Рассказ о пушкине и его няне 3 класс

Воспитание и образованиедетство александра сергеевича пушкина отличалось холодностью и отсутствием родительской ласки. родители а. с. пушкина, хоть и по-особому любили

Воспитание и образование

Детство Александра Сергеевича Пушкина отличалось холодностью и отсутствием родительской ласки. Родители А. С. Пушкина, хоть и по-особому любили старшего сына, не обращали особого внимания на воспитание своих детей. Мальчик был близок со своей сестрой Ольгой и бабушкой, отношения с родителями же всегда были довольно прохладными. Строгость матери и бережливость отца отделяли А. С. Пушкина от своих родителей.

Александр быстро научился читать, поэтому принимался за все, что находил в библиотеке отца, который был тесно связан с литературными кругами того времени. В основном А. С. Пушкин читал французские книги, что повлияло и на первые творческие работы мальчика. Уже к одиннадцати годам А. С. Пушкин знал почти все книги из отцовской библиотеки наизусть, так как память у писателя с рождения была феноменальной. Это позволяло мальчику почти не готовиться к изучаемым предметам, А. С. Пушкину достаточно было прочитать материал один раз.

А. С. Пушкин в детстве был любознательным ребенком. Он изучал русский, французский, немецкий и английский языки. Одним из его преподавателей был священник А. И. Беликов, который являлся литератором и переводчиком. Занимался с А. С. Пушкиным и его дядя Василий Львович.

Когда мальчику было двенадцать лет (1811 г.), А. С. Пушкин, показав достойные знания на вступительных экзаменах, поступил в Царскосельский лицей, который он закончил в 1817 году.

Вариант 3

Пушкин Александр Сергеевич родился 26 мая 1799 г (6 июня по новому стилю) в семье помещиков, в Москве. Его отец, Сергей Львович, вел праздный образ жизни, и мало жаловал и свою службу в Московском комиссариате, и свои хозяйственные дела. Его друзьями были известные писатели, например: Карамзин Николай Михайлович («История Государства Российского»), Дмитриев Иван Иванович, составитель баллад и песен в народном стиле. Сергей Львович, любил читать в своей библиотеке, знал толк во французской классике, и сам писал стихи, но читал их только близким родственникам. Зато его брат, Василий Львович, прославился поэтом.

Как видно, литературные задатки Александра Сергеевича, перешли к нему по отцовской линии.

Надежда Осиповна Ганнибал, мать Александра, приходилась внучатой племянницей его отцу. Но, в то время, браки с дальними родственниками никого не удивляли. Дед Надежды Осиповны был арапом Петра Великого.

В семье у гения была старшая сестра Ольга и три младших брата, из которых только один Лев остался в живых, остальные умерли в младенчестве. Мать из всех своих детей, особенно выделяла Лёвушку, к остальным относилась без особой симпатии. Но и Пушкин особо не питал к родителям нежного чувства. Зато брата и сестру не обделял своим вниманием. Пушкин был тихим ребенком, шумные игры его не забавляли, с большим счастьем он слушал рассказы своей бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, и очень любил русские народные сказки в исполнении своей няни, Арины Родионовны. Именно эти две женщины привили молодому гению любовь к России, и к русскому слогу.

Воспитанием в их семье занимались модные тогда гувернеры, которые сменялись очень быстро. Из всего образования в детстве, Пушкин знал французский язык, потому как еще и читал французскую классику из библиотеки отца, и русский, которому учила бабушка.

С 6 до 11 лет, летние каникулы Пушкин проводил в селе Захарьино — Подмосковное имение бабушки. Там он вдоволь мог наслушаться русской речи, и быть свидетелем русских традиций.

В 1811 году, Пушкин поступил в Петербургский лицей, и уехал из родительского дома. Расставание не было для него трагедией. Покидая отчий дом, гений вычеркнул из памяти свое детство, и практически о нем не упоминал. Если же доводилось, окунуться в мир детства, он с удовольствием вспоминал Лицей, считая, что там у него были братья, а учителя являлись опекунами.

Таким образом, можно сказать, что великий гений нашей литературы, был человеком без детства.

Бабушка и няня

Так как родители не особо тепло относились к А. С. Пушкину, будущий поэт любил проводить свое время с бабушкой и няней.

Бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, которая обладала мягкостью характера, не только нанимала для будущего писателя учителей и гувернеров, но и сама обучала Александра русской грамоте и письму. Бабушку А. С. Пушкина можно назвать его первым учителем, которому поэт позже посвятит несколько стихотворений.

Особую роль в жизни А. С. Пушкина играла няня Арина Родионовна Яковлева, которая делилась с мальчиком фольклорными сведениями: народными поверьями, сказками, поговорками и пословицами. Это сказалось в дальнейшем на творчестве А. С. Пушкина, который не только посвятил своей няне несколько произведений, но и воспользовался сюжетами рассказанных ею сказок для написания своих работ.

Сообщение 2

Теплым весенним днем 26 мая 1799 года в семье Сергея Львовича и Надежды Осиповны Пушкиных родился второй ребенок – сын. Его назвали Александром в честь близких родственников отца. Кроме того, 2 июня – день памяти святого патриарха Александра Константинопольского. Младенец был носатым, смуглым, похожим на деда со стороны матери.

До зимы Пушкины жили в Михайловском у дедушки Осипа Абрамовича Ганнибала. Саша был крепким спокойным младенцем. Дни, проведенные в селе, хорошо действовали на мальчика. Зимой переехали в столицу. Дети много гуляли и резвились в садах, парках. Однажды даже повстречали императора.

Саша – неповоротливый, полный ребенок, уже в возрасте полутора лет завороженно слушал музыку, пытался танцевать.

В Петербурге жизнь была дорогой, поэтому семья Пушкиных решает осесть в Москве. В трехлетнем возрасте Саша оставался толстым, не любил подвижные игры. Надежда Осиповна пыталась заставить мальчика бегать, но это оказалось бесполезным. Она любила своих детей, была в меру строгой, хотела расшевелить сына. Но малыш подолгу любовался городским пейзажем, иногда мог просто наблюдать за насекомыми.

Бабушку Марью Алексеевну, мать Сергея Львовича, маленький Саша Пушкин очень любил. Она жила с семьей сына, была образованной женщиной, любила всех внучат. А для Саши всегда припасала вкусный пряник и не заставляла его бегать. Бабушка часто рассказывала внуку интересные истории из жизни семьи, сказки, научила грамоте, правильной русской речи. Ее облик остался с поэтом до конца дней.

Когда Саше было шесть лет, Марья Алексеевна купила имение Захарово и перевезла туда семью сына. После душного города дети почувствовали себя вольготно. Долго гуляли с няней Ариной Родионовной. Будущий поэт особенно полюбил березовую рощу, речку, игры с деревенскими ребятишками. Забавляла возня с животными и неизвестно откуда появившимся волчонком. С этого времени Саша начал запоминать нянины сказки, праздничные песни деревенских девушек. Он стал подвижным, резвым подростком.

Александр учиться не любил, но зато ему нравилось читать. У Пушкиных была большая библиотека. Маленький Саша жадно читал книги, полюбил поэзию, комедии, которые разыгрывал по ролям вместе с сестрой. Читал много, все подряд, порой на французском языке, удивлял своей начитанностью, хорошо развитой памятью.

