Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Завещание о княгине ольге». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Летописи не сообщают год рождения Ольги, однако поздняя Степенная книга утверждает, что скончалась она в возрасте около 80 лет, что относит дату ее рождения к концу IX века. Приблизительную дату ее рождения сообщает поздний «Архангелогородский летописец», который уточняет, что Ольге на момент брака было 10 лет. На основании этого много ученых высчитали дату ее рождения — 893 год. Проложное житие княгини утверждает, что нам момент смерти ей было 75 лет. Таким образом, Ольга родилась в 894 году. Но эту дату ставит под сомнение дата рождения старшего сына Ольги, Святослава (ок. 938-943 гг.), так как Ольге на момент рождения сына должно было бы быть 45-50 лет, что кажется маловероятным. Смотря на тот факт, что Святослав Игоревич был старшим сыном Ольги, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси Б. А. Рыбаков, принимая за дату рождения князя 942 год, посчитал крайней поздней точкой рождения Ольги 927-928 год. А. Карпов в своей монографии «Княгиня Ольга» утверждает, что княгиня родилась около 920 года. Следовательно, вернее выглядит дата около 925, нежели 890 год, так как и сама Ольга в летописях за 946-955 года представляется молодой и энергичной, а старшего сына рождает в 942 году. Имя будущей просветительницы Руси и ее родину «Повесть временных лет» называет в описании женитьбы Киевского князя Игоря:

И привели ему жену из Пскова, именем Ольга.

Иоакимовская летопись уточняет, что она принадлежала к роду князей Изборских — одной из древнерусских княжеских династий.

Супругу Игоря звали варяжским именем Хельга, в русском произношении Ольга (Вольга). Предание называет родиной Ольги село Выбуты недалеко от Пскова, вверх по реке Великой. Житие святой Ольги повествует, что здесь впервые состоялась встреча ее с будущим супругом. Молодой князь охотился на Псковской земле и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее ко греху. Ольга оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя:

Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание.

Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил Ольгу и послал за ней князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.

В 942 году в семье князя Игоря родился сын Святослав. В 945 году Игорь был убит древлянами после неоднократного взимания с них дани. Боясь мести за убийство Киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом (ум. 946 г.). Ольга сделала вид, что согласна. Хитростью она заманила в Киев два посольства древлян, предав их мучительной смерти: первое было заживо погребено «на дворе княжеском», второе — сожжено в бане. После этого пять тысяч мужей древлянских были убиты воинами Ольги на тризне по Игорю у стен древлянской столицы Искоростеня. На следующий год Ольга снова подошла с войском к Искоростеню. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.

Наряду с этим летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью построения политической и хозяйственной жизни страны. Она добилась укрепления власти Киевского великого князя, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Летопись отмечает, что она с сыном и дружиной прошла по Древлянской земле, устанавливая дани и оброки, отмечая села и становища и места охот, подлежащие включению в киевские великокняжеские владения. Ходила она в Новгород, устраивая погосты по рекам Мсте и Луге. Житие так повествует о трудах Ольги:

И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла… Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечения, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения.

Вероятно, в период княжения Ярополка (972-978 гг.) княгиня Ольга стала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение ее мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке. С того времени день памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля (ст. ст). При великом князе Владимире мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в саркофаге. Над гробницей святой Ольги в церковной стене было окно; и если кто с верой приходил к мощам, видел через оконце мощи, причем некоторые видели исходящее от них сияние, и многие болящие исцелялись. Сбылось пророчество святой княгини Ольги о кончине сына Святослава. Он, как сообщает летопись, был убит печенежским князем Курей (Х в.), который отсек голову Святослава и из черепа сделал себе чашу, оковал золотом и во время пиров пил из нее. Молитвенные труды и дела святой Ольги подтвердили величайшее деяние ее внука святого Владимира — Крещение Руси. В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной.

Основные сведения о жизни Ольги, признанные достоверными, содержатся в «Повести временных лет», Житии из Степенной книги, агиографической работе монаха Иакова «Память и похвала князю рускому Володимеру» и сочинении Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора». Другие источники сообщают дополнительные сведения об Ольге, но их достоверность не может быть точно определена. Согласно Иоакимовской летописи, первоначальное имя Ольги — Прекраса. Иоакимовская летопись сообщает о казни Святославом за христианские убеждения своего единственного брата Глеба во время русско-византийской войны 968-971 годов. Глеб мог быть сыном князя Игоря как от Ольги, так и от другой жены, поскольку та же летопись сообщает о наличии у Игоря других жен. Православная вера Глеба свидетельствует в пользу того, что он был младшим сыном Ольги. Средневековый чешский историк Томаш Пешина в сочинении на латинском «Mars Moravicus» (1677 год) рассказал о некоем русском князе Олеге, ставшем (940 год) последним королем Моравии и изгнанным оттуда венграми в 949. Согласно Томашу Пешине, этот Олег Моравский был братом Ольги. О существовании кровного родственника Ольги, назвав его анепсием (значит, племянник или двоюродный брат), упомянул Константин Багрянородный в перечислении ее свиты во время визита в 957 году в Константинополь.

На северо-западе Руси существовал погост Ольгин Крест. Именно сюда, как гласят летописные источники, для сбора податей приходила в 947 году княгиня Ольга. В память о своем удивительном спасении при переправе через порожистую и незамерзающую Нарову, княгиня Ольга поставила деревянный, а потом и каменный крест. В урочище Ольгин Крест находились местные чтимые святыни — храм во имя святителя Николы, построенный в ХV веке, каменный крест, установленный, по преданию, в Х веке княгиней Ольгой. Позднее крест был вделан в стену церкви святителя Николы. В 1887 году храм был дополнен приделом во имя святой княгини Ольги. Никольский храм был взорван в 1944 году отступавшими немецкими войсками.

В Пскове существует Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня, а также два памятника княгине. Памятники святой поставлены в Киеве и Коростени, а также фигуры Ольги присутствует на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. В честь святой княгини Ольги назван залив Ольги Японского моря и поселок городского типа в Приморском крае. В честь святой Ольги названы улицы в Киеве и Львове. Также во имя святой Ольги учреждены ордена: Знак отличия Святой равноапостольной княгини Ольги (учрежден императором Николаем II в 1915 году); «Орден княгини Ольги» (государственная награда Украины с 1997 года); Орден святой равноапостольной княгини Ольги (РПЦ).

