Рассказ о пушкине для детей дошкольного возраста

Проект в старшей группе наши добрые дела добрым быть совсем не просто, не зависит доброта от роста. не зависит доброта

Проект в старшей группе «Наши добрые дела»

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

(Н. Тулупова.)

Тип проекта: познавательно – игровой, общественно-полезный.

По количеству участников : групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (две недели).

Возраст детей: старший дошкольный.

Цель: Нравственное воспитание старших дошкольников посредством совершения добрых поступков. Учить совершать добрые поступки.

Задачи:

  1. Способствовать расширению круга общения с взрослыми и детьми;

  2. Развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков; уважения к окружающим людям;

  3. Воспитывать гуманное эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и окружающего мира в целом;

  4. Учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким. Совершать для них добрые дела.

  5. Уточнить представление детей о добрых и злых поступках и их последствии, развивать  умение высказывать суждения.

  6. Побуждать детей к положительным поступкам и делам.

  7. Воспитывать желание оставлять “добрый след” о себе в душах людей.

Актуальность

Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, природе и т. д. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Мы живем в очень не простое время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным бросить из окна машины на дорогу мусор, не заводить детей ради сохранения материальных благ. Мы начинаем, спокойно относится к повсеместному открытию сиротских приютов для детей при живых родителях и для родителей при живых детях. Будущее нации – в руках самой нации. Именно поэтому одной из задач нашей работы является воспитание гуманного эмоционально-положительного, бережного отношение к миру природы и окружающего мира в целом.

Все это способствовало возникновению идеи создания социально-ориентированного проекта для детей дошкольного возраста в старшей группе детского сада.

Проект направлен на формирование интереса к общественной жизни; бережного отношения к природе; познанию себя и себе подобных, воспитанию гуманных чувств.

Этапы проекта.

1. Организационный.

  • Донести до участников проекта важность данной проблемы.

  • Подобрать методическую литературу, иллюстрированный материал, книги для детей.

  • Подобрать игрушки, атрибуты для игровой деятельности.

  • Подобрать материал для продуктивной деятельности.

  • Вызывать положительный отклик родителей на существующую проблему.

2. Ход реализации проекта.

  • Проведение с детьми бесед «Уроки доброты».

  • Просмотр мультфильма «Цветик-семицветик».

  • Проведение подвижных, сюжетно-ролевых и дидактических игр: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мешок добрых дел», «Помогаем маме», «Добрые слова дедушке и бабушке», «Цветок добрых дел».

  • Чтение художественной литературы, заучивание стихов: «Волшебное слово» В.Осеева, «Самое страшное» Е.Пермяк, «Просто старушка» В.Осеева, «Вовка- добрая душа» А. Барто

  • Рассматривание иллюстраций, рисование рисунков, изготовление оригами, лепка.

  • Оформление в группе уголка Добрых дел, с использованием детских рисунков, фотографий и иллюстраций из журналов. Совместное создание атрибутов к сюжетно ролевым играм. СD диск с детскими песнями.

  • Выпуск стенгазеты.

  • Оформление родительского уголка. Рекомендации по теме проекта.

  • Совместная деятельность с детьми: разучивание игр, стихов, участие в продуктивной деятельности, поиск с родителями и педагогом новых знаний об изучаемой теме.

  • Организация совместной деятельности родителей и детей: поиск информации, работа по созданию развивающей среды группы (по заданиям воспитателей, экскурсия с детьми).

3. Заключительный этап.

Ожидаемый результат.

Дети

  • Умеют налаживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

  • У детей возникает желание совершать добрые дела.

  • Постоянно пользуются при общении со взрослыми и сверстниками вежливыми словами.

  • Бережно относятся к живой природе.

  • Расширилось представление о понятиях «добро» и «зло».

Родители.

  • Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком;

  • Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей;

  • Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Продукт проектной деятельности.

  • выставка рисунков «Мои добрые дела»;

  • изготовление кормушек;

  • совместно с родителями экскурсия в приют «Надежда» для кошек и оказание посильной помощи.

4. Паутинка проекта.

Познавательное развитие

Просмотр мультфильма «Цветик-семицветик».

Рассматривание сюжетных  картинок на тему «Добрые поступки».

Организация акции «Покормите птиц зимой»: «Мы кормушки смастерили и столовую открыли» (развешивание кормушек и кормление зимующих птиц).

Дидактическая игра «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Мешок добрых дел», «Помогаем маме», «Добрые слова дедушке и бабушке», «Цветок добрых дел».

Организация благотворительной акции «Поможем бездомным животным». Экскурсия в приют для кошек.

Социально-коммуникативное развитие

Коммуникативные игры «Передай настроение», «Добрые волшебники».

Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Семья».

Пальчиковые игры «Дружба», «Дружный коллектив»

Хозяйственно-бытовой труд. Игровая ситуация «Как жители страны Грязнуль и Беспорядка хотели забрать у нас игрушки».

Труд в природе «Комнатные цветы».

Речевое развитие

Беседы «Что значит быть добрым?», беседа о добрых поступках и делах, «Как мы можем заботиться о малышах», «Для чего нужны кормушки», «Добро и зло в сказках», «Как развивать доброту».

Рассказ ребенка о добром деле, которое он совершил, обучение формулам вежливости, благодарности, просьбы, правилам этикета.

Чтение художественной литературы, заучивание стихов: «Волшебное слово» В.Осеева, «Самое страшное» Е.Пермяк, «Просто старушка» В.Осеева, «Вовка- добрая душа» А. Барто,

В. Осеева «Волшебное слово», В. Катаев «Цветик-семицветик», Г. Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей», А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», русская народная сказка «Хаврошечка», чтение пословиц и поговорок о доброте, М. Яснов «Мирная считалка», Я. Аким «Жадина», З. Александрова «Птичья столовая».

Речевые игры «Мост дружбы», «Добрые и вежливые слова», «Скажи ласково», «Я радуюсь, когда…», «Доскажи словечко».

Физическое развитие

Подвижные игры и упражнения «Волшебное слово» (с мячом), «Мы веселые ребята», «Смешинка», «С добрым утром».

Художественно-эстетическое развитие

Слушание в аудиозаписи песен о доброте: «Если добрый ты» муз.

М. Пляцковского, слова Б. Савельева из мультфильма «День рождения кота Леопольда», «Доброта» из мультфильма «Приключения поросенка Фунтика», «Что такое доброта?» (группа «Барбарики»).

Аппликация «Доброе сердце».

Взаимодействие с родителями

Активное участие в изготовлении кормушек для птиц.

Сбор кошачьего корма и наполнителя для туалетов.

Консультация «Воспитание у детей доброты и милосердия».

Создание условий для самостоятельной деятельности.

ПРОЕКТ  «СКАЗКИ ПУШКИНА»

image001

Автор:

Воспитатель

МДОБУ ДСКВ № 10

г. Всеволожска

Львова Е. В.

ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОЕКТА

AКТУАЛЬНОСТЬ

Художественная
литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и
эстетического воспитания ребенка, а также играет важную роль в процессе
общего развития ребенка (речь, мышление, познание, развитие личности).В наше
время родители в силу своей занятости, часто процесс развития речи своего
ребенка пускают на самотек или уповают на дошкольное учреждение, мол, там
научат. Дома же ребенок больше времени проводит у телевизора или с «гаджетами».
В связи с этим можно считать особо актуальной проблему приобщения детей к
художественной литературе в условиях ДОУ.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Развивать творческий потенциал
посредством приобщения детей к художественной литературе.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Образовательные:

— познакомить с жизнью
и творчеством А. С. Пушкина;

— сформировать высокий
познавательный интересдетей к творчеству великого русского поэта;

— обогащать и расширять
словарный запас детей;

— формировать
грамматический строй речи, используя игры на согласование числительных с
существительными, глаголами, на образование слов с
уменьшительно-ласкательными суффиксами;

— познакомить с новыми
словами: прялка, невод, дуэль, молвить, землянка и т.д.

Развивающие:

— развивать память
посредством заучивания отрывков из произведений поэта;

— развивать
артистические способности.