В девять лет сочинил первые стихотворения, потом написал несколько басен, маленькую комедию о карлах и карлицах. Первые серьезные произведения появились в годы учебы в лицее, который стал школой взросления.

Рассказ о детстве Пушкина кратко

Если спросить у любого человека на улице, кто же самый известный русский поэт, то большинство, не задумываясь, ответят: «Пушкин». Все читали произведения этого великого лирика: и взрослые, и дети. Александра Сергеевича Пушкина знают по всему миру, хотя переводчикам довольно трудно перенести особый авторский стиль поэта на другой язык. Несмотря на высокую популярность, мало кто знает о детстве неповторимого прозаика, о его семье. Статья поможет решить данную проблему. Родителями Александра были Сергей Львович и Надежда Осиповна. Отца мальчика мало что интересовало: и службу он бросил, и хозяйство свое проматывал. Однако, страсть как любил писать стихи и участвовать в спектаклях. Мать же была женщиной с хорошим домашним образованием, но известна она была тем, что являлась внучкой знаменитого Абрама Ганнибала, мужчины из Африки, проделавшего большой путь до российского военного инженера и крещенного самим Петром I. Великий поэт появился на свет 6
июня1799
года в Немецкой слободе, в Москве. Всего у Александра было восемь братьев и сестер, но все же, более половины умерли в детстве. Остались в живых старшая сестра Ольга и брат Лев. Летом Александр, а тогда еще просто Саша, был у бабушки Марии Алексеевны Ганнибал. Это была образованная и начитанная женщина. Пока родители мальчика разговаривали дома на французском, бабушка прививала любовь внука к русскому языку, что и повлияло на раннее стихи поэта. Но не только это оказало влияние на слог прозаика. Будучи замкнутым ребенком, Пушкин проводил время с французскими книгами в библиотеке отца, а в девять лет уже писал стихи, подражая зарубежным мастерам. Однако, на долю мальчика выпала большая удача. С малых лет в его доме принимали таких знаменитых личностей как Жуковский и Карамзин. Хоть Александр Сергеевич уже писал стихи и общался с признанными литераторами, поворотным моментом для его искусства можно считать поступление в Царскосельский лицей, в
1811
году. Тема учебы в Лицее неоднократно присутствовала в произведениях лирика, не даром он провел там шесть лет. Александр увлекался поэзией, даже вступил в литературное общество «Арзамас», учителя поощряли его увлечения, но, что греха таить, лучшим в учебе Пушкин не был, скорее он мало в чем преуспел кроме словесности и фехтования. Дальше шла жизнь, полная боли и расставаний, ссылки в удаленные части страны, неудачные романы.. Но это уже совсем другая история.

Доклад по литературе на тему детство а.с.пушкина

Скачать Доклад по литературе на тему детство а.с.пушкина

Информация о файле:

Дата: 21.12.2012 Скачано раз: 301 Место в рейтинге: 391 Средняя скорость скачивания: 8444 КБ/сек. Похожих файлов: 36

Жизнь и творчество А.С.Пушкина. Пушкина.Болдинская осень в жизни А.С. С. Материалы для биографии А. Список литературы. А.С.Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года. Болдинская осень в жизни А.С. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 году в Москве. Детство (1799-1811) 4 1.2. Пушкина» Введение Родоначальник новой русской литературы, Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 г Здесь он начал поэму «Бахчисарайский Читать Читать доклад online по теме ‘Детство Пушкина ‘. 2 1. В. Список используемой литературы .12. Темой для исследования я избрал сказки. Пушкина, доклад на тему детство пушкина. С. Вид работы: Доклад. Пушкина Детство Пушкина . Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему: А. ДЕТСТВО ПУШКИНА ДОКЛАД Язык: рус. Доклад: Пушкин А.С. Все доклады по литературе. Пушкина в литературу 11. Тема: Детство Пушкина. Заключение. Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. С. Предмет: Литература. Вклад сказок А. Отец поэта, отставной майор Сергей Львович, принадлежал к старинному, но обедневшему роду. Детство Пушкина Детство Пушкина Литература, Детство Пушкина , Рефераты много испытавшая на своем веку, носохзранившая душевную бодрость и мягкость 7 Душевные Литература, Детство Пушкина , Рефераты много испытавшая на своем поэзии Тема поэта и поэзии проходит через все творчество А. С самого раннего детства многие из нас слышат их от родителей. Пушкина Детство Пушкина . Систематический анализ повести и разбор ее некоторых связей с немецкой литературой – Часть 6. 3. 4. Пушкин. Вы можете узнать стоимость заказа авторской работы по этой «Детство Пушкина » или схожей теме. Дата: 13.12.12 Имя файла: detstvo-pushkina- doklad.zip Закачек: 10 раз(а) сегодня / 2973 раз(а) за все время. Предмет: Литература. < Гдз 8 класс геометрия погорелов | Решебник 5 класс Тема: Детство Пушкина. doklad_na_temu_detstvo_pushkina.rar «>. Вид работы: Доклад. Род, словесность, братство С детства для Пушкина были значимы принадлежность к славному в истории роду (легендарный Литература: Анненков П. 2.5. 4 1.1. Поиск: Только в этой теме Только в названии работы. 1.1 Детство (1799-1811). РЕФЕРАТ на тему: «Биография А.С. Скачать Читать текст оnline. Доклад на тему — Пушкин в театреКультура и искусство. С. Детство. y

Происхождение

А. С. Пушкин родился в нетитулованном дворянском роде Пушкиных, восходящем, согласно семейному преданию, к «мужу честну» Ратше, въехавшего в России во времена княжения Александра Невского. От него произошли многие известные фамилии московского барства, родство с которыми делало Пушкина связанным с бытом и жизнь Москвы.
В своих произведениях выдающийся русский поэт неоднократно обращался к образу своих предков, которые служили для него образцом истинной «аристократии», служителями государству и правителям. Неоднократно он обращался и к образу своего прадеда – африканца А. Ганнибала, бывшего воспитанником и слугой Петра I, а впоследствии — военным инженером и генералом.

Дядя по отцу, Василий Львович, был известным поэтом, входящим в круг Карамзина. Благодаря своему дяде Пушкин ещё ребенком увидел Карамзина, который был главой тогдашней молодой литературы.

Семья Пушкиных

Как сообщает Википедия, прадедом поэта был африканец Абрам Петрович Ганнибал, воспитанник Петра Первого. Отца Пушкина звали Сергей Львович, мать — Надежда Осиповна. В семье было восемь детей.

Родители, братья и сёстры

Если взглянуть на родословную семьи, то их корни уходят ко временам Александра Невского. В презентации для 5 класса о детстве Пушкина можно отметить, что писатель унаследовал от прадеда необычную внешность: смуглую кожу, крупный нос, тёмные курчавые волосы.

Отец семейства Сергей Львович был образованным и умным помещиком. Он был знаком со многими писателями, состоял в литературных кружках и нередко сам сочинительствовал. Он владел двумя имениями — Болдино и Михайловское, но не занимался хозяйством и был на грани банкротства. Мать Надежда Осиповна была женщиной красивой. Её мало интересовали домашние дела, в основном она посвящала время развлечениям.

