Рассказ о ребятах сверстниках 4 класс

Книги о ребятах сверстниках 4 класс. внеклассное чтение в 4 классе по теме книги о сверстниках 10 книг для детей

Книги о ребятах сверстниках 4 класс. Внеклассное чтение в 4 классе по теме Книги о сверстниках

10 книг для детей о школе

Лето всегда заканчивается внезапно. Совсем недавно детские голоса были слышны во всех дворах, но вот уже пару дней тишина – ребята пошли в школу. Самое время обратить внимание на интересные, смешные и жизненные книги о школе. Какие они, эти самые хорошие книги? Конечно, те, которые читаются в один присест и помогают ребенку найти ответы на самые актуальные вопросы о школьной жизни. Family.by собрал для вас и ваших детей маленькую библиотеку из книг о школе.

1. В школу! – кричат бабушка и Фридер

Автор: Мебс ГудрунИллюстратор: Катарины ВестфальИздательство: Самокат, 2014Рекомендуемый возраст: 6-8 лет

Многие уже успели познакомиться с маленьким озорником Фридером и его неутомимой бабушкой. В этом году специально для школьников вышла новая книга из серии «В школу! – кричат бабушка и Фридер». История о том, как в одно прекрасное утро Фридер собирается в школу, но с самого начала все идет не так: малыш за завтраком пачкает свою праздничную одежду, по дороге в школу постоянно ссорится с бабушкой, да и приходят они на час раньше. Как справлялись со всеми горестями первого учебного дня лучшие друзья – бабушка и Фридер – можно узнать из книги.


2. Цацики идет в школу

Автор: Мони НильсонИллюстратор: Пия ЛинденбаумИздательство: Самокат, 2012Рекомендуемый возраст: 6-8 лет

В серии «Лучшая новая книжка» для тех, кто учится читать самостоятельно, вышла первая книга «Цацики идет в школу». Она рассказывает о невероятной семье — симпатичном мальчике Цацике и его неподражаемой Мамаше. Эта книга станет открытием для семей, в которых не хватает папы. И все же она, в первую очередь, о семье, основанной на таких ценностях, как самовыражение, поддержка, взаимопонимание и терпимость.Стоит отметить, что книги о Цацики — одни из самых любимых и известных в Западной Европе. Уже сделаны переводы на 13 языков и даже выпущена экранизация. С 2012 года книги доступны и для русскоговорящих детей. Главная идея автора — «Чтение должно быть приключением!». С книгой «Цацики идет в школу» вы и ваш ребенок окунетесь в настоящий мир невероятных происшествий.

3. Открой книгу! Витя Малеев в школе и дома

Автор: Николай НосовИллюстратор: Чижиков Виктор АлександровичИздательство: Лабиринт Пресс, 2013Рекомендуемый возраст: 6-11 лет

Друзья не разлей вода – Витя Малеев и Костя Шишкин – любят помечтать, пошалить и погонять в футбол. Их жизнь полна приключений: они дрессируют собаку, играют в спектакле, жонглируют тарелками, мечтают выступать в цирке… И все это на фоне школьной жизни. Книга покажет детям, как весело и задорно можно учиться в школе. Единственное, будьте готовы отвечать на вопросы, кто такие пионеры и для чего они нужны.

4. Я хочу в школу!

Автор: Андрей Жвалевский и Евгения ПастернакИллюстратор: Вера КоротаеваИздательство: Время, 2012Рекомендуемый возраст: 6-11 лет


Какой должна быть школа, чтобы дети каждое утро просыпались с мыслью «Поскорей бы в школу!»? На этот вопрос нашли ответ Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский. И раскрыли секрет в книге «Я хочу в школу!».В первую очередь, это школа, где исполняются все мечты детей, будь то полет на воздушном шаре или же путешествие на Эльбрус. В таком учебном заведении нет обычных уроков и параллельных классов, но есть проекты и единомышленники. Однако в один далеко не прекрасный день ученикам приходится нелегко. Почему? Читайте в книге.

5. Битвы по средам

Автор: Гэри ШмидтИллюстратор: Дарья Богданова-ЧанчиковаИздательство: Розовый жираф, 2013Рекомендуемый возраст: 12-15 лет

Чем жил обычный школьник в 1967 году? Какие развлечения были у детей во время войны во Вьетмане? Как подростки развлекались тогда и почему об этом стоит читать сейчас, можно узнать из захватывающей и остроумной повести «Битвы по средам». Современным детям она будет не только интересна, но и в чем-то поучительна. Ведь Шекспира изучали и в те времена, а проблемы с сестрами извечны.Книгу успели оценить несколько поколений школьников, а автор был удостоен премии «Ньюбери».


6. Как папа был маленький

Автор: Александр РаскинИллюстратор: Лев ТокмаковИздательство: Махаон, 2013Рекомендуемый возраст: 6-9 лет

Веселая и смешна книга для младшего школьного возраста – это мир правды и искренности от Александра Раскина. Все рассказанное уже происходило. Давно. С самим автором. Правда, кое-где встречается вымысел, но разве все мы не любим пофантазировать и помечтать? Эта книга станет настольной для ваших детей, особенно если ее будет читать сам папа. Ведь многим ребятам сложно представить, что мамы и папы когда-то тоже учились, укрощали собак, охотились на тигров и даже кусали профессоров. Шутка, конечно. Но даже эти небылицы из уст папы помогут ребенку понять, что и взрослые когда-то были маленькими, ходили в школу и сталкивались с теми же проблемами, что и он сам.

7. В стране невыученных уроков

Автор: Лия ГераскинаИллюстратор: Надежда БугославскаяИздательство: МАХАОН, 2013Рекомендуемый возраст: 6-9 лет

Лентяй Витя Перестукин за один день умудрился получить аж пять двоек по всем предметам. От такой неудачи и несправедливости он жутко обиделся на учебники, а они возьми оживи и перенеси неуча в Страну невыученных уроков. Теперь двоечнику придется заново выполнить все задания, чтобы вернуться домой. Как справлялся с нерешенными задачами мальчуган, читайте в книге, которая наставила на путь истинный уже многих детей.

