Рассказ о путешествии склонение

Эклер - сладкая молниявеликими становятся, или рождаются? однозначного ответа на этот вопрос не существует, зато совершенно очевидно, что многое зависит

39315

Эклер — сладкая «молния»

Великими становятся, или рождаются?  Однозначного ответа на этот вопрос
не существует, зато совершенно очевидно, что многое зависит от родителей. В
принципе родители ответственны за своих детей. По крайней мере, пока дети не
становятся взрослыми.  Так считается. 

По горным следам Джеймса Бонда

Швейцария не без основания гордится своими великолепными альпийским
пейзажами, с сотнями завораживающих заснеженных вершин. Но не найти лучшего
места, чем Шильтхорн, чтобы полюбоваться величественными гонными вершинами
Эйгер, Мёнх и Юнгфрау.  К тому же именно здесь, на самом пике,  на
высоте

Истина в вине

«Вино — это доказательство того, что Бог любит нас и хочет видеть
счастливыми», — так сказал Бенджамин Франклин, великий политик, дипломат,
изобретатель, писатель и, разумеется, «лицо» столь нежно любимой во всём мире
стодолларовой банкноты.

Флорентийский бифштекс

Стейк из говядины на углях можно приготовить где угодно, и именно так он
будет называться – стейк из говядины. Только не во Флоренции. Стейк из
говядины, приготовленный на углях во Флоренции, называется bistecca alla
fiorentina – флорентийский бифштекс. Звучит как музыка, верно?

Сырный рынок в в Алкмаре

Сырные рынки в Голландии – это одновременно впечатляющее и очень вкусное
зрелище. Самый знаменитый, по-настоящему красочный и обладающий богатыми
традициями сырный рынок в городке Алкмар в течение последних четырёхсот лет
проводится с апреля по сентябрь каждую пятницу с 10 утра.

Кальвадос в компании друзей

Готовы ли вы себе представить, что обломок корабля, торчащий из воды,
способен дать название целому региону?  Полагаю, что представить это не
так уже и просто. Поэтому, вернёмся к этому вопросу чуть позже, и зададимся
другим: какой крепкий алкогольный напиток можно считать национальным 
напитком

Лайма

В 1870 году предприниматель Теодор Ригерт открыл в Риге кондитерскую
компанию “Rigert”. Очень скоро она завоевало популярность в всех прибалтийских
губерниях Российской империи, а затем и во многих крупных городах России.

Гейзер

Полагаю, нелишне предупредить самых любознательных, что даже к небольшим
бурлящим гейзерам близко подходить не стоит: температура воды и пара настолько
высокая, что может обжечь. Вам это точно ни к чему. Находясь в Исландии следует
получать удовольствие, а не залечивать раны, — согласны, верно?

Кристштоллен

Кекс продолговатой формы с большим содержанием пряностей, изюма, орехов,
цукатов и обильно посыпанный сахарной пудрой, — это совершенно замечательный
кристштоллен, или просто штоллен, сохранивший свою первозданную форму на
протяжении веков.

Аисты Эльзаса

Проснувшись однажды утром, около сорока лет назад, жители Эльзаса внезапно
осознали чудовищную правду — аист, их любимый, их воспетый в песнях и живописи
символ, близок к полному исчезновению. Ну, может быть, это было не утром, а
поздним вечером, не в этом суть,- главное, что  эльзасцы почувствовали,

Белые олени острова Арран

Почти 800 островов насчитывают владения Шотландии, большинство из которых
входят в состав трёх основных групп: Шетландские, Оркнейские и Гебридские
острова. А один из самых привлекательных, — остров Арран, расположенный у
западного побережья Шотландии, в проливе Ферт-оф-Клайд.

Гурме

Гурме – это, по сути, культурный идеал, связанный с изысканной кухней,
кулинарным искусством утончённых блюд и напитков. Добавьте слово «гурме» к
любой еде или напитку, и еда станет более изящной, более высококлассной и более
желанной.

Боулинг — отпущение грехов

О легендарном английском пирате, а впоследствии вице-адмирале Фрэнсисе
Дрейке сложено огромное количество легенд. Одна из них гласит, будто новость о
приближении  испанцев  застала его прямо в разгар игры в кегли. Лишь
на секунду оторвавшись от игры, Дрейк  задумчиво сказал: «Ещё вполне

FIVE O’CLOCK — вечернее чаепитие

Великобритания страна старинных традиций. И одна  из самых
знаменитых  — Five-o’clock (Файв-о-клок).  Вечернее
чаепитие. 

Зонт — символ власти

Признайтесь, часто ли, открывая зонт, вы  задумываетесь над тем, 
насколько богата его история?  Полагаю, крайне редко, а если 
уже  совсем  начистоту,  вообще никогда. И очень напрасно. 
История зонта  насыщена удивительными и впечатляющими
событиями. Недаром

Кассуле — подлинное торжество чревоугодия

Доводилось ли вам отведать настоящее французское кассуле? Вы не знаете, что
такое кассуле? В таком случае, не раздумывая, собирайтесь, и езжайте либо в
Тулузу, либо в Каркассон, либо в Кастельнодари.  

Цуг

В 23 километрах от Цюриха, на берегу Цугского озера, находится город Цуг.
Заслуга в основании города, по мнению историков, принадлежит династии графов
Кибург. А расположение Цуга, на торговом пути из Цюриха в Северную Италию через
знаменитый перевал Сен-Готард, сыграло ключевую роль в развитии торговой

Долина реки Доуру — высокий спрос на портвейн

Человек, одновременно  обладающий влиянием, умом, дальновидностью, и
высокой степенью образованности, — явление  достаточно редкое. Тем не
менее, когда такой человек появляется, результаты  его деятельности
отражаются буквально на всём. На всём, за что бы он ни брался.

