоваться полуобидами феодальной аристократии, это была кровавая развязка. В большинстве европейских стран, где возможности абсолютизма еще не исчерпаны, была сформирована особая политика, направленная на укрепление господства дворян в условиях формирования капитализма. Во второй половине 18-го века он проводился в Австрии, Пруссии, России, Дании, Швеции, Испании, Италии и Португалии.

Просвещенный абсолютизм характеризуется активной деятельностью самодержавного государства, направленной на законодательное укрепление крепостного права, укрепление дворянских привилегий, расширение границ государства, покровительство развитию промышленности и торговли, жестокое подавление народных волнений, а также Резкое противоречие между либеральной официальной идеологией и реакционной феодально-феодальной политикой.
Историческое развитие просвещенного абсолютизма. В указанных странах абсолютистское государство, не способное препятствовать развитию буржуазии, решило пойти на некоторые уступки. Он только пытался казаться «просвещенным», оставаясь в основном неизменным и по-прежнему отстаивая интересы дворянства. И буржуазия в этих странах даже в XVIII веке больше интересовалась феодально-абсолютистским государством, чем буржуазией. Монархи любили говорить об «общем благе», о «пользе народа», порой успешно создавая иллюзию, что они одинаково обслуживают все предметы.

Это оказалось парадоксальной вещью: идеи Просвещения, враждебные абсолютизму, использовались для его оправдания. Многие государи и их министры искренне увлеклись ими, особенно в молодости. Им действительно понравилась идея государства во главе с просвещенным монархом, который консультируется с философами и преобразовывает общество на новой, рациональной основе. В XVIII веке эту идею старательно распространяли многие просветители, особенно Вольтер, которые долгое время жили у Фридриха II в Пруссии. Объективно это отражало стремление умеренно либеральной части буржуазии осуществить буржуазные преобразования без революции, путем реформ сверху. Такой ход развития, сохраняя господствующее положение дворянства, полностью устраивал монархов. Среди просветителей были и главные противники абсолютистского режима, но они не нашли поддержки в тех странах, где буржуазия была еще слишком слаба, чтобы мечтать о власти. Кроме того, практика воспитания иммигрантов из других классов и присуждения титулов приносила свои плоды.

Тем не менее, самые неотложные преобразования в абсолютистских государствах были проведены: некоторые классовые привилегии были отменены, например, налоги были также наложены на дворян (в Австрии при Марии Терезии, в Пруссии при Фридрихе II), были проведены крестьянские реформы, наиболее радикальные при Иосифе II отменили крепостное право в Австрии. Церковь постепенно стала подчиняться государству, последнее присвоило свои земли и закрыло монашеские ордена. В 1759 году маркиз Помбал, возглавлявший правительство Португалии, сумел изгнать иезуитов из страны и конфисковать огромные богатства этого ордена. В Испании и Португалии количество монастырей сократилось, и началось светское образование. Терпимость постепенно утверждалась в обществе. Фридрих II, например, любил повторять: «Позвольте мне спасти каждого по-своему», имея в виду спасение души. Из судебной практики была уничтожена чудовищная реликвия средневековья — пытки. «Охота на ведьм» прекратилась.

Правители и их помощники, особенно юристы, использовали доводы просветителей для оправдания феодально-абсолютистского законодательства, которое противоречило буржуазному пониманию права. То же самое касается теории государства. Практика управления страной была очень далека от идеалов просветителей, хотя суверены часто прибегали к своей философии, чтобы оправдать свое безраздельное господство. Теория общественного договора, изобретенная просветителями, воспринималась монархами как соглашение, по которому люди должны были полностью им подчиняться. Как только основные интересы дворянства оказались под угрозой, готовность правителя пойти на уступки, как бы он ни заигрывал с просветлением, немедленно закончилась. Таким образом, многие из автократов, хотя они одобряли просвещающие теории образования, а иногда даже позволяли проверить их на практике, не осмеливались, однако, упразднить школу сословий, которая отражала структуру общества и привилегированное положение благородство в этом. Это, в частности, объясняет враждебное отношение Фридриха II к Руссо: «Я покровительствую только таким свободным мыслителям, у которых есть приличные манеры и разумные идеи». Основными сторонниками просвещенного абсолютизма были, наряду с королями и их министрами, также представители дворянства, которые считали необходимым, главным образом по экономическим причинам, ослабить феодальную зависимость, и многие буржуазные фермеры. Революция во Франции, уничтожающая абсолютизм в стране и пугающая монархов всей Европы, положила конец политике просвещенного абсолютизма, где он не был остановлен даже раньше.

