Рассказ о пушкине и его лицейских друзьях

Автор на чтение 25 мин. просмотров 5 опубликовано 08.03.2021 рассматриваем портреты: самая красивая возлюбленная пушкинавеликий русский поэт жил в эпоху

На чтение 25 мин. Просмотров 5 Опубликовано

176223.400x292.jpgРассматриваем портреты: самая красивая возлюбленная ПушкинаВеликий русский поэт жил в эпоху необыкновенных красавиц — и был на редкость влюбчив571946.400x292.jpg«Святому братству верен я». День лицеиста10 фактов из истории знаменитой дворянской высшей школы7 школ-музеев, в которых учились классикиВспоминаем, где писали первые стихотворения Пушкин и ЕсенинПушкинистика АйвазовскогоПушкин, появляясь из раза в раз в работах Айвазовского, общается с безудержным морем как равный

Фильмы

Сказка о царе СалтанеСказка196687 мин

Спектакли

ПушкинДрама195740 минТеатр имени ЕрмоловойГробовщикДрама199047 минМастерская Фоменко (старая сцена)Сказки ПушкинаДрама197956 минМаленькие трагедии (Скупой рыцарь. Моцарт и Сальери)Драма197166 минАлександринский театрВновь я посетилДрама198245 минМаленькие трагедииДрама1966116 минАлександринский театрКаменный гостьДрама197149 минАлександринский театрЕвгений ОнегинДрама2008139 минВладимирский академический областной драматический театр

Лекции

Александр Пушкин. «Евгений Онегин»Александр Архангельский200826 минАлександр Пушкин. ПовестиАлександр Архангельский200826 минАлександр Пушкин. Поэмы «Борис Годунов» и «Медный всадник»Дмитрий Бак200826 минОнегина воздушная громадаЮрий Манн201388 мин

Книги

Александр ПушкинСказка о медведихеСказкиАлександр ПушкинМарья ШонингПовестиАлександр ПушкинО народном воспитанииОчеркиАлександр ПушкинТазитПоэмы

Пушкин Александр Сергеевич – великий русский писатель, поэт, публицист, прозаик, драматург, публицист, критик и основоположник новой литературы России. Роль этого великого мастера в русской литературе уникальна. Он показал серьезные достижения традиций XVIII — XIX вв., принял огромное участие в создании литературного русского языка, соединив и письменный, и устный его варианты.

Оглавление:

Краткая биография

Родился Александр Пушкин 26 мая в 1799 году в дворянской семье в городе Москве. Его отец, Львович Сергей, принадлежал к дворянскому роду. Дед Надежды Иосифовны, его матери, Ганнибал Абрам Петрович был африканец и являлся воспитанником и слугой самого царя Петра I.

Юность и творчество

Обучение и воспитание мальчика проходило под присмотром французских гувернеров, бабушки Ганнибал Марии Алексеевны и няни Арины Родионовны.

В 1811 году Александр Пушкин поступил в Царскосельский лицей и учился в нем до 1817 года, после юноша служил коллежским секретарем в Коллегии иностранных дел.

Стихотворение юного поэта «К другу-стихотворцу» впервые в печати появилось в 1814 году в известном журнале «Вестник Европы», после чего Александра Пушкина приняли в литературное общество «Арзамас». В Коллегии иностранных дел поэт не смог работать, всецело отдался творчеству и постоянно приносил в редакцию новые стихотворения:

  • «На Аракчеева»;
  • «Деревня»,
  • «Вольность»;
  • «К Чаадаеву» и др.

Это интересно: кратко о жизни и творчестве Тютчева Федора Ивановича.

В этот же время поэт активно начинает работать над поэмой «Руслан и Людмила» и завершает ее весной 1820 г.

Поэтом было написано множество стихотворений, которые одобряли редакторы и читатели. Его талант был виден в каждом произведении, на это во многом повлияла учеба в лицее, где его наставниками были поэты, с творчеством которых Пушкин познакомился в библиотеке отца. Любимый автор молодого писателя был Вольтер. Еще в лицее поэт многое взял из произведений главного романтика российской литературы Жуковского Василия Андреевича и с увлечением изучал основы поэтического профессионализма.

В 1814 году писатель акцентирует свое внимание на общественно-значимых темах и пишет произведение «Воспоминания в Царском Селе», которое посвящает Отечественной войне. Стихотворение вызывает большой интерес и его печатают в журнале «Российский музеум».

Интересно узнать: Тютчев биография поэта, жизнь и творчество писателя.

Ссылки

В 1820 году за то, что смелый писатель в своей политической лирике «наводнил Россию возмутительными высказываниями» , Александр Пушкин поплатился собственной свободой и был выслан на юг страны. На самом деле ему грозили Сибирью, но поэта спасли ходатайства его просветителей: Жуковского, Карамзина и Крылова.

До 1826 года поэт проводит время за работами и представляет читателям стихотворения:

  • «Кавказский пленник»;
  • «Песнь о вещем Олеге»;
  • «Узник» и др.

В 1823 году поэт начинает писать роман в стихах «Евгений Онегин» в Одессе, откуда из-за сложных отношений с Воронцовым был отправлен к матери в Михайловское, где находился под надзором местного начальства. Там же Пушкин продолжил свою деятельность как художник-реалист: продолжил роман «Евгений Онегин», начал «Бориса Годунова», прославился стихами «На Воронцова», «На Александра I» и другими.

В декабре 1825 года поэт узнал об аресте его многих друзей и восстании декабристов. В это сложное время Пушкин просил в письмах своих друзей за него не ручаться и оставить какие-либо убеждения и действия относительно его творчества. Осенью 1826 года поэт получил приказ Николая I о немедленном прибытии к нему в Москву.

Николай I, напуганный неодобрением общества за ссылки и казнь декабристов, решил прекратить ссылку поэта, чтобы получить общественную поддержку. Царь надеялся привлечь скандального писателя на свою сторону, и предложил ему быть поэтом при дворе, но запрещал издавать и читать где бы то ни было написанные произведения без одобрения царя.

Поэтому есть несколько произведений Пушкина, которые долгое время были под запретом:

  • «Борис Годунов»;
  • «Предчувствие»;
  • «Воспоминание»;
  • «Дар напрасный, дар случайный».

Личная жизнь

В 1828 году поэт сватался к первой красавице города Наталье Гончаровой, но определенного ответа не получил, после чего без разрешения царя уехал на Кавказ. За такую самовольную поездку Пушкин получил письмо с выговором.

Весной 1830 года поэт снова сделал предложение своей возлюбленной, и на этот раз она согласилась. Через год произошло главное событие его жизни: он женился. После свадьбы, он вновь поступил на службу в Иностранную коллегию, после чего задумал написать исторический роман о временах Пугачева и 1833 г. взялся писать «Историю Пугачева», из-за чего отношения с царем снова ухудшились.

За время семейной жизни Наталья Гончарова родила четверых детей – дочерей Марию и Наталью, и сыновей Александра и Григория. Положение семьи было бедственным, росли долги, но после написанных произведений «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Медный всадник» и сказки, ситуация изменилась. В 1835 году Пушкин получил разрешение издать свой журнал, который назывался «Современник».