Они поженились в 1796 году в Москве, а через три года у них родился первенец Александр. Далее родились ещё семеро детей, и только трое дожили до зрелого возраста. Кроме Александра, это были:

  1. Сестра Ольга. Пушкин был дружен с ней, доверял ей свои секреты. Она была образованной, волевой и решительной.
  2. Брат Лев. Он был самым младшим в семье, родители его очень любили. Отношения между братьями были тёплыми и доверительными.

Бабушка и няня

Александр с детства был обделён родительской любовью. Ласку и заботу он в основном получал от своей бабушки по материнской линии Марии Алексеевны Ганнибал. Летом он проводил время у неё в подмосковном селе Захарове.

Маленький Саша учился у бабушки русской грамоте и слушал её рассказы о своём знаменитом прадедушке. Марию Алексеевну очень заботило, что её внук был замкнут и мог плохо учиться, а потом начать штудировать учебники. Он бросался из крайности в крайность. Несмотря на всё это, Пушкин:

  • Великолепно владел французским, немецким и английским языками.
  • Писал стихи, сочинял басни.
  • Изучал французскую литературу.
  • Разыгрывал перед сестрой Ольгой небольшие комедии.

В 12 лет Пушкин уехал учиться в Царскосельский лицей. И только бабушка время от времени навещала его там. Незадолго до окончания учёбы поэта в лицее Мария Алексеевна умерла. Пушкин всю жизнь вспоминал её добрым словом и ласково называл мамушкой.

В содержании доклада на тему «Детство Пушкина» в 5 классе невозможно не упомянуть о самой известной няне России — Арине Родионовне. В точности её фамилия неизвестна. Учёные разделились на два лагеря: одни именуют её Яковлевой, другие — Матвеевой.

Полной информации о ней не сохранилось. Известно, что Арина Родионовна была крепостной в семье Ганнибалов, няней Пушкина и кормилицей его сестры Ольги.

Она знала много сказок, песен и небылиц, которые читала маленькому Саше перед сном.

Интересный факт: именно няня поведала своему воспитаннику об избушке на курьих ножках и семи богатырях. Александр делал краткие пометки и записывал за няней её мысли. Уважение и понимание царили между Ариной Родионовной и тогда ещё будущим поэтом. Сама же няня любила Сашу, не требуя ничего взамен.

Чуть позже Пушкин в своих произведениях будет называть её «подруга юности моей», «доброй подружкой», будет писать ей много тёплых и душевных писем.

В Захарово

Но не только в отчем доме проходило детство Пушкина. Краткое содержание писем его бабушки по матери Марьи Алексеевны дает нам возможность сделать выводы о характере юного поэта. Когда-то бабушка писала о том, что у мальчика просто нет полутонов или «середины», он либо пассивен, либо активен чересчур. Небрежен в обучении, но «жаден» до чтения. Годы детства Пушкина, проведенные в доме бабушки под Москвой, дали ему не только познание русского языка, но и возможность общаться по-русски (в отчем доме он был лишен этого в угоду моде). Няня Арина Родионовна, дядя Никита Козлов и крепостные бабушки смогли ознакомить мальчика с «духом» русским, что легло в основу живописнейших творений, выпущенных спустя годы.

Лицей

В то время заниматься образованием своих детей посредством гувернеров в домашних условиях считалось нормой. Но и привилегированные учебные заведения давали детям прекрасные знания. В семье было принято решение о поступлении одиннадцатилетнего Александра в Царскосельский лицей, где он проучится шесть лет. Благодаря связям отца и пройденным экзаменам, с 19 октября 1811 года юный поэт начал обучение в учебном заведении, ориентированном на подготовку государственных чиновников.

Детство и юность Пушкина прошли в эпоху неоднозначную. Война 1812 года не могла пройти бесследно для молодого пылкого воображения. Более того, преподаватели лицея доносили до учеников идеи свободы и равенства, патриотизма. Уже в лицейские годы молодой Александр вступает в ряды литературного сообщества «Арзамас», на собраниях которого активно отстаивает свое видение литературы и общества в целом. Печатается его первое сочинение, а на выпускном он читает свое стихотворение «Безветрие».

Именно патриотическими стихотворениями окрашена юность и детство Пушкина. Краткое содержание его работ того времени говорит нам о страстном желании перемен, о стремлении к прославлению родного языка и культуры. Именно с такими яркими впечатлениями вышел в мир юный автор, знакомый нам с детства.

Сочинения

В Царскосельском лицее поэт учился, здесь он обрел лучших друзей, осознал силу своего духа и таланта. Лицейские годы были насыщены событиями и знакомствами с интересными людьми, которые оказали сильное влияние формирование личности Пушкина.

Детство и лицейские годы Пушкина кратко

В семье Пушкиных дети были предоставлены сами себе и их воспитанием занимались только иностранцы-гувернеры. Саша с детства писал в основном на французском языке, ведь его воспитывал учитель-иностранец.

Вместе с дядей в июне 1811 г. Александр отправился в Петербург, 12 августа он стал одним из 30 счастливчиков, поступивших в лицей.

Открытие лицея в Царском Селе состоялось 19 октября того же года. Учеников обучали словесным, нравственным, историческим наукам, изящным искусствам и гимнастике. Учителя преподавали лицеистам физику и математику.

Отсутствие физических наказаний для учеников было закреплено в Уставе заведения. Каждый ученик жил в отдельной комнате.

Кратко описать лицейские годы Александра Пушкина можно так: подъем в 6 утра, после уроки, которые продолжались до обеда и занимали около 7 часов в день. Отдыхали гимназисты, занимаясь спортом или читая.

Александр не был отличником. Преподаватели лицея отмечали литературный талант Пушкина, гибкость его ума и при этом абсолютное отсутствие прилежания к обучению.

Друзья Пушкина в лицейские годы

Вместе с поэтом учились: сын директора Лицея Иван Малиновский, музыкант Николай Корсаков, будущий министр Александр Горчаков. Но самыми близкими друзьями в лицейские годы у Пушкина были Дельвиг, Пущин и Кюхельбекер.

С 13-летним Дельвигом Пушкин сдавал вступительный экзамен в Лицей. Антона одноклассники называли смешным прозвищем «Тося». Именно А. Дельвиг создал альманах, ставший стартовой ступенькой в литературную жизнь для многих талантливых писателей и поэтов ‒ «Северные цветы».

Дружен был поэт с Вильгельмом Кюхельбекером. Острая эпиграмма Пушкина послужила тому, что в лицейские годы друзья устраивали между собой дуэль. Биография Вильгельма повествует о том, что «Кюхля» стал декабристом и после подавления восстания был приговорен к вечной ссылке.

Иван Пущин жил в соседней с Пушкиным комнате. С поэтом они были особенно дружны и переговаривались вечерами через перегородку, разделяющую их комнаты. После восстания на Сенатской площади в 1825 г. Пущина арестовали и приговорили к 31 году тюремного заключения.

Пушкин близко общался с директором лицея Малиновским, с Чаадаевым, Жуковским.

Стихи Пушкина в лицейские годы

Первое стихотворение «К другу-стихотворцу» 15-летний Пушкин издал в «Вестнике Европы».

С 1811 по 1817 годы Пушкин создал больше сотни стихов и поэтических произведений. Посвящал поэтические строки лицейским товарищам и известным литераторам.

Лицейские годы Пушкина: интересные факты

На одном из занятий преподаватель Кошанский попросил своих учеников «пробовать перья» и описать «розу стихами». Остальные лицеисты не могли связать и двух слов, а Пушкин сразу прочитал 2 четверостишия, которые восхитили и профессора и учеников.

