Рассказ о реформах петра 1 8 класс

Могла ли россия добиться успехов в экономическом, политическом, культурном развитии без реформ в сфере управления? что изменилось в системе управления

Могла ли Россия добиться успехов в экономическом, политическом, культурном развитии без реформ в сфере управления? Что изменилось в системе управления Российским государством при Петре Великом?

1. Создание Сената и коллегий

Наметившаяся ещё в XVII в. тенденция к абсолютизму потребовала ещё большей централизации власти в условиях Северной войны.

В 1699 г. вместо Боярской думы была организована Ближняя канцелярия, переименованная в 1708 г. в Консилию (Совет) министров.

Что такое Боярская дума? Кто в неё входил?

Следующим шагом было создание в 1711 г. Правительствующего Сената, ставшего высшим правительственным учреждением. В первый состав Сената вошли девять ближайших к царю сановников: граф Иван Алексеевич Мусин-Пушкин, боярин Тихон Никитич Стрешнев, князь Пётр Алексеевич Голицын, князь Михаил Владимирович Долгоруков, князь Григорий Андреевич Племянников, князь Григорий Иванович Волконский, генерал Михаил Михайлович Самарин, генерал Василий Андреевич Апухтин и Назарий Петрович Мельницкий. Обер-секретарём был назначен Анисим Щукин.

Первоначально создание Сената было обусловлено необходимостью управлять государством во время частых отлучек Петра I. В конечном итоге Сенат приобрёл законосовещательные, судебные и контролирующие функции. Однако, несмотря на широкие полномочия и высокий статус, Сенат не подменял собой царя и не ограничивал его власти. Вскоре была учреждена должность фискалов, в обязанности которых входили тайный надзор и сыск нарушителей государственного порядка, взяточников, воров. Фискалы назначались и на местах, осуществляя контроль за местными властями. Им были даны неограниченные полномочия. Источники свидетельствуют, что фискалов не наказывали даже за ложный донос.

В 1722 г. над деятельностью Сената также был установлен контроль. Была введена должность Генерал прокурора, которую занял видный государственный деятель и дипломат Павел Иванович Ягужинский. Он был посредником между Сенатом и государем, заведовал делопроизводством и руководил прокуратурой.

Пётр называл Генерал-прокурора «оком государевым».

Рассказ о реформах петра 1 8 класс

П. И. Ягужинский. Портрет

Что такое приказы? Когда они появились?

В 1718—1721 гг. громоздкая и неэффективная система приказов была преобразована в систему коллегий. Новые органы центрального управления отличались от приказов двумя принципами: они управлялись коллегиально, и функции их были чётко разделены. Первоначально было учреждено 11 коллегий. Каждая из них ведала определённой отраслью управления, например: Коллегия иностранных дел — внешней политикой, Адмиралтейская — флотом, Военная — сухопутными войсками, Камер-коллегия — доходами, Штатс-коллегия — государственными расходами, Мануфактур-коллегия — промышленностью, Главный магистрат на правах одной из коллегий ведал городами, Преображенский приказ — политическим сыском, Вотчинная коллегия — дворянским землевладением. Для руководства их деятельностью были изданы Генеральный регламент и регламенты каждой коллегии. Подчинялись коллегии непосредственно Сенату, который совместно с царём назначал их президентов.

Центральное место в системе управления занимала тайная полиция. Делами о государственных преступлениях ведал Преображенский приказ, а затем Тайная канцелярия, находившиеся в ведении самого императора.

Многие принципы организации государственного управления (принцип совещательности, жёсткого подчинения нижестоящих инстанций вышестоящим, чёткого разделения полномочий между ведомствами) Пётр заимствовал у Швеции, своего противника в Северной войне.

Рассказ о реформах петра 1 8 класс

Мундир полковника Преображенского полка начала XVIII в. Фото

2. Указ о единонаследии. Табель о рангах

В 1714 г. Пётр подписал Указ о единонаследии, запрещавший дробление дворянских имений, так как это часто приводило к разорению дворян. Этот указ юридически ликвидировал различие между поместьями и вотчинами, превратив их в единый вид дворянской земельной собственности. Теперь не существовало разницы между дворянским и боярским землевладением.

В 1722 г. император принял Табель о рангах. Теперь старая и новая аристократия уравнивались и в служебном положении. Согласно новому закону служба делилась на гражданскую и военную. Было определено 14 классов (рангов) чиновников: в гражданской службе — от коллежского регистратора до канцлера; в армии — от прапорщика до генерал-фельдмаршала; на флоте — от мичмана до генерал-адмирала. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-й давали личное дворянство без права передачи по наследству. За свою службу чиновники получали земли и крестьян, а также денежное содержание.

Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку независимо от его происхождения.

3. Реформа местного управления

Реформа управления коснулась и местных учреждений. Высшей единицей административно-территориального деления вместо уезда стала губерния.

Рассказ о реформах петра 1 8 класс

Вид на Петропавловскую крепость в Петербурге. Гравюра XVIII в.

В 1708 г. Россия первоначально была разделена на 8 губерний: Ингерманландскую (с 1710 г. — Петербургскую), Московскую, Киевскую, Смоленскую, Архангелогородскую, Казанскую, Сибирскую и Азовскую.

Во главе каждой губернии стоял губернатор или генерал-губернатор с административными, полицейскими, финансовыми, судебными функциями. Генерал-губернаторы были также командующими войсками в подчинённых им губерниях. В дальнейшем, в 1719 г. губернии были разделены на 50 провинций, а провинции — на дистрикты. Во главе провинции стоял воевода, а во главе дистрикта — земский комиссар. Высшей территориальной единицей Российской империи становилась провинция, а губернии выполняли роль военных округов. Провинциальные воеводы находились в подчинении губернаторов только в военных вопросах, в гражданских же делах они напрямую подчинялись Сенату.

Особый режим местного самоуправления существовал на Украине. Власть здесь принадлежала гетману. Однако для контроля за его действиями (особенно после измены гетмана Мазепы) была создана Малороссийская коллегия, которую возглавлял царский офицер. После смерти в 1722 г. гетмана И. И. Скоропадского выборы гетмана были запрещены и на эту должность стали назначать царским указом.

Почему на Украине существовал особый порядок управления?

Главной целью реформы административно-территориального устройства страны было укрупнение ключевых территориальных единиц для централизации власти на местах.

В 1699 г. в России началась городская реформа. В Москве была создана Бурмистерская палата, которой подчинялись земские избы городов. В её состав вошли бурмистры — должностные лица, избиравшиеся посадским населением. Вскоре Бурмистерская палата была переименована в Ратушу.

Ратуша стала центральным государственным учреждением для управления городским торгово-промышленным населением России, являясь одновременно и финансовым учреждением, и высшей судебной инстанцией для городского населения. Земские бурмистры все доходы и подати отправляли в Ратушу.

В 1718 г. большинство полномочий Ратуши было сосредоточено в Коммерц-коллегии, которая должна была заботиться не только о развитии торговли и промышленности, но и о сословных интересах торгово-промышленного населения России. В 1721 г. был издан регламент Главного магистрата. Члены Главного магистрата и городских магистратов назначались императором и носили чин по Табели о рангах.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Реформы управления Петра I, с одной стороны, повысили централизацию и эффективность государственного управления и способствовали окончательному оформлению абсолютной монархии, но с другой — привели к формированию «регулярного государства», основанного на бюрократизации государственного аппарата, слежке и полном подчинении всех сословий верховной власти.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. В чём заключалась реформа органов центрального управления? 2. Почему возникла необходимость принятия Указа о единонаследии? 3. С какой целью Пётр I предпринял реформу местного самоуправления? 4. Что нового было введено в управление городами? 5. Найдите исторические ошибки в предложении: «Дворянство он получил от своего отца — прапорщика флота, служившего ещё Петру I».

Работаем с картой

Покажите на карте центры губерний, созданных в России в 1708 г.

Изучаем документы

РАБОЧАЯ НЕДЕЛЯ ПЕТРА I. СОБСТВЕННОРУЧНАЯ ЗАПИСЬ ЦАРЯ

Понедельник, вторник, среда, четверг — делать Устав Адмиралтейский.