8. Время всегда хорошее

Автор: Андрей Жвалевский, Евгения ПастернакИздательство: Время, 2013Рекомендуемый возраст: 6-11 лет

Открывая книгу «Время всегда хорошее», будьте готовы к настоящему путешествию во времени. Творческий тандем Евгении Пастернак и Андрея Жвалевский придумал захватывающий рассказ о девочке, которая из 2018 года попадает в непонятный 1980 год, а мальчик из прошлого занимает ее место в будущем. Авторы пытаются ответить на вопросы: где лучше? И что вообще лучше? Интересней играть во дворе или на компьютере? Общаться со сверстниками в реальном жизни или в чате? Так ли верно утверждение, что «тогда было другое время»? И все эти поиски истины происходят на фоне захватывающих и удивительных открытий.


9. Все из-за мистера Террапта

Автор: Роб БуйеИздательство: Розовый жираф, 2013Рекомендуемый возраст: 9-15 лет

Какая она — жизнь пятиклассников? Забавная, грустная, трагичная. А в какую школу ходят американские дети? Чем они живут? Обо всем этом Роб Буйе написал целую книгу — «Все из-за мистера Террапта». Главные герои — семеро пятиклассников, которые делятся с читателями рассказами о своем новом учителе мистере Террапте. С приходом преподавателя жизнь одноклассников кардинально меняется. Как одному учителю удалось раскрыть таланты детей, найти подход к каждому и изменить привычный уклад жизни в школе, читайте в дебютном романе Роба Буйе «Все из-за мистера Террапта».Книга была издана в 2008 году, но ежедневно многие учителя обращаются к ней за помощью в повседневной жизни, а дети с упоением читают ее во всем мире.

10. У-гу!

Автор: Карл ХайасенИздательство: Розовый жираф, 2012Рекомендуемый возраст: 9-11 лет

10 книг для детей о школеБыть новичком в школе — дело не из легких: никто с тобой не хочет говорить, да еще и верзила-одноклассник постоянно цепляется. Так однажды Роя Эберхарда прижал к окну забияка-однокашник. С этого неприятного эпизода начинается настоящий детектив: в окне Рой увидел босоногого бегуна, который привел его к грозной футболистке Беатрис, а та показала ему совиные норы… и клубок приключений и невероятных событий начинает раскручиваться прямо на ваших глазах.Книга будет особенно интересна детям, которые пришли в новый коллектив и, конечно же, мальчишкам.

Обзор подготовила Анна КОПАЧ

alltop10.org

Внеклассное чтение в 4 классе по теме Книги о сверстниках

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации: Внеклассное чтение в 4 классе «Книги о ребятах сверстниках»Презентацию подготовила учитель начальных классов Давыденко Н.В.МБОУ СОШ №35 им.Героя Советского Союза Д.Ф.Чеботарева «Честное слово» Григорович, Дмитрий ВасильевичРодился 19 (31) марта 1822 года в селе Черемшан (Никольское) Ставропольского уезда Симбирской губернии.Его отец был помещиком, отставным гусаром, и служил управляющим имением матери писателя В. А. Соллогуба. Мать — француженка, Сидония де Вармон .Григорович рано лишился отца, устроившего семью в Каширском уезде Тульской губернии, и вырос на руках матери и бабушки, которые дали ему французское воспитание. Будучи наполовину французом, Григорович в ранней молодости недостаточно хорошо владел русским языком, долго говорил с французским акцентом. В 8 лет его отвезли в Москву, где он пробыл около 3 лет во французском пансионе «Монигетти», по окончании которого в 1836 поступил в Санкт-Петербургское инженерное училище, где проучился до 1840 года и познакомился с Ф. М. Достоевским. Не имея склонности к точным наукам, позже перевёлся в Академию художеств. Здесь он довольно близко познакомился с Тарасом ШевченкоВ 1858—1859 годах Григорович по поручению морского министерства совершил путешествие вокруг Европы и описал его в ряде очерков, носящих общее заглавие «Корабль Ретвизан».Скончался 22 декабря 1899 (3 января 1900)(по другим сведениям 26 декабря) в Петербурге. «…Когда я родился — я заплакал; впоследствии каждый прожитой день объяснял мне, почему я заплакал, когда родился…» ГУТТАПЕРЧЕВЫЙ МАЛЬЧИК(Повесть)Произведение «Гуттаперчевый мальчик» было написано известным русским писателем Дмитрием Григоровичем в 1883 году. В нём рассказывается о тяжёлой жизни круглого сироты Пети, отданного на обучение цирковому акробату Беккеру. «Гуттаперчевый мальчик» — наиболее известная повесть Григоровича. Её чтение вызывает у читателей сострадание и жалость к несчастному ребёнку, которому за свою крошечную жизнь пришлось видеть только лишения и жестокость. Борис Степанович ЖитковЖитков родился 30 августа 1882 года в Новгороде Великом. Его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, мать была пианисткой. Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее образование, затем в 1901 году окончил гимназию. Во время учёбы подружился с К. И. Чуковским. После гимназии, в том же 1901 году поступил на естественное отделение Новороссийского университета, которое закончил в 1906. После университета сделал карьеру моряка и освоил несколько других профессий. Работал штурманом на парусном судне, был капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища, путешественником. Затем с 1911 по 1916 г. учился на кораблестроительном отделении Петербургского политехнического института. С 1917 года работал инженером в Одесском порту, в 1923 году переехал в Петроград. Известен как автор ряда литературных произведений, в том числе, путевых заметок.Житков скончался от рака лёгких в Москве 19 октября 1938 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище Антоний ПогорельскийАлексе́й Алексе́евич Перо́вский (псевдоним Антоний Погорельский; 1787 — 9 (21) июля 1836) — русский писатель, член Российской академии (1829). Брат государственных деятелей графов Л. А. и В. А. Перовских, дядя Алексея Толстого и братьев Алексея и Владимира Жемчужниковых. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»Первым авторским, а не народным произведением для детей на русском языке считается волшебная сказка Антония Погорельского — Черная курица, или Подземные жители. Написана история про маленького мальчика Алешу в 1829 году. Итак, 1790-е годы, Санкт-Петербург, детский пансионат. Мальчика Алешу родители не навещают и не забирают на праздники уже долгое время, поэтому он проводит много времени в одиночестве, читая книги, особенно фантастические. Может быть, именно по этой причине, обычная курица во дворе «превращается» в настоящего министра, проводит Алешу в подземное царство и показывает всякие чудеса. Мальчик получает от короля подземелья необычный подарок – зернышко, с помощью которого Алеша теперь всегда знает урок, не готовясь к нему Викторина по волшебной сказке «Черная курица , или Подземные жители»1.Подземного короля сопровождали рыцари и пажи. А сколько их было?2.Что отдал Алёша кухарке, чтобы спасти Чернушку?3. До чего дотронулся Алёша, когда впервые попал в комнату к старушкам?4. В виде кого Алёша представлял директора пансиона, которого никогда не видел?5. Что дал король Алёше для исполнения желания? 6. Чем Лёша не занимался в пансионе? 7. Какая должность была у Чернушки в подземном царстве?8.Чего испугался Алёша и рассказал тайну подземного царства?9. Кто был врагами подземных жителей?10. Что было на руках Чернушки, когда она в последний раз пришла к Алёше? Ответы:1. 202. Империал3. Лапка кота4. Рыцарь5. Конопляное зернышко6. Играл в футбол7. Министр8. Розги9. Крысы10. Золотая цепь