Воспитательные

— воспитывать умение
слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них;

— воспитывать чувство
прекрасного.

ТИП ПРОЕКТА

Творческий.

Информационно-исследовательский.

Краткосрочный (2
недели).

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

(с детьми)

1. Развитие
духовно-богатой личности ребенка.

2. Создание
благоприятных условий для саморазвития ребенка

3. Развитие
эмоциональной отзывчивости к героям произведений.

4. Повышение интереса к
произведениям А. С.
 Пушкина

5. Активизация
потребности к чтению, узнаванию нового.

6. Получение детьми
более глубоких знаний о культуре, быте и традициях русского народа,
расширение кругозора.

7. Обогащение развивающей среды по
данной тематике

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

(с родителями)

1. Расширять
представления родителей о детской литературе, о возможностях восприятия
детьми литературных произведений разной сложности.

2. Помочь
почувствовать и понимать язык сказок А.С.Пушкина

3. Помочь увидеть
красоту и богатство родного языка, вызвать интерес и желание перенести в
собственную речь наиболее выразительные слова, речевые обороты (высказывания,
метафоры, поговорки и т.п.).

4. Помочь
поддерживать интерес детей к чтению, к творчеству А.С.Пушкина

5. Активизировать
интерес к творческой деятельности детей

6. Принимать
участие в делах детей, разделять их радости и переживания.

ЭТАПЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап. Подготовительный

·        
Обсуждение целей и задач
проекта.

·        
Составление плана работы.

·        
Работа с родителями по теме
проекта.

·        
Создание информационной базы
(книги, иллюстрации, мультфильмы по сказкам А.С.Пушкина).

2 этап. Основной

·        
Планирование работы с детьми,
проблемная ситуация, мотивация на деятельность.

·        
Пропаганда знаний родителей
воспитанников о влиянии художественной литературы на развитие ребенка.

·        
Создание базы данных о сказках
А. С. Пушкина.

·        
Создание развивающей среды по
теме проекта.

·        
Оформление в книжном уголке
выставки произведений А. С. Пушкина.

·        
Создание коллективной работы
«Волшебный пластилин» — лепка по мотивам стихотворения «У Лукоморья дуб
зеленый».

3 этап. Заключительный

·        
Проведение итоговой викторины
по сказкам А. С. Пушкина.

·        
Подведение итогов проделанной
работы.

·        
Определение перспективы на
будущее.

·        
Подготовка отчетных материалов.

1-й этап

Сроки реализации:
1.02.2021-12.02.2021 г.

Планируемые мероприятия:

1.     Беседа «Какие сказки Пушкина мы знаем?»

2.     Рассказ о великом поэте Пушкине.

3.     Привлечение родителей к созданию выставки «Моя домашняя библиотека
сказок А.С. Пушкина».

2-й этап

Мероприятия:

1.    
Беседа «Биография А.С. Пушкина».
Задачи: продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством А. С. Пушкина;
воспитывать любовь и интерес к творчеству поэта; обогащать и развивать
словарный запас детей, обращать внимание на выразительность и поэтичность
пушкинских строк.

2.    
Рассматривание иллюстраций
изображений А. С. Пушкина (портреты, картины, фотографии памятников
поэту). Задачи: продолжать знакомить детей с фактами биографии поэта, привить
интерес к личности сказочника, пробуждать в детях интерес к книге, расширить их
литературный кругозор.

3.    
Организация выставки книг со сказками
А. С. Пушкина разных изданий. Задачи: знакомство с многообразием
изданийсказок Пушкина.

4.    
Художественное творчество: лепка
на тему «У Лукоморья дуб зеленый». Задачи: продолжать учить приемамлепки
различных предметов и героев, продолжать учить передавать отличительные
особенности сказочных героев, предметов,  передавая форму и пропорции, закрепить
интерес к лепке из пластилина.

5.    
Чтение художественной
литературы:

—   «Сказка о
рыбаке и рыбке»;

—   «Сказка о
Царе Салтане»;

—   отрывок
из сказки «Руслан и Людмила» — «У Лукоморья дуб зеленый».

Задачи: способствовать развитию художественного восприятия текста;
учить понимать поэтический язык А. С. Пушкина; прививать любовь к
Родине, к её истокам; развивать память.

6.    
Заучивание наизусть отрывков
из сказок А. С. Пушкина. Задачи: развивать память детей, прививать
навык публичного выступления, прививать любовь к творчеству поэта.

7.    
Рассматривание иллюстраций к
сказкам А.С. Пушкина:

—   «Воротился
старик ко старухе» Т. А. Маврина;

—   «Избушка
там на курьих ножках» Т. А. Маврина;

—   «Царевна
– Лебедь»  М. Врубель;

—   «Бочка по
морю плывет» И.Билибин;

—   «Тридцать
три богатыря» И.Билибин;

—   «Царевна
– Лебедь» И.Билибин;

—   Иллюстрации
детских книжек «Сказки Пушкина».

Задачи: обсудить разнообразие сказок в творчестве А. С. Пушкина,
привить любовь к литературе, сформировать умение анализировать сказку, обогащать
и развивать устную речь детей.

8.    
Выставка. Коллективная работа «Волшебный
пластилин» по стихотворению «У Лукоморья дуб зеленый». Задачи: развитие
творческого потенциала, всестороннее эстетическое развитие, доставить радость
от результатов собственного труда, воспитывать навыки взаимодействия и
сотрудничества.

9.  Просмотр
мультфильмов:

—   «Сказка
о рыбаке и рыбке»
;

—   «Сказка о царе
Салтане»;

—   «Сказка
о золотом петушке»
.

Задачи: закрепить знания о сказках Пушкина. Обобщить знания,
полученные в ходе работы над проектом.

10. Заучивание отрывков из сказок А. С. Пушкин «У
Лукоморья дуб зеленый», «Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Сказка о царе
Салтане»
. Задачи: развивать умение внимательно слушать произведение,
интерес к художественной литературе, чсовершенствовать звукопроизношение,
выразительность речи.

11.    Дидактические
игры:

— «Скажи
наоборот»
;

— «Вспомнить
сказку»
;

— Пазлы «Сказки
Пушкина»
.

Задачи: расширять знания об А. С. Пушкине, развивать интерес
к его творчеству. Развивать внимание, память, мышление.

3-й этап

Подведение итогов проведенной работы.

Проведение викторины по сказкам А. С. Пушкина

Организация выставки «У Лукоморья дуб зеленый» (фото работы на
титульной странице).

Вывод:

Все дети группы познакомились
с великим русским поэтом А. С. Пушкиным, с его сказками «Сказка о царе
Султане
, «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке». Все
дети участвовали в продуктивной деятельности по произведениям поэта. Родители
большинства детей принимали активное участие в реализациипроекта: приносили
книги для книжного уголка, читали дома произведения поэта, заучивали отрывки 
из сказок А. С. Пушкина.

Список
использованной литературы:

1.    
А. С. Пушкин. «Стихи
и сказки». Изд.Детская литература, М.,1974г.

2.    
А.Самарцев. А.С.Пушкин. Изд.
Белый город. М., 2003г.

3.    
И.Токмакова. Поговорим с тобой
о А.С.Пушкине. Дошкольное воспитание №1.1999 г.

4.    
Г.Светлова. А.С.Пушкин «Там
русский дух…Там Русью пахнет!» Дошкольное воспитание №1.1999 г.

5.    
К.Степанов. Пушкин: истоки
творчества. Дошкольное воспитание №2 2000г.

6.    
Н.И.Попова. Музей-квартира
А.С.Пушкина. Лениздат, 1989г.

7.    
Журналы «Дошкольное
воспитание» № 6-97 г., № 6-98 г., № 6-99 г., № 2, № 6-2000г.

8.    
Л.М. Жукова. История о великом
поэте Пушкин. Изд. Белый город, М., 2003г.

9.    
Л.Жукова. Я памятник воздвиг
себе нерукотворный… Стихи о жизни, любви и красоте. Изд. Белый город, М.,
2001г.

10.
И.А. Лыкова «Изобразительная
деятельность в детском саду»; Издательский дом «Цветной мир».