Святой равноапостольной княгине Ольге посвящены многие литературные произведения, это «Княгиня Ольга» (А.И. Антонов), «Ольга, королева русов» (Б. Васильев), «Аз Бога ведаю!» (С. Т. Алексеев), «Великата княгиня Елена-Олга» (М. Апостолов) и другие. В кинематографе известны такие произведения, как «Легенда о княгине Ольге» (режиссер Юрий Ильенко), «Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой» (режиссер Булат Мансуров) и другие.

Следами победы христианской партии в борьбе за влияние на Игоря несомненно являются и те места в договоре, в которых явно чувствуется превосходство христиан и пренебрежение поклонниками Перуна. А церемония приведения к присяге Игорева войска дала киевским христианам повод для демонстрации своей силы: в то время как князь с языческой частью войска клялся в нерушимости договора перед идолом Перуна, воины-христиане присягали перед греческими послами в церкви св. Ильи. Это была соборная церковь, так как много было христиан-варягов.

Ольга прекрасно понимала, какую угрозу для Руси представляет неожиданная симпатия императора. Однако ее положение было не таково, чтобы можно было прямо отказать. Княгиня, как всегда, нашла неожиданный и остроумный выход. “Она же, поразмыслив, ответила царю: “Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам, — иначе не крещусь”. Рядовой матрос, достигший царской порфиры, “господин Роман василевс был простым и неграмотным человеком, не принадлежавшим к тем, кто с самого начала следовал ромейским обычаям…” Император, скорее всего, не знал о церковном запрете на брак между крестным отцом и крестницей. Поэтому он не заметил подвоха в словах Ольги.

Все лето 945 г. Ольга провела под Искоростенем, воюя с вновь взбунтовавшимися древлянами. Туда-то, должно быть, и прибыли послы из Византии с сообщением, что 16 декабря 944 г. Роман был свергнут и отправлен в ссылку собственными сыновьями. К власти вскоре вернулся оттесненный на задний план еще в 20-х годах Константин Багрянородный. В случае смены власти в одной из союзных стран византийские дипломатические порядки требовали перезаключения договоров. Ольга решила воспользоваться этой возможностью, чтобы вновь отправиться в Константинополь и разрешить волновавшие ее вопросы лично с императором.

На этот раз, помимо создания на Руси самостоятельной церковной организации, Ольга мечтала об укреплении своего международного авторитета. По всей видимости, ею руководила идея “взять в обход” питавшего стойкую антипатию к христианству Святослава. В ее планы входило женить сына на византийской царевне. Брак с порфироносной царевной сразу поднял бы престиж русского государя, а строптивый князь вынужден был бы креститься. Вместе с ним крестилась бы и дружина, а затем и вся страна. Ольга неоднократно говорила Святославу, опасавшемуся в случае принятия христианства насмешек со стороны воинов: “Если ты крестишься, то и все сделают то же”. Расчищая дорогу к этому браку, Ольга разлучила сына с его возлюбленной Малушей, как раз незадолго до того родившей Владимира (если верить летописному сообщению, согласно которому в 1015 г. Владимиру было чуть больше 70). И хотя по языческим обычаям в их браке не было ничего незаконного, княгиня сослала свою рабыню в Выбутово.

К поездке в Константинополь Ольга готовилась основательно. Княгиня хотела на этот раз предстать перед императором во всем блеске своего могущества. Караван, отправившийся в начале лета из Киева, насчитывал десятки судов, на которых размещались 1500 человек. В свите были жены правителей всех крупнейших центров Руси, в том числе по меньшей мере 6 княгинь. Ольгу сопровождали несколько десятков послов и купцов, представителей киевского боярства. Командовал экспедицией ее несколько загадочный родственник, которого Константин называет анепсием — племянником. Предполагать, что под этим именем скрывается сам Святослав, мы не можем. Не называть наследника Константину не имело никакого смысла. Может быть, это был загадочный брат Святослава — Улеб, о котором упоминает в целом мало достоверная Иоакимовская летопись? Его следы сохранились также в договоре Игоря с греками. Там на одном из первых мест упоминается жена Улебова, очень влиятельная особа. Самого Улеба нет, хотя упоминается посол “Улеб от Володислава”. Не исключено, что это место следует читать “Володислав от Улеба”, так как летописец мог исказить текст договора, дабы скрыть малоприятную историю, произошедшую в княжеском доме: Улеб был убит братом за то, что исповедовал христианство.

Первые разочарования ждали Ольгу сразу же по прибытии в Константинополь. Союзницу свергнутого Романа, да еще прибывшую с огромным флотом, встретили недоверчиво. Потом Ольга с горькой обидой вспоминала, как ее не одну неделю продержали в гавани, прежде чем впустить в Константинополь. Однако постепенно все уладилось. Киевским дипломатам удалось добиться для княгини исключительных привилегий. Когда 9 сентября 946 г. состоялся торжественный прием в великолепной зале — Магнавре, Ольга подошла к императору, не поддерживаемая, как обычно, двумя евнухами. Вместо полагающейся проскинезы княгиня приветствовала императора легким поклоном и беседовала с ним стоя. Среди фресок в башне Софии Киевской, которые, как сравнительно недавно удалось доказать С. А. Высоцкому, изображают визит Ольги в Константинополь, сохранилась сцена приема у императора. Княгиня в стемме и белом мафории стоит перед императором одна, без сопровождения евнухов. Художник зафиксировал еще одну деталь: вместо того, чтобы в знак покорности скрестить руки на груди, св. Ольга держит их поднятыми ладонями к зрителю. С одной стороны, этот жест должен зафиксировать ее независимость, с другой — это заявка князя Ярослава, заказчика росписей, на канонизацию прабабки. Ладонями к зрителю обычно изображаются на иконах блаженные.

Вечером в честь княгини был дан пир. Ольга получила право сидеть за одним столом с зостами — высшими придворными дамами, имевшими привилегию обедать с императором. Таким образом, и св. Ольга получила ту же привилегию. Атмосфера в присутствии княгини была уже настолько семейной, что императрица усадила свою семилетнюю невестку Берту, которой было неудобно есть, сидя на ее детском трончике, вместе с собой на трон Феофила. Когда подали десерт, Ольга оказалась за одним столом с императорской семьей и вновь беседовала с василевсом. После пира свите Ольги, разделенной по образцу византийского двора на семь разрядов, были вручены императорские “дары великодушия”. В числе скромно одаренных был некий пресвитер Григорий, по-видимому, духовно окормлявший христиан из свиты Ольги. Люди Святослава, по пренебрежению ли княгини или по неприязни византийцев, попали на предпоследнее место, получив по 5 милиарисиев. Самой княгине в золотой чаше с драгоценностями было поднесено 500 милиарисиев, — сумма скромная, но все же немалая.