Суть политики просвещенного абсолютизма в Европе (например, в Пруссии, Австрии, Испании):

  • ПРУССИЯ:
  1. Оптимизация деятельности финансовых и судебных органов
  2. Расширение начального образования
  3. Терпимость язычников
  4. Запрещение изгнания помещиков-крестьян из наделов
  5. Реализация политики меркантилизма (защита национальных товаропроизводителей, содействие торговле через активное строительство дорог и каналов).
  6. Отмена пыток
  7. Введение равного суда для всех.

В то же время сохранились такие пережитки абсолютной монархии, как цензура, запрет на выезд из страны и крепостное право на частной земле.

  • АВСТРИЯ:
  1. Ограничение произвола сеньора по отношению к крестьянину в суде «Иосиф-адвокат»; ограничение на применение смертной казни
  2. Введение светского высшего и среднего образования
  3. Ограничение привилегий католической церкви
  4. Отмена внутренних обязанностей и введение высокого внешнего (политика меркантилизма)
  5. Отмена крепостного права, выделение земли крестьянам

В то же время набор сотрудников стал более жестким, власть централизована в империи Габсбургов (контроль над автономиями — Галиция, Венгрия — постоянно увеличивается) и т. д.

  • ШВЕЦИЯ:
  1. Закон о свободе прессы
  2. Религиозная свобода
  3. Отмена классовых ограничений на занятие государственной должности

В то же время централизация власти усилилась в последние годы правления, в частности, парламент (ригсдаг) был созван по поручению короля, при нем был упразднен консультативный орган при нем, Государственный совет.

Вывод:

Таким образом, к концу XVIII в. Возможности абсолютизма поддерживать основы «старого порядка» заметно сузились. Жить по-старому, ничего не меняя, становилось все труднее. Чтобы держать ситуацию под контролем, необходимо было поддерживать огромный государственный аппарат, с помощью привилегий покупать лояльность аристократии, увеличивать расходы на армию как главного гаранта безопасности страны. Но на все это требовалось все больше и больше денег. Только динамично развивающаяся экономика могла обеспечить их приток. Однако «старый порядок» с его строгим мелким регулированием всех аспектов экономической деятельности, многочисленными ограничениями, охватившими всю социально-экономическую сферу, препятствовал формированию рыночной экономики, которая сама по себе может обеспечить качественный скачок в развитии экономики. общество.

Попытки представителей просвещенного абсолютизма найти решение накопившихся проблем путем отдельных реформ также не принесли желаемого результата. Жестокие каноны, на которых строилось средневековое общество, было трудно реформировать: в нем все было чрезвычайно взаимосвязано и взаимозависимо, и любая попытка каким-либо образом изменить какую-либо из поддерживающих структур немедленно заметно подорвала стабильность всей системы. Благодаря этому реформы просвещенных монархов, снятие наиболее жестких и устаревших ограничений, несколько расширявшие возможности для социального прогресса, одновременно потрясли основы миропорядка, в который они пытались вдохнуть новую жизнь. Таким образом, этот вариант разработки, хотя и не такой очевидный, как открытая защита, также исчерпал свои возможности во многих отношениях.

Просвещение политизировало общественное сознание и способствовало росту революционных настроений в обществе. Великая французская революция была ярким свидетельством зарождающегося социального кризиса, главной причиной которого было широко распространенное недовольство среди слоев господствующей феодально-абсолютистской системы и ее несоответствие задачам экономического, социального и политического развития страны.