11.
О.А. Воронкевич «Добро
пожаловать в экологию!»; Санкт-Петербург, ДЕТСТВО ПРЕСС 2010.

Приложение №
1

Дидактические
игры

«Скажи наоборот»

Цель: пополнение активного словаря прилагательными с
противоположным значением.

Игра с мячом.

—        Старик добрый, а старуха…(злая).

—        Сначала море спокойное, а потом…(бурное).

—        Землянка была старая, а терем…(новый).

—        Землянка была низкой, а терем…(высокий).

—        одежде старика была бедной, а у боярыни..(богатой).

«Вспомнить сказку»

Цель: развитие памяти, ловкости.

Игра с мячом.

-Я буду бросать мяч и задавать вопросы. Вы будете ловить мячи
отвечать на мой вопрос, при этом бросив мне мяч обратно.

—        Кто и в какой сказке Пушкина пел песенку «Во саду ли, в
огороде»?

—        У кого из героев и в какой сказке «месяц под косой
блестит»?

—        В какой сказке на берег выходят 33 богатыря и как зовут
их дядьку?

—        В какой сказке главный герой превращался в насекомых, и в
каких?

Несколько советов для развития любознательности

1. Стоит отбросить мнение о том, что всё, необходимое человеку, уже известно, ведь в любом направлении остаётся непознанное, и всегда есть чему научиться.2. Не стесняться спрашивать. Каждый глупый вопрос удаляет от невежества и приближает к просвещённости.3. Необязательно стремиться к идеалу, достаточно придерживаться уравновешенного состояния: заинтересованность дополнять получением удовольствия от нового опыта. Развитие должно радовать, и тогда всё будет происходить само собой.4. Работать нужно регулярно, хоть и понемногу, чтобы выработались соответствующие привычки. Избегайте крайностей.5. Не отступать: у каждого человека случаются неудачи, даже у великого.6. Развивать интуицию. В сочетании с фундаментальной логикой интуиция даёт потрясающие результаты.

Из литературы

  1. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна проявляла любознательность в своих ежедневных занятиях, поэтому ей удалось обогатить свой внутренний мир. Она много читала и обращалась даже к такой литературе, которая занимала полки Евгения Онегина — то есть к политическим и экономическим трудам. Это помогло Татьяне освоиться в высшем свете и занять достойное место рядом с высокопоставленным супругом.
  2. В романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди» Варенька Доброселова утешалась чтением качественной литературы. Своей любознательностью она заразила Макара Девушкина, который смог существенно улучшить навыки письма благодаря полезному чтению. Оба героя только выиграли от прикосновения к искусству и стали глубже чувствовать жизнь. Любовь к знаниям поспособствовала их развитию.
  3. В рассказе А.П. Чехова «Невеста» главная героиня была от природы трудолюбива и любознательна, поэтому ее не устраивала жизнь в захолустье, где люди ее социального положения не работали и жили в праздности. Ей предстояло замужество, которое освобождало ее от необходимости развиваться. Надежда предпочла рискнуть своим благополучием, чтобы вырваться из удушливой атмосферы бездействия. Тяга к знаниям помогла ей изменить свою судьбу к лучшему.
  4. В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» любознательность героя граничила с любопытством, поэтому приносила скорее неприятности, чем открытия. Так, Григорий напал на след контрабандистов и едва не погиб, когда они попытались избавиться от опасного свидетеля. В финале главы «Тамань» он корит себя за то, что разрушил жизнь шайки и вынудил ее скрыться из родных мест.
  5. В повести В.Г. Короленко «Дети подземелья» главный герой любил открывать для себя новые места и искал новых знакомств, поэтому он, будучи сыном судьи, не побрезговал гулять среди развалин и общаться с нищими детьми. Эта любознательность проложила ему дорогу к настоящей дружбе. Только помогая Марусе и Вале, он познал жизнь и стал смотреть на нее другими глазами. Эти знания и навыки стали началом его осознанного разговора с отцом, которого он раньше не понимал. Значит, любознательность не только расширяет кругозор, но и делает человека более востребованным и интересным собеседником.
  6. В пьесе А.Н. Островского «Гроза» Кулигин является единственным человеком в городе, который интересуется научными обоснованиями естественных явлений и инновациями. Он понимает, что причитания и суеверия не помогут спасти город от грозы и пожаров, поэтому настаивает на сооружении громоотвода. Только его стремление к знаниям противостоит разгулу стихии, только оно спасет Калинов от бедствий. Как видно, любознательность нельзя недооценивать.
  7. В пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий является единственным человеком, который может помочь России развиться и стать лучше. Почему? Потому что его любознательность мотивирует искать решения для злободневных задач. Только он хочет и может бороться с проблемами отечества. Значит, тяга к знаниям — это непременное качество умного и деятельного человека, которого влекут к себе полезные открытия, необходимые для совершенствования страны.

Причины

Любознательность может восприниматься как врожденное качество многих видов. Она обычная для человека любого возраста от младенца до взрослого, и легко наблюдается в других видах animal; среди них человекообразные обезьяны, кошки и мышевидные. Ранние определения считали любознательность мотивированным желанием получить информацию, которое происходило от страсти или жадности знания, информации и понимания.

Эти традиционные представления о любознательность недавно были расширены взглядом на разницу между любознательностью как врожденной исследовательской поведением, которое присутствует во всех животных, и любознательностью как желанием получить знания, присутствует только у человека.

Советы любящим родителям

Как развивать любознательность ребенка? Любящие родители должны знать понятие любознательность и разные способы ее развития

В домашнем воспитании важно использовать не только развивающие игры и упражнения, но и активно действовать на уровне эмоций, чувств, настроений. В этом плане на формирование любознательности влияет:

Деятельная поддержка всех эмоциональных проявлений ребенка по поводу новых открытий: удивления, радости, восторга, живого интереса, например: «Мама, смотри, оказывается, енотик умеет мыть свои лапки!» или «Папа, я догадался, как вертолет летит!».
Внимание к детским вопросам, на которые обязательно нужно найти правильный ответ. Если родитель не знает, как ответить на вопрос крохи, необходимо найти ответ и вновь вернуться к нему

Полезно, если родитель будет искать ответ вместе с ребенком в энциклопедиях, интернете. Такая совместная работа дает хорошую возможность для развития познавательной активности дошкольников.

Пример родителей, которые сами радуются даже небольшим открытиям в природе, проводят элементарные исследования, например, вместе с детьми выращивая овощи или цветы на даче. Или на прогулке по парку, в лесу, наблюдая за изменениями в природе, или изучая только что купленный бытовой прибор.
Рассказ родителей об известных открывателях, создателях ценных изобретений для человечества, при этом искреннее восхищение новыми открытиями.
В семье необходимо замечать, оценивать и сохранять все открытия собственного ребенка, его достижения. Можно завести альбом с фотографиями, детскими рисунками, выделить место в квартире для поделок.

Когда родители спрашивают, какие условия развития любознательности целесообразно создать в домашней обстановке, можно ответить, что главное — не ограничивать исследовательскую деятельность дошколенка. Лучше обеспечить безопасность для его деятельности, так как дошкольник старается получать новые впечатления везде, где только возможно. Родителям лучше немного опережать своего малыша и предлагать ему разные действия, например:

  • игры (вводить неожиданные предметы в игровые действия: кухонную посуду, бросовый материал; приобретать разборные игрушки: машинки, кораблики),
  • рисование, лепку, аппликацию (показать оригинальные приемы изображения: с крупой, песком, камешками),
  • наблюдения во время прогулки (ставить простые эксперименты: почему вода замерзла, что нужно для роста растений, как происходит листопад),
  • домашние дела (вместе с ребенком пересаживать растения, лепить пельмени, печь булочки),
  • оборудовать комнату ребенка для побуждения к фантазии (ночник в виде земного шара, звездное небо на потолке с изображением созвездий, занавеси как декорации),
  • просмотр мультфильмов, чтение книг, знциклопедии с интересными историческими или научными фактами, картинками, биографиями героев — первооткрывателей,
  • занимательные опыты, которые можно устраивать дома во время досуга, детских праздников (торнадо, волшебная лампа, мыльные пузыри, невидимые чернила).