Праматерь рода – великая княгиня Ольга!

Святослав пустился в давно задуманные военные авантюры, сокрушая одного за другим торговых конкурентов Руси. Про Киев он совсем забыл, и Ольге приходилось на время его походных отлучек брать на себя привычную роль правительницы государства. Земля, брошенная князем на произвол судьбы, стала легкой добычей хищных кочевников, наводнивших восточноевропейские степи после “блестящего” разгрома Святославом дотоле сдерживавшей их Хазарии. “В год 968. Пришли впервые печенеги на русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце…” Св. Ольге пришлось возглавить оборону Киева. Город спасся чудом, только благодаря уловке, которую мы можем с уверенностью приписать княгине. Воевода Претич, переправившись к городу с другого берега Днепра, сказал хану, что возглавляет арьергард возвращающегося Святослава. Имя непобедимого воина подействовало, и печенеги отступили. А киевляне послали князю горький упрек: “Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою оставил, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?”

Пристыженный Святослав быстро вернулся и разгромил печенегов. Однако вскоре ему снова наскучило в Киеве. Уверенный в близкой победе над ненавистной Византией и создании великой Восточноевропейской империи, он решил оставить неприветливые приднепровские просторы и перенести столицу в Переяславец на Дунае. Св. Ольга не имела уже ни сил, ни желания перечить сыну, близкий и бесславный конец которого она предвидела. Единственное, о чем она просила Святослава — это дождаться ее приближающейся кончины: “Когда похоронишь меня, — отправляйся куда хочешь”. “Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки ее и все люди…” Она отошла ко Господу 11 июля. С ее кончиной почувствовали себя осиротевшими не только киевские христиане, потерявшие могущественную покровительницу, но и язычники, которым святая щедро, без счета уделяла милостыню. За время ее мирного и мудрого правления выросло целое поколение киевлян.

Похоронили ее непривычно для киевских князей скромно и тихо. Не было ни положенных в гроб сказочных богатств, ни ритуальных надгробных плачей. Княгиня категорически запретила тризны, лицедрания и насыпание кургана над ее могилой; она распорядилась только о посылке золота в Царьград к Патриарху на помин души. Христианские священники погребли ее с еще непривычными для киевлян молитвами и песнопениями о месте упокоения “иде же несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание”.

Через четверть века после блаженной кончины св. Ольги, когда сбылось ее предсказание о скором крещении Руси, св. Владимир извлек из земли мощи своей бабки, оказавшиеся нетленными, и торжественно перенес их в Десятинную церковь. Они были положены в открытой гробнице и скоро стали одной из важнейших киевских святынь, от которой получили исцеление многие страждущие. В годы монгольского нашествия мощи были скрыты под землей и вновь обнаружены только в XVII в. митрополитом Петром Могилой. Однако в XVIII столетии, в пору скрытого гонения на святыни, Синод вновь изъял их под давлением правительства, не ручаясь за их подлинность. Канонизация св. Ольги совершилась где-то на рубеже XIII и XIV вв., тихо и неприметно, без всякого формального акта — в ее святости никогда не сомневались.

Подвиг святой Ольги, быть может, не так заметен и громок, как настоящая революция, произведенная на Руси св. Владимиром. Ей не суждено было увидеть Русь христианской. Но, наверное, не зря составители “Степенной книги” поместили обширное житие княгини на первом месте — вне степеней. И не случайно, что скромное, но подчеркнутое почитание святой сохранялось на Руси всегда. Без ее труда по взращиванию семян веры на русской почве вряд ли была бы возможна столь быстрая и ошеломительная победа христианства при св. Владимире. Ее усилия по осуществлению полноправного вхождения Руси в Византийское содружество положили начало мощнейшему влиянию византийской культуры, сформировавшему культуру русскую. Такие черты духовного облика первой русской святой, как мудрость, чуждое экзальтации спокойствие, способность и к молитвенному подвигу, и к государственному и культурному творчеству, навсегда определили архетип русской святости. А потому “сыны русские, до последних потомков внуков” ее будут беречь в своих сердцах вечную память и благодарность великой молитвеннице за Русскую землю.

Принятые сокращения:

ПВЛ — Повесть временных лет;

ПСРЛ — Полное собрание русских летописей;

ВВ — Византийский временник;

ВИ — Вопросы истории;

ВДИ — Вестник древней истории.

Её жизнь была наполнена царской роскошью, дворцовыми страстями и интригами, чередой потерь и унижений, запретной любовью и счастливой спокойной жизнью в эмиграции, за тысячи километров от Родины. Но большая часть ее жизни была окутана страхом — её дед был убит, неоднократно покушались и на отца, была зверски замучена и убита семья ее брата — последнего императора России.

Княгиня Ольга — одна из немногих членов царской семьи, спасшихся от рук большевиков. В поисках спокойной жизни, отказавшись после революции покидать Россию, она вместе с мужем и семьей скиталась по югу России — Кавказ, Кубань, Ростов на Дону. А чуть позднее, после объявленной на царскую семью охоты, с целью истребить всех без остатка, эмигрировала через Константинополь в Данию.

В Советское время, скрываясь от агентов Сталина, была вынуждена эмигрировать в Канаду. Вместе с семьей поселилась в маленьком городке-деревне Куксвилл. Как и ее отец, предпочитала жить скромно и в уединении от внешнего мира. Ей удалось пережить всех внуков и внучек императора Александра II.

Она обладала удивительной способностью находить общий язык с жизнью, которая наносила ей удар за ударом, ранила, насмехалась над нею. Она не ожесточилась, продолжала жить по русским традициям, праздновать все православные праздники, горячо любила свою историческую Родину.

— Начну с того, — проговорила она, — что я обдумала все, что вы мне сказали на днях, и поняла, что я действительно своего рода исторический феномен. Если не считать мою сестру, живущую в Лондоне, (Великая княгиня Ксения Александровна скончалась в Лондоне в 1960 г.), которая очень больна, я последняя русская Великая княгиня. Более того, я последний порфирородный* член династии.

  • Определение «порфирородный» относилось лишь к сыновьям и дочерям, родившимся у царствующего монарха. Династия Романовых царствовала в течение трех столетий (1613-1917), но порфирородных детей в ней было сравнительно мало. В их числе младший сын Павла I Михаил Павлович, три младших сына Николая I и два младших сына Александра II. Великая княгиня Ольга была единственным порфирородным ребенком Александра III. Зато все пятеро детей последнего царя, Николая II, родившиеся после его восхождения на престол в 1894 году, были порфирородными.