Интересные факты сообщает биография поэта, в лицейские годы одноклассники его звали «Французом» или «Егозой».

Ученики 6 класса школы на уроке пишут сочинение и выступают с сообщением о лицейских годах и детстве Пушкина.

Лицейские годы Пушкина ‒ сообщение на тему

4.3 (86.67%) 6 votes

Цели урока:

  1. Продолжать формировать навыки работы с поэтическим текстом, умение
    анализировать художественные картины.
  2. Развивать умение выделять главное, проникать в глубину мыслей поэта.
  3. Воспитывать любовь и чувство глубокого уважения к окружающим нас людям,
    к старости.

Оборудование:

  1. Портрет А.С. Пушкина и его няни Арины Родионовны.
  2. Грамзапись песни на стихи А.С. Пушкина “Зимний вечер”.
  3. Иллюстрация картины Виктора Попкова “ Моя бабушка и ее
    ковер”.
  4. Стихотворение Л. Квитко “Бабушкины руки”.

Ход урока

(На доске название главы, которую изучаем) “Мир нуждается в нашей
защите”

1. Вступительное слово учителя: Мы продолжаем изучение главы “Мир
нуждается в нашей защите”.

– Давайте вспомним, о чем мы уже говорили на страницах этой главы, какой мир
нуждается в нашей защите? Вспомните эпиграф к главе:

“Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил”
Антуан Сент Экзюпери

(Ответы детей)

– А сейчас откройте учебник и прочитайте название двух следующих
произведений в этой главе. По-моему, авторы учебника решили нас удивить:
оба стихотворения А.С.Пушкина “Няне” и “Зимнее утро” поместили в главу “Мир нуждается в нашей защите”.

Как вы думаете, случайно ли именно в этой главе оказались оба
стихотворения А.С.Пушкина, посвященные старенькой няне?

(Дети высказывают свои предположения)

img1
Пушкин А.С. (1799–1837 гг.)

(Приложение)

Александр Сергеевич родился в 1799 г. 6 июня в Москве, в семье
дворянина, потомка знатного боярского рода. Начальное домашнее воспитание
получил от гувернантов-французов, бабушка научила его писать и
читать по-русски, а любимая няня Арина Родионовна рассказывала
будущему поэту замечательные сказки.

img7
Портрет няни
Яковлева Арина Родионовна (1758–1828 гг.)

Для А.С.Пушкина няня была очень близким и родным человеком.
Она воспитывала его с детства. Они были неразлучны. Няня была к
Александру очень добра, любила его, и он всегда это чувствовал. Любил Саша
слушать сказки, а их Арина Родионовна знала много.

Когда Александр подрос, его отдали в лицей (Царское
село под Петербургом). А старенькая няня грустила и часто вспоминала своего
воспитанника. А с 1824 г. по 1826 г. Пушкин был в ссылке в родовом имении
с. Михайловское. По приказу царя он не имел права даже выезжать из
этого села. А наказали его за то, что он в своих стихах поддерживал декабристов,
которые восставали против царя. Он был лишен общения с друзьями. И опять с ним
рядом была его няня.

img2
Дом-музей Пушкина в с. Михайловское

img3
В кабинете в Михайловском

В сентябре 1826 г. Пушкин был вызван в Москву на собеседование к
новому царю Николаю 1 и не вернулся в село Михайловское. Но поэт
не забывает свою няню, часто думает о ней. И в первые месяцы после отъезда
рождается стихотворение, посвященное “Няне”. В последний раз поэт видел
Арину Родионовну через год после ссылки. А еще через год
его любимая няня умерла.

2. Работа над текстом стихотворения “Няне”

Словарь: светлица – светлая парадная комната в доме.

– Чтение учителем стихотворения “Няне”.

– Какие чувства питает герой стихотворения к няне?

Нежность (Голубка дряхлая моя)
Благодарность (Подруга дней моих суровых)
Сочувствие и жалость (Одна, одна, давно ты ждешь меня; ты горюешь, будто на
часах; в твоих наморщенных руках; тоска, предчувствия, заботы теснят твою
всечасно грудь).

– Прочтите те строки, из которых видно, что герой не просто не забыл свою
няню, но и хорошо представляет ее себе.

– Он уверен, что она его ждет? Докажите текстом.

– Можно ли прийти к выводу, что Пушкин остался самым близким человеком
для няни?

(Няня одинока, живет одними мыслями о своем воспитаннике. На душе у нее
тревога, дурные предчувствия)

– Как он называет няню и почему?

(Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя).

(Он благодарен ей за любовь и преданность. Ведь только она его и ждет всегда.

И за то, что, как и тогда в детстве, она его жалела, была рядом с ним эти два
года ссылки, сочувствовала ему).

– Захотелось ли вам прочесть это стихотворение самим?

(Чтение про себя, а затем вслух)

3) Работа над текстом стихотворения “Зимний вечер”

– А это стихотворение написано Пушкиным было немного раньше, в 1825 г. И
тогда он тоже был в ссылке. Стихотворение также посвящено няне Арине
Родионовне.

Словарь:

веретено – ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с
заостренным концом;
лачужка – небольшая, старая изба;
обветшалая кровля – старая крыша.

– Выразительное чтение стихотворения учителем.

– Какое настроение создает описание состояния природы в начале
стихотворения?

(Впечатление настоящей снежной бури, неразберихи. Буря ведет себя настолько
разнообразно, что напоминает то зверя, то плачущего ребенка, то путника, то
неизвестно кого: то ли ветер, то ли домового, шумящего соломой. Это настоящая
стихия, которая окружила со всех сторон маленький старенький домик. Настроение
затерянности человека в мире природы, одиночества и тревоги: “Наша бедная
лачужка и печальна, и темна”).

– Передается ли настроение обитателям избушки? Как лирический герой
пытается изменить ситуацию? А еще как?

– Можно ли сказать, что он помнит свое общение с няней в
детстве, что он благодарен ей?

(Именно поэтому он посвятил ей эти стихи. Своей любимой няне, которую он
очень любил и испытывал глубокое чувство благодарности).

(Добрая подружка бедной юности моей, моя старушка, мой друг, моя подружка).

4) Прослушивание грамзаписи песни на стихи А. С. Пушкина “Зимний вечер”.

– Что вас удивило? О чем это говорит?

(Стихи А.С.Пушкина любили и любят во все времена, по произведениям поэта
созданы музыкальные произведения, оперы, балеты, сняты художественные и
мультипликационные фильмы)

– Чем вы можете объяснить тот факт, что оба стихотворения Пушкина
помещены в главу “Мир нуждается в нашей защите”?

(Мнения детей)

Существует не только мир природы, который мы должны беречь и защищать, но
и мир человека, мир наших отношений и чувств. Это мир, который нуждается в таком
же внимании, в такой же бережной поддержке, что и окружающая нас среда.

– Какое из этих стихотворений вам захотелось выучить наизусть?

5) Работа с иллюстрацией картины В. Попкова “Моя бабушка и
ее ковер”.

В картинной галерее (в конце учебника) есть картина современного
художника В.Попкова “Моя бабушка и ее ковер”. Приложение.

img4
Виктор Попков. Моя бабушка и ее ковер

– Какими чувствами хотел поделиться с нами художник?