Смерть поэта

В 1836 г. недруги поэта из петербургской аристократии оклеветали жену Пушкина, связывая ее честное имя с Николаем I, а затем и с бароном Дантесом. Чтобы защитить свою честь, в 1837 году поэт вызвал Дантеса на дуэль, где получил смертельное ранение, после чего спустя два дня скончался.

Биография Пушкина для детей начальных классов кратко

В целях получения знаний о творчестве и жизни великого поэта русской литературы для детей начальных классов в этой статье собрана самая главная информация о событиях, которые происходили в годы жизни Пушкина. Биография поэта представляется для детей в формате увлекательного рассказа.

Рассказ о Пушкине

Александр Сергеевич Пушкин известен сегодня не только как русский поэт, но и как великолепный прозаик, драматург, публицист и критик.

Родился он в Москве 26 мая в 1799 году. Воспитывался дома французскими гувернерами, благодаря этому еще ребенком он показывал знания французского языка и любовь к чтению. В двенадцать лет мальчик учится в Царскосельском лицее. После учебы Александр начинает служить в Коллегии иностранных дел, но работать там не может ни одного дня, так как не может жить без творчества. Его первые произведения: стихотворения «К Чаадаеву», «Деревня», «На Аракчеева» и поэма «Руслан и Людмила».

Наставники и известные поэты удивлялись способностям ребенка еще в детстве, но направления его творчества в юношеском возрасте удивляли их больше и больше. Он затрагивал серьезные политические темы, из-за чего был отправлен в ссылку на юг, а в 1824 году отправился в Михайловское, где работает над поэмой «Евгений Онегин» под наблюдением местного начальства.

В 1828 году, не получив руки первой красавицы Москвы Натальи Гончаровой, он самовольно едет на Кавказ, но возвращается и еще раз делает ей предложение. Наталья Гончарова принимает предложение и во время их семейной жизни рожает двух сыновей и двух дочерей.

Последние годы жизни поэта проходят в сложных жизненных условиях. Отношения с царем обостряются, начинается вражда со стороны аристократов и чиновных рядов, поэт накапливает долги, но не бросает заниматься творчеством. Он пишет «Пиковую даму», «Медного всадника», «Капитанскую дочку» и множество сказок для детей, и эти произведения помогают ему добиться успеха и получить разрешение от царя издать собственный журнал «Современник», в котором после печатаются произведения многих известных писателей.

Зимой следующего года его враги пускают слух об измене его супруги с бароном Дантесом, которого Александр Сергеевич, не раздумывая, вызывает на дуэль, чтобы отстоять свою честь. Именно это печальное событие привело к смерти великого поэта. 27 января 1837 года он умер спустя два дня после дуэли из-за полученного ранения в живот.

Источник

Про жизнь и творчество писателя смотрите видео.

Отзывы и комментарии

Это интересно

  • О книгопечатании на Руси — первый книгопечатник и издание первой печатной книги
  • Значение Английской буржуазной революции 17 века — последствия для всего мира
  • Леонардо да Винчи: биография, творчество, изобретения и интересные факты
  • Русский этнограф и великий путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай
  • Кто такой Джеймс Кук и каковы его основные открытия?

Опубликовано 10.04.2020 — 13:58 —

Краткая биография Александра Пушкина для начальных классов.

Скачать:

Вложение Размер
a._s._pushkin_dlya_detey.docx 121.14 КБ

Предварительный просмотр:

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) – великий русский поэт, прозаик, драматург. Автор бессмертных произведений в стихах и прозе: романов «Евгений Онегин”, «Дубровский”, известных поэм «Руслан и Людмила”, «Кавказский пленник”, повести «Пиковая дама” и многих других, а также сказок для детей.

Ранние годы

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (по старому стилю 26 мая) 1799 года в Москве в семье нетитулованного дворянского рода. Прадедом поэта по матери был африканец Абрам Петрович Ганнибал, являвшийся воспитанником и слугой царя Петра I.

В семье, кроме Александра Сергеевича было еще несколько детей – сын Лев и дочь Ольга. С 1805 по 1810 год Пушкин проводил много времени (особенно летом) у своей бабушки в подмосковном селе Захарове. Именно бабушка наняла Арину Родионовну Яковлеву, няню, которую так полюбил юный Пушкин.

Образование и начало творческого пути

В 1811 году Пушкин учился в Царскосельском Лицее. В биографии Пушкина важно выделить, что впервые его стихи появляются в печати в 1814 году, в журнале «Вестник Европы», где публикуется его стих «К другу-стихотворцу». В этот же период поэта принимают в литературное общество «Арзамас».

Вольтер и Эварист Парни были любимыми авторами юного Пушкина.

На дальнейшее творчество молодого Пушкина огромное влияние оказали труды таких классиков русской литературы, как Батюшков, Жуковский, Фонвизин и Радищев.

Пушкин оканчивает лицей в 1817 году, и выпускается в чине коллежского секретаря 12-го класса, после чего его определяют в Коллегию иностранных дел.

Творчество поэта

В 1819 году Пушкина принимают членом литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа». В этот же период он активно работает над поэмой «Руслан и Людмила» (1820).

В 1821 году Пушкин пишет поэму «Кавказский пленник», которая делает его одним из величайших литераторов среди современников. Через год начинается работа над «Евгением Онегиным» (1823-1832).

В 1832 году поэт задумывает создать исторический роман о временах пугачевщины, для чего изучает все доступные материалы (многие из них засекречены на то время), объезжает многие места, где проходило восстание. После всех этих путешествий, осенью 1833 года пишет «Историю Пугачёва» и «Песни западных славян», а также поэмы «Анджело» и «Медный всадник», начинает работу над повестью «Пиковая дама». В это же время Пушкин начинает работу над романом «Дубровский», в котором главному герою приходится стать разбойником.

Ссылки

Политическая лирика Пушкина 1817—1820 гг. («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня») вызвали гнев Александра I, и Александ Сергеевич мог быть сослан в Сибирь. Только благодаря стараниям и влиянию Карамзина, Жуковского и Крылова ссылки в Сибирь удалось избежать. Так, в мае 1820 г. Пушкин, под видом служебного перемещения, выслан на юг России.

Во время южной ссылки ссылки Пушкин очень увлекся творчеством Байрона.

В одном из своих писем Пушкин иронически отозвался о религии. Письмо перехватили и донесли Александру I. Результатом стало увольнение Пушкина со службы и его вторая ссылка, в село Михайловское (1824—1826).

Личная жизнь

В 1830 году Пушкин сватается к Наталье Гончаровой, а 18 февраля (2 марта по старому стилю) 1831 года Пушкин и Гончарова венчаются в Москве. Весной молодожены переезжают в Царское Село, где снимают дачу. В 1836 году в семье было уже четыре ребенка.

Последние годы жизни

Важно заметить, что в биографии Александра Пушкина после повышения его в чин камер-юнкера, он принимает решение покинуть службу и подает в отставку. Положение поэта выглядит и вовсе бедственно, поскольку многие произведения Пушкина не допускаются к печати из-за цензуры (например, поэма «Медный всадник»).

В 1834 году Пушкин дописывает повесть «Пиковая дама», которую немедленно отсылает в журнал «Библиотека для чтения». За повесть он получает высокий гонорар, но решить финансовые вопросы так и не удается.