***

К сожалению, формат статьи не позволяет опубликовать все содержимое книги. Мы отобрали самые интересные и захватывающие истории из воспоминаний последней княгини Ольги Александровны Романовой.

***

Последняя Великая княгиня — Ольга Александровна Романова

Из всех нас, Романовых, Алики наиболее часто была объектом клеветы. С навешенными на нее ярлыками она так и вошла в историю. Я уже не в состоянии читать всю ложь и все гнусные измышления, которые написаны про нее. Даже в нашей семье никто не попытался понять ее. Исключение составляли мы с моей сестрой Ксенией и тетя Ольга.

Помню, когда я была еще подростком, на каждом шагу происходили вещи, возмущавшие меня до глубины души. Что бы Алики ни делала, все, по мнению двора Мама, было не так, как должно быть. Однажды у нее была ужасная головная боль; придя на обед, она была бледна. И тут я услышала, как сплетницы стали утверждать, будто она не в духе из-за того, что Мама разговаривала с Ники по поводу назначения каких-то министров. Даже в самый первый год ее пребывания в Аничковом дворце — стоило Алики улыбнуться, как злюки заявляли, будто она насмешничает. Если у нее был серьезный вид, говорили, что она сердита.

А между тем, она была удивительно заботлива к Ники, особенно в те дни, когда на него обрушилось такое бремя. Несомненно, ее мужество спасло его. Не удивительно, что Ники всегда называл ее «Солнышком» — ее детским именем. Без всякого сомнения, Алики оставалась единственным солнечным лучом во все сгущавшемся мраке его жизни. Я довольно часто приходила к ним на чай.

Помню, как появлялся Ники — усталый, иногда раздраженный, после бесчисленных приемов и аудиенций. Алики никогда не произносила ни одного лишнего слова и никогда не допускала ни одной оплошности. Мне нравилось наблюдать ее спокойные движения. Она никогда не возмущалась моим присутствием.

— Что на самом деле послужило причиной несчастья, никто не знал. Одни говорили одно, другие — другое. Полагают, что кто-то пустил слух, будто подарков всем не достанется. Как бы то ни было, люди, ближе остальных стоявшие к оцеплению, двинулись к помостам. Казаки попытались остановить их, но что может сделать горстка людей перед напором полумиллионной толпы?

В то время существовала добрая традиция — в дни коронации императора раздавать памятные сувениры и подарки крестьянам. Как и при коронации Александра III раздача подарков состоялась на Ходынском поле.

Приехав тысячами, крестьяне отправились на это поле, чтобы получить сувенир — эмалированную кружку, наполненную конфетами, и бесплатный завтрак, как гости Императора, чтобы остальную часть дня провести на Ходынском поле в танцах и пении. В центре поля находились деревянные помосты, на которых были сложены горы ярких кружек с гербами. За порядком наблюдали сотня казаков и несколько десятков полицейских.

Романовы любили отдыхать на Кавказе. Здесь Царская семья освобождалась от тревог, ведя беззаботную деревенскую жизнь. Но неподалеку находилась Турецкая граница, и кругом полно было разбойников. Охраняли семью в основном кавказцы. Все они были вооружены, и всякий раз, как Вдовствующая Императрица покидала дворец, ее сопровождал телохранитель из числа кавказцев. Среди них, по словам Великой княгини, был Омар — поразительно красивый и сильный горец с горящими черными глазами, любимец императрицы.

— Каждый раз Мама расспрашивала его про разбойников и шутливо замечала: «Омар, когда я смотрю вам в глаза, то я думаю, что вы наверняка и сами были когда-то разбойником!» Омар избегал глядеть на нее и отвечал отрицательно. Однако однажды он не выдержал. Упав на колени, он признался, что в самом деле был прежде разбойником и стал умолять Мама о прощении. Мама не только даровала ему прощение, но включила его в число своих постоянных телохранителей. С того времени Омар стал сопровождать ее повсюду, словно прирученный.

Представляю себе, какой шум устроили бы в Петербурге, если бы узнали, что один из телохранителей Императрицы когда-то был обыкновенным разбойником с большой дороги!

***

Родина Ольги — Псков или окрестности Псковского княжества. В записках одного современника из псковских земель упоминается село Выбуто. Точно неизвестно, была ли Ольга простого или знатного происхождения. О родителях говорится, что они были язычниками. Ее мать — из варягов. Отец — начальник выбутской переправы.

Историки не соглашаются с тем, что князь Игорь мог взять в жены простолюдинку. Князь киевский Олег желал контролировать торговый путь по реке Великой, протекавшей рядом с Псковом. По ней сплавлялись греческие и варяжские торговцы, воины, проплывали викинги. Начальниками переправ князь Олег назначал военных аристократов. Вероятно, Ольга родилась в семье одного из них, но сведения об этом противоречивы.

По «Типографской летописи», отцовство приписывают самому киевскому князю – Вещему Олегу.

Существуют различные теории о родине будущей княгини. Историки могли ошибиться в переводе названия места рождения Ольги с древнерусского.

Святая княгиня Ольга проповедовала веру в Христа и хотела основать епархию на Руси. Вместо языческих святилищ строились храмы. День воздвижения храма Софии Премудрости был церковным праздником. Его центральной реликвией стал деревянный Крест из Животворящего Древа Господня, подаренный в Константинополе после крещения. Храм построили на могиле одного из первых исповедников христианской веры — Дира. Могилу Аскольда Ольга украсила Никольским собором.

Княгиня Ольга преодолевала бунты язычников, среди которых нашлось много приближенных к ней бояр. Чтобы одолеть идолопоклонство, она торопилась создать митрополию. Но Византия отказалась помочь, и княгиня обратилась к Германскому правителю. Епископом Русским был назначен Адальберт Трирский. Но он не смог склонить язычников к христианству. Находиться в Киеве стало опасно для его жизни, и епископ уехал. По дороге несколько его помощников были убиты.

Житие святой Ольги, описание иконы и в чем помогает равноапостольная княгиня

Святой княгине Ольге посвящены несколько церквей:

  • в поселке Прибрежный Калиниградской области. В 2013 году храм освящен по случаю исполнения 1025 лет со дня Крещения Руси;
  • В Железноводске Ставропольского края выстроена церковь в древнерусском стиле и освящена во имя святой Ольги;
  • в районе Останкино в феврале 2021 года освящен первый московский храм святой княгини.