«Сладкая» борьба за особый вкус

Как-то так сложилось, что два слова «красавица» и  «Вена» 
соединились  в единый фразеологизм — «красавица Вена». И действительно,
Вена дивно хороша.  Но австрийская  столица  обладает не только
роскошным обликом,  Вена славится и не менее роскошным вкусом. Особым
вкусом,

Монпелье — южная жемчужина Франции

Лучшее, что мы можем сделать, это быть здоровыми. Но, если, не дай бог, в
путешествии вы умудрились  заболеть, то, по крайней мере, пусть уже это
случится в Монпелье.  Где ещё  в Европе столько веков изучали
медицину? Здесь вам помогут быстро и эффективно. В конце концов, недаром же ещё


7-Б

Выполненные работы присылать на электронную почту    krylova.tatyana57@gmail.com

8 декабря 2021 г.                                         Русский язык

                                                                      Тема урока

                                                          Деепричастие как часть речи

Цель: сформировать понятие о деепричастии как части речи.

1.Нажмите на ссылку и посмотрите видеоурок

2.Прочитайте материал учебника на стр.76 параграфа 28.

3.Выучите правило на стр.77.

4.Нажмите на ссылку и выполните тест

Домашнее задание: выполнить упр.181.

19 ноября                                         РОДНАЯ русская литература

                                                                      Тема урока

                                                             Города земли русской

Сибирский край: В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»).
А. И. Солженицын. «Колокол Углича».
1.Откройте учебник «РОДНАЯ русская литература» и изучите материал на стр.27-47.
2.Прочитайте главу «Тобольск» из книги В.Г.Распутина «Сибирь,Сибирь…» (стр.31-33).
3.Прочитайте рассказ А.И.Солженицына «Колокол Углича» из цикла «Крохотки» (стр.44-45).
4.Подготовьте ответы на вопросы 1-5 из рубрики «Размышляем над прочитанным» (стр.47).
                                

18 ноября                                                   Русский язык

                                                                    Тема урока

                                                            Контрольная работа 3

                                                            Контрольный диктант

                                                     Преданность, идущая до конца

         Собака это преданность идущая до конца, преданность не знающая (ни) каких компроми(с,сс)ов преданность до последнего вздоха.

         Вот один из эп…зодов доказывающих это.

         Фрам был в…жаком упряжки, любимой собакой Георгия Седова выд…ющегося ру(с,сс)кого г…ографа, пут…шественн…ка. Со скудными средствами выд…ленными царской Россией Седов стр…мился достич… Северного полюса.

          Седов (не)перенес такого похода заб…лел и умер. Товарищи похоронили его на острове Рудольфа, в бе…молвной полярной пустын… И там же остался Фрам. Остался добр…вольно. (Не)захотел ра(с,сс)тат..ся с могилой х…зяина. Его ловили несколько раз но он уб…гал и вновь возвращался на могилу. И уходя, люди еще долго слышали надрывный, пр…тяжный плач…  Фрама.

Списать текст диктанта, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить недостающие знаки препинания (особое внимание обратите на причастные обороты). Работы прислать на проверку.

17 ноября                                                     Русский язык

                                                                      Тема урока

                             Образование
действительных причастий прошедшего времени

Ожидаемые результаты
Скрывать – это глагол несовершенного вида, поэтому от него образуется действительное причастие настоящего времени скрывающий.
Скрыть – это глагол совершенного вида, поэтому от него может образовываться только причастие прошедшего времени – скрывший.
На этом уроке мы подробнее рассмотрим правила образования действительных причастий прошедшего времени.

1.Нажмите на ссылку и проанализируйте интерактивный материал и конспект к нему

2.Закрепите материал по учебнику: 

-Откройте параграф 19 и рассмотрите таблицу на стр.50.

-Выучите правило на стр.50 (под стрелочкой ниже таблицы).

3.Нажмите на ссылку и пройдите тест. Сверьте свои ответы с правильными.

Домашнее задание: выучить правило из параграфа 19 (стр.50), выполнить упр.114.

16 ноября                                                    Русский язык

                                                                    Тема урока

Культура
речи. Правильная постановка ударений в полных и кратких страдательных
причастиях.

Образование
действительных причастий настоящего времени. Гласные в суффиксах                                                               действительных причастий настоящего времени.

Ожидаемые результаты
На этом уроке вы вспомните определение спряжений и правописание личных окончаний глаголов; познакомитесь с правописанием гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени, научитесь образовывать от глаголов действительные причастия настоящего времени.

1.Выполните упр.103. Обратите внимание на причастия в рамочке. В краткой форме страдательных причастий в женском роде ударение падает на окончание.

2.Нажмите на ссылку и посмотрите видеоурок

3.Закрепите материал по таблице из параграфа 18 (стр.47).

4.Выучите правило (орфограмма №49) на стр.48.

5.Проверьте себя: нажмите на ссылку и выполните тест

Домашнее задание: выполните упр.107 и пришлите на проверку.

16 ноября                                                    Литература

                                                                     Тема урока

А С Пушкин. «Станционный смотритель». Главные персонажи и их судьбы
в произведении.                                             Изображение «маленького человека» в повести.

Ожидаемые результаты

В ходе урока
— Вы продолжите знакомиться с пушкинским циклом рассказов «Повести Белкина» и темах, затронутых писателем в этой книге; об изображении «маленького человека» в повести «Станционный смотритель» и выражении гуманистического и трагического в ней;
— Вы научитесь анализировать образы героев и определять тему произведения;
— Вы сможете самостоятельно проанализировать фрагменты повести «Станционный смотритель», понять ее основную тему.

1.Нажмите на ссылку и посмотрите видеоурок

2.Прочитайте в учебнике (стр.121-134) повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

3.Нажмите на ссылку и пройдите тест (продолжаем готовиться к контрольной работе)

Домашнее задание: выполните устно задание 5 (стр.134) из рубрики «Размышляем о прочитанном».

15 ноября                                                  РУССКИЙ ЯЗЫК

                                                                  ТЕМА УРОКА

                                                              Контрольная работа 2

                                    Контрольное изложение текста с описанием действия

 1.Прочитайте текст изложения.                                                                    

                                                                    Коновалов

          Работал он артистически. Нужно было видеть, как он управлялся с семипудовым куском теста, раскатывал его, или как, наклонившись над ларем, месил, по локоть погружая свои могучие руки в упругую массу, пищавшую в его стальных пальцах.

          Сначала,- видя, как он быстро мечет в печь сырые хлебы, которые я еле успевал подкидывать из чашек на лопату, — я боялся, что он насадит их друг на друга; но когда он выпек три печи и ни у одного из ста двадцати караваев — пышных, румяных и высоких —  не оказалось «притиска», я понял, что имею дело с артистом в своем роде. Он любил работать, увлекался делом, унывал, когда печь пекла плохо или тесто медленно всходило, сердился и ругал хозяина, если он покупал сырую муку, и был по-детски весел и доволен, если хлебы из печи выходили правильно круглые, высокие, «подъемистые», в меру румяные, с тонкой хрустящей коркой. Бывало, он брал с лопаты в руки самый удачный каравай и, перекидывая его с ладони на ладонь, обжигаясь, весело смеялся, говоря мне: «Эх, какого красавца мы с тобой сработали…»

             И мне было приятно смотреть на этого гигантского ребенка, влагавшего всю душу в работу свою, —  как это и следует делать каждому человеку во всякой работе…

                                                                                                                                      М. Горький

2.Словарная работа

Ларь — большой деревянный ящик для хранения муки или приготовления теста.

Каравай — большой круглый хлеб.

Метать — быстро бросать.

3.Составьте план текста и напишите его в тетрадь

4.Прочтите текст еще раз.

5.САМОСТОЯТЕЛЬНО, не списывая, напишите подробное изложение, уделив особое внимание описанию процесса труда. Работы пришлите на проверку.

15 ноября                                                  ЛИТЕРАТУРА

                                                                  ТЕМА УРОКА

 «Повести
покойного Ивана Петровича Белкина»:
книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как
художественный прием.«Барышня-крестьянка».
Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести.
Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в
композиции повести.Теория
литературы.
Понятие о композиции произведения. Повесть (развитие представлений).

                                                               «Повести Белкина»

Кто такой Иван Петрович Белкин? Над этой литературной загадкой исследователи творчества поэта бьются уже не одно столетие. Казалось бы всё просто: Пушкин решил издать пять повестей и объединил их одним рассказчиком. Ан, нет, поэт упорно мистифицирует, утверждая в письмах к своему другу и издателю П. А. Плетнёву, например, что Белкин и славный малый, и его приятель и даже друг, то есть явно даёт понять, что знает его лично… Так что же такого было в этих повестях?
                                                     5d6a584e916c298818809a78     
                                                                Обложка книги

1.Нажмите на ссылку и посмотрите видеоурок.

2.Прочитайте повесть А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».Найдите повесть самостоятельно,т.к. в учебнике ее нет.

3.Сделайте записи в тетради по литературе:

Повесть — один из видов эпического произведения. Повесть больше по объему и охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.

Композиция — расположение, то есть построение произведения.

Домашнее задание:.нажмите на ссылку и пройдите тест (готовимся к контрольной работе)

12 ноября                                         РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК

                                                                    ТЕМА УРОКА

        Архаизмы
в составе устаревших слов русского языка и их особенности.Употребление                                                         устаревшей лексики в новом
контексте.

1.Откройте в учебнике «Русский родной язык» параграф 3 (стр.19), выполните упр.28.

2.Изучите информацию в рубрике «Лингвистические заметки» (стр.19).

3.Рассмотрите схему в упр.29 и устно подготовьте сообщение о типах архаизмов в русском языке.

4.Письменно выполните упр.32.

5.Прочитайте сведения на стр.22 («Из истории языка»), стр.23-24 («Лингвистические заметки»).

6.Изучите информацию из параграфа 4, устно выполните упр.46.

Домашнее задание: выполните упр.54 и пришлите на проверку.

11 ноября                                                 РУССКИЙ ЯЗЫК

                                                                 ТЕМА УРОКА

                         Урок развития речи. Изложение текста с описанием действия.

1. Прочитайте текст из упр.260 (стр.108).

2.Ответьте на вопросы, указанные в этом упражнении.

3. Прочитайте памятку «Как готовиться к изложению» на стр.203 учебника.

4. Спишите текст упр.260 и пришлите на проверку.

10 ноября                                              РУССКИЙ ЯЗЫК

                                                               ТЕМА УРОКА

                                        Полные
и краткие страдательные причастия

Ожидаемые результаты
Эти пары слов «приведенный — приведен» состоят из краткой и полной формы страдательного причастия. Причастие рисующий является действительным, поэтому у него нет краткой формы.

1.Нажмите на ссылку и посмотрите видеоурок.

2. Нажмите на ссылку и пройдите тест. Сверьте свои ответы с правильными в конце теста.

3. Прочитайте информацию из параграфа 17 на стр.45.

4.Ответьте на вопрос на стр.46 (вверху под стрелочкой). Приведите свои примеры и запишите их в тетради.

Домашнее задание: выучить правила на стр.45, выполнить упр.104 и прислать на проверку.

9 ноября                                                 РУССКИЙ ЯЗЫК

                                                                ТЕМА УРОКА

                                          Действительные
и страдательные причастия.

Ожидаемые результаты

Первое слово в паре называется действительным причастием, а второе – страдательным. На этом уроке мы не только узнаем, чем они отличаются, но и научимся находить их в тексте.

1.Нажмите на ссылку и посмотрите видеоурок.

2.Нажмите на ссылку и пройдите тест. В конце сверьте свои ответы с правильными.

3.Выучите правило на стр.44 из параграфа 16.

Домашнее задание: выполнить упр.99 и прислать на проверку.

9 ноября                                                  ЛИТЕРАТУРА

                                                                 ТЕМА УРОКА

 «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Поэтическое изображение быта и нравов
Киевской Руси. Столкновение человека со своей судьбой. Образы князя Олега и
кудесника. Возвышенность поэтического языка произведения.

Ожидаемые результаты

На этом уроке
— Вы узнаете, какие произведения Пушкина отражают историческое прошлое России; продолжите изучение жанра баллады и его особенностей; получите представление о летописном источнике, послужившем Пушкину основой для создания баллады «Песнь о вещем Олеге»; об особенностях композиции баллады «Песнь о вещем Олеге» и ее поэтическом языке.
— Вы сможете произвести анализ представленного художественного текста; определить смысл сопоставления героев баллады «Песнь о вещем Олеге» — Олега и волхва. 

1.Нажмите на ссылку и посмотрите первую часть видеоурока.

2.Нажмите на ссылку и проверьте себя, выполнив 1-4 задания теста.

3.Прочитайте «Песнь о вещем Олеге» (стр.103-107 учебника).

Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из баллады «Песнь о вещем Олеге» ( от слов «Скажи мне, кудесник, любимец богов» , заканчивая словами «Но примешь ты смерть от коня своего».)

8 ноября 2021 г.                                      РУССКИЙ ЯЗЫК

                                                                  ТЕМА УРОКА

                                       Урок развития речи. Диалог как текст. Виды диалога.

Ожидаемые результаты:

Узнаем о разновидностях диалога, потренируемся в создании диалогов.

1.Нажмите на ссылку и посмотрите видеоурок.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2649/main/

2.Прочитайте материал учебника из параграфа 8 на стр.23 (под стрелочкой), параграфа 9.

3.Выучите правило на стр.23 (под стрелочкой на голубом фоне).

4.Нажмите на ссылку и пройдите тест, сверьте свои ответы с правильными в конце теста.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2649/train/#197557

Домашнее задание: выучить правило на стр.23, знать виды диалога, выполнить упр.54 (списывать только диалог; помните, что каждая реплика диалога начинается с новой строки и перед ней ставится тире). Работы прислать на проверку.

8 ноября 2021 г.                                    ЛИТЕРАТУРА

                                                              ТЕМА УРОКА

Александр Сергеевич ПУШКИН (1799-1837). Краткий рассказ о писателе.
«Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»). Интерес
А.С. Пушкина к истории России. Авторское отношение к героям. 

1.Нажмите на ссылку и посмотрите видеоурок.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2317/main/

2.Прочитайте материал учебника на стр.93-94.

3.Ответьте на вопросы из рубрики «Проверьте себя» (стр.95).

4.Прочитайте отрывок из поэмы «Медный всадник» (стр.98-100).

5.Поясним значение некоторых слов.

Полнощных- полночных (северных).

Блат- болот.Русское полногласие оло соответствует старославянскому неполногласию ла.

Порфироносная- облаченная в порфиру, пурпурную мантию, надеваемую монархами в торжественных случаях; царственная.

Домашнее задание: выразительно читать отрывок из поэмы Медный всадник»; отвечать на вопросы 1-3 из рубрики «Размышляем о прочитанном».

3 ноября 2021 г.                                        РУССКИЙ ЯЗЫК

                                                                   ТЕМА УРОКА

              ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ. ВЫДЕЛЕНИЕ ПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА ЗАПЯТЫМИ.

Цель урока: закрепить знания по теме.

1.Ответьте на вопросы:

-Какая часть речи называется причастием?

-Что обозначает причастие?

-Что такое причастный оборот?

-В каких случаях причастный оборот выделяется запятыми, а в каких -нет?

2.Если при ответах вы испытываете затруднения, посмотрите внимательно еще раз видеоурок

3.Повторите материал из $12 (стр.33), $14 (стр.37-38).

4.Выполните упр.86.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: выполнить упр.89 и прислать на проверку.

2 ноября 2021 г.                                          ЛИТЕРАТУРА

                                                                    ТЕМА УРОКА

                                 ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. ИЗ «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»:

                                               «ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА»

1.Откройте стр.72 учебника и прочитайте из «Поучения Владимира Мономаха».

2.Нажмите на ссылку и посмотрите видеоурок, обратите особое внимание на вышеназванное произведение и нравственные заветы потомкам Владимира Мономаха.

3.Подготовьте устный ответ на вопрос 1 из рубрики «Размышляем о прочитанном»(стр.73).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: выполнить задание 1 из рубрики «Творческое задание» на стр.73.

2 ноября 2021 г.                                     РУССКИЙ ЯЗЫК 

                                                                ТЕМА УРОКА

             ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ. ВЫДЕЛЕНИЕ ПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА ЗАПЯТЫМИ.                                                                           

Ожидаемые результаты

Причастие с зависимыми от него словами называется причастным оборотом. На этом уроке мы не только узнаем, что такое причастный оборот, но и научимся распознавать причастный оборот в тексте.

1.Пройдите по ссылке и посмотрите видеоурок

2.Нажмите на ссылку и выполните тренировочные задания, в конце теста узнайте правильные ответы и сравните их со своими.Сделайте вывод: усвоили вы тему урока или нет.

3.Откройте $14 учебника, проанализируйте информацию на стр.37, выучите правила, расположенные на голубом фоне на стр.37-38 под стрелочками.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: выучить правила, выполнить упр.88 и прислать на проверку.

1 ноября 2021 г.                                     ТЕМА УРОКА

                                            ИЗ
ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» – жемчужина древнерусской повествовательной литературы. Гуманистический пафос повести, назидательный и религиозный смысл произведения. Углубление интереса к жизни отдельной человеческой личности независимо от её социального положения.
На этом уроке вы познакомитесь с произведением, в котором поэтизируется земная любовь, прославляется душевная красота и взаимопонимание, утверждается святость брачных уз и семейных ценностей.

1.Нажмите на ссылку и посмотрите видеоурок.

2. Прочитайте в учебнике «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (стр.73-82).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: подготовить устные ответы на вопросы 1-5 (стр.82) из раздела «Размышляем о прочитанном».

 1 ноября 2021 г.                            РУССКИЙ ЯЗЫК

                                                                    ТЕМА УРОКА

                   СКЛОНЕНИЕ ПРИЧАСТИЙ И ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В ПАДЕЖНЫХ                                                                    ОКОНЧАНИЯХ ПРИЧАСТИЙ

 На этом уроке мы познакомимся с особенностями склонения причастий, а также научимся правильно писать их окончания.

1.Нажмите на ссылку и посмотрите видеоурок

2.Нажмите на ссылку и выполните тренировочные задания, в конце теста узнайте правильный ответ

3.Прочитайте по учебнику информацию под стрелочкой на стр.35,выучите правило на стр.36 (орфограмма №19).

4.Выполните упр.80.

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: выучить правило на стр.36, выполнить упр.82.

Выполненную домашнюю работу прислать на проверку на электронную почту 

                                                    krylova.tatyana57@gmail.com

В 1968 году Кавабата Ясунари удостоился Нобелевской премии по литературе. Его произведения, воспевающие красоту Японии, пронизаны красотой и чувственностью. Академик Танигути Сатиё размышляет о связи между живописью и литературным миром Кавабаты.

Как и когда зарождаются идеи литературных произведений? Как эти идеи трансформируются в текст романа? Творческий процесс сугубо индивидуален, и иногда встреченная в путешествии картина может послужить писателю источником вдохновения.

В ноябре 1947 года Кавабата Ясунари поехал в Канадзаву для участия в открытии памятника писателю Токуда Сюсэй. Во время пребывания в Канадзаве ему довелось увидеть старинную шестистворчатую ширму. Кавабата коллекционировал предметы искусства, среди которых встречались такие шедевры, как полотно Урагами Гёкудо «Снег сквозь ледяные облака» (Тоун синсэцу дзу), а также картина «Десять приключений и десять наслаждений» (Дзюбэн дзюгидзу) – продукт совместного творчества Икэ-но Тайга и Ёса Бусон. После того, как Кавабата приобрёл эти картины, они получили статус национального достояния, и это ещё одно свидетельство его великолепного вкуса. Сейчас принадлежавшие писателю предметы искусства хранятся в коллекции Фонда Кавабаты Ясунари. Картины были для Кавабаты не просто хобби. Увиденная в Канадзаве ширма вдохновила его на создание нового произведения.

Кавабата Ясунари осматривает предмет из коллекции в своём доме в Дзуси, префектура Канагава (апрель 1972 года, © Aflo)
Кавабата Ясунари осматривает предмет из коллекции в своём доме в Дзуси, префектура Канагава (апрель 1972 года, © Aflo)

Чувственный мир романов Кавабаты

Во время поездки в Канадзаву Кавабата находился на пороге нового этапа своего литературного творчества. Начало этого этапа ознаменовалось публикацией романа «Снежная страна», впоследствии ставшего всемирно известным.

Кавабата родился в 1899 году в городе Ибараки префектуры Осака. Его литературный дебют состоялся в 1926 году. Новелла «Танцовщица из Идзу» рассказывала о встрече студента с труппой бродячих артистов. В 1929-30 годах Кавабата написал роман «Весёлые девушки из Асакуса», который публиковался отдельными выпусками. В 1931 году появился роман «Видения в хрустальном шаре», написанный в новомодном стиле «поток сознания». В 1933 году вышел рассказ «Птицы и звери» о мужчине-мизантропе, любителе птиц и животных. После публикации этого рассказа Кавабата приступает к созданию «Снежной страны».

Главный герой романа «Снежная страна» по имени Симамура отправляется в путешествие. Поезд проезжает через тоннель и Симамура попадает в «снежную страну» — городок на горячих источниках. Здесь он встречается с гейшей Комако, которая очаровывает его своей преданностью, но он остаётся к ней холоден. Для описания этих ни к чему не приводящих отношений Кавабата умело применяет словесные ассоциации, метафорические намёки и свободное повествование. Итасака Гэн, на протяжении многих лет исследовавший японскую литературу и культуру в Гарварде, отмечал инновационный стиль Кавабаты. Например, он использует кинематографические приёмы, намеренно фокусируясь на ресницах и губах Комако для невербального выражения чувственной атмосферы и расстояния, отделяющего Симамуру от Комако. Кавабата отлично владеет литературными приёмами для создания мира красоты и чувств, и в этом романе его мастерство достигает апогея.

«Снежная страна» публиковалась с 1935 года в нескольких журналах в виде коротких рассказов с продолжением. Даже после выхода книжной версии Кавабата писал продолжение романа и переписывал уже изданный текст. В 1947 году в октябрьском номере журнала «Сёсэцу синтё» вышла концовка продолжения «Снежной страны», а в 1948 году появилась обновлённая книжная версия. Впоследствии Кавабата вновь переписал роман перед включением его в полное собрание сочинений. В 1972 году, после смерти Кавабаты, была обнаружена рукопись «Снежной страны» в сокращённом варианте. Кавабата посвятил этому произведению всю свою жизнь, вложил в него свою душу.