Важно: чтобы развить любознательность детей, родителям нужно использовать все моменты повседневной жизни для расширения объема знаний, побуждать дошколят задавать вопросы и вместе искать ответы на них

Теории

Как и другие желания и потребности, которые имеют апетитивни качества (например, потребность в пище), любознательность связывают с исследовательской поведением и ожиданиям вознаграждения. Любознательность можно описать как положительные эмоции и получения знания; когда появилась заинтересованность, она считается сама по себе вознаграждая и приятной. Получение новой информации может также считаться вознаграждая, поскольку это уменьшает нежелательные состояния неуверенности. Последствиями попыток подробнее понять эту потребность при уменьшении состояний неуверенности и желания участвовать в приятных опытах исследовательского поведения, стали соответствующие теории любознательности.

Теория двигателя любознательности

Теория двигателя любознательности касается нежелательных опытов «неуверенности». Уменьшение этих неприятных ощущений является вознаграждая. Эта теория предполагает, что человек желает связности и понимание в своих процессах мышления. Когда эта связность нарушается чем незнакомым, неопределенным, именно двигатель любознательности пытается получить информацию и знания о незнакомое для восстановления связной процесса мышления, а когда такое восстановление произошло, процессы любознательности затухают. По этой теории любознательность развилась исключительно из желания понять незнакомые аспекты окружения через применение исследовательского поведения.

Варианты теории двигателя любознательности отличаются в том, является любознательность первичным или вторичным двигателем, и такой двигатель любознательности возник из внутренней потребности понимания и регулирования окружающей среды или или вызванный внешним стимулом. Причины любознательности могут быть от базовых потребностей (например. Голода, жажды) до потребностей в ситуациях, вызванных страхом. Но каждый из таких вариантов соглашается, что любознательность возникает из ситуаций, которые создают ощущение неуверенности или воспринимаются как неприятные, а любознательность помогает развеять такую ​​неуверенность. Однако эта теория не объясняет того, что любознательность часто существует при отсутствии новых или незнакомых ситуаций и такое поведение присутствует у многих видов животных. Так, маленький ребенок, когда скучает в ситуации без возбуждающего стимула, бродить, пока не найдет что-то интересное.

Теория оптимального возбуждения

Теория оптимального возбуждения образовалась из необходимости объяснить желание некоторых людей искать возможности для исследовательского поведения при отсутствии неуверенности или непонятных ситуаций. Эта теория пытается объяснить этот аспект любознательности, предполагая, что человек может быть мотивирована поддерживать приятный уровень возбуждения такой исследовательской поведением.

Концепция любознательности оптимального возбуждения предполагает, что существует желание поддерживать оптимальный уровень возбуждения. Если стимул слишком возбуждающий, возникает поведение «видповзання», а когда среда скучное и не хватает волнения, возникает исследовательское поведение пока что-то оптимально возбуждающе не будет найден. То есть существует врожденная мотивация искать идеальный баланс между состояниями возбуждения. Эта идея пытается объяснить наблюдаемую поведение любознательности даже при отсутствии подозрительных или незнакомых ситуаций. Но хотя теория оптимального возбуждения пытается объяснить проблемные вопросы теории двигателя любознательности, он сам имеет внутренние противоречия. Например, если нужно поддерживать идеальное состояние любознательности, то получение нового знания для снятия такого состояния является контрпродуктивным.

Интеграция в теорию пути вознаграждений

С учетом недостатков теорий двигателя любознательности и оптимального возбуждения, были предприняты попытки интегрировать неврологические аспекты вознаграждения, ожидания и удовлетворения в более охватывающую теорию любознательности. Исследования показывают, что желание получить новую информацию привлекает мезолимбических пути мозга, прямо ответственные за активацию дофамина. Использование этих путей и активация дофамина могут объяснить предоставления ценности новой информации и последующей интерпретации такой ценности как вознаграждения. Этот аспект нейробиологии может дополнить теорию любознательности в объяснении мотивации исследовательского поведения.

Гиганты мысли

Говорят, если человек талантлив, то он талантлив во всем. Гениальные люди стали таковыми лишь потому, что были очень любознательными. Они изучали науки, читали и очень много беседовали с такими же талантливыми людьми.

К примеру, не понаслышке знал, что означает слово любознательность, ведь он и сам был таковым. У него был свой специфический, можно даже сказать, гениальный взгляд на мир. Он очень много читал произведения Томаса Пейна и стремился узнать как можно больше интересной информации. Самое интересное, что этот талантливый человек был глухим, и это его даже радовало, ведь его никогда не отвлекали пустыми разговорами.

Леонардо Да Винчи также был весьма любознательным. Многие говорили, что он не мог насытиться наукой и знаниями. Учитель Леонардо то и дело жаловался на то, что ребенок задает слишком каверзные вопросы, на который тот не может ответить. Итальянский ученый говорил, что Curiosita (с итал. «любознательность») присутствует в каждом с самого детства, и во чтобы-то ни стало её необходимо развивать. Да Винчи всю свою сознательную жизнь изучал предметы и людей, и именно поэтому он был таким талантливым.

Любознательный Альберт Эйнштейн также не является исключением. Он всегда познавал мир, открывал для себя новые горизонты, изучал самые различные науки и стремился узнать как можно больше. Его пытливый ум не давал ему покоя. Разве мог бы нелюбознательный человек открыть для мира целую науку — физику? Конечно, его образованность, пытливость и гениальность помогли стать известнейшим физиком-теоретиком.

  • Любознательность обеспечивает внутренний стимул – для получения новых знаний.
  • Любознательность дарит радость – больших и малых открытий.
  • Любознательность освобождает – от апатии и безучастности.
  • Любознательность даёт возможность – заглянуть за горизонт.
  • Любознательность даёт силы – для активных действий.

Проявления любознательности в повседневной жизни

Наука. Любознательность движет вперед науку; только любознательные и при этом трудолюбивые люди способны к свершению научных открытий.
Образование. Самые лучшие ученики получаются из людей любознательных, так как процесс получения знаний им искренне интересен и отнюдь не является тяжкой обязанностью.
Межличностное общение

Любознательный человек виден в общении: его отличает интерес и внимание к собеседнику.
Туризм и путешествия. Самый лучший отдых для любознательных людей.

Как научиться любознательности

  • Обучение. Чем большими знаниями человек обладает – тем больше растет и его любознательность.
  • Наблюдение. Подмечая детали и нюансы, легче разбудить в себе интерес и к целому; любознательность возрастает в прямой пропорциональности к наблюдательности.
  • Информированность. Получая информацию о новостях, о событиях в жизни города, страны и миру – человек не только создает для себя целостную картину мира, но и «тренирует» свою любознательность.
  • Профессиональная деятельность. Повышая свой профессиональный уровень – человек подстегивает и свою любознательность; без любознательности успех в профессии недостижим.

Ловушки любознательности

Всегда и во всем важно знать не только, что нужно делать, но и то, чего делать нежелательно. Рассмотрим самые распространенные ловушки любознательности

1

Страх

Когда мы живем в страхе, то склонны замыкаться, сомневаться, мы прекращаем рисковать. И это, безусловно, мешает думать нестандартно, когда дело доходит до решения проблем.

Поэтому прежде всего возьмите блокнот и проведите сеанс саморефлексии, задавая себе вопросы о том, чего вы боитесь и почему.

2

Гордость

Гордость – это, по сути, глубокое удовольствие или удовлетворение, вытекающее из собственных достижений. Она может быть как наградой за успехи, так и препятствием для новых открытий.

Если вы хотите быть любознательным, то должны понимать: в этом процессе нет конечной точки, это на всю жизнь. Не позволяйте себе останавливаться на достигнутом и расслабляться. Ведь это глупо – отдыхать от любознательности, разве не так?

3

Невежество

Незнание обычно определяется как общее отсутствие знаний и осведомленности о предмете. А вот невежество гораздо опаснее. Это, скорее, непонимание того, что ты чего-то не знаешь.