Имя равноапостольной святой княгини увековечено в культурных памятниках. В Пскове, в Церкви Успения с Паромения освящен предел во ее имя. В городе в честь святой Ольги названы набережная, часовня и мост. В Киеве и Нижем Новгороде ей установлены памятники. При Николае II существовал Знак отличия святой княгини. В Украине и России учреждена государственная награда — Орден святой равноапостольной Ольги.

Русские художники воплотили в красках эпизоды жизни святой княгини:

  • В. Сазонов — знакомство князя Игоря и Ольги;
  • В. Суриков запечатлел в эскизе Ольгу на встрече тела убитого князя;
  • Ф. Бруни — в гравюре месть древлянам, их сбрасывание во рвы в челноках.

На полотне М. Нестерова святая княгиня изображена с нимбом, крестом и храмом в руке, как на иконе, но на фоне залива.

Святая княгиня покровительствует девушкам и женщинам с именем Ольга. Она хранительница добра и взаимопонимания в семье.

Обращение к святой княгине поможет сделать правильный жизненный выбор, решить конфликт, поступить справедливо.

Святая Ольга поможет людям со слабой волей противостоять искушениям. Она успокоит тревогу за близких, находящихся в пути.

От чего нас избавила святая равноапостольная княгиня Ольга?

  • Иерей Андрей Чиженко

Кpила́ми богоpазу́мия впеpи́вши твой ум,/ возлете́ла еси́ пpевы́ше ви́димая тва́pи,/ взыска́вши Бо́га и Твоpца́ вся́ческих,/ и, Того́ обpе́тши, па́ки pожде́ние Кpеще́нием пpия́ла еси́,/ дpе́ва живо́тнаго наслажда́ющися, нетле́нна во ве́ки пpебыва́еши,// О́льго пpисносла́вная.

Перевод: Крыльями Богопознания окрылив свой ум, взлетела ты выше видимого творения, взыскав Бога и Творца всего и, Его обретя, новое рождение получила в Крещении, наслаждаясь Древа Жизни, нетленной во веки пребываешь, Ольга всегда прославляемая.

Расправившись таким образом с самоуверенными древлянскими сватами, Ольга уже сама направила к ним послание:

«Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди».

Древляне избрали наиболее благородных представителей и направили в Киев. По приходу княгиня предложила гостям сходить в баню после долгой дороги и после прибыть к ней на приём. Пока новые послы мылись, Ольга приказала своим людям зажечь баню и сожгла древлян.

В 946 году Ольга собрала большое войско и вместе с сыном Святославом выступила в поход на древлян. Несмотря на предыдущую кровавую расправу на тризне, древляне собрали достаточно воинов, чтобы дать сражение киевлянам. Когда полки сошлись перед битвой, княжич Святослав первым по традиции метнул копьё в сторону противника, но так как был слишком мал — копье лишь пролетело между ушей его коня и ударило в землю перед ним.

В 958 году в Киев прибыли доверенные лица от императора — Константин просил Ольгу направить ему в помощь войско и товары, как и было обещано на прошедших переговорах:

«Много даров я дал тебе. Ты ведь говорила мне: когда возвращусь в Русь, много даров пришлю тебе: челядь, воск, и меха, и воинов в помощь».

Ольга понимала, что её подрастающему сыну сильные воины и ресурсы пригодятся не меньше чем предприимчивому греку, и нашла достойный ответ, не отказав прямо, но и не дав желаемого императору:

«Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе».

Святая равноапостольная Ольга: правление, почитание, молитвы

Как и ранее, Святослав не горел желанием находиться в Киеве больше необходимого:

«Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».

Она была первой женщиной, ставшей правительницей одного из самых больших, по тем временам, государств — Киевской Руси. Месть этой женщины была страшна, а правление сурово. Воспринималась княгиня неоднозначно. Кто-то считал ее мудрой, кто-то жестокой и хитрой, а кто-то настоящей святой.

Однако известна княгиня стала только после трагической смерти своего мужа. Вскоре после рождения сына Святослава князь Игорь был казнен. Он стал первым правителем в истории Руси, который погиб от рук народа, возмущенного неоднократным взиманием дани. Наследнику престола было на тот момент всего три года, поэтому фактически вся власть перешла в руки Ольге. Официально она правила Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, фактически же и позже, так как ее сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.

Первое, что она сделала после смерти мужа, — безжалостно отомстила древлянам, виновным в смерти Игоря. Делая вид, что она согласна на новый брак с князем древлян, Ольга расправилась с их старейшинами, а потом подчинила и весь народ. В своей мести княгиня была неистова: древлян хоронили заживо, сжигали.

Свои основные силы княгиня Ольга направила на внутреннюю политику. Она провела несколько реформ, в том числе административно-налоговую: установила центры торговли и обмена, в которых упорядоченно происходили сборы податей. Финансовая система стала крепкой опорой княжеской власти в дальних от Киева землях.

Выросла оборонная мощь Руси. Вокруг городов вырастали крепкие стены, на западе были установлены первые государственные границы.

Княгиня укрепила международные связи с Византией, а отношения с Грецией открыли Ольге новый взгляд на христианскую веру. В 954 году княгиня с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии отправилась в Константинополь, где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным.

Преставление блаженной княгини Ольги, во святом крещении Елены

История княгини Ольги настолько запутанная, что историки до сих пор выдвигают гипотезы касательно ее жизни и происхождения. Ольга громко заявила о себе на межнациональной арене, популяризовала христианскую религию, чтобы избавиться от унизительного ярлыка «варваров» среди стран Европы, централизовала власть Киевской Руси. И все же она оставила после себя множество загадок.

Разные сведения противоречат друг другу, не сходятся цифры. Это говорит о том, что история полна не только фактами, но и вымыслами, и одно от другого порой непросто отличить. Дату рождения княгини Ольги никто не знает и поныне. В «Степной книге» указано, что она перешла в мир иной в 80 лет. В «Архангелогородском летописце» написано, что Ольга вышла замуж в 10 лет. Ученые сопоставили данные и подсчитали, что княгиня должна была родиться в 893 году.

Ее сын Святослав в соответствии с Ипатьевским списком «Повести временных лет» появился на свет в 942 году, иные называют промежуток с 938 по 943 год. А это означает, что старшего сына Ольга родила в 45-50 лет. Дата ее свадьбы тоже остается под вопросом.