Приложенные файлы

weburok.com

30 книг, которые должны прочитать дети в начальной школе

У вас в семье младший школьник? Школьник — звучит уже серьёзно, но он еще младший. Поэтому смело берите книгу и читайте вместе. Чтение на ночь — это отличный повод серьезному взрослому, заваленному важными делами, на несколько минут погрузиться в любимые детские книги и пережить их заново.1. Элинор Портер — «Поллианна» Хорошая книжка о том, как с оптимизмом смотреть на все жизненные неурядицы и находить радость даже там, где другим не пришло бы в голову ее искать. Маленькая Поллианна — сирота, живет у суровой тетки, но при этом умудряется весь городок заразить счастьем и желанием играть в свою замечательную игру.


2. Джеймс Крюс — «Тим Талер, или Проданный смех»Это фантастическая повесть о мальчике, который променял свой смех на богатство, но не стал от этого счастливым. Тиму пришлось пройти много испытаний, в которых он нашел верных друзей и вернул свое настоящее богатство.

3. Александр Волков — «Волшебная страна» 400x600_0xd42ee42d_9160279151435877184Цикл повестей о Волшебной стране начинается с книги «Волшебник Изумрудного города». Несмотря на то что первая книга была написана по мотивам истории о стране Оз, мир, созданный Волковым, оказался богаче и увлекательнее.

4. Эдуард Успенский — «Гарантийные человечки» Чудесная сказочная повесть о маленьких человечках, которые живут в бытовых приборах и ремонтируют их, пока действует гарантийный срок. У каждого крошечного мастера свой особенный характер, и поневоле задумываешься, как выглядит человечек, который живет в твоем компьютере.

5. Николай Носов — «Приключения Незнайки и его друзей» В Цветочном городе живут коротышки. Это крошечные человечки, для которых лужайка — настоящий лес. В спокойную и размеренную жизнь постоянно вносит хаос озорной Незнайка.

6. Джонатан Свифт — «Путешествия Гулливера»

i523811

После кораблекрушения Гулливер оказывается в удивительной Лилипутии. Крохотные жители этой страны очень рады гостю и изо всех сил стремятся угодить Большому человеку. Но очень скоро становится ясно, что уплыть от лилипутов совсем не просто.

7. Жюль Верн — «Дети капитана Гранта»

Книга об увлекательных приключениях англичан, которые совершают кругосветное путешествие, разыскивая потерпевшего кораблекрушение капитана и его матросов. Действие разворачивается на нескольких континентах, что позволяет автору рассказать много интересных вещей о людях и животных, которые там обитают.

8. Эльвира Линдо — «Манолито Очкарик»

fpnpwyudlwrlouy

Честная и ироничная история о повседневности, увиденной и осмысленной современным ребенком, в чьем сознании телевизионные клише переплетаются с наблюдениями за реальными миром.

9. Евгений Шварц — «Сказка о потерянном времени»

В этой сказке наш любимый волшебник Евгений Шварц рассказывает детям об очень взрослой истине — ценности времени. Если будешь относиться к нему небрежно и тратить попусту, сам не заметишь, как превратишься в старичка и будешь сожалеть о том, чего не успел сделать в своей жизни. Хеппи-энд прилагается.

10. Кир Булычев — «Путешествие Алисы» Папа маленькой Алисы Селезневой работает космобиологом и берет дочку в экспедицию. Вместе они собирают на других планетах удивительных животных для земного космозоопарка. Алиса оказывается очень полезным участником экспедиции. Некоторые загадки Вселенной легче даются маленьким девочкам. Например, приручить Говоруна и разгадать тайну Третьей планеты.

11. Феликс Зальтен — «Бэмби» Замечательная книга о взрослении маленького олененка. История об открытии мира, его радостях и трудностях, о настоящем горе и настоящей победе. Одушевляя зверей, Зальтен открывает детям царство леса, учит сопереживанию и стойкости, способности посмотреть на мир другими глазами и никогда не сдаваться.