Пятница — в Сенат, субботнее утро — история о войне, воскресное утро — чужестранные дела.

А когда река станет, тогда, ежели много дел будет, четверг прибавить к сенатским делам.

Составьте по первому документу рассказ о рабочей неделе царя Петра I.

ИЗ УКАЗА О ЕДИНОНАСЛЕДИИ. 23 МАРТА 1714 г.

…Всем недвижимых вещей, то есть: родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом: Кто имеет сыновей и ему же аще хощет единому из оных дать недвижимое… тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имения, которыя должен отец их или мать разделити им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме онаго одного, который в недвижимых наследником будет…

В чьих интересах был издан Указ о единонаследии? Кто и почему имел основания быть недовольным его положениями?

СОВРЕМЕННИК О ПЕТРЕ I

Самым его любимым и приятным занятием было кораблестроение и другие дела, относящиеся к мореходству. Оно развлекало его каждый день, и ему должны были уступать и самые важные государственные дела. Даже если Пётр задумывал заложить новый корабль, то на несколько недель он запирался в саду и проводил время в чертежах и вычислениях соразмерности мачт и парусов, а между тем никого не пускал к себе из министров. О внутренних улучшениях в государстве, судопроизводстве, хозяйстве, доходах и торговле он мало или вовсе не заботился в первые 30 лет своего царствования и бывал доволен, если только его Адмиралтейство и войско достаточным образом снабжались деньгами, дровами, рекрутами, матросами, съестным и одеждой, а это случалось тем легче, что его войска много лет сряду находили случай содержать себя на чужой счёт, без отягощения государства.

Чем вы можете объяснить первостепенный интерес Петра к вопросам кораблестроения?

Думаем, сравниваем, размышляем

1. По материалам параграфа составьте таблицу в тетради, содержащую данные об основных реформах петровского времени и их значении.

2. Используя Интернет, соберите информацию и напишите о метрологической реформе Петра I. Определите её цель и задачи, которые она должна была решить.

3. Сравните систему государственного управления в России после реформ Петра I с подобной системой в европейских странах. Сделайте выводы.

Запоминаем новые слова

Абсолютизм — форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.

Аристократия — родовая знать.

Губерния — основная административно-территориальная единица в России с 1708 по 1917 г.

Коллегия — название высшего правительственного учреждения в Российской империи XVIII в.

Модернизация — обновление основных сторон жизни общества. Прокурор — должностное лицо органов прокуратуры, призванное следить за выполнением закона.

Ратуша — сословный судебный орган в небольших российских городах в XVIII—начале XIX в.

Сенат — в России с 1711 по 1917 г. — высший государственный орган, подчинённый императору.

Табель о рангах — законодательный акт Петра I (1722), определявший порядок прохождения службы чиновниками империи.

Фискал — в России в 1711 — 1729 гг. — государственный служащий для надзора за деятельностью государственных учреждений и чиновников.



Ðàññìîòðèì âàðèàíò ðåøåíèÿ çàäàíèÿ èç ó÷åáíèêà Àðñåíòüåâ, Äàíèëîâ, Êóðóêèí 8 êëàññ, Ïðîñâåùåíèå:

Ïàðàãðàô 5. Ðåôîðìû óïðàâëåíèÿ Ïåòðà I.

Ìîãëà ëè Ðîññèÿ äîáèòüñÿ óñïåõîâ â ýêîíîìè÷åñêîì, ïîëèòè÷åñêîì, êóëüòóðíîì ðàçâèòèè áåç ðåôîðì â ñôåðå óïðàâëåíèÿ? ×òî èçìåíèëîñü â ñèñòåìå óïðàâëåíèÿ Ðîññèéñêèì ãîñóäàðñòâîì ïðè Ïåòðå Âåëèêîì?

Ðîññèÿ íå ìîãëà äîáèòüñÿ óñïåõîâ â ýêîíîìè÷åñêîì, ïîëèòè÷åñêîì, êóëüòóðíîì ðàçâèòèè áåç ðåôîðì â ñèñòåìå óïðàâëåíèÿ, âåäü ýòî ÿâëÿåòñÿ îñíîâîé. Ïðè Ïåòðå Âåëèêîì ïîÿâèëèñü êîëëåãèè, Ñåíàò, ãóáåðíèè, Ðàòóøà.

×òî òàêîå Áîÿðñêàÿ äóìà? Êòî â íå¸ âõîäèë?

Áîÿðñêàÿ äóìà — ñîâåùàòåëüíûé îðãàí ïðè ïðàâèòåëå â ðóññêîì ãîñóäàðñòâå. Â íåå âõîäèëè ïðåäñòàâèòåëè áîÿðñêîé âåðõóøêè.

×òî òàêîå ïðèêàçû? Êîãäà îíè ïîÿâèëèñü?

Ïðèêàçû — îðãàíû öåíòðàëüíîãî óïðàâëåíèÿ. Îíè ïîÿâèëèñü ïðè Èâàíå III.

Ïî÷åìó íà Óêðàèíå ñóùåñòâîâàë îñîáûé ïîðÿäîê óïðàâëåíèÿ?

Íà Óêðàèíå ñóùåñòâîâàë îñîáûé ïîðÿäîê óïðàâëåíèÿ, ïîòîìó ÷òî Óêðàèíà âîøëà â ñîñòàâ Ðîññèè íà ïðàâàõ ñàìîóïðàâëåíèÿ.

1.  ÷¸ì çàêëþ÷àëàñü ðåôîðìà îðãàíîâ öåíòðàëüíîãî óïðàâëåíèÿ?

 1699 ã. âìåñòî Áîÿðñêîé äóìû áûëà îðãàíèçîâàíà Áëèæíÿÿ êàíöåëÿðèÿ, ïåðåèìåíîâàííàÿ â 1708 ã. â Êîíñèëèþ (Ñîâåò) ìèíèñòðîâ. Ñëåäóþùèì øàãîì áûëî ñîçäàíèå â 1711 ã. Ïðàâèòåëüñòâóþùåãî Ñåíàòà, ñòàâøåãî âûñøèì ïðàâèòåëüñòâåííûì ó÷ðåæäåíèåì.  êîíå÷íîì èòîãå Ñåíàò ïðèîáð¸ë çàêîíîñîâåùàòåëüíûå, ñóäåáíûå è êîíòðîëèðóþùèå ôóíêöèè. Âñêîðå áûëà ó÷ðåæäåíà äîëæíîñòü ôèñêàëîâ, â îáÿçàííîñòè êîòîðûõ âõîäèëè òàéíûé íàäçîð è ñûñê íàðóøèòåëåé ãîñóäàðñòâåííîãî ïîðÿäêà, âçÿòî÷íèêîâ, âîðîâ. Ôèñêàëû íàçíà÷àëèñü è íà ìåñòàõ, îñóùåñòâëÿÿ êîíòðîëü çà ìåñòíûìè âëàñòÿìè.  1718—1721 ãã. ñèñòåìà ïðèêàçîâ áûëà ïðåîáðàçîâàíà â ñèñòåìó êîëëåãèé. Öåíòðàëüíîå ìåñòî â ñèñòåìå óïðàâëåíèÿ çàíèìàëà òàéíàÿ ïîëèöèÿ.

2. Ïî÷åìó âîçíèêëà íåîáõîäèìîñòü ïðèíÿòèÿ Óêàçà î åäèíîíàñëåäèè?

 1714 ã. ϸòð ïîäïèñàë Óêàç î åäèíîíàñëåäèè, çàïðåùàâøèé äðîáëåíèå äâîðÿíñêèõ èìåíèé, òàê êàê ýòî ÷àñòî ïðèâîäèëî ê ðàçîðåíèþ äâîðÿí.

3. Ñ êàêîé öåëüþ ϸòð ïðåäïðèíÿë ðåôîðìó ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ?

Ãëàâíîé öåëüþ ðåôîðìû àäìèíèñòðàòèâíî-òåððèòîðèàëüíîãî óñòðîéñòâà ñòðàíû áûëî óêðóïíåíèå êëþ÷åâûõ òåððèòîðèàëüíûõ åäèíèö äëÿ öåíòðàëèçàöèè âëàñòè íà ìåñòàõ.