В 1836 году Александр Сергеевич Пушкин решает издать журнал «Современник». Однако популярностью у публики журнал не пользуется. В четвёртом томе этого журнала был впервые напечатан исторический роман «Капитанская дочка».

В 1837 году между Александром Сергеевичем Пушкиным и Жоржем Дантесом возник конфликт. Пушкин вызывает Дантеса на дуэль, и в результате получает смертельное ранение в живот.

Император Николай I, зная о тяжелом состоянии поэта, обещает обеспечить достатком семью и выплатить все долги. Впоследствии монарх выполнил все обещания. Умер поэт 29 января (10 февраля) 1837 года.

Интересные факты

Интересно, что будущий классик русской литературы помнил себя с возраста четырех лет. Вспоминая это время, Пушкин рассказывал, что находясь на прогулке, он чувствовал колебания земли. Как раз в это время в Москве произошло последнее землетрясение.

Тогда же, в раннем детстве, произошла первая краткая встреча Пушкина с Александром I. Гуляя с няней, маленький Саша чуть не угодил под копыта коня императора. Трагедии удалось избежать – Александр удержал коня.

Александр Сергеевич Пушкин настолько любил книги, что собрал в домашнюю библиотеку более 3500 экземпляров.

Он также был полиглотом, знал много иностранных языков, среди которых: французский, греческий, латинский, немецкий и некоторые другие.

Кроме творчества, в жизни Пушкина было еще два больших увлечения – женщины и азартные игры. Обладая особым шармом и обаянием, он притягивал к себе особ женского пола. Первая влюбленность у поэта случилась еще в 16 лет. С тех пор и до конца своей жизни Пушкин питал особые чувства к женщинам.

Он также был заядлым картежником. Из-за этого поэт часто влезал в долги. Однако именно его любовь к картам и нужда в деньгах подстегивали Пушкина к написанию произведений, гонораром за которые он порою и гасил свои долги.

Пушкин по своей натуре был человеком саркастичным. Его шутки и издевки над друзьями и современниками нередко приводили к дуэлям.

Поэт участвовал в двух десятках дуэлей. В большинстве поединков друзьям Александра Сергеевича удавалось примирить дуэлянтов. Первая дуэль произошла, когда Пушкин был еще лицеистом. Последняя 29-я дуэль оказалась для него роковой.

<spg src=»https://nsportal.ru/sites/default/files/pictures/2013/05/06/picture-252021-1367824805.jpg»>«Творчество А.С. Пушкина глазами детей»

Эстетическое восприятие пушкинского наследия младшими школьниками. Из опыта работы учителя начальных классов, учителя высшей категории Бурбала Лариса Юрьевны….

Устный журнал «Рассказы о детях и для детей».

Цель: познакомить учащихся с биографией и творчеством В. Ю. Драгунского, его произведениями….

Летописи, как памятники древнерусской культуры. Песнь о Вещем Олеге – поэтическая обработка А.С. Пушкиным летописного рассказа

Интегрированный урок в 4 классе по УМК «Начальная школа XXI век».Тема урока по Окружающему миру в 4 классе «Что такое культура. Как возникла письменность. Летопись – рукописная …

Тема. Виды предложений по цели высказывания. Развитие речи. Составление рассказа по картине К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

Познакомить с видами предложений по цели высказы­вания….

Технологическая карта урока, презентация литературного чтения Рассказы о детях и для детей. В. Осеева «Потерянный день», «Три товарища», «Печенье». 1 класс

ФГОС НОО…

Рассказ об И. А. Крылове для детей.

Краткое изложение биографии Ивана Андреевича Крылова для начальных классов….

  • Мне нравится

  Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837 гг.) – великий русский поэт, прозаик, драматург. Автор бессмертных произведений в стихах и прозе: романов “Евгений Онегин”, “Дубровский”, известных поэм “Руслан и Людмила”, “Кавказский пленник”, повести “Пиковая дама” и многих других, а также сказок для детей.

Ранние годы

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (по старому стилю 26 мая) 1799 года в Москве в семье нетитулованного дворянского рода. Прадедом поэта по матери был африканец Абрам Петрович Ганнибал, являвшийся воспитанником и слугой царя Петра I. В семье, кроме Александра Сергеевича, было еще двое детей – сын Лев и дочь Ольга. С 1805 по 1810 год Пушкин проводил много времени (особенно летом) у своей бабушки в подмосковном селе Захарове. Именно бабушка наняла Арину Родионовну Яковлеву, няню, которую так полюбил юный Пушкин.

Образование и начало творческого пути

В 1811 году Пушкин учился в Царскосельском Лицее. В биографии Пушкина важно выделить, что впервые его стихи появляются в печати в 1814 году, в журнале «Вестник Европы», где публикуется его стихотворение «К другу-стихотворцу». В этот же период поэта принимают в литературное общество «Арзамас».

Вольтер и Эварист Парни были любимыми авторами юного Пушкина.

На дальнейшее творчество молодого Пушкина огромное влияние оказали труды таких классиков русской литературы, как Батюшков, Жуковский, Фонвизин и Радищев.

Читайте также:Есенин биография

Пушкин оканчивает лицей в 1817 году и выпускается в чине коллежского секретаря 12-го класса, после чего его определяют в Коллегию иностранных дел.

Творчество поэта

В 1819 году Пушкина принимают членом литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа». В этот же период он активно работает над поэмой «Руслан и Людмила» (1820).

В 1821 году Пушкин пишет поэму «Кавказский пленник», которая делает его одним из величайших литераторов среди современников. Через год начинается работа над «Евгением Онегиным» (1823-1832).

В 1832 году поэт задумывает создать исторический роман о временах пугачевщины, для чего изучает все доступные материалы (многие из них засекречены на то время), объезжает многие места, где проходило восстание. После всех этих путешествий осенью 1833 года пишет «Историю Пугачёва» и «Песни западных славян», а также поэмы «Анджело» и «Медный всадник», начинает работу над повестью «Пиковая дама». В это же время Пушкин начинает работу над романом «Дубровский», в котором главному герою приходится стать разбойником.

Ссылки

Политическая лирика Пушкина 1817—1820 гг. («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня») вызвали гнев Александра I, и Александр Сергеевич мог быть сослан в Сибирь. Только благодаря стараниям и влиянию Карамзина, Жуковского и Крылова ссылки в Сибирь удалось избежать. Так, в мае 1820 г. Пушкин под видом служебного перемещения выслан на юг России.

Во время южной ссылки Пушкин очень увлекся творчеством Байрона.

В одном из своих писем Пушкин иронически отозвался о религии. Письмо перехватили и донесли Александру I. Результатом стало увольнение Пушкина со службы и его вторая ссылка, в село Михайловское (1824—1826).

Личная жизнь

В 1830 году Пушкин сватается к Наталье Гончаровой, а 18 февраля (2 марта по старому стилю) 1831 года Пушкин и Гончарова венчаются в Москве. Весной молодожены переезжают в Царское Село, где снимают дачу. В 1836 году в семье было уже четыре ребенка.

Последние годы жизни

Важно отметить такой момент в биографии Пушкина: после повышения в чин камер-юнкера, Александр Пушкин принимает решение покинуть службу и подает в отставку. Положение поэта выглядит и вовсе бедственно, поскольку многие произведения Пушкина не допускаются к печати из-за цензуры (например, поэма «Медный всадник»).

В 1834 году Пушкин дописывает повесть «Пиковая дама», которую немедленно отсылает в журнал «Библиотека для чтения». За повесть он получает высокий гонорар, но решить финансовые вопросы так и не удается.

В 1836 году Александр Сергеевич Пушкин решает издавать журнал «Современник». Однако популярностью у публики журнал не пользуется. В четвёртом томе этого журнала был впервые напечатан исторический роман «Капитанская дочка».

В 1837 году между Александром Сергеевичем Пушкиным и Жоржем Дантесом возник конфликт. Пушкин вызывает Дантеса на дуэль, и в результате получает смертельное ранение в живот.

Император Николай I, зная о тяжелом состоянии поэта, обещает обеспечить достатком семью и выплатить все долги. Впоследствии монарх выполнил все обещания. Умер поэт 29 января (10 февраля) 1837 года.

Хронологическая таблица

Если вам нужна биография Пушкина по датам – советуем посмотреть страницу хронологическая таблица Пушкина.

Другие варианты биографии

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

  • Интересно, что будущий классик русской литературы помнил себя с возраста четырех лет. Вспоминая это время, Пушкин рассказывал, что находясь на прогулке, он чувствовал колебания земли. Как раз в это время в Москве произошло последнее землетрясение.
  • Тогда же, в раннем детстве, произошла первая краткая встреча Пушкина с Александром I. Гуляя с няней, маленький Саша чуть не угодил под копыта коня императора. Трагедии удалось избежать – Александр удержал коня.
  • Александр Сергеевич Пушкин настолько любил книги, что собрал в домашней библиотеке более 3500 экземпляров.
  • Он также был полиглотом: знал много иностранных языков, среди которых: французский, греческий, латинский, немецкий и некоторые другие.
  • Кроме творчества, в жизни Пушкина было еще два больших увлечения – женщины и азартные игры. Обладая особым шармом и обаянием, он притягивал к себе особ женского пола. Первая влюбленность у поэта случилась еще в 16 лет. С тех пор и до конца своей жизни Пушкин питал особые чувства к женщинам.
  • Он также был заядлым картежником. Из-за этого поэт часто влезал в долги. Однако именно его любовь к картам и нужда в деньгах подстегивали Пушкина к написанию произведений, гонораром за которые он порою и гасил свои долги.
  • Пушкин по своей натуре был человеком саркастичным. Его шутки и издевки над друзьями и современниками нередко приводили к дуэлям.
  • Поэт участвовал в двух десятках дуэлей. В большинстве поединков друзьям Александра Сергеевича удавалось примирить дуэлянтов. Первая дуэль произошла, когда Пушкин был еще лицеистом. Последняя, 29-я дуэль, оказалась для него роковой.
  • посмотреть все

Квест

Мы подготовили интересный квест о жизни Александра Сергеевича – пройти.

Тест по биографии

После изучения краткой биографии Пушкина рекомендуем проверить свои знания, пройдя небольшой тест:

  1. Вопрос 1 из 14

    Годы жизни А. С. Пушкина:</h3>

    • <label>1802-1841</label>
    • <label>1788-1837</label>
    • <label>1799-1837</label>
    • <label>1805-1840</label>

(новая вкладка)Avtoportret-Pushkina.jpg

Автопортрет Пушкина

Известный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин родился в небогатой дворянской семье 26 мая 1799 года. Но мы отмечаем его день рождения 6 июня. Это потому, что за 200 лет произошли некоторые изменения в государственном летоисчислении. Во времена Пушкина пользовались григорианским календарем, а с начала ХХ века Россия перешла на юлианское летоисчисление.

Детство

Матушка его Надежда Осиповна Ганнибал-Пушкина была внучкой арапа, подаренного когда-то графом Толстым царю Петру I. Царь воспитал арапчонка, дал ему достойное образование, и тот всю свою жизнь достойно служил России. Александр Сергеевич всегда гордился своим дедом.

Маленький Саша был живым, непоседливым мальчиком. И очень рассеянным. Матушка хотела видеть своих детей послушными, благовоспитанными, и потому нередко наказывала Сашу за потерянные носовые платочки, за покусанные ногти и другие шалости.

До 12 лет Саша воспитывался дома. Его обучала мама, потом гувернеры. Он выучился читать и писать, хорошо знал французский язык. А вот родной русский язык он стал осваивать значительно позднее. В XVIII-XIX веках дворяне предпочитали разговаривать между собой на французском, чтобы их не понимали дворовые. Это были люди, которые принадлежали дворянам и обслуживали их: убирали дом, готовили еду, помогали одеваться, занимались маленькими детьми.

На лето в 1805-1810 годах маленького Сашу возили к бабушке со стороны матери к Марии Алексеевне Ганнибал в село Захарьево. Там он познакомился с Ариной Родионовной, ставшей его няней. Арина Родионовна через сказки и песни учила его говорить на русском языке, заложила в Саше любовь к русской культуре. Мария Алексеевна со своей стороны тоже старалась воспитывать и образовывать Сашу. И позднее она писала:

TSitata-dlya-detej-1.jpg

Лицей

Летом 1811 года, когда Саше исполнилось 12 лет, его определили в Царскосельский лицей. Это учебное заведение открылось по указу императора Александра I, и предполагалось, что в нем будут готовить молодых людей для государственной службы. Пушкин и его товарищи по лицею оказались первыми выпускниками этого легендарного заведения. В первый выпуск из стен лицея вышли замечательные, талантливые молодые люди:

  • Александр Пушкин, наш поэт;
  • Вильгельм Кюхельбекер, поэт и декабрист;
  • Александр Горчаков, дослужившийся до должности главы русского внешнеполитического ведомства при Александре II, и ставший в 1867 году последним канцлером Российской империи;
  • Михаил Яковлев – талантливый музыкант и певец;
  • Антон Дельвиг – литератор и издатель;
  • Николай Корсаков – композитор.

Учеба в лицее, общение с талантливой молодежью, и с замечательными профессорами, такими, как А. П. Куницын (нравственные и политические науки), Н. Ф. Кошанский, (эстетика, российская и латинская словесность); Я. И. Карцов, (физические и математические науки) и другие способствовали расцвету таланта Пушкина. В лицее издавались рукописные, самодельные журналы, в которых печатались первые стихи Пушкина, Кюхельбекера, Дельвига. Пушкин писал яркие и острые эпиграммы, которые быстро расходились по рукам.

Самым ярким и незабываемым и волнующим днем для Александра Пушкина был день, когда он читал свое стихотворение в присутствии известного русского поэта, перед которым преклонялась вся молодежь – Гаврилы Романовича Державина. На протяжении почти всего экзамена Гаврила Романович дремал. Но когда Александр начал читать свои «Воспоминания в Царском Селе», старый поэт проснулся, и даже как-то вытянулся на стуле, привстал и слушал молодой звонкий голос с нескрываемым вниманием. В этот день Державин почувствовал, что России растет достойная смена, способная заменить его старика.

Молодость и вольнолюбивые идеи

По результатам экзаменов Пушкин был выпущен из лицея в 1817 году в чине 10-го класса Табели о рангах и определен на службу в коллегию иностранных дел. Он остался в Санкт-Петербурге, часто посещал театры, которые страстно любил, участвовал в литературных кружках, общался с дворянами, составлявшими тайные политические общества. Вольнолюбивыми настроениями и идеями была проникнута вся прогрессивная молодежь, думавшая, что самодержавие препятствует прогрессу, движению вперед, а крепостничество тормозит развитие экономики.

Пушкин был человеком страстным, легко вспыхивал, загорался новыми идеями, и они выливались в его стихотворениях. За свое вольнодумство, которое он не в состоянии был скрывать, за свои стихи Пушкин был выслан из Санкт-Петербурга на юг.

Южная ссылка

Вместе с Раевскими он совершил путешествие на Северный Кавказ до Пятигорска. Служил в Кишиневе, Одессе. Пока он служил под началом генерала И. Н. Инзова, многое сходило Пушкину с рук. Инзов расстраивал дуэли, отпускал Пушкина в поездки и многое прощал своему талантливому и непоседливому любимцу.

Сменивший Инзова губернатор граф Воронцов не захотел терпеть опального и пылкого поэта. Поползли слухи о любовной связи Пушкина с супругой Воронцова. Воронцов обратился в Санкт-Петербург с просьбой удалить от него неуемного певца Свободы. В общей сложности Пушкин провел на юге 4 года: с 1820 по 1824 гг.

В Михайловском

В Петербурге к просьбе Воронцова прислушались. Очевидно, слухи о беспокойном нраве Пушкина долетали до ушей императора. И тогда он решил запереть вольнодумца в родовом имении под надзор отца и полиции.

Первое время Пушкин задыхался от одиночества и невозможности перемещаться, встречаться с друзьями. Но вскоре родители уехали из Михайловского, и Александр Сергеевич остался один, вместе с Ариной Родионовной. Это была благодатная пора для поэта. В тишине Михайловского он сочинил свои лучшие детские сказки, закончил роман «Евгений Онегин», написал «Бориса Годунова» и много других, не менее замечательных произведений. Здесь он близко сошелся с семейством Осиповых-Вульф. Ссылка в родовом имении длилась 2 года. И только в конце лета 1826 года ему было разрешено жить в обеих столицах.

В этот период у Пушкина проснулся интерес к эпохе Петра Первого. Он задумал повесть о своем деде, которая была названа «Арап Петра Великого». Тогда же родился замысел поэмы «Полтава».

Сватовство и женитьба

Александр Пушкин был известным Дон-Жуаном. Он влюблялся бесконечное число раз. Но ему эту слабость к женской красоте можно простить, поскольку состояние влюбленности вдохновляло его на написание новых стихов.

ZHena-Pushkina-858x1024.jpg

Жена Пушкина

К 30 годам он всерьез задумался о необходимости женитьбы, создания своей семьи. В этот период на балу у московского танцмейстера он знакомится с Натальей Николаевной – 16-летней московской красавицей. Пылкий поэт с первого взгляда влюбился в девушку и решился на сватовство. Но матушка Натали, мечтавшая в глубине души о более блестящей партии для своей дочери, не говорила Пушкину ни да, ни нет. С одной стороны, он не казался ей перспективным женихом, а с другой, она боялась остаться «у разбитого корыта». Она три года выжидала под тем предлогом, что Натали еще слишком молода. Пушкин терпеливо ждал. В это время он совершил поездку на Кавказ и в Арзрум, успел застрять в Болдино во время эпидемии холеры, занимается издательской деятельностью.

TSitata-dlya-detej-2.jpg

Первые годы своей женитьбы Пушкин был безгранично счастлив. Он самозабвенно любил свою жену, с нежностью и трогательной заботой относился к детям. Но красавица обращала на себя внимание мужчин и ревнивые взоры женщин. На Наталью Николаевну обратил внимание сам император Николай II.

TSitata-dlya-detej-3.jpg

О Наталье Николаевне стали распускаться сплетни и слухи. В их распространении не последнюю роль сыграл француз Дантес, преследовавший Наталью Николаевну. В конце концов, Пушкин не выдержал и послал оскорбительное письмо отчиму Дантеса барону Луи Геккерну. В результате последовал вызов на дуэль, где Пушкин был смертельно ранен. Пуля пробила шейку бедра и проникла в живот. Сейчас, возможно, поэта можно было бы спасти, но медицина XIX века была не на столь высоком уровне. 29 января в пятницу А. Пушкина не стало.

Он был похоронен на территории Святогорского монастыря в Псковской губернии, куда был доставлен из Петербурга с соблюдением высочайшей секретности.

</ul>Используемые источники:

  • https://www.culture.ru/persons/8195/aleksandr-pushkin
  • https://obrazovanie.guru/literatura/kratkaya-biografiya-aleksandra-sergeevicha-pushkina.html
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2020/04/10/rasskaz-ob-a-s-pushkine-dlya-detey
  • https://obrazovaka.ru/alpha/p/pushkin-aleksandr-sergeevich-pushkin-aleksandr-sergeyevich
  • https://poetpushkin.ru/zhizn-i-tvorchestvo/biografiya-a-s-pushkina-dlya-detej.html

Государственное бюджетное
профессиональное

образовательное учреждение Московской
области

«Московский областной медицинский
колледж № 3 имени Героя Советского союза З. Самсоновой»

Егорьевский филиал

План-конспект
урока

 по литературе

в группе
11 СД (специальность «34.02.01 Сестринское дело»)

на тему «А.С.Пушкин.
Жизненный и творческий путь».

Разработал: Аксенова Ирина Евгеньевна

Преподаватель
русского языка и литературы

В ГБПОУ МО «МОМК № 3»
Егорьевский филиал.

Егорьевск, 2020

Тема урока в ГБПОУ МО «МОМК № 3» Егорьевский
филиал
:
«А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь».

Дата проведения: 03.09.2020 г.

Тип урока: комбинированный

Технология урока: фронтальная, групповая,
индивидуальная

Цели урока:
Пробудить желание обучающихся глубже
познакомиться с личностью А. С. Пушкина;
определить основные темы и мотивы лирики Пушкина;
познакомить с любовной, философской, гражданской лирикой А.С.Пушкина, вызвать
интерес к личности и творчеству поэта;
изучить факты, свидетельства, рассмотреть различные точки зрения, интерпретации
личности поэта;
сопоставить темы, поднимаемые в лирике поэта с проблемами сегодняшнего дня.

Задачи:
Образовательные:

определить место творчества А.С.Пушкина в
восприятии учащихся.

выяснить особенности лирики лицейского
периода;

выявить своеобразие раскрытия тема
дружбы в творчестве поэта;

Развивающие:

способствовать развитию речи учащихся
(выступать с сообщениями на литературную тему);

совершенствовать навыки выразительного
чтения художественных текстов произведений А.С.Пушкина;

способствовать развитию творческой
инициативы; развитию памяти и воображения;

Воспитательные:

воспитывать любовь к слову, литературе,
поэзии;

воспитывать коммуникативную культуру;

воспитывать положительное отношение к
учебной деятельности.

Планируемые результаты: обучающиеся знают основные этапы жизни и
творчества А.С.Пушкина, основные мотивы лицейской лирики, имена друзей Пушкина;

понимают особенности раскрытия темы дружбы
в творчестве поэта;

выразительно читают художественные
произведения;

умеют отвечать на вопросы, связанные с
анализом поэтического текста, владеют навыками информационной переработки
текста.

Оборудование:
Техническое: учебник, ноутбук, проектор.
Дидактическое: портрет поэта;
презентация преподавателя о жизни и творчестве А.С.Пушкина, иллюстрации к его
произведениям и проч.;

раздаточный материал для работы в группах
(распечатки стихотворений А.С.Пушкина;

выставка произведений А.С.Пушкина;

записи на доске.

План
урока:
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности.
III. Актуализация опорных знаний.
IV. Основное содержание урока.
V. Подведение итога урока.
VI. Домашнее задание.
VII. Оценивание учеников.

Ход урока:


I. Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих,
причины.

Слово преподавателя:
Добрый день, уважаемые студенты! Очень рада видеть вас на уроке. Проверьте,
пожалуйста, всё ли у вас готово для того, чтобы начать наш урок (тетради,
учебники). Что ж, тогда приступим.

II. Мотивация
учебной деятельности.
Сообщение
темы и цели урока.

Слово преподавателя (слайд 2 презентации):

Сегодня мы с вами
начинаем работу над творчеством великого российского поэта Александра
Сергеевича Пушкина. Ребята, мы с вами рассмотрим основные этапы жизни и творчества
этой гениальной личности. Поэтому откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите
тему урока.

III. Актуализация
опорных знаний.

Слово
преподавателя:
С творчеством А.
С. Пушкина вы уже знакомились в школе, поэтому, ребята, давайте немного
поговорим об этом.

Беседа.

1. Что вы знаете о жизни А. С. Пушкина?

2. Какие произведения писателя вы уже изучали ранее?

3. Какое
произведение вам больше понравилось? Почему?

Слово преподавателя:
На своих
картинах его увековечили художники О.Кипренский о В. Тропинин. (Преподаватель
обращается к портретам А.С.Пушкина, размещенным на 3 слайде презентации).

Какие
учебные задачи мы должны решить, исходя из темы урока? (Обучающиеся
предлагают варианты).

IV. Основное содержание
урока.

Иллюстрированный рассказ
учителя (презентация, приложение 1)

Эпиграф
к уроку(4 слайд):

Следы
исчезнут поколений,

Но жив поэт,
бессмертен гений.

Ф.
Глинка

«Писать
о Пушкине – значит писать о целой русской литературе…» – сказал В. Г.
Белинский. Действительно, Пушкин – наследник всего нашего литературного
прошлого и, по словам А. М. Горького, «начало всех начал» новой русской
литературы. Он имел на литературу многостороннее и плодотворное влияние. В его
личности, в самой его жизни, в небывалой стремительности творческого развития
выразилась замечательная одаренность и могучая творческая сила породившего его
великого народа»
*.

Еще
при жизни А. С. Пушкина Гоголь писал о нем: «Пушкин есть явление чрезвычайное
и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в
конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем
русская природа, русская душа, русский дух, русский характер…»

Родословная поэта. В ней несколько ветвей,
уходящих в глубины русской истории и отмеченных замечательными именами
участников важнейших исторических событий в России. В романе «Арап Петра
Великого», в стихотворении «Моя родословная», в набросках своей автобиографии и
других произведениях поэт часто будет вспоминать о своих предках.(5 слайд
).

Фронтальный опрос по биографии А.С. Пушкина
Слово преподавателя.

Основные
этапы жизненного и творческого пути. (6
слайд)

Александр
Сергеевич Пушкин (1799–1837) родился 26 мая (6 июня по новому стилю) 1799 г. в
городе Москве в старинной дворянской семье мятежного рода Пушкиных. Мать
Надежда Осиповна – урожденная Ганнибал, отец Сергей Львович – отставной майор,
 принадлежавший к обедневшему дворянскому роду. Для своих сыновей они
хотели блестящей служебной карьеры.

1. УЧЕБА А. С. ПУШКИНА В
ПРИВИЛЕГИРОВАННОМ

УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ – ЦАРСКОСЕЛЬСКОМ ЛИЦЕЕ (1811–1817) (7
слайд)

Творческие
силы Пушкина проявились с кипучей энергией.

И.
И. Пущин
: «Жизнь наша лицейская сливается с политической эпохой народной
жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на
нашем детстве».

К.
Н. Батюшков
: «О, как стал писать этот злодей!»

В.
А. Жуковский
: «Это надежда нашей словесности… Нам всем надобно
соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас
перерастет».

Лучшие
стихи, написанные Пушкиным в лицее: «Воспоминания в Царском Селе», «Моему
Аристарху», «К другу стихотворцу», «Лицинию», «Кюхельбекеру» и др.(8 слайд)

2. А. С. ПУШКИН В ПЕТЕРБУРГЕ
(1817–1820)
(9 слайд)

Служба
в Коллегии иностранных дел. Нарастало движение декабристов. Произведения
Пушкина петербургского периода: ода «Вольность», стихи «Деревня», «К Чаадаеву»,
«Сказки», эпиграммы на Александра I, Голицына, Аракчеева и др.(10 и 11 слайды)

Александр
I
 : «Пушкин «наводнил Россию возмутительными стихами: вся
молодежь наизусть их читает… Пушкина надобно сослать в Сибирь».

Н.
П. Огарев
: «Кто во время оно не знал этих стихотворений? Какой юноша, какой
отрок их не переписывал?»

3. ЮЖНАЯ ССЫЛКА (1820–1824) (12 слайд)

Путешествие Пушкина
по Кавказу и Крыму в обществе семейства генерала Н. Раевского, героя
Отечественной войны 1812 года. Создание романтических поэм: «Кавказский
пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». (13 слайд).
Оскорбительное отношение к Пушкину графа М. С. Воронцова. Острая эпиграмма
Пушкина на графа. (14 слайд)

4. В СЕЛЕ МИХАЙЛОВСКОМ
(1824–1826) (
15 слайд)

Горестная
жизнь поэта под надзором отца.

Пушкин
– Жуковскому
: «Спаси меня хоть крепостию, хоть Соловецким монастырем».

Пушкин
– брату
: «Книг, ради бога, книг».

Пушкин
– своим друзьям
: «Чувствую, что… могу творить».

В
Михайловском поэт написал «К морю», «К ***» («Я помню чудное мгновенье»),
«Пророк», «Борис Годунов», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Жених», «Зимний
вечер».

Главный
итог творческих поисков – начало работы над романом «Евгений Онегин». (16
слайд
)

5. А. С. ПУШКИН В МОСКВЕ

Попытки
Николая I использовать поэта в интересах своей политики. Разговор царя с
Пушкиным. (17 слайд)

Николай
I
:  «Что  сделал  бы  ты,  если  бы
 14  декабря  был  в  Петербурге?»

Ответ
поэта
: «Стал бы в ряды мятежников».