12. Мария Парр — «Вафельное сердце» Добрая и атмосферная книжка о детстве в норвежском хуторе. Детям будет интересно послушать о приключениях сверстников, а родителям на несколько минут вернуться в то время, когда солнце светило ярче, деревья были выше и идти спокойно было невозможно — ноги скакали сами по себе, а бабушка готовила замечательные вкусности, чтобы порадовать внуков.

13. Вильгельм Гауф — «Карлик Нос» За несдержанность и грубость злая ведьма превращает мальчика Якоба в уродливого карлика. Ему приходится пройти через много испытаний. Только научившись быть терпеливым, добрым и трудолюбивым, он понимает, как вернуть себе нормальный облик. Несомненное достоинство книги — яркие, запоминающиеся описания.

14. Антуан де Сент-Экзюпери — «Маленький принц»

Это одна из тех редких книг, с которыми знакомятся в детстве, проносят с собой сквозь годы и каждый раз находят в ней все новые и новые смыслы. Книга, которая взрослеет вместе с ребенком.

15. Сельма Лагерлеф — «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

За злой нрав гном превращает мальчика Нильса в крошечного человечка. Тот путешествует по родной стране, с ним случаются разные приключения. В пути Нильс учится быть смелым, честным и верным своему слову.

16. Антоний Погорельский — «Черная курица, или Подземные жители»

Грустная история о том, как добрый и умный мальчик, получив невиданное для ребенка богатство — волшебное семечко, становится злым, заносчивым и предает своих друзей.

17. Роальд Даль — «Чарли и шоколадная фабрика»

Это волшебная история о шоколадной фабрике, в таинственных недрах которой изобретаются невиданные сладости. И, конечно же, о чудаке Вилли Вонке, который наказывает капризных и непослушных детей и вознаграждает доброго и щедрого мальчика Чарли.

18. Андрей Некрасов — «Приключения капитана Врунгеля»

253751_0Плавание яхты «Беда» — это веселые, порой абсурдные приключения, в непростые моменты которых герои не опускают руки, ищут и находят остроумные решения, какими бы нелогичными те ни казались.

19. Сергей Аксаков — «Аленький цветочек»

Красивая история о красавице и чудовище, о верности своему слову, доброте и любви. Эту сказку на тысячи ладов пересказывают в самых разных вариациях, но ни одна не звучит так лирично, красочно и по-родному, как та, что написана Аксаковым в середине XIX века.

20. Анне-Катрине Вестли ― «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик»

9c586e31d1be5475fe3e09f6f02f9638

В этой книге для семейного чтения юному читателю преподносятся уроки жизни, с юмором, без нравоучений и назидательности.

21. Морис Сендак ― «Там, где живут чудовища»

xlarge

Герой книги Макс после ссоры с мамой отправляется в волшебную страну, населенную Страхобразами. Там самым главным оказывается мальчик, который веселится от души, пока не затоскует и не вернется в свой дом, где пахнет маминым пирогом.

22. Клайв Льюис ― «Хроники Нарнии»

kniga-hroniki-narnii-klajv-s-luis-otzyvy-1362075043

Удивительная и прекрасная история волшебной страны, в которой правят любовь и доброта, где животные и птицы говорят и мыслят подобно людям, а в лесах обитают гномы и великаны, фавны и кентавры. От этой книги сложно оторваться как детям, так и взрослым.

23. Джеймс Барри ― «Питер Пэн»

1005859547

Это история о летающем мальчике, который совсем не хотел взрослеть. Однажды он подружился с ребятами из обычного мира, и вместе они отправились на далекий-далекий остров. Там им встретились русалки, феи, индейцы и даже пираты с их коварным главарем Крюком!

24. Даниэль Пеннак — «Собака Пес»

004

Мир глазами бездомного пса, проделавшего долгий путь от бесприютности к человеку, которому пес нужен не меньше, чем тому хозяин. Трогательная и смешная история, которая понравится как детям, так и взрослым.

25. Кеннет Грэм ― «Ветер в ивах»

veter_v_ivah-_piterkrolik_i_drugie

Уже более века больших и маленьких читателей увлекают невероятные приключения крота Мола и его друзей: водяной крысы Рэта, добряка барсука Баджера и самовлюбленного Тода из жабьего рода. Эта книга нетороплива, как течение реки, она оставляет след, казалось бы, незаметный, как легкий шум ветра в ивах.

26. Валентина Осеева «Динка»

История о трогательной дружбе девочки из приличной семьи и маленького бродяги. Начало XX века, на волжской даче лето. Непоседливая Динка, пытаясь помочь людям, все время попадает в разные приключения, но за ней присматривает и выручает ее из переделок рано повзрослевший мальчик Ленька.

27. «Эрнест и Селестина», Габриэль Венсан

Мировую известность бельгийской художнице Габриэль Венсан принесла детская серия книжек-картинок о приключениях добродушного медведя Эрнеста и малышки Селестины. Вся палитра чувств на лицо: детская обида, ревность, растерянность и любовь во всех ее проявлениях.

От 11 лет…

28. «Мальчик, который хотел стать человеком», Йорн Риэль

83241918-f26f-5838-aa9c-a4f8cf45d270

История мальчика-викинга Лейва, который в результате кораблекрушения попадает к гренландским эскимосам. Он учится говорить на местном языке, брать от природы только необходимое. Сможет ли маленький викинг, взрослея, отказаться от мести, богатства и власти?

29. Роалд Даль — «Матильда»

Прекрасная, остроумная и интересная книга о маленькой умной девочке. И о том, как ее никто вокруг не понимает, потому что она Другая. Эту историю также стоит прочитать родителям, чтобы научиться лучше понимать детей и вспомнить свое детство.

30. Михаель Энде — «Момо»

468_o

Удивительная девочка Момо обладает редким даром слушать других людей. В мужском пиджаке, с Цветком Времени и черепахой под мышкой она вступает в борьбу с жестоким миром прагматиков и материалистов, забывших о настоящих человеческих ценностях, о доброте и сочувствии к ближнему.

www.klass39.ru

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 101-102. 

