Рассказ о раскольникове преступление и наказание

Автор на чтение 16 мин. просмотров 8 опубликовано 16.03.2021 родион раскольников является главным героем романа преступление и наказание достоевского. в

На чтение 16 мин. Просмотров 8 Опубликовано

raskolnikov-georgij-taratorkin-1969%2B2.jpg

Родион Раскольников является главным героем романа «Преступление и наказание» Достоевского. В этой статье представлен анализ причин и мотивов преступления Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание».Смотрите:— Все материалы по «Преступлению и наказанию»— Все статьи о Раскольникове

Причины и мотивы преступления Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Важно понимать, что ни одна из указанных ниже причин не может служить оправданием преступлению Раскольникова или любого другого преступника.Главная причина преступления Раскольникова  На первый взгляд можно подумать, что Раскольников идет на убийство ради денег старухи-процентщицы. Да, молодой человек беден и ему хочется выбраться из нищеты быстро и без усилий, но деньги не являются главной причиной и мотивом убийства. Главной причиной преступления Раскольникова становится его теория об обыкновенных и необыкновенных людях.Суть теории заключается в том, что люди якобы делятся на два вида:

  • люди гениальные, особенные, великие
  • люди обычные, то есть «материал» для великих

Раскольников решает проверить свою теорию на практике и доказать себе, что он принадлежит к числу великих людей, как Наполеон, и не является «тварью дрожащей».

Что еще подталкивает Раскольникова к преступлению?

Неприязнь к старухе-процентщице Раскольников считает старуху-процентщицу «вошью», которая недостойна жить. Он находит оправдание будущему преступлению в том, что старуха:

  • злая, жестокая и жадная женщина 
  • наживается на чужой беде, давая деньги под залог на невыгодных условиях 
  • использует свою слабоумную сестру Лизавету в качестве рабыни 
  • написала завещание, согласно которому почти все ее состояние переходит не к ее сестре Лизавете, а какому-то монастырю

Другие обстоятельства Незадолго до совершения убийства в жизни Раскольникова происходит несколько событий, которые подталкивают его к преступлению:

  • Незадолго до преступления герой подслушивает разговор двух незнакомцев в трактире. Незнакомцы обсуждают злую старуху-процентщицу, которая портит людям жизнь и плохо обращается со своей сестрой. Раскольников как бы убеждается, что многие люди ненавидят процентщицу и желают ей зла.   
  • Накануне преступления Раскольников знакомится с пьяницей Мармеладовым и узнает историю его жизни, а также печальную историю его дочери Сони Мармеладовой, которая вынуждена зарабатывать на жизнь непристойным ремеслом. Рассказ о Соне оставляет в душе Раскольникова удручающее впечатление. 
  • Накануне убийства Раскольников получает письмо от матери, в котором говорится о предстоящей свадьбе его сестры Дуни с подлецом Лужиным, а также о страданиях Дуни в качестве гувернантки в семье Свидригайловых. Раскольников чувствует свою вину за то, что вынуждены терпеть его мать и сестра. Молодой человек против того, чтобы сестра шла замуж за подлеца ради денег. Раскольников злится на себя за то, что не может дать матери и сестре достойную жизнь.
  • Незадолго до преступления Раскольников видит на улице пьяную обманутую девушку на бульваре. Это печальное зрелище заставляет его задуматься о судьбе своей бедной сестры Дуни. Раскольников переживает, что из-за нищеты с Дуней может случиться что-то подобное. 
  • Накануне преступления Раскольников случайно слышит, что сестра старухи-процентщицы, Лизавета, будет отсутствовать дома в определенное время («завтра в 7 часов вечера»). 
  • Каморка Раскольникова угнетает его психику и наводит на мрачные мысли. По мнению матери героя, его комната отчасти виновата в том, что тот чувствует себя несчастным. 
  • Последние месяцы Раскольников не дает частных уроков и бросает учебу в университете. Он ничем не занимается и целыми днями проводит в своей каморке. Отсутствие занятости отчасти становится причиной его мономании, то есть «зацикленности» на своей теории об обычных и необычных людях. Когда мономания достигает апогея, он решается проверить свою ужасную теорию. 

Еще раз подчеркиваем, что, каковы бы ни были причины и мотивы убийства, они не оправдывают преступления Раскольникова.Раскольников после преступления Сразу после совершения преступления Раскольников понимает, что глубоко ошибался в своей ужасной теории. Он понимает, что не является «Наполеоном» и не способен ценой преступления строить «светлое будущее». Раскольников понимает, что не может жить спокойно и счастливо с таким страшным грехом на душе. Наказание настигает Раскольникова не на каторге в Сибири, а сразу же после преступления: душевные терзания не покидают его ни на секунду. В конце концов герой сам является с повинной в полицию и отправляется на каторгу.Смотрите:— Все материалы по «Преступлению и наказанию»— Все статьи о Раскольникове

Роман «Преступление и наказание» был написан Достоевским 150 лет назад. Главный герой романа – Родион Романович Раскольников проходит путь от студента, считающего себя «сверхчеловеком», до преступника, осознающего всю мелочность своего поступка. Так какова же главная причина преступления Раскольникова?

Главная причина преступления

Родион Раскольников – главный персонаж романа. Находясь в тяжелом материальном положении, в голове героя созревает схема убийства старухи-процентщицы. Вооружившись топором он отправляется к ней домой, но все планы рушит вернувшаяся не во время сестра Лизавета. Обескураженный и не знающий как себя вести, Родион убивает и ее, так как она была нежелательным свидетелем.

Какая же основная причина, побудившая героя на такой жестокий поступок? Неужели только деньги являлись главным фактором? На самом деле автор изображает Раскольникова сложной и многогранной фигурой. Главной причиной совершения преступления стала собственная философия Раскольникова. В статье «О преступлении», написанной им для местной газеты, он выдвигает теорию, что всех людей можно разделить на две категории. Первые – обычные люди, которые не могут влиять на историю, они, так называемый «расходный материал», которым можно пожертвовать ради великой цели. Вторая категория людей – люди необыкновенные, так называемые «Наполеоны». Этим людям, следуя теории Родиона, позволено намного больше, чем всем остальным. Они могут совершать преступления и причинять страдания другим.

Раскольников явно относил себя ко второму типу людей, считая, что совершил убийство в благих целях. Старуха, Алена Ивановна, для него – “вошь” и “недочеловек”. Она наживается на чужом горе, выдавая деньги на невыгодных условиях. Однако ее сестра Лизавета не вписывается в эту категорию и Раскольников испытывает чувство вины.

В результате становится ясно, что герой переоценил свои силы, его теория совершенно ему неподходит, и он не “сверхчеловек”.

Второстепенные причины преступления

Раскольников – персонаж, в котором уживаются две личности. С одной стороны он – добрый и великодушный человек, способный заступиться за слабых, с другой – высокомерный и гордый, считающих одних людей выше других. Убитую старуху он определенно считает «вошью», которая недостойна жить на этом свете. Именно по этому он хладнокровно продумал убийство и не считал его преступлением.

Незадолго до страшного события Раскольников подслушал в трактире разговор двух мужчин о том, что ростовщица плохо обходится со своей сестрой, при этом завещание составила не на нее, а на церковный приход. Это кажется герою ужасным, и он еще больше уверяется в решении расправится с меркантильной ростовщицей.

Тяжелое материальное положение также послужило причиной для убийства. Без денег остался не только он сам, но и семья Мармеладовых, с которыми он познакомился накануне,а также мать и сестра. Сестра Дуня вынуждена соглашаться на предложение руки и сердца нелюбимого человека, который судя по всему после замужества будет плохо к ней относится.

Окружающая обстановка также удручающе влияет на психику Раскольникова. Его маленькая, тесная и темная каморка, в которой он проводит слишком много времени в думах, наводит его на мрачные мысли.

Последствия преступления

Наказание Раскольникова заключается не на каторге в Сибири, куда его отправляют после признания в убийстве, а в терзаниях и муках, которые переносит его душа.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему «Причины преступления Раскольникова». В ней рассматриваются мотивы убийства старухи-процентщицы, отношение самого героя к преступлению до убийства и после него.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

    В каком году был написан роман Достоевского «Преступление и наказание»?</h3>

    • <label>1865 г.</label>
    • <label>1866 г.</label>
    • <label>1867 г.</label>
    • <label>1868 г.</label>

(новая вкладка)

Причины преступления Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» заключаются в нем самом, в его попытке доказать себе, что «право имеет».

Романы Ф. М. Достоевского отличаются наличием в них великой идеи. Это может быть христианская идея всепрощения или идея разбогатеть так же, как Ротшильд. В «Преступлении и наказании» это идея о необыкновенных людях.

Главным героем произведения является Родион Романович Раскольников. Это молодой человек приятной наружности, оказавшийся в сложной жизненной ситуации. Он живет в Петербурге. У него нет денег, для того чтобы продолжать обучение в университете, зарабатывать ему не хочется. Он очень плохо одет, ему нечем платить за жилье. Все эти обстоятельства заставляют его испытывать душевные страдания.

Семья Раскольникова состоит из матери и младшей сестры Дуни. Они очень любят его, возлагают на него большие надежды, готовы на большие жертвы, чтобы у Родиона была возможность учиться в университете.

Достоевский не говорит о том, как проходили дни героя до того, как ему пришла идея совершить преступление. Можно только предположить, что он лежал в своей комнате, похожей на шкаф, и думал. Его раздумья вылились в статью, которой он решил поделиться с читателями. В этой статье речь шла о психологических характеристиках преступника во весь период совершения преступления.

В конце статьи молодой человек мимоходом заметил, что есть люди, которые имеют право творить бесчинства. Эта мысль составляла главную часть теории Раскольникова. По его мнению, все люди подразделяются на две категории: обыкновенных и необыкновенных. Первые служат материалом, биологической массой для воспроизводства, работы, обеспечения жизни необыкновенных. Им нельзя нарушать закон. Последние – это люди с большими способностями в разных сферах деятельности. Их предназначение в том, что они двигают человечество вперед, способствуют прогрессу, развитию цивилизации. Часто движение вперед невозможно без человеческих жертв, поэтому ради лучшего будущего, необыкновенным разрешается убивать, разрушать, то есть нарушать законы, совершать преступления. Если бы Ньютону для его открытия потребовалось убить десять или сто человек, то он не просто бы имел на это право, он обязан был бы их устранить.

Раскольников подтверждает верность своей теории историческими примерами. Ликург, Наполеон, Магомет были преступниками в общечеловеческом смысле слова. Устанавливая свои законы, они нарушали существовавшие до них. Великие люди должны быть преступниками, только это позволит им выйти из колеи. Не нарушая шаблонов, невозможно совершать выдающиеся поступки, делать открытия. Они разрушают во имя лучшего, и это их оправдывает.

Раскольников сетует по поводу того, что масса не признает за необыкновенными права на преступления. Их казнят, а потом возводят на пьедестал. Обыкновенные всегда господствуют в настоящем, необыкновенные – в будущем, первые хранят мир и приумножают численность населения, вторые продвигают мир к цели.

Эта теория и привела бывшего студента к преступлению. Он убил двух женщин не потому, что разум помутился от голода, и не из желания разбогатеть. Он убил, чтобы доказать себе, что он относится к Наполеонам.

Он долго шел к преступлению. В его сознании сложилась целая арифметика, оправдывающая его. Убив одну вредную старушонку, он может сделать счастливыми сотню добрых хороших людей. Его теорию прямо накануне преступления, когда он еще сомневался, подтвердил разговор, подслушанный им в трактире. Разговаривали студент и офицер. Речь шла об Алене Ивановне, которая дает деньги под заклад и держит в черном теле свою сестру. Студент подвел разговор к тому, что глупая, ничтожная, вредная старушонка живет непонятно для чего, молодые силы пропадают без материальной поддержки. Тысячу добрых дел можно устроить за эти деньги. А что если убить ее, взять деньги и посвятить себя служению человечеству. «Не загладится ли одно преступление «тысячью добрых дел?» – спросил студент. Раскольников с волнением слушал чужие слова, которые полностью совпадали с его собственной теорией. Это в какой-то мере предопределило исход дела.

Непреднамеренное подтверждение его теории другими людьми стало косвенной причиной преступления. Через несколько дней Раскольников топором зарубил старуху и ставшую случайной свидетельницей преступления Лизавету.

Еще несколько событий подталкивают его к преступлению. Письмо от матери, в котором она делится новостью, что Дуня выходит замуж за подлого человека, чтобы поправить материальное положение семьи. Мать жертвует дочерью ради любимого сына. Пьяная девушка на улице, которой повезло меньше, напоминает герою о судьбе сестры.  Чиновник Мармеладов рассказывает историю своей семьи и упоминает, что его дочь вынуждена торговать собой, чтобы детям мачехи было что есть. Все эти события заставляют Раскольникова осознать свою вину перед матерью и сестрой. Услышав, что Лизавета, в семь часов уходит из дома, он решается.

Бедственное положение Раскольникова, его античеловечная теория, разговор в трактире и гордыня толкнули его на совершение страшного преступления. Он не был жестоким человеком, скорее наоборот. Герой сильно переживает за сестру, вынужденную выходить замуж из-за денег. Последние деньги, отданные бедствующей семье незнакомого чиновника, говорят о великодушии и благородстве его натуры. И все-таки он совершает жуткое преступление. При всей положительности характера героя, его доминирующей чертой является гордыня, которая искушает его душу.

После совершения убийства он заболел, деньгами воспользоваться не смог и даже после этого не отрекся от своей теории. Нравственные мучения отдаляют героя от людей, делают жизнь невыносимой. Раскольников признается в преступлении и идет на каторгу. Он понял, что не относится к Наполеонам. Осознание этого тревожит его больше, чем само преступление.  Раскаивается в содеянном Раскольников гораздо позже, уже на каторге. В этом немалую роль сыграла дочь чиновника, беде которого он посочувствовал, Соня Мармеладова. Любовь и вера привели его к покаянию и воскрешению.

Достоевский показывает мучения человека, решившегося на преступление и совершившего хладнокровное убийство. Поражает глубина страдания, порожденного столкновением убеждений и реальности. Раскольников не страшится каторги, наказанием для него стали душевные терзания. Это вызывает сочувствие к герою, но не оправдание его поступка.

Самым верным союзником Раскольникова являлась одиночество. В одиночестве у него сложилась такая мысль, как совершить преступление. Поэтому он придумал план и считал, что именно это выведет его из этой нищеты. В его планах было убийство старухи процентщицы, он считал, что ею можно пожертвовать ради собственного благополучия и за это он не будет казаться преступником.  Он не думал о том что в принципе все люди равны по своему происхождению и природе он  считал что старуха не заслуживает всего того что она имела и что она не приносит не какой пользы. Скорее всего такое впечатление у него сложись из-за того что он должен был постоянно платить ей за комнату, и из этого он сделал вывод что она не достойна жизни она вызывала у него чувство не навести и отвращения. Когда старуха делала завещание, то все ее владения переходили монастырю, а ее сестра оставалась ни с чем. Раскольников считал, почему многие люди получают все, а он живет в нищете и поэтому думал, что для нормальной жизни ему всего лишь нужно убить старуху. Он относил себя к великим людям, которым дано стать знаменитыми. Кумиром для него являлся Наполеон который не жалел не кого и хотел завоевать весь мир.

Ее убийство стало для него некой проверкой, сможет ли он выдержать такое испытание кровью. Он считал, что человеком может стать только тот, кто смог переступить через себя и пройти испытание кровью. Но Раскольников не прошел это испытание. И таким образом мы видим, что Раскольникову не помог его план, и он не разбогател, так как он этого хотел.

Сочинение 2

«Преступление и наказание» — величайшее произведение русской литературы о борьбе человека с принципами морали и нравственности в стремлении получить недосягаемое.[BR]Главный герой романа — бедный студент Родион Раскольников, идущий на убийство ради доказательства справедливости своей собственной философии. Философия эта основывается на том, что существует две различные категории людей: «необыкновенные» люди — те, которым позволено все для достижения своих целей и бесправное большинство рядовых людишек.

Теория эта зарождается в голове Раскольникова в результате долгих размышлений о классовом неравенстве. В то время как миллионы людей влачат бедное существование, покорно покоряясь судьбе, существуют немногие «избранные», которые и являются настоящим двигателем прогресса и имеют право приступать законы нравственности. Естественно, что сам он хочет принадлежать именно к касте правящих и могущественных и, поэтому решает, что убийство растовщицы Алены Ивановны будет хорошим доказательством самому себе и всем окружающим, что он достоин быть среди числа «избранных».

Теория Раскольникова появляется под влиянием нищеты, которая сопровождает всю его семью. Мать и сестра Дуня изо всех сил пытаются помочь ему, хотя сами живут очень бедно. Отсутствие средств вынуждает его оставить учебу. Он понимает, что он сам и многие другие люди обречены на голодную смерть, в то время, как есть часть людей, которые пируют, развлекаются и при этом смотрят с высока на тех, у кого нет денег. Однако, его теория противоречива. С одной стороны, он осуждает классовое неравенство, считает его несправедливым и ненавидит тех, кто богат. С другой стороны, он желает примкнуть к рядам ненавистных ему богачей. При этом выбирает для этого самый жестокий способ, не осознавая даже, что его теория только усугубляет положение.

Совершив преступление, Раскольников понимает, что не добился поставленной цели. Раскованность и непоколебимость «сильных мира сего» оказались ему не по плечу. Его раскаяние по поводу совершенного действия подрывает веру в «мораль избранных» и вызывает отвращение к злу, насилию и самому себе. Истинную красоту и нравственность он теперь видит в тех людях, которые несмотря на жизненные трудности, сохраняют веру в человеколюбие и сострадание.

Достоевский проводит своего героя трудной тропой от аморальности к чистоте души, искренности и гуманизму, помогает понять истинные ценности о любви к людям и, что гордыня грешна и ведет к нравственной гибели человеческой души.

<glav>Другие темы:</glav>← Тема семьи в романе Преступление и наказание↑ ДостоевскийЛужин в произведении Преступление и наказание → `

Причины преступления Раскольникова

prichina-prestupleniya-raskolnikova.jpg

Популярные сочинения

  • Как красива осенняя берёзка сочинение (4 класс)

    Каждое время года меняет внешний вид деревьев до неузнаваемости. Это касается и символа России – белоствольной красавицы березы. Осенней порой она становится настоящей красавицей.

  • Анализ произведения Лошадиная фамилия Чехова

    Рассказ «Лошадиная фамилия» стал одним из наиболее популярных юмористических произведений А.П.Чехова. Для читателя «Лошадиная фамилия» — это ситуация, когда человек тщетно пытается что-то вспомнить

  • Зоопарк — мое любимое место в городе сочинение

    Каждый раз жду, когда мы всей семьей пойдем на выходных в зоопарк. Часто мы идем туда утром, поэтому всегда завтракаем и берем с собой еду. Зоопарк в нашем городе очень просто огромный.

Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2020/07/prichiny-motivy-prestuplenija-raskolnikova.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/prestuplenie-i-nakazanie/prichiny-prestupleniya-raskolnikova.html
  • https://literoved.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/prichiny-prestupleniya-raskolnikova-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie-f-m-dostoevskij.html
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/dostoevskij/prichina-prestupleniya-raskolnikova

Почему бессердечие считается самым тяжким преступлением? Многомудрый Литрекон разберется! Перед Вами итоговое сочинение на тему: «Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?». Аргументы, вступление, тезисы, заключение — все это поможет Вам быстро понять тему и придумать свой вариант ее раскрытия. Приятного просвещения!

Вариант 1

(371 слово) Мы ежедневно слышим о громких скандалах и катастрофах, но мало кто может взглянуть в сердцевину этих явлений и понять, почему они происходят? А главная причина — это равнодушие людей друг к другу. Данную закономерность подметил еще философ Конфуций, когда сказал, что «из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие». Его утверждение легко проверить, обратившись к примерам из литературы.

Вспомним рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор». Семья Мерцаловых оказалась в сложных жизненных обстоятельствах. Кормилец потерял работу, и все его дети оказались в сыром подвале и без еды. В канун Рождества у них даже дров не было. Сыновья Мерцалова тщетно старались взывать к лучшим чувствам прохожих, которые спешили купить подарки и угощения. Но все люди отворачивались от беды, как будто их это не касалось. Дети стояли и смотрели на многочисленные витрины с едой и игрушками, и никто не помог им даже медной монетой. Узнав об этом, сам Мерцалов, тоже не найдя поддержки, решил даже покончить с собой, так как отчаяние уже не оставило ему сил для жизни. Трагедию предотвратил единственный отзывчивый человек — доктор Пирогов. Он одним своим участием спас семью от неминуемой гибели, на которую этих ни в чем не повинных людей обрекло бессердечие окружающих.

Аналогичную ситуацию мы наблюдаем в произведении «Дети подземелья». Бедняки нашли приют в старой часовне, но даже оттуда их выгнали люди, которым было жалко даже заброшенного дома для этих несчастных. Сирот гнали от себя прочь даже то горожане, которые считали себя порядочными и добродетельными. На практике их христианское милосердие никак не проявлялось. Более того, соседи даже осуждали сына судьи за то, что он общается с нищими и роняет свое достоинство. То есть те, кто попал в беду, были вычеркнуты из общественной жизни и лишены права на сочувствие. Каковы плоды этого бессердечия? Валек вынужден воровать, чтобы выжить, а Маруся умирает в раннем детстве от болезни. Дети страдают от равнодушия взрослых, и этому преступлению нельзя найти оправдания.

Таким образом, из всех преступлений самое тяжкое — это равнодушие людей к бедам друг друга. Оно порождает самые острые социальные проблемы, которые приводят к конфликтам и противоречиям. Из-за бессердечия человек с раннего детства обречен на нищету и кривую дорожку, ведь никто не подает ему руку помощи, никто не говорит ему о том, что есть другие тропы. В результате наше общество пропитано взаимной ненавистью и социальным неравенством.

Вариант 2

(381 слово) Бессердечие — это источник многих правонарушений, которые люди совершают из-за нищеты, отчаяния, критической ситуации. Когда помощи нет, а обстоятельства припирают к стенке, человеку остается только идти против общества и против закона. Поэтому Конфуций назвал равнодушие самым тяжким преступлением. Чтобы подтвердить его слова, достаточно обратиться к литературным примерам.

Вспомним роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Автор рассказывает историю Катерины Ивановны, жены Мармеладова. Жизнь этой женщины была сломана и растоптана именно равнодушием окружения. Когда она совершила ошибку и сбежала из дома с офицером, родители сразу же отвернулись от нее, как будто ее не существовало. А ведь их дочь всего лишь полюбила, и это нужно было понять. Но вместо этого богатые дворяне вычеркнули Катерину из семьи. И она осталась одна наедине со своим разочарованием. Муж оказался игроком, пьяницей, жестоким человеком, который бил жену и оставил ее без малейшего обеспечения. После его смерти Катерина с тремя детьми нищенствовала, у нее ничего не было. И в этот отчаянный момент родственники вновь отказали ей в сочувствии, хотя героиня воспитывала их внуков. Это бессердечие родителей, которым ничего не стоило простить и поддержать дочь, привело к тому, что Катерина заболела неизлечимой болезнью и умерла в цвете лет, оставив ребятишек сиротами. Ужасная ситуация была порождена именно бессердечием людей, которые из одного упрямства погубили родного человека.

Не менее разрушительные последствия равнодушия описал Н.М. Карамзин в повести «Бедная Лиза». Дворянин Эраст совратил крестьянку Лизу, но обещал жениться, ведь его влечение было не просто игрой, а любовью. И все же добившись своего, он охладел к девушке. Поэтому он с облегчением ушел в армию. Но там Эраст проиграл все деньги, и теперь брак был для него единственным шансом поправить материальное положение. Он сделал предложение богатой вдове, однако не нашел в себе сил сказать об этом Лизе. Она случайно увидела его и обо всем узнала. Эраст откупился от возлюбленной деньгами и просто выпроводил ее. Девушка не смогла пережить такого равнодушия, такого предательства, и покончила с собой. А герой считал себя виновником ее смерти. И Это вполне соответствует действительности. Лизу погубило его бессердечие.

Таким образом, последствия равнодушия губительны для людей. Они порождают самые подлые и неявные преступления, которые невозможно наказать. Бессердечие является корнем всех социальных бед, ведь из-за него человек оказывается один на один со своим горем и отчаянием. И тогда ничто уже не может помочь ему и подсказать правильный выход из тупика.

  Месть – это преступление или восстановление справедливости? Люди мстят лишь тем, кто причинил им обиду и разочарование,хотят чтоб обидчик почувствовал эту боль и побыл на их месте.В редких случаях мы можем понять позицию обиженного,но и есть зло,которое порой тяжело забыть.Возможно,благодаря мести люди добиваются справедливости,и им становится легче на душе,но это не так,ведь из-за мести ранят еще сильнее.
  Одно из произведений, где рассказывается о мести, является роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»,главный герой убивает старуху-процентщицу,ведь он помешан на теории деля людей на два типа со словами: «Тварь я дрожащая или право имею?». Раскольников хорошо продумал план, но все же оказался на каторге, а ведь не это было его наказанием. Самое страшное для него-это оказались муки совести. Герой был на грани срыва, не мог разговаривать с близкими, не признавшись в этом, чувствовал вину. После своего раскаяния – ему стало легче на душе.
  Другим примером мести может послужить рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор», герой на протяжении всей жизни мстил всем окружающим его людям,своей жене,детям,и Матрене, за то, что она вышла замуж за его брата. Вскоре его месть становится причиной смерти Матрены,помогая перевозить горницу она попадает под поезд и погибает. Данное поведение Фаддея,из-за которого страдали близкие для него люди, заключается в его неспособности преодолеть все трудности в жизни .Его месть — погубила не только одного человека,но и разрушила судьбы и жизни многих.
  Я считаю,что месть – это жажда справедливости, которая,всегда несёт в себе желание наказать противника с помощью поступков,действий. Люди должны научиться прощать,это бывает сложно,но это нужно сделать.

Здравствуйте, Владислава!

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

К 2 (наличие литературного аргумента) 0 баллов

Первый аргумент никак не связан с темой «мести». (Кто и кому мстил в «Преступлении и наказании»? Вы не разъясняете свою мысль.)

Второй аргумент также нуждается в более подробном разъяснении вашей мысли.  

Вскоре его месть становится причиной смерти Матрены,помогая перевозить горницу она попадает под поезд и погибает

Когда мы говорим, что чья-то месть стало причиной гибели человека, это означает, что мстящий как минимум подстроил эту смерть (если не убил очевидным образом). В «Матренином дворе» такого подстроенного убийства явно нет, поэтому вам необходимо разъяснить, как месть Фаддея привела к гибели Матрены. Без подобного разъяснения аргумент не может быть засчитан.

К3 (логика и композиция) 0 баллов

В работе очень много внутренних противоречий, встречаются оборванные и непроясненные мысли. Все это затрудняет чтение и понимание вашего сочинения.

Люди мстят лишь тем, кто причинил им обиду и разочарование,хотят чтоб обидчик почувствовал эту боль

Непонятно, какую «эту» боль, нет того слова или словосочетания, к которому отсылает данное указательное местоимение.

В редких случаях мы можем понять позицию обиженного,но и есть зло,которое порой тяжело забыть

Непонятно, как противопоставлены две мысли этого предложения, почему между ними союз «но».Вероятно, вы неточно сформулировали обе мысли, в данных формулировках это нарушение логики повествования.

Возможно,благодаря мести люди добиваются справедливости,и им становится легче на душе,но это не так

Внутреннее противоречие. «Возможно» и «это не так» не могут быть одновременной оценкой реальности какой-то ситуации.

Возможно,благодаря мести люди добиваются справедливости,и им становится легче на душе,но это не так,ведь из-за мести ранят еще сильнее.

Непонятно, кого ранят и почему еще сильнее? Нарушение логики повествования.

но все же оказался на каторге, а ведь не это было его наказанием

Непонятно, как связаны две эти мысли, почему здесь в качестве связки выступает «а ведь». Нарушение логики повествования.

Данное поведение Фаддея,из-за которого страдали близкие для него люди, заключается в его неспособности преодолеть все трудности в жизни

Это предложение не связано ни с предыдущим, ни с последующим, оно выпадает из рассуждения.

Я считаю,что месть – это жажда справедливости, которая,всегда несёт в себе желание наказать противника с помощью поступков,действий. Люди должны научиться прощать,это бывает сложно,но это нужно сделать.

Необходимо связующее логическое звено между первой и второй мыслью. Иначе остается непонятным, почему люди должны научиться прощать и как вообще мысль о прощении (2-е предложение заключения) связана с вашим определением мести (1 предложение заключения).  

Раскольников хорошо продумал план, но все же оказался на каторге, а ведь не это было его наказанием. Самое страшное для него-это оказались муки совести. Герой был на грани срыва, не мог разговаривать с близкими, не признавшись в этом, чувствовал вину.

Неверное употребление указательного местоимения, непонятно, к какому слову из предыдущего предложения оно отсылает. Нарушение логики повествования.

К 4 (речь)+ 1 балл

Обратите внимание на ошибки:

Люди мстят лишь тем, кто причинил им обиду и разочарование,хотят чтоб обидчик почувствовал эту боль

Нельзя «причинить разочарование», это лексическая несочетаемость

Непонятно, к чему здесь «лишь».

Другим примером мести может послужить рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор»

Рассказ не может быть примером мести (рассказ — не месть).  .

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено 7 ошибок (при допустимых 13).

Пунктуация

хотят чтоб обидчик почувствовал эту боль

Пропущена запятая после «хотят» (начало придаточного предложения)

ведь он помешан на теории деля людей на два типа

Пропущена запятая после «теории» (обособление деепричастного оборота)

герой на протяжении всей жизни мстил всем окружающим его людям,своей жене,детям,и Матрене, за то, что она вышла замуж за его брата

Лишняя запятая перед «и» (одиночный союз, ряд однородных членов)

вскоре его месть становится причиной смерти Матрены,помогая перевозить горницу она попадает под поезд и погибает

Пропущена запятая после «горницу» (обособление деепричастного оборота).

После «Матрены» уместнее не запятая, а двоеточие, так как далее идет раскрытие тезиса.

Его месть — погубила не только одного человека,но и разрушила судьбы и жизни многих.

Тире не нужно.

которая,всегда несёт в себе желание наказать противника с помощью поступков,действий

Лишняя запятая перед «всегда»

Грамматика

Самое страшное для него-это оказались муки совести

Наложение двух возможных вариантов грамматических конструкций: «Самое страшное для него – это муки совести» и «Самым страшным для него оказались муки совести».

Общий вывод по работе

Итак, Владислава, чтобы получить «зачет» по итоговому сочинению, вам необходимо тщательно поработать над соблюдением логики повествования, следить, чтобы ваши литературные аргументы соответствовали теме сочинения и не искажали смысл художественных произведений, из которых они взяты. Рекомендую вам также повторить некоторые правила пунктуации (знаки препинания в сложноподчиненных и сложных бессоюзных предложениях, обособление деепричастного оборота, постановка знаков препинания при однородных членах).

Удачи!

Пиши с двумя НН:

стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

Тематическое направление: Преступление и Наказание – вечная тема

18.10.2021 22:45:02

Автор: Егор Шнефт


Преступление – это противозаконное, общественно опасное действие, нарушающее общественный правопорядок. Преступление неразрывно связано с другим понятием – с наказанием. Это некая кара, воздаяние за содеянное. Но всегда ли за преступлением следует наказание? Я считаю, что это утверждение правдиво. Человек, совершивший преступление, рано или поздно столкнется со своим наказанием, неважно, в какой форме оно перед ним предстанет.

В правильности своей точки зрения меня заставляет убедиться художественная литература. Чтобы доказать свою позицию, я хотел бы обратится к рассказу “Кнопка, кнопка” Ричарда Мэтисона. Главные герои получили “заманчивое” предложение от некоего мистера Стюарта. Его условия просты: если они нажмут на кнопку, то где-то в мире умрет незнакомый им человек, и они получат крупную сумму денег. Молодая пара из Нью-Йорка мечтает съездить в Европу, купить коттедж, завести детей. Деньги бы пригодились. Так, может, нажать? Один нюанс – ценой их благополучия должна стать смерть незнакомого им человека. Всего сутки Норма раздумывает над этим предложением, в отличие от своего супруга, которому все это действие кажется аморальным. Молодая женщина, не имеющая твердых принципов, делает то, что считает нужным. Финал рассказа трагичен, он показывает нам, что алчность никогда не приводит к добру. И что так легко одним движением совершить преступление – и разрушить свою жизнь. Ведь погибшим «незнакомым» человеком оказывается её муж, жизнь которого и застрахована на огромную сумму. «Кнопка, кнопка» – рассказа о том, как важно четко понимать свои жизненные приоритеты и принципы, не отступать от них несмотря ни на что. Это рассказ об искушении, о преступлении как следствии отсутствия морали и чувства ответственности за свои поступки. И о неизбежном наказании.

Еще одно произведение, которое приходит на ум, когда речь заходит о преступлении и наказании, — это рассказ Рэя Бредбери “Наказание без преступления”. Главный герой, Джордж Хилл, на почве ревности возымел желание убить свою жену. Благо, в этом мире существует способ совершить “преступление без преступления”. Джордж заказывает высокотехнологичную куклу своей жены, для того чтобы провести “очищающее”, по его мнению, преступление. Автор подчеркивает, как герой пытается оправдать предстоящее у себя в голове. Убийство не далось Джоржду легко, ведь кукла была слишком хорошо выполнена. Тем не менее, он довел дело до конца. Убивая копию своей жены, Хилл пытается убедить себя, что освободился от мук ревности, “очистился от гнева и жажды убийства”. Вскоре после убийства его арестовывают. Просидев в тюрьме несколько дней, Джордж раскаялся, признался самому себе, что он совершил преступление, что он – преступник. Однако раскаяние это длилось недолго: увидев свою жену живой, герой впал в истерику, начал требовать освобождения, крича о том, что он не убил ее. Но уже слишком поздно, суд вынес герою свой приговор. Почему же Рэй Бредбери так жесток к своему герою? По мнению автора, Хилл заслужил свое наказание, потому что преступна сама мысль о лишении человека жизни. Этим рассказом автор пытается сказать нам, что даже мысли могут быть преступны, а следовательно, даже мысли могут быть наказуемы.

Таким образом, преступление и наказание неразрывно связаны между собой. Как за любым нашим решением и поступком следует последствие, так за любым преступлением следует наказание.


Здравствуйте, Егор!

Вам удалось создать работу, отвечающую требованиям ИС. Вы владеете знанием композиции сочинения, верно подбираете произведения для аргументов.  Вместе с тем следует обратить внимание на речь.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.
Тема раскрыта. Во вступлении ответ на вопрос дан.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Аргументы представлены в аналитическом ключе, иллюстрируют ключевой тезис сочинения. Предпринята попытка осмысления произведений в аспекте заявленной темы.
Анализа произведений развернутый, убедительный.

Всего сутки Норма раздумывает над этим предложением

До этого Вы нигде не называли героиню по имени. Нужно или дать раньше имя, или пояснить, кто такая Норма.

К3 (логика и композиция) + 1 балл
Структура силлогизма ТЕЗИС-ДОВОД-ВЫВОД выдержана.

Обоснование

Но всегда ли за преступлением следует наказание? Я считаю, что это утверждение правдиво.

Вы ставите вопрос, а пишете УТВЕРЖДЕНИЕ. Указательное местоимение отсылает на предыдущее предложение (вопросительное).

К 4 (речь)+ 1 балл

Обоснование

Преступление – это противозаконное, общественно опасное действие, нарушающее общественный правопорядок. Преступление неразрывно связано с другим понятием – с наказанием.

повтор

Главные герои получили “заманчивое” предложение от некоего мистера Стюарта. Его условия просты

ЕГО- предложения или мистера? Неверное использование личного местоимения.

И о неизбежном наказании.

Еще одно произведение, которое приходит на ум, когда речь заходит о преступлении и наказании, — это рассказ Рэя Бредбери “Наказание без преступления”.

повторы

Просидев в тюрьме несколько дней, Джордж раскаялся, признался самому себе, что он совершил преступление, что он – преступник. Однако раскаяние это длилось недолго: увидев свою жену живой, герой впал в истерику, начал требовать освобождения, крича о том, что он не убил ее.

тавтология

преступна сама мысль о лишении человека жизни. Этим рассказом автор пытается сказать нам, что даже мысли могут быть преступны, а следовательно, даже мысли могут быть наказуемы.

Лишнее слово: А НЕ САМА?
НАМ- кому? «Повисшее» слово можете убрать его.
повторы

Как за любым нашим решением и поступком следует последствие

Когот Вы имеете в виду?

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: указать

Орфография

Пунктуация

Один нюанс ценой их благополучия должна стать смерть незнакомого им человека.

Двоеточие= пояснение

И что так легко одним движением совершить преступление – и разрушить свою жизнь.

В этом случае тире- авторский знак. Да, получилось очень эмоционально. И всё-таки на экзамене аккуратнее с авторским знаками: не все проверяющие могут одобрить постановку, посчитать пунктуационной ошибкой.  

Джордж раскаялся, признался самому себе, что он совершил преступление, что он преступник.

То же самое: авторский знак.
Очень хорошо, что Вы чувствуете выразительность знаков препинания, но будьте аккуратнее с ними, не переборщите.

Грамматика
шероховатость

Преступление неразрывно связано с другим понятием – с наказанием.

второй предлог С лучше убрать

Финал рассказа трагичен, он показывает нам, что алчность никогда не приводит к добру. ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И что так легко одним движением совершить преступление – и разрушить свою жизнь.

Неоправданная парцелляция- нарушение границ предложения.

Это рассказ об искушении, о преступлении как следствии отсутствия морали и чувства ответственности за свои поступки. ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И о неизбежном наказании.

Неоправданная парцелляция- нарушение границ предложения.

Автор подчеркивает, как герой пытается оправдать предстоящее у себя в голове.

подчёркивает, что…
обращает внимание на то, как…

Джордж раскаялся, признался самому себе, что он совершил преступление, что онпреступник.

повтор

Общий вывод по работе

Егор, молодец! У Вас получилась сильная работа. Ваше сочинение оценивается на «зачет». Проанализируйте мои замечания в  рецензии, и тогда на экзамене сумеете создать идеальную работу.

Удачи!

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 1; К4: 1; К5: 1;

Итоговый балл — 5 Зачёт

Возврат к списку

            Тема:
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ».  ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ЖАНР,
ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ. Знакомство с героем.
            Цель:
познакомить учащихся с историей создания романа
«Преступление и наказание»; раскрыть творческую историю романа, характеристику
эпохи, систему образов; воспитывать личность, способную ориентироваться в мире
духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умеющую принимать решения и
нести ответственность за свои поступки.
            Оборудование: учебник, текст романа «Преступление и наказание»,
раздаточный материал.
            Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают об истории создания, жанре, композиции романа
«Преступление и наказание»; составляют тезисы; участвуют в беседе, в дискуссии.

Все сердце мое с кровью положится в этот роман.

Ф.М.Достоевский

ХОД
УРОКА


I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний

— В чем своеобразие
творчества Ф.М.Достоевского?

— Почему
Достоевского называют писателем-философом?

 — В чем
особенность мировоззрения Достоевского? Что нового вносит Федор Михайлович в
представления о дальнейших исторических судьбах России?
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
            «У
меня свой особенный взгляд на действительность (в искусстве), и то, что
большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда
составляет самую сущность действительности»,— так определял свой творческий метод
сам писатель.
IV. Работа над темой урока
            Истоки романа восходят ко времени
каторги Ф.М. Достоевского
. 9
октября 1859
года он писал брату из
Твери: «В декабре я начну роман… Не помнишь ли, я говорил тебе про одну
исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо
пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с
кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в
тяжелую минуту грусти и саморазложения…»
Первоначально Достоевский
задумал написать «Преступление и наказание» в форме исповеди
Раскольникова. Писатель намеревался перенести на страницы романа весь духовный
опыт каторги. Именно здесь Достоевский впервые столкнулся с сильными
личностями, под влиянием которых началось изменение его прежних убеждений.

Замысел своего нового романа Достоевский вынашивал шесть
лет.
За это время были написаны «Униженные и оскорбленные», «Записки из
Мертвого дома» и «Записки из подполья», главной темой которых являлись истории
бедных людей и их бунта против существующей действительности.
8 июня 1865 года Достоевский предложил А.А. Краевскому для «Отечественных
записок» свой новый роман под названием
«Пьяненькие». Но Краевский ответил писателю отказом, который
объяснил тем, что у редакции нет денег. 2 июля 1865 года испытывавший
тяжелую нужду Достоевский был вынужден заключить договор с издателем Ф.Т.
Стелловским
. За те же деньги, которые Краевский отказался выплатить за
роман, Достоевский продал Стелловскому право на издание полного собрания сочинений
в трех томах и обязался написать для него новый роман объемом не менее десяти
листов к 1 ноября 1866 года.

Получив деньги, Достоевский раздал долги и в конце июля 1865 года выехал за границу. Но денежная драма на этом не
завершилась. За пять дней в Висбадене Достоевский проиграл в рулетку все, что у
него было, включая карманные часы. Последствия не заставили себя долго ждать. В
скором времени хозяева отеля, в котором он остановился, приказали не подавать
ему обеды, а еще через пару дней лишили и света. В крошечной комнате, без еды и
без света, «в самом тягостном положении», «сжигаемый какой-то внутренней
лихорадкой», писатель приступил к работе над романом «Преступление и наказание»,
которому суждено было стать одним из самых значительных произведений мировой
литературы.

            Великий
романист писал друзьям отчаянные письма: «Сижу в отеле, кругом, должен,
денег ни гроша… Все сердце мое с кровью положится в этот роман». 
Идею
романа Достоевский излагает в письме к издателю М.Н.Каткову: «Это
— психологический отчет одного преступления».

В сентябре 1865 года Достоевский решил предложить свою новую повесть
журналу «Русский вестник». В письме к издателю этого журнала писатель сообщил,
что идеей его нового произведения станет «психологический отчет одного
преступления»: «Действие современное, в нынешнем году, молодой человек,
исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в
крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым
странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти
из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную
советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна,
берет жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах
свою младшую сестру. «Она никуда негодна», «для чего она живет?», «полезна ли
она хоть кому-нибудь?» и т. д. – эти вопросы сбивают с толку молодого человека.
Он решает убить ее, обобрать, с тем, чтобы сделать счастливою свою мать,
живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от
сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства – притязаний,
грозящих ей гибелью, – докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть
честным, твердым и неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству» –
чем уже, конечно, «загладится преступление», если только можно назвать
преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной,
которая сама не знает, для чего живет на свете, и которая через месяц, может
быть, сама собой померла бы…».

Сюжет романа «Преступление и
наказание» первоначально был задуман писателем как небольшая повесть
объемом пять-шесть печатных листов. 

Достоевский усиленно работал над планом
своего нового произведения в Висбадене, позднее – на пароходе, когда
возвращался из Копенгагена, где гостил у одного из своих семипалатинских
друзей, в Петербург, а затем и в самом Петербурге. В городе на Неве повесть
незаметно переросла
в большой роман.
Достоевский предпочел новую форму – рассказ от имени автора
.  и Достоевский, когда произведение было уже
почти готово,
сжег в 1865 году первоначальный вариант
произведения и решил начать заново. 

            В
Петербурге Достоевский продолжает усиленно работать, опираясь на свои
наблюдения нравственных последствий повсеместного обнищания, роста преступности
и народного пьянства, разгула капиталистического хищничества. «Одним словом,
я убежден, что сюжет мой отчасти оправдывает современность», — 
писал
Достоевский.

В середине декабря 1865 года он отправил главы нового романа в
«Русский вестник»
.
Первая часть «Преступления и наказания» появилась в январском номере
журнала за 1866 год, но работа над романом была в самом разгаре. Писатель
напряженно и самозабвенно трудился над своим произведением на протяжении всего
1866 года. Успех первых двух частей романа окрылил и вдохновил Достоевского, и
он принялся за работу с еще большим усердием.

Весной 1866 года Достоевский планировал уехать в Дрезден,
пробыть там три месяца и закончить роман. Но многочисленные кредиторы не
позволили писателю выехать за границу, и летом 1866 года он работал в
подмосковном селе Люблине, у своей сестры Веры Ивановны Ивановой. В это время
Достоевский был вынужден думать и над другим романом, который был обещан
Стелловскому при заключении с ним в 1865 году договора. В Люблине Достоевский
составил план своего нового романа под названием «Игрок» и продолжал трудиться
над «Преступлением и наказанием». В ноябре и декабре были дописаны последняя,
шестая, часть романа и эпилог, и «Русский вестник» в
конце 1866 года закончил публикацию
«Преступления и наказания»
.