Чтобы не попасть в эту ловушку, всегда учитывайте один важный момент: истина в любой момент может оказаться ложной. Безусловно, у вас должны быть принципы и убеждения, однако всегда проявляйте бдительность, наблюдайте за ними и время от времени подвергайте их сомнению.

4

Скука

Нам скучно в полностью изученном пространстве, где мы уже все знаем, у нас нет никаких вопросов, не осталось новой пищи для ума. Скука ограничивает возможности, тогда как увлеченность и любознательность позволяют открывать новые двери.

Можно сказать, что скука – это полная противоположность любознательности. А значит, вы должны ловить себя на этом состоянии ума и активно бороться с ним. Возможно, придется заставлять себя интересоваться миром, а не надеяться, что все пройдет само собой.

Помните, что для развития любознательности нужно прилагать определенные усилия. Если вам скучно, это не значит, что вы такой человек и ничего нельзя изменить. Это всего лишь состояние, из которого можно выйти за считанные секунды, если задать себе правильные вопросы, о которых мы говорили в статье.

Желаем вам удачи!

По материалам https://blog.iqmatrix.com

Советуем также прочитать:

Зачем задавать вопросы?
9 вопросов, которых не задают себе несчастные люди
Сила любопытства
Девять академических «мягких» навыков
Диагностика личностной креативности по методике Е. Е

Туник
Уроки, которым нас могут научить дети
Какие вопросы следует себе задавать
Вопросы, которые помогут понять больше
Погодите, как вы сказали?
10 областей, на которые стоит обращать внимание

Ключевые слова:1LLL

Что такое любознательность?

Любознательность (любовь к знанию) – это стремление к познанию, интерес, лишённый рационального зерна, но лежащий в основе любого открытия. Это ненасытный голод узнать и понять все, что можно о жизни, себе и окружающем мире.

Любознательный человек действительно жаждет знаний, роста и развития. При этом он страстно стремится решать проблемы, воплощать идеи, находить ответы на множество вопросов, которые позволяют оптимально адаптироваться к жизни.

Эта страсть не приходит просто так: она требует терпения и решимости думать, размышлять и задавать сложные вопросы, на которые не сразу может быть получен ответ. Любознательность тесно связана с увлеченностью и энтузиазмом, открытостью для нового опыта.

Естественно, наибольшее любопытство связано с глубоким и ненасытным желанием овладеть незнакомым, что, конечно, требует смелости для выхода из зоны комфорта в мир, полный неопределенностей и сомнений.

Правила любознательного человека

Всегда носите с собой блокнот

Любознательность развивается при помощи двух вещей: вопросов и идей. Ответы на вопросы расширяют наше понимание действительности, что помогает нам создавать новые идеи.

Помните, что мозг ленив, и его необходимо постоянно подталкивать в нужном направлении. Как часто вам приходили в голову интересные, оригинальные мысли, но вы не записывали и потом просто забывали их? Причина проста: лень.

Сложно по нескольку раз в день бегать за блокнотом и искать ручку, чтобы зафиксировать гениальную мысль, поэтому возьмите себе в привычку всегда носить их с собой. Купите максимально удобный блокнот, не жалейте времени и денег.

Что же нужно записывать? Все, что кажется вам достойным внимания. Это легко понять. В вашей голове есть банальные мысли, которые прокручиваются каждый день и не несут никакой ценности. А есть и другие – наблюдения, выявление закономерностей, интересные метафоры. Все это переносите в блокнот.

Бросайте непрерывный вызов самому себе

Это значит, что вы должны подвергать сомнению свои знания, умения, навыки и убеждения. Спорьте с самим собой, ищите что-то новое. Понять, что вы достигли нужного эффекта, можно по ощущению свежего воздуха в голове – это значит, что вы избавились от ржавой мысли, застойной воды и наполнили мозг новой информацией.

Превращайте свои проблемы в игры. Это избавит вас от стресса и скуки, а также позволит практиковать творческое мышление.

Станьте детективом

Станьте ученым, изобретателем, детективом или даже ребенком. Превратите свою жизнь в исследовательскую лабораторию.

Учтите, что эти четыре роли задают совершенно разные вопросы

Ученый постоянно экспериментирует и наблюдает, изобретатель придумывает то, что делает жизнь проще, детектив обращает внимание на детали, ребенок играет и творит без страха ошибиться

Шаги по ступеням любознательности

По утверждению педагогов, воспитание любознательности и познавательных интересов начинается с раннего детства. Именно в этот период малыша привлекают не игрушки, а манят шкафчики с открывающимися и закрывающимися дверцами, сковородки, кастрюли, электрические розетки, папины дискеты, мамина косметика, бабушкино вязание, кошкины миски. Да мало ли чего любопытного может обнаружить малыш в один — два года! Для родителей — это самый беспокойный, но в то же время важный возрастной период, когда действия с предметами, то есть предметная деятельность, становится главной в жизни крохи и может удовлетворить его любопытство.

Важно: активное общение с малышом в период раннего детства и обучение новым предметным действиям помогает развивать стремление ребенка к познанию неизведанного, ведет его к новым исследовательским действиям!

Рассказ о пушкине для детей дошкольного возрастаКогда малыш начинает говорить, развиваются его познавательные интересы. Это выражается в тяге к самостоятельности, желании быть «как взрослый», стремлении к более полноценному общению с взрослым. На этом этапе расширяются знания об окружающих предметах, поэтому детская любознательность становится очень заметной для окружающих, находя свое выражение в появлении множества разнообразных вопросов: «Почему листья зеленые», «Как получается дождь?», «А радуга, это что?». Не зря возраст от 3 до 5 называют возрастом почемучек.

В старшей возрастной группе продолжается дальнейшее развитие интересов детей любознательности и познавательной мотивации, что можно увидеть по следующим признакам:

  • на фоне формирующегося логического мышления, расширения кругозора у дошкольников появляются зачатки исследовательских действий;
  • на основе разнообразных интересов развивается мотивация к новым знаниям;
  • если ребенок любознателен, он старается проникнуть в устройство предметов, проявляя интерес к их сущностным характеристикам, свойствам и назначению
  • эффективность любознательности проявляется в количестве и качестве задаваемых вопросов, умению строить предположения, аргументировано выражать свою точку зрения.

Как развивать любознательность

Конечно, некоторые рождаются более любознательными, чем другие, но эту черту можно и развить. Школа обычно пытается вытравить из нас это качество, так что формальное обучение вам не поможет. Придётся самому .

Играйте

Попробуйте такую простую игру на любознательность, когда сидите в кофейне. Попытайтесь подсчитать, сколько выручки получила кофейня за то время, пока вы там находитесь. Затем представьте, сколько у владельцев уходит на аренду, зарплату сотрудникам, продукты и какая в итоге остаётся прибыль. Потом вам станет интересно, сколько они продержатся, если дела будут идти в том же духе. А там вы уже представите и три следующих заведения, которые займут это место, когда кофейня разорится.

Будьте любознательны на работе

Любознательные сотрудники постоянно что-то изучают, пробуют и придумывают новые идеи, которые могут принести пользу компании. Не бойтесь проявлять любознательность. Даже абстрактные вопросы, вроде бы никак не связанные с вашими повседневными обязанностями, помогут вам развиваться и увеличат вашу ценность как сотрудника.

Не зацикливайтесь на обучении

Изучить что-то новое гораздо проще и быстрее, чем мы привыкли считать. Конечно, когда мы пытаемся выучить что-то только ради престижа, процесс становится медленным и болезненным. Но в порыве любознательности можно учиться с головокружительной скоростью.

Так что интересуйтесь всем. Будьте любознательны. И не забывайте, что бурный рост случается благодаря любознательности, а не знаниям.

Любознательность — это проявление большого интереса к знаниям и наукам. Считается, что это качество очень помогает людям в течение всей жизни. Любознательный человек владеет огромным багажом знаний, которые, несомненно, помогают ему в различных жизненных ситуациях. Многие люди считают, что любознательность — это любопытство, однако на деле оказывается, что это два абсолютно разных понятия.