6. ГОДЫ СКИТАНИЙ (1827–1830)

Пушкин
в письме А. Х. Бенкендорфу
: «Ни один из русских писателей не
притеснен более моего».

Доносы
на Пушкина и его ближайших друзей. Тревожное состояние поэта… Но плодотворная
работа продолжается: Пушкин пишет «Чернь», «Поэту», «Поэт», «В Сибирь»,
«Арион», «Анчар», «Кавказ», создает блестящие образцы интимной лирики: «Не пой,
красавица, при мне», «Я вас любил…», «Что в имени тебе моем?», «В последний раз
твой образ милый» и др. Пушкин продолжает писать роман «Евгений Онегин». (18
слайд
)

7. БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ (1830) (19 слайд)

Осень
– любимое время года и самое плодотворное. Из письма Пушкина другу: «Скажу
тебе, что я в Болдине писал, как давно уже не писал…»

Сказки,
стихи, «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», роман «Евгений Онегин» – итог
болдинской осени.

8. В ПЕТЕРБУРГЕ (20 слайд)

18
февраля 1831 г. Пушкин обвенчался с Н. Н. Гончаровой (в Москве) и переехал с
женой в Петербург.

Пушкин: «Петербург
мне не подходит ни в каком отношении: ни мои вкусы, ни мои средства не могут к
нему приспособиться».

Время
жизни в Петербурге – трагический рубеж в жизни поэта. Его угнетало светское
окружение. Жизнь, окутанная интригами, сплетнями, становилась невыносимой.

Пушкин
продолжал писать (стихотворения «Осень», «Клеветникам России», повесть «Пиковая
дама», романы «Дубровский», «Капитанская дочка», сказки и др.). (21 слайд)

9. ДУЭЛЬ И СМЕРТЬ ПУШКИНА

27
января 1837 г. на берегу Черной речки (близ Петербурга) состоялась дуэль
Пушкина с Дантесом. (22 слайд)

Из
воспоминаний Л. Озерова:
 «…А я, сбиваясь с ног, все бегу, как
ошалелый, по зимнему Питеру за санями, увозящими поэта на Черную речку, чтобы
догнать, настигнуть эти сани у Комендантской дачи и волей своей, волей всех,
всех вас, дорогие современники мои, преградить этот смертный путь и вырвать из рук
секундантов Данзаса и д’Аршиака пистолеты: «Не сметь, не позволю, не будет!».
Не успел, поздно, навсегда поздно. Знаю это и все еще бегу, бегу…»

Из
воспоминаний И. Пущина:
 «В грустные минуты я утешал себя
тем, что поэт не умирает и что Пушкин мой всегда жив для тех, кто, как я, его
любил, и для всех умеющих отыскивать его, живого, в бессмертных его
творениях…»
**

В
одной из своих статей Валентин Непомнящий написал о Пушкине: «Есть что-то
глубоко значительное в том, что он погиб, защищая честь женщины и свое
достоинство человека и поэта, а не в каземате или в политических баталиях. Ни
та, ни другая гибель не «лучше» и не «хуже», но «та» была его гибелью, а
«другая» не его. Ее смысл в том, что он, будучи блестящим стрелком, не
поменялся со своим противником местами и не стал его убийцей, – пусть убийцей
человека ничтожного. Защищая свою честь, он не убил другого, а погиб сам.
Потому что поэт-убийца – это еще больший парадокс, чем скупой рыцарь».

Тело
Пушкина перевезено в Святые Горы, под Михайловское. Похоронен поэт у
Святогорского монастыря. (23 слайд)

Прощаясь
с великим русским поэтом, П. А. Вяземский и В. А. Жуковский бросили в гроб
Пушкина по перчатке. Это был знак дружбы, последнего рукопожатия, верности
братству поэтов.

Индивидуальное задание. Один обучающийся
вызывается к доске, остальные выполняют в тетрадях.
Расставьте в
хронологической последовательности данные наименования, связывая их с этапами
жизни А.С.Пушкина. (Наименования записаны на отдельных листках и прикреплены к
доске магнитами.)

Ссылка в Михайловское

Вторая Болдинская осень

Святогорский монастырь

Царскосельский лицей

Петербургский период

Болдинская осень

Москва

Южная ссылка

Черная речка

Поездка в Оренбургскую губернию

Беседа с классом. Поверка
выполнения индивидуального задания.

V. Подведение итога урока.

Слово преподавателя. Творческое задание.

Уважаемые ребята, как вы заметили, к сегодняшнему уроку я
подобрала эпиграф. Объясните, пожалуйста, как вы понимаете слова Ф. Глинки?

Ответы обучающихся.


VI.
Домашнее задание.

Слово преподавателя. Уважаемые обучающиеся, запишите,
пожалуйста, домашнее задание. Дома вы должны будете прочитать страницы учебника
(146 – 152) и ознакомиться с поэзиями А. С. Пушкина «Вновь я посетил…», «Брожу
ли я вдоль улиц шумных…», «Два чувства дивно близки нам…».
Также необходимо подготовить краткие сообщения по темам на выбор:

1. А.
С. Пушкин в Царскосельском лицее.

2.
Южная ссылка. Пушкин в Михайловском.

3.
Дуэль и смерть Пушкина.

VII. Оценивание учеников.

Слово преподавателя. Уважаемые ребята, сегодня вы хорошо поработали на уроке,
поэтому и оценки будут соответствующие! Всего доброго! До свидания!


Литература

1. Золотарева И. В., Михайлова Т. И.Поурочные разработки по
литературе XIX в. 10 класс 1-е полугодие. 2-е полугодие. Изд. 3-е,
испр. и доп. Обновленный комплект уроков. М.: «ВАКО», 2004. – 265 с.

2. Труфанова Е.В. Созвучье муз // Литература в школе. — 1998. № 7.
— С. 157-160.

3. http://literatura5.narod.ru/pushkin_biogr.html#uroki

4. http://www.peterburg.biz/tsarskoe-selo.html

5. Ю.М. Лотман «АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
ПУШКИН»

Имя Пушкина неразрывно связано с культурой Азербайджана и его историей. В стихотворении, напечатанном в альманахе «Царское село за 1830 год с датой: «5 июля 1829 г. Лагерь при Ефрате», Пушкин в стихотворении «Из Гафиза» (1829г.) посвящает строки Фархад беку, который служил в 1-м конном мусульманском полку русской армии, набранной их карабахских всадников.

…Не пленяйся бранной славой,
О красавец молодой!
Не бросайся в бой кровавый
С карабахскою толпой!
Знаю: смерть тебя не встретит…

Во время путешествия в Эрзурум Пушкин делал заметки об азербайджанцах. И ему не раз приходилось наблюдать доблесть азербайджанских воинов. Здесь же поэт познакомился с Аббас Кули ага Бакихановым, выдающимся азербайджанским поэтом, ученым, просветителем. Но, как показало время, это была не просто фронтовая встреча. В Пушкинском доме в Москве хранится переписка членов семьи А.С.Пушкина с А.Бакихановым. В 1834 году вновь состоялась встреча А.С.Пушкина и А.Бакиханова, но уже в Петербурге, в доме Пушкина.
Великого русского поэта связывало с Азербайджаном многое. Всего лишь одно сознание величия этой связи наполняет сердца азербайджанцев гордостью. Основа этих дружественных отношений была заложена выдающимся азербайджанским просветителем, писателем, философом М.Ф.Ахундовым. И впоследствии созданием произведения «На смерть Пушкина» («Восточная поэма»). Стихотворение было опубликовано в журнале «Московский вестник» в марте 1838 года. Боли и скорби от тяжелой утраты в проникновенных строках стихотворения:

Он в дальний путь ушел и всех друзей покинул.
Будь милосерд к нему, Аллах! Он крепко спит.
Пусть вечно плачущий фонтан Бахчисарая
Благоуханьем слез две розы окропит.