4. ×òî íîâîãî áûëî ââåäåíî â óïðàâëåíèå ãîðîäàìè?

 Ìîñêâå áûëà ñîçäàíà Áóðìèñòåðñêàÿ ïàëàòà, êîòîðîé ïîä÷èíÿëèñü çåìñêèå èçáû ãîðîäîâ. Âñêîðå Áóðìèñòåðñêàÿ ïàëàòà áûëà ïåðåèìåíîâàíà â Ðàòóøó. Ðàòóøà ñòàëà öåíòðàëüíûì ãîñóäàðñòâåííûì ó÷ðåæäåíèåì äëÿ óïðàâëåíèÿ ãîðîäñêèì òîðãîâî-ïðîìûøëåííûì íàñåëåíèåì Ðîññèè, ÿâëÿÿñü îäíîâðåìåííî è ôèíàíñîâûì ó÷ðåæäåíèåì. Çåìñêèå áóðìèñòðû âñå äîõîäû è ïîäàòè îòïðàâëÿëè â Ðàòóøó.

5. Íàéäèòå èñòîðè÷åñêèå îøèáêè â ïðåäëîæåíèè: «Äâîðÿíñòâî îí ïîëó÷èë îò ñâîåãî îòöà ïðàïîðùèêà ôëîòà, ñëóæèâøåãî åù¸ Ïåòðó I».

? ïðàïîðùèê — çâàíèå 14 ðàíãà, à äâîðÿíñòâî äàâàëè ñ 8 ðàíãà (òî åñòü 14 ðàíã íèæå 8, ïîýòîìó äâîðÿíñòâî äàòü íå ìîãëè)

? ïðàïîðùèê — àðìåéñêîå çâàíèå

1. Ñîñòàâüòå ïî ïåðâîìó äîêóìåíòó ðàññêàç î ðàáî÷åé íåäåëå öàðÿ Ïåòðà I.

Ñ ïîíåäåëüíèêà ïî ÷åòâåðã öàðü çàíèìàëñÿ Àäìèðàëòåéñêèì óêàçîì, ðàáîòàë íàä íèì.  ïÿòíèöó öàðü ðàáîòàë â Ñåíàòå.  óòðî ñóááîòû îí îáû÷íî çàíèìàëñÿ ïðàâêàìè òåêñòîâ î Ñåâåðíîé âîéíå, à â óòðî âîñêðåñåíüÿ — äèïëîìàòèåé.

1.  ÷üèõ èíòåðåñàõ áûë èçäàí Óêàç î åäèíîíàñëåäèè? Êòî è ïî÷åìó èìåë îñíîâàíèÿ áûòü íåäîâîëüíûì åãî ïîëîæåíèÿìè?

Óêàç î åäèíîíàñëåäèè áûë èçäàí â èíòåðåñàõ ïîìåùèêîâ. Îñíîâàíèÿ áûòü íåäîâîëüíûìè èìåëè äâîðÿíå, ëèø¸ííûå âëàäåíèé, âåäü îíè äîëæíû áûëè ñëóæèòü åùå ñòàðàòåëüíåå, ÷òîáû èìåòü ñðåäñòâà ê ñóùåñòâîâàíèþ.

1. ×åì âû ìîæåòå îáúÿñíèòü ïåðâîñòåïåííûé èíòåðåñ Ïåòðà ê âîïðîñàì êîðàáëåñòðîåíèÿ?

ϸòð áûë îáðàçîâàííûì ÷åëîâåêîì è ïîíèìàë âñþ âàæíîñòü êîðàáëåñòðîåíèÿ è íàëè÷èÿ ôëîòà. Îí òàêæå ñ äåòñòâà óâëåêàëñÿ ýòèì, ìíîãî âðåìåíè óäåëèë êîðàáëåñòðîåíèþ âî âðåìÿ Âåëèêîãî ïîñîëüñòâà.

?

1. Ïî ìàòåðèàëàì ïàðàãðàôà ñîñòàâüòå òàáëèöó â òåòðàäè, ñîäåðæàùóþ äàííûå îá îñíîâíûõ ðåôîðìàõ ïåòðîâñêîãî âðåìåíè è èõ çíà÷åíèè.

ðåôîðìà ñóòü çíà÷åíèå

Óêàç î åäèíîíàñëåäèè • Ñëèÿíèå âîò÷èíû è ïîìåñòüÿ â èìåíèå

• Ñîçäàíèå Òàáåëÿ î ðàíãàõ Ìîëîäûå äâîðÿíå áûëè âûíóæäåíû ñëóæèòü. Òåïåðü çâàíèå ïî ñëóæáå çàâèñåëî îò ëè÷íûõ çàñëóã, à íå îò çíàòíîñòè ðîäà.

Ðåôîðìà öåíòðàëüíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ Ñîçäàíèå êîëëåãèé.  1699 ã. áûëà îðãàíèçîâàíà Áëèæíÿÿ êàíöåëÿðèÿ, ïåðåèìåíîâàííàÿ â 1708 ã. â Êîíñèëèþ (Ñîâåò) ìèíèñòðîâ.  1711 ã. áûë ñîçäàí Ïðàâèòåëüñòâóþùèé Ñåíàòà, ñòàâøåãî âûñøèì ïðàâèòåëüñòâåííûì ó÷ðåæäåíèåì. Ñåíàò ïðèîáð¸ë çàêîíîñîâåùàòåëüíûå, ñóäåáíûå è êîíòðîëèðóþùèå ôóíêöèè. Íîâûå îðãàíû öåíòðàëüíîãî óïðàâëåíèÿ îòëè÷àëèñü îò ïðèêàçîâ äâóìÿ ïðèíöèïàìè: îíè óïðàâëÿëèñü êîëëåãèàëüíî, è ôóíêöèè èõ áûëè ÷¸òêî ðàçäåëåíû.

Ðåôîðìà ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ Äåëåíèå ñòðàíû íà ãóáåðíèè, ïðîâèíöèè è äèñòðèêòû

Ñîçäàíèå Ðàòóøè Ðàòóøà ñòàëà öåíòðàëüíûì ãîñóäàðñòâåííûì ó÷ðåæäåíèåì äëÿ óïðàâëåíèÿ ãîðîäñêèì òîðãîâî-ïðîìûøëåííûì íàñåëåíèåì Ðîññèè, ÿâëÿÿñü îäíîâðåìåííî è ôèíàíñîâûì ó÷ðåæäåíèåì, è âûñøåé ñóäåáíîé èíñòàíöèåé äëÿ ãîðîäñêîãî íàñåëåíèÿ.

Âîåííàÿ ðåôîðìà Ââåäåíèå ðåêðóòñêîé ïîâèííîñòè, åäèíîîáðàçíîé ôîðìû è âîîðóæåíèÿ, ñîçäàíèå âîåííî-ìîðñêîãî ôëîòà Ïðåâðàùåíèå Ðîññèè â ñèëüíóþ ìîðñêóþ äåðæàâó, óëó÷øåíèå òåõíè÷åñêîãî îñíàùåíèÿ àðìèè. Îáåñïå÷èëî ïîáåäó â Ñåâåðíîé âîéíå.

2. Èñïîëüçóÿ Èíòåðíåò, ñîáåðèòå èíôîðìàöèþ è íàïèøèòå î ìåòðîëîãè÷åñêîé ðåôîðìå Ïåòðà I. Îïðåäåëèòå å¸ öåëü è çàäà÷è, êîòîðûå îíà äîëæíà áûëà ðåøèòü.

 ýòîò ïåðèîä ðàçâèòèå ñèñòåìû ðóññêèõ ìåð ïîëó÷èëî ðÿä îñîáåííîñòåé, ê êîòîðûì ñëåäóåò îòíåñòè óâåëè÷åíèå êîëè÷åñòâà ìàëûõ ìåð, ïîâûøàþùèõ òî÷íîñòü èçìåðåíèé, ñáëèæåíèå ðóññêèõ ìåð äëèíû ñ àíãëèéñêèìè, ââåäåíèå íåêîòîðûõ äîïîëíèòåëüíûõ àíãëèéñêèõ ìåð. Íà÷èíàþò âûäåëÿòüñÿ íåêîòîðûå ìåòðîëîãè÷åñêèå öåíòðû. Åùå â êîíöå XVII â. Ïåòðîì I áûë îðãàíèçîâàí ââîç èçìåðèòåëüíûõ ïðèáîðîâ (óãëîìåðíûõ, îïòè÷åñêèõ è äð.), òðåáîâàâøèõñÿ äëÿ àðìèè è ôëîòà. Áûë èçäàí ðÿä ïðàêòè÷åñêèõ ðóêîâîäñòâ, â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè êàñàþùèõñÿ èñïîëüçîâàíèÿ ðàçëè÷íûõ åäèíèö èçìåðåíèÿ. Ââåäåíèå èõ áûëî âûçâàíî òàêæå íåîáõîäèìîñòüþ îñóùåñòâëÿòü çàêàçû íà ñòðîèòåëüñòâî êîðàáëåé çà ãðàíèöåé. Îñîáåííî áîëüøîå çíà÷åíèå èìåëî òî, ÷òî ïðè Àêàäåìèè íàóê áûëà ñîçäàíà íîâàÿ ïðèáîðîñòðîèòåëüíàÿ áàçà. Ñ íà÷àëà ñóùåñòâîâàíèÿ Àêàäåìèè íàóê ïðè íåé áûëè îòêðûòû «èíñòðóìåíòàëüíàÿ ïàëàòà» — ìàñòåðñêàÿ, â êîòîðîé èçãîòîâëÿëè àñòðîëÿáèè, êîìïàñû, íèâåëèðû, êâàäðàíòû, — à òàêæå «áàðîìåòðåííàÿ ïàëàòà», èçãîòîâëÿâøàÿ áàðîìåòðû, òåðìîìåòðû, ìèêðîñêîïû è ïð.

3. Ñðàâíèòå ñèñòåìó ãîñóäàðñòâåííîãî óïðàâëåíèÿ â Ðîññèè ïîñëå ðåôîðì Ïåòðà I ñ ïîäîáíîé ñèñòåìîé â åâðîïåéñêèõ ñòðàíàõ. Ñäåëàéòå âûâîäû.

Ïåòð ïîçàèìñòâîâàë ìîäåëü ñèñòåìû óïðàâëåíèÿ ãîñóäàðñòâîì ó åâðîïåéñêèõ ñòðàí. Ïåòð ñàì ñòàë èìïåðàòîðîì — ñàìîäåðæöåì, êàê åâðîïåéñêèå êîðîëè. Ñèñòåìà êîëëåãèé òàêæå áûëà âçÿòà ó åâðîïåéöåâ.

*Öèòèðèðîâàíèå çàäàíèÿ ñî ññûëêîé íà ó÷åáíèê ïðîèçâîäèòñÿ èñêëþ÷èòåëüíî â ó÷åáíûõ öåëÿõ äëÿ ëó÷øåãî ïîíèìàíèÿ ðàçáîðà ðåøåíèÿ çàäàíèÿ.

Реформы Петра 1

Мудрец избегает всякой крайности.

Реформы Петра 1 это его основная и ключевая деятельность, которая была направлена на изменение не только политической, но и социальной жизни российского общества. По мнению Петра Алексеевича, Россия очень сильно отставала в своем развитии от западных стран. Эта уверенность царя еще более подкрепилась после того, как он провел великое посольство.  Стараясь преобразовать страну, Петр 1 изменил практически все аспекты жизни государства российского, которые складывались веками.

В чем состояла реформа центрального управления

Реформа центрального управления это было одно из первых преобразований Петра. Следует отметить, что данная реформации продолжалась длительное время, поскольку в ее основе лежала необходимость полностью перестроить работу органов власти России.

Реформы Петра 1 в области центрального управления начались еще в 1699 году. На начальном этапе это изменение коснулось только Боярской думы, которая была переименована в Ближнюю канцелярию. Этим шагом русский царь отдалил от власти бояр, позволил концентрировать власть в более податливой и лояльной к нему канцелярии. Это был важный шаг, которые требовал первоочередной реализации, поскольку он позволил централизацию управления страной.

Сенат и его функции

Сенат в России и его функции

На следующем этапе царь организовал Сенат, как главный орган правительства в стране. Случилось это в 1711 году. Сенат стал одним из ключевых органов в управлении страной, с самыми широкими полномочиями, которые заключались в следующем:

  • Законодательная деятельность
  • Распорядительная деятельность
  • Судебные функции в стране
  • Контрольные функции за другими органами

Сенат состоял из 9 человек. Это были представители знатных родов, либо люди, которых возвышал сам Петр. В таком виде Сенат просуществовал до 1722 года, когда император утвердил должность генерал-прокурора, который контролировал законность деятельности Сената. До этого этот орган был самостоятельным и никакого отчета не нес.

Создание коллегий

Реформа центрального управления продолжилась в 1718 году. Целых три года (1718-1720) царю-реформатору потребовалось на то, чтобы избавиться от последнего наследия своих предшественников – приказов. Все приказы в стране были упразднены и на их место пришли коллегии. Фактической разницы между коллегиями и приказами не было, но в целях коренного изменения аппарата управления Петр пошел и на это преобразование. Всего были созданы следующие органы:

  • Коллегия иностранных дел. В ее ведении находилась внешняя политика государства.
  • Военная коллегия. Занималась сухопутными войсками.
  • Адмиралтейская коллегия. Контролировала морской флот России.
  • Канцелярия юстиции.  Занималась судебными делами, включая гражданские и уголовные дела.
  • Берг-коллегия. В ее подчинении находилась горная промышленность страны, а также заводы для этой промышленности.
  • Мануфактур-коллегия. Занималась всей мануфактурной промышленностью России.

Фактически можно выделить только одно отличие коллегий от приказов. Если в последних решение всегда принимал один человек, то после реформы все решения принимались коллегиально. Конечно, решали не многие, но всегда у руководителя было несколько советников. Они и помогали принимать правильное решение. После введения новой системы была разработана специальная система, контролирующая деятельность коллегий. Для этих целей был создан Генеральный регламент. Он был не общий, а издавался для каждой коллегии в соответствии с ее спецификой работы.

Таблица реформ Петра Великого

Тайная канцелярия

Петр создал в стране тайную канцелярию, которая занималась делами государственных преступлений. Эта канцелярия пришла на смену преображенскому приказу, который занимался теми же вопросами. Это был специфический государственный орган, который не подчинялся ни кому, кроме Петра Великого. Фактически с помощью тайной канцелярии император поддерживал порядок в стране.

Указ о единонаследии. Табель о рангах.

Указ о единонаследии был подписан русским царем в 1714 году. Суть его сводилась помимо всего к тому, что были полностью приравнены дворы, которые относились к боярским и дворянским владениям. Тем самым Петр преследовал одну единственную цель – уровнять знать всех уровней, которые были представлены в стране. Это правитель известен тем, что он мог приблизить к себе человека без роду. После подписания данного закона он мог каждого из них наделить по заслугам.

Продолжилась данная реформа в 1722 году. Петр ввел в действие Табель о рангах. Фактически этот документ уравнивал права в государственной службе для аристократов любого происхождения. Данный Табель делил всю государственную службу на две большие категории: гражданскую и военную. Вне зависимости от типа службы все государственные чины были разделены на 14 рангов (классов). Они включали в себя все ключевые должности, начиная от простых исполнителей и заканчивая управленцами.

Все ранги делились на следующие категории:

  • 14-9 уровня. Чиновник, который находился в этих рангах, получал в свое владение дворянство и крестьян. Единственное ограничение заключалось в том, что такой дворянин мог пользоваться имуществом, но не распоряжаться им, как собственность. Кроме того, имение не могло передаваться по наследству.
  • 8 – 1 уровня. Это высшее управление, которое не только становилось дворянством и получало в полное управление владения, а также крепостных, но и получило возможность передавать свое имущество по наследству.

Областная реформа

Областная реформа Петра

Реформы Петра 1 затронули многие области жизнедеятельности государства, включая в том числе и работу органов местного управления. Областная реформа России планировалась давно, но была проведена Петром в 1708 году. Она полностью изменила работу аппарата местного управления. Вся страна была поделена на отдельные губернии, которых всего было 8:

  • Московская
  • Ингерманландская (позднее переименовали в Петербургскую)
  • Смоленская
  • Киевская
  • Азовская
  • Казанская
  • Архангелогородская
  • Симбирская

Каждая губерния управлялась губернатором. Он назначался лично царем. В руках губернатора была сосредоточена вся полнота административной, судебной и военной власти. Поскольку губернии были достаточно большие по размерам, то они делились на уезды. Позднее уезды были переименованы в провинции.

Общее число провинций в России в 1719 году составило 50. Провинциями управляли воеводы, которые руководили военной властью. В результате власть губернатора была несколько урезанной, поскольку новая областная реформа забирала у них всю военную власть.

Реформа городского управления

Изменение на уровне местного управления побудили царя реорганизовать систему правления в городах. Это был важный вопрос, поскольку численность городского населения увеличивалась ежегодно. Например, к концу жизни Петра в городах проживало уже 350 тысяч человек, которые относились к разным классам и сословиям. Это требовало создать органы, которые будут работать с каждым сословием в городе. В результате была проведена реформа городского управления.

Отдельное внимание в этой реформе уделялось посадским людям. Ранее их делами занимались воеводы. Новая реформа передала власть над этим сословием в руки Бурмистрской палаты. Она была выборным органом власти, который находился в Москве, а на местах эту палату представляли отдельные бурмистры. Только в 1720 году была создана Главный магистрат, который занимался контрольными функциями в отношении деятельности бурмистров.

Следует отметить, что реформы Петра 1 в области городского управления ввели четкие разграничения между простыми горожанами, которые делились на «регулярных» и «подлых». Первые относились к высшим жителям города, а вторые — к нижним сословиям. Эти категории не были однозначными. Например, «регулярные горожане» делились: богатых купцов (враче, аптекарей и прочих), а также простых ремесленников и торговцев. Все «регулярные» пользовались большой поддержкой государства, которое наделяло их различными льготами.

Городская реформа была достаточно эффективной, но она имела явный уклон в сторону зажиточных граждан, которые получали максимальную поддержку государства. Тем самым царь создал ситуацию, в которой городам становилось жить несколько легче, а в ответ наиболее влиятельные и богатые горожане поддерживали власть.

Церковная реформа

Церковная реформа Петра

Реформы Петра 1 не обошли стороной и церковь. Фактически новые преобразования окончательно подчинили церковь государству. Эта реформа фактически началась в 1700 году, со смертью патриарха Адриана. Петр запретил проводить выборы нового патриарха. Повод был достаточно убедительным – Россия вступила в Северную войну, а значит, дела выборные и церковные могут подождать и лучших времен. Для временного исполнения обязанностей патриарха Московского был назначен Стефан Яворский.

Наиболее значимые преобразования в жизни церкви начались после завершения войны со Швецией в 1721 году. Реформа церкви свелась к следующим основным шагам:

  • Полностью был ликвидирован институт патриаршества, отныне такой должности в церкви не должно было быть
  • Церковь теряла свою самостоятельность. Отныне всеми ее делами управляла Духовная коллегия, созданная специально для этих целей.

Духовная коллегия просуществовала меньше года. Ей на смену пришел новый орган государственной власти – Святейших Правительствующий Синод. В его состав входили духовные лица, которых назначал лично император России. Фактически с этого времени церковь была окончательно подчинена государству, а ее управлением фактически занимался сам император через Синод. Для осуществления контрольных функций за деятельностью синода была введена должность обер-прокурора. Это был чиновник, которого император также сам назначал.

Роль церкви в жизни государства Петр видел в том, что она должна была учить крестьян уважать и почитать царя (императора). В результате были даже разработаны законы, которые обязывали священников вести специальные беседы с крестьянами, убеждая тех во всем подчиняться своему правителю.

Значимость петровских преобразований

Реформы Петра 1 фактически полностью изменили порядок жизни в России. Какие-то из реформ действительно принесли положительный эффект, какие-то создавали и негативные предпосылки. Например, реформа местного управления привела к резкому увеличению количества чиновников, в результате чего коррупция и казнокрадство в стране буквально зашкаливали.

В целом реформы Петра 1 имели следующее значение:

  • Власть государства была усилена.
  • Высшие сословия общества были фактически приравнены в возможностях и правах. Тем самым стирались границы между сословиями.
  • Полное подчинение церкви государственной власти.

Итоги реформ однозначно выделить нельзя, поскольку они имели много негативных моментов, но об этом можно узнать из нашего специального материала.

Слайд 1

«То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлемой душой На троне вечный был работник.» Пушкин А.С.

Слайд 2

Ниже указаны основные даты Северной войны, необходимо к каждой из них указать событие. 1703 г. 1702 г. 1720 г. 1709 г. 1714 г. 1721 г. 1711 г. 1700 г.

Слайд 3

Проверим! 1703 г. -Основание крепости Санкт- Петербург 1702 г. -штурм крепости Орешек ( Нотебург 1720 г. — битва у острова Гренгам 1709 г. — битва под Полтавой 1714 г. — морское сражение у мыса Гангут 1721 г. — Заключение Ништадтского мирного договора 1711 г. — Прутский похо ) 1700 г. — битва под Нарвой

Слайд 4

Тема урока: «Реформы управления Петра I » История России , 8 класс

Слайд 5

Домашнее задание: Параграф 5 В опросы и задания на стр. 38 Рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем». (стр. 39). Задание № 1,2

Слайд 6

План: Создание Сената и коллегий. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Реформа местного управления.

Слайд 7

Высказывание Петра I «Знаю, что меня считают тираном… Это неправда: не знают всех обстоятельств. Я повелеваю подданными, повинующимися моим указам; эти указы содержат в себе пользу, а не вред государству. Надобно знать, как управлять народом. Английская вольность здесь неуместна, как к стене горох. Честный и разумный человек, усмотревший что-либо или придумавший что полезное, может говорить мне прямо без боязни… Невежество и упрямство всегда ополчались на меня с той поры, как задумал я ввести полезные перемены и исправить грубые нравы. Вот кто настоящие тираны, а не я». Высказывание Петра I, вернувшегося с заседания Сената и ласкавшего свою любимую собачку Лизетту « Когда бы упрямцы так же слушались меня в добром деле, как послушна мне Лизетта , я не гладил бы их дубиною; собачка догадливее их, слушается и без побой , а в тех заматерелое упрямство». Актуализация знаний

Слайд 8

Что Пётр называет «английской вольностью»? Почему он считает её неуместной для России? • На твой взгляд, является ли тираном правитель государства, который хочет всех своих подданных заставить думать и действовать, как думает и действует он сам? Актуализация знаний

Слайд 9

Проблемный вопрос ! (стр.35) Могла ли Россия добиться успехов в экономическом, политическом, культурном развитии без реформ в сфере управления? Что изменилось в системе управления Российским государством при Петре Великом?

Слайд 10

Реформы Петра Рассмотрим схему основных реформ внутригосударственного устройства. Реформа центрального управления Областная реформа Реформа порядка несения и наследования службы Реформа городского управления Церковная реформа

Слайд 11

Создание Сената и коллегий

Слайд 12

Начиная каждую из своих реформ, Пётр Великий, как правило, прямо в указе объяснял, что новые порядки вводятся для «всеобщего блага» и «всенародной пользы». Государь надеялся, что сможет объединить всех подданных идеей всеобщего служения государству. Создание Сената и коллегий

Слайд 13

В чём заключалась реформа органов центрального управления? Задание

Слайд 14

Наметившаяся ещё в XVII в. тенденция к абсолютизму потребовала ещё большей централизации власти в условиях Северной войны . «Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны.» Создание Сената и коллегий

Слайд 15

Вместо Боярской думы была создана Ближняя канцелярия , членов которой Петр назвал министрами и жестко контролировал. Он требовал, чтобы члены Ближней канцелярии непременно записывали свои речи и подписывались бы под ними: Ибо сим всякого дурость явлена будет. Создание Сената и коллегий

Слайд 16

Верховным органом управления страной в отсутствие монарха стал созданный в 1711 г. Правительствующий Сенат . В своем наказе Сенату Петр определил его обязанности как высшего судебного, исполнительного и частично законодательного органа. Создание Сената и коллегий

Слайд 17

В состав Сената царь назначил 9 человек боярской знати и своих выдвиженцев. Решения принимались коллегиально. Он превратился в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено Указом 1722 года : контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности. БОЯРИН ТИХОН НИКИТИЧ СТРЕШНЕВ Создание Сената и коллегий

Слайд 18

Были введены должности фискалов , начиная с обер-фискала Сената и кончая фискалами на местах. Их задача состояла в том, чтобы контролировать администрацию, выявлять случаи нарушения законов, взяточничества и казнокрадства. Фискалы подчинялись непосредственно царю и, не получая жалованья, существовали за счет доли конфискованного имущества. Создание Сената и коллегий

Слайд 19

Сенат контролировали генерал-прокурор и его помощник — обер-прокурор . Генерал-прокурор мог приостановить и опротестовать решения Сената. Прокуроры имелись и в других учреждениях. Они являлись о ком государевым и подчинялись лишь царю. Генерал-прокурор П.И. Ягужинский Создание Сената и коллегий

Слайд 20

Начиная с 1711 г. вместо приказов постепенно вводились коллегии . Президент и вице-президент возглавляли и них коллегиальное управление. К 1720 г. коллегий стало 11. Это были центральные распорядительные учреждения со строгим и четким разделением функций. Создание Сената и коллегий

Слайд 21

Для их исполнения решений Сената требовался административный аппарат. В 1717—1721 гг. была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой были созданы 12 коллегий . Функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения строились на принципе коллегиальности. Создание Сената и коллегий

Слайд 22

Коллегия чужестранных (иностранных) дел — внешняя политика. Военная коллегия (Воинская) — комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии. Адмиралтейств-коллегия — военно-морские дела, флот. Вотчинная коллегия — дворянское землевладение. Камер-коллегия — сбор доходов государства. Штатс -контор-коллегия — расходами государства. Ревизион -коллегия — контроль сбора и расходования казённых средств. Коммерц-коллегия — вопросы внешней торговли. Берг-коллегия — горно-металлургическое дело. Мануфактур-коллегия — лёгкая промышленность Юстиц-коллегия —гражданский и уголовный суд. Создание Сената и коллегий

Слайд 23

Коллегии «вне групп»: Юстиц-коллегия, вотчинная коллегия, Главный магистрат. Первейшие Военная Адмиралтейская Иностранная Финансовые Камер- Штатс — Ревизион — Торгово- промышленные Берг- Мануфактур- Коммерц — Создание Сената и коллегий

Слайд 24

В 1720 году был составлен Генеральный регламент . Он регулировал деятельность (полномочия, обязанности) каждой из 12 коллегий. Было введена подпись руководителя на документе. Впервые Петр I стал лично подписывать издаваемые им указы. Создание Сената и коллегий

Слайд 25

Большое внимание Петр уделил организации политического сыска . В Тайную канцелярию при участии царя собирали сведения соглядатаев и доносчиков, вершили следствие по политическим делам. Создание Сената и коллегий

Слайд 26

Важным органом центрального управления стала Тайная канцелярия (существовала параллельно с Преображенским приказом). Канцелярия вела дела о преступлениях против государства. Создание Сената и коллегий

Слайд 27

Во второй половине XVII в. церковь сохранила автономию. После возвращения из Европы Петр I рассчитывает лишить церковь положения «государства в государстве» После смерти патриарха Адриана новых выборов не проводилось. Вместо него Петром I был назначен Патриарший Местоблюститель –Стефан Яворский . В 1721 г. Пётр подписал манифест об учреждении Святейшего Синода (под контролем обер-прокурора). Глава государства автоматически стал и главой Русской православной церкви Создание Сената и коллегий

Слайд 28

1711 г. – учреждение фискальной службы – надзорная служба «Государево слово и дело!» Создание Сената и коллегий

Слайд 29

Важной частью системы управления стали назначавшиеся царем прибыльщики , задача которых заключалась в пополнении казны за счет введения откупов и новых налогов — на соль, бороды и усы, дубовые гробы, косяки домов, домашние бани и т.д. Создание Сената и коллегий

Слайд 30

2. Указ о единонаследии. Табель о рангах

Слайд 31

Почему возникла необходимость принятия Указа о единонаследии? Задание

Слайд 32

Указ о единонаследии 1714 года Дворянское поместье Боярская вотчина = «Мы, Петр первый, царь и самодержец всероссийский и протчая , и протчая , и протчая . Объявляем сей указ всем подданным нашего государства, какого чину и достоинства оныя ни есть. Понеже разделением имений после отцов детям недвижимых великой есть вред в государстве нашем, как интересам государственным, так и подданным и самим фамилиям падение»

Слайд 33

2. Из Указа о единонаследии В чьих интересах был издан Указ о единонаследии? Кто и почему имел основания быть недовольным его положениями ? Задание- работа с документом, стр.39

Слайд 34

В интересах дворянства Петр I указом 1714 г. «О единонаследии» ликвидировал разницу между вотчиной и поместьем. Теперь помещики, как и вотчинники, при условии несения службы могли передавать свои владения по наследству, продавать, покупать и закладывать их. Указ о единонаследии

Слайд 35

Этим же указом Петр I ввел правило наследования имений лишь одним из наследников: прекращалось дробление имений между наследниками, остальные сыновья, не имея средств к существованию, должны были идти на государственную службу, в армию. Тем самым царь получал дополнительные кадры во всех областях жизни страны. Указ о единонаследии

Слайд 36

Указ о единонаследии 1714 года Поместья признавались равными с боярскими вотчинами. Российская знать получила равные права. Лишившись наследства, дворяне были вынуждены были служить на военной и гражданской службе. Указ о единонаследии

Слайд 37

В 1722 г. император принял Табель о рангах : C лужба делилась на гражданскую и военную. Было определено XIV классов (рангов) чиновников. Всякий получивший чин VIII класса становился потомственным дворянином. Чины XIV по IX давали личное дворянство без права передачи по наследству. !!! Старая и новая аристократия уравнивались и в служебном положении. Давала возможность служебного роста любому служилому человеку независимо от его происхождения. Табель о рангах

Слайд 38

Отныне российский чиновный мир был поделен на 14 разрядов — от действительного статского советника и канцлера (1-й разряд) до коллежского регистратора (14-й разряд). Такое же деление было введено в армии и на флоте — от генералиссимуса, генерал-фельдмаршала , генерала и адмирала (1-й разряд) до корнета и прапорщика (14-й разряд). Табель о рангах

Слайд 39

Дослужившиеся до 8-го разряда (в армии — до 12-горазряда) получали потомственное дворянство. Табель о рангах

Слайд 40

Отрывок из документа «Табель о рангах» 1. Принцы, которые от нашей крови произходят , и те, которые c нашими принцеccами сочетанны : имеют при всяких случаях председательство и ранг над всеми князьями и высокими служители Российского государства. 2. Морские же с сухопутными в команде определяются следующим образом: кто с кем одного ранга, хотя и старее в чину, на море командовать морскому над сухопутным, а на земли сухопутному над морским. Табель о рангах

Слайд 41

3. Кто выше своего ранга будет себе почести требовать, или сам место возмет выше данного ему ранга, тому за каждой случай платить штрафу 2 месяца жалованья. А ежели кто без жалованья служит, то платить ему такой штраф, как жалованья тех чинов, которые с ним равного рангу, и действително жалованье получают. Из штрафных денег имеет объявитель того третьюю долю получать, а досталныя имеют в гошпиталь употреблены быть. Но сие осмотрение каждого рангу не в таких оказиях требуется, когда некоторые яко добрыя друзья и соседи съедутся, или в публичных асамблеях , но токмо в церквах при службе божией, при дворовых церемониях, яко при аудиенции послов, торжественных столах, в чиновных съездах, при браках, при крещениях, и сим подобных публичных торжествах и погребениях. Равной же штраф и тому следует, кто кому ниже своего рангу место уступит, чего надлежит фискалом прилежно смотреть, дабы тем охоту подать к службе, и оным честь, а не нахалом и тунеядцом получать. Вышеписанной штраф как мужескому, так и женскому полу необходимо за преступления надлежит.