В летописи временных лет имеется легенда со знаковым подтекстом о мести Ольги древлянам после смерти ее супруга. Древляне якобы несколько раз приезжали к ней свататься, но княгиня уничтожала их постоянно. В первый раз она закопала сватов в землю, во второй – сожгла в бане, а в третий – опоила их и приказала дружине перебить.

История о 4-й мести гласит, что Ольга отправилась в земли древлян с войском, победила их, а после возвратилась в Киев. Позднее летописец Нестор в текст Начального свода добавил врезку, где рассказал, что столица древлян Икоростеня была подвержена осаде в 946 году, а затем Ольга сожгла город дотла. Княгиня якобы попросила у горожан в дань 3 голубя и 3 воробья, привязала к их лапкам горящую ветошь и отпустила обратно к гнездам. В итоге птицы подожгли столицу древлян.

Эта история похожа на сказку. Над птицами были проведены эксперименты, которые показали, что пернатые с горящими предметами на лапках не полетят к своему гнезду. Они просто не захотят подвергать опасности своих птенцов.

Тропарь, глас 1

Крила́ми Богоразу́мия впери́вши тво́й ум,/ возлете́ла еси́ превы́ше ви́димая тва́ри,/ взыска́вши Бо́га и Творца́ вся́ческих,/ и, Того́ обре́тши, па́ки рожде́ние Креще́нием прия́ла еси́:/ дре́ва живо́тнаго наслажда́ющися,// нетле́нна вове́ки пребыва́еши, О́льго присносла́вная.

Ин тропарь, глас 8

В тебе́, Богому́драя Еле́но,/ изве́стен спасе́ния о́браз бы́сть в Ру́сстей стране́,/ я́ко, прии́мши ба́ню свята́го Креще́ния,/ после́довала еси́ Христу́,/ творя́щи же и уча́щи, е́же оста́вити и́дольскую пре́лесть,/ восприя́ти же попече́ние о души́, ве́щи безсме́ртней,/ те́мже и со А́нгелы ра́дуется,// равноапо́стольная, дух твой.

Ин тропарь, глас 4

Оста́вивши ле́сть и́дольскую,/ после́довала еси́ Христу́, Безсме́ртному Жениху́,/ О́льго Богому́драя,/ в Его́же черто́зе ра́дующися, непреста́нно моли́ся// о чту́щих ве́рою и любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Ин тропарь, е́ллинский (из Минеи МП), глас 3

Свята́я равноапо́стольная избра́ннице Христо́ва,/ княги́не О́льго,/ наро́д твой слове́сным и чи́стым Христо́вым млеко́м напои́вшая,/ моли́ся Ми́лостиву Бо́гу,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Ин тропарь (из греческой Минеи, перевод Наталии Бахаревой), глас 3

Боже́ственныя ве́ры нача́ло свято́е/ в Росси́и показа́лася еси́,/ ко благода́ти Спа́сове прише́дши/ и к ней лю́дие твоя́ приве́дши,/ я́ко и́стинная цари́ца и богоприя́тная./ О́льго сла́вная,/ Христа́ Бо́га моли́// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 4

Воспое́м днесь Благоде́теля всех Бо́га,/ просла́вльшаго в Росси́и О́льгу Богому́друю,/ да моли́твами ея́/ пода́ст душа́м на́шим грехо́в оставле́ние.

Ин кондак, глас 4

Яви́ся дне́сь благода́ть всех Бо́га,/ просла́вльши в Руси́ О́льгу Богому́друю,/ моли́твами ея́, Го́споди,// лю́дем пода́ждь грехо́м оставле́ние.

Величание

Велича́ем тя,/ блаже́нная и равноапо́стольная княги́не О́льго,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ и́долы попра́вшую/ и мно́гия лю́ди росси́йския святы́м Креще́нием просвети́вшую.

Ино величание

Велича́ем тя,/ свята́я равноапо́стольная княги́не О́льго,/ я́ко зарю́ у́треннюю в земли́ на́шей возсия́вшую/ и свет ве́ры Правосла́вныя/ наро́ду своему́ предвозвести́вшую.

  • О происхождении Ольги
    • арх. Леонид, «Откуда родом была св. великая княгиня русская Ольга?» («Русс. Старина», 1888, кн. 7)
    • И. И. Малышевский, «Происхождение русской великой княгини Ольги св.» («Киевская Старина», 1889, 7 и 8 и отд.).
  • Жития св. Ольги:
    • проложные (см. «Чтения в ист. общ. Нестора лет.», II, и Макария, «История русской церкви»),
    • в Четьи-Минее Макария и в Степенной книге,
  • в переработке — у Филарета, «Русские святые», под 11 июля.

История знает много случаев, когда женщины становились во главе государств и делали их сильными и процветающими. Одной из таких правительниц являлась Ольга — княгиня Киевская. О её жизни известно немного, однако и из того, что удалось о ней узнать, можно понять, насколько мудрой и благоразумной была эта женщина. Главной заслугой Ольги историки называют то, что в годы её правления Киевская Русь стала одним из сильнейших государств своего времени.

Великая княгиня Ольга вошла в историю как одна из создательниц русской государственности. Она объезжала русские земли, подавляла бунты мелких поместных князей, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов».

Погосты – финансово-административные и судебные центры – стали крепкой опорой княжеской власти в удаленных от Киева землях.

Благодаря великой княгине значительно выросла оборонная мощь Руси. При ней вокруг городов вырастали крепкие стены. Ко времени ее правления историки относят установление первых государственных границ России – на западе, с Польшей.

Киев времен великой княгини был центром притяжения для иноземных купцов; рос за счет каменных строений, порой очень искусных, как, например, городской дворец Ольги. Его фундамент и остатки стен археологи нашли в 70-е годы XX века.

Повествует летопись и о мудрой княгине Ольге, вдове Игоря, отомстившей древлянам за убийство мужа. Приводится рассказ, созданный в традиции устных народных преданий, о четырех отмщениях древлянам за смерть Игоря.

В первый раз древляне послали в Киев послов с предложением Ольге выйти замуж за их князя Мала. Они пришли с такими словами: «Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие… Пойди замуж за князя нашего, за Мала». Сказала же им Ольга: «Любезна мне речь ваша, — мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в нее, величаясь. Утром я пошлю за вами, а вы говорите: “Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье”»1. Одновременно Ольга приказала выкопать возле своего терема глубокую яму, а на утро послала княгиня за гостями и сказали им: «Зовет вас Ольга для чести великой». И понесли их в ладье, и принесли их во двор к Ольге и бросили вместе с ладьей в яму. И, подойдя к краю ямы, Ольга спросила: «Хороша ли вам честь?» Они ответили: «Пуще нам Игоревой смерти». Повелела княгиня засыпать их живыми, что и было сделано. Так оказала Ольга послам «честь великую», проявив мудрость и языческую изощренность. Еще три раза Ольга мстила доверчивым древлянам.