Любопытство имеет огромное количество отличий от любознательности. И хоть каждое из этих понятий в буквальном смысле означает интерес, цели в них преследуются разные. Любопытство основывается на интересе к чужой жизни, к сплетням и к различным обстоятельствам, которые никоим образом не помогают человеку в жизни.

Стремление «всунуть нос» в чужие дела не может принести нечего полезного, а служит только неким развлечением. Мало кто любит любопытных людей, ведь их постоянный интерес может вызывать только раздражение. А в свою очередь любознательность — это качество, которое развивает человека во многих сферах. Любознательные люди, как правило, пользуются популярностью и вызывают интерес у окружающих. Еще бы! Ведь с ними так увлекательно.

Любопытство, любознательность: можно ли его развить или это врожденное?

Жажда знаний и любопытство является движущей силой человеческого развития и успеха во всех без исключения направлениях жизнедеятельности. Но безудержное любопытство, как известно, может стать причиной проблем: не суйте нос не в свои дела, говорит всем известная пословица.

Итак, вопрос: почему люди так любопытны? И есть ли у ученых объяснение этому феномену, например определение этого врожденного влечения к познанию мира? На этот вопрос отвечает Гранд Кэррин, научный журналист онлайн-издания livescience.com. С оригиналом статьи, которая объясняет основы психологической тяги людей к знаниям, можно ознакомиться здесь

Что касается определения, на самом деле данный тип комплексного поведения людей (в большей степени) и животных (в меньшей) настолько сложен и многообразен, что дать четкое определение данному феномену ученые не могут уже более ста лет.

Так, Уильям Джеймс, один из первых современных психологов, в 1899 году сформулировал любопытство как «импульс к лучшему познанию», подчеркнув, что это желание понять то, что вы знаете, а что — нет.

Иван Петрович Павлов, известный русский и советский ученый, создатель науки о высшей нервной деятельности, определял любопытство у собак как новый спонтанный стимул через рефлекс, который заставляет их сосредоточиться спонтанно на чем-то новом, что приходит в орбиту их исследований.

Несмотря на то что к консенсусу ученые так и не пришли до сих пор, общая теория такова: любопытство — это определенный способ сбора информации, присущий высшим формам жизни на Земле. Психологи также согласны с тем, что любопытство не связано с удовлетворением насущных потребностей, таких как голод или жажда, скорее это внутренне мотивированное желание.

Кто любопытней всех на свете? Младенцы!

 фото: Henley Design Studio / unsplash.com

С другой стороны, младенцы, которым приходится много учиться за очень короткий промежуток времени, независимо от их генетических предрасположенностей, используют любопытство в качестве «инструмента для выполнения задач».

Множество исследований любопытства младенцев и детей постарше показывали достаточно интересные результаты. Например, исследование 1964 года показало, что младенцы в возрасте от 2 до 6 месяцев стали менее заинтересованы в изучении сложных визуальных паттернов (объектов, вещей).

Через 20 лет исследование 1983 года показало, что младенцы в возрасте от 8 до 12 месяцев буквально тянутся к новым, неизвестным им вещам, но как только привыкнут к ним, объект становится для них не таким притягательным…

Интересно, что такая тенденция, называемая «перцептивной любознательностью» (обусловленной поиском информативной стимуляции), наблюдается не только у младенцев, но и у взрослых людей и животных. Этот механизм побуждает их исследовать новые вещи, пока они в конце концов не потеряют к ним интерес.

Как показывают эти исследования, младенцы делают это постоянно. Детский лепет является одним из примеров изучения.

Младенцы начинают повторять гласные в течение нескольких месяцев после рождения, но такое «лепетание» также демонстрирует применение перцептивного любопытства. Сначала ребенок начинает издавать анатомически возможные случайные звуки, достигая звука, близкого к звуку его родителей.

В конце концов дети наткнутся на такие звуки, которые наиболее приближены к голосу и тембру их родителей, и подумают: «Это похоже на то, что сделали бы мои мама или папа» и далее закрепят результат и разовьют его, повторяя и произнося звуки, а затем и слова снова и снова. И вот уже маленький человечек глаголет «мама» и «папа» и быстро обучается человеческой речи.

Одним из механизмов развития этого важнейшего навыка коммуникации, на базе которого была построена наша цивилизация, является именно любопытство.

Высказывания о любознательности

Любознательность — это составляющая активного ума, которая во все времена волновала учёных, писателей, художников. Эдвард Фелпс призывал поддерживать в себе огонь любознательности, который не позволит иссякнуть смыслу жизни. По словам Анатоля Франса, лишь благодаря любознательности мир богат учёными и поэтами. Жан-Жак Руссо справедливо отмечал, что человек является любознательным по мере своей просвещённости. «Любопытство — двигатель прогресса!» — высказывание Андрея Белянина. По словам Марии фон Эбнер-Эшенбах, любознательность — это любопытство, которое касается серьёзных предметов, и его справедливо можно называть «жаждой познаний». Любознательный человек всегда пользуется популярностью в обществе, с ним приятно беседовать и невозможно заскучать, а его многосторонние интересы и увлечения способствуют приобретению новых друзей. Любознательные дети отличаются инициативностью, целеустремленностью, трудолюбием, настойчивостью, уверенностью, успеваемостью в учёбе. Таким образом, развитие любознательности становится одной из важных задач в современном образовании.

Любознательность — интеллектуальное (эпистемическое) любопытство

 фото: Kristi Evans / pexels.com

Но неужели любопытство «сидит» в нас на генном уровне и уровне рефлекса? Можно ли развить его в себе? Да, можно и даже нужно!

С другой стороны, что присуще исключительно людям и нет ни у какого другого вида существ на планете, — это так называемое «интеллектуальное (эпистемическое) любопытство».

По-научному это звучит следующим образом:

Если упростить вышесказанное, то можно выделить следующее: эпистемическое любопытство — это стремление к познанию. Его выявляют с помощью вопросов о том, испытывает ли человек интерес к приобретению новых знаний и когнитивной обработке информации, связанных с новыми, сложными или неоднозначными стимулами. Им можно управлять вполне осознанно.

Остин Фуэнтес, профессор антропологии из Принстонского университета, говорит, что интеллектуальное любопытство — это то, что отделяет людей от других животных, делает из людей настоящих исследователей и развивает технологии…

Но с этим даром стоит обращаться очень осторожно. Иногда проверка новой идеи может привести к катастрофе

«Любопытство, вероятно, привело к вымиранию подавляющего большинства людей», — подытоживает Фуэнтес.

Итого:

Любопытство — это движитель прогресса цивилизации. Оно присуще и людям, и животным с рождения. Без него мы бы не смогли научиться ходить или говорить, а значит, и стать социальными животными. Но ученые выделяют несколько видов любопытства и любознательности, последнее из которого, эпистемическое любопытство, подразумевает возможность осмысленного изучения окружающего мира и его объектов.

Но люди должны знать меру в своем стремлении к изучению, поскольку… любопытной Варваре на базаре нос оторвали!

(Обобщение опыта то теме самообразования)

Актуальность выбранной темы:

Проблема эстетического воспитания детей, на мой взгляд, является одной из самых актуальных в наше время. Это связано с тем, что далеко не все в окружающем мире имеет эстетически правильный вид и не всякое созданное художественное произведение достойно внимания.

Важнейшим средством эстетического воспитания ребенка является изобразительное искусство. С ним ребенок растет, учится, обогащает свой сенсорный опыт и сенсорную культуру. Искусство стимулирует познавательную активность, развитие речи и психических процессов детей, побуждает их к творчеству. Именно искусство развивает у ребенка дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. С помощью произведений живописи дети учатся понимать гармонию окружающего их мира и природы. Ознакомление дошкольников с живописью и искусством в целом позволяет обогатить представления о жанрах и видах произведений, учит запоминать их названия, давать сравнительную характеристику и высказывать свое личное мнение о том или ином произведении будь то картина или скульптура. Дети дошкольного возраста вполне способны высказать свое мнение о понравившейся картине, к изображенным на ней предметам, людям или природе. Могут дать сравнительную оценку явлению, изображенному на картине. Не случайно темой своей работы я выбрала ознакомление дошкольников с картинами известных художников. Именно они являются своеобразной книгой, научившись читать которую, дети могут узнать об истории своего народа, его традициях. Причиной же выбора данного направления стали наблюдения за деятельностью родителей педагогов в области эстетического развития.

Целью моей работы было-познакомить детей разного возраста с произведениями искусства, создать развивающую среду для их полноценной творческой деятельности, стимулировать деятельность педагогов и родителей в совместной деятельности по формированию у детей знаний и представлений об искусстве как величайшем достоянии человека.

Все содержание моей работы было направлено на формирование познавательного интереса к эстетической стороне окружающего детей мира. Проблема состоит в том, что родители мало посещают музеи и художественные выставки, не знакомят детей с картинами или другими произведениями искусства. Многие дети не знают фамилий художников и их работы, не могут различить пейзаж или натюрморт.

На основании этого я выделила три основных направления работы по данной теме:

— знакомство с жанрами изобразительного искусства;

— формирование эстетического вкуса, любознательности, наблюдательности и воображения детей;

— совершенствование умений и навыков детей в рисовании для создания собственных творческих произведений.

Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:

1. Познакомить детей с разными видами живописи и искусства.

2. Развить у детей желание заниматься продуктивной деятельностью.

3. Развивать у детей индивидуальные творческие способности.

4. Способствовать развитию речи, речевому общению в совместной деятельности детей, педагогов и родителей.

5. Воспитывать бережное и уважительное отношение к детскому творчеству.

Вся деятельность по данной теме была организована с детьми, начиная со второй младшей группы детского сада и до выпуска детей в школу и строилась поэтапно, согласно требованиям, к произведениям искусства для детей дошкольного возраста.

Требования к отбору произведений искусства:

1. Произведения должны иметь познавательный характер.

2. Должны быть понятными и доступными детям.

3. В произведениях должно быть четко выделено главное и основное.

Все это необходимо для того, чтобы пробудить у детей нравственные чувства, которые в дальнейшем помогут сформировать их отношение к окружающему.

Методы и приемы ознакомления детей с искусством усложняются в связи с возрастом детей по мере их взросления.

В младшем возрасте это:

1. Знакомство с книжной графикой (книжные иллюстрации).

2. Знакомство с народной игрушкой (дымковской, каргопольской, филимоновской).

В средней группе:

1. При знакомстве с книжной графикой детей учат выделять изобразительные средства (сочетание красок, выразительность формы, детали костюмов и интерьера, обращают внимание на декор и украшения).

2. При знакомстве с народной игрушкой уделяют внимание ее красочности и яркости, материалу, из которого она изготовлена. Важным приемом при рассматривании является использование прибауток, поговорок, музыкальных народных произведений, дидактических игр типа «Что лишнее?».

3. При знакомстве со скульптурами малых форм особое значение уделяется определению материалов, из которых они изготовлены, сюжетному содержанию, особенностям внешнего вида скульптуры. В данном случае дети могут составлять описательные рассказы по скульптуре малых форм, что способствует развитию речи.

В старшей группе:

Занятия по ознакомлению с искусством проводятся 1 раз в месяц. Детей учат понимать содержание художественного произведения, замысел автора и видеть средства выразительности. Детей знакомят с такими видами искусства, как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптуры малой формы и архитектура.

1. Знакомство с книжной графикой идет и на занятии, и в свободное время.

Важно обратить внимание на творческую манеру художника- графика. В конце учебного года можно организовать выставку работ знакомых художников. Знакомство с графическими иллюстрациями идет в 2 этапа:

— учим замечать главное;

— обращаем внимание на детали.

2. Знакомство с декоративно-прикладным искусством в старшей группе основано на рассказах о русских народных промыслах: где возник, где сделан, технология промысла. На данном этапе продолжается знакомство детей с произведениями Гжельской, Хохломской, Богородской игрушкой, а также с произведениями Жостово. В данном случае используется метод сравнения 2 видов игрушек. Просмотр иллюстраций, диафильмов, слайдов, презентаций, открыток будет являться приемом работы с детьми.

3. Знакомство со скульптурой малой формы в старшем возрасте происходит при знакомстве с произведениями известных картин (например, «Портрет скульптора В.И.Мухиной» художника Нестерова), рассматриваются альбомы известных скульптурных композиций.

В старшем возрасте детей знакомят с произведениями художников И.И.Шишкина, И.Левитана.

В подготовительной группе:

Идет более глубокая работа по ознакомлению детей с искусством на основе уже имеющегося ими опыта и психологической готовности к восприятию более сложного по содержанию и замыслу произведения искусства.

1. Книжная иллюстрация знакомит с тем, как именно художник добивается выразительности образа, использует цвет и форму. Детей учат сравнивать иллюстрации художников, отличных по творческой манере (Рачев, Чарушин). Кроме традиционных вопросов детям задают вопросы иного характера:

— о чем тебе думается или вспоминается, глядя на картину;

— какое настроение возникает у тебя, когда ты смотришь на картину.

2. Знакомство детей с жанрами изобразительного искусства проводится в 3 направлениях.

Портрет:

— знакомство с автором картины, ее названием. Рассматриваются портреты детей и известных людей (Пушкин, Мика Морозов, Мухина).

Пейзаж:

обращается внимание детей на цвет, колорит, время дня, тон, композицию. Возможен прием использования музыки и художественного произведения при рассматривании картины.

Натюрморт:

обращается внимание детей на цвет, форму, композицию, колорит и предметы быта. В работе используется фланелеграф для более точного разъяснения композиции натюрморта.

3. Знакомство с декоративно-прикладным искусством в подготовительной группе проводится с более глубоким изучением 2-3 видов народных промыслов. Приемом работы является искусствоведческий рассказ. Детей знакомят с искусством вологодских кружевниц, Павлово-Пасадским искусством платков и Палехскими миниатюрами, а также местными промыслами и Урало-Сибирской росписью.

4. Знакомство со скульптурами малых форм строится на основе работы с детьми старшей группы.

5. При работе с жанрами изобразительного искусства в работу с детьми добавляются новые темы: бытовой, мифологический сюжеты. Проводится работа по знакомству детей с художниками-анималистами и маринистами (Чарушин, Айвазовский).

Таким образом, можно сделать вывод: вид изобразительного искусства-это способ изображения реальной жизни на плоскости или в объеме того или иного объекта, с использованием приемов, которые использовал художник или скульптор.

Для достижения цели своей работы я использовала различные виды дидактических игр для детей по жанрам:

— пейзаж («Из чего состоит пейзаж», «Собери пейзаж», «Части суток»);

— натюрморт («Составь натюрморт», «Симметричные предметы», «Дострой изображение»;

— портрет («Составь портрет сказочного героя», «Найди недостаток в портрете», «Узнай по силуэту»);

— декоративно-прикладное искусство («Найди две одинаковые матрешки», «Угадай узор» (по мотивам росписей);

— скульптуры малых форм и архитектура (альбомы по видам архитектуры разных стран, рассматривание альбомов скульптур и статуэток).

Кроме того, в своей работе я использовала гимнастику для глаз, физминутки, слушание релаксационной музыки при просмотре картины и беседы, в ходе которых использовала метод пояснения и сравнения. А также литературные и песенные образы для оживления детских эмоций.

После изучения каждой темы и проведения занятий, организовывала выставку детских работ по теме для ознакомления родителей и с результатами работы.

В своей работе использовала информационные материалы для родителей и педагогов:

— репродукции картин известных художников «шедевры русской живописи»;

— папки-передвижки с темами консультаций;

— памятки для родителей и педагогов «Как смотреть жанровую живопись», «В музей с ребенком» и т.д.

Свою работу начала с детьми 2 младшей группы, распределив задачи работы на каждый учебный месяц года и запланировав виды деятельности. Планирование работы занесла в соответствующие таблицы по каждой возрастной группе.

Месяц Тема Цель Задачи программного содержания Формы и методы проведения занятий Используемые средства Работа с родителями и педагогами

По каждому учебному году были сделаны выводы на основе диагностических материалов (диагностическая игровая ситуация «Интервью с художником», «что люблю, о том говорю» на основе беседы) на основе исследований и методических разработок Н.М.Зубаревой, Т.Г Казаковой, Т.С.Комаровой, Н.А Курочкиной. Результаты работы занесены в таблицу.

Кроме того, в старшей и подготовительной группах с детьми проводилась кружковая работа по декоративно-прикладному искусству с использованием нетрадиционных художественно-графических техник в старшей и подготовительной группах. Обследование детей в конце учебного года проводилось с использованием диагностического материала и заносилось в таблицу.

Вопрос,
задание
Используемый стимульный материал Знания, умения, навыки
Сформированы На стадии формирования Не сформированы

В подготовительной группе велась работа по проекту «Развитие художественно-эстетического восприятия у дошкольников через ознакомление с искусством живописи».

Задачи проекта:

— создание условий для художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников;

— повышение уровня педагогического мастерства педагогов для четкого планирования работы педагогов ДОУ по ознакомлению старших дошкольников с живописью:

— отслеживание динамики показателей художественно- эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, можно сделать выводы, что систематическая работа по теме, организованная предметно-развивающая среда, координация усилий педагогов, родителей, социума позволили повысить уровень художественно-эстетического восприятия у дошкольников.

Литература:

1. Веракса Н.Е Программа «От рождения до школы», Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014.

2. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. Москва, Мозаика-Синтез, 2001.

3. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Москва. Просвещение, 2000.

4. Скоролупова О.А. Радость творчества. Москва. Скрипторий,2003.

5. Соломенникова О.А. Радость творчества. Москва. Мозаика-Синтез, 2005.

6. Федотов Г.Я. Послушная глина. Москва. АСТ-Пресс,1997.

7. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Москва, Просвещение, 1999.

Знакомство с гравюрой в подготовительной группе.

1

Цветная гравюра

2

2

Черно-белая гравюра.

4

Рисование «Осеннее дерево», «Пейзаж невидимой планеты».

Диагностика познавательно- речевого развития Сони С.(6лет) по методике Чиндиловой О.В.(Программа «Детский сад 2100»

 1. В ходе подготовки к выполнению задания ознакомилась с рекомендуемой литературой по теме занятия.

              2. В процессе реализации одного из основных направлений психолого-педагогической работы, познавательно-речевого, осуществлено диагностическое обследование интеллектуального развития Сони С., 6 лет, (старший дошкольный возраст) по методике О.В. Чиндиловой («Программа «Детский сад 2100») на начало учебного года (входная диагностика). Данная диагностика соответствует «ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Цель: выявить уровень развития речи и готовность к овладению грамотой, памяти, внимания, мышления, воображения и пространственных представлений; определить, на каком уровне освоения содержания программы находится ребёнок на данном этапе и составить для него индивидуальную программу предшкольного образования.

      Диагностика речевого развития включала три группы заданий. По рекомендации автора проводилась в три приёма.

  1. .Определение уровня словарного запаса ребенка и способности к использованию им в своей речи усвоенной лексики (включало 10 заданий).
  2.  .Выявление степени освоения ребенком грамматического строя родной речи (включало 10 заданий).

    Обследование проводилось индивидуально с ребёнком в форме доверительной беседы, с элементами включения дидактических игр и игровых заданий. Имели место затруднения в ответах, неуверенность, медлительность, но ребенок чувствовал доброжелательное отношение и поддержку с моей стороны, в отдельных случаях даже помощь. Я старалась её подбадривать, хвалила, создавала благоприятную обстановку для диалога.

  1. .Диагностика развития умения таких видов речевой деятельности, как говорение, слушание, чтение- слушание и звуковой культуры речи ребёнка.

    Для выполнения заданий 3-й группы были использованы предметные картинки, серии сюжетных картинок, схемы для составления описательных рассказов, игрушки, предметы (школьные принадлежности и др.) схемы слов из 3-5 букв. Для прослушивания был предложен рассказ Е.Чарушина «Томка испугался».

Диагностика познавательного развития включала задания на проверку внимания и памяти, уровня развития мышления, задания на проверку развития воображения и пространственных представлений. Обследование проводилось в форме игровых заданий с использованием серии предметных картинок, серии сюжетных картинок; шаблонов геометрических фигур, игрушек. Для заданий на проверку развития воображения и пространственных представлений использовались полоски бумаги разной длины и ширины, разноцветные квадраты, листы бумаги в клеточку и карандаши.

Оценка уровня овладения ребенком необходимыми умениями и навыками познавательно речевого развития:.

    1 — 2,2 балла –  низкий уровень— ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает; выполняет некоторые предложенные задания с помощью взрослого;

2,3 — 3,7 балла – средний уровень— ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;

3,8 — 5 баллов – высокий уровень— ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все задания; ребенок выполняет все задания самостоятельно.

    Данной оценочная система позволила определить уровень овладения Соней С. необходимыми умениями и навыками познавательно- речевого развития для её возрастной группы, как средний, что выявлено подсчетом баллов, полученному среднему значению- 3 балла, что можно считать нормативным в развитии ребенка в начале учебного года.

    Показатели развития ребёнка, которые оценивались в ходе выполнения заданий для диагностики, приведены в  «Таблице диагностики» (таблица прилагается).

Анализ мониторинга.

    Данные мониторинга показали, что словарный запас Сони С. соответствует возрастной норме, ребенок недостаточно владеет обобщающими понятиями, хотя различает звук, слово, предложение; употребляет в речи сложные предложения проблематично. Затруднения вызывают задания на образование новых слов суффиксальным способом. Соня понимают значение противоположных слов- синонимов, но употребление их в речи затруднено. Требует дальнейшего развития связная речь девочки; смогла составить рассказ по сюжетной картине, схеме только с помощью взрослого, рассказы- описания игрушки были не полными. Все предложенные графические задания Соня выполняла с частичной помощью педагога.

    Для повышения уровня познавательно-речевого развития ребенка намечены задачи с учетом её индивидуальных и психологических способностей. Результат обследования и последующие мероприятия в этом направлении развития обсуждены с логопедом и психологом. По итогам теста проведена беседа и даны рекомендации родителям Сони: на какие аспекты познавательно- речевого развития следует обратить внимание, чтобы помочь ребенку овладеть необходимыми средствами познавательной деятельности, предложены практические материалы для занятий дома, намечен ряд индивидуальных консультаций . Итоговый показатель-3 балла- средний уровень .

Таблица диагностики прилагается.

Используемая литература

1.«Детский сад 2100». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (Проект)/ Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100». «Детский сад 2100». Образовательная программа для детей раннего возраста (2-3 года). Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (Проект) под науч. ред. О.В. Чиндиловой.-М. : Баласс, 2012.- 496 с.

2. Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации/Авт. Бунеева В.В., Бунеев Р.Н., Денякина Л.М., Чиндилова О.В. — М. : Баласс, 2008- 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

3. Результаты итогового мониторинга образовательного процесса. Методическое издание. Автор — составитель Верещагина Н.В.(Подготовительная к школе группа)- ООО «Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС». С-П., 2011 г.

Наглядные пособия

1. Карточки для звукового и слогового анализа слов. Приложение к пособию для дошкольников «По дороге к Азбуке» сост. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т, Р.).

2. Наглядный и раздаточный материал для дошкольников (карточки). Пособие к тетрадям «По дороге к Азбуке» и «Здравствуй, мир!» (сост. Бунеева В.В., Бунеев Р.Н., Вахрушев А.А.).

3. Развитие речи. Пособия для дошкольников. Приложения к тетрадям «По дороге к Азбуке» (сост. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т, Р.). в 6 :-ти частях. (Сюжетные картинки).

4.Тестовые задания по диагностике развития и воспитания дошкольников (раздаточный материал).

Приложение к пособию «Диагностика воспитания и развития дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100».

  • Рассказ о пушкинских местах
  • Рассказ о пшеницыной из обломова
  • Рассказ о пушкине все
  • Рассказ о пущине друге пушкина
  • Рассказ о пушкине как он жил