Слайд 42

4. Под равным штрафом, не имеет никто рангу себе требовать, пока он на свой чин надлежащаго патента показать не имеет. 5. Такожде не имеет никто ранг взять по характеру, которой он в чужих службах получил, пока мы ему онаго характера не подтвердили, которое подтверждение мы каждому по состоянию его заслуг охотно жаловать будем. 6. Без патента апшит никому не дает ранга, разве оной апшит за нашею рукою дан будет. Табель о рангах

Слайд 43

7. Все замужные жены поступают в рангах, по чинам мужей их. И когда они тому противно поступят, то имеют они штраф заплатить такой же, как бы должен платить муж ее был за свое преступление. 8. Сыновьям российскаго государства князей, графов, баронов, знатнейшаго дворянства, такожде служителей знатнейшаго ранга, хотя мы позволяем для знатной их породы или их отцов знатных чинов в публичной асамблеи , где двор находится, свободной доступ пред другими нижняго чину, и охотно желаем видеть, чтоб они от других во всяких случаях по достоинству отличались; однако ж мы для того никому какова рангу не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут, и за оныя характера не получат.

Слайд 44

Найдите исторические ошибки в предложении: «Дворянство он получил от своего отца – прапорщика флота, служившего ещё Петру I». Прапорщик – это 14 класс согласно «Табели о рангах», а право на потомственное дворянство давали с 8 класса. Прапорщик – это армейский, а не флотский чин. Задание

Слайд 45

3. Реформа местного управления.

Слайд 46

С какой целью Пётр I предпринял реформу местного самоуправления? Задание

Слайд 47

В 1708—1710 гг. страна была разделена на 8, позднее — 11 губерний во главе с генерал-губернаторами и губернаторами , обладавшими огромной административной, полицейской, судебной и финансовой властью. Позднее губернии были поделены на провинции (их было 50), а те, в свою очередь, делились на дистрикты (округа). Во главе крупных провинций стояли губернаторы , во главе остальных — воеводы . А.Д. Меншиков Генерал-губернатор Санкт-Петербурга Реформа местного управления

Слайд 48

1708-1710, 1719 годы – проведена административно-территориальная реформа Губерния (глава – губернатор) Провинция (глава – воевода) Уезд (глава – земский комиссар)

Слайд 49

Покажите на карте центры губерний, созданных в России в 1708 г. В 1708 году были образованы Московская, Ингерманландская (центр – Санкт-Петербург), Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская и Сибирская (центр – Тобольск) губернии . Задание- работа с картой, стр.38

Слайд 50

В 1708 г. Россия первоначально была разделена на 8 губерний. В 1719 году страна была разделена на 50 провинций . Провинции – на дистрикты. Главой провинции был воевода . Он отчитывался перед коллегиями и Сенатом. Реформа местного управления

Слайд 51

Особый режим местного самоуправления существовал на Украине: Власть принадлежала гетману. После измены Мазепы была создана Малороссийская коллегия , которую возглавлял царский офицер. После смерти в 1722 г. гетмана И. И. Скоропадского выборы гетмана были запрещены и на эту должность стали назначать царским указом. ИВАН ИЛЬИЧ СКОРОПАДСКИЙ Реформа местного управления

Слайд 52

Что нового было введено в управление городами? Задание

Слайд 53

По замыслу Петра I города России должны были стать центрами торговли, промышленности, финансов, как в Европе, превратиться в важнейший источник доходов государственной казны. 1720 г. создан Главный магистрат . В 1721 г. был издан регламент Главного магистрата : исполнял государственные указы, контролировал сбор податей, выполнял функции суда. Под управлением Главного магистрата учреждались Городовые магистраты. Реформа местного управления

Слайд 54

Новое управление было введено и в городах. Всеми городами в стране ведал Главный магистрат . В каждом городе появился магистрат , которому подчинялось городское население. Магистраты выбирались из числа богатых горожан — купцов, предпринимателей, состоятельных ремесленников, интеллигенции. Они были единственными выборными органами в России . Реформа местного управления

Слайд 55

По регламенту Главного магистрата 1721 г . все население города делилось: «Регулярные» граждане – I гильдия (богатые горожане, люди «свободных профессий»), II гильдия ( ремесленники и торговцы ) – участвовали в выборах магистрата. «Нерегулярные» граждане – в основном наёмные рабочие, слуги, не участвовали в выборах магистрата. Представители других сословий – дворяне, духовенство, крестьяне не были гражданами города, на категории не разделялись , не участвовали в самоуправлении. Реформа местного управления

Слайд 56

1708 год – создание губерний (губернаторы ) 1719 год – 50 провинций (воеводы) Бурмистерская палата 1720 год – Главный магистрат Вопросы: Почему только на Украине существовал особый режим управления? Было ли равным население городов? Реформа местного управления

Слайд 57

Реформы управления Петра I

Слайд 58

Какими причинами ты можешь объяснить каждое из нововведений Петра I в системе центрального и местного управления? • Определи свою позицию и обоснуй её с помощью фактов: какие из государственных реформ, порядков Петра ты можешь оправдать с точки зрения человеческой морали, а какие — нет? • Оцени характер правления Петра . Задание

Слайд 59

Реформы управления сделали власть монарха абсолютной , упорядочили руководство страной. Церковная реформа и «Указ о единонаследии» сделали церковь и дворян основной опорой российского самодержавия. Итогами реформ стало укрепление России. Страна заняла равное место среди государств Европы. Вывод

Слайд 60

Абсолютизм — форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. Аристократия — родовая знать. Губерния — основная административно-территориальная единица в России с 1708 по 1917 г. Коллегия — название высшего правительственного учреждения в Российской империи XVIII в. Модернизация — обновление основных сторон жизни общества. Прокурор — должностное лицо органов прокуратуры, призванное следить за выполнением закона. Ратуша — сословный судебный орган в небольших российских городах в XVIII—начале XIX в. Сенат — в России с 1711 по 1917 г. — высший государственный орган, подчинённый императору. Табель о рангах — законодательный акт Петра I (1722), определявший порядок прохождения службы чиновниками империи. Фискал — в России в 1711 — 1729 гг. — государственный служащий для надзора за деятельностью государственных учреждений и чиновников. Запоминаем новые слова

Инфоурок

История России
ПрезентацииПрезентация по истории на тему » Реформы Петра I » (8 класс)

 Реформы Петра I Хаджимурадова Б.Х.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

 Реформы Петра I Хаджимурадова Б.Х.

Описание слайда:

Реформы Петра I Хаджимурадова Б.Х.

2 слайд

Петр, родившийся 30 мая 1672 года, практически не имел шансов на трон, поскол

Описание слайда:

Петр, родившийся 30 мая 1672 года, практически не имел шансов на трон, поскольку у его отца были старшие дети. Но судьба постоянно делала все, чтобы именно этот человек, вошедший в историю как Петр Великий, оказался у руля России. Петр был очень смышленым, непоседливым и очень любил военные игры. Он составил из мальчишек «потешные полки», которые сражались, строили крепости и брали их штурмом. Сначала они «воевали» с деревянными ружьями, а когда подросли — уже с настоящими. Когда Петр станет взрослым, эти полки останутся при нем — Преображенский и Семеновский

3 слайд

Молодой царь подружился с иностранцами, которые жили неподалеку от Преображен

Описание слайда:

Молодой царь подружился с иностранцами, которые жили неподалеку от Преображенского, в Немецкой Слободе. Ему нравилось, что они много знают и умеют — они были знакомы с изобретениями, которые в России были еще неизвестны. Петр и сам любил мастерить — своими руками плотничал, искусно вырезал разные вещицы из дерева.

4 слайд

Приход к власти Петра 25 января 1694 года скончалась царица Наталья, а в 1697

Описание слайда:

Приход к власти Петра 25 января 1694 года скончалась царица Наталья, а в 1697 году умер и Иван Алексеевич. Началось единовластие царя Петра

5 слайд

Именно потребность армии и флота в людях и руководстве вызывали к жизни многи

Описание слайда:

Именно потребность армии и флота в людях и руководстве вызывали к жизни многие из самых важных реформ и наиболее поразительных новшеств вовремя царствования Петра I

6 слайд

7 слайд

Петр построил мощный военный флот, сам написал воинский устав, приняв за осно

Описание слайда:

Петр построил мощный военный флот, сам написал воинский устав, приняв за основу шведский.