УКМ «Перспектива»

1. Что больше всего вас удивило в рассказе? Перечитайте самый интересный эпизод.

Меня удивило, как барсук лечил обожжённый нос в трухлявом пне. При этом он плакал, как человек. Это и был самый интересный эпизод рассказа.

2. Какие чувства к барсуку у вас появились? Сочувствовали ли вы ему, переживали за него, хотели помочь?

Мне было жаль неосторожного барсука, который сильно обжёг нос. Я бы хотела помочь ему, но это невозможно. Я порадовалась, что нос у барсука зажил, а сам зверь научился осторожно относиться к человеку.

3. Найдите и перечитайте описание барсука? Почему он попал в беду? Как он лечился?

Барсук был маленьким и любопытным, с круглыми глазами и шершавым языком. У него был большой нос, который он сунул в горячую картошку и обжёг.

Барсук пострадал из-за любопытства и неосторожности.

Он лечил свой нос, засовывая его в большой трухлявый пень.

4. Подтвердите строками из рассказа, что мальчик был очень наблюдательным, всё замечал и умел рассказать об увиденном.

Мальчику было 9 лет и он многое замечал. Он видел, как переправлялись муравьи, он первым услышал шуршание барсука, он увидел, как барсук лечит нос и показал взрослым.

5. Подумайте, писатель просто сообщает о тех событиях, которые произошли, или рисует, художественно описывает, создает картины увиденного и пережитого.

Писатель художественно описывает события, рисует живые картины пережитого. Он использует средства художественной выразительности, передает своё отношение, наделяет героев характерами.

6. Обсудите с другом, как автор относится к своему герою.

Я думаю, что писатель относится к барсуку с жалостью и любовью. Он заставляет читателя сопереживать животному, рассказывая о том, как барсук плакал. Иначе он не стал бы это описывать.

7. Попробуйте пересказать рассказ Паустовского «Барсучий нос» другу по телефону.

Пример пересказа рассказа «Барсучий нос» другу по телефону для 3 класса

Привет, Андрей!

Я сейчас прочитала классный рассказ, он называется «Барсучий нос».

Его герои, взрослые люди, отдыхали и рыбачили на природе. Они соорудили шалаш, а вечерами жарили картошку на сковороде.

С ними был мальчик, очень внимательный и наблюдательный. Он заметил, что в кустах шевелится какой-то зверь и рассказал взрослым. Те стали наблюдать за кустами и увидели мордочку барсука.

А барсука привлёк запах картошки. Он выскочил из кустов, бросился к сковороде и сунул нос в картошку. И обжёгся! Он закричал и бросился прочь.

На следующее утро мальчик увидел, как барсук лечит нос, и показал это взрослым. Барсук расковырял трухлявый пень и засунул в него нос. Труха была мокрой и холодила нос. А рядом крутился второй барсук, переживая за товарища.

И барсуку было так больно, что он плакал, как человек.

Через год автор, Константин Паустовский, снова увидел барсука. Его нос зажил, но остался шрам. Барсук сердито чихнул на человека и убежал.

8. Определите основную мысль произведения.

Главная мысль рассказа в том, что нужно быть осторожным с незнакомыми предметами и не совать свой нос куда не просят.

9. Вы заметили, что текст разделён на три части? Подберите к ним заглавия.

Дадим названия частям рассказа: «Осень на озере», «Барсук и картошка», «Лечение носа».

10. Передайте кратко содержание понравившейся части.

Краткое содержание части «Лечение носа» для 3 класса

Утром мальчик рассказал автору, что видел, как барсук лечит нос. Автор не поверил ему и не хотел вставать. Но мальчик был настойчив. Он за руку потянул автора и увёл его в чащу.

Там автор увидел большой пень. Возле пня стоял барсук. Он расковырял пень и засунул нос во влажную труху. Рядом с барсуком вился второй зверь. Он волновался и толкал барсука в живот.

А барсук сел и заплакал. Он облизывал нос и смотрел на людей, словно прося помочь ему. Но люди ничем не могли помочь барсуку.

Через год автор вновь встретил этого барсука. На месте ожога образовался шрам. Барсук сердито чихнул на автора и убежал.

11. Подумайте, можно ли было как-то иначе разделить текст. Обоснуйте своё мнение.

Мне кажется, иначе разделить текст было нельзя. Первая часть знакомит нас с местом действия, героями и временем года. Вторая часть рассказывает о несчастном случае с барсуком. А третья говорит о лечении носа и о том, что было дальше.

12. Составьте и запишите план всего произведения.

План рассказа Паустовского «Барсук» для 3 класса

  1. Осень на озере.
  2. Наблюдательный мальчик.
  3. Как барсук обжёг ночь.
  4. Мальчик зовёт автора.
  5. Лечение носа.
  6. Конец истории.

13. Сравните текст художественного произведения «Барсучий нос» и текста из энциклопедии «Барсук». В чём особенность каждого из них?

Особенности художественного рассказа:

  1. Описан реальный случай с конкретным животным.
  2. Использованы средства художественной выразительности.
  3. Описаны чувства и эмоции героев.

Особенности текста энциклопедии:

  1. Сообщаются общие факты о барсуках.
  2. Нет героев.
  3. Не используются средства художественной выразительности.

14. Всё ли вам понятно в научно-популярном тексте? Какие вопросы можно задать к тексту для того чтобы уточнить и конкретизировать информацию?

Дополнительные вопросы к тексту «Барсуки» для 3 класса

  1. В каких местах живут барсуки?
  2. Живут они в одиночку или стаей?
  3. Чем конкретно питаются барсуки?
  4. Это животное хищное, травоядное или всеядное?
  5. Какого размера барсук?
  6. Сколько он живёт?
  7. Какого цвета его шерсть?

15. Приходилось ли вам наблюдать за поведением животных в лесу? Расскажите.

Рассказ о наблюдении за белочкой в лесу для 3 класса

Однажды зимой я шла по тропинке парка. На многих деревьях висели кормушки, у которых собирались разные птицы, в основном воробьи и синицы.

Но вдруг на одной кормушке я увидела белочку. Она ловко прошмыгнула мимо птичек, схватила несколько семечек и убежала вверх по дереву.

Там она съела семечки и вновь вернулась в кормушку. Птицы не обращали внимания на белку, еды хватало на всех.

А белка ещё много раз бегала вверх-вниз по стволу, набирала семечек и обедала. Зимой и птицам, и зверям очень нужна любая помощь от человека.

AVvXsEjaowKHfBrpGbk679y9M1Ebz cGOhnM1lQBSBujGhNe6eHxltxwa0IeYo7RujwsGBHt O3j

Франтишек Глубоцкий | Фото: Jitka Slezáková, Český rozhlas

Франтишек Глубоцкий|Фото: Jitka Slezáková, Český rozhlas

Венок Адвента можно сделать своими руками или купить готовый. Садовник и владелец цветочного магазина Франтишек Глубоцкий из города Пардубице перед праздником изготавливает сотни рождественских венков.

«Для меня это один из самых любимых периодов работы в году. С ним можно сравнить только весну, когда мы начинаем размножать, сеять и сажать растения. Но Рождество, Адвент – это уже надежда, радость будущей весны», – объясняет в интервью «Чешскому Радио» пан Глубоцкий.

Рождественские венки мастер и его помощники предпочитают делать из белой пихты. Хвойные веточки ниткой прикрепляются к соломенному кругу. Франтишек Глубоцкий напоминает, что это дерево – часть чешских традиций.

Ночь белой пихты

Франтишек Глубоцкий | Фото: Jitka Slezáková, Český rozhlas

Франтишек Глубоцкий|Фото: Jitka Slezáková, Český rozhlas

«Сочельник называли «ночью белой пихты», так что это дерево с давними традициями. Оно обладает большими достоинствами: прекрасно пахнет, при работе с ним не колет руки, а изделия из него долго сохраняются – высыхают, это правда, однако не осыпаются».

Зелёные ветви означают жизнь, а «колесо» венка – символ вечности, и, таким образом, самого Творца.

Орех, шишка, мак и яблоко

Как правильно оформить венок Адвента? Если следовать традициям, в этом нет ничего сложного, уверен Франтишек Глубоцкий.

Фото: Jitka Slezáková, Radio Prague International

Фото: Jitka Slezáková, Radio Prague International

«Венок был символическим пожеланием счастья хозяевам крестьянкой усадьбы и их гостям. Там должно было быть все, что они ожидают в следующем году от плодов своего труда. Классический вариант: орешек, шишка, коробочка мака, а если есть, еще и красное яблоко. Например, орех – это плод, скрывающий внутри зародыш новой жизни. А Рождество – это и есть праздник радости от появления новой жизни. Шишка наполнена семенами. Это изобилие, размножение. А для земледельцев было важно получить богатый урожай, важно, чтобы у них множилась птица – куры, гуси. Коробочка мака всегда означала «много денег». А вот никаких цветов на венке быть не должно – ни сухих, ни, тем более, искусственных. Потому что сухой цветок символизирует конец, «консервированное»» завершение жизни. Ничего искусственного на венке быть не должно, а тут мы смотрим на кусок ткани и думаем, что видим орхидею…»

Красные свечи у протестантов, фиолетовые у католиков

Фото: Jitka Slezáková, Český rozhlas

Фото: Jitka Slezáková, Český rozhlas

У каждого воскресенья Адвента тоже есть свое название: «железное», «бронзовое», «серебряное» и «золотое».

Не будем забывать, что венок Адвента украшен четырьмя свечами. Причем зажигают их постепенно: по одной следующей свече в каждое воскресенье в течение четырех недель. Некоторые упаковки свечей, которые перед Рождеством продаются в Чехии, специально сделаны «по росту»: от самой длинной до самой маленькой. Это показывает, что первая свеча горит все четыре недели, а далее к ней прибавляются другие.

Хотя сейчас можно найти в продаже свечи любого цвета, обычаи диктуют здесь определенные правила. И уже ваше дело – следовать им или нет.

Фото: Jana Huzilová, Český rozhlas

Фото: Jana Huzilová, Český rozhlas

«Хотя цвет решающего значения не имеет, мне нравится соблюдать традиции. Поэтому если вы принадлежите к какой-либо из протестантских церквей, то вам следует использовать красные свечи. Красный цвет – классический для Рождества. Это цвет жизни, любви, и он может сопровождать нас все праздники. А у католиков цвет Рождества – фиолетовый. Это цвет церковного обряда, раздумий – то, что должно быть присуще Адвенту. И первые две свечи на венке – тоже фиолетовые. Первая называется «Надежда», или «Свеча пророков». Вторая – «Вифлеемская», или «Мир». Она зажигается за мир. Третья свеча – «Пасторская». Она означает дружбу и может быть розовой, поскольку третье воскресенье – это уже радость, ведь от Рождества нас отделяет всего одна неделя. А четвертая свеча, согласно католической традиции, должна быть опять фиолетовой. Она называется «Ангельской» или «Свечой Любви». И у протестантов, и у католиков может присутствовать и пятая свеча – белая, которая, конечно, не помещается на венок. Все время Адвента она лежит на столе, а в Сочельник мы можем поставить ее рядом, например, на блюдце. Она называется «Свеча Христа» и означает, что свет пронзил тьму, что появится солнце, и нам есть, чему радоваться», – завершает свой рассказ о символике рождественского венка Франтишек Глубоцкий.

Рождественский календарь из тележного колеса

Пастор Иоганн Хинрих Вихерн | Фото: Wikimedia Commons, public domain

Пастор Иоганн Хинрих Вихерн|Фото: Wikimedia Commons, public domain

В своем теперешнем виде адвентный венок появился в 1839 году – его придумал лютеранский пастор Иоганн Хинрих Вихерн, основавший в Гамбурге школу для сирот. Дети спрашивали, когда же наконец наступит Рождество, и наставник установил на старом колесе от телеги 19 маленьких красных свечек для будних дней и 4 большие белые для воскресных, каждый вечер зажигая по одной. Позже эту идею у лютеран заимствовали католики. Католическая церковь долгое время называла венок языческим, однако в ХХ веке и католики стали украшать свои дома венками.

Первые упоминания об Адвенте встречаются в V веке в Равенне и в VI в Риме. Первоначально Адвент длился шесть недель, и лишь в конце VI века Папа Григорий Первый сократил его до четырех недель. В восточном христианстве Адвенту соответствует Рождественский пост. У православных церквей, пользующихся юлианским календарем, он начинается 15 (28) ноября.

Адвент открывает христианский литургический год. В это время верующие помогают бедным, занимаются благотворительностью, соблюдают пост, что в сегодняшнем западном христианстве означает не отказ от скоромных блюд, а, прежде всего, погружение в молитву и посещение храма.

Венец из еловых веточек, который ставят на стол в период Адвента | Фото: Martina Schneibergová, Radio Prague International

Венец из еловых веточек, который ставят на стол в период Адвента|Фото: Martina Schneibergová, Radio Prague International

ПсковГУ
Новости
Школа, где учат мыслить: Гуманитарный класс ПсковГУ

 02.12.2021, 16:16

    Удивительно, но факт: слухи о полной неприспособленности гуманитариев к жизни и их невостребованности на рынке труда сильно преувеличены. Эмоциональный интеллект и критическое мышление сегодня необходимы не меньше, чем технические навыки. По крайней мере, недавнее исследование, проведенное в 30 странах, показало, что большинство руководителей на высших должностях имели социальное или филологическое образование. 

    Занятия тематического Гуманитарного класса, организованные в этом году профессорско-преподавательским составом ПсковГУ на базе 8А класса Псковской инженерно-лингвистической гимназии, не ставят перед собой цели вырастить будущих лингвистов или историков. Однако школьники, которые каждую субботу включаются в работу по этой обучающей программе, точно не останутся незамеченными, ведь их прежде всего учат мыслить, анализировать и создавать что-то свое. Педагоги говорят о ребятах: перспективные!

    CAEA02AC6E49A84415A99D4AAC270191

    Угол зрения

    Уроки в Гуманитарном классе, прежде всего, необычны. Как проходят занятия в общеобразовательной школе? В течение 40-45 минут учитель-предметник рассказывает о том или ином явлении со своего ракурса: филологи – о «Капитанской дочке», историки – о Пугачевском бунте, преподаватели обществознания – о социальных корнях протестов, биологи – о памяти генов. А если все это объединить? Идея актуальная, учитывая стремление современной образовательной системы сформировать личность не только интеллектуально развитую, но и обладающую целостной картиной мира, понимающую глубину связей явлений и процессов.

    Преподаватели ПсковГУ приступили к подготовке программы обучения, основанной на межпредметных связях, еще в мае – тогда открытие Гуманитарного класса инициировала ректор вуза Наталья Ильина. В рабочей группе, которая объединила филологов, лингвистов и историков, изучали опыт коллег, советовались со школьными учителями.

    — Мы пришли к мысли о том, что основную цель Гуманитарного класса необходимо представить как модель развития 4К-компетенций, согласно которой уровень развития креативности, критического мышления, коммуникации и способности взаимодействовать с другими в процессе решения профессиональных задач (коллаборация) обусловливает успешность человека в 21 веке, — рассказывает научно-методический консультант программы доцент кафедры европейских языков и культур Института гуманитарных наук и языковых коммуникаций ПсковГУ Галина Маслова. – В этом смысле главной задачей для нас было научить ребят мыслить, подходить творчески к проблемам. В процессе диалога мы поняли, что для реализации такой цели педагоги должны работать как одна команда и выстроить программу по принципу междисциплинарности.

    9D93FBA2D058E75FBE074CB273FD8119

    Под руководством декана факультета русской филологии и иностранных языков Светланы Водневой группа разработала тематический план для обучения школьников  с 8 по 11 класс. В частности, для восьмиклассников сложился круг таких вопросов: «Чистота — залог здоровья», «Профессии будущего», «История вокруг нас». Далее обучающихся ждут интересные обсуждения по темам «Межкультурная коммуникация каждый день», «Я и общество», «Быть полезным — это что?», «Конвергентное будущее», «Стратегия жизненного успеха». В каждом из этих модулей предусмотрено проведение 7-8 занятий с университетскими преподавателями по английскому языку, русскому языку и литературе, истории и обществоведению, в финале школьники представят авторские проекты.

    Харизма и эрудиция

    Первые занятия в Гуманитарном классе уже прошли. В блоке «Чистота – залог здоровья» два занятия (каждый из них представлял собой спаренный школьный урок) провел старший преподаватель кафедры европейских языков и культур ПсковГУ Григорий Галковский.

    Ребята обсудили, что входит в понятие чистоты: речь зашла и о здоровье человека, и о гигиене, и о проблемах охраны окружающей среды, и о человеческих взаимоотношениях. Сделав вывод о важности экологической проблематики для современного мира, гимназисты обсудили с преподавателем примеры вклада подростков в охрану окружающей среды в разных странах.

    Опыт оказался позитивным, причем во многом именно благодаря идее посмотреть на одну тему с разных точек зрения, — признается представитель кафедры европейских языков и культур.

    — Мы обсуждали модульную тему с точки зрения лингвистики, пытались даже перевести, как фраза «Чистота – залог здоровья» будет звучать на английском языке, — рассказывает Григорий Галковский. — Выяснилось, что даже процесс перевода выявляет новые смыслы, и дети это тоже смогли почувствовать. Мне понравилось, что они очень откликаются на диалог. Я думаю, у этого проекта есть перспективы. С такими школьниками работать – одно удовольствие!

    Григорий сравнивает опыт преподавания в Гуманитарном классе с занятиями в «Кванториуме». По его словам, площадки похожи отсутствием жестких ограничений школьной программы: педагог чувствует себя свободнее, общаясь с учениками. Эту специфику уловили и сами школьники.

    — Мне нравятся занятия в Университетском классе, — говорит восьмиклассник Гордей Квасов. — Очень круто, что есть возможность узнать что-то новое в области гуманитарных наук, подробно изучить темы в английском, литературе в интересном формате. Кроме того, занятия становятся ещё интереснее благодаря харизматичным и эрудированным учителям, которые доступно объясняют материал. Но лично мне нравится, что можно говорить свое мнение и озвучивать свои мысли, не ограничиваясь школьными правилами.

    Гимназистка Эвелина Сурикова отмечает, что ей нравится, как интересно и глубоко преподаватели преподносят материал.

    — Уроки замечательные, как и учителя, — делится Вика Михалева. — Темы и материал хорошие. Университетские классы помогают познавать мир и вещи, о которых мы раньше так сильно не задумывались.

    То ли еще будет

    Следующие два занятия в рамках первого тематического блока для школьников проводит доктор филологических наук, профессор кафедры филологии, коммуникаций и русского языка как иностранного Илона Мотеюнайте.

    F399333B84337E2DD07114161C8E26D0?title=0E042A5C6D165874A98AD220863391E1

    Одно из них уже состоялось. В рамках центральной темы «Чистота – залог здоровья» преподаватель ПсковГУ сделала акцент на осмысление школьниками эстетических проблем в произведениях искусства. От Галины Петрушевской перешли к Гомеру, от Сальватора Роза – к Валентину Серову и Хаяо Миядзаки. Узнали, что такое верлибр, поговорили об аниме, поспорили о роли прекрасного в современном мире.

    — Дети мне показались очень взрослыми, — рассказала Илона Мотеюнайте. — Все, что я вижу в современных студентах, есть в них: они очень открытые, с ними очень легко работать. Они выполняют задания, отвечают на вопросы, при этом они совершенно не обеспокоены тем, правильно или неправильно скажут что-либо, хорошо это будет или плохо, и как я к этому отнесусь. Они действительно думают. Интересно и то, что восьмиклассники вовлечены в социальную повестку, в частности, в гендерную.

    Дальше в процесс обучения включится кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии, коммуникаций и русского языка как иностранного, старший научный сотрудник научно-образовательной лаборатории «Социогуманитарная регионика» Зинаида Митченко. Она расскажет восьмиклассникам о проекте «Чистый город — хорошая речь», который реализуется на базе ПсковГУ. Участники проекта на протяжении 5 лет занимаются поиском ошибок в рекламе на улицах нашего города и приходят к выводу: с каждым годом меньше ошибок в рекламе не становится.

    Вместе с ребятами преподаватель поговорит о том, почему такое большое внимание уделяется грамотности речи и попытается включить школьников в большой университетский проект. Последнее занятие в этом семестре будет посвящено презентации индивидуальных проектов, обобщающих тему «Чистота – залог здоровья». Ребята представят свою творческую рефлексию темы в виде рисунков, коллажей, сочинений, собственных стихотворений, песен и других творческих форм.  

    После Нового года Гуманитарный класс ПсковГУ приступит к занятиям по модулю «Профессии будущего». На уроках по английскому языку поговорят о том, кем хотят быть современные дети, выяснят, какие профессии будут популярны в будущем, и чем руководствуются в выборе рода деятельности  подростки в разных странах. Вместе с филологами рассмотрят этимологические корни названий различных специальностей и попробуют дать названия новым профессиям. В рамках занятий планируется встреча с успешным профессионалом, который поделится секретами своего трудового пути, а также интерактивная презентация с участием партнеров по программе, в числе которых – университет.

    К концу учебного года гимназисты смогут не только понять вектор своего профессионального развития, но и наметить шаги к его воплощению. Кроме того, ребят ждут консультации по тематическим олимпиадам, которые помогут усовершенствовать необходимые умения и навыки.

    На перспективу

    Опыт Университетских классов, организованных вузом по самым разным направлениям, показал: такой формат работы востребован школьными педагогами и интересен детям. Реализация гуманитарной программы не стала исключением.

    Не исключено, что в дальнейшем такие классы могут открыться также на базе других псковских школ, причем к работе будут активно привлекаться магистранты Института гуманитарных наук и языковых коммуникаций, преподающие в общеобразовательных учреждениях.

    6A8DEC95D0F5900D08012BE3EAB8B302?title=YVIDa5tRAZo

    — Если реализация нашей идеи междисциплинарности в обучении будет успешной и в дальнейшем, мы будем активно тиражировать наш опыт, привлекать к реализации проекта магистрантов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», — поясняет Галина Маслова. – Это позволит сделать площадку проекта по-настоящему пилотной в контексте междисциплинарности и конвергентного образования. Учителя признаются, что об этом много говорится в педагогической среде, но практического опыта недостаточно. Поэтому наша сегодняшняя работа смотрит в будущее образования.

    Собственно, так и выстраивается тесная и очень важная связь между средним и высшим образованием: учителя получают дополнительную мотивацию, дети – новые знания и практические навыки, а вузовские преподаватели – апробируют актуальные методики и подходы.

    Завершим наш рассказ о работе Гуманитарного класса репликой восьмиклассницы ПИЛГ Василисы Шкляренко: «Мне нравится Университетский класс тем, что там можно поразмышлять на разные темы, проявить себя. Открытие чего-то нового всегда интересно, а преподаватели университета помогают нам в этом. Новый опыт и знания — это классно!»

  • Рассказ о революции 1917 года кратко
  • Рассказ о растениях 3 класс по окружающему миру короткий
  • Рассказ о ратном подвиге 5 класс
  • Рассказ о распорядке дня на английском языке с переводом
  • Рассказ о редком животном из красной книги