Учебник по Всемирной истории. 8 класс. Дьячков — Новая программа

В XVIII в. абсолютная власть королей и императоров достигла своей вершины. Однако монархи начинают понимать, что им не удастся сохранить существующее положение в своих странах без перемен. Поэтому некоторые правители пытаются использовать «научный подход» в управлении государством, взяв на вооружение некоторые идеи просветителей.

Давайте вспомним! 1. Какие земли входили во владения австрийских Габсбургов в XVII в.? 2. Как происходила Реформация в германских землях (§7)? 3. Какими были последствия Тридцатилетней войны для германских государств (§18)?

1. Просвещение и абсолютизм.

Идеи Просвещения были популярны не только среди ученых и просто мыслящих людей Европы. Многие европейские монархи еще в юные годы попали под влияние взглядов Вольтера и Монтескьё и, придя к власти, стремились к перестройке своей страны. Они понимали, что существующие порядки уже не могут обеспечивать развитие государства, и были готовы провести реформы в духе Просвещения. К изменениям монархов подталкивало и нарастающее недовольство буржуазии, постоянные крестьянские волнения. Правителям не хотелось повторить судьбу короля Карла I Стюарта, казненного по решению парламента.

Многие идеи просветителей казались монархам хорошим средством для улучшения ситуации в государстве. «Просвещенные монархи» в XVIII в. правили во Франции, Испании, Пруссии, Австрии, России, итальянских государствах и германских княжествах. Они открыто провозглашали своей целью реформы в духе идей просветителей. «Просвещенные правители» состояли в переписке с известными мыслителями, встречались с учеными и философами (рис. 1).

Во многих государствах было ослаблено влияние католической церкви, запрещена деятельность Ордена иезуитов. Вводилось всеобщее начальное образование, открывались университеты, академии наук, музеи и библиотеки. «Просвещенные правители» заботились о развитии торговли и мануфактурного производства, сокращении числа крестьянских повинностей, а Иосиф II Габсбург вообще отменил в Австрии личную зависимость крестьян.

image223

♦ Рис. 1. Вольтер и король Пруссии Фридрих II. Монархи ведущих стран Европы считали большой честью состоять в переписке и лично общаться с мыслителем.

Однако монархи периода «просвещенного абсолютизма» не думали выполнять рекомендации просветителей о передаче власти народу и об ограничении прав монарха. Реформы должны были способствовать лишь укреплению абсолютной власти правителя.

Российская императрица Екатерина II так отзывалась о личном общении с великим французским энциклопедистом Д. Дидро: «…я долго с ним беседовала, но более из любопытства, чем с пользой. Если бы я ему поверила, то пришлось бы преобразовать всю мою империю, уничтожить законодательство, правительство, политику, финансы и заменить их несбыточными мечтами».

«Просвещенный абсолютизм» — политика абсолютных монархов XVIII в., основанная на использовании некоторых идей просветителей.

2. Империя Габсбургов во второй половине XVII в.

Долгая и кровопролитная Тридцатилетняя война существенно ослабила династию австрийских Габсбургов. Хотя Габсбурги оставались императорами Священной Римской империи, они больше не пытались подчинить себе все германские земли. Во второй половине XVII в. Габсбурги начали укреплять собственное государство, не связанное со Священной Римской империей. В их владения входили Австрия, Чехия, Венгрия, хорватские, словацкие и румынские земли (рис. 2).

Государство сосредоточило в себе множество народов, говоривших на разных языках, сохранивших собственные обычаи и традиции. Неслучайно государство Габсбургов вошло в историю как «лоскутное государство». Неравномерным было экономическое развитие разных частей австрийской монархии. В самой Австрии и части Чехии активно развивалось мануфактурное производство, большое значение имели металлургические предприятия. В австрийских землях крестьяне были лично свободными и имели землю. Однако на территории большинства владений Габсбургов господствовали феодальные отношения — крепостные крестьяне работали в крупных помещичьих хозяйствах.

image224

♦ Рис. 2. Австрийская монархия Габсбургов и Бранденбургско-Прусское государство.