– Как вы думаете, старушка специально позировала художнику,
или эта сцена из жизни случайно подмечена?

– Почему бабушка художника изображена не в центре картины, а чуть с краю?
На какую черту характера намекает автор? (Скромность, не желает
привлечь к себе внимание

– Как одета старушка? (Скромно и аккуратно.)

– В какой позе она сидит, что выражает эта поза? (Она устало сложила
натруженные руки на коленях.)

– Из чего сделан ковер, на фоне которого она сидит? (Из тряпичных
лоскутов.)

– Вам приходилось видеть такие ковры? Они фабричные или сделаны
своими руками?

– Много ли времени понадобилось, чтобы его сшить?

– Можно ли назвать его нарядным? (Конечно, хотя наличие такого ковра в
доме не говорит о богатстве и состоятельности владельца, зато говорит, что
человек из простых, недорогих и доступных лоскутов ткани может сотворить
настоящий праздник).

– А может, этот ковер напоминает всю бабушкину жизнь?

изнь каждого человека – это мозаика из радостных и горестных мгновений,
из удач и неприятностей, из побед и поражений, из ярких встреч и пустых,
тягостных часов и дней, жизнь похожа на этот лоскутный ковер, в котором
чередуются яркие и бледные цвета, а бабушка пережила и повидала многое в своей
жизни).

– Каким же чувством хотел поделиться с нами художник?

(Чувством любви и привязанности к своей бабушке, чувством уважения к ней,
к ее нелегкой жизни, к ее скромному характеру, трудолюбию, человеку, который
умеет творить добро и праздник, несмотря на все жизненные тяготы).

– А вы любите свою бабушку? Поделитесь своими чувствами.

– Приходилось ли вам разглядывать бабушкины руки, какие они, почему?

6) Чтение стихотворения Л.Квитко “Бабушкины руки”.
Приложение
(слайд 14).

– Что умеют делать руки твоей бабушки?

– Как вы заботитесь о своей бабушке?

– Почему автор учебника предложил нам поговорить о старенькой бабушке
именно в главе “Мир нуждается в нашей защите”?

(Ответы детей)

Итог: Случайно ли, именно в этой главе “Мир нуждается в
нашей защите”, оказались оба стихотворения А.С.Пушкина, посвященные старенькой няне? Какой еще мир нуждается в
защите?

(Старость заслуживает особого уважения. Мы уважаем их за мудрые советы, за
их все умеющие натруженные руки, за их безграничную любовь к детям и внукам.
Старость нуждается в защите и поддержке тех, кто ее окружает)

– А вы задумывались раньше об этом?

– Что еще важного для себя вы открыли на уроке?

– Во многих городах Росси есть памятники А.С.Пушкину, его именем названы
улицы, библиотеки. Его чтут во многих странах мира. И это заслуженно,
ведь он подарил миру великие произведения.

– И няне Пушкина установлен памятник. Почему потомки чтут память
об Арине Родионовне. Приложение.

img5
Памятник А.С.Пушкину и Арине Родионовне

img6
Памятник А.С. Пушкину и его няне Арине Родионовне

2a84074073da4040e61b3175a5ce3f75 russian fashion russian style

Главной няне русской литературы исполняется
260 лет.

Судьба позаботилась о том, чтобы на пути
Александра Сергеевича появился именно такой человек. Арина Родионовна дарила
поэту свою любовь, была для него не только няней, но настоящим другом. Старушка
могла поворчать, быть притворно-строгой, но Александр знал о её безграничной
любви к нему, — рассказывает зав.отделом Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина
Ольга Солодовникова.

Попав в дом Пушкиных нянькой старшей сестры поэта
Ольги и его младшего брата Льва, она не сразу стала ходить за маленьким Сашей.
За ним смотрели две другие женщины и дядька Никита Козлов, провожавший потом
гроб с телом поэта в последний путь. И все же только её Пушкин звал своей
няней, к ней или навеянным ею образам не раз обращался в своих стихах.
Арина Родионовна воспитывала всех подопечных
барских детей по-русски. Она мастерски, задушевно рассказывала были и небылицы,
страшные истории, сказки, знала народные поверья, сыпала пословицами и
поговорками. Ее любили слушать не только дети, но и вся домашняя прислуга. «Несмотря на то, что всем окружающим строго
было запрещено пугать нас ведьмами, домовыми, няньки все дни говорили о них
между собой»,
— вспоминала сестра поэта Ольга. Ученые говорят, что та
информация и знания, которые получает ребенок в возрасте до семи лет, формируют
его личность.
Именно в этот период юный Саша впервые услышал и про избушку на курьих
ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях.
Видимо, на самом деле, крепостная крестьянка обладала
особым даром и покоряла детские души, а ее речь навсегда отложилась в их
памяти. Эта её роль особенна важна тем, что в детстве поэта «воспитание его
мало заключало в себе русского; он слышал один французский язык».
Почти до 1811
года, до своего поступления в лицей, Пушкин жил под одной крышей с Ариной
Родионовной.
Он любил ее
родственною, неизменною любовью,
часто называя в обращении к ней не только «няней», но
и «мамушкой».

Однако особая
близость между Пушкиным и Ариной Родионовной сложилась уже во время его
двухгодичной ссылки. В июле 1824 года в село Михайловское Псковской губернии
под надзор местного начальства был выслан опальный поэт из Петербурга. И здесь
с радостью его встретила постаревшая его няня, которая по-прежнему так же
любила своего Сашу. В Михайловском Арина Родионовна не просто стерегла усадьбу,
но и вела все господские дела. В мемуарной литературе, посвященной ссылке,
имена няни и поэта стоят неразрывно. В доме комнаты няни и Пушкина были рядом. «Вход к нему прямо из коридора; против его
двери — дверь в комнату няни, где стояло множество пяльцев»,
— вспоминал
И.И. Пущин. По свидетельству кучера Пушкина П. Парфенова: «Он все с ней, коли дома. Чуть встанет утром, уж и бежит ее глядеть:
«здорова ли, мама?» — он ее все мамой называл… И уж чуть старуха занеможет
там, что ли, он уж все за ней…»
.

Они вместе
коротали вечера.
Няня
усаживалась к столу со своими вечными чулками или с прялкой и под бойко
бегающее в её руках веретено сказывала свои сказки – певуче, просто,
что, по свидетельствам
самого поэта, получалось у нее превосходно. Он часто приходил в её маленький
домик, стоящий рядом с господским, порождая легенды о том, что Пушкин даже жил
не у себя, а в «домике няни». В письме знакомому Пушкин писал в декабре 1824
года: «…вечером слушаю сказки моей няни…;
она единственная моя подруга — и с нею только мне не скучно».

Весь сказочный русский мир был ей
известен как нельзя короче, и передавала она его чрезвычайно оригинально.
В ноябре 1824
года Пушкин пишет брату Льву: «Знаешь ли
мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом,
вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего
воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
. И он записывал
сказки, которых няня знала великое множество, песни, с интересом «собирал»
сказанные ей поговорки, пословицы, народные выражения.

Для примера
сравним фрагменты одной из няниных сказок, записанных Пушкиным, и пролога поэмы
«Руслан и Людмила»: «…вот чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу
золотые цепи и по тем цепям ходит кот, вверх идет сказки сказывает, вниз идет
песни поет… а вот чудо: из моря выходят 30 отроков точь-в-точь ровны и
голосом, и волосом, и лицом, и ростом, а выходят они из моря только на один
час… и с ними старик…»
.