Номер «Касуми-но ма» в рёкане «Такахан» (Юдзава, префектура Ниигата), где Кавабата писал «Снежную страну» (© Jiji)
Номер «Касуми-но ма» в рёкане «Такахан» (Юдзава, префектура Ниигата), где Кавабата писал «Снежную страну» (© Jiji)

«Снежная страна» создавалась на протяжении многих лет, однако 1947 год, когда вышла концовка романа, следует считать одним из значимых этапов литературного творчества Кавабаты. Через год после выхода книжной версии Кавабата занялся подготовкой полного собрания сочинений. Поэтому во время поездки в Канадзаву, где ему представилась возможность полюбоваться старинной ширмой, Кавабата находился на пороге следующего этапа литературного творчества.

Осень как источник вдохновения

Какую ширму увидел Кавабата? В письме к писателю Сига Наоми Кавабата упоминает о шестистворчатой ширме кисти Огаты Корин, которую он встретил в антикварном магазине Канадзавы. На золотом фоне ширмы были изображены хризантемы, нанесённые с помощью белого пигмента из размолотых морских раковин.

После встречи с ширмой Кавабата приступил к написанию следующего значимого произведения – «Стон горы». Подобно «Снежной стране», роман публиковался по частям в журналах с 1949 по 1954 год. Действие книги происходит в период послевоенной разрухи, главный герой романа – 62-летний бизнесмен Огата Синго. Роман поднимает проблему старения человека и вопросы семьи. Стон издаёт гора, расположенная за домом Огаты в Камакуре. Главный герой испытывает страх, считая этот звук предсказанием собственной смерти. Беспокойство о своём здоровье, разлад в супружеской жизни сына и дочери вызывают у Огаты душевную боль. В череде тоскливых дней Огате начинает казаться, что жена его сына Кикуко похожа на покойную сестру его жены, в которую он был влюблён в юности. Покойная возлюбленная ассоциируется у Огаты с яркой осенней листвой, а Кикуко – с хризантемами, название которых (кику) присутствует в её имени. Осенние ноты подчёркивают красоту обеих женщин.

Рукопись эссе Кавабаты «Моя родина» (Ватаси но фурусато), обнаруженная в 2017 году в городе Ибараки (префектура Осака), где он жил с 3 до 18 лет. На странице видны внесённые Кавабатой многочисленные исправления (© Jiji)
Рукопись эссе Кавабаты «Моя родина» (Ватаси но фурусато), обнаруженная в 2017 году в городе Ибараки (префектура Осака), где он жил с 3 до 18 лет. На странице видны внесённые Кавабатой многочисленные исправления (© Jiji)

Возможно, образ Кикуко в романе «Стон горы» появился благодаря встрече с ширмой в Канадзаве, а образ покойной снохи – на основе традиционного сочетания хризантем и красных листьев клёна. В фамилии Кикуко (Огата) зашифрована связь с ширмой художника Огата Корин. Так встреча со старинным шедевром вдохновила Кавабату на создание нового романа.

В 1957 году, после завершения журнальной публикации «Стона горы», Кавабата посетил Вестминстерское аббатство в Лондоне. Впоследствии в «Десяти заметках» (Дзиман дзюва, 1962) писатель упоминает, что слушая хор в аббатстве, он вспомнил о картинах художника Огата Кэндзан, младшего брата Огаты Корин. Это свидетельствует об увлечении Кавабаты творчеством художников школы Римпа – от Таварая Сотацу и Хонъами Коэцу до Огаты Корин и Огаты Кэндзан. Кавабата пишет, что мысли об этих картинах во время пребывания на чужбине вызывали у него чувство тоски по родине. В «Заметках» Кавабата перечисляет «Птицы и цветы: 12 месяцев» (Тэйка эй дзюникагэцу вака катёдзу) Фудзивары-но Тэйка, «Восемь мостов» (Яцухасидзу) со сценой из «Исэ-моногатари», «Корзину с цветами» (Ханакагодзу) с осенними цветами и стихами вака средневекового поэта и учёного Сандзёниси Санэтака, а также ширму «Птицы и цветы: 4 сезона» (Сики катёдзу бёбу) с изображением белой цапли и растений. Ширма принадлежала Кавабате, а изображённые на ней алые клены и белые хризантемы послужили ассоциативной основой для образа женщин в «Стоне горы». Роман пронизан симфонией творчества художников школы Римпа.

В «Десяти заметках» Кавабата упоминает высказанную специалистом по истории искусств Кобаяси Тайтиро гипотезу, что птицы и цветы на «Корзине с цветами» и ширме «Птицы и цветы: 4 сезона» – это персонажи «Повести о Гэндзи». Это тоже говорит об интересе Кавабаты к взаимосвязи литературы и искусства, прослеживающемся в его произведениях.

Среди поздних произведений Кавабаты следует отметить рассказ «Озеро» (1954) о преследующем женщин сталкере среднего возраста, и рассказ «Спящая красавица» (1960-61) о тайном месте, где старики ложатся рядом с погружённой в медикаментозный сон красавицей. Эти работы, затрагивающие глубинные аспекты сексуальности человека, обогатили литературный мир Кавабаты. А в 1968 году Кавабата первым из японских писателей удостоился Нобелевской премии по литературе.

Фотография к заголовку: Кавабата Ясунари в 1957 году (© Jiji)

Издательство «Альпина нон-фикшн» представляет книгу Андрея Десницкого «Библия. Что было «на самом деле»? Танах/Ветхий Завет».

Существовали ли цари Саул, Давид и Соломон, кто был автором Пятикнижия и какие события, описанные в Ветхом Завете, происходили на самом деле? Разбирая самые сложные загадки библеистики, российский ученый Андрей Десницкий задается вопросом: правомерно ли рассматривать Священное Писание как исторический источник? Можем ли мы реконструировать библейское прошлое при помощи научного метода и насколько любые наши реконструкции определяются субъективными ожиданиями? Автор соотносит проблемы археологических данных и письменных источников, прослеживает связь мифа и истории, происхождение Древнего Израиля и становление его государственности. Это увлекательно изложенный квалифицированный научный труд, позволяющий читателю по-новому взглянуть на сюжеты одной из самых важных книг в истории человечества.

