Рассказ о ратном подвиге 5 класс

Однкнр. 5 класс. тема: жизнь ратными подвигами полна тип урока: расширение имеющихся и открытие новых знаний. цель: формирование и развитие

ОДНКНР. 5 класс.

Тема: «Жизнь ратными подвигами полна»

Тип урока: расширение имеющихся и «открытие» новых знаний.

Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при анализе понятий «ратный подвиг», «герой», «подвиг».

Задачи:

Образовательные: углубить знания о понятиях «ратный подвиг», «герой»;

Развивающие: развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы; развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные: содействовать формированию положительных личных качеств обучающихся, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»; углубить раскрытие нравственных категорий: ответственность, служение, любовь к Отечеству; формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая его прямую связь с жизнью.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать целостный, социально-ориентированный  взгляда на мир в его органичном единстве; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; работать в группе; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему; после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока; прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; учиться давать оценку результатов учебной деятельности; выполнять корректировку своей деятельности.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, аудиофайл, иллюстрация); обрабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

учиться выслушивать другую точку зрения, быть готовым изменить свою; совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им; осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы. 

Предметные: уметь объяснять значение терминов «ратный подвиг», «герой», «благоверный», «благословение» и др.; расширить знания о русских святых князьях – защитниках Отечества. 

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Психологический настрой – звучание колокольного перезвона.

Вряд ли найдется на земле человек, который не слышал бы пение колоколов.

А вы раньше слышали колокольный звон? Где и при каких обстоятельствах?

Ответы учащихся.

Мы с вами все разные: и по возрасту, и по культуре, и по вероисповеданию, и даже по гражданству. Но сейчас мы находимся в Российской федерации. Для кого из вас это Родина, кто-то оказался здесь по воле случая. И тем не менее, все мы должны знать о традициях и культуре российского народа, о подвигах её сыновей и дочерей, её историю…

Нельзя себе представить Россию без храмов и колокольного звона. Это символы России, её неотъемлемая часть. Колокола звонили и в великие праздники – благовесты , и тяжелую минуту испытаний – набаты, которые предупреждали людей о нависшей опасности. Звоном колоколов провожали и встречали своих героев-воинов, защищавших родные земли от нападения врагов.

А героями наша земля была издавна богата. Обращаю ваше внимание на экран:

Дмитрий Донской, Александр Невский, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Как вы думаете, что объединяет всех этих людей и чем они прославились?

(Ответы. Предварительно во внеурочное время были просмотрены кинофильмы «Александр Невский», «1612», «Повесть о настоящем человеке»)

3. Целеполагание.

Откройте учебники на с. 25 прочитайте тему нашего урока.

  • Как вы понимаете тему урока «Жизнь ратными подвигами полна»?

  • Какова цель нашего урока?

(в ответах учащихся определяется цель урока)

Да, сегодня я постараюсь для каждого из вас открыть что-то новое, а вы узнать что-то новое для себя, о ратных подвигах и воинах-защитниках.

Обратимся к толковому словарю и словарю синонимов. Найдите значение слов «подвиг», «рать», «ратный» и подберите синонимы к этим словам:

(работают со словарями, отвечают).

В разные исторические периоды Россия подвергалась нападениям врагов. В эти трудные времена Россия рождала множество героев, память о которых народ хранит веками.

— Кто такой герой? Какими качествами должен обладать герой?

(Возможные ответы: смелый, бесстрашный, добрый, храбрый,  бескорыстный, умный, сильный, мужественный)

Проблемный вопрос:
Мы вспомнили исторических личностей, чьи ратные подвиги прославили их на века.

— А есть ли место для ратного подвига в современной жизни?

Обратите внимание на газеты, которые лежат на партах. Найдите в них примеры тех действий людей, которые можно назвать ратными подвигами.

— Вот мы с вами и доказали, что и в наше время место ратным подвигам ЕСТЬ!

4. Работа над новым материалом.

Давайте снова вернемся на сотни лет назад, к истории России. Много героев взрастила святая русская земля. На примере жизни святого князя Дмитрия Донского я предлагаю вам расширить знания о ратном подвиге. Когда воины шли воевать с врагом за правое дело, их на Руси всегда благословляли перед походом или битвой.

— Обратимся к значению слова «благословляли». Как вы понимаете его значение? (ответы учащихся).

— А теперь найдите это слово в толковых словарях, зачитайте его значение. Теперь вы понимаете, какую роль играло СЛОВО!

— Откроем учебники и поработаем над текстом «Благословение Сергия Радонежского». Прочитаем его и рассмотрим иллюстрации.

— У кого Дмитрий Донской попросил благословение на битву с ордынскими войсками?

-Подтвердите текстом или своими суждениями следующие мысли: «В борьбе за свободу своей Отчизны Дмитрия Донского укрепляла вера в Бога».

4. Работа в парах.

Сейчас вы поработаете самостоятельно с учебником. У меня 8 карточек, разрезанных пополам. Пару свою вы найдете, правильно составив слово. А сложив карточку, прочитаете задание. А на экране вы увидите общее задание: прочитать текст, дать обоснованный ответ на вопросы для обсуждения.

1 пара: слово «герой».

с. 28-31 — «Надежда Дурова», «Башкирские кавалеристы на войне 1812 года», «Рабби Шнеур-Залман»

2 пара: слово «защитник».

с. 31- 32 «Всякий мужественный человек приносит славу своей Родине» об Алексее Маресьеве

3 пара: слово «подвиг»

с. 32-33, «Александр Иванович Покрышкин ».

4 пара: слово «родина»

с. 34-35 «Участие калмыков в Великой Отечественной войне», «Вклад мусульманских народов в Великую Победу» (во время работы учащихся звучат патриотические песни разных лет)

Заканчивайте работу. Мы внимательно слушаем ваши отчеты. (пары отчитываются о проделанной работе, оценивают работу других пар)

6. Проверка усвоения материала.

— О каких нравственных качествах человека мы говорили сегодня на уроке?

— Какой вклад вносили в победу над врагом люди разных народов и разного вероисповедования?

— Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям?

— Что поддерживало людей в трудное для их страны время?

Работа с пословицами.

Много сложено пословиц о героизме, ратных подвигах. Предлагаю принять участие в игре: завершить пословицы народов России (проверяется знание о справедливой войне, ее целях, о критериях героизма):

1) Мы войны не хотим, но к войне (готовы)

2) К добру и миру тянется мудрец, к войне и распрям тянется (глупец)

3) Тучам солнце не закрыть, войне мир не (победить)

4) Враг моего народа — мой (враг)

5) Смертью героя пал, а Родину не (продал)

6) Герой — за Родину (горой)

7) Кто за меч возьмется, тот от меча (и погибнет)

8) Кто за правду горой, тот настоящий (герой)

7.Подведение итогов. Рефлексия. Оценивание работы учащихся.

  • Был ли полезен для вас урок?

  • Сумели ли мы доказать, что «жизнь ратными подвигами полна»?

  • Что бы вам хотелось узнать еще по этой теме?

8. Домашнее задание:

Подготовить сообщение о героях своей Родины, национальности, семьи.

Форма: презентация, доклад, сочинение, и др.

Великая Отечественная война явила множество примеров массового героизма и храбрости советских солдат. Известны настолько уникальные случаи, повторить которые вряд ли смогли бы даже супергерои современного кино.

Танкист-рекордсмен

Зиновий Колобанов прославился тем, что в одном бою подбил 22 немецких танка.

Фото: © wikipedia

Сражение произошло 20 августа 1941 года в районе деревни Войсковицы. Место для танковой засады было выбрано крайне удачно. По обеим сторонам дороги была заболоченная местность. После уничтожения первого и последнего танков в колонне все остальные лишились пространства для манёвра, а при попытке съехать с дороги их гусеницы увязали в болоте, тем самым лишая машины подвижности. Рота под командованием Колобанова в тот день подбила 43 вражеских танка.

Колобанов был представлен к награждению звездой Героя Советского Союза, однако прямо на наградном представлении звезда была кем-то вычеркнута, после чего красным карандашом вписано: «к ордену Красного Знамени». 15 сентября 1941 года Колобанов был тяжело ранен в районе Пушкина и остаток войны провёл в госпиталях. Умер в 1994 году.

Один против 15 танков

Помощник командира взвода противотанковых ружей Иван Лысенко служил в 27-й армии Воронежского фронта, которая принимала участие в Белгородско-Харьковской наступательной операции. В ходе наступления в Сумской области советским частям удалось отбить село Кириковка, однако немцы предприняли контратаку с участием танков.

Фото: © wikipedia

9 августа 1943 года в бою за Кириковку сержант Лысенко в одиночку подбил из ПТРС семь немецких танков дивизии «Великая Германия», которая считалась одним из самых элитных и боеспособных подразделений вермахта.

Лысенко, вооружённый только противотанковым ружьём, противостоял сразу 15 танкам противника. Он быстро менял позиции после каждого выстрела и к тому же хорошо знал самые уязвимые места немецких танков. Ему удалось подбить семь машин и уцелеть в этом неравном бою, хотя он и получил ранение в руку. Остальные танки прекратили атаку и отошли на свои позиции.

За этот бой он был награждён звездой Героя Советского Союза. Лысенко пережил войну и умер в 1984 году.

С топором против 50 немцев

Из-за ранения, полученного в первые дни войны, Дмитрий Овчаренко служил ездовым на складе боеприпасов. 13 июля 1941 года ехавший на повозке Овчаренко был пленён группой немцев численностью несколько десятков человек (в наградных документах на Овчаренко указана цифра 50) возле села Песец.

Фото: © wikipedia

Обезоружив ездового, немцы сразу же начали допрос. Однако стоявший рядом с повозкой красноармеец неожиданно для немцев выхватил из неё топор, зарубил офицера и бросил несколько гранат в остальных.

Не ожидавшие сопротивления немцы бросились врассыпную, причём Овчаренко ещё успел догнать и зарубить второго офицера, после чего с их документами и своей повозкой вернулся в часть.

За свой подвиг рядовой Овчаренко был награждён звездой Героя Советского Союза. В январе 1945 года погиб в Венгрии.

Трое кавалеристов врукопашную против автоколонны

18 октября 1944 года старший сержант Василий Огурцов с двумя другими бойцами находился в разведывательном дозоре. На дороге они обнаружили двигавшуюся автоколонну из 30 машин, сопровождавшую три самоходные артиллерийские установки (САУ).

Фото: © wikipedia

Вооружённые автоматами кавалеристы атаковали колонну. Большая часть немцев, не зная численности советских солдат, бежала с поля боя.

Экипажи самоходок вступили в перестрелку. Огурцов с бойцами сумели забросать гранатами две САУ и вывести их из строя. С экипажами САУ они схватились в жестокой рукопашной схватке.

Сначала Огурцов орудовал прикладом автомата, пока тот не сломался. Тогда он стал биться сапёрной лопаткой, а одному из противников, как отдельно отмечено в наградном листе, перегрыз горло зубами.

На подмогу колонне приехал немецкий танк, однако Огурцову удалось забросать его гранатами, укрывшись за одной из САУ. Экипаж подбитого танка также был уничтожен.

В представлении к званию Героя Советского Союза указано, что Огурцов лично уничтожил 8 солдат противника и подбил танк. А трофеями трёх кавалеристов стали 30 автомобилей, перевозивших продовольствие и боеприпасы, а также три САУ и подбитый танк.

К сожалению, сам Огурцов до награждения так и не дожил. 25 декабря 1944 года он погиб на станции Кечкед под Будапештом в очередной рукопашной схватке. Звезду Героя он получил уже посмертно.

Пожилой казак-рубака

Константин Недорубов — казак, ветеран Первой мировой и Гражданской войн. Успел повоевать и за белых, и за красных. В 30-е годы несколько лет отсидел по закону «о трёх колосках», но был отпущен досрочно. Участник знаменитой Кущёвской атаки — одной из немногих кавалерийских атак Второй мировой войны.

Фото: © wikipedia

Кущёвская атака произошла 2 августа 1942 года. Сражение было весьма ожесточённым, станица Кущёвская три раза переходила из рук в руки, но после подхода подкреплений всё же осталась за немцами. Тем не менее казакам удалось нанести противнику немалый урон. 53-летний Недорубов на пару с сыном уничтожил 70 немецких солдат.

За этот бой Недорубов был награждён звездой Героя Советского Союза. Он оставался в строю до декабря 1943 года. После тяжёлого ранения казак был демобилизован. Скончался в 1978 году в возрасте 89 лет.

Захват танка без оружия

Красноармеец Иван Середа вошёл в историю благодаря тому, что захватил танк практически голыми руками. Его имя активно использовалось в пропаганде для поднятия духа, особенно в первый период войны, из-за чего ходили слухи, что он выдуманный персонаж.

Фото: © wikipedia

Однако Середа был самым настоящим героем и был награждён звездой Героя Советского Союза за свой подвиг в июле 1941 года.

Одна из версий гласит, что повар Середа стоял возле походной кухни, когда туда подъехал немецкий танк. Середа раздобыл топор и подкрался к танку, после чего ударами топора погнул ствол пулемёта и в одиночку заставил экипаж сдаться. Однако данные из официального представления бойца к награде, а также публикации в «Красной звезде», сделанные сразу после подвига, иначе описывают его обстоятельства.

Согласно официальным документам, немецкий танк мешал продвижению взвода. Тогда Середа обошёл его и запрыгнул на башню. В наградных документах сообщается, что он руками схватил ствол пулемёта и раскачивал его, не позволяя вести прицельный огонь (речь шла о лёгком пулемётном танке «Рено», немцы захватили их во Франции и использовали в первый период войны). Это позволило взводу благополучно миновать сектор огня и пленить экипаж танка. За подвиг Середа получил звезду Героя.

В начале 1942 года он был тяжело ранен, но позднее вернулся в строй и прошёл всю войну. Он умер в 1950 году в возрасте 31 года.

Статьи

Внеурочная деятельность

Всеобщая история

История России



Война — это недетское дело. Такие страшные события не должны коверкать и ломать судьбы малышей. Однако, история знает множество обратных примеров: в Великую Отечественную войну многие дети стремились защитить свою страну от нацистов. Вспомним же самых знаменитых юных воинов.

03 мая 2020

3defae3c59e4084ea6b0241b954fcea3

Изображение взято с сайта

900igr.net

Марат Казей

Несмотря на юный возраст, Марат Казей стал выдающимся бойцом партизанского отряда им. 25-летия Октября. К партизанам парнишка сбежал в 1942 году, после того как немцы казнили его мать за то, что она лечила раненых бойцов. Юный защитник родины оказался талантливым разведчиком: раздобыть немецкие документы или прорваться незамеченным через окружение, участвовать в диверсии — всё это было Марату по плечу. Но до Победы юному партизану дожить не удалось. Весной 1944 года, отправившись на встречу со связным, Марат и его боевой товарищ попали в окружение немецкого карательного отряда. Они сражались до последнего патрона. Попасть в руки нацистов живым маленький солдат не захотел: у него оставалась последняя граната…

f1951ca8541d8b349ecfb765d86483a8

Изображение взято с сайта

ru.wikipedia.org

Володя Дубинин

В начале войны семья Володи оказалась в Керчи. Но и в Крыму уже не было спокойно: крымчане начали активно готовиться к обороне. Настойчивый и отважный мальчик добился того, чтобы его приняли в партизанский отряд, который действовал в Старокаратинских каменоломнях. Юный защитник был маленького роста, поэтому он легко пробирался по узким проходам в этих лабиринтах. Он добывал для своего отряда очень важную информацию, которую партизаны использовали в своих военных операциях: расположение и численность немецких войск, их перемещения. О его героизме рассказывали легенды… Но однажды Володя вызвался помогать сапёрам при разминировании подходов к каменоломням и погиб от взрыва…

История России. 10 класс. Технологические карты уроков.

История России. 10 класс. Технологические карты уроков.

Технологические карты уроков разработаны в соответствии с учебником «История России. Начало XX — начало XXI века. 10 класс» О. В. Волобуева, С. П. Карпачёва, П. Н. Романова, требованиями ФГОС среднего общего образования и историко-культурным стандартом. В пособии приведено содержание курса, определена последовательность изучения учебного материала, отражены планируемые предметные, метапредметные, личностные результаты обучения, виды учебной и познавательной деятельности учащихся, а также формы контроля. Пособие поможет учителю организовать образовательный процесс и существенно сократит время на подготовку к уроку. Материалы пособия являются примерными (1 урок — 1 учебный час), учитель может дополнять их по своему усмотрению, исходя из поставленных задач, уровня подготовки учащихся и с учетом школьного компонента.

Купить

c024d7edcc344db88f2eee2a1cca87f8

Изображение взято с сайта

ru.wikipedia.org

Лёня Голиков

Этот маленький солдат широко известен своими боевыми подвигами: как он вместе с партизанами громил войска Вермахта в районе Пскова! Ему удалось уничтожить несколько десятков нацистов, участвовать во множестве диверсионных операций. А однажды он совершает нападение на немецкого генерала, забирает портфель с ценными документами и планами немецкого командования и подрывает генеральскую машину! Довелось отважному воину побывать и в блокадном Ленинграде: он сопровождал обозы с продовольствием. Но, к сожалению, немецкая пуля в бою настигла Леонида, так маленького защитника не стало. За свои многочисленные подвиги ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

50e0775dcc0aa06911e00f431bac6706

Изображение взято с сайта

ru.wikipedia.org

Валя Котик

Когда началась война, Валя учился в шестом классе. С первых дней войны он начал бороться с немецкими оккупантами и вскоре стал связным в партизанском отряде имени У. Я. Кармелюка. Однажды ему удалось сильно навредить работе местного немецкого штаба: он обнаружил и уничтожил подземный телефонный кабель, который обеспечивал связь немцев со ставкой Гитлера в Варшаве! Участвовал Валя и в подрыве немецких железнодорожных эшелонов и оружейных складов. А заметив приближающихся к партизанской стоянке немецких солдат, он поднял тревогу и спас своих товарищей. Валя был смертельно ранен в бою за город Изяслав зимой 1944 года. Валентин Котик стал самым молодым героем Советского Союза.

3890427dcf660e4d5506dfd4dc23476f

Изображение взято с сайта

всемирнаякнигапамяти.рф

Толя Шумов

Толя рос без отца, но мама воспитала его настоящим героем: осенью 1941 года они вместе ушли в партизанский отряд. Толя добывал сведения о численности немецкий войск под самым носом у немцев. Ему приходилось быть очень осторожным, но однажды он всё-таки попал в руки немецких захватчиков! Немцы не арестовали его после допроса: Толя убедил всех, что он потерялся и ищет свою маму. Парень сумел расположить к себе немецкого командира и два дня он прожил в лагере нацистов. Находясь в тылу врага, он не терял времени: тщательно изучил лагерь, состав вооруженных сил и, убегая, взял с собой полевую сумку с картами и планами. Через месяц немцы вычислили его и арестовали. Во время долгих пыток Толя не выдал своих однополчан, и его казнили.

История России. 10 класс. Учебник.

История России. 10 класс. Учебник.

Учебник, подгтовленный в соответствии с ИКС, охватывает период отечественной истории с 1914 г до начала XXI века. Сожержание учебника направлено на развитие позначательных интересов учащихся. В основе методики учебника системно-деятельностный подход, способствующий формированию умений самостоятельно работать с информацией и использовать ее в практической деятельности.

Купить

a23b6c1fd574999dd09ce98e6ff7e2bf

Изображение взято с сайта

ru.wikipedia.org

Саша Чекалин

В июле 1941 года Саша Чекалин вступил вместе со своим отцом в партизанский отряд: мужчина был охотником и хорошо обучил своего сына стрельбе, показал тайные тропинки в окрестных лесах. Засады, диверсии, минирования дорог, подрывная деятельность — Саша оказался мастером военного дела. Но молодого бойца предали. Вернувшись ненадолго отдохнуть в пустующий отчий дом и растопив печь, Саша привлек внимание деревенского старосты, который выдал его нацистам. Немецкие солдаты окружили дом, и завязался бой. Израсходовав последний патрон, Саша попытался отступить к своим. Но немцы схватили его и, после долгих пыток, показательно казнили.

87ee08e747b8b72ebd04898cfc2c2623


Изображение взято с сайта

ru.wikipedia.org

Володя Казначеев

В начале войны юный Володя Казначеев сразу решил стать партизаном: мальчик страстно желал отомстить за смерть своей мамы, которая пекла хлеб для партизан, за что и была расстреляна немцами. Наконец, в 1942 году мальчика взяли в партизанский отряд подрывником — он блестяще изучил основы этого дела под руководством присланных в партизанский отряд специалистов из Москвы. Довелось ему участвовать в знаменитой партизанской операции «Ковельский узел» — бойцы подрывали немецкие транспортные эшелоны на линии Брест-Ковель. Партизаном Володя прошёл всю войну, здравствует Владимир Петрович и поныне.

Ребята, спасибо вам за Победу!

История России. 10 класс. Рабочая тетрадь.

История России. 10 класс. Рабочая тетрадь.

Рабочая тетрадь входит в состав УМК по истории России И.Л. Андреева, Л.М. Ляшенко, О.В. Волобуева и др. и соответствует ФГОС основного общего образования и историко-культурному стандарту. Структура рабочей тетради соответствует структуре учебника для 10 класса авторо О.В. Волобуева, С.П. Карпачева, П.Н. Романова. Тетрадь содержит разнообразные задания: тесты, составление эссе, работа с исторической картой, соотнесение дат и событий и т.д. и адаптирована для тренинга учащихся к ОГЭ и ЕГЭ. Специальными знаками отмечены задания, направленные на формирование метапредметных умений (планировать деятельность, выделять различные признаки, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию и др.) и личностных качеств учеников.

Купить

Уланов Филипп

аспирант кафедры истории и теории исторической науки РГГУ, научный сотрудник Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации.

Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

В статье описаны подвиги наиболее известных героев Великой Отечественной войны. Показано их детство, юношеские годы, вступление в ряды Красной Армии и борьба с врагом.

Во время Великой Отечественной войны отмечался высокий рост патриотизма и боевого духа советских граждан. Солдаты на фронте и гражданское население в тылу не щадили своих сил для борьбы с врагом. Лозунг «Все для фронта! Все для победы!», провозглашенный в начале войны, полностью отображал общенародное настроение. Люди были готовы на любые жертвы ради победы. Большое количество добровольцев вступало в ряды Красной Армии и отряды ополчения, жители оккупированных территорий вели партизанскую войну.

Всего звание Героя Советского Союза получили более 11 тыс. человек. Наиболее известные истории о подвигах вошли в школьные учебники, им были посвящены многие произведения искусства.

Лозунг "Все для фронта! Все для победы!"

Лозунг «Все для фронта! Все для победы!»

Иван Никитович Кожедуб

Иван Никитович Кожедуб родился в 1920 г. на Сумщине. После окончания средней школы в 1934 г. Иван Кожедуб учился в химико-технологическом техникуме в г. Шостки. Свободное время посвящал занятиям в местном аэроклубе. В 1940 г. Кожедуб был призван на воинскую службу и поступил в Чугуевскую военную авиационную школу. Затем остался там работать инструктором.

В первые месяцы войны авиашколу, в которой работал Кожедуб, эвакуировали в тыл. Поэтому свой боевой путь летчик начал в ноябре 1942 г. Он многократно подавал рапорты с целью попасть на фронт и в итоге его желание сбылось.

В первом бою Кожедубу не удалось проявить своих блестящих боевых качеств. Его самолет получил повреждения в схватке с противником, а затем по ошибке был обстрелян советскими зенитчиками. Летчик сумел совершить посадку несмотря на то, что его Ла-5 в дальнейшем не подлежал ремонту.

Иван Кожедуб в молодости

Иван Кожедуб в молодости

Первый бомбардировщик будущий герой сбил во время 40-го боевого вылета под Курском. На следующий день он снова нанес урон противнику, а еще спустя несколько дней одержал победу в бою с двумя немецкими истребителями.

К началу февраля 1944 г. на счету Ивана Кожедуба 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолетов противника. За боевые заслуги ему вручили первую Золотую Звезду Героя. Дважды героем летчик стал в августе 1944 г.

Золотая Звезда Героя СССР

Золотая Звезда Героя СССР

В одном из боев над территорией, занимаемой немцами, истребитель Кожедуба получил повреждения. Мотор самолета заглох. Чтобы не попасть в руки врага, летчик принял решение бросить свой самолет на значимый стратегический объект противника, чтобы своей гибелью нанести нацистам максимальный урон. Но в самый последний момент двигатель машины вдруг заработал и Кожедуб смог вернуться на базу.

В феврале 1945 г. Кожедуб и его ведомый вступили в бой с группой истребителей FW-190. Им удалось сбить 5 самолетов противника из 13. Спустя еще несколько дней список трофеев героического летчика пополнился истребителем Ме-262.

Последний бой знаменитого летчика, в котором он сбил 2 FW-190, состоялся уже над Берлином в апреле 1945 г. Третьей Золотой Звездой героя наградили после завершения Великой Отечественной войны.

Всего Иван Кожедуб совершил более 300 боевых вылетов и сбил более 60 вражеских самолетов. Он отлично стрелял и поражал неприятельские самолеты с дистанции около 300 м, редко ввязываясь в ближний бой. За все годы войны противнику ни разу не удавалось сбить самолет Кожедуба.

После окончания войны героический летчик продолжил службу в авиации. Он стал одним из наиболее известных военных СССР и сделал блестящую карьеру.

Иван Кожедуб.

Иван Кожедуб

Дмитрий Романович Овчаренко

Родился Дмитрий Овчаренко в крестьянской семье на Харьковщине. Отец его был деревенским плотником и с юного возраста обучил сына обращению с топором.

Школьное образование Дмитрия ограничилось 5 классами. После окончания учебы он стал работать в колхозе. В 1939 г. Овчаренко был призван на службу в Красную Армию. С самого начала военных действий он находился на передовой. После полученного ранения Дмитрий был временно освобожден от службы в пулеметной роте и выполнял обязанности повозочного.

Дмитрий Романович Овчаренко

Дмитрий Романович Овчаренко

Доставка боеприпасов на фронт была сопряжена со значительным риском. 13 июля 14941 г. Дмитрий Овчаренко вез в свою роту патроны. Вблизи небольшого населенного пункта Песец он был окружен отрядом противника. Но Дмитрий Овчаренко не испугался. Когда немцы отобрали его винтовку, он вспомнил о топоре, который всегда возил с собой. Враги принялись осматривать груз, сложенный в телеге, а советский солдат выхватил топор, который всегда возил с собой, и убил офицера, командовавшего группой. Затем он закидал противника гранатами. 21 солдат был убит, остальные бросились бежать. Дмитрий догнал и зарубил еще одного офицера. Третий немецкий офицер успел сбежать. После всего происшедшего смелый боец успешно доставил боеприпасы на передовую.

Дмитрий Овчаренко продолжил воинскую службу уже в качестве пулеметчика. Его командир отмечал мужество и решительность бойца, которые служили примером для других красноармейцев. Героический поступок Дмитрия Овчаренко был также высоко оценен вышестоящим командованием — 9 ноября 1941 г. пулеметчик получил звание Героя Советского Союза.

Дмитрий Овчаренко продолжал воевать на передовой до начала 1945 г. и погиб при освобождении Венгрии.

Талалихин Виктор Васильевич

Талалихин Виктор Васильевич родился в селе Тепловка Саратовской области 18 сентября 1918 г. в крестьянской семье. Еще юности Виктор увлекся авиацией — в городке, где жила его семья, было авиаучилище, и подросток часто смотрел на курсантов, марширующих по улицам.

В 1933 году семья Талалихиных переехала в столицу. Виктор окончил ФЗУ, затем нашел работу на мясокомбинате. Свободное время Виктор Талалихин посвящал занятиям в аэроклубе. Ему хотелось быть не хуже старших братьев, которые уже связали свои судьбы с авиацией.

Талалихин Виктор Васильевич

Талалихин Виктор Васильевич

В 1937 г. Виктор Талалихин поступил в Борисоглебское авиационное училище. После завершения учебы продолжил воинскую службу. Молодой летчик принимал участие в Финской войне, где проявил себя выдержанным и в то же время смелым бойцом.

С начала ВОВ перед летчиками стояла задача защищать Москву от немецких снарядов. К этому времени Талалихин уже исполнял обязанности командира эскадрильи. Он был требователен и строг к подчиненным, но в то же время вникал в проблемы летчиков и умел донести до них значимость каждого своего приказа.

В ночь на 7 августа Виктор Талалихин совершил очередной боевой вылет. Неподалеку от подмосковной деревни Кузнечики завязался ожесточенный бой. Советский пилот получил ранение и принял решение сбить вражеский самолет, бросив на него свой истребитель. Талалихину повезло — после применения тарана он остался в живых.  На следующий день он был награжден Золотой Звездой Героя.

Талалихин Виктор Васильевич около сбитого тараном «хейнкеля»

Талалихин Виктор Васильевич около сбитого тараном «хейнкеля»

Излечившись от ран молодой летчик вернулся в строй. Погиб герой 27 октября 1941 г. в бою в небе над деревней Каменкой. Советские истребители прикрывали движение наземных войск. Завязалась схватка с немецкими «мессерами». Талалихин вышел победителем из двух схваток с самолетами противника. Но уже в конце боя летчик получил тяжелое ранение и утратил управление истребителем.

Виктор Талалихин долгое время считался первым советским летчиком, применившем ночной таран. Только спустя годы после войны стало известно о том, что подобный прием использовали и другие пилоты, но этот факт никак не умаляет подвига Талалихина. За годы войны у него было много последователей — более 600 летчиков не пощадили своих жизней ради победы.

Талалихин беседует с летчиком

Талалихин беседует с летчиком

Александр Матвеевич Матросов

Александр Матросов родился 5 февраля 1924 г на Украине в городе Екатеринославе. Будущий герой рано остался сиротой и воспитывался в детском доме. Когда началась война Александр, будучи еще несовершеннолетним, несколько раз пытался попасть на фронт добровольцем. И осенью 1942 г. его желание исполнилось. После обучения в пехотном училище Матросова, как и других новобранцев, отправили на передовую.

В конце февраля 1943 г. при освобождении Псковской области подразделение выполняло боевую задачу — захватить укрепленный пункт противника, находящийся в районе деревни Чернушки. Красноармейцы перешли в наступление под прикрытием леса. Но как только они вышли на опушку, немцы начали обстреливать советских бойцов из пулеметов. Многие солдаты сразу же были выведены из строя.

Александр Матвеевич Матросов

Александр Матвеевич Матросов

Для подавления пулеметов противника в бой была брошена штурмовая группа. Немецкие огневые точки представляли собой дзоты-укрепления, построенные из дерева и земляной присыпки. Красноармейцам удалось относительно быстро уничтожить два из них, но третий пулемет несмотря ни на что продолжал препятствовать советскому наступлению.

Для того чтобы уничтожить вражеский пулемет, к дзоту направились бойцы Матросов и Огурцов. Но Огурцов был ранен и Матросову пришлось действовать одному. Он забросал немецкое укрепление гранатами. Пулемет на мгновенье затих, а затем вновь начал стрельбу. Александр мгновенно принял решение — ринулся к амбразуре и закрыл ее своим телом.

19 июня Александр Матросов посмертно стал Героем Советского Союза. В годы войны число красноармейцев, закрывших собой вражеские орудия, превысило 500 человек.

Подвиг 28 панфиловцев

Осень 1941 г. войска гитлеровской Германии развернули масштабное наступление на Москву. На отдельных участках им удалось почти вплотную приблизиться к столице СССР. На защиту столицы были брошены все имеющиеся в резерве войска и отряды народного ополчения.

В боях принимала участие 316-я стрелковая дивизия, сформированная в Казахстане и Киргизии. Командование подразделением осуществлял генерал-майор И. В. Панфилов, по имени которого бойцы дивизии стали называться «панфиловцами».

генерал-майор И. В. Панфилов

И. В. Панфилов

16 ноября противник начал атаку. Немецкие танки штурмовали советские позиции в районе разъезда Дубосеково, где дислоцировался 1075-й стрелковый полк. Основной удар приняли на себя бойцы 2-го батальона полка.

По версии военного времени 28 красноармейцев под руководством политрука В. Клочкова были организованы в особую группу истребителей танков. В течение 4-х часов они вели неравный бой с противником. Вооруженные противотанковыми ружьями и бутылками с зажигательной смесью, панфиловцы уничтожили 18 немецких танков и сами при этом погибли. Общие потери 1075-го полка составили более 1000 человек. Всего полк уничтожил 22 танка противника и до 1200 немецких солдат.

 28 панфиловцев

28 панфиловцев

Неприятель сумел одержать победу в сражении под Волоколамском, но бой занял намного больше времени, чем отводили на него немецкие командиры. Советские военачальники сумели использовать это время для перегруппировки войск и создания нового заслона на пути к Москве. В дальнейшем немцы не сумели продолжить наступление, а в декабре 1941 г. советские войска нанесли контрудар, окончательно отбросивший противника от столицы.

После боя командир подразделения составил список бойцов, участвовавших в сражении. Впоследствии они были представлены к званию Героя Советского Союза. Но командир полка допустил несколько неточностей. Из-за его ошибки в список были внесены фамилии бойцов, ранее погибших или раненых, которые не могли участвовать в бою. Возможно несколько фамилий были забыты.

 28 панфиловцев

28 панфиловцев

После завершения войны было проведено расследование, в ходе которого выяснилось, что 5 бойцов из числа 28 панфиловцев в действительности не погибли, а один из них попал в плен и сотрудничал с нацистами, за что был осужден. Но официальная версия события долгое время являлась единственной, широко распространенной в СССР. Современные же историки считают, что число державших оборону бойцов не равнялось 28 и что на самом деле в бою могли участвовать совсем другие красноармейцы.

Зоя Анатольевна Космодемьянская

Зоя Космодемьянская родилась в 1923 г в селе Осиновые Гаи Тамбовской области. Ее семья в дальнейшем переехала в Москву. Зоя была эмоциональной и восторженной девушкой, еще в юности она мечтала о подвиге.

После начала войны Зоя, как и многие комсомольцы, добровольно вступила в партизанский отряд. После короткого обучения группу диверсантов забросили в тыл врага. Там Зоя выполнила свое первое задание — ей было поручено минирование дорог вблизи Волоколамска — занятого немцами районного центра.

Зоя Анатольевна Космодемьянская

Зоя Анатольевна Космодемьянская

Затем партизаны получили новый приказ — поджигать деревни и отдельные дома, где останавливались на постой оккупанты. Отсутствие возможности ночевать под крышей в условиях зимы должно было, по мнению командования, ослабить немцев.

В ночь на 27 ноября группа в составе Зои Космодемьянскойи еще двух бойцов выполняли задание в деревне Петрищево. При этом один из членов группы, Василий Клубков, допустил неосторожность и попал в руки немцев. Затем была схвачена Зоя. Ее заметил и выдал немцам Свиридов — хозяин дома, который Зоя пыталась поджечь. Выдавший партизанку крестьянин в дальнейшем сотрудничал с немцами и после их отступления был судим и приговорен к расстрелу.

Немцы жестоко пытали Зою, пытаясь получить от нее сведения о связях с партизанами. Она категорически отказалась называть какие-либо имена, а себя назвала Таней в честь Татьяны Соломахи — комсомолки, погибшей во время борьбы с белогвардейцами на Кубани. По свидетельствам местных жителей Зою избивали держали полураздетой на морозе. В издевательствах над ней участвовали две крестьянки, дома которых пострадали от огня.

Казнь Зои Космодемьянской

Казнь Зои Космодемьянской

На следующий день Зоя была повешена. Перед казнью она держалась очень мужественно и призывала местное население бороться с оккупантами, а немецких солдат — сдаваться в плен. Над телом девушки еще долго глумились нацисты. Прошел еще месяц, прежде чем они позволили местным жителям похоронить Зою. После освобождения Московской области прах партизанки был перенесен на Новодевичье кладбище в Москве.

Зоя Космодемьянская стала первой женщиной, удостоившейся почетного звания Героя Советского Союза. Ее подвиг вошел в советские учебники истории. На ее примере воспитывалось не одно поколение советских граждан.

В преддверии 9 Мая Царьград продолжает рассказывать о подвигах людей, шагнувших в бессмертие

Наша страна заплатила за Победу самую высокую цену. Звучат разные цифры людских потерь. И вряд ли возможно точно подсчитать, сколько жизней отдали наши предки за свободу. На сегодняшний день уже говорят о 40 миллионах погибших. Сколько загубленных судеб и нерождённых детей… Бесспорно – вклад каждого солдата, честно сражавшегося на фронтах с фашизмом, бесценен. И каждый из них ежедневно совершал подвиг, вступая в бой.

Но есть поступки, которые стали неотъемлемой частью истории Великой Отечественной войны. О них можно спорить, искать правду, опровергать. Но об этих подвигах знать и помнить надо всем без исключения. Потому как именно эти истории дают подрастающему поколению право гордиться своей страной и равняться на настоящих героев.

Зоя Космодемьянская

КосмодемьянскаяЗоя Космодемьянская. Фото: www.globallookpress.com

29 ноября 1941 года в деревне Петрищево Верейского района Московской области была изуверски замучена гитлеровцами и повешена Зоя Космодемьянская. Она стала первой женщиной в стране, удостоившейся звания Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны. Девушка была схвачена фашистами по доносу старосты в момент, когда она собиралась поджечь конюшню в оккупированной немцами деревне. О том, что в Петрищево оставались местные, Зоя не знала. Это следует из показаний самих жителей. Восемнадцатилетняя девушка стойко приняла смерть и продолжала грозить немцам даже во время казни. Воспетый образ Зои Космодемьянской в годы войны повлиял на моральное состояние армии, вдохновил многих на реальные подвиги. Она стала символом борьбы и примером несгибаемого мужества.

Подвиг Зои начали ставить под сомнение в начале 90-х. Главный вопрос звучал так: в чём тут подвиг? Она не убила ни одного немца – она сжигала дома русских крестьян. Однако эти люди отметают моральное значение мужественного поведения юной девушки перед лицом страшных пыток и неизбежной смерти. Оскорбления и ушаты грязи льются нескончаемыми потоками исключительно в стремлении измазать нашу историю, подменить понятия, очернить символы борьбы с фашизмом и сделать из настоящих героев антигероев.

28 панфиловцев

Изначально о неравном бое панфиловцев, которые ценой собственной жизни остановили на подступах к Москве у разъезда Дубосеково немецкую пехоту и танки, стало известно из статьи в газете «Красная звезда». По информации журналистов, 16 ноября 1941 года бойцы 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка во главе с политруком Василием Клочковым в ходе 4-часового боя уничтожили 18 вражеских танков. Однако сомнения в этом подвиге, как и в случае с Космодемьянской, до сих пор витают в воздухе. Поводом стала справка – доклад главного военного прокурора Н. Афанасьева «О 28 панфиловцах» от 10 мая 1948 года, которую Государственный архив Российской Федерации представил уже в наше время. Впрочем, этот документ уже был опровергнут.

В конце 2018 года, накануне 77-й годовщины контрнаступления Красной армии под Москвой, стало известно о доказательствах подвига 28 панфиловцев. Рассекреченное дело под грифом «СМЕРШ» 1942-1944 гг., о котором сообщило Министерство культуры РФ, призвано положить конец бесконечным попыткам идеологической реконструкции подвига наших солдат у разъезда Дубосеково. Среди доказательств подвига – два описания боя, три новых свидетельства того, что панфиловцы действительно стояли насмерть, подробности, как они погибали, а также подтверждение сказанной политруком Клочковым фразы: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!»

панфиловцыФото: www.globallookpress.com

Многочисленные представители исторического сообщества уверены в том, что неравный бой был, и не умаляют мужества бойцов. Но в то же время склоняются к тому, что журналисты многое в своих очерках приукрасили и додумали. Впрочем, в документах пусть разбираются специалисты. Для простого обывателя вся эта шумиха, возникшая вокруг подвига панфиловцев, возможно, и лишняя. Но чем больше детей будут знать и помнить слова, пусть даже и вымышленные, политрука Клочкова о том, что «отступать некуда», тем сохраннее будет подвиг всего нашего народа.

Зина Портнова

О подвиге хрупкой девушки, с детства мечтавшей стать балериной, люди узнали только через 10 лет после окончания войны из статьи «Это было под Витебском». В материале шла речь о деятельности подпольной организации «Юные мстители», в которую входила Зина Портнова. Ребята имели связь с партизанским отрядом имени Ворошилова, откуда им регулярно передавали оружие, взрывчатку и информацию о заданиях. Зине, помимо участия в различных диверсионных мероприятиях, удалось отправить на тот свет более ста немецких солдат и офицеров. Устроившись на работу в столовую, она подсыпала гитлеровцам в суп яд.

Фашисты, заподозрив девушку, заставили её съесть тарелку отравленной похлебки. Полумертвая Зина смогла добраться до партизан, и там её вылечили. Как только наступило полное выздоровление, Портнова снова стала ходить на задания. Во время выполнения одного из них была схвачена немцами. При допросе сумела выхватить пистолет у следователя и открыть огонь, убив при этом несколько гитлеровцев. Отстреливалась до последнего патрона. Подверглась страшнейшим пыткам. 10 января 1944 года на площади рядом с Полоцкой тюрьмой 17-летняя ослепшая и поседевшая от длительных истязаний Зина Портнова была расстреляна. 1 июля 1958 года ей было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Михаил Девятаев

ДевятаевМихаил Девятаев. Фото: www.globallookpress.com

Гвардии старший лейтенант, лётчик-истребитель, Герой Советского Союза Михаил Петрович Девятаев известен своим уникальным побегом из немецкого концлагеря. Он оказался в гитлеровском плену летом 1944 года, когда был сбит под Львовом. Прошёл через несколько концлагерей, подлежал ликвидации. Один из военнопленных помог ему сменить нашивку номера на робе, чем спас Девятаеву жизнь. Был направлен в лагерь Пенемюнде на балтийский остров Узедом, где смог совместно с другими узниками угнать немецкий бомбардировщик «Хейнкель-111» с интегрированной системой радиоуправления и целеуказания от секретной крылатой ракеты большой дальности «Фау-2» на борту.

Добравшись до своих, Девятаев указал точные координаты расположения стартовых площадок стратегических для Рейха ракет на базе Пенемюнде, что позволило нашим военным уничтожить не только «Фау-2», но и подземные цеха по производству урановой бомбы, а вместе с ними и все надежды Гитлера на продолжение войны.

Александр Матросов

Настоящее имя героя – Шакирьян Юнусович Мухамедьянов. Новые имя и фамилию мальчику как беспризорному дали в детском доме. Согласно рассказам воспитателей, парнишка очень любил матросскую форму и носил прозвище Матрос. Он всегда выделялся среди сверстников боевым настроем и волевым характером. На фронте Матросов оказался 25 февраля 1943 года, а уже 27-го числа погиб, закрыв грудью амбразуру вражеского ДЗОТа и дав возможность бойцам своего взвода атаковать опорный пункт врага. Получил посмертно звание Героя Советского союза. За время Великой Отечественной войны свыше 250 военнослужащих совершили такие же поступки, что и Матросов.

МатросовАлександр Матросов. Фото: www.globallookpress.com

Валя Котик

Один из самых молодых Героев Советского Союза. За несколько дней до гибели ему исполнилось всего 14 лет. Осенью 1941 года юный партизан совершил свой первый подвиг. Устроив засаду у дороги, он кинул гранату в машину с немцами, уничтожил нескольких солдат и вместе с ними – командира отряда полевой жандармерии, который славился своей жестокостью. В октябре 1943-го заставил понервничать самого Гитлера. Он перерезал торчащий из земли телефонный кабель, лишив ставку фюрера прямой связи с рейхминистром восточных земель фон Розенбергом в Варшаве. Валя Котик спас свой партизанский отряд от уничтожения, предупредив о приближении карателей. Погиб во время боя за Изяслав.

Десант Ольшанского

Перед специальным отрядом 384-го отдельного батальона морской пехоты под командованием старшего лейтенанта Константина Ольшанского в конце марта 1944 года командование поставило задачу выполнить особо важное задание. В преддверии операции по освобождению Одессы необходимо было отвлечь от главного направления силы немцев и сконцентрировать их в районе Николаева. Этот город с начала войны считался неприступной крепостью немцев. Отряд формировался исключительно из добровольцев. В него вошли 55 человек.

Все понимали, что идут на верную смерть. За два дня спецоперации десант Ольшанского отразил 18 атак, уничтожил 700 фашистов, несколько танков и пушек противника, посеял панику в тылу врага, воспрепятствовал взрыву порта и элеватора. 20 апреля 1945 года звания Героев Советского Союза посмертно присвоили всем 55 бойцам.

Марат Казей

КазейМарат Казей. Фото: www.globallookpress.com

Юный партизан под видом нищего парнишки ходил по окрестностям и собирал важные сведения о расположении немецких частей, блокпостов, запоминал, где и сколько сосредоточено пушек и пулемётов, совершал в одиночку и в составе группы всевозможные диверсии, подрывал эшелоны. В январе 1943 года, раненый, смог поднять однополчан в атаку и пробиться через вражеское кольцо окружения. Свой последний бой 14-летний Марат Казей принял в деревушке Хоромицкие Узденского района. Окружённый немцами, он дождался их приближения и подорвал себя гранатой. Награжден званием Героя СССР посмертно.

Лёня Голиков

Лёня Голиков родился 17 июня 1926 года. В 1942 году по рекомендации учителя был принят в партизанский отряд. Успешно совершал диверсии в тылу противника, подрывал мосты. Во время одной из операций убил генерал-майора инженерных войск Рихарда фон Виртца, вёзшего важные документы с описанием новых образцов немецких мин и другие секретные сведения. Погиб с другими партизанами во время карательной операции в деревне Острая Лука.

***

Николай Гастелло, совершивший огненный таран на своём самолёте в самом начале войны, повешенный партизан Александр Чекалин, легендарный лётчик Алексей Маресьев – героических имён так много. Их миллионы. Как поётся в известной песне – «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой». Так важно, чтобы мы помнили о них и рассказывали своим детям о том, какой ценой долгие 1418 дней ковалась Победа, ставшая для нас сегодня объединяющей национальной идей.

Подписывайтесь на канал
«Царьград» в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

  • Рассказ о распорядке дня на английском языке с переводом
  • Рассказ о редком животном из красной книги
  • Рассказ о растении весеннего цветника поверья и легенды для 2 класса
  • Рассказ о раскопках гробницы тутанхамона
  • Рассказ о разрушении камней