8 слайд

Петр I понимал - для того, чтобы Россия стала сильным государством, она должн

Описание слайда:

Петр I понимал — для того, чтобы Россия стала сильным государством, она должна больше торговать. А это значит, что ей нужно было не только много кораблей, но и сам выход к морям. Поэтому царь и стал воевать из-за Невы и того места, где она впадает в Финский залив — а этими землями владела тогда Швеция.

9 слайд

Армию стали набирать по-новому. С каждой деревни теперь собирали рекрутов - м

Описание слайда:

Армию стали набирать по-новому. С каждой деревни теперь собирали рекрутов — молодых крестьянских парней. Их забирали надолго — на 25 лет, и служили они до старости.

10 слайд

Россия одержала победу на море: молодой русский флот дал сражение шведам. Теп

Описание слайда:

Россия одержала победу на море: молодой русский флот дал сражение шведам. Теперь Петр 1 достиг своей цели: Россию стали считать сильным государством. Потому он взял себе титул императора, и Россию стали называть уже не царством, а Российской империей. Петр 1 со своей армией захватил всю Неву от Ладоги до Финского залива. Здесь он велел построить новый город, который получил название Петербург («бург» по-немецки — «город»), и этот город стал новой столицей России.

11 слайд

Большой Васильевский остров и совсем маленький – Заячий, но именно с этого ма

Описание слайда:

Большой Васильевский остров и совсем маленький – Заячий, но именно с этого малого островка начался Петербург. Здесь было решено построить крепость. Возвели крепкие стены прямо над водой. Петропавловская крепость и сейчас поражает суровым, неприступным видом своих стен. Стены построены с бастионами, чтобы обстреливать врага с трех сторон .

12 слайд

Экономическая реформа Для снабжения армии и флота: оружием, обмундированием,

Описание слайда:

Экономическая реформа Для снабжения армии и флота: оружием, обмундированием, продовольствием, расходными материалами — требовалось создать мощное промышленное производство. Для того, чтобы изделия русских мастеров были конкурентно способны на рынке, были введены высокие таможенные пошлины на европейские товары. Поощряя предпринимательскую деятельность, Петр широко пользовался выдачей кредитов для создания новых мануфактур, торговых компаний.

13 слайд

14 слайд

Россия была разделена на губернии, губернии делились на провинции, провинции

Описание слайда:

Россия была разделена на губернии, губернии делились на провинции, провинции — на уезды.

15 слайд

Табель о рангах

Описание слайда:

Табель о рангах

16 слайд

Женщины из семей боярских и дворянских раньше и на улицу-то не показывались,

Описание слайда:

Женщины из семей боярских и дворянских раньше и на улицу-то не показывались, и в гости никогда не ходили, а теперь должны были надевать платья нового покроя и ходить на званые вечера, где все танцевали и пировали. А мужчинам теперь прилично стало курить трубки и читать газету. С 1718 г. Петр начал собирать ассамблеи, куда чиновники должны были являться с женами. На Ассамблеях играли на музыкальных инструментах, играли в игры, танцевали вели светские и политические беседы.

17 слайд

18 слайд

Реформы Петра в области культуры

Описание слайда:

Реформы Петра в области культуры

19 слайд

Реформа Петра в области образования Армии и флоту требовались квалифицированн

Описание слайда:

Реформа Петра в области образования Армии и флоту требовались квалифицированные специалисты. Поэтому Петр большое внимание уделял их подготовке. В годы его правления были организованы в Москве и Петербурге школа математических и навигационных наук, артиллерийская школа, инженерная школа, медицинская школа, морская академия, горные школы, цифирные школы для «детей всякого чина», гарнизонные школы для детей солдат. духовные школы.

20 слайд

Чтобы его самого не принимали, как царя - он не любил почестей, - и можно был

Описание слайда:

Чтобы его самого не принимали, как царя — он не любил почестей, — и можно было ему учиться у простых мастеров, Петр поехал не под своим именем, а назвался «бомбардиром Петром Михайловым». Он работал в Голландии в мастерских и на корабельных верфях, не боялся труда, ходил в простом платье — так что многие и не знали, что он — русский царь. Петр снарядил «Великое посольство», в которое зачислил тех, кто будет учиться иноземной «премудрости».

21 слайд

Указ Петра - чтобы все дворяне учились наукам. И никто не мог увильнуть от уч

Описание слайда:

Указ Петра — чтобы все дворяне учились наукам. И никто не мог увильнуть от учебы: тому, кто не закончил школу, теперь запрещалось жениться. При Петре открылось много простых школ (их называли «цифирными»), где учили считать и писать, и особенных — где учились моряки, инженеры, офицеры. Развитие образования потребовало издания учебников. Самым знаменитым учебником эпохи стала «Арифметика» Л.Магницкого.

22 слайд

С декабря 1702 г. стала выходить первая в России периодическое издание - газе

Описание слайда:

С декабря 1702 г. стала выходить первая в России периодическое издание — газета «Ведомости Одновременно с реформой в сфере образования в первой четверти 18 века получила бурное развитие издательское дело.

23 слайд

. Она была открыта в 1719 году. Из-за границы Петр I привозил модели кораблей

Описание слайда:

. Она была открыта в 1719 году. Из-за границы Петр I привозил модели кораблей, инструменты, редкие книги, чучела животных и многое другое. Из поездок по России он привозил одежду и предметы быта различных народностей. Все эти редкости и положили начало коллекции Кунсткамеры. Создан самый первый музей в стране – Кунсткамера.

24 слайд

Как только приехал из- за границы, велел всем брить бороды, потому что в Евро

Описание слайда:

Как только приехал из- за границы, велел всем брить бороды, потому что в Европе их не носят. А на Руси раньше борода считалась знаком достоинства. теперь нужно было платить штраф — кто заплатит, тому дадут медный значок с разрешением носить бороду. Для тех кто не хотел расставаться с русским платьем Петр придумал налоги, например «Бородовые деньги».

25 слайд

С 1700 г. Россия стала отмечать новый год и вести счет лет по европейскому об

Описание слайда:

С 1700 г. Россия стала отмечать новый год и вести счет лет по европейскому образцу. Прежде его праздновали 1 сентября, а теперь Петр повелел справлять его в ночь на 1 января, распорядился также, чтобы ставили елку, наряжали ее и в городах устраивали бы пальбу и фейерверки.

26 слайд

Правление Петра 1 окончилось в 1725 году. Петровские реформы затронули все ст

Описание слайда:

Правление Петра 1 окончилось в 1725 году. Петровские реформы затронули все стороны российской жизни, включая культуру и быт. Просвещение, образование, наука, искусство, быт развивались на протяжении 18-19 вв. под знаком преобразований, начатых Петром 1 Он – герой своего времени, и таких героев петровская эпоха породила немало. Петр 1 и его сподвижники совершили невероятное – за короткий исторический отрезок времени неузнаваемо преобразили Россию : построили новые города, создали развитую промышленность, сильную армию и флот, разгромили непобедимых шведов, добились выхода к морю, вырвали Россию из средневековой тьмы и направили нашу страну по пути европейского развития

27 слайд

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
    Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Рассказ о реформах петра 1 8 класс

  • Сейчас обучается 982 человека из 79 регионов

Рассказ о реформах петра 1 8 класс

  • Сейчас обучается 1071 человек из 81 региона

Рассказ о реформах петра 1 8 класс

  • Сейчас обучается 240 человек из 58 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«История России конец XVII- XVIII век», Андреев И.Л., Ляшенко Л.М., Амосова И.В., Артасов И.А., Фёдоров И.Н

Тема:
§ 7. «Новая Россия». Итоги реформ


Номер материала:

ДБ-176947

Вам будут интересны эти курсы:

  • Рассказ о реке туре
  • Рассказ о реке сейм 2 класс
  • Рассказ о реке уруп
  • Рассказ о реке преголя
  • Рассказ о реке сал