И в поэме Пушкина:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цель на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом…

Творческую
индивидуальность Арины Родионовны-сказочницы исследовал фольклорист М. К.
Азадовский. Основываясь на записи Пушкиным семи народных сказок, ученый
отметил, что исполнительница владела традиционным репертуаром, который
предстаёт в «прекрасной сохранности,
большой художественной силе и поэтической свежести».
Она охотно пользовалась числом 30 или 33, свободно
рифмовала. В чисто сказочной традиции она использовала имена-прозвища, особенно
часто пользовалась любимым эпитетом: золотой.

Таким образом, творческий дар Арины
Родионовны, мудрость, терпеливость, гостеприимство и нежнейшая любовь к своему
питомцу снискали неизменное уважение Пушкина, его друзей и почитателей его
таланта. В стихотворении А.С. Пушкина «Сват Иван, как пить мы станем…» дан
портрет любимой нянюшки:

Мастерица
ведь была!

И
откуда что брала!

И
куды разумны шутки,

Приговорки,
прибаутки,

Небылицы,
былины

Православной
старины!

Слушать,
так душе отрадно!

И
не пил бы, и не ел,

Все
бы слушал да сидел.

Кто
придумал их так ладно?

Много позже, став уже знаменитым, Пушкин
сделает вывод о том, что знакомство со старинными песнями, былинами, сказками
необходимо для совершенного знания основ русского языка.
Важную роль
сказок няни в жизни и творчестве Пушкина отмечал критик и поэт Аполлон
Григорьев: «О, сказки Арины Родионовны…
вы хранили такую светлую, чистую струю в душе молодого, воспитанного
по-французски барича, что отдаленное потомство помянет вас добрым словом и
благословением…».

Свои сказки Пушкин начал писать позже,
их замысел он долго носил в себе, должно было пройти время, чтобы сказочные
сочинения увидели свет.
Почти все пушкинские сказки рождаются уже в 1830-31
годах, то есть спустя пять лет после уединения в Михайловском.

Старенькая «мамушка» Пушкина, с лёгкой
руки поэта, создавшего поэтический, романтический миф о своей няне, навсегда
вошла в русскую литературу, став «хрестоматийным образом». Он воспевал ее в стихотворениях
разного периода,
называя «наперсницей волшебной старины», «подругой юности моей», «доброй подружкой»:

Наперсница
волшебной старины,

Друг
вымыслов игривых и печальных,

Тебя
я знал во дни моей весны,

Во
дни утех и снов первоначальных.

Я
ждал тебя; в вечерней тишине

Являлась
ты веселою старушкой,

И
надо мной сидела в шушуне,

В
больших очках и с резвою гремушкой…

Стихотворение «Наперсница волшебной
старины» совершенно исключительно тем, что в нем старушка-няня и прелестная
дева-Муза являются как два воплощения одного и того же лица.

По признанию
поэта, Арина Родионовна была «оригиналом» няни Дубровского, няни Татьяны из
«Евгения Онегина». Принято считать, что она также является прототипом мамки
Ксении в «Борисе Годунове», женских образов романа «Арап Петра Великого»,
княгининой мамки («Русалка»).

Например, в
своей поэме «Евгений Онегин» Пушкин описывает разговор главной героини
произведения — Татьяны Лариной с няней (как Пушкин сам говорил, «оригинала няни
Татьяны»); вполне вероятно, что в нем переданы настроения этого факта жизни его
любимой няни — такова была типичная доля русской женщины -крестьянки в те годы:

Расскажи мне, няня,

Про ваши старые года:

Была ты влюблена тогда?»

И, полно, Таня! В эти лета

Мы не слыхали про любовь;

А то бы согнала со света

Меня покойница свекровь. —

«Да как же ты венчалась, няня?»

Так, видно, Бог велел.

Мой Ваня Моложе был меня, мой свет…

А было мне тринадцать лет.

Своей любимой
няне, дорогому и близкому человеку, простой крестьянской женщине, посвятил поэт
свое стихотворение, которое так и называется «Няне». Стихотворение написано в
октябре 1826 года в Москве, куда Пушкин был неожиданно вызван царем, что очень
встревожило Арину Родионовну.

Антон Дельвиг в письме спрашивает своего лицейского друга: «Душа моя, меня пугает положение твоей няни.
Как она перенесла совсем неожиданную разлуку с тобой?».
Не очень-то бодро
перенесла, дворовый Петр Парфенов вспоминал: «Арина Родионовна растужилась, навзрыд плачет». В начале ноября
1826 года Пушкин снова был в «своей избе», как любил он называть Михайловское.
Оттуда он писал Вяземскому: «Ты знаешь,
что я не корчу чувствительность, но встреча моей дворни… и моей няни — ей-Богу,
приятнее щекотит сердце, чем слова… Няня моя уморительна. Вообрази, что
семидесяти лет она выучила новую молитву об умилении сердца Владыки и укрощении
духа его свирепости, молитвы, вероятно, сочиненной при царе Иване».
Нетрудно
догадаться, чье сердце хотелось «умилить» Арине Родионовне, чью свирепость
«укротить». Она молила самодержца о милости к возлюбленному души её —
Александру Сергеевичу. Из воспоминаний Александры Осиповны Смирновой — фрейлины
Императрицы: «Государь-император говорил
с Пушкиным о его бедной Арине Родионовне (поэт очень жалел ее). Государь
говорил о старых русских слугах и о стихах, где Пушкин упоминает о своей
бабушке и старой няне».

О няне — первом и, самом верном друге
поэта, вспоминают его современники, близкие друзья, для которых Арина
Родионовна также стала родным человеком. Князь Петр Андреевич Вяземский пишет: «Родионовне мой поклон в пояс». Иван
Иванович Пущин, возвратившись из Михайловского, просит Пушкина в письме: «Кланяйся няне».

«Свет
Родионовна, забуду ли тебя?»

— писал навестивший Пушкина весной 1826 года поэт Николай Михайлович Языков. Он
был в восторге от Арины Родионовны. «Я
без ума от вашей нянюшки! Какая у нее материнская забота о вас. Поражают ее
душевная красота, замечательная народная речь, пленительные рассказы про
старину, про бывальщину!».
Николай Михайлович, впоследствии, ей посвятил
стихотворение «Как сладостно твое святое хлебосольство…».

А по утверждению
А.П. Керн, Пушкин «никого истинно не
любил, кроме няни своей…».

В последний раз поэт встретился со своей
любимой няней в селе Михайловском в сентябре 1827 года. К тому моменту Арине
Родионовне исполнилось уже 69 лет. К январю 1828 года старшая сестра Пушкина
Ольга решила выйти замуж. Родители были против брака дочери с Николаем
Павлищевым. Пара поселилась в Петербурге, а родителям, переступая через себя,
пришлось-таки выделить им крепостных для ведения хозяйства. В их число вошла и
Арина Родионовна.

Путешествовать в столицу ей пришлось в
марте. Всё ещё по-зимнему холодная дорога отняла у неё много сил – няня начала
болеть. В доме Павлищевых она скончалась 12 августа 1828 года.

Арину Родионовну похоронили на
Смоленском кладбище в Петербурге. Спустя два года Александр Пушкин пытался
найти её могилу, но не смог – она была утрачена навсегда. Лишь в 1977 году на
Смоленском кладбище появилась табличка в память о няне поэта.

В 1880 году,
когда после смерти Пушкина пройдет уже более 40 лет, писатель И.С. Аксаков на
открытии памятника поэту в Москве произнесет речь о простой крестьянке – Арине
Родионовне: «От отрочества до самой
могилы этот блистательный прославленный поэт не стыдился всенародно, в чудных
стихах, исповедовать нежную привязанность не к матери, а к няне… Так вот кто
первая вдохновительница, первая муза великого художника – это няня, это простая
деревенская баба! Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная
благодарная память!».

Пушкин сумел
создать добрый поэтический образ любимой няни, но, к удивлению, о внешности
Арины Родионовны не известно практически ничего.

Широко известен
портрет няни работы неизвестного художника. Его можно встретить даже в школьных
учебниках. 

Но соответствует ли он реальной внешности няни? По крайней мере, он
противоречит единственному дошедшему до нас описанию Арины Родионовны,
сделанному
Прасковьей
Александровной Осиповой
: «Старушка
чрезвычайно почтенная — лицом полная, вся седая, страстно любившая своего
питомца…».
Больше никаких слов про внешность няни в истории не осталось.

Существует также
известный горельеф Арины Родионовны, вырезанный из кости. Его история покрыта
тайной — впервые о нем стало известно в 1911 году, когда он попал в руки
Максима Горького, проживавшего в то время в Италии на острове Капри. Откуда
именно горельеф взялся, так и не выяснилось. Сегодня этот портрет хранится в Центральном
музее А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге.

%25D0%25AF.%2B%25D0%259F.%2B%25D0%25A1%25D0%25B5%25D1%2580%25D1%258F%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25B2.%2B%25D0%2590.%2B%25D0%25A0.%2B%25D0%25AF%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25B2%25D0%25B0

Кроме того, на полях рабочих тетрадей
Александра Сергеевича ученые-пушкинисты обнаружили два профильных портрета.
Сначала нарисована голова старушки в повойнике, а рядом с ней — поясной портрет
девушки в сарафане, с косой и повязкой на голове. При внимательном рассмотрении
оказалось, что лица старушки и девушки поразительно похожи и являются портретом
одного и того же человека в молодости и старости. На первом портрете она
нарисована, вероятно, такой, какой поэт видел ее в последний раз, на смертном
одре — перед нами лицо старушки с уже застывшими чертами, с опущенными веками.
Рядом же Пушкиным нарисован портрет юной Арины Родионовны, он более четок:
выражение лица молодой женщины бойкое и задорное. Рисуя Арину Родионовну
молодой, поэт, вероятно, вспоминал нянины рассказы о ее молодости.

%25D0%2590%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B0%2B%25D0%25A0%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B8%25D0%25BE%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25BD%25D0%25B0.%2B%25D1%2580%25D0%25B8%25D1%2581%25D1%2583%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D0%259F%25D1%2583%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B0

В различных
источниках можно встретить немало репродукций картин, на которых изображены
А.С. Пушкин и его верная няня. Но все они лишь плод воображения художников,
отражающий скорее внутреннюю суть этой удивительной женщины, но не внешнее
сходство с оригиналом.

В 1875 году на 4-й выставке Товарищества
передвижников Николай Ге
выставляет свою новую картину «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском».

%25D0%25B3%25D0%2595

На картине изображена встреча лицейских
друзей в январе 1825 года в селе Михайловское, когда ранним утром всего на один
день к Пушкину приезжает его лучший друг Иван Пущин, который привез запрещенную
тогда комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума», и Пушкину захотелось почитать ее
вслух. Пущин расположился в кресле, а Пушкин с его неуемным темпераментом
усидеть, и читал стоя. Позади него сидит няня со своим вязанием и тоже слушает.
Вот этот момент мы и видим на полотне художника.

На следующее утро Пущин уезжает, а
Пушкин пишет ему в Читу, где Пущин был в ссылке после декабрьского восстания на
Сенатской площади:

Мой
первый друг! Мой друг бесценный!

И
я судьбу благословил,

Когда
мой двор уединенный,

Печальным
снегом занесенный,

Твой
колокольчик огласил.

Настоящая ода дружбе! После выставки
картину приобретает Н.А.Некрасов.

Примером жанровой живописи является
картина П.И. Геллера (1862 – 1933) «Пушкин и няня», написанная им к 100-летнему
юбилею со дня рождения Поэта.

%25D0%259F.%25D0%2593%25D0%25B5%25D0%25BB%25D0%25BB%25D0%25B5%25D1%2580%2B%25D0%259F%25D1%2583%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25BD%2B%25D0%25B8%2B%25D0%25BD%25D1%258F%25D0%25BD%25D1%258F.

На картине изображена комната,
заполненная книгами, в которой уютно расположились Пушкин и его няня. У няни на
коленях вязание, она рассказывает что-то любимому Александру Сергеевичу, а тот
внимательно слушает и записывает.

Ученик Ильи Репина Николай Иванович
Шестопалов создал удивительные по органичности выбранных тем полотна,
посвященные А. С. Пушкину. В роковом, но и юбилейном 1937-м году, Николай Шестопалов
становится художником Пушкинского музея-заповедника. И в эти годы на его
живописных полотнах и чудесных акварелях появляются пейзажи Михайловского и Тригорского, усадебные интерьеры, виды
Святогорского и Печорского монастырей, древняя русская архитектура
белокаменного Пскова.
Ведь это, как ни крути, всё жизнь русского
помещика. Это усадебный дом, чудесная няня с русскими сказками, вечный годовой
круговорот крестьянской жизни, посещения монастырей и церковных служб.

%25D0%259D.%2B%25D0%25A8%25D0%25B5%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25BF%25D0%25B0%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B2%2B%25D0%259F%25D1%2583%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25BD%2B%25D0%25B8%25D0%25BD%25D1%258F%25D0%25BD%25D1%258F.%2B%25D0%2591%25D0%25B5%25D1%2581%25D0%25B5%25D0%25B4%25D0%25B0
Н.Шестопалов. Пушкин и няня. Беседа
%25D0%259D.%2B%25D0%25A8%25D0%25B5%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25BF%25D0%25B0%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B2.%2B%25D0%259F%25D1%2583%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25BD%2B%25D0%25B8%2B%25D0%25BD%25D1%258F%25D0%25BD%25D1%258F.%2B%25D0%2591%25D0%25B5%25D1%2581%25D0%25B5%25D0%25B4%25D0%25BA%25D0%25B0
Н.Шестопалов. Пушкин и няня. Беседка

Парамонов Александр Никитич (1874-1949),
художник-график, монументалист. Учился в ЦТХР Барона Штиглица на отделение
офорта и декоративной живописи у В.В. Матэ, Г.М. Манизера, А.П. Савинского. В
1936, накануне празднования столетнего юбилея великого поэта, написал картину
«Пушкин и няня». Бумага, офорт, сухая игла.
В нижней части листа — отрывок из стихотворения Н. Языкова и вид дома в
Михайловском.
Сюжет
традиционный: няня за вязанием рассказывает Пушкину свои «преданья старины
глубокой», а поэт, расположившись в кресле внимает ей и записывает услышанное в
тетрадь.