Габсбурги стремились усилить свое влияние в стране, опираясь на дворянство. Постепенно уменьшалось значение местных сословно-представительных органов и возрастали полномочия чиновников. Борьба Габсбургов с протестантами привела к тому, что в их государстве абсолютную победу одержала Контрреформация, и протестанты оказались вне закона. Католическая церковь поддерживала власть императоров и способствовала укреплению единства страны.

image225

♦ Рис. 3. Герб Габсбургов.

Объединению государства способствовала не только политика императоров, но и общая угроза со стороны Турции. Дважды во второй половине XVII в. турецкие армии подходили к австрийской столице Вене. По мнению многих жителей, Габсбурги были единственной силой, способной защитить их от турецкого завоевания.

Кроме того, для укрепления своей многонациональной империи Габсбурги использовали еще один старый прием: «разделяй и властвуй». Они сталкивали между собой представителей разных народов и выступали в роли миротворцев. Складывалось впечатление, что без помощи Габсбургов соседние народы не смогут жить в мире друг с другом. Такая политика долгое время позволяла управлять большой страной.

К началу XVIII в. австрийским Габсбургам удалось существенно усилить свою власть и укрепить единство страны.

Австрия и Венгрия

Далеко не всегда жители монархии Габсбургов поддерживали усиление власти императоров. Особенно решительно за сохранение своих прав боролось сильное венгерское дворянство. В Венгрии неоднократно вспыхивали антиавстрийские восстания, а в начале XVIII в. началась освободительная война венгров под предводительством князя Ференца Ракоци II. В ходе борьбы восставшие нанесли несколько поражений австрийским войскам, и Габсбурги вынуждены были пойти на уступки. Венгрия осталась в составе монархии Габсбургов, но сохранила широкую автономию (самоуправление), и венгерские протестанты получили гарантии своих прав.

3. «Просвещенный абсолютизм» Марии Терезии и Иосифа II.

Вступление на австрийский престол Марии Терезии (1740— 1780) (рис. 4) ознаменовало начало эпохи «просвещенного абсолютизма» в государстве Габсбургов. Этому предшествовала неудачная внешняя политика — в ходе войны за австрийское наследство Габсбурги потеряли часть владений в Италии и Силезию. Эти события, а также частые восстания убедили правительницу в необходимости проведения реформ. Экономически Австрия также отставала от ведущих государств Европы. Особенно тормозило развитие страны крепостное право, существовавшее на большей части государства.

image226

♦ Рис. 4. Императрица Мария Терезия.

Мария Терезия использовала некоторые идеи Просвещения для укрепления центральной власти, но старалась избегать радикальных преобразований и опасалась затрагивать интересы дворянства. В стране господствовала католическая церковь, крестьяне оставались крепостными, дворянство сохраняло свои привилегии. Сын Марии Терезии, император Иосиф II (1765—1790) (рис. 5), с 1765 г. правивший вместе с матерью, был более решительным. Он осуществил смелые реформы, вызвавшие недовольство со стороны дворянства и католической церкви, но способствовавшие развитию страны.

Под лозунгом «Справедливостью и добротой»

Мария Терезия взошла на трон австрийских Габсбургов в возрасте 23 лет. Однако большинство европейских правителей не признали ее права на престол и развязали войну. Многие государственные деятели, представители знати и даже супруг Марии Терезии не верили в то, что молодая и хрупкая императрица сможет удержать власть. К их удивлению, Мария Терезия не только осталась на троне, но и смогла значительно укрепить государство. Достойно уважения, что великая представительница династии Габсбургов, перед которой склоняли голову славные полководцы и напыщенные вельможи, смогла остаться верной женой и любящей матерью. Мария Терезия родила 16 детей, о которых заботилась до самой смерти.

image227

♦ Рис. 5. Император Иосиф II.