Смерть любимого мужа была огромной трагедией и потрясением, но Ольга, будучи сильной женщиной изощренно и жестоко отомстила древлянам за это. Всего летописи насчитывают четыре акта мести.

И так, первый удачный момент не заставил себя долго ждать. Князь Мал после казни Игоря отправил в Киев своих послов с целью сватовства к княгине. Последняя проявила хитрость, в своих речах она сожалела о смерти мужа, но понимала, что его уже не вернешь, поэтому выразила согласие на брак. А чтобы показать свое уважение к послам, она приказала своим подданным принести послов на руках в ладье, на которой они прибыли, прям ко двору. Но там их ждала предварительно вырытая глубокая яма. Древляне вместе с лодкой были заживо в ней похоронены.

После этого Ольга отправляется на древлянскую землю и просить их князя справить тризну по ее трагично погибшему мужу и получает согласие. На пир прибыло много древлян во главе с Малу, когда они много выпили и были пьяны, войско княгини всех их перебило.

Но и этого было мало. Княгиня, одержимая местью, выступает с военным походом на древлян. Целое лето она держит город Искоростень в осаде, а после проявила милость, отвела свое войско, а в качестве откупа попросила всего лишь три воробья и голубя с каждого двора. Такая дань была быстро собрана и передана по назначению. Но это был лишь коварный план женщины, мстившей за мужа, к каждой птице привязали зажженный серный трут и отпустили. Естественно, что птицы вернулись домой, поэтому вскоре город был охвачен огнем.

  • История России. Эпоха княгини Ольги в искусстве.
  • История России. Ольга. (945– 969 гг.) Всё о княгине Ольге.
  • История России Игорь (Старый). (912 — 945 гг.) Всё о князе Игоре.
  • ЕГЭ. Русский язык. Задание 27. За несколько дней до экзамена. Вспомним, как писать сочинение (рекомендации + пример).
  • История России. Эпоха Олега Вещего в искусстве.
  • История России Олег (Вещий). (879 (882) – 912 гг.) Всё о князе Олеге.
  • История России. Советско-американское соглашение «О принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии». 1942 г.
  • История России. Советско-польское Соглашение о восстановлении дипломатических отношений между СССР и правительством Польской Республики в изгнании. (Соглашение Сикорского-Майского). 1941 г
  • История России. Советско-японский пакт о нейтралитете. 1941 г.
  • История России. РЮРИК. (862 – 879 гг.) ВСЁ о правлении РЮРИКА.

Подробная биография княгини Ольги

Расправившись таким образом с самоуверенными древлянскими сватами, Ольга уже сама направила к ним послание:

«Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди».

Древляне избрали наиболее благородных представителей и направили в Киев. По приходу княгиня предложила гостям сходить в баню после долгой дороги и после прибыть к ней на приём. Пока новые послы мылись, Ольга приказала своим людям зажечь баню и сожгла древлян.

История княгини Ольги настолько запутанная, что историки до сих пор выдвигают гипотезы касательно ее жизни и происхождения. Ольга громко заявила о себе на межнациональной арене, популяризовала христианскую религию, чтобы избавиться от унизительного ярлыка «варваров» среди стран Европы, централизовала власть Киевской Руси. И все же она оставила после себя множество загадок.

Разные сведения противоречат друг другу, не сходятся цифры. Это говорит о том, что история полна не только фактами, но и вымыслами, и одно от другого порой непросто отличить. Дату рождения княгини Ольги никто не знает и поныне. В «Степной книге» указано, что она перешла в мир иной в 80 лет. В «Архангелогородском летописце» написано, что Ольга вышла замуж в 10 лет. Ученые сопоставили данные и подсчитали, что княгиня должна была родиться в 893 году.

Ее сын Святослав в соответствии с Ипатьевским списком «Повести временных лет» появился на свет в 942 году, иные называют промежуток с 938 по 943 год. А это означает, что старшего сына Ольга родила в 45-50 лет. Дата ее свадьбы тоже остается под вопросом.

Княгиня Ольга запомнится в истории как великая правительница, зародившая христианство на русской земле. Изначально, Ольга была язычница и славилась своей жестокостью и местью, но в летописях восхвалена как мудрая правительница.

Муж княгини Игорь Рюрикович — великий Киевский князь, которого жестоко убили обитатели деревской земли, проживающие на территории Украинского Полесья. Игорь совершил наступление на древлян, собрав к прежней дани еще две новые выплаты для своих дружинников. Отпустив большую часть своего войска, он вернулся в Искоростень за добавкой богатства. Древляне, во главе с князем Малом, дали достойный отпор войску Игоря, а его самого жестоко казнили. Его разорвали на части и привязали за ноги к вершинам двух изогнутых деревьев.

Российская Княгиня Ольга, оставшись с малолетним сыном Святославом, решила отомстить древлянам за жестокую смерть мужа любимого. После убийства Игоря, к княжне были присланы 20 «лучших мужей», которым велено посватать ее с князем Малу. Ольга схитрила и ответила, что дает добро выйти замуж, а в знак чести приказала подданным нести послов на руках в ладье, на которой они приплыли, до ее дворца. Накануне, велела своим подданным выкопать глубокую яму пред своим теремом, в которую были скинуты и заживо закопаны все послы.

Княгиня передала послание о согласии на брак с князем Малу. Поверив искренности Ольги, князь собрал более знатных послов в Киев со щедрыми подарками. Прибывшим подданным, по славянскому обычаю, истопили баню и пригласили испариться. Едва древляне вошли в баню, подданные княжны обложили ее соломой, хворостом и подожгли всех гостей.

Ольга принимает решение отправиться в Деревскую землю и просит перед свадьбой устроить тризну на могиле погибшего мужа, а так же, чтобы на пир прибыло как можно больше древлян. Когда пир подошел к концу, все приглашенные были изрядно пьяны и ее воины безжалостно перебили всех пирующих. В тот кровавый день было около 5000 погибших.