Интерес к творчеству «главы сбора поэтов» (так называл А.С.Пушкина М.Ф.Ахундов) не ослабевал в Азербайджане с конца 30-х гг. XIX в. Представители передовой интеллигенции Азербайджана еще в дореволюционное время (до 1917 г.) в своих статьях призывали наших поэтов и писателей учиться у Пушкина писать таким же простым, доступным народу языком, как это делал великий русский поэт. В статье «Русский поэт и журналист Пушкин», опубликованной в журнале «Халг йолу» за 1912 год, отмечалось, что хотя Пушкин русский поэт и писал на русском языке, но принадлежит он всему человечеству.
В целях подробного ознакомления молодого поколения с жизнью и творчеством поэта, в №9 журнала «Мектеб» за 1912 год опубликована статья «Биография Пушкина». Журнал «Ени Фиюзат» тоже уделил особое внимание биографии Пушкина. Журналист Мамедгасым Ахундов в нескольких номерах журнала осветил биографические факты из жизни поэта. Статья разбита на подзаголовки: «Годы учебы», «Вступление в литературу», «Пушкин вступает в политический мир».
Знаменательным событием в культурной жизни России стало открытие памятника А.С.Пушкину в Москве в 1880 году, откликом на которое являлись стихи выдающегося азербайджанского поэта Сеид Азима Ширвани: «И каждый меджлис может быть украшен его стихами».
Об открытии памятника сообщила газета «Зия» 12 июня 1880г. Другие материалы газет «Зия», «Кешкюль» свидетельствуют о том, что публицисты Азербайджана чутко относятся к истории и культурной жизни России, пропагандируют ее лучшие образцы.
Имя Пушкина встречается в материалах, посвященных вопросам русской литературы. Так, газета «Терегги» 18—19 марта 1909 года опубликовала статью видного азербайджанского литературоведа и критика Фирудин бека Кочарли «Николай Васильевич Гоголь». Автор называет Пушкина и Гоголя основоположниками русской национальной литературы. Благодаря творениям этих двух талантливых писателей русская литература смогла освободиться от французского, английского, немецкого влияния и приобрела свою самобытность. Вот что хотел сказать автор статьи. Так он определил место Пушкина в русской литературе.
Газета «Кешкюль познакомила своих читателей с переводом Ф.Кочарли на азербайджанский язык «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, а публицист Э.Султанов на страницах газеты «Новое обозрение» за 1892 год сообщил, что этот перевод издан отдельной книгой под называнием «Ловец и рыба». Ахмед-бек Джаваншир и Рашад Эфендиев — первые переводчики на азербайджанский язык великих творений великого поэта России. В журнале «Дебистан» за 1917 год помещен рассказ Пушкина «Барышня-крестьянка». Его переводил М.Р.Эфендизаде, он постарался сохранить стиль поэта, поэтому рассказ понятен и детям, и взрослым.
Памятной стала речь поэта–педагога Мамед Таги Сидги Ордубады на торжественном вечере в Нахичиванской школе «Тербиет» в честь столетия со дня рождения А.С.Пушкина, в которой говорилось: «Счастлив тот народ, то племя, которые благодаря своим стремлениям к науке и культуре, вырастили и выпустят много талантливых сынов, таких, как Пушкин. Памятник поэту — свидетельство признания его заслуг, которые Пушкин имел перед государством и народом».
Всемирный день русского языка — близкий праздник для Баку. Начинается он каждый год на одном и том же месте — у памятника Пушкину, который стоит на пересечении улицы его имени и улицы Узеира Гаджибекова. Памятник великому писателю — дар правительства России к десятилетию независимости Азербайджана. Его открыли 12 октября 2001 года.
Пушкин встал в одном из живописнейших и любимых бакинцами уголков города. Выступая на церемонии открытия памятника, тогда живой президент Гейдар Алиев отметил: «Пушкин — родной для Азербайджана человек». Пушкинские произведения еще с ХIХ века изучались и переводились азербайджанскими просветителями, учеными, поэтами. Благодаря им и сегодня творчество писателя приходит к миллионам азербайджанских читателей не только на русском, но и на родном языке.
Прикоснуться к огромному миру, который олицетворяет русский поэт А.С.Пушкин, мы можем, посетив театр. Первые пушкинские спектакли в Баку и Гяндже (Елисаветполе) еще до революции показывали сезонные и гастрольные русские труппы. Чаще всего полных спектаклей не было, ставились отдельные сцены из «Бориса Годунова». На музыкальной сцене с большим успехом шли «Евгений Онегин», «Дубровский», «Пиковая дама» и другие оперы на сюжеты великого поэта. Известный бас Платон Цесевич, например, пел заглавную партию в «Борисе Годунове».
В Государственном русском драматическом театре (тогда еще Сатирагиттеатре), позднее получившим имя Самеда Вургуна, были поставлены две маленькие трагедии Пушкина: «Каменный гость» и «Скупой рыцарь». На сцене в «Каменном госте» был не бессердечный обольститель, не хитрец и не лицемер, не циник и не развратник. Это было торжество жизни, любви над смертью. Современное понимание пушкинского Дон Гуана донесли до зрителя артисты азербайджанского театра.
«Маленькие трагедии» Пушкина полностью на азербайджанской драматической сцене не шли. Были только инсценировки. И это объясняется трудностью перевода. То же и с «Борисом Годуновым».
А вот «Дубровского» зрители увидели. В спектакле отличился известный актер Аббас Мирза Шарифзаде в роли главного героя.
Творчество русского поэта всегда привлекало внимание азербайджанских композиторов. Поэтому бакинцы чаще всего встречаются с героями Пушкина на оперной и балетной сцене. Народный артист композитор Ф.Бадалбейли к 150-летию со дня рождения написал поэму для тенора и баритона с оркестром «Зимняя дорога», Шафига Ахундова написала романс «Цветок увядший».
Утверждая мир, разум, человеческое счастье в своих великолепных произведениях, Александр Сергеевич Пушкин становится и нашим современником, передающим новым поколениям идеи добра, гуманизма и справедливости. Его произведения — источник вдохновения на все времена.
Бессмертная поэзия А.С.Пушкина и в наше время остается связующим мостом между русским и азербайджанским народами.


Х.АГАЗАДЕ


Проект осуществляется при поддержке Фонда “Русский Мир”


  • Рассказ о пушкине 2 класс коротко по литературе кратко
  • Рассказ о путешествии в средневековье для девочки
  • Рассказ о путешествиях афанасия никитина
  • Рассказ о путешественнике христофоре колумбе
  • Рассказ о путешествии склонение