Предлагаем прочитать фрагмент из первой главы книги, которая носит название «Вера, наука и «на самом деле»».

Наивные представления заключаются в том, что археолог может с применением соответствующих методик точно установить, как оно происходило на самом деле. Но он скорее подсказывает нам, как это могло происходить, и вариантов обычно больше одного, хотя и не бесконечно много. И выбор варианта часто бывает связан с конфликтом интересов самых разных групп, ведь к прошлому обращаются и в религии, и в политике, и в науке, и во многих других областях жизни. Например, когда и как в Ханаане появились израильтяне? И как вообще называть эту территорию — Палестина или земля Израиля? Каждое из двух названий сегодня якобы «подтверждает» права одного из двух народов на эту страну, а Ханаан… это ведь исключительно библейское слово, оно сразу переводит разговор в плоскость религии!

И ветхозаветная археология крайне редко может опереться на информацию из других источников, вроде того самого Моавитского камня. Потому большие проблемы возникают с датировкой, с отождествлением библейских топонимов (географических названий) и этнонимов (названий народов и племен). Как соотносятся между собой письменный текст и материальные свидетельства — это вечная проблема для всех историков. Но в случае с Библией эта задача иногда понимается так: подтвердить или опровергнуть библейский текст.

Археология библейских стран во многом выросла именно из этого желания. Ее начало часто связывают с именем Уильяма Олбрайта (1891–1971), который был не только археологом, но и крупным специалистом по западно-семитским языкам и текстам. Его рабочая гипотеза выглядела примерно следующим образом: все случилось именно так, как описано в Библии, и археология может это подтвердить.

Самый интересный пример принадлежит не самому Олбрайту, а его ученикам. Они взяли за основу сообщение 3 Цар. 9:15: «Вот какие общественные работы предпринял царь Соломон: построил Храм Господень, свой дворец, Милло, городскую стену в Иерусалиме, укрепления в Хацоре, Мегиддо, Гезере». Что такое Милло, точно не известно. Игорь Романович Тантлевский[1] связывает его с дворцом Давида и обнаруженными при раскопках так называемыми «ступенчатыми строениями из камней» (Stepped Stone Structure) и расположенными рядом «строениями из больших камней» (Large Stone Structure). В любом случае текст говорит о строительстве в столице. И вот рядом с царской столицей упомянуты три города: Хацор, Гезер (в Синодальном переводе — Гацор и Газер) и Мегиддо.

В трех городах были проведены раскопки и обнаружены очень похожие оборонительные сооружения, прежде всего городские ворота с тремя парами комнат по правую и левую стороны, построены они в этих городах практически одновременно. Подобные ворота также были обнаружены в Лахише и филистимском Ашдоде. Израильский археолог Йигаэль Ядин интерпретировал эту находку как доказательство строительной программы Соломона. Он мотивировал свой вывод так: «Наше решение приписать этот слой Соломону базировалось прежде всего на отрывке из Третьей книги Царств, стратиграфии и керамике. Но когда мы вдобавок нашли ворота с шестью комнатами и двумя башнями, соединенные с казематной стеной, по плану и размерам идентичные воротам в Мегиддо, мы поняли, что надежно идентифицировали город Соломона»[2].

В результате все находки в Мегиддо получили привязку к библейским нарративам: Давид разрушил хананейское поселение в Мегиддо, его сын Соломон построил там дворцы, а они были, в свою очередь, разрушены во время нашествия фараона Шешонка I. Далее, обнаруженные в Мегиддо конюшни более позднего времени принадлежат царю Ахаву, который выступил на войну с двумя сотнями колесниц.

Точно так же и другой знаменитый археолог, Уильям Дивер, датировал находки в Гезере временем расцвета Соломонова царства, то есть второй половиной X в.[3], и даже считал характерную для данных слоев керамику надежным признаком датировки других археологических памятников, но единственным доказательством выступал опять-таки библейский текст. Как отмечает Исраэль Финкельштейн[4], интерпретация начинает ходить по кругу: археологи, базируясь на библейском тексте, датируют свои находки и связывают с определенными событиями, описанными в этом тексте, а далее уже принятая ими датировка служит для подтверждения истинности библейских повествований. На самом деле, утверждает он, находки Ядина и Дивера не дают надежных сведений об абсолютных датировках, они лишь дают возможность судить, какие слои более ранние, а какие — более поздние.

Датировка — всегда спорный момент, но сегодня археологи склоняются к тому, что ворота в Мегиддо, самые большие из найденных, относятся к VIII в. до н. э., когда Соломона явно уже не могло быть в живых[5]. И в любом случае сходство строений не обязательно указывает, что они построены по одному плану и по единому замыслу: возможно, тогда просто было принято строить именно так. Но точно так же нельзя сказать, будто археология опровергла рассказ о строительной программе Соломона: отсутствие свидетельств — не свидетельство отсутствия.



[1] Тантлевский И. Р. Царь Давид и его эпоха в Библии и истории. — СПб.: РХГА, 2016. С. 261–266.

[2] Yadin Y. Megiddo of the Kings of Israel. Biblical Archaeology. 1970. Vol. 33. P. 65–96.

[3] Mazar A. Archaeology of the Land of the Bible: 10,000–586 B.C.E. New York, London, Toronto, Sydney, Auckland: Doubleday, 1990. P. 243, 387.

[4] Finkelstein I., Mazar A. The Quest for the Historical Israel. Debating Archaeology and the History of Early Israel. Ed. Schmidt B. B. Atlanta: SBL, 2007. P. 111.