Реформы «просвещенного абсолютизма» позволили Габсбургам осуществлять успешную внешнюю политику. В ходе многочисленных войн их владения выросли за счет земель в Италии, Нидерландах и на Балканском полуострове. После разделов Речи Посполитой в состав австрийской монархии вошла часть польских и западноукраинских земель. Под властью Габсбургов теперь находились территории, населенные украинцами: Восточная Галичина, Закарпатье (в составе Венгрии) и Северная Буковина (отвоеванная у Турции в 1774 г.). Однако попытка вернуть Силезию, захваченную Пруссией, оказалась безуспешной. Со второй половины XVIII в. именно Пруссия, стремительно набиравшая силу, стала основным противником Габсбургов в Европе.

image228

♦ Рис. 6. Дворец Бельведер в Вене (был выкуплен Марией Терезией). Современный вид.

Реформы эпохи «просвещенного абсолютизма» способствовали укреплению государства Габсбургов.

4. Создание Прусского королевства.

Вестфальский мир, которым завершилась Тридцатилетняя война, закрепил раздробленность германских земель. Многие германские княжества лежали в руинах, их население значительно сократилось. Однако несмотря на огромные потери в войне, постепенно начал усиливаться Бранденбург, восточногерманское протестантское государство. Бранденбургскому курфюрсту Фридриху Вильгельму I (1640—1688) удалось благодаря Вестфальскому миру увеличить свои владения и получить выход к Балтийскому морю. В течение XVII в. к Бранденбургу было присоединено герцогство Пруссия.

Фридриху Вильгельму I удалось укрепить свою власть, сделав ее почти неограниченной. Успехи его политики можно объяснить тем, что в Бранденбурге не было крупных феодалов, способных ограничить власть правителя. Центральная власть опиралась на мелкое дворянство, на землях которого работали зависимые крестьяне. Дворяне, которых в Пруссии называли юнкерами, постоянно увеличивали барщину, а выращенное крестьянами зерно с огромной прибылью продавали в Западную Европу. Постепенно зависимость крестьян возрастала, и в середине XVII в. на требование юнкеров в государстве было введено крепостное право. В ответ дворяне полностью поддержали усиление власти курфюрста.

Фридрих Вильгельм I много внимания уделял развитию ремесла и мануфактурного производства. Поскольку крепостное право не позволяло крестьянам работать на мануфактурах, курфюрст призывал протестантов со всей Европы, особенно из Франции, переселяться в Бранденбург.

Курфюрст Фридрих III (1688—1713) добился от императора Священной Римской империи королевского титула и в 1701 г. провозгласил себя королем Пруссии, а его государство стало называться Прусским королевством.

«Не рассуждать!»

В годы правления прусского короля Фридриха Вильгельма I (1713— 1740) в государстве была окончательно установлена абсолютная монархия. Король создал огромную армию, увеличив вдвое численность солдат. На содержание армии уходило больше половины доходов государства. Пользуясь неограниченной властью, Фридрих Вильгельм I уменьшил все другие расходы, увеличил налоги и заставил платить их даже дворянство. Огромные военные расходы ослабляли страну, но король экономил на всем, кроме армии. Пруссия стала похожа на большую армейскую казарму, а девизом короля стало выражение «Не рассуждать!». Именно в период правления Фридриха Вильгельма I окончательно сформировался «прусский дух» юнкерства — преклонение перед армейской службой и военной дисциплиной.

В начале XVIII в. в Пруссии была установлена абсолютная монархия.

5. Правление Фридриха II Великого.

После смерти Фридриха Вильгельма на прусский престол вступил его сын Фридрих II (1740—1786) — просвещенный монарх, увлеченный идеями Просвещения (рис. 7). Высказывая острую критику в адрес отца, молодой король начал реформы.

Фридрих П, пользуясь неограниченной властью, осуществлял политику протекционизма, поддерживал развитие мануфактурного производства в королевстве, ослабил влияние ремесленных цехов. Монарх пытался облегчить положение крестьян, защитить крестьянские земли от завоевания юнкерами. В стране были запрещены пытки, улучшена система судопроизводства. Вводилось обязательное начальное образование. Реформы короля, осуществленные в духе Просвещения, изменили Пруссию, превратив ее в развитое государство.