Княгиня Ольга была настолько одержима местью, что не останавливается и идет в военный поход на вражескую землю, взяв с собой маленького князя Святослава. Войско княгини взяло в осаду город, который держали в обороне целое лето. Помиловав жителей, она отозвала войско, но попросила каждого жителя передать ей в дань троих воробьев и по одному голубю. К каждой птице привязали зажженный серный трут и отпустили в город. Искоростень был охвачен огнем и жители спасались бегством. Убийц мужа княгиня осудила на смерть и рабство, а жители перешли под ее управление.

После победы над древлянами, Ольга занялась обустройством государства и проявила себя как мудрый и великий руководитель, доказав всем, что обладает не только женской хитростью. Многие историки продолжают спорить о подлинности данного события, но летописи монахов Киево-Печерского монастыря, описывают именно так события мести за смерть супруга Игоря Рюриковича. Ольга ознаменована Великой Святительницей Руси, а также первой язычницей, принявшей Крещение Христианства.

Предположения Михаила Грушевского

Михаил Грушевский в своей монографии «История Украины-Руси» пишет, что Ольга могла еще до Игоря править Русью. Историк предполагает, что между регентством Олега и Игоря престол занимал еще какой-то князь, о котором в истории нет данных. Возможно, это и была Ольга, если она действительно являлась дочкой Вещего Олега.

Жених смутился на свадьбе. Невеста, увидев бывшего, попросила его об одолжении

Переживайте вместе: как любить партнера в соответствии с его типом эннеаграммы

Николай Цискаридзе позабавил новым образом и напомнил о Дне русской водки

В народном творчестве именно она, а не Игорь воспевалась как почетный наследник престола. В соответствии с этой легендой Ольга становится женой Игоря, так как этого требовал закон, и делит с ним власть. Такой порядок событий указывает на то, что свадьба состоялась не в 903 году, а в конце 30-х годов, что объясняет позднюю дату появления на свет Святослава.

Хрестоматийный образ княгини Ольги — мудрой правительницы Руси, просвещенной святым крещением, благословенной русскими людьми, наконец, святой Русской православной церкви, как бы не оставляет места для иного восприятия этой действительно незаурядной исторической личности. Между тем далеко не все ее действия и поступки были безгрешными, особенно в языческий период ее жизни. Летописцы не скрыли от потомков коварства и жестокости Ольги в ее взаимоотношениях с древлянами после убийства ими князя Игоря. Как полагают историки, они даже намеренно сгустили краски, чтобы оттенить ее последующую праведную жизнь от неправедной языческой. Возможно, это и так, но внимательное прочтение ее жизнеописания в «Повести временных лет», по существу, не обнаруживает осуждения антидревлянских действий Ольги. Наоборот, и в этих далеко не гуманных поступках она выглядит решительной и находчивой мстительницей за своего мужа.

Разумеется, историк не обязан верить всему, что рассказано в летописи о коварстве Ольги. Многое здесь имеет явно фольклорное происхождение. И все же нет дыма без огня. Основная содержательная канва рассказа, по-видимому, отражает реальные события.

Началом всему послужило убийство древлянами киевского князя Игоря. Случилось это в 944 г. во время его внеочередного похода за данью в Древлянскую землю. Отправив большую часть дружины с полученной данью в Киев, он решил еще раз пройтись по уже хоженному маршруту. Это вызвало сильное раздражение правящей древлянской знати во главе с князем Малом. На совете они принимают решение: в случае отказа Игоря удовлетвориться уже полученной данью — убить его. Затем посылают к киевскому князю послов с просьбой не ходить больше по Древлянской земле. Игорь не внял предупреждению древлян, и те привели свою угрозу в исполнение.

Убийство киевского князя походило на публичную казнь тирана. Как свидетельствует византийский историк X в. Лев Диакон, Игорь был взят в плен затем привязан к стволам деревьев и разорван надвое. Эта беспрецедентная для Руси X в. жестокость, по-видимому, преследовала цель устрашить киевское правительство и отвратить его от посягательств на древлянскую независимость.

В «Повести временных лет» убийцами Игоря названы древляне. Составитель польской хроники XV в. Ян Длугош называет имя вождя восставших древлян — некоего князя Нискина или Мискина. А. Шахматов полагал, что здесь имеется в виду Мстиша Свенельдич, отец которого получил в свое время от Игоря право сбора дани с Древлянской земли и мог быть оскорблен его нарушением».

Никаких данных для такого предположения в письменных источниках не содержится, а поэтому у нас нет оснований отказываться от летописной версии, согласно которой главным действующим лицом в древлянском противостоянии Киеву был князь Мал.

После убийства Игоря обе стороны — княгиня Ольга и ее окружение, а также князь Мал и его старейшины — начинают сложную игру по овладению необычной ситуацией. Древлянам казалось, что они вполне могут развить свой успех и завладеть киевским престолом. Причем добиться этого они хотели не силой, а хитростью. Был придуман план женитьбы Мала на Ольге.

В этом летописном отрывке обращают на себя внимание две детали. Киевские князья не рассматриваются древлянами как естественные владетели славянской земли. Подчеркнув, что они убили «руского» князя, древляне как бы хотели сказать, что сами-то они русскими не были. И второе. Женитьба Мала была нужна древлянам прежде всего для того, чтобы извести эту «рускую» княжескую династию. В пользу этого свидетельствует фраза о том, что со Святославом они собирались сотворить все, что хотели. «Хотения» эти в летописи не раскрыты, но обычная практика языческой поры подсказывает, что это могло быть и физическое устранение еще одного «руского» князя.

К Ольге было снаряжено большое посольство, которое состояло из 20 лучших мужей Древлянской земли. По Тетереву и Днепру сваты князя Мала спустились на ладьях к Киеву и пристали к берегу под Боричевым узвозом. Летописец объясняет необычность места пристани тем, что тогда вода текла возле гор Киевских и на Подоле люди не жили, а только на Горе. Длительное время исследователи объясняли это сообщение как свидетельство того, что до 945 г. днепровские воды покрывали Подол, и жизнь на нем образовалась только в XI в. Новейшие археологические раскопки доказали безосновательность такого объяснения. Культурные слои на Подоле датируются не позднее VIII в. Хорошая сохранность дерева и полученные при его исследовании точные дендродаты убеждают, что уже к начальному периоду княжения в Киеве Олега Подол имел срубную усадебную застройку.

Сообщение летописи о водах, текущих у гор Киевских, следует понимать как указание на необычное весеннее половодье, вынудившее людей переселиться на Гору. Оно же дает нам и уточненную дату визита древлянского посольства в Киев. Скорее всего, это вторая половина апреля — начало мая 945 г., когда половодье Днепра возле Киева достигает своей наивысшей точки.

Похожие записи: