Рассказ о распорядке дня на немецком

Процедура поиска в германии имеет свои определенные нюансы, которые необходимо знать, чтобы не допускать ошибок ни при составлении резюме, ни

Процедура поиска в Германии имеет свои определенные нюансы, которые необходимо знать, чтобы не допускать ошибок ни при составлении резюме, ни в процессе заполнения документов или прохождения собеседования.

В среднем на поиски работы уходит около 4-8 месяцев, придется разослать сотню писем работодателям, чтобы наконец-то получить рабочее место.

Немцы – педанты и консерваторы. Работодатели в Германии могут тратить годы, чтобы найти подходящего высококвалифицированного специалиста, к отбору кадров здесь подходят очень тщательно и внимательно рассматривают каждую кандидатуру. Поэтому стоит быть предельно внимательным при поиске работы, чтобы не допускать промахов, которые могут стать причиной отказа.

Немецкое резюме

Пакет документов, необходимых в процессе поиска работы, называется Бевербунг. Впрочем, такое же название имеет и сама процедура поиска. Главная цель бевербунга – добиться, чтобы работодатель пригласил человека на собеседование.

Типичные Ошибки Соискателей Работы в Германии

Вначале кандидаты проходят первичный отсев – чаще всего им занимаются практиканты, соискатели отсеиваются из-за грубых непростительных ошибок, при первичном отборе кандидатуру работника не рассматривают особо тщательно. Отказ высылается автоматически, причины не указываются. В небольших фирмах процедура происходит немного по-другому: работодатель сам просматривает все резюме, но не пишет отказ из-за нехватки времени.

Бевербунг должен содержать два основных документа: резюме и мотивационное письмо. Дополнительными документами считаются характеристик с предыдущих рабочих мест и дипломы об образовании.

Резюме создается в качестве таблицы, необходимо указывать как профессиональные, так и личные данные. Длина резюме в среднем должна быть около двух страниц.

Также в резюме должно быть фото, которое выносится либо на титульный лист, либо на первую страницу.

Если у претендента на работу имеется важная информация, которая не умещается на двух страницах, то в таком случае допускается вариант третьего листа.

Документы в бевербунге должны находиться в следующем порядке:

  1. Мотивационное письмо.
  2. Титульный лист.
  3. Резюме.
  4. Дополнительные документы (характеристики, отзывы, дипломы).

Если претендент на работу подают документы в электронном виде, то все файлы должны быть в формате pdf, а фото – jpg. Дополнительные материалы подаются отдельным файлом.

Типичные Ошибки Соискателей Работы в Германии

  • Файлы поданы не в формате pdf и в неправильном размере;
  • Электронное письмо отправлено без темы;
  • Не указан код вакансии;
  • Адресат указан неверно;
  • В приложении имеются пустые листы;
  • Несерьезный адрес электронной почты (адрес должен содержать имя и фамилию);
  • Несовпадение информации в резюме и мотивационном письме;
  • Нет запрашиваемых дополнительных документов;
  • Приложены ненужные файлы.

Избегайте неточностей, небрежности в заполнении, любые исправления недопустимы.

Правила заполнения мотивационного письма

Типичные Ошибки Соискателей Работы в Германии

С помощью мотивационного письма работодатель может увидеть индивидуальность соискателя, его сильные стороны перед другими претендентами на рабочее место. Работник же в мотивационном письме должен продемонстрировать, что владеет деловым стилем ведения переписки, а также умеет структурировать данные.

Первым документом, который попадает в руки работника отдела кадров, это мотивационное письмо. За минуту ознакомления с текстом мотивационного письма  «кадровик» решает, отказать соискателю или перейти к рассмотрению следующих документов.

Ошибки, которые могут быть допущены при составлении мотивационного письма:

  • Неверно указанный адрес;
  • Неверное обращение;
  • Нет даты или подписи;
  • Письмо не соответствует вакансии;
  • Письмо написано не самостоятельно, а по готовому шаблону;
  • Текст не структурирован;
  • В тексте допущены ошибки;
  • Длина более 3-5 абзацев;
  • Предложения слишком сложные и длинные;
  • В стиле письма прослеживается негатив, эгоцентризм и сослагательное наклонение.

Как составить резюме

Типичные Ошибки Соискателей Работы в Германии

Главный документ в бевербунге. Дата резюме должна соответствовать тому дню, когда оно было отправлено, если резюме подается в бумажном варианте, то в конце обязательно должна стоять подпись.

В таблице резюме необходимо указать все жизненные этапы: школа, высшее образование (учебное заведение), наличие степеней, квалификация, все места работы и краткий перечень обязанностей. Кроме того, можно внеси информацию о дополнительном образовании, опыт работы или учебы за границей, прохождение военной службы или участие в благотворительных акциях.

Даты вносятся в резюме в формате «месяц/год». В самом конце резюме указываются навыки (владение иностранными языками), уровень владения компьютером, наличие водительских прав, хобби. Места работы следует перечислять в обратном порядке, начиная с последнего.

  • Неофициальное фото;
  • Мало  информации о предыдущем месте работы (не указаны обязательства или период работы);
  • Оформлено несоответственно полагающимся нормам;
  • Пробелы в биографии работника.

Типичные Ошибки Соискателей Работы в Германии

Если бевербунг заинтересовал работодателя, то кандидат получает приглашение на собеседование. При беседе с потенциальным работником присутствуют начальник и работник отдела кадров. На первой встрече проверяется стрессоустойчивость работника. Оценка профессиональных знаний проходит на дополнительном собеседовании, где кандидату могут предложить пройти тест или будут задавать вопросы устно.

Цель первого собеседования – убедиться в том, что кандидатура подходит для данной вакансии, и ознакомить претендента с компанией, рабочими обязанностями и прочими профессиональными особенностями.

Собеседование может проходить по видео-связи или в телефонном режиме, но как бы то ни было,  в любом случае, старайтесь не допускать следующих ошибок:

  • Не опаздывайте;
  • Следите за внешним видом;
  • Одежда должна быть подходящей;
  • Будьте спокойны и сконцентрированы;
  • Отключите телефон на время собеседования;
  • Подготовьтесь отвечать на вопросы профессионального характера;
  • Необходимо знать базовую информацию о работодателе;
  • Ваши ответы должны полностью совпадать с информацией в резюме;
  • Не врите;
  • Запомните имена ваших собеседников.

Помощь в поиске работы

Типичные Ошибки Соискателей Работы в Германии

Существуют специальные курсы (Bewerbungstraining), которые помогают людям освоить правильную процедуру поиска работы: учат, как правильно составлять резюме, вести себя на собеседовании и т.п. В Ведомстве по труду могут предоставить курсы при потере предыдущего места работы, при переобучении или переквалификации.

Также есть частные консультанты, которые содействуют в поисках работы высококвалифицированным специалистам. Консультанты корректируют бевербунг и готовят работника к собеседованию.

Низкоквалифицированным кадрам, людям, которые пользуются социальной помощью, государство оплачивает прохождение курсов. Работники, которые самостоятельно трудоустраиваются, получают налоговые преимущества – расходы на процедуру поиска работы включены в налоговую декларацию. В расходы включены стоимость канцелярских принадлежностей, почтовых пересылок, проезд на собеседование и прочее.

Также подготовкой сотрудника к собеседованию о помощь в оформлении документов бесплатно предоставляют рекрутинговые агентства, которым работодатель выплачивает вознаграждение в случае, если подходящий сотрудник будет найден.

Поиск работы в Германии: типичные ошибки – Моя Германия

В Германии нельзя искать работу так, как это часто делают в России. Здесь нужно быть очень внимательным к деталям. Кадровики консервативны, поэтому даже очевидная опечатка может привести к отказу.

Сами немцы в среднем отправляют около ста продуманных писем, чтобы в итоге получить работу.

Причём сотрудника ищут от 4 до 8 месяцев, а если речь идёт о специалисте с высокой квалификацией (или просто с редкой специализацией), то всё может растянуться на годы.

У мигрантов и так больше вероятность получить отказ. Поэтому им особенно важно не допустить распространённые ошибки.

Пакет документов

Работодателю обычно отсылается Bewerbung – пакет документов, который нужен, чтобы продемонстрировать ваш опыт и профессиональные качества. В него входят:

  • Motivationsschreiben – мотивационное письмо;
  • Lebenslauf (CV) – резюме;
  • Arbeitszeugnis — характеристика с предыдущего места работы;
  • дипломы.

В мотивационном письме вы должны объяснить, почему вас заинтересовала вакансия и почему именно вы подходите на эту должность. В резюме обязательно указываются актуальные контакты и личные данные.

Сверху на первой странице помещается фото, иногда его выносят сразу на титульный лист. Если у вас очень большой опыт работы или просто важная информация не влезает в две страницы, можно написать данные на три.

Учтите, что обложка идёт отдельно.

Типичные Ошибки Соискателей Работы в Германии

Документы в папке должны идти в определённой последовательности (это важно для немцев). Итак, сначала – мотивационное письмо, потом – резюме, дальше характеристики и дипломы. Если документы отправляются по электронной почте или через форму сайта, то чаще всего используется формат PDF, хотя и другие варианты допустимы.

Первым делом работодатели удаляют все документы с грубыми ошибками. Если вы неправильно напишете название своей должности или фирмы, то остальное уже никто смотреть не будет. Вам автоматически сформируют и отправят отказ. Правда, маленькие компании изучают всё подряд, но у владельца обычно нет времени, чтобы написать письмо каждому.

Эти ошибки чаще всего приводят к отказу:

1. Формат документов отличается от указанного в вакансии. Поэтому читайте требования внимательно.
2. Не написана тема письма. Что очень важно, так как вас могут автоматически добавить в спам.
3. Размеры документов больше допустимого объёма.
4. Не вписан код вакансии.

На это стоит обращать внимание, поскольку крупные компании часто каждый день получают сотни писем. И ваше рискует просто потеряться.
5. Документ отправлен в другой отдел. Без комментариев.
6. Вызывающий сомнение адрес электронной почты. Никаких шутливых прозвищ или же чего-то сексуального. Только имя и фамилия.
7.

Противоречие между данными в резюме и в мотивационном письме. Это всегда проверяют.
8. Присланы не все документы.

9. Слишком много бумаг, не относящихся к делу.

Мотивационное письмо

Мотивационное письмо показывает, чем именно вы отличаетесь от всех остальных конкурентов. Кроме того, такой документ демонстрирует уровень владения языком, а также деловым стилем.

По такой бумаге можно увидеть индивидуальность, понять, способен ли кандидат расставить приоритеты. Именно этот документ в первую очередь видит кадровик.

На его чтение в среднем уходит не больше минуты, от него зависит, будут ли изучать резюме или нет.

При написании мотивационного письма часто допускают такие ошибки:

  • некорректное обращение;
  • неверно написанный адрес;
  • нет личной подписи и (или) даты;
  • нет чёткой структуры письма, отсутствует деление на абзацы,
  • слишком большая длина (больше 5 абзацев);
  • письмо явно написано по шаблону;
  • в тексте стилистические и/или грамматические ошибки;
  • очень сложные и трудночитаемые конструкции;
  • использовано сослагательное наклонение;
  • информация о себе подаётся в превосходной степени;
  • негатив.

Любой из этих ошибок достаточно, чтобы сотрудник отдела кадров перестал рассматривать вас как кандидата. Поэтому мотивационное письмо нужно проверить несколько раз перед отправкой.

Резюме

Lebenslauf (резюме) – это основной документ всего пакета. Если вы отправляете документы в бумажном виде, то поставьте личную подпись. Не забудьте о дате: она должна соответствовать дню отправки бумаг.

Резюме составляется в виде таблицы.

Там указывается ваш путь: школа, среднее или высшее учебное заведение, специальность, квалификация, место работы (обязательно – краткое перечисление обязанностей, количество сданных проектов или, например, подчинённых).

Также надо вписать дополнительное образование, если оно есть, иностранный опыт работы или же учёбы. Если вы участвовали в каких-то программах, например, занимались благотворительностью, это тоже стоит указать.

Типичные Ошибки Соискателей Работы в Германии

В самом конце резюме следует написать о владении иностранными языками, перечислить все компьютерные программы, которые вы освоили, упомянуть наличие водительских прав (и категорию), хобби. Резюме нужно составлять в обратной хронологической последовательности. Слово «безработный» лучше не использовать.

Распространённые ошибки:

  • неподходящий снимок, сделанный в отпуске, например;
  • неполные данные о предыдущей работе (не указаны обязанности или слишком скупо, нет контактов работодателей);
  • пробелы в биографии;
  • неграмотное оформление, неудачный подбор цвета.

При отправке электронной почтой или через форму сайта убедитесь в том, что ваш документ открывается и корректно отображается. Иначе рискуете получить автоматический отказ.

Типичные ошибки на собеседовании

Даже если все документы заполнены правильно, это ещё не значит, что можно расслабиться. Главная задача – пройти собеседование. Приглашение на него рассылается примерно 5 или 10 кандидатам.

Всё может происходить в один или же в несколько этапов. При проведении разговора присутствует сотрудник отдела кадров и будущий начальник.

Профессиональные знания проверяются отдельно: это может быть тестовое задание, экскурсия или же пробный рабочий день. Иногда предлагают пройти психологическое тестирование.

У первого собеседования-знакомства обычно есть конкретная цель: проверить стрессоустойчивость.

Типичные Ошибки Соискателей Работы в Германии

Основная задача – подтвердить общее впечатление о кандидате, убедиться, что он отвечает задачам, ввести его самого в курс дела, рассказать о том, чем он будет заниматься. На собеседовании работодатель знакомится с претендентами и выбирает из них того, кто подходит ему лучше.

Типичные ошибки:

  • неподходящая одежда;
  • неаккуратный внешний вид;
  • рассеянность или нервозность;
  • опоздание;
  • звонок на мобильный телефон во время разговора;
  • забытые имена собеседников;
  • нехватка знаний о работодателе;
  • забытые данные из собственного резюме;
  • ложь;
  • приукрашивание;
  • уход от ответов;
  • отсутствие ответов на типичные вопросы по профессии.

Всё это относится также к телефонному разговору или же к беседе по видеосвязи. Формат собеседования в данном случае значения не имеет.

Учтите, что работодатель в Германии обычно ищет не просто хороших специалистов, а оптимально подходящих именно ему.

Поэтому даже если вы не допустили ни одной из типичных ошибок, это ещё не значит, что вас примут на работу. Но если вы их совершите, то с вероятностью 99% не трудоустроитесь.

Поэтому проверьте себя лишний раз как перед отправкой документов, так и при подготовке к собеседованию.

11 самых распространенных ошибок на собеседовании

Типичные Ошибки Соискателей Работы в Германии

Итак, вас пригласили на собеседование. Можете себя поздравить – вы успешно прошли первый этап отбора: работодателю понравилось ваше резюме. Вы смогли “зацепить” работника отдела кадров своими знаниями и навыками. И это уже немало. Для многих соискателей этап подачи и рассмотрения резюме является непреодолимым, так как их резюме зачастую составлены неверно. Но это тема для отдельного разговора. Теперь наступает следующий и, пожалуй, самый важный этап для соискателя – собеседование.

Несмотря на то, что Интернет буквально наводнен советами по правильному прохождению подобного испытания, новые соискатели из года в год продолжают “наступать на одни и те же грабли”: допускают досадные ошибки на собеседовании. Остановимся на самых распространенных.

Ошибка первая. Опоздание

Казалось бы, всем давно известно, что на собеседование необходимо приходить как минимум за 10-15 минут до назначенного времени. Но некоторые кандидаты умудряются опаздывать на подобные встречи.

Тем самым смазывая первое впечатление о себе. Как театр начинается с вешалки, так кандидат на вакантную должность начинается с пунктуальности.

При современном развитии технологий, можно легко рассчитать свой маршрут до места собеседования, причем как на собственном, так и на общественном транспорте.

Заранее, ознакомтесь с маршрутом, уточните адрес, порядок входа в учреждение, этаж, номер офиса, имя и телефон ответственного сотрудника и т.д.

К тому же, у прибывшего с запасом времени соискателя будет время удостовериться, что все в порядке с его внешним видом, мысленно настроиться на собеседование и отключить мобильный телефон. На последнем пункте мы остановимся отдельно.

Конечно, в жизни случается всякое. И городской трафик есть городской трафик. Можно намертво застрять в неожиданной “пробке” или стать невольным участником акции протеста.

Если понимаете, что к назначенному времени никак не успеть, обязательно позвоните интервьюеру и предупредите его об опоздании (как минимум за 15-20 минут до собеседования).

Существует и другая опасность: прийти слишком рано. Например, за час до интервью. Это тоже может стать, если не ошибкой, то причиной неудобства сотрудников компании, которые будут вынуждены потратить на такого соискателя свое незапланированное для этого время, сдвинуть график и т.д.

В любом случае, это не прибавит соискателю плюсов, а вот минусы – вполне возможно.

Ошибка вторая. Несоответствующая одежда и внешний вид

Соискатели часты забывают прописную истину, что по одежке встречают. Опытному рекрутеру достаточно увидеть, как одевается человек, чтобы вынести о нем свое экспертное суждение.

Обычно небрежностью в одежде грешат лица, которые ищут работу длительное время и могут позволить себе прийти на собеседование чуть ли не в повседневной одежде.

Перед собеседованием неплохо бы уточнить есть ли в компании дресс-код. Не обязательно следовать дресс-коду стопроцентно, но желательно одеться в приближенном к нему стиле. Если же особого дресс-кода нет, то все равно лучше следовать более консервативному стилю, чем тому, к которому вы привыкли. И никаких обнаженных частей тела и модных украшений. Лучше одеться скромно, но элегантно.

Двухдневная небритость, немытые волосы или похмельный синдром – тоже не лучшие спутники собеседования. О неуместности жевательной резинки во рту во время беседы даже не стоить упоминать.

Зачастую при прочих равных, предпочтение отдают тому, кто не забыл позаботиться о своем внешнем виде.

Ошибка третья. Невыключенный мобильный

Собеседование при приеме на работу – один из важных этапов в жизни соискателя, где любая мелочь имеет значение.

Звук звонка в самый неподходящий момент способен прервать начавшийся между кандидатом и рекрутером диалог. И очередной минус для потенциального кандидата.

Рекрутер может расценить такой звонок, как проявление неуважения. Особенно, если кандидат еще и ответит на этот звонок во время собеседования.

Чтобы уберечь себя от подобных неприятных неожиданностей достаточно перед собеседованием выключить мобильный или перевести его в авиарежим.

Ошибка четвертая. Игнорирование информации о пригласившей на собеседование компании

Многие соискатели приходят на интервью зачастую не удосужившись прочитать хоть минимальную информацию о потенциальном работодателе. И совершают большую ошибку. Для рекрутера это может стать одним из знаков того, что вы не слишком заинтересованы в данной вакансии.

Не обязательно изучать подробную “биографию” пригласившей вас на собеседование компании, но знать основные моменты ее истории, продукты и услуги, имена руководителей, последние новости рынка, основных конкурентов настоятельно рекомендуется. Тем более, что каждая уважающая себя компания имеет сайт с подробной информацией о себе. Порой достаточно лишь ознакомиться с содержанием этого сайта.

Ошибка пятая. Неподготовленность к собеседованию

Зачастую соискатели, приходя на собеседование, полагаются на авось. Конечно, возможно, при разговоре с рекрутером, вас настигнет вдохновение и на все его вопросы вы ответите без подготовки и запинки.

Но, как правило, волнение и неподготовленность играет с такими кандидатами плохую шутку.

В итоге вопрос о сильных и слабых сторонах интервьюированного или о причинах его ухода с предыдущего места работы, может поставит кандидата в тупик.

Поэтому желательно, подготовить ответы на предполагаемые вопросы и даже отрепетировать их с близкими или друзьями. Как правило, эти вопросы стандарты, и помимо вышеуказанных возможны следующие:

  1. Расскажите о себе.
  2. Почему вы хотите работать именно здесь?
  3. Почему мы должны взять именно вас?
  4. Кем вы видите себе через пять и более лет?
  5. На какую зарплату вы претендуете?

К сожалению, полностью предугадать возможные вопросы на собеседовании нереально, но заранее подготовленные ответы способны выручить даже при самом каверзном и неожиданном вопросе.

Также заранее подготовьте краткую речь о себе. Именно краткую. Многословность на собеседовании не очень уместна. Это следует учитывать и при ответе на вопросы рекрутера.

Ошибка шестая. Не иметь вопросов к работодателю

Многие кандидаты стесняются задавать вопросы интервьюеру и совершают ошибку. Вопросы от кандидата – это также один из индикаторов его заинтересованности в позиции. Однако вопросов не должно быть слишком много. Достаточно 2-3-х о предстоящей работе. Например:

  1. Что будет входить в мои должностные обязанности?
  2. Есть ли командировки и оплата за переработки?
  3. Есть ли обучение за счет компании и ДМС?

Не стоит забывать, что выбирают не только вас, но и вы. Поэтому особо важные для кандидата моменты, например, по поводу страховки, карьерного роста, отпуска, лучше обговаривать еще “на берегу”, чтобы начало трудовой деятельности не было сопряжено с неприятными для нового сотрудника открытиями.

Самый животрепещущий для кандидата вопрос о зарплате лучше оставлять напоследок, если только сам интервьюер не поднял эту тему раньше. Как говорится, вначале продайте себя, а потом договаривайтесь о цене.

Ведь как правило, одним собеседованием дело не заканчивается. И в случае заинтересованности соискателем, его приглашают на последующие собеседования, где вопрос о зарплате будет выглядеть более уместным.

Ошибка седьмая. Критиковать предыдущее место работы

Даже если кандидат до этого работал рабом на галерах, ему не стоит критиковать и ругать своего предыдущего работодателя. Рекрутер может провести параллель со своей компанией или понять, что когда-нибудь, соискатель возможно будет отзываться в тех же выражениях и о них.

Говоря о причинах увольнения, лучше акцентироваться на отсутствии карьерного роста, невозможности раскрыть свои потенциальные возможности, удаленности от дома и т.д.

Ошибка восьмая. Ложь и приукрашивание фактов

Желание показаться лучше, чем есть на самом деле возникает у многих кандидатов. Особенно, если это работа мечты. И это понятно. Однако не стоит уподобляться герою Леонардо Ди Каприо из известного фильма “Поймай меня, если сможешь”, который менял личины и становился тем кем хотел с легкостью фокусника: от летчика до врача.

Соискателю следует отдавать себе отчет в том, что все тайное рано или поздно становиться явным. Навыки и деловые качества приписанные себе легко проверяются при последующей работе. Со всеми вытекающими из этого последствиями. Как известно, герой Ди Каприо закончил свою бурную карьеру в тюрьме. Правда, потом он стал консультантом полиции по мошенничеству. Но это уже совсем другая история.

Ошибка девятая. Чисто денежная заинтересованность

Конечно, не секрет, что одной из главных причин того, что мы продаем свое время работодателю являются деньги. Однако, озвучивать это в лоб рекрутеру не стоит.

Для него основополагающий фактор – какую пользу кандидат может принести компании, насколько его знания, энергия, трудолюбие соответствует позиции, которую необходимо закрыть.

Помните, что личные мотивы кандидата (например, близость к дому, финансы или хороший соцпакет) в расчет не принимаются.

Ошибка десятая. Игнорировать обратную связь

Ошибка считать, что собеседование закончилось на собеседовании. Перед уходом соискателю важно не забыть поблагодарить интервьюера за встречу и уточнить порядок и сроки обратной связи.

Считается хорошим тоном отправить интервьюеру письмо по электронной почте, в котором еще раз поблагодарить его за собеседование, выразить надежду на его успешное прохождение.

Подобное письмо имеет еще и сугубо практическое значение. Как правило, после собеседование кандидат вспоминает, что забыл упомянуть те или иные важные факты о себе, способные повлиять на благоприятный исход.

Благодарственное письмо интервьюеру – хорошая возможность упомянуть их. Более того, для рекрутера – это знак заинтересованности кандидата в вакансии.

И при прочих равных, предпочтение может быть отдано тому соискателю, который не поленился составить такое письмо.

Ошибка одиннадцатая. Расстраиваться при неудачном исходе собеседования

Неудача на собеседовании – не повод опускать руки. Это хорошая возможность проанализировать свои ошибки, а может быть отточить или освежить свои профессиональные навыки.

И всегда помните, что возможности напоминают автобусную остановку. Если не удалось сесть на один автобус, всегда придет другой.

Как я нашел новую работу в Германии

Сложно ли иностранцу найти работу в Германии? Ответ на этот вопрос зависит от множества факторов. У меня на это ушло два месяца активного поиска. Мой коллега-поляк, работавший Q/A-инженером, справился за месяц.

Другой коллега из Беларуси, работавший в IT-саппорте, уже много лет проживший здесь и свободно владеющий немецким, но уже в возрасте, близком к пенсионному, после сокращения искал новую работу больше полугода.

А молодой испанец Java-программист, но с небольшим опытом и слабым немецким после того же сокращения больше года сидел на пособии по безработице и ходил на языковые курсы, прежде чем снова устроился.

В этой статье я, как и обещал, поделюсь опытом, как я нашел новую работу, уже живя в Германии. С практической точки зрения, информация, изложенная здесь, больше всего будет полезна моим коллегам, работающим системными администраторами, но общие сведения, надеюсь, пригодятся и представителям других профессий.

С чего все начиналось

Но сначала небольшая предыстория для тех, кто со мной еще не знаком. Три года назад, еще живя в России, я поставил себе цель найти работу в Германии и переехать сюда.

Тогда мне на это потребовалось полгода. Подробно об этом и о бюрократических вопросах, связанных с получением Blue Card, я писал здесь.

О том, как сначала все было прекрасно, но потом постепенно превратилось в полнейший адъ, можно прочитать здесь.

Ну а теперь пройдусь снова по тем же основным пунктам, обозначенным мной в предыдущей статье о поиске работы, и внесу корректировки, основанные на полученном опыте.

Немецкий язык

Этого никто не отменял, и учить его, конечно, необходимо. Как показывает мой опыт, найти международную компанию, в которой основным языком является английский, в принципе, можно. Но если искать работу только в таких фирмах, тем самым сильно сужается круг поиска, а вместе с ним и шансы на трудоустройство. Поэтому немецкий язык я по-прежнему ставлю на первое место.

Что касается меня, то за два года немецкий я, конечно, значительно подтянул, но до свободного владения еще как до луны. То есть на собеседованиях я уверенно рассказываю о себе и отвечаю на вопросы, но если доходит до практики, а общение идет исключительно на немецком, начинаю сдавать позиции. Поэтому еще раз: учите немецкий. А еще лучше и английский параллельно.

Резюме

Основную информацию, каким должно быть резюме, я дал в предыдущей статье. Мой личный опыт подтвердил: отклик на резюме, составленное на немецком языке, немного больше, чем на английском.

В первый месяц поисков я отправлял английский вариант, но потом попросил знакомого немца помочь мне с переводом на немецкий язык. Он проверил мой перевод, исправил ошибки, и с тех пор за небольшим исключением я отправлял немецкий вариант.

По моим ощущениям приглашений на собеседования стало немного больше.

Сопроводительное письмо и сертификаты

Довольно спорный вопрос, стоит ли уделять большое внимание сопроводительному письму? Как мне кажется, если немецким вы в совершенстве не владеете, а знакомого немца у вас под рукой нет, то не стоит тратить на это слишком много усилий.

Достаточно составить хороший шаблон, в который вставлять в нужных местах наименование вакансии и название компании. Найти пример сопроводительного письма в интернете не составит большого труда. Например, по запросу «anschreiben systemadministrator».

Затем заточить его под себя и обязательно попросить проверить на наличие ошибок кого-нибудь, кто свободно владеет немецким языком.

Если на каждую вакансию писать индивидуальное сопроводительное письмо, времени на него уйдет столько же, сколько на поиск еще пяти вакансий и заявление на них с шаблонным письмом.

По сертификатам и референсам — все по-старому: если есть — хорошо, прикладывайте. Если нет — ничего страшного. Но лучше все же, если они есть.

Где искать?

В этот раз я пользовался в основном только сайтом indeed.de. Это метапоисковик по множеству других сайтов, предназначенных для поиска работы, поэтому нет смысла мониторить их всех по отдельности.

Так как в этот раз я искал работу виндового системного администратора, причем исключительно в Мюнхене и ближайших окрестностях, то в поле “Was” я вводил “Windows”, в поле “Wo” — свой почтовый индекс, затем сортировка по дате и “Entfernung” — “in umkreis von 25 km”.

Список готов, осталось отфильтровать лишние вакансии и податься на подходящие.

Рекрутинговые компании

В этот раз пришлось гораздо больше общаться с рекрутерами, которые ищут сотрудников для компаний и получают за их трудоустройство комиссию от работодателя. Если честно, то на протяжении двух последних лет я постоянно получал от них сообщения в Xing и звонки с предложениями о вакансиях, но приходилось отказывать.

Теперь же количество контактов с ними еще больше увеличилось, а с некоторыми из них дело дошло до собеседований с работодателем. Так что в отличие от поиска работы из России, при поиске уже в Германии рекрутеры реально могут помочь. Двое моих бывших коллег-немцев очень быстро смогли найти работу через одно из таких агентств.

Какую просить зарплату?

Это один из наиболее частых вопросов, которые мне задавали читатели, с тех пор, как я написал первую статью про Blue Card. Особенно было странно, когда об этом меня спрашивали программисты или представители других профессий. Друзья, вот вам работающий рецепт. Заходите на Monster.de и ищете подходящие вакансии.

Некоторые рекрутинговые компании (например, Vesterling или Computer Futures) в вакансиях указывают границы зарплат. Изучаете их, анализируете, оцениваете, на сколько вы подходите под указанные требования и после этого делаете вывод, сколько вы стоите.

А запрашивать нужно немного выше того, на что вы рассчитываете, поскольку в ходе переговоров работодатель цену попытается сбить, и в таком случае вы получите примерно то, чего хотели.

В том случае, если вы ищете работу из России (Украины/Казахстана – нужное подчеркнуть) и хотите во что бы то ни стало “свалить”, то просто указывайте минимальную зарплату, необходимую для получения Blue Card. Поверьте, на нее возможно выжить даже в таком дорогом городе, как Мюнхен, а через год вы уже сможете доказать своему работодателю, что стоите больше, ну или найдете другую более оплачиваемую работу.

Собеседование

В случае поиска работы непосредственно из Германии приглашения на собеседования приходят намного чаще, чем когда ищешь удаленно. У меня как-то была неделя, когда на каждый день было запланировано интервью — очное или телефонное.

О том, как проходит собеседование, я уже писал. К нему просто обязательно подготовить небольшой рассказ о себе и предыдущем опыте работы. Желательно, чтобы в рассказе упоминались те технологии, которые были указаны в описании вакансии.

Вопросы на собеседовании

После рассказа о себе обычно задают вопросы. Вот примеры из тех, что задавали мне:

  • Расскажите о своем обычном распорядке дня на предыдущей работе (спрашивали в разных местах, так что заранее подготовьтесь к такому вопросу).
  • Почему вы решили уйти с предыдущей работы?
  • Что может вас вывести из равновесия?
  • Помимо рабочих навыков какими качествами, которые могут понравиться нам, вы обладаете?
  • Вы работаете над важной задачей, в это время к вам приходит пользователь и просит помочь, как вы поступите?
  • Как вы расставляете приоритеты своих задач?
  • Что такое DNS?
  • Что вы знаете про ITIL?
  • Что такое RAID и какие бывают типы?
  • Что вы использовали для мониторинга?
  • Перед вами стоит задача, купить новый сервер для базы данных. Какую конфигурацию вы закажете?
  • Я подключаюсь из дома к офису через VPN, потом закрываю ноутбук, прихожу на работу, подключаю его в рабочую сеть, после чего он намертво зависает. Почему?
  • Пользователь просит установить ему Dropbox. Как вы поступите?

Будьте готовы к тому, что несмотря на то, что зарплатные ожидания вы указали в сопроводительном письме, на собеседовании вас все равно спросят, какую зарплату вы ожидаете получать.

А еще всегда спрашивают, есть ли вопросы у вас. И вот к этому нужно тоже хорошо подготовиться и придумать этих вопросов чем больше, тем лучше.

Во-первых, задавая вопросы о деятельности компании, вы проявляете к ней свой интерес и даете понять, что вам это не безразлично, а во-вторых, чем больше вопросов задаете вы, тем меньше вопросов успеют задать вам.

Поэтому не стесняйтесь задавать любые подходящие вопросы всегда, когда есть возможность. Главное, не перебивать ими интервьюирующего.

Личный опыт

Ну и расскажу еще об опыте прохождения собеседований (их было три) в одной компании, которая мне очень нравилась, и я каждый раз делал все возможное, чтобы пройти на следующий этап.

На всех собеседованиях присутствовал начальник отдела IT, который был русским, а так же еще один его коллега-немец. Поэтому собеседование проходило на немецком языке, но когда возникали трудности с пониманием, мы переходили на английский.

В отличие от других собеседований на этом меня очень подробно расспрашивали о каждом этапе жизни, указанном в резюме, начиная с университета.

После двух часов беседы они удалились на 5 минут, после чего вернулись и сообщили, что я прохожу дальше.

Затем я остался один на один с Сергеем, и мы немного поговорили по-русски. Помимо всего прочего он сказал: “Я конечно же заходил на ваш сайт и читал и о поисках работы и причинах переезда в Германию.

Считаю своим долгом сказать, что я не разделяю вашу точку зрения на это. А то вдруг нам придется вместе работать, а для вас это принципиально”.

Я сказал, что к работе это не имеет никакого отношения, и на этом мы расстались.

Ко второму собеседованию меня попросили подготовить два практических тестовых задания:

1. Создать на AWS небольшой сервер терминалов.2. Подготовить концепт IT-инфраструктуры для новой небольшой компании. По возможности использовать облачные технологии.

Поскольку опыта работы с облаками у меня до этого не было, пришлось плотно заняться их изучением. Я разобрался, что из себя представляют основные службы AWS, после чего выполнить первое задание не составило труда.

Для второго задания я подготовил диаграмму инфраструктуры небольшого офиса, где большинство серверов работают в публичном облаке в Azure.

Кроме того я зарегистрировался там, получил, месяц бесплатного тестирования и реально развернул несколько тестовых серверов в облаке, установил AD и настроил VPN. В общем подкрепил теоретическую часть практикой.

На втором собеседовании в течение часа представлял свои решения и отвечал на возникающие дополнительные вопросы.

После этого меня отвели в серверную, показывали различные серверные шкафы и спрашивали, что я вижу (какие девайсы, для чего нужны), что не нравится и что можно улучшить.

Затем мы вернулись в переговорную комнату, а интервьюеры снова удалились на 5 минут. Когда они вернулись, сообщили, что я прохожу в третий этап.

На третьем собеседовании был по сути пробный рабочий день. Каждый из трех сотрудников отдела подготовил для меня тестовые задания и вопросы из области их ответственности: хелпдеск, сетевое оборудование и Active Directory/SCCM.

Все трое разговаривали со мной исключительно на немецком, и вот тут я, конечно, растерялся и на многие вопросы откровенно тупил, не понимая, о чем меня спрашивают. Как следствие, в этот же день я получил ответ по e-mail, что после долгого обсуждения они все-таки приняли решение мне отказать. После стольких приложенных усилий, это, конечно, было очень обидно, но вполне понятно.

К тому же к этому моменту у меня уже было приглашение на собеседование в еще одну очень интересную компанию, в которой спустя две недели я получил рабочий контракт.

Итоги

Напоследок хочется написать про отличия в поиске работы удаленно из России и на месте в Германии. Конечно, в этот раз найти работу было легче, да и сам процесс поиска был намного веселее.

Тут сказалось уже наличие опыта работы в Германии и лучшее знание немецкого языка — на собеседования, ранее вызывавшие сильный стресс, в этот раз я ходил вообще без особого напряга. Всего за два месяца я подался на примерно 60 вакансий, из которых около 10 раз был приглашен на собеседования.

Напрашивается вывод: лучше сначала согласиться на менее выгодные условия, а через некоторое время найти что-то получше уже на месте. О бюрократических особенностях при смене работодателя на Blue Card я расскажу в одном из следующих постов.

Всем желающим найти работу в Германии я желаю успехов и везения. Главное, никогда не сдавайтесь и постоянно самосовершенствуйтесь. Помните, что искушение сдаться будет особенно сильным незадолго до победы.

Внимание! При перепечатке этого текста обязательно сохранение ссылок в тексте, а также активная ссылка на оригинал записи: http://www.nodima.ru/travel/munich2013/work-in-germany без всяких и rel=”nofollow”

Мои другие посты о жизни в Германии:

Работа системным администратором в Германии
Как работа в Германии превратилась в ад
Цены на продукты в русском магазине в Германии
Как получить водительские права в Германии
Как снять квартиру в Мюнхене
Футбол в Германии
Как перевезти кошку в Германию

Понравился пост? Не стесняйтесь добавить меня в друзья ? Также меня можно найти здесь:

  • Рассказ о рыцарских доспехах
  • Рассказ о наряде вологодской молодухи
  • Рассказ о красоте неба 2 класс окружающий мир рабочая тетрадь стр 36 упр 3 ответы
  • Рассказ о красоте растений смоленского края
  • Рассказ о ломоносове аудио