Сохранились три записные тетради с черновиками и заметками
к роману, по сути три рукописные редакции романа, которые характеризуют три
этапа работы автора. Впоследствии все они были опубликованы и позволили
представить творческую лабораторию писателя, его упорную работу над каждым
словом.

Висбаденская «повесть», как и вторая редакция, была
задумана писателем в форме исповеди преступника, но в процессе работы, когда в
исповедь влился материал романа «Пьяненькие» и замысел усложнился, прежняя
форма исповеди от имени убийцы, который фактически отрезал себя от мира и
углубился в свою «неподвижную» идею, стала слишком тесной для нового
психологического содержания.

Последний сюжет (история семейства
Мармеладовых) вошел в конце концов в рассказ о преступлении и наказании
Раскольникова. С самого начала своего возникновения замысел об «идейном убийце»
распадался на две неравные части: первая – преступление и его причины и вторая,
главная, – действие преступления на душу преступника. Идея двучастного замысла
отразилась и на названии произведения – «Преступление и наказание», и
на особенностях его структуры: из шести частей романа одна посвящена
преступлению и пять – влиянию совершенного преступления на душу Раскольникова.

В третьей, окончательной, редакции
появилась важная пометка: «Рассказ от себя, а не от него. Если же исповедь, то
уж слишком до последней крайности, надо все уяснять. Чтобы каждое мгновение
рассказа все было ясно…» Черновые тетради «Преступления и
наказания» позволяют проследить, как долго Достоевский пытался найти ответ
на главный вопрос романа: почему Раскольников решился на убийство? Ответ на
этот вопрос не был однозначным и для самого автора. В первоначальном замысле
повести это несложная мысль: убить одно ничтожное вредное и богатое существо,
чтобы осчастливить на его деньги много прекрасных, но бедных людей. Во второй
редакции романа Раскольников изображен как гуманист, горящий желанием
вступиться за «униженных и оскорбленных»: «Я не такой человек, чтобы дозволить
мерзавцу беззащитную слабость. Я вступлюсь. Я хочу вступиться». Но идея
убийства из-за любви к другим людям, убийства человека из-за любви к
человечеству, постепенно «обрастает» стремлением Раскольникова к власти, но
движет им еще не тщеславие. Он стремится получить власть, чтобы полностью
посвятить себя служению людям, жаждет использовать власть только для совершения
добрых поступков: «Я власть беру, я силу добываю – деньги ли, могущество ль –
не для худого. Я счастье несу». Но в ходе работы Достоевский все глубже
проникал в душу своего героя, открывая за идеей убийства ради любви к людям,
власти ради добрых дел странную и непостижимую «идею Наполеона» – идею власти
ради власти, разделяющую человечество на две неравные части: большинство –
«тварь дрожащая» и меньшинство – «властелины», призванные управлять
меньшинством, стоящие вне закона и имеющие право, подобно Наполеону, во имя
нужных целей переступать через закон. В третьей, окончательной, редакции
Достоевский выразил «созревшую», законченную «идею Наполеона»: «Можно ли их
любить? Можно ли за них страдать? Ненависть к человечеству…»

Таким образом, в творческом процессе, в
постижении замысла «Преступления и наказания» столкнулись две
противоположные идеи: идея любви к людям и идея презрения к ним. Судя по
черновым тетрадям, Достоевский стоял перед выбором: или оставить одну из идей,
или сохранить обе. Но понимая, что исчезновение одной из этих идей обеднит
замысел романа, Достоевский решил совместить обе идеи, изобразить человека, в
котором, как говорит Разумихин о Раскольникове в окончательном тексте романа,
«два противоположных характера поочередно сменяются». Финал романа также был
создан в результате напряженных творческих усилий. В одной из черновых тетрадей
содержится следующая запись: «Финал романа. Раскольников застрелиться идет». Но
это был финал только для идеи Наполеона. Достоевский же стремился создать финал
и для «идеи любви», когда Христос спасает раскаявшегося грешника: «Видение
Христа. Прощения просит у народа». При этом Достоевский прекрасно понимал, что
такой человек, как Раскольников, соединивший в себе два противоположных начала,
не примет ни суда собственной совести, ни суда автора, ни суда юридического.
Лишь один суд будет авторитетным для Раскольникова – «высший суд», суд Сонечки
Мармеладовой, той самой «униженной и оскорбленной» Сонечки, во имя которой он
совершил убийство. Вот почему в третьей, окончательной, редакции романа,
появилась следующая запись: «Идея романа. I. Православное воззрение, в чем есть
православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон
нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским
процессом, – есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами
страдания. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает счастья, и
всегда страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и
сознание приобретается опытом «за» и «против», которое нужно перетащить на
себе». В черновиках последняя строчка романа имела вид: «Неисповедимы пути,
которыми находит бог человека». Но Достоевский завершил роман другими
строчками, которые могут служить выражением сомнений, терзавших писателя.

            Материалы для истории, положенной в основу романа
«Преступление и наказание», по свидетельству автора, можно было найти
в любой газете, издаваемой в то время. Достоевский был уверен, что сюжет его
произведения отчасти оправдывал современность.

Сюжет,
композиция, жанр романа “Преступление и наказание”»
(с опорой на
рассказ учителя и теоретический материал учебника)

Предполагаемая запись

http://www.hallenna.narod.ru/dostoevsky_urok-suzhet-romana.jpg

Жанр
романа

            Жанровое своеобразие романа «Преступление и наказание» заключается
в том, что этот роман нельзя совершенно определённо отнести к уже известным в
русской литературе жанрам.
            Роман: социально-бытовой; детективный; любовный; психологический;
философский; религиозный.
            «Преступление и наказание» — роман о преступлении, но отнести его к
криминальному, детективному жанру нельзя, его называют романом-исповедью,
романом-трагедией, одним из величайших философско-психологических романов.
            В романе для читателя нет загадки в том, кто убийца, сюжет
развивается вокруг другого: повествование построено так, что на всём его
протяжении мы напряжённо следим за каждым движением воспалённой мысли
Раскольникова, за блужданиями его одинокой души, за лихорадочной сменой решений
и противоречивых поступков.
                                      
По содержанию – социально-философский;

по
структуре – полифонический;

по
проникновению во внутренний мир героя – психологический,

 по
поднятым проблемам- роман-трагедия,

по
характеру воплощения идей – идеологический,

по
достоверности изображения жизни- реалистический,

по глубине
раскрыитя идеи- интеллектуальны.

«Умники и
умницы»: постановка и решение проблемного вопроса
(работа в парах с
раздаточным материалом)


            Познакомьтесь с различными точками зрения на роман

. Как отнеслось к
писателю и его роману русское общество? Запишите в тетради мнение, с которым вы
согласны и которое вам кажется правильным. Обоснуйте свой выбор.

            1. Перечитываешь “Преступление
и наказание” — и недоумеваешь, как раньше, читая одно, понимаешь совсем другое,
как могли видеть в романе истасканную “идею”, что преступление будит в человеке
совесть и в муках совести несет преступнику высшее наказание. (В.Вересаев
“Живая жизнь”, 1910)

            2. Достоевский есть самый
интимный, самый внутренний писатель, так что, читая его, – как будто не другого
кого читаешь, а слушаешь свою же душу, только глубже, чем обычно, чем всегда.
(В.Розанов “Чем нам дорог Достоевский”, 1911)

            3. Невозможно себе представить
большего фантаста, чем Достоевский, и никто не умел так живо изобразить
реальную ситуацию. (Д. Голсуорси, 1911)

            4. Я испытываю чувство
некоторой неловкости, говоря о Достоевском. В своих лекциях я обычно смотрю на
литературу под единственным интересным мне углом зрения, то есть как на явление
мирового искусства и проявление личного таланта. С этой точки зрения
Достоевский писатель не великий, а довольно посредственный, со вспышками
непревзойденного юмора, которые, увы, чередуются с длинными пустотами
литературных банальностей. (В. Набоков “Лекции по русской литературе”)


• Прочитайте развёрнутую характеристику, которую Ф. М. Достоевский дал
первоначальной идее романа «Преступление и наказание» в письме издателю журнала
«Русский вестник» М. Каткову.
Достоевский писал ему, что идея произведения «не может ни в чём противоречить»
направлению журнала, «даже наоборот»,— и дальше развёрнуто характеризовал саму
идею.
Вы уже дочитали роман до конца, и сможете сказать, не изменилась ли эта идея в
процессе создания романа, и если да, сформулируйте его идею в окончательном виде.
Карточка
            «Это — психологический отчёт одного преступления. Действие
современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключённый из студентов
университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по
легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным,
«недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из
скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную
советницу, дающую деньги на проценты… «Она никуда не годна», «для чего она
живёт?», «полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т. д.— эти вопросы сбивают с
толку молодого человека.
            Он решает убить её, обобрать, с тем чтоб сделать счастливою свою
мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних
помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства —
притязаний, грозящих ей гибелью,— докончить курс, ехать за границу и потом всю
жизнь быть честным, твёрдым, неуклонным в исполнении «гуманного долга к
человечеству» — чем уже, конечно, «загладится преступление»… Ему — совершенно
случайным образом — удаётся совершить своё преступление и скоро, и удачно…
            Тут-то и развёртывается весь психологический процесс преступления.
Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные
чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берёт своё, и он кончает
тем, что принужден сам на себя донести… Налагаемое юридическое наказание за
преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели,
отчасти потому, что он и сам его нравственно требует. Это видел я даже на самых
неразвитых людях… Выразить мне это хотелось именно на развитом, на нового
поколения человеке, чтобы была ярче и осязательнее видна мысль.

Знакомство
с героем.

Не случаен
и выбор имени героя.

            Чтение 1 и
2 абазаца романа.

В каком мир мы
попадаем? Каким видим героя?

Имя героя — 
Родион Романович Раскольников: имя – Родина, Романович – связь с монархической
династией, фамилия – раскол, неприятие, конфликт, бунт. Раскол Родины
Романовых, тл есть протест против нравственной атмосферы порядков этого
государства.


Работа с символикой цвета и чисел в романе (индивидуальные
задания).

Карточка № 1

Жёлтый цвет
в романе «Преступление и наказание»

Раскольников

Жёлтая
каморка с жёлтенькими обоями; «Тяжёлая, желчная, злая улыбка змеилась по его
губам»

Соня

Комната с
«желтоватыми, обшмыганными и истасканными обоями»

Порфирий
Петрович

Мебель из
«жёлтого отполированного дерева»

Свидригайлов

Жёлтый цвет
обоев в комнате гостиницы, где остановился герой

Старуха-процентщица

Одета в
«истрёпанную и пожелтелую кацавейку», комната обставлена мебелью из жёлтого
дерева

Жёлтый цвет в романе создаёт дополнительное ощущение
болезненности, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва,
истеричности и одновременно затхлости и безысходности

Карточка №
2

Число «три»
в романе «Преступление и наказание»

Марфа
Петровна

Оставила три
тысячи рублей Дуне по завещанию. Выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч
сребреников. Три раза приходила к Свидригайлову

Соня

Вынесла
Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек. Катерине Ивановне
выложила тридцать целковых. В её комнате три больших окна

Свидригайлов

Хотел
предложить Дуне до тридцати тысяч. Вручает Соне три билета

Раскольников

Трижды
позвонил в колокольчик старухи. Трижды встречается с Порфирием Петровичем.
Думает, что у Сони три дороги, когда она стоит в трёх шагах от стола

Дуня

Стреляет в
Свидригайлова в трёх шагах

Разумихин

Три часа
дожидается, пока проснётся Раскольников

Карточка №
3
Число «семь» в романе

Согласно учению пифагорийцев, число 7 является символом святости, здоровья и
разума, Число 7 называют «истинно святым числом», так как число 7 — это
соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4,
относящегося к числам мирового порядка.
Вывод: число 7 является символом союза Бога с человеком, символом
общения между Богом и его творением.

Число «семь»
в романе «Преступление и наказание»

Роман

Состоит из 6
частей и эпилога

1-я
и 2-я части романа

Состоят из 7
глав

7
часов вечера

Роковое время
для Раскольникова, так как на это время он назначает убийство
старухи-процентщицы

7
лет каторги

Такой срок
определён в качестве наказания герою романа

7
лет

Прожил
Свидригайлов со своей женой Марфой Петровной

Раскольников
в 7 лет

Видит сон, в
котором представляет себя семилетним мальчиком

V.
Рефлексия.
Подведение итогов урока
«Учимся дискутировать»: мини-дискуссия
У ч и т е л ь.
В своей статье о романе «Преступление и наказание» Д.
Мережковский писал: «Самая разрушительная из всех страстей — это фанатизм. Ни
один из пороков не заглушает в такой мере голоса совести… Есть что-то в самом
деле ужасное и почти нечеловеческое в таких фанатиках идеи… Жизнь, страдание
людей — для них ничто, теория, логическая формула — всё…»
• Согласны ли вы с мнением Д. Мережковского в определении того, какая из
страстей самая разрушительная? Может ли с этой страсть соперничать в своей
разрушительности какая-нибудь другая: любовная страсть или страсть к наживе?
Своё согласие или несогласие с автором высказывания тщательно обоснуйте.
VI. Домашнее задание:  
подготовить рабочие материалы
на тему «Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского».
работа по
группам ( задание на карточках) – образ Петербурга на страницах романа.

Охарактеризуйте
пейзажи в романе:

— часть 1, гл.1 («отвратительный и гнусный
колорит» городского дня);

— часть 1, гл.1 (подчеркнутое повторение
предыдущей картины);

— часть 2, гл. 2 («великолепная панорама»
Петербурга);

— часть 2, гл.6 (вечерний Петербург);

— часть 5, гл.5 (вид из окна комнаты
Раскольникова);

— часть 6, гл. 6 (утро накануне
самоубийства Свидригайлова)

Сопоставьте сцены уличной жизни:

— часть 1, гл. 1 (пьяный в телеге,
запряженной огромными ломовыми лошадями);

— часть 2, гл.2 (сцена на Николаевском
мосту, удар бича и подаяние);

— часть 2, гл.6 (шарманщик и толпа женщину
«распивочно-увеселительного» заведения);

— часть2, гл.6 (сцена на ….ском мосту)

— часть5, гл.5 (смерть Катерины Ивановны).

Сопоставьте описание интерьеров:

 — часть1, гл.3 (каморка Раскольникова);

 — часть1, гл.2 (кабак, где Раскольников
слушает исповедь Мармеладова);

 — часть1, гл.2 («проходной угол»
Мармеладова);

— часть4, гл.4 (комната-«сарай» Сони);

 часть6, гл.3 (трактир, в котором
исповедуется Свидригайлов).

 Используемая
литература:

1. Фефилова Г.Е.
Литература . 10 класс: полугодие: планы-конспекты уроков/ Г.Е.Фефилова . –
Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 226с.

  • Рассказ о работе художника
  • Рассказ о радуге 2 класс окружающий мир
  • Рассказ о распорядке дня на английском 4 класс
  • Рассказ о работе следователя полиции
  • Рассказ о работе сердца кратко