Однако целью реформ короля было не улучшить положение населения, а усилить королевскую армию, численность которой выросла в два раза. В армии, ставшей крупнейшей в Западной Европе, служил каждый третий взрослый житель Пруссии.

image229

♦ Рис. 7. Прусский король Фридрих II.

image230

♦ Рис. 8. Сан-Суси — дворец Фридриха II. Современный вид.

С первых дней своего правления Фридрих II начал военные действия. Он четко придерживался принципа «Дипломатия без оружия — что музыка без инструментов».

Во время войны за австрийское наследство Пруссия разбила Габсбургов и захватила богатую провинцию Силезию. В ходе первого раздела Речи Посполитой Фридрих II присоединил к своим владениям Восточную Пруссию. Однако король стремился установить свою власть над большей частью германских земель, и это втянуло Пруссию в Семилетнюю войну (1756—1763 гг.). Союзником Пруссии выступила только Англия, не участвовавшая в военных действиях в Европе. Поэтому Фридрих II был вынужден бороться с объединением сильнейших государств Европы — Австрией, Францией, Россией, Испанией, Швецией. Пруссия с блеском разгромила французские и австрийские войска, но не смогла отразить наступление российской армии в решающей битве при Кунерсдорфе. В 1760 г. российская армия даже захватила столицу Пруссии Берлин. В 1762 г. положение в стране стало катастрофическим. Фридриха II спасла смена правителя в России. Новый российский император Петр III был поклонником прусских порядков, считал Фридриха II образцом для подражания и сразу заключил союз с Пруссией. Воспользовавшись этим, Фридрих II нанес поражение австрийцам и в 1763 г. добился подписания выгодного для Пруссии мира.

image231

♦ Рис. 9. Фридрих II в битве при Цорндорфе в 1758 г. Художник Карл Рёхлинг.

Какое событие изображено на рисунке? Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, составьте сообщение о битве при Цорндорфе.

К концу правления Фридриха II территория королевства увеличилась вдвое, а Пруссия превратилась в одно из ведущих государств Европы. Еще при жизни современники называли Фридриха Великим. Однако его политика изрядно истощила силы страны, а население было целиком подчинено нуждам армии. Недаром на смертном одре Фридрих П Великий произнес: «Я устал управлять рабами».

Политика Фридриха II Великого способствовала укреплению международного положения Прусского королевства.

Вопросы и задания

1. В чем причины политики «просвещенного абсолютизма» в государстве Габсбургов и Пруссии? 2*. Почему Габсбурги смогли собрать в своем государстве разные народы, но им не удалось объединить германский народ? 3. В интересах каких слоев населения вводились реформы Иосифа II? 4. Что способствовало сохранению единства государства Габсбургов? 5. Что, на ваш взгляд, способствовало усилению Бранденбурга в XVII в.? 6. С какой целью Фридрих II проводил реформы в государстве? 7. Охарактеризуйте внешнюю политику Фридриха II. 8. Сравните политическое и экономическое положение Австрии и Пруссии в XVIII в. Какая из стран развивалась успешнее?

Из мирного договора между Россией и Пруссией от 24 апреля 1762 г.

Император всероссийский… обещает и обязуется настоящим трактатом формально и торжественно возвратить его величеству королю прусскому все области, земли, города, места и крепости, его прусскому величеству принадлежащие, которые в течение этой войны заняты были российским оружием… ? 1. Каковы причины подписания мира? 2. Как договор о мире между Россией и Пруссией повлиял на ход Семилетней войны?



  • Рассказ о рисовании как хобби
  • Рассказ о родине 7 класс на немецком языке с переводом на русский
  • Рассказ о римском корсакове
  • Рассказ о родине 2 класс окружающий мир небольшой рассказ
  • Рассказ о религии народов севера и сибири