[5] Mazar A. Archaeology of the Land of the Bible: 10,000–586 B.C.E. New York, London, Toronto, Sydney, Auckland: Doubleday, 1990. P. 384–387.

Нашим проводником в путешествии на сказочную, мистическую сторону Вильнюса по-прежнему работает Станислав Горбунов, путешественник и гид. Беседу со Станиславом мы продолжаем в одном из вильнюсских двориков, который находится рядом с улицей Пилес или Замковой, как ее называли в старые времена. Легенда улицы Пилес жива и по сей день: согласно рассказу известной писательницы Макс Фрай, на этой улице можно встретить пингвина с единорогом. Станислав показывает на два совершенно, казалось бы, заурядных окна, в стене дома и начинает рассказ.

“Это уже даже не городская легенда, а скорее удостоверенный факт, что именно здесь погиб от шаровой молнии известный вильнюсский профессор Август Бекю. Профессор был очень интересной, необычной фигурой, французского происхождения, хотя родился в Гродно, приехал сюда и здесь, в Вильнюсе, преподавал, женился на Саломее Словацкой. Пасынком Августа Бекю стал известный польский поэт Юлиуш Словацкий, который был другом другого легендарного польского поэта — Адама Мицкевича. Как раз здесь все эти известные люди и собирались, сюда приходил Адам Мицкевич, здесь жил Юлиуш Словацкий и тот самый профессор Август Бекю”, – повествует Горбунов.

Легенды старого Вильнюса: куда пропали пушки Наполеона, и тайна гибели профессора Августа Бекю

Тем не менее, профессор Август Бекю вошел в историю городских легенд Вильнюса не только потому, что был прекрасным преподавателем, отчимом Юлиуша Словацкого. Ореол мистики окружает фигуру профессора из-за его гибели.

“В один прекрасный летний день Август Бекю лежал как раз на диванчике у этого окна и, по словам очевидцев, буквально из ниоткуда в окно влетела шаровая молния, взорвалась и убила профессора. В воспоминаниях очевидцев сохранилось, что был достаточно ясный и солнечный день, но… внезапная гроза, шаровая молния и человек умирает…”, – рассказывает Горбунов. По словам нашего рассказчика, смерть Бекю превратилась в часть истории города, которую рассказывают туристам во многом благодаря Адаму Мицкевичу, потому что именно он был членом филаретов — тайного общества, созданного студентами Вильнюсского университета. Общество было раскрыто, последовали аресты его членов, все из них в той или иной мере были наказаны, многим пришлось уехать в ссылку.

“Август Бекю после этого получил то ли повышение то ли премию, что дало всем повод думать, что он предатель. Адам Мицкевич после того, как узнал, как погиб Бекю, эту смерть интерпретировал по-своему и рассказал в своей легендарной поэме “Дзяды” о том, как его покарал Бог за предательство. Имена были изменены, но все знали, о ком идет речь”, – говорит Станислав Горбунов. Так или иначе, хотя причастность профессора к арестам филаретов не была доказана, репрессии царских властей его не коснулись, хотя многие профессоры и тем более студенты после этого дела пострадали, были заключены в тюрьмы, что и дает основания думать о его причастии к этому делу.

По словам Станислава, с двориком связана еще одна интересная история. Именно здесь находился ботанический сад, организованный французом Жилибером, который жил здесь долгое время, преподавал в университете Вильнюса, и в конечном счете уехал, так как на его жизнь было совершено покушение. Неизвестный, пока Жилибер бродил по своему ботаническому саду, подсыпал ему в чай какой-то порошок. Когда это случайно заметил один из студентов и сообщил профессору, тот решил проверить чай. В результате оказалось, что напиток действительно отравлен.

Легенды, в которые превратились вполне реальные события, участниками которых стали Август Бекю, Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий и Жилибер, дополняют современные сказки старого Вильнюса. Так по крайней мере в одной из их, на улице Пилес рядом с домом, в котором шаровая молния погубила Бекю, посетители в кафе увидели шествующих по городской мостовой пингвина с единорогом. Куда и по каким делам шли пингвин и единорог — автор умалчивает, как и город, который хранит свои тайны.

***

Очередная городская легенда, которая основывается на реальных событиях, — это легенда о пушках Наполеона. После того, как солдаты Великой Армии Наполеона Бонапарта заняли Вильнюс, гора Гедиминаса стала одним из первых мест, которое посетил император Франции. Именно здесь он совещался со своими приближенными, рассматривал лежащий внизу город. Через несколько дней после этого на горе появились пушки.

Легенды старого Вильнюса: куда пропали пушки Наполеона, и тайна гибели профессора Августа Бекю

“Пушки затащили на гору для того, чтобы отмечать какие-то важные события, вроде взятия городов или победы французской армии. По рассказам горожан, пушки часто стреляли, орудия находились там все время, пока продолжался поход Наполеона на Москву. Во время поспешного наступления французы не успели их забрать, да и если честно, не до пушек им уже было, ноги бы унести. Когда русские войска взяли Вильнюс, то пушки убирать с горы не стали, а решили — раз стоят пушки, то пусть они себе стоят и пусть используются для тех же целей, для каких их использовали французы. Когда становилось известно о победах русской армии – они стреляли. Позже пушки исчезли, историки спорят куда они именно – стояли, а потом исчезли. Большинство историков сходится на том, что их забрали в Москву, где они потом куда-то и сгинули”, — заканчивает свой рассказ о вильнюсских городских легендах Станислав Горбунов.

* Материал представляет собой беллетризованные версии городских легенд и может частично не совпадать с реальными фактами.

  • Рассказ о путешествиях и путешественниках 4 класс читать
  • Рассказ о путешествии 4 класс короткие
  • Рассказ о путешественнике по географии 5 класс коротко
  • Рассказ о путешествии на французском языке с переводом
  • Рассказ о путешествии на английском языке с переводом 5 класс