125858

В 1938 г. молодой художник Юрий
Непринцев, заканчивая институт, в качестве дипломной работы представил картину
«Пушкин в селе Михайловском». В течение всей своей дальнейшей жизни
«пушкинскую» тему Ю.М. Непринцев считал одной из самых главных в своем
творчестве.

%25D0%25AE.%2B%25D0%259D%25D0%25B5%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25BD%25D1%2586%25D0%25B5%25D0%25B2%2B%25D0%259F%25D1%2583%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25BD%2B%25D0%25B8%2B%25D0%25BD%25D1%258F%25D0%25BD%25D1%258F

К числу известных русских художников и
графиков относится и не менее знаменитый книжный иллюстратор Юрий Валентинович
Иванов. Многим известна его прекрасная картина «Пушкин и Арина Родионовна». 

%25D0%25AE.%2B%25D0%2598%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B2%2B%25D0%259F%25D1%2583%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25BD%2B%25D0%25B8%2B%25D0%25BD%25D1%258F%25D0%25BD%25D1%258F

Поэт
изображен за одним столом со своим верным и надежным другом няней. Мы видим
часть комнаты: деревянные стены обвешаны иконами, на столе в углу комнаты стоит
одинокая свеча в подсвечнике и шкатулка с няниными принадлежностями для вязания.
За столом сидит няня Пушкина с клубком ниток для вязания. С противоположной
стороны стола сидит сам Пушкин. Его голова подперта рукой. Взгляд какой-то
задумчивый. Одет поэт как всегда в строгий костюм. Голову покрывают кудри волос
с длинными бакенбардами. На полу, возле ног, няни сомкнулся в клубочек и сладко
спит кот.

Петербургский художник Игорь Шаймарданов, автор серии
картин о Пушкине, предоставил работы, посвященные и няне поэта. По замыслу
художника, в галерее образов Арины Родионовны перед зрителем предстают
портреты, стилизованные под старинные полотна начала XIX века. Также
Шаймарданов многократно обращался в своем творчестве к пушкинской теме, создав
несколько серий шуточных картин о жизни поэта, на которых, по признанию самого
автора, запечатлены «придуманные, вымышленные и почти правдивые истории».

%25D0%2598.%25D0%25A8%25D0%25B0%25D0%25B9%25D0%25BC%25D0%25B0%25D1%2580%25D0%25B4%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B2%2B%25D0%2590%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B0%25D0%25A0%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B8%25D0%25BE%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25BD%25D0%25B0%2B%25D0%25B8%2B%25D0%2590%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25BA%25D1%2581%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B4%25D1%2580%2B%25D0%25A1%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B3%25D0%25B5%25D0%25B5%25D0%25B2%25D0%25B8%25D1%2587

Евгений Николаевич Шибанов, работая в направлении
«гротескного реализма», создал картину

«
Пушкин и няня». Его виртуозный рисунок отличает колористическое
мастерство, оригинальность сюжета, что является составляющей узнаваемого почерка
художника, творчество которого можно определить как синтез «высокого»
академического искусства и «низовой» народной культуры.

%25D0%25A8%25D0%25B8%25D0%25B1%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B2

Образы Пушкина и его няни Арины
Родионовны вдохновили в разное время художников Леонида Непомнящего («Аринушкины
сказки»), 

%25D0%259B.%2B%25D0%259D%25D0%25B5%25D0%25BF%25D0%25BE%25D0%25BC%25D0%25BD%25D1%258F%25D1%2589%25D0%25B8%25D0%25B9.%2B%25D0%2590%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25BD%25D1%2583%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25BD%25D1%258B%2B%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25BA%25D0%25B8

Ольгу Смирнову («Пушкин и няня»), 

%25D0%25BE%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25B3%25D0%25B0%2B%25D1%2581%25D0%25BC%25D0%25B8%25D1%2580%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%2B%25D0%259F%25D1%2583%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25BD%2B%25D0%25B8%2B%25D0%25BD%25D1%258F%25D0%25BD%25D1%258F

Елену Шипицову («Пушкин и няня»), 

%25D0%25A8%25D0%25B8%25D0%25BF%25D0%25B8%25D1%2586%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%2B%25D0%2595.%2B%25D0%259F%25D1%2583%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25BD%2B%25D0%25B8%2B%25D0%25BD%25D1%258F%25D0%25BD%25D1%258F

Владимира Кузнецова («Пушкин слушает няню»), 

%25D0%2592.%2B%25D0%259A%25D1%2583%25D0%25B7%25D0%25BD%25D0%25B5%25D1%2586%25D0%25BE%25D0%25B2.%2B%25D0%259F%25D1%2583%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25BD%2B%25D1%2581%25D0%25BB%25D1%2583%25D1%2588%25D0%25B0%25D0%25B5%25D1%2582%2B%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25BA%25D0%25B8%2B%25D0%25BD%25D1%258F%25D0%25BD%25D0%25B8

Дмитрия Белюкина («А. С. Пушкин в
Михайловском в домике у Арины Родионовны») 

%25D0%2594.%2B%25D0%2591%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258E%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25BD.%2B%25D0%259F%25D1%2583%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25BD%2B%25D0%25B2%2B%25D0%259C%25D0%25B8%25D1%2585%25D0%25B0%25D0%25B9%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B2%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BC

и многих других российских
живописцев.

Это счастье, что у Пушкина была такая
няня – человек удивительной доброты, мудрости, прекрасно чувствовавшая и
понимавшая несказанную прелесть русской речи, знавшая множество сказок,
народных поверий, пословиц, поговорок. В том, что творчество Пушкина такое
русское и понятное всем, есть немалая роль его няни.

Лучшего образа для воплощения задуманных
идей для художников не найдешь… Было бы ошибочно думать о прошлом, как о чем-то
замкнутом. Глядя на эти полотна, вдохновленные образом Пушкина и его няни, чувствуешь
теплоту, искренность, безграничную доброту и сердечность:

«…Это
просто Пушкин и Россия.

Это
просто вечность и поэт.

Это
дань любви такого рода,

Что
пред нею меркнут все слова.

Это
путь таланта и народа.

Это
образ кровного родства…

Смотрим
– горожане и сельчане –

на
черты Крестьянки и Певца.

И
сама торжественность

Молчанья
возвышает души и сердца»
(Смирнов С.
В.)

Няня Арина Родионовна, в смирении и
простоте незлобивой души, сделала большое дело для любимца своего Саши:
оберегая его в детстве, разделяя с ним годы его тоскливого одиночества, — она
дала свежие, жизненные мотивы для его творчества.
Показательными в этом плане
являются слова самого Александра Сергеевича: «Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и
эта бедная старушка».

Источники:

Бойко С. Няня
Пушкина Арина Родионовна/ С.Бойко// Народное образование.1999., №3-4.

Глемба В. В.
Подруга дней моих суровых…// Литература в школе, 1999 г., №4.

Пушкин А.С. в воспоминаниях
современников. В 2-х т. Т. I, М.,1974

Ольга Солодовникова

  • Рассказ о прилагательном 5 класс
  • Рассказ о перелетных и зимующих птицах для детей
  • Рассказ о первом учителе от лица ребенка
  • Рассказ о памятнике журавли в саратове
  • Рассказ о папе